Человечность в рассказе белый бим черное ухо. Гавриил Троепольский “Белый Бим Чёрное ухо” (1971)

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Есть произведения не только русской, но и советской литературы, не прочитать которые - значит очень серьезно себя обделить. Такие книги надо читать, причем неоднократно и в разном возрасте. Они заставляют задумываться о вечных истинах и непреходящих человеческих ценностях.

«Белый Бим Черное ухо»: краткое содержание

По сюжету это очень незамысловатая повесть. Об умном псе, которого взял к себе писатель и охотник, о его жизни с любимым хозяином. Повесть ведется как бы от лица трех рассказчиков: хозяина, самого Бима и автора. Причем впечатления Бима тоже передает автор, но стиль повествования при этом кардинально меняется. Детство, охота, общение с мудрым и беззаветно любимым человеком - вот счастливая жизнь Бима до заболевания хозяина. Этот пес и есть Белый Бим Черное ухо. Краткое содержание не может дать представление о восприятии Бимом человеческого мира, о всех переживаниях собаки, о всех злоключениях, которые выпали на его голову.

Бим ищет своего дорогого хозяина и погибает буквально за несколько часов до того, как того выписывают из больницы. Если не читать книгу «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание не поможет посочувствовать Биму, он так и останется одной из собак, которым просто не повезло.

По повести был снят фильм, который в настоящий момент известен даже лучше, чем само произведение. Надо признать, что режиссер неоднократно применил распространенные мелодраматические приемы. Фильм - душещипательная история, тогда как книга, если вчитаться, еще и повествование о советском обществе. Много ведь таких: потерялись, оказались бездомными, брошенными из-за гибели хозяев или по их безответственности. Не все из "потеряшек", конечно, умны так, как Бим, понимают слова, настолько интеллигентны, но все они смотрят на мир с таким же доверием, как и он. В книге Бим, конечно, сильно очеловечен, он мыслит и действует не по инстинктам, а как человек. Именно это и вызывает такую сильную эмоциональную реакцию.

Кинолента «Белый Бим Черное ухо», краткое содержание которой уложится в две строчки, двухсерийный. И все это - злоключения Бима, которые смотрятся на одном дыхании.

Но сочувствуя Биму в книге, все ли готовы так же повести себя и в жизни? Произведение "Белый Бим Черное ухо" умиляет и заставляет плакать, но учит ли оно чему-нибудь? Или эмоции остаются сами по себе и на поступки не влияют? Кто-нибудь готов приютить бездомную собаку? Таких в наших городах очень много, но у почти всех людей они вызывают лишь раздражение. Книга «Белый Бим Черное ухо», содержание которой многие знали с детства, научила доброте совершенно не всех. Почему так происходит? Почему самая замечательная литература, самые изысканные не меняют человека автоматически, просто из-за сильного впечатления, которое они произвели? Для того чтобы сделаться добрее, человечней, необходимо проводить громадную внутреннюю работу. Каждое новое поколение должно обязательно читать подобные книги, чтобы научиться внимательнее относиться к тем, кто рядом.

Когда я прочитала повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо», мне стало очень-очень грустно. Грустно от того, какими злыми и черствыми бывают люди.

Вы, конечно, помните, что в центре повести история о трагической судьбе шотландского сеттера Бима, оставшегося один на один с неприятностями в этом сложном мире. Выросший в квартире Ивана Ивановича, окружившего щенка заботой и лаской, Бим оказался бессильным перед жестокостью и лицемерием.

Пенсионер Иван Иванович – пример замечательного человека, не только спасшего несчастного щенка от смерти (тот подвел всю свою породу, уродившись не с тем окрасом), но и ставшего настоящим другом для Бима, опорой и защитой. Добрый и человечный, главный герой воспитывал щенка. И Бим превратился в хорошую охотничью собаку. Наивный, веселый пес учился разбираться в людях. Но в первой части повести не сильно расстраивался от стычек с ненавидящей его соседкой, потому что рядом был надежный Иван Иванович. И Бим воспринимал окружающий мир сквозь призму интеллигентности своего хозяина, его любовь к природе, заботливое отношение к щенку. И Бим очень ценил все это, любил хозяина, был предан и верен ему. Тогда казалось, что яркий и чудесный мир вокруг будет таким всегда.

Каким же страшным было разочарование Бима, когда он остался один. Я читала страницы повести, в которых описаны столкновения собаки с бессердечными людьми, и плакала. Мне было жаль главного героя. Я испытывала чувство стыда за поступки взрослых людей. Визгливая тетка становится без причин злейшим врагом Бима. Ее ненависть приводит собаку к трагической гибели. Жадность Серого, коллекционера собачьих ошейников, заставляет меня сильно сомневаться в его порядочности. Трусливый Клим, избивший собаку за неповиновение, оставляет умирать в лесу. Водитель трамвая наживается, продав не принадлежащего ему Бима.

Г. Троепольский показывает много таких героев, жестоких, циничных, злых по отношению к собаке. Сильно разочаровываешься в людях, когда читаешь такие произведения.

Маленькие герои повести: Алеша и Толик – полюбили сеттера, но по разным причинам не смогли оставить его у себя. Боли и обиды Бим переживает благодаря вниманию и заботе мальчиков, соседки Степановны, девушки Люси. К счастью, повстречались на пути Бима и хорошие люди. Но они не смогли уберечь его от гибели. Сварливая соседка, желающая очистить двор от собаки, добивается своего.

Грустный финал повести учит нас милосердию по отношению к животным. Ведь они всегда преданны и верны людям. Больно смотреть на выброшенных котят и щенков, на бездомных собак и котов. За каждым из них стоят люди, которые обрекают их на страдания.

Судьба главного героя повести, шотландского сеттера Белого Бима Черное ухо напоминает о том, что люди становятся жестокими. Как бы ни менялся мир, в нем всегда есть место добру и хорошим поступкам. И, к огромному моему сожалению, наши современники жестоки и по отношению к людям, и по отношению к животным. Но ведь люди могут за себя постоять! А животные? Их судьбы в наших руках! Нужно быть милосерднее и гуманнее! И не забывать о том, что все мы «в ответственности за тех, кого приручили»!

Сегодняшние люди уже осознают заботу о жизни во всех ее проявлениях как нравственный долг. И прежде всего — писатели. Незаурядным явлением стала талантливая повесть Г. Троепольского «Белый Бим Черное ухо». Анализ произведения предлагается вашему вниманию.

Семнадцать глав книги охватывают всю жизнь собаки и ее взаимоотношения с человеком. В начале повести Бим совсем крохотный, месячный щенок, который, неуклюже переваливаясь на слабых лапах, скулит, ища мать. Он скоро привык к теплоте рук человека, взявшего его в свой дом, очень быстро стал отзываться на ласку хозяина. Почти все повествование о жизни пса связано с видением мира Бимом, с эволюцией его восприятия. Сначала это отрывочные сведения об окружающем: о комнате, где он живет; о хозяине Иване Иваныче, добром и ласковом человеке. Потом — начало дружбы с Иваном Иванычем, дружбы обоюдной, преданной и счастливой. Первые главы мажорные: Бим рано, с восьми месяцев, подает большие надежды как хорошая охотничья собака. Мир открывается Биму своими добрыми сторонами. Но в третьей главе появляется тревожная, настораживающая нота — Бим познакомился с беспризорной собакой Лохматкой и привел ее к Ивану Иванычу. Все, казалось бы, хорошо, но в середине главы появляется фраза о том, что горькая судьба еще сведет Бима и Лохматку.

Эта фраза — предвестник перемен в жизни пса: Ивана Иваныча увезли в больницу. Необходимо было оперировать осколок, который двадцать лет, со времен войны, носил он около сердца. Бим остался один, остался ждать. Это слово теперь вбирает для Бима все запахи и звуки, счастье и преданность — все, связанное с хозяином. Троепольский проводит Бима через несколько кругов испытаний: оказавшись один, он постепенно узнает, как неодинаковы люди, как несправедливы могут они быть. В жизни Бима появляются не только друзья, но и недруги: курносый человек с мясистыми отвислыми губами, разглядевший в Биме «живую заразу», крикливая тетка, которая готова уничтожить эту «паршивую собаку». Все эти персонажи даны сатирически, в них гротескно подчеркнуто отвратительное, бесчеловечное.

Бим, раньше готовый лизнуть руку этой самой тетке, не из любви к ней, а от благодарности и доверия ко всему человеческому, теперь начинает замечать в человеческом мире друзей и врагов. Легче ему с теми, кто не боится его, бродячего пса, кто понимает, что он ждет. Доверчивее всего он относится к детям.

Но пришло время — и Бим узнал, что среди детей тоже бывают всякие, такие, как рыжий конопатый мальчишка, который дразнил девочку Люсю за то, что она приютила Бима.

Пришло и более тяжелое время: Бима продали за деньги, увезли в деревню, дали ему другое имя — Черноух. Научился он и сомневаться в человеке и бояться людей. Его свирепо избил охотник за то, что Бим не стал душить раненого зайца. Еще более жестокими врагами оказались родители Толика, который привел Бима домой. Глава «счастливой и культурной семьи» Семен Петрович сделал вид, что согласился на просьбу сына оставить собаку, а сам ночью тайком отвез Бима на машине в лес, привязал к дереву и оставил там одного. Эта сцена как будто варьирует фольклорные мотивы и мотив сказки Пушкина: «И оставить ее там на съедение волкам».

Но повесть Троепольского — не сказочное произведение. Писатель показывает, что волки не бывают бессмысленно и беспричинно жестоки. Слово в оправдание и защиту волков — одно из самых сильных авторских отступлений в повести.

Начиная с двенадцатой главы события развиваются все стремительнее и становятся все напряженнее: ослабевший, израненный Бим возвращается из леса в город и снова ищет Ивана Иваныча.

«...О великое мужество и долготерпение собачье! Какие силы создали вас такими могучими и неистребимыми, что даже в предсмертный час вы движете тело вперед? Хоть помаленьку, но вперед. Вперед, туда, где, может быть, окажется доверие и доброта к несчастной, одинокой, забытой собаке с чистым сердцем».

И в конце повести, как почти забытые следы, снова проходят перед глазами читателя места, где был счастлив Бим: дверь дома, в котором он жил с Иваном Иванычем; высокий кирпичный забор, за которым был дом его друга Толика. Ни одна дверь не открылась перед израненной собакой. И снова появляется его давний враг — Тетка. Она совершает последнюю и самую страшную жестокость в жизни Бима — сдает его в железный фургон.

Бим погибает. Но повесть не пессимистична: Бим не забыт. Весною на поляну, где он похоронен, приходит Иван Иваныч с маленьким щенком, новым Бимом.

Эта сцена утверждает, что неодолим кругооборот жизни, что рождение и смерть постоянно рядом, что вечно обновление в природе. Но заключительные эпизоды повести не располагают к умилению при виде всеобщего весеннего ликования: раздался выстрел, за ним еще два. Кто стрелял? В кого?

«Может быть, злой человек ранил того красавца дятла и добивал его двумя зарядами... А может быть, кто-то из охотников зарыл собаку и ей было три года...»

Для Троепольского, писателя-гуманиста, природа не храм, располагающий к спокойствию и умиротворению. В ней идет постоянная борьба жизни и смерти. И первая задача человека — помочь жизни утвердиться и победить.

Повесть Г. Троепольского "Белый Бим Черное ухо". Наделение животных языком и разумом. Проверка персонажей отношением к Биму, жизнь у Ивана Ивановича. Нравственная красота личности как особая форма духовной значимости. Трагичность судьбы собаки в повести.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по теме: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский»

Тема урока: «Белый Бим Чёрное ухо» Г.Н.Троепольский

1. Образовательная: рассмотреть главных героев рассказа и их поступки, продолжать совершенствовать технику чтения, учить давать полные ответы на поставленные вопросы.

2. Коррекционно-развивающая: развивать общие интеллектуальные умения: приёмы анализа и синтеза; развивать активный словарь учащихся; устную монологическую речь через ответы и рассуждения вслух.

3. Воспитательная: воспитание общечеловеческих ценностей: человеколюбие, сострадание к беззащитным.

Ход урока:

1. Организационный момент
-Какое сегодня число? Кого нет в классе?

2. Языковая разминка
-Сделайте глубокий вдох и на выдохе прочитайте согласные одного ряда.
Б Т М П В Ч Ф К Н Ш Л Ж З Ц С
К В М С П Л Б Ш Г Р Б Л С Т
П Р Л Г Н Т В С Ч Ц Ф Б Х Н М
В М Р Г К Т Б Д З Щ З Б Ч В Н

Поставить цель перед учащимися: Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, работать с текстом, делать анализ прочитанного, высказывать своё мнение.

3. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
- Кто автор произведения «Белый Бим Чёрное ухо»?
(Г.Н. Троепольский)
На доске вывешивается портрет писателя и название повести.
-Назовите главного героя повести.
Итак, главный герой повести – Бим. Сегодня мы поговорим о его судьбе, его друзьях и врагах и о том, какой след оставил он на земле.
-Я думаю,что наш урок можно назвать так: “Бим в нашем сердце…”. Как вы считаете?
На доске вывешивается портрет Ивана Ивановича и Бима
-Какой он Бим? (Вспомните внешность, необычную окраску, родословную)
Наряду с другими достоинствами автор называет ее интеллигентной собакой.
-Как вы понимаете это слово? Давайте посмотрим в словаре.
Запись на доске слова «Интеллигентный» (выдержка из словаря)

Словарная работа
Интеллигентный – образованный, культурный.
-А почему Бим интеллигентный? (Благородный по происхождению, тонко чувствует поведение людей, голос, мимику. У него своя собачья гордость: не ест дичь, не рвет подранков. Интеллигентная собака не может жить без доброты человека и без того, чтобы делать человеку добро).
-Можно ли отнести эпитет “интеллигентный” к хозяину Бима?

Какие ситуации напоминают вам об этом? (Не хочет убивать дичь, переживает, что дал взятку водителю автобуса).
-Что для Ивана Ивановича было особенно важно в отношениях с Бимом? (Спасение от одиночества: “забывал войну, невзгоды, одиночество”, “усталые, добрые, ласковые после охоты”, “дружба, казалось, будет вечной”).

На чем строились их отношения?
-Какие чувства они испытывали друг к другу?(привязанность, верность, дружеские чувства)
-Давайте, ребята, по порядку вспомним, как попал Бим к Ивану Ивановичу? (на доске слова-опоры: увидел необычного щенка, понравился, спас от смерти)
-Вспомним, ребята, как развивались события в жизни Бима.
1. Бим попал домой к Ивану Ивановичу.
2. Воспитание Бима
3. Обучение охоте
4. Зашевелился осколок
5. Ивана Иванович в больнице
6. Бим ищет хозяина
7. Мытарство Бима: встреча с плохими людьми
8. Возвращение Ивана Ивановича из больницы: поиски Бима
9. Гибель Бима

Внимательно читали повесть, ребята, молодцы!

Физминутка.

4. Новая тема
-Сегодня мы продолжим работу и проследим за историей, которая произошла с Бимом и узнаем, чем всё это закончилось. Будем сопереживать и постараемся ответить на вопрос, кто виноват в гибели Бима?

На доске вывешивается вопрос урока: «Кто виноват в гибели Бима?»

1) Работа по тексту
(Выборочное чтение)
- Найдите и прочитайте, как встретила Степановна Ивана Ивановича?
- Как отнёсся Иван Иванович к известию о пропаже Бима?
- Обвинил ли он Степановну, что Бим пропал?
(Работа по группам: мальчики анализируют поведение Ивана Ивановича, а девочки – Степановны)

Запись на доске:
Степановна Иван Иванович

1. Заботливая 1. С благодарностью за заботу
Скромная (стеснялась
что её хвалят)
2.Огорчилась, что Бим пропал 2. Задумался
3. Переживала 3. Решительно отправился
на поиски Бима

2)Чтение 2 части «по-цепочке»

3)Анализ прочитанного
-Давайте, проследим, как Иван Иванович искал своего друга Бима?
-Куда решил в первую очередь пойти Иван Иванович?(в карантинный участок)
-Сколько дней прошло, как Бим ушёл от Толика? (3 дня)
-В какой день попал Иван Иванович в карантинный участок? (в выходной)
-Почему сторож не пускал Ивана Ивановича на участок?
-Почему сторож смягчился и запустил Ивана Ивановича?
-Ребята, как вы думаете, каким надеялся Иван Иванович увидеть Бима?
-Какие люди помогали Ивану Ивановичу искать Бима? (добрые)

4)Чтение 3 части учителем

5)Беседа по содержанию
-Что было в душе у Ивана Ивановича, когда он шёл к фургону? (надежда)
-Допускал ли он мысль, что Бим погиб? (нет)
-Какую страшную картину увидел Иван Иванович в фургоне?
(Просмотр фрагмента гибели Бима)
-Кто же виноват в гибели Бима? (плохие, жестокие люди)
-Какая душа была у этих людей? (чёрствая)
-Что же убило Бима? (равнодушие, чёрствость, предательство людей)

6)Чтение учителем стихотворения «Не будь жестоким»

Собачка на обочине сидела,
Голодная, со сломанной ногой,
И на людей так жалобно смотрела,
Но люди обходили стороной.
Собачка жалобно скулила
И от прохожих помощи ждала,
А от голода и боли выла,
Была под сорок градусов жара.
Но люди проходили мимо,
Едва лишь на щенка взглянув,
Другие пробегали торопливо,
И головы не повернув.
Я тоже мимо проходил,
Я в школу очень торопился,
Спасая от жары, под куст собачку посадил,
В надежде после школы возвратиться,
Я ей сказал: «Пойду из школы – заберу,
Ты, потерпи немножко,
И накормлю, и напою,
И вылечу больную ножку.»
В тот день мне на уроке не сиделось,
Всё грезились её глаза,
Молящие, просящие, как в горе у людей,
И с них катилась крупная слеза.
Когда к собачке подошёл,
Она уже мертва была,
Напрасно на людей смотрела,
Напрасно от бездушных помощи ждала.
И тут ко мне девчушка подбежала:
«Вот этим камнем Вовка Сидоров убил.»
И на валявшийся булыжник показала,
Что весь в крови испачкан был.
И крикнуть захотелось громко:
- Что же вы, люди, так черствы,
Не помогаем братьям меньшим в горе,
И не спасаем от беды!
Где ж ваша человечность и добро,
Иль при рождении не досталось,
Или с годами вас покинуло оно,
Или не гложет вас сомнение,
Что когда-нибудь вот так же, в горе и беде,
Кто-нибудь бездушный, без стеснения,
Камень злобы не положит на душу тебе.

5.Заключительная часть урока
Слово учителя
-Я надеюсь, что вы поняли смысл произведения Г.Н.Троепольского. Если человек красив душой, он обязательно добрый. К доброму тянутся, ему радуются, его любят, с ним хочется дружить. Однако, в жизни встречаются чёрствые, равнодушные и жестокие люди.
-Ребята, с какими бы героями повести вы не хотели бы встретится в жизни, а с какими бы дружили?

Запишите имена этих героев в таблицу.

Добрые Плохие

6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.

Индивидуальная работа.
Чтение текстов по индивидуальным карточкам.

7.Оценивание

8.Домашнее задание

Материал подготовлен Заслуженным учителем РФ Захарчук Аллой Ивановной Литературные аргументы к сочинению-рассуждению, часть С ЕГЭ по русскому языку 1)Г.Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо» Бим встречает разных людей – добрых, злых, равнодушных. Такие, как Толик, Матрёна, Даша помогают собаке. Есть среди людей и такие, которые предают, травят, убивают. Из-за людской злобы страдает Бим. Иван Иванович воспитал в Биме доброту и веру в человека. Когда хозяина забрали в больницу, собака верно ждала его. Эти двое чувствовали ответственность друг за друга, потому что были «приручены». Помня отношение к себе хозяина, Бим доверчиво идёт к людям, когда Ивана Ивановича забирают в больницу. 2) В.Железников. «Чучело». Нравственные уроки повести: не быть жестокими к людям, к животным и растениям – ко всему живому на земле; защищать своё человеческое достоинство, не позволять его топтать никому и никогда; нужно учиться разбираться в людях, потому что разочарование больно ранит душу. Лена Бессольцева в нелёгких испытаниях, выпавших на её отроческие годы, всё время рядом с собой видела деда, чувствовала силу его характера, опиралась на его плечо. Николай Николаевич помог ей выстоять и не сломаться. Лена оценила это. Да, стариков нужно беречь, прислушиваться к их советам, ценить их опыт и готовность разделить беду близкого человека. В этом урок всем нам. Тема жестокости подростков по отношению к своему ровеснику, не похожему на всех остальных. Лена Бессольцева стала объектом насмешек в классе. Ей одноклассники устроили бойкот, а затем совершили страшное деяние: сожгли на костре чучело, изображавшее девочку. Железная Кнопка, Рыжий, Лохматый и другие ровесники Лены, устроившие трудные испытания девочке, думаю, получили урок на всю жизнь. Героиня повести говорит своим одноклассникам: «Честно говоря, жалко мне вас. Бедные вы, бедные люди». Что имела в виду Лена Бессольцева и права ли она? Да, права: её ровесники бедны не только по образу жизни (отсутствие интересов, пустое времяпрепровождение, примитивные развлечения), но и по душевным своим качествам (грубые, равнодушные к чужой беде, завистливые, жестокие). 3) А.Платонов. «Неизвестный цветок». Этот рассказ о цветке, который вырос среди камней и глины. Он много трудился, преодолел массу препятствий, чтобы засветиться живым огнём. Цветок очень хотел жить. Нужна была большая сила воли, неустанное упрямство, чтобы выжить. А.Платонов в своей сказке утверждает, что надо много трудиться, чтобы жить и не умереть, чтобы светить ярким огнём другим и звать к себе безмолвным голосом радости жизни. 4)А. Сент-Экзюпери. «Маленький принц». «Право же, взрослые – очень странные люди», - вслед за Маленьким принцем можем повторить мы. Часто взрослые совсем не понимают своих детей,. Неужели они сами не были маленькими? Почему они не всегда отвечают на детские вопросы, не выслушивают своего ребёнка? Маленький принц жил одни на очень маленькой планете, на которой были только вулканы. Каждое утро герой чистил свои вулканы, пропалывал землю, чтобы не росли баобабы. А люди вместо того, чтобы поддерживать порядок на своей планете, возделывать свой сад, украшать свой дом, ведут войны, оскорбляют своей алчностью красоту жизни. Маленький принц утверждает, что необходимо наводить порядок на своей планете и трудиться каждый день. Маленький принц отправляется странствовать. Он оказывается на планетах, где живут король и честолюбец, пьяница и деловой человек, фонарщик и географ. Герой не задерживается ни на одной из них, потому что видит пороки, но не понимает и не принимает их. Властолюбие и честолюбие, пьянство и жадность, фатализм и невежество – всё это мешает жить людям. Только на Земле, встретив змею, цветок и лиса, Маленький принц, познаёт мудрость: «Зорко одно лишь сердце». Герой возвращается на свою планету, к Розе, которую уже успел приручить. Сказка эта учит нас быть « в ответе за тех, кого приручили», что лишь сердцем можно почувствовать любовь, что человеку грозит одиночество среди толпы, что тот, кто не имеет корней, обречён на одиночество. 5) Саша Чёрный. Рассказ «В лунную ночь». Этот рассказ о доме, об одиночестве и о счастье. Все герои, кроме детей., бездомные и безродные. Им не хватает счастья. А оно так нужно всем, потому что жизнь даётся человеку для счастья. Садовник мечтает о том, как выкупит дом, в котором он родился. Лидия Павловна, сидя у моря, вспоминает, когда она была в последний раз безумно и просто счастлива. Но ведь счастье всегда рядом, нужно просто уметь найти его. К такому выводу подводит читателей автор. .Идея рассказа – стремление к счастью, умение быть счастливым в мире под солнцем и луной с другими людьми, природой. 6)К.Паустовский. «Телеграмма». «Будь человеком, - говорит Паустовский. – За добро плати добром!» Нельзя забывать о самых близких, самых родных людях, которые нуждаются в вашем внимании, заботе, тепле, добром слове, а то может быть поздно. Так произошло с главной героиней рассказа Настей, которая из-за вечной суеты, отсутствия времени написать и приехать в течение трёх лет не видела матери. А Катерина Петровна ждала свою единственную дочь, но так и не дождалась. Проводили в последний путь односельчане старушку, а дочь на похороны опоздала, проплакала всю ночь и уехала рано из деревни (стыдно было перед людьми). Не успела Настя попросить прощения у матери. 7)А.Грин. «Зелёная лампа». Рассказ о том, что человек должен свою судьбу строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. Джон Ив в конце рассказа становится врачом. Он сумел сохранить своё достоинство и исполнил свою мечту. Да, человек не игрушка судьбы, а творец её, если у него есть желание и воля чего-то добиться, если он трудится и верит в себя и свои силы.



Рассказать друзьям