Американский роман середины 19 века. Американская литература и искусство в XIX — начале XX века

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Америка, как известно, была официально открыта генуэзцем Колумбом в 1492 году. Но по воли случая получила имя флорентийца Америго.

Открытие Нового Света явилось величайшим событием в глобальной истории человечества. Не говоря уже о том, что оно рассеяло много ложных представлений о нашей планете, что содействовало значительным сдвигам в экономической жизни Европы и вызвало волну эмиграции на новый континент, оно, кроме того, повлияло на изменение духовного климата в странах с христианским вероисповеданием (т.к. в конце века христиане как всегда ожидали «конец света», «страшный суд» и т.п.).

Америка дала обильную пищу для самых восторженных мечтаний европейских мыслителей об обществе без государства, без обычных для Старого Света социальных пороков. Страна новых возможностей, страна, где можно построить совсем другую жизнь. Страна, где все ново и чисто, где цивилизованный человек еще ничего не успел испортить. А ведь там можно избежать всех ошибок, совершенных в Старом Свете, – так думали европейские гуманисты в XVI, XVII веках. И все эти мысли, воззрения и надежды, конечно, находили отклик в литературе, как в европейской, так и в американской.

Однако в реальности все получилось совсем по-другому. История заселения новооткрытых земель выходцами из Европы была кровавой. А эту правду жизни решились показать далеко не все писатели того времени (в своих произведениях отразили это испанцы Лас Касаса и Гомара).

В речевом обиходе наших дней именем «Америка» обычно называют только часть того огромного континента, который был открыт в конце XVI столетия, а именно Соединенные Штаты. Об этой части американского континента и пойдет речь.

С XVII столетия началось заселение этой территории выходцами из Европы. Продолжалось оно и в XVIII, и в XIX веках. В XVII веке возникло государство, называвшееся Новой Англией и подчиненное английскому королю и парламенту. И лишь только в 70-е годы XVIII столетия 13 штатов набрали в себе силы, чтобы заставить Англию признать их независимость. Таким образом, появилось новое государство – Соединенные Штаты Америки.

Художественная литература в собственном смысле слова и в том качестве, которое позволяет ей войти в историю мировой литературы, начинается в Америке только в XIX веке, когда на литературной арене появились такие писатели, как Вашингтон Ирвинг и Джеймс Фенимор Купер.

В период первых поселенцев, в XVII столетии, когда только начиналось освоение новых земель, основание первых поселков – было еще не до литературы. Лишь некоторые поселенцы вели дневники, записи, хроники. Хотя душа их авторов еще жила Англией, ее политическими и религиозными проблемами. Особого литературного интереса они не представляют, а более ценны как живая картина первых поселенцев Америки, рассказ о нелегких днях обживания новых мест, тяжелых испытаниях и т.п. Вот несколько известных дневников: Джена Уинтропа за 1630-1649 гг., «История Новой Англии», Уильяма Бредфорда «История поселения в Плимуте» (1630-1651), Джона Смита «Общая история Виргинии, Новой Англии и Летних островов» (1624).

Из произведений чисто литературных следует, пожалуй, упомянуть о стихах поэтессы Анны Бредстрит (1612-1672), религиозно-назидательных, весьма посредственных, но тешивших сердца первых поселенцев (поэмы-диалоги «Квартеты»).

XVIII век

XVIII век в Америке проходит под флагом борьбы за независимоть. Центральное место занимают идеи Просвещения, пришедшие из Англии и Франции. В Новой Англии выросли города, были созданы университеты, стали выходить газеты. Появились и первые литературные ласточки: романы, создававшиеся под влиянием английской просветительской литературы и «готического» романа, Генри Брекенриджа (1748-1816) – «Современное рыцарство, или Приключения капитана Джона Фаррато и Тига О’Ригена, его слуги», Брокдена Брауна (1771-1810) – «Виланд», «Ормонд», «Артур Мервин»; поэмы Тимоти Дуайт (1752-1818) – «Завоевания Ханаана», «Гринфильд Хилл».

Вторая половина века ознаменовалась появлением большой группы поэтов, отражавших в своих произведениях политические страсти эпохи. Условно их разделяли на сочувствующих федералистам (самая известная группа – «университетские поэты») и сторонников революции и демократического правительства. Один из наиболее значимых поэтов, единомышленник Пейна и Джефферсона – Филипп Френо (1752 – 1832). В своих стихах ярко отразил политические события в стране, хотя позже разочаровался в новой американской действительности. В своих лучших стихах воспевал природу и размышлял о вечной жизни. Уже в творчестве Френо легко уловить зачатки романтизма, который полностью сформируется в США только в XIX веке.

Однако главное достояние американской литературы XVIII столетия составила ее просветительская публицистика с именами Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона и Томаса Пейна. Эти три человека вошли в историю общественной мысли Америки, они оставили заметный след в истории мировой литературы.

Томас Джефферсон (1743-1826), автор Декларации независимости, третий президент США, – личность бесспорно талантливая и оригинальная. Ученый, философ, изобретатель, обладавший большим и разносторонними познаниями, он должен быть упомянут в истории литературы как блестящий стилист, обладавший ясным, четким и образным языком литератора. Его «Заметки о Виргинии», его «Общий обзор прав Британской империи» ценились современниками не только за выражение в них мысли, но и за литературные достоинства. Математика, архитектура, астрономия, естественные науки, лингвистика (составление словарей индейских языков), история, музыка – все это составляло предмет увлечений и знаний этого человека.

Бенджамин Франклин (1706-1790) принадлежал к плеяде блестящих и универсальных умов XVIII века. Общественная мысль в Америке формировалась под воздействием этого могучего ума, гениального самоучки.

В течение 25 лет Франклин издавал знаменитый календарь «Альманах простака Ричарда», который в Америке выполнял роль своеобразной энциклопедии, собрания научных сведений и в то же время остроумных житейских наставлений. Он печатал газету. Организовал в Филадельфии публичную библиотеку, больницу, писал философские сочинения. Свою жизнь он описал в «Автобиографии» (вышла посмертно в 1791 г.). Его «Поучения простака Ричарда» обошли Европу. Многие европейские университеты даровали ему звание почетного доктора. Ну, и, наконец, он – политический деятель, выполнявший ответственные дипломатические миссии в Европе.

Томас Пейн (1737-1809) – талантливый, бескорыстный революционер и просветитель. Опубликовал памфлет «Здравый смысл». 10 января 1776 г. памфлет стал сенсацией дня. Он призывал американцев на войну за независимость, на революцию. Во время французской буржуазной революции Т. Пейн сражался на стороне повстанцев. Кроме того, перу Пейна принадлежит книга «Век разума» – выдающееся произведение американской просветительской мысли XVIII века. Книга, часть которой написана в парижской тюрьме, содержит в довольно резких выражениях осуждение христианства.

Американское просвещение не выдвинуло авторов такого масштаба, каким отличались просветители Англии, Франции, Германии. Мы не найдем в сочинениях Франклина, Джефферсона, Пейна и других блеска и остроумия Вольтера, глубины мысли Локка, красноречия и страстности Жан-Жака Руссо, поэтического воображения Мильтона. Это были больше практики, чем мыслители и. Конечно, менее всего художники. Они освоили идеи европейского Просвещения и пытались с учетом возможностей применить их к своей стране. Томас Пейн был самый смелый и самый радикальный их них.

Американские просветители особо выделяли вопросы общества, личности и государства. Общество превыше государства. Оно может менять свою политическую систему, если новое поколение сочтет это полезным, рассуждали они.

Итак, американская просветительская публицистика XVIII века теоретически обосновала задачи буржуазной революции. Таким образом, американское Просвещение внесло свой вклад в развитие освободительных идей и исторического прогресса.

XIX век

Приоритетным направлением в политике США в XIX в. являлось расширение территорий (присоединены: Луизиана, Флорида, Техас, Верхняя Калифорния и др. территории). Одним из последствий этого становится военный конфликт с Мексикой (1846-1848). Что касается внутренней жизни страны, то развитие капитализма в США в XIX в. было неравномерно. «Замедление», отсрочка его роста в первой половине XIX столетия подготовили особо широкое и интенсивное его развитие, особо бурный взрыв экономических и социальных противоречий во второй половине столетия.

При изучении истории американской культуры и литературы нельзя не обратить внимание на то, что подобное неравномерное развитие капитализма наложило характерный отпечаток на идеологическую жизнь США, в частности обусловило относительную отсталость, «незрелость» социальной мысли и социального сознания американского общества. Играла свою роль и провинциальная обособленность США от европейских культурных центров. Социальное же сознание в стране находилось в значительной мере во власти отживших иллюзий и предрассудков.

Разочарование результатами послереволюционного развития страны ведет писателей Америки к поиску романтического идеала, противостоящего антигуманной действительности.

Американские романтики – создатели национальной литературы США. Это, прежде всего, отличает их от европейских собратьев. В то время как в Европе начала XIX в. национальные литертуры закрепили за собой качества, складывавшиеся в течение почти целого тысячелетия и ставшие их специфическими национальными чертами, американская литература, так же как и нация, еще только определялись. И в Новом Свете не только в начале XIX в., но и позже, спустя несколько десятилетий. На книжном рынке господствовали главным образом произведения английских писателей и литература, переведенная с других европейских языков. Американская книга с трудом пробивала себе дорогу к отечественному читателю. В то время в Нью-Йорке уже существовали литературные клубы, но во вкусах царила английская литература и ориентация на европейскую культуру: американское в буржуазной среде считалось «вульгарным».

Вконтакте

Несмотря на сравнительно короткую историю, американская литература внесла неоценимый вклад в мировую культуру. Хотя уже в XIX веке вся Европа зачитывалась мрачными детективными историями Эдгара По и прекрасными историческими поэмами Генри Лонгфелло, это были лишь первые шаги; именно на XX век приходится расцвет американской литературы . На фоне великой депрессия, двух мировых войн и борьбы против расовой дискриминации в Америке рождаются классики мировой литературы, лауреаты нобелевских премий, писатели, которые характеризуют своими произведениями целую эпоху.

Радикальные экономические и социальные изменения жизни американцев в 20-е и 30-е годы стали идеальной почвой для расцвета реализма , в котором отражалось стремление запечатлеть новые реалии Америки. Теперь вместе с книгами, целью которых являлось развлечь читателя и заставить его забыть об окружающих социальных проблемах, на прилавках появляются произведения, в которых явно показана необходимость изменения сложившегося социального порядка. Творчество реалистов отличалось большим интересом к разного рода социальным конфликтам, атаками на принятые обществом ценности и критикой американского образа жизни.

Среди самых выдающихся реалистов были Теодор Драйзер , Френсис Скотт Фицджеральд , Уильям Фолкнер и Эрнест Хемингуэй . В своих бессмертных произведениях они отражали истинную жизнь Америки, сочувствовали трагической судьбе юных американцев, прошедших первую мировую войну, поддерживали борьбу против фашизма, отрыто говорили в защиту рабочих и без стеснения изображали развращенность и душевную пустоту американского общества.

ТЕОДОР ДРАЙЗЕР

(1871-1945)

Теодор Драйзер родился в маленьком городке в штате Индиана в семье обанкротившегося мелкого предпринимателя. Писатель с детства познал голод, бедность и нужду , что позднее отразилось на тематике его произведений, а так же на блестящем описании жизни обычного рабочего класса. Его отец был строгим католиком, ограниченным и деспотичным, что заставило Драйзера ненавидеть религию до конца своих дней.

В шестнадцать лет Драйзеру пришлось оставить школу и подрабатывать, чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь. Позднее он все же был зачислен в университет, но смог проучиться там лишь год опять же из-за проблем с деньгами . В 1892 Драйзер начинает работать репортёром в различных газетах, и в конце концов переезжает в Нью-Йорк, где становится редактором журнала.

Его первая значительная работа – роман «Сестра Керри» – выходит в 1900 году. Драйзер описывает близкую к его собственной жизни историю бедной деревенской девчушки, которая в поисках работы оправляется в Чикаго. Как только книга с трудом пробилась в печать, она сразу была названа противоречащей морали и снята с продажи . Спустя семь лет, когда стало слишком сложно прятать произведение от публики, роман все же появился на прилавках магазинов. Вторая книга писателя «Дженни Герхард» вышла в 1911 году также была разгромлена критиками .

Дальше Драйзер начинает писать цикл романов «Трилогия желаний»: «Финансист» (1912), «Титан» (1914) и незаконченный роман «Стоик» (1947). Его целью было показать, как в конце XIX века в Америке ведется «большой бизнес» .

В 1915 году выходит полу-автобиографический роман «Гений» , в котором Драйзер описывает трагическую судьбу молодого художника, чью жизнь сломила жестокая несправедливость американского общества. Сам писатель считал роман своим лучшим произведением , но критики и читатели встретили книгу негативно и она практически не продавалась .

Самой известной работой Драйзера является бессмертный роман «Американская трагедия» (1925). Это история о молодом американце, испорченном ложными моральными устоями США, из-за чего он становится преступником и убийцей. Роман отражает американский образ жизни , в котором бедность рабочих с окраины ярко выделяется на фоне достатка привилегированного класса.

В 1927 Драйзер посетил СССР и на следующий год выпустил книгу «Драйзер смотрит на Россию» , которая стала одной из первых книг о Советском Союзе , опубликованной писателем из Америки.

Также Драйзер поддерживал движение американского рабочего класса и написал несколько публицистических работ на эту тему – «Трагическая Америка» (1931) и «Америку стоит спасать» (1941). С неутомимой силой и мастерством истинного реалиста, он изображал окружающий его социальный строй. Однако, несмотря на то, насколько суровый мир представал перед его глазами, писатель никогда не терял веру в достоинство и величие человека и его любимой страны.

Помимо критического реализма, Драйзер творил в жанре натурализма . Он скрупулезно изображал на первый взгляд незначительные детали повседневной жизни своих героев, приводил реальные документы, порой очень длинные по размеру, четко расписывал действия, связанные с бизнесом и т.д. Из-за подобной манеры письма критики часто обвиняли Драйзера в отсутствии стиля и фантазии . К слову, несмотря на подобные осуждения, Драйзер был кандидатом на получение Нобелевской премии в 1930 году, так что сами можете судить об их правдивости.

Не спорю, может быть, иногда обилие мелких деталей сбивает с толку, но именно их повсеместное присутствие позволяет читателю наиболее четко представить действие и словно бы оказаться его непосредственным участником. Романы писателя большие по размеру и читать их бывает довольно сложно, но они, несомненно, являются шедеврами американской литературы, на которые стоит потратить время . Настоятельно рекомендуется любителям творчество Достоевского, которые уж точно смогут по достоинству оценить талант Драйзера.

ФРЕНСИС СКОТТ ФИЦДЖЕРАЛЬД

(1896-1940)

Френсис Скотт Фицджеральд – один из самых выдающихся американских писателей потерянного поколения (это молодые люди, призванные на фронт, иногда ещё не окончившие школу и рано начавшие убивать; после войны часто не могли адаптироваться к мирной жизни, спивались, заканчивали жизнь самоубийством, некоторые сходили с ума). Это были опустошенное изнутри люди, у них которых не осталось сил сражаться с коррумпированным миром богатства. Они пытаются заполнить свою душевную пустоту бесконечными удовольствиями и развлечениями.

Писатель родился в городе Сент-Пол, штат Миннесота, в обеспеченной семье, поэтому получил возможность обучаться в престижном Принстонском университете . В то время в университете царил соревновательный дух, под влияние которого попал и Фицджеральд. Он всеми силами пытался стать членом самых модных и известных клубов, которые манили своей атмосферой изысканности и аристократичности. Деньги для писателя были синонимами независимости, привилегированности, стиля и красоты, а бедность ассоциировалась со скупостью и ограниченностью. Позднее Фицджеральд понял ложность своих взглядов .

Он так и не доучился в Принстоне, но именно там началась его литературная карьера (он писал для университетского журнала). В 1917 писатель уходит добровольцем в армию, но его так и не участвует в настоящих военных действиях в Европе. В то же время он влюбляется в Зельду Сейр , происходившую из богатой семьи. Они поженились лишь в 1920, через два года поле оглушительного успешного выхода первой серьезной работы Фицджеральда «По ту сторону рая» , потому что Зельда не хотела выходить за бедного неизвестного мужчину. Тот факт, что прекрасных девушек привлекает лишь богатство, заставил писателя задуматься о социальной несправедливости , а Зельду впоследствии часто называли прототипом героинь его романов.

Достаток Фицджеральда растет прямо пропорционально популярности его романа, и вскоре супруги становятся олицетворением роскошного образа жизни , их даже стали называть королем и королевой своего поколения. Они жили шикарно и напоказ, наслаждались модной жизнью в Париже, дорогими номерами в престижных отелях, бесконечными вечеринками и приемами. Они постоянно выкидывали различные эксцентричные выходки, скандалили и пристрастились к алкоголю, а Фицджеральд даже начал писать статьи для глянцевых журналов того времени. Все это, несомненно, разрушало талант писателя , хотя даже тогда ему удалось написать несколько серьезных романов и историй.

Его основные романы появились между 1920 и 1934 годами: «По ту сторону рая» (1920), «Прекрасные и проклятые» (1922), «Великий Гэтсби», который является самым известным произведением писателя и считается шедевром американской литературы, и «Ночь нежна» (1934).


Лучшие истории Фицджеральда включены в сборники «Сказки века джаза» (1922) и «Все эти печальные молодые люди» (1926).

Незадолго до смерти в автобиографической статье Фицджеральд сравнил себя с разбитой тарелкой. Он умер от сердечного приступа 21 декабря 1940 года в Голливуде.

Основной темой практически всех работ Фицджеральда была развращающая сила денег , которая приводит к духовному разложению . Он считал богатых особым сословием, и только со временем начал осознавать, что оно основано на бесчеловечности, своей собственной бесполезности и отсутствии морали. Он осознавал это вместе со своими героями, которые были в основном автобиографическими персонажами.

Романы Фицджеральда написаны прекрасным языком, понятным и изысканным в одно и то же время, поэтому читатель с трудом может оторваться от его книг. Хотя после прочтения произведений Фицджеральда, несмотря на поражающее воображение путешествие в роскошный «век джаза» , остается ощущение опустошенности и тщетности бытия, его по праву считают одним из самых выдающихся писателей XX века.

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР

(1897-1962)

Уильям Катберт Фолкнер – один из ведущих романистов середины XX века, в Нью-Олбани, штат Миссисипи, в обнищавшей аристократической семье. Он учился в Оксфорде , когда началась Первая мировая война. Опыт писателя, полученный в это время, сыграл важную роль в формировании его характера. Он поступил в лётную военную школу , но война закончилась прежде, чем он успел завершить курс. После этого Фолкнер вернулся в Оксфорд и работал начальником почтового отделения в университете Миссисипи. В то же время он начал посещать курсы в университете и пробовать писать.

Его первая изданная книга, сборник стихотворений «Мраморный фавн» (1924), не был успешным . В 1925 году Фолкнер познакомился с писателем Шервудом Андерсоном , который оказал большое влияние на его творчество. Он порекомендовал Фолкнеру заниматься не поэзией, прозой , и дал совет писать об американском Юге , о месте, в котором Фолкнер рос и котором знает лучше всего. Именно в Миссисипи, а именно в вымышленном округе Йокнапатофа будут происходить события большинства его романов.

В 1926 Фолкнер написал роман «Солдатская награда» , который был близок по духу потерянному поколению. Писатель показал трагедию людей , вернувшихся к мирной жизни покалеченными как физически, так и душевно. Роман также не имел большой успех, но Фолкнер был признан как изобретательный писатель .

С 1925 по 1929 он работает плотником и маляром и успешно совмещает это с писательским трудом.

В 1927 выходит роман «Москиты» и в 1929 – «Сарторис» . В тот же год Фолкнер издает роман «Шум и ярость» , который приносит ему известность в литературных кругах . После этого он решает посвятить все свое время писательской деятельности. Его произведение «Святилище» (1931), история о насилии и убийстве, стала сенсацией и автор, наконец, обрел финансовую независимость .

В 30-е годы Фолнер пишет несколько готических романов: «Когда я умирала» (1930), «Свет в Августе» (1932) и «Авессалом, Авессалом!» (1936).

В 1942 году писатель публикует сборник рассказов «Сойди, Моисей» , в которую входит одно из его известнейших произведений – повесть «Медведь» .В 1948 Фолкнер пишет «Осквернитель праха» , один из важнейших социальных романов, связанных с проблемой расизма .

В 40-е и 50-е в свет выходят его лучшая работа – трилогия, состоящая из романов «Поселок» , «Город» и «Особняк» , посвященной трагической судьба аристократии американского Юга . Последний роман Фолкнера «Похитители» выходит в 1962, он также входит в сагу о Йокнапатофе и изображает историю прекрасного, но умирающего Юга. За этот роман, а также за «Притчу» (1954), темами которой является человечность и война, Фолкнер получил Пулитцеровские премии . В 1949 году писателю присудили «за значительный и с художественной точки зрения уникальный вклад в развитие современного американского романа» .

Уильям Фолкнер был одним из самых выдающихся писателей своего времени. Он принадлежал к Южной школе американских писателей . В своих произведениях он обращался к истории американского Юга, в особенности временам Гражданской войны.

В своих книгах он пытался разобраться с проблемой расизма , прекрасно понимая, что она ни столько социальная, сколько психологическая. Фолкнер видел афроамериканцев и белых неотрывно связанными друг с другом общей историей. Он осуждал расизм и жестокость, но был уверен, что и белые, и афроамериканцы не были готовы к законодательным мерам, поэтому Фолкнер в основном критиковал моральную сторону вопроса.

Фолкнер искусно владел пером, хотя часто утверждал, что мало интересуется техникой письма. Он был смелым экспериментатором и обладал оригинальным стилем. Он писал психологические романы , в которых большое внимание уделялось репликам персонажей, например, роман «Когда я умирала» выстроен как цепь монологов героев, иногда длинных, иногда в одно-два предложения. Фолкнер бесстрашно соединял противоположные по смыслу эпитеты, создавая сильный эффект, а его произведения часто имеют двусмысленный, неопределенный конец. Безусловно, Фолкнер умел писать так, чтобы взволновать душу даже самого привередливого читателя.

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ

(1899-1961)

Эрнест Хемингуэй — один из самых читаемых писателей XX века . Он является классиком американской и мировой литературы.

Он родился в Оук-Парке, штат Иллинойс, в семье провинциального доктора. Его отец увлекался охотой и рыбалкой, он научил сына стрелять и рыбачить , а также привил любовь к спорту и природе. Мать Эрнеста была религиозной женщиной, которая была целиком посвящена делам церкви. На почве разных взглядов на жизнь, между родителями писателя часто вспыхивали ссоры, из-за чего Хемингуэй не мог чувствовать себя спокойно дома .

Любимым местом Эрнеста был дом в северном Мичигане, где семья обычно проводила лето. Мальчик всегда сопровождал отца в различных вылазках в лес или на рыбалку.

В школе Эрнеста был одаренным, энергичным, успешным учеником и отличным спортсменом . Он играл в футбол, был членом команды по плаванью и занимался боксом. Хемингуэй также любил литературу, писал еженедельные обзоры, поэтические и прозаические произведения в школьные журналы. Однако школьные годы не были спокойными для Эрнеста. Атмосфера, созданная в семье его требовательной матерью, очень сильно давила на мальчика, так что он дважды сбегал из дома и работал на фермах чернорабочим.

В 1917 году, когда Америка вступила в Первую мировую войну, Хемингуэй хотел попасть в действующую армию , но из-за плохого зрения ему отказали. Он переехал в Канзас к своему дяде и начал работать репортером в местной газете The Kansas City Star . Журналистский опыт явно проглядывается в отличительном стиле письма Хемингуэя, немногословности, но при этом ясности и точности языка. Весной 1918 года он узнал, что Красному кресту требуются добровольцы на Итальянском фронте . Это был его долгожданный шанс оказаться в центре сражений. После недолгой остановки во Франции, Хемингуэй прибыл в Италию. Спустя два месяца, спасая раненного итальянского снайпера, писатель попал под огонь пулеметов и минометов и был тяжело ранен . Его забрали в больницу в Милан, где после 12 операций извлекли 26 осколков из тела.

Опыт Хемингуэя, полученный в войне , был очень важен для молодого человека и повлиял не только на его жизнь, но и на писательскую деятельность. В 1919 Хемингуэй возвращается героем в Америку. Вскоре он едет в Торонто, где начинает работать репортером на газету The Toronto Star . В 1921 Хемингуэй женится на молодой пианистке Хэдли Ричардсон, и чета переезжает в Париж , город, о котором давно мечтает писатель. Чтобы собрать материал для своих будущих рассказов, Хемингуэй путешествует по всему миру, посещая Германию, Испанию, Швейцарию и другие страны. Его первая работа «Три истории и десять поэм» (1923) не была успешной, но следующий сборник рассказов «В наше время» , вышедший в 1925 году, добился общественного признания .

Первый роман Хемингуэя «И восходит солнце» (или «Фиеста» ) опубликован в 1926 году. «Прощай, оружие!» , роман, изображающий Первую мировую войну и ее последствия, выходит в 1929 и приносит большую популярность автору . В конце 20-ых и в 30-е годы Хемингуэй выпускает два сборника рассказов: «Мужчины без женщин» (1927) и «Победитель не получает ничего» (1933).

Самыми выдающимися произведениями, написанными в первой половине 30-ых годов, являются «Смерть после полудня» (1932) и «Зелёные холмы Африки» (1935). «Смерть после полудня» повествует об испанской корриде, «Зелёные холмы Африки» и широко известный сборник «Снега Килиманджаро» (1936) описывают охоту Хемингуэя в Африке. Любитель природы , писатель мастерски рисует перед читателями африканские пейзажи.

Когда в 1936 году началась гражданская война в Испании , Хемингуэй поспешил к театру военных действий, но на этот раз как антифашистский корреспондент и писатель. Следующие три года его жизни тесно связаны с борьбой испанского народа против фашизма.

Он принял участие в съемке документального фильма «Земля Испании» . Хемингуэй написал сценарий и сам читал текст. Впечатление от войны в Испании отразились в романе «По ком звонит колокол» (1940), который сам писатель считал своей лучшей работой .

Глубокая ненависть к фашизму сделала Хемингуэя активным участником Второй мировой войны . Он организовал контрразведку против нацистских шпионов и охотился на своем катере за немецкими подводными лодками в Карибском море, после этого служил военным корреспондентом в Европе. В 1944 году Хемингуэй принимал участие в боевых полетах над Германией и даже, встав во главе отряда французских партизан, был одним из первых, кто освободил Париж от немецкой оккупации.

После войны Хемингуэй переехал на Кубу , иногда посещал Испанию и Африку. Он горячо поддерживал кубинских революционеров в их борьбе против сложившейся в стране диктатуры. Он много общался с простыми кубинцами и много работал над новой повестью «Старик и море» , которая считается вершиной творчества писателя. В 1953 году Эрнест Хемингуэй получил Пулитцеровскую премию за эту гениальную повесть, а в 1954 году Хемингуэю присудили Нобелевскую премию по литературе «за повествовательное мастерство, в очередной раз продемонстрированное в «Старике и море»».

Во время своего путешествия в Африку в 1953 году писатель попал в серьезную авиакатастрофу.

В последние годы жизни он был серьезно болен. В ноябре 1960 года Хемингуэй возвращается в Америку в городок Кетчум, штат Айдахо. Писатель страдал от ряда заболеваний , из-за чего его поместили в клинику. Он был в глубокой депрессии , так как считал, что агенты ФБР следят за ним, прослушивают телефонные разговоры, проверяют почту и банковские счета. В клинике это приняли как симптом психического заболевания и лечили великого писателя электрошоком. После 13 сеансов Хемингуэй потерял память и возможность творить . Он был в депрессии, страдал от приступов паранойи и все чаще задумывался о самоубийстве .

Через два дня поле выписки из психиатрической больницы, 2 июля 1961 года, Эрнест Хемингуэй застрелился из любимого охотничьего ружья в своем доме в Кетчуме, не оставив предсмертной записки.

В начале 80-ых годов дело Хемингуэя в ФБР было рассекречено, и факт слежки за писателем в его последние годы подтвердился.

Эрнест Хемингуэй был, безусловно, величайшим писателем своего поколения, обладавшим удивительной и трагичной судьбой. Он был борцом за свободу , яро выступал против войн и фашизма, причем не только посредством литературных работ. Он был невероятным мастером письма . Его стиль отличается лаконичностью, точностью, сдержанностью в описании эмоциональных ситуаций, конкретностью деталей. Разработанный им прием вошел в литературу под названием «принцип айсберга» , потому что писатель придавал основное смысл подтексту. Основной чертой его творчества была правдивость , он всегда был честен и искренен со своими читателями. Во время чтения его произведений появляется уверенность в достоверности событий, создается эффект присутствия.

Эрнест Хемингуэй – этот тот писатель, работы которого признаются настоящими шедеврами мировой литературы и чьи произведения, без сомнения, стоит прочитать каждому.

МАРГАРЕТ МИТЧЕЛЛ

(1900-1949)

Маргарет Митчелл родилась в Атланте, Джорджия. Она была дочерью адвоката, который был председателем Исторического Общества Атланты. Вся семья любила и интересовалась историей, и девочка росла в атмосфере рассказов о Гражданской войне .

Сначала Митчелл училась в Вашингтонской семинарии, а затем поступила в престижный женский Смитский колледж в штате Массачусетс. После учебы она начала работать в The Atlanta Journal . Она написала сотни эссе, статей и обзоров для газеты, и за четыре года работы доросла до репортера , но в 1926 получила травму лодыжки, что сделало ее работу невозможной.

Энергия и живость характера писательница прослеживались во всем, что она делала или писала. В 1925 году Маргарет Митчел вышла замуж за Джона Марша. С этого момента она начала записывать все те истории о Гражданской войне, которые слышала в детстве. Результатом этого стал роман «Унесенные ветром» , который был впервые опубликован в 1936 году. Писательница работала над ним в течении десяти лет . Это роман о Гражданской войне в Америке, рассказанный с точки зрения Севера. Главной героиней является, разумеется, прекрасная девушка по имени Скарлетт О’Хара, вся история крутиться вокруг ее жизни, семейной плантации, любовных отношений.

После выхода романа, американского классического бестселлера , Маргарет Митчелл быстро стала всемирно известной писательницей. Более 8 миллионов копий было продано в 40 странах. Роман был переведен на 18 языков. Он выиграл Пульцеровскую премию в 1937 году. Позднее был снят очень успешный фильм с Вивьен Ли, Кларком Гейблом и Лесли Говардом.

Несмотря на многочисленные просьбы поклонников о продолжении истории О’Хары, Митчелл не написала больше ни одного романа . Но имя писательницы, как и ее великолепное произведение, навсегда останется в истории мировой литературы.

9 голосов

Развитие английской литературы в 19 веке

В английской литературе 19 века, как и в других национальных литературах этого столетия, борются 2 направления: романтизм и реализм. Романтизм пришел в Англию из Франции (влияние революции 1789-1794гг.) и подчинил себе первую половину 19 века, хотя некоторые литературоведы считают, что истинный романтизм существовал всего четверть века. Начало романтизма в Англии связывают с 1798 годом, когда У.Вордсворд и С.Кольридж выпустили книгу стихов «Лирические баллады». Закат же этого направления вызывает многочисленные споры. Одни считают, что под романтизмом подвела черту смерть Байрона в 1824 году, другие связывают это явление с творчеством У.Хэзлитта, У.Лэндора и Т.Карлейля, а это уже середина столетия. Романтизм как метод наиболее отчетливо проявился в поэзии, а в прозе неизменно присутствовали как черты романтизма, так и черты реализма.

В английском романтизме можно выделить 3 основных течения (поколения):

  • 1. поэты «Озерной школы» («лейкисты») - У.Вордсворд, С.Кольридж, Р.Саути романтизм культура идеализм бытие
  • 2. революционные романтики - Дж.Г.Байрон, П.-Б.Шелли, Дж.Китс
  • 3. «лондонские романтики» - Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант

Родоначальником английского романтизма является Уильям Блейк (1757-1827). Свои основные произведения Блейк создал еще в 18 веке («Песни невинности», «Песни опыта», «Бракосочетание неба и ада») В 19 веке написаны «Мильтон», «Призрак Авеля» и т.д. Блейк считается основоположником космического мировоззрения.

Развитие французской литературы в 19 веке

Новеллистика проспера мериме

В своих новеллах Мериме пытается воплотить положительный идеал, который он хочет отыскать в народной среде и в странах, еще не испорченных буржуазной цивилизацией (например, на Корсике, в Испании). Однако, в отличие от романтиков, Мериме не идеализирует героев и их уклад жизни. Он объективно изображает героев: с одной стороны, он показывает героические и благородные стороны их характера, с другой - не скрывает их отрицательные стороны, обусловленные их дикостью, отсталостью и нищетой. Таким образом, у Мериме характер героя обусловлен внешней средой. И в этом писатель продолжает традиции реализма. В то же время Мериме отдает дань романтизму, и это проявляется в том, что в центре новелл писателя всегда стоит исключительная сильная личность.

В отличие от романтиков, Мериме подробно не описывает эмоции персонажей. Писатель очень лаконичен и рисует психологию человека, его переживания через внешние приметы - жесты, мимику, поступки. Повествование ведется от лица рассказчика, который делает это небрежно, нехотя, как бы скучая, то есть манера повествования всегда несколько отстраненная.

Композиция новелл всегда очень четкая, логически выстроенная. Как писатель-реалист Мериме изображает не только кульминационный момент, но и рассказывает предысторию событий, дает сжатые, но насыщенные характеристики героев. Контраст в новеллах Мериме проявляется в столкновении реальной действительности и драматичных, необычайных событий, разворачивающихся на фоне этой действительности. Вообще все новеллы построены на контрасте: с одной стороны, человеческие пороки и низменные интересы, а с другой - бескорыстные чувства, понятие о чести, о свободе, о благородстве.

Американская литература 19 века

Творчество О"Генри (наст. имя - Уильям Сидни Портер)

Творчество этого писателя начинает складываться в конце 90-х гг. 19 века-начале 20 века. Первоначально О"Генри никак не был связан с литературой - он работал кассиром в банке, но уже в это время его интересовали окружающие его люди, причем люди абсолютно разные. Однако постепенно наблюдательность будущего писателя и хорошее чувство юмора приводят к тому, что он начинает издавать еженедельный юмористический журнал «Роллинг стоун». Но скоро безмятежную жизнь О"Генри перевернула недостача в банке, и чтобы избежать ареста, писатель отправляется путешествовать и начинает профессионально заниматься журналистской деятельностью. Впоследствии эти материалы лягут в основу сюжетов многих произведений. Спустя некоторое время болезнь жены заставляет О"Генри вернуться, суд присяжных признает писателя виновным и на 5 лет отправляет в тюрьму. Именно там во время ночных дежурств О"Генри активно занимается написанием рассказов.

Первый рассказ был написан в 1899 году под названием «Рождественский чулок Дика-Свистуна». Всего О"Генри написал 287 рассказов, которые вошли в такие сборники, как «4 миллиона» (1906), «Горящий светильник» (1907), «Голос города» (1908), «Деловые люди» (1910), «Коловращение жизни» (1910). В 1904 году он пишет авантюрно-юмористический роман «Короли и капуста».

Лекция 1. Формирование американской литературы

1. Введение

2. Литература 1-ой половины 19 века

3. Вашингтон Ирвинг, Эдгар По, Фенимор Купер

Лекция 2. Литература аболиционизма

1.Первые произведения, направленные против рабства. Гарриет Бичер-Стоу.

2. Генри Лонгфелло

Лекция 3. Литература конца 19- начала 20 века

1. Социально-экономические предпосылки формирования критического реализма

2. Марк Твен

3. О’Генри

4. Натурализм. Стивен Крейн. Фрэнк Норрис

5. Джек Лондон

Лекция 4. Критический реализм в США

1. Измененный облик американской жизни - основа для нового литературного метода

2. Уильям Фолкнер

3. Теодор Драйзер

4. Синклер Льюис

Лекция 5. Литература «потерянного поколения», «красные тридцатые»

1. Первая мировая война и её влияние на литературу

2. Френсис С.Фицджералд

3. Эрнест Хемингуэй

4. Литература «красных тридцатых». Джон Стейнбек

5. Эрскин Колдуэлл

Лекция 6. Литература второй половины 20 века.

1. Вторая мировая война в американской литературе. Норманн Мейлер. Курт Воннегут.

2. Молодой герой. Джером Сэлинджер. Джон Апдайк.

3. Литература нацменьшинств.


Шесть лекций по истории американской литературы

Данные лекции представляют собой краткое изложение развития литературы США, литературных направлений и персоналий. Лекции не претендуют на полноту охвата материала. Их цель – помочь студентам 3 курса в их самостоятельной работе над разделом «Литература США» учебного плана.

Лекции соответствуют тематике, изложенной в методических рекомендациях. Там же имеется список литературы по каждой теме и планы семинаров.

Лекции могут стимулировать интерес студентов к чтению художественных произведений американских писателей.

Лекции подготовлены Эсебуа З.В.


Краткая история литературы США

Лекция 1.

Формирование американской литературы

1. Американская литература – одна из самых молодых литератур мира. Ее формирование связано с образованием американской нации и относится к началу 19го века.

Следует заметить, что развивалась американская литература не на пустом месте. Ей предшествовали передаваемые из уст в уста мифы, легенды, сказки и песни представителей индейской культуры.

Существовало более 500 языков среди индейских племен, но литературных памятников в письменном виде не было.

В настоящее время в литературе американских индейцев можно найти блестящие образцы тех древних устных произведений, исполненных любви и понимания природы, животного мира. Поэтические произведения очень образны, философичны. По размеру они кратки, даже напоминают японские хайку, главным принципом которых является воспевание природы.


Вклад индейской культуры в американскую жизнь больше. Чем порой полагают. К примеру, в разговорную речь вошли такие индейские слова как “canoe”, “tobacco”, “potato”, “moccasin”, “raccoon”, “tomahawk”, “totem”.

Замечательные произведения Г.Лонгфелло, У.Купера, не говоря уже о собственно индейских писателях, посвящены коренным жителям американского континента.

Первые упоминания о территориях нынешних США и Канады как ни странно, на скандинавском языке. Это была Winland Saga и относилась к 11 веку.

Следующим свидетельством был дневник Христофора Колумба “Epistola” о его походе и открытии Америки, изданный в 1463 г.

Первые попытки заселения нового континента были предприняты еще в 16 веке и отражены в книге Томаса Хэриота «Краткий и правдивый отчет об открытой впервые земле Виргиния» (1588 г.). Автор повествования о невероятных трудностях голода, жестокости, которые пережили первые колонисты. Мало кто выжил тогда.

В 17 веке пираты, авантюристы, первооткрыватели явились представителями второй волны колонизации. Они привезли с собой жен, детей и инструменты для налаживания быта и хозяйства.

Первые литературные произведения – дневники, письма, путевые заметки, вахтенные журналы – дают яркое представление о жизни первых колоний, заселенных выходцами из Англии, Голландии и других стран.

Привычное представление о пуританах, а именно они были первыми переселенцами, это их ограниченность и глубокая религиозность. Однако, между 1630 и 1690 годами среди пуритан было не меньше интеллектуалов, чем на этнической родине. Они стремились к образованию, чтобы лучше понять и исполнять божью волю в процессе создания первых колоний в Новой Англии.

Пуритане наполняли свои деяния глубоким духовным смыслом, отличались трудолюбием, аскетизмом. Описывая свою жизнь пуританские авторы широко цитировали Библию. Они мечтали о власти Бога на земле. В последующие годы их фанатическая любовь к Богу приобретала порой искаженные формы, о чем будут в будущем писать и Н.Готорн и Б.Шоу.

Первыми профессиональными писателями в американской литературе стали Вильям Брэдфорд (1590-1657), губернатор Плимута (штат Массачусетс), самоучка, владевший несколькими иностранными языками, первый историк своей колонии. Его книга «Плантация Плимута» (1651) – знаменитое яркое описание жизни своей колонии.

Первой женщиной – писательницей, автором первого сборника стихов была Энни Брэдстрит (1612-1672). Она родилась и обучалась в Англии. В 18 лет она эмигрировала со своей семьей в Америку. Ее муж со временем стал губернатором колонии Массачусетс, которая выросла в огромный город Бостон. Э. Брэдстрит предпочитала религиозную тематику, но читателям импонировали ее ироничные теплые стихи о повседневной жизни. Особенно всем нравились искренние трогательные стихи, посвященные своему любимому мужу

If ever two were one, they surely we.

If ever man were loved by wife, then thee;

If ever wife was happy in a man,

Compare with me, ye women, if you can.

I prize thy love more than whole mines of gold

Or all the riches that the East doth hold.

Разумеется, ранний период американской литературы не ограничивается этими двумя именами. Появились десятки других, но они теперь лишь в истории литературы.

Следует отметить, что литература южных штатов отличалась светскостью, тесной связью со Старым Светом. Пуританские идеалы трудолюбия и скромности уступили место аристократизму высших слоев общества, описанию их времяпрепровождения, проблем, далеких от тяжелой жизни фермеров и бедняков (Вильям Берд, Роберт Биверли и др.)

Вышеупомянутые писатели в какой-то степени подготовили почву для формирования американской национальной литературы, но до этого прошли еще годы.

XVIII век донес до Америки идеи европейского Просвещения. Оно не стало таким широким явлением в Новом Свете, но свои американские просветители несомненно сыграли важную роль в самосознании американского народа. Американцы повернулись от религии к социальным и политическим проблемам. Освободившись от власти Великобритании, американцы начали строить свое независимое государство. Свои идеи и взгляды они охотно высказывали в бюллетенях, небольших газетках, письмах.

Рождение США наблюдал великий американский просветитель Бенджамин Франклин (1706-1790), чье произведение «Автобиография» стало самой популярной книгой, историей человека, который сделал себя сам. Основная идея заключалась в том, что все люди способны к самосовершенствованию.

Многие идеи Б.Франклина «Альманах бедняка Ричарда» превратились в афоризмы:

“Early to bed, early to rise makes a man healthy, wealthy and wise”, “Industry pays debts, while Despair encreaseth them”, “Diligence is the Mother of Good Luck”, “One To-day is worth two tomorrow”, “A Little Neglect may breed Mischief”.

«Автобиография» была написана для сына, но схему самоусовершенствования взяли на вооружение все американцы. Франклин перечисляет 13 добродетелей абсолютно необходимых человеку: “temperance, silence, order, resolution, frugality, industry, sincerity, justice, moderation, cleanliness, tranquility, chastity and humility”.

Франклин разработал специальную схему как достигать добродетелей, ежедневно и последовательно записывая в дневнике свои достижения и ошибки. Все это он проверил на себе.

2. В первой половине XIX века Америка переживала время быстрых перемен. Население выросло до 31 миллиона, число штатов удвоилось. Строились города, заводы, железные дороги. Америка превращалась в индустриальную и урбанистическую страну. Появился термин “technology”, который отражал новшества: изобретение конвейера, швейной машинки Зингера, телеграфа и др.

Американцы быстро богатели, появился культ денег, обогащения. Человеческие чувства заменялись холодным расчетом, любовь и дружба подвергались испытаниям денежными отношениями. Романтика фронтира уходила в прошлое.

Литературные формы, бытовавшие в XVIII веке, не могли отражать изменившиеся обстоятельства. С одной стороны, восхищение природой Америки, энергией, хваткой и целеустремленностью американцев, а с другой, неприятие буржуазных ценностей, эгоизма и расчетливости, одновременно с влиянием европейского романтизма, породило новое и первое оформленное литературное направление – американский романтизм, яркими представителями которого являются Вашингтон Ирвинг, Эдгар По и Фенимор Купер.

Каждый из них отличается своеобразием в проблематике, жанрах, художественном языке. Именно с них начинается национальная американская литература.

Иосиф Бродский – “Демократия!”

Все знают Бродского-поэта, многие – Бродского-прозаика, а вот, например, Бродский – драматург. “Демократия!” – одноактная пьеса, написанная на рубеже 80-х и 90-х, в предверии кончины Советского союза. Действие происходит в вымышленной условной стране, где министра внутренних дел зовут Петрович, министра финансов – Густав Адольфович, а министра культуры – Цецилия. Полный текст пьесы был опубликован только в начале 2000-х.

Владимир Набоков – “Смотри на арлекинов”

Этот роман менее знаменит, чем “Лолита” или “Дар”, а тем временем он последний, который Набоков успел завершить при жизни. “Мемуары” знаменитого писателя Вадима Вадимовича Н. называют пародией на автобиографию. Роман в семи частях описывает его жизнь в России, Франции, Италии и США, череду влюбленностей и браков, путешествие в СССР с поддельным паспортом и последнюю любовь к ровеснице собственной дочери. В тексте присутствует множество параллелей с реальной биографией Набокова, а главы о визите в СССР написаны на основе воспоминаний его сестры.

Шарль Бодлер – “Поэма гашиша”

Немногие знают, но Бодлер писал и прозу. В основном, о наркотиках(есть еще его эссе “Опиоман”, например). В “Поэме” он подробно описывает процесс получения гашишного масла и разнообразные эффекты при его употреблении. Что характерно, собственный опыт в этом деле автор не афиширует. В итоге он приходит к неожиданному выводу, что каннабис – вселенское зло и куда опасней опиума. Но что взять с Бодлера, если даже врачи в начале прошлого века лечили кокаиновую зависимость героином.

Борис Виан – “Собаки, желание, смерть”

Этот блестящий образец садистской прозы знаменит в основном тем, что после громкого судебного разбирательства автора приговорили за него к тюремному заключению. Короткое повествование от лица приговоренного к электрическому стулу таксиста. И никакого вам мимими, как в “Пене дней”. По рассказу снят фильм “Мона” режиссера Жана-Франсуа Перфетти.

Оскар Уайльд – “Баллада Редингской тюрьмы”

Поэма, которую Уайльд написал после отбытого в упомянутой тюрьме двухлетнего срока по обвинению в безнравственности. В качестве подписи автора в конце стоит номер его камеры – С.3.3. В основу легли истории реальных заключенных, а последнее четверостишье поэмы использовано в качестве эпитафии на могиле писателя. Ирония здесь еще и в том, что название тюрьмы созвучно со словом reading.

Джером Дэвид Сэлинджер – “Именинник”

Шестистраничный неопубликованный рассказ, машинопись которого хранится в библиотеке Техасского университета. Несмотря на то, что официально он так и не был издан, в интернете появились копии нелегально напечатанной книги, с которой энтузиасты позже выполнили русский перевод. Герой рассказа – 22-летний Рэй, страдающий алкоголизмом. Предполагается, что этот рассказ вовсе не был предназначен для посторонних глаз. Критики отмечают, что он стоит особняком среди произведений Сэлинджера, поскольку “в тексте нет ни намёка на просветление или искупление”.

Иван Бунин – “Петлистые уши и другие рассказы”

Помимо знаменитых “Темных аллей” у Бунина есть менее известный сборник рассказов, изданный посмертно в Нью-Йорке. Герой главного из них – “необыкновенно высокий человек” Адам Соколович, объясняющий пьяным матросам в кабаке, что “у выродков уши – в форме петли, той петли, которой и давят их”. Тяжелая, гнетущая атмосфера повествования делает его совсем непохожим на типичные бунинские рассказы о несчастливой любви и поломанных судьбах, где трагизм все же тронут романтикой.



Рассказать друзьям