Анализ произведения Недоросль Фонвизина (комедия). Анализ произведения Д

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Комедия называется «Недоросль». Что это за слово? Явно не из лексикона XXI века … Обратимся к словарю. В словаре Ефремовой даётся такое толкование этого слова: «1. Молодой человек, не достигший совершеннолетия. / / Молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу. 2. перен. глуповатый, малоразвитый юноша; недоучившийся, неразвитый человек».

Второе значение слово недоросль получило благодаря комедии Фонвизина. Если название комедии «Недоросль», следовательно, он и есть её главный герой. Так
или не так? Кто ещё находится в центре внимания зрителей и читателей? (Простаковы, Скотинин, Стародум, Софья.)

Внимательно перечитаем афишу произведения. Судя по пометкам автора, которые он делает рядом с именем персонажа, что для него важно? Где, в какой среде будет разворачиваться действие?

Фонвизин обращает внимание на родственные связи и на социальное положение героев.

Действие разворачивается в помещичьем доме, в дворянской семье, которую окружают люди разных сословий. Следовательно, для автора важны семейные и социальные отношения, и в пьесе будут подниматься вопросы, связанные с
этими сферами.

Обратим также внимание на то, какие имена и фамилии даёт драматург своим перcонажам: Простаковы, Скотинин, Правдин, Стародум, Софья, Милан, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман. Такие имена и фамилии называются говорящими. Что они нам рассказывают об их носителях?

Простаковы, видимо, крайне примитивны в своём развитии, в Скотинине сильно животное начало, Правдин — поборник правды, Стародум — человек, верный традициям, Софья — мудрая, Милан — милый, обходительный человек, Цыфиркин связан с цифрами (арифметикой), Кутейкин — бывший семинарист (об этом напоминает слово кутья, от которого, видимо, и образована фамилия), Вральман — лживый человек.

За многими фамилиями кроются не только характеры героев, но и важные для автора моральные понятия. Подумайте, какие и с какими персонажами они связаны.

Справедливость, честность, честь, верность традициям, мудрость, любовь связаны со Стародумам, Правдиным, Софьей, Миланом. Животное начало в человеке, корыстолюбие, невежество, гордыня представлены в семействе Простаковых и Скотинине. Благодаря говорящим фамилиям, мы выходим также и на проблемы, поднимаемые в произведении: нравственности и безнравственности (порочности), просвещения и невежества, духовности и бездуховности.

Вспомним слова, которыми заканчивается пьеса: «Вот злонравия достойные плоды». К кому они относятся? О ком и кем сказаны?

Это слова Стародума о Митрофане и о судьбе семьи Простаковых. Значит, всё-таки акцент сделан не на одном Митрофане, а на всём семействе Простаковых.

Какое место занимает в семье Простаковых Митрофан?

Он — сын четы Простаковых и племянник Скотинина. Посмотрим, как, судя по высказываниям, члены семьи оценивают своё чадо: «То-то умное дитя, то-то разумное. Забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын … » (Простаков).
«Митрофан по мне» (Скотинин).
«Малый острый, проворный»; «жених хоть кому. (Простакова).

Они гордятся им и считают, что сделали всё возможное, чтобы вывести своё чадо в люди. «Мы всё делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть», — говорит Простакова.

И каким же он стал?

Грубым, высокомерным, ленивым, невежественным, неблагодарным, корыстным.
Софья говорит: «Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дальше не пойдёт». Как это понимать?

Каким предстаёт здесь Митрофан?

Он бесконечно ленив и невежественен: не умеет произвести самых простых арифметических действий, не понимает, что читает и пишет. А ко всему этому ещё неуважителен и груб со своими учителями. Но родители уверены: он обучен как нельзя лучше, и решают похвастаться знаниями сына перед Стародумам.

Как расширяет эта сцена наше представление об «образованности» Митрофана?
Недоросль даже не знает, что такое география, не понимает, в чём суть предмета история, не знаком с частями речи, но умеет весьма остроумно выпутаться из щекотливой ситуации (определяет часть речи не по грамматике, а по применению предмета: дверь, которая «приложена к своему месту», — прилагательное, а та,
что «у чулана шеста неделя … стоит ещё не навешена: так та покамест существительна.

Вот это и есть для него «последняя степень … совершенства», по словам Софьи.
Почему он так плохо учится? Это от глупости? Почему не хочет учиться, не ценит образование?

Нет, он далеко не глуп, даже достаточно сметлив, когда дело касается какой-то выгоды. У него просто нет никакой охоты и мотивации к учению: зачем ему учиться, если он обеспечен, за него всё решает мать. Для забав и затей на
голубятне и в других местах образование не требуется, а Митрофану от жизни больше ничего и не надо.

Почему у него такое отношение к ученью?

Так ведь и мать с отцом, и дядя гордятся своей необразованностью:
«Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить» (Простакова).

«Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмём дядю Вавилу Фалалеича.
О грамоте никто от него не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел». (Скотинин.)

«Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил от этой скуки!» (Он же.)
От этой гордости и отношение к ученью. Простакова говорит сыну: «Ты хоть для виду поучись ….» или «Митрофанушка … коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

Так откуда же у Митрофана будет желание учиться, если в его семье постоянно говорят, что ученье — это вынужденное, необязательное занятие, если родители сами потакают его безделью («порезвись, Митрофанушка»). Можно сказать, что семья целенаправленно закладывает в своего отпрыска отношение к образованию и науке: «Не учись этой дурацкой науке». И без того «то-то умное дитя, то-то разумное».

А что же, по мнению родителей, является достоинствами Митрофана?

Он — «забавник, затейник». (Это оценка отца.) А вот оценки матери: «Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник … »; « Ты … столько уже смыслишь, что и сам взведёшь деточек»; «Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит. С его умом, да залетать далеко, да и Боже избави». Выхолит, они гордятся его неразвитостью, пристрастием к свиньям и праздностью. Можно ли этим гордиться?

Вопрос риторический. Конечно, нет! Гордиться этим могут лишь те, кто сам невежественен, кто не привык работать, кто смысл жизни находит только в удовлетворении своих потребностей.

Имя Митрофан в переводе с греческого означает «являющий свою мать». Чем же похожи мать и сын?

Оба грубы, невежественны, корыстны, эгоистичны, высокомерны. Митрофан точно
повторяет манеру поведения матери с окружающими (и даже с отцом), её лексикон. Поистине яблоко от яблони недалеко падает…

Сын впитывает всё, как губка, и становится достойным воплощением фамильных черт рода Простаковых — Скотининых. Назовите эти фамильные черты. (Гордыня, эгоизм, алчность, леность, грубость, невежество.)

Можно ли назвать эти черты основой злонравия? Какие ещё черты вы бы назвали злонравными?

Безусловно. Ведь главным истоком злонравия можно назвать гордыню, которая и порождает высокомерие, эгоизм, стремление к власти, корыстолюбие, жестокость, грубость по отношению к другим (раз я выше остальных, мне всё позволено!), убеждение, что образование не нужно тому, кто и так лучше других.
Простакова не только груба в обращении с окружающими — она может быть лицемерной, если ей нужно достичь своей цели: узнав о наследстве, которое должно достаться Софье от дядюшки, она тут же меняет отношение к ней, становится ласковой и даже подобострастной.

В её голове мгновенно рождается план женитьбы Митрофана на внезапно разбогатевшей родственнице, а когда этот план не удаётся, госпожа Простакова готова применить насилие и обман.

Простаковы жестоки к своим крепостным и бессовестно обирают их. «С тех пор, как всё, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» — жалуется брату Простакова. Её муж абсолютно бесхребетный человек, и поэтому он ещё более опасен, так как бездумно разделяет все планы и взгляды жены.

Их сын грубо обращается не только со слугами, но и с родителями, легко соглашается на вероломный план матери женить его.

Когда, на ваш взгляд, наступает кульминация злонравия? Какую сцену, на ваш взгляд, можно назвать кульминационной в проявлении злонравия?

Это финал комедии, когда Митрофан отталкивает мать со словами: «Да отвяжись, матушка, как навязалась … » черная неблагодарность в ответ на любовь, пусть на слепую, но любовь, никакого сострадания — вот и всё, что заслужила мать от сынa. «Вот злонравия достойные плоды … » Есть ли ему альтернатива?

Есть. Это Стародум, Правдин, Софья, Милан. В чём проявляется их добронравие? Что вы отнесёте к добронравию?

Восьмиклассники называют честность, совестливость, порядочность, милосердие, доброту, трудолюбие, верность, ответственность.

К сожалению, среди этих качеств почти не звучит любовь к Отечеству, хотя положительные герои Фонвизина не раз говорят о ней. Это издержки воспитания последних 20 лет…

Попробуйте узнать героев по репликам.

«Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны». «Прямое достоинство в человеке есть душа … » (Правдин).

«Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану».
«Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения
достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» (Стародум).

«Всё моё старание употреблю заслужить доброе мнение людей достойных».
«Да мне это непонятно .. как можно человеку всё помнить одного себя?» (Софья).

Каковы же жизненные ценности злонравных и добронравных героев?

Для Простаковых и Скотинина на первом месте стоят богатство, которое позволяет удовлетворять любые потребности, приобретать чины и положение в обществе, власть, дающая право управлять своей и чужими жизнями.

Для Стародума, Софьи, Милона, Правдина жизненными приоритетами являются честь, честность, служение Отечеству, добродетель, любовь, образование.

Эти жизненные приоритеты добронравных героев вступают в естественное противоречие с приоритетами героев злонравных, и их столкновение становится главным конфликтом пьесы, или, образно говоря, его «двигателем».

Что же стало плодами злонравия?

Развращённость героев, которая выразилась в деградации личности, высокомерии, грубости, лени, лицемерии; утрата родственных уз (в финале комедии сын опал кивает мать, а мать отрекается от сына); потеря чести и достоинства (попытка добиться своих целей через насилие и обман).

А принесла ли свои плоды добронравие? Какие?

Принесла! Добронравные герои остались верны своим принципам, не поступились честью и достоинством, следовали в жизни правилам добродетели и в результате обрели счастье …

Вернёмся к названию комедии. Вспомним значения слова недоросль, их два: историческое, обозначающее определённый статус молодого дворянина, и переносное: глуповатый, малоразвитый юноша, недоучившийся, неразвитый человек. Какое значение используется в названии комедии?

Безусловно, ведущим является второе, оно и появилось вместе с комедией Фонвизина.

Называя комедию «Недоросль», Фонвизин акцентирует внимание на молодом дворянине, который ещё не поступил на государственную службу, но скоро поступит. Каким же он должен быть? Таким, как Митрофан Простаков?

Если государственные служащие будут такими, как он, каким будет государство, что ждёт его? Есть ли в комедии ответ на вопрос, каким должен быть дворянин? Кто даёт этот ответ?

«Дворянин, не достойный быть дворянином, — подлее его ничего на свете не знаю»,- говорит Стародум. То есть, по мнению Фонвизина, дворянин должен быть образцом служения Отечеству, государству, бескорыстным и самоотверженным, честным и образованным.

Такими мы видим самого Стародума, Правдина, Милона.

Но если государственные служащие будут подобны Митрофану, которому в жизни ничего, кроме удовольствий, не надо, необразованными, грубыми, недалёкими, то государство, без сомнения, придёт в упадок И народ его будет бедствовать.

Цели урока:

  • Обучающая - знакомство с жанром комедии; выявление конфликта, на котором строится действие в пьесе, его причин, связи с эпохой; рассмотрение комедии с позиций канонов классицизма и отступления от них.
  • Развивающая - создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию
  • Воспитательная - воспитание стремления быть по-настоящему нравственным, воспитанным, образованным человеком, умеющим видеть и ценить личность в другом человеке; формирование потребности жить по закону.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Основной метод: аналитическая беседа с элементами проблемного поиска (анализ текста). Формы: коллективная и индивидуальная. Технологии: сотрудничества “педагог- учитель”.

Оборудование: Портрет Д. И. Фонвизина, тексты комедии “Недоросль”, рабочие тетради по литературе, “Словарь литературоведческих терминов” (редакторы –составители Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев)

Оформление доски: портрет писателя, тема урока, проблемы, словарь к теме, конфликты комедии.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, цели, проблемы.

Предметом нашего сегодняшнего разговора будет комедия Д.И. Фонвизина “Недоросль”,

А целью - разрешение проблемы “Каким должен быть истинный дворянин и соответствует ли русское дворянство своему назначению”.

3. Эвристическая беседа перед обращением к анализу текста, сообщение заранее подготовленного ученика, учителя.

Давайте вспомним, каким жанром классицисты считали комедию?

Низкие герои, живая жизнь (“низкая”), будничные, низкие страсти.

В 18 веке комедия была очень популярна. Из 334 театральных пьес, шедших на русской сцене во 2-1 половине 18 века, было 188 комедий, 52 трагедии, 39 драм, 32 комические оперы. Комедий было больше половины.

Комедия была теснее связана с жизнью, могла реальнее отразить общественно- политические проблемы. Живая жизнь все больше проникала в произведения.

Чем характеризуется жизнь русского общества 18 века?

Сообщение подготовленного ученика о бесправном положении крепостных крестьян, о вопиющих злоупотреблениях дворян, о произволе.

Сообщение учащегося:

Фонвизин знал об этих злоупотреблениях и выразил свои политические взгляды в “ Рассуждениях о непременных государственных законах”. Он убежден, что страной должны управлять просвещенные государи, что необходимы законы, которым подчинялись бы и цари, реформы, которые бы ограничили произвол дворян; нужно просвещать и воспитывать дворян. И эти мысли Фонвизина сближали его с просветителями.

В чем были убеждены просветители, во что верили?

Мир можно изменить, исправить при помощи просвещения, образования, воспитания и закона, верили в разум, большую роль отводили слову. Их убеждения легли в основу классицизма- литературного направления.

Каков идеал человека для классицистов?

Добродетельный, законопослушный, просвещенный, образованный, воспитанный гражданин, служащий на благо Родины.

Эти идеалы просветительства легли в основу комедии.

4. Анализ комедии.

Каковы же проблемы комедии Фонвизина?

1.Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению?

2. Необходимость просвещения, образования - отсутствие их..

3. Бесправие крестьян- и произвол помещиков.

Итак, перед нами комедия (жанр).

Докажите это. Каковы задачи комедии?

1. Нравоописательная- описание нравов жизни своего времени.

2. Показ идеала жизни и отклонение от него, и это смешно, но и грустно, поэтому сатира и юмор слиты здесь воедино.

3. Конфликт здесь разрешимый. Все это мы видим в комедии “Недоросль”.

Но это классицистская комедия, а у классицистов каждый жанр подчинятся определенным правилам.

Какие признаки классицизма мы видим в комедии Фонвизина?

1. Соблюдение единства времени и места действия.

2. Деление персонажей на высоких и низких, порочных и добродетельных.

3. Вера в разум, что закон и просвещение могут исправить нравы общества- прямое выражение авторского идеала.

4. Наказывается порок, вознаграждается добродетель (дидактизм).

А от каких канонов классицизма отходит писатель?

1. Герой-схема, носитель одного качества (у Фонвизина - индивидуальные черты, типы). Примеры?

2. Внешний комизм, построенный на фарсовых сценах - комические сцены, вплетающиеся в действие, составляющие его основу, смех имеет силу отрицания. Примеры?

3. Чистота жанра- смешение жанров (сатира и юмор). Примеры?

4. Образы положительных героев- черты реально новых людей. Примеры?

5. Условность места действия, выдуманные картины жизни - конкретное место действия, правдивые картины быта. Примеры?

6. Условнее характеры - обусловленность характеров средой, воспитанием. Примеры?

Как же построена пьеса? (Сюжет).

Обычно в комедиях классицистов была фабула, основанная на любовной коллизии, был любовный треугольник, были претенденты (2) на руку молодой девушки, влюбленные в нее. Один из них одерживал победу, другой терпел поражение. Порой их было 3-4.

Т.П. Макогоненко: “Художественное новаторство Фонвизина проявилось в “Недоросле”… в сюжете, раскрывающем главный исторический конфликт…”

Есть в пьесе любовная интрига?

Есть. И внешне действие строится на любовном конфликте.

Когда происходит его завязка? (письмо Стародума, которое читает Правдин).

-Кульминация? (похищение Софьи, организованное Простаковой)

Развязка? (соединение Софьи и Милона).

Разрешение любовного конфликта происходит как бы со стороны, Стародумом: он соединяет Софью и Милона. Побеждает добродетельный герой.

Но у Фонвизина любовный конфликт не главный. История злоключений Софьи составляет лишь фон, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы- общественно- политический.

Между кем же происходят серьезные разногласия? Какие?

Между крепостниками и просвещенными дворянами (мир зла – разума, злонравия- добродетели, произвола- закона). Чтобы проследить развитие этого конфликта, нужно снова обратиться к сюжету, который Фонвизин выстраивает мастерски. Он получается многоуровневый, многоструктурный, отсюда несколько сюжетных линий:

1. Учителя, Тришка

Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о Вральмане (д.3,явл.3; д.5 явл.6), о Цифиркине (д.2 явл.5; д.5 явл.6), о Кутейкине (д.2 явл.5, д.5 явл.6), о Тришке.

Какова их роль?

Мы узнаем, кто воспитывает, кто и чему учит дворянских детей. Они придают комедии общественное звучание, дают высветить проблему воспитания, образования, просвещения дворян.

Да! Но он изобличает их, презирает, негодует, еще и сатирически показывая их.

2. Связанные с учителями и Тришкой комические сцены, которые имеют первостепенное значение в пьесе (.1 явл.2,3,4; д.2 явл.4,6; д.4 явл.8).

Комические эпизоды объединяют учителей, Тришку и отрицательных героев, создают бытовой фон, на котором раскрываются характеры отрицательных героев, придают конкретность и живость будничной жизни поместного дворянства. Но уже в этих сценах комическое и трагическое переплетаются, высвечиваются проблемы воспитания и образования дворян.

3.Отрицательные герои.

Что мы узнаем от Простаковой и Скотинина об их родственниках?

Как относится Простакова к обучению и воспитанию своего сынка?

Безумно любя своего сынка, она старается оградить его от учения, чтобы Митрофанушка не перетрудился. Стремясь произвести выгодное впечатление на Стародума, она говорит своему дитяти: “ Ты хоть для виду поучись, чтобы дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка…” Математика для нее - “пустота”,”дурацкая наука”; география тоже не нужна- “кучер куда надо и так отвезет…”. Она искренне убеждена, что науки не нужны, так как “и без наук люди живут и жили…”.

Каковы взаимоотношения между членами семьи? (с позиции силы).

Каковы отношения дворян к крепостным? (д.5 явл.4,5; д.1 явл.4), интересы помещиков?

Какое назначение отрицательных героев? Показать, какими и как не должно быть.

А каким изображен двор, придворные? (д.3 явл.1; д.5 явл.1).

И здесь тоже: “Дворянин недостоин быть дворянином!”.

Итак, отрицательные герои - дворяне - одна сторона общественно-политического конфликта (здесь невежество, невоспитанность, отсутствие нравственных понятий, произвол, безграничная власть над крепостными, безнаказанность, бездушие, злонравие).

Когда происходит завязка общественно-политического конфликта?

Кульминация?

Развязка?

Разрешение конфликта происходит извне. Таких, как Простакова, воспитать невозможно, их можно лишь наказать, опираясь на закон, лишить власти - так велико в них искажение нравственных основ.

4. Положительные герои.

Итак, кто пресекает зло в комедии?

Что мы узнаем о Правдине, Стародуме и Милоне, о их убеждениях и взглядах?

Развернутый ответ заранее подготовленного учащегося.

Итак, это люди просвещенные, образованные, благородные, добродетельные, действующие по закону, по велению сердца и разума.

В.Г. Белинский: “В этих честных людях был высказан идеал, к которому должно было стремиться общество…”

Кто же способен исправить дворян, развращенных крепостным правом, разрешить назревший общественно-политический конфликт?

Что говорят об этом Стародум, Правдин?

Оба верят в просвещенного монарха, но Правдин еще не понял истинную суть екатерининского царствования, которому Стародум ставит безнадежный диагноз “больного неизлечимо”.

Урок литературы в 9 классе

Тема: «Мир «Недоросля» и его герои»

(по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)

Цель урока: развитие самостоятельного мышления учащихся, пробуждение их фантазии, создание на уроке условий для самовыражения каждого школьника, для творческого их развития; работа над содержанием первых трёх действий комедии.

Ход урока

1.Оргмомент

Вступительное слово учителя

«Русская классическая литература всегда ставила проблемы ответственности человека перед Родиной и народом, смысла и цели жизни, добра и зла, верности слову, чести, достоинства, совести и другие. Разве всё это не близко нам, не волнует нас?!

И я очень хочу, чтобы сегодняшний наш урок стал совместным диалогом с произведением и его автором. Денисом Ивановичем Фонвизиным, который посвятил свою «Недоросль» борьбе за человека, ведь человек - понятие многогранное, звание самое высокое из всех, имеющихся на земле.

Наши первые уроки по произведению посвящены работе над содержанием и анализу первых трёх действий комедии.

Итак…. Занавес открывается!!!»

Дети пытаются определить задачи уроков.

3. Начинаем работу по проверке знания текста произведения. По репликам действующих лиц догадайтесь, кому они принадлежат. (Викторина).

6. Вот та, которая владеет моим сердцем. Любезная Софья! (Милону).

7. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. (Скотинину).

8. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. (Простаковой).

Самопроверка (ключ на доске). 1-2 ошибки – «4»; 3-4 ошибки – «3»; 5 и более - «2».

4. Экспресс-опрос

Дома в процессе чтения комедии вы должны были составить по три вопроса к первым трём действиям произведения.

К доске на литературный ринг вызываются два ученика, которым задаются вопросы. Ученик, выступающий в роли арбитра, отмечает правильные ответы обоих учеников и определяет победителя. Отвечающие, в свою очередь, должны определить автора лучшего вопроса. (Победители получают отличные оценки)

5.Конкурс на лучшего толкователя слов.

Слово учителя «Осознанное чтение – основа понимания текста. Насколько вы понимали то, о чём читали, мы сейчас проверим».

Конкурс проводит заранее подготовленный ученик , составивший словарик из слов, вызывающих сомнение.

6. В художественной литературе фамилия и имя персонажа, как правило, глубоко продумываются автором и часто используются для характеристики героев.

Назовите персонажей комедии, чьи поступки и слова находятся в соответствии с их именами и фамилиями (Софья, Вральман, Правдин, Скотинин, Стародум).

Попытайтесь на примерах из первых трёх действий комедии объяснить соответствие поступков и высказываний Простаковой, Вральмана, Скотинина и Правдина их фамилиям (фронтальная работа).

7.Мы с вами познакомились с героями комедии, закрепили основное содержание трёх её действий.

Чем живут персонажи комедии, каков их мир?

Вы попытаетесь определить это самостоятельно, работая в группах.

Рассказать о провинциальном усадебном дворянстве (1 группа).

Что мы узнали о Митрофанушке (2 группа).

Служилое промышленное дворянство (3 группа).

Учителя Митрофана (4 группа).

Образы крепостных слуг (5 группа).

Инсценирование явления 7, действия 3 (7 группа).

(Готовятся к выступлению в течение пяти – шести минут).

8. Выступление бригад (не более полутора минут).

(Выступлениям даёт оценку учитель,

бригадиры оценивают работу членов своей команды).

9. Сейчас все мы будем выступать в роли театральных критиков . Наша задача – проанализировать актёрские работы ребят, которые инсценировали один из эпизодов комедии. Причем, одни будут отмечать положительные стороны, другие – недостатки. Оппонентами будут 1 и 2 варианты. (Чтение по ролям).

10. Итог урока (подводят дети).

Заключительное слово учителя.

« Итак, закончилось первое отделение нашего спектакля.

Сегодня мы попытались войти в мир, в котором живут герои бессмертной комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».

Занавес закрывается».

11. Домашнее задание:

3) оформить (по желанию) творческую работу (афишу, герб, иллюстрацию, викторину, кроссворд и т.д.).

В помощь учителю.

На карточках с опорой…

1 группа

«Простаковы и Скотинин – провинциальное усадебное дворянство.

Как Простакова, так и Скотинин….

Однако, они отличаются…»

2 группа

«Что мы узнали о Митрофанушке из первых трёх действий комедии?

Митрофан – дитя, достойное своих родителей…»

3 группа

«Образы служилого и промышленного дворянства являются воплощением лучших качеств человека, как понимал их автор.

К этой группе относятся…..

…. является воплощением ….

…. является воплощением ….

…. является воплощением ….»

4 группа

«Образы крепостных слуг (…., ….) не развёрнуты автором. Полная униженность и забитость этих людей – результат бесправного крепостного состояния. Они….»

5 группа

«Учителя Митрофана (…, …) тоже зависимы от Простаковых и Скотининых, хотя и в меньшей мере, чем крепостные.

Покажите, что речь …. и …. находится в соответствии с их воспитанием, профессией и социальным положение.

Речь …. насыщена….

Речь …, учившегося в духовной семинарии, изобилует устаревшими словами, взятыми из церковных книг и богослужения…»

6 группа

« В «Недоросле», по справедливому замечанию биографа Фонвизина, Вяземского, автор «… не смеётся, а негодует на порок и клеймит его без пощады…». Он выступает против….».

Ключи к ответам

3 группа

Милон – благородства;

Стародум – ума, мудрости;

Правдин – справедливости.

6 группа

Проблемы:

Невежество;

Система воспитания;

Законодательство;

Система семейных отношений.

Как оценивать ответ.

1.Богатство фактического материала.

2. Последовательность изложения.

3. Культура речевого оформления.

4. Доступность, эмоциональность.

5. Умение владеть аудиторией.

Алгоритм оценивания чтения в лицах.

1.Умение владеть аудиторией.

2. Эмоциональность.

3. Выразительность (паузы, логическое ударение, темп…).

4. В изображении – взгляд, поза, жест.

Викторина

1. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение! (Простаковой).

2. При твоих глазах мои ничего не видят. (Простакову).

3. Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение. (Простаковой).

4. Извините меня, сударыня. Я никогда не читаю писем без позволения тех, к кому они писаны. (Правдину).

5. Не могу. Мне велено и солдат вести без замедления… да, сверх того, я сам горю нетерпением быть в Москве. (Милону).

6. Вот та, которая владеет моим сердцем. Любезная Софья! (Милону)

7. У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотить. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне. (Скотинину)

8. Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка. (Простаковой)

9. Малу толику арихметике маракую. (Цыфиркину).

10. Я говорю без чинов. Начинаются чины – перестает искренность. (Стародуму).


Создание комедии пришлось на 1782 год. Произведение получило небывалую популярность, прославив автора и сделав его известным. Фонвизин, являясь представителем своего времени, постарался отобразить господствующие в то время дворянские идеи, которые он разделял. Он не мог остаться безучастным ко всему происходящему, считая, что крепостничество настоящее зло. Произвол помещиков, последствия их скотского отношения к простым людям, беззаконие, творящееся вокруг задевало и ранило его. Анализ произведения «Недоросль» обнажит натуру тех представителей дворянского слоя, которых развратила помещичья власть. Пример тому семья Простаковых о которых и пойдет речь в данном произведении.

События комедии вертятся вокруг зажиточного дворянского семейства. Все в их доме кувырком. Ни о каком порядке и речи нет. Всюду царит хаос и бесчинство. Здесь напрочь отсутствуют понятия и принципы. Сплошной произвол и гнет.

Хозяйка дома госпожа Простакова баба кремень, заправляющая всем и всеми. Женщине удалось даже собственного мужа обуздать, заставив ходить по струнке. Неумная, необразованная особа, ставящая себя превыше всех. Мнение других Простакову не волнует, женщина слышит только себя, считая, что поступает всегда правильно.

Слабая струна Простаковой единственный сын Митрофан. Отдушина и любовь всей жизни. Парню позволительно все. Никаких принципов, воспитания, хороших манер у избалованного, эгоистичного отпрыска нет. Даже отца подросток не считает достойным внимания, беря пример с матери, позволяющей приложить руку к супругу, унизив на глазах у всех. На самом деле Митрофан нравственный калека и виновата в этом мать, выполняющая прихоти сына по первому желанию. Сама неуч и сыну не посчитала должным дать достойное образование, внушая, что учеба обуза, а не необходимость. Митрофан, выросшей в этой среде был испорчен ее влиянием. Кем он мог вырасти, да никем. При других обстоятельствах из парня может и вышел толк, но в данной ситуации это было невозможно. У кого-то он вызовет жалость и долю сострадания, кто-то поразится, насколько он хитер и изворотлив. Парень прекрасно просек, как манипулировать матерью в своих целях и при любом удобном случае пользовался этим. Собачья преданность в ее глазах раздражала его. Любовь и забота душили. В финале произведения, поняв, что мать лишилась всего, женщина перестала представлять для него интерес. Зачем она ему без денег?

Учителя были взяты в дом для видимости, того требовали порядки. Все из бывших простых работяг. Никто не имел высшего образования. Что ж удивляться, что Митрофан за четыре года ничему не научился у них. Вральман немец, учитель французского и прочих наук. Самый высокооплачиваемый. Кучер в прошлом. Единственный из троицы преподавателей с кем Простакова общается на равных с некоторой долей уважения.

Больше всех досталось Софье. Бедная сиротка после того, как дядя Стародум ее опекун уехал в неизвестном направлении, осталась одна на растерзание злодейки Простаковой, увидевшей в ней лакомый кусок для сына. Простакова ничего не делала без видимой выгоды для себя. Софья хоть и сирота, но приданое девка имела, причем неплохое. Свиньи в ее деревнях заинтересовали не только хозяйку, но и родного братца хозяйки, Скотинина. Сама девушка была ему безразлична. Зато свиней Скотинин любил, и пополнение в виде новых голов ему точно не помешает.

Положительные персонажи комедии Стародум, Правдин, Милон, Софья. Они кажутся не такими яркими, как отрицательные герои в виде семьи Простаковых, Скотинина, но без них сюжет не смог бы получить должного развития. Их беседы между собой поучительны для каждого. Тема морального облика, воспитания, семейных ценностей близка им и понятна. Путь, выбранный ими – это путь честного, порядочного человека, борющегося с беззаконием и несправедливостью.

Добро в итоге победило зло. Стародум вовремя вернулся из дальних странствий, где решал свои материальные проблемы. Свои приездом Стародум спас племянницу от неудачного замужества. Правдину удалось взять опеку над поместьем Простаковых, заслуженно наказав распоясавшуюся барыню.
При анализе произведения видно, что Фонвизин хотел заострить внимание на проблеме воспитания молодого поколения, взаимоотношении отцов и детей, образовании. Раскрыть тему семейных ценностей, отношение дворян к крепостным.
Финал комедии непредсказуем, но в строгом соответствии традициям, в которых выполнена пьеса, где праведное и греховное переплелись между собой, выстраиваясь в одну сюжетную линию.

Анализ пьесы Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»

Комедия «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина -
шедевр русской драматургии XVIII века, в которой раскрывается проблема нравственного разложения дворянства и проблема воспитания.

Прежде всего отметим в ней смешение жанров-высокого и низкого,- что характерно для «мещанских» драм в европейском предромантизме. «Недоросль»- комедия, но в ней далеко не все комично. Образы Софьи, Милона, Правдина, Стародума отнюдь не вызывают смеха. От них веет благородством классицистической трагедии.

Согласно правилам, установленным Ломоносовым, комедии должны были писаться низким штилем. Однако язык комедии «Недоросль» столь же противоречив, как и жанровая ее природа.

В комедии «Недоросль» широко использованы речевые изобразительные средства, такие как инверсии: «раба гнусных страстей его », « злонравия достойные плоды» ; риторические вопросы и восклицания: « Как ей учить их благонравию? », « Тебе ли грубить матери ?», Как! Новая беда!» ; усложненный синтаксис: обилие придаточных предложений: « Не говорила ль я тебе, воровская харя , чтоб ты кафтан пустил шире». «Если ей это сказать прежде времени, то она может еще подумать, что мы ей докладываемся»; распространенных определений: « Вот письмо, которое я теперь от него получила» , причастных и деепричастных оборотов: « Сердце мое кипит еще негодованием на поступок, не достойный здешних хозяев», «Взяв отставку, приехал я в Петербург» и других характерных средств книжной речи. Использует слова эмоционально-оценочного значения: душевный , сердечный , развращенный тиран, кафтанец, Митрофанушка .

Фонвизин избегает натуралистических крайностей низкого стиля. Он отказывается от грубых, нелитературных речевых средств. При этом постоянно сохраняет и в лексике, и в синтаксисе черты разговорности.

Об использовании приемов реалистической типизации свидетельствуют и колоритные речевые характеристики, созданные путем привлечения слов и выражений, употреблявшихся в военном быту: « благородие, служивый, гарнизонный ; и архаическая лексика: « на земи(земле) , табакерка (портсигар), обойми меня (обними меня»; цитаты из духовных книг: « Дому владыке мир и многие лета с чады и домочадцы» и ломанная русская лексика: « Уморить хотят репёнка», «Я сафсегда ахотник пыл смотреть публик» .

Между тем язык комедий Фонвизина, несмотря на свое совершенство, все же не выходил за рамки традиций классицизма и не представлял собой принципиально нового этапа в развитии русского литературного языка. В комедиях Фонвизина сохранялось четкое разграничение языка отрицательных и положительных персонажей. И если в построении языковых характеристик отрицательных персонажей на традиционной основе использования просторечия писатель достигал большой живости и выразительности, то языковые характеристики положительных персонажей оставались бледными, холодно-риторичными, оторванными от живой стихии разговорного языка.

Речь всех действующих лиц в «Недоросле» различается как по лексическому составу, так и по интонации. Создавая своих героев, наделяя их яркими языковыми особенностями, Фонвизин широко использует все богатство живой народной речи. Он вводит в произведение многочисленные народные пословицы и поговорки, широко использует простонародные и бранные слова и выражения.

Реплики отрицательных персонажей-Простаковых и Скотинина, крепостных слуг и учителей выдержаны в тонах непринужденного просторечия, перемежающегося местными диалектизмами. При этом речь провинциальных помещиков почти ничем не отличается от речи крепостных-мамки Еремеевны и портного Тришки. Все речи отличаются живостью, естественностью интонаций, не устаревших во многих отношениях и до наших дней. Характерно, что Фонвизин последовательно применяет прием прямолинейного отражения в речах персонажей их типических отличительных черт. Скотинин говорит либо о скотном дворе, либо о своей бывшей солдатской службе, Цифиркин то и дело использует в речи арифметические термины, а также солдатские выражения, в речах Кутейкина преобладают церковнославянские цитаты из Псалтири, по которой он обучает грамоте своего воспитанника. Наконец, речь немца Вральмана нарочито искажена с целью передать его нерусское происхождение.

Все указанные выше черты наглядно иллюстрирует речь Простаковой - грубая и злобная, насыщенная бранными словами, руганью и угрозами, подчеркивающая деспотизм и невежество помещицы, ее бездушное отношение к крестьянам, которых она не считает за людей, с которых сдирает «три шкуры» и при этом возмущается и попрекает их. «По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день» получает от нее Еремеевна, верная и преданная служанка и нянька («мама») Митрофана, которую Простакова называет «старой хрычовкой», «скверной харей», «собачьей дочерью», «бестией», «канальей» . Но главная отличительная черта речи Простаковой - частое употребление просторечий («первоет», «деушка», «арихмети-ка», «ребенок», «пота его и понежить») и вульгаризмов («...а ты, бестия, остолбенела, а ты не впилась братцу в харю, а ты не раздернула ему рыла по уши...»).

В образе другого помещика, брата Простаковой Тараса Скотинина, все говорит о его «животной» сущности, начиная с самой фамилии и заканчивая собственными признаниями героя в том, что свиней он любит больше, чем людей.

Так же ярок и индивидуализирован язык учителей Митрофана: солдатский жаргон в речи Цыфиркина, цитаты (часто неуместные) из Священного Писания у Кутейкина, чудовищный немецкий акцент бывшего кучера Вральмана. Особенности их речи позволяют безошибочно судить и о той социальной среде, откуда вышли эти учителя, и о культурном уровне тех, кому доверено воспитание Митрофана. Неудивительно, что Митрофанушка так и остался недорослем, не получив в ходе обучения ни полезных знаний, ни достойного воспитания.

В противоположность этому речь положительных персонажей комедии, в первую очередь Стародума, изобилует чертами высокого слога, насыщена торжественными славянскими оборотами: «Тщетно звать врача к болеющим неисцелимо»; «вот злонравия достойные плоды!»

Основу речи положительных действующих лиц составляют

книжные обороты. Стародум часто использует афоризмы («тщетно звать врача к больным неисцельно», «наглость в женщине есть вывеска порочного поведения» и др.) и архаизмы. Исследователи отмечают также прямые «заимствования» в речи Стародума из прозаических произведений самого Фонвизина, и это вполне закономерно, ведь именно Стародум выражает в комедии авторскую позицию. Для Правдина характерными являются канцеляризмы, а в языке молодых людей Милона и Софьи встречаются сентиментальные обороты («тайна сердца моего», «таинство души моей», «трогает мое сердце»).

Говоря об особенностях языка героев Фонвизина, нельзя не упомянуть служанку и няню Митрофана Еремеевну. Это яркий индивидуальный характер, обусловленный определенными социальными и историческими обстоятельствами. По принадлежности к низшему сословию, Еремеевна безграмотна, но ее речь глубоко народная, впитавшая в себя лучшие черты простого русского языка - искреннего, открытого, образного. В ее горестных высказываниях особенно ярко чувствуется униженное положение служанки в доме Простаковых. «Сорок лет служу, а милость вся та же... - жалуется она. - ...По пяти рублей на год да по пяти пощечин на день». Однако, несмотря на такую несправедливость, она остается верной и преданной своим хозяевам.

Своеобразием отличается речь каждого героя комедии. В этом особенно ярко проявилось удивительное мастерство писателя-сатирика. Богатство языковых средств, использованных в комедии «Недоросль», говорит о том, что Фонвизин прекрасно владел словарем народной речи и был хорошо знаком с народным творчеством. Это помогло ему, по справедливому утверждению критика П. Н. Беркова, создать правдивые, жизненные образы.

Укажем и на относительно нередкие «европеизмы» как в репликах действующих лиц (например, «Радуюсь, сделав ваше знакомство»-в речи Правдина), так и в авторских ремарках: «Софья взяла место подле стола».

Примечательно, что отдельных иноязычных элементов не чужда и речь провинциальных дворян: (письмецо) амурное в реплике Простаковой. Из французского или итальянского языка в ее речь проникли бранные слова: «Бредит бестия, как будто благородная» (о крепостной девке); «уж я задам зорю канальям своим!» Язык «Недоросля» по сравнению с языком комедий первой половины или середины XVIII в. (Сумарокова, Лукина и др.) отличается верностью жизни и правдоподобием. Эта пьеса подготовила языковые достижения комедиографов XIX в. Грибоедова и Гоголя.



Рассказать друзьям