Биография и вклад в русскую архитектуру бартоломео карло растрелли. Франческо бартоломео растрелли

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

РАСТРЕЛЛИ КАРЛО БАРТОЛОМЕО
1675 – 18.11.1744

Карло родился в 1675 г. во Флоренции (Италия) вторым сыном в семье зажиточного флорентийского дворянина Франческо Растрелли.
Фамилия Растрелли принадлежала к числу потомственных горожан Флоренции. Его дед Джакомо Растрелли уже 1618 году пользовался дворянскими привилегиями, но лишь его отец с братом Доминико получили патент на дворянство.
Заметив художественные наклонности сына, отец, отдал его в скульптурную мастерскую, где Карло прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца.

В 1698 году Карло отправляется в Рим, чтобы попытаться реализовать себя как искусного скульптора. Но, Рим был уже переполнен амбициозными талантами, поэтому уже на следующий году ему пришлось вернуться домой.
Вернувшись в 1699 г. во Флоренцию Карло женится на испанской дворянке Анне-Марии и в 1700 г. он вместе с беременной женой уезжает в Париж в надежде на успех и удачу в новой жизни. Уже в Париже Анна рожает сына, который впоследствии станет известным российским архитектором Франческо Растрелли.

В Париж Карло привез рекомендательные письма аббата Атто Мелани (1626 – 1714), престарелого оперного певца, французского дипломата и шпиона, личного поверенного французского короля Людовика XIV, жившего на пенсию французской короны. Поэтому ему удалось получить заказ на проектирование и изготовление пышного надгробного памятника королевскому министру маркизу Симону Арно де Помпонну (1618 – 1699) умершему за год до этого. Контракт Растрелли с вдовой Помпонне Катериной Лавокат был подписан 16 июля I703 г.
В апреле 1707 г. надгробие было готово и пришлось по вкусу вдове, и она заказала Растрелли проект облицовки за алтарной стены композицией «Поклонение волхвов».
Работа над гробницей маркиза де Помпонна помогла Растрелли познакомиться с влиятельными людьми, и н частности с папским нунцием (1700 – 1706) Филиппом Антонио Гуалтерио (1660 – 1728), родом из Италии, собирателем манускриптов и медалей. При его содействии скульптор приобрел в 1704 г. титул графа Папского государства и орден Иоанна Латеранского.
К парижскому периоду относятся и проекты скульптурных надгробий - «Кардиналу» и «Военному». Вполне возможно, что надгробие «Кардинала» было при жизни заказано самим Гуалтерио, получившим в 1700 г. кардинальский сан, а надгробие «Военного» предназначалось для маршала Н.Б. Шамильи (р. 1636), умершего в начале 1715 г.

Когда 1 сентября 1715 г. Людовик XIV умер, Петр I, учитывая сложившуюся ситуацию и возможность, уже в ноябре 1715 г. писал Конону Никитичу Зотову (1690 – 1742), русскому резиденту во Франции:
«Как вам при отъезде наказано стараться о механике и прочих, тоже и ныне подтверждением, к тому же сие прилагаю: понеже король французский умер, а наследник зело молод, то, чаю, многие мастеровые люди будут искать фортуны в иных государствах, для чего наведывайся о таких и пиши, дабы потребных не пропустить»
Конон Зотов и Иван Исаевич Лефорт (картежник и растратчик, выгнанный Петром со службы в 1717 г) именно так и поступали, приглашая на службу в Россию «потребных и добрых» мастеров, очутившихся из-за отсутствия заказов в затруднительном положении. Одним из них оказался Растрелли.

Переговоры с ним велись с начала 1715 г. В апреле вопрос был решен, н он получил аванс 250 рублей «на субсистенцню», то есть на содержание до выезда из Франции. Как видно из договора, Растрелли считался принятым на царскую службу с 1 мая 1715 г., хотя официальное оформление и подписание документа состоялось только 19 октября.
Договор, «учиненный между господином Иваном Лефортом, советником в Париже службы его царского величества Петра Первого» и «господином Растрелием Флоренским, кавалером святого Иоанна Латеранского» состоял из двух частей. Первая часть содержала десять пунктов обязательств Растрелли, который должен был ехать в Петербург вместе со своим сыном и учеником на три года и «работать во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет».
Растрелли нанимается на русскую службу как архитектор, скульптор, живописец, декоратор, литейщик и механик. В его обязанности входило: проектирование дворцов, садов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых камней, изготовление восковых и гипсовых портретов, «которые подобны живым будут», отливка скульптуры любых размеров из меди, свинца, железа и «изрядных вещей» (из стали). Помимо этого, он брался приготовлять искусственный мрамор различных расцветок, вырезать штемпели для монет и медалей, делать театральные декорации и машины для оперных и драматических представлений.
Заключительный пункт договора содержал условие: «обучать своим художествам и ремеслам... людей русского народа». Вторая часть договора, состоящая из шести пунктов, определяла условия службы Растрелли в России. Скульптору гарантировали годовой оклад в 1500 рублей, оплату дорожных расходов от Парижа до Петербурга вместе с сыном и учеником, бесплатную квартиру на три года и предоставление участка для постройки собственного дома. Одновременно ему было дано подтверждение, что он «в вере своей свободен будет» и в течение десяти лет - освобожден от пошлин, налогов и военных постоев.

В первых числах ноября 1715 г. Зотов отправил список мастеров, вступивших в русскую службу, и копии договоров с ними. Вместе с Растрелли отправились в Россию оба его сына Франческо (в будущем известный архитектор Варфоломей Варфоломеевич) и Филипп, архитектурный помощник Жак Лежандр, столяр и резчик Леблаи, литейный мастер Антуан Левалье и живописец «миниатюрный мастер» Луи Каравак. Помимо мастеров, Растрелли вез особую посылку для Петра: труды по архитектуре Давиле, Моро, Леблона, Историю Людовика XIV в медалях, различные планы дворцов и садов, книгу гравюр с картин Рубенса в Люксембургской галерее, а также 280 французских медалей.
7 ноября 1715 г. Зотов отправил рижскому губернатору П. Голицыну (1660 – 1722) предписание, в котором говорилось: «По указу его царского величества отправлен из Франции г. Растрелли, мастер разных художеств, в восми персонах». Всем должностным лицам городов и уездов, через которые они будут проезжать, строжайше приказывалось «дабы всякое вспоможение упомянутым мастерам чинить для скорого прибытия». Такое же предписание было отослано 14 ноября в Нарву к Кириллу Нарышкину (1670 – 1723). В конце ноября 1715 г. Растрелли покинул Париж и начал свой путь в Петербург.

В начале февраля 1716 г. Растрелли прибыл в Кенигсберг. Бургомистр передал ему распоряжение дождаться приезда Петра, пожелавшего познакомиться со скульптором. Их свидание состоялось 10 февраля. Позднее скульптор о нем писал:
«Как прибыл его величество, я получил дарование поцеловать руку его величества, и в то же время он пожаловал и дал мне свой указ и до светлейшей высокости Меншикова письмо».
Во время длившейся около часа беседы Петр высказал свои соображения о постройке в Стрельне приморского дворца и сада и приказал Растрелли по прибытии в Петербург, прежде всего, заняться изготовлением модели «палатам и огороду в Стрелнной мызе».
Такие же распоряжения Петр повторил в письмах к Меншикову и начальнику артиллерийского ведомства Якову Вилимовичу Брюсу (1670 – 1735), и обязывал их загрузить Растрелли и прибывших с ним работой, «чтобы они времени даром не тратили и даром не жили» и предложить скульптору сделать «пробу своего мастерства». Вместе с тем Петр потребовал строго соблюдать все пункты договора: аккуратно выплачивать жалованье, предоставить удобное жилье, «дабы ни в чем не удовольствован не был, для привады других». Петр проявил заботу о дальнейшем пути Растрелли и его спутников, дав ему письмо к рижскому губернатору Голицыну. Петр предлагал принять «Растрелли с товарищи... ласково» и дать ему нужное количество подвод.

Для Растрелли и его «фамилии» был отведен один из флигелей дома, принадлежавшего московскому губернатору К.А. Нарышкину (1670 – 1723). Его и приехавшего с ним живописца Л. Каравака облачили в форменную одежду - «мундиры», положенные их званию.

Не успел Растрелли приступить к архитектурным планировкам в соответствии с заказом Петра I, как на его пути появился серьезный и даровитый соперник - французский архитектор Жан-Батист Александр Леблон (1679 – 1719), автор выдержавшей несколько изданий книги «Теория садоводства» и создавший совместно с известным теоретиком и историком архитектуры Ж.-Ш. Давилье «Курс архитектуры».
Еще в конце июля 1716 г. Лефорт писал Растрелли, что в Петербург должен будет прибыть Леблон, «который исполнен достоинств и таланта», что его знания удивят Растрелли, и высказал надежду о будущем их великом союзе.
Но замечательный архитектор и не менее одаренный скульптор не соединили своих усилий и талантов, которые могли бы дать удивительные результаты. С первых же дней их встречи между ними возникли неприязненные отношения, быстро перешедшие в открытую вражду. Растрелли отказался подчиняться Леблону как генерал-архитектору и заявил об этом на «консилиуме» всех петербургских строителей, состоявшемся 14 августа 1716 г.
Взаимная антипатия двух маэстро дошла однажды даже до вооруженного столкновения «между их слугами». Конфликт разрастался; кем-то из ближайшего окружения Леблона был написан на французском языке стихотворный пасквиль. Переведенный на русский язык, он распространялся под названием «грамотки пасхинальной» на «графа Посмешного», в котором легко узнавался граф Растрелли, благодаря созвучию первых слогов (Rastrelli - risible - достойный насмешки).
Пасквиль был написан лицом, знавшим парижскую биографию Растрелли: «Сей умный флорентинец, похваляясь знать много, получил власть князя весьма высокого (разумелся князь Меншиков) и под такою великою и честною подпорою брызгает на всех людей».
Автор пасквиля называет Растрелли «завистливым подражателем в платье с позументом», «прилежным искателем милостей», которому в Париже грозила долговая тюрьма, и намекает, что придется ему не только лишиться графского титула, но и «посмотреть Сибиря». В заключение автор пасквиля советует Растрелли положить свой орден «под замок» и помнить, что он может что-либо создать, только «почитая» «господина Блона» (разумеется Леблона), человека простого, который «храбрость нового графа» рассеет, как «малый дым, который ныне загустевает, а завтра исчезает».
В «мемории», отправленной Петру 19 сентября 1716 г., Леблон представил все проделанное Растрелли в Стрельне в самом невыгодном свете. Он обвинял Растрелли в бездеятельности:
«Имея в своем распоряжении 200 человек и располагая таким сроком [три месяца], Растрелли надлежало бы распланировать весь сад... Аллеи не подготовлены под посадку деревьев... Каналы центральный и один боко¬вой выкопаны на глубину меньшую, чем им надлежит».
Растрелли протестовал и доказывал неосновательность предъявленных ему обвинений, но по настоянию Леблона он все же был отстранен от работ в Стрельне. Это настолько огорчило его, что он заявил о своем желании, уехать из России. Однако Меншиков уговорил его остаться и закончить изготовление начатой модели Стрельнинского дворца и сада.

Осенью 1716 г. Растрелли получил указание исполнить две мраморные статуи для фонтанов.
Скульптор еще был на пути в Россию, а К. Зотов уже сообщал, что торговый комиссар в Голландии Осип Алексеевич Соловьев (1671 – 1747) может выслать из Италии на кораблях «мраморы, алебастры и протчие каменья для работ господина Растрелли». Когда мрамор прибыл в Петербург Меньшиков, по приказанию Петра, поручил Растрелли «сделать приличные фигуры». В конце октября Растрелли начал работу над ними, но так как сюжеты для этих скульптур должен был выбрать Леблон, то дальше представления эскизов дело не двинулось.

Первая портретная работа Растрелли в России - бюст А.Д. Меншикова. Генерал-губернатор отвоеванного края и новой столицы, светлейший князь Российского и Римских государств, князь и герцог Ижорский, генералиссимус, адмирал, обладатель свыше пятнадцати высоких титулов - Меньшиков не только строил более богатые, чем у Петра, дворцы, но и во множестве заказывал свои изображения граверам, живописцам и миниатюристам. И, конечно, он сразу же воспользовался приездом в Петербург крупного мастера и поручил ему исполнение своего скульптурного портрета.
Обычно бюст датируют 1727 г., но имеющиеся документы позволяют точно установить время создания бюста Меньшикова - конец 1716 г. 27 ноября Меншиков обратился к Брюсу, ведавшему делами артиллерии, с просьбой об отпуске мели и других «припасов» для отливки бюста и о присылке одного литейного мастера-иноземца. Подчеркивая, что это его личный заказ, «понеже господин Растрели имеет выливать мою персону», Меньшиков предлагает все счета за материалы высылать ему, так как за них «мы повинны платить».
Вскоре Растрелли представил Меншикову «мемориал», с перечнем всего необходимого для «окончания портрета». Он просил выделить в его ведение четырнадцать мастеров: кузнеца с помощниками, столяра, плотника, каменщиков, слесаря, двух учеников и переводчика. Из списка инструментов и материалов видно, что Растрелли собирался выложить небольшую печь для плавки свинца и меди. В следующем, 1717 г. бюст был отлит из бронзы. Он сохранялся до конца XIX в. у потомков Меньшикова. В начале 1849 г. для галереи Петра Великого в Зимнем дворце скульптор И. Витали исполнил его повторение из мрамора, находящееся ныне в Русском музее.

Через десять лет после того как Растрелли исполнил портрет Меншикова, ему снова пришлось вернуться к этому образу. В 1725 г., когда он заканчивал «восковую персону» Петра, Екатерина I, желая еще более возвысить Меншикова и отблагодарить его за содействие возведению ее на престол, приказала Растрелли сделать восковой бюст-«персону» князя. Скульптор вылепил ее незадолго до ссылки Меншикова в Сибирь. «Восковая персона» опального князя осталась в мастерской Растрелли и по распоряжению Анны Иоанновны была подарена Бирону. Бюст этот являлся авторским повторением бронзового оригинала с некоторыми изменениями. По свидетельству архитекторов М.Г. Земцова (1688 – 1743), Доменико Трезини (1670 – 1734), П.М. Еропкина (1698 – 1740) и других членов Комиссии, осматривавших в 1733 г. работы скульптора, раскрашенная в «натуральный колер» персона была исполнена по формам, снятым с ранее сделанного «медного» бюста.

В конце 1716 г. Растрелли получил указание Петра отлить его конную статую и бронзовый барельеф. В связи с этим скульптор обратился к царю с просьбой дать место для устройства мастерской и «прислать в науку российских людей», которым он обязывался дать «обо всем искусстве полное обучение».
Помимо этого он попросил, чтобы Зотову и Лефорту приказали помочь его жене выехать из Парижа в Петербург. Его просьба была выполнена, и Анне выдали 1000 ливров (233 руб., двухлетняя зарплата квалифицированного ремесленника) в счет его жалования на дорожные расходы для переезда к мужу. Летом 1717 г. она прибыла в Петербург и с этого времени они уже не расставались. Её задержка, по всей видимости, объясняется рождением в 1716 году ещё одного сына, которого назвали Бартоломео.

Этот царский заказ и организация школы для обучения русских учеников нашли отражение и составленной Растрелли «Спецификации артиклов, которые принадлежат для выливания лошади его величества». В документе даётся описание будущей скульптурной мастерской. Она должна была состоять из двух залов, площадью более восьмидесяти и высотою около девяти метров каждый, предназначенных для лепки больших моделей и литейных работ. Рядом с ними предлагалось устроить три «каморы», площадью около сорока метров - одну для резчиков и две для рисования и «для постановления моделев и других маленьких вещей, статуй и протчаго». Для тридцати будущих учеников Растрелли просил предоставить большой дом.
Предложения Растрелли были одобрены. Директор Канцелярии городовых дел А.М. Черкасский (1680 – 1742) получил 19 января 1717 г. предписание: «Ради учения учеников, которые даны будут на академию», отдать Растрелли в пользование пустующий дом покойной царицы Марфы Матвеевны (1664 – 1716) и произвести в нем необходимый ремонт; «для отливания статуи государевой... зделать два амбара», соответственно требованиям скульптора.
В начале 1719 г. Петру была показана модель конного монумента, отлитая из свинца осенью 1717 г. Одобрив модель, Петр приказал отправить ее в Парижскую Академию словесности и запросить о том, какие латинские надписи, но мнению академиков, должны быть помещены на пьедестале.
В связи с «опробацией» модели Растрелли должен был приступить к лепке фигуры царя для монумента. Именно тогда и возникла мысль снять маску с лица Петра для абсолютного портретного сходства, точно так же, как это делали итальянские ваятели в эпоху Возрождения. Намерение скульптора не встретило возражений со стороны Петра, любившего подчас в искусстве протокольную точность. По снятой маске Растрелли исполнил в том же 1719 г. восковой раскрашенный бюст Петра в латах.
Расположение Петра дало Растрелли повод поднять вопрос о пересмотре условий контракта. По окончании очередного годового срока он обратился к директору Канцелярии городовых дел А. Черкасскому с «доношением» о прибавке жалованья. Однако Петр, когда ему доложили о просьбе Растрелли, велел предложить скульптору «дабы он работы подряжался делать с торгу», т.е. исполнять частные заказы по отдельным договорам.
Переход с гарантированного «государевого жалованья» на подрядную работу ухудшал положение Растрелли и свидетельствовал о резкой перемене в отношении Петра к скульптору. Возможно, что это было вызвано какой-то неудачей с моделью «большого коня», которая с лета 1719 г. перестает упоминаться в документах, а через четыре года уже не находилась в мастерской скульптора.
Растрелли заверили, что его обеспечат подрядными работами, и 5 июля 1719 г. он «учинил договор, чтобы ему брать поштучно, а не годовое жалованье». Так Растрелли оказался в положении «свободного художника». Он мог брать работы «казенные» от учреждений и «партикулярные» (частные) у вельмож, стремившихся декорировать свои дворцы, иметь, по образному выражению поэта того времени Антиоха Кантемира (1708 – 1744), «расцвеченные мраморами сады, украшенные статуями или столбами и другими зданиями мраморными».

Вскоре после заключения этого договора с Канцелярией от строений Растрелли получил заказ из царской токарни. Он должен был сделать пять медных цилиндрических моделей-патронов с изображением: кентавров, Атланта, Нептуна, Вакха и Амура. Каждый патрон, это круглая скульптура с очень невысоким рельефом. Патроны служили в качестве «копиров»-оригиналов для вытачивания по ним на особых станках таких же фигур из дерева и кости.
Растрелли с большой изобретательностью решил весьма трудную задачу. Он очень удачно скомпоновал фигуры, не выходя за плоскость цилиндра, и каждой сумел придать определенную индивидуальность: мускулистый Атлант с подчеркнуто напряженным движением поднятых рук, пухлый Амур, упитанный Вакх с венком из виноградных листьев на голове. Очень своеобразна фигура Нептуна, невысокого, коренастого, с трезубцем в руках и в зубчатой короне на спутанных волосах. Обобщенная моделировка, нерасчлененность придают этим фигурам монументальный характер.
Такого рода фигуры служили ножками для массивных дубовых шкафов, сундуков, ларей и столов. Растрелли под¬черкнул во всех скульптурах их назначение служить кариатидами: и по композиции и по динамике фигуры напряженно несущие тяжесть.

Весной 1720 г. Растрелли по приказу Петра выполнил еще одну модель конного монумента «со многими торжественными украшениями». Она отличалась большой сложностью: кроме изображения самого царя, в ней было шестнадцать фигур и пять барельефов. И наряду с этим, Растрелли делает две деревянные модели водоподъёмных машин: одну - поднимающую воду при помощи ветряной мельницы, другую - посредством конной тяги.

В дворовом каменном флигеле дома Растрелли в 1721-1723 годах жил итальянский архитектор Никколо Микетти (1675 – 1759). После его бегства из Петербурга, здесь поселился русский зодчий Михаил Земцов. В доме Растрелли гостили его коллеги, в том числе Доменико Трезини, Гаэтано Киавери (1689 – 1770).
В ноябре 1724 года Растрелли по просьбе Канцелярии от строений характеризовал архитектора Земцова. Скульптор написал следующий отзыв:
«Оной архитектором полным и действительным быть достоин непрекословно... достоин быть награждён окладом денежного жалования за прошедшие и настоящие его труды по 1 500 рублей в год, ибо он несёт на себе такую должность, какую нёс архитект Микеттий»

В начале 1721 г., когда стало совершенно очевидным, что приближается конец многолетней войне и уже близко заключение желанного мира, Растрелли получил царское повеление сделать «образец столпа триумфальный, чтобы в нем явить и показать виктории его величеством одержанные».
Выполнив распоряжение Петра, Растрелли представил для одобрения первую модель Триумфального столпа, вышиною метр тридцать семь сантиметров. Лаконичные строки челобитной 1725 г., ведомости 1733 г. и «Росписи» самого скульптора помогают воссоздать отдельные черты его замысла.
Триумфальный столп был задуман в виде колонны на высоком постаменте из десяти ступеней с цоколем. Колонна венчалась аллегорической скульптурной группой: Петр I - скульптор, высекающий из камня «статую, репрезентующую Россию». У основания пьедестала колонны помещалось восемь фигур «невольни¬ков», символизирующих побежденных врагов. Ствол колонны был разделен на восемь частей - семь занимали барельефы «викторий», а восьмая, трактованная как фриз, была декорирована изображениями орлов. Круглые барельефы были расположены на пьедестале и цоколе.
Размеры модели показывают, что она давала представление только об общем виде столпа и о размещении декора. Чтобы можно было судить о характере и деталях скульптуры и барельефов, Петр при осмотре распорядился сделать вторую - большую медную модель столпа, и прежде всего отлить один образцовый цилиндрический барельеф-патрон.
18 января 1721 г. в сообщениях о работе скульпторов отмечалось: «У Рострелия литейный мастер Саваж ныне работает, в опоки кладет мадель и будет выливать медной патрон». Этот виртуозно прочеканенный барельеф был в сентябре 1723 г. «принят в токарню его величества» от сына скульптора.
Растрелли изобразил на этом барельефе осаду Риги. Могучий, рослый бомбардир энергичным движением поджигает запальник пушки; по траншее движутся солдаты. В барельефе рядом с динамичной батальной сценой соседствует жанровая картинка: солдат, прикорнувший у палатки с ружьем в руке, расседланная лошадь, мирно щиплющая траву. Жанровый момент в этом барельефе занимает такое же место, как и батальный. Поэтому первый патрон не стал частью столпа, а в сюиту вошел другой, в котором бытовая картина уступила место фигурам Петра и Шереметева.
Растрелли был убежден, что исполнение столпа - дело ближайшего времени и говорил об этом Ф.-В. Берхгольцу (1699 – 1765) еще в начале года, показывая ему модели монументов в своей мастерской. В «Дневнике» Берхгольц записал, что после окончания двух статуй Петра Растрелли «сделает большую колонну, на которой будут изображены все победы императора».
В 1723 г. в токарне у Петра уже имелось два очень высокой точности копи¬ровальных станка: «позитурная и медальерная махины», сконструированные А.К. Нар¬товым (1693 – 1756). Убедившись в их высокой точности и что «они обе в механическом своем движении оказали весьма чистую и изрядную всех фигур доброту», Петр предложил Нартову попробовать выточить костяной Триумфальный столп - уменьшенное и упрощенное повторение большой модели медного монумента.
В мастерскую Растрелли, как он об этом пишет, в октябре 1723 г. явился Нартов и от имени царя потребовал представить чертеж костяного Триумфального столпа в натуральную величину («великий рисунок»), а также передать «для токарного употребления» сделанные восковые модели барельефов.
Некоторые из этих моделей сохранялись до 1741 г. и упоминаются Нартовым в описи его академической лаборатории - «Моделей вощеных обронных налепных баталий, на круглых плоских дубовых досках - 4. Оныя сделаны скульптурным мастером Растрелием».
В октябре 1723 г. чертеж костяного столпа в натуральную величину был выполнен.
При жизни Петра Триумфальный столп не был изготовлен. После его смерти 13 августа 1725 г. Екатерина I приказала «делать (ранее) начатый медный столб, на кото¬ром изображены будут разные баталии казенными мастерами».

В документах 1722 г. упоминаются русские помощники Растрелли. Над отливкой свинцовых фигур в мастерской скульптора трудились в это время Герасим Андреев и Петр Луковников. В это же время у него работали Василий Кобелев и Кузьма Казаков, которые обучались «выливать и вычищать всякие разные фигуры из свинцу и из меди, и для выливания тех фигур мадели и фурмы делать и рисовать чертежи тем фигурам и протчим делам».

В начале 20-х годов Растрелли становится церковным старостой в католическом костеле Греческой слободы в районе Финских шхер и патроном его французской общины. В его квартире была устроена кирка, где францисканец из Парижа Кондилье (Колдимер), периодически окормлял французских прихожан костела.

Самолюбивый и гордый скульптор не умел подлаживаться и заискивать перед сановным начальством Канцелярии городовых дел (в 1723 г. переименована в Канцелярию от строений).
В апреле 1722 г. между Растрелли и директором Канцелярии Ульяном Акимовичем Синявиным (1668 – 1740) произошло столкновение. По распоряжению Синявина майор А. Заборовский потребовал, чтобы Растрелли, живший в доме царицы Марфы Матвеевны (1664 – 1716), «выехал вон и очистил два покоя» для архитектурного ученика Михаила Огибалова «с товарищи». Однако Растрелли наотрез отказался выполнить это распоряжение и сказал, что «он приказу директора от строений... не слушает и из двора вон не выдет, так как дом ему отдан не Синявиным, а указом царя и Меншнкова.» Отношения были навсегда испорчены, и в дальнейшем Синявин, где возможно, старался ущемить Растрелли, лишал его заказов и затягивал оплату выполненных работ.

В 1723 году Растрелли намеревался исполнить два бронзовых монумента Петра I - конный и пеший. Берхгольц в своем «Дневнике» рассказывает, что на обеде 25 марта 1723 г. у герцога Голштинского Карла-Фридриха скульптор сообщил, что конную статую предположено поставить на Васильевском острове, а пешую «на лугу, против дома его высочества». При этом Берхгольц отмечает: «Государь, говорят, был недавно у графа и остался очень доволен моделями».

В это время Растрелли много работал в домах у петровских вельмож. Известно, что он выполнял скульптурную отделку во дворцах молдавского господаря князя Д.К. Кантемира (1673 – 1723), графа Ф.М. Апраксина (1661 – 1728), барона П.П. Шафирова (1669 – 1739), у людей менее высоких рангов, а также у «других обывателей».
В начале 1723 г. Шафиров попал в немилость и был сослан, не успев расплатиться со скульптором. По челобитной Растрелли Канцелярия от строений приказала Земцову осмотреть палаты Шафирова и определить, что выполнили Растрелли и его сын, ведавший архитектурной частью постройки. Из рапорта Земцова видно, что Растрелли декорировал лепкой потолок большого зала, поместив в центре его барельеф, а два камина украсил четырьмя крупными алебастровыми фигурами. Орнаментальной лепкой были украшены потолки и камины в соседних помещениях.

Несмотря на распоряжения Петра оказывать содействие скульптору, Синявин старался не давать Растрелли казенных заказов, донимая его придирками и требованиями различных отчетов.
Так, скульптора вызывают в Канцелярию от строений, чтобы договориться об отливке из свинца фигур Нептуна и четырех маскаронов для грота Летнего сада взамен алебастровых, но в результате выполнение заказа передали литейному мастеру Франсуа Вассу (? – 1725).
Выведенный из себя, скульптор 29 сентября 1724 г. обратился к Петру с большой челобитной, состоящей из одиннадцати пунктов. Напомнив о заключенном в Париже контракте, перечислив все исполненные им в Петербурге работы, упомянув об обещании Петра при посещении мастерской, Растрелли просил уплатить ему «за утраченное время без работ за 3 года и 11 месяцев». В декабре Канцелярия вынуждена была собрать все сведения о работах Растрелли и «деньгах, какие оному Растрелию надлежит быть в даче», чтобы дать ответ на его жалобу. Но, пока Канцелярия наводила справки, наступил новый, 1725 год. В это время Петр заболел и 28 января умер.

В 1725 - начале 1726 г. Растрелли разработал проект грандиозного Мавзолея. Мысль о сооружении Мавзолея над местом погребения Петра возникла еще в то время, когда гроб его был перенесен из Зимнего дворца в недостроенный Петро¬павловский собор и долгое время стоял там, в специально устроенном «фюнеральном зале» на пышном катафалке, декорированном по проекту Н. Пино (1684 – 1754). Испол¬нение проектов и моделей Мавзолея было поручено И.-Ф. Браунштейну (ок. 1685 – после 1728), Пино и Растрелли.
В середине марта 1726 г. все модели Мавзолея было приказано собрать и расставить в большом зале Зимнего дома, куда с разрешения Феофана Прокоповича и доставили растреллиевскую модель, находившуюся в это время в Синоде.
Модель Мавзолея, сделанная Растрелли, не случайно находилась там, так как Феофан Прокопович (1681 – 1736), выдающийся публицист, оратор, поэт, ревностный сторонник петровских преобразований и пламенный апологет его деяний, возможно, дал тематическую программу оформления Мавзолея и предварительно просматривал проекты, как глава духовного ведомства.
По описанию в протоколе комиссии архитекторов и скульпторов 1733 г. растреллиевская деревянная модель Мавзолея, в котором показаны все «героические храбрости... монарха», была украшена разно¬образной декоративной скульптурой - барельефами, статуями, орнаментами. В «удобных местах» она была позолочена, побронзирована, а там, где предполагалось сделать мраморные детали, «разными красками раскрашена». Архитекторы и скульпторы назначили за модель значительную сумму, что говорит о ее высоких художественных достоинствах. Из документов видно, что проект Мавзолея принадлежит Растрелли-отцу, а сын выступал в качестве помощника. В перечне своих произведений Растрелли-сын отметил: «.. .я выполнил рисунок мавзолея и изготовил модель». Сын по наброскам отца сделал эскизные чертежи и архитектурные детали модели, а Растрелли-отец вылепил все части скульптурного декора. Модель погибла. Но сохранившиеся в Эрмитаже пять листов проекта и описание к ним раскрывают все величие замысла этого монументального памятника.

В 1725 - 1727 гг. Растрелли упорно добивается от Канцелярии от строений уплаты за выполненные работы. Не получив ответа на челобитную, поданную Петру в сентябре 1724 г., Растрелли в феврале 1725 г. обратился к Екатерине. В апреле Канцелярия от строений получила решение Сената - доложить об основательности жалоб и требований скульптора. 27 августа Растрелли вторично подает жалобу Екатерине, и лишь 13 октября Канцелярия ответила, что Растрелли начиная с 1719 г. работал «поштучно, подрядом», а потому и не должен был получать жалованья. Что же касается его требования оплаты простоя, то царского указа об этом нет, и поэтому жаловаться Растрелли не имеет оснований.
В 1727 г. после смерти Екатерины I, когда на престол вступил двенадцатилетиий внук Петра I, сын царевича Алексея - Петр Алексеевич, Растрелли вновь решил попытаться довести дело до конца и обратился 16 октября 1727 г. с челобитной в Верховный тайный совет. На запрос Совета Канцелярия от строений полностью отвергла все претензии Растрелли. В конце своего «доношения» Канцелярия ядовито напоминала, что Растрелли имеет бесплатно «довольную квартиру, а именно жилых девять камор, и кирка католическая в той квартире».
Верховный тайный совет 24 октября 1727 г. вынес решение, что «на те годы [то есть с 1719 по 1727 г.] жалованья ему давать не надлежит. И, чтобы он впредь не имел причин о том бить челом, того ради дать ему из Коллегии иностранных дел абшид (отставка)».

Однако на этот раз многолетний опыт Канцелярии, умевшей в нужном освещении представить любое дело, не помог. Сын скульптора молодой Растрелли уже работал в дворцовом ведомстве с 1 июня 1730 г. и занимал должность придворного архитектора. По приказу Анны Иоанновны он исполнил проект Зимнего дворца.
Конечно, сын замолвил слово о своем отце, и в Петербург в октябре 1730 г. Синявину пришло распоряжение Сената: «Вещи графа Растрелли принять под охранение и дать ему пашпорт в Москву».

10 ноября 1730 года Растрелли был назначен придворным архитектором. Ему было велено передавать любое каменное строительство, относящееся ко двору Её Императорского Величества. Жалование зодчего составило по контракту 800 рублей в год. Контракт продлили в 1734 году, установив жалование в 1 500 рублей в год. Карло Растрелли в документах одного и того же времени называют скульптором-архитектором и архитектором-скульптором. Но всё-таки, в первую очередь ему удавалась скульптура. Архитектурные решения, скорее всего, в его работах в большой части принадлежали его сыну Франческо Бартоломео.

Анна Иоанновна приняла Растрелли в конце мая. Он привёз с собой восковой бюст её матери, царицы Прасковьи Фёдоровны. В результате встречи Растрелли было указано строить дворец в Кремле, против цейхгауза (арсенала). В помощники к итальянцу был приставлен немецкий архитектор Г.-И. Шедель (1680 – 1752). 13 июня 1730 г. Растрелли подал смету строительства. В первых числах июля началась работа. Для быстроты новый дворец (Анненгоф) было решено строить деревянным, в один этаж.
19 января 1731 года Растрелли было велено строить новый Анненгоф в Лефортове. Этот дворец принял хозяев уже осенью. Сразу после новоселья Анна Иоанновна решила переехать в Петербург. Для обустройства новой резиденции туда направили обоих Растрелли, где Карло и Франческо активно включились в строительство Зимнего дворца.

В Москве Растрелли прожил до осени 1732 г., пробыв в древней столице более полутора лет.

Растрелли довелось открыть новую страницу в развитии русской скульптуры, выполнив в натуре статую Анны Иоанновны с арапченком, предназначенную для установки на площади столицы. Именно с этой статуи начинается расцвет монументальной скульптуры в России, хотя по политическим причинам памятник на улицу так и не попал.
Работу над ним Растрелли начал сразу после возвращения из Москвы в Петербург в сентябре 1732 года. Всего за четыре месяца колоссальная по массе статуя императрицы была вылеплена и подготовлена к формовке. Но только в начале 1741 года Растрелли сообщил, что «вылитый из меди портрет во окончание приходит» и велел выгравировать на лицевой стороне плинта свой титул, фамилию и дату завершения работы.

В 1732 г. сын Франческо Бартоломео женился на девице Уоллис, и у Карло появились внуки: в марте 1733 г. Иосиф-Яков, в декабре 1734 г. Елизавета-Катерина, в октябре 1735 г. Элеонора. Семье потребовалось более вместительное жилище, которое они получили на Первой Береговой улице, у церкви Всех Скорбящих в доме ранее принадлежащим сенатору Юрию Юрьевичу Трубецкому (1668 – 1739). Для жилья скульптора, его учеников и помощников было отведено десять покоев и по чертежу самого Растрелли возведен целый ряд служебных строений.

22 июня 1734 г., Анна Иоанновна положила «высочайшую» резолюцию: «...за всю вышеописанною работу выдать ему 2500 рублей». Это была, безусловно, победа скульптора.
1734 г. принес Растрелли еще одну радость: решился, наконец, вопрос, воз¬никший 15 лет назад. В начале ноября было повелено: «архитектору и скульптору де-Растрелли; по контракту, учиненному с ним в Придворной Конторе, обязан быть в службе, жалованье производить по 1500 рублей в год».

В 1735 г. он приступил к оформлению Петергофского парка, где исполнил группу «Самсон, разрывающий пасть льва» для самого крупного водомета, устроенного в ковше канала перед Большим каскадом. Этот монумент завершил длительный период кристаллизации художественного образа, ставшего олицетворением воинской доблести русских армий в Северной войне, апофеозом которой стала Полтавская битва 27 июня 1709 г., в день св. Самсония. (В честь полтавской победы по указанию Петра I на Выборгской стороне Петербурга была построена деревянная церковь св. Самсония Странноприимца, позднее в 1733 г. на этом месте она была возведена уже в камне).
Вместе с Растрелли над оформлением Петергофского парка трудились русские архитекторы прошедшие обучение в Италии: Андрей Селиванов и Андрей Семенович Хрептиков.

Холера 1737-1738 гг. унесла жизни его внука Иосифа-Якова и внучки Элеоноры.

Последние годы жизни Растрелли отмечены мощным творческим подъёмом. Мастер достойно завершил свой долгий путь в искусстве. Этот период знаменателен созданием одного из самых его совершенных произведений - конного монумента Петра I, над которым он работал с 1716 года. Увы, скульптор так и не увидел самое капитальное своё произведение отлитым в металле.
Растрелли умер 18 ноября 1744 года.

Районный Дом детского творчества Дети страны Уйкоаль для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009 "

Творчество Растрелли Бартоломео-Карло

Растрелли Бартоломео-Карло (1675 - 1744)

Это скульптор. По происхождению итальянец. В скульптурной мастерской Флоренции прошёл хорошую художественную выучку. И всё это пригодилось ему в России. куда он был приглашён Петром I для украшения новой русской столицы Санкт-Петербурга. В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Здесь он стал ведущим представителем стиля барокко .

Бартоломео-Карло Растрелли

Его след в искусстве России

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон , оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.

Его работы (не сохранившиеся)

1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа . Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.

2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова , отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России

3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.

Его работы (сохранившиеся)

4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца

Б-К. Растрелли. Бюст Петра I

5. "Восковая персона" Петра I - раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.

6. Два бюста Петра I: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца

7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.

Б-К. Растрелли. Памятник Петру I у Михайловского замка

Первый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". 8. Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).

Нереализованный проект

Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна . Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 – 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К-Б.Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.

Растрелли Растре́лли

1.

(rastrelli) Бартоломео Карло (1675, Флоренция – 1744, Санкт-Петербург), итальянский скульптор; представитель барокко . Отец архитектора Б. Ф. Растрелли . Обучался во Флоренции у крупнейшего барочного мастера Д. Б. Фоджини. В 1698-99 гг. жил и работал в Риме, в 1700-15 гг. – в Париже. В 1715 г. заключил договор с агентом Петра I И. Лефортом о работе в России.



Б. К. Растрелли. Посмертная маска Петра I. 1725 г.

В 1716 г. приехал в Санкт-Петербург. Начав работать в качестве архитектора, был вынужден уступить эту сферу деятельности Ж. Б. Леблону, сосредоточившись на скульптурных заказах. Запечатлел Петра I во многих произведениях (два бронзовых бюста императора, сохранился один из них, 1723-29; «Восковая персона», 1725), сделал модели памятников царю с пешей (не сохранилась) и конной статуей Петра I . В конной статуе Растрелли создал образ полководца-триумфатора, ориентируясь согласно традиции 17–18 вв. на древнеримский памятник императору Марку Аврелию. Скульптору принадлежит также модель Триумфального столпа в память побед России в Северной войне, который был увенчан статуей царя. В 1730-32 гг. Растрелли жил в Москве, работал над оформлением празднеств по случаю коронации Анны Иоанновны.




Б. К. Растрелли. Памятник Петру I. 1743-44 гг. Санкт-Петербург

Скульптор создал значительное число портретных работ (бюст А. Д. Меншикова, 1716-17; «Неизвестного [С. Л. Владиславича-Рагузинского?], 1732). В 1741 г. им была отлита в бронзе скульптурная группа „Императрица Анна Иоанновна с арапчонком“, выразительность которой построена на контрастном сопоставлении массивной, грузной фигуры императрицы, чьё усыпанное драгоценностями платье подобно броне, и лёгкой, словно готовой соскользнуть со своего постамента фигурки мальчика.


С творчеством Растрелли связано становление и развитие светской скульптуры в России, появление новых для русского искусства видов пластики: конного памятника, скульптурной группы, портретного бюста. Растрелли не имел прямых учеников-скульпторов, однако при нём работали русские подмастерья, непосредственно перенимавшие технический опыт.


2.

Бартоломео Франческо , русский архитектор, итальянец по происхождению; крупнейший представитель барокко . Сын скульптора Б. К. Растрелли . В 1725-30 гг. проходил обучение за границей. По возвращении в Россию стал придворным архитектором.


1730-е гг. – период творческого становления мастера. Он следует традициям русской архитектуры петровского времени (т. н. третий Зимний дворец в Санкт-Петербурге, 1732-33; не сохранился; дворцы Бирона в Рундале, 1736-40; и Митаве, ныне Елгаве, Латвия, 1738-40). Параллельно Растрелли изучает древнерусскую архитектуру (нарядные храмы 17 в. в Ярославле, собор Василия Блаженного в Москве). Радостный, мажорный строй, звучные цветовые сочетания, вдохновившие архитектора и творчески им переработанные, станут характерной чертой его искусства.




Б. Ф. Растрелли. Зимний дворец. 1754-62 гг. Санкт-Петербург

Расцвет творчества Растрелли пришёлся на время правления императрицы Елизаветы Петровны (1740-50-е гг.). В своих постройках архитектор органично сочетал традиции европейского барокко, рококо , отчасти классицизма и древнерусской архитектуры. От барокко он берёт размах и динамику в организации пространства и архитектурных форм здания, систему декорирования интерьера, от рококо – многие элементы декора , от классицизма – ясность планировочных решений, от древнерусского зодчества – красочное узорочье, нарядные крылечки, особенную выразительность силуэта здания.



Б. Ф. Растрелли. Собор Смольного монастыря. 1748-64 гг. Санкт-Петербург

Растрелли – непревзойдённый мастер архитектурного ансамбля и синтеза различных искусств. В комплексе Смольного монастыря в Санкт-Петербурге (1748-64) невысокие здания монашеских келий с церквями по углам и оградой повторяют очертания крестообразного в плане собора, который высится в центре, – великолепный, стройный и лучезарный. Екатерининский дворец в Царском Селе, перестроенный Растрелли (1752-57), составляет единый ансамбль с прилегающим к нему парком: невысокие, расположенные полукругом флигеля охватывают обширное пространство перед главным фасадом дворца, создавая подобие парадной площади – курдонёр (почётный двор). Центр дворца находится на главной планировочной оси дворцово-паркового ансамбля: от почётного двора и крыльца паркового фасада открываются перспективы главной аллеи, в одном конце которой находится павильон Эрмитаж, в другом – Монбижу. Примером синтеза искусств в интерьере могут послужить Большой зал Екатерининского дворца в Царском Селе и Танцевальный зал дворца в Петергофе . Позолота и зеркала зрительно облегчают, почти уничтожают плоскость стены, живописные плафоны «прорывают» потолки, в узорах паркета «растворяются» плиты пола. Благодаря динамичному декору в интерьерах царит ощущение ликующей праздничности.




Б. Ф. Растрелли. Павильон Эрмитаж. 1752-57 гг. Царское Село

Фасады растреллиевских зданий также насыщены динамикой. Собор Смольного монастыря, Андреевская церковь в Киеве (1747) и др. устремлены вверх; архитектурные массы компактны и собраны к центру; восхождение объёмов завершается в сложных, текучих формах глав. В дворцовых зданиях (Зимний, 1754-62, и Строгановский, 1752-54, дворцы в Санкт-Петербурге; Екатерининский дворец в Царском Селе, Большой дворец в Петергофе, 1747-52) движение развивается по горизонтали, однако значительные по протяжённости фасады не выглядят монотонными. Их разнообразят выступы (ризалиты), увенчанные разорванными фронтонами , балкончики, сочетание золотых и белых деталей на фоне ярко окрашенных стен, игра света и тени.


При Екатерине II, предпочитавшей строгую классицистическую архитектуру, зодчий, ещё полный творческой энергии, не имел возможности реализовать свои замыслы.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Смотреть что такое "Растрелли" в других словарях:

    Растрелли: Растрелли, Бартоломео Карло (1675 1744) русский скульптор, архитектор и художник Растрелли, Бартоломео Франческо (1700 1771) русский архитектор, представитель стиля барокко. Сын Б. К. Растрелли. Также известен как Ф. Б. Растрелли и… … Википедия

    - (Rastrelli) два художника итальянца, трудившиеся вРоссии. 1) Карло Бартоломео Р., литейщик из металла и скульптор. Времяего рождения, равно как и смерти, неизвестно. Купил себе во Францииграфский титул и в 1716 г. был вызван Петром Великим в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    I Растрелли (Rastrelli) Бартоломео Карло , скульптор, по происхождению итальянец. Около 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие… … Большая советская энциклопедия

    Франческо Бартоломео Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Годы жизни Дата рождения 1700 Место рождения Париж, Франция … Википедия

    Памятник Петру I у Михайловского замка Бартоломео Карло Растрелли (1675, Флоренция 18 (29) ноября 1744, Петербург) литейщик из металла и скульптор. Отец Бартоломео Франческо Растрелли. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 году был вызван … Википедия

    1. РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло (1675 1744), скульптор. По происхождению итальянец. С 1716 работал в Санкт Петербурге. Барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала (Императрица Анна Ивановна с… … Русская история

    РАСТРЕЛЛИ - (Бартоломео Карло Р. (1675 1744) рус. скульптор итал. происхождения) Белогвардейца / найдете и к стенке. / А Рафаэля забыли? / Забыли Растрелли вы? / Время / пулям / по стенке музеев тенькать. / Стодюймовками глоток старье расстреливай! М918… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Варфоломей Варфоломеевич (1700 1771) российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством скульптурного… … Строительный словарь

    Растрелли - Варфоломей Варфоломеевич (1700 1771) российский архитектор. Представитель барокко. Сын Б. К. Растрелли. Грандиозный пространственный размах, четкость объемов, строгую организованность планов сочетал с пластичностью масс, богатством… … Архитектурный словарь

Ф ранческо Бартоломео Растрелли был придворным архитектором Петра I и всех монархов эпохи дворцовых переворотов. Он спроектировал и построил Большой дворец в Петергофе, Зимний и Воронцовский дворцы, Смольный монастырь в Санкт-Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. А на закате карьеры Растрелли стал генерал-майором, кавалером ордена Святой Анны и академиком архитектуры.

Ранние работы при Петре I и его наследниках

Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году. Его отец - придворный скульптор и архитектор Карло Бартоломео Растрелли - с ранних лет обучал сына мастерству.

В 1716 году, после смерти короля Франции Людовика XIV, семья Растрелли переехала в Санкт-Петербург . Глава семьи поступил на службу ко двору Петра I и в строящемся городе на Неве отливал пушки и скульптуры для интерьеров. Франческо помогал отцу проектировать дворцы и продолжал учиться - ездил в Италию, Германию, Францию.

Большой Екатерининский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1752-1756. Фотография: Александр Щепин / Фотобанк Лори

Воронцовский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1749-1757. Фотография: A.Savin / Wikipedia

Спустя четыре года Растрелли начал первый самостоятельный проект - дворец на Миллионной улице для молдавского государственного деятеля Дмитрия Кантемира. Внешний облик дворца был выдержан в стиле барокко , модном в те годы в Европе. Растрелли распланировал здание так, что вдоль набережной располагались залы для приемов, а с другой стороны находились комнаты отдыха. На первом этаже расположился просторный вестибюль, над ним - высокий парадный зал с лепниной и резными каминами, которые изготовил Растрелли-отец. Дворец достраивали уже после смерти Петра I во время правления Екатерины I.

После удачного дебютного проекта к Растрелли стали обращаться с заказами представители русской знати. В 1730 году архитектор построил дворец для князя Ивана Долгорукого.

Недостроенные дворцы при Анне Иоанновне и Анне Леопольдовне

В 1730 году на престол взошла Анна Иоанновна. В моде по-прежнему оставался стиль барокко, и Растрелли получал всё новые заказы. В этом же году он построил для императрицы деревянные Зимний и Летний дворцы в Москве, Манеж между Невским проспектом и Большой Морской улицей в Санкт-Петербурге. А чуть позже взялся за Рундальский замок фаворита Эрнста Иоганна Бирона в Курляндии (область современной Латвии).

Растрелли не только спроектировал курляндский дворец и регулярный парк перед ним, но и сам курировал строительство: заключал договоры с поставщиками рабочей силы и материалов.

Большой Петергофский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли и др. 1745-1755. Фотография: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Смольный собор. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1748-1764. Фотография: Литвяк Игорь / Фотобанк Лори

Первой построили центральную часть замка. Вместо ленточных фундаментов Растрелли соорудил свайные с платформами-ростверками из натурального камня. Так ему удалось распределить нагрузку на грунт под частями зданий разной этажности. Этот же тип фундамента он использовал и в других проектах. Стены дворца возвели из кирпича, а кровлю выполнили из нового материала - луженой жести. Она стоила дорого и внешне напоминала серебро. Боковые блоки Растрелли не успел завершить: Эрнст Бирон стал герцогом Курляндии и поручил итальянцу возвести резиденцию в Митаве. К этому времени изменился стиль Растрелли: архитектор перестал использовать облицовку фасадов колотым камнем, перешел от пилястр - прямоугольных выступов - к полуколоннам, которые группировал в тройки или пары. Окна он проектировал с полукруглым верхом и свойственным барокко обилием резных элементов и лепнины на наличниках.

Митавский замок тоже не был завершен. После дворцового переворота в пользу великой княжны Анны Леопольдовны Растрелли вернулся в Петербург. Здесь по приказу первого министра Бурхарда Христофа фон Мюнниха он начал строить Летний дворец в Летнем саду. Очередная смена монарха в ноябре 1741 года помешала завершить и этот проект.

Проекты Растрелли при Елизавете Петровне

Елизавета I стала основоположницей галломании в России: в годы ее правления появилась мода на все французское. Растрелли, который долгое время сотрудничал с немцами Бироном и Минихом, почти на три года попал в немилость императрицы. Придворным архитектором стал Михаил Земцов , который знал Растрелли и привлекал его к различным проектам, а после смерти Земцова Елизавета Петровна восстановила самого Растрелли в должности. Как обер-архитектор он завершил и Аничков дворец по проекту Земцова, и собственный Летний в Летнем саду.

Зимний дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1754-1762. Фотография: Vitas / Фотобанк Лори

Строгановский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1753-1754. Фотография: Александр Алексеев / Фотобанк Лори

Во время правления Елизаветы I Растрелли создал свои самые масштабные сооружения: ансамбль Смольного монастыря , Большой Петергофский дворец , Большой дворец в Царском Селе . Про проекту Растрелли Иван Мичурин построил в Киеве Андреевскую церковь и царскую резиденцию. Одновременно с императорскими поручениями Растрелли продолжал выполнять заказы знати, например построил дворцы графа Михаила Воронцова и барона Сергея Строганова. Частные строения возводились по типу императорских резиденций, но были меньше и отличались сдержанным оформлением.

В 1754 году Елизавета Петровна издала указ о строительстве нового Зимнего дворца по проекту Бартоломео Растрелли. Зимний возводили на берегу Невы, площадь перед дворцом окружали галереями, а к воде вела Иорданская лестница, по которой в Крещение спускались к проруби-иордани. Императрица рассчитывала, что дворец будет готов в двухлетний срок. Однако в 1761 году Елизавета I умерла, а дворец завершили уже при императоре Петре III.

Впервые за долгую службу Франческо Растрелли получил награду за свой труд из рук монарха - стал кавалером ордена Святой Анны. Петр III присвоил итальянцу звание генерал-майора.

Отставка при Екатерине II

Приход к власти Екатерины II в 1762 году совпал с закатом стиля барокко в архитектуре. К тому же императрица не одобряла чрезмерные траты на позолоченный декор и другие излишества. Растрелли остался без заказов. Когда архитектор был в отпуске в Италии, Екатерина II поручила профессору Петербургской академии художеств Жан-Батисту-Мишелю Валлену-Деламоту переделать внутренние покои Зимнего дворца. Узнав об этом, Растрелли вернулся в Петербург и подал в отставку.

Рундальский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1736-1768. Фотография: Joanna Malesa / Фотобанк Лори

Митавский дворец. Архитектор Бартоломео Растрелли. 1738-1772. Фотография: Борис Сунцов / Фотобанк Лори

Вскоре из ссылки вернулся Эрнст Бирон и нанял архитектора, чтобы достроить Рундальский и Митавский замки в Курляндии. Но и здесь Растрелли не задержался: сын Бирона заменил его молодым датским архитектором. В 1766 году Растрелли отправился в Берлин и попытался попасть на прием к прусскому королю Фридриху II, ценителю барокко и рококо. Однако король его не принял, посоветовал сделать гравюры по эскизам и организовать выставку. В январе 1771 года, за три месяца до смерти архитектора, академики Императорской Академии художеств решили принять Растрелли «в число наиболее именитых членов Императорской Академии художеств в качестве почетного вольного общника» .

Когда и где умер мастер русского барокко - неизвестно. Датой смерти принято считать 29 апреля 1771 года, когда Екатерина II своим указом распорядилась выплатить пенсию Растрелли его наследнику - Франческо Бартолиати.

Первая портретная работа Б.-К. Растрелли в России – бюст А.Д. Меншикова.

Время его создания – конец 1716 года. Над бюстом работали 14 человек: кузнец с помощниками, столяр, плотник, каменщики, слесарь, два ученика и переводчик.

В 1717 году бюст был отлит из бронзы. Он сохранялся до конца XIX века у потомков Меншикова. В 1849 году он был повторён в мраморе скульптором Витали.

Это типичный парадный портрет, холодный и театрализованный. Князь изображён в лёгком, подчёркнуто спокойном и величавом повороте, как бы взирающим с благосклонной строгостью на подчинённых. На нём надет богатый рыцарский доспех с рельефными украшениями. Вокруг шеи повязан шарф из драгоценных кружев, на груди орденская лента и звёзды. Крупно завитые локоны парика, обрамляя надменное властное лицо с высоким лбом и несколько удлинёнными крупными чертами, свободно ниспадают на плечи.

Всей композицией бюста и его деталями скульптор стремился создать образ мудрого государственного мужа и в то же время показать, что это полководец, победитель во многих сражениях. Об этом напоминают доспех, воинские награды и барельеф на латах с изображением батальной сцены. Локоны, рассыпавшиеся по плечам, и складки мантии, окаймляющей нижний срез бюста, образуют своеобразное живописное по контуру обрамление.

Бюст Меншикова (1717)

Мраморная копия XIX века

Вместе с тем, сквозь общую парадность портрета ясно различимы черты более глубокого раскрытия образа, чем это предписывалось канонами барочного придворного портрета. Скульптор сумел увидеть в своей модели не только «полудержавного властелина», волевого и умного сподвижника Петра, но и много испытавшего на своём веку человека. Лицо Меншикова, которому в то время было 47 лет, под внешним лоском высокомерия и величия таит тревогу, а две резкие складки между бровями придают всему облику оттенок жестокости.



Рассказать друзьям