Анализ рассказа белые ночи достоевский. Достоевский «Белые ночи» – анализ

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Повесть “Белые ночи” написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале “Отечественные записки”.

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание “белые ночи” указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок “Сентиментальный роман” определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок “Из воспоминаний мечтателя” сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

Иль был он создан для того, Чтобы побыть хотя мгновенье. В соседстве сердца твоего.

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя – поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: “человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода”. В то же время мечтания имеют творческую ценность: “он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу” .

Мечтатель – своеобразный тип “лишнего человека”. Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин. Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии. Но герой “Белых ночей” так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, “родственной души” героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести “Белые ночи” достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы “ночами”. а последняя – “Утро”. Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава “Утро” – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга. Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

“Белые ночи” – красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают “Белые ночи” Достоевского одним из лучших произведений “сентиментального натурализма” . Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Герой повести, Мечтатель (его имени мы так и не узнаем), уже восемь лет живет в Петербурге, но не сумел завести...
  2. В 1906 году Блок познакомился с актрисой театра Комиссаржевской Натальей Николаевной Волоховой. Поэт практически сразу влюбился в красавицу-артистку, роковую брюнетку...
  3. По жанру это идеологический, социально-психологический, нравственно-философский роман. Основное в нем – нравствен­ные идеи, которые определяют его композиционные особеннос­ти. Роман состоит...
  4. Роман “Идиот” стал реализацией давних творческих задумок Ф. М. Достоевского. его главный герой – князь Лев Николаевич Мышкин, по авторскому...

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ф.М. Достоевский – классик русской литературы, произведения которого всегда затрагивают тему взаимоотношений человека и окружающего его мира, тему внутренних сомнений, переживаний, главенства любви над всеми другими чувствами и законами.

Именно об этом и повесть «Белые ночи». Если вы хотите узнать сюжет рассказа, но у вас нет времени ознакомиться с ним подробно, прочтите «Белые ночи» в сокращении, представленном в нашей статье.

Ночь первая

Молодой человек, чиновник 26 лет, гуляет по любимым местам Санкт – Петербурга, предаваясь различным мечтам. Он не коренной петербуржец, приехал сюда восемь лет назад, он до сих пор живёт затворником и все его друзья – дома, которые встречают его на знакомых улицах.

Он придумывает истории их «жизни», «слушает» их жалобы и считает своими близкими, за судьбой которых ему нужно присматривать.

Незнакомые люди вызывают у Мечтателя подобные чувства – ему не нужно подходить и общаться с ними, юноша и так представляет обстоятельства чужой жизни, как бы проживает её вместо настоящих событий.

Но в эту прогулку молодой человек пребывает в расстроенных чувствах. Начался дачный период, и все горожане массово ринулись на дачу. Романтик ощущает себя брошенным и, только минуя городскую заставу, настроение его улучшается.

Вокруг природа, она радует глаз своим воскрешением после зимы. Юноша улыбается и в приподнятом настроении возвращается в город.

По дороге к дому, уже в десятом часу вечера, Герой замечает стоящую на мосту девушку. Проходя мимо, он слышит приглушённые всхлипы и хочет броситься на помощь.

Но смущается, а девушка, завидев его, быстрым шагом уходит прочь. Мечтатель следует за ней по другой стороне улицы. И вдруг замечает изрядно подвыпившего господина, намеревавшегося пристать к девушке. Чиновник бросается на защиту незнакомки и так происходит их встреча.

Девушка разрешает проводить себя домой и по дороге слушает странный рассказ молодого романтика, который признаётся, что никогда не общался с женщинами, так как слишком робок и может лишь мечтать об этом.

Девушка заинтригована и соглашается на следующую встречу. Молодой человек уходит к себе в комнату, думая, что не переживёт эту ночь в ожидании свидания.

Ночь вторая

На следующий вечер двое встречаются, и наш герой узнаёт, наконец, имя девушки – Настенька. Она обещает раскрыть ему причину своих слёз, но лишь только после того, как он расскажет ей свою историю. Молодой человек называет себя Мечтателем, жизнь которого наяву скучна и неинтересна.

Она вся проходит в его фантазиях – в историях о роковой страсти и пылкой любви. На деле же он опасается женщин, считает себя недостойным их, неловким чудаком. Людей он сторонится, ему ближе придуманные образы и даже неодушевлённые предметы.

Настенька поражена. «Неужели и в самом деле вы так прожили свою жизнь?» — спрашивает поражённая девушка. «Всю жизнь» признаётся наш герой с улыбкой.
Выслушав юношу, Настенька начинает свой рассказ.

История Настеньки

Она живёт с бабушкой, которой много лет, и она почти совсем слепа. К Настеньке бабушка относится с любовью, но строго. Для того, чтобы девушка не ушла на прогулку и не сотворила чего – то непотребного, бабушка пристёгивает внучку булавкой к подолу своего платья.

Вот и сидят они вдвоём целыми днями. Так и увидел её новый жилец, который снял комнату на втором этаже. Молодой человек зашёл к старухе уладить дела и заметил Настеньку, которая засмущалась своего положения до слёз.

После этого квартирант предложил Настеньке книги, чтобы она могла развлечь бабушку чтением вслух. Старуха согласилась, и девушка стала чаще видеться с молодым человеком. Вскоре тот пригласил внучку и бабушку в оперу. Постепенно девушка влюбилась.

Через некоторое время жилец стал собираться домой в Москву, так как время его командировки заканчивалось. Услышав эту новость, Настенька настолько расстроилась, что решила бежать вместе с ним.

Однако молодой человек отговорил её от этого опрометчивого шага, пообещав вернуться через год и забрать её у бабушки.

И вот прошёл год. Настенька была уверена, что её любимый вернулся в Петербург, но не даёт о себе знать. Именно из – за этого она и проливала слёзы на мосту.

Мечтателя потрясла история девушки – вот она, настоящая жизнь, тайная любовь, о которой он так грезил в своих мечтах. И он предлагает свои услуги.
Настенька пишет записку под диктовку Мечтателя, которую тот обещает передать её возлюбленному. Настенька с радостью соглашается принять помощь.

Ночь третья

Герой относит письмо общим знакомым. Именно к ним должен наведаться бывший постоялец по приезду в Петербург. Девушка с надеждой ждёт встречу, на которую приглашает и Мечтателя – ведь он принял такое участие в её судьбе.

Однако нашего героя это совсем не радует. Он понимает, что уже сам успел полюбить красавицу, и страшится предстоящей встречи. Но страхи его были напрасны – бывший жилец не пришёл.

Настенька огорчена и Мечтатель тут же бросается утешать её, уверяя, что жених просто ещё не пришёл и нужно подождать ещё день. Девушка верит в его слова и просит навестить знакомых ещё раз.

Ночь четвертая

Идёт дождь, но наш Герой всё равно пришёл на свидание, хотя девушка и предупреждала, что, в случае ненастья, не сможет прийти.

Встреча происходит лишь на следующий день. Но ответа от «жениха» так и нет. В этот раз Настенька уже не обижается. Она оскорблена и решает разлюбить своего милого, который совсем забыл о ней.

Тут Мечтатель решает признаться в своих чувствах. Настенька отвечает, что, хоть у неё ещё и не остыла старая любовь, но она может попробовать полюбить нового молодого человека. Окрылённый Герой уже строит планы на счастливое совместное будущее.

Пара гуляет по улице. Они веселы, часто смеются и собираются жить вместе в мезонине старой бабушки. Мечтатель счастлив. Но тут им встречается тот самый «бывший возлюбленный». Настенька тут же бросается в его объятия, забыв про все свои обещания.

«Я долго стоял и глядел им вслед…» — Мечтатель снова остался один.

Утро

Идёт дождь, и наш герой сидит в своей комнате. Он уныл, печален и у него болит голова. Вдруг раздаётся стук в дверь – это принесли письмо от Настеньки. В нём девушка извиняется за свою любовь к другому.

Она пишет, что понимает, как обидела Мечтателя, но и благодарит его за помощь и участие. Ведь у неё всё сложилось хорошо и через неделю она выходит замуж за своего возлюбленного.

Девушка просит не забывать её, она хочет дальнейшего общения и надеется, что Мечтатель станет хорошим другом её жениху.

Наш герой понимает, что его жизнь потеряла только что приобретённый смысл. Он смотрит на себя, свою комнату, на квартирную хозяйку – и всё ему кажется старым, ненужным и скучным.

Но он благодарен новой знакомой, которая пробудила его от этого сна, показала подлинные чувства. Он никогда не забудет Настеньку, ведь она подарила ему пусть на минуту, но настоящее счастье. И этого хватит на всю его оставшуюся жизнь.

Ознакомившись с кратким содержанием по главам романа Достоевского «Белые ночи», настоятельно рекомендуем прочитать этот прекрасный рассказ о любви, мечтах, дружбе и бескорыстии.

Полезное видео

    Похожие записи

Год написания 1848

Жанр — роман

Главные герои: Мечтатель и Настенька

Тема произведения «Белые ночи» это тема одиночества, счастья, смысла жизни и любви. При этом тема «мечтателей», одиноких молодых людей главная тема повести «Белые ночи». Автор показывает, что богатый внутренний мир не спасает от одиночества. И что какими бы ни были мечты, человек всегда будет хотеть реальных событий.

В повести «Белые ночи» Ф.М.Достоевский поднимает проблему маленького человека и его внутреннего мира, в котором живет его главный герой Мечтатель.

Главная мысль -это одиночество людей,их оторванность от реального мира и неумение жить среди людей,наслаждаться радостями жизни,взамен мира призрачных мечтаний и несбыточных грёз.

Смысл названия повести «Белые ночи» : в период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель- главный герой этого произведения и Настенька . В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…». А подзаголовок «Сентиментальная повесть» указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.

Композиция «Белые ночи» состоит из 5 глав. Четыре главы с названиями: «Ночь 1», «Ночь 2», «Ночь 3» и «Ночь 4». Пятая глава носит название «Утро». Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом . Таким образом, в названиях отражено развитие сюжета - сон и пробуждение.

Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ- исповедь .

Сюжет «Белые ночи»

Во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя.

Смысл названия романа Ф. М. Достоевского «Белые ночи»

  1. Действие романа происходит именно во время белых ночей в Санкт-Петербурге.
  2. В самом названии повести, делении ее на ночи Достоевский в известной мере следовал романтической традиции: ср. Двойник, или Мои вечера в Малороссии А. Погорельского (1828), Русские ночи В. Ф. Одоевского (1844). Но у романтиков тема мечтательства сливалась с темой избранничества.

    Герой же Достоевского, обреченный на мечтательство, глубоко от этого страдает. За один день действительной жизни он готов отдать все свои фантастические годы.

    Молодой чиновник-разночинец и юная девушка, оба чистые и ясные душой, изображены здесь на фоне петербургских каналов, озаренные сиянием белых ночей. И обстановка действия повести, и образы ее героев овеяны поэтической атмосферой романтической лирики, а также пушкинских поэм о Петербурге Домика в Коломне и Медного всадника.

    Впервые возникающее у Достоевского в Петербургской летописи и Белых ночах философско-историческое осмысление темы Петербурга, созданный писателем образ одинокого интеллигентного героя, чувствующего себя чужим и заброшенным в большом шумном городе, его скромные мечты о тихом своем уголке, рассказ Настеньки о жизни в доме бабушки, обращение к теме белых ночей для характеристики призрачного Петербурга, описания его каналов места встреч Настеньки и Мечтателя, все это также овеяно поэтической атмосферой пушкинских поэм.

    Вывод, я пологаю:

    1)Литературная преемственность
    2)Место действия - Петербург.

  3. Главный герой повести мечтатель, одинокий и робкий человек. Белой ночью мечтатель случайно знакомится с девушкой Настенькой и влюбляется в не, а она видит в нм родную душу, брата. Настенька рассказывает ему свою историю. Все свои ранние годы она прожила вместе со своей слепой бабушкой, попав к ней после смерти родителей. Бабушка не отпускала надолго от себя Настеньку и пришпиливала е за платье булавкой к своему платью. Жизнь Настеньки была однообразной и невеслой. Но вс изменилось, когда к ним приехал постоялец, который пожалел девушку. Настя влюбилась и собиралась уехать вместе с ним, однако мужчина был очень беден и пообещал вернуться через год. Истк срок, и он в городе, она знает об этом, она ждт, а он вс не является к ней и не отвечает на е письмо. Решив, что возлюбленный е бросил, Настенька решает ответить чувствам мечтателя. Однако, при появлении возлюбленного, Настенька убегает от мечтателя, и извиняется за предательство в письме. Главный герой прощает е и вс равно продолжает любить. Настенька самое яркое событие в его жизни! А он всего лишь опора в трудные минуты. Его счастье не состоялось, он вновь одинок... .

    Время светлой мечты, оживающей, когда все спят.. . Робкая одержимость счастьем.. . Петербург.. . Все вместе, сложилось в.. . "Белые ночи"...



Рассказать друзьям