Бал как он проводился в европе. Балы в России и в Европе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Дорогие друзья! В ближайшее воскресенье, 19 апреля, в театрально-концертном зале «Восход» нашей воскресной школы состоится Пасхальный молодёжный бал – второй бал в истории нашего прихода.

В преддверии этого события предлагаем вам материал об истории балов в России и о современных традициях бального этикета.

Слово бал пришло в русский язык из немецкого – в переводе оно означает мяч. Какая же связь между мячом и танцевальным вечером? Оказывается, прямая. В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом, а молодая женщина в качестве ответного дара должна была устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов – то есть вечеринок с танцами.

В России до конца XVII в. ничего похожего на балы не существовало – они появились у нас только в эпоху преобразований Петра Первого. В 1718 году указом императора были учреждены ассамблеи – вечера для дворян с угощением, танцами, играми и беседами. Прошло несколько десятилетий, и во всех государственных высших и средних учебных заведениях танец стал обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах.

Довольно скоро танцевальная культура России достигла замечательного развития: уже во времена императрицы Елизаветы Петровны балы русского двора славились во всей Европе. Известный балетмейстер Ланде говаривал, что нигде не танцевали менуэта с большей выразительностью и приличием, как в России. Это тем вероятнее, что сама государыня танцевала превосходно и особенно отличалась в менуэте и «русской пляске». В конце XVIII – начале XIX века наши соотечественники не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в особой, присущей именно русской школе благородной манере. Петербург и Москва постепенно стали самыми значительными хореографическими центрами Европы.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним, а музыка и танцы считались важной частью дворянского образования – наряду с иностранными языками и математикой! Вместе с верховой ездой, фехтованием и гимнастикой танцы причислялись к «благодетельным телесным упражнениям», которые в сочетании с музыкой способствуют гармоническому развитию личности. В светском обществе вообще было принято связывать внешний облик человека с его нравственными качествами. В этом отношении особое значение приобретали уроки танцев, «ибо как нравственная философия образует человека для благородных действий, так нравственные танцы приводят молодых людей к привлекательному общежитию».

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти-шести лет. Обучение напоминало скорее жёсткую тренировку спортсмена, и подготовленным танцорам были свойственны ловкость и уверенность, изящество в движениях, непринужденность и выносливость. Это было, как говорят, «в крови» и с малых лет придавало дворянским отпрыскам величавость, грацию и умение практически в любой ситуации держаться достойно и красиво. Один из крупнейших русских балетмейстеров А.П. Глушковский, например, отмечал: «Главное достоинство старых танцевальных учителей состояло в том, что они держали ученика долгое время на менуэте, потому что этот танец выправляет фигуру, приучает ловко кланяться, прямо ходить, грациозно протягивать руку – одним словом, делает все движения и манеры приятными». «Потерять такт», то есть сбиться в танце, считалось постыдным – иногда такой промах на балу мог стоить кавалеру карьеры.

Аристократические балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трёх сторон колоннами и освещённых множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и стенных подсвечниках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, за которыми играли в карты, созерцали танцующих и философствовали. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках (танцы только под фортепьяно и в обществе попроще балом не считались). Часто бал включал в себя также дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей – певцов и музыкантов – из числа гостей, живые картины или даже любительский спектакль.

Балы проводились по определенной, чётко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе, стержнем которой, конечно, были танцы. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем , или полонезом , заменившим старинный менуэт .

Полонез вошёл в моду при Екатерине II. Длился он приблизительно 30 минут, и все присутствующие должны были принять в нём участие: танец этот совсем несложный, всем по силам – два шага и на третьем приседание, поклоны и реверансы. Это походило на торжественное шествие – недаром иностранцы называли полонез «ходячим разговором».

Далее по бальному расписанию следовал контраданс , или кадриль . Вот здесь уже пожилые люди предпочитали разойтись по комнатам и усесться за карты, оставляя танцы более молодым. В XVIII веке контраданс был на балах своего рода спектаклем – танцевать его специально подбирались четыре пары из высшей знати. Готовились они заранее, в танце были сложные фигуры, пары менялись дамами и кавалерами.

Следующим танцем был вальс , о котором А.С. Пушкин писал: «Однообразный и безумный, Как вихорь жизни молодой, Кружится вальса вихор шумный, Чета мелькает за четой» .

Вальс действительно немного однообразен, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений, но русские танцоры умели танцевать «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету, партнер же делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен ударить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимый шик. В 20-е годы XIX века мазурку стали исполнять в более спокойной манере, во время этого танца между партнёрами допускались разговоры.

В конце бала исполняли французский танец котильон . Он представлял собой танец-игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце то становились перед дамой на колени, то отскакивали от неё, то перепрыгивали через платок или карту…

На большую часть танцев кавалеры приглашали дам заранее, записывая своё имя в специальную книжечку той особы, с кем хотели танцевать.

Кроме названных, на балах были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки . Всё зависело от моды и от вкусов устроителей.

На протяжении XVIII-XIX вв. балы всё прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например кадриль , в XIX веке танцевали даже в деревнях.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балов, как и других многолюдных развлечений, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Упоминание об этом можно найти в «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

...съедутся домашние друзья
Потанцевать под фортепьяно.
Мы в трауре, так балу дать нельзя.

И в другом месте:

Балы дает нельзя богаче,
От Рождества и до поста,
И летом праздники на даче.

Действительно, традиционно бальный сезон длился с Рождества (25 декабря по старому стилю) и до последнего дня масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и зачастую скучноватые. Праздничным придворным балом со времен императрицы Анны Иоанновны отмечались императорские дни рождения, годовщины восшествия на престол и коронации, свадьбы, дни рождения и именин членов семьи монарха, орденские дни, победы, заключение мира, Рождество, Пасха, Новый год. Большие балы назначались в честь приема знатных гостей – членов королевских семей, а также по важным политическим поводам. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных – избавить от него могла только серьёзная болезнь. Кроме императора, императрицы и членов царской семьи – великих князей, княгинь и княжон – там присутствовали различные придворные чины, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры – по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики – разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам. Все семейные мужчины должны были являться с женами и взрослыми дочерьми. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества.

Бал – настоящая находка
Для юных франтов и для дам;
Его с восторгом ждет красотка,
Он праздник пасмурным отцам.
Чтоб дочка куколкой оделась,
Хлопочет опытная мать,
А чтоб она не засиделась,
Везет ее потанцевать. (Ф.Кони)

На придворные балы мужчинам полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах; для дам также были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали стиль той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы второй половины XVIII и первой половины XIX века. На них тоже бывало многолюдно, но в меру – тысяч до трёх приглашённых. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности – просто в гости.

От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось главным признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дым курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, дорогие вина со всего света. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или Городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых в домах частных лиц. Как правило, круг участников был широким и пёстрым: чиновники, военные, помещики, учителя... Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками или артистами.

Наиболее весёлыми и непринуждёнными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых – как правило, несколько десятков человек.

Выделяли в бальной иерархии также благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийных бедствий. Подобный бал описан, например, в повести А.П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, ещё сельские праздники, дававшиеся летом на дачах и в загородных имениях. Они включали, кроме бала, концерты роговой музыки, фейерверки, катание на лодках... Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом – на лужайках, или же в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Правила бального этикета, несколько видоизменяясь от эпохи к эпохе, в главном на протяжении веков оставались неизменными, многие из них вполне подходят для сегодняшнего времени. Прежде всего, помните: достоинство, честь, красота – вот первые слова, которые ассоциируются со словом «бал». Стиль поведения кавалеров и дам – это галантность и изысканность манеры общения.

Для кавалеров обязателен строгий костюм, возможно с жилетом, галстук или бабочка, хорошие туфли. Для дам – бальное или вечернее длинное платье, красиво убранные волосы. Молодым девушкам рекомендуются светлые тона платьев и простые украшения. Следует избегать вычурности, претензии на роскошь или нескромности (например, глубоких декольте). Замужние дамы могут себе позволить более богатый выбор в фасоне платьев, их расцветке, а также в количестве ювелирных изделий. Идеальная бальная обувь – это мягкие туфли, преимущественно без каблука. Использование косметики сводится к минимуму.

Бальный наряд предусматривал – и допускает сейчас – безукоризненно белые перчатки. У дам они должны быть лайковые или шелковые, часто выше локтя. У кавалеров в штатском – лайковые, у «военных» – замшевые.

Любой танец начинается с приглашения дамы. Кавалеру следует сделать это как можно более изящно и галантно: лучше всего начать с комплимента и поприветствовать даму лёгким наклоном головы. Если дама согласна танцевать, она также выполняет поклон и вместе с кавалером выходит на танцевальную площадку. Если дама в принципе танцует, а не просто присутствует на балу, отказывать пригласившему её кавалеру не принято.

Очень важен момент окончания танца. После того как закончилась музыка, кавалер и дама кланяются друг другу (лёгкий наклон головы), кавалер благодарит даму за чудесный танец и провожает её до того места в зале, где дама пожелает остаться. Там он ещё раз благодарит и выполняет поклон, дама тоже отвечает ему поклоном, и только после этого кавалер считается свободным.

Если вы в первый раз на балу и никогда не занимались танцами, смело танцуйте каждый новый – даже те, о которых в первый раз в жизни слышите. Но при этом грамотно выберите место для танца. Как правило, движение большинства танцев происходит по кругу, по периметру зала, против часовой стрелки. Не стоит вставать на эту линию, если вы не знаете танец. Особенно это касается быстрых вальсов: пары в этом танце двигаются с большой скоростью, и они вам будут очень благодарны, если вы уступите им место. Пары, которые не знают танца, должны танцевать в центре зала, там, где нет активного продвижения других танцующих. Пожалуйста, не жмитесь и к краям зала, если вы танцуете на месте.

На балу существуют также общие танцы. Когда объявляют общий танец, например, полонез или падеграс, вам необходимо пригласить даму на танец и занять место в зале, ориентируясь на то, как встали другие пары. Чаще всего пары становятся по кругу. Затем вам просто следует повторять движения танца за инструктором-организатором бала или за другими парами, которые знают этот танец.

Ну и самое главное – будьте вежливы и аккуратны на танцевальной площадке. Даже если вы с кем-то столкнулись, просто и спокойно извинитесь, помня о своём человеческом достоинстве. Но лучше всё-таки избегать столкновений: если вы видите, что на площадке уже очень много пар, проводите свою даму прогуляться, развлеките её приятной беседой, угостите чем-либо вкусным в буфете.

Громкий смех, шумная склока, нескромные взгляды, пренебрежение, кокетство – в общем, всё, что расходится с законами красоты и приличия, должно избегаться с особым тщанием. Помните, что искусство общения ничуть не менее важно на балу, чем умение хорошо танцевать.

Венский бал - традиционное мероприятие, проходящее в Вене во время бального сезона - с 11 ноября и до вторника фашинга, хотя некоторые балы проводятся и в другое время.

Корни венских балов следует искать еще во времена венского конгресса. В I-й половине XIX века в карнавальный сезон каждый вечер в Вене устраивалось до 250 балов. В танцах участвовали практически все: от аристократов до простых людей. В конце века одним из главных событий в империи стал придворный бал. На него приглашалась только знать, поэтому события происходившие на балу обычно долго обсуждались жителями Вены. Но в 1899 году переживая из-за смерти жены Елизаветы, император Франц-Иосиф отменил проведение бала.

После распада Австро-Венгрии в 1921 году на место придворного пришёл оперный бал. Начал свое существование он задолго до этого в редутных залах дворца. Но был перемещен в новый оперный театр, построенный по приказу Франца-Иосифа в 1869 году. Именно там 11 декабря 1877 года состоялся первый крупный оперный бал, в котором Эдуард Штраус, младший брат известного композитора, управлял оркестром. Отличительной особенностью нового бала стало то, что лица дам обязательно должны были быть прикрыты масками, и выбор пары был за дамой. Возможность проявиться в этой «таинственной игре» сначала была плохо вопринята консерваторами, но в итоге принесла балу большую популярность.

Первый Оперный бал современного типа и названия прошёл в Государственной опере в 1935 году под патронажем канцлера Курта Шушнига. После Аншлюса проведение балов прекратилось. Оперный бал был возобновлен в феврале 1956 года уже после окончания Второй мировой войны.

Венские балы занесены ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия. Начиная с 1935 года, крупнейший бал проводится в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере. Чтобы считаться настоящим венским балом, бал должен отвечать ряду критериев, выработанных ЮНЕСКО. Например, должен соблюдаться особый бальный протокол и проведение бала. Бал должен открываться молодыми парами дебютантов, в полночь обязательно должно быть полночное выступление и под утро торжественное закрытие бала.

Первый крупный бал традиционно проходит в новогоднюю ночь в Хофбурге, это Императорский бал. Звучат самые популярные мелодии времен монархии, включая вальсы Штрауса и Легара, и музыка венских классиков - Моцарта, Бетховена и Гайдна.

Во время бального сезона в Вене проводится более 300 балов, начиная от балов различных профессий (Бал правоведов, Бал охотников), и заканчивая крупными балами от государственных и культурных организаций (Бал венских филармоников, Оперный бал).

Несомненно, главную роль во всей Европе играет Венский Оперный бал, который обычно проводится в середине февраля и совпадает с праздниками «фашингов» - веселых австрийских карнавалов и маскарадов. Он приравнивается к государственному приему, и обычно на нем присутствует президент Австрии.

Открывает Оперный бал грандиозный полонез, в котором участвуют пары дебютантов. После танца дебютантов танцуют все. После открывающего полонеза участники танцуют веселую польку и другие танцы, а заканчиваются балы знаменитым венским вальсом. Девушки, открывающие бал, должны быть в белом платье и с букетиком цветов, а на оперном балу также должны обязательно украсить голову короной (модели которой меняются каждый год). Кавалеры же должны быть одеты во фраки или мундиры, хотя на некоторых балах позволителен и смокинг.

Венский Бал Жизни (Life Ball)

Венская Ратуша

Life Ball - это самый грандиозный, самый экстравагантный и самый крупный благотворительный бал в Европе, участие в котором ежегодно принимают многие всемирно известные звезды шоу-бизнеса, политики, актеры, такие как Билл Клинтон, Элтон Джон, Кэти Перри, Лайза Минелли и др. Бал начинается со зрелищного шоу на площади у Венской ратуши. Гости, безукоризненно следящие за особенным дресс-кодом Life Ball, могут получить билет за полцены и пройтись по красной дорожке вместе со знаменитостями под прицелами фото- и видеокамер папарацци.

Королевский бал

Королевский дворец Хофбург

Королевский бал считается самой прекрасной традицией в Австрии. Еще в 19 веке королева Сисси лично назначала дату проведения бала и сама приглашала самых именитых гостей. По сей день бал проходит в самом красивом церемониальном зале королевской резиденции в центре Вены. По традиции около 2500 гостей из более чем 30 стран мира встречают Новый год действительно по-королевски - на королевском балу в Вене. Королевский дресс-код: дамы в длинных вечерних платьях, кавалеры в смокингах и фраках.

Цветочный Бал

Венская Ратуша

Цветочный бал является традиционным мероприятием, так полюбившимся венцам еще в 1920-х годах. Изначально в цветочном балу принимали участие именитые садовники и флористы Австрии. С тех пор цветочный бал считается самым красивым и благоухающим балом Вены, так как он украшается бесчисленными живыми цветами, которые наполняют своим ароматом танцевальный зал Венской ратуши. Танцевать в "цветочном раю" позволено до 5 утра. Все дамы могут забрать с собой кусочек королевской роскоши домой - в подарок они получают горшочек цветущего домашнего растения.

Бал Экономического Университета

Венская Ратуша

Бал Венского Экономического Университета проводится не только для студентов ВУ, но также и для всех желающих оказаться в атмосфере сказочного бала, завязать новые знакомства и блестяще провести время не только в молодежной студенческой среде, но и встретить известных экспертов экономики, политиков и бизнесменов в Королевском дворце Вены.

Бал Венской Филармонии

Дворец Музыки

Было бы странным, если бы у музыкального общества Вены не было собственного бала. Первый бал Венской филармонии прошел в 1924 году. С тех пор он проводился 65 раз. Торжественное открытие бала проходит в шикарном "Золотом зале", который считается одним их самых красивых концертных залов во всем мире. Оркестром управляют известные признанные дирижеры. Гости бала - это музыканты, деятели искусств и культуры, их поклонники и просто любители венской классической музыки.

Бал Технического Университета

Королевский дворец Хофбург

Бал Технического университета является один из самых старых венских балов, который проводится ежегодно с основания самого университета в 1815 г. Братья Иоганн и Иосиф Штраусс, которые до начала музыкальной карьеры учились в ТУ, посвятили несколько вальсов студентам Технического университета. Этот бал отличает непосредственная студенческая атмосфера, несмотря на классический бальный дресс-код: - дамы в длинных вечерних платьях, - кавалеры в смокингах или фраках.

Бал Университета БОКУ

Королевский дворец Хофбург

На бал университета БОКУ приглашаются не только студенты и профессоры университета, но и все желающие окунуться в студенческую торжественную атмосферу бала. По традиции этот бал открывают студенты университета но не классическим, а народными танцевальными композициями, что и отличает этот бал от всех других.

Московский благотворительный бал

Венская Ратуша

Московский бал по праву считается самым гламурным балом в Вене. На этом балу собираются известные представители деловых кругов, деятелей культуры обеих стран. Это самый молодой бал. В 2011 году он будет проводится пятый раз. В открытии бала принимают участие мэры и вице-мэры обеих столиц. Программа бала очень насыщенная и зрелищная - московский и венский оркестр, балет, опера оставляют незабываемые впечатления - поэтому Московский бал в Вене пользуется особой популярностью.

Бал Йохана Штраусса

Венский Курсалон

В концертном зале Венского Курсалона, построенного в лучших традициях итальянского Ренессанса, братья Иоганн и Иосиф Штраусс отмечали свой высочайший успех. С тех пор в Курсалоне царит атмосфера радости, торжества и, конечно же, знаменитый венский вальс. В четырех залах гости могут насладиться музыкой разных эпох - от классической до современной, и также отдохнуть от головокружительных танцев в атмосфере Lounge. Отличительным является также то, что прямо на балу Вас научит танцевать профессиональный танцмейстер.

Венский Кофейный Бал

Королевский дворец Хофбург

Кофейный бал является самым элегантным классическим балом Вены, на котором ежегодно собираются около 6000 гостей. Каждый год организаторы готовят для гостей новые приятные сюрпризы и такую зрелищную программу, что лишь немногие гости уходят с бала раньше 5 утра.

Венский оперный бал

Венская Опера

Венский оперный бал считается самым грандиозным танцевальным и музыкальным событием в Вене, которое посещают около 12 000 гостей, 5 000 из которых приезжают в Вену из других стран именно на этот Оперный бал. В шикарном открытии бала принимают участие 180 пар-дебютантов. Знаменитый Венский оперный бал организуется также в Нью-Йорке, Дубае, Загребе и даже Куала Лумпур. Каждый год на балу можно встретить знаменитостей со всего мира.

Карамельный Бал

Королевский дворец Хофбург

Карамельный бал - самый сладкий бал в Вене, и не только потому, что украшением и угощением бала служат многочисленные конфеты, шоколад, карамель… Первый бал прошел в 1949 году под названием "Сладкая ночь". Интригующей традицией карамельного бала является конкурс красавиц: каждый год выбирается "Мисс Конфетка", которая в течение года будет представлять всю карамельную индустрию страны.

Венский бал маскарад

Королевский дворец Хофбург

Этот бал самый, пожалуй, самый легендарный и загадочный. Главным атрибутом является наличие интригующих масок в стиле оперетты "Летучая мышь" у девушек, которые приходят на бал одни либо в сопровождении. До полуночи дамы в масках сами выбирают и приглашают кавалеров на танец. А ровно в полночь, как в сказке, маски снимаются, и кавалеры получают право пригласить понравившуюся девушку на танец.

Очень вредно не ездить на бал, когда ты этого заслуживаешь. Конечно, если не в полночь, то утром нового года карета исчезнет, но воспоминания о прекрасном празднике сохранятся на всю жизнь. И, если кто-то не в курсе: сезон балов в Европе начинается как раз на Рождество.

Вена


Если это будет первый бал в вашей жизни (не считая школьного), то, чтобы как следует проникнуться атмосферой, лучше отправляться сразу в Вену. Вальсировать здесь умеют все, от кондитеров до президента. Не случайно в расписании венских балов можно найти бал цветочников, фармацевтов, полицейских, пожарных. Кстати, венский - это не столько вопрос места проведения (ведь сегодня он проводится и в Москве), сколько соответствие регламенту. По протоколу, например, начинаться венский бал должен с выступления дебютантов. Открывает сезон Императорский бал, который проводится в ночь с 31 на 1 января во дворце Хофбург в апартаментах императора Франца Иосифа и его супруги Сиси. Это один из самых престижных балов, на который съезжаются все сливки общества, в том числе сам президент. Впрочем, чтобы поучаствовать в нем, к элите принадлежать вовсе не обязательно - были бы деньги: билет стоит около 1000 евро. Отказать гостю в присутствии могут разве что из-за несоблюдения дресс-кода. Здесь он один из самых строгих. Для кавалеров - фрак или смокинг, для дам - платье в пол и обязательно с палантином, прикрывающим плечи.
Можно, конечно, взять подходящий наряд на месте напрокат, но чтобы чувствовать себя уверенно, лучше привезти платье с собой. Не забудьте застраховать багаж - необходимый реквизит для праздника стоит недешево, и жаль будет, если ваш чемодан потеряет авиакомпания.
Начинается императорский бал в 18.30, заканчивается в 4 утра. За это время гости успевают послушать выступления солистов Венской национальной оперы, потанцевать кадриль, вальсы, сальсу и даже рок-н-ролл. И поужинать, конечно. В меню императорского бала торт с фруктами в шампанском, стейк из мраморной говядины и суп из сладкого картофеля с трюфелями.

Дрезден


На Дрезденском оперном балу, возрожденном 11 лет назад, дресс-код не такой строгий и вариантов присутствия больше: есть возможность заплатить за билет - будешь танцевать в здании Государственной оперы, нет - на площади перед оперой устраивается бальная копия, поучаствовать в танцах здесь можно абсолютно бесплатно. Особенность дрезденского бала - красочное шоу фейерверков. Этот бал вообще один из самых веселых и зрелищных: участие в нем принимают танцовщицы из парижского Лидо и цирковые артисты. Иногда приезжают и королевские особы: в 2014 году, например, здесь была замечена шведская королева Сильвия. В общем, все напоминает о том, что каких-то 100 лет назад это был самый знаменитый бал в Европе.

Париж


Если вы путешествуете с детьми, то лучший способ подарить им сказку - это побывать на костюмированном историческом балу в Музее ярмарочного искусства в парижском районе Берси. Этот частный музей, основанный актером и коллекционером Жан-Полем Фаваном на территории бывшего винного рынка, вообще удивительное место. Ярмарочные балаганы, карусели, разноцветные цирковые боксы похожи на декорации к фильму Кристофера Нолана «Престиж» или к феллиниевской «Дороге». В новогоднюю ночь музей превращается в резиденцию Людовика XIV, гостей доставляют к празднику в каретах, где каждого «король-солнце» встречает лично. На этом, впрочем, историческая часть заканчивается. Музыка звучит современная. А регламента и вовсе нет никакого - главное, танцевать, веселиться и получать удовольствие.

Потеря багажа

Чемодан, улетевший в Мозамбик вместо Великобритании, – история, увы, нередкая. Бывает, что утерянный багаж через некоторое время находится, но случается и так, что чемодан, полный важных и дорогостоящих вещей, так и не возвращается к своему владельцу. На то, что фактическую стоимость багажа компенсирует авиакомпания, надежды мало: реальная цена содержимого чемодана обычно оказывается гораздо выше нормативов авиакомпаний. Именно для таких случаев незаменимо страхование багажа. Оформить данную опцию очень просто – для этого даже не требуется проводить предварительную оценку содержимого чемодана. Расчет суммы компенсации базируется на предполагаемом весе багажа и, как правило, покрывает максимально возможную стоимость вещей. Для выбора дополнительного страхования багажа нужно отметить данный пункт при оформлении базовой туристической страховки на сайте компании «Ингосстрах».

Редакция пообщалась с участниками Весеннего Бала, и оказалось, что лишь единицы знают что-то о балах прошлого. Более того, для многих этот Бал будет первым, и решающую роль в принятии решения о посещении бала сыграло как раз желание узнать: а что же это такое? HSE Press решила исправить ситуацию и провести для наших читателей экскурс в бальный мир.

Начать, пожалуй, стоит с самых-самых истоков. Потанцевать да повеселиться на Руси всегда любили, но балами народные пляски назвать сложно. Впрочем, русские бояре иногда позволяли себе поучаствовать и в таких действах, потому как выбор развлечений у них был ограничен. С дамами мужчины не общались вовсе: даже после женитьбы большую часть времени супруги проводили порознь. Так бы и тянулись в охоте, пирушках да войнах дни русского дворянства, если бы не Петр I. В ходе путешествия по Европе будущий император был поражен различиями между Россией и Европой. И переустройство России Петр решил начать как раз с дворянства, подвергнув коренным изменениям не только их службу, но и свободное время, - царь привез с собой ассамблеи.

«Ассамблея при Петре I» Худ. Станислав Хлебовский

Ассамблея петровских времен - это почти бал. Все гости собирались в одной зале, где они танцевали, пировали, мужчины курили и играли в шашки. Поэтому обычно ассамблея превращалась для многих дам в не самое приятное место: запах табака, постоянный стук шашек и кавалеры, торчащие у столов - все это отнюдь не способствовало популярности этого действа.

Проводились ассамблеи (а впоследствии и все балы вплоть до начала XX века) круглый год, за исключением постов. Петр I даже заставил духовенство присоединиться к увеселениям дворян, но пойти наперекор всем церковным канонам о недопустимости веселья в пост не мог даже царь. Однако основной сезон начинался зимой, когда все дворянство съезжалось из поместий в столицу, а темные морозные вечера вынуждали его большую часть времени проводить в помещении. Как нельзя кстати можно вспомнить знаменитые строки «дело было вечером, делать было нечего».

Танцевали в основном так называемые «польские» танцы, менуэты и контрдансы (английские танцы). Опыта танцев у гостей не было, а участие в них считалось скорее повинностью, чем приятным досугом, потому первые несколько лет гости чувствовали себя на ассамблеях достаточно неловко. Но пропустить, а тем более перестать посещать их вовсе, запрещалось под страхом наказания.

Впрочем, со временем для ассамблей стали выделяться четыре залы, громкий стук шашек сменил тихий шелест карт, Петр I личным примером привил обществу любовь к танцам, а кавалеры наконец оценили все прелести ассамблей и возможность непринужденного общения с дамами.

Ассамблеи во многом отличались от европейских балов и носили на себе отпечаток личных пристрастий царя, однако своей цели они достигли: русское дворянство постепенно приучилось к новым обычаям, этикету и светскому общению.

Эпоха дворцовых переворотов ознаменовалась приобретением придворными праздниками европейского вида. При дворе стали проводится также и балы-маскарады, на которых костюмы кавалеров и дам строго определялись хозяевами бала. Слава о русских маскарадах разнеслась по всей Европе, а роскошным костюмам завидовали даже французы.

Большую часть балов все еще устраивали при дворе, и не явиться туда означало оскорбить августейшую особу. Другой недостаток таких балов заключался в обилии церемониала, который превращал бал в чопорные и не очень веселые собрания. И это при том, что императрица Елизавета Петровна любила подшучивать над своим двором и приказывать кавалерам явиться в дамском платье, а дамам -- при мундирах! Однако при всей своей необычности, стоит отметить, что атмосфера таинственности маскарадов способствовала более легкому общению, что значительно скрашивало строгий церемониал.

Хореографическая составляющая балов значительно изменилась с петровских времен. В моду вошли кадриль, контрдансы, популярными оставались «польские» и «русские». Вырос и уровень танцоров, ведь на балах появился неписанный закон: чем выше твое положение, тем лучше ты должен танцевать. Потому ярче всего блистали наследники престолов и высшая аристократия. Монаршим особам не пристало много танцевать, и вечер они обычно проводили в беседах с гостями и за игрой в карты. Но уж если монарх желал станцевать, то вопросов о том, кто же здесь хозяин бала, не возникало.

Со второй середины XVIII века частой и популярной практикой становятся частные (партикулярные) и общественные балы. Порой своим великолепием они могли посоревноваться и с придворными. Устройство такого бала требовало огромных затрат, и мало кто мог позволить себе устраивать их часто - отсюда и появление общественных балов, средства на проведение которых собирались вскладчину. Не зря Пушкин писал об отце Онегина: «давал три бала ежегодно и промотался наконец».

Начиная со времен Екатерины II основной функцией балов становятся вовсе не церемонии, а общение. На балах показывали себя и свое богатство, обсуждали последние политические новости, плели интриги и составляли заговоры. Из более приятных вещей: выводили в свет подросших детей, искали им достойную партию. В качестве своеобразного экзамена для молодых аристократов служили семейные балы, на которые приглашались близкие друзья семьи. На таких балах молодые люди проверяли свое знание этикета, умение вести непринужденную беседу и, конечно же, танцевать.

Торжественный выход Императрицы Екатерины II Худ. А. Бенуа

В начале XIX века на балах появляется вальс - танец, определивший ход бальной истории всего века. Требующий от партнеров близкого контакта, поддержки за талию и почти постоянного зрительного контакта вальс произвел фурор в обществе: раньше партнеры находились друг от друга на значительном расстоянии и касались лишь кончиками пальцев, и ничто не могло нарушить «чистоты» танца. Старшее поколение осуждало вальс как безнравственный танец, и первое время он не был особенно популярным. Однако запретный плод сладок, а молодежь всегда хочет чего-то нового. Близкий контакт в танце позволял партнерам передавать записки и флиртовать, а что еще надо молодым аристократам? Со временем вальс стали танцевать все.

Но восхождение вальса на вершину популярности было нелегким. Его осуждение продолжалось, а при императоре Павле он и вовсе был запрещен на придворных балах. На частных же балах молодежь продолжала вальсировать, а зачастую от пары кругов не могли отказаться и старшие поколения. Балы в это время становятся такими, какими мы их знаем из русской классики, потому останавливаться на их описании мы не будем.

Пропустив первое десятилетие царствования Александра I, мы возвращаемся в Россию конца 10-х годов XIX. После Европейского похода русская армия вернулась домой не только прославленной победами, но и узнавшей богатую бальную культуру Франции. В первые годы Москва гуляла «отчаянно»: вальс царствовал на балах, все «плясали как угорелые» - и это не метафора: некоторые дамы тяжело болели после таких вечеров. В это время бал окончательно утратил церемониальную функцию и превратился в место сбора высшего общества. Отныне балы стали неотъемлемой и постоянной частью дворянской жизни. Сам император присутствовал на многих частных балах, общался с гостями и вел себя как отец дворянского семейства.

До второй половины XIX века при императоре Николае I балы мало изменились, разве что менялась бальная мода. Общение на балах оставалось легким и непринужденным, несмотря на строгий этикет - благородные дамы и кавалеры прекрасно ориентировались в огромном своде неписанных правил.


«Бал» Худ. Владимир Первунинский

Танцевали в XIX веке полонезы и иногда американские грандмарши, мазурку и польку, краковяк и в редчайших случаях венгерку. Не вышли из моды кадриль, контрдансы, и, конечно же, вальс. Общей тенденцией развития танцев в это время становится ускорение темпа музыки и упрощение техники танца. Исключение составляли лишь величественные полонезы и грандмарши, открывавшие бал.

Характерной чертой века становятся публичные балы в пользу нуждающихся. Своим содержанием они мало отличаются от балов предыдущего времени, однако билет на них стоил значительных денег, собираемых на благотворительность. С целью привлечения щедрых пожертвований, на бал допускались люди неблагородного происхождения. Интересны так же небольшие базары, аукционы и лотереи на балах, на которых в том числе продавались сувениры, сделанные руками царской семьи. Вместе с тем, допуск на балы недворян привел к «приземлению» бал, упрощению танцев и церемониала. [ Впоследствии податное сословие даже начало проводить собственные «купеческие балы».]


Бал в городе. Худ. Огюст Ренуар

С 80-х годов XIX века в бальной культуре наступает кризис. Александр III балы не жаловал, а общее предчувствие надвигающейся катастрофы проникло во все слои общества. При его наследнике, Николае II, балы не посещавшем, они становятся более редким явлением. Определенным успехом по-прежнему пользовались балы-маскарады, на которых дворяне могли на некоторое время сбросить надоевший груз ограничений высшего общества. Танцевали на балах полонезы, вальсы, причем, в разные десятилетия это были совершенно разные танцы, и другие танцы XIX века. Повсеместная популярность вальса обязывала любого уважающего себя композитора написать музыку для вальса, и именно этому периоду мы обязаны огромным количеством прекрасных произведений композиторов всего света. Разнообразие проявлялось и в самом вальсе: на протяжении всего XIX века было распространено огромное множество вариаций этого танца.

Вообще, обстановка конца XIX - начала XX века не располагала к частым балам, аристократия активно вовлекалась в деловую и новую политическую жизнь, оставлявшую мало времени для развлечений. Февральская революция нанесла серьезный урон балам, постепенно превратив их в политизированные собрания, а Октябрьский переворот свел бальную жизнь на нет. Некоторое время она теплилась в образовательных учреждениях для благородных девиц и юнкерских училищах, строгий распорядок которых долгое время не могли поколебать никакие ветра революций. Однако с окончанием Гражданской войны и установлением Советской власти пали и эти последние бастионы русских балов.

На этом история балов России прервалась. Русские эмигранты продолжали участвовать в балах за границей, поддерживали некоторые традиции, но по сравнению с яркой бальной культурой Российской империи это была лишь капля в море. В то время как в Европе балы продолжались и продолжаются до сих пор, в Советском союзе бал как способ проведения досуга ассоциировался с эксплуатирующим классом, популярности не имел и постепенно был забыт.

Однако история балов именно прервалась, а не подошла к концу. С середины 90-х годов совершенно разные люди в самых разных уголках России и странах СНГ обратились к временам Пушкина и Толстого, стараясь возродить этот прекрасный обычай. Балы всегда служили воспитанию молодого поколения, способствовали обучению правилам этикета и общения в обществе. Посещение бала - показатель вашего положения в обществе. И пусть сословия давно отменены, а достойное воспитание и образование доступно почти всем, многие ли смогут выйти на паркет, оживить то «прекрасное далёко» и доказать, что достойны наследия предков? Ответить на этот вопрос Редакция может лишь одно: мы горды тем, что в Вышке такие люди нашлись!

Арсений Авчинников
Редактор: Елена Калинкина
Фото: http://forum.vgd.ru/post/153/rds/p978115.htm

В первой половине XIX века в Вене в период масленицы, т.е. с первого января и до конца праздника, каждый вечер (!) давалось до 250 балов. В элегантных заведениях и огромных залах, число которых постоянно увеличивалось (некоторые залы вмещали до 8000 гостей), а так же в театрах и при дворе, вальсировала не только аристократическая верхушка, а танцевали и простые горожане, желавшие забыть будни и окунуться в волшебный мир вальса. Все это происходило даже в частных домах и окраинных кафе.

… Сколько смысла, феерии, грациозности и изящества каждый вкладывает в это понятие! Балы в Австрии происходили, еще начиная со времен средневековья, но их расцвет пришелся на первую половину XIX столетия. Ежегодно зима становилась сезоном балом, они проходили практически каждый день, начиная с празднования Нового года, и заканчиваясь масленицей, являющейся предшественницей пасхального поста. Балы проходили в императорском дворце, и в особняках австрийских аристократов, а танцующим было тяжело определиться с выбором гостеприимного хозяина, который открывал бал в своем доме. На территории Вены ежедневно проводились сотни балов по разным адресам, именитые граждане получали приглашения, в некоторые дни насчитывалось более 250 балов, и это только за один день! Балы происходили и в театрах, нередко после просмотра посетителями увлекательного спектакля или прослушивания оперных арий. Элитные помещения и просторные залы с высокими потолочными сводами, освещаемые неярким светом хрустальных люстр, могли вместить до восьми тысяч гостей бала - изысканных джентльменов и дам в шикарных бальных платьях. Но балы были развлечением не только для элиты, но и для обычного простого народа, и интеллигенции, и купечества, и небогатых мещан, только такая публика допускалась не на все приемы. В особые дни для них устраивались балы в королевском дворце, а в остальное время менее респектабельные горожане проводили свои балы - на окраинах Вены, в дешевых ресторанчиках и кафе, или прямо во дворе жилых домов.

Вена и вальс уже давно стали синонимами, и такие ассоциации появились еще со времен существования Австро-Венгерской монархии. История венского вальса, неотделимая от бессмертных творений Штрауса, насчитывает уже два столетия, а любовь к вальсу и балам не утрачивает своей популярности. Вальс танцуют все жители Вены - и бедные, и богатые, и молодые парни и девушки, и люди средних лиц, и даже жители австрийской столицы весьма преклонного возраста. А искусствоведы до сих полемизируют на тему исторического развития вальса как одного из видов бальных танцев. Все сходятся во мнениях, что вальс родился не во дворце, и не в особняках аристократов, а на окраинах городах, во дворах и на первых этапах своего развития был танцем, характерным для простого люда, которые в движении выражали свою чувственность и эротичность.

Предшественником вальса можно назвать танец «лендлер», известный на территории Германии, начиная с XVII века, этот танец являлся излюбленным развлечением простого народа, особенной популярностью он пользовался в приальпийской местности, а главной характеристикой танца ««лендлер» являет такт в три четверти, как и у возникшего впоследствии вальса. В середине XVIII столетия в лексиконе австрийцев появляется слово «walzen», которое нашло отражение даже в толковых словарях того времени, оно означало кружение в такт. В течение короткого периода вальс становится любым танцем аристократии, он вытесняет популярный в королевских дворцах на протяжении столетий танец менуэт. Развитие вальса происходило при дворе австрийской императрицы Марии-Терезии, это с ее высочайшего разрешения туры вальсы стали перемежать менуэт, а впоследствии Вена из музыкальной столицы империи превратилась еще в столицу вальса, а умение танцевать его - главным признаком воспитания и хорошего тона. Даже французский император Наполеон Бонапарт, посватавшись к принцессе из Австрии, постигал искусство танца, а учил его лучший учитель, специально приглашенный из вены для этой цели.

Вальс пользовался популярностью не только в Европе, но и на территории Российской империи, а история запечатлела грандиозный бал, устроенный русским царем Александром I во время известного Венского конгресса, проводившегося в 1814-1815 годах. Вальс выполнялся русскими красавицами в роскошных нарядах, а между танцами гостям подавались лучшие блюда русской кухни, просторные залы отличались роскошью и изыском. Популярность вальса сказалась и на произведениях лучших композиторов того времени, музыку для вальса писали и Шуберт, и Карл Мария фон Веберн, сумевший дать новое направление в музыке, придав вальсу дополнительную грацию и изыск, а композитор Ланнер сделал вальс подлинно триумфальным видом танца. На развитие вальса повлияла и конкуренция между композиторами, среди которых находился и сын великого Штрауса, именно ему впоследствии будет присвоен титул «короля вальса». Соревнуясь между собой, композиторы доводили свои произведения до совершенства, а жители города даже могли сосчитать, где, когда и сколько проводилось балов, и кто их давал.

Многие современные историки выдвигают мнение, что именно вальс стал спасительным средством для Австрии, предотвращая народный гнев, который в других странах превращался в кровопролитные революции. Вальс немного стирал социальные грани, а разделение на классы становилось немного размытым, но далеко не все балы стирали классовые грани. Так, на «Придворный бал» приглашалась лишь аристократия, настоящие «сливки общества», а его правила были строго расписаны, отступления от этикета не допускались. Ситуация изменилась в 1899 году, когда монархию постигло горе, в тот год умерла любимая страной императрица Элизабет, которую австрийский император Франц-Иосиф называл ласковым прозвищем «Сиси». С тех пор император потерял интерес и балам, и вальсам, а «Придворный бал» был отменен навсегда. В тот период пальма первенства перешла к «Оперному балу», который ранее также проводился в просторных залах императорского дворца, и лишь с 1899 года переместившийся в просторное здание Венской оперы.

Во времена смуты, революции и войн Вена забыла и о балах, и о вальсах, но уже после установления Первой австрийской республики любимая традиция получила дальнее развитие, «Оперный бал» был возрожден, он не проводился лишь в тяжелые годы второй Мировой войны, когда ни жителям Австрии, ни ее руководству было не до танцев. Война и разрушения уже давно остались в прошлом, «Оперный бал» проводится ежегодно, по традиции начинается именно в последний четверг масленицы, как и в давние времена. Его открытие ровно в 22:00 часа начинается с одновременного кружения в вальсе, в котором принимают участие 200 пар - молодых парней и юных красавиц в бальных платьях. Приглашение на бал торжественно получают самые красивые девушки, не только из Австрии и других стран Европы, но и со всего мира, а решение о допуске на бал принимает специальный Комитет, членов которого невозможно ни уговорить, ни разжалобить, ни подкупить. Чтобы дебютировать на «Оперном балу», каждая дебютантка должна доказать Комитету свое владение искусством вальса, как правосторонним, так и левосторонним. И только самые лучшие из них после успешно сданного экзамена могут надеть стилизованную корону - непременный атрибут всех дебютанток бала. А форма короны ежегодно изменяется, над ее внешним видом работают лучшие дизайнера, и каждый проект и эскиз подвергается тщательному рассмотрению, при этом, после долгих совещаний, будет выбран лишь один эскиз, который члены комитета сочтут наилучшим. Членами Комитета могут быть только женщины из аристократических семей или современного высшего общества, состоящего из политической элиты, как правило, Комитет начитывает все 3-5 человек.

Несмотря на прошедшие два столетия, когда на балах танцуется вальс, ни Венский бал, ни сам танец не утратили своей популярности, а аналоги «Оперного бала» ежегодно проходят не только в других европейских столицах, но и в Азии, и в Африке, и в Америке. Классический бал проводится и в арабском мегаполисе Дубае, в турецком городе Стамбуле, азиатских столицах Токио и Бангкоке, в итальянском Риме, вальсы не чужды и жителям России, а в Москве проводятся ежегодные балы, подобные «Оперному балу» в Вене. Чехия, Словакия и Венгрия, которые уже давно получили независимость, также не забыли лучшие традиции Австрийской империи, а их столицы Прага, Братислава и Будапешт становятся на короткое время столицами балов и вальса. При этом довольно часто оркестр, способный передать чарующую классическую атмосферу времен Шуберта, приглашается из самой Вены. Венский бал чем-то напоминает сказку, так не похожую на современную реальность, а незабываемая обстановка словно переносит гостей праздника на два столетия назад, заставляя их забыть о жизни в третьем тысячелетии. Но каждая сказка рано или поздно приходит к концу, и бал заканчивается…

P.S. Фотографии сделаны на Венском Балу в Москве в 2007 году, но очень достойно передают общую праздничную атмосферу этого действа.



Рассказать друзьям