Антонис ван дейк картины. Ван дейк

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Известный портретист Ван Дейк, картины которого известны многим людям, учился у знаменитого Рубенса. Его работы имели тематику мифов и религии. Они похожи на произведения учителя, но все-таки несут свою индивидуальность. Рубенс отличался своим темпераментом, излишней эмоциональностью, что отражалось в его произведениях, а вот картины Ван Дейка сохранили сдержанность и спокойствие своего автора.

Биография

Антверпен стал местом рождения будущего гения-художника. Его отец был богатым коммерсантом и воспитывал в сыне родовую аристократию. Наверное поэтому многие работы Антониса ван Дейка пронизаны хрупкостью и изысканностью.

Художник мало путешествовал и почти всю жизнь провел в Антверпене. На родной земле он писал портреты своих знакомых и друзей. Причем мужчина старался передавать и создавать произведения с максимальной реалистичностью. Хотя заметно и то, что некоторые модели приобретали свойственный художнику аристократизм. Местная знать полюбила Дейка, и молодой человек получал множество заказов. Картины Антониса ван Дейка становились популярнее с каждым днем.

В 1632 году Антонису пришлось покинуть родной город, так как домой вернулся знаменитый Рубенс. Художник не хотел конкурировать со своим учителем, поэтому перебрался в Англию. Тут его ждала настоящая слава: Дейк стал главным живописцем короля Карла I.

В Англии художнику удалось основать собственную школу портретного искусства. Тут он продолжал писать портреты знаменитых людей. В 1639 году живописец нашел свою любовь, Мэри Ратвен, и женился на ней.

Последние годы своей жизни Антонис занимался крупными проектами и был полностью охвачен вдохновением. Он трудился над циклом шпалер для дворца в Лондоне, работал с галереями Лувра. Но, к сожалению, желаниям Ван Дейка не суждено было сбыться: художник заболел и умер в 1641 году. В завещании он просил о своем захоронении в соборе св. Павла.

Картины Ван Дейка имеют общую черту, которая выделяет их из всего ряда произведений фламандских художников. Но, как уже говорилось ранее, наиболее популярными стали именно портреты.

"Святой Бруно"

Картина «Святой Бруно» была написана в 1620 году. По сей день точных данных о том, что это картина Антониса, нет. Тем не менее есть предположение, что это его произведение, которое относят к раннему периоду творчества. Картина была написана в то время, когда молодой живописец помогал Рубенсу работать над росписью церкви.

Ван Дейка дать не сложно. Его произведения не замысловаты, и на них все понятно. На холсте, написанном маслом, расположился Святой Бруно. Образ представлен в три четверти и размещен на фоне окна с яркой тканью. Можно разглядеть в окне пейзаж. Мощь Святого Бруно показана ярким светом, который падает сверху. Такое освещение символизирует Христа. Внимание же зрителя сосредоточено на лице и руках Святого Бруно. Никаких больше деталей, которые отвлекали бы от основного замысла, нет.

"Автопортрет"

Это произведение, на котором изображен Ван Дейк. Картины подобной тематики всегда становятся популярными. Антонис создал её после того, как вернулся из Италии. Картина сейчас входит в эрмитажное собрание и является жемчужиной коллекции.

Многие по сей день считают, что это лучшее творение фламандского живописца. Современники назвали Дейка «баловнем судьбы», и это изображено на «Автопортрете». Антонис выглядит на картине как светский кавалер, черты лица его тонкие, а руки холеные. Картины Ван Дейка всегда отличались особой изящностью, и это произведение не лишено утонченности. Творение было написано в 1622-1623 гг. маслом.

"Портрет Джеймса Стюарта"

Картины Ван Дейка с названиями описываются нами. Они известны всему миру. "Портрет был написан в 1634-1635 годах. На очередном портрете автор изобразил знаменитого герцога. Молодой человек был кузеном короля, а его внешний вид ярко показывает принадлежность к королевскому роду. Камзол украшен серебряной звездой, которая представляет кавалера ордена Подвязки. Его фигура горделивая, а художник изобразил Стюарта так, что он смотрит словно свысока.

Антонис мастерски подчеркнул длинную фигуру Джеймса массой элементов. Тут и зауженная рама, и высокая собака, которая была любимицей герцога. Несмотря на попытки быть строгим и высокомерным, Стюарт привлекает всех своим обаянием и добротой.

"Карл I на охоте"

Картину художник создавал на протяжении трех лет, с 1635 года. На холсте изображен Карл I, который опирается на трость и стоит на краю пропасти. Фигура короля - главная на картине. Её четко видно на фоне светлого неба, а шляпа является контрастным акцентом, подчеркивающим выразительность образа.

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером"

Картина, написанная в 1635 году, является неким противопоставлением художника и Эндимиона Портера. Последний походил на человека из буржуазной семьи, но достиг уважения и почета среди высоких титулов. Ван Дейк отлично поработал над своим изображением, изобразив себя в выгодном свете, а вот фигура Портера выглядит слишком простой.

О многом может сказать и положение рук героев. Об их дружбе говорит то, что они оба держат руку на камне. Но вот то, что живописец надел перчатку, возможно, говорит о характере дружбы людей. Ведь если присмотреться внимательно, вторая рука Антониса обнажена.

"Портрет Маргариты Лотарингской"

Это очередной портрет, написанный Ван Дейком в 1634 году. На нем мастерски изображена Маргарита. Антонис создал утонченную фигуру девушки, подчеркнув красоту её шеи и рук. На холсте не найти ярких и агрессивных цветов, а вот сдержанность придает молодости и привлекательности.

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти"

На холсте поместились две сестры-католички - Элизабет и Дороти. Портрет был создан накануне свадьбы одной из них. Картина передает исторический характер событий. Антонис изобразил слева Элизабет сдержанной, что указывало на её замужество. А вот Дороти держит в руках корзину с цветами, которая характеризует приближающуюся свадьбу и искреннюю любовь молодой женщины.

"Конный портрет Карла I"

Эта картина написана в 1637-1638 годах, и она отобразила Карла I воинственным и мужественным. Король-воин восседает на коне, на нем рыцарские доспехи, а в руке командный жезл. Его одеяние родом из Гринвича 16 века.

Карл I в 1625 году стал королем Великобритании и Ирландии. Когда Ван Дейк стал главным живописцем короля, из-под его кисти начали появляться шедевры. По тем произведениям, что были найдены, известно, что Антонис создал 35 портретов Карла I, из них семь конных.

"Портрет рыцаря с красной повязкой"

Этот шедевр считается лучшим из произведений Антониса ван Дейка. Художник смог создать идеальную композицию. Фигура выглядит словно в движении, от неё исходит сила, энергия и отвага. Скорее всего, успех этого портрета связан с периодом вдохновения в творчестве Ван Дейка. После у живописца были проблемы с деньгами, поэтому объемы работы увеличивались, а вдохновение покидало художника.

Главным различием голландского и фламандского искусства по сей день остается то, что в первом преобладало написание натюрмортов, а во втором - портретов. Художник Ван Дейк, картины которого по сей день украшают известные галереи и музеи, стал самым ярким представителем принеся в мир парадный портрет.

Знакомство живописца с колористическими достижениями венецианской школы сказалось в блестящих парадных портретах генуэзской знати (парные портреты маркиза А. Дж. Бриньоле-Сале и его жены Паолины Адорно, Галерея Палаццо Россо, Генуя). Вместе с тем ван Дейк писал психологически выразительные портреты людей высокого интеллекта и творческой одаренности (портрет скульптора Ф.Дюкенуа, около 1622 года, Музей старинного искусства, Брюссель). В 1627–1632 годах Антонис ван Дейк вновь жил в Антверпене, в 1630 он стал придворным художником эрцгерцогини Изабеллы.

В этот период творческого расцвета художнику удалось объединить в парадном портрете торжественную представительность образа с индивидуальной психологической характеристикой (портрет Марии Луизы де Тассис, Галерея Лихтенштейн, Вена), а в интимных портретах (живописца Снейдерса, Старая пинакотека, Мюнхен) – раскрыть духовное богатство современников. Эффектны, хотя и более однообразны по манере религиозные и мифологические композиции ван Дейка (“Отдых на пути в Египет”, конец 1620–х годов, Старая пинакотека, Мюнхен).

С 1632 года ван Дейк работал в Лондоне как придворный художник короля Карла I. В многочисленных портретах короля и его семьи (“Карл I на охоте”, 1635, Лувр, Париж), английской знати (портрет Дж.Стюарта, Метрополитен-музей), отмеченных строгой изысканностью композиции и тонкой сдержанностью колорита, он акцентировал утонченный аристократизм образов.
В поздних работах ван Дейка изящество и элегантность становятся внешним, стандартным приемом психологической характеристики, в колорите появляются сухость и пестрота, в целом же, однако, его творчество способствовало становлению национальной английской школы портретной живописи.

Картина Антониса ван Дейка “Конный портрет Карла I”.
Безупречные доспехи, тверды и пристальный взгляд, царственная осанка – все говорит о значительности изображенной персоны. В качестве придворного живописца Карла I художник получил заказ запечатлеть в портрете образ королевского величества. После обучения у Питера Пауля Рубенса в Антверпене Ван Дейк уехал в Лондон, а затем в Италию. Здесь он воспринял более элегантную манеру живописи, которой придерживался всю дальнейшую жизнь. Именно в Италии Ван Дейк создал стиль, который положил начало традиции английского живописного портрета. Его картины представляют обычно аристократов с гордым взглядом и стройной фигурой. Художника часто обвиняли в том, что он льстит своим моделям, однако не все бывали довольны. Графиня Сассекская, например, увидев свой портрет, сказала, что почувствовала себя "очень неприятно" и "совсем себе не понравилась – лицо такое большое и пухлое, что оно меня совсем не радует. Оно выглядит надутым, но по правде, я думаю, оно похоже на оригинал".

Антонис Ван Дейк

Антонис Ван Дейк родился 22 марта 1599 в Антверпене, был седьмым ребенком в семье богатого торговца тканями Франса Ван Дейка, который был дружен со многими художниками Антверпена. В 1609 в 10-летнем возрасте его отдают в мастерскую известного живописца Хендрика ван Балена (1574/75–1632), писавшего картины на мифологические темы.
В 1615–1616 Ван Дейк открывает собственную мастерскую. К ранним работам относится его Автопортрет (ок. 1615, Вена, Музей истории искусств), отличающийся изяществом и элегантностью. В 1618–1620 создает цикл из 13 досок, изображающих Христа и апостолов: Св. Симон (ок. 1618, Лондон, частное собрание), Св. Матфей (ок. 1618, Лондон, частное собрание). Выразительные лица апостолов написаны в свободной живописной манере. Сейчас значительная часть досок этого цикла рассеяна по музеям всего мира. В 1618 Ван Дейк был принят мастером в гильдию живописцев Святого Луки и, уже имея собственную мастерскую, сотрудничает с Рубенсом, работает как помощник в его мастерской.

"Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

С 1618 по 1620 Ван Дейк создает произведения на религиозные темы, часто в нескольких вариантах: Коронование терновым венцом (1621, 1-й берлинский вариант – не сохранился; 2-й – Мадрид, Прадо)

"Семейный портрет"

"Коронование терновым венцом" 1620-е

"Принц Уэльский в доспехах" (будущий король Карл II) ок. 1637

"Автопортрет с сэром Эндимионом Портером" Ок. 1633

"Амур и Психея" 1638

"Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская"

"Люси Перси, графиня Карлайл" 1637

" Эскиз, изображающий принцесс Елизавету и Анну"

"Джеймс Стюарт, герцог Леннокс и Ричмонд" 1632

"Карл I на охоте"

"Маркиза Бальби" 1625

"Карл I , тройной портрет" 1625

"Маркиз Антонио Джулио Бриньоле - Сале" 1625

"Мария Кларисса, жена Яна Вовериуса, с ребенком" 1625

В Англии господствующим жанром в живописи был портрет, и работа Ван Дейка в этом жанре в Англии стала значительным событием. Основными заказчиками был король, члены его семьи, придворная знать. К шедеврам Ван Дейка относится Конный портрет Карла I с сеньором де Сент Антауном (1633, Бакингемский дворец, Королевские собрания). Выделяется парадный Портрет Карла I на охоте (ок. 1635, Париж, Лувр), показывающий короля в охотничьем костюме, в изысканной позе на фоне пейзажа. Известен т.н. Тройной портрет короля (1635, Виндзорский замок, Королевские собрания), на котором король показан в трех ракурсах, т.к. предназначался для отсылки в Италию, в мастерскую Лоренцо Бернини (1598–1680), которому было заказано создать бюст Карла I. После того, как в 1636 выполненный Бернини бюст (не сохранился) был доставлен в Лондон и вызвал фурор при английском дворе, королева Генриетта Мария тоже пожелала иметь собственное скульптурное изображение. Всего Ван Дейк писал королеву более 20 раз, но для этого замысла он создал три ее отдельных портрета, среди которых самый значительный Портрет Генриетты Марии с карликом сэром Джефри Хадсоном (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусств). Но, видимо, они так и не были отосланы, и эта идея не была воплощена в жизнь. Ван Дейк в 1635 получает заказ на написание картины с изображением детей короля Трое детей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), которая позже была отослана в Турин, и считающаяся шедевром детского портрета. В том же году он повторяет картину, а два года спустя создает полотно Пятеро детей Карла I (1637, Виндзорский замок, Королевские собрания).

В этот период Ван Дейк пишет эффектные портреты придворных, создал портретную галерею молодых английских аристократов: Принц Карл Стюарт (1638, Виндзор, Королевские собрания), Принцесса Генриетта Мария и Вильгельм Оранский (1641, Амстердам, Рейксмузеум), Портрет королевских детей (1637, Виндзорзорский замок, Королевские собрания), Портрет Филиппа Уортона (1632, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Портрет лордов Джона и Бернарда Стюартов (ок. 1638, Хэмпшир, Собрание Маунтбеттена).

К концу 30-х им созданы превосходные мужские портреты, великолепные по решению и психологической характеристике, строгие и правдивые: Портрет сэра Артура Гудвина (1639, Дербишир, Собрание герцога Девонширскиго), Портрет сэра Томаса Чалонера (ок. 1640, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

"Отдых на пути в Египет" 1625

"Триумф Силена" 1625

"Самсон и Далила" 1625

"Любовь невзаимная"

"Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1635

"Видение блаженного священника Иосифа"

В 1639 он женится на Мэри Рутвен, фрейлины королевы, в 1641 у них родилась дочь Юстиниана. В 1641 у Антониса Ван Дейка ухудшается здоровье, и после долгой болезни 9 декабря 1641 он скончался в возрасте 42 лет. Похоронили его в соборе Святого Павла в Лондоне.

Ван Дейк написал около 900 полотен, огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет. Он оставил грандиозное наследие, не только потому, что работал быстро и легко, но и потому, что использовал многочисленных помощников, художников из Фландрии и Англии, которые писали задние планы, драпировки, использовал манекены для написания одежд.

Творчество Ван Дейка оказало огромное влияние на развитие английской и европейской портретной живописи. Он был основателем английской школы портрета, традиции которого сохранятся в искусстве в течение столетий. Ван Дейк в портретах показывал людей разных сословий, разного социального уровня, разных по душевному и интеллектуальному складу. Приверженец традиций фламандского реализма он был создателем официального парадного портрета, в том числе аристократического портрета, в котором показывал благородного, утонченного, рафинированного человека, а также был создателем интеллектуального портрета.

" Предполагаемый портрет маркизы Джеронимы Спинола-Дориа"

""Автопортрет" Конец 1620-х - начало 1630-х

"Мария Стюарт и Вильгельм Оранский. Свадебный портрет"

"Портрет Карла I"

"Dorothy, Lady Dacre"

"portrait of a man in armour with re"

"Генриетта Мария"

"Queen Henrietta Maria" 1632

"Королева Генриетта Мария" 1632

"Молодая женщина, играющая на виоле"

"Портрет Карла I"

"Мария-Луиза де Тассис" 1630

"Thomas Chaloner"

"Рortrait of prince Сharles Louis"

"George Goring, Baron Goring"

"Cornelis van der Geest Huile sur panneau"

"Автопортрет"

"Рortrait de mary Lady killigrew"

"Wharton Philadelphia Elizabeth"

"Henrietta Maria and Charles I"

"Мария с младенцем Христом"

"АВТОПОРТРЕТ"

"Джеймс Стюарт, герцог Аекнокский и Ричмондский"






Ван Дейк Антонис (1599-1641), фламандский живописец.

Родился 22 марта 1599 г. в Антверпене в семье богатого торговца тканями. С 1609 г. учился у X. ван Валена, а к 1615 г. уже имел собственную мастерскую.

Около 1618--1620 гг. работал помощником у П. П. Рубенса, в конце 1620 - начале 1621 г. - при дворе английского короля Якова I, затем вернулся в Антверпен.

С конца 1621 г. Ван Дейк жил в Италии, главным образом в Генуе.

С 1632 г. он работал в Лондоне как придворный художник Карла I. С юных лет Ван Дейк проявлял интерес к портретной живописи (портрет Я. Вермёлена, 1616 г.).

В 1615-1616 гг. в своей мастерской вместе с другими молодыми художниками он выполнил серию «Головы апостолов», писал картины на религиозные и мифологические сюжеты («Распятие святого Петра», 1615--1617 гг.; «Юпитер и Антиопа», около 1617- 1618 гг.).

Испытав сильное влияние живописной манеры Рубенса, варьируя выработанные им приёмы и образы, Ван Дейк придавал героям своих картин более изящный облик («Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1618 г.).

В работах 1620-1621 гг. (портрет Ф. Снейдерса с женой, «Святой Мартин» и др.) определилось стремление художника к одухотворённому благородству образов, проявилась его чуткость к неповторимым особенностям каждого человека.

В Италии Ван Дейк выработал и довёл до совершенства тип парадного портрета барокко, в котором играют роль поза, осанка и жест (портрет кардинала Г. Бентивольо, около 1623 г.).

Знакомство с колористикой венецианской живописной школы сказалось в галерее блестящих парадных портретов генуэзской знати. В то же время Ван Дейк создал выразительные образы одарённых людей (портрет скульптора Ф. Дюкенуа, около 1622 г.; мужской портрет, около 1623 г.). Конец 20-х - начало 30-х гг. XVII в. - период высшего творческого подъёма Ван Дейка. Ему удалось в парадных портретах органично соединить индивидуальные характеристики образа с торжественностью его представления (портрет Марии Луизы де Тассис, между 1627 и 1632 гг.).

В камерных портретах, в частности живописца Ф. Снейдерса, около 1620 г.), художник раскрыл богатство духовной жизни своих современников. Очень эффектны религиозные и мифологические композиции: «Мадонна дель Розарио» (начата в 1624 г.), «Отдых на пути в Египет» (между 1627-1632 гг.).

С 1632 г. и до смерти (9 декабря 1641 г.) работая в Лондоне, Ван Дейк много рисовал короля («Карл I на охоте», около 1635 г.), членов его семьи («Дети Карла I», 1637 г.) и знатных вельмож.

Только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Ван Дейк - один из них

В эти дни в ГМИИ им. А. С. Пушкина открыта выставка «Голландский групповой портрет золотого века из собрания Амстердамского музея» , на которой экспонируются 10 крупноформатных групповых портретов второй половины XVI - конца XVII века, отражающие все основные стилистические и хронологические стадии развития голландской портретной живописи. Однако в экспозиции не увидеть ни самого известного произведения этого жанра - «Ночной дозор» Рембрандта, ни работ самого известного голландского (фламандского) портретиста эпохи - сэра Антониса ван Дейка.

Портрет - жанр особенный. При жизни художнику-портретисту легче обрести славу, а вместе с ней - достаток и положение; представителям иных жанров добиться признания куда труднее. Но чем глубже «река времен… топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Ван Дейк - один из них.

Этот художник за свою недолгую жизнь (он умер в возрасте 42 лет) успел стать одним из самых успешных учеников Рубенса (а в отсутствие Рубенса - главным художником всей Фландрии), пожить в Италии, в Англии поработать для короля Якова I и принца Оранского, стать придворным художником короля Карла I, а также самым популярным светским художником своего времени.

Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Возможно, первые уроки живописи юный Антонис, в самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству, получил именно от нее. Мария Кайперс прожила недолго, и после ее смерти в 1607 году Антонису сначала приглашали учителей на дом, а в 1609 году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному в то время художнику Хендрику ван Балену.

Судя по всему, учеба давалась будущему художнику довольно легко: в 14 лет он уже создал совершенно самостоятельный портрет 70-летнего старика и надписал в уголке возраст портретируемого рядом со своим собственным - видимо, гордясь этим своим достижением. К 1613 году относится и его первый автопортрет.

В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Луки города Антверпена и уже как самостоятельный художник начал работать в мастерской Питера Пауля Рубенса. Между прочим, несмотря на то, что Ван Дейк получил право называться художником лишь в 1618 году, первые работы за его подписью появились еще в 1613–1615 годах - таким образом, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью на заказ и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в гильдию, коммерческую деятельность на территории города.

Портреты Ван Дейка этого периода - знатные горожане, их семьи, знакомые художники с женами и детьми - кажутся строгими, удивительно простыми и даже слегка наивными в сравнении с поздними произведениями художника. Для них характерен нейтральный темный фон, строгость и простота композиции, тщательная и реалистичная проработка черт облика моделей и деталей их костюмов.


К 1620 году ван Дейк уже уверенно занимал место первого помощника в мастерской Рубенса, работая над историческими, религиозными и мифологическими сценами. К этому времени он научился имитировать манеру мастера настолько хорошо, что и по сей день специалисты расходятся во мнениях по поводу авторства некоторых работ, а также фрагментов работ: отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно. Современники даже отмечали, что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны.

Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего времени, Томас Хауэрд, граф Эрендел, пригласил его поработать к себе в Англию. Сделать это, видимо, было не просто, историкам известно письмо, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника: «Ван Дейк живет у господина Рубенса, и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя. Это юноша двадцати одного года, его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест, тем более что он видит успех и богатство Рубенса». Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. Поездка вышла на редкость удачной - с конца 1620 до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин.

После возвращения из Англии Ван Дейк, следуя примеру Рубенса, отправился в Италию и пробыл там 6 лет. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Сильнее всего его интересовало творчество Тициана - он стремился перенять некоторые его композиционные схемы, научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, да и вообще всех поверхностей, изображаемых на холсте. На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин - ему принадлежало 17 тициановских полотен.

Однако Тициан был не единственным мастером, чьим творчеством интересовался Ван Дейк: в сохранившемся до наших дней альбоме итальянских набросков имеются зарисовки работ Рафаэля, Леонардо да Винчи, Веронезе и некоторых других венецианских и болонских живописцев.

Стоит сказать, что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не ограничивалось. В 1624 году Ван Дейк, чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, получил приглашение от вице-короля Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо. Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627) - самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период.

Поездка в Италию, помимо художественных ориентиров, помогла Ван Дейку определить и собственное предназначение в искусстве. Специалисты указывают, что, покидая Антверпен, он считал себя мастером многофигурных композиций, масштабных жанровых сцен, однако с ростом числа заказов (а в Италии он нашел для себя большую клиентуру, хотя и писал исключительно представителей высшего общества) стало окончательно ясно, что он в первую очередь - портретист.

В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий - «Иконографию» - сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16 работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16 портретов), государственные деятели и философы (12 портретов), художники и коллекционеры (52 портрета). В окончательном виде серия была издана только после смерти художника и насчитывала 190 гравюр. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии.

Завершая рассказ о поездке Ван Дейка в Италию, осталось только объяснить, что срочно вернуться в Антверпен его заставило известие о тяжелой болезни сестры. Однако по возвращении в живых сестру Антонис уже не застал. Судя по всему, он тяжело пережил это событие: именно в течение нескольких следующих лет из-под его кисти, помимо портретов, вышло значительное количество работ на религиозную тематику.

В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже - ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. Чтобы верно передать их, художник, как правило, использует все доступные ему средства: в таких портретах нет ничего случайного или лишнего, имеет значение всё - от позы модели и наклона ее головы до освещения, фона, аксессуаров и предметов интерьера - словом, целая наука. Ван Дейк же возвел эту науку в ранг высокого искусства - кстати, и в многочисленных автопортретах этого периода тоже.

Слава Ван Дейка как непревзойденного мастера парадного портрета росла; он был буквально завален заказами, а в 1630 году стал придворным живописцем испанской наместницы в Нидерландах инфанты Изабеллы.

Конец 1630 - начало 1631 года Ван Дейк провел в Гааге, где работал над портретами принца Фредерика Оранского и его окружения; весной 1631-го по приглашению английского короля Карла I приехал в Англию в качестве его придворного художника. 5 июля 1631 года Карл I возвел его в рыцарское достоинство - и отныне Антонис ван Дейк стал именоваться сэром Антонисом (по-английски - Энтони) ван Дейком (к слову, на пару лет раньше, чем Рубенс).


Став придворным художником английского короля, Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них сложившийся в английском обществе идеал аристократа - духовно-утонченную личность. Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество.

По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Приятель Ван Дейка, кельнский банкир Эберхард Ябах писал, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, рук, аксессуаров, фона своим помощникам. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. Между тем славе художника это не мешало: 18 октября 1634 года гильдия св. Луки города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников, и его имя было внесено заглавными буквами в список членов гильдии.

В 1639 году Антонис женился на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, таким образом, в круг английской аристократии, которую он и изображал. Зимой 1641 года у четы Ван Дейк родилась дочь. К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра, и т. д.) он сильно заболел и 9 декабря 1641 года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне.

За свою недолгую жизнь Ван Дейк написал около 900 полотен - огромное количество для человека, чья творческая деятельность длилась около 20 лет.

Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо, Джошуа Рейнольдса и других выдающихся портретистов английской школы. Поэтому сегодня специалисты причисляют позднее творчество Ван Дейка к истории английского искусства в той же мере, что и фламандского. Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Его картины попадали в собрания самых известных коллекционеров, а затем - крупнейших музеев. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира - от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена.

История рынка его работ насчитывает несколько веков, но и в наше время продолжает удивлять мир результатами. Так, в декабре 2009 года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640 году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sotheby’s за 8,3 миллиона фунтов (13,6 миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2 раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. Годом позже на том же Sotheby’s работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7 250 500 долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7 миллионов долларов. Третий результат Ван Дейка - 2,85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sotheby’s в 2002 году.

Формально на 3-м месте в списке самых дорогих работ должна была бы стоять картина «Вздыбившийся жеребец», в 2008 году проданная на Christie’s более чем за 6 миллионов долларов, втрое выше эстимейта. Но с этой работой связана очень интересная история. В январе 2012 года картина была вновь выставлена на торги. К всеобщему удивлению, ушла она с результатом в 2,2 миллиона долларов, за 3,5 года утратив 3,85 миллиона долларов от своей прежней цены, и таким образом заняла второе (или первое, смотря в чем считать) место в нашем . Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат. Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка в целом неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, примерно поровну живопись и тиражная графика; около трех четвертей лотов продается; рынок постепенно растет: по расчетам artprice, 100 долларов, условно инвестированные в его творчество в 1999 году, к сентябрю 2013-го превратились в 133 доллара. Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся. А при повторной продаже вещь не провалилась, а ушла в пределах эстимейта, как ей и положено.

Интересно, что в наше время не только результаты продаж Ван Дейка становятся сенсациями. В марте 2011 года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625 году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Вплоть до последнего времени картина считалась копией. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда, известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства.



Рассказать друзьям