А в нежданова произведения список. Творческий путь антонины неждановой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

После 1917 года Нежданова продолжала работать в Большом театре и концертировать; с 1924 года много выступала по радио. Среди партий, спетых ею в эти годы - Царевна Лебедь ("Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова), Парася ("Сорочинская ярмарка" Мусоргского ), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева ). С 1936 года преподавала в студии Большого театра, в "Оперной студии К. С. Станиславского", с 1943 - в Московской консерватории.

Нежданова, обладавшая великолепной, безупречной вокальной техникой, была певицей русской школы, и именно в русском репертуаре (в опере - особенно в сочинениях Римского-Корсакова) вполне раскрылся ее талант. Исключительно чистое, прозрачное, благородное, слегка "отстраненное" звучание ее сопрано очень хорошо подходило для исполнения отечественной вокальной лирики. Она была замечательным интерпретатором современной ей музыки и постоянно расширяла свой репертуар. Единственная из певиц, она выступала в духовных концертах Синодального хора (дело в том, что до 1917 года участие женщин в духовных хорах, кроме женских монастырей и институтов, не было разрешено, и для Неждановой делалось исключение как для прославленной певицы, известной своей религиозностью). Именно в расчете на ее голос были написаны партии солирующего сопрано в популярных духовных песнопениях П. Г. Чеснокова. Ее театральные роли были отмечены высокой сценической культурой, и с самого начала своего пути вплоть до последних дней Нежданова пользовалась особой любовью и уважением слушателей.

Антони́на Васи́льевна Нежда́нова (16 июня 1873, Кривая Балка, близ Одессы - 26 июня 1950, Москва) - русская советская оперная певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка РСФСР (1925), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944).

Антонина родилась неподалеку от Одессы. Ее отец был музыкантом и играл на скрипке. Он был против того, чтобы девочка увлекалась музыкой. Он говорил ей изучать математику, иностранные языки и историю. Однако Антонина поступила в Одесскую гимназию и смогла избавиться от контроля родителей. В 12 лет она посещала музыкальную школу по классу фортепиано. Дополнительно ходила на уроки пения, которые давала сестра братьев Рубинштейн. Уже в таком возрасте у Антонины появляются влиятельные и интересные друзья. Отец Антонины скончался, когда той было 16 лет. Девушке пришлось стать преподавателем в женском училище. Восемь лет она занималась делом, которое ее абсолютно не привлекало. При этом она не пропустила ни одной оперной премьеры в Одесском театре, а также Антонина выступала в любительских концертах.

В 1899 году Антонина Нежданова отправляется в Петербург, желая поступить в консерваторию. Однако там ее ждет неудача. Прослушав Антонину, экзаменаторы говорят, что ее голос недостаточно сильный для того, чтобы она могла строить карьеру оперной певицы. Однако Антонина Нежданова была не из тех, кто так легко сдается. Она заручилась финансовой поддержкой доктора Бурды, ее старого приятеля. Он перевел деньги в Московскую консерваторию, для оплаты учебы Антонины. И опять Антонина оказалась на прослушивании. Девушка поет довольно точно, но ей было крайне тяжело брать верхнюю ноту в «Колыбельной» Чайковского. Причина была простой: диапазон ее голоса был недостаточно развит. Однако это не помешало выдающемуся преподавателю консерватории, итальянцу Умберто Мазетти разглядеть в юной Неждановой будущую великую певицу.

В феврале 1902 года в Большом театре проходила проба голосов. По словам журналистов, именно Антонина Нежданова всех приятно удивила своим голосом. Увы, в Большой ее не взяли, но предложили место в Мариинском театре. Нежданова из Москвы пока никуда уезжает не хочет, а потому продолжает занятия с Мазетти. Случилось однажды так, что все исполнительницы партии Антониды в «Иване Сусанином» заболели. Дирекция Большого театра вспомнила о талантливой Антонине Неждановой. Давняя мечта певицы сбылась. Она попала в Большой театр. В своем первом сезоне она спела партии в восьми операх. Чуть позже ей передали весь репертуар тогдашней примадонны Эмилии Кристман.

Антонина дважды соглашалась на зарубежные гастроли. В 1912 году она была в Париже, где ее партнером по сцене был Энрико Карузо. В 1922 году она гастролировала и по Западной Европе. Прижиться за границей она так и не смогла. Антонина была очень привязана к родине и пожертвовала всемирной славой, которую сулило ей пребывание на Западе. Антонина Нежданова смогла сохранить свой нежный и звонкий голос до конца дней – никто и никогда не слышал в ее пении старческого дребезжания. Свой последний концерт Антонина дала на радио 4 августа 1943 года в возрасте семидесяти лет. А в 1950 году певица умерла.

Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.

Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).

В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).

Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.

С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).

театральные работы

Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

Родилась 17 (29) июля 1873 года в с.Кривая Балка, близ Одессы, Херсонская губерния, Российская империя, ныне в черте г. Одесса, Украина.

Певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.
Заслуженная артистка Императорских театров (1912).
Заслуженная артистка РСФСР (1919).
Народная артистка РСФСР (1925).
Народная артистка СССР (6.09.1936).
Герой Труда (1925).

В детстве пела в церковных хорах. В 1883-1891 годах училась в одесской Мариинской гимназии (с ноября 1885 до начала 1886 года обучалась игре на фортепиано в Музыкальном училище, которое в 1913 году было преобразовано в консерваторию, ныне - Одесская национальная музыкальная академия имени А.В. Неждановой).

Окончила Московскую консерваторию по классу Умберто Мазетти в 1902 году, и вскоре была приглашена солисткой в Большой театр, где работала более тридцати лет, исполняя главные партии в операх русских и зарубежных композиторов. Ее дебютом была партия Антониды в опере «Жизнь за царя». В 1912 году она единственный раз в своей карьере выступила в Европе - в Парижской опере спела партию Джильды в опере «Риголетто» Дж. Верди.
Также выступала с концертами, часто в ансамбле с мужем, дирижером, народным артистом СССР Николаем Головановым (1891-1953): пела народные русские, украинские и белорусские песни, в концертную программу включала знаменитый «Вокализ» Рахманинова.

С 1936 года она преподавала в оперной студии ГАБТ, в Оперной студии имени К.С. Станиславского, в 1943-1950 годах - в Московской имени П.И. Чайковского (профессор с 1943 года).
Доктор искусствоведения (1944).

театральные работы

Людмила («Руслан и Людмила» М. И. Глинки)
Татьяна («Евгений Онегин» П. И. Чайковского)
Розина («Севильский цирюльник» Дж. Россини)
Лакме (одноимённая опера Л. Делиба)
Снегурочка, Волхова («Садко» Н.А. Римского-Корсакова)
Шемаханская царица («Золотой петушок» Н.А. Римского-Корсакова)
Антонида («Иван Сусанин» М.И. Глинки)
Марфа («Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова)

призы и награды

Сталинская премия первой степени (1943) - за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокальнго искусства
Два ордена Ленина (1937, ?).
Орден Трудового Красного Знамени (1933).
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «В память 800-летия Москвы».

Нежданова А. В.

Антонина Васильевна (4 (16) VI 1873, дер. Кривая Балка, ныне в черте г. Одессы - 26 VI 1950, Москва) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано). Нар. арт. СССР (1936). Доктор искусствоведения (1944). Герой Труда (1925). Родители Н., сельские учителя, любили лит-ру, музыку, нар. песни. Отец Н. играл на скрипке, руководил любительскими хорами. Одарённость Н. проявилась в раннем детстве- с 7 лет она пела (часто солировала) в церковном и сельском хорах. После окончания гимназии Н. работала в Одесском гор. женском уч-ще. Посещала спектакли с участием гастролировавших в Одессе знаменитых рус. и итал. певцов (М. И. Фигнер, М. Батти-стини, Дж. Гальвани), пела (гл. обр. нар. песни) на любительских вечерах, в благотворительных концертах. В 1899 Н. была принята в Моск. консерваторию в класс У. Мазетти (занималась с ним даже во время летних каникул). Позднее, будучи известной певицей, разучивала с Мазетти новые партии. Ещё студенткой консерватории Н. обратила на себя внимание знатоков и любителей вок. иск-ва. Так, её консерваторские выступления посещал А. Н. Скрябин, в то время профессор консерватории, высоко ценила талант Н. семья И. М. Сеченова, в доме к-рого она встречалась с выдающимися деятелями рус. науки, культуры. В 1902, блестяще окончив консерваторию, Н. дебютировала на сцене Большого т-ра в партии Антониды (в том же году впервые выступила и как конц. певица). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии - Джильда, Людмила (1902), Розина, Лакме (1903), Церлина (1905), Царица ночи, Волхова, Татьяна (1906), Снегурочка (1907), Эльза (1908), Шемаханская царица (1909), Мими (1911). В 1912 с успехом гастролировала в Париже (т-р "Гранд-Опера"; её партнёрами были Э. Карузо, Титта Руффо), познакомилась здесь с композиторами П. Масканьи, Дж. Пуччини, дир. А. То-сканини. Вернувшись на родину, выступила в новых партиях - Филина ("Миньон", 1912), Манон (1915), Марфа (1916), Иоланта (1917). С этого времени певица прочно входит в ряды мировых корифеев вок. иск-ва. Большое влияние на творчество Н. оказало общение с С. В. Рахманиновым (посв. ей "Вокализ"), дирижировавшим операми в Большом т-ре и аккомпанировавшим Н. в концертах, Ф. И. Шаляпиным и особенно с Л. В. Собиновым. Дуэты Н. и Собинова вошли в историю муз. т-ра как образец совершеннейшего по своей гармоничности воспроизведения на сцене созданий оперной классики. С Собиновым Н. связывала общность художеств. интересов и взглядов, любовь к иск-ву, тесная личная дружба. Обладая блестящими природными вок. данными - свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате серьезных и упорных занятии достигла полнейшей свободы пения, полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры, художеств. завершенности муз.-сценич. образов. Ее иск-во было овеяно "искренней простотой и настоящим душевным благородством" (В. И. Немирович-Данченко). Много работая над сценич. воплощением партии, Н. гл. внимание уделяла вок. образу. Выдающийся музыкант, она умела глубоко вскрыть замысел композитора. Певица тщательно работала над звуковой окраской, интонацией каждой муз. фразы, добивалась соответствия звучания драм. ситуации и характеру героини в целом. В ее художеств. палитре - рус. распевность, широкая задушевная лирика, тепло простых и ясных интонаций (Татьяна, Антонида, Марфа), светлое звучание колоратур (Джильда) и их загадочно-таинственная, порой зловещая и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). Огромным вкладом в историю рус. оперной сцены были партии Н. в операх Н. А. Римского-Корсакова. Высокой сценич. культурой отмечены партии Н. в произв. зап.-европ. оперной классики. Работая над ними, певица пользовалась советами M. H. Ермоловой, К. С. Станиславского, Ф. И. Шаляпина. В ее обширный конц. репертуар входили произведения Римского-Корсакова, Рахманинова, М. А. Балакирева, П. И. Чайковского, M. M. Ипполитова-Иванова (посвященные ей "Четыре провансальские песни"), H К. Метнера, И Ф. Стравинского, А. Скарлатти, Дж. Перголези, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, P Шуберта, Р. Шумана, Э. Грига, М. Равеля, К. Дебюсси, русские и украинские народные песни. Н. была одной из первых и постоянных участниц так называемых исторических концертов, организованных в Москве С. H Василенко; выступала в ансамбле с аккомпанировавшими ей А. С. Аренским, А К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, пропагандируя русскую и западноевропейскую камерную вокальную музыку.
В сов. время особенно широко развернулась муз.-обществ. деятельность Н. Она участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 систематически выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР (с 1919 постоянным аккомпаниатором Н. был ее муж - Н. С. Голованов). Исполнила на сцене Большого т-ра ряд новых партий: Царевна-лебедь (1920), Парася ("Сорочинская ярмарка", 1925), Нинетта ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, 1927). С 1936 вела педагогич. работу, сначала в студии Большого т-ра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Гос. премия СССР (1943).
Сочинения : Страницы жизни Отрывки из воспоминаний, "МЖ", 1960, No 12. Литература : Поляновский Г., А. В. Нежданова, M. -Л., 1944; его же, А. В. Нежданова, M, 1970; Львов M., А. В. Нежданова, M., 1952; его же, А. В. Нежданова, в сб.: Русские певцы, M., 1965; Подольская В., А. В. Нежданова и ее ученики (Заметки концертмейстера), M., 1960; Антонина Васильевна Нежданова, Материалы и исследования, M., 1967. Г. А. Поляновский.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Нежданова А. В." в других словарях:

    Нежданова, Антонина Васильевна Антонина Васильевна Нежданова фото Карла Фишера, 1911 Основная информация Дата рождения … Википедия

    Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико колоратурное сопрано). С 1902 в Большом театре (выступала свыше 30 лет). Обладала кристально чистым, нежным тембром голоса. Создала вокально сценические образы, исполненные благородной простоты и… … Современная энциклопедия

    Антонина Васильевна (1873 1950), певица (лирико коло ратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейшая представительница русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св … Русская история

    Антонина Васильевна , русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой… …

    Псевд. драмат. писательницы Мар. Ник. Ананьевой. {Венгеров} …

    Нежданова А. В. - НЕЖДÁНОВА Антонина Васильевна (1873–1950), певица (лирико колоратурное сопрано), нар. арт. СССР (1936), д р иск ведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейшая предст. рус. вок. школы. С 1902 в Большом т ре (выступала св. 30 лет). Партии:… … Биографический словарь

    Русская советская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н.… … Большая советская энциклопедия

    - (1873 1950), сов. певица (лирико колоратурное сопрано), крупнейшая представительница русской вокальной школы. Н. исполняла мн. романсы на слова Л.: «Песнь рыбки» и «Я видал иногда» А. С. Аренского, «Морская царевна» А. П. Бородина, романс Нины из … Лермонтовская энциклопедия

    - (1873 1950) российская певица (лирико колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Крупнейший представитель русской вокальной школы. С 1902 в Большом театре (выступала св. 30 лет).… … Большой Энциклопедический словарь

    Арт. оперы (лирико колор. сопрано), камерная певица, педагог. Нар. арт. СССР (1936). Герой Труда (1925). Доктор искусствоведения (1944). Род. в семье учителей, где любили… … Большая биографическая энциклопедия



Рассказать друзьям