Анна павловна павлова личная жизнь. Анна Павлова: биография и фото

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Артист должен знать всё о любви и научиться жить без неё.»
Анна Павлова

Её называли «Божественной» и «Восхитительной». Говорили, что она - «Белый Лебедь» и даже «Фея лебединой стаи». Одна девочка написала родителям: «Помните, вы рассказывали: тот, кто увидит фею, будет счастлив всю жизнь. Я видела живую фею - её зовут Анна Павлова».

Гениальная русская балерина Анна Павлова стала легендой ещё при жизни. Журналисты соревновались друг с другом в сочинении историй о ней. Она читала в газетах мифы о себе - и смеялась. Легенды окружают её имя до сих пор.



Она никогда не рассказывала о своей личной жизни, в которой был один-единственный мужчина. Вся её жизнь - истинная, настоящая, известная и открытая каждому - была в танце. И она успела умереть до того, как ушла со сцены…

Самая знаменитая балерина ушедшего столетия, Анна Павлова (1881-1931), жизнь которой была полностью посвящена балету, о которой ходило немало слухов и легенд, пожелала оставить всё, что не касалось её работы, в тайне. О её личной жизни ничего не было известно. И лишь после её смерти в мире узнали о прекрасной и трагической истории любви, тайну которой легендарная балерина хранила в своём сердце долгие тридцать лет.

Анна Павлова родилась в 31 января (12 февраля) 1881 года. Её отец умер очень рано, и девочка воспитывалась матерью. Хотя они жили в постоянной нищете, Любовь Фёдоровна, подрабатывая прачкой, старалась скрасить тяжёлое детство «любимой Нюры». На именины и Рождество девочку всегда ждали подарки, принесённые заботливой, щедрой рукой, а когда Анне исполнилось восемь, мать отвела её в Мариинский театр на балет «Спящая красавица».

Так будущая танцовщица навсегда влюбилась в это искусство, а через два года худенькая и болезненная девочка была принята на балетное отделение Петербургского театрального училища. Спустя восемь лет Павлова стала ведущей актрисой Мариинского театра, а после ошеломительного успеха в роли Никии в «Баядерке» её уже называли первой солисткой «Мариинки».

Газеты писали о начинающей балерине с восторгом: «Гибкая, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Когда Павлова играет и танцует, в театре особое настроение».

У неё появились поклонники, мужчины назначали ей свидания, дарили подарки, однако Анна отвергала всех, а щедрые дары отсылала назад растерянным ухажёрам. Она была горда, чувственна и непредсказуема. «Я — монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр», — не уставала повторять Павлова.

Однако девушка лукавила. Именно в то время в сердце юной балерины разгоралось непонятное, неизведанное ещё чувство. Близкие знали, что всё свободное время она проводит с богатым красавцем Виктором Дандре (1870-1944). Новый знакомый был выходцем из аристократической семьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. Он занимал высокий пост советника в Сенате, был прекрасно образован, владел несколькими иностранными языками и всерьёз увлекался искусством. Покровительствовать начинающей балерине, как это делали до него члены императорской семьи, казалось Виктору престижным.

Молодой предприниматель стал покровителем молодой артистки, что, впрочем, было по тем временам достаточно модным. Однако жениться на ней Виктор и не думал. Он снял для Павловой квартиру, оборудовал одну из комнат под танцевальный зал, что для молодой балерины являлось в то время непозволительной роскошью. Каждый раз, встречая девушку после спектакля, Виктор преподносил ей роскошные подарки, возил по дорогим ресторанам, приглашал в компании обеспеченных, интеллигентных и известных людей, а вечером привозил её в квартиру, где часто оставался на правах хозяина до утра.

Но чем дальше узнавала Павлова нового знакомого, тем отчётливей понимала, что Дандре вовсе не нуждается в ней, а неравный брак со скромной девушкой для него невозможен. И она ушла от него, предпочтя одиночество унизительному положению содержанки. «Я поначалу боролась, — вспоминала Павлова, — начала с горя просто кутить, желая что-то ему доказать!» А потом, в который раз последовав своему девизу, вернулась к работе.

Она опять тренировалась, гастролировала вместе с труппой любимого театра и танцевала по восемь-десять раз в неделю. В то время в её судьбе произошла ещё одна встреча, которая многое изменила в жизни известной танцовщицы. Великий балетмейстер Фокин поставил для неё на музыку Камиля Сен-Санса «Умирающего лебедя», который навсегда стал коронным номером балерины и облетел весь мир. Намного позднее, когда композитор встретил Павлову, то, восхищённый её выступлением, воскликнул: «Мадам, благодаря Вам я понял, что написал восхитительную музыку!»

В 1907 году Мариинский театр отправился на гастроли в Стокгольм. Именно после этих гастролей в Европе впервые заговорили о блистательной молодой балерине, выступления которой имели такой стремительный успех, что даже император Оскар II, восхищённый талантом Павловой, на прощание вручил ей орден «За заслуги перед искусством». Восторженная толпа встречала балерину овациями. «Меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков. Я не знала, что делать», — вспоминала Анна Павлова. Это был настоящий триумф. Анна стала известной, у неё появились деньги, она уже многое могла себе позволить. О Викторе балерина старалась не вспоминать.

А тем временем дела у Дандре шли неважно. Провернув неудачную сделку, предприниматель задолжал огромную сумму, погасить которую в положенный срок так и не сумел. Он попал в тюрьму, не найдя крупной суммы денег, которая требовалась для внесения залога и его освобождения на время длительного судебного процесса. Родственники средств собрать не смогли, а богатые друзья отвернулись от неудачливого партнёра. Для Дандре начался трудный период мучительного ожидания за решёткой в одиночестве и сомнениях.

А Анна блистала уже в Париже. Сергей Дягилев, который открыл во французской столице русский балетный театр, пригласив туда Павлову и Вацлава Нижинского, не просчитался. О русском театре заговорили, его стали посещать люди из высшего света, посмотреть на русскую балерину приезжали со всей Европы, театр приглашали в Австралию и Америку.

Будущее казалось таким заманчивым и ярким. Однако Павлова неожиданно покинула Париж и направилась в Лондон. Спустя несколько месяцев Дягилев узнал, что его любимая солистка подписала контракт с известным театральным агентством «Брафф», по условиям которого она должна была танцевать по два раза в день в трёх странах — Англии, Шотландии, Ирландии. За это танцовщица получила аванс — внушительную по тем временам сумму.

Собранные деньги она сразу же переправила в Россию для освобождения Виктора из тюрьмы. Спустя несколько дней, в 1911 году, он покидал Петербург и направлялся за границу. «В Париже я решила, что без Дандре жить не могу. Я сразу же вызвала его к себе, — вспоминала Павлова. — Мы обвенчались в церкви, под секретом. Он ведь мой, только мой, и я его обожаю».

С Виктором Дандре

Их брак оставался в тайне долгие годы. Виктор сдержал обещание, данное в день свадьбы Анне. Он поклялся молчать об их союзе. На великодушие бывший покровитель ответил сильнейшим чувством, которое вспыхнуло в его сердце, чтобы не угаснуть до последних дней.

Когда контракт подошёл к концу, Анна решила организовать свой театр и набрала труппу артистов. Так бывшая прима Мариинского театра стала хозяйкой небольшого театра. В тот же год она купила роскошный особняк близ Лондона, на берегу чистейшего озера, где плавали белые лебеди и вокруг росли экзотические растения, привезённые балериной из разных уголков мира. Казалось, судьба супругов не зависела больше ни от кого.

Павлова в своём особняке в Лондоне

Виктор взял на себя все хозяйственные заботы, обязанности бухгалтера и менеджера. Он отвечал на корреспонденцию, вёл деловые и личные переговоры, организовывал гастроли, следил за костюмами и декорациями, принимал и увольнял актёров. Однако Павлова всё чаще выражала неудовольствие. Она упрекала мужа, скандалила, кричала, била посуду и плакала.

После долгих истерик и слёз балерины супруги мирились, и, казалось, их семейной идиллии опять ничего не угрожало. Вновь Виктор решал все проблемы жены, а Анна бегала по дому и театрально кричала служанке: «Кто посмел вычистить ему ботинки? Кто в моём доме осмеливается заваривать ему чай? Это моё дело!»

Однако эмоциональная и темпераментная Павлова могла тотчас же изменить настроение и с новыми обидами броситься на Виктора. Друзья, часто становившиеся свидетелями этих ссор, спрашивали потом у Дандре, как он мог всё это терпеть и почему не ушёл от Анны. Тот молчал. Видимо, у него на это были свои причины, известные только им двоим.

Он боготворил её, благодаря за щедрость и великодушие. Она не могла забыть ему давней, нанесённой в юности обиды. Простила ли она его — вряд ли мы когда-нибудь узнаем. Но в искренности чувств Виктора Дандре сомневаться не пришлось. Когда его супруга скончалась 23 января 1931 года от воспаления лёгких, не дожив до своего пятидесятилетия всего несколько дней, Виктор, сломленный горем, долгое время не мог вернуться к обычной жизни.

Он не хотел верить, что Павловой больше нет. Создав клуб поклонников своей знаменитой жены, Виктор Дандре желал лишь одного — чтобы о великой балерине XX столетия помнили много лет. К сожалению, клубу не удалось просуществовать долго. Тем не менее имя русской балерины, легендарной Анны Павловой, навсегда вошло в историю мирового балета.

Биография и эпизоды жизни Анны Павловой. Когда родилась и умерла Анна Павлова, памятные места и даты важных событий ее жизни. Цитаты балерины, фото и видео.

Годы жизни Анны Павловой:

родилась 31 января 1881, умерла 23 января 1931

Эпитафия

«Минуточку постой,
Бегущий неустанно,
Чтоб поклониться той,
Что называлась Анной».
Из стихотворения Эрика Виллиса памяти Анны Павловой (в переводе Т. Юфит)

Биография

Она посвятила свою жизнь балету и прославилась на весь мир. Удивительно, но первые ее педагоги были уверены, что девочка не создана для тяжелой балетной школы, но Анна сумела доказать всем - если усердно трудиться и жить тем, что ты любишь, успех неизбежен. Биография Анны Павловой - история жизни великой женщины, имя которой известно любому поклоннику балета.

В детстве жизнь Павловой была непростой - она даже не знала, кто ее отец, а мать еле сводила концы с концами. Но несмотря на тяжелое положение, однажды, чтобы порадовать дочь, мать Павловой повела ее на «Спящую красавицу» в Мариинский театр. Позже в своей автобиографии Павлова вспоминала, что замерла с первых же нот - балет очаровал ее. В тот вечер она поняла, чем хочет заниматься всю жизнь. Первым, кто увидел в Павловой талант, стал великий балетмейстер Мариус Петипа: «Пушинка на ветру - она будет летать на сцене». Сразу же после окончания училища Павлова была принята в Мариинский театр, который когда-то решил ее судьбу, и вскоре стала его ведущей танцовщицей. Когда на благотворительном вечере она впервые исполнила миниатюру «Лебедь» («Умирающий лебедь»), то не могла даже догадываться, что эти 130 секунд танца станут позже символом русского балета. Сам композитор Камиль Сен-Санс, автор сюиты «Карнавал животных», на пьесу из которой был поставлен «Лебедь», пожелал встречи с Павловой, чтобы сделать признание: «Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!». Мировая известность в жизнь Павловой пришла вместе с ее участием в «Русских сезонах», которые устроил в Париже Сергей Дягилев, русский театральный деятель. Вскоре Анна отправилась гастролировать по всему миру с собственной труппой. Когда же в России произошла революция, а затем началась гражданская война, Павлова решила больше не возвращаться на родину.

К тому времени, когда Павлова окончательно перебралась за границу, у нее уже был любимый человек, Виктор Дандре. Павлова давно любила его, но богач и аристократ не отвечал ей взаимностью. Когда Дандре ввязался в неприятности и потерял все свои деньги, Павлова, по слухам, и решила подписать контракт с нью-йоркским театром. Она вызволила своего любимого из тюрьмы, а он, наконец, увидел в ней любящую женщину и также искренне полюбил ее. Павлова и Дандре купили дом в пригороде Лондона, в пруду которого плавали белые лебеди, один из которых, по имени Джек, всегда ждал свою хозяйку из ее длительных гастролей.

Гастролировала же русская балерина неустанно. За свою жизнь Анна Павлова объездила почти весь мир, побывав в Америке, Китае, Японии, Индии, на Филиппинах и даже в Австралии. Костюмы к ее спектаклям создавали самые известные художники, женщины подражали ее манере одеваться, а гонорары ей назначались баснословные. А она продолжала тосковать по России. И хотя не могла туда вернуться, постоянно отсылала деньги труппам российских театров и продукты голодающим соотечественникам.

Смерть Павловой наступила во время ее очередных гастролей - в Гааге. Причиной смерти Павловой стала пневмония. Похороны Анны Павловой состоялись в Лондоне - сначала прошло отпевание тела Павловой в русской церкви, затем оно было сожжено в лондонском крематории. Могила Павловой в соответствии с ее завещанием должна была находиться в России. Но муж воспрепятствовал исполнению воли балерины, заявив, однако, что не против захоронения Павловой на родине, если ему пообещают создать для этого должные условия. Так или иначе, но урна с прахом Павловой до сих пор хранится в колумбарии английского крематория.

Миниатюра «Умирающий лебедь» в исполнении Павловой стала классикой мирового балета

Линия жизни

31 января 1881 г. Дата рождения Анны Павловны (Матвеевны) Павловой.
1889 г. Окончание императорского театрального училища, поступление в труппу Мариинского театра.
1906 г. Ведущая танцовщица труппы.
1907 г. Первое исполнение Павловой миниатюры «Лебедь», ставшей позже одним из символов русского балета.
1909 г. Участие Павловой в «Русских сезонах» в Париже.
1910 г. Гастроли Павловой за рубежом с собственной труппой.
1913 г. Последнее выступление Павловой в Мариинском театре.
1914 г. Последнее выступление Павловой в России.
1921-1925 гг. Гастроли по США, выступление в Индии.
23 января 1931 г. Дата смерти Павловой.
29 января 1931 г. Похороны Павловой.

Памятные места

1. Лигово, где родилась Павлова.
2. Дом Павловой в Санкт-Петербурге, где она жила в 1910 году и где сегодня установлена мемориальная доска Павловой. Итальянская улица, д. 5.
3. Дом Павловой в Лондоне (Ive House), в котором она жила в 1912-1931 гг.
4. Академия русского балета имени А. Я. Вагановой (бывшее императорское театральное училище), где училась Павлова.
5. Мариинский театр, в труппе которого танцевала Павлова.
6. Театр Метрополитен-опера в Нью-Йорке, с которым Павлова работала по контракту.
7. Театр Шатле в Париже, где Павлова выступала во время участия в «Русских сезонах».
8. Крематорий Голдерс-Грин в Лондоне, где похоронена Павлова (урна с прахом хранится в колумбарии крематория).

Эпизоды жизни

Анна Павлова дружила с Чарли Чаплином. Поговаривали, что великий комик и режиссер был влюблен в балерину и мечтал сделать ей предложение, но так и не решился. Когда они встречались, то Чаплин бронировал для Павловой целый ресторан. Он также выступал в роли консультанта балерины, когда ей было необходимо записать свои номера на кинопленку.

Умирая, Павлова попросила всех уйти из комнаты, с ней осталась только служанка. Балерина кивнула девушке на платье, которое купила недавно у модного парижского кутюрье, и сказала: «Лучше бы я потратила эти деньги на моих детей». Детей у Павловой никогда не было, она говорила о русских девочках-сиротах, которых давно взяла на содержание. Женский приют она организовала в Сен-Клу, поселив детей в особняке. С тех пор большая часть ее заработков шла на то, чтобы дать девочкам не просто кров и еду, но и образование. Она также заботилась, чтобы каждая из ее воспитанниц могла после выхода из приюта получить достойную работу.

Когда 23 января стало известно о смерти Анны Павловой, в лондонском театре «Аполлон» во время представления решили почтить ее честь. В зале выключили свет, и луч прожектора в темноте под музыку Сен-Санса прочертил тот путь, что балерина проделывала в своей миниатюре «Умирающий лебедь». Весь зал молча встал - весь мир уже знал о смерти великой балерины.

Завет

«Если вы преследуете одну и ту же цель, вы обязательно откроете тайну успеха».


Документальный фильм памяти Анны Павловой из цикла «Жизнь и легенды»

Соболезнования

«Если мы посмотрим ее знаменитую запись „Умирающего лебедя“, то можем, конечно, заметить, что сейчас балерины более техничны, быть может, даже более красивы, выглядят по-другому… Но вот того трепета, который был присущ Анне Павловой, я думаю, сегодня нет ни у одной балерины. Даже из числа самых великих и знаменитых. Ей удалось передать и эпоху, и какое-то одухотворенное внутреннее состояние в своем танце. И я уверена, что любая балерина, посмотрев сегодня ее записи и сравнив со своим танцем, поймет, что все же чего-то не хватает. А это „что-то“ — нечто неуловимое, какая-то внутренняя сила, которая была присуща только этой балерине. Так что, несмотря на весь прогресс, есть что-то необъяснимое в танце людей прошлого, чего нам, к сожалению, возможно, уже не обрести…»
Евгения Образцова, балерина

«Искусство Анны Павловой рождалось и умирало вместе с ней — чтобы танцевать, как Павлова, нужно было быть Павловой».
Андрей Левинсон, балетный критик

«Павлова сумела поднять живой танец на высоту, куда обычно воспаряет только дух».
Марина Цветаева, поэтесса

Приветствую постоянных и новых читателей сайта «Дамы-Господа»! Продолжаем знакомиться с историями успеха известных миру людей. В статье «Анна Павлова: биография и личная жизнь балерины» вы узнаете об интересных фактах из жизни великой балерины.

Анна Павлова стала основательницей классического русского балета, она изменила понятие о танцах 20 века. Всемирно известная танцовщица показывала балет там, где о существовании такого творчества, даже не знали.

Биография балерины Анны Павловой

Она появилась на свет 12 февраля (зодиак — )1881 года в поселке Лигово под Санкт-Петербургом. Девочка родилась недоношенным семимесячным ребенком. Благодаря бабушке Анны, которая в течение года ее выхаживала, поила козьим молоком – девочка выжила. Ее иммунитет был слабым, она часто болела, имела нездоровый внешний вид.

Тайна происхождения

Кто и кем были ее родители, до сих пор однозначно не известно. Одна из версий рассказывает о том, что мать была прачкой, и служила богатому банкиру Лазарю Полякову. Именно он стал отцом Анны.

Вторая версия — мать Любовь Павлова познакомилась с солдатом Матвеем Шамаш. Караим соблазнил Любовь. В будущем она родила от него ребенка.

Современники говорили, что Анна похожа на Матвея. Ее легкие восточные черты лица были популярны в эпоху Модерн. Она с раннего возраста увлекалась восточными мелодиями и танцами.

Но в то же время, когда юная Анна изъявила желание о занятиях танцами, именно Поляков оплатил учебу в балетном заведении.

Анна Павлова в свои 8 лет твердо решила и всем заявила, что она будет балериной. Это желание пришло к девочке при просмотре балета «Спящая красавица». И уже в 10 лет она поступила в Петербургское театральное училище.

Учиться было крайне тяжело, уроки длились по 8 часов в день. Строжайшая диета и дисциплина, обидные оскорбления одноклассниц из-за ее нестандартного для балерины вида.

У девочки были длинные ноги и руки, слабые щиколотки. Она не обращала на это все внимания, знала свое призвание в жизни, знала, что она настоящая балерина. И без танцев не имеет смысла жить. Она занималась фанатично, вкладывая всю себя в свое любимое дело.

1 июня 1899 Анна Павлова была определена на службу в дирекцию императорских театров. Мариинский театр дал ей ощутить радость первой премьеры. Но уже в театре стало ясно, что движения Анны не являются виртуозными, нет «стального носка».

Целеустремленная Павлова не остановилась из-за своих недостатков. Она начала брать уроки балета у русских и испанских преподавателей. Благодаря своей настойчивости, в 1906 Анна стала настоящей балериной. Её назначили главным исполнителем партий в испанском и классическом репертуаре.

Около 10 лет Павлова служила в Мариинском театре Санкт-Петербурга, станцевав, практически, весь репертуар.

Последний концерт

Михаил Фокин создал специально для Павловой спектакль, который стал визитной карточкой балерины. «Умирающий лебедь» — танец о непостоянстве счастья. С 1908 г. она начала давать концерты за границей.

Всемирное признание ей дал Париж, где она участвовала в постановке «Русские сезоны» . В 1909 году поставила личный спектакль.

В 1910 известная танцовщица покинула Мариинский театр и создала свою труппу. Фокин поставил еще пару балетов для труппы Анны. Постановка «Семь дочерей горного короля» принес грандиозный успех.

В 1914 Павлова дала последний концерт в России, переехала в Англию и больше не вернулась на родину.

Интересный факт: обожала Павлову и старалась не пропускать ее спектакли в Петербурге, в Париже, в Нью-Йорке. Они были знакомы.

Анна Павлова: личная жизнь

Для балерины личная жизнь всегда была на втором плане. У нее завязались отношения с финансово независимым, красивым и образованным Виктором Дандре. Он баловал ее подарками, одаривал заботой, но официально утвердить союз они не могли, т.к. были из разных социальных слоев.

Анна Павлова и Виктор Дандре

Анна уехала от него в Париж, и только когда с Дандре случилась беда, они вновь встретились. Виктора арестовали за аферу и лишили всего состояния. Павлова освободила его, заплатив необходимую сумму. Дандре стал ее мужем и импресарио. Любил он жену до глубины души, и в будущем, после ее смерти, напишет о ней книгу.

Последний танец

Запланированный концерт в Гааге (Нидерланды) так и не состоялся. Анна Павловна (Матвеевна) Павлова умерла в 1931 году от пневмонии. Ей было 49 лет.

Видео — Анна Павлова: биография

«Она не танцует, но летает по воздуху», – так писала петербургская газета «Слово» о величайшей балерине прошлого века Анне Павловой. Ставшая легендой при жизни, она сделала необыкновенно много для того, чтобы слава о русском балете пронеслась по всему миру.

Павлова переосмысляла затанцованные роли, сохранила очарование романтизмом. Ее манера исполнения дала новый этап в истории русского балета. Классический балет, едва не погибший, обретает современность, оттого и вечную ценность. Ее отличное от других танцовщиц толкование Жизели, Никии, Одетты перенято последующими поколениями. Поэтому именно на русской сцене сохранилось то неумирающее, вечное, что было присуще Анне Павловне Павловой. В ее день рождения предлагаем рассмотреть некоторые необычные факты из биографии великой балерины.

Очарование балетом

Кажется, что Анна Павлова танцевала всегда. Она будто родилась, уже очарованная балетом. Но настоящая любовь к балету пришла лишь после увиденного в девятилетнем возрасте утреннего представления «Спящей красавицы». Интересно, что это была премьера спектакля, поставленного Петипа. Балет произвел настолько сильное впечатление на Павлову, что, от природы застенчивая и мягкая, она впервые высказала свою твердую волю избрать карьеру балетной танцовщицы. Можно представить, сколько девочек, также пришедших на представление, сказали: «Когда я вырасту, то буду танцевать, как принцесса Аврора!» И только одна сдержит слово.

Туфли Анны Павловой

Анне Павловне было трудно подобрать обычные туфли. Поэтому она всегда возила с собой чемоданчик на 36 пар, который периодически пополнялся новыми. Старые же туфли раздавались.

Та же проблема была и с балетной обувью. Анна Павлова предпочитала заказывать ее у известного итальянского мастера Ромео Николини. Балерина очень внимательно относилась к балетной обуви, ведь от ее качества и удобства зависело, насколько удастся тот или иной пируэт. Поэтому туфли часто приходилось переделывать. Однажды Николини даже сказал: «Да, это большая честь, что Анна Павлова моя заказчица. Но если бы у меня было две Павловых, я бы погиб».

Удивительно, но во времена Анны Павловой пуант как таковых не существовало. Это объяснялось тем, что техника танца был несколько проще, чем сейчас. Поэтому форма танцевальных туфель была ближе к бальной, но, конечно, без каблука. Они были мягче, чем современные туфли, тонкой работы, отличались изяществом. Но это вовсе не означает, что раньше балерины танцевали на цыпочках. Они учились как бы зависать и сохранять равновесие на кончиках пальцев. Для этого порой носок балетной туфли мог быть прошит для большей устойчивости балерины.

Павлова и Дягилев

Многие уверены, что именно Дягилев открыл Павлову миру. Но это не так. Анна Павлова уже танцевала в Швеции, Дании и Германии еще за год до возникновения «Русских сезонов». Более того, именно Павлова предложила Дягилеву включить в оперный сезон и балет (первые «Русские сезоны» были исключительно оперными). Дягилев изначально не верил в то, что европейцам, а тем более парижанам, понравится русский балет. Дягилев долго не соглашался, но после одобрения некоего комитета он все же решился попробовать включить балет в «Сезоны». Стоит отметить, что тогда условием показа русского балета в Париже был приезд Анны Павловой в составе труппы Дягилева.

Павлова и Чаплин

Чарли Чаплин был большим поклонником Анны Павловой. «Мы похожи с вами, Анна! – как-то сказал Чаплин. – Я – бродяга, Вы – сильфида. Кому мы нужны? Вот нас и гонят...».

Впервые они встретились на банкете, устроенном в честь Анны Павловой. Чаплин, обращаясь к танцовщице, сказал, что английский язык не может передать те чувства, которые он к ней испытывает, и выразить то величие, которое являет собой Павлова. Поэтому он намерен говорить по-китайски. С этими словами Чаплин, имитируя китайскую речь, войдя в раж, поцеловал руку Павловой. Так и завязалась их дружба. Позже Чарли Чаплин выступал в роли консультанта Анны Павловой при записи ее номеров на кинопленку.

Благотворительность Анны Павловой

Во время Первой мировой войны везде, куда приезжала Анна Павлова, устраивались спектакли в пользу Красного Креста. По окончании же войны она давала концерты в «Метрополитен-опера» и на всю выручку отсылала посылки с продуктами в Петербургское и Московское училище. Позже она стала посылать деньги в Россию для раздачи более нуждающимся артистам петербургской и московской труппы.

В Париже Анна Павлова решила устроить приют для русских детей, оставшихся сиротами. В итоге она организовала женский приют в Сен-Клу. Теперь большая часть денег, вырученных от спектаклей, шла на приютские нужды. Анна Павлова была озабочена не только тем, чтобы девочки имели кров, но и получили образование, практическую подготовку к жизни, а по выходе из приюта – работу. Все девочки учились или в русской гимназии, или во французских колледжах. Каждой Павлова предоставляла свободу выбора специальности.

Портрет Анны Павловой

Многие ошибочно думают, что Анна Павлова в своем известном номере «Умирающий лебедь» вдохновилась грацией своего лебедя. Это не так, ведь номер был поставлен задолго до появления ее любимца. И первоначально танец назывался просто «Лебедь», и лишь через несколько лет появился эпитет «умирающий».

Непривычно пустынная сцена. Нет кордебалета, декораций. Нет оркестра. Нет аккордов вступительной вариации. Вспыхивает беспощадно резкий, концертный свет. Танцовщица стоит в дальнем углу сцены, опустив голову, уронив скрещенные руки. После одного такта вступления арфы, с первым звуком виолончели она поднимается на пальцы и тихо и грустно плывет через сцену.

Фокин вкладывал в номер тему лирического покоя. Танец сам был музыкой. Это был монолог. И пускай в конце Лебедь все же умирал, но его смерть была умиротворенной.

Но облик Лебедя меняется с приходом войны и революций. Анна Павлова, проникая своим танцем в души, как бы вбирала в себя их отклик. Постепенно лиризм Лебедя окрашивался трагизмом. Менялся смысл движений. Поступь ног становилась напряженнее, резче обозначались повороты головы и тела. Руки-крылья поднимались, падали и вдруг приникали к груди, где теперь в белом оперении кроваво пылал рубин. На грудь склонялось лицо.

Ксения Тимошкина

Современники говорили, что, глядя на нее, они видели не танцы, а воплощение своей мечты о танцах. А для нее самой танец был всем – и реальностью, и мечтой, и жизнью, и тем, что ждет за пределами жизни. Ее последние слова были: «Приготовьте мой костюм Лебедя…»

Анна Павлова родилась 31 января (12 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге, в семье солдата и прачки. В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е.О. Вазем, П.А. Гердта.

Вот как вспоминает о ее школьных годах Тамара Карсавина в книге «Театральная улица»:

«Не обладая достаточной проницательностью, мы восхищались только виртуозностью танца, нашим идеалом была крепкая коренастая фигура Леньяни. И сама Павлова тогда вряд ли осознавала, что в ее хрупкости и некоторой ограниченности технических возможностей как раз и таилась огромная сила ее неповторимой и чарующей индивидуальности. Романтизм в ту пору вышел из моды. Даже сама фигура танцовщиц по сравнению с силуэтами тех, кто танцевал полвека назад, явно демонстрировала изменение вкусов публики, охладевшей к воздушным видениям и восхищавшейся теперь более земными прелестями.

Худоба считалась врагом красоты, и все сходились на мнении, что Анна Павлова нуждалась в усиленном питании. Она, очевидно, придерживалась такого же мнения, так как добросовестно глотала рыбий жир, который наш врач считал панацеей от всех зол, мы же все его ненавидели. Подобно всем нам, она старалась подражать нашему идеалу виртуозности, Леньяни. К счастью для Павловой, Гердт сумел распознать сущность ее таланта. Ему было больно видеть, как его хрупкая ученица пытается выполнить то, что легко давалось мускулистой итальянской танцовщице. Он посоветовал ей не гнаться за эффектами, подвергающими опасности ее хрупкий организм.

Во время дебюта Павлова очень переживала из-за своих «недостатков». Но ей было суждено вернуть на нашу сцену забытое очарование романтических балетов эпохи Тальони».

В 1899 году, по окончании училища, Анна Павлова была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности она не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Впоследствии, чтобы исполнять партии, созданные М.И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Энрико Чекетти в Петербурге и с главным педагогом школы «Ла Скала» в Милане Катариной Беретта.

Уже 19 сентября 1899 года Павлова дебютировала в маленькой роли в «Тщетной предосторожности», затем последовали роли в «Волшебной флейте» и в «Баядерке». В 1903 году ей была доверена партия Жизели, и молодая балерина поразила всех глубиной психологической трактовки образа и красотой танца. Вслед за этим успехом Павлова получила главные роли в «Наяде и рыбаке», «Пахите», «Корсаре», «Дон Кихоте». В то же время воздушная, похожая на сильфиду Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарак-терные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).

В 1906 году Анна Павлова стала балериной Императорской сцены. Работа с Михаилом Фокиным открыла для нее новый репертуар. Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок в 1907 году навели Фокина на мысль о возрождении романтического балета. Так появилась «Шопениана» – тонкая стилизация в духе изящной ожившей гравюры эпохи Тальони. В «Шопениане» Павлова танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским.

Ее летящий арабеск вошел в историю – художник Валентин Серов увековечил его на афише к «Русским сезонам» в Париже в 1909 году.

В 1907 году Павлова танцевала с труппой Фокина в Москве, и это принесло ей всероссийскую славу. Именно после этих гастролей, в качестве расплаты за денежный долг Фокин поставил для Павловой «Умирающего лебедя », ставшего ее несомненной артистической удачей. Содружество Фокина и Павловой оказалось плодотворным – она танцевала в его «Павильоне Армиды», в «Египетских ночах». Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

8 мая 1908 года в Гельсингфорсе Павлова танцевала Терезу в «Привале кавалерии», затем гастроли продолжились в Стокгольме, Копенгагене, Праге, в городах Германии и закончились в Берлине. Этот год следует считать началом ее международного признания. В мае 1909 года на гастролях с артистами Мариинки в Берлине она танцевала «Жизель» вместе с Николаем Легатом.

Естественным для Павловой было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 году на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца – А. Суворина. Для своего дебюта Павлова выбрала «Ночь» Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество Павловой было встречено с одобрением. Следующими номерами были «Стрекоза» Ф. Крейслера, «Бабочка» Р. Дриго, «Калифорнийский мак».

Для Дягилева участие Анны Павловой в его антрепризе означало гарантию успеха. Несмотря на то что ее пребывание у Дягилева было весьма кратковременным, во всем цивилизованном мире дягилевский балет и поныне ассоциируется с именами Павловой и Нижинского.

Но ей многое не нравилось в дягилевской антрепризе. Павлова часто говорила, что красота танца значила для нее всё, а уродство – ничего, и категорически отвергала то, что казалось ей уродливым. В этот список входили и пластические элементы новой хореографии, и музыка Стравинского в «Жар-птице», казавшаяся ей недостаточно мелодичной. Павлова, великая балерина классического стиля, не приняла эстетики тех хореографов-новаторов, которые вслед за Фокиным пришли в «Русские балеты» Дягилева и произвели революцию в мире танца.

В 1910 году в Лондоне она организовала собственную балетную труппу, чтобы ставить классику, и с ней отправилась в кругосветное балетное турне. Дебют в Нью-Йорке состоялся 16 февраля 1910 года. За ним последовали концерты в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе.

Спутником Анны Павловой во время этого турне был Михаил Мордкин, знаменитый солист Большого театра, «Геракл балетной сцены», позднее – основатель «Американского балета». Он танцевал с Павловой в 1910–1911 годах, после ухода балерины от Дягилева. Их сценический союз постепенно перерос в любовный роман. Однако он оказался неудачным и в личном, и в творческом плане. История окончилась скандальным разрывом.

В августе 1911 года Павлова ненадолго вернулась на родину. Теперь это для нее были «русские гастроли». Станцевав в Мариинском театре «Баядерку» и «Жизель», она уехала в Лондон, где был Дягилев со своей антрепризой. Павлова сменила Карсавину в «Жизели» и танцевала с Нижинским: с ним же она впервые исполнила партию рабыни в «Клеопатре». А в ноябре 1911 года отправилась в турне по городам Англии, Шотландии и Ирландии.

В 1912 году к Павловой присоединился покинувший Россию из-за финансовых неприятностей барон Виктор Дандре. Труппе был нужен надежный администратор, а Дандре оказался именно таким человеком. Некоторое время спустя Павлова вышла за него замуж. Решив поселиться в Англии, она купила дом «Айви-Хауз» в одном из районов Лондона – Хэмпстеде.

Первая мировая война застала Павлову в Берлине, где она была ненадолго задержана как «русская шпионка». Балерина вернулась в Россию, но война и балет несовместимы – и она вместе со своей труппой отправилась через океан и в течение долгого времени гастролировала по Северной и Южной Америке. Октябрьский переворот в Петрограде произошел, когда она блистала в Латинской Америке: Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Сантьяго, Лима, Ла-Пас, Кито, Каракас, Коста-Рика, Гавана… Павлова была первой Жизелью, которую увидели любители балета этого полушария.

За 22 года бесконечных турне Павлова проехала на поезде более полумиллиона километров, по приблизительным подсчетам, она дала около 9 тысяч спектаклей. Это был действительно труд на износ. Был период, когда итальянский мастер Нинолини изготовлял для Анны Павловой в год в среднем две тысячи пар балетных туфель, и ей их едва хватало.

Но, при всей своей преданности искусству балета, Анна Павлова любила мир моды, охотно фотографировалась и даже позировала в мехах известных домов моды Берлина и Парижа 1910-х и 1920-х годов. В Англии она рекламировала туфли обувной фирмы «H. & M. Rayne», которые носила, по ее словам, и на сцене, и в жизни. Стиль одежды «a la Pavlova» стал настолько популярен, что преподнес миру моды атлас «Павлова», выпущенный в 1921 году. Именно Павлова ввела моду на драпированные в испанской манере расшитые манильские шали с кистями, которые она умела носить так изящно.

В январе 1931 года поезд, в котором Павлова возвращалась в Париж с Лазурного берега Франции, потерпел аварию возле Дижона. Сама прима не пострадала, хотя упавший кофр сильно ударил ее по ребрам. Но ей пришлось холодным зимним утром в пижамке и легком пальто идти пешком до ближайшей станции и там в течение двенадцати часов ждать следующего поезда. Павлова подхватила простуду, которая перешла затем в тяжелейший плеврит. В таком состоянии она отправилась на гастроли в Голландию. Незадолго до своего отъезда, уже совсем больная, она пришла заниматься в парижскую студию Веры Трефиловой. Там она почувствовала сильный жар и все же решила гастролей не отменять.

17 января 1931 года знаменитая балерина прибыла на гастроли в Нидерланды, где ее хорошо знали и любили. В честь «русского Лебедя» голландцы вывели особый сорт белоснежных тюльпанов и назвали их «Анна Павлова».

В программке выступления балета Павловой, напечатанной в Голландии за два дня до ее кончины, имя балерины в составе исполнителей не значилось. Она уже не выходила из своих сиреневых апартаментов в гостинице. Между тем труппа продолжала готовиться к гастролям в Брюсселе. Но гастроли не состоялись. Неожиданная смерть великой балерины, наступившая в час ночи с четверга на пятницу 23 января 1931 года в гаагской «Hotel des Indes», потрясла весь мир.

Прах Павловой, заключенный в белую мраморную урну, покоится на кладбище «Гольдерс-Грин», недалеко от ее любимого «Айви-Хауз».

Д. Трускиновская



Рассказать друзьям