Бедность - это что? Уровень бедности. Абсолютная и относительная бедность

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Страница 1

Ниже бедных в социальной иерархии стоят нищие и обездо­ленные. В России к беднякам относили неимущих, малоимущих и эксплуатируемых крестьян. Бедняцкое хозяйство - это крестьян­ское хозяйство. Нищетой называлась крайняя бедность. Нищим считался человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Но не всех живущих в абсолютной бедности следует называть нищими. Бедные живут либо на заработок, либо на пенсии и по­собия, но они не попрошайничают. К нищим правильнее отно­сить ту категорию живущих в бедности, кто зарабатывает на жизнь регулярным попрошайничеством.

В разных обществах к нищим относились по-разному. В одних случаях их зачисляли в разряд бездельников, с которыми прихо­дилось бороться, а в других нищих и попрошаек окружали орео­лом святости. Отношение к нищим могло меняться в одной и той же стране на протяжении разных эпох. В России нищие до 1917г. считались убогими, т. е. обиженными обществом, но приближен­ными к богу. После революции 1917 г. они стали преследоваться законом за уклонение от общественно полезного труда. В Европе XVI в., пока государство не взяло на себя заботу о благосостоя­нии человека, было выгодно считаться бедным. В старые времена нищий, попавший в дом богача, считался посланцем Бога, если не самим Христом в изгнании. У русских крестьян подача милосты­ни нищим считалась очищением от грехов. В XIX в. один нищий за день мог насобирать до 5 пудов печеного хлеба. Продав его по 35 коп. за пуд, он выручал сумму, достаточную для того, чтобы устроить угощение с водкой в трактире. Привыкнув хорошо жить, нищие даже за высокую плату не соглашались работать, ссылаясь на болезни и немочь.

Но чувства уважения и сострадания постепенно уходили в про­шлое. Ни на что не способные бездельники, опасные для государст­ва, - таковым стало мнение общества, напуганного ростом числа попрошаек и нищих. Постоянно принимались меры против попро­шайничества и бродяжничества, занятие которыми считалось пре­ступлением. Бродяг арестовывали и избивали, на выбритой голове выжигали каленым железом клеймо, которое означало, что во вто­рой раз их повесят на месте без суда или сошлют на галеры. В неко­торых странах с ними обходились еще суровее. В Англии в 1547 г. парламент одобрил закон о превращении бродяг в рабов. Для бро­дяг строили ночлежные дома и приюты, создавали фонды помощи, но как социальная категория они никогда не исчезли.

Наряду с бедностью и нищетой (иногда именуемой глубокой бедностью) выделяют обездоленностъ. Обездоленность характеризует бедность, возникшую из-за отсутствия доступа к материаль­ным и культурным благам по состоянию здоровья, в связи с мно­годетностью, алкоголизмом и т. д. Они не могут вести полноцен­ный образ жизни. Обычно ими являются дети, инвалиды, безра­ботные, пенсионеры, представители другой расы или нации, а также хронически бедные. В бывшем СССР насчитывалось около 3 млн. детей с умственными или физическими недостатками. Дети бедняков недополучают родительской заботы, а в школе ситуация усугубляется еще больше, так как учителя не только не окружают их должной заботой, но стремятся выжить из школы. Бедность - основной источник так называемых неблагополучных детей.

Обездоленные - это, как правило, хронически бедные люди, живущие в таком состоянии длительное время и потерявшие на­дежду выбраться из него. Поэтому можно считать, что бедность -это не только минимальный доход, но особый образ и стиль жиз­ни, передающиеся из поколения в поколение нормы поведения, стереотипы восприятия и психологии. Дети, рожденные в бедных семьях, не имеют тех преимуществ, которые достаются выходцам из богатых семей. Они многого лишены. Бедняки живут в непре­стижных, перенаселенных и криминогенных частях города, в дис­комфортных жилищах, питаются хуже других, они посещают пло­хие школы, рано бросают учебу и не получают необходимой ква­лификации. В результате у них худшие стартовые условия в жизни и они чаще начинают трудовую карьеру с неквалифицированной и малооплачиваемой работы. У них не формируются качества, необходимые для правильного восприятия окружающей действи­тельности. Угол зрения бедных смещен в сторону негативных оценок реальности, пессимизма и отчаяния. Часто они не могут построить нормальные взаимоотношения в семье: повышенные тона при разговоре, взаимные упреки, ругательства и оскорбле­ния становятся обычным делом.

Шел я недавно мимо Софийского собора по своим делам мирским, и окликнула меня девушка.

– Подайте ради Христа! – протягивает она руку за подаянием. Молодая, красивая, из таких, про которых говорят, что на них, мол пахать можно. Девушку эту встречал и прежде. Так же просила у меня милостыню возле Юрьева монастыря. Удивился я тогда. Ну, когда старушка какая, или инвалид безногий, это понятно. А тут девушка, молодая, красивая, руки и ноги на месте… А недавно на страницах «ВН» тоже спор разгорелся на тему нищих. Кто такие, как к ним относиться правильно, а как неправильно для человека мирского, коли заблагорассудится Судьбе свести его с нищей братией.

Перво-наперво решил я священников разных опросить, от разных религий. А помог мне в этом Николай Косенков, эксперт управления области по обеспечению деятельности ситуационного центра губернатора, человек отзывчивый и внимательный к людям. Помог он мне связаться не только с православным батюшкой, но и со священником старообрядческой церкви, и даже с председателем еврейской общины, который на сей момент замещает нового раввина и в вопросах религии столь же грамотен. А вот постоянного муллы мусульманского на территории нашей области нет, как и нет ни одной мечети.

Однако известно, что девятая сура Корана переводится как: «Пожертвования предназначены для нищих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (перевод Ас-Саади). Правом на обязательные пожертвования обладают только лица, упомянутые в аяте, специальном стихе Корана, которых можно разделить на восемь категорий.

К первым двум категориям относятся нищие и бедняки. Нищими считаются люди, которые полностью лишены средств к существованию либо зарабатывают менее половины прожиточного минимума. Бедняками же считаются люди, которые зарабатывают половину или более половины прожиточного минимума, но не способны обеспечить себя полностью.

К третьей категории относятся служащие, которые занимаются сбором, хранением, перевозкой или учетом пожертвований, а также любой другой деятельностью, связанной со сбором и распределением закята. Эти служащие получают жалование за то, что выполняют свои обязанности.

К четвертой категории относятся люди, чьи сердца мусульмане хотят завоевать. Это могут быть старейшины или уважаемые люди, которым повинуются окружающие.

К седьмой категории относятся бойцы, которые добровольно сражаются на пути Аллаха и не относятся к бойцам регулярных войск. Из средств закята им полагается получить все необходимое для участия в боевых действиях.

Существует мнение, что бедный мусульманин имеет право на пожертвование из средств закята, чтобы совершить обязательный хадж, однако по этому поводу существуют разногласия. К восьмой категории относятся путники, которые оказались в чужой стране и не имеют средств на возвращение домой. Им разрешается получить пожертвования, достаточные для того, чтобы они могли вернуться домой (по материалам Сайта Крымской Молодёжи).

Ещё мне удалось выйти на Максима Ионова – редактора журнала «Родноверие», а значит, человека разбирающегося в родноверческой философии и задать ему те же вопросы, что и всем остальным.

А ответы были такими:

Священник Софийского собора отец Александр:


Всегда надо смотреть на причину нищенства. Если оно вызвано леностью, нежеланием работать – то христианская религия такое нищенство осуждает, а если это нищенство вызвано желанием не отвлекаться от духовных исканий, от духовной жизни, то оно достойно поощрения.

Кому и сколько давать, и надо ли подавать милостыню – это решает сам человек.

Каждый христианин должен помогать другому христианину, да и вообще любому человеку.

Хорошо ли быть богатым?

Платон и Аристотель считали, что безмерное богатство развращает, если не служит добру и высоким целям. Некоторые христианские святые порою были вынуждены жить на средства богатых людей. Богатые люди были и в окружении Христа. Потому само по себе богатство злом не является. Тем более если человек его использует для благих целей – помогает тем, кто нуждается, строит больницы, храмы и другие учреждения, нужные людям. Но если человек является рабом своего богатства, это плохо.

Григорий Исаакович Файнберг - председатель еврейской общины:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

В иудаизме нет такого понятия «нищий», в иудаизме есть понятие «малоимущий». Само слово «нищий», по нашему мнению, унижает человеческое достоинство.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Евреи помогают тем, кто нуждается в помощи. Но просто давать деньги на улице считается унижением. Если еврей захочет помочь такому человеку, он скорее тихо и незаметно положит деньги в конверте в почтовый ящик или отдаст их на развитие благотворительной столовой или другого учреждения, занимающегося решением проблем малоимущих.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо. Но накопительство это конечно зло. А если человек хорошо работал, то совсем не плохо, если у него есть деньги. Хотя у евреев никогда не поощрялась показная роскошь. Всегда был в почёте скромный образ жизни.

Максим Ионов, главный редактор журнала «Родноверие»:

Как Ваша религия относится к нищим и нищенству?

Отрицательно. Но имеет значение, как человек пришёл к такому состоянию, он нищий потому, что не может работать по физическим причинам или он не хочет, или подвержен вредным привычкам и т.д. Имея руки и землю, человек не может нищенствовать, предки так рассуждали. А пожилых и немощных поддерживать надо, это обязанность сообщества.


Нужно ли подавать милостыню, если да, то как, когда и сколько?

Опять же смотря кому, в настоящее время это стало бизнесом, но по идее, если есть праздник, то разделять его должны все, независимо от достатка. Конкретную сумму не могу сказать. По желанию.

Помогает ли ваша религия людям потерявшим почву под ногами?

Стараемся помогать, общиной, сообществом, но скажу честно, родноверы - это люди с определённым менталитетом, выступающими за здоровый образ жизни и т.д., люди с определённым жизненным стержнем. Потерявших почву под ногами среди нас очень мало. Помогаем: даём возможность заработать, просто так давать деньги нельзя, это развращает человека. Безусловно, оказываем моральную поддержку.

Хорошо ли быть богатым?

Богатым быть хорошо, но всегда возникает вопрос: какую цену ты за это заплатил и кем стал по жизни. Богатство должно давать тебе некую свободу и возможность помогать окружающим тебя людям.

Вот такие ответы дали представители разных религий. В чем-то они сходятся, чем-то отличаются. А как Вам рассматривать эту проблему, решайте, дорогой читатель, самостоятельно, исходя из своего опыта.

Многие видели людей, просящих милостыню у метро, на углу магазина...Что это- выгодный бизнес или последняя надежда на помощь? А вы подаете таким людям?

В переходе возле станции метро сидит женщина неопределенного возраста. Ей можно дать с ходу и тридцать, и двадцать три, и сорок два. Волосы у женщины спутаны и грязны, голова опущена в скорби. Перед женщиной на заплеванном полу перехода лежит кулек. В кулек сердобольные граждане бросают деньги. И не бросали бы, да на руках женщина держит весомый «аргумент» в пользу того, что ей деньги просто необходимы. На руках у женщины спит ребенок лет двух. Он в грязной шапочке, бывшей когда-то белой, в спортивном костюмчике. Переход - место достаточно оживленное. И течет нескончаемым потоком людская толпа, и звенит мелочь в кульке, и шуршат купюры.

Я ходил мимо женщины около месяца. Я догадывался, кому уходят деньги, жертвуемые многочисленными прохожими. Уж сколько говорено, сколько написано, но народ наш такой - жалостливый. Жалостливый, до слез. Готов народ наш отдать последнюю рубашку свою, последние копейки из кармана вытряхнуть. Подал такому «несчастному» - и чувствуешь, что у тебя все еще не так плохо. Помог, вроде бы как. Хорошее дело сделал…

Я ходил мимо попрошайки месяц. Не подавал, так как не хотел, чтобы на мои деньги какой-нибудь негодяй купил себе кирпича одну штуку, да вставил в стену нового дома-дворца своего. Пускай будет дыра у него в стене, у негодяя этого. Не будет кирпича от меня. Но, судя по тому, как попрошайке подавали, хозяин ее имел уже несколько домов-дворцов.

Ну и попрошайке что-то перепадает, конечно. Бутылка водки на вечер, да шаурма. Хозяева таких «точек» попрошайничества имеют немало, но отличаются жадностью. И жестокостью. На том и держится их супердоходный бизнес. На деньгах да на страхе. Никто из опускающих монетку в кулечек не знает, что «встать» на место возле Владимирского собора невозможно, а хождение по вагонам метро с уныло-тягучим «простите, что я до вас обращаюся» стоит от 20 долларов в день. Или - знает? В таком случае - знает, но подает?

Никто из добряков, жертвующих «мадонне с младенцем», не задумывается над еще одним вопросом. Над одним несоответствием, буквально бросающимся в глаза. Спустя месяц хождения мимо попрошайки меня вдруг как током ударило, и я, остановившись в многолюдном переходе, уставился на малыша, одетого в неизменно-грязный спортивный костюмчик. Я понял, что именно казалось мне «неправильным», если можно назвать «правильным» уже само нахождение ребенка в грязном подземном переходе с утра до вечера. Ребенок спал. Ни всхлипа, ни вскрика. Спал, уткнувшись личиком в колено той, кто представлялась его мамой. Попрошайка подняла на меня глаза. Наши взгляды встретились. Бьюсь об заклад, она поняла то, что понял я…

У кого из вас, уважаемые читатели, есть дети? Вспомните, как часто они спали в возрасте 1-2-3-х лет? Час, два, максимум три (не подряд) дневного сна, и снова - движение. За весь месяц каждодневного моего хождения по переходу я НИ РАЗУ не видел ребенка бодрствующим! Я смотрел на маленького человечка, уткнувшегося в колено «мамы», и страшное мое подозрение постепенно формировалось в твердую уверенность.
- Почему он спит все время? - спросил я, уставившись на ребенка.
Попрошайка сделала вид, что не расслышала. Она опустила глаза и закуталась в воротник потертой куртки. Я повторил вопрос. Женщина вновь подняла глаза. Она посмотрела куда-то за мою спину. Во взгляде ее явственно читалось усталое раздражение вперемешку с полнейшей отрешенностью. Я впервые видел подобный взгляд. Взгляд существа с другой планеты.
- Пошел на… - произнесла она одними губами.
- Почему он спит?! - я почти кричал…

Сзади кто-то положил руку мне на плечо. Я оглянулся. Мужчина с типичным лицом рабочего с близлежащего завода неодобрительно хмурил седые брови:
- Ты чего к ней пристал? Видишь - и так жизнь у нее… Эх… На вот, дочка, - мужик вытряхнул из своей огромной пятерни монетки.
Попрошайка перекрестилась, изобразив на лице смирение и вселенскую скорбь. Мужик убрал ручищу с моего плеча, побрел к выходу из перехода. Дома он расскажет, как защитил угнетенную, несчастную, обездоленную женщину от негодяя в дорогой дубленке.

Милиционер, подошедший ко мне в переходе на следующий день, выразился почти так же, как и его «подопечная» попрошайка. И на свой вопрос я получил исчерпывающее:
- Пошел в…
А ребенок спал…

Я позвонил знакомому. Это веселый и смешливый человек с глазами-маслинами. Он с горем пополам окончил три класса, и читает с трудом. Полное отсутствие образования не мешает ему передвигаться по улицам города на очень дорогих иномарках и жить в домике с бесчисленным количеством окон, башенок и балкончиков. Знакомый был весьма удивлен моей уверенностью в том, что весь без исключения подобный бизнес контролируют представители его национальности. Я узнал, что в Киеве попрошаек «держат» и молдаване, и украинцы. Причем, первые специализируются, в основном, на «инвалидах войны». Мы часто видим их на переходах и светофорах, снующими буквально под колесами машин. Мнимые афганцы «работают» также и в метрополитене.

Всевозможными «больными», хромыми и «приехавшими делать операцию» заведуют с равным успехом как украинцы, так и цыгане. Бизнес этот, несмотря на кажущуюся стихийность, четко организован. Курируется попрошайничество организованными преступными группировками, и деньги, брошенные полунищими прохожими в кулечек «обездоленного инвалида», уходят «наверх». Причем, настолько «наверх», что, узнай об этом сердобольный прохожий, он потерял бы сознание от удивления. Детей берут в «аренду» у семей алкоголиков, или попросту воруют. Но это все, что говорится, цветочки.
Мне нужно было получить ответ на вопрос - почему спит ребенок? И я его получил. Причем, мой знакомый цыган произнес фразу, повергнувшую меня в шок, вполне обыденно, спокойным голосом. Как о погоде сказал:
- Или под героином, или под водкой…
Я остолбенел. «Кто под героином? Кто - под водкой?!»
- Ребенок. Чтобы не кричал, не мешал. Ей с ним целый день сидеть, представляешь, как он надоесть может?

Для того чтобы ребенок спал весь день, его накачивают водкой. Или - наркотиками. Разумеется, что детский организм не способен справляться с таким шоком. И дети часто умирают. Самое страшное - иногда умирают днем, среди «рабочего дня». И мнимая мать должна досидеть с мертвым ребенком на руках до вечера. Таковы правила. И идут мимо прохожие, и бросают мелочь в кулек, и считают, что поступают благородно. Помогают «матери-одиночке»…

… На следующий день я стоял в переходе возле станции метро Л. Милиционера, ответившего мне вчера ругательством, не было видно. Я запасся журналистским удостоверением, и был готов к серьезному разговору. Но разговора не получилось. А получилось следующее…
У женщины на руках лежал ДРУГОЙ ребенок. Мои вопросы попрошайка попросту игнорировала с отрешенным лицом. Меня интересовали документы на ребенка, и, самое главное - где вчерашний малыш?

Попрошайка вопросы игнорировала, зато их не игнорировали торговки, стоявшие рядом. От женщины, торгующей трусиками, я узнал, что мне следует, мягко говоря, удалиться из перехода. К возгласам торговки подключились ее негодующие соседки по ремеслу. Следом за ними - прохожие преклонных лет. В общем, я был с позором выдворен из перехода. Оставалось одно - звонить 02 или искать милицейский патруль. Но милиция нашла меня сама. Сержант, любитель посылать в…, подошел ко мне и спросил документы. Я документы предоставил, и высказал свое мнение по поводу нахождения женщины с ребенком в переходе. Сержант со мною согласился, и… отправился звонить кому-то. Я стоял перед переходом, с полным ощущением того, что пытаюсь бороться с ветряными мельницами. Спустя несколько минут в переходе не было уже ни торговок, ни попрошайки со спящим ребенком…

Когда вы видите в метро ли, на улице ли женщин с детьми, просящих милостыню, задумайтесь, прежде чем ваша рука полезет за деньгами. Подумайте о том, что не будь вашего и сотен тысяч подаяний, и бизнес этот умер бы. Умер бы бизнес, а не дети, накачанные водкой или наркотиками. Не смотрите на спящего ребенка с умилением. Смотрите с ужасом. Ибо вы, прочитавшие эту статью, знаете теперь - почему спит ребенок…



Рассказать друзьям