Анализ былины илья муромец и святогор. Иван Алексеевич Бунин

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Многие помнят замечательную детскую сказку «Синяя птица». Однако то, что воспринимается как сказка для детей, в действительности было написано как притча для взрослых. Ее автором был известный писатель из Бельгии Морис Метерлинк. Кроме «Синей птицы» его перу принадлежало немало других интересных произведений. Наиболее символичной среди них является пьеса «Слепые».

Морис Метерлинк

Родился писатель в семье бельгийского нотариуса в августе 1862. В семье принято было говорить на французском, из-за чего в будущем автор писал большинство своих работ на этом языке.

Когда мальчику исполнилось четырнадцать, его отправили учиться в колледж иезуитов. Учеба способствовала развитию желания Метерлинка заниматься литературой, а с другой стороны сформировала ярую антиклерикальную позицию автора.

После колледжа юноша занялся изучением юриспруденции. В свободное время он писал стихи и прозу. Несмотря на то что отец настаивал на карьере юриста, он помог юноше издать первый сборник поэзии «Оранжереи». Через год публикует пьесу «La Princesse Maleine» и в дальнейшем концентрируется на написании пьес Морис Метерлинк.

«Слепые», «Непрошенная», «Пелеас и Милисанда» - следующие известные пьесы писателя. Они прославили своего создателя не только в Бельгии и Франции, но и на весь мир. Произведения этого периода считаются наиболее удачными. Это связано с тем, что в последующие годы писатель увлекается символизмом, поздние его пьесы чрезмерно переполнены мистицизмом.

В 1909 во Франции с успехом ставят пьесу «Синяя птица». А через два года получает Нобелевскую премию по литературе Морис Метерлинк. «Слепые», «Синяя птица», «Пелеас и Милисанда» и несколько других известных пьес автора помогли добиться писателю этой престижной награды.

С началом Первой мировой войны Метерлинк в своем творчестве начинает касаться темы войны («Бургомистр Стильмонда»).

В двадцатые годы писатель все больше увлекается оккультизмом, при этом произведения этого периода полны библейских мотивов. Постепенно Метерлинк вместо пьес больше пишет эссе.

Когда писателю исполнилось 50 король Бельгии Альберт I пожаловал ему графский титул.

С начала Второй мировой войны писатель эмигрирует в США, однако в 1947 возвращается в Европу. Через два года Морис Метерлинк скончался в Ницце из-за сердечного приступа.

Пьеса Метерлинка «Слепые»: история создания

Со средины девятнадцатого века церковь стала терять влияние на общество. Связано это было с отчаянными попытками сохранить контроль над наукой и культурой. Большинство ученых и деятелей искусства были верующими людьми, но из-за активных попыток церкви грубо вмешиваться в их работу среди них росли антиклерикальные настроение.

Еще во время учебы в Иезуитском колледже стал негативно относится ко многим идеям церкви Морис Метерлинк. «Слепые» (пьеса) была написана под влиянием наблюдений ее автора за потерей влияния церкви в обществе. Метерлинк полагал, что церковь уже слишком "стара" чтобы руководить, однако если ее не заменить другим институтом, общество обречено.

В 1890 эта пьеса была опубликована, а уже через год была поставлена в «Театре искусства» Поля Фора. На русский язык ее перевели только через четыре кода после публикации. А в 1904 в одном из московским театров ее поставили вместе с несколькими другими короткими пьесами Метерлинка.

Главные герои

Одним из главных героев пьесы сделал безмолвного мертвого священника Метерлинк. Слепые, окружающие его тело, на протяжении всей пьесы характеризуют его, давая понять сколь важную роль он играл в их жизни.

Еще одним важным героем является младенец - ребенок помешанной слепой. Он единственный способен видеть, однако из-за столь юного возраста еще не в состоянии стать проводником для остальных.

Юная слепая - красивая молодая девушка, выросшая в местности с живописной природой, но позже утратившая зрение. Невзирая на свое увечье, она продолжает любить красоту. Девушка обаятельна и, несмотря на то что все окружающие мужчины слепы, они все ей симпатизируют. Хотя она ничего не видит, однако ее глаза еще живы и при должном лечении вскоре она сможет прозреть.

Самая старая женщина среди слепых является и самой рациональной. Также рассудителен и самый старый слепой мужчина.

Трое слепорожденных мужчин - одни из самых несчастных героев. У них нет воспоминаний о красоте мира, так как они никогда не видели его. Они постоянно возмущаются и критикуют других. Слепорожденные жалуются, что священник не говорил с ними, однако позже выясняется, что они сами не больно-то стремятся его слушать.

Три старые слепые женщины, в отличие от юной слепой, совершенно не активны. Они смирились со своей судьбой. Чтобы не случилось, она продолжают молиться.

Также в пьесе есть еще двое слепых мужчин, но они не особо активны.

Всего в «Слепых» восемь героев: шесть слепых мужчин (3 слепорожденных, старый и 2 обычных слепых), шесть слепых женщин (3 молящихся, старая, юная и помешанная), мертвый священник и зрячий ребенок.

Метерлинк «Слепые»: краткое содержание

В пьесе рассказывается о приюте для слепых, в котором зрячие только пожилой священник (умер в самом начале пьесы) и дряхлые монахини. Недавно там был доктор, но он умер ранее, из-за чего священник беспокоился, так как он был болен и предчувствовал собственную смерть. Незадолго до нее он собирает всех слепых и ведет на прогулку по острову. Однако ему становится плохо и, попрощавшись с прекрасной юной слепой, он умирает.

Однако слепые не замечают смерти своего поводыря, а полагая, что он скоро вернется за ними, ждут его возвращения. Со временем они начинают беспокоиться и общаться между собой. Размышляя и жалуясь на поведение священника (завистливые слепорожденные), а также вспоминая прошлое, слепые постепенно теряют надежду на его возвращение.

Вскоре приходит приютская собака и благодаря ей слепые узнают, что священник умер. Размышляя о том, как им выбраться, слепые начинают чувствовать, что кто-то касается их. Вскоре они слышат чьи-то шаги и молодая слепая берет на руки зрячего ребенка, надеясь, что он увидит, кто идет. Однако по мере приближения неизвестного ребенок все сильнее плачет.

Символизм «Слепых»

На момент написания пьесы увлекся философией символизма Морис Метерлинк. «Слепые» (краткое содержание выше) полны множества символов.

В первую очередь это смерть, окружающая слепых. Ее символизирует океан невдалеке.

Также символичен маяк, обитатели которого прекрасно видят, однако не смотрят в сторону слепых (символ науки).

Еще один символ - старые зрячие монахини приюта, о которых известно, что они, зная о пропаже своих подопечных, не пойдут их искать. Тут Метерлинк описывает современное ему отношение церкви к пастве. Несмотря на призвание заботится и оберегать "незрячих" подопечных, многие священники просто игнорируют их проблемы.

Слепые герои - это человечество, которое в прошедшие века находило свой путь благодаря вере (церкви).

Но теперь вера умерла и люди потерялись в темноте. Они ищут дорогу, но не в состоянии найти ее своими силами. К слепым в конце пьесы приходит кто-то, но из-за открытого окончания неизвестно - новый ли это проводник, желающий помочь несчастным людям, или жестокий убийца.

Несмотря на то что некоторые трактуют окончание пьесы как гибель человечества, для многих приход неизвестного символизирует надежду. Крик зрячего ребенка, возможно, обозначает не страх, а радость или призыв к незнакомцу (незнакомке) о помощи.

Значение для культуры

Многим читателям понравилось изображение человечества, утратившего веру, в образе слепых без поводыря, какими их представил Метерлинк. «Слепые» (анализ и символы пьесы выше) повлияли на современников писателя и потомков. Известный философ Николай Рерих после постановки пьесы в Москве нарисовал тушью черно-белую иллюстрацию к пьесе.

Идея Метерлинка изобразить общество как группу слепых людей натолкнула на написание романа «Слепота», по сюжету которого в 2008 был снят одноименный фильм.

Прошло больше ста лет после написания пьесы "Слепые". За эти годы в обществе произошло немало катаклизмов и событий. Однако и сегодня, как и сто лет назад, человечество продолжает вести себя как слепые в надежде отыскать проводника. Так что произведение Метерлинка продолжает быть актуальным.

Старый северный лес под высоким звездным небом. Прислонясь к стволу старого дуплистого дуба, дряхлый священник застыл в мертвой неподвижности. Синие губы его полураскрыты, остановившиеся глаза уже не смотрят по эту, видимую сторону вечности. Исхудалые руки сложены на коленях. Справа от него на камнях, пнях и сухих листьях сидят шесть слепых стариков, а слева, лицом к ним - шесть слепых женщин. Три из них все время молятся и причитают. Четвертая - совсем старуха. Пятая, в тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода, её распущенные волосы струятся по плечам. И женщины, и старики одеты в широкие, мрачные, однообразные одежды. Все они, поставив руки на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут. Высокие кладбищенские деревья - тисы, плакучие ивы, кипарисы - простирают над ними свою надежную сень. Темнота.

Слепые перегова­риваются между собой. Они обеспокоены долгим отсутствием священника. Самая старая слепая говорит, что священнику не по себе уже несколько дней, что он стал всего бояться после того, как умер доктор. Священник беспокоился, что зима может оказаться долгой и холодной. Его пугало море, он хотел взглянуть на прибрежные скалы. Юная слепая рассказывает, что перед уходом священник долго держал её за руки. Его била дрожь, словно от страха. Потом он поцеловал девушку и ушел.

«Уходя, он сказал «Покойной ночи!» - вспоминает кто-то из слепых. Они прислушиваются к рокоту моря. Шум волн неприятен им. Слепые вспоминают, что священник хотел показать им островок, на котором находится их приют. Именно поэтому он привел их поближе к берегу моря. «Нельзя вечно дожидаться солнца под сводами дортуара», - говорил он Слепые пытаются определить время суток. Некоторым из них кажется, что они чувствуют лунный свет, ощущают присутствие звезд Наименее чуткими оказываются слепорожденные («Я слышу только наше дыхание […] Я никогда не чувствовал их», - замечает один из них). Слепым хочется вернуться в приют. Слышится далекий бой часов - двенадцать ударов, но полночь это или полдень, слепые понять не могут. Ночные птицы злорадно хлопают крыльями над их головами. Один из слепых предлагает, если священник не придет, возвращаться в приют, ориентируясь по шуму протекающей невдалеке большой реки. Другие собираются ждать, не трогаясь с места. Слепые рассказывают друг другу, откуда кто приехал на остров, юная слепая вспоминает свою далекую родину, солнце, горы, необыкновенные цветы. («У меня нет воспоминаний», - говорит слепорожденный.) Налетает ветер. Ворохами сыплются листья. Слепым кажется, что кто-то касается их. Их охватывает страх. Юная слепая ощущает запах цветов. Это асфодели - символ царства мертвых. Одному из слепых удается сорвать несколько, и юная слепая вплетает их себе в волосы. Слышится ветер и грохот волн о прибрежные скалы. Сквозь этот шум слепые улавливают звук чьих-то приближающихся шагов Это приютская собака. Она тащит одного из слепых к неподвижному священнику и останав­ливается. Слепые понимают, что среди них мертвец, но не сразу выясняют, кто это. Женщины, плача, становятся на колени и молятся за священника. Самая старая слепая упрекает тех, кто жаловался и не хотел идти вперед, в том, что это они замучили священника. Собака не отходит от трупа. Слепые берутся за руки. Вихрь крутит сухие листья. Юная слепая различает чьи-то далекие шаги. Крупными хлопьями падает снег. Шаги приближаются. Ребенок помешанной начинает плакать. Юная слепая берет его на руки и поднимает, чтобы он увидел, кто идет к ним. Шаги приближаются, слышно, как под чьими-то ногами шуршат листья, слышен шорох платья. Шаги останав­ливаются рядом с группой слепых «Кто ты?» - задает вопрос юная слепая. Ответа нет. «О, смилуйся над нами!» - восклицает самая старая. Снова молчание. Затем раздается отчаянный крик ребенка.

Морис Метерлинк

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Священник.

Первый слепорожденный.

Второй слепорожденный.

Третий слепорожденный.

Самый старый слепой.

Пятый слепой.

Шестой слепой.

Три слепые старухи, погруженные в молитву.

Самая старая слепая.

Юная слепая.

Слепая помешанная.

Старый-старый, первобытный северный лес под высоким звездным небом. Посредине, окутанный ночным мраком, сидит дряхлый священник в широком черном плаще. Он запрокинул голову, прислонился к высокому дуплистому дубу и застыл в мертвой неподвижности. С лица не сходит восковая желтизна, синие губы полураскрыты. Немые остановившиеся глаза уже не смотрят по сю, видимую сторону вечности, они словно налились кровью от неисчислимых, незабываемых мук и слез. Прямые и редкие пряди строгих седых волос падают ему на лицо, а лицо у него светлее и неподвижнее всего, что его окружает в чутком безмолвии угрюмого леса. Исхудалые руки он сложил на коленях. Справа шесть слепых стариков сидят на камнях, пнях и сухих листьях. Слева, отделенные от стариков деревом с обнаженными корнями и обломками скалы, сидят лицом к ним шесть женщин, тоже слепых. Три из них глухими голосами все время молятся и причитают. Четвертая необычайно стара. Пятая в позе, свидетельствующей о тихом помешательстве, держит на коленях спящего ребенка. Шестая поразительно молода; распущенные волосы закрывают ей стан. На женщинах, как и на стариках, широкие, мрачные и однообразные одежды. Почти все они, поставив локти на колени и закрыв лицо руками, чего-то ждут; должно быть, они давно уже отвыкли от ненужных жестов и не поворачивают голов на неясные тревожные звуки, которые раздаются на этом острове. Высокие кладбищенские деревья - тисы, плакучие ивы, кипарисы - простирают над ними свою надежную сень. Недалеко от священника в ночной темноте цветут высокие асфодели. На сцене необычайно темно, несмотря на лунный свет, который кое-где пытается хотя бы на мгновение пробиться сквозь листву и прорезать мрак.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?

Второй слепорожденный. Ты меня разбудил!

Первый слепорожденный. Я тоже спал.

Третий слепорожденный. И я.

Первый слепорожденный. Он еще не вернулся?

Второй слепорожденный. Не слышно ничьих шагов.

Третий слепорожденный. Пора бы вернуться в приют.

Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

Второй слепорожденный. После его ухода захолодало.

Первый слепорожденный. Нужно узнать, где мы.

Самый старый слепой. Кто знает, где мы?

Самая старая слепая. Мы шли очень долго; мы, должно быть, далеко от приюта.

Первый слепорожденный. А! Женщины напротив нас?

Самая старая слепая. Мы сидим против вас.

Первый слепорожденный. Подождите, я сейчас приду к вам. (Поднимается и идет ощупью.) Где вы?.. Подайте голос, чтобы я услышал, где вы!

Самая старая слепая. Здесь. Мы сидим на камнях.

Первый слепорожденный (идет вперед и натыкается на ствол дерева и обломки скалы). Что-то нас отделяет...

Второй слепорожденный. Лучше не трогаться с места!

Третий слепорожденный. Где вы сидите?.. Не хотите ли к нам?

Самая старая слепая. Мы не смеем подняться!

Третий слепорожденный. Почему он нас разъединил?

Первый слепорожденный. Я слышу, как женщины молятся.

Второй слепорожденный. Да, это молятся три старухи.

Первый слепорожденный. Теперь не время молиться!

Второй слепорожденный. Вы помолитесь потом, в спальне.

Три старухи продолжают молиться.

Третий слепорожденный. Я хочу знать, кто сидит со мной рядом.

Второй слепорожденный. Кажется, я рядом с тобой.

Ощупывают предметы вокруг себя.

Третий слепорожденный. Мы не можем коснуться друг друга!

Первый слепорожденный. Однако мы друг от друга близко. (Продолжает ощупывать вокруг себя предметы и задевает палкой пятого слепого, тот глухо стонет.) Рядом с нами тот, кто не слышит!

Второй слепорожденный. Я не всех слышу; недавно нас было шестеро.

Первый слепорожденный. Я начинаю отдавать себе отчет. Расспросим женщин; нужно знать, что предпринять. Слышу, как три старухи все молятся, - разве они вместе?

Самая старая слепая. Они сидят рядом со мной на камне.

Первый слепорожденный. Я сижу на опавших листьях!

Третий слепорожденный. А где красивая слепая?

Самая старая слепая. Она рядом с теми, кто молится.

Второй слепорожденный. А где помешанная с ребенком?

Юная слепая. Он спит, не будите его!

Первый слепорожденный. О, как ты далеко от нас! А я думал, ты напротив меня.

Третий слепорожденный. Мы узнали почти все, что нужно; поболтаем теперь в ожидании его прихода.

Самая старая слепая. Он велел нам ждать его молча.

Третий слепорожденный. Мы ведь не в церкви.

Самая старая слепая. Ты не знаешь, где мы.

Третий слепорожденный. Мне страшно, когда я молчу.

Второй слепорожденный. Не знаете, куда священник ушел?

Третий слепорожденный. Мне кажется, он нас покинул надолго.

Первый слепорожденный. Он одряхлел. Кажется, он тоже слепой. Он не хочет в этом признаться из страха, как бы кто-нибудь другой не занял его место у нас, но я подозреваю, что он почти ничего не видит. Нам бы нужно другого проводника. Он нас не слушает, а нас много. Он да три монахини - вот и все зрячие в нашем приюте, и все они старше нас!.. Я уверен, что он заблудился и теперь ищет дорогу. Куда он пошел?.. Он не смеет бросать нас...

Самый старый слепой. Он ушел далеко. Кажется, женщин он предупредил.

Первый слепорожденный. Он только с женщинами и говорит!.. А мы-то что же?.. В конце концов, надо будет пожаловаться.

Самый старый слепой. Кому ты пожалуешься?

Первый слепорожденный. Пока еще не знаю. Посмотрим, посмотрим... Но куда он ушел?.. Я обращаюсь с этим вопросом к женщинам.

Самая старая слепая. Он устал от долгой ходьбы. Кажется, он на минутку присел вместе с нами. Ему не по себе уже несколько дней. После смерти доктора он стал всего бояться. Он всех сторонится. Почти все время молчит. Не знаю, что с ним случилось. Он непременно хотел выйти сегодня. Говорил, что хочет посмотреть на остров при солнечном свете в последний раз до наступления зимы. Зима будет, кажется, долгая и холодная; с севера уже приплывают льдины. Он очень беспокоился - говорил, будто вследствие сильных дождей река разлилась и прорвала все плотины. Еще он говорил, что его пугает море, оно что-то уж очень волнуется, а береговые скалы невысоки. Он хотел сам посмотреть, но ничего нам не рассказал... Теперь он, должно быть, пошел за хлебом и водой для помешанной. Он сказал, что уходит далеко... Подождем.

Юная слепая. Перед уходом он долго держал мои руки. Его руки дрожали, словно от страха. Потом он поцеловал меня...

Первый слепорожденный. О! О!

Юная слепая. Я опросила его, что случилось. Он сказал, что ничего не знает. Сказал, что царству стариков, видимо, приходит конец...

Первый слепорожденный. Что он хотел этим сказать?

Юная слепая. Я не поняла. Он сказал, что идет к большому маяку.

Первый слепорожденный. Разве здесь есть маяк?

Юная слепая. Да, в северной части острова. Думаю, что это недалеко. Он говорил, что огонь маяка виден отсюда- пробивается меж ветвей. Сегодня он был как-то особенно грустен. Мне кажется, все эти последние дни он часто плачет. Не знаю, почему, но и я плакала, сама того не замечая. Я не слыхала, как он ушел. Я больше его не расспрашивала. Я почувствовала, что он улыбнулся печальной улыбкой; я почувствовала, что он закрыл глаза и что ему трудно говорить...

На берегу моря на сваленных деревьях сидели слепые и напряженно прислушивались, чтобы услышать шаги поводыря, который имел отвести их в приют. Они не знали, что поводырь сидел у них мертв, "лицо его светлее и нерухомише всего, что вокруг". Стояла темная ночь. Слепые ждали поводыря. Море волновалось, угрожая людям гибелью. И постепенно они потеряли надежду.

Нетрудно понять смысл метерлинкивських символов: остров - это и жизнь человека, и Земля во Вселенной, слепые - это человечество, не находило выхода; священник-поводырь - вера, которой больше не было у людей; ожидание чьи-то шаги - иллюзии жизни; неотвратимость морского прилива - неизбежность смерти.

По мнению Метерлинка, смерть находилась всегда среди людей, но они не знали этого, не видели; только некоторые, самые уязвимые, чувствовали ее присутствие. Приближение смерти может почувствовать только мудрый старец, а увидеть - малое дитя. В пьесе младенец заплакал: очевидно, увидел смерть. Однако этот образ мог символизировать и новую веру, которая родилась. Ведь сказал поводырь молодой слепой: "Царству старых, видимо, приходит конец".

Символ всегда многозначный, часто он не подвергался конечном расшифровки. Однако общая идея произведения поняла: человек слеп, одинокая, беззащитная перед смертью. Мастерство Метерлинка в воплощении этой идеи оказалась прежде всего в создании своеобразных диалогов. В них реплики действующих лиц - многозначные повторения, а паузы между репликами, то есть молчание, дополняла воображение зрителя. Именно молчание нагнетало ужас и отчаяние. Приобрела большое значение и палитра цветов: ночная темнота леса, темный, однообразный одежда слепых, черный плащ священника.

В пьесе «Слепые» присутствуют все признаки символистской драмы: действие происходило в условных обстоятельствах; не было конкретных признаков действия и времени, поэтому произведение приобрело вне часовости; персонажи, лишенные индивидуальных черт, стали олицетворением страха, безнадежности, беспомощности - это уже не характеры, а символы. Эта пьеса - иллюстрация к размышлениям о Неизвестное. Метерлинку удалось создать мир, который жил по законам его философии.

Не вдаваясь в анализ подробно другие пьесы Метерлинка первого периода творчества, отметим, что принцип их построения, приемы создания эмоционального напряжения, лейтмотивы и характерные персонажи варьировались, но оставались неизменными по своей сути. Это следовало из понимания драматургом истинного задача искусства - показать "трагизм жизненной повседневности", а также с сформулированного им драматургического принципа "статического театра". Под этим термином он понимал театр, в котором главное не события, а внутреннюю жизнь героя, его духовные борения и стремление идеала. К тому же все это было передано не только словом, но и красноречивым молчанием и умолчанию, потому что чаще всего люди говорили о несущественном, второстепенное, а их истинные чувства и мысли оставались невысказанными Эти идеи драматурга нашли свое воплощение в драматических произведениях других писателей, а не символического, а реалистического типа художественного мышления, были созвучны и формальным исканиям Ибсена, и позже открытием Чехова.

В начале 90-х годов Метерлинк пересмотрел свою символистскую концепцию. Он писал, что ему показалось "честным и разумным сбросить смерть с трона" и на этот трон "поднять любви, мудрости и счастья". Поэтому в следующих пьесах он изменил свои философские позиции.

В качестве примера, можно привести драму "Смерть Тентажиля" (1894), где сказочная ситуация расшифровала мистическую тайну, и поэтому действие из сферы мистически-символической перешла в сказочно-романтический. Уже с первых реплик персонажей автор нагнетал чувство неуверенности, таинственности, страха. Игрена, сестра малого Тентажиля, говорила мальчику: "Твоя первая ночь на нашем острове будет беспокойная, Тентажиля. Вокруг нас уже ревет море, деревья стонут. Поздно. Месяц скрывается за тополями, что со всех сторон обступили дворец... Мы, кажется, здесь же, хотя надо быть все время настороже. Здесь ждут приближения малейшего счастья. Будущему я не доверяю... ". Далее говорилось, что парня привезли по приказу королевы, тайной лица, нельзя было увидеть. Неизвестное встал в образе злой старой королевы, которая душила добрых людей. Она старая и бесконечно мощная. Вероятно, она боялась потерять власть - свой трон, поэтому и приказала привезти возможного, а следовательно, и опасного для нее преемника - внука Тентажиля.

Уже в первом действии (все 5 действий очень короткие) ключевыми словами, задали тон, создали тревожный настрой, были такие, как "тени", "коридоры без окон", "что-то скрывается", "хотела бежать, и не могла", "мертвые деревья", "черный замок", "свежий воздух не доходит", "что нет травы", "подслушивать", "мы живем здесь, чувствуя непреодолимое бремя на душе» и т. д. Этими эмоционально значимыми лексическими средствами усилилось волнующее напряжение, которое росло от действия к действию. Сестры и их маленький братик бессильны перед королевой, которая "живет в своей высокой башни и сводит в могилу одного за другим, и никто не решается ответить ударом на удар. Она подавляет нашу душу, словно могильный камень, и никто не осмеливается его сбросить". Никакие усилия, крепкие железные двери, покорность и мольбы не могли защитить Тентажиля. Несчастный ребенок умер.

Если обратиться к названию пьесы лауреата Нобелевской премии Сэмюэля Беккета "В ожидании Годо", где также шла речь об ожиданиях чего невероятно таинственного и опасного, содержание пьесы Метерлинка о Тентажиля можно было бы определить "В ожидании смерти". Они вообще во многом похожи, эти два таких разных произведения - символический и модернистский. И прежде всего - своей загадочностью, нарастающим нервным напряжением, своим пессимизмом, и трагизмом. Не случайно драматургию бельгийца называли "драматургией смерти".

Метерлинк для создания соответствующего эмоционального настроя использовал известные романтические клише, образы и слова, заимствованные романтизмом с готической поэтики XVIII в., Которые в драматическом произведении благодаря наглядности, актерской игре, декорациям и освещению сцены, музыке и шумовым эффектам - приобрели особую эмоциональной силы и влияния. Все это и многое другое обеспечило успех ранним пьесам драматурга, как и их поэтичность, какая-то волшебная нежность и меланхоличность.

Пьесы предвоенного периода, в частности "Синяя птица", формально перекликались с пьесами, написанными в 80-90-е годы XIX в. Однако существенно изменился их общее настроение, они стали светлее, их герои потеряли свою беспомощность и пассивность, у них появилась конечно, благородная цель и надежда на ее осуществление.

"Синяя птица" - это философская пьеса-сказка, аллегорический и символический произведение о смысле бытия и всемогущество человека. Синяя птица - это символ счастья, истины, добра. Сюжет драмы - поиски героями загадочного птицы; конфликт - борьба добра и зла, света и тьмы, преодоление героями всего стояло на пути достижения цели.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем раскрывается новаторство С. Малларме?

2. Проследите этапы становления драматургии М. Метерлинка. Дайте их общую характеристику.

3. Раскройте признаки и особенности "театра смерти" М. Метерлинка.

4. Какая философия "театра надежды" драматурга?

Цели и задачи:

  • организовать деятельность учащихся при обучении анализа текста;
  • способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей учащихся; воспитывать ответственную за свои поступки личность.

Тип урока: анализ художественного текста.

Оформление доски:

1 - тема урока, в центре вверху;

2 - слово БЫЛИНА, в центре;

3 - справа

Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом? Лотман Ю.М.;

4 - слева репродукция картины В. Васнецова "Богатыри";

5 - под репродукцией (чтобы некоторое время не было видно)

: К вам, павшие в той битве мировой
За наше счастье на земле суровой,
К вам, наравне с живыми, голос свой
Я обращаю в каждой песне новой:
А. Твардовский.

Оборудование: листы с текстом произведения И.А. Бунина "Святогор и Илья" для каждого ученика. (Чтобы была возможность у каждого работать с текстом, делать свои пометки, подсчёты).

Ход урока

1. Вступительное слово.

Продолжаем учиться анализировать художественные произведения. Сегодня это будет стихотворение Бунина Ивана Алексеевича "Святогор и Илья". Вам нужно учиться воспринимать текст не только на слух и опираться на привычные "подсказки", но и детально разбирать сказанное, доказывая то, что уже поняли или ещё только предстоит понять в процессе работы. Учиться делать выводы. Наша речь настолько многогранна, богата интонационно, эмоционально, фонетически, морфологически и т.д. Нужно, хоть иногда, вглядываться, вчитываться, искать подтекст, чтобы знать наверняка, что именно хотели нам сказать.

Чтобы четко представлять предполагаемый результат в нашей сегодняшней работе, я снова, как и на предыдущих уроках, когда знакомились с работой по анализу текста, записала на доске высказывание Лотмана Ю.М.: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?".

2. Прочтение произведения.

Я зачитываю стихотворение.

СВЯТОГОР И ИЛЬЯ

На гривастых конях на косматых,
На златых стременах на разлатых,
Едут братья, меньшой и старшой,
Едут сутки, и двое, и трое,
Видят в поле корыто простое,
Наезжают - ан гроб, да большой:
Гроб глубокий, из дуба долбленный,
С черной крышей, тяжелой, томленой,
Вот и поднял ее Святогор,
Лег, накрылся и шутит: "А впору!
Помоги-ка, Илья, Святогору
Снова выйти на божий простор!"
Обнял крышу Илья, усмехнулся,
Во всю грузную печень надулся,
Двинул кверху: Да нет, погоди!
"Ты мечом!" - слышен голос из гроба.
Он за меч, - занимается злоба,
Загорается сердце в груди, -
Но и меч не берет: с виду рубит,
Да не делает дела, а губит:
Где ударит - там обруч готов,
Нарастает железная скрепа:
Не подняться из гробного склепа
Святогору во веки веков!
Кинул биться Илья - божья воля.
Едет прочь вдоль широкого поля,
Утирает слезу: Отняла
Русской силы Земля половину:
Выезжай на иную путину.
На иные дела!

3. Анализ текста.

Домашним заданием было прочесть произведение и ответить на вопрос, какие произведения называются былинами?

Былина - русские народные эпические песни-сказания. Повествуют преимущественно о богатырях - защитниках родины, отражают нравственные идеалы народа.

Традиционно, при упоминаниях о богатырях, былинах мы вспоминаем о другом произведении искусств - живописном - картине Васнецова "Богатыри", где отражаются очень красочно образы древних русских героев, которые отстаивали честь государства, спокойствие народа, были защитниками.

Я поместила репродукцию этой картины перед вашими глазами и крупно записала слово БЫЛИНА на доске, чтобы постоянно помнить о том, произведение какого жанра мы анализируем.

Что можете сказать вы о богатырях, опираясь на знания, которые были получены ранее? (Целые произведения или их отрывки, справочные материалы и др.)

Составляется собирательный образ богатыря: он могуч, умён, он чтит старших. Даже в тех произведениях, где нет конкретных героических действий, он готовится к ним, серьёзно подходя к ситуации. Где-то крутит верёвочку шелковую, где-то примеряет боевую или праздничную (по случаю победы) одежду, которая с любовью сшита для него родным человеком (матерью, суженой). Где-то морально готовит себя к поступкам, которые пойдут на пользу всем (и родимой стороне, и родным, и себе). Центральная идея всех былин - идея защитничества; сила, бессмертие богатырей - это и бессмертие, сила народа, за который они сражаются. Жизнь богатырей, мысли о том, что эти богатыри - "наши", вызывает чувство гордости и патриотизма.

Мы увидели таких богатырей в данном произведении?

Мы видим, что в стихотворение Бунин ввёл персонажей с историческими именами, которые традиционно ассоциируются с образами русских богатырей. Придумал события, которые, возможно, могли произойти. К великому сожалению, мы не встречаем ожидаемых поступков былинных героев, напротив, к концу произведения мы все больше разочаровываемся в действиях персонажей.

Своё произведение Бунин определил как былину, скорее всего, потому что хотел акцентировать большее внимание на мысли о том, что нужно задумываться о поступках, которые совершаешь (ведь былины отражают нравственные идеалы народа). Тем более, если ты человек, находящийся в поле зрения многих, на которого равняются другие, который является примером. Наверное, высказывается мысль о том, что нельзя попусту причинять себе вред, нужно осторожно и избирательно относиться к своим действиям, поступкам, словам, а богатыри должны исполнять свои богатырские подвиги, а не заниматься всякой глупостью (былина - воспевает поступки героя и самого богатыря):

Давайте в поддержку нашим высказываниям найдём доказательства в тексте. Рассмотрим более детально некоторые аспекты лексики произведения.

Отметьте разницу между тем, как называется земля в других былинах и в этой.

В этой - просто земля, в других былинах - мать - земля, мать - сыра земля.

Почему эта разница, как вы думаете?

Скорее всего, потому что былинные богатыри действовали, в основном, на просторах Родины, а в этом произведении герои не на Родине.

":Едут сутки, и двое, и трое:". А что это для богатырских коней? Вспоминается былина "Илья Муромец и Соловей Разбойник", где у коня Ильи "реки между ног пропускаются", он "через горы перешагивает", как через кочки, через озёра, как через лужи..., поэтому мы понимаем, что наши герои далеко от родных краёв.

Опираясь на вышеуказанные размышления, мы замечаем более явное противопоставление "Русская сила - Земля".

Обратимся к другому противопоставлению: "корыто - гроб". Какие ассоциации?

Гроб - специальный предмет для покойного, последний приют для человека. Гроб - не предмет насмешек, это предмет некой почести, в некотором смысле - привилегия.

Вот что такое "гроб" у Даля: ящик в меру человека, для схоронения трупа его.

Корыто же, напротив, предмет непотребный, в который сливают отходы для того, чтобы накормить домашний скот или, другое назначение, предмет, в котором стирали бельё.

У Даля::в них стирают, месят хлебы, из них кормят скот и птицу.

В любом случае, гроб ни у кого не вызывал мыслей поиграть, побаловаться с ним, просто так "примерить" его на себя.

Как вы думаете, почему богатыри "увидели" изначально не то, что было на самом деле? То есть корыто вместо гроба?

Может, сыграло коварство чужой Земли, как мираж: видится не то, что есть на самом деле. И, скорее всего, отсюда именно (из затуманенного взора, мыслей), и идёт желание богатырей "пошутить" - сделать то, что наши герои не сделали бы, наверняка, у себя на Родине, то есть, не примерили бы гроб к себе, и не легли бы в корыто.

Мы видим, что произошло искажение реальности, самообман, который нашёл продолжение в другом противопоставлении: "меча удары - нарастание железного обруча". Чем больше и сильнее удары, которые, казалось бы, должны разрубать, - тем "больше скрепа нарастала".

Сможете найти ещё какие-нибудь противопоставления?

Братья "меньшой и старшой". Сразу интересно то, что "меньшой" указывается первым, а "старшой" - вторым. Хотя в былинах, как мы знаем, чтится старшинство. Вчитавшись, мы понимаем, отчего нет "почести" старшему: нет мудрости в поступках, которая должна присутствовать и проявляться у более взрослого человека, оба ведут себя безответственно, безрассудно. По прочтении произведения мы не испытываем той гордости за этих героев, которую мы обычно испытываем при прочтении других былин. В данном произведении "честь" проявить себя выдалась только поступком неблаговидным, он не сделал богатырей Героями.

Итак, выборочно проанализировав лексику, мы поняли, что данное произведение, несмотря на то, что названо былиной, несёт несколько иную смысловую нагрузку. Мы знали, что былина - это произведение, которое повествует о героических событиях персонажа. Здесь же, во-первых, мы не видим такого события, мало того, ещё и наблюдаем прямо противоположные героическим действия главных героев: баловство, а впоследствии и позор Русской силы. Во-вторых, налицо явные противопоставления: корыто - гроб, младший - старший, меч - скрепа, чужая Земля - Русская сила. Причём, чужое, коварное явно побеждает Русскую силу. На первый план выходит ирония по поводу "тряпичных богатырей", даже, может, некое наставление: так делать нельзя, тем более на Чужбине, где Богатыри - представители Земли Русской. Получается, что Бунин применил к своему произведению эзопов язык, который лаконичнее и ярче представит нам суть.

Очень интересно рассмотреть фонетику и морфологию произведения, увидеть, как мастерски автор продумал и на этих уровнях своё творение. (Здесь хороша работа группами).

Рассмотрим сначала фонетический ряд произведения. (При "прослушивании" на звонкость - глухость строк к звонким звукам нужно относить не только звонкие согласные, но и гласные).

Согл. зв. Глас. гл.
1 7 9 10
2 10 7 10
3 10 6 9
4 7 5 10
5 6 8 10 - глухость, как бы настороженность (Видят в поле корыто большое)
6 10 3 9 - первая самая звонкая строка, как будто предостережение!
(Наезжают - ан гроб, да большой)
7 15 1 10 - звук нарастает - опасность! (Гроб глубокий, из дуба долблённый)
8 12 6 10 - звучность немного спадает (С чёрной крышей, тяжёлой, томлёной)
9 8 4 9
10 5 8 10 - глухо (Лёг, накрылся и шутит: "А впору!...)
11 7 4 10
12 10 5 9 - звонко. Звучит страстное желание увидеть свет!
(Снова выйти на Божий простор!)
13 9 6 10
14 10 4 10 - звонко - желание Ильи помочь (Во всю грузную печень надулся,
15 10 4 9 - Двинул кверху:Да нет, погоди!)
16 9 6 10
17 10 3 10 - звонко - Илья в нетерпении (Он за меч,- занимается злоба)
18 8 5 9 - глухо. Видимо, потому что Илья начинает осознавать последствия
"шутки" (Загорается сердце в груди)
19 9 4 10
20 9 2 10
21 8 5 9 - следующие 4 строки глухие, несмотря на то, что действия производятся
22 8 6 10 - грохочущие...(Где ударит-там обруч готов, Нарастает железная скрепа,
23 7 7 10 - Не подняться из гробного склепа
24 6 5 9- Святогору во веки веков!)
25 10 2 10 - звонко. (Кинул биться Илья - божья воля.)
26 9 6 10
27 6 4 9
28 9 4 10
29 9 2 10 - звонко. Здесь чуть ли не прямое указание.(Выезжай на иную путину.)
30 5 0 6 - самая короткая, но самая звонкая строка во всём стихотворении: при условии, что звуков всего 11, глухие вообще отсутствуют! Таким образом, мы не только читаем прямое наставление, но и ощущаем звучность этой фразы! (На иные дела!)

Проанализировав фонетику, мы видим, что неодобрение поступков богатырей хорошо отслеживается: тон повышается или приглушается в зависимости от ситуации.

Морфологический анализ произведения ещё более подтверждает уже "расшифрованную" нами мысль автора.

Именные ч.р. глагольные ч.р. другие(самост.ч.р.)
1 3 - -
2 3 - -
3 3 1 -
4 3 1 -
5 3 1 -
6 2 1 -
7 4 - -
8 4 - -
9 2 1 -
10 - 3 1
11 2 1 -
12 2 1 1
13 2 2 -
14 3 1 -
15 - 2 2
16 4 1 -
17 3 1 -
18 2 1 -
19 1 2 1
20 1 2 -
21 3 2 -
22 2 1 -
23 2 1 -
24 3 - -
25 3 2 -
26 2 1 2
27 1 2 -
28 4 - -
29 2 1 -
30 2 - -

Глагол подразумевает наличие действия, но в данном произведении мы видим, что в строках, где больше всего глаголов, ничего существенного не происходит, а вся сила богатырская направлена на "игру", поэтому там, где есть глаголы, они отображают действия "бездействия": пустые, никаких полезных, нужных кому-то событий, подвигов не совершается. Строки же, где наблюдается перевес именных частей речи, напротив, несут на себе основную смысловую нагрузку, отображая главную мысль (не боимся повториться):

Выезжай на иную путину.
На иные дела!

Лексика, фонетика, морфология произведения указывают на основную мысль произведения: нужно подходить к поступкам в жизни очень серьёзно, обдуманно, ответственно. Но мысль эта звучит не наставительно, не открыто, не навязчиво, а так, чтобы мы сами пришли к таковым выводам, что намного ценнее!

4. Мозговой штурм.

Убираю в сторону репродукцию картины "Богатыри", под которой записан отрывок стихотворения Твардовского ("Василий Тёркин. Тёркин на том свете"). Зачитываю его.

Скажите, мы можем мысль этого высказывания соотнести с основной мыслью нашего сегодняшнего урока?

По отношению к жанру былины, былинных героев, конечно, можем. Даже не смотря на то, что данное стихотворение написано автором более современным нам и, конечно, посвящено оно Великой Отечественной войне, это не значит, что подвиги далёких для нас былинных героев были по значимости меньше. И те и эти герои защищали своё государство, свой народ. И те и эти герои достойны того, чтобы о них помнили, чтили их, слагали о них песни, былины. Когда узнаёшь о таких героях из документальных и художественных фильмов, исторических статей, художественных произведений невольно возникает мысль о том, что это те герои, на которых хочется равняться. Тебя начинает переполнять чувство гордости за то, что эти герои "наши", родные, становится яснее и нужнее чувство патриотизма, любви к родной стороне, знакомым и родным людям, гордости за Родину.

По отношению же к героям стихотворения "Святогор и Илья" - нет. Мы не увидели действий этих героев, через которые мы бы стали гордиться ими, слагать в их честь песни:здесь даже уместно будет вспомнить двух старших братьев из народной сказки "Молодильные яблочки", когда они постоянно повторяли фразу: "Человеку голова нужна не токмо шапку носить", а сами при этом совершали поступки прямо противоположные своим словам.

5. Итог урока.

Подведём итог.

Что вы можете сказать о произведении после того, как проанализировали его?

Что нового вы сегодня узнали?

Вернёмся к высказыванию: "Нужно понимать, как построен текст и зачем построен он именно таким образом?". Ваши мысли?

6. Домашнее задание.

На выбор:

1. Написать сочинение:

Роль былинного героя в формировании патриотических чувств.

Мой любимый герой русских былин.

Герой моей былины.

2. Сочинить свою былину или, по примеру Бунина И.А., былину с эзоповым подтекстом.

3. Сделать анализ стихотворения "Святогор и Илья" в том ключе, в котором мы не рассматривали его на уроке (изученные ранее ритм, рифма, тропы).



Рассказать друзьям