§22. Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV в

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIII- XIV В.

Вопросы в тексте параграфа

Как возрождение русских земель после монгольского нашествия сказалось на развитии русской культуры?

Освоение новых территорий, объединение земель вокруг Москвы, десятилетия отсутствия набегов Орды, успехи в хозяйственном развитии способствовали возрождению русской культуры. Центр политической и культурной жизни постепенно перемещался в Москву, возглавившую борьбу против Золотой Орды. Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным владычеством стала одной из ведущих во всех русских землях. Она проходила красной нитью через произведения устного народного творчества, письменности, живописи, архитектуры. В культурном развитии Руси начался период переосмысления роли русского человека, его мироощущения и жизни в едином русском государстве.

Что такое эпоха Возрождения?

Эпоха Возрождения или Ренессанса представляет собой период европейской истории, ознаменованный многими культурными преобразованиями. Эпоха Возрождения пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения. Эпоха Возрождения европейской культуры имела мировое значение. Точные годы Ренессанса установить невозможно, тем более что для каждого европейского государства они отличаются. Однако принято считать, что эпоха Возрождения началась в XIV веке, а закончилась в начале XVII века.

В этот период на смену средневековому религиозному фанатизму пришла светская культура и гуманизм. Именно тогда возрождается интерес к забытой античной культуре. Собственно, от этого и происходит термин «Возрождение». По сути, эпоха Возрождения – это переход от феодального общественного устройства к буржуазному. Именно тогда формируются национальные государства, между которыми начинает процветать торговля, и устанавливаются международные дипломатические отношения. Быстрыми темпами развивается наука, а книгопечатание увековечивает этот исторический период на века. Географические открытия и появление естествознания стали переломным моментом в осознании человеком самого себя. На новый уровень выходят литература, живопись, музыка. Закладывается основа будущих значимых научных теорий и открытий.

Узнайте, когда и где в Европе впервые появилась бумага

Около 1100 года производство бумаги было завезено в Испанию маврами, впервые появляется бумажная мельница в Хативе (Испания). Также в X-XI веках бумага уже активно использовалась в скрипториях Византии.

Почему, на ваш взгляд, в былинах повествуется о событиях, связанных с историей Древней Руси?

В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

В чем вы видите главное отличие жанра былины от жанра исторической песни?

В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

Найдите изображения церкви Николы на Липне в Интернете. Сравните их с русскими храмами домонгольского времени. Сделайте выводы.

Каменный храм, заложенный в 1292 году, стал первым каменным храмом, построенным на Новгородской республике после монгольского нашествия на Русь. При строительстве храма зодчие ориентировались на одну из последних домонгольских церквей - церковь Рождества в Перынском скиту, которая в свою очередь является новгородской переработкой принципов смоленской архитектуры. Это такой же квадратный в плане, крестовокупольный, четырёхстолпный, одноглавый и одноабсидный храм, только более крупный и широкий. Лопатки на трёхлопастном фасаде присутствуют только на углах. Над западным входом в храм находится ниша, в которой раньше были фрески. В верхней части барабана, над «бровками» окон и под трёхлопастными абрисами фасадов располагаются аркатурные пояса, аналоги которых по мнению некоторых исследователей следует искать в романской (или переходной романо-готической) архитектуре Ливонии. Кроме того, храм оформлен небольшими нишами с каменными рельефными крестами.

В это церкви впервые можно увидеть новую строительную технику. По сравнению с более древней техникой, которая состояла из чередующихся рядов камня и плинфы на растворе извести с примесью кирпича-цемянки, храм Николы в большей степени сложен из волховской плиты на растворе песка с известью. В кладке церкви Николы в некоторых местах применен еще и кирпич более усовершенствованной удлиненной формы. Именно такая система кладки вскоре станет характерной особенностью каменного новгородского зодчества 14-15 веков.

Церковный зодчий решил последовать за строителями церкви Перынского скита и отказался от былой системы посводного покрытия. Он перешел к трехлопастному завершению здания, являющегося отличительной особенностью практически всех памятников знаменитого новгородского зодчества 14-15 веков. Зодчий храма Николы решил переменить членения фасадов лопатками, что станет характерной чертой зодчества первой половины 14 века. Для того чтобы создать художественный облик церкви Николы, были применены вытянутые пропорции, что и стало одной из характерных черт новгородских памятников 14-15 веков.

В отличие от суровых новгородских церквей домонгольского периода храм Николы отличается легкостью, нарядностью и торжественностью форм. В храме с особой отчетливостью выступили черты, которые свидетельствовали о начале полного переосмысления былых архитектурных традиций.

Как вы думаете, какие творческие причины могли побудить Феофана Грека покинуть Византию и обосноваться на Русской земле?

Феофан стал признанным мастером в Византии, но его искусство «переросло» строгие византийские каноны. Его искусство оказалось последним цветком на иссохшей почве византийской культуры. Многие талантливые люди Византии того времени стремились уехать в Италию, где зарождалась эпоха Возрождения. Феофан так же мог уехать в Италию, но не смог отказаться от своей православной веры и поехал реализовывать свои творческие амбиции на Руси.

На Руси, переживавшей период подъема, связанного с началом активной борьбы за освобождение и объединение русских земель вокруг Москвы, Феофан нашел плодотворную почву для развития своего могучего творческого дара. После его приезда в Новгород его искусство, идущее от византийских традиций, развивается в тесном взаимодействии с русской культурой. Византийский мастер нашел на Руси вторую родину. Его страстное, вдохновенное искусство было созвучно мироощущению русских людей, оно оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников.

Известно, что на Руси Феофан Грек принимал участие в росписи десятков церквей. К сожалению, большинство его работ утрачено и неизвестно, принадлежит ли ему самому или его ученикам целый ряд первоклассных произведений, ему приписываемых. Достоверно известно только, что им была расписана церковь Спаса Преображения в Новгороде.

Конечно живопись Феофана Грека была созвучна уходящей золотоордынской Руси. Но она не соответствовала настроениям новым, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызвало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Назовите причины культурного возрождения русских земель.

  • освоение новых территорий;

2. Какие новые жанры и идеи появились в устном народном творчестве в XIII-XIV вв.?

В устном народном творчестве XIII-XIV веков наивысшего расцвета достиг былинный героический эпос. Создатели обращались к славному прошлому своей страны, к временам Киевской Руси. В устном народном творчестве Древняя Русь, стольный град Киев, Владимир Красное Солнышко, былинные богатыри представали как воплощение единства Руси. Именно эта идея стала очень популярной в народном творчестве новой Руси XIV века.

Наряду с героическим эпосом, былинами, сформировался новый жанр устного творчества – исторические песни. В отличие от жанра былины, героями исторической песни представлялись не идеализированные герои и правители, а простые люди. В песнях рассказывалось об их героизме, подвигах, чувствах и судьбе. Уж очень свежи были в памяти события противостояния Орде, когда во всей красе проявился героизм простых людей.

3. О чём идёт речь в «Повести о разорении Рязани Батыем»? Определите жанр этого произведения.

Повесть о разорении Рязани Батыем посвящена реальному историческому событию, поражении русских князей и о разорении Рязани ханом Батыем. Все герои повести - реальные исторические персонажи. Евпатий Коловрат показан в образе былинного богатыря, уважение к подвигу которого выказал даже сам Батый. Произведение создано в жанре военной повести и прославляет героизм русских людей, их веру, стойкость, готовность к самопожертвованию ради своей страны.

4. Расскажите о достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.

Русское зодчество конца XIII-XIV века развивало и переосмысливало традиции Древней Руси. Именно в этот период возникла национальная русская архитектура, потому что появились первые русские зодчие, способные самостоятельно вести строительство. Также в этот период увеличилось количество построек, и особенно каменных зданий. Русские мастера выбирали место для строительства, учитывая окружающий ландшафт.

Памятники русского зодчества в основном рассказывают о мире средневекового православного человека. Все они строились по единым канонам – храмы были крестово-купольными. Венчал храм крест. Несмотря на каноны на Руси сложились уникальные архитектурные школы. Так, для владимиро-суздальской архитектуры были характерны резьба по камню, аркатурные пояса из полуколонн. Новгородскую архитектурную школу отличала простота и строгость форм и внутреннего убранства, отсутствие резных элементов.

Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. Построен Успенский и Архангельский соборы, церкви Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. Свидетельством возрастания могущества Москвы стало возведение белокаменного Кремля. Все здания в Москве возводились в духе традиций владимирского зодчества (пышность, торжественность), что было призвано подчеркнуть идею преемственности столичного положения Москвы.

Своеобразием отличалось зодчество Пскова. Поскольку эта земля находилась на окраине Руси, то распространение получило именно оборонное строительство. Примером тому служит каменная крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений страны. Вся архитектура самого города Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

5. Какая важная для историка информация содержится в названии московской церкви Спаса на Бору?

Полное название церкви - Собор Спаса Преображения на Бору. Это монастырский собор, располагавшийся в Московском Кремле, во дворе Большого Кремлёвского дворца. Название «на Бору» произошло от окружавших храм хвойных лесов, давших название и самому Боровицкому холму. Сама история праздника Преображения Господня предполагает наличие горы или холма, поэтому храмы, посвящённые этому празднику, стараются строить на возвышенности. Стоял он на том месте, где, по преданию, стояла в чаще бора низкая хижина, в коей спасался отшельник Букал.

6. Перечислите живописные шедевры, созданные на Руси в конце XIV в.

В конце XIV века самым известным художником считался Феофан Грек. Его работы - фрески церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, в частности фреска Спасителя на куполе церкви, Икона Донской Божьей Матери, Иконостас Благовещенского собора стали шедеврами конца XIV века. В начале XV века в русском живописном мире появляются новые имена – Андрей Рублев, Дионисий.

7. Подтвердите фактами утверждение, что русская живопись всё более освобождалась от византийского влияния и приобретала свои самобытные черты.

Монументальная живопись пришла на Русь в конце десятого века вместе с христианской верой. Князья возводили храмы и церкви, которые требовалось расписывать и украшать иконами. Своих мастеров ещё не было, и волей-неволей приходилось приглашать греческих художников. Так византийская школа живописи и церковные каноны надолго вошли в культуру древней Руси. Однако, после свержения монголо-татарского ига сложились, наконец, свои, русские традиции изобразительного искусства.

С начала двенадцатого столетия начинается период политической раздробленности на Руси. Именно тогда начинает складываться самобытная русская школа иконописи и монументальной живописи. Княжества были разделены, Русь потеряла культурные связи с Византией, и поэтому в каждом городе искусства развивались независимо друг от друга и внешнего мира. Культурным центром стало Владимиро-Суздальское княжество. Там греческие каноны приобрели новый, самобытный вид. Иконопись обрела монументальный и торжественный вид, но потеряла плавность линий византийской техники. Одним из таких шедевров является икона св. Дмитрия Солунского.

Следующий период знаменуется монгольским владычеством. Русь по сути была изолированной. Культура пришла в упадок. Новые церкви почти не строились, и поэтому искусство мозаики и фрески уступило место иконописи. И только в Новгороде, куда не дошли разорительные орды кочевников, сохранилась и даже продолжала развиваться живопись. Некоторые учёные считают, что новгородская иконопись 13-15-ых веков просто упростила византийские образцы: изображаемые образы потеряли объём, стали простыми и грубоватыми. Считается, что именно так живопись обрела национальный колорит. Новгородские иконы этого периода отличаются более выразительными, эмоциональными образами. Также в них прослеживается европейское влияние. Линии фигур стали жёсткими, цвета контрастными, преобладает красный фон. Примером новгородской иконописи 13-15-ых столетий является икона «Иоанн Лествичник с Георгием и Власием».

После освобождения от зависимости от Орды и объединения Руси наступило время расцвета и возрождения культуры. На русскую живопись оказали своё влияние новгородская школа, работы таких великих мастеров, как Андрей Рублёв, Феофан Грек и Дионисий. В этот век окончательно сложилась настоящая русская школа живописи. Ей свойственна смесь византийского искусства с национальным колоритом.

Работаем с картой

Рассмотрим карту на странице 27 атласа

1. Найдите на карте города, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в.

Названия городов, в которых началось каменное строительство в конце XIII-XIV в . подчеркнуты синим цветом. Это Тверь, Москва, Коломна, Великий Новгород, Псков.

2. Покажите на карте города, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания.

Названия городов, которые в XIII-XIV вв. стали новыми центрами летописания подчеркнуты зелёным цветом. Это Ростов, Суздаль, Псков и Москва.

Изучаем документ

1. Какова была творческая манера Феофана Грека? Чем он отличался от большинства художников того времени?

Феофан Грек был гением в живописи и как положено всем гениальным художникам он не просто делал роспись, он творил. Автор текста о Феофане Греке подчеркивает именно умение художника создавать картину сначала в своей голове, а потом воплощать ее на холсте или штукатурке храма. Феофан свои картины творил, а не копировал. Этим он, по мнению автора, отличался от большинства художников того времени. В образах Феофана - огромная сила эмоционального воздействия, в них звучит трагический пафос. Острый драматизм присутствует и в самом живописном языке мастера. Манера письма Феофана резкая, стремительная, темпераментная. Он прежде всего живописец и фигуры лепит энергичными, смелыми мазками, накладывая яркие блики, что придает лицам трепетность, подчеркивает напряженность выражения. Цветовая гамма, как правило, лаконична, сдержанна, но цвет - насыщенный, весомый, а ломкие острые линии, сложный ритм композиционного построения еще более усиливают общую экспрессивность образов. Росписи Феофана Грека созданы на основе знания жизни, психологии человека. В них заложен глубокий философский смысл, ясно ощущаются проницательный ум, страстный, кипучий темперамент автора.

2. Какое влияние оказал Феофан Грек на дальнейшее развитие русского искусства?

Страстное, вдохновенное искусство Феофана Грека первоначально было созвучно мироощущению русских людей и, несомненно, оказало плодотворное влияние на современных Феофану и последующие поколения русских художников. Они начали творить. Высокое мастерство Феофана, его умение подчинять многофигурные росписи храма единому замыслу, живой динамизм и психологическая глубина созданных им образов нашли отклик и у русских мастеров.

Правда, тема сурового аскетизма, которую столь блестяще разработал византийский мастер, не получила дальнейшего развития. Она не соответствовала новым настроениям русского народа, мечтам о светлом будущем, о нарождающемся могуществе Московского царства. В Новгороде творчество Феофана вызывало восторг и подражание. Победоносная Москва встретила его благосклонно, но утвердила кистью Андрея Рублева иной стиль живописи – «светло радостный», гармонический, лирико-этический.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Какие общие явления в развитии культуры стран Западной Европы и Руси в XIII-XIV вв. вы можете указать?

Развитие культур Руси и стран Западной Европы в XII-XIV веках условно можно назвать одним общим словом – Возрождение. Вернее, этот период знаменуется началом эпохи возрождения культуры, переосмысления места человека в мире, роли церкви и государства.

Конечно же развитие культуры на Руси и в странах Западной Европы шло своими собственными путями, однако есть и некоторые общие тенденции. Например, в европейской литературе начинает прослеживаться тенденция к развитию так называемой «городской» или «крестьянской» литературы, которая по сути является народной песней, записываемой на бумаге. В таких произведениях главными героями являются простые люди с их достоинствами и недостатками. В них отражается народная мечта о свободе, достоинстве, благородстве простого человека. Широко стали распространены героические баллады - большую известность получил цикл баллад, посвященных легендарному разбойнику Робин Гуду - любимому герою английского народа. Похожие тенденции мы видим и в развитии русской литературы и устного народного творчества.

2. Можно ли говорить о взаимопроникновении культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды? Приведите примеры взаимного влияния культур. Подготовить исследовательский проект «Взаимопроникновение культур разных народов, оказавшихся под властью Золотой Орды».

Скорее да, мы можем говорить о некотором взаимопроникновении культур разных народов. Влияние монголо-татар в большей степени выражено в элементах русской бытовой культуры, привнося изменения в быт, одежду, украшения, сферу торговых отношений. Изменилась одежда: наряду с длинными белыми славянскими рубахами и длинными штанами в обиход вошли были золотые кафтаны, цветные шаровары и сафьяновые сапоги, женские украшения как бисер, бусы, раковины и т. д. Монголы привнесли в русскую культуру счеты, валенки, пельмени.

Проживание по соседству и постоянное взаимодействие русских с народами Орды не могло не повлиять и на язык. Так, в русский язык пришло множество тюркских слов, которые современниками уже и не расцениваются как заимствованные. Сохранилось много монгольских слов, относящихся к государственному (казак, караул, ярлык) и экономическому устройству (казна, тамга (откуда таможня), товар). Другие заимствования относятся к таким сферам как строительство (жесть, кирпич, лачуга), украшения (бирюза, жемчуг, серьга), огород (арбуз, ревень), ткани (бязь, войлок, миткаль, тесьма), одежда и обувь (башмак, кафтан, кушак, фата, чулок, штаны). К лексическим заимствованиям этого периода относятся и такие широко известные слова, как барсук, булат, карандаш, кинжал, мишень, слон, таракан, тюрьма.

О тесном переплетении двух культур свидетельствует и обогащение истории родословных русских семей вкраплением монголо-татарских корней. Влияние служилой тюркской знати на историю России трудно переоценить, выходцы из этой среды даже становились государями всея Руси. Вот примеры известных русских фамилий, происходящие от татаро-монгольских корней: Бунины, Карамзины, Рахманиновы, Скрябины, Тургеневы и т.д.

Таким образом, монголо-татарское завоевание оказало в целом значительное влияние на древнерусскую цивилизацию. Помимо прямых последствий ордынской политики здесь наблюдаются структурные деформации, которые в конечном счете привели к изменению типа феодального развития страны. Московская монархия не была непосредственно создана монголо-татарами, скорее наоборот: она складывалась вопреки Орде и в борьбе с ней. Однако опосредованно именно последствия воздействия завоевателей обусловили многие сущностные черты этого государства и его общественного строя, что проявилось культуре этого периода.

Заимствования у монголов сказались и на военном деле, прежде всего на устройстве конницы. По мнению евразийцев, Русь заимствовала такие черты воинской доблести монгольских завоевателей, как храбрость, выносливость в преодолении препятствий. Также в русском языке сохранилось много монгольских слов, относящихся к деньгам и налоговому обложению, это было связано со сбором дани и различных налогов. Кроме того, московские правители восприняли у монголов этикет дипломатических переговоров. Их знакомство с монгольским способом ведения дипломатии очень помогало в отношениях с восточными державами, особенно с теми, которые стали преемниками Золотой Орды, но случались недоразумения в отношениях со странами Запада вследствие несовпадения норм этикета.

Но самое главное, что нам удалось почерпнуть или скорее даже воспитать в себе во время Ордынского владычества – это терпимость к вероисповеданию и традициям других народов, что позволило на этих принципах в дальнейшем построить новую многонациональную Россию.

Возможные дополнительные вопросы на уроке

Как отразилось Батыево нашествие на культурной жизни Руси?

Серьезнейший удар был нанесен по культуре русских княжеств. После Батыева нашествия строительство каменных зданий на Руси надолго прекратилось.

Какие факторы могли способствовать возрождению русской культуры?

Факторы, способствовавшие возрождению русской культуры:

  • освоение новых территорий;
  • успехи в хозяйственном развитии;
  • усиление Московского княжества, начало процесса объединения Северо-Восточной Руси;
  • идея единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством.

Русь XIII века. В 1237-1240 гг. в пределы русской земли «посекая людей как траву» вторглись полчища монголо-татар.

Враг разорил большую часть Руси, а также Галицию, Волынь, Польшу, Силезию, Моравию и Венгрию. Было разрушено 49 русских городов. На месте прекрасных городов оставались развалины и пожарища, на месте деревень – пепелища. Врываясь в города, захватчики в считанные дни уничтожали то, что создавалось десятилетиями: дворцы и терема, храмы и жилые строения. Не успевшие спрятаться в лесах горожане и сельские жители безжалостно истреблялись или угонялись в плен, в рабство. Многие ремесла пришли в упадок. Русь была вынуждена платить дань Золотой орде. Сначала это были продукты питания, ремесленные изделия, потом деньги («серебро»). У кого ничего не было, у того забирали жену и детей или самого должника.

Монголо-татарское нашествие в Самарском крае. Не избежал разорения и Самарский край. В нем враги встретили жестокое сопротивление. По преданию, на их пути оказался хорошо укрепленный Муромский городок (настоящее название неизвестно). Его окружали глубокие рвы и высокие земляные валы. Защитники города были хорошо вооружены. Не один раз бросал хан Батый все свои силы на приступ города. Но люди не сдавались. Однако силы были не равны. Город пал, был разрушен и сметен с лица земли. Все жители были убиты.

Нашествие монголо-татар внезапно прекратило блестящий расцвет культуры Руси. И прошло немало времени, прежде чем освободившиеся русские люди стали творить как раньше.

Культурная деятельность русских монастырей XIII века. В тринадцатом веке на Руси в монастырях создается немало летописей. В них записывали все главные события страны. Летопись – описание событий по годам. Из этих летописей мы узнаем историю нашей Родины – России. Начинается создание литературы прославляющей ратный подвиг русских людей. Наибольшую известность получило «Сказание о житии Александра Невского» . Оно повествует об истории Руси и судьбе великого полководца.

В монастырях Ярославля, Новгорода, Москвы за XIII век было написано немало икон. Христос, Апостолы, Пророки, Мученики и Святители приобретают черты человека. Известно имя одного из иконописцев, который творил в Новгороде в это время. Подпись Алексы Петрова былаобнаружена на иконе святого Николая Липного.

Музыка XIII века. В тринадцатом веке музыкальное искусство включало два направления: народное и духовное.

Народное творчество скоморохов по-прежнему необходимо было русским людям. Их песни, танцы и шутки сопровождали княжеские пиры. Появляется театр петрушки, в котором веселый и предприимчивый персонаж храбро решает все проблемы.

Особую известность приобретает жанр исторической песни. Часто по деревням и селам скоморохи пели историческую песню «Сказание о граде Китеже» . В песне говорится о древнерусском, «чудном» городе. Он стоял на берегу озера Светлояр. Напали враги на город. Защитники все погибли у стен своего города. Хан Батый приказал сжечь его утром. Но когда солнце поднялось, никакого города на берегу уже не было. Он опустился ночью на дно озера, чтобы избежать разорения и огня.

В XIII веке развивается храмовая музыка, или, как ее принято называть - духовная музыка . В храмах пели не только русские певцы, но и греческие, болгарские.

Каменное строительство на Руси XIII века. На Руси ведется каменное и храмовое строительство. Многие русские города на окраине страны, такие как Киев и Владимир, были разрушены. Строительство вели в основном в центре страны. Русские зодчие использовали все достижения своих предков. Крепли русские города Тверь и Москва.

Таким образом, несмотря на огромные потери, которые понесла Русь в XIII веке, но страна сохранила единство народа, языка и культуры.

1. Прочитай текст рассказа и ответь на вопрос. Как повлияло монголо-татарское нашествие на русскую культуру XIII века?

2. Расскажи о русском искусстве XIII века (литературе, иконописи, музыке, архитектуре).

Русская культура XIV века

Русь XIV века. В четырнадцатом веке началось постепенное возрождение Руси. Восстанавливается сельское хозяйство и развивается ремесло. Если в тринадцатом веке на Руси количество ремесел равнялось 90, то в четырнадцатом веке их было более 200.

Начинается возвышение Москвы, а вместе с этим и возрождение русской культуры. Московское княжество окружено лесами. Врагу трудно было дойти до Москвы. Московским князем стал Иван Данилович (1325-1340). Народ дал ему меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную суму для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во–первых, удалось ему скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Он покупал села и города, увеличивая свои владения. В наследство своим сыновьям он оставил почти сто сел и городов. Во–вторых, Иван Данилович постоянно носил у себя на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим.

Иван Калита известен как князь-строитель. При нем Москву обносят крепким дубовым Кремлем, сооружают дворец самого князя. Возводит князь новые каменные соборы.

Расширяя и укрепляя свое княжество, Иван Калита начал объединение вокруг Москвы русских земель. Это объединение продолжили его дети и внуки. Начинается возрождение русской культуры.

Сергий Радонежский. В XIV веке Русь одержала решающую победу за свое освобождение на Куликовом поле. Перед тем как отправиться на бой Дмитрий Донской взял благословение у Сергия Радонежского - основателя Троицкого монастыря под Москвой.

По свидетельству современников, Сергий Радонежский предсказал победу русского войска и воодушевил мужеством князя и его дружинников. Он страстно выступал за объединение Руси. Сергий стремился примирить враждующих русских князей и сплотить их для борьбы с Ордой. Необычно, согласно одному из преданий, закончилась жизнь Сергия Радонежского. Убедившись, что он не в силах искоренить зло на земле, ложь и недостатки людей, он дает клятву замолчать и ни с кем не разговаривать до конца своих дней. Сергий Радонежский так и умер в безмолвии, но память о великом русском деятеле жива. После его смерти он был причислен к лику святых на Руси.

Русские монастыри XIV века. В монастырях жили монахи – люди, которые посвятили свою жизнь Богу.

Они сообща владели строениями и землей. Возглавлял монастырь настоятель. Сначала монастырь был маленьким и бедным: деревянная церковь и несколько келий (комнат) для немногочисленных монахов. Жили они в больших трудах и лишениях. Бывало, не имелось ни куска хлеба и приходилось несколько дней голодать.

В монастыре были свои строгие правила – устав . Человек, принятый в монастырь, должен был их выполнять. Со временем он становился монахом, при этом отрекался (отказывался) от всего, что его окружало прежде. Даже имя менял. Все монахи были равны и называли себя братьями, лишь к настоятелю почтительно обращались: отец.

Монахи в монастыре жили трудом рук своих: возделывали огороды, растили хлеб, пасли скот. Даже ложки и ножи они делали сами. Сами рубили в лесу деревья и строили церкви и жилые помещения. Грамотные монахи переписывали церковные книги и летописи, некоторые писали иконы. Так в трудах и молитвах день за днем проходила жизнь монахов.

1. Почему Москва в четырнадцатом веке становится центром русской культуры?

2. Объясни, кто такие монахи? Что такое монастырский устав? Расскажи о деятельности Сергия Радонежского.


Похожая информация.


Развитие культуры в Русских землях во второй половине xiii-xvi в.РА З В И Т И Е К УЛ ЬТ У РЫ В
РУСС К И Х З Е М Л Я Х В О ВТО Р О Й
П ОЛ О В И Н Е X I I I - X V I В.
Презентацию подготовила:
Ученица 6Б класса
Пашкова Кристина

Что мы узнаем из этой презентации?

ЧТО МЫ УЗНАЕМ ИЗ ЭТОЙ
П Р Е З Е Н ТА Ц И И?
1) Какие общие явления в развитии культуры
произошли в странах Западной Европы и Руси в XIII-XIV в.
2)О живописных шедеврах, созданных на Руси в конце
XIV в.
3) О достижениях русского зодчества конца XIII-XIV в.
4) О причинах культурного возрождения русских земель.

В этой презентации вы увидите такие изображения как:

В Э Т О Й П Р Е З Е Н ТА Ц И И В Ы У В И Д И Т Е
ТА К И Е И З О Б РА Ж Е Н И Я К А К:
1) Спаситель. Роспись купола церкви Спаса
Преображения на Ильине улице в Новгороде. (Художник:
Феофан Грек)
2) Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в
Новгороде. XIV в.
3)Успенский собор в Коломне. XIV в.

Начало возрождения культуры в русских землях

Н АЧ А Л О В ОЗ Р ОЖ Д Е Н И Я
К УЛ ЬТ У Р Ы В Р УСС К И Х З Е М Л Я Х
Батыево нашествие нанесло большой урон культуре. Лучшие
ремесленники, мастера погибли или были угнаны в рабство. В
результате многие виды ремесла были надолго утрачены. Тем не
менее примерно через 100 лет, почти в одно время с началом эпохи
Возрождения в Западной Европе, со второй половины XIV в.
Начинается постепенное культурное возрождение русских земель.

Что способствовало

Ч ТО С П О СО Б С Т В О ВА Л О
1) Освоение новых территорий
2) Успехи в хозяйственном развитии
3) Центр политической и культурной жизни постепенно
перемещался в Москву
4) Единство Русской земли стала одной из ведущих во
всех русских землях.

Книжное дело, летописание

К Н И Ж Н О Е Д Е Л О, Л Е Т О П И С А Н И Е
С XIV В. НА РУСЬ СТАЛИ ВВОЗИТЬ БУМАГУ-БОЛЕЕ УДОБНЫЙ
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПИСЬМА, ЧЕМ БЕРЕСТА, И ЗНАЧИТЕЛЬНО БОЛЕЕ
ДЕШЕВЫЙ, ЧЕМ ПЕРГАМЕНТ.
КНИГ СТАЛО БОЛЬШЕ, ОНИ ПОДЕШЕВЕЛИ. ИЗМЕНИЛАСЬ И ТЕХНИКА
ПИСЬМА. НА СМЕНУ УСТАВУ, КОГДА БУКВЫ ВЫПИСЫВАЛИСЬ С
НЕОБЫЧАЙНОЙ ТОЧНОСТЬЮ И ТОРЖЕСТВЕННОСТЬЮ, ПРИШЕЛ
ПОЛУУСТАВ-БОЛЕЕ БЕГЛОЕ И СВОБОДНОЕ ПИСЬМО.
В КОНЦЕ XIII-XIV В. СЛОЖИЛИСЬ НОВЫЕ ЦЕНТРЫ ЛЕТОПИСАНИЯ –
ПСКОВ, СУЗДАЛЬ, РОСТОВ, МОСКВА.

Устное народное творчество, литература

У С Т Н О Е Н А Р ОД Н О Е Т В О Р Ч Е С Т В О,
Л И Т Е РА Т У РА
Наивысшего расцвета достиг в XIV в. Былинный
героический эпос. Слагатели былин обращались к славному
прошлому своей страны, к временам Киевской Руси.
Любимым героем былин стал князь Владимир Красное
Солнышко. А стольный град Киев представал в них как
воплощение единства Русского государства. Так же освоился
новы жанр устного творчества – исторические песни.

Зодчество

ЗОДЧЕСТВО
С конца XIII в. на Руси возобновилось каменное
строительство: в Твери по образу владимиро Успенского
собора был построен собор Спаса Преображения. При Иване
Калите построили Успенский и Архангельский соборы, церкви
Иоанна Лествичника и Спаса на Бору. На кануне Куликовской
битвы в коломне начали возводить Успенский собор,
превосходивший по размерам все московские храмы.

Живопись

ЖИВОПИСЬ
С XIV в. Начался расцвет русской живописи. Большой
вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший сначала
в Новгороде, а затем в Москве. Он приехал на Руст из
Византии в 70-х гг.XIV в. Уже известным живописцем.
Одной из лучших работ мастера являются фрески церкви
Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.

10. Иллюстрации

ИЛЛЮСТРАЦИИ
Успенский собор в Коломне
Церковь Спаса
Преображения
на Ильине улице
в Новгороде
Спаситель. Роспись купола церкви
Спаса Преображения на Ильине
улице в Новгороде

На сегодняшнем занятии вы узнаете о развитии русской культуры в тяжелый для нашей страны период золотоордынского ига.

Тема: Древнерусское государство

Урок: Культура Руси в XIII-XIV веках

В результате монгольского нашествия на Русь были утрачены замечательные памятники древнерусской культуры. В огне пожаров погибли произведения архитекторов и художников, летописцев и ремесленников. Многие талантливые мастера были угнаны в ордынский плен. Некому было передать новым поколениям копившиеся долгие годы традиции ремесла и зодчества. Например, в течение пятидесяти лет после монгольского нашествия на Руси не строили каменных зданий. Ушло в прошлое искусство белокаменной резьбы. Ювелиры навсегда утратили секрет перегородчатой эмали. Во Владимире, Киеве и других городах на время прекратилось летописание. Даже в Новгороде и Пскове, до которых монголы не дошли, культурная жизнь словно замерла. «Погибла наша красота, богатство наше досталось другим, дело нашего труда досталось поганым», - горевал один из писателей того времени.

Постепенное возрождение культуры русских земель началось в конце XIII века. Заново отстраивались города. В Твери, Новгороде, Москве, а потом и в других городах снова начали сооружать каменные здания. Возрождалось ремесло, создавались новые летописи.

Книги на Руси по-прежнему были рукописными. Их переписывали как в крупных городах - Москве, Новгороде, Твери, так и в небольших. Менялись правила письма и написание букв. В XIV веке начали использовать не только принятый ранее шрифт устав, но и полуустав. Написание его букв было не таким строгим, они могли иметь наклон, буквенная строка стала менее ровной. Сам процесс письма значительно ускорился. Теперь писец успевал сделать за день гораздо больше. С конца XIV века стала распространяться скоропись - буквы начали писать слитно. Кроме того, скоропись допускала сокращение слов.

В XIV веке на Руси появилась бумага, которую привозили из Италии и Франции. Она стоила дешевле пергамента, на ней было удобнее писать. Появление бумаги привело к тому, что книг стало гораздо больше.

Одним из самых крупных писателей Руси конца XIV - начала XV века был монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый. Часть жизни он провел также в Москве и Твери. Епифаний был одним из лучших книжных писцов своего времени, украшал книги выразительными миниатюрами. Он тщательно собирал сведения о великих современниках, об особенностях природы и жизни людей в разных русских землях. Епифаний писал свои произведения своеобразным витиеватым языком, что свидетельствовало, как полагали тогда, об особой учености автора. Его перу принадлежат жития Сергия Радонежского, Дмитрия Донского. Епифаний не случайно обратился к именам тех, кто сыграл такую видную роль в возрождении страны, борьбе за ее свободу. После Куликовской битвы тема героического подвига ее участников стала ведущей в русской литературе.

В Москве была написана летописная повесть о борьбе с Мамаем. Она получила широкую известность и вошла в состав многих летописных сводов. Автор повести воздавал должное личному мужеству Дмитрия Донского. «Хочу как словом, так и делом, быть впереди всех и перед всеми сложить свою голову за братьев и за всех христиан; тогда и остальные, увидев это, станут с усердием проявлять свое мужество», - говорит князь своим сподвижникам перед битвой. Автор летописной повести не только рассказывал о героических подвигах, но и анализировал причины победы над Мамаем. В его взглядах отразилось мировоззрение жителей русских земель того времени. По мнению писателя, победа на Куликовом поле предопределена Божьей волей, а князем Дмитрием движет, прежде всего, любовь к Богу и православной церкви. Божественное начало, идеалы христианского служения людям помогали жителям Руси укрепить свой дух в эпоху тяжелых испытаний, они находили их в чистоте и святости религии.

В конце XIV века появились первые поэтические произведения о Куликовской битве, которые в дальнейшем составили обширный литературный цикл - «Задонщину». Как предполагают ученые, начало ему положила песня, сочиненная рязанским боярином Софонием. Он был хорошо знаком с древнерусской литературой, «Задонщина» перекликается со «Словом о полку Игореве». «А уже соколы и кречеты, белозерские ястребы… возлетали они под синие небеса, загремели золотыми колокольчиками на быстром Доне, хотят напасть на многие стаи гусиные и лебединые. Это богатыри, русские удальцы, хотят напасть на великие силы царя Мамая».

Рис. 3. «Сказание о Мамаевом побоище» ()

Выдающиеся памятники архитектуры были созданы после возобновления каменного строительства зодчими Великого Новгорода. Первым из них стала церковь Николы на Липне. Она была построена в конце XIII века неподалёку от города на островке среди болот («липны»). Эта небольшая одноглавая церковь кажется стройной и возвышенной. Но при этом она сохраняет характерные для новгородских храмов черты, роднящие их с крепостными, оборонительными сооружениями.

В XIV веке новгородцы выработали особый архитектурный стиль, наиболее яркими памятниками которого являются церкви Федора Стратилата и Спаса на Ильине улице. Эти постройки не столь значительны по размерам, как, например, Софийский собор. Простота их форм сочетается с величественностью. Стены украшались очень скромно, более нарядными были главы церквей. Строители использовали самые разные материалы: в ход шли известняковые плиты, валуны, кирпич. Это придавало постройкам особое своеобразие.

Зарождение каменного строительства в Москве относится ко времени правления Ивана Калиты. По его приказу в связи с переездом митрополита Петра построили первый (потом были и другие) Успенский собор. Князь хотел показать, что Москва стала духовным центром русских земель. Знаменитый Успенский собор во Владимире словно передал эстафету своему московскому собрату.

Рис. 4. Успенский собор (Москва) ()

Во времена Ивана Калиты построили Благовещенский собор, который стал усыпальницей московских князей. К концу XIV века Московский Кремль был застроен множеством одноглавых белокаменных храмов. Стал формироваться неповторимый архитектурный облик главного города Руси. К сожалению, постройки XIV века не дошли до наших дней.

Наши предки стремились бережно относиться к архитектурному наследию прошлого. При этом они не просто изучали и в чем-то повторяли старинные образцы. В конце XIV века было предпринято восстановление древних сооружений во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове.

Возрождение иконописи связано с именем приглашенного на Русь византийского мастера Феофана Грека. Он сумел соединить в своем творчестве образцы византийского искусства и выработанные русскими мастерами приемы. В конце XIV века Феофан работал в Новгороде и Москве, изучал владимирскую иконопись. Кисти художника принадлежат иконы Донской Богоматери, Святых Петра и Павла, Успения Богоматери. Феофан расписывал также стены храмов. Особенно сильное впечатление производят его фрески в Новгородской церкви Спаса на Ильине улице. Созданные художником образы кажутся суровыми, даже грозными, при этом они наполнены одухотворенностью, словно светятся изнутри.

У Феофана Грека учились многие русские художники. Самым талантливым из них был Андрей Рублев. Феофан и его ученики преобразили убранство русской церкви. На перегородке, отделяющей главное место в церкви - алтарь - от остальной ее части, художники создали иконостас. На нем в несколько рядов были помещены иконы. Теперь они приобрели строгий прядок, образовали единую композицию.

Пережив тяжелую эпоху монгольского нашествия, русский народ начал возрождать свою культуру. Литература и изобразительное искусство XIII-XIV веков были проникнуты стремлением к высоким духовным идеалам, идеей борьбы за освобождение Родины.

  1. Грабарь И.Э. О древнерусском искусстве. М., 1966.
  2. Алпатов М.В. Феофан Грек. М., 1979.
  1. Historic.ru ).
  2. Русская академия правосудия ().
  1. Какие последствия монгольского нашествия пришлось преодолевать русскому народу?
  2. Как вы думаете, почему «Задонщина» начинается такими словами: «Пойдемте, братья и друзья, взойдем на горы киевские и величим землю Русскую»?
  3. Как вы думаете, почему специально для Успенского собора в Московском Кремле было сделано повторение Владимирской иконы Божьей Матери?
  4. Расскажите о жизни и творчестве Феофана Грека.

1. Начало возрождения культуры в русских землях Со второй половины XIV в. , одновременно с началом эпохи Возрождения в Западной Европе начинается постепенное культурно возрождение русских земель. Основная идея – единство Русской земли, борьба с иноземным владычеством.

2. Книжное дело, летописание С XIV в. на Русь стали ввозить бумагу На смену уставу пришел полуустав Монастыри - крупнейшие центры книжного дела Новые центры летописания: Псков, Суздаль, Ростов, Москва.

3. Устное народное творчество, литература Эпос – совокупность произведений народного творчества Обращение к временам Киевской Руси Любимые герои: Владимир Красное Солнышко, купцы Василий Буслаев и Садко (Новгород) Жанры русской литературы Исторические песни (песнь об Авдотье Рязаночке, песнь о Щелкане) Воинская повесть («Повесть о разорении Рязани Батыем») Житие («Житие Александра Невского» , «Житие Михаила Тверского»

4. Зодчество Тверь В конце XIII в. – возобновление каменного строительства Собор Спаса Преображения Церковь Николы на речном острове Липно, XIII в.

4. Зодчество Москва Во второй четверти XIV в. – возобновление каменного строительства Успенский собор Архангельский собор Церковь Иоанна Лествичника Церковь Спаса на Бору Каменный кремль Церковь Иоанна Лествичника, современный вид

4. Зодчество Новгород Церковь Спаса Преображения на Ильине улице, XIV в. Церковь Федора Стратилата, XIV в.

4. Зодчество Псков Стены Изборской крепости, XIV в.



Рассказать друзьям