Что для человека малая родина. Что такое малая родина

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Бред! Полный бред!

Бред! Полный бред!

Она просто - Родина!

На Родину!

Регистрационный номер 0074167 выдан для произведения:

А существует ли она «малая родина»?

И в разговорах, и в печати встречается фраза «малая родина». Меня всегда интересовало - понимают ли люди, что это такое? О чем они говорят? Вероятнее всего нет. Иначе бы они постеснялись - зачем же умалять Родину? К сожалению, людям и так редко задумываются над словами, а, если эти слова, к тому же, встречаются в СМИ, то тем более.

А если поразмыслить? «Малая Родина»? Если она существует, как таковая, то где-то должна быть еще и «Большая Родина». А возможно еще и «Средняя Родина». Ну, а тот, кто когда-нибудь играл в футбол, предположит наличие еще и «Полусредней Родины».

Бред! Полный бред!

Но есть еще один вопрос - почему она «Малая»? Из-за своих размеров? Из-за своей значимости? Действительно такое стыдно сказать - «малая родина» - ерунда какая-то. Вот «Большая Родина» - это здорово, звучно, эффектно.

Бред! Полный бред!

Родина всегда одна, не может быть у человека целого набора «родин». Родина не бывает, ни малой, ни большой, ни низкой, ни высокой, ни широкой, ни узкой - никакой!

Она просто - Родина!

Потому что Родина - та часть Вселенной, где ты родился, а вернее всего - где ты провел детство, где ты вырос и возмужал. Ведь самые светлые наши воспоминания всегда связаны исключительно с детством. А как же иначе - ведь, тогда, в детстве, мы не знали о том, что существует смерть - тягостное расставание с близкими людьми навсегда. Не знали о мучительных болезнях, о боли и душевной и физической, о страданиях. Не задумывались о быстротечности жизни. Не думали как обидно умирать, оставляя навсегда этот прекрасный и загадочный мир, оставляя любимых людей, любимые вещи, недоделанные дела, непознанные тайны. Тогда мы не представляли всех ужасов немощной старости. А, наоборот, с каждым годом, росли, взрослели, становились сильней, умней и красивей, и думали, что так будет вечно.

Но это оказалось не так. Поэтому, когда грусть и страдания томят нашу душу, когда мы устаем от неудач или боль, как коршун, терзает наше сердце, то ты мысленно возвращаемся туда, где все это началось - туда, где всегда светит солнце, где родители вечно молодые, где нет забот и печалей - в свое раннее детство. А следовательно - на свою Родину!

На Родину!

Не на «малую родину», а на свою, единственную в мире, Родину. Туда, где стоит твой дом, из окна которого, ты познавал мир, двор где ты играл весь день напролет и откуда тебя никак не могла затащить домой мать. Улица, по которой ты шел в школу. Кусты, где ты впервые поцеловался. Школа - твоя школа, где были, и друзья, и враги, и любовь, и разлука, и победы, и неудачи - все ТВОЕ и только ТВОЕ!

Да, конечно, Родина не имеет четко очерченной границы. У каждого она - своя. У кого-то больше, у кого-то меньше. Все зависит от образа жизни. Один провел все детство в одном дворе и на одной улице, у другого оно расширилось на другие улицы, а то и на иные города. Для меня, например, до сих пор бесконечно дорог дом совсем в другом районе Москвы, только потому, что там жила мой первая любовь. И, сейчас, несмотря на то, что прошло несколько десятилетий, я возвращаюсь к нему, так, как будто бы пришел к себе домой - провожу рукою по его стенам, трогаю ручку двери (которая не изменилась с той поры!) и пусть ее имя, процарапанное мною когда-то на стене, уже несколько раз закрашивали и замазывали, так что следа от него не осталось, я все равно помню, где оно было и прижимаясь щекою к этому месту - понимаю - это Родина!

Иногда образ жизни, наоборот, мешает ощутить ту единственность, ту «родимость» места, которое мы называем Родиной. Мне приходилось встречать, в особенности, детей военных, чье детство было настолько «рассыпано» по разным уголкам Земли, что из него «родина» не складывалась. Один класс - здесь, другой - тут. То пустыня, то - тайга. Чехарда и никаких привязанностей.

Мы растем и вместе с нами растет понятие Родины. Оно расширяется, но как? Мне кажется - в зависимости от каких-то, заложенных в нас духовно-эстетических приоритетов. Заложенных так глубоко, что мы не только не в состоянии их изменить, но даже не в состоянии в целом их понять. Меня всегда удивляло, почему одно мне нравится, а другое - почти в точности такое же - нет. Почему я ощущаю Ленинград - родным, а Выборг, который буквально в шестидесяти километрах от него - чужим. Почему Саратов - для меня лежит на родине, а Волгоград - на чужбине. Объяснить сложно.

Получается так, что те места, где мы чувствуем себя как дома увеличивает нашу Родину. Для каждого человека понятие Родины имеет свои размеры.

Но никто не осмелится «померится родинами» друг с другом - у кого длиннее! На такое кощунство человек не способен. Тогда откуда же взялась эта пресловутая «малая родина»?

Правящие круги всегда пытались объединить понятие «Родина» и «земли, которыми они владеют». Они переносили святость Родины каждого человека на все то, что им принадлежало. Их страна должна была превратиться для простого человека в его Родину, Большую Родину. Чтобы толкая людей на очередную бойню по защите собственных интересов и собственных территорий, придать этой бойне статус «священной» защите своей Родины.

А вот та, настоящая Родина, которая у каждого человека своя, по их мнению, становилось «малой родиной». Отнять ее было нельзя, чтобы не поколебать святость «Большой Родины», поэтому ей и придумали такое уменьшительно-уничижительное название. Малая - значит маловажная! Чтобы каждый гражданин понимал свою малость по сравнению с правителями. Ты мал и родина твоя малая! Мы - велики и родина наша огромная.

Помните лозунг периода застоя? «Наша Родина - СССР». Ничего более глупого нельзя придумать. Получалось так, что моя родина это и Сибирь с ее тайгой, и Средняя Азия с ее пустынями, и Украина со своим салом и Крайний Север со своей тундрой. А главное - чужие страны, типа Литвы, Азербайджана, Грузии, Татарии со своими собственными историей, культурой, традицией, религией, которую мы не только не знаем, но, и не понимаем, и не воспринимаем - тоже моя Родина. И смех и грех. Действительно, моя настоящая Родина на этом фоне казалась такой маленькой, такой несущественной, что вроде бы и вспоминать об этой ерунде не имело смысла. Вот так коммунистический режим пытался лишить нас истинной родины, подсовывая вместо него паллиатив - набор территорий в котором не было никакой логической связки, кроме того, что их все удалось захватить и на какое-то время удержать.

Надуманность «Большой Родины» ощутима - меняются правительства - а вместе с ними меняются и удерживаемые ими территории. Значит что - меняется Родина? Что за бред! Родина - она неизменна! Это то, что не подвластно никаким властителям. Ведь недаром говорят «Родина - мать». Нельзя найти другую мать, нельзя найти другую Родину.

Я еще могу понять лозунг - «моя родина планета Земля». В нем есть логика - на всей земле есть более-менее приемлемые места для существования человека.

Поэтому для меня нет «малой родины», нет большой Родины, для меня Родина только одна - знакомые по детству и по юности места и то, что мне близко по духу, по настроению, то куда я прихожу с ощущением собственного дома. А все остальное - всего лишь страна, гражданином которой я, по волю случая, являюсь.

План

1.Деревня - моя малая Родина

2.Мой поселок и времена года

Малая Родина - самое лучшее место на земле! Моя Родина - это Россия. Но вот место, где я родилась и живу до сих пор (моя малая Родина), - это мой родной поселок. Пусть он совсем небольшой, но я люблю его. Здесь живут мои родители и сестры, а также мои бабушка и дедушка. Когда я прихожу в гости, любимая бабуля всегда встречает меня пирогами, вкус и запах которых запомню на всю жизнь. А я приношу моей бабушке и дедушке, с которым мы часто ходим на рыбалку, открытки, которые я делаю на уроках труда в школе.

Мой родной поселок мне нравится в любое время года. Летом, когда у меня наступают каникулы, мы ходим в ближайший лес. Там очень зелено и много грибов и ягод. Обычно мы набираем полное лукошко, а мама или бабушка готовят из них вкусные блюда. Осенью и зимой по вечерам мы сидим и пьем чай, а за окошком бушует непогода. Но нам совсем не холодно, ведь когда вся семья вместе - так и душа на месте. Ну, а весной моя родная деревня преображается - распускаются первые цветочки, трава становится изумрудной, красиво поют птички, и настроение очень хорошее. Я очень люблю свою малую Родину. Когда я подрасту, мне придется уехать в город, потому что я хочу поступить в институт, которого у нас в поселке нет. Но я буду очень часто приезжать в деревню и навещать моих родных. А когда окончу университет, обязательно вернусь в родные края, потому что моя малая Родина - самое лучшее место на земле!

Сочинение Моя малая Родина 7 класс

План:

1.Воспоминания о малой Родине.

2. Мой поселок сегодня.

3. Моя малая Родина - моя гордость!

Я живу и учусь в школе в столице России, в городе Москва. Здесь очень шумно и весело, всегда много развлечений, но каждый вечер, перед сном, я вспоминаю мою малую Родину - мою родную деревню. Ее небольшие домики, красивое озеро, огромный лес. Совсем недавно у меня были каникулы, и мне удалось побывать в поселке, где прошло мое детство.

Что меня особенно радует: в отличие от других деревень, моя малая Родина не вымирает, а, наоборот, преображается. И все благодаря тому, что здесь живут трудолюбивые и любящие свой родной край люди. Именно они и составляют богатство посёлка. Я им очень благодарна за то, что они не только сохранили, но и приумножили красоту деревни; за то, что у меня есть возможность вновь вернуться в стены родной школы и вспомнить, как детьми мы здесь грызли гранит науки, гоняли по коридорам, влюблялись и торопились взрослеть. И каждый мой визит на малую Родину - это возможность хотя бы ненадолго вернуться в страну под названием «Детство». Вот я снова бегу босиком по росистой траве, чтобы встретить июньский рассвет, а вот мои салазки на полных парах несутся по заснеженному склону, а бабушка все переживает, как бы я не простудилась!

Да, хорошее тогда было время, сказочное. Такое, к сожалению, больше не повторится. Пройдут года, но я буду вновь и вновь возвращаться в посёлок моего детства. Он для меня дороже любого крупного и благоустроенного города. Ведь малая Родина для меня - это не просто словосочетание, а край, с которым связаны мои самые лучшие воспоминания, самые приятные встречи и дни. Я всем сердцем желаю, чтобы моя родная деревня с каждым годом становилась все красивее и богаче. Я горжусь своей малой Родиной!

Сочинение Моя малая Родина 11класс

План:

1.«С чего начинается Родина?».

2.Деревня - моя малая Родина:

А) описание атмосферы, которой «дышит» родной посёлок;

б) природа родного посёлка;

3. Малая Родина - это навсегда!

«С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе».

Наверное, нет такого человека, который бы не знал эти строки из песни. Но вот ответ на вопрос, с чего же начинается Родина, у каждого свой. Кто-то предпочитает считать своею родною стороной то место, где он проживает в данный момент. А вот кто-то, как я, например, никогда не забудет землю, на которой он родился и вырос, место, о котором говорят «моя малая Родина». Для меня это мой родной посёлок.

Деревня моего детства - это совершенно небольшое, но уютное и живописное поселение. Пусть здесь нет крупных предприятий, заводов и фабрик, зато здесь очень живописная природа. Здесь особый воздух, которым дышится легко и свободно. А может, это потому что это моя малая Родина?! И я просто не способна объективно описать атмосферу, которой дышит этот посёлок?! Но вот что точно можно сказать: это тот небольшой клочок земли, где человек может отдохнуть от суеты и шума большого города, пообщаться с природой, излечить тело и душу. Мой родной посёлок очень красив во все времена года. Зимой он укрыт пушистым серебристым снегом и напоминает сказочную долину. Весной и летом деревня вся в цвету и зелени, ну, а осенью одевается в золотое убранство.

Сейчас, к сожалению, мне все реже удается посетить мою малую Родину, я живу и учусь в школе большого города, где одолевают дела, заботы, где порой чувствую себя очень одиноко. Но все же при любой возможности я стараюсь приехать в родной посёлок. Малая Родина - это навсегда!

Малая родина Л.Н. Петуховой

Своё название село получило от местности.

Центром Утмановской волости был городок Сосновец, стоявший невдалеке от впадения реки Ёнталы в реку Юг. Округа места впадения носила название « Утманово », образованное от "утока", "уток" в значении устье, «мань» - малый, маленький.

Впервые Утманово упоминается в договорных грамотах Василия III в 1511 году.

Что такое "Малая Родина"? Что значит для вас это выражение?

Прежде чем приступить к анализу лирики, посвященной малой родине, мы решили узнать какой смысл вкладывают в это понятие наши современники. Взрослые и совсем юные. С этой целью мы разместили на форуме в Интернете следующие вопросы:

1. Что такое "Малая Родина"?

2. Что значит для вас это выражение?

Люди с желанием и интересом откликнулись на эту тему. Ниже мы приводим наиболее часто встречающиеся ответы и размышления:

· Город, где родился. Место, где твой дом.

· Для меня "Малая Родина"-это село где прошло моё детство и юность.

· Это место, по которому ты больше всего скучаешь, находясь за рубежом, и не важно там ли ты родился, для меня это место, где я училась в школе и прошло детство

· Там, где прошло детство.

Малая родина в стихах Любови Николаевны Петуховой

Читая сборник стихов моей бабушки, я удивлялся тому, что в большинстве ее стихов, написанных на разные темы, так или иначе затрагивается тема родины.

«Истинный, не показной патриотизм, боль и тревога за свою малую родину и судьбы земляков - отличительная черта творчества Л.Н. Петуховой», - пишет в своем отзыве на книгу Надежда Мохина, член Союза писателей России, руководитель литературного объединения «Родник».

«Плачет деревня» - так называется глава в поэтическом сборнике Л.Н. Петуховой, которая объединяет стихи, посвященные малой родине.

Обратимся к стихотворению, давшему название этой главе.

Плачет деревня прогнившими крышами,

Плачет проемами окон пустых.

Детского смеха и песен не слышала,

Слишком давно нету ликов святых.

В сутних углах темнота и тенета,

Русские печи давно холодны.

Та, где на входе стояли ворота, Мохом покрытые бревна видны.

В центре деревни журавль у колодца,

Словно взлететь собирается ввысь.

Что же вы, люди? Хоть кто-то вернется?

Может, еще здесь появится жизнь?

Но… тишина, даже ветер-гуляка

Больше не пляшет здесь и не поет,

Родина малая! Грустно… Однако,

Кто нам поверит, простит и поймет?!

Плачет деревня. Название стихотворения построено на олицетворении. Этот художественный прием лежит в основании самого поэтического текста. Деревня - живое существо. Поэтому все в ней живое: и «журавль у колодца/ Словно взлететь собирается ввысь», и «ветер - гуляка», и холодные русские печи, и ворота, и даже темнота и тенета в сутних углах кажутся живыми. Но так грустно на сердце, что из груди вырывается крик: «Родина малая! Грустно…». Почему «плачет деревня»? Откуда эта щемящая неизбывная грусть?

Давно нет детского смеха, а значит нет счастливого будущего у деревни Детского смеха и песен не слышала

Русскую деревню как будто «покинула душа», потому что «слишком давно нету ликов святых», а «в судных углах темнота и тенета».

Русская печь - это символ благополучного дома, символ крепкой семьи, и если печь холодная, т.е. в доме не топлено, значит там - беда, несчастье, горе. «Русские печи давно холодны», - сетует поэт, и сердце сжимается от боли и сожаления.

Даже веселый «ветер-гуляка больше не пляшет здесь и не поет». И только журавль, пусть и колодезный, как символ семейного счастья, стоящий рядом с живой водой, еще стоит в центре деревни, хоть и «взлететь собирается ввысь». Значит, есть надежда на то, что все еще живая деревня не умрет. «Может, еще здесь появится жизнь?» - хочет верить лирическая героиня. Она чувствует себя ответственной за то, что происходит в родной деревне. Ответственной перед будущими поколениями и перед родиной, за то, что не смогли ее сберечь, за то, что деревня «плачет». «Кто нам поверит, простит и поймет?!»

Душа поэта болит за свои родные места, за людей, которые прожили всю свою жизнь здесь и теперь остались совсем одни.

В деревне Страшково живет единственная, последняя старушка Худорожева Серафима Михайловна, которой уже 95 лет. О ней Любовь Николаевна Петухова написала стихотворение «Одиночество».

Приду в деревню, что из трех домов,

Ну, кто поймет, что сущее мученье

Глядеть на деревенских стариков.

В избушке с покосившеюся крышей

Одна старушка, с ней любимый кот.

Она подслеповата и не слышит,

Но, говорят, надеждами живет.

Она еще всё ждет сынов и внуков,

Авось приедут летом погостить.

Ее в узлах мозолистые руки,

Могли когда-то горы своротить.

И опять боль за деревню, за последних ее жителей и большое желание помочь хотя бы чем-нибудь. Но «старушке, вновь дежурящей у окна» очень хочется, как говорят, напоследок, увидеть ни кого-нибудь, а своих родных «сынов и внуков». И лирическая героиня с грустью понимает, что «я ее утешить не могу».

Настолько широко сердце поэта, что хочет обнять все, что дорого, все родное; согреть и, может быть даже, оживить своей любовью. И в этом высоком порыве душа-христианка ищет поддержки и помощи у Бога:

Болит душа? Так значит есть она!

Не плакать бы, а радоваться надо,

Отпляшут вьюги, зазвенит весна,

И майских гроз аукнет канонада.

Растает лед сомнений и тревог.

Опять крестьяне выйдут сеять в поле.

Храни нас всех, храни Россию, Бог,

Она заслуживает лучшей доли.

Любовь Николаевна хорошо знает родные места. Ее память хранит воспоминания о счастливых временах, когда деревни были полны жизни.

Поэт с восхищением и радостью передает нам подробности прошлого, которые сегодня стали уже историей:

Добротной деревней была Подгорбунье,

Какие здесь женщины были певуньи!

Почти на лугу, возле маленькой речки

Стояла часовня с тесовым крылечком.

Дома пятистенки, амбары да баньки,

Здесь мерялись силой на каждой гулянке.

В конце, за деревней, у кузницы старой

Сидели до зорьки влюбленные пары.

Картина передана настолько ярко, живо, красочно, что мы как будто своими глазами видим деревню Подгорбунье, слышим звонкое пение, ощущаем запах душистого ржаного хлеба:

И запах ржаного душистого хлеба

Витал над любою деревней с утра…

И снова моей бабушке, Любови Николаевне Петуховой, становится горько от того, что:

Но всё это было давно, не вчера…

Сегодня прогнулись дома и осели,

Разбиты все стекла, зимою метели

Здесь плачут и пляшут, как малые дети,

Увы, это нашей России приметы.

Стихи правдиво рисуют печальную картину действительности. Сегодня в деревне остается всё меньше и меньше людей. Большинство стараются уехать в город. Некоторые деревни совсем опустели, а есть и такие, от которых не осталось даже названий. Но ведь это наша родина, ее прошлое. Я знаю, что моя бабушка очень любит историю своей родины, ей тяжело видеть то, как уходят с лица земли и из памяти людей места, где когда-то счастливо жили, трудились и любили. Возможно, поэтому у нее родились такие строки:

Я былое хочу воскресить.

Нет ни Жукова, ни Подгорбунья,

У кого мне о них расспросить?

Хорошо б у деревни у каждой,

Или там, где стояла она,

Появились таблички однажды,

А на них деревень имена.

Чтоб стояли немым укором

За бездушие наше, грехи,

Ах, как хочется верить, что скоро

Запоют в деревнях петухи.

Следует отметить, что поэт снова и снова говорит о личной ответственности за то, что происходит с родиной сегодня. Как непросто жить с таким чувством!

Не только боль и грусть за родину наполняют стихи вятской поэтессы и педагога. Чувство гордости за родные места, желание рассказать о их красоте и величии - еще одна сторона ее лирики о малой родине. Именно так раскрывается родная сторона в стихотворении «Здесь России живет душа»

Пахнет мятою, хлебом и медом

Воздух наших полей и лугов.

Не остудит ни время, ни годы

К Подосиновцу нашу любовь.

Мой поселок, моя столица,

Ты начало всему начал.

Я хочу тебе вновь поклониться,

Ты надежды моей причал.

Жемчуга в январе и злато

Дарит щедро тебе заря,

Здесь Осиновец был когда-то,

В Юг бросали купцы якоря.

Деревень и поселков братство -

Изначально сложилось тут,

Только главное наше богатство

Это люди, что здесь живут.

Вдоль лесов и лугов изумрудных

Протекает река не спеша,

И красиво, и честно, и трудно

Здесь России живет душа.

Я думаю, что именно в глубине нашей огромной Страны, среди лесов и бескрайних полей, там, где спрятались маленькие деревушки и древние села, как сказала в своем стихотворении моя бабушка, Петухова Любовь Николаевна, и находится душа России. Именно поэтому мы должны любить и беречь свою малую Родину.

(СЛАЙД № 1)

Звучит стихотворение Виталия Бакалдина. (читает учитель)

В жизни нам дана
Родина одна.
У меня она -
вишня у окна.
Прямо у дверей
золото полей,
дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа
пролегла в хлеба, здесь моя судьба -
радость и борьба, здесь взращённый мной
колос налитой -
гордость и отрада жизни молодой.
От тебя вдали
в пламени, в пыли
годы нас вели
вглубь чужой земли,
но всегда со мной
в стороне иной был в трудах-походах
ты, мой край родной.
Видно, так и быть,
здесь мне век прожить,
до конца дружить,
до конца любить,
здесь мои друзья,
здесь моя семья,
большего не скажешь -
здесь земля моя.

2. Повторение изученного.

(СЛАЙД №2)

Что вы представляете, когда слышите слово “РОДИНА” ?

В какой стране мы живем? (в России)

Можем ли мы называть Россию своей Родиной? (да)

А как называется край в котором мы живем? (Краснодарский)

Найдите и отметь его в таблице.

Как по другому называют Краснодарский край? (Кубань)

Найдите и отметь его в таблице.

Почему его так называют? (По названию реки Кубань)

Местное население ещё в давние времена пыталось защитить свои земли от наводнений, и в 60-е годы было решено строить КРАСНОДАРСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ, или как его ещё называют ……..(КУБАНСКОЕ МОРЕ)

3. Основная часть урока. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемной ситуации.

(СЛАЙД № 3)

О нашей родной Кубани композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи, художники картины.

И сегодня ребята мы послушаем стихотворение, которое приготовила Саша Концевич. Оно посвящено нашему родному краю, городу. Стихотворение написано учеником нашей школы Предвечным Ильей, которое в 2003 году стал победителем городского конкурса юных поэтов “Я – гражданин России”

Мой любимый город Краснодар,
Ты растешь, и я расту с тобою.
Словно мне ты предназначен в дар,
Окружен твоею я любовью.

Все вокруг мне милое, родное
Ивушки, березки за окном
Пенье птиц над быстрою рекою.
Смех друзей, улыбка мамы, Отчий дом.

Ивушки, березки за окном, смех друзей, улыбка мамы. Отчий дом…

(СЛАЙД № 4)

Да ребята Россию мы называем Родиной - это наша большая Родина. Кроме большой Родины у каждого человека есть и малая Родина.

А как вы думаете, что такое малая Родина? (высказывания ребят)

Малая Родина - это место где находится ваш дом, ваши родители, где вы растёте, учитесь, играете с друзьями.

И сегодня на уроке мы поговорим о нашей малой Родине.

(СЛАЙД № 5)

Составьте из букв слово и мы узнаем как называется наша малая родина.

(Дети складывают из букв слово КАЛИНИНО)

2. - Да вы правильно отгадали, нашей малой Родиной является поселок Калинино.

Найдите и отметь его в таблице.

(СЛАЙД № 6)

И о нём слагали поэты стихи, сочиняли песни композиторы. Сейчас мы прослушаем одну из песен, которую сочинила учитель музыки нашей школы Тананко Надежда Викторовна.

Маленькой поселок -
Домики, сады.
Рос счастливый ты.
Детский сад и школа,
Добрый отчий дом.
Ты о них, веселый,
Не забудь потом.
Об отцах и дедах

Память сохраним.
Жизнь за наше детство
Отдали они.
Возле старой школы
Плачет тихий сквер –
В маленьком поселке
Памяти пример.

Родина большая
Громко позовет.
Но в душе пусть тихо
Малая живет.
Маленькой поселок -
Домики, сады.
Рос счастливый ты.

Понравилась вам песня, ребята?

А почему в песне говорится о садах? (окружают наш посёлок)

(СЛАЙД № 7)

Да, действительно вокруг нашего поселка сады и поля. В конце 19 века, узнав о богатых и плодородных землях Кубани, сюда начали приезжать люди со всех уголков России. Они стали строить свои дома на окраине города, возделывать землю, сажать сады. И постепенно наш посёлок со всех сторон стал утопать в садах и потому его первое название “Новые Сады”.

Наш посёлок всегда считался частью города ЕКАТЕРИНОДАРА. Но он резко отличался от всего города, потому что был окружён садами и полями, а люди, жившие здесь, обрабатывали их. И тогда жители “САДОВ” решили отделиться от города и создать свой сельский совет. С этой просьбой они обратились к всенародному старосте Михаилу Ивановичу Калинину. Калинин помог им. И в честь него посёлок, стали называть Калининским, а со временем переименовали в посёлок Калинино

Посмотрите на план нашего поселка. (учитель показывает улицы на плане, дети находят их на своих планах) В “Новых садах” было всего две улицы Крайняя и Средняя. Улица Крайняя сейчас называется Российской. А улица Средняя сейчас называется 1Мая. С одной стороны были сады в которых росли яблони, вишни, сливы, на плане мы видим, что на их месте сейчас строят дома, но часть садов всё же осталась. А с другой стороны посёлка находятся поля, где и до сих пор выращивают клубнику, горох, помидоры, свеклу, кабачки ит.д.

3.- А теперь положите перед собой планы нашего посёлка и приготовьте цветные карандаши. Сейчас вы сами отметите на них улицы, поля и сады.

Вспомните, какая улица раньше называлась Крайней? (Российская).

Найдите её на своих планах и заштрихуйте ее жёлтым цветом.

Найдите её и заштрихуйте синим цветом.

Вспомните, что находится вокруг нашего посёлка? (сады, поля)

Давайте отметим сады и заштрихуем их зелёным цветом.

А с другой стороны посёлка Калинино простирается море полей.

Заштрихуем поля коричневым цветом.

Кто живет в нашем поселке, найдите и отметьте свой дом, нарисовав домик.

Как называется улица, на которой находится наша школа? (Уссурийская).

Найдите улицу Уссурийскую и заштрихуйте её красным цветом.

Отметьте на ней нашу школу оранжевым цветом.

(СЛАЙД № 8)

ФИЗМИНУТКА. Ребята, мы с вами много сделали, а теперь давайте отдохнём и посмотрим как вы запомнили названия старые и новые. Если я буду произносить старое название – вы будите топать, если новое – хлопать. Будьте внимательны. И так, встали, приготовили ладошки.

РОССИЙСКАЯ - КРАЙНЯЯ

КАЛИНИНО – НОВЫЕ САДЫ

ЕКАТЕРИНОДАР – КРАСНОДАР

4. - Молодцы. И так мы с вами отметили на планах школу. Раньше в нашем посёлке школы не было вообще. А садовчане очень хотели, чтобы их дети были грамотными.

И они дважды обращались в городскую думу с просьбой открыть на садах школу.

(СЛАЙД № 9)

И вот, наконец, в 1903 году школа была открыта. Это были две маленькие хатки, покрытые камышом.

(СЛАЙД № 10)

Через несколько лет на улице Российской построили, другое небольшое здание, более новое уже из кирпича. Оно находится на территории сквера Памяти.

Посмотрите ребята, вот так выглядела наша школа в те давние времена.

Сколько этажей в ней было? (1 этаж)

Но и это здание было очень маленьким, так как посёлок с каждым годом рос, и учеников становилось всё больше и больше. Поэтому в 1972 году была построена новая школа. В этом здании вы учитесь сейчас, (обратите внимание на макет нашей школы)

Ребята, а чем здание нашей школы отличается оттого старого здания? (Был 1 этаж теперь 3, главный вход, крыльцо теперь большое, окна раньше были маленькие, теперь большие, у школы большая спортивная площадка)

Наша школа носит имя Евгения Дороша. Это пионер, который спрятал знамя, а фашисты узнав об этом наказали его, выломав ему руки и ноги во дворе старой школы. Они бросили его в сарай. Сельчане узнав об этом, выкрали его и похоронили у школы. Там, у здания старой школы и находится его могилка. Но не одна, там же памятник товарищам – танкистам, которые защищали наш поселок. Каждый год во дворе старой школы 9 мая собираются ученики, учителя, ветераны и жители поселки чтобы почтить память павшим в ВОВ.

(СЛАЙД № 11)

Наша школа всегда гордилась своими выпускниками и учителями и назову только некоторых из:

МАХАНЬКО Наталья Владимировна – выпускница нашей школы, сейчас – заместитель главы администрации муниципального образования г.Краснодара

НЕКРАСОВА Наталья Ивановна – учитель математики, сейчас – заместитель главы администрации Прикубанского внутригородского округа

ГЛАДЫШЕВА Надежда Владимировна –выпускница нашей школы – заместитель администрации Калининского сельского округа

Многие выпускники закончили институты и вернулись в стены родной школы учителями:

  • Немцева О.Б. – заместитель директора по УМР
  • Медведев П.А. – заместитель директора по СМОР
  • Яланская Т.Г. – учитель начальных классов
  • Александрова И.А. – учитель начальных классов
  • Радченко Е.Н. – учитель начальных классов
  • Иванова В.М– учитель начальных классов
  • Рябоконь И.М. – учитель технологии
  • Шихин А.В. – учитель технологии
  • Проскурина Ю.А. – учитель биологии, химии
  • Пидковская Н.А. – учитель биологии
  • Марченко Г.Г. – учитель истории
  • Ишханян А.В. – воспитатель в ГПД

3. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

(СЛАЙД № 12)

А сейчас давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке, в этом нам поможет стихотворение, написанное преподавателем нашей школы Александровой Ириной Александровной, но текст деформирован, некоторые слова в нем пропущены и если вы правильно ответите на вопросы, то текст будет восстановлен и мы сможем его прочитать.

  • Как называется наш край? (Краснодарский)
  • Как мы называем наш посёлок Калинино? (Малой родиной)
  • Как называется главный город Кубани? (Краснодар)
  • Как раньше назывался наш посёлок? (Сады)

А теперь давайте прочитаем стихотворение.

Краснодарский край родной-
Дивный, чудный, неземной!
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
Главный город на Кубани-
Славный, добрый Краснодар
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
Дивный есть посёлок в крае
Раньше звался он “Сады”
Ты живёшь в нём и растёшь-
Малой Родиной зовёшь
(СЛАЙД № 13)

4. Домашнее задание:

Узнай у своих родителей и расскажи, учились ли они в нашей школе. Кто был их учителями, чем интересна была их школьная жизнь.

Наталия Насонкина
Конспект занятия «Большая и малая Родина»

Цель : закрепить представления детей о том, что такое Родина и малая родина ; обобщить представления о государственных символах (герб, гимн, флаг, воспитывать любовь к родному краю.

Материал : слайды с городами и природой России, глобус, фотографии города Москвы и Рассказово, детали к играм «Выложи флаг» , «Выложи герб города» , гербы России, Москвы, Рассказово, иллюстрации с рыцарями с вооружением.

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о Родине . Кто мне скажет, что такое Родина ?

Дети. Страна, в которой ты живёшь.

Воспитатель. А как называется наша Родина ?

Дети. Россия.

Воспитатель. А задумывались ли вы, что означают слова : Русь, русский, Россия, россияне? Некоторые исследователи полагают, что слово Русь происходит от слова «русло» - углубление. По которому течёт река. Ведь на Руси множество больших и малых рек . И города, и деревни, и сёла, наши предки строили на берегах водоёмов. А может быть, слово Россия связано со словом «роса» ? утренняя, светлая, свежая роса. Есть предположение, что слово «русский» появилось от названия древнего славянского племени «рус» , известного ещё в 4 веке до нашей эры.

Посмотрите на эти фотографии.

Воспитатель демонстрирует слайды с городами и природой России.

Велика наша Родина ! Привольно раскинулась она от снегов и льдов Крайнего севера до южных морей. Это огромное государство! Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озёра, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речки. Светлые березовые рощицы, солнечные полянки, овражки, болота и поля. Если проехать нашу страну с севера на юг. Можно заметить, как изменяется климат, растительность, облик деревень, сёл и городов.

Демонстрация фотографий о тундре (карликовые деревья, мох, лишайники, тайге (густые хвойные леса, степи (луга, ковыль, Чёрное море, населённых пунктах (большой город , маленький, деревня) .

Мы гордимся нашей великой Россией, её разнообразной природой, богатыми недрами, а в особенности – трудолюбивыми и талантливыми людьми, её населяющими. Но у каждого из нас есть своя малая родина – тот уголок земли , где мы родились , где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья , где находится наш родной дом. Для кого – то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица и зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая родина у каждого своя !

1 ребёнок :

Что мы родиной зовём ?

Дом, где мы с тобой живём.

И берёзки, вдоль которых,

Рядом с мамой мы идём.

2 ребёнок :

- Малая родина – островок земли .

Под окном смородина , вишни расцвели,

Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

Ласковая малая родина моя .

Воспитатель. У нас в группе есть глобус. На котором изображены все страны мира. Давайте найдём на нём нашу страну.

Дети на глобусе показывают Россию.

На глобусе также отмечены и некоторые города. На свете их немало – больших и малых . Шумных и тихих, прекрасных и заурядных. Но у каждой страны есть свой центр, своё сердце. Кто знает, что это за города?

Дети. Это столицы.

Воспитатель. Назовите столицу нашей Родины .

Дети. Москва.

Воспитатель показывает на глобусе город Москву.

Воспитатель. А как называется наш город?

Дети. Рассказово.

Воспитатель. Наш город большой или маленький ?

Дети. Маленький.

Воспитатель. Верно, маленький, его нет на глобусе. А вы сможете его угадать на фотографии?

Воспитатель. У меня есть много фотографий с разными городами. Я предлагаю вам выбрать из них изображения нашего города и столицы нашей страны Москвы. Фотографии Москвы отнесите на стол, который от меня справа, а фотографии нашего города – на стол, расположенный слева от меня.

Д/и : «Угадай город»

Дети выбирают фотографии.

Воспитатель. Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием. Давайте назовём, что изображено на фотографиях города Москвы.

Дети. Красная площадь. Памятник А. С. Пушкину, Царь – пушка, Царь – колокол.

Воспитатель. А теперь давайте назовём, что изображено на фотографиях нашего города.

Дети. Церковь Иоанна Богослова, памятник Ленину, площадь города, памятник Бородинскому хлебу .

Воспитатель. Молодцы, ребята, знаете достопримечательности и столицы нашей Родины Москвы и нашего города. А ещё я хотела бы поговорить с вами о символике нашего государства. Предлагаю вам поучаствовать в викторине «Символика России» . Давайте разделимся на две команды : одна команда сядет за стол, на котором лежат фотографии Москвы, вторая – за стол с фотографиями нашего города.

Дети рассаживаются за столы.

Итак, первый вопрос : что является отличительными знаками государства?

Дети. Флаг, герб, гимн.

Воспитатель. Что означает Государственный флаг?

Дети. Единство страны.

Воспитатель. Какое ещё есть назначение у флага?

Дети. Служит знаком или символом власти.

Воспитатель. Как выглядит Российский флаг?

Дети. Он прямоугольной формы, состоит их трёх полос белого, голубого и красного цветов.

Воспитатель. Я приготовила для вас полосы данных цветов и предлагаю сложить из них российский флаг. Обратите внимание на точное расположение каждого цвета.

Д/и : «Выложи флаг»

Воспитатель. С этим заданием справились. Теперь поговорим о гимне. Для чего нужен стране гимн?

Дети. Это главная песня страны, торжественная, принятая как символ государственного единства.

Воспитатель. Как слушают гимн страны?

Дети. Стоя.

Воспитатель. И с этим заданием справились. Теперь поговорим о гербе. Что обозначает герб нашей страны?

Дети. Это знак или символ власти. Он обозначает единство страны т её независимость от других государств.

Воспитатель. – давно, в рыцарские времена, когда шли бои, рыцари сражались мечами, а от вражеского меча и стрел защищались щитом (показ иллюстраций) . Для того, чтобы воины знали, где свои рыцари, а где чужие, на щитах делались изображения. Обычно это были животные или птицы, те, с кем сравнивал себя рыцарь. Например, одно войско имело в сражении щит с изображением орла, а другое – льва. И тогда во время сражения можно было не перепутать где свой воин, а где вражеский. И вот щит стал в основе герба страны и города. Ребята, а кто знает, как выглядит щит России?

Дети. На красном щите изображён двуглавый орёл, на головах у птиц и между ними три короны, перевитые лентой, в когтях скипетр и держава.

Воспитатель. Как я уже сказала, города также имеют свой герб. На щите герба города Москвы в центре находится Святой Георгий Победоносец, который поражает своим копьём дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Наш город также имеет свой герб. Кто знает, как он выглядит?

Дети. Герб города Рассказова представляет собой щит красного цвета. В центре расположена выделанная кожа, на её фоне – клубок чёрной пряжи. Как лучи, отходят от этой композиции золотые колосья. Сверху герб украшает корона, по которой знающий человек сразу поймёт статус населённого пункта – городское поселение.

Воспитатель. Что означает все эти части герба?

Дети. Красный цвет означает силу, любовь, мужество, храбрость и красоту. Кожа и клубок говорят о том, что здесь почти трёхвековые традиции выделки шкур, скотоводства, производства шерсти и изделий из неё. Серебряный цвет выделанной шкуры – символ покоя, мира, взаимопонимания, чистоты, совершенства. Чёрный цвет клубка говорит о благоразумии, мудрости, скромности, честности рассказовцев. Двадцать четыре колоса, расходящиеся лучами символизируют, во –первых, земледелие, которым занимались как первые поселенцы, так и современные жители, во – вторых, колосков столько же, сколько часов в сутках – это указывает на течение времени, преемственность поколений, продолжение традиций. Колосья золотые, что символизирует богатство, постоянство, плодородие , солнечный свет.

Воспитатель. Вот сколько смысла вложено в герб нашего города! Я предлагаю 1 команде выложить из деталей герб Москвы, а 2 команде – герб города Рассказово.

Игра : «Выложи герб города»

Воспитатель. Наш город имеет также и свой флаг. Кто знает. Что общего у флага и герба одного и того же города?

Дети. У флага и герба есть общие символы.

Воспитатель. Верно. Флаг Рассказова красного цвета, в центре флага выделанная шкура, на ней клубок шерсти чёрного цвета, вокруг золотые колосья. А сейчас поиграем в игру «Герб – флаг» . Если, я покажу герб, вы показываете ладони, если флаг – поднимите реку вверх и покачивайте ими из стороны в сторону, как будто флаг трепещет на ветру.

Игра «Герб – флаг»

Воспитатель. О любви к Родине люди сложили немало мудрых пословиц. Есть среди них и такие : «Русский человек без родины не живёт » , «Родная сторона – мать родна, чужая сторона – мачеха» . Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину, на чужбине. И сначала кажется ему всё новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдёт немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку. Где всё так близко, знакомо и так любимо! Ведь «по любимой стороне сердце ноет» .

Ребята, мы с вами много беседовали о нашем городе, и я хочу проверить, что вы запомнили из наших бесед. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, которые я буду задавать по очереди командам :

1. Кто основал наш город? (Крестьянин Степан Рассказ)

2. Он один его основал? (С родственниками и друзьями)

3. Где он поселился? (На слиянии рек Арженка и Лесной Тамбов)

4. Назовите улицы нашего города. (Клубная, Ремесленная, Гоголя)

5. С чем связано название улицы Лесной? (С местом возникновения – рядом с лесом)

6. С чем связано название улицы Ремесленной? (От рода деятельности людей – ремесленников)

7. Какие предприятия есть в нашем городе? (Завод НВА, Кожевенный завод, биохимзавод)

8. Каких знаменитых людей города вы знаете7 (Врач Макаров Даниил Александрович, его брат физик Моисей Александрович, врач Петэн Александр Иосифович, хирург Донской Павел Николаевич)

9. Какие достопримечательности есть в нашем городе? (Храм Иоанна Богослова, Храм Великомученицы Екатерины, памятник воинам, погибшим в Афганистане. Чечне, памятник бородинскому хлебу )

Молодцы, много знаете о нашем городе! А вы любите свой город? А почему? Что нужно делать, чтобы наш город с годами становился всё краше? (Ответы детей) . Предлагаю каждой команде прочитать стихотворение, которое мы выучили о нашем городе.



Рассказать друзьям