Атеизм. Отрицание очевидного

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

«Величайшая трагедия жизни – утратить Бога и не скучать по Нему»

(Ф.Норвуд).

Хотя, по утверждению атеистов, они не верят в Бога, некоторые христиане и все мусульмане полагают, что в определенный момент своей жизни даже убежденные атеисты признают Его существование. Врожденное, но упорно игнорируемое чувство осознания Бога обычно проявляется в тяжелые моменты. Цитата времен второй мировой войны: «В лисьей норе нет атеистов».

Несомненно, бывают времена – будь-то дни мучительной болезни, унизительное нападение преступников или доли секунд, в преддверии ужасных последствий неизбежной аварии – когда мы понимаем, насколько человек уязвим и не властен над судьбой. Разве не к Творцу мы обращаемся в такие моменты? Эти минуты отчаяния должны напоминать всем, от религиозного ученого до ярого атеиста, о зависимости человека от реальности намного более великой, чем наше ничтожное бытие. Более великой во всем: в знании, силе, воле…

В такие горькие моменты, когда всякие человеческие усилия тщетны, и ничто из материального мира не может помочь, к кому, как не к Богу, инстинктивно взывает человек? В минуты испытания сколько раз обращаемся мы к Господу, каждый раз обещая встать на истинный путь! Но многие ли держат данное слово?

Величайшим бедствием для человека станет, бесспорно, День Суда, и несчастным будет тот, кто признает существование Бога только в этот страшный день. Английская поэтесса Элизабет Баррет Браунинг, описывая обращение страдальцев («Плач человека») пишет:

«И молвят уста: «Бог сострадателен»

Те, что ни разу не восхвалили Его».

Мыслящий атеист, хотя и полон скептицизма, все же страшится Судного Дня, отсутствие которого он не в силах доказать. Поэтому, на всякий случай, говорит:

«О Господь, если Господь есть! Спаси мою душу, если у меня есть душа» (Жозеф Эрнест Ренан «Молитва Скептика»).

Разве человек потеряет что-то, обратись он с такой мольбой к Богу? Если атеист решит остаться в неверии, хуже от этого уже не станет, но если с обращением человек придет к вере, как сказал Томас Джефферсон:

«Если вы найдете причину верить в Бога, осознание того, что вы живете под Его наблюдением и Он одобряет ваши поступки, послужит дополнительным толчком – если есть будущая жизнь, надежда на счастливое существование подогреет желание заслужить его…»

Если человек не видит Бога в великолепии Его творений, ему стоит приглядеться снова. Как сказал однажды Френсис Бэкон: «Я лучше поверю во все сказки, Талмуд и Коран, чем в то, что у Вселенной нет разума». Далее он пишет: «Господь никогда не творил чудеса, чтобы опровергнуть атеизм, потому что Его простые творения уже опровергают его».

Подумайте, ведь даже мельчайшие творения, простые для Него, являются чудом для нас! Возьмите, к примеру, крошечного паука. Неужели кто-то действительно верит, что столь изощренное существо могло возникнуть из «первичного бульона»? Это создание – маленькое чудо – может производить до семи видов шелка, невероятно тонкого, но прочного. Паучий шелк прочнее стали. Паук производит разный шелк для различных целей: охоты, оборачивания добычи, создания мешочка для хранения яиц и т.д. И это лишь малая часть чуда паука.

И при этом человек считает себя высшим созданием. Всего одна минута искренних размышлений может доказать человеку его ничтожность. Глядя на прекрасное здание, мы проникаемся уважением к архитектору, а восхищаясь скульптурой, мы думаем о скульпторе. Но взгляните на изысканность творений вокруг: от сложности мельчайшей ядерной частицы до неизведанных просторов Вселенной. Неужели вы ни к чему не придете? Окруженные великолепием мы, люди, не можем сотворить даже крыла комара! Целый мир, Вселенная пребывают в состоянии удивительной гармонии, демонстрируя результат случайных стечений, превративших космический хаос в сбалансированное совершенство! Кто-то называет это совпадением, кто-то – творением.

Отрицание в психологии рассматривается как механизм защиты психики от чувств и обстоятельств, которые по какой-то причине могут разрушительно воздействовать на психику. В психоанализе отрицание определяется как неприятие личностью подсознательных влечений, чувств и мыслей.

Отрицание чувств

Чрезмерная склонность психики к игнорированию может быть причиной или признаком развития патологических особенностей личности, психических расстройств и нарушений функционирования психики.

Tigran Tsitoghdzyan

Существует ряд ситуаций, которые психика склонна отрицать. Наиболее распространенные среди них:

  1. Игнорирование болезни. Человек настолько боится заболевания и его последствий, что отказывается замечать даже явные признаки и симптомы. Это очень опасно, поскольку человек не обращается за лечением, и болезнь стремительно развивается. Любовь, забота и поддержка близких в таком случае могут вызывать раздражение и неприятие.
  2. Игнорирование зависимости. Практически все люди с алкогольной или наркотической зависимостью считают себя способными прекратить употребление в любой момент. Эта уверенность не позволяет им обратиться за квалифицированной помощью. Один из основополагающих моментов в выздоровлении – это признание наличия проблемы.
  3. Игнорирование страха. Психика людей, которые занимаются экстремальными видами спорта, обычно отрицает опасность их деятельности, притупляет страх. В некоторых случаях это приводит к тому, что они начинают халатно относиться к технике безопасности и погибают.
  4. Игнорирование проблем в семейной жизни. Часто люди в браке настолько привыкают друг к другу, что становятся неинтересными для своего партнера, отдаляются. Ради сохранения дисфункциональной семейной структуры они игнорируют даже очевидные признаки неблагополучия этого союза, например, отсутствие любви, секса и взаимного уважения. Множество семей распадается из-за того, что оба супруга имеют такую психологическую защиту.
  5. Отрицание смерти близкого. При получении известия о гибели родного человека, первой реакцией становится отрицание. Человек отказывается верить в произошедшее. Этот механизм дает ему возможность выполнять необходимые действия в сложившейся ситуации: сообщить остальным родственникам, организовать похороны.

Примеров отрицания можно привести множество. Само по себе отрицание – это не патология, а инструмент, который психика применяет для адаптации. Иногда отрицание становится одним из этапов осознания ситуации.

Стадии переживания горя

В психологии выделяют 5 стадий, которые проходит человек, прежде чем принять травмирующую ситуацию, такую, например, как постановка смертельного диагноза. Как выглядят эти стадии:

  1. Отрицание. Человек не верит в то, что произошло. Надеется на ошибку и ждет чуда.
  2. Гнев. На этой стадии происходит поиск ответа на вопрос: «Почему это случилось со мной?». Человека начинают раздражать люди, которых не коснулась такая же неприятность. Он ищет виновных или винит всех вокруг.
  3. Торг. Человек старается «откупиться» от неизбежного. Или в прямом смысле, готов отдать все деньги, только бы исправить ситуацию. Или ищет другие способы «задобрить» судьбу: начинает помогать больным людям, углубляется в религию, совершает бесконтрольные траты.
  4. Депрессия. Человек измотан непрекращающейся борьбой за жизнь, он теряет надежду, сил бороться не остается. Снижается аппетит. Могут появляться мысли о суициде.
  5. Принятие. Здесь происходит смирение с происшедшим. Борьба окончена, человек принимает ситуацию как должное.

Эта модель предложена Элизабет Кюблер-Росс, но некоторые ученые пришли к выводу, что не все люди проходят именно эти 5 стадий. Бывают случаи, когда они проживаются в другом порядке или же человек проходит лишь некоторые из стадий. Тем не менее отрицание в таких случаях встречается часто и является важной составляющей процесса принятия неизбежного.

Если же стадия отрицания заболевания длительное время не переходит в следующую стадию, человеку нужна поддержка, лечение и помощь психолога.

Специалист помогает выстроить для пациента внутреннюю картину его заболевания, объединить все симптомы и связать их с поставленным диагнозом, адаптироваться к ситуации.


Отрицание обеспечивает удержание от осознания того содержания, которое может нанести непоправимый ущерб психике. Благодаря отрицанию воздействие сильных травмирующих факторов сглаживается, и психика получает дополнительное время для того, чтобы мобилизовать свои ресурсы в адаптации к стрессовым условиям.

Однако если по какой-то причине у личности не активизируются более сложные формы защит, а отрицание оказывается главным, привычным способом реагирования, это нарушает адекватное взаимодействие человека с миром и может быть признаком психического расстройства.

Отрицание – это метод защиты психики, который является очень показательным для психоаналитика, делает картину более ясной и раскрывает множество актуальных проблем.

Задайте вопрос эксперту в комментариях

Улицы армянских кварталов превращались в такие «кладбища» после того, как в них приходили с облавами османские солдаты. Мужчин – вырезали или расстреливали, женщин – насиловали и распинали на крестах. Осиротевших детей угоняли в пустыни. Там они умирали от голода и побоев.

распятые женщины

По разным данным, уже к 1915 году число убитых среди армянского населения превысило 600 тысяч человек. И подобные гонения продолжались еще как минимум 10 лет.

В видеоролике проекта «100 секунд» известный польский режиссер Кшиштоф Занусси, зачитал отрывок из свидетельства Мисака Седракяна, пережившего геноцид.

Когда солдаты выломали нашу дверь, мама в ужасе бросилась к нам на помощь. Но солдаты убили ее на наших глазах. Тогда мой брат сразу полез через вентиляционное отверстие, на крышу. Когда я попытался сделать то же самое, солдат ранил меня, ударив два раза мечом. И я упал вниз. Тогда один из них сказал: "Этот еще молодой. Давай не будем убивать его". И они отпустили меня. И начали грабить дом. Я выбрался из укрытия и увидел мамин труп, лежащий на пороге нашего дома. Трупы были и вокруг – по всему селу. Я увидел, как на другой его стороне солдаты насиловали молодых женщин и насильно уводили девочек. Я в ужасе убежал и спрятался в куче сухого навоза.

Всего ко Дню 100-летия геноцида армян, было снято 24 подобных ролика. Тексты для съемок предоставил Национальный архив Армении. Каждый из отрывков прочитали люди, обладающие общественным влиянием в мире – писатели, музыканты, актеры и журналисты. Подобные видеозаписи в этом году делали и рядовые жители армянской республики. Например, девушка Алвард Геворгян. Она записала на видео историю своего прадеда, Геворга Минаси Геворгяна, который пережил все ужасы армянского геноцида 1915 года.

«Мать столкнула его в потухший камин, и закрыла черной плотной решеткой – чтобы его не было видно. И при этом она ему сказала: «Чтобы ты не увидел или не услышал, не смей отсюда выходить!». В этот момент в дом ворвались турецкие солдаты. На глазах моего прадеда были изнасилованы его сестры, все женщины, которые находились дома. Среди них была его беременная тетя, на поздних сроках беременности. Турецкие солдаты начали делать ставки по тому, какого пола будет ребенок. Когда ставки были уже сделаны, они заживо вспороли ей живот, и достали еще живого ребенка. Они насадили его на штык, который находился на ружье, и в конечном итоге его застрелили».

В начале 20 века в Османской империи было сделано много фотографий детей сирот. Сегодня они хранятся в Армянском музее Москвы. На совсем крохотные мальчики и девочки, ставшие бездомными из-за того, что все члены их семей были уничтожены. Этим малышам еще повезло, они не попали в так называемые специальные турецкие парные.

По свидетельствам французских врачей, маленьких армян отправляли в мобильные паровые бани, в которых затем убивали перегретым паром - то есть фактически варили заживо.

Согласитесь, невозможно простить, а уж тем более забыть такие вещи. Именно поэтому миллионы армян по всему миру добиваются того, чтобы геноцид был официально признан преступлением против человечества, а отношения между Арменией и Турцией остаются крайне холодными даже сто лет спустя.

Правда сегодняшнее турецкое правительство отрицает и масштабность трагедии, и количество пострадавших в ней жертв. При этом чиновники ссылаются на отсутствие архивных доказательств. И это не удивительно, ведь кто захочет прослыть нацией убийц и насильников? Поэтому турецкая власть так тщательно скрывает от мировой общественности жуткие факты геноцида. Например, уничтожая документы, организуя «альтернативные» фотовыставки на тему геноцида армян. Но все-таки, сильно отретушировать собственную историю у турок не получается.

Мехмед Талаат-паша в истории Турции навсегда останется как один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», и исполнитель расправы над армянами. До сегодняшних дней сохранилась его многочисленная переписка с губернаторами турецких провинций. В одном из таких посланий градоначальнику города Алепо, Талаат дает подробные указания - как нужно решать «армянский вопрос».

В префектуру Алеппо

"Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они ни были, даже те, которые не могут идти. И не давайте населению никакого повода защищаться.
1915 г. Министр внутренних дел Талаат

На рубеже 19 и 20 столетий правящие круги Османской империи решились на первое в современной истории человечества масштабное уничтожение одного народа.

Историки припоминают Турции, правопреемнице Османской империи, ее прошлое, в котором красной полосой проходит геноцид армян. Тогда турки безжалостно вырезали целые деревни. Не щадили никого - ни мужчин, ни женщин, ни стариков, ни детей. Но прошло сто лет, а турецкая сторона отрицает сам факт геноцида…

В декабре прошлого года премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу прилетел в столицу Азербайджана - Баку, чтобы встретиться с президентом Ильхамом Алиевым. По итогам встречи турецкий гость сделал заявление, которым фактически обозначил новый вектор в противостоянии с Россией и ее союзником - Арменией:

Мы обсудили региональные вопросы во главе с Нагорно-Карабахской проблемой. Позиция Турции открытая и конкретная: до тех пор, пока все оккупированные азербайджанские земли, все до единого квадратного сантиметра, не будут возвращены - Турция будет продолжать оказывать поддержку Азербайджану

На рубеже 19 и 20 столетий правящие круги Османской империи решились на первое в современной истории человечества масштабное уничтожение одного народа. Младотурки строили далеко идущие планы по созданию "Большого Турана". Ататюрк мечтал присоединить к своей империи Закавказье, Северный Кавказ, Крым, Поволжье, Среднюю Азию. На пути к этой цели правящей верхушки надо было покончить, прежде всего, с армянским народом, противостоявшим захватническим планам. Также с помощью геноцида турки решали еще одну проблему - экономическую. В результате геноцида, множество богатств армянского народа перешло в руки турок.


Улицы армянских кварталов превращались в такие «кладбища» после того, как в них приходили с облавами османские солдаты. Мужчин - вырезали или расстреливали, женщин - насиловали и распинали на крестах. Осиротевших детей угоняли в пустыни. Там они умирали от голода и побоев.


распятые женщины

По разным данным, уже к 1915 году число убитых среди армянского населения превысило 600 тысяч человек. И подобные гонения продолжались еще как минимум 10 лет.

В видеоролике проекта «100 секунд» известный польский режиссер Кшиштоф Занусси, зачитал отрывок из свидетельства Мисака Седракяна, пережившего геноцид.

Когда солдаты выломали нашу дверь, мама в ужасе бросилась к нам на помощь. Но солдаты убили ее на наших глазах. Тогда мой брат сразу полез через вентиляционное отверстие, на крышу. Когда я попытался сделать то же самое, солдат ранил меня, ударив два раза мечом. И я упал вниз. Тогда один из них сказал: "Этот еще молодой. Давай не будем убивать его". И они отпустили меня. И начали грабить дом. Я выбрался из укрытия и увидел мамин труп, лежащий на пороге нашего дома. Трупы были и вокруг - по всему селу. Я увидел, как на другой его стороне солдаты насиловали молодых женщин и насильно уводили девочек. Я в ужасе убежал и спрятался в куче сухого навоза.

Всего ко Дню 100-летия геноцида армян, было снято 24 подобных ролика. Тексты для съемок предоставил Национальный архив Армении. Каждый из отрывков прочитали люди, обладающие общественным влиянием в мире - писатели, музыканты, актеры и журналисты. Подобные видеозаписи в этом году делали и рядовые жители армянской республики. Например, девушка Алвард Геворгян. Она записала на видео историю своего прадеда, Геворга Минаси Геворгяна, который пережил все ужасы армянского геноцида 1915 года.

«Мать столкнула его в потухший камин, и закрыла черной плотной решеткой - чтобы его не было видно. И при этом она ему сказала: «Чтобы ты не увидел или не услышал, не смей отсюда выходить!». В этот момент в дом ворвались турецкие солдаты. На глазах моего прадеда были изнасилованы его сестры, все женщины, которые находились дома. Среди них была его беременная тетя, на поздних сроках беременности. Турецкие солдаты начали делать ставки по тому, какого пола будет ребенок. Когда ставки были уже сделаны, они заживо вспороли ей живот, и достали еще живого ребенка. Они насадили его на штык, который находился на ружье, и в конечном итоге его застрелили».

В начале 20 века в Османской империи было сделано много фотографий детей сирот. Сегодня они хранятся в Армянском музее Москвы. На фотографиях совсем крохотные мальчики и девочки, ставшие бездомными из-за того, что все члены их семей были уничтожены. Этим малышам еще повезло, они не попали в так называемые специальные турецкие парные.

По свидетельствам французских врачей, маленьких армян отправляли в мобильные паровые бани, в которых затем убивали перегретым паром — то есть фактически варили заживо.

Согласитесь, невозможно простить, а уж тем более забыть такие вещи. Именно поэтому миллионы армян по всему миру добиваются того, чтобы геноцид был официально признан преступлением против человечества, а отношения между Арменией и Турцией остаются крайне холодными даже сто лет спустя.

Правда сегодняшнее турецкое правительство отрицает и масштабность трагедии, и количество пострадавших в ней жертв. При этом чиновники ссылаются на отсутствие архивных доказательств. И это не удивительно, ведь кто захочет прослыть нацией убийц и насильников? Поэтому турецкая власть так тщательно скрывает от мировой общественности жуткие факты геноцида. Например, уничтожая документы, организуя «альтернативные» фотовыставки на тему геноцида армян. Но все-таки, сильно отретушировать собственную историю у турок не получается.

Мехмед Талаат-паша в истории Турции навсегда останется как один из лидеров младотурецкой партии «Единение и прогресс», и исполнитель расправы над армянами. До сегодняшних дней сохранилась его многочисленная переписка с губернаторами турецких провинций. В одном из таких посланий градоначальнику города Алепо, Талаат дает подробные указания - как нужно решать «армянский вопрос».

В префектуру Алеппо

"Право армян жить и работать в Турции полностью ликвидировано. Правительство, которое в этом отношении берет на себя всякую ответственность, приказало не оставлять в колыбели ни одного ребенка. Пусть без всяких оснований будут высланы женщины и дети, кто бы они ни были, даже те, которые не могут идти. И не давайте населению никакого повода защищаться.

Нигилизм как философская концепция постулирует следующие идеи: не существует никакой нравственности, которую называют реальной; ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Как можно догадаться, нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Нигилизм представляет собой наиболее саркастическую концепцию, скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия.

Западно-европейский нигилизм

Наибольшее распространение данному термину предоставили нигилисты 19 века, поскольку именно в этот период нигилистическое движение приобрело особенный размах как в России, так и на Западе. Понятие "нигилизм" было впервые введено Ф.Г.Якоби, немецким философом. Наиболее яркий в истории философии нигилист - это, несомненно, Фридрих Ницше, полагающий, что истинного мира (каким он должен быть по мнению прохристианских мыслителей) не существует, что это не более чем иллюзия, фикция. О. Шпенглеру принадлежит идея о закате европейской культуры, разрушении прежних форм сознания. Еще один известный нигилист - это полагающий, что христианское вероисповедние претерпевает кризис, что и является причиной распространения нигилистических воззрений.

Нигилизм в России 19 века

Со второй половины 19 века в России стало нарастать движение, отрицающее сложившиеся устои социального общества. Разночинцы-шестидесятники проповедовали атеизм и материализм и высмеивали религиозную идеологию. Наибольшую популярность термин "нигилизм" получил благодаря всем известному роману Тургенева И.С. "Отцы и дети" и описанному в нем Общие народные настроения вполне отвечали идеям нигилизма, что и послужило распространению этого термина в массах.

Психологическая точка зрения

Тем, кто немного знаком с психологией и таким понятием как становится очевидно, что нигилизм как раз является формой такой защиты.

По сути, нигилист - это в поисках смысла и причины своего бытия в мире. Окружающая действительность не отвечает внутренним представлениям человека о том, каким должен быть истинный мир, и это противоречие находит отражение в процессе отрицания. Так, нигилизм и нигилисты анализируются с точки зрения глубинной психологии. Человек разрывается между двумя тенденциями - стремлением к свободе и потребностью в принадлежности к группе. Чем сильнее стремление к свободе, тем более одиноким чувствует себя индивид на своем пути. В работе Э. Фромма "Бегство от свободы" описаны характеристики когда воспринимает данную свободу, а именно - стремление разрушить мир (хотя бы через отрицание его) и стремление разрушить тем самым себя, отвергая смысл своего существования. Сторонники телесного подхода в психологии отмечают внешние характеристики нигилиста: ироническая ухмылка, вызывающее поведение, ироничные замечания. Это закрепленные в прошлом защитные реакции, которые так и остались в чертах человека.

Таким образом, нигилизм - это своебразный ответ человека на происходящее в мире, защитная реакция в ответ на неугодные являения окружающей действительности.



Рассказать друзьям