§12. Проблемы сохранения природного разнообразия на Земле

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Цель: дать представление о полной взаимосвязи человека и природы; об ответственности человека за окружающий мир природы;
Задачи:
Образовательные – создать условия для расширения и углубления знаний детей о формах биологического разнообразия, о необходимости создания Красной книги и ООПТ;
Развивающие – создать условия для организации самостоятельной работы школьников в малых группах; развивать у детей навыки общения, активность и самостоятельность,
воображение и творческие способности учащихся.
- способствовать воспитанию качеств творчески думающей личности, воспитанию коммуникативной культуры;
Воспитательные – воспитывать в детях бережное отношение к природе, познакомить со способами сохранения растений и животных на Земле;
- показать детям, что человек – работник в «царстве природы»; учить детей выполнять законы природы;
показать, что необходимо как для здоровья человека, так и для здоровья природы; воспитывать интерес к окружающему миру, чувство осознания своего единства с
природой
Оборудование: экран, проектор, персональный компьютер, FLASH-накопитель, конспект мероприятия, презентация «Земля только одна», стендовые доклады
учащихся.
Применяемые педагогические технологии: проектные, личностно-ориентированные, ИКТ
Ход урока:
Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, дорогие ученики! 22 мая - мы отмечаем прекрасный день -Всемирный день биологического разнообразия. А вот вы, ребята, знаете, что такое биологическое разнообразие? Как вы понимаете эти слова.
Ответы детей.
Учитель: Верно. Биологическое разнообразие - это «все многообразие форм жизни на Земле, миллионов видов растений, животных, микроорганизмов с их наборами генов и сложных экосистем, образующих живую природу». Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цель.
(выполняют просьбу учителя).
А теперь посмотрим в учебник на стр. 118 и попробуем найти формы биологического разнообразия. Кто раньше найдёт, тот и выходит заполнять схему. Давайте разобьёмся на группы и попробуем выполнить совместно это задание.
(дети работают в группах)
Спасибо, ребята, за работу. Мы заполнили схему, зарисовали её в тетрадь совместно.
Теперь День биологического разнообразия отмечается во всём мире: в каждой стране, в каждом населённом пункте.
А как вы думаете, с чем связана актуальность этого дня?
(связана с возникшими проблемами на нашей планете).
Сегодня у нас в гостях два необычных человека. Давайте посмотрим на них и попробуем понять их поведение.
Разыгрывается сценка, где 2 туриста загрязняют природу
Как вы думаете, ребята, всё ли правильно сделали эти 2 туриста?
(ответы детей)
Вы совершенно правильно подметили. Мы не имеем права строить своё благополучие за счёт гибели других биологических видов. Каждый биологический вид неповторим, вредных видов в природе нет.
Изучение нового материала.
А теперь давайте послушаем учеников, подготовивших чтение стихотворений на тему «Охрана природы».
Ученик 1. Всё так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Берёзу ножиком пырнул какой- то живоглот.
Мне кажется, из-под коры её слеза течёт.
От этой чёрствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет - я.
Ученик 2 .Если ты сорвёшь цветок...
Ученик 3 . Если я сорву цветок,
Ученик 2 .Если все и я, и ты
Если мы сорвём цветы...
То окажутся пусты
И деревья, и кусты.
Ученик 3. И не будет красоты,
И не будет доброты.
Если только я и ты,
Ученик 1 .Если мы сорвём цветы...
Ученик 4. Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить,
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
Ученик 5 .А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
Ученик 4 .Сейчас же кинулись спасать
«Природную среду»,
Но почему ж так поздно мы
Почуяли беду?
Ученик 5 .Сквозь фабрик и заводов дым
Нам трудно разглядеть
Все те страданья, что Земле
Приходится терпеть.
Ученик 4. Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов.
Где топоры стучат?
Ученики вместе . Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!
Ученик 6. Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полете.
Ученик 7 . Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Ученик 6. О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла.
Ученик 7 .Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Ученик 6. Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Ученики вместе. Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Скажите, ребята, что вы почувствовали, прослушав эти стихотворения? Не стало ли Вам страшно за дальнейшую судьбу обитателей нашей планеты?
(ответы детей)
Учитель. Молодцы, ребята! И да, на самом деле, сегодня биологическое разнообразие стремительно сокращается. Никто до сих пор не знает, сколько видов обитает на нашей планете. А есть виды растений и животных, которые вообще исчезли.
А в чём причина?
(ответы детей)
Верно. Активная деятельность человека. Если не принять мер по защите биологического разнообразия, то в ближайшие десятилетия будут утеряны тысячи видов растений и животных. Конференция ООН, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в 1992 году, выразила беспокойство о дальнейшей судьбе биоразнообразия видов на нашей планете и предложила всей мировой общественности в первую очередь обратить внимание на его сохранение. А сейчас я Вам предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Раз, два - встать пора,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим,
Девять, десять – сядем вместе!

Учитель. Спасибо, ребята, за наш совместный отдых. А теперь мы обсудим с вами возможности защиты всего живого на планете и выясним, по каким причинам происходит резкое сокращение видов на нашей планете? Я приглашаю выступить моих помощников с их подготовленными стендовыми докладами по основным проблемам сокращения биологического разнообразия.
Учащиеся защищают стендовые доклады.

Ученик 1. Защита стендового доклада «Загрязнение водоёмов в современном мире»

Ученик 2 Защита стендового доклада «Убийство с азартом»

Ученик 3.Защита стендового доклада «Велика планета, а ступить некуда …»

Учитель: Спасибо, ребята! Было очень интересно посмотреть ваши работы. Посмотрите теперь на доску. У меня здесь 4 слова.
(на доске написано заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы)
Как вы думаете, каким общим словом их можно назвать?
(ответы учащихся)
Какова роль этих территорий?
(ответы учащихся)
Теперь мы должны познакомиться с этими территориями и заполнить сравнительную таблицу, которая находится на доске. Работаем снова в группах и затем обсуждаем, что у нас с вами получилось.
(работают с текстом учебника и дополнительной литературой)
Учитель: Мы неплохо с вами поработали, а теперь я хочу заострить внимание ещё на одном моменте. Основой охраны природы и сохранения биологического разнообразия являются Красные книги. Давайте найдём информацию о Красной книге из дополнительных источников.
Когда была создана Красная книга Российской Федерации?
(Ответы учащихся: Красная книга животных Российской Федерации была создана в 1985 году, в ней – 247 видов. Красная книга растений Российской Федерации была создана в 1988 году, в ней – 533 вида.)
Учитель: Когда была создана первая Красная книга для нашей Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Кто авторы Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры растений из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Приведите примеры животных из Красной книги Московской области?
(Ответы учащихся.)
Учитель: Большое спасибо всем.
Рефлексия:
Учитель: Спасибо вам, ребята, за ваши интересные выступления. Я надеюсь, что ваши рассказы тронули сердца слушателей. Давайте покажем с помощью смайликов, как каждое выступление произвело на вас впечатление.
(дети показывают смайлики, идёт обсуждение выступлений.)
А сейчас давайте посмотрим презентацию и закрепим всё то, что мы узнали сегодня.
Закрепление: просмотр презентации «Земля только одна»
Учитель: Настало время подвести итог. Если мы будем проявлять к окружающей среде такое поработительское отношение, то сильно пострадаем от её мщения. Природу нельзя покорять, с ней надо сотрудничать.
Домашнее задание: я предлагаю вам на выбор:
-составить синквейн
-составить ребус
-составить кроссворд

А в заключение нашей встречи давайте послушаем песню «Мы хотим, чтоб птицы пели» и будем своими делами творить добро в том доме, где мы живём. Я призываю вас, ребята, сохранить мир вокруг себя, ведь Земля только одна…
Звучит песня «Мы хотим, чтоб птицы пели» в исполнении Валерии Федоренковой.
Спасибо всем за внимание, надеюсь, что наша встреча не прошла даром.

Биологическое разнообразие (БР)– это совокупность всех форм жизни, населяющей нашу планету. Наиболее авторитетная оценка видового разнообразия выполнена в ЮНЕП в1995г. Согласно этой оценке, наиболее вероятное количество видов –13–14 млн, из которых описаны лишь1,75 млн, или менее13 %. Снижение видового и генетического разнообразия подрывает дальнейшее совершенствование форм жизни на Земле.

Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) создана в 1972 году. Ее назначение состоит в обеспечении руководства и поощрении партнерства в области бережного отношения к окружающей среде путем создания возможностей для улучшения качества жизни государств и народов без ущерба для будущих поколений. Наивысший иерархический уровень биологического разнообразия– экосистемный, или ландшафтный. На этом уровне закономерности биологического разнообразия определяются в первую очередь зональными ландшафтными условиями, затем местными особенностями природных условий (рельефа, почв, климата), а также историей развития этих территорий.

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия

1) быстрый рост населения и экономического развития, вносящие огромные изменения в условия жизни всех организмов и экологических систем Земли;

2) увеличение миграции людей, рост международной торговли и туризма;

3) усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха;

4) недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды;

5) невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

Экономическая целесообразность сохранения биоразнообразия обусловлена использованием дикой биоты для удовлетворения различных потребностей общества в сфере промышленности, сельского хозяйства, рекреации, науки и образования: для селекции домашних растений и животных, генетического резервуара, необходимого для обновления и поддержания устойчивости сортов, изготовления лекарств, а также для обеспечения населения продовольствием, топливом, энергией, древесиной и т. д.

В соответствии с классификацией Всемирного союза охраны природы, выделяются8 видов охраняемых территорий:

Заповедник. Национальный парк. Памятник природы Охраняемые ландшафты и приморские виды. Ресурсный резерват, создаваемый чтобы предотвратить прежде­временное использование территории. Антропологический резерват, создаваемый для сохранения традиционного образа жизни коренного населения. Территория многоцелевого использования природных ресурсов, ориентированная на устойчивое использование вод, леса, животного и растительного мира, пастбищ и для туризма.

Биосферные заповедники. Создаются с целью сохранения биологического разнообразия. Места всемирного наследия. Создаются для охраны уникальных природных особенностей мирового значения.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992) приняла Международную конвенцию по охране биологического разнообразия.

Разработка открытого урока по экологии. Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия». Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по экологии

Е.В. Селезнева

учитель биологии и экологии,

МОУ лицей № 9 г. Волгограда

Глава 11. Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия

Урок № 15 Тема: «Проблема сохранения биологического разнообразия»

Цель: расширить знания о биологическом разнообразии организмов.

Задачи:

Раскрыть сущность проблемы рационального использования биологического разнообразия;

Продолжить развивать навыки самостоятельной работы;

Формировать умения анализировать, делать выводы и обобщать на основе работы с учебником;

Применять умения работы с компьютером,

Продолжить утверждение в поведении и чувствах обучающихся экологического мировоззрения.

Оборудование: компьютер, диапроектор, ноутбуки, карточки, таблицы.

Педагогическая технология: технология творческих мастерских.

Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая.

Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый.

Средства обучения:

  1. Учебник: Миркин Б.М. Экология: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова, С.В. Суматохин.- М.: Вентана – Граф, 2009.
  2. Презентация.
  3. Распечатки материала.

I Организационный момент.

II Актуализация знаний.

Цель: уточнить понятие « биологическое разнообразие».

Учитель: прошу посмотреть на фотографии, таблицы и определить о чем пойдет разговор в следующей главе и на данном уроке. (экосистемах, популяциях, видах и их многообразии, биоразнообразии и т. д.) Верно. Мы сегодня поведем разговор о биоразнообразии и его сохранении. Тема главы 11 «Сохранение и рациональное использование биологического разнообразия». Тема урока: «Проблема сохранения биологического разнообразия» . Прошу открыть тетради и записать число и тему урока. Как вы думаете какова цель урока и задачи? (слайд презентации)

Вспомните из биологии, что такое биоразнообразие? (совокупность видов всех живых организмов)

Назовите факторы, определяющие биоразнообразие. (абиотические, биотические называют с примерами)

Сколько видов на планете? (слайд)

III Изучение нового материала

Учитель: биоразнообразие имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы. А так как оно является ресурсом (каким? Исчерпаемым) оно имеет стоимость, т.е. ценность. Предлагаю на данном этапе урока узнать о формах ценности биоразнообразия, в этом нам поможет п. 45 учебника (запишите домашнее задание). Но знакомится мы будем поэтапно. Работаем по алгоритму: индивидуальная работа с текстом учебника на с. 250-253 и законспектируйте в тетради. Используйте разные формы (краткие тезисы, таблицу, схему и т.д.) 10 мин.

Обсудите в паре. 3 мин

Обсудите в группе, оформите схему конспект и подготовьтесь к защите. 5 мин.

Учитель: мы узнали о ценностях биоразнообразия и конечно перед нами, стоит задача сберечь и сохранить то, что имеем и используем. Эта задача решается на популяционно-видовом и экосистемном уровнях. Используется два подхода. Первый – охрана в узком смысле. Второй подразумевает, что виды и сообщества используются в режиме неистощимого рационального природопользования. Слайды презентации. Что такое экологический туризм, каковы его особенности? Далее разговор о развитии экологического туризма и проблемах (картины, слайды о национальных парках Волгоградской области и их использовании), об организации сельского хозяйства в экологически безопасном режиме.

IV Закрепление учебного материала::

Защита презентаций обучающихся;

Глоссарий в конспекте /прямая коммерческая ценность биоразнообразия, непрямая коммерческая ценность биоразнообрази и др./

Тест

  1. Биологическое разнообразие является ресурсом

а) исчерпаемым

б)неисчерпаемым

в)возобновимым

2 Совокупность видов, сообществ и экосистем – это

а) животный мир

б) растительный мир

в) биологическое разнообразие

г)объекты, занесенные в Красную книгу

3. Путешествия по слабо нарушенным природным ландшафтам- это

а) полезное времяпрепровождение

б) грамотный отдых

в) экологический туризм

г) рациональное природопользование

4. В настоящее время биоразнообразие

а) быстро увеличивается

б) постепенно возрастает

в) не изменяется

г) снижается

5. Охота на диких животных – это примеры использования

6.Сбор лекарственных растений в природных экосистемах - это

а) прямой коммерческой ценности биоразнообразия

б) непрямой коммерческой ценности биоразнообразия

в) рекреационной ценности биоразнообразия

г) непознанной ценности биоразнообразия

/ ответ: 1а; 2в; 3в; 4г;5а; 6а/

V Рефлексия. Выскажите собственное суждение о достижении цели занятия. Вывод:

биологическое разнообразие - исчерпаемый ресурс, имеющий ценность, которую нужно сохранить и рационально использовать, обеспечить самовосстановление. От сохранения биоразнообразия зависит будущее человечества.

VI Домашнее задание: п. 45, конспект, презентация.

Учитель: самостоятельная работа с учебником и совместная деятельность в группах дала нам возможность усвоить учебный материал, а также мы отработали приемы эффективного взаимодействия друг с другом. Спасибо за работу!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проблема сохранения биологического разнообразия

Цель: Расширить знания о биологическом разнообразии и проблемах сохранения и рационального использования.

Биологическое разнообразие, его сохранение и рациональное использование. Биоразнообразие включает в себя разновидности растений, животных, микроорганизмов, а также те экосистемы и экологические процессы, частью которых они являются.

Форма охраны Охрана видов и популяций Охрана природных сообществ Охрана (в узком смысле) Составление красных книг Организация охраняемых природных территорий Запрет на использование охраняемых видов Слежение за состоянием биоразнообразия в пределах охраняемых природных территорий Интродукция и реинтродукция редких видов Рациональное использование («Охраняй используя и используй охраняя») Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования популяций Разработка и соблюдение экологических норм для рационального использования естественных экосистем Подбор оптимальной структуры и порядка использования сельскохозяйственных экосистем Восстановление нарушенных экосистем (после горных разработок и т.п.)

Причины современного ускоренного снижения биологического разнообразия быстрый рост населения и экономического развития; рост международной торговли и туризма; усиливающееся загрязнение природных вод, почвы и воздуха; недостаточное внимание к долговременным последствиям действий, разрушающих условия существования живых организмов, эксплуатирующих природные ресурсы и интродуцирующих неместные виды; невозможность в условиях рыночной экономики оценить истинную стоимость биологического разнообразия и его потерь.

Ценность биоразнообразия Прямая коммерческая ценность (потребительская) Непрямая коммерческая ценность (экосистемные «услуги») Опционная (непознанная) ценность биоразнообразия Ценность существования биоразнообразия

Вывод: Биологическое разнообразие является важнейшим исчерпаемым ресурсом; Оно имеет важное значение для поддержания устойчивости биосферы а так же высокую стоимость, которая оценивается по 4 основным экономическим параметрам, удовлетворяющим потребность человека в общении с природой; Сохранение биоразнообразия является одной из глобальных экологических проблем и с каждым годом все больше обостряется по мере исчезновения новых видов.



Актуальность Сохранение разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальная задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. охрана живого на Земле является задачей всего человечества. в сохранении биоразнообразия должны принимать участие все люди и все институты общества. К сожалению, понимание новой тенденции еще не охватило широких масс принимающих решения. Сохранение разнообразия видов животных и растений, ландшафтов и экосистем – актуальная задача современности. Сохранение биоразнообразия не является просто новым направлением охраны природы, это – неотъемлемая составная часть концепции перехода человечества на принципы устойчивого развития. охрана живого на Земле является задачей всего человечества. в сохранении биоразнообразия должны принимать участие все люди и все институты общества. К сожалению, понимание новой тенденции еще не охватило широких масс принимающих решения.


Цели и задачи Разработать программы по сохранению биологического разнообразия Разработать программы по сохранению биологического разнообразия Создать системы заповедников, заказников, национальных парков Создать системы заповедников, заказников, национальных парков Принять законы для сохранения видов Принять законы для сохранения видов Контролировать численность видов Контролировать численность видов





Главные причины утраты биологического разнообразия, сокращения численности и вымирания животных нарушение среды обитания; чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах; интродукция (акклиматизация) чуждых видов; прямое уничтожение с целью защиты продукции; случайное (непреднамеренное) уничтожение; загрязнение среды нарушение среды обитания; чрезмерное добывание, промысел в запрещенных зонах; интродукция (акклиматизация) чуждых видов; прямое уничтожение с целью защиты продукции; случайное (непреднамеренное) уничтожение; загрязнение среды браконьерство браконьерство












Меры защиты животных Создание заповедников, заказников, национальных парков Создание заповедников, заказников, национальных парков Создание крупнейших зоозащитных организаций (Green Peace, PETA) Создание крупнейших зоозащитных организаций (Green Peace, PETA) Запрет на браконьерство Запрет на браконьерство Занесение исчезающих видов животных в Красную книгу Занесение исчезающих видов животных в Красную книгу



Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Биоразнообразие может быть разделено на три категории: генетическое разнообразие, разнообразие видов и разнообра-зие экосистем. Генетическое разнообразие подразумевает раз-нообразие генов внутри одного вида. Видовое разнообразие - это разнообразие видов внутри одного региона. Разнообразие экосистем - разнообразие мест обитания, биотических сооб-ществ и экологических процессов в биосфере. Необходимо по-нимать, что существуют различные уровни биоразнообразия, причем видовое разнообразие, пожалуй, наиболее легкий пред-мет для изучения.

Все три уровня разнообразия составляют единую систему. Снижение генетического разнообразия вида, происходящее из-за «отсутствия притока свежей крови» вследствие, например, разде-ления некогда единого ареала на части, может привести к гибели вида, а значит, уменьшится биологическое разнообразие данного региона. Биоразнообразие напрямую связано с устойчивостью экосистем и биосферы в целом к изменениям экологических факторов, в первую очередь антропогенных. Снижение биоразно-образия приводит к разрушению сложившихся экологических связей и деградации природных сообществ, к нарушению их го-меостаза, в конечном счете - к их уничтожению

Поддержание биоразнообразия необходимо по многим при-чинам , не говоря уже о том, что каждый вид и каждая экосистема имеют право на существование. Жизнедеятельность многих видов зависит от других; уничтожение одного вида может привести к исчезновению других. Человек, как биологический вид, зависит от других видов из-за потребности в еде, лекарствах, промыш-ленных продуктах, а также в таких «экологических услугах», как, например, самоочищение водоемов. И, наконец, каждый вид и каждая экосистема вносят определенный вклад в красоту и богат-ство окружающего нас мира

По наиболее взвешенным оценкам биологов, на Земле имеет-ся около 10 млн. видов живых- организмов. Систематики дали на-звание только 1,4 млн. видов. Существует невообразимое множе-ство пока еще «неопознанных» микроорганизмов, насекомых и малых обитателей океана.

Влажные тропические леса Юго-Восточной Азии, Централь-ной и Западной Африки, а также Латинской Америки характери-зуются наибольшим видовым разнообразием. Степень уничтоже-ния лесов, а значит, и утрата мест обитания, наиболее высока в тех же районах. Ежегодно уничтожается около 17 млн. га тропи-ческих лесов (территория, в 4 раза превышающая площадь Швейцарии). При сохранении таких темпов уничтожения тропи-ческих лесов от 4 до 8% видов, обитающих во влажных тропиче-ских лесах, обречены на вымирание к 2015 г., а от 17 до 35% - к 2040 г. Если так будет продолжаться и дальше, то в течение по-следующих 25 лет будут обречены на уничтожение еще 15% ви-дов, обитающих на Земле. Леса умеренного климата характери-зуются меньшим разнообразием видов, но и они уничтожаются. На сегодняшний день осталось только 44% лесов умеренного климата, в основном в Сибири и на Тихоокеанском побережье Северной Америки.

Следует иметь в виду, что существует разница между «собственно вымиранием» и «обреченностью на вымирание». Не-которые виды могут продолжать свое существование на протяже-нии нескольких поколений, но в итоге они исчезают из-за влияния факторов, неопасных для видов с нормальной численностью, на-пример, из-за неурожая, эпизоотии, разрушения мест обитания, уничтожения кладок яиц и т. д. Иными словами, когда численность видов или популяций высокая, шансов выжить у них значительно больше, чем у малочисленных видов или популяций.

Разрушение мест обитания - не единственная причина сни-жения биоразнообразия. К другим причинам относится фрагмен-тация. Так, для выживания некоторых видов, например, журав-лей, одно огромное болото имеет значительно большее значение, чем несколько меньших, хотя и равных по суммарной площади. Некоторым хищникам, например, волкам, для охоты нужны об-ширные территории

Под снижением биоразнообразия понимается не только уменьшение числа видов, живущих на данной территории, но и качественные изменения экосистем, когда взамен одних видов по-являются другие, не характерные для местных природных сооб-ществ. Важную роль в этом процессе может играть интродукция - перенос видов организмов за пределы их естественных ареалов и внедрение в местные природные комплексы. При отсутствии на новом месте жительства естественных врагов вид начинает бурно размножаться, вытесняя другие виды. В таких случаях интродукция может привести к снижению биоразнообразия. Наиболее известные примеры печальных последствий интродукции - появление коло-радского жука в Европе и кролика в Австралии.

В Конвенции о биологическом разнообразии, принятой на Конференции в Рио-де-Жанейро, отмечается, что «утрата биоло-гического разнообразия на планете продолжается главным обра-зом из-за разрушения среды обитания, чрезмерной эксплуатации сельскохозяйственных ресурсов, загрязнения окружающей среды и привнесения инородных растений и животных. Уменьшение биологического разнообразия происходит в первую очередь из-за деятельности человека и представляет собой серьезную угрозу нашему развитию».

Основные причины утраты биологического разнообразия, от-меченные в Конвенции, включают:

возрастающую численность населения;

возрастающее потребление ресурсов;

пренебрежительное отношение к биологическим видам и экосистемам;

плохо продуманную государственную политику в области использования природных ресурсов;

негативное влияние международной торговли;

несправедливое распределение ресурсов;

непонимание или игнорирование значения биологиче-ского разнообразия.

Образ жизни пещерного охотника привел к уничтожению не-которых видов животных, например, мамонтов и шерстистых но-сорогов. Земледелие уже во времена древних цивилизаций стало причиной экологических катастроф - образования пустынь и све-дения лесов на громадных территориях. Но в последние десятиле-тия влияние человека на природные сообщества многократно усили-лось, значительно превышая их способность к самовосстановлению.


Изменился качественный,состав жертв: если в предыдущие века с лица Земли были стерты, главным образом, виды, представляющие интерес для охотников, то теперь в Красные книги попадают и на-секомые, и рептилии, и прочие, не представляющие промыслового интереса, живые существа. В них уже не стреляют ради вкусного мяса или красивых перьев: их попутно, вместе с сорняками, губят ядохимикатами, у них отнимают места обитания введением интроду- цированных видов, вырубкой лесов, распашкой лугов, осушением и орошением земель, разработкой полезных ископаемых, строительст-вом дорог и городов, загрязнением окружающей среды.

Вопросы и задания

1.В чем заключается проблема биологического разнообра-зия?

3.Приведите основные положения Конвенции о биологи-ческом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992).

4.В чем основные причины снижения биоразнообразия?

Биологическое разнообразие

Лекция 7 " Сохранение биологического разнообразия "

ЭКОЛОГИЧНО : Сохранение биоразнообразия (рус .)

Международный день биологического разнообразия

Ресурсы:

С. В. Алексеев. Экология: Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СМИО Пресс, 1997. - 320 с

Хостинг презентаций



Рассказать друзьям