«Артиллеристы, Сталин дал приказ!» Мы умирали, чтобы победить. Главное – не застрелиться Сергей михалок, лидер группы «ляпис трубецкой»

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чуть не застрелился

Наступил март, а с ним и ранняя украинская весна. Сошел снег, и вся оборона у нас и у немцев оказалась на виду - вот они, совсем рядом, немецкие траншеи, блиндажи, колючая проволока спиралей Бруно и круглые железные банки на земле - противопехотные мины.

8 марта 1944 года в составе 64-го стрелкового корпуса 57-й армии 3-го Украинского фронта мы поднялись в новое, уже весеннее наступление, чтобы освободить Правобережную Украину. Дело происходило так: мы наступали, а немцы, дав очередной бой на заранее подготовленном рубеже, быстро отступали. Но, будучи более маневренными, они часто при отступлении контратаковали нас пехотой и танками. Иногда мы не успевали их догонять - они ведь на машинах, а мы пешью. Бот и сейчас мы отстали и упустили их, потеряли из вида. Наш артполк уже пришел в небольшое село Ворошиловку, а пехота приотстала. Комдив генерал-майор Миляев приказал: пока подойдут стрелковые полки, на случай атаки танков выставить на прямую наводку перед селом все восемь батарей артполка.

Наш 1-й дивизион упредил приказ командира дивизии, свою 1-ю пушечную батарею мы уже поставили на прямую наводку в трех километрах правее дороги на запад, так как по подсохшей степи танки дорог не признают. Ну, а нас, командира 2-й батареи и меня, командира 3-й, Гордиенко повел в поле левее дороги, чтобы выбрать тактически выгодные позиции для установки наших батарей. Исходили мы километров пятнадцать, пока нашли подходящие места для орудий, село с нашими пушками осталось далеко позади.

Мартовское солнце на Украине печет нещадно, особенно если ты в полушубке, кирзовых сапогах, облепленных стопудовой грязью, и в шапке-ушанке. Перед возвращением решили на подсохшем бугорке немного передохнуть. Я не утерпел, улегся на спину на покрасневшую прошлогоднюю травку. Онемевшие руки и ноги раскидал во все стороны. Устали мы настолько, что я подумал: все, больше никуда не пойду, стреляй меня на месте - не поднимусь, пока не передохну. Усталость эта была не сиюминутная. Мы, кто воевал на передовой, постоянно находились в стрессовом состоянии. Ну, а те из нас, кого к тому же долго не ранило и не убивало, испытывали неимоверную усталость от войны. Хотя вслух никто из нас об этом никогда никому не говорил. Сразу же донесут, и тебя потащат в особый отдел за упаднические настроения. В этом вся трагедия «неубиваемых».

В непрерывных, изо дня вдень боях все твое тело измочалено до последней жилки. Да разве только тело? Умереть бы на этом солнечном взгорке, и всему конец. Но вот полежал немного, передохнул, вспомнил Лермонтова: «Но не тем холодным сном могилы…» - да, «не тем холодным сном могилы я б желал навеки так заснуть, чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб дыша вздымалась тихо грудь…» Открываю глаза - а небо-то голубое-голубое, бездонное, не звенят еще в нем жаворонки да и вообще никакой птицы не видно, а все равно хорошо… Не знаю, о чем в эти минуты блаженного отдохновения на солнечном припеке думали мои товарищи, оба они молчали, а я, продолжая смотреть широко открытыми глазами в небесную синеву, воспел про себя: «Дывлюсь я на небо, та й думку гадаю: чомуж я нэ сокил, чомуж нэ летаю?..» Но, видно, время, отпущенное на лирику, закончилось, меня будто кто в бок кольнул: ВЗГЛЯНИ-КА НА ЗАПАД! Приподнимаюсь, всматриваюсь, оглядывая горизонт, и вижу: далеко-далеко, километрах в семи, высоко в небо поднимаются клубы пыли.

Товарищ майор, - обращаюсь к командиру полка, - вроде бы танки пылят, посмотрите-ка во-о-н туда.

Гордиенко поднялся во весь свой могучий-рост, присмотрелся:

Похоже, танки. Вставайте, хлопцы, айда к своим пушкам в деревню.

Ох, как не хотелось вставать! Нисколько не отдохнул еще ни от марша, ни от этой проклятой ходьбы. А подниматься надо. И мы быстро пошли в Ворошиловку. Адо нее километра четыре. Сначала шли скорым шагом, потом, постоянно оглядываясь, побежали рысцой. Когда же увидели, что часть танков отделилась от основной группы и направилась в нашу сторону, припустили уже изо всех сил. А силы уже давно кончились. Тяжело дыша, впереди несся долговязый, немного трусливый Гордиенко, за ним Ковалев, я замыкаю группу. Постоянно оглядываясь, четко вижу, что танки несутся двумя группами: большая часть нацелилась на нашу 1-ю батарею, остальные приближаются к нам. Мы уже и забыли об отдыхе, продолжаем бежать, пустив в ход не второе, а, наверное, уже пятое, а то и седьмое дыхание. Горячий выдыхаемый воздух жжет горло, в груди горит огнем, а сердце готово выскочить наружу. Головной танк дал несколько очередей из пулемета, пули пронеслись низко, над самыми головами, чуть не зацепив шапки, и тут же пули просвистели справа и слева. Танк гнался за нами, стреляя поверх голов, мы убегали по ровному полю - ему ничего не стоило прикончить нас из пулемета, тем более из пушки, до нас было всего метров восемьсот, но он этого не делал. И мы с ужасом поняли: мы нужны им живыми! Им нужно знать, где находятся наши войска: вперед ушли или еще на подходе. Чтобы выяснить это, они и хотели поймать нас, а при мне была топографическая карта с нанесенным расположением наших войск. Выстрелами поверх голов танкисты предупреждали и настойчиво требовали: остановитесь! Но мы убегали изо всех сил: пусть лучше поубивают, чем в плен попасть! Плена мы боялись пуще смерти!

Гордиенко, не оборачиваясь, прибавил скорость, мы с Ковалевым начали от него отставать. Передний танк уже нагонял нас, придвигался все ближе и ближе, а до деревни - еще с километр! На наше счастье, началось высохшее русло небольшого ручья; изгибаясь, оно виляло из стороны в сторону и быстро углублялось - пригнувшись, мы бросились бежать спасительными зигзагами. Теперь на какое-то время танк терял нас из вида, но, как только на очередном изгибе мы попадали в поле зрения, тут же выпускал пулеметную очередь. Пули сбивали шапки, но не убивали нас. Вскоре русло ручейка кончилось, и мы снова оказались на ровном поле, потеряв хотя и призрачное, но все-таки хоть какое-то убежище. К ложу ручейка с обеих сторон тянулись неглубокие промоины, по ним когда-то стекал^ талая вода, из промоин торчала щетина высокой прошлогодней травы, и я понял, что это единственное место в голой степи, где можно спрятать карту. Нагнувшись, но не останавливаясь, сунул карту под корни одного из кустиков. Сзади грянула пулеметная очередь, выпущенная так близко, что звук выстрелов с чудовищной силой ударил по барабанным перепонкам, а пули со страшным шумом пронеслисьу самого плеча. Оглядываюсь, танк - вот он, в пятидесяти метрах и вихрем приближается к нам! В смятении мы остановились и закружили на месте, не зная, что предпринять. Наше положение сравнялось с участью мышки, зажатой кошкой в углу. Не сговариваясь, все разом мы вытащили пистолеты. Но не для того, чтобы стрелять по танку. Для того, чтобы вовремя застрелиться. Некуда нам было деться: ни стрельнуть нечем, ни спрятаться негде, и сквозь землю не провалишься. Мы не знали, что будет в следующее мгновение - расстреляют нас из пуле4мета, ударят ли из пушки или размажут гусеницами по земле, коли мы в плен не сдаемся. Танк остановился, водитель дал между нашими головами пулеметную очередь, принуждая лечь. Тут же приоткрылся стальной люк башни, из него высунулся немец, крикнул:

Рус! Бросайт оружие!

Люк сразу же захлопнулся. Танк двинулся на нас. Справа и слева подъехали остальные танки группы, взяли нас в клещи, нацелив пушки и пулеметы. Положение стало безвыходным. Я взвел курок пистолета и приставил ствол к виску. Оставалось только чуть нажать на спусковой крючок. Но я не смог в одно мгновение осилить это роковое движение. Кто не пережил подобного состояния безвыходности и отчаяния, когда нет никакой возможности миновать плена, когда в твоей воле и власти за считаные секунды принять роковое решение, пересилить высочайший барьер, отделяющий жизнь от смерти, - нажать на спуск и застрелиться, тот может, спустя полвека, хладнокровно и публично вопросить: «Почему же не застрелился?» И такой вопрос первым ставили воинам, побывавшим в плену. Выходит, все шесть миллионов, оказавшихся в плену, должны были застрелиться?

А нам было страшно стреляться. Даже когда немецкий танк двинулся давить нас. Требовалась пара секунд, чтобы пересилить себя. И эти две секунды нерешительности спасли нам жизнь. Внезапно танк резко, как запнулся, встал, мгновенно крутанул на одной гусенице на сто восемьдесят градусов и помчался что есть силы восвояси. За ним последовали остальные. Мы в растерянности оглянулись… Десятки наших танков выезжали из села! Их-то и испугались наши мучители, в одно мгновение позабыв про нас. Случилось, как в кино, невероятное: уже и курки взвели, и пистолеты к вискам приставили - и тут!.. До роковых выстрелов в собственные головы не хватило какой-то секунды.

Из книги С кортиком и стетоскопом автора Разумков Владимир Евгеньевич

Чуть не погорели по-крупному С этим Шумским я попереживал еще раньше, когда мы были в Поти, буквально через месяца два после назначения меня на корабль. А дело было так. Однажды поздно вечером в каюту постучали.- Доктор, а, доктор! Это я, Шумский, - тихо произнес

Из книги автора

Чуть не обделались! Сон на корабле - это святое. Ночные тревоги, особенно после гибели линкора «Новороссийск» в 1955 году, часто обрывали его, иногда до двух раз за ночь. Зато засыпали мы мгновенно. Особенно ценился дневной послеобеденный сон, минут так на 30–40. После шести

что делать, если посещают навязчивые мысли о самоубийстве

Ежегодно 10 сентября отмечается Всемирный день предотвращения самоубийств . По данным Всемирной организации здравоохранения, сейчас количество смертей от в мире достигает около миллиона в год. И прогнозы неутешительны: к 2020 году число может возрасти в полтора раза.

Екатерина (имя изменено) выросла в семье вполне благополучной, с мамой, папой и старшим братом. Впервые она подумала о том, что жизнь бессмысленна, когда рассталась с любимым человеком.

Этот человек был для меня всем , — рассказывает девушка, — в тот год я только окончила университет, получила в маленький городок вдали от Витебска, но не собиралась туда ехать, хотела остаться с парнем. После мучительного разрыва все же отправилась на место работы, устроилась инженером на завод. Надеялась начать новую жизнь — не получилось. С коллективом отношения не сложились, бытовые условия в общежитии, где мне выдали комнату, просто угнетали.

Приехав к родителям в Витебск на выходные, Екатерина попробовала повеситься. Шнурок оборвался, и тогда она выбросилась с балкона третьего этажа.

Я в тот момент думала лишь о том, что мне жить незачем и не для кого , — объясняет она, — а больше ни о чем.

Прыжок с высоты — не выход решения проблем. Источник: соцсети

Света в конце тоннеля нет

Очнулась девушка уже в больнице. Врачи поставили диагноз: перелом бедренной кости и… шизофрения.

Меня не могли госпитализировать в психоневрологическую больницу, ведь нога была на растяжке , — объясняет девушка. — И если мое физическое состояние в норму пришло достаточно быстро, то вот психическое оставляло желать лучшего. Я совершила вторую попытку , сбросившись с крыши пятиэтажного здания. Меня снова спасли, но пришлось четыре месяца провести с переломом позвоночника в больнице. Вернулась домой я в инвалидном кресле. А врачи заявили, что ходить я уже никогда не буду.

Что чувствовала Екатерина в момент, когда пыталась свести счеты с жизнью?

Да ничего я не чувствовала и не видела, — отвечает девушка, — пустоту разве что да темноту. Сейчас я хожу в , много молюсь и размышляю. Наверное, тот яркий свет, о котором рассказывают люди, видят лишь те, кто идет к Богу. А наверняка попадают в ад. Помню, как очнулась в реанимации и услышала, как кто-то стучит в дверное стекло. Был такой жуткий страх: вот, за мной пришли оттуда, .

А бывший возлюбленный так и не навестил Екатерину ни в больнице, ни дома.

Подумайте о близких людях

Жалеет ли сегодня девушка, прикованная к коляске, о том, что несколько лет назад она попыталась уйти из жизни? Да, безусловно. И тем, кто сейчас находится в отчаянном положении, когда всего один шаг отделяет от или пропасти, задуматься. Пусть не о себе, а о тех, кто рядом.

У каждого из нас есть тот человек, который нам по-настоящему близок, — говорит Екатерина, — это может быть мать, отец, сестра, брат, лучший друг. Вот к нему и стоит обратиться за помощью, рассказать все, как есть. И конечно, подумать, а каково ему будет пережить такое горе?

Иногда в семьях, где сын или дочь заканчивали жизнь , родители также совершали попытки суицида. Не могли смириться с клеймом, которое на них ставило общество. Или с чувством вины, что не удержали ребенка от подобного страшного шага. — это прежде всего предательство своих близких. Они, возможно, захотят найти утешение в Церкви. Только вот не получат его: за не молятся.

А еще Екатерина напоминает, что попытка уйти из жизни может закончиться .

У меня не работают ноги, но в остальном я обычный человек, который может что-то делать руками, думать головой , — говорит девушка, — а ведь часто при падении с большой высоты люди остаются полными , превращаясь в растения. А каково близким ухаживать за ними? Так что, попытавшись решить самоубийством свою проблему, вы прибавите хлопот своим родственникам и друзьям.

Важно, чтобы в момент, когда жить не хочется, близкий человек протянул свою руку.

Дмитрий Рогозин / antiseptic.livejournal.com

Вице-премьер Дмитрий Рогозин во время тренировочной стрельбы в тире случайно ранил себя в ногу.

Барак Обама (@thanksAbama) 29 Грудень 2015

«Ежегодно более 800 000 человек кончают жизнь самоубийством, это один человек каждые 40 секунд», - предупреждает Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Эти цифры удивляют и пугают одновременно, особенно в том случае, если вам посчастливилось никогда не сталкиваться с суицидом.

Тем не менее, незнание не освобождает от ответственности, и здесь, пожалуй, больше, чем где бы то ни было. Тема суицида в обществе относится к разряду табуированных: о ней не говорят в компаниях, чтобы не портить настроение себе и другим, а СМИ начинают проявлять активность лишь в экстремальных ситуациях (пример - нашумевшая история с игрой «Синий кит»).

Запрет пропаганды суицида в средствах массовой информации - то есть, фактически, запрет поднимать эту тему - представляется палкой о двух концах, когда удается абстрагироваться от ситуации и оценить все «за» и «против». Впрочем, это совсем другая история и повод для отдельного материала. А в этом тексте мы собрали пять мифов о суициде, в которые важно перестать верить прямо сейчас.

Миф 1. Больше всего суицидов случается в праздники

Учитывая суматоху и стресс, с которыми все мы сталкиваемся во время новогодних каникул, мысль о том, что в зимние месяцы количество самоубийств возрастает, кажется вполне логичной. Статистика действительно показывает некоторые сезонные закономерности, но пик суицидов обычно случается не зимой, а весной.

В рамках исследования 1995 года, опубликованного в журнале Social Science & Medicine, изучались показатели самоубийств по всему миру. Ученые пришли к выводу, что эффект «весенней сезонности» особенно силен в странах с развитым сельским хозяйством и умеренным климатом, то есть, там, где различия между сезонами наиболее выражены.

Исследователи до сих пор изучают этот вопрос, в попытках объяснить, чем спровоцировано увеличение количества самоубийств в весенние месяцы. Предполагается, например, что социальная жизнь в это время становится более интенсивной, создавая дополнительные стрессоры для людей, страдающих психическими нарушениями.

Миф 2. Разговоры о суициде вызывают мысли о самоубийстве

Когда человек кажется необычно грустным и подавленным, его близкие не спрашивают напрямую, нет ли у него мыслей о суициде, опасаясь, в первую очередь, что таким образом они подтолкнут его к подобным мыслям. По данным Live Science, многие эксперты в области психического здоровья отмечают, что говорить с близкими, чье поведение резко изменилось, можно и нужно, чтобы предотвратить трагедию. Откровенный разговор поможет человеку побороть напряженность и секретность, которая лишь подпитывает суицидальные настроения. А, кроме того, разговор поможет человеку попросить о помощи, если она ему необходима.

В подобной беседе Американский фонд предотвращения самоубийств (AFSP) советует избегать распространенных и от этого кажущихся бездушными фраз вроде: «У тебя миллион причин, чтобы жить», «Подумай о своих близких», «В мире есть люди, которым значительно сложнее, чем тебе». Ключ к успеху здесь - сострадание и эмпатия. Специалисты AFSP, например, советуют использовать фразы типа: «Должно быть, произошло что-то действительно ужасное, если ты думаешь об этом». И главное - никогда не оставляйте человека с суицидальными настроениями в одиночестве.

Миф 3. Суицид - это попытка привлечь внимание

Миф гласит, что люди, которые говорят о суициде, и люди, которые страдают от самоповреждения, на самом деле просто стараются привлечь к себе внимание. В то время как о тех, кто постоянно молчит и о чем-то думает, и стоит по-настоящему беспокоиться. Однако статистика показывает, что это не так.

По данным все того же AFSP, разговоры о смерти или причинение вреда самому себе - один из главных предупреждающих признаков попытки самоубийства. Конечно, не все, кто пытается кончить жизнь самоубийством, выносят свои намерения на публику. Но и тот факт, что кто-то постоянно говорит о самоубийстве, не означает, что он в полной безопасности.

Миф 4. Самоубийцы всегда оставляют записки с объяснениями

Услышав, что кто-то совершил самоубийство, у нас часто возникает вопрос: «Он оставил записку?». «Идея о том, что записка является ключевой частью процесса самоубийства, может иметь смысл для несуицидального мозга, - говорит Live Science Томас Джойнер (Thomas Joiner), психолог и автор книги «Мифы о самоубийстве». - В действительности же записки с объяснениями оставляют не более 40% самоубийц».

Эксперт предполагает, что историю с обязательными записками мы почерпнули из книг и фильмов, где такое клише используется довольно часто. В реальности люди с суицидальными настроениями находятся в бессознательном, отчужденном от мира и отрезанном от всех состоянии, а потому они меньше всего склонны общаться.

Миф 5. Если человек все решил, суицид неизбежен

Люди привыкли думать, что если человек решил покончить с собой, его ничто не остановит. Однако ВОЗ, классифицирующая самоубийство как «преднамеренный акт убийства самого себя», отмечает, что существуют эффективные стратегии и меры по предотвращению суицида.

Анализ данных показывает, что более 90% людей, совершивших самоубийство, имели диагностируемые проблемы психического здоровья. Но сам акт самоубийства часто является сиюминутной реакцией психически нестабильного человека на стресс или кратковременный кризис. Исследование 2001 года, опубликованное в журнале Suicide and Life-Threatening Behavior, показло, что среди 153 случаев незавершенных самоубийств 24% людей пытались покончить с собой в течение 5 минут после принятия решения о самоубийстве, а 70% сделали попытку в течение часа.

Кен Болдуин (Ken Baldwin), чья попытка самоубийства, к счастью, оказалась неудачной, признался журналу New Yorker в 2003 году, что сожаление было немедленным: «В следующую минуту я понял, что все в моей жизни, что я считал нерешаемым, легко поддавалось решению. И это решение было куда эффективнее, чем просто прыгнуть».

Принимать несовершенные законы абсолютно нормально. Практика их должна совершенствовать. Вопрос заключается лишь в способности законодателя оперативно констатировать, диагностировать и прогнозировать результаты действия норм закона. Мощный хор возмущенных голосов, беспрекословность аргументов, которые доказывают несовершенство закона и монументальное молчание его авторов в купе с методическим продвижением к утверждению в неприлично сыром виде осознать невозможно - хоть застрелись.

По-геростратовски навредить театру детски наивно. Посеять конфликты, раздор и возвеличить диктатуру по-советски тупо. Словом, кто друзья, а кто враги, кто герои, а кто негодяи - хоть застрелись второй раз, все равно не поймешь.

Точно не порадовало, но все же как-то легче стало, что с контрактной системой активно борются наши коллеги в Германии. Строго придерживаются принципов ротации художественных единиц театра и в то же время абсолюта художественного авторитета личности. Поэтому руководитель Берлинер-ансамбля, который ныне называется «Театр на Шиффбауердамм», Клаус Пейманн уже 22 год остается бессменным. Незаменимым - и точка.

Контрактная система соткана из множества испытаний тела театра. Они могут натренировать его мышцы, могут загнать сердце. До какой степени нужно каждому в нем существующему приноравливать себя? Что дает право отзывать обещания? Как научиться неревнивой радости? Что в театре действительно животворное? Где мера между отрицанием приобретенного и утверждением нового? Когда приходит время реформатора? Когда победа будет за реформистом?

Главный режиссер городского государственного театра Ганновера Эдн Арнарсон в финале своей каденции поставил шекспировского «Гамлета» как итог приобретенного с этим коллективом и как заявку на участие в конкурсах на руководство другими театрами. До премьеры мне выпало посмотреть другие спектакли, поставленные во время выстраивания им концепта своего театра.

Выражение К.Станиславского: «Театр начинается с вешалки» в большей степени касается вешалки для сценического костюма. В ганноверском театре обычного гардероба вообще нет.

Его замещают ряды шкафов, в которые каждый может поместить свою верхнюю одежду или что-то ненужное. Чтобы не забыли вернуть ключ, нужно к замку положить одно евро и его забрать, идя одетым.

То, что увидел на малой и основной сцене театра, показалось тканью, сотканной из органических пуповин.

«МОЩНОСТЬ И СОПРОТИВЛЕНИЕ»

Спектакль «Мощность и сопротивление» (автор текста И. Троянов) разыгрывается на большой сцене, посредине которой находится каркас куба. Актеры Семюэль Финци, Сара Франке, Марк Джон, которые демонстрируют искусное владение техникой школ переживания и представления, обозначают его стены приемом, который в пантомиме называется «стена». Когда бьются головой, телом, ногами, звук имеет признаки фактуры стекла, металла, бетона. В конечном итоге преграды разрушаются, куб перестает быть тюрьмой, препятствием для свободы действий, слова, движения и дум.

Видишь, чувствуешь, понимаешь - действительно только безграничное упирается в границы. Мне кажется все сложнее рассказывать об ужасе сталинизма поколению с мобилками, интернетом, которое имеет возможность оперативно сгруппироваться, сопротивляться, защищаться. И тем важнее становится вопрос - вокруг кого, ради чего, на каких идеалах?

Два героя в спектакле «Аристократы» С. - М. Зальцман ищут корень или верхушку взаимопонимания под прибой невыразительной интуиции. Любовь из мира бесплодного трения из-за ссоры идеалов, драки принципов, утопания в пене дискуссий (есть и настоящая драка, и купание в ванне, раздевание, целование) - проторяет путь к пониманию сути человека.

Смертным жареное мясо, бессмертным его аромат. Выберите свое!

Отношение к немецкой классике в Германии воспитано всем массивом ее истории. Можно только удивляться, как на густой раствор рацио выкладываются кирпичики романтических смыслов.

«МАРИЯ СТЮАРТ»

Шиллеровская «Мария Стюарт» сведена к квартету Элизабет - Б. Фрей, Мария Стюарт - С. Франке, Лестер - М. Джон, Мортимер - Х. Хартманн.

Вечную интригу элитных игр разрывает такая милая мелочь, как привлекательность человечности. Не как имманентная черта Homo sapiens, а именно как что-то возможно и излишнее, но такая желаемая.

Сценограф К. Поливкова помещает действие в коробку, собранную из шведских стенок. Лестницы от пола до потолка воспринимаются решетками на окнах тюрьмы или царских палат, или библиотечными полками.

Столики для грима у порталов сцены становятся оазисами становления королевских персон. Парики, корсеты, многослойный грим, блеск украшений, волнение английских воротничков, зыбкий песок унаследованного величия переплавляют в сверхтвердое и в то же время хрупкое стекло избранности.

Перед восхождением на эшафот по воле королевы - сестры Элизабет прощается с жизнью. Она идет в зал, обнимается, целуется со зрителями. Приказывает всех угостить пивом. И зрители с наслаждением пьют за ее казнь. Такой горький интерактив завершает размышления о сладкой жизни власть предержащих.

Металлический каркас тоннеля с осыпающейся штукатуркой, густо засоренный коммуникационными кабелями, проводами, жилами разного цвета, размера и фактуры, которые тянутся ниоткуда и в никуда, выбран сценографом местом действия трагедии Шекспира «Гамлет». Юный наследник трона прерывает учебу за рубежом, спешно возвращается домой, узнав о смерти отца-короля. В интерпретации режиссера он попадает на церемонию коронации дяди. Тот вместе с королевой-вдовой в тронных креслах, которые установлены на гробу, выезжает на авансцену к зрителю-народу. Королевство-тоннель утопает в грязи. Белый костюм Гамлета (актер Даниель Нерлич) быстро становится черным, как у всех подданных.

Поскольку в отличие от драматургического замысла автора из трактовки режиссера сразу понятно, что мать Гамлета пособница в убийстве короля, то сцена в ее спальне становится местом неслучайной казни Полония, а стартом кровавой мести Гамлета. И в этой части спектакля костюмы всех персонажей постепенно, из черных меняются на красные.

Сцена «мышеловки» не столько разоблачает преступление дяди, сколько доказывает обычность убийства в жизни королевства.

Друзья Гамлета - Розенкранц - она (Сусана Фемандес) и Гильденстерн - он (Андреас Щлагер) торгуют дружбой, колеблются в самоопределении между мужеством и слабостью, откровенностью и хитростью, честью и беспринципностью.

Офелия (Ванесса Лойбль) для этого мира нежностью своей безнадежно безумная. И брат ее Лаерт (Деннис Портнер) такой же, только наоборот - потому что убил бы всех, чтобы самому стать королем. Все персонажи разговаривают с болью в горле, которая напоминает о кинжале действительности, который они проглотили.

Всем своим возбуждением, всем напряжением души они вмешиваются в слова, в мелодии, в пение с шумовым ансамблем. Гамлет все больше играет исключительно о себе, и все больше и больше о том, чего не знает в себе. Спектакль задуман не просто как театр в театре. Это театр в театре в квадрате, кубе, в бесконечности приумножений. В финале рабочие сцены разбирают тоннель на части и развозят по кулисам. Гамлет пытается сохранить цельность своего наследства и едва ли не дерется с рабочими, как со своими подданными. Он взывает на помощь все королевство поименно. Оказывается, все были актерами. Кто-то уже разгримировался, переоделся в халат, но радостно выходит с поклоном к зрителям. Зал аплодирует и Гамлету хотелось бы застрелиться, но гильотина занавеса опускается на его шею.

Невозможно описать все находки постановщиков спектакля, все яркие образы созданные актерами. Трактовка драматического материала может быть неприемлемой, увлекательной, странной и даже грубой. Спектакли такой концентрации осмыслений, изобретений, вызовов мне удавалось видеть только в программах самых мощных театральных фестивалей Авиньона, Эдинбурга, Берлина. И дай Бог увидеть его в будущем театральном фестивале в Киеве. Хотел застрелиться, когда уничтожили международный фестиваль «Київ травневий», которым руководил десять лет и который подарил киевлянам встречи с Анни Жирардо, Софико Чиаурели, Марселем Марсо, театрами Ю. Любимова, Г. Туминаса, с всемирно знаменитым итальянским уличным театром Silence Teatro и еще многими театральными VIР-ами. Нет времени! Нужно мыслить действиями. Паскаль говорил: «Все наше достоинство - в способности мыслить. Только мысль возвышает нас, а не пространство и время, в которых мы - ничто!»



Рассказать друзьям