Что изобразил художник кустодиев на картине масленица. Пишем сочинение по картине "масленица" кустодиева бориса михайловича

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Возрождённый шедевр Леонардо да Винчи March 4th, 2017

Новость из мира искусства


Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов ".
Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.


Поконение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.
Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.
Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.
Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.
Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое - легко, второе - трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.


Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".


Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.


Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".


Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Ещё несколько публикаций о Леонардо да Винчи

Первая мировая война, революция, гражданская война… А в это время больной мастер создает чудесные по композиции и колориту, жизнелюбивые и радостные образы идеальной Руси, с ее яркими платками и пузатыми самоварами, веселыми крестьянами и разбитными купцами, блистающими куполами церквей и резными наличниками изб. Словно град Китеж или «Лето Господне» Ивана Шмелева предстает перед зрителем Россия Бориса Кустодиева. И особое место здесь занимают серии произведений, посвященных Масленице.

Первые три картины «Масленица» написаны в 1916 году, и эта тема не оставляет художника вплоть до 1922 года. Так, все новые и новые версии создаются в 1917 и 1919 годах, а в 1921 году Кустодиев пишет портрет Федора Шаляпина вновь на фоне масленичных гуляний. Действие этих работ всегда происходит в городе, пейзаж которого — собирательный образ из многих провинциальных и столичных мест, а сюжет практически всегда разбивается на множество мизансцен, в которых участвуют самые разные «народные» типы — крестьяне, купцы, разносчики, торговцы, офицеры и гармонисты. Атмосфера праздника и карнавала передается художником через чрезвычайно насыщенный и яркий цвет. Здесь зритель видит и катание на санях, и балаган, и ледяные горки — типичные «дореволюционные» развлечения на Масленицу.

В «Масленицах» наиболее полно отразилось увлечение Кустодиева живописью старых нидерландских мастеров, в первую очередь, Питера Брейгеля Старшего . Нельзя не отметить как сходство в композиции, обилии мелких деталей и сцен, так и особенности ракурса всех картин — взгляда на происходящее с высокой точки, словно «в полете», позволяющего одновременно показать и красоту пейзажа, и дать множество «театральных» планов для действия персонажей. Но что еще более важно отметить — это общая (что для Кустодиева, что для Брейгеля) любовь к обыденным радостям простых людей, искреннее восхищение жизнью и ее поэзией.

Вот что сам художник писал об этом: «В своих работах хочу подойти к голландским мастерам, к их отношению к родному быту… Голландские художники любили жизнь простую, будничную, для них не было ни «высокого», ни «пошлого», «низкого», все они писали с одинаковым подъемом и любовью».

Полотна Бориса Кустодиева, посвященные русскому праздничному быту, всегда одновременно реалистичны, полны достоверных деталей — прекрасно выписанных костюмов и предметов утвари, архитектурных мотивов, примет времени года. И в тоже самое время это, конечно же, собирательные, идеализированные образы, транслирующие зрителю особый, волшебный и полный народной поэзии мир, сходный со сказками Пушкина и Гоголя.

И невозможно не восхититься подвигом мастера, воссоздавшего в своих работах картину ушедшего русского мира с его блистающими на фоне белой зимы яркими праздничными красками, радостями так любимых русской литературой «маленьких людей». «Любовь к жизни, радость, бодрость, любовь к своему, «русскому» — были всегда единственным «сюжетом» моих картин», — так сам Борис Кустодиев охарактеризовал свое творчество в конце жизни.

Борис Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев родился в Астрахани в 1878 году. Там же он получил первые уроки живописи, а затем юношей отправился в Петербург и оказался в мастерской Ильи Ефимовича Репина в Академии художеств. Кустодиев быстро перерос из простого студента в помощника и молодого коллегу своего профессора, помогал Репину в работе над монументальным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Илья Ефимович в ответ не скупился на похвалы: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он — художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный, внимательно изучающий природу. Отличительные черты его дарования: самостоятельность, оригинальность и глубоко прочувствованная национальность…»

Еще в годы учебы Борис Кустодиев зарекомендовал себя прекрасным и тонким портретистом (достаточно вспомнить замечательный портрет художника Ивана Билибина). Однако в качестве диплома он выбирает жанровую живопись и создает по мотивам костромских этюдов и наблюдений работу «На базаре», получившую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку зарубеж.

По возвращении из Европы, где художник копировал и изучал старых мастеров, Кустодиев много работает, позже становится членом Академии Художеств и различных художественных групп, сообществ и кружков, самым знаменитым из которых был, конечно же, «Мир искусства». Его продолжает занимать крестьянский и народный быт — так создаются серии «Деревенские праздники» и «Ярмарки».

Чем ярче и чище становятся краски на полотнах Бориса Кустодиева, тем тяжелее — атмосфера в России и личные обстоятельства жизни художника. С 1909 года он переносит ряд операций, вызванных опухолью спинного мозга. Последние 15 лет жизни Кустодиев фактически прикован к инвалидному креслу и пишет картины лежа.

Масленица

Темой картины Кустодиева «Масленица» стало изображение народного гулянья. На фоне зимнего пейзажа изображены спешащие на главную площадь городка люди. Они едут в санях, запряженных в лошадей. Веселая праздничная атмосфера царит кругом.

Центральное место занимает пара красивых статных коней, запряженных в красивые росписные сани. На одном из них хорошо видно золоченую узорчатую дугу. Сидящие в санях тоже спешат на праздник. Видно, что людей в них немало, есть и женщины. Мужчина управляет лошадьми.

Еще, на дальнем плане красуется в окружении деревьев церковь. Так же, видны на картине и дома, и другие городские строения. И, чем дальше их изображение, тем, кажется они все больше сливаются с виднеющимися вдалеке снежными просторами.

Интересен и сам пейзаж. Оттенки неба – золотистые с едва заметным бледно-голубым отливом и розовыми облаками в центре его. На этом фоне зимнего неба видны стайки птиц, взмывших вверх. Снежные сугробы на картине – белесо-голубоватого оттенка с небольшим бледно-розовым отблеском. На них видны следы лошадей.

Стоят, красуясь кругом серебристые от снега деревья. С левой стороны от центрального изображения саней с лошадьми и народом, крупным планом изображены березки. Они стоят на заснеженном холме, который ниже оцеплен в круг небольшими деревцами. За этой возвышенностью и видны карусель и толпящийся народ.

По правой стороне – еще несколько деревьев, которые художник выделил из общего фона, нарисовав их крупнее. Возле них – несколько человек. Остальные же деревья нарисованы небольшими. Но, видно, что их очень много. Из-за деревьев выезжают сани. Деревья есть и на площади, где веселится народ. И, по всему городку раскиданы они в своих зимних нарядах. Сливаются они с общим пейзажем.

Сочинение по картине Масленица Кустодиева

Масленица в творчестве художника - самая часто встречающаяся тема, одна из его любимых. В разные годы Кустодиевым было написано несколько картин, посвященных этому русскому празднику (в период с 1916 по 1920 годы).

Как известно, Масленица - традиционный праздник у славянских народов, предваряющий Пасху и знаменующий собой приход весны. Испокон веков Масленица отмечалась широко русским людом в течение целой недели, каждый день которой имел свои традиции и обычаи. На полотне Кустодиева изображен, надо полагать, самый ярко празднуемый день - четверг. Художник ставит цель изобразить собирательный образ ликующей России, ибо праздник объединил всех горожан, какие-либо рамки и условности стираются - здесь и зажиточные купцы, и мелкие торговцы-бакалейщики, и галдящая ребятня, бегущая вслед резвым тройкам с бубенцами, и толпы зевак, собравшихся у театра в ожидании начинающегося представления. Только русская душа, отбросив все тяготы нелегкой жизни, может гулять и радоваться так широко и беззаботно.

В картине легко узнаются символы-атрибуты праздника. Если полотно мысленно разделить на три части, в каждой можно найти нечто многозначное. Слева изображено все то, что связано с трапезой: об этом говорят на зданиях таблички с манящими названиями - "Булочная", "Сыр и икра", трактир, где сквозь окна виднеются столы, ломящиеся от яств. В литературе символика поедания и трапез-пиров "на весь мир" достаточно часто встречающееся явление. Подтекст такого авторского хода говорит сам за себя. Карнавалы и гуляния, где все только и занимаются, что поеданием пищи - не что иное, как отвлечение от окружающих событий, не всегда позитивных (картина написана в 1919 году - в послереволюционный период).

Следующий план - справа открывают ярко-красная вывеска "Театр" возле здания, крыша которого напоминает купол цирка, и объявление на стене с четко различимым словом "Борьба" в заглавии. Здесь уже автором дается отсылка к традиции на масленичную неделю устраивать бои и представления, считалось, что таким образом нужно выпустить "пар", избавиться от всего негатива, накопившегося за зиму и открыть себя новой жизни. Кульминационным символом всего этого действа является церковь. Церковь на Руси имела колоссальное значение, ни в одном населенном пункте не допускалось ее отсутствие. Это центростремительная сила, это все то, что сплачивает людей в непоколебимой вере. Церковь стоит на пригорке, как бы наблюдая, давая "добро" на празднование. Масленица все же - истинно христианский праздник. И даже нечто большее - это надежда на возрождение жизни, это чистота мыслей и устремлений, это очищение и духовное и физическое перед предстоящим празднованием Великой Пасхи.

Подобные праздники, посвященные проводам зимы, характерны не только для русских - и у других народов существуют аналоги. Но ту любовь и тот колорит, что в полной мере переданы Кустодиевым в "Масленице" нигде больше не встретишь.

2, 5, 7 класс

  • Сочинение описание картины Утро на Куликовом поле Бубнова

    Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

  • Сочинение по картине Степан Разин Сурикова 6 класс эссе по обществознанию

    Название картины «Степан Разин» дает понять кто главный герой этого произведения, но с ним автор изображает и его побратимов. Казаки плывут по реке в неизведанном направлении на лодке

Известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев несколько раз в своем творчестве обращался к праздничной теме проводов зимы, раскрывая ее каждый раз с ощущением радости от яркости и морозной свежести. Одна из этих ярких работ, картина Кустодиева Масленица была написана в 1916 г., продолжая впоследствии эту творческую тему, он создает еще два колоритных полотна в 1919 году и в 1920. Хотя некоторые зарисовки и этюды русского праздника были сделаны им ранее.

Это тяжелое время для России, вынужденной принять участие в Первой мировой войне. Кустодиев серьезно болен и уже давно не брал в руки кисти. Но после операции, превозмогая мучительные боли, находясь в кресле инвалида, он начинает работу и создает произведения о провинциальной жизни. Он пишет «Масленицу», полную веселого морозного счастья, словно противопоставляя ее болезни.

Традиционный народный праздник долгожданной встречи весны, проводы зимы, различные состязания, из сундуков достаются лучшие наряды, обязательные блины, строительство снежного городка, перетягивание каната, раскинутые шатры и катание на санях. Лохматые ушанки, цветастые платки и шали, яркие варежки – все это мелькает словно в хороводе.

Картина Кустодиева Масленица - значительно выделяется относительно работ других русских мастеров, своей необычной красочностью письма и неким примитивизмом живописных мазков, тем не менее восприятие его красочной идиллии праздника в русской провинции очень легкое и понятное, что соответственно поднимает настроение.

Катание на лошадях, катание с гор на санях, сжигание соломенного чучела, которое было символом долгой холодной зимы… Это целая неделя накануне великого поста. Празднование встречи весны и проводов зимы проводили в России еще в языческие времена древние славяне. В центре любого населенного пункта устраивались веселые гулянья. Заканчивались масленица сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму.

Последние вечерние лучи освещают заснеженный город, высокие шпили и разноцветные купола церквей. А внизу скрипят, вращаясь, разноцветные качели и карусели, издалека слышен веселый гомон ярмарки. Ярко расписные сани, которые мчит пара лошадей вдоль улицы. Видно, что идет соревнование, кто быстрее, звонче, удалее. Веселье охватывает всех.

Это сказочная явь, словно завещание больного художника всегда смотреть на жизнь с оптимизмом и непременно верить, что сама жизнь – это праздник. Солнце близится к закату, но его лучи, словно задержались, чтобы посмотреть на веселое гулянье. Зимний пейзаж, который служил Кустодиеву фоном для его работ, создает атмосферу карнавала.

Разрисованные сани, птицы, взвивающиеся ввысь, катание с горок. Зритель словно наблюдает действо с высоты птичьего полета. Веселье, русская удаль - все это изображено живописцем в собирательном образе - народного праздника. Размер полотна 89 на 190,5 см, 1916 г. Находится картина в Русском музее, в городе Петербурге.

Один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Движение праздника можно почувствовать по залихватски мчащимся саням. Произведение художника на тему зимы наполнено неподдельной радостью.

Здесь вам и лихая тройка лошадей в центре полотна, ее догоняет упряжка запряженная двумя лошадьми, а на переднем плане слева скромно но весело рассекает по переулку купеческая семейная пара на санях с запряженным конем белого окраса.

Проводы зимы – это особый народный праздник, который так неоднократно стремился передать Кустодиев: расписные сани, ведут неторопливую торговлю купцы и вальяжно шествует знать. Беззаботное веселье, а поодаль видны купола небольшой церкви - символ православия. Автор выбирает яркие цвета: ярко-красный или зеленый узор расписных саней, фасад домов. Но храм изображен светлым и расположен между красивыми деревьями. Это выражает его отношение к вере. Размер холста 71 на 98 см., находится в Петербурге, в музее квартире И. Бродского

В 1920 году из под кисти Кустодиева выходит еще одна Картина «Масленица» - это быт народа России и его многовековая история. Художник разворачивает перед нами увлекательнейшие рассказы с мельчайшими подробностями, в многофигурных композициях, окрашенных восхищением и его неуловимой иронией.

В народе этот праздник очень славился народными забавами и красочными ярмарочными балаганами. Это похоже на карнавал, на фоне высокой церкви, где все так декоративно: неторопливо прогуливаются одетые в дорогие шубы горожане, кто то торгует только, что выпеченными пирожками, лихо мчатся кони, весело позвякивая золотистыми бубенцами.

На переднем плане дети катаются на санках. Кажется, даже природа принарядилась по такому случаю разукрасив инеем деревья, радуя горожан своей по весеннему солнечной но еще морозной погодой. Это удивительная, яркая, многоцветная и праздничная зарисовка, перекликающееся с лубочным народным искусством. Размер картины составляет 69х90 см, нахождение картины неизвестно.

В картинах, которые посвящены массовому гулянью, художник стремился отметить бесшабашный и удалой вихрь эмоций. Чаще всего это выражалось в изображении мчащейся русской тройке. В этих произведениях есть что-то от декораций театра: контрасту и даже использованию «кулис». Они очень красочны, по композиции, напоминая уникальные русские шкатулочки.

Многие картины Кустодиева написаны по памяти. Главные герои таких произведений словно очищены от негатива: они добры, поэтичны, и полны достоинства. Возникает ощущение, что уклад патриархальной российской жизни ушел в прошлое. Сюжет таких картин часто связан с праздничными образами в российской живописи. Кустодиев передает наиболее яркую сторону жизни, в которой присутствует свет, веселье, счастье. А Масленица – массовый праздник, с участием людей независимо от их сословия и материального достатка.

Живопись Кустодиева с каждым новым произведением делается более красочной, становясь поистине национальной. Она несет в себе заряд удивительной энергии, лучезарного ощущения полноты жизни. Художник зорок и порой насмешливо наблюдателен, он умеет найти радость в любом проявлении жизни, такой разнообразной и разноцветной.

Описание картины Бориса Кустодиева «Масленица»


Великий русский художник Борис Кустодиев, отводил очень значащее место народным праздникам и гуляниям, чем пытался выразить сущность, настроение, быт, переживания всего русского народа. Картина «Масленица», которая «увидела свет» в 1916-м году, и была написана в стиле модерна, является ярчайшим подтверждением того, что пытался выразить художник.

Как и повелось еще с древних времен, что празднование происходит на центральной площади городка. В самом центре картины, можно увидеть веселых и жизнерадостных людей, которые, с огромным удовольствием и праздничным настроением, катаются на санях. Сани, также, «идут в ногу с праздником»: они украшены бубенцами и колокольчиками на яркой дуге.

Присмотревшись пристальнее к картине, сразу можно понять, что на улице стоит погожий морозный день. На лицах у людей, изображен яркий румянец, но это, отнюдь, не портит им настроение. Наоборот, их лица веселые, жизнерадостные и вдохновленные атмосферой праздника. Еще бы: этот праздник означает, что скоро уйдут холода, и наступит долгожданная весна.

Совсем не далеко, расположились предприимчивые купцы, которые, чем-то очень бойко торгуют. Их так же, совсем не пугает мороз. Не пугает он и самих горожан, которые прохаживаются в веселой и праздничной атмосфере. Даже лошади попались довольно резвые. На картине видно, что возница их сдерживает с большим трудом.

Не менее рады празднику, и малые ребятишки. Они, с особым восторгом и удовольствием, катаются с горки и играют в снежки. На картине, без труда, можно увидеть, что у них завязалась «суровая баталия».

А внизу, можно увидеть праздничную суматоху. В самом разгаре, шумная и веселая ярмарка. Одни люди идут за покупками, другие, просто, гуляют и наслаждаются атмосферой праздника, и наблюдают веселое представление.

Для усиления праздничного настроения, художник изобразил еще пару саней.

Фоном самой картины, который вызывает у зрителя умиротворение, является яркий и красочный зимний пейзаж. Деревья, которые укрыты густым снегом, словно, вот-вот, проснутся, и начнут зеленеть.

Художник, чтобы подчеркнуть всю атмосферу праздника и радости, использовал очень интересную палитру красок. Золотисто-розовые облака, плывут по изумрудному небу, а оттенки снега, в разных местах, переливаются, от нежно-голубого, до бледно-сиреневого. Такие цвета, вызывают у зрителя ощущение, что он сам является участником этого праздника.

А сама церковь изображена в ярких тонах. Это подчеркивает твердую и великую веру народа, во все чистое, светлое и доброе.

Картина написана столь оптимистично, что, невольно, самому хочется окунуться в ту эпоху, в ту радость и веселье, с которым проводились праздники.



Рассказать друзьям