Чем объясняется сокращение сельскохозяйственных площадей в японии. Промышленность и сельское хозяйство японии

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Япония (Нихон, или Ниппон) - одна из ведущих экономических держав. Она входит в число лидеров вместе с США и КНР. На нее приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии.

Промышленность Японии достигла высокого уровня развития, особенно это касается сфер науки и образования. Среди лидеров мировой экономики - компании «Тойота Моторс», «Сони Корпорейшн», «Фудзицу», «Хонда Моторс», «Тошиба» и другие.

Современное состояние

Япония бедна полезными ископаемыми - значение имеют только запасы каменного угля, медной и свинцово-цинковой руд. В последнее время стала также актуальной обработка ресурсов Мирового океана - извлечение урана из морской воды, добыча марганцевых конкреций.

С точки зрения мировой экономики на долю Страны восходящего солнца приходится примерно 12% от общего объема производства. Ведущие Японии - черная и машиностроение (в особенности автомобилестроение, робототехника и электроника), химическая и пищевая сферы.

Промышленое зонирование

В пределах государства существует три крупнейших региона:

  • Токио-Йокогамский, куда входит Кейхин, Восточная Япония, префектуры Токио, Канагава, регион Канто.
  • Нагойский, к нему относится Тюке.
  • Осакско-Кобский (Хан-син).

Кроме вышеуказанных, существуют также более мелкие районы:

  • Северное Кюсю (Кита-Кюсю).
  • Канто.
  • Восточный морской промышленный район (Токай).
  • Токийско-Тибский (к нему относят Кей-ё, Восточную Японию, регион Канто и префектуру Тиба).
  • Внутренне-японский морской район (Сето-Найкай).
  • Промышленный район северных земель (Хокурику).
  • Касимский район (сюда относятся все та же Восточная Япония, Касима, регион Канто и префектура Ибараки).

Более 50% доходов обрабатывающих отраслей приходится на Иокогама, Осака, Кобе и Нагоя, а также на г. Китакюсю на севере острова Кюсю.

Самым активным и стабильным элементом рынка в этой стране выступает малый и средний бизнес. К данной сфере принадлежит 99% всех японских компаний. Впрочем, это неверно в отношении текстильной индустрии. Легкая промышленность Японии (ведущим элементом которой является упомянутая отрасль) основывается на крупных, хорошо оборудованных предприятиях.

Агропромышленность

Сельскохозяйственные угодья страны занимают примерно 13% ее территории. Причем половина этих земель - заливные поля, используемые для выращивания риса. По своей сути сельское хозяйство здесь является многоотраслевым, причем в его основе лежит земледелие, а если точнее, то выращивание риса, технических и чая.

Однако это не все, чем может похвастаться Япония. Промышленность и сельское хозяйство в этой стране активно развиваются и поддерживаются правительством, уделяющим им много внимания и вкладывающим немало денег в их развитие. Значительную роль также играют садоводство и овощеводство, шелководство, животноводство, лесной и морской промыслы.

Важное место в аграрной отрасли занимает рис. Овощеводство развито в основном в пригородах, под него отводится около четверти сельскохозяйственных угодий. Остальную площадь занимают технические культуры, кормовые травы и тутовые деревья.

Около 25 млн га покрыто лесами, в большинстве случаев владельцами являются крестьяне. Мелким собственникам принадлежат участки площадью около 1 га. Среди крупных хозяев - члены императорского рода, монастыри и храмы.

Разведение скота

Животноводство в Стране восходящего солнца начало активно развиваться только после Второй мировой войны. У него есть одна особенность - в основе лежат импортные, привозные корма (кукуруза). Собственное японское хозяйство способно обеспечить не более трети всей потребности.

Центром животноводства выступает о. Хоккайдо. В северных районах развито свиноводство. В целом же поголовье достигает 5 млн особей, причем примерно половина из них - молочные коровы.

Рыболовецкий промысел

Море - одно из тех преимуществ, которым может порадоваться Япония. Промышленность и сельское хозяйство получают из островного расположения страны множественные выгоды: это и дополнительный путь для доставки товаров, и подспорье туристической сфере, и разнообразие продуктов питания.

Однако, несмотря на море, стране приходится импортировать некоторое количество продуктов (согласно международному законодательству, добыча морской живности разрешена только в границах территориальных вод).

Основными объектами лова выступают сельдь, камбала, треска, лососевые, палтус, сайра и т.д. Примерно треть улова дают воды в районе Не обошли Японию стороной и достижения современной научной мысли: здесь активно развивается аквакультура (выращиваются жемчужницы, рыбы в лагунах и на

Транспорт

В 1924 году парк легковых автомобилей в стране насчитывал всего около 17,9 тыс. единиц. В то же время имелось внушительное число рикш, велосипедистов и повозок, которые двигались за счет волов или лошадей.

20 лет спустя увеличился спрос на грузовые машины, в основном за счет растущих потребностей армии. В 1941 году в стране было произведено 46706 автомобилей, из которых всего 1065 - легковых.

Автомобильная промышленность Японии начала развиваться только после Второй мировой войны, толчком к чему послужила война в Корее. Более выгодные условия предоставлялись американцами тем компаниям, которые брались за выполнение военных заказов.

Во второй половине 50-х годов стремительно вырос и спрос на легковые авто. К 1980 году Япония обогнала США и стала главным мировым экспортером. В 2008 году эта страна была признана крупнейшим автопроизводителем в мире.

Судостроение

Это одна из ведущих отраслей, в которой занято более 400 тыс. человек, учитывая работающих непосредственно на заводах и на вспомогательных предприятиях.

Имеющиеся мощности позволяют строить суда всех видов и предназначений, при этом целых 8 доков рассчитаны на выпуск супертанкеров водоизмещением 400 тыс. т. Деятельность отрасли координирует АСКЯ, куда входит 75 национальных судостроительных компаний, суммарно выпускающих около 80% всего объема кораблей, производимых в Японии.

Развитие промышленности Японии в данной сфере началось после Второй мировой войны, когда в 1947 году стала действовать программа планового судостроения. В соответствии с ней компании получали от правительства весьма выгодные льготные кредиты, которые в каждом году по мере увеличения бюджета росли.

К 1972 году 28-я программа предусматривала (с государственной помощью) строительство судов общим водоизмещением 3304 тыс. брт. Нефтяной кризис сильно сократил масштабы, однако заложенная этой программой в послевоенные годы основа послужила стабильному и успешному росту отрасли.

К концу 2011 года портфель заказов для японцев составлял 61 млн двт. (36 млн брт.). Рыночная доля оставалась стабильной на уровне 17% по дедвейту, причем основная часть заказов относилась к балкерам (специализированные корабли, разновидность сухогруза для перевозки грузов вроде зерна, цемента, угля насыпью), а меньшая - к танкерам.

На данный момент номером первым в сфере строительства судов в мире, несмотря на серьезную конкуренцию со стороны южнокорейских компаний, по-прежнему остается Япония. Специализация промышленности и поддержка со стороны правительства создали основу, которая поддерживает серьезные компании на плаву даже в сложившейся ситуации.

Металлургия

Страна имеет мало ресурсов, в связи с чем была разработана стратегия развития металлургического комплекса, нацеленная на энерго- и ресурсосбережение. Инновационные решения и технологии позволили предприятиям более чем на треть снизить потребление электричества, причем новации применялись как на уровне отдельных компаний, так и в целой отрасли.

Металлургия, как и другие отрасли, специализации промышленности Японии, активное развитие получила после войны. Однако если иные государства стремились модернизировать и обновить уже существовавшие у них технологии, правительство этой страны пошло по другому пути. Основные усилия (и деньги) были направлены на то, чтобы укомплектовать предприятия максимально передовыми на тот момент технологиями.

Быстрое развитие отрасли продолжалось около двух десятилетий и достигло пика в 1973 году, когда 17,27% всего мирового производства стали пришлось на одну Японию. Причем с точки зрения качества она претендует на роль лидера. Стимулировалось это, в числе прочего, импортом металлургического сырья. Ведь ежегодно завозится более 600 млн тонн кокса и 110 млн тонн железнорудной продукции.

К середине 90-х годов китайские и корейские металлургические предприятия составили конкуренцию японцам, и страна начала терять позиции лидера. В 2011 году ситуация ухудшилась из-за природного катаклизма и катастрофы на «Фукусима-1», однако по примерным подсчетам общее уменьшение темпов выпуска продукции не превышало 2%.

Химическая и нефтехимическая промышленность

Химическая промышленность Японии в 2012 году произвела продукции на 40,14 трлн йен. Страна входит в тройку мировых лидеров совместно с США и КНР, имея около 5,5 тыс. предприятий соответствующей направленности и давая рабочие места 880 тыс. человек.

Внутри самой страны отрасль занимает второе место (ее доля - 14% от общего объема), уступая только машиностроению. Правительство развивает ее как одну из ключевых сфер, уделяя большое внимание разработке экологически чистых, энерго- и

Изготавливаемая продукция продается внутри Японии и экспортируется: 75% - в страны Азии, около 10,2% - в ЕС, 9,8% - в Северную Америку и т.д. Основа экспорта - каучук, фототовары и ароматические углеводороды, органические и неорганические соединения и т.д.

Страна восходящего солнца также импортирует продукцию (объем ввезенного в 2012 году составил около 6,1 трлн йен), в основном, из ЕС, Азии и США.

Химическая промышленность Японии лидирует в производстве материалов для электронной отрасли, в частности, около 70% мирового рынка полупроводниковых изделий и 65% - жидкокристаллических дисплеев, принадлежит компаниям этой островной страны.

В современных условиях много внимания уделяется развитию производства углеродных волокон и композитных материалов для атомной и авиационной промышленности.

Электроника

Большое внимание уделяется развитию информационно-телекоммуникационной сферы. В роли «основного локомотива отрасли» выступают технологии передачи трехмерного изображения, робототехника, оптоволоконные и беспроводные сети нового поколения, интеллектуальные сети, «облачные вычисления».

По масштабам инфраструктуры Япония догоняет Китай и США и входит в тройку лидеров. В 2012 году общее число пользователей сети Интернет в стране достигло 80% от всего объема населения. Силы и средства направляются на создание суперкомпьютеров, разработку эффективных систем управления энергопотреблением и энергосберегающих технологий.

Энергетика

Примерно 80% потребности в энергоресурсах Япония вынуждена была обеспечивать за счет импорта. Изначально эту роль играло топливо, особенно нефть, из стран Ближнего Востока. С целью снижения зависимости от поставок в Стране восходящего солнца был предпринят ряд мер, в частности, в отношении «мирного атома».

Исследовательские программы в области ядерной энергетики Япония начала в 1954 году. Было принято несколько законов и созданы организации, призванные выполнять цели правительства в этой сфере. Первый коммерческий атомный реактор был импортирован из Великобритании, начав свою работу в 1966 году.

Через несколько лет страны приобрели чертежи у американцев и совместно с местными компаниями построили по ним объекты. Японские компании Toshiba Co., Ltd., Hitachi Co., Ltd. и другие стали проектировать и строить легководные реакторы сами.

В 1975 году из-за проблем с имевшимися станциями была начата программа совершенствования. В соответствии с ней ядерная промышленность Японии к 1985 году должна была пройти три этапа: первые два предполагали изменение существовавших конструкций с целью улучшения их работы и техобслуживания, на третьем же требовалось увеличить мощность до 1300-1400 мВт и провести фундаментальные изменения реакторов.

Подобная политика привела к тому, что в 2011 году в Японии имелось 53 действующих реактора, которые обеспечивали более 30% потребностей страны в электроэнергии.

После "Фукусимы"

В 2011 году энергетическая промышленность Японии получила серьезный удар. В результате сильнейшего в истории страны землетрясения и последовавшего затем цунами на АЭС «Фукусима-1» произошла авария. После случившейся затем крупной утечки радиоактивных элементов подверглось загрязнению 3% территории страны, население зоны вокруг станции (примерно 80 тыс. чел.) превратилось в переселенцев.

Это событие вынудило многие страны задуматься о том, насколько приемлемой и безопасной является эксплуатация атома.

Внутри Японии прошла волна протеста с требованиями отказаться от ядерной энергии. К 2012 году большинство станций страны было отключено. Характеристика промышленности Японии в последние годы укладывается в одно предложение: "Эта страна стремится стать «зеленой»".

Сейчас она фактически уже не использует атом, основная альтернатива - природный газ. Большое внимание также уделяется возобновляемой энергетике: солнцу, воде и ветру.

Япония - высокоразвитая капиталистическая, индустриально-аграрная страна. Для состава ее самодеятельного населения, помимо лиц, запятых в сельском хозяйстве и промышленности, характерен весьма высокий процент лиц, занятых в торговле, в обслуживающих видах деятельности, в домашнем услужении и т. д.

Хозяйству Японии свойственна резкая зависимость промышленности от иностранного сырья и от внешних рынков сбыта. Характерной чертой японской экономики всегда была узость внутреннего рынка, обусловленная низким уровнем жизни народа.

Промышленность

В короткий для капиталистического государства срок в Японии развились современные отрасли промышленности - машиностроение, производство точных приборов v оптики, химическая, нефтяная промышленность и др.

В связи с бедностью Японии полезными ископаемыми и ограничен ностью земельных площадей под техническими культурами большинстве промышленных предприятий работает на привозном сырье. Зато благодаря обилию гидроэнергии развились такие энергоемкие производства, как электрометаллургия, электрохимия и др. Крупнейшие гидроэлектростанции находятся в горах центрального Хонсю, сравнительно близко от важнейших промышленных центров страны. Кроме того, в Японии имеется большое число мелких гидроэлектростанций на маленьких горных реках. Благодаря тому, что Япония обладает в избытке дешевой энергией, почти все деревни Японии имеют электрическое освещение. В последние годы наблюдается некоторый рост электрификации быта.

Металлургия, металлообработка, машиностроение, химическая промышленность в довоенной Японии развивались прежде всего в плане подготовки к завоевательным войнам. Военные цели и сейчас не чужды японской тяжелой промышленности, но не могут уже считаться основным ее содержанием. Конкуренция со стороны продукции японской тяжелой промышленности на мировых рынках становится все заметнее.

Текстильная промышленность издавна занимала ведущее место в японской промышленности, но во время второй мировой войны и после нее она была оттеснена на второй план тяжелой, в частности военной, промышленностью. Особенно большую роль играют производство синтетического волокна и хлопчатобумажная промышленность, работающая на привозном хлопке (из США и Индии). Япония до второй мировой войны была крупнейшим в мире экспортером хлопчатобумажных тканей и, несмотря на урон, нанесенный войной, к 1955 г. вернула себе эти утраченные было позиции. Восстановление японской промышленности после войны было произведено ценой частичной потери экономической независимости, путем уступок монополистическому капиталу США. Японские фирмы тесно связаны с американскими не только через капиталовложения, но и в области стандартов, лицензий, технологии.

Для японской промышленности характерна высокая степень концентрации капитала и промышленных предприятий в руках отдельных крупных монополий (дзайбацу), сочетающаяся со значительным удельным весом мелких предприятий кустарного и полукустарного типа, составляющих 4/5 общего числа предприятий Японии. Зачастую эти мелкие предприятия тесно связаны с предприятиями монополий, производят для них детали и полуфабрикаты и полностью от них зависят.

В Японии широкое распространение, особенно после войны, получила капиталистическая эксплуатация надомников. Современная капиталистическая работа на дому является придатком к крупной машинной индустрии и этим также отличается от прежних домашних промыслов крестьянских хозяйств. Значительная часть населения сельских районов, прилегающих к большим промышленным городам - Токио, Осака, Нагоя и др., - занята на дому выполнением заказов крупных фабрик. Заказы выполняются в виде несложных операций, в основном вручную. Надомники, как правило, производят не законченные изделия, а какую-либо отдельную деталь или выполняют какой-либо этап в обработке материала, например крашение ткани. Эксплуатация этой категории рабочих в Японии приобрела самые жестокие формы. Между крупной компанией и работающими на дому существует ряд посредников - агентов, которые раздают материал, устанавливают расценки на работу и т. п. На надомников не распространяется фабричное законодательство (законы о профсоюзах, рабочем дне и неделе, трудовых нормах, страховании и т. д.). Эксплуатируя крайне дешевый труд надомников, которые распылены и раздроблены, капиталисты сохраняют и всячески поддерживают среди этой части рабочих Японии пережитки феодальных отношений и патернализма.

По размерам национального дохода на душу населения Япония после войны ближе к уровню отсталых, колониальных и зависимых стран, а не таких развитых индустриальных стран, как США или ФРГ, Франция и др.

Японские предприниматели прибегают к различным средствам для снижения зарплаты: они делят зарплату рабочих на основную и спец- выплаты (до 15%), которые определяются самими нанймателями; увеличивают число неоплачиваемых выходных дней; постоянных рабочих переводят на положение временных, зарплата которых на 20-30% ниже, и, кроме того, они в случае увольнения не получают выходного пособия; снижают оплату сверхурочных часов, расценки сдельных работ, повышают нормы выработки и т. п.

Реальная заработная плата рабочих падает по мере роста цен и налогов. Налоги поглощают примерно одну треть семейного бюджета. Значительная часть зарплаты уходит на оплату жилья. Особенно тяжело положение трудящихся женщин. Их используют на низкооплачиваемой, подсобной и неквалифицированной работе. Женщинам становится все труднее найти работу. Заработная плата женщин не достигает и половины заработной платы мужчин той же профессии. Между тем в Японии около 26% наемной армии труда составляют женщины и около 12% - дети.

Рост безработицы усугубляет тяжелое положение трудящихся и одновременно дает возможность капиталистам использовать дешевый труд временных рабочих, на которых не распространяется трудовое законодательство.

В Японии до сих пор во многом сохранились следы средневековой цеховщины. В строительных и других работах практикуется система подрядов, которые сдаются отдельным подрядчикам-старостам, самостоятельно вербующим артель рабочих, над которыми они являются непосредственными хозяевами.

Капиталистическая система эксплуатации японского пролетариата носит своеобразный характер и содержит элементы докапиталистических патерналистских форм. В Японии применяется система практически обязательных общежитий при фабриках, заводах. Живут работницы в общежитии при фабрике, кормятся в фабричной столовой, необходимые вещи покупают в фабричной лавке. Заработная плата работницам на руки часто выдается не полностью, часть ее отсылается девушкой непосредственно в деревню родителям, другая часть идет в погашение кредита работницы в лавке, столовой и т. д., кое-что отчисляется в «пенсионный фонд» работницы. В подавляющем большинстве крестьянские девушки идут на фабрики для того, чтобы помочь семье и для того, чтобы скопить немного денег для выхода замуж. Проработав 2-3 года в промышленности, такая работница либо уезжает обратно в свою деревню, либо выходит замуж.

Наличие в среде японского пролетариата значительной прослойки недавних выходцев из крестьянства, лиц, временно оставивших деревню, поддерживающих экономические связи с оставшимися там семьями, является одним из факторов, влияющих на тесную связь рабочего и крестьянского движения в Японии. Эта связь проявляется не только в сотрудничестве рабочих и крестьянских организаций, но и в стихийной форме, в помощи крестьян продуктами сельского хозяйства бастующим рабочим и т. д. В свою очередь рабочие остро реагируют на все события, происходящие в деревне.

Японское профсоюзное движение до войны было очень слабым (немного более 6% всех рабочих и служащих входило в профсоюзы). В настоящее время в Японии насчитывается около 40 тыс. профсоюзов, в которые входит 36 % всех рабочих и служащих.

В своей политической и экономической борьбе японский рабочий класс широко использует забастовочные методы. Забастовочное движение в Япо- пии отличается большим размахом, гибкостью и своеобразием форм, включающих забастовки-голодовки, пикетирование с отказом от сна, «итальянскую забастовку» - предельное замедление работы и т. д.

Сельское хозяйство

До второй мировои воины в аграрных отношениях Японии основными фигурами были помещик, часто живущий в городе, вдали от своих владений, и крестьянин-арендатор. Это положение изменилось в результате аграрной реформы 1947-1949 гг., которая практически положила конец старой системе помещичьего землевладения. Сдаваемый в аренду земельный фонд сократился в несколько раз, число арендаторов сократилось с 57 до 24%, а число собственников выросло вдвое. Но большинство крестьянства - беднота - получило от реформы очень мало; выиграли от нее лишь крупные арендаторы, скупившие большие участки земли, большие, разумеется, по японским масштабам, где нередко собственник 3 га поливной земли - уже кулак или помещик. Исключение составляет о. Хоккайдо, где имеются действительно крупные фермеры-капиталисты.

Малоземелье осталось бичом японского крестьянства и после реформы, но зато сильно увеличилась прослойка кулачества, элементы капитализма стали преобладающими в сельском хозяйстве страны.

Кроме малоземелья, крестьянство страдает от государственных и местных налогов. Многие крестьяне, не выдерживая налогового бремени, порвав с сельским хозяйством, уходят в город.

Тяжелое положение крестьянства еще более усугубляется частой реквизицией крестьянских земель в связи со строительством аэродромов и других военных сооружений, осуществляемым американскими оккупационными войсками. Борьба против американских военных баз составляет важную часть всей экономической и политической борьбы японского крестьянства.

Крестьянское движение в Японии значительно окрепло за последние годы.

В Японии наблюдаются громадный рост аграрного перенаселения и скрытая безработица, которые в японской деревне проявляются в своеобразной форме «проблемы вторых и третьих сыновей».

Для того чтобы не раздробить вконец свое карликовое хозяйство, японский крестьянин передает его старшему сыну. Все остальные дети в семье становятся лишними. Они переходят на положение батраков, нанимаются за нищенскую плату на окрестные предприятия, работают поденно за гроши. Задавленные нуждой, крестьяне нередко вынуждены массами покидать родные деревни и уходить в города, где лишь наиболее удачливые из них устраиваются на постоянную работу, другие же- [гополняют ряды люмпен-пролетариев, бездомных и жителей трущоб. Переселение из деревень в города происходит в огромных масштабах. Только в 1961 г. в города переселилось 762 тыс. сельских жителей, а 1963 г. - 520 тыс.

В сельских районах, примыкающих к большим городам, почти в каждой крестьянской семье кто-нибудь из ее членов является промышленным рабочим и, проживая в селе, каждый день ездит на работу в город.

Земледелие в Японии является основной отраслью сельского хозяйства. Под обработкой находится всего 6 млн га, т. е. 16% всей площадж страны. Японское земледелие отличается чрезвычайной интенсивностью ири отсталых методах ведения хозяйства. Интенсификация японского земледелия достигается в результате огромной затраты ручного труда на единицу площади. В Японии широко распространены террасовые поля, расположенные на склонах холмов, в виде многоярусных террас-уступов. Устройство террас под посевы риса требует особенно больших затрат труда, так как поверхность каждого поля должна быть горизонтально ровной, чтобы его можно было равномерно затопить, т. е. чтобы толщина слоя воды в каждой точке поля была примерно одинакова. Японское земледелие требует внесения большого количества удобрения. Старыми традиционными удобрениями являются фекальные (экскременты, навоз). Обычно различные отбросы сваливаются в неглубокую цементную цистерну, где при добавлении воды вся масса постепенно разлагается. Японский крестьянин старается не столько удобрить почву, сколько подкормить растение, поэтому крестьяне не разбрасывают удобрений по всему полю, а льют их раствор под растение. Еще более распространены химические удобрения, бобовые жмыхи, рыбные туки.

Основной культурой является рис. Благодаря высоким урожаям страна почти не нуждается в привозном рисе. Под рисом занято 56% всей обрабатываемой площади. Весной, в апреле, рисовую рассаду выра- щивают на грядах, а затем ранним летом пересаживают на поля, затопленные водой. Урожай убирают в конце октября и в ноябре.

Распространение выращивания риса рассадой объясняется отчасти тем, что на многих рисовых полях еще дозревают озимые посевы (пшеница, ячмень, сурепка, бобовые растения). На большей части территории Японии возможен сбор двух урожаев разных культур в год. Только в Северной Японии вследствие короткого вегетационного периода второй осенний сев вспомогательных культур на рисовых полях обычно невозможен, зато на крайнем юге удается в год снимать по два урожая риса.

Зерновые: просо, пшеница, ячмень - дают хорошие урожаи и на богаре, но суходольное земледелие играет в Японии второстепенную роль, несмотря на то что в стране достаточно земель, годных для этого.

Как показывает специальное обследование Министерства сельского хозяйства, обрабатываемая площадь в стране могла бы быть удвоена при определенных капитальных затратах на освоение пустошей и мелиоративные мероприятия.

Следующее место после риса по своему значению в питании населения занимают овощи и бобовые культуры. Из овощей наибольшее распространение имеют батат, картофель, редька (один из важнейших продуктов питания японского крестьянина), репа.

Из плодовых растений распространены апельсины и другие цптрусо- ъые, яблоки, хурма, японские груши, виноград, сливы и персики. Техни ^есйие культуры не играют особенно большой роли. Самая распространенная техническая культура - табак, затем следуют сурепка, масло которой идет в пищу и на технические цели, лен, конопля, дающая пеньку и масло, персидская ромашка, мята, тутовое дерево. Широко распространена культура чая.

В Японии почти не выращивается хлопок, в котором так нуждается японская текстильная промышленность.

Японский крестьянин для обработки земли и уборки урожая, а также и других сельскохозяйственных процессов пользуется несложными сельскохозяйственными орудиями. Деревянное рало (суки), мотыга (кува), которыми пользовались сотни лет тому назад, до сих пор являются распространенными орудиями. Однако далеко не каждый может содержать тягловое животное - корову или вола, да и карликовый размер самих земельных участков приводит к тому, что плуг употребляется не всеми, и практически в Японии преобладают мотыжные методы возделывания земли. Разумеется, эти методы носят вторичный характер и не могут считаться настоящим мотыжным земледелием, которое не знает плуга.

Каждый японский крестьянин знает плуг, умеет с ним обращаться и пользовался бы им, если бы имел возможность. Японский крестьянин употребляет и более современные механизмы - молотилки, веялки г помпы, моторные фрезы для рыхления почвы. Кроме того, в японской деревне встречаются машины для первичной обработки сельскохозяйственных продуктов: крупорушки, жернова различных типов. Однако машины находятся в руках зажиточных крестьян и используются ими для эксплуатации бедноты. Лишь немногие крестьяне продолжают пользоваться примитивными орудиями. Например, для обмолота зерна пользуются деревянным цепом, рабочая часть которого (било) состоит из нескольких перевязанных прутьев, вставленных с одного конца в держатель, прикрепленный к длинной ручке. Для провеивания риса нередко применяется простейшая веялка (утива), которая состоит из двух больших вееров, прикрепленных основанием к бамбуковой ручке. Рис, ссыпаемый с лотка, продувается потоком воздуха, получаемым при движении вееров. При таком способе веяния всегда работают два человека: один ссыпает зерно, другой приводит в движение веера. Для обрушивания и толчения зерна используются деревянные ступы.

Для рисоводства требуются ирригационные работы: проведение каналов, создание водохранилищ и т. п.; это совершенно не под силу одному мелкому крестьянскому хозяйству. Поэтому крестьяне организуются в кооперативы по совместному использованию воды. В большинстве случаев кулаки захватывают главенство в таких кооперативах и используют распределение воды для еще большего закабаления трудового крестьянства.

Для залива поля и перекачки воды используют насос. Насос при поливном рисосеянии является весьма полезным орудием, позволяющим регулировать орошение и орошать возвышенные места из нижерасположенных водоемов. Однако и это полезное и не столь дорогое орудие в крестьянском хозяйстве встречается не всегда. Оно нередко в беднейших хозяйствах заменяется водяным колесом, приводимым в движение ногами человека.

Несмотря на малые размеры участков, структура большинства крестьянских хозяйств многоотраслевая или во всяком случае имеет большое число культур, каждой из которых, естественно, отводится совсем уже крошечный участок земли. Делается это в целях страховки: при плохом урожае или неблагоприятной рыночной конъюнктуре одного вида продукции убыток частично компенсируется другими видами. Помимо возделывания зерновых, кормовых, технических, огородных культур, японские крестьяне занимают часть своих участков под такие культуры, выращиваемые с товарной целью, как саженцы хвойных деревьев (закупаемые лесовосстановительными хозяйствами), декоративные цветы на срезку, трава для плетения циновок (татами).

В горных районах занимаются грибоводством: поленья низкокачественных сортов дерева заражают спорами съедобного гриба (сиитакэ) и складывают их в затененные штабеля. С однажды зараженной поленницы можно собирать грибы в течение нескольких лет, пока дерево не сгнивает окончательно.

Характерная черта японского сельского хозяйства - ничтожное количество скота. Основным рабочим скотом являются коровы и быки-волы. Местная японская корова дает так мало молока, что его едва хватает для вскармливания теленка. В то же время эта корова отличается силой, выносливостью и нетребовательностью в отношении пищи и помещения. Лошади как рабочий скот применяются у небольшой части крестьян, главным образом на Хоккайдо. Во многих крестьянских хозяйствах разводят свиней, реже овец, а также домашнюю птицу.

В последние годы у части кулацких хозяйств в центре и на севере Японии стало распространяться товарное молочное животноводство с разведением европейских и американских пород скота.

Промышленность.

В последние десятилетия Япония выступает как одна из ведущих экономических держав, является второй по величине национальной экономической силой в мире. Население Японии составляет примерно 2,3% общемировой численности, но создаёт около 16% валового мирового продукта (ВМП), исчисленного по текущим валютным курсам, и 7,7% по покупательной способности иены. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателю производства на душу населения она превышает американский уровень. На Японию приходится 70% совокупного продукта Восточной Азии, её валовый внутренний продукт (ВВП), подсчитанный на базе текущих валютных курсов, в четыре раза превышает ВВП Китая. Она достигла высокого технического совершенства, особенно в отдельных направлениях передовых технологий. Нынешние позиции Японии в Мировом хозяйстве – результат её экономического развития во второй половине прошлого столетия. В 1938 г. на её долю приходилось всего 3% ВМП.

В Японии развиты черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. Хотя Япония является крупнейшим импортёром сырья для большинства этих отраслей, тем не менее по выпуску продукции многих отраслей страна часто занимает 1-2 место в мире. Причём промышленность концентрируется в основном в пределах Тихоокеанского промышленного пояса (на 13% территории страны выпускается почти 80% промышленной продукции).

I. Металлургия потерпела за последнее время сильные изменения. Вместо множества устаревших заводов построены мощные комбинаты, оснащённые новейшей техникой. Не располагая в достаточной мере своей сырьевой базой, Япония ориентируется на импорт железной руды и коксующих углей. Крупными поставщиками железной руды были и остаются Малайзия и Канада. Основные поставщики угля – США, Австралия; в меньшей степени – Индия и Канада. По производству рафинированной меди Япония занимает второе место в мире, после США. Месторождения полиметаллических руд составляют базу для развития производства цинка и свинца.

II. Энергетика Японии ориентируется преимущественно на импортное сырьё (в основном нефть и нефтепродукты). Импорт нефти составляет более 200 млн. тонн (собственная добыча 0,5 млн. тонн на 1997 год). Сокращается в потреблении доля угля, растёт в потреблении доля природного газа (импортируется в сниженном виде). Растёт роль гидроэнергетики и атомной энергии. Япония располагает мощной электроэнергетикой. Свыше 60% мощностей приходится на ТЭС (наиболее крупные по 4 млн. кВт). С середины 60-х годов сооружается АЭС. В настоящее время работает свыше 20 АЭС на импортном сырье (более 40 энергоблоков). Они дают около 30% электроэнергии. В стране построены самые мощные АЭС в мире (в том числе Фукусима – 10 энергоблоков).

III. Судостроение Японии очень разнообразно: со стапелей судоверфей Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки и многих других судостроительных центров сходят крупнейшие в мире супертанкеры и другие суда. Судостроение специализируется на строительстве крупнотоннажных танкеров и сухогрузов. Общий тоннаж построенных в Японии судов составляет 40% мирового тоннажа. По судостроению страна прочно занимает первое место в мире (2 место – Республика Корея). Судостроительные и судоремонтные предприятия размещены по всей стране. Главные центры находятся в крупнейших портах (Иокогама, Нагасаки).

IV. Производство цветных металлов является материало- и энергоёмкими. Относятся к “экологически грязным” отраслям промышленности, поэтому проведена существенная реорганизация отрасли. Только за последнее десятилетие выплавка цветных металлов сократилась в 20 раз. Передельные же заводы размещены практически во всех крупных промышленных центрах.

V. Машиностроение Японии включает в себя множество отраслей (судостроение, автомобилестроение, общее машиностроение, приборостроение, радиоэлектроника, авиационно-космическая промышленность). Действует ряд крупных заводов тяжёлого машиностроения, станкостроения, производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности. Но главными отраслями стали электроника, радиопромышленность и транспортное машиностроение.

1) По выпуску автомобилей (13 млн. штук в год) в последние годы Япония также занимает первое место в мире (продукция отрасли составляет 20% японского экспорта). Важнейшие центры отрасли – Тойота (район Нагасаки), Иокогама, Хиросима.

2) Основные предприятия общего машиностроения расположены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса: в Токийском районе – сложное станкостроение, промышленные роботы; в Осакском – металлоёмкое оборудование (около центров чёрной металлургии); в Нагойском районе – станкостроение, производство оборудования для других отраслей промышленности.

3) Предприятия радиоэлектронной и электротехнической промышленности ориентируются на центры с квалификационной рабочей силой, с хорошо развитой транспортной системой, с развитой научно-технической базой. На долю Японии в начале 90-х годов приходилось свыше 60% производства промышленных роботов, ½ станков с ЧПУ и продуктов чистой керамики, от 60 до 90% производства отдельных типов микропроцессоров в мире. Япония сохраняет лидирующие позиции в производстве бытовой электроники и электронной аппаратуры. Удельный вес страны в мировом выпуске цветных телевизоров (с учётом производства на зарубежных предприятиях японских компаний составляет более 60%, видеомагнитофонов – 90%, и др.). На продукцию наукоёмких отраслей приходится около 15% всего объёма промышленного производства Японии. А в целом, на продукцию машиностроения – около 40%.

Таблица 3.1

12 крупнейших конгломератов (промышленно-финансовых групп) Японии (данные 1999 г.)

Число корпораций, входящих в 500 мировых Годовая сумма продаж (млрд. долл.) Активы (млрд долл.) Число занятых (тыс.) Шта6-квартира
1 «Мицубиси» 7 105,1 124,6 272.2 Токио
2 «Тойота» 2 84,0 77,6 116,2 Нагоя
3 «Мацусита» 2 66,0 84,3 280,0 Осака
4 «Хитати» 2 65,1 81,3 341,0 Токио
5 «Ниппон Стил» 5 59.1 78,2 99,8 Токио
6 «Ниссин» 3 57,0 67,9 155,1 Токио
7 «Фудзи» 4 52,9 62,1 226,3 Токио
8 «Сумнтомо» 6 43.8 56,0 120,5 Осака
9 «Тосиба» 1 37,5 49,3 173,0 Токио
10 «Дан Ити» 6 33,4 39,3 104,3 Токио
11 «Хонда» 1 33,4 26,4 90,9 Токио
12 «Сони» 1 31.5 39,7 126,0 Токио

4) Предприятия нефтеперерабатывающей, а также химической промышленности тяготеют к основным центрам Тихоокеанского промышленного пояса – в токийской агломерации аланского промышленного пояса. В токийской агломерации (Кавасаки, Тиба, Иокогама), в районе Осаки и Нагои предприятия используют привозное сырьё. По уровню развития химической промышленности Япония занимает одно из первых мест в мире.

5) В Японии также развита целлюлозно-бумажня промышленность.

6) Сохраняет не мало важное значение отрасли лёгкой и пищевой промышленности. Однако растёт конкуренция со стороны развивающихся стран по многим видам трудоёмких производств лёгкой промышленности (за счёт дешевизны рабочей силы в других странах).

VI. Ещё одна важная традиционная отрасль японской промышленности – рыболовство. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире. В стране более 3 тыс. рыболовных портов. Богатая и разнообразная фауна прибрежных морей способствовало развитию не только рыболовства, но и мари-культуры. Рыба и морепродукты занимают очень большое место в пищевом рационе японцев. Развит также и жемчужный промысел.

Очень важная особенность промышленности Японии – её исключительно сильная втянутость в международные экономические связи.

Сельское хозяйство.

В сельском хозяйстве Японии занято около 3% экономически активного населения, а доля его в ВНП страны составляет около 2%. Для японского сельского хозяйства характерен высокий уровень производительности труда и земли, урожайности культур и продуктивности животных.

Сельскохозяйственное производство имеет ярко выраженную продовольственную направленность

Растениеводство даёт основную часть продукции (около 70%), но его удельный вес снижается. Кормовые и технические культуры страна вынуждена ввозить из за рубежа. Пастбищные земли составляют всего 1,6% от общей площади. Но даже эти участки выходят из оборота сельского хозяйства по мере увеличения импорта дешёвой мясной и молочной продукции. Развиваются новые интенсивные отрасли животноводства. На обрабатываемые земли приходится 13% территории страны. Однако в ряде районов Японии можно получать 2-3 урожая в год, поэтому посевная площадь больше обрабатываемой. Несмотря на то, что обрабатываемые земли занимают небольшую долю в земельном фонде, а их величина, приходящаяся на душу населения очень мала (по сравнению с США меньше в 24 раза, по сравнению с Францией – в 9 раз), свои потребности в продовольствии Япония обеспечивает в основном за счёт собственного производства (около 70%). Практически удовлетворяется спрос на рис, овощи, мясо птицы, свинину, фрукты. Однако страна вынуждена импортировать сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

Для сельского хозяйства Японии характерно мелкое земледелие. Большинство хозяйств – мелкотоварные. Наиболее крупные хозяйства занимаются животноводством. Кроме индивидуальных хозяйств функционируют фирмы и производительные кооперативы. Это значительные сельскохозяйственные единицы.

Прибрежные низменности всех островов, в том числе и в Тихоокеанском промышленном поясе, являются крупными сельскохозяйственными районами, где выращивают рис, овощи, чай, табак, а также интенсивно развивается животноводство. На всех больших равнинах и в природных зонах крупных агломераций расположены птице- и свинофермы, огороды.

Транспорт

Транспорт. В послевоенный период на первое место по объему грузо- и пассажироперевозок в Японии быстро выдвинулся автомобильный транспорт (соответственно 52 и 60%). Остальное большей частью приходится на морские каботажные перевозки, доля которых постепенно снижается. Еще быстрее уменьшается значение железнодорожного транспорта, особенно после его приватизации в середине 80-х годов. Растут объемы и авиаперевозок, но их удельный вес пока невелик. Япония занимает второе место в мире по тоннажу торгового флота (почти 87 млн бр. рег. т в 1999 г.), но 73% этого тоннажа ходит под «удобными флагами». Размеры автомобильного парка - 43 млн легковых машин и 22 млн грузовых и автобусов (1998, второе место в мире). С середины 90-х годов основным направлением развития технической базы транспорта стало качественное совершенствование транспортной инфраструктуры. В Японии создана густая сеть автомобильных дорог, основным элементом которой стали скоростные автомагистрали, соединившие все города с населением более 500 тыс. человек. Построена система железнодорожных линий со средней скоростью движения поездов более 200 км/ч. В стране насчитываются несколько десятков крупных морских портов (крупнейший - Тиба), целый ряд аэропортов, способных принимать крупные лайнеры, В 80-е годы непрерывными транспортными путями (через систему туннелей и мостов) были соединены все четыре главных японских острова. Многократно возросшие объемы и напряженность транспортных перевозок в Японии, особенно в зоне главной транспортной оси страны, проходящей через Тихоокеанский промышленный пояс, потребовали повышения надежности и безопасности системы коммуникаций. Ее совершенствование достигается путем широкого внедрения электронно-вычислительной и информационной техники как в системы управления транспортными перевозками, так и в сами транспортные средства.

Внешнеэкономические связи

Япония – одна из крупнейших мировых торговых держав. Хозяйство в очень большой степени зависит от импорта топлива и промышленного сырья. Но структура импорта существенно меняется: уменьшается доля сырьевых товаров и увеличиваются удельный вес готовой продукции. Особенно растёт доля готовых изделий из НИС Азии (в том числе цветных телевизоров, видеокассет, видеомагнитофонов, запчастей). Страна ввозит также некоторые виды новейших машин и оборудование из экономически развитых стран.

В экспорте готовых промышленных изделий (по стоимости) 64% приходится на машины и оборудование. Международной специализацией Японии на мировом рынке является торговля продукцией наукоёмких высокотехнологичных производств, таких, как производство сверхбольших интегральных схем и микропроцессоров, станков с ЧПУ и промышленных роботов.

Объём внешней торговли Японии постоянно растёт (760 млрд. долр., 1997 год – третье место после США и ФРГ). Основными торговыми партнёрами Японии являются экономически развитые страны, в первую очередь США (30% экспорта, 25% импорта), ФРГ, Австралия, Канада. Крупными партнёрами являются Республика Корея и Китай.

Увеличиваются объёмы торговли со странами Юго-Восточной Азии (29% внешнего оборота) и Европы. Крупнейшие поставщики нефти в Японию – страны персидского залива.

Важным направлением внешнеэкономической деятельности Японии является экспорт капитала . По объёму иностранных инвестиций страна превратилась в одного из лидеров наряду с США и Великобританией. Причём растёт доля вложения капитала в развитие страны. Япония вкладывает свои капиталы в торговлю, банковское дело, кредиты и прочие услуги (около 50%), в обрабатывающую и добывающую промышленность разных стран мира. Острые внешнеэкономические противоречия Японии с США и странами Западной Европы приводят к борьбе за источники сырья, рынки сбыта и сферы приложения капитала. Расширяются масштабы зарубежного предпринимательства японских фирм. Причём, наряду с выносом за рубеж экологически опасных, энерго- и материалоёмких производств (путём строительства предприятий в развивающихся странах), происходит и перенос в эти страны некоторых машиностроительных производств – тех, развитие которых в Японии становится менее респектабельным (переводятся туда, где ниже издержки на рабочую силу).

Особую активность проявляют японские фирмы в НИС Азии – в Республике Корея, на Тайване и Сингапуре. Созданные там с участием японского капитала предприятия текстильной, пищевой, швейной, металлургической, химической отраслей промышленности, электронного и точного машиностроения становятся серьёзными конкурентами собственно японских фирм (особенно мелких и средних) на мировом и даже на внутреннем рынке Японии.

Все крупнейшие промышленные компании Японии являются транснациональными корпорациями, одними из крупнейших в мире. В списке 500 самых крупных ТНК мира очень высокие позиции занимают: Toyota motor, Honda motor – в автомобилестроении; Hitachi, Sony, NEC – в электронике; Toshiba, Fujitsu, Canon – в производстве компьютерной техники и т.д.

Одним из важнейших факторов экономического развития Японии является широкое участие в международной торговле технологиями. В экспорте технологий преобладают лицензии в области электротехнического и транспортного машиностроения, химии, строительства. С географической точки зрения в японском экспорте технологий в 80-х годах преобладали развивающиеся страны. Особенно активно осуществляется обмен лицензиями технологических процессов в области электротехники, химической промышленности и д.р.

Внутренние различия

Своеобразные при родно-географические и исторические условия развития привели к формированию сложной территориальной структуры Японии, к появлению значительных различий между ее регионами. На территории Японии резко выделяются морфологически неоднородные части. Это развитый Тихоокеанский промышленный пояс, расположенный на крупнейших низменностях Хонсю и Северного Кюсю, и периферийные, относительно слабо освоенные области, занимающие западное побережье и северо-восток Хонсю, Хоккайдо и Южную Японию - Сикоку, юг Кюсю и острова Рюкю.

Сложившаяся в Японии сетка экономических районов в основном отражает эти диспропорции (рис. 111.76), Наиболее распространенной является концепция выделения десяти экономических районов - Канто, Кинки, Токай, Кюсю, Тюгоку, Хокурику. Тохоку, Хоккайдо, Сикоку и Окинава. Первые четыре традиционно относятся к районам высокого уровня развития, следующие три - среднего, остальные - к слаборазвитым районам. Выделение районов проводится по границам основных административных единиц Японии - префектур (всего префектур 47, включая губернаторство Хоккайдо).

Канто - ведущий экономический район, занимающий крупнейшую в стране низменность, где на менее чем 10% территории Японии проживает более 30% ее населения и производится более 35% национального дохода. Социально-экономический облик района определяется прежде всего наличием в нем столицы Токио и сформировавшейся вокруг нее крупнейшей городской агломерации Кэйхин, в которой сосредоточен мощный производственный, управленческий, научно-исследовательский, культурный потенциал. В Канто развиты практически все отрасли хозяйства, но выделяется он повышенной концентрацией машиностроения, особенно наукоемкого (радиоэлектронного, приборостроения, авиакосмического), а также отраслей, ориентирующихся на крупный рынок столичного региона (полиграфическая, легкая). Сельское хозяйство района, занимая незначительное место в структуре его экономики, обеспечивает Канто лидирующее в Японии положение в производстве продовольствия. Оно специализировано в основном на пригородных формах. Велико значение Канто как фокуса всей транспортной системы Японии, где сходятся крупные магистрали, связывающие столицу с прибрежными и внутренними районами.

Вторым по значению экономическим районом Японии является Кинки, сочетающий в себе черты историко-культурного ядра «старой^ Японии и крупного промышленного региона. В нем сосредоточены предприятия как традиционных (текстильной, деревообрабатывающей, судостроительной), так и самых новых отраслей (радиоэлектронной, современной химии и др.). На фоне других развитых районов Кинки выделяется повышенной долей металлоемкого общего машиностроения, черной и цветной металлургии. Важнейшую роль в районе играет второй после Токио экономический и культурный центр страны - Осака, вокруг которого сложилась мощная городская агломерация Хансин. В агломерацию входят еще несколько заметных промышленных городов - Кобе, Амагасаки, Химедзи, Сакаи. Своеобразен город Киото, единственный из японских городов-«миллионеров», расположенный вне морского побережья. Бывший долгое время резиденцией японских императоров, политико-культурным и религиозным центром страны, он привлекает большое число туристов и паломников. Промышленность Киото отличается разнообразной структурой с преобладанием нематериалоемких отраслей, использующих квалифицированный труд (традиционные легкая, деревообрабатывающая, современные электронная, точное машиностроение).

Район Токай, расположенный на Тихоокеанском побережье между Канто и Кинки, занимает третью позицию по экономической значимости. К отраслям промышленной специализации района относятся транспортное машиностроение, нефтехимия, текстильная и целлюлозно-бумажная. Промышленная зона расположена вокруг залива Исе, на побережье которого находятся центр района - Нагоя и другие промышленные города. Токай долго оставался преимущественно сельскохозяйственным районом, из промышленных предприятий были распространены текстильные и деревообрабатывающие. В предвоенные годы в Нагое и некоторых других городах были построены военные заводы, преимущественно авиационные, на базе которых после войны развилось транспортное машиностроение. Среди городов района выделяется несколько центров национального значения, узкоспециализированных на отдельных видах промышленного производства, - Йоккаити (нефтепереработка и нефтехимия), Тоёта (автомобилестроение). Токай сохраняет значение важного сельскохозяйственного района, выделяясь производством некоторых специфических культур, в частности чая и цитрусовых.

Кюсю отличается неравномерностью развития северной и южной частей района. Северный Кюсю - самый старый японский промышленный район, где до сих пор в структуре производства преобладают черная металлургия, тяжелое промышленное машиностроение, а также некоторые другие «базовые» отрасли - нефтепереработка, производство цемента. Крупным центром судостроения является Нагасаки с крупнейшим в Японии судостроительным комбинатом. Одновременно Северный Кюсю остается важным сельскохозяйственным районом (в частности, вторым по значимости районом страны по выращиванию риса). На юге, для которого до сих пор характерны определенная изоляция и традиционализм, основой экономики являются сельское хозяйство, местная промышленность, рекреационные функции. С целью модернизации структуры экономики Кюсю региональные программы последних лет нацелены на развитие самых передовых отраслей (радиоэлектроники, биотехнологии, тонкой химии) в нескольких активно создаваемых технополисах. Функции административного центра района сосредоточены в его крупнейшем городе - Фукуоке.

Район Тюгоку занимает юго-западную часть Хонсю и разделен горным хребтом в направлении с северо-востока на юго-запад на две области, имеющие исторические названия Санъё и Санъин. Более развитой всегда была южная, Санъё, занимающая побережье Внутреннего моря. Благодаря выгодному экономико-географическому положению после второй мировой войны там строилось много промышленных предприятий. В настоящее время Тюгоку выделяется самой высокой в стране долей продукции материало- и энергоемких отраслей - черной металлургии, нефтепереработки, химической промышленности, а также развитым общим, судо- и автомобилестроением. Характерной чертой являются отсутствие в районе явно выраженного центра, а также определенная специализация крупных промышленных узлов: в Хиросиме преимущественно развито машиностроение, в Курасики - нефтепереработка и химия, в Фукуяме - черная металлургия. На юге Тюгоку (в Убе, Токуяма и др.) сформировался один из самых мощных в Японии комплексов химической промышленности. Область Санъё - важный район туризма. Санъин, выходящая к Японскому морю, до сих пор остается относительно изолированной, слабозаселенной и менее развитой.

Хокурику занимает центральную часть западного побережья Хонсю и некоторые внутренние горные области этого острова. Неблагоприятные природные условия (заболоченные прибрежные низменности, отсутствие удобных бухт для портового строительства и др.) привели к гораздо менее интенсивному развитию района по сравнению с восточной частью Хонсю. Доля промышленности в структуре экономики Хокурику заметно ниже средней по стране, наиболее развиты общее и электротехническое машиностроение, металлообработка, традиционные деревообработка и текстильная промышленность. На юге района построен ряд АЭС, передающих энергию в район Кинки, в горах - каскады ГЭС, также передающих энергию в центральные районы страны. Хокурику известен важной рисопроизводящей областью (равнина Этиго), а также наиболее значительными в Японии месторождениями нефти и газа. Важнейший город района - Ниигата.

Район Тохоку, занимающий северо-восток Хонсю, в национальном разделении труда выделяется сельским хозяйством, рыболовством, лесозаготовкой, добычей полезных ископаемых и относительно слабо развитой промышленностью, нацеленной в основном на переработку местных ресурсов. Население района относительно малочисленное и в значительной степени сконцентрировано во внутренних областях. Тохоку рассматривается как важный район перспективного развития Японии, его главный город Сендай уже сейчас является одним из самых быстрорастущих крупных городов страны.

Хоккайдо, официально вошедший в состав Японии только в 1868 г., является единственным в стране районом, который осваивался плановым» образом, на основе организованной колонизации. По структуре хозяйства напоминает Тохоку с еще более резко выделяющимися лесным и сельским хозяйством, рыболовством, деревообработкой, целлюлозно-бумажной и горнодобывающей промышленностью. Интенсивно развивается лишенный крупнейших промышленных предприятий, но выполняющий важные административные функции главный город района - Саппоро.

Сикоку - горный, слабо заселенный район. В экономическом отношении более развита северная часть острова, где в нескольких промышленных городах размещены предприятия базовых отраслей промышленности. Однако в целом промышленный облик района формируют пищевая, целлюлозно-бумажная и текстильная отрасли. Развиты субтропическое земледелие, горное животноводство. Важнейшие города - префектурные центры Мацуяма и Такамацу.

Окинава - префектура, расположенная на островах Рюкю, только условно классифицируется как район. Вновь вошла в состав Японии в 1972 г. после оккупации США, но и в настоящее время 12% ее территории находится под американскими военными базами. Развиты инфраструктурные объекты обслуживания баз, а также тропическое земледелие.

Современное экономическое положение Японии

Японская экономика после Второй мировой войны развивалась быстрыми темпами, поэтому за короткий период она прошла огромный путь, показав всему миру свои достижения в области науки, техники, в области образования, промышленности и торговле. После поражения в войне страна не только полностью восстановилась, а по достигнутой экономической мощи вышла на второе место в мире после США. Второй экономикой мира страна являлась с $1968$ года, но в $2010$ году она уступила эти позиции Китаю. Став мировым кредитором, Япония осуществила качественную перестройку всей экономической жизни и создала основы постиндустриального общества. Японское «экономическое чудо » появилось не на пустом месте.

Экономика страны в этот период имела свои отличительные черты:

  1. Произошло объединение в тесно связанные группы производителей, поставщиков ресурсов, сбытчиков продукции, банков. Группы получили название кэйрэцу ;
  2. Между предпринимателями и правительством существовали взаимовыгодные отношения;
  3. Большие корпорации давали гарантию пожизненной занятости;
  4. В стране наблюдалось деятельное и активное профсоюзное движение.

Резкий скачок в развитии экономики имел и свои причины:

  1. Дешевая рабочая сила;
  2. Доверие банковской системе;
  3. В руках государства находился контроль над внешней торговлей;
  4. Производимая продукция была ориентирована на экспорт;
  5. Поддержка государством национального производителя;
  6. Американское кредитование;
  7. Послевоенная политическая стабильность;
  8. Освоение новых технологий.

В результате всех проведенных мероприятий Япония достигла высокого технического совершенства, особенно в области передовых технологий. Большую роль в экономике страны играют такие сферы деятельности как банковские услуги, страхование, недвижимость, транспорт, розничная торговля, телекоммуникации, строительство. По отношению ВВП к отработанным часам Япония ещё в $2007$ году занимала $19$-е место. Японские рабочие сегодня имеют самую высокую в мире почасовую зарплату, самый низкий уровень безработицы.

Правда, надо сказать, что в $2009$ году безработица стала увеличиваться и достигла $5,1$ %. Существует индекс легкости ведения бизнеса и по его показателю в $2009$ году страна находилась на $13$ месте. Девятнадцатое место занимала Япония по индексу экономической свободы. Среди азиатских стран у неё было $5$ место. Японский капитализм имеет свои особенности, например, группы кэйрэцу , появившиеся в послевоенный период, и сегодня играют значительную роль в экономике страны. Характерно для страны и пожизненное устройство в одну компанию.

Замечание 1

Таким образом, современная экономика Японии и её нынешние позиции в Мировом хозяйстве являются результатом экономического развития второй половины прошлого века.

Промышленность Японии

Развитие японской промышленности шло в основном эволюционным путем. Революционный путь развития стал доминировать после энергетического и сырьевого кризисов $70$-х годов. Рост энергоёмких и металлоёмких отраслей страна ограничивала, потому что они полностью зависели от импортного топлива и сырья, и ориентировалась на новейшие наукоёмкие отрасли. Свои базовые отрасли – энергетику, металлургию , автомобилестроение, судостроение, химическую промышленность, нефтехимию, строительную индустрию, Япония создавала практически заново и на импортном сырье, но с обязательным учетом новейших достижений техники и технологии. Значительную часть патентов и лицензий японцы закупали за границей и, прежде всего, в США, ФРГ, а затем адаптировали их к своим условиям.

Развитие наукоёмких отраслей сделали Японию лидером в области электроники, робототехники, биотехнологии. Огромные средства выделяет страна на развитие науки и по доле расходов на неё среди развитых стран занимает первое место. Численность научных работников в Японии больше, чем в Великобритании, ФРГ, Франции вместе взятых. Современная Япония – это одна из ведущих мировых экономических держав. По выпуску продукции многих базовых отраслей Япония занимает первые места в мире, несмотря на отсутствие собственного сырья. Ориентируясь на импортное сырье, японская промышленность концентрируется в основном в Тихоокеанском промышленном поясе. Это всего 13 % территории страны и $80$ % промышленной продукции.

Металлургия Японии сильно изменилась – сегодня работают мощные комбинаты, оснащенные новейшей техникой. Руду для работы металлургии поставляют Малайзия и Канада, а уголь – США, Австралия. В цветной металлургии Япония находится на втором месте после США по производству рафинированной меди.

Энергетическое хозяйство развивается полностью на импортном сырье. Электроэнергетика страны хорошо развита, $ 60$ % мощностей приходится на ТЭС. Атомные электростанции в стране появились с середины $60$-х годов, и к настоящему времени их насчитывается больше $20$. Сырье для их работы тоже импортное. Все вместе они дают $30$ % всей электроэнергии страны.

Судоверфи Иокогамы, Осаки, Кобе, Нагасаки спускают на воду крупнейшие в мире супертанкеры, крупнотоннажные танкеры, сухогрузы. Судостроение прочно держится на первом месте в мире. Главными судостроительными центрами являются крупнейшие порты Иокогама, Нагасаки. Отраслевая структура машиностроения очень сложная. Кроме судов разных типов, автомобилей, приборов, страна развивает электронику, радиопромышленность. Крупнейшими центрами отрасли являются Тойота, Иокогама, Хиросима. Радиоэлектронная и электротехническая промышленность ориентируется на центры, где есть кадры высокой квалификации, развитая транспортная система и научно-техническая база. Крупнейшим японским конгломератом по числу занятых – $341$ тыс. человек – является корпорация «Хитати» со штаб-квартирой в Токио, с активами $81,3$ млрд. долларов, годовая сумма продаж которого составляет $65,1$ млрд. долларов.

К центрам Тихоокеанского промышленного пояса тяготеют предприятия нефтепереработки и химической промышленности . Отрасли используют импортное сырье и имеют высокий уровень развития. Помимо этих базовых отраслей в стране развивается целлюлозно-бумажная промышленность, лёгкая, пищевая, рыболовство.

Сельское хозяйство Японии

Замечание 2

Коренная перестройка после Второй мировой войны коснулась и сельского хозяйства, структура которого сильно изменилась. Страна всегда была чисто земледельческой и выращивала зерновые культуры, включая основной хлеб японцев – рис. Его посевы и сегодня занимают самую большую площадь.

Значительное внимание уделяется садоводству и огородничеству. Потребность Японии в продовольствии, включая рис и овощи, обеспечивают $4$ млн. человек и $14$ % территории. Основную часть сельскохозяйственной продукции страна получает за счет растениеводства, удельный вес которого в настоящее время несколько снижается.

Кормовые и технические культуры практически не выращиваются, и страна ввозит их из-за границы. Несмотря на то, что на каждого японца приходится очень маленькая доля обрабатываемых земель, свои продовольственные потребности страна полностью удовлетворяет. Импортировать приходится только сахар, кукурузу, хлопок, шерсть.

В животноводстве Японии развитие получили такие отрасли как скотоводство, свиноводство, птицеводство. Развитием этих отраслей занимаются крупные хозяйства страны.

Развивается ещё одна традиционная отрасль – рыболовство . Одно из первых мест в мире по улову рыбы и морепродуктов принадлежит Японии, страна имеет более $3$-х тыс. рыболовных портов. Богатая фауна прибрежных морей дала толчок к развитию такой отрасли как марикультура, развивается жемчужный промысел.

Стержнем японской промышленности являются крупные корпорации, которые стали составной частью финансово-монополистических групп: «Фуйо», «Мицубиси», «Сумито-мо», «Мицуи», «Дайити» и др. Основные производства сосредоточены в руках отдельных концернов, но немалая роль в развитии промышленности отводится малым и средним предприятиям (см. атлас, с. 37).

Японская промышленность неразрывно связана с мировым рынком. Экспортируется 50 % ее автомобилей, 90 % часов, 95 % видеоаппаратуры, 75 % копировальных машин, 50 % телевизоров, но и импортируется 79 % угля, 99 % нефти, 98 % , 70 % древесины, 100 % фосфатов, бокситов, хлопка, шерсти и др. товаров. На приходится 12% мирового промышленного производства. Японии принадлежит первое место в мире по производству судов (52%), автомобилей (23,9%), тракторов, бытовой электротехники, роботов и т. д.

Зона мегаполиса, особенно агломерации — Кейхин (Токио -Иокогама), Хансин (Осака, Кобе, ), Тюнё (Нагоя) — сосредоточение наукоемких производств, где и сформировались межотраслевые комплексы — комбинаты. Страна занимает 3-е место в мире по производству электроэнергии после и России. 3/4 ее выработки приходится на крупнейшие ТЭС (импортная нефть и уголь), остальное — на АЭС (в Японии работает крупнейшая в мире АЭС) и ГЭС.

Япония — лидер мировой (100 млн. тонн стали в 1996 г.). Здесь действуют двадцать металлургических заводов полного цикла, самые большие — в Кава-каси, Тиба, Токай, Хиробата, Фукуяма, Китакюсю.

Японии представлена 16 нефтехимическими комплексами; самые большие находятся в Касима, Гои, Иоккаити, Мидзисима, Сакаи. По объему энергопотребления Япония занимает четвертое место в мире.

В мировом производстве машин и оборудования доля Японии составляет свыше 10%. Машиностроительные фирмы освоили всю номенклатуру продукции отрасли. Ведущие машиностроительные концерны являются основой экспортной базы Японии, вывозящей 25% продукции . Главными отраслями машиностроения считаются: электромашиностроение (33,3% продукции отрасли), где 50% продукции — радиоэлектроника, транспортное машиностроение, в котором главное место занимает автомобилестроение (12 млн. автомашин в год), судостроение, общее машиностроение (производство оборудования и станков).

У Японии мощный научно-производственный комплекс. Это дает возможность рассматривать производство наукоемкой и технически сложной продукции как основное направление специализации страны в МГРТ. Агломерации Токио-Иокагама принадлежит 60% научных разработок и 40% продукции отраслей высоких технологий. Важную роль играет также Осака, Киото, Кобе, Нагоя.

В агропромышленном комплексе Японии занято 25% экономически активного населения, из них 6,6% — в сельском и и рыболовстве, 19,2% — в отраслях по переработке сельскохозяйственной продукции. АПК страны обеспечивает свои потребности в продовольствии на 70%.

Плодородных земель в Японии очень мало. В настоящее время обрабатывается 5,1 млн. га, где работает 3,7 млн. человек. Главные отрасли специализации агробизнеса — рисосеяние (страна дает 15 млн, тонн риса), плодоовощеводство, животноводство (производится 3,5 млн. тонн мяса). Важной отраслью японского хозяйства является рыболовство (Япония занимает I место в мире). Развит также промысел жемчуга. Потребности страны в других видах продовольствия обеспечиваются импортом: ввозится 5,8 млн. тонн пшеницы, 20 млн. тонн кукурузы, 5 млн. тонн бобов и сои, 80% сахара, 33% жиров и 20% мяса.

Транспорт Японии находится на высокой ступени развития, по размерам перевозок грузов и пассажиров Япония намного превосходит любую из стран Западной Европы, а по пассажирообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в мире. Внутренние перевозки обеспечиваются тремя видами транспорта: автомобильным, железнодорожным и морским. Внешние грузовые перевозки осуществляются морским, а пассажирские — воздушным. Для развития сухопутного транспорта в связи с островным положением, рельефом и экономией земли, возникает необходимость строить туннели, мосты между островами, подводные туннели (самый большой Хонсю-Хоккайдо до 53 км, подводный туннель «Сейкан» (Хонсю — Кюсю) длиной 23 км), Япония имеет один из крупнейших в мире парк легковых автомобилей и тоннаж торгового флота. Но, не смотря на эти условия, монорельсовые железнодорожные магистрали со скоростью движения 250-300 км/час и скоростные шоссейные дороги (5 тыс. км) соединяют все экономические центры островов.



Рассказать друзьям