Бетховен. Послание к Элизе

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Радость для многих обучающихся по классу фортепьяно это исполнение сочинения «К Элизе» Людвига Бетховена . Произведение это уже долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами Знаменитая ля-минорная багатель при жизни Бетховена издана не была. Публика о ней узнала благодаря биографу композитора, господину Нолю, обнаружившему рукопись, на которой было написано: «Элизе от Л. Бетховена». Кем была эта Элиза, мы не знаем. Современные музыковеды сомневаются — не было ли посвящение по причине плохого почерка композитора прочитано неправильно. Знаменитое произведение Людвига Бетховена "К Элизе", как оказалось, на самом деле посвящено не Элизе, а Терезе. Рукопись этой фортепьянной элегии, написанной композитором в 1808 г., бесследно исчезла. Однако австрийским исследователям-музыковедам удалось точно установить, что во время создания композиции Бетховен ухаживал за дочерью венского врача Терезой Малфатти, и именно ей посвятил свое гениальное произведение. При наборе партитуры в типографии не смогли разобрать плохой почерк композитора, и на свет появилась элегия "К Элизе".

Beethoven Fur Elise Бетховен К Элизе
(Исполняет Малкус Александр Маркович) (Alexander Malkus)

«К Элизе» — восхитительно красивая музыка, но все-таки, играя ее, надо помнить, что написал ее не плейбойный герой в смокинге за белым роялем, не дамский угодник, а суровый и яростный Бетховен, у которого за каждым звуком стоит не желание понравится и покорить женское сердечко, а поведать о чем-то настоящем и, чаще всего, болезненно жгущем душу… Это не значит конечно, что играть ее надо излишне буйно, трагедийно или пафосно, но необходимо держать в себе образ Бетховена с его благородным, и большим сердцем, чтобы избежать впадения в сиропный елей или конфеточную оберточность… Посмотрите в конце концов на портрет Бетховена… Это - титан! И тогда и Вам, и Вашим благодарным слушателям в этой музыке раскроется много большее, чем просто красивая мелодия…

Für Elise by Beethoven for Piano & Orchestra

Тереза Малфатти


Элиза Рёкель

Вторая версия возникновения названия — это посвящение пьесы немецкой певице сопрано Элизе Рёкель, позднее ставшей женой Непомука Хаммеля. Элиза, как ее звали приходские священники, была подругой Бетховена с 1808 года.

Первая тема не является технически сложной и часто изучается новичками, она обеспечивает хорошее базовое упражнение для игры на фортепиано с использованием педалей техники. Однако, гораздо больше техники, необходимо в последующих частях.

Исп.Валентина Лисица. Seoul


Пьеса-багатель «К Элизе» - одно из самых известных произведений Людвига ван Бетховена. Все начинающие музыканты обязательно разучивают его, осваивая игру на фортепиано. Несмотря на популярность пьесы, история ее создания остается настоящей загадкой, равно как загадкой остается и ее адресат.

Людвиг ван Бетховен с детства проявлял талант к музыке, его первыми учителями стал отец Иоганн, служивший тенором в придворной капелле, и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Ключевую роль в становлении таланта Людвига сыграл также его дед, занимавший должность капельмейстера. Именно он первым заметил тягу внука к музыке и настоял на необходимости дать мальчику образование.


В 21 год Людвиг отправляется в Вену, чтобы брать уроки у прославленного австрийского композитора Йозефа Гайдна, тот с одобрением отзывается о своем ученике. Бетховен быстро осваивает мастерство игры на фортепиано и охотно импровизирует. Интуитивно он находит новые пути, технику игры, комбинации, которые определят развитие музыки в XVIII веке.


К 30 годам у Людвига стал резко ухудшаться слух. Для музыканта такой диагноз был хуже смерти, ведь под угрозой оказалась возможность заниматься музыкой. Как мог он старался скрывать недуг от окружающих, но постепенно замыкался в себе и становился нелюдим. Несмотря на то, что с годами Бетховен совершенно оглох, он все так же продолжал писать музыку, многие его самые известные произведения созданы на закате жизни.


Исследователи, которые работают с архивами Людвига Бетховена, отмечают, что у композитора был совершенно неразборчивый почерк, очевидцы отмечали, что и с произношением у него возникали сложности. Все это дало основание предполагать, что, возможно, великий композитор страдал дислексией (плохое овладение навыками письма и чтения при общей способности к обучению). Именно из-за нечеткого почерка произведение, известное сегодня как пьеса «К Элизе», было опубликовано именно под таким названием.

Стоит отметить, что пьеса-багатель была опубликована спустя 40 лет после смерти композитора, ее обнаружил музыкант Людвиг Ноль. Интересно, что рукопись была случайно найдена в 1865 году, опубликована в 1867 году, но вскоре бесследно утеряна. На сегодняшний день сохранилась только копия Ноля, где находится оригинал – неизвестно. Следовательно, та информация, которой мы располагаем сегодня, - это то, как смог расшифровать записи Бетховена Ноль. Почти наверняка оригинал прочесть было довольно сложно, поэтому Ноль уделил основное внимание тому, чтобы правильно перенести ноты. Вряд ли для него принципиально важным было сохранить правильность наименования адресата.
Учитывая, что посвящение пьесы «К Элизе», долгие годы считалось, что ее адресат – Елизавета Алексеевна, жена российского императора Александра I.


Однако исследователь Макс Унгер выразил несогласие с этим утверждением. По его мнению, логично предположить, что адресатом могла быть Тереза Малфатти, ученица Бетховена и его близкий друг. Известно, что великий композитор был влюблен в Терезу и даже делал ей предложение руки и сердца в 1810 году (именно этим годом предположительно датировалась рукопись пьесы). Однако Тереза ответила отказом.


Есть и третья версия, согласно которой пьеса могла быть написана для певицы Элизабет Рёкель и подарена ей на прощанье перед ее отъездом из Вены. Однако доподлинно известно, что рукопись находилось в распоряжении Терезы Малфатти, и в случае, если адресатом все же была Рёкель, не представляется возможным объяснить это обстоятельство.

Людвиг Бетховен прожил сложную жизнь, никогда не был женат, не имел детей. В наследство человечеству он оставил свои музыкальные шедевры и вошел в историю, как .


Пожалуй, не найдется никого, кто бы хоть раз в жизни не слышал спокойную и убаюкивающую фортепианную пьесу «К Элизе» Людвига ван Бетховена . Оригинальная партитура этой мелодии не сохранилась, поэтому уже много лет музыковеды и биографы композитора не могут прийти к единому мнению, кому же на самом деле была посвящена «К Элизе» .




Биограф знаменитого композитора Людвиг Ноль (Ludwig Nohl ) первым высказал версию относительно адресата пьесы, которая изначально имела название «Багатель № 25 ля минор» (от фр. bagatelle – «безделушка»). Рукопись с нотами мелодии он обнаружил в доме Терезы Малфатти, которая в свое время была ученицей и другом композитора.

Тереза Малфатти фон Роренбах цу Децца. | Фото: img.rl0.ru.


Известно, что Бетховен был влюблен в Терезу и даже сделал ей предложение в 1810 году, которое она отвергла, предпочтя ему богатого дворянина. Людвиг Ноль интерпретировал надпись на нотах пьесы так: «Элизе от Л. Бетховена». Дело в том, что у самого композитора был ужасный неразборчивый почерк (считается, что он страдал легкой дислексией), поэтому биограф решил, что адресатом являлась Тереза, но оригинал названия исправлять не стал.



Эта версия считалась единственной вплоть до 2009 года, пока британский музыковед Мартин Копитц не предложил еще одну «кандидатку». Согласно его теории «К Элизе» (нем. «Für Elisе») была посвящена певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора тенора Йозефа Рёкеля.



Бетховен познакомился с Элизабет, величавшей себя только Элизой, в 1806 году, когда ей было 13 лет, а ему – 36 лет. Это знакомство вылилось в долгую дружбу и в трогательные ухаживания со стороны композитора. Позже сама певица вспоминала об одном из музыкальных вечеров, на которых присутствовал Бетховен, так: «С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спастись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки».



Незадолго до кончины в 1827 году Людвиг ван Бетховен подарил Элизабет Рекель прядь свои волос и перо, которым он записывал свои партитуры.


Сегодня уже никто не скажет с достоверностью, кому же композитор посвятил свое творение, но «К Элизе» является одной из самых узнаваемых и любимых произведений

«К Элизе» (нем. Für Elise) - знаменитая фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена.

Произведение это уже долгие годы звучит в домах всех стран мира. Его простая, убаюкивающая мелодия любима и теми, кто делает первые шаги в музыке, и профессионалами.

Оригинальная партитура «К Элизе» утрачена, и несколько поколений исследователи пытались разгадать, кто была эта Элиза.

Публика о ней узнала благодаря биографу композитора, господину Нолю, обнаружившему рукопись, на которой было написано: "Элизе от Л. Бетховена"

Сначала просто подумали,что господин Ноль ошибся по причине плохого бетховенского подчерка и принял девушку по имени Тереза за Элизу..

Но..Совсем недавно, открылись новые сведения..Музыковед Мартин Копитц,специалист по творчеству Л.В.Бетховена, открыл новые сведения.

По мнению Копитца, Бетховен посвятил Багатель певице Элизабет Рекель (1793-1883). Она доводилась сестрой Йозефу Августу Рекелю, тенору, исполнявшему партию Флорестана в опере «Фиделио» в 1806 году в Вене. Впоследствии она вышла замуж за композитора и пианиста Иоганна Непомука Гуммеля, ученика Моцарта и друга Бетховена.

Известно, что Элизабет была знакома с Бетховеном, и в 1810 году, когда была написана багатель, посвященная ей, певица и композитор были дружны.

Она очень нравилась композитору и он очень мило за ней ухаживал.

Незадолго до кончины Бетховена в 1827 году Элизабет получила от него в подарок прядь волос и перо, которым он записывал партитуры. ...Думаю,что именно этим пером он писал и нежнейшее посвящение:"К Элизе"....

Копитц установил по архивным документам, что Элизабет называла себя Элизой (Elise). Исследователь полагает, что это обстоятельство подтверждает правильность его предположения.

"Элиза была!"

"Я уже много лет работаю над многотомным исследованием "Бетховен в воспоминаниях современников", - рассказывает музыковед. - Это издание энциклопедического типа, включающее в себя все существующие упоминания Бетховена в письмах, дневниках, газетных статьях, стихотворениях, мемуарах людей, которые были с ним знакомы. Особое значение придается здесь воспоминаниям многочисленных дам, окружавших композитора. Снова и снова мне приходилось в эти годы наталкиваться на имя Элизабет Рёккель. Она была на протяжении ряда лет очень близка композитору".

Фривольности и влюбленности

Элизабет, которую друзья звали просто Элизой, приехала в Вену 12-летней девочкой в 1805 году. Уже в 1806-м она познакомилась с Бетховеном: старший брат Элизы, певец Йозеф Рёккель, был первым исполнителем партии Флорестана в премьерной постановке единственной оперы Бетховена "Фиделио" и близким другом композитора. Не исключено, что Элизабет, которой также была уготована музыкальная карьера, на каком-то этапе брала уроки фортепьяно у Бетховена. Во всяком случае, композитор был свидетелем взросления очаровательной - судя по сохранившимся портретам - барышни и явно не остался к ней равнодушен.

"Об этом Элиза любезным образом оставила нам свидетельство "из первых рук", - рассказывает Клаус Копиц. - Вспоминая о вечере, проведенном вместе с Бетховеном у знаменитого гитариста Мауро Джулиани, она рассказывала следующее: "С фривольностью, свойственной его рейнской натуре, он (Бетховен) весь вечер не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спасись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки".

Элиза - "очаровательное дитя"

Кстати, на этом вечере Элиза присутствовала в компании своего ухажера, уже "почти жениха" и будущего супруга композитора Йохана Непомука Хуммеля (друга, но и соперника Бетховена). Элизе было тогда семнадцать, Бетховену – 39 лет. Вскоре после достопамятного вечера Элизабет Рёккель отправлялась в Бамберг, где ее ждал первый оперный ангажемент (и где она, кстати, привела в восторг еще одного композитора и поэта – Эрнста Теодора Амадея Гофмана).

Таким образом, совпадает и дата написания Багатели - 27 апреля 1810 года, и повод посвящения "Элизе на память". Элиза была дружна с Бетховеным до конца его дней, она посетила композитора в предсмертные часы и срезала с его головы на память локон.

Оплошность музыковедения

То, что Элизабет Рёккель не была "распознана" в качестве адресатки музыкального шедевра раньше, Клаус Копитц считает оплошностью музыковедов. Версию с неправильным прочтением он исключает: хотя у Бетховена действительно был скверный почерк, но имена дам он писал подчеркнуто каллиграфически.

Скверный почерк Бетховена - беда для современников и исследователей

Между прочим, Людвиг Ноль, опубликовавший "лист альбома" в 1865 году, тоже поначалу прочитал посвящение "Элизе". Другое дело, что он не знал, о какой Элизе шла речь. Затем рукопись была утрачена, а более поздние исследования приписали посвящение Терезе, поскольку обнаружилась Батагель именно в архиве Терезе Мальфати.

Но как партитура оказалась у Терезы? На этот счет у музыковеда Клауса Копица имеются две версии. Одна банальная: Тереза и Элиза были хорошо знакомы и могли просто обменяться нотами. Вторая версия – более изысканная:

"Предположим, Тереза приходит в гости к Бетховену и обнаруживает у него на пюпитре партитуру с посвящением "Элизе", - фантазирует Клаус Копиц. - Причем не просто "фройляйн Рёккель", а именно "Элизе". Тереза спрашивает его: "Что это еще за Элиза? Ты же только что просил моей руки?" И Бетховен дарит ей партитуру. Согласитесь: неловко посвящать музыку Элизе, если хочешь жениться на Терезе!"

История произведения из Википендии:

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831-1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нот. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля. Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.

В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792-1851), виртуозно исполнявшей его произведения.

Тереза Малфатти

Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ. Кроме этого, рукопись долгое время хранилась именно у неё. К Бабетте Бредль, владевшей и другими документами из архива Бетховена, она могла попасть через композитора Рудольфа Шахнера (1816-1896), друга семьи Малфатти, унаследовавшего все музыкальные архивы Терезы.

Элизабет Рёкель

По другой версии, выдвинутой в 2009 году берлинским музыковедом и исследователем творчества Бетховена Мартином Копитцем, автором издания «Бетховен глазами своих современников», пьеса «К Элизе» была посвящена немецкой сопрано-певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. В дружеском кругу девушку звали Элизой, а когда в 1810 году она переехала из Вены в Бамберг, Бетховен сделал ей прощальный подарок. Однако каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти ещё при жизни Элизабет Рёкель, остаётся неясным.

Бетховен(Бессмертная возлюбленная)

Всю жизнь одной.

Мечты как слезы

Текли сквозь музыку рекой

И ей одной

Шипами розы

Терзал всю жизнь своей тоской.

Любил безумно, горько, страстно

И мир дрожал от боли страшной,

Когда играл как окаянный

Уйти пытаясь в день вчерашний.

Бессмертная, как ангел грешный

Всегда с тобой всю жизнь и в смерти.

Её искал во тьме кромешной

И целовал в чужие губы

В безумно мчащейся карете...

О, гений, все твои смятенья

В душе кипели, рвали тело,

Затем, чтоб лишь одно мгновенье

Ты мог играть, как сердце пело...

Ты слышал в мире тишины

Смятенье звуков, песню ветра.

И музыкой твоей полны

И шум дождя и плеск волны...

И даже вьюга ей согрета.

Анна Юрьевна Дементьева



Начало пьесы «К Элизе»

Пьеса «К Элизе»

«К Элизе» (нем. Für Elise ) - знаменитая фортепианная пьеса-багатель Людвига ван Бетховена.

Это произведение Бетховена на протяжении многих лет является одним из самых известных и любимых шедевров мировой музыки. Оно входит в обязательную программу произведений в музыкальных школах всего мира.


История

Тереза Малфатти

В 1865 году биограф композитора, музыкант Людвиг Ноль (1831-1885), обнаружил рукопись «К Элизе» у Бабетты Бредль в Мюнхене. Рукопись состояла из альбомного листа с посвящением и нот. На альбомном листе рукой Бетховена было написано: Элизе на долгую память от Л. в. Бетховена, 27 апреля . Год указан не был, однако на нотах, прилагавшихся к посвящению, имелись также наброски к появившемуся в 1810 году «Эгмонту» (опус 84), что позволяло датировать рукопись 1810 годом.

В октябре 2009 года исследователь творчества Бетховена, испанский пианист Лука Кьянторе в своем докладе в Барселонском университете заявил, что имеет основания предполагать, что Бетховен мог не быть автором «К Элизе» в форме версии, опубликованной Людвигом Нолем. Согласно проведённым им восьмилетним исследованиям, тема произведения и практически весь материал, содержащийся в пьесе, несомненно, принадлежат Бетховену, что доказано тщательной проверкой черновиков рукописи BH 116, хранящейся в доме-музее Бетховена в Бонне, но самой партитуры с автографом, давшем имя произведению, никогда не существовало.

В 1923 году исследователь творчества Бетховена Макс Унгер предположил, что Ноль неправильно интерпретировал неразборчивый почерк композитора, и «К Элизе» на самом деле было посвящено пианистке и ученице Бетховена Терезе Малфатти фон Роренбах цу Децца (1792-1851), виртуозно исполнявшей его произведения. Это предположение было основано на том, что Бетховен ухаживал за ней и даже собирался жениться, но получил отказ. Кроме этого, рукопись долгое время хранилась именно у неё. К Бабетте Бредль, владевшей и другими документами из архива Бетховена, она могла попасть через композитора Рудольфа Шахнера (1816-1896), друга семьи Малфатти, унаследовавшего все музыкальные архивы Терезы.

Элизабет Рёкель

По другой версии, выдвинутой в 2009 году берлинским музыковедом и исследователем творчества Бетховена Мартином Копитцем, автором издания «Бетховен глазами своих современников», пьеса «К Элизе» была посвящена немецкой сопрано-певице Элизабет Рёкель, младшей сестре друга композитора, тенора Йозефа Рёкеля. В дружеском кругу девушку звали Элизой, а когда в 1810 году она переехала из Вены в Бамберг, Бетховен сделал ей прощальный подарок. Однако каким образом пьеса попала к Терезе Малфатти ещё при жизни Элизабет Рёкель, остаётся неясным.


Литература

  • Ludwig Nohl (Людвиг Ноль), Neue Briefe Beethovens , Stuttgart 1867
  • Klaus Martin Kopitz (Клаус Мартин Копитц), Beethoven, Elisabeth Röckel und das Albumblatt „Für Elise“ , Köln 2010, ISBN 978-3-936655-87-2
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 10.07.11 22:31:30
Похожие рефераты:

Рассказать друзьям