Анализ фильма белый бим черное ухо проза. Литературные аргументы к сочинению

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» Троепольский написал в 1971 году. Автор посвятил произведение А. Т. Твардовскому. Центральной темой повести является тема милосердия. На примере истории о собаке Биме автор показывает, что человек в любой ситуации должен оставаться человеком, проявлять доброту, заботиться о братьях наших меньших.

Главные герои

Бим – пес «из породы шотландских сеттеров с длинной родословной. Был нетипичного окраса: белого цвета с «рыженькими подпалинами» , одним черным ухом и одной черной ногой.

Иван Иваныч Иванов – хозяин Бима, охотник, участник Великой Отечественной войны; журналист на пенсии.

Толик – мальчик, который заботился о Биме.

Другие герои

Степановна – соседка, которая присматривала за Бимом.

Даша – девушка, которая помогла Биму.

Хрисан Андреич – временный хозяин Бима в деревне.

Серый мужчина – человек, который снял у Бима табличку с ошейника и избил собаку.

Тетка – соседка, невзлюбившая Бима.

Главы 1–2

Бим родился от породистых родителей сеттеров, но имел нетипичный окрас. Хозяева хотели утопить Бима, но щенка взял к себе Иван Иваныч. Мужчина очень привязался к животному и вскоре начал брать с собой на охоту. «К двум годам Бим стал отличной охотничьей собакой».

Глава 3

Прошло третье лето. На Бима написала жалобу «визгливенькая и жирная» тетка: якобы пес был опасен. Бумагу принес председатель дома, но, увидев пса, понял, что Бим добрый и послушный.

Главы 4–5

Во время охоты Иван Иваныч старался ограничиваться одним-двумя вальдшнепами за охоту и то только для того, чтобы Бим не «загибнул как охотничья собака» .

Иван Иваныч один раз брал Бима на облаву на волков. После этого случая пес на охоте всегда показывал хозяину, что учуял след волка.

Глава 6

Иван Иваныч все чаще страдал от болей, его беспокоило старое ранение – осколок у сердца. В один из дней ему стало совсем плохо. Ивана Иваныча забрали в больницу. Мужчина попросил соседку Степановну присматривать за псом.

Бим побежал за хозяином. Пес по следу добрался до здания «скорой помощи» и начал царапаться в дверь: тут пахло его хозяином. Однако Бима прогнали.

На следующее утро пес снова выбрался на поиски. Бим принюхивался к людям, рассматривал их. Пса заметили прохожие и вызвали милицию. Однако за Бима заступилась девушка Даша. Она отвела пса домой. Степановна рассказала девушке, что Иван Иваныча отправили самолетом в Москву делать операцию.

Глава 7

Утром Даша принесла Биму ошейник с пластинкой, на которой было написано: «Зовут его Бим. Живет в квартире. Не обижайте его, люди».

Соседка выпускала Бима гулять одного. Пес забрел в парк, его заметили мальчишки, принесли собаке поесть. Один из мальчиков, Толик, кормил Бима с рук. К ребятам подошел «какой-то дядька» с тростью – «серый» – и спросил, чей это пес. Узнав, что собака ничья, мужчина забрал ее с собой и привел домой. Он снял с Бима ошейник, так как собирал всевозможные «собачьи знаки» (медали, поводки, ошейники). Ночью от одиночества пес начал выть. Рассердившись, «серый» избил пса палкой. Бим набросился на мужчину и выскочил из квартиры через открытую женой обидчика дверь.

Глава 8

«Дни шли за днями». Бим уже хорошо знал город. Как-то пес учуял запах Даши, который привел его к вокзалу. Девушка уезжала. Пес долго бежал за поездом, а после, тоскуя, упал между рельсами.

К почти умирающему Биму подошла женщина и напоила его водой. Бим поплелся по железной дороге, ему защемило лапу. В этот момент приближался поезд. К счастью, машинист успел остановиться и освободил собаку. Бим вернулся домой.

Глава 9

Толик узнал, где живет Бим, и теперь каждый день гулял с хромающей собакой. В газете появилось объявление о том, что по городу ходит сеттер с черным ухом и кусает прохожих. Узнав об этом, Толик показал пса ветврачу. Врач заключил, что «собака не бешеная, а больная» .

Глава 10

Постепенно Бим начал поправляться, но только поздней осенью смог стать на четыре лапы. Соседка снова начала выпускать пса гулять одного.

Как-то Бима подобрал шофер, который возил их с Иваном Иванычем на охоту. Шофер продал собаку знакомому за 15 рублей. Новый хозяин Хрисан Андреич назвал пса «Черноухом» и забрал с собой в деревню.

Глава 11

В деревне для Бима все было необычно: маленькие домики, домашние животные и птица. Пес быстро «привык ко двору, к его населению, не удивлялся сытой жизни» .

Глава 12

Хрисан Андреич брал Бима с собой пасти овец. У пса появилась обязанность «поворачивать самовольных овец к стаду, следить за ними» .

Как-то к Хрисану Андреичу пришел знакомый – Клим, и начал просить продать Бима. Однако хозяин отказался: ранее он давал объявление в газету о том, что «Пристала собака» , и получил ответ: «Не объявляйте, пожалуйста. Пусть живет до срока» .

Хрисан Андреич разрешил просто брать пса на охоту. На следующий день Клим и Бим отправились в лес. Не приученный к крупной добыче, пес упустил зайца. Клим сильно рассердился и ударил Бима сапогом. Пес упал. Клим бросил собаку в лесу.

Бим, потерявший от удара сознание, вскоре проснулся и, едва переступая, нашел лечебные травы.

Глава 13

Пес провел пять дней в лесу, пока ему не стало лучше, и вернулся в город. По следу Бим нашел дом Толика. Мальчик был рад собаке, но родители категорически не хотели оставлять пса дома. Ночью отец Толика отвез Бима в лес и бросил там.

Глава 14

Бим вернулся в город и снова пришел к дому Толика. Отец мальчика вновь пытался поймать пса, но тому удалось убежать.

Глава 15

Бим поплелся к дому Ивана Иваныча. Однако, увидев собаку, та самая крикливая тетка позвонила в «карантинный участок» . Бима поймали, посадили в железный фургон и увезли в собачий приемник. Очнувшись в «железной тюрьме» , пес начал царапать дверь. «Он грыз зубами клоки жести и вновь царапался, уже лежа. Звал. Просил». К утру пес притих.

Глава 16

В то утро вернулся и Иван Иваныч. Мужчина уже на вокзале начал расспрашивать, не видел ли кто Бима. Иван Иваныч поехал в карантинный участок. Мужчине едва удалось уговорить сторожа открыть двери фургона.

«Бим лежал носом к двери. Губы и десны изодраны о рваные края жести. Он царапался в последнюю дверь долго-долго. Царапался до последнего дыхания. И как мало он просил. Свободы и доверия – больше ничего».

Глава 17

Весной Иван Иваныч взял нового щенка, себе и Толику. Это был «породистый, типичного окраска английский сеттер» , которого тоже назвали Бим. «Но старого друга он уже никогда не забудет».

Заключение

В повести «Белый Бим Черное Ухо» автор рассказывает о судьбе собаки, которая до последнего остается верной своему хозяину. Изображая страдания животного, его тоску по дому, автор словно сравнивает доброго, преданного пса и всех тех людей, которые ему встречались: многие из них по положительным качествам уступают Биму.

Повесть «Белый Бим Черное Ухо» переведена более чем на 20 языков. Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Белого Бима Черное Ухо», а прочесть произведение полностью, чтобы пережить все описанные в рассказе события вместе с героями.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 801.

Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые - значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задумываться о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях.

«Белый Бим Черное ухо»: краткое содержание

По сюжету это очень незамысловатая повесть. Об умном псе, которого взял к себе писатель и охотник, о его жизни с любимым хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком - вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Краткое содержание не может дать представление о восприятии Бимом человеческого мира, о всех переживаниях собаки, о всех злоключениях, которые выпали на его голову.

Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.

По повести был снят фильм, который в настоящий момент известен даже лучше, чем само произведение. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Фильм - душещипательная история, тогда как книга, если вчитаться, еще и повествование о советском обществе. Много ведь таких: потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из "потеряшек", конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию.

Кинолента «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание которой уложится в две строчки, двухсерийный. И все это - злоключения Бима, которые смотрятся на одном дыхании.

Но сочувствуя Биму в книге, все ли готовы так же повести себя и в жизни? Произведение "Белый Бим Черное ухо" умиляет и заставляет плакать, но учит ли оно чему-нибудь? Или эмоции остаются сами по себе и на поступки не влияют? Кто-нибудь готов приютить бездомную собаку? Таких в наших городах очень много, но у почти всех людей они вызывают лишь раздражение. Книга «Белый Бим Черное ухо», содержание которой многие знали с детства, научила доброте совершенно не всех. Почему так происходит? Почему самая замечательная литература, самые изысканные не меняют человека автоматически, просто из-за сильного впечатления, которое они произвели? Для того чтобы сделаться добрее, человечней, необходимо проводить громадную внутреннюю работу. Каждое новое поколение должно обязательно читать подобные книги, чтобы научиться внимательнее относиться к тем, кто рядом.

«Будь Человеком»
В. Шукшин

Цель: пробудить интерес к повести, вызвать чувство сострадания и жалости ко всему живому, помочь учащимся разобраться. в чём же заключается милосердие, способствовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: портрет Г. Троепольского, рисунки учащихся, высказывание Экзюпери «Мы ответственны за тех, кого приручили».

Эпиграф урока:

«…Читатель – друг!..
Ты подумай! Если писать только о доброте, то для зла – это находка, блеск, если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать; если писать только о серьёзно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным … »
Г. Троепольский

Ход урока

І. Биография Г. Троепольского .

Гавриил Николаевич Троепольский

Гавриил Николаевич Троепольский родился 29 ноября 1905 года в селе Новоспасовке Терновского района Воронежской области.

Г.Н. Троепольский – прозаик, публицист, драматург. Родился в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд.

В 1924 году окончил трехклассное сельскохозяйственное училище имени К.А. Тимирязева в селе Алешки Борисоглебского уезда Воронежской губернии и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930 г.

Многие годы его жизни связаны с Острогожском, где в течение почти четверти века, он, агроном по профессии, вел селекционную работу, заведовал сортоиспытательным участком, где ему удалось вывести несколько новых сортов проса.

Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки.

Начинающим писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет. «В литературу Троепольский принес свою тему:«... боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо, за голубые жилки речек и шуршащие камыши...» – так сказал о Троепольском В.Л. Топорков в статье «Рыцарь русского поля».

В середине 50-х годов Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди». Фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким.

В 1958-61 г. был написан роман «Чернозем».

В 1963 г. – повесть «В камышах».

Эту повесть Троепольский посвятил А.Т. Твардовскому.

ІІ. – Что означает слово милосердие?

– Милосердие – готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия.

ІІІ. Понравилась ли повесть?

ІV. Какова, на ваш взгляд, основная мысль этой повести?

Ответы были такими:

  • Основная мысль повести, по-моему, – это большая дружба и хорошее взаимопонимание между человеком и собакой, а также доброта, преданность и человечность.
  • Повесть показывает, к чему может привести живодёрство и безразличие к судьбе собаки. Произведение ещё раз доказывает, что собака – друг человека.
  • Человек всегда должен оставаться Человеком: добрым, способным к состраданию, готовым всегда прийти на помощь всему живому.
  • В повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» рассказывается о судьбе собаки, о её верности, чести и преданности. Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным, в то же время как не все люди обладают преданностью друг к другу и верностью долга. Очеловечивая страдающее животное, собаку Бим, автор показывает утерявших человеческое в себе людей.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

V. Какой породы был Бим, как он попал к Ивану Ивановичу?

– Он родился от породистых родителей, сеттеров, с длинной родословной. При всех достоинствах был недостаток, который отразился на его судьбе. Он должен быть обязательно «чёрный, с блестящим синеватым отливом – цвета воронова крыла, и обязательно чётко ограниченными яркими рыже-красными подпалинами».

Бим же выродился таким: туловище белое, но с рыженькими подпалинами и даже чуть заметным рыжим крапом, только одно ухо и одна нога чёрные, действительно – как вороново крыло; второе ухо мягкого желтовато-рыженького цвета. Бима хотели утопить, но Ивану Ивановичу стало жалко такого красавца: глаза ему понравились, видите ли, умные.

Иван Иванович кормил Бима соской с молоком, и он засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.

. Как вы думаете, почему Бим стал добрым, верным псом?

– Бим стал добрым псом благодаря Ивану Ивановичу. К двум годам он стал отличной охотничьей собакой, доверчивой и честной. Тёплая дружба и преданность становилась счастьем, потому что «каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.» Бим твёрдо усвоил: поцарапайся в дверь, тебе откроют обязательно; двери и существуют для того, чтобы каждый мог войти: попросись – тебя впустят. Только не знал Бим и не мог знать, сколько потом будет разочарований и бед от такой наивной доверчивости, не знал и не мог знать, что есть двери, которые не открываются, сколько в них не царапайся.

VІІ. Расскажите об Иване Ивановиче. Какой это был человек?

По мнению учащихся, Иван Иванович – большой души человек, любит природу и понимает её. Его радует в лесу всё: и подснежники, кажущиеся капелькой неба на земле, и небо, окропившее лес уже тысячами голубых капель. Он обращается к людям в своём дневнике с такими словами: «О беспокойный человек! Слава тебе вовеки, думающему, страдающему ради будущего! Если тебе захочется отдохнуть душой, иди ранней весной в лес к подснежникам, и ты увидишь прекрасный сон действительности. Иди скорее: через несколько дней подснежников может и не быть, а ты не сумеешь запомнить волшебство видения, подаренного природой! Иди, отдохни. «Подснежники – к счастью»,- говорят в народе».

Учащиеся из текста приводили примеры, как Иван Иванович воспитывал Бима, как с ним ходил на охоту, каким командам научил собаку.

VІІІ. Чем больше всего вас покорил Бим?

– Больше всего Бим покорил меня своей верностью, преданностью и любовью к хозяину. Когда Ивана Ивановича положили в больницу, он не мог ни есть, ни пить, целыми днями ходил по улицам в поисках своего дорогого друга. В него бросали камни. били, он голодал, но он ждал возвращения своего хозяина.

– Огромное впечатление на меня произвела сцена, где Бим плакал над письмом хозяина, как человек.

– Мне понравился Бим тем, что он был очень понятливым, заботливым псом, даже без слов, а по глазам он понимал, хорошо или грустно Ивану Ивановичу.

ІХ. Какова цель жизни Бима?

– Искать и ждать хозяина.

Х. Бим доверял людям. А когда он начал терять веру в человека?

– Он впервые оскалился и укусил Серого.

Просмотр фрагмента из фильма С.И. Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Эпизод: «Бим у Серого».

– Бим мог отличить добрых людей от злых. «Тётка и Курносый – люди просто нехорошие. А вот этот… этого Бим уже ненавидел! Бим начинал терять веру в человека».

ХІ. Какие эпизоды произвели на вас наибольшее впечатление?

Ответы учащихся.

– Я читал и плакал, когда Бим бежал за поездом, очень устал, и женщина напоила его водой. Бим выпил из рукавицы почти всю воду. Теперь он посмотрел женщине в глаза и сразу же поверил: хороший человек. И лизал, лизал её грубые, в трещинах, руки, слизывая капельки, падающие из глаз. Так второй раз в жизни Бим узнал вкус слёз человека: первый раз – горошинки хозяина, теперь вот эти, прозрачные, блестящие на солнышке, густо просолённые неизбывным горем.

– Наибольшее впечатление на меня произвёл эпизод, когда лапа Бима попала в стрелку. Бим попрыгал на трёх ногах, измученный, изуродованный. Он часто останавливался и лизал онемелые и припухшие пальцы больной лапы, кровь постепенно утихла, а он всё лизал и лизал до тех пор, пока каждый бесформенный палец не стал идеально чистым. Это было очень больно, но другого выхода не было; каждая собака это знает: больно, но терпи, больно, а ты лижи, больно, но молчи.

– Мне очень жалко было Бима, когда заяц скрылся из виду, Клим снова рассвирепел: он подошёл вплотную к Биму и с размаху ударил его со всей силы носком громадного сапога в грудь. Бим охнул. Как человек охнул. «О-о-х! – вскрикнул протяжно Бим и упал. – Ох, ой… – говорил теперь Бим человеческим языком. – Ой … За что?!» И смотрел мучительным, страдающим взглядом на человека, не понимая и ужасаясь.

– Меня поразила бесчеловечность Семёна Петровича, отца Толика, который привязал Бима к дереву в лесу в конце ноября, развернул узелок, вынул из него миску с мясом и поставил перед Бимом, не произнося ни единого слова. Но отойдя на несколько шагов, обернулся и сказал: «Ну, бывай. Вот так».

Бим сидел до рассвета, продрогший, больной, измученный. Он с трудом перегрыз верёвку и освободился. Бим понял, что к Толику теперь идти не надо, что он теперь пойдёт к своей родной двери, никуда больше.

ХІІ. Как Бим попал в железный фургон?

Почему Тётка так поступила с Бимом?

– Тётка ненавидела Бима. Она хотела отомстить ему за то, что он не подал ей лапу в квартире Ивана Ивановича, испугался. Гость не поверил Тётке, что Бим мог её укусить (он однажды лизнул ей руку – не от избытка чувств только к ней лично, а к человечеству вообще). Когда подъехал к дому фургон, Тётка сказала, что Бим – это её собака, конец верёвки на шее перегрызла, кусает каждого.

«Чего оскалилась? Не умеешь собак держать, так и не мучила бы. Сама наела лягушкино рыло, а собаку довела – жутко смотреть: на собаку не похожая», – сказали собаколовы Тётке.

Просмотр фрагмента «В фургоне» фильма Ростоцкого «Белый Бим Чёрное ухо».

Бим погибает, но его короткая жизнь отразилась добром на многих судьбах – сдружила Толика и Алёшу. Родители Толика изменили своё отношение к Биму (писали объявления в газету, искали собаку). Молодой Иван, собаковод, навсегда оставил своё занятие.

«Иван Иванович ощутил в себе, в той пустоте, что осталась после потери друга, теплоту. Не сразу он догадался, что это такое. А это были два мальчика, их привёл к нему, сам этого не ведая, Бим. И они опять придут, придут не раз».

ХІІІ. Какие мысли и чувства вызвала у вас повесть? Чтение сочинений учащихся.

– Когда я прочитала эту повесть, то в глазах моих стояли слёзы, а на душе было печально и грустно. Надеюсь, что люди, читая такие книги, станут добрыми и человечными не только по отношению к животным, но и друг к другу.

– Мне очень понравилась повесть. Я даже чуть не заплакал, когда Бима били хворостиной и кидали в него камнями. Он погиб от рук жестоких людей. Но в жизни он понял, что не все люди такие хорошие, как Иван Иванович, Степановна, Толик, Люся, Алёша, Даша.

Повесть глубоко затронула мою душу, и я понял, что в жизни надо быть добрым и хорошим, как хозяин Бима.

– Повесть Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо» помогла мне стать добрее и милосерднее ко всему живому. Когда доброта станет потребностью каждого, когда не будет злых и равнодушных людей, жить станет намного лучше. Будь Человеком! Не делай зла, потому что оно бумерангом вернётся к тебе.

Повесть Троепольского произвела на учеников глубокое впечатление, заставила задуматься над многими нравственными проблемами.

Учащиеся дома выполняли иллюстрации к отдельным эпизодам повести. С помощью изобразительного искусства хотели показать свои чувства, эмоции к живым существам.

Рассказ учащихся по своим иллюстрациям к повести.

Повесть «Белый Бим Чёрное ухо»не только о доброте, чёрствости, благородстве и подлости, но и о бережном отношении к природе.

Это слово – обращение к читателям повести:

«Благо тому, кто сумел впитать в себя всё это с детства и пронёс через жизнь, не расплёскивая ни капли из дарованного природой сосуда спасения души!
В такие дни в лесу сердце становится всепрощающим, но и требовательным к себе. Умиротворённый, ты сливаешься с природой. В эти торжественные минуты сновидений осени так хочется, чтобы не было неправды и зла на земле».

Домашнее задание:

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Управление образования Исполнительного комитета

Тукаевского муниципального района

XIV республиканская научно-практическая конференция школьников имени Л.Н.Толстого

Секция «Творческие работы, посвященные книгам-юбилярам»

Сочинение «Книга о человечности»

(по повести Г.Троепольского «Белый Бим Черное ухо»)

Работа ученицы 9 класса

МБОУ «Яна Булякская ООШ»

С татарским языком обучения

Харисовой Айзили Раушановны

Руководитель: учитель русского

Языка и литературы

Салахова Флюра Рафхатовна

Т. 89625718625

2016 год

Есть книги, которые сопровождают нас в течение всей жизни. «Белый Бим Чёрное ухо» - моя самая любимая книга. Это повесть, прославившая воронежского писателя Гавриила Троепольского. Написанная в 1971 году и посвященная А.Т.Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет.

Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 15 языков мира. В 1975 году за повесть писатель удостоен Государственной премии СССР. В 1977 году по одноимённой книге Гавриила Троепольского режиссёром Станиславом Ростоцким был снят двухсерийный художественный фильм «Белый Бим Чёрное ухо»

Первый раз я её прочитала в третьем классе, а после открывала ещё раз шесть или семь. Эта книга привлекает к себе внимание интересным названием, а когда прочитаешь первые строчки, потом уже будет не оторваться.

Сам писатель так определил назначение своего произведения: «В моей книге единственная цель – говорить о доброте, доверии, искренности, преданности».

Я хочу процитировать слова писателя, которые тронули меня до глубины души и заставили прочитать эту книгу: «Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необыкновенным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души - само собой разумеющееся состояние…».
Эта повесть - сентиментальная история преданного пса, неожиданно попавшего в беду. Шотландский сеттер Бим, наделенный с рождения белым окрасом, не соответствующим стандартам породы, живёт вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем, который любит свою собаку и систематически вывозит её на охоту в лес. У хозяина и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. «…Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы».

Однажды Иван Иваныч попал в больницу, а Бим, потеряв хозяина, по недосмотру соседки выскакивает из квартиры. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей – добрых и злых, старых и молодых. Всех их мы видим глазами собаки. Бим подвергается разному отношению: от жалости и попыток помочь до жестокости.

Друзья Бима - это те добрые и отзывчивые люди, которые в чём-то помогли Биму на его трудном пути к дорогому другу. Они жалеют Бима, видят, что пес попал в беду. Разговаривают с ним, как с человеком, изливают ему свою душу. Все они любят животных, сочувствуют им, это черта хорошего человека.

Враги Бима – это те люди, которые не любят животных, они не способны на милосердие и сострадание, они жестоки и равнодушны к чужому несчастью, живут только собственными интересами и потребностями.
Автор не дает недоброжелателям Бима имен. Они не достойны этого. Враги Бима имеют только клички.

Пройдя многие испытания и почти дождавшись хозяина, во время отлова собак Бим попадает в приют. Но хозяин застаёт на месте уже только тело Бима. «… Иван Иваныч положил руку на голову Бима – верного, преданного, любящего друга. Запорхал редкий снежок. Две снежинки упали на нос Бима и … не растаяли…»

Иван Иваныч переживал: ведь собака стала частью его души, скрасила его одиночество.
Каждый любитель животных очень тяжело переносит разлуку со своим любимцем. Мы ждем при возвращении домой, что, когда откроем дверь, нам навстречу выбежит тот, за кого мы поручились в своё время. Тот, кому мы дали обещание всегда любить его, заботиться о нём, беречь изо всех сил. Ни одно животное не может обманывать, лицемерить и предавать. Эти качества присущи только людям, но, к счастью, далеко не всем.

Автор открывает читателю внутренний мир собаки со всеми его переживаниями, радостями, вопросами и несчастьями, и снова и снова подчёркивает превосходство этих животных: «А на палой жёлтой траве стояла собака – одно из лучших творений природы и терпеливого человека». Опять же указывает, что без этих верных друзей наша жизнь была бы куда более скучной и бесцельной: «…раздвоение личности в длительном одиночестве в какой-то степени неизбежно. Веками от этого спасала человека собака».

«Белый Бим Чёрное ухо» заставляет задуматься о многом. Например, о роли собаки в нашей жизни. Зачем она дана человеку? Чтобы у человека был преданный друг, готовый служить верой и правдой до конца своих дней, проходя сквозь все беды и несчастья. Почему же порой люди бывают так жестоки к этим прекрасным животным? Наверное, они просто не понимают, что собака – лишь внешне животное, а внутри неё живёт человеческая душа, и что это существо очень-очень нужно человеку, что без него наша жизнь сильно изменится. Надо беречь их, любить и не предавать, ведь собака никогда так не сделает – кое-чему нам надо у них поучиться.

Эта повесть произвела на меня неизгладимое впечатление. Она в который раз доказала мне, что лучше друга, чем собака, нам – людям никогда не найти. Автор показал нам это на примере Бима – умнейшего существа, подчеркнув, что за образом Бима скрываются все собаки, в независимости от породы, возраста и уровня воспитанности, любящие и преданные друзья человечества.

Хотя повесть кончается трагично, короткая жизнь собаки отразилась добром на многих судьбах. У отца и матери Толика она растопила лед эгоизма, сдружила Толика и Алешу; молодой Иван, один из собаководов, навсегда оставил свое занятие. Иван Иваныч ощутил в себе, в той пустоте, которая осталась после потери друга, теплоту. Это были два мальчика, их привел к нему Бим. И они придут не раз.

Смерть собаки – укор для всех.

Л.Н.Толстой писал: «Сострадание к природе так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью сказать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными».

Жестокость людей идет от их равнодушия, а равнодушие - это духовная смерть; когда утрачивается способность сострадать, сочувствовать чужому страданию, человек перестает быть человеком.

Человек всегда остается человеком, сыном природы и ее защитником. Осенний лес неподражаем. Он храм для раздумий. "В осеннем солнечном лесу,- пишет автор,- человек становится чище". Но каждый ли? Человек, пришедший безжалостно убивать, не сможет этого почувствовать.

Каждый, кто прочитал эту книгу, по мысли автора, должен заглянуть в себя и спросить: "А не потерял ли я еще человечность, могу ли, как и прежде, назвать себя верным сыном своей матери-природы?"



Рассказать друзьям