Бажов павел петрович. Павел бажов

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бажов Павел Петрович родился в 1879 году, 27 января. Умер этот русский писатель, знаменитый сказочник, прозаик, обработчик легенд, преданий, уральских сказов в 1950 году, 3 декабря.

Происхождение

Родился Бажов Павел Петрович, биография которого представлена в нашей статье, на Урале, возле Екатеринбурга, в семье Августы Стефановны и Петра Васильевича Бажевых (эта фамилия писалась тогда именно так). Отец его был потомственным мастером на Сысертском заводе.

Фамилия писателя происходит от слова "бажить", что означает "предвещать", "ворожить". Даже уличное мальчишечье прозвище у Бажова было Колдунков. Позднее, когда он начал печататься, подписывался также этим псевдонимом.

Становление таланта будущего писателя

Бажев Петр Васильевич работал мастером на Сысертском заводе, в пудлингово-сварочном цехе. Мать будущего писателя была хорошей кружевницей. Это являлось для семьи подспорьем, особенно когда муж временно оставался без работы.

Жил будущий писатель в среде горнорабочих Урала. Детские впечатления оказались для него самыми яркими и важными.

Бажов любил слушать рассказы бывалых людей. Сысертские старики - Короб Иван Петрович и Клюква Алексей Ефимович были хорошими рассказчиками. Но превосходил всех, кого знал будущий писатель, Хмелинин Василий Алексеевич, полевской горняк.

Детсткие и юношеские годы

Этот период своей жизни будущий писатель провел на Полевском заводе и в городке Сысерти. Его семья часто переезжала, так как отец Павла работал то на одном заводе, то на другом. Это позволило юному Бажову узнать хорошо жизнь горного округа, что он впоследствии и отразил в своем творчестве.

Будущий писатель получил возможность учиться благодаря своим способностям и случаю. Сначала он посещал трехлетнюю мужскую земскую школу, где работал талантливый педагог словесности, который умел увлечь литературой ребят. Любил его слушать и Бажов Павел Петрович. Биография писателя сложилась во многом под влиянием этого талантливого человека.

Все уверяли семью Бажевых, что необходимо продолжить образование их даровитого сына, но бедность не позволяла мечтать о реальном училище или гимназии. В итоге выбор пал на Екатеринбургское духовное училище, так как в нем плата за обучение была самой низкой, и не требовалось покупать форму. Это заведение предназначалось в основном для детей дворян, и лишь содействие друга семьи позволило устроить в него Павла Петровича.

В 14 лет, окончив училище, Бажов Павел Петрович поступает уже в Пермскую духовную семинарию, где постигает различные области знания в течение 6 лет. Здесь он познакомился с современной и классической литературой.

Работа учителем

В 1899 году обучение было закончено. После этого Бажов Павел Петрович работал учителем в начальной школе в населенном старообрядцами районе. Он начал трудовой путь в одной глухой деревне возле Невьянска, после чего в Камышлове и Екатеринбурге продолжил свою деятельность. Преподавал будущий писатель русский язык. Он много путешествовал по Уралу, интересовался краеведением, фольклором, этнографией, журналистикой.

Павел Бажов в течение 15 лет во время школьных каникул каждый год пешком путешествовал по родному краю, беседовал с рабочими, присматривался к окружающей жизни, записывал рассказы, разговоры, собирал фольклор, узнавал о труде камнерезов, гранильщиков, литейщиков, сталеваров, оружейников и других мастеров Урала. В дальнейшем это помогло ему в карьере журналиста, а затем и в писательском труде, который начал позднее Павел Бажов (фото его представлено ниже).

Когда через некоторое время в Екатеринбургском духовном училище открылась вакансия, Бажов возвратился в родные стены этого заведения уже в качестве педагога.

Семья Павла Петровича Бажова

В 1907 году будущий писатель стал работать в епархиальном училище, где вел уроки русского языка до 1914 года. Здесь он встретил свою будущую жену, Валентину Иваницкую. Она была в то время ученицей этого учебного заведения. В 1911 году поженились Валентина Иваницкая и Павел Бажов. Они часто бывали в театре, много читали. В семье писателя появилось на свет семеро детей.

Во время начала Первой мировой войны росли уже две дочери - дети Бажова Павла Петровича. Семья в связи с материальными трудностями вынуждена была переехать в Камышлов, где жили родственники Валентины. Павел Бажов стал работать в Камышловском духовном училище.

Создание сказов

В 1918-1921 годах Бажов принимал участие в Гражданской войне в Сибири, на Урале, на Алтае. В 1923-1929 годах он проживал в Свердловске, где работал в "Крестьянской газете". В это время писателем было создано более сорока сказов, посвященных заводскому уральскому фольклору. С 1930 года начинается работа в книжном издательстве Свердловска. Писателя в 1937 году исключили из партии (восстановив через год). Лишившись из-за этого инцидента работы в издательстве, он решил посвятить свободное время сказам, которые подобно уральским самоцветам «замерцали» в его "Малахитовой шкатулке". В 1939 году увидело свет это наиболее знаменитое произведение автора, представляющее собой сборник сказок. За "Малахитовую шкатулку" писатель был удостоен Государственной премии СССР. Бажов в дальнейшем пополнял новыми сказами эту книгу.

Писательский путь Бажова

Сравнительно поздно начался писательский путь этого автора. Первая его книга "Уральские были" появилась в 1924 году. Наиболее значительные рассказы Павла Бажова вышли в свет лишь в 1939. Это вышеупомянутый сборник сказов, а также "Зеленая кобылка" - автобиографическая повесть о детских годах.

В "Малахитовую шкатулку" позднее были включены новые произведения: "Сказы о немцах" (год написания - 1943), "Ключ-камень", созданный в 1942 году, "Сказы об оружейниках", а также другие творения Бажова. Поздние произведения автора термином "сказы" можно назвать не только из-за формальных признаков жанра (наличие в повествовании вымышленного рассказчика, обладающего индивидуальной характеристикой речи), но и потому, что восходят они к тайным сказам Урала - устным преданиям старателей и горнорабочих, которые отличаются сочетанием сказочных и реально-бытовых элементов.

Особенности сказов Бажова

Создание сказов писатель считал главным делом всей жизни. Кроме того, он занимался редактированием альманахов и книг, в том числе посвященных уральскому краеведению.

Изначально фольклорными являются обработанные Бажовым сказы. "Тайные сказы" он слышал еще мальчиком от Хмелинина. Этот человек стал прототипом деда Слышко - рассказчика из произведения "Малахитовая шкатулка". Бажову позднее пришлось заявить официально, что это всего лишь прием, и он не просто фиксировал чужие рассказы, а создавал на их основе свои собственные.

Термин "сказ" позднее вошел в фольклористику советского времени для определения прозы рабочих. Однако через некоторое время было установлено, что это понятие не обозначает нового явления в фольклоре: сказы на самом деле оказались воспоминаниями, легендами, преданиями, сказками, то есть существовавшими уже долгое время жанрами.

Называя свои произведения этим термином, Бажов Павел Петрович, сказки которого были связаны с фольклорной традицией, учитывал не только лишь традицию этого жанра, подразумевающую обязательное наличие рассказчика, но также и существование устных старинных преданий горнорабочих Урала. От данных фольклорных произведений он перенял основную черту своих творений - смешение в повествовании сказочных образов.

Фантастические герои сказов

Главная тема сказов Бажова - простой человек, его мастерство, талант и труд. Связь с тайными основами нашей жизни, с природой осуществляется с помощью могущественных представителей горного волшебного мира. Пожалуй, самым ярким среди персонажей подобного рода является Хозяйка Медной горы, которую повстречал Степан - герой "Малахитовой шкатулки". Она помогает Даниле - персонажу сказа под названием "Каменный цветок" - раскрыть талант. А после того как он отказывается сделать самостоятельно Каменный цветок, разочаровывается в нем.

Кроме этого персонажа, интересен Великий Полоз, который ответственен за золото. Его образ создавался писателем на основе древних суеверий хантов и манси, а также уральских легенд, примет рудознатцев и горщиков.

Бабка Синюшка, еще одна героиня сказов Бажова, - это персонаж, являющийся родственным знаменитой Бабе Яге.

Связь между золотом и огнем представляет Огневушка-Поскакушка, которая танцует над месторождением золота.

Итак, мы познакомились с таким самобытным писателем, как Павел Бажов. В статье были представлены лишь основные вехи его биографии и наиболее известные произведения. Если вы заинтересовались личностью и творчеством этого автора, можно продолжить знакомство с ним, прочитав воспоминания дочери Павла Петровича - Ариадны Павловны.

Биография и эпизоды жизни Павла Бажова. Когда родился и умер Павел Бажов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты писателя, фото и видео.

Годы жизни Павла Бажова:

родился 15 января 1879, умер 3 декабря 1950

Эпитафия

«Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед.

Земной красой я упивался,
Благословлял ее удел.
Не раз влюблялся, убивался
И песни пил, как песни пел.

Пускай покину мир однажды
Я, жажды в нем не утоля,
Но людям жаждать этой жажды,
Покуда вертится Земля».
Из стихотворения Расула Гамзатова «Покуда вертится Земля»

Биография

Один из самых известных сказочников русской земли, автор «Серебряного копытца», «Каменного цветка» и «Хозяйки медной горы», Павел Петрович Бажов родился на Урале, в семье простого рабочего. У юноши не было намерения становиться писателем: он учился в духовных семинариях, затем работал учителем русского языка. Первое, что круто изменило его судьбу, - это революционные события, которым Бажов всей душой сочувствовал. Второе - это проблемы со здоровьем, из-за которых Бажов был отстранён от активной деятельности и отправлен обратно на Урал.

Хотя неизвестно, можно ли считать причиной раскрытия писательского таланта Бажова его возвращение на любимую родину. Ведь к тому времени Павел Петрович уже попробовал свои силы, трудясь в газете, работая над очерками и собирая народный фольклор. Очевидно, таланту писателя нужен был лишь небольшой толчок.

Павел Бажов в 1911 г.

После выхода в свет «Малахитовой шкатулки» Бажов в одночасье обрёл известность. О нём говорили и писали больше, чем он успел написать сам. Сборник уральских сказов перевели на другие языки, его издавали в Лондоне, Париже и Нью-Йорке. Павел Петрович был скромным человеком и всегда говорил, что его роль в создании сказов второстепенна, а главное место в них принадлежит народу.

Павел Петрович прожил долгую, хорошую и по его собственным словам счастливую жизнь. Спустя 11 лет после его смерти на холме Ивановского кладбища, где похоронен писатель, был установлен большой каменный памятник. А ещё до этого монумент в честь писателя был установлен в Екатеринбурге у городского пруда. Но главная память о Бажове по-прежнему живёт в созданных им образах, настолько близких сердцу русского человека, что они запоминаются с детства и на всю жизнь.

Линия жизни

15 января 1879 г. Дата рождения Павла Петровича Бажова.
1899 г. Окончание Пермской духовной семинарии.
1918 г. Начало подпольной работы в Семипалатинской губернии и Усть-Каменогорске.
1920 г. Организация подавления восстания Козыря в Усть-Каменогорске. Работа по подготовке учителей. Руководство первым уездным съездом Советов.
1921 г. Переезд в Семипалатинск, затем возвращение в Камышлов.
1923-1931 гг. Работа в областной «Крестьянской газете».
1924 г. Выход в печать первой книги очерков Бажова «Уральские были».
1936 г. Публикация первого уральского сказа Бажова «Девка Азовка».
1939 г. Публикация первого сборника сказов Бажова «Малахитовая шкатулка».
1940 г. Назначение главой Свердловской писательской организации.
1943 г. Получение Сталинской премии второй степени за книгу «Малахитовая шкатулка».
3 декабря 1950 г. Дата смерти Павла Бажова.
10 декабря 1950 г. Похороны П. Бажова в Свердловске .

Памятные места

1. Сысерть, где родился Павел Петрович Бажов.
2. Пермь, где П. Бажов учился в духовной семинарии.
3. Камышлов, где П. Бажов работал учителем русского языка.
4. Усть-Каменогорск (Казахстан), куда П. Бажов приехал в 1918 г.
5. Семипалатинск (ныне - Семей), где Бажов работал в 1921 г.
6. Москва, где скончался Бажов.
7. Ивановское кладбище в Свердловске (ныне - Екатеринбург), где похоронен П. Бажов.

Эпизоды жизни

До 1917 г. П. Бажов состоял в партии эсэров и потом всю жизнь активно поддерживал большевистское движение, в том числе и работая в подполье. Правда, его дважды исключали из партии, но оба раза реабилитировали.

Бажов всегда отказывался, когда его хвалили за литературную работу, считая, что не заслужил комплиментов в свой адрес. Иногда его скромность достигала таких масштабов, что впоследствии писателю приходилось доказывать, что он именно сочинил свои «сказы», а не просто записал их с чужих слов.


Документальный фильм «Советский сказ Павла Бажова»

Заветы

«Работа — она штука долговекая. Человек умрет, а дело его останется».

«Тоже ведь сказы не зря придуманы. Иные - в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди».

«Был и остаюсь сторонником труда в литературе. Стоя на этой позиции, утверждаю, что каждый через какой-нибудь десяток лет работы может дать изумительное по своей неожиданности полотно».

«Живинка в каждом деле есть, впереди мастерства бежит и человека за собой тянет».

Соболезнования

«Бажов принес нам в личине сказа величие высокой простоты, любовь к одному краю, прославление труда, гордость и честь рабочего человека, верность долгу. Целомудрие. Неуспокоенность исканий и стремлений. Стойкость. Дух времени…»
Евгений Пермяк, русский и советский писатель

«П. П. Бажов был похож на всеведующего гнома, поднявшегося из недр земли, чтобы рассказать о кладах, хранителем которых он издавна служит».
Лев Кассиль, писатель

«У писателя Бажова было позднее цветение. Очевидно, потому что он очень серьезно относился к понятию «настоящая литература», слишком высоко ставил звание писателя и не считал его применимым к себе. Образцом, мерилом для писателей, работающих в жанре сказки, он считал А. С. Пушкина».
Анна Бажова, дочь писателя

Дело с пустяков началось - с пороховой спички. Она ведь не ахти как давно придумана. С малым сотня лет наберется ли? Поначалу, как пороховушка в ход пошла, много над ней мудрили. Которые и вовсе зря. Кто, скажем, придумал точеную соломку делать, кто опять стал смазывать спички таким составом, чтобы они горели разными огоньками: малиновым, зеленым, еще каким. С укупоркой тоже немало чудили. Пряменько сказать, на большой моде пороховая спичка была.


Не про людей, про себя сказывать стану. В те годы, как народ валом в колхозы пошел, я уж в немолодых годах был. Вместо русых-то кудрей плешину во всю голову отрастил. И старуха моя не молодухой глядела. Раньше, бывало, звал ее песенной машинкой, а теперь вроде точильного станка вышло. Так и точит меня, так и точит: того нет, этого нехватка.

У людей мужики обо всем позаботятся, а у нас, как приплетется да в бане выпарится, так и на боковую. И ни о чем ему думушки нет!

В здешних-то местах раньше простому человеку никак бы не удержаться: зверь бы заел либо гнус одолел. Вот сперва эти места и обживали богатыри. Они, конечно, на людей походили, только сильно большие и каменные. Такому, понятно, легче: зверь его не загрызет, от оводу вовсе спокойно, жаром да стужей не проймешь, и домов не надо.

За старшего у этих каменных богатырей ходил один, по названью Денежкин. У него, видишь, на ответе был стакан с мелкими денежками из всяких здешних камней да руды. По этим рудяным да каменным денежкам тому богатырю и прозванье было.

Стакан, понятно, богатырский - выше человеческого росту, много больше сорокаведерной бочки. Сделан тот стакан из самолучшего золотистого топаза и до того тонко да чисто выточен, что дальше некуда. Рудяные да каменные денежки насквозь видны, а сила у этих денежек такая, что они место показывают.

Ровным-то местом мы тут не больно богаты. Все у нас горы да ложки, ложки да горы. Не обойдешь их, не объедешь. Гора, конечно, горе рознь. Иную никто и в примету не берет, а другую не то что в своей округе, а и дальние люди знают: на слуху она, на славе.

Одна такая гора у самого нашего завода пришлась. Сперва с версту, а то и больше такой тянигуж, что и крепкая лошадка налегке идет, и та в мыле, а дальше еще надо взлобышек одолеть, вроде гребешка самого трудного подъему. Что говорить, приметная горка. Раз пройдешь, либо проедешь, надолго запомнишь и другим сказывать станешь.

У нас за прудом одна логотинка с давних годов на славе. Веселое такое местечко. Ложок широконький. Весной тут маленько мокреть держится, зато трава кудреватее растет и цветков большая сила. Кругом, понятно, лес всякой породы. Поглядеть любо. И приставать с пруда к той логотинке сподручно: берег не крутой и не пологий, а в самый, сказать, раз-будто нароком улажено, а дно - песок с рябчиком. Вовсе крепкое дно, а ногу не колет. Однем словом, все как придумано. Можно сказать, само это место к себе и тянет: вот де хорошо тут на бережке посидеть, трубочку-другую выкурить, костерок запалить да на свой завод сдали поглядеть, - не лучше ли жичьишко наше покажется?

К этому ложочку здешний народ спокон век приучен. Еще при Мосоловых мода завелась.

Они - эти братья Мосоловы, при коих наш завод строеньем зачинался, из плотницкого званья вышли. По-нонешнему сказать, вроде подрядчиков, видно, были. да сильно разбогатели и давай свой завод ставить. На большую, значит, воду выплыли. От богатства отяжелели, понятно. По стропилам с ватерпасом да отвесом все три брата ходить забыли. В одно слово твердят:


Росли в нашем заводе два парнишечка, по близкому соседству: Ланко Пужанко да Лейко Шапочка.

Кто и за что им такие прозвания придумал, это сказать не умею. Меж собой эти ребята дружно жили. Под стать подобрались. Умишком вровень, силенкой вровень, ростом и годами тоже. И в житье большой различки не было. У Ланка отец рудобоем был, у Лейка на золотых песках горевал, а матери, известно, по хозяйству мытарились. Ребятам нечем было друг перед дружкой погордиться.

Катя - Данилова-то невеста - незамужницей осталась. Года два либо три прошло, как Данило потерялся, - она и вовсе из невестинской поры вышла. За двадцать-то годов, по-нашему, по-заводскому, перестарок считается. Парни таких редко сватают, вдовцы больше. Ну, а эта Катя, видно, пригожа была, к ней все женихи лезут, а у ней только и слов:

Данилу обещалась.

Знаменитых горщиков по нашим местам немало бывало. Случались и такие, что по-настоящему ученые люди, академики их профессорами величали и не в шутку дивились, как они тонко горы узнали, даром что неграмотные.

Дело, понятно, не простое, - не ягодку с куста сорвать. Не зря одного такого прозвали Тяжелой Котомкой. Немало он всякого камня на своей спине перетаскал. А сколько было похожено, сколь породы перекайлено да переворочено, - это и сосчитать нельзя.

Нашу-то Полевую, сказывают, казна (на государственные средства. – Ред.) ставила. Никаких еще заводов тогда в здешних местах не было. С боем шли. Ну, казна, известно. Солдат послали. Деревню-то Горный Щит нарочно построили, чтоб дорога без опаски была. На Гумешках, видишь, в ту пору видимое богатство поверху лежало, – к нему и подбирались. Добрались, конечно. Народу нагнали, завод установили, немцев каких-то навезли, а не пошло дело. Не пошло и не пошло. То ли немцы показать не хотели, то ли сами не знали – не могу объяснить, только Гумешки-то у них безо внимания оказались. С другого рудника брали, а он вовсе работы не стоил. Вовсе зряшный рудничишко, тощенький. На таком доброго завода не поставишь. Вот тогда наша Полевая и попала Турчанинову.

Произведения разбиты на страницы

Уральские сказы Бажова

Сказки Бажова вобрали в себя сюжетные мотивы, необычные образы, краски, язык национальных преданий и народную мудрость. Павела Петровича Бажов сумел придать необычным персонажам (Хозяйка Медной Горы, Великий Полоз, Огневушка-Поскакушка) завораживающую поэтичность. Волшебный мир, в который нас вводят старые уральские сказы Бажова погружали обычных русских людей, и они своей настоящей, земной силой побеждали условность сказочного волшебства. На нашем интернет сайте вы можете увидеть онлайн список сказок Бажова , и наслаждаться их чтением абсолютно бесплатно .

Имя Павла Петровича Бажова известно каждому взрослому. При упоминании имени этого русского писателя в нашем сознании возникают чудесные самобытные сказки о малахитовой шкатулке, каменном цветке, трудолюбивых и добрых уральских старателях и искусных мастерах. Произведения Бажова уводят в мир уральского подземного и горного царства и знакомят с его волшебными обитателями: Хозяйкой Медной горы, Огневушкой-Поскакушкой, Серебряным копытцем, Великим полозом и Голубой змейкой.

П.П. Бажов - мастер уральских сказов

Павел на Урале в 1879 году. Его семья много ездила, и многое из того, что было в детстве услышано и увидено мальчиком в Сысерти, Полевском, Северском, Верх-Сысерти, легло в основу его сказов об Урале и его жизни. Павла Бажова всегда привлекал фольклор.

Он с огромным почтением относился к истории своего народа, к его самобытному характеру и устному творчеству. Писатель постоянно собирал и обновлял фольклорные записи и на их основе создавал свои неповторимые сказы. Героями его произведений становятся простые труженики.

Отображение исторических событий в сказах П. Бажова

Крепостное право существовало на Урале вплоть до конца XIX века. Произведения П.П. Бажова описывают то время, когда народ жил под гнетом господ. Заводовладельцы в погоне за доходами не задумывались о цене человеческой жизни и здоровье своих подопечных, вынужденных работать в темных и сырых рудниках с утра до ночи.

Несмотря на тяжелые времена и каторжный труд, народ не падал духом. Среди рабочих были очень творческие, умные люди, умеющие трудиться и глубоко понимающие мир прекрасного. Описание их характеров, быта и душевных стремлений содержат произведения Бажова. Список их достаточно велик. Писательские заслуги Павла Бажова были оценены по достоинству при жизни. В 1943 году ему была присуждена Сталинская награда за книгу уральских сказов «Малахитовая шкатулка».

Посыл уральских сказов

Сказы не являются ранними произведениями Павла Бажова. Несмотря на то что журналист, публицист и революционер Бажов всегда интересовался фольклором, мысль о написании сказов появилась у него не сразу.

Первые сказы «Медной горы Хозяйка» и «Дорогое имячко» были опубликованы до войны, в 1936 году. С тех пор произведения Бажова стали появляться в печати регулярно. Целью и смыслом сказов было поднятие боевого духа и самосознания русского народа, осознание себя сильной и непобедимой нацией, способной на подвиги и противостояние врагу.

Неслучайно произведения Бажова появились перед началом Великой Отечественной войны и продолжали выходить во время нее. В этом отношении П.П. Бажов был провидцем. Ему удалось предвидеть наступление беды и внести свой вклад в противостояние мировому злу.

Мистические образы в литературных творениях П.П. Бажова

Многие знают, какие произведения написал Бажов, однако не всем понятно, откуда писатель заимствовал волшебные образы своих сказов. Конечно же, фольклорист лишь передавал народные знания о потусторонних силах, которые помогали добрым героям и наказывали злых людей. Существует мнение, что фамилия Бажова произошла от слова «бажить», являющегося уральским диалектом и буквально значащим «ворожить», «предвещать».

Скорее всего, писатель был человеком, хорошо разбирающимся в мистике, раз решился на воссоздание мифологических образов Великого полоза, Огневушки-Поскакушки, Хозяйки Медной горы, Серебряного копытца и многих других. Все эти волшебные герои представляют собой силы природы. Они обладают несметными богатствами и открывают их лишь людям с чистыми и открытыми сердцами, противостоящим силам зла и нуждающимся в помощи и поддержке.

Произведения Бажова для детей

Смысл некоторых сказов очень глубок и не лежит на поверхности. Нужно сказать, что не все произведения Бажова будут понятны детям. К сказам, адресованным непосредственно младшему поколению, традиционно относят «Серебряное копытце», «Огневушку-Поскакушку» и «Голубую змейку». Произведения Бажова для детей написаны очень кратким и доступным языком.

Здесь не уделяется много внимания переживаниям героев, но делается акцент на описании чудес и волшебных персонажей. Вот здесь озорничает Огневушка-Поскакушка в огненном сарафанчике, в другой сказке неожиданно появляется Серебряное копытце и выбивает драгоценные камешки для девочки-сиротки и доброго охотника Коковани. И, конечно же, кому не хочется встретиться с Голубой змейкой, которая крутится колесиком и показывает, где лежит золото?

Сказы Бажова и их использование в сказкотерапии

Произведения Бажова очень удобно применять в сказкотерапии, основной задачей которой является формирование у детей положительных ценностей и мотиваций, прочных моральных устоев, развитие у них творческого восприятия мира и хороших интеллектуальных способностей. Яркие образы сказов, простые, душевные, трудолюбивые люди из народа, фантастические персонажи сделают мир ребенка красивым, добрым, необычным и завораживающим.

Самое важное в сказах Бажова - это мораль. Ее ребенок обязательно должен усвоить и запомнить, и помощь взрослого в этом очень необходима. После того как сказка рассказана, с детьми в той же дружелюбной манере нужно провести беседу о главных героях, об их поведении и судьбе. Малыши с удовольствием расскажут о тех персонажах и их поступках, которые им понравились, выскажут свое мнение по поводу отрицательных героев и их поведения. Таким образом, беседа поможет закрепить положительный эффект сказкотерапии, способствуя прочному укоренению полученных знаний и образов в сознании ребенка.

Список произведений Бажова:

  • «Алмазная спичка»;
  • «Аметистовое дело»;
  • «Богатырева рукавица»;
  • «Васина гора»;
  • «Веселухин ложок»;
  • «Голубая змейка»;
  • «Горный мастер»;
  • «Далевое глядельце»;
  • «Две ящерки»;
  • «Демидовские кафтаны»;
  • «Дорогое имячко»;
  • «Дорогой земли виток»;
  • «Ермаковы лебеди»;
  • «Жабреев ходок»;
  • «Железковы покрышки»;
  • «Живинка в деле»;
  • «Живой огонек»;
  • «Змеиный след»;
  • «Золотой волос»;
  • «Золотоцветень горы»;
  • «Золотые дайки»;
  • «Иванко-крылатко»;
  • «Каменный цветок»;
  • «Ключ земли»;
  • «Коренная тайность»;
  • «Кошачьи уши»;
  • «Круговой фонарь»;
  • «Малахитовая шкатулка»;
  • «Марков камень»;
  • «Медная доля»;
  • «Медной горы хозяйка»;
  • «На том же месте»;
  • «Надпись на камне»;
  • «Не та цапля»;
  • «Огневушка-поскакушка»;
  • «Орлиное перо»;
  • «Приказчиковы подошвы»;
  • «Про Великого полоза»;
  • «Про водолазов»;
  • «Про главного вора»;
  • «Рудяной перевал»;
  • «Серебряное копытце»;
  • «Синюшкин колодец»;
  • «Солнечный камень»;
  • «Сочневые камешки»;
  • «Старых гор подаренье»;
  • «Тараканье мыло»;
  • «Таюткино зеркальце»;
  • «Травяная западенка»;
  • «Тяжелая витушка»;
  • «У старого рудника»;
  • «Хрупкая веточка»;
  • «Хрустальный лак»;
  • «Чугунная бабушка»;
  • «Шелковая горка»;
  • «Широкое плечо».

Произведения Бажова, список которых родителям желательно изучить заранее, помогут сформировать у детей чувство симпатии к добрым персонажам, таким как старик Кокованя, Даренка, и негативное отношение, порицание к другим (приказчик из сказки «Медной горы Хозяйка»). Они привьют ребенку чувство доброты, справедливости и красоты и научат его сочувствовать, помогать другим и действовать решительно. Произведения Бажова разовьют творческий потенциал детей и будут способствовать появлению у них ценностей и качеств, необходимых для успешной и счастливой жизни.

Павел Петрович Бажов – известнейший фольклорный писатель, автор сборника рассказов «Малахитовая шкатулка».

Родился 15 января 1879 года в небольшом городке недалеко от Екатеринбурга. Его отец – Петр Бажев – был потомственным горным мастером. Детские годы провел в Полевском (Свердловская область). Учился в местной школе на «5», юношей получил образование в духовном училище, позже – в семинарии. С 1899 года молодой Бажов идет работать в школу – преподавать русской язык.

Активное творчество началось в годы войны, после работы журналистом в военных изданиях «Окопная правда», «Красный путь» и «Крестьянской газете». О работе в редакции почти не осталось данных; Бажов больше известен как фольклорист. Именно письма в редакцию и увлечение историей родного города изначально заинтересовали Бажова заниматься сбором устных рассказов крестьян и рабочих.

В 1924 году он издает первую редакцию сборника – «Уральские были». Немного позже, в 1936 году свет увидел сказ «Девка Азовка», который также был написан на фольклорной основе. Сказовая литературная форма была полностью им соблюдена: речь рассказчика и устные пересказы горнорабочих сплетаются и образуют тайну – историю, которую знает только читатель и больше никто на свете. Сюжет не всегда имел историческую подлинность: Бажов часто менял те события истории, которые были «не в пользу России, следовательно, не в интересах простых работящих людей».

Его главной книгой по праву считается «Малахитовая шкатулка», вышедшая в 1939 и принесшая писателю мировое признание. Эта книга – сборник небольших рассказов о русском северном фольклоре и бытовой жизни; как нельзя лучше в ней описаны местная природа и колорит. Каждый рассказ наполнен национальными мифическими персонами: бабка Синюшка, Великий Полоз, Хозяйка Медной горы и другие. Камень малахит был неслучайно выбран для названия – Бажов считал, что в нем «вся радость земли собрана».

Писатель стремился создать неповторимый литературный стиль при помощи авторских, оригинальных форм выражения мысли. Эстетично перемешаны в рассказах сказочные и реалистические персонажи. Главными героями всегда являются простые трудолюбивые люди, мастера своей профессии, которые сталкиваются с мифической стороной жизни.

Яркие персонажи, интересные сюжетные связки и мистическая атмосфера произвели фурор на читателей. Как следствие, в 1943 писателя почетно наградили Сталинской премией, а в 1944 – орденом Ленина.
По сюжетам его рассказов и сегодня ставят спектакли, постановки, фильмы, и оперы.
Окончание жизни и увековечение памяти

Умер фольклорист на 71 году жизни, его могила расположена в самом центре Ивановского кладбища, на холме.

С 1967 в его усадьбе работает музей, где каждый может окунуться в быт того времени.
В Свердловске и Полевском установлены его монументы, а в Москве – механический фонтан «Каменный цветок».

Позже в его честь назвали поселок и улицы многих городов.

С 1999 года в Екатеринбурге введена премия им. П. П. Бажова.

Биография Павла Бажова самое главное

Павел Петрович Бажов был рожден в 1879 году недалеко от города Екатеринбурга. Отец Павла был рабочим. Павел в детстве часто переезжал семьей с места на место из-за командировок его отца. Их семья была во многих городах, в их число входили Сысерть и Полевской.

Мальчик поступил в школу в возрасте семи лет, он был лучшим учеником в своем классе, после школы он пошел в училище, а потом в семинарию. Павел поступил на должность учителя русского языка в 1899 году. Летом он путешествовал по Уральским горам. Женой писателя стала его ученица, они познакомились, когда она училась в старших классах. У них было четыре ребенка.

Павел Петрович участвовал в российской общественной жизни. Он был в составе подполья. Павел работал над планом сопротивления при падении советской власти. Он также был участником Октябрьской революции. Павел Петрович отстаивал идею равенства между людьми. Во время Гражданской войны Павел работал журналистом и увлекался историей Урала. Павел Петрович даже попал в плен и заболел там. Несколько книг Бажова было посвящено революции и войне.

Первая книга была напечатана Бажовым в 1924 году. Главным произведением автора принято считать «Малахитовую шкатулку », которая вышла в 1939 году. Эта книга – сборник сказок для детей об уральской жизни. Она стала известна по всему миру. Павел Петрович получил премию и был награжден орденом. Произведения Бажова легли в основу мультфильмов, опер, спектаклей.

Кроме как писать книги, Бажов любил фотографировать. Особенно ему нравилось делать фотографии жителей Урала в национальных костюмах.

Свое семидесятилетие Бажов праздновал в филармонии в Екатеринбурге. Поздравить его пришло много родных и незнакомых людей. Павел Петрович был растроган и счастлив.

Писатель скончался в 1950 году. Исходя из биографии Бажова, мы можем сказать, что писатель был настойчивым, целеустремленным и трудолюбивым человеком.

Вариант 3

Кто из нас не читал сказания о несметных богатствах, таившихся в уральских горах, о русских умельцах и их мастерстве. И все эти прекрасные творения были обработаны и выпущены отдельными книгами Павлом Петровичем Бажовым.

Писатель появился на свет в 1879 году в семье горнозаводского мастера на Урале. В раннем детстве мальчика интересовали люди его родного края, а также местный фольклор. После обучения в школе при заводе, Павел поступает в духовное училище в Екатеринбурге, а затем продолжает учебу в духовной семинарии.

Бажов в 1889 году стал работать учителем, обучая детишек русскому языку и литературе. В свободное от работы время он ездил по близлежащим селам и заводам, расспрашивая у старожилов необыкновенные истории и предания. Всю информацию он тщательно записывал в тетради, которых у него накопилось великое множество к 1917 году. Вот тогда- то он, прекратив преподавательскую деятельность, отправился защищать родину от белогвардейских захватчиков. Когда закончилась гражданская война, Бажов пошел работать в редакцию «Крестьянский вестник» города Свердловск, где с огромным успехом публиковал очерки о жизни уральских рабочих и непростых временах гражданской войны.

В 1924 году он Павел Петрович издает первую книгу собственного сочинения «Уральские были», а в 1939 году читатели знакомятся с еще одним сборником сказок «Малахитовая шкатулка». Именно за этот свой труд писатель был награжден премией Сталина. Вслед за этой книгой были опубликованы «Хозяйка медной горы», «Великий полоз» и много других сказов, в которых происходили необыкновенные события. Читая эти творения, замечаешь, что все действия происходят в одной и тоже семье и в определенном месте и времени. Оказывается, что такие семейные истории существовали раньше на Урале. Здесь героями выступали самые обыкновенные люди, сумевшие рассмотреть в безжизненном камне его добрую суть.

В 1946 году по мотивам его сказов на экраны вышел фильм «Каменный цветок». Во время Великой отечественной войны писатель заботился не только о своих коллегах, но и об эвакуированных творческих людях. Скончался Павел Александрович в 1950 году в Москве.

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Краткая биография Коста Хетагуров

    Коста Хетагуров талантливый поэт, публицист, драматург, скульптор, живописец. Его даже считают основоположником литературы в прекрасной Осетии. Произведения поэта получили мировое признание и были переведены на многие языки.

  • Иван Грозный

    Иван Грозный - прозвище Иоанна IV Васильевича, знаменитого князя Столичного и всей Руси, 1-ый российский правитель, управлявший с 1547 года в течении пятидесяти лет - что является абсолютным рекордом правления Отечественным правительством

  • Василий Иванович Баженов

    Что известно о великом архитекторе Василии Баженове, то, что он родился в 1737 году, и маленьком селе. Ранние годы жизни провел в Москве. Известно, что отец работал в церкви церковным служащим.

  • Кир Булычев

    Игорь Всеволодович Можейко, таково настоящее имя писателя-фантаста более известного публике под псевдонимом Кир Булычев, родился в Москве в 1934 году, а оставил этот мир спустя 68 лет тоже в российской столице в 2003 году.

  • Жуковский Василий

    Василий Андреевич Жуковский родился в Тульской губернии в 1783 году. Помещик А.И. Бунин и его супруга заботились о судьбе незаконнорожденного Василия и смогли добиться для него дворянского титула



Рассказать друзьям