Биография. Биография Чижиков иллюстрации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Чижиков Виктор Александрович — народный художник, рисовал иллюстрации в «Мурзилке», «Вокруг света», «Веселых картинках», работал над книгами и в различных периодических изданиях. Автор знаменитого Олимпийского Мишки — талисмана летних 1980 года.

Удивительные иллюстрации Чижикова

Практически каждому с детства знакомы картинки Виктора Чижикова. Однако это вовсе не значит, что иллюстрации художника одинаковые: в них есть неповторимый стиль, они сохраняют индивидуальность и при этом полны ласки и любви.

В наше время детские книжки содержат жестокие рисунки, а Виктор Чижиков старался сделать свои иллюстрации нестрашными, и у него, без сомнения, получилось. Мир, который он создавал, был полон добра и гармонии, в нем можно находиться без страха. Виктор Чижиков, художник с добрым сердцем, часто говорил, что встреча с жестоким миром вредит детям, по его словам, детская психика должна окрепнуть перед тем, как узнать о страшилках и ужастиках. Он старался сделать даже отрицательных героев смешными. Вспомнить, например, иллюстрацию Волка, который съел Красную Шапочку.

Виктор Чижиков, биография которого полна удивительных историй, часто читал Чуковского, повести которого сильно повлияли на его творчество. Один из примеров — «Доктор Айболит». В книжке, которая досталась художнику, было множество страшных картинок, особенно те моменты, где мальчик потерял отца, и сцены с пиратами. Чижиков до сих пор хранит ту самую книжку и признается, что читать ее было страшно. Своей дочери он читал книжку с собственными иллюстрациями, и она совсем не боялась! Конечно, ведь там страшный Бармалей спит с журналом «Мурзилка» под боком.

Начало карьеры знаменитого художника

Именно за иллюстрации к «Доктору Айболиту» Чижикову позднее присудили Диплом имени Андерсена. Художник вспоминает, что на вручении ему отдали диплом и гвоздику, так полагалось по правилам. И он вспомнил, как в детстве встретил Чуковского, и тот подарил ему свой букет.

Неудивительно, что это событие так сильно повлияло на маленького Виктора, что он увлекался Чуковским и перенял от него умение понимать детей, любовь к детской литературе, критическое отношение к своим работам и искреннюю любознательность и восхищение окружающим миром.

Поэтому уже в 1960-х годах Виктор Чижиков стал иллюстрировать детские книги. Он вспоминает это время с любовью: тогда в книжки вновь впустили фантазию и разрешили художникам проявлять инициативу. Первые его рисунки печатали в таких журналах, как «Крокодил», «Вокруг света» и «Неделя». Позднее его талант признали «Мурзилка» и «Веселые картинки». С самого начала работы Чижикова вызывали восторг, настолько яркими они были.

Работа в «Мурзилке»

Когда-то любимым журналом большинства россиян был «Мурзилка». Виктор Чижиков работает там более 50 лет и часто делится воспоминаниями о том, как все начиналось.

Когда он и его друзья были молодыми, они часто собирались утром на работе и устраивали мозговой штурм. Любые идеи, которые приходили в голову, озвучивались без страха быть обсмеянным. Так у них получались оригинальные, запоминающиеся номера. Например, любимый номер Чижикова назывался «Большие и маленькие реки». Один из художников просто предложил каждому описать любимую реку детства, и команда начала работу над идеей.

Как и все остальные, Виктор рисовал Мурзилку. Многие наверняка замечали, что этот персонаж всегда выглядел по-разному: Мурзилка живет сам по себе, и художники прорисовывают его жизненный путь. Например, в одном номере у Мурзилки шарф цветов российского флага, а в другом — просто синий. Художник просто объясняет это тем, что у героя часто меняется настроение.

Ограничение в творчестве

Несколько раз, однако, Чижикову выговаривали за непослушание. Например, ему было поручено нарисовать иллюстрацию к знаменитому стихотворению Агнии Барто «Было у бабушки 40 внучат». Он нарисовал 15, остальные просто не влезли. Журнал вышел тиражом более 6 миллионов, и в редакцию посыпались письма с вопросами об оставшихся внучатах. Тогда главный редактор пришел и сказал: «Сказано 40, должно быть 40». Теперь Чижиков улыбается, вспоминая это, и говорит, что дорисовал внучат и собачку в придачу.

История Олимпийского Мишки

Чижиков вспоминает, что один из руководителей Союза художников сказал ему, что проходит конкурс на талисман Олимпиады. На тот момент создатели конкурса уже получили 40 тысяч вариантов и не смогли найти нужное. Однако детские художники участия не принимали. Чижиков и его друзья собрались на работе и стали рисовать медведей. На тот момент это были всего лишь наброски, друзья нарисовали около ста штук.

Куча эскизов так бы и лежала на столе, если бы руководителю не позвонили и не попросили предоставить вариант работы в Олимпийский комитет. Так он и поступил. А когда вернулся, сказал, что образ Виктора одобрили, а еще через месяц он был выставлен на голосование.

Сейчас уже мало кто помнит, что в конце 1970-х проводилось голосование за лучший талисман, и мишку Чижикова почти догнал рисунок лося. Однако в итоге работа получила наибольшее количество голосов, и победу одержал Виктор Чижиков. Художник еще не знал, чем обернется ему это творение.

Этот образ принес Чижикову много проблем. После Олимпиады его использовали везде, не спросив разрешения автора. Например, ему даже пришлось судиться с каналом НТВ за эксплуатацию образа. Тот суд Чижиков проиграл, его авторство не признали. Телевизионщики использовали мишку весьма экстравагантным образом: то как татуировку, то как образ стриптизерши. Всего талисман побывал в 33-х выпусках.

Чижиков — самый добрый художник

По мнению Виктора, в наше время дети, избалованные множеством игрушек и гаджетов, ценят искренность и добро. Хочется верить, что он прав и его дело продолжат новые художники, которые будут дарить детям новые добрые сказки.

Давно я уже хотела собрать вместе книжки и картинки Виктора Чижикова. Кое-что, конечно, осталось мне недоступно, но то, что было выложено на разных сайтах интернета, я собрала. Это и отсканированные книги, и просто картинки из разных книг. Много книг купила себе, если у вас будет сильное желание посмотреть какую-нибудь, я постараюсь отсканировать!

Для начала, знакомимся с Виктором Александровичем и его рисунками из замечательных постов участников ЖЖ

**************************************** ***********************************

Скан книги "Хочу луну!" Элеонор Фарджон

**************************************** ****************************

Виктор Чижиков. Иллюстрации к "Аля, Кляксич и буква А"
И.Токмаковой



http://community.livejournal.com/old_cro codile/15887.html

**************************************** ****************************************

"Винни Пух" Виктора Чижикова

**************************************** ****************************************


И теперь несколько отсканированных книг, которые можно скачать и насладиться!


ВИКТОР ЧИЖИКОВ. НАШЕ ВАМ С КИСТОЧКОЙ

(Сканировала я сама)

Ирина Токмакова. "Аля, кляксич и буква "А"

Скачать Яндекс Диск
Размер 5, 82 МБ
Формат DJVU


Сергей Михалков "Сон с продолжением"


Скачать Яндекс Диск
Размер 1, 54 МБ
Формат DJVU

(С сайта http://www.childhoodbooks.ru/)

КУЗЬМИН Лев - Добрый день


Скачать Яндекс Диск
Размер 4, 18 МБ
Формат DJVU
(С Сайта http://www.childhoodbooks.ru/)

Гераскина Л - В стране невыученных уроков - 1

Скачать Яндекс Диск
Размер 3, 45 МБ
Формат DJVU

АНДЕРСЕН - Огниво
Скачать

Ещё о

Создатель олимпийского Мишки
26 сентября исполнилось 80 лет замечательному художнику Виктору Чижикову

Всю жизнь он посвятил иллюстрированию детских книжек. Творческая судьба В. Чижикова сложилась счастливо. Благодаря дару и неиссякаемому оптимизму всегда был любим и востребован. По теме:


Ни разу не усомнившись в том, что его призвание - детская иллюстрация, он с удовольствием и присущим ему добродушием дарил облик героям многочисленных книг - Корнея Чуковского, Агнии Барто, Сергея Михалкова, Бориса Заходера, Юрия Коваля, Эдуарда Успенского, Николая Носова, Андрея Усачева, Алана Александра Милна и других. «Жизнь в области детского рисования, когда вокруг тебя прекрасные друзья, - это упоение. Не благодать даже, этого мало, а именно упоительная жизнь», - так говорит сам художник.

С 1960 г. он иллюстрирует книги издательств «Малыш», «Детская литература», «Самовар», «Художественная литература» и других.

Работы художника находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. Сейчас В. Чижиков - председатель Совета по детской книге России.


Искусствовед Л. Кудрявцева пишет: «В его рисунках все дышит остроумным весельем и жизнелюбием. Так бывает в детстве, когда весь мир тебе улыбается. В рисунках Чижикова по-детски беспечны все и вся: дом, труба на доме, почтовый ящик, горка, свет в окне, жест, поза персонажей, выражение лица, будь это доктор Айболит, кот Матроскин, или желтый в полосочку тигр из “Забытого дня рождения”. А как они умеют хохотать! Хохочут львы и мыши, кошки и собаки, короли и дракончики, джентельмены удачи и неудачники, соловьи-разбойники и даже Бармалей. Разве что не улыбнется уже какой-нибудь самый отъявленный негодяй».


Самые шикарные коты,это коты нарисованные его рукой


В 1960-е в ряды детских иллюстраторов влились молодые художники - Виктор Чижиков, Евгений Монин, Вениамин Лосин, Владимир Перцов. Они были друзьями, работали в одной мастерской и, хотя и не были творческим объединением, назвали свою дружескую группу «ЦДЛ», - «ценители детской литературы».

Именно соратник В. Чижикова по «ЦДЛ» В. Перцов принес в мастерскую «задание» - создать эскиз талисмана Олимпиады-80.

«Перцов встретил на улице одного из руководителей Союза художников, и тот ему говорит: “Слушай, проходит конкурс на талисман Олимпиады, уже рассмотрели сорок тысяч предложений и не можем найти нужное. Вот вам бы, детским художникам, принять в нем участие!” Мы собрались в моей мастерской, четверо друзей, и стали рисовать каждый своих медведей карандашом. Это были карандашные наброски с целью найти образ. Штук по сто мы нарисовали. Эта нарисованная куча так и осталась лежать на столе. А потом Перцову звонят и говорят: “Ну вы чего-нибудь сделали? Тогда принесите сегодня в Олимпийский комитет!” Он отнес. А когда он снова появился с этой папкой во дворе, Зина, моя жена, спрашивает его: “Ну, Вовка! Как там дела-то?” - “Ай!.. Витькин взяли...” Потом проходит больше месяца, и в конце сентября 1977 года мне звонят и говорят: “Виктор Александрович! Поздравляем - ваш медведь прошел ЦК партии!”».

Мало кто помнит, что образ медведя был выбран телезрителями в процессе голосования в передаче «В мире животных». В. Чижиков признается: «Там лось его крепко подпирал, но я рад, что победил медведь, потому что у лося коленки гнутся не в ту сторону. А у медведя колени впереди, как у человека, он ходит, как мы с вами...».

К сожалению, судьба знаменитого олимпийского Мишки стала, пожалуй, главным творческим «диссонансом» в творческой жизни Чижикова: образ медведя повсеместно эксплуатируют везде, где только можно, не спросив об этом художника. Известна неприятная история, когда художник по инициативе группы юристов судился с НТВ за использование образа Мишки и проиграл - суд не признал его авторства. Надо отметить, что медведь был употреблен телевизионщиками весьма фривольным образом: в течение 33-х передач он «летал» в самых разных местах - то фигурировал в качестве наколки на груди какого-то подозрительного типа, то оказывался занесенным к стриптизершам.


В. Чижиков признается, что к своему Мишке относится как к человеку, разделившему с ним все неурядицы: «Это не просто рисунок! Создан образ. А этим образом уже можно оперировать.

Когда образ не создан, можно сделать любого медведя, вот как “Единая Россия” - угрюмый такой медведь. Таких много, они все куда-то бредут... А этот медведь - он до сих пор очень хорош. Он часто говорил мне: “Витя, не грусти! Все нормально”.


Как-то Пикассо продал за баснословные деньги рисунок, сделанный за пять минут. И на упрек в корысти он ответил: “Да, это были пять минут и плюс вся жизнь!”».

Детские книги всегда играли огромную роль в формировании вкуса, чувства прекрасного, нравственных устоев, в развитии воображения у подрастающего поколения. Все мы помним свои первые, давно и горячо любимые книжки, которые многократно перелистывались и учились наизусть. Иллюстрировали их настоящие мастера - Г. Калиновский, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, братья Траугот, Г. Спирин и др.

В. Чижикова в раннем детстве поразила книга Ершова «Конек-горбунок» с автолитографиями Ю. Васнецова. До сих пор художник вспоминает некую «странность атмосферы», которую Васнецов создавал удивительными деталями.

А одним из мощнейших литературных впечатлений его детства было стихотворение Сергея Михалкова о недоверчивом Фоме. Эти стихи будущий художник услышал в детском саду в 1938 г., будучи 3-хлетним ребенком. И там же, когда детям была предоставлена глина, вылепил свою первую скульптурную композицию, изображающую гибель нерадивого Фомы в пасти крокодила. «Стихи, прочитанные и заученные в детстве, перекликаются с понятием “Родина” совершенно железно», - уверяет В. Чижиков.

Еще одно детское воспоминание художника выглядит символичным и судьбоносным: «Жаркий летний день предвоенного сорокового года. Мы с отцом в Парке культуры катаемся на лодке, и вдруг по радио объявляют, что сейчас в летнем театре выступит Чуковский. Прибежали вовремя, расположились на первой скамейке перед эстрадой. Все долго хлопали, когда вышел Корней Иванович. Он долго читал стихи, хорошо всем знакомые, любимые стихи детворы. Сам его облик, манера читать стихи, говорить с детьми, его голос - завораживали. Дети слушали как зачарованные, Но вот встреча подходит к концу, Чуковскому дарят цветы, море цветов, он весь в цветах, рук не хватает. И вдруг ему подносят букет дивной красоты – синий, красный, желтый.

Тут какая-то сила подбрасывает меня, я подбегаю к самой эстраде:
- Дедушка Корней, подарите мне этот букет!
Чуковский, ничуть не удивившись, протягивает мне букет-красавец.
- Возьми, детка! Держи!
Отец, пораженный моей бесцеремонностью, просит меня вернуть букет Корнею Ивановичу. Чуковский, видя мое замешательство, говорит:
- Что вы, что вы, пусть мальчик отнесет букет маме!
Гордый и счастливый шел я домой, обняв обеими руками дар великого сказочника Корнея Ивановича Чуковского!

В 1980 году за иллюстрации к “Доктору Айболиту” мне был присужден Диплом имени Г.Х. Андерсена. На торжестве вручили диплом и одну гвоздику - так полагалось. Смотрел я на эту гвоздичку и вспоминал свое довоенное детство, свою встречу с Чуковским и тот синий, красный, желтый - самый красивый букет в моей жизни».

К красоте деталей, к мелочам, ассоциациям Чижиков всегда был внимателен; не зря говорят, что художник видит мир не так, как «простые смертные». По его словам, художник - это волнующаяся масса.

Коллега и друг В. Чижикова В. Лосин в тех случаях, когда художник обращал его внимание на что-либо художественно привлекательное - будь то хвост петуха или облачко, отвечал: «Да, как иллюстраторам нам это очень важно».



Годы Великой Отечественной войны В. Чижиков с матерью провел в эвакуации, в селе Крестово-Городище Ульяновской области, на Волге; отец художника погиб на фронте. В избе, в которой они поселились, было принято каждую Пасху оклеивать стены свежими газетами. Со временем стены избы были украшены рисунками мальчика. Одним из главных впечатлений эвакуации стало общение с дядей Левой, одиноким инвалидом, вернувшимся с фронта без обеих рук. Тем не менее, дядя Лева умудрялся неплохо рисовать, вести стенгазету и работать заведующим почтовым отделением. Кроме того, он устроил «книжный клуб» - собирал у себя в доме детишек, как местных, так и эвакуированных, и вместе с ними читал книги. А знакомство будущего художника с дядей Левой состоялось при весьма драматичных обстоятельствах - безрукий мужчина спас маленького Витю Чижикова, тонувшего в Волге.

Поразительная история, в очередной раз напоминающая нам, сколько настоящих героев страны не узнано, сколько прекрасных скромных людей где-то в деревнях, в маленьких городках творят настоящие чудеса, о которых, быть может, никогда не узнают в столицах...


В. Чижиков сотрудничал со всеми ведущими советскими журналами для детей и юношества - «Вечерней Москвой», «Пионерской правдой», «Юным натуралистом», «Молодой гвардией», «Огоньком», «Веселыми картинками», но в наибольшей мере его душа лежала к «Мурзилке». Художник называл редакцию «Мурзилки» «заповедником взаимопонимания». Именно там он познакомился с людьми, которые стали его лучшими друзьями на всю жизнь.

Кредо художника Чижикова звучит хоть и предсказуемо, но неоспоримо: «Детский художник должен отличаться абсолютной добротой. Злюка может затесаться в детские художники. Может, он шерсть хорошо рисует. Пушистые у него все. А душу не обманешь».

Вот еще один важный рецепт мастера для начинающих детских иллюстраторов: «Если ты обул героя в синие ботинки - соблюдай синие ботинки до конца книги! Однажды мне поручили нарисовать картинку к стихотворению Агнии Барто “Было у бабушки 40 внучат”. Я нарисовал 15 человек из упомянутых 40, остальных уведя за обрез страницы. Пошли письма: “Почему художник Чижиков изобразил только 15 внучат? Где остальные 25?”. Тираж “Мурзилки” тогда был 6,5 миллиона экземпляров. Главред сказал: “Витя, ты понял, как надо? Сказано сорок - рисуй сорок. Как хочешь”. Потом вышла книжка, и я нарисовал 40 внучат и собачку еще посадил».

Виктор Чижиков - замечательный рассказчик. Он очень любит людей и не устает в этом признаваться, любит рассказывать о своих выдающихся друзьях. В числе членов «ЦДЛ» был и писатель Юрий Коваль. «Он был потрясающе талантлив во всем!.. - тепло, даже восторженно вспоминает В. Чижиков. - И в рисовании тоже. Как у него бурлят рассказы словами, так у него бурлит и живопись своими мазками!.. У него жутко смелые мазки, которые идут в разных направлениях. На его живописном полотне завязывается крепкое знакомство одного мазка с другим – возникает живописная, красивая вязь. Когда он приходил - все сразу понимали, что его-то как раз и не хватало! Он был всегда необходим. Он мог повернуть течение собрания совершенно в другую сторону! У него настолько силен был творческий запал, что не исчерпывался живописью, литературой, он еще был гением общения. Коваль в прозе умел одним мазком создать огромную картину. Калиновский это все очень остро почувствовал и форзацем в “Недопеске” сделал степь: маленький недопесок бежит по этой степи, а над всем этим - созвездие Орион. И сразу чувствуешь, что Коваль охватывает своим творчеством космос. И в этом космосе созвездие дышит над землей, и тут же передвигается “микроорганизм”, убежавший со зверофермы. Огромнейший масштаб!».



Был у В. Чижикова и опыт работы в мультипликации - он выступил художником-постановщиком в мультфильме Гарри Бардина «Бравый инспектор Мамочкин».

Бытует мнение, что в советское время представители творческих профессий буквально «бежали» в детскую литературу, иллюстрацию, мультипликацию - чтобы укрыться от идеологии соцреализма и ее цензуры.


Вот что В. Чижиков думает по этому поводу: «Так говорят люди, которым это выгодно. А те, кто естественным образом влился в детскую литературу, так не считают. Мои друзья никогда не были ни диссидентами, ни идеологами. Какая идеология, когда у Лосина, например, были великолепные иллюстрации к “Генералу Топтыгину” Некрасова, когда у него пушкинский Балда - это обалдеть можно, какой замечательный тип! Его никто никогда не загонял в детскую литературу - он ее выбрал. Он мог быть великолепным живописцем - это рисовальщик экстра-класса! Убежищем детская литература была для халтурщиков, когда душа не звала в детскую литературу, а вынужден был где-то перекантовываться - но это не о моих друзьях и не обо мне».

В. Чижиков очень любит кошек. В 2005 г. вышла книга с его рисунками и стихотворениями Андрея Усачева «333 кота». Это книга, где уже непонятно - то ли иллюстрации сделаны к стихам, то ли стихи написаны к картинкам, то ли они абсолютно самодостаточны, и просто дружески взаимодействуют на страницах одной книги.

Сам Чижиков тоже сочиняет остроумные стихи. Например:

У прилавка магазина
Появились три кота:
«Нам три метра трикотина
Шириною в три хвоста».
Прибежал четвертый кот:
«Есть в продаже коверкот?»

Метко и трогательно высказалась о работах художника переводчик, специалист по детской литературе О. Мяэотс: «Рисунки Чижикова узнаются моментально. И, удивительное дело: хотя персонажи, созданные художником, похожи, как дети одного отца, они сохраняют индивидуальность, а в иллюстрациях нет серийного однообразия, зато всегда есть игра, ласковая усмешка и - море счастья и любви. И еще одно важное качество, особенно ценное в наше время, явно перегруженное насилием и всякими ужасами: иллюстрации Чижикова нестрашные. В созданном им мире царят добро и гармония, и жить в нем можно без оглядки и страха».


Виктор Чижиков в 2011 году


Отрадно, что у «Ценителей детской литературы» есть достойная смена в кругу детских иллюстраторов. Появляются новые издательства детской литературы - например «Розовый жираф» или «Самокат». С помощью молодых талантливых художников - М. Покалева, З. Суровой, И. Олейникова, В. Семыкиной и других - они формируют обновленное и свежее, современное лицо детской книги. Стали также появляться интерактивные книги для планшетов, где картинки могут двигаться - даже лет десять назад подобное казалось фантастикой. В разработке художественной части и здесь задействованы замечательные художники. Правда, новые книги не печатаются такими тиражами, как это бывало в советские времена, когда по всей стране расходились миллионы экземпляров.

В. Чижиков считает: чтобы найти путь к сердцу современного ребенка, избалованного всяческими гаджетами, нужно всего только быть искренним.


Хочется надеяться, что так и есть, что искренность по-прежнему будет находить отклик среди новых поколений. И что новое время родит новых искренних детских художников, работы которых будут совсем не страшными и очень добрыми.

Биография

Виктор Александрович Чижиков (1935) — художник и иллюстратор, чьи яркие, веселые иллюстрации знакомы практически каждому.

В 1958 году закончил Московский полиграфический институт. Работал в детских журналах «Мурзилка», «Веселые картинки», юмористическом издании «Крокодил» и во многих других периодических изданиях. Много лет работает иллюстратором в популярном журнале «Вокруг света».

С 1960 года занимается иллюстрацией детских книг, сотрудничал с издательствами «Малыш», «Детская литература», «Художественная литература» и др. Является автором всем известного образа олимпийского мишки.

Является обладателем большого количества премий и наград в области книжной детской графики и иллюстрации.

Купить книги с иллюстрациями Виктора Чижикова

Картинки

Название
Автор В.Чижиков
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания
Издательство
Название
Автор В.Драгунский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1969
Издательство Детская литература
Название Ася, Кляксич и буква А
Автор И.Токмакова
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1974
Издательство Детская литература
Название Огниво
Автор Г.Х.Андерсен
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1975
Издательство Малыш
Название
Автор Л.Кузьмин
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1979
Издательство Детская литература
Название Сундучок
Автор Р.Зеленая, С.Иванов
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1983
Издательство Малыш
Название
Автор К.Чуковский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1984
Издательство Детская литература
Название Волшебник изумрудного города
Автор А.М.Волков
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1989
Издательство Детская литература
Название Доктор Айболит
Автор К.Чуковский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 1990
Издательство Карелия
Название
Автор Э.Успенский
Иллюстратор В.Чижиков
Год издания 2006
Издательство Теремок 97
Название Сказки А. К. Барышниковой (Куприянихи)
Автор А.К.Барышникова
Иллюстраторы Вениамин Лосин, Евгений Монин, Владимир Перцов, Виктор Чижиков
Год издания 2017
Издательство Речь

Разговоры


«Учительская газета», №38 от 20 сентября 2005 года
Для того чтобы иллюстрировать детскую книгу, надо сохранить в себе детство. Есть люди, которые абсолютно его не сохранили, а есть такие, кого из этого детства не вытащишь. Желательно быть добрым человеком: часто видишь очень злые иллюстрации. Детский художник должен быть образованным, не допускать ошибок. Однажды я увидел осла с раздвоенными копытами. Доводилось видеть иллюстрацию к Некрасову: лошадка, везущая хворосту воз, запряжена в сани самым нелепым образом. Есть дуга, но нет хомута. Как дуга держится на оглоблях, непонятно. Вместо седелки и сбруи какие-то узелки. Это не рисунок для детей, потому что ребенок должен сразу понять конструкцию предмета, понять, как запрягается лошадь.


«Московский Комсомолец» № 25402 от 16 июля 2010 г
Быть детским художником нигде не учат, ими становятся те, кто хорошо помнит, что им было интересно в детстве. Мне еще в школе нравилось рисовать иллюстрации к сказкам, для себя. Кстати, вы знаете, я ведь дальтоник. Не различаю оттенки красного, коричневого, зеленого, розового. Вот у вас какого цвета кофточка? Зеленого? Мне она кажется желтоватой. Но это не мешает рисовать, просто подписываются цвета в красках.

События


28.10.2015
Эта выставка - попытка рассказать как работает художник-иллюстратор, стараясь найти самый верный образ персонажа, и как размышления «ложатся на бумагу», и как образ возникает и меняется, и что происходит на страницах альбомов и листах бумаги до того как иллюстрация будет готова и попадет в книгу.

Закончив московскую среднюю школу № 103 в 1953 году, поступил в Московский полиграфический институт, художественное отделение которого закончил в 1958 году.

В 1952 году, будучи учеником средней школы, начал работать в газете "Жилищный работник", где получил первый опыт работы карикатуриста.

С 1955 года работает в журнале "Крокодил", с 1956 - в "Веселых картинках", с 1958 - в "Мурзилке", с 1959 - в "Вокруг света".

Работал также в "Вечерней Москве", "Пионерской правде", "Юном натуралисте", "Молодой гвардии", "Огоньке", "Пионере", "Неделе" и других периодических изданиях.

С 1960 года иллюстрирует книги в издательствах "Малыш", "Детская литература", "Художественная литература" и др.

Член Союза журналистов РФ с 1960 года.

Член Союза художников РФ с 1968 года.

Член редколлегии журнала "Мурзилка" с 1965 года.

Обладатель Почетного диплома имени Х.К.Андерсена (1980 г.), ордена "Знак Почета", почетного Знака Олимпийского комитета и диплома Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр - медвежонка Миши (1980 г.) и Почетного диплома Совета по детской книге России (1997 г.).

Лауреат Всероссийского конкурса "Искусство книги" (1989, 1990, 1993, 1996, 1997 гг.), конкурса читательских симпатий "Золотой ключик" (1996 г.), ежегодной профессиональной премии за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора - "Золотой Остап" (1997 г.).

Председатель жюри конкурса детского рисунка "Тик-так", проводимого телекомпанией "Мир" (канал телевидения РФ) с 1994 года.

Дипломы и награды
художника В.А.Чижикова

Диплом III степени Всесоюзного конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков", изд-во "Советская Россия", 1966 год.

Диплом I степени Всероссийского и II степени Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрации к книге Г.Цыферова "Сказки", изд-во "Малыш", 1969 год.

Диплом II степени Всесоюзного конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Л.Яхнина "Площадь картонных часов", изд-во "Малыш", 1971 год.

Премия журнала "Крокодил" за лучший рисунок года, 1970 год.

Диплом I Всероссийской выставки детской книги и книжной графики, 1965 год.

Диплом II Всероссийской выставки детской книги и книжной графики, 1971 год.

Диплом Международной выставки карикатуры в Скопле (Югославия).

Диплом и памятная медаль Международной выстаки карикатуры в Габрово, 1975 год.

Диплом и памятная медаль Международной выставки карикатуры в Габрово, 1977 год.

Диплом I степени Всероссийского и II Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрации к книге К.Чуковского "Доктор Айболит", изд-во "Малыш", 1977 год.

Диплом Академии художеств СССР, серебряная медаль, приз чехословацкого журнала "Рогач" за рисунок "Быть или не быть?" на Международной выставке "Сатира в борьбе за мир", Москва, 1977 год.

Первая премия на книжной выставке Объединенного комитета художников-графиков, Москва, 1977 год.

Диплом II степени Всероссийского и Всесоюзного конкурсов "Искусство книги" за иллюстрациии к книге Д.Биссета "Забытый день рождения", изд-во "Детская литература", 1978 год.

Орден "Золотое детское солнце" немецкого журнала "Бумми", 1979 год.

Почетный диплом им. Г.Х.Андерсена за иллюстрации к книге К.Чуковского "Айболит", 1980 год.

Правительственная награда - орден "Знак Почета", почетный знак олимпийского комитета, Диплом Академии художеств СССР за создание образа талисмана Московских олимпийских игр - медвежонка "Миши", 1980 год.

Присвоение звания "Заслуженный художник РФ", 1981 год.

Второй приз и медаль на Международном конкурсе карикатуры "Ура! Культура.", Москва, 1990 год.

Диплом I степени Всероссийского конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге В.Чижикова "Петя и Потап", изд-во "Ангстрем", 1993 год.

Диплом II степени Всероссийского конкурса "Искусство книги" за иллюстрации к книге Э.Успенского "Дядя Федор, пес и кот", издательство "Зебра", 1993 год.

Лауреат Всероссийского конкурса читательских симпатий "Золотой ключик", 1996 год.

Ежегодная профессиональная премия за наивысшие достижения в жанре сатиры и юмора - "Золотой Остап", Санкт-Петербург, 1997 год.

Все иллюстрации взяты из книг серии «В гостях у Виктора Чижикова», выпущенных издательством «Самовар».



Рассказать друзьям