Что нужно знать продюсеру. Что подразумевается под профессией продюсер? Что важнее — сильный продюсер или самобытный артист

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

О профессии продюсер слышали многие. Почти каждый человек знает хотя бы одного по имени-фамилии.

Возникает резонный вопрос: "А почему бы и мне не попробовать войти в такой бизнес - продюсирование?" Но мало кто знает, в чем в действительности заключается работа. Чтобы начать бизнес в этой области, нужно ознакомиться со всеми нюансами этой интересной и творческой профессии.

Что подразумевается под профессией продюсер?

У каждого второго человека имеется неправильное представление о продюсерах. Они сравнивают его с денежным мешком, который оплачивает все расходы артистов. На самом деле, все гораздо сложнее. Продюсер – это человек, который способен раскрутить нового, никому не известного артиста.

И не обязательно все расходы он оплачивает со своего кармана - он ищет спонсоров, которые согласятся финансировать съемку нового фильма, клипа и других проектов. Продюсер должен следить, чтобы проект принес максимальный доход, а работа выполнена на 120%. Кроме того, с ним работает целая команда. Большую роль играет именно ее профессионализм: для продуктивной деятельности нужны лучшие операторы, осветители, режиссеры.

Продюсер имеет полный контроль над творческой жизнью подопечного артиста и решает следующие вопросы:

  1. Творческие - выбирает подходящий репертуар и имидж будущей звезде, который сможет максимально раскрыть его талант.
  2. Определяется со звукозаписывающими компаниями по вопросам записи и продажи дисков.
  3. Выполняет все административные работы.
  4. Организует вместе с концертным директором гастрольные туры, выступления артиста на закрытых мероприятиях и в клубах.
  5. Ведет общение с представителями СМИ.

Существующие специализации продюсера

Существует не только всем известная музыкальная специализация продюсера. Данная профессия имеет и следующие направления:

  • Театральный продюсер.
  • Телевизионный продюсер.
  • Продюсер компьютерных игр.
  • Исполнительный продюсер - контролирует работу своих коллег.
  • Линейный продюсер - управляет работой персонала и регулирует другие вопросы, не касающиеся творческого процесса.
  • Генеральный продюсер - координирует работу всех других продюсеров.

Как стать продюсером?

Свой бизнес "Продюсирование" желательно начинать с получения образования в вузе и прохождения программы профессиональной подготовки. Если необходимого образования нет - не страшно. Можно подойти другим путем: устроиться на работу в звукозаписывающую или киностудию или на телевидение, например, администратором. Постепенно, вникая в суть работы продюсера, подниматься вверх по карьерной лестнице, достигая своей цели.

Важно, чтобы продюсер для своей успешной карьеры обладал следующими качествами:

  1. Коммуникабельность - быть всегда в центре внимания и уметь найти общий язык со всеми.
  2. Готовность к новым, неожиданным переменам. Если модель проекта успешна уже сейчас, то через пару лет она работать не станет, поэтому необходимо постоянно совершенствоваться. Для этого нужно находить новых артистов, видеть в людях потенциал, изюминку, вычленять что-то новое, чего нет у конкурентов, а на это способны единицы.
  3. Иметь структурное мышление, находить выигрышные варианты для артиста, уметь ориентироваться в информации и структурировать ее.
  4. Обладать работоспособностью, гибкостью, ответственностью, строить доверительные отношения с артистом.

Как создать продюсеру бизнес план?

Перед тем как начать бизнес "Продюсирование", необходимо разработать свой план. Это нужно для того, чтобы дело пошло успешно, чтобы можно было распланировать все свои действия и рассмотреть возможные риски. В бизнес-план продюсера приблизительно могут входить следующие пункты:

  1. Определиться с направлением проекта и сферой, в которой будет работать продюсер: музыкальная, театральная, телевизионная и т. д.
  2. Какие будут предоставляться услуги, как будет осуществляться поиск артиста: через кастинги либо через бары, в которых работают певцы.
  3. Будет ли осуществляться подбор имиджа и репертуара артистам, записи дисков, клипа, организация концертов.
  4. С какой аудиторией работать: с певцами, актерами, музыкантами.
  5. Найти преимущество перед конкурентами, то, что будет выделять и привлекать именно к вам.
  6. Рассмотреть все возможные риски и найти их оптимальное решение заранее.
  7. Как прорекламировать себя через СМИ, интернет и т. п.
  8. Как обеспечить себя с технической стороны всей необходимой аппаратурой.
  9. Определиться с тем, откуда будут поступать финансы, к каким спонсорам обращаться, кто сможет помочь профинансировать проект.
  10. Подсчитать все доходы и расходы.
  11. Оценить, насколько эффективен данный проект.

Сколько зарабатывает продюсер?

Однозначно ответить на вопрос о том, сколько получают продюсеры, сложно, ведь его заработок напрямую зависит от работы. Наибольшую прибыль он получает от концертов, несколько меньшую - от альбомов.

Можно привести примеры заработков генерального продюсера известного телевидения, который получает от 10 тысяч долларов, и помощника исполнительного продюсера - от 400–600 долларов.

В этот бизнес - продюсирование - и круг продюсеров пробиться весьма сложно. Первое, достаточно долгое время, нужно будет работать на свою репутацию, но потом она будет работать на продюсера.

Предложения будут поступать сами, искать их не придется. Для успешной карьеры необходимо найти связи, создать профессиональную команду и по максимуму включиться в продюсирование проектов. Только тогда все цели будут достигнуты.

Мой колледж принадлежал к тем европейским университетам, где можно было выбирать карьеру прямо в процессе обучения. На третьем курсе, когда настала пора выбирать специализацию, я выбрал кино, совершенно случайно и интуитивно. В какой-то момент каждой группе предложили снять фильм, и мы стали чуть ли не голосовать, кто кем будет на съемочной площадке. Должность продюсера почему-то никто не хотел брать. Наверное, все боялись ответственности, да и не могли точно сказать, что она означает. В группе были одни девушки, поэтому я выбирал последним и мне пришлось занять единственную оставшуюся позицию.

Наш фильм назывался «Love Noir» - это была детективная история с элементами нуара. Снимали мы его по сценарию, который выиграл в конкурсе на параллельном факультете. В качестве продюсера мне действительно пришлось заниматься всей организацией съемочного процесса: выстраиванием логистики, коммуникацией между департаментами и поиском финансирования. Нам в самом деле удалось привлечь какие-то средства, но сами тоже скидывались на съемки. Это был очень полезный опыт - с такой проблемой мы сталкивались и в настоящем производстве.

Мы попали в волну хипстеров
и стали своего рода хипстерским продакшеном

О поиске инвесторов

Мы сами, как инвесторы, сознаем риски и стараемся донести их до всех наших партнеров. И не так важно, какое кино мы делаем - фестивальное или коммерческое, риск есть всегда. Его можно минимизировать, но полностью от него избавиться нельзя. Безусловно, люди хотят заниматься кино по самым разным причинам. Одни преследуют чисто коммерческие цели, другие хотят приблизиться к искусству и поддержать художника, третьи выступают как меценаты. Здесь требуется индивидуальный подход - важно понять интерес и затем презентовать кино.

Об идеологии Hype Production

Мы сами выбираем своего начальника режиссера. Продюсирование - это единственная профессия, где ты сам нанимаешь своего босса. В этой фразе выражен наш подход к творчеству, поскольку сделать правильный выбор, подобрать определенную комбинацию талантов - это творческий процесс.

Офис - это место силы.
Мы хотим, чтобы нас воспринимали как бутиковую компанию, где все сотрудники - это друзья и единомышленники. Я не побоюсь даже слова «семья» и связанного с ним пафоса. Производство любого фильма занимает два-три года, поэтому чувство близости со съемочной группой и ощущение семьи возникает само собой.

Отсутствие профильного образования не помеха.
Конечно, разница между режиссером с фундаментом и без него очевидна, однако для нас это никогда не было принципиальным моментом. Мы практикуем так называемый proof of concept - даем возможность молодому режиссеру показать себя на съемочной площадке. Это не совсем короткометражный фильм, а скорее проба пера - доказательство того, что идея работает.

Об образовании

Я продюсер без профильного образования, что, на мой взгляд, неважно. Чем богаче бэкграунд у будущего продюсера, тем креативнее он будет подходить к решению задач. В этом плане мой партнер Мурад очень интересен: он получил инженерное образование, потом стал фотографом и, наконец, пришел к продюсированию. Это сейчас прозвучит как голливудский штамп, но я сталкивался с продюсерами, которые всю жизнь продавали машины, а потом уходили в кино и достигали в нем невероятного успеха.

Нужно ли образование режиссеру - вопрос открытый. Я уже говорил, что это некритичный момент, однако он важен. Отсутствие киношколы можно восполнить опытом на площадке и чтением книг. Продюсер - это одна из немногих профессий, где опыт в сотню раз важнее образования.

В Голливуде очень четко разграничены типы продюсеров - исполнительный, ассоциативный, сопродюсер. Какого-то общего определения просто нет, это слишком сложный термин. Для меня продюсер - это тот, кто проходит путь с проектом от нулевого до последнего дня.

Продюсер - это одна из немногих профессий, где опыт в сотню раз важнее образования

Как начать

Чтобы стать продюсером, нужно просто бесконечно любить кино. Не нужно иметь за плечами огромное состояние, не нужно обладать образованием, главное - быть готовым убиться за идею и результат.

Для начала можно пойти работать в продюсерскую компанию. У нас, например, пришло много молодых ребят после ВГИКа, и уже сейчас они выросли до серьезных продюсеров. Другой вариант - основать собственную компанию. Как бы банально это не звучало, но сейчас каждый может снимать кино. Людей много, идей много - каждому по силам собрать команду и спродюсировать фильм. И совсем не обязательно быть для этого студией Universal.

Самый верный путь в продюсировании - это изучение чужих примеров, а именно за кризис-менеджментом. По сути, вся профессия из него состоит. Мы любим говорить, что не лезем в творчество на площадке, потому что договариваемся обо всем на берегу и работаем над фильмом уже на стадии монтажа и продвижения. Однако на деле мы действительно управляем кризисом на площадке. Есть такой американский стереотип - успешный продюсер должен делать свою работу так, чтобы на съемках просто сидеть и курить сигару. Я уверен, что это просто невозможно: создание фильма сопряжено со слишком большим количеством процессов, которые могут пойти не так. Тем не менее мы стараемся сделать каждый проект так, чтобы на площадке можно было «курить сигару».

В вашем браузере отключен JavaScript

Давайте начнем с азов. Само слово «продюсер», оно пришло к нам с Запада. Что оно означает в мировой практике?

Начнем с того, что продюсер – это английское слово, означает – производитель, то есть человек, который что-то производит. Конечно, артиста «произвести» нельзя. Артиста произвели папа с мамой, а продюсер просто помогает ему найти его сценический образ. То, что есть у него внутри, что заложили в нем родители, воплотить потом на сцене. И это очень важно, чтобы человек на сцене был самим собой, не менялся, не надевал какую-то маску. Потому что если он играет какую-то роль, то это уже лицедейство, а не творчество.

Каким образом продюсер помогает артисту найти его сценический образ?

Как я уже говорил, продюсер - в первую очередь, человек, который производит продукт. Что есть продукт? Песня, альбом, клип – это и есть некий продукт, который производится. Продюсер – ответственный за результат, не только за то, чтобы продукт был завершен, но и за творческий результат. Поэтому он, записывая альбом, совместно с артистом подбирает репертуар, выбирает стиль, музыкальное направление, в котором они будут работать. Он может сам являться автором, либо подбирает людей, которые будут писать музыку, тексты.

То есть как режиссер в театре, который своего «Гамлета» ставит по-своему. Точно так же каждый продюсер по-своему видит песню, принесенную в нотах. У каждого она звучит по-разному. Может быть танцевальной или с жестким роковым звуком, или балладой, а может быть… вальсом!. И соответственно сам звук может быть жесткий, мягкий, сочный, плотный, резкий… в общем, миллион оттенков, которые продюсер может использовать.

Если один и тот же альбом будут делать два разных продюсера, то альбомы тоже получатся разные. Потому что продюсер – автор продукта, который он выпускает. Один продюсер может увидеть одну черту в артисте, а другой – другую. И это будет сказываться на звуке. Конечно, как будет звучать голос артиста, какой будет его манера исполнения, - все это тоже в компетенции продюсера.

Как продюсер справляется с таким большим количеством обязанностей?

Безусловно, продюсер работает не один. Он набирает себе в команду профессионалов: аранжировщиков, соавторов или авторов, если такие нужны, музыкантов, людей, которые будут заниматься программингом, звукорежиссурой. Да, продюсер занимается, может быть, какой-то административной частью работы, договариваясь с музыкантами, артистами, с финансистами, которые будут финансировать запись альбома, и так далее. Но он не является менеджером, чтобы потом с этим артистом заниматься концертами, гастролями и раскрутками.

Для этого есть менеджмент, концертные фирмы, промоутерские компании, рекламные агентства, pr-агентства, которые после в своей работе будут использовать результат работы артиста и продюсера - например, альбом, который является, как правило, базой концертной программы. Так же как люди, которые сняли фильм, не занимаются его прокатом. Так же как издательство занимается выпуском книги, а распространяет ее книжные дистрибьюторы.

Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать продюсер?

Он должен быть творческим человеком, в первую очередь. Кроме того, ему необходимо иметь представление о бизнесе, уметь оптимизировать расходы, чтобы уложиться в выделенный на запись альбома бюджет. Например, ему необходимо четко представлять, сколько он может сделать песен за такой-то срок и такую-то сумму, где он может сэкономить, и где нужно сэкономить, или потратить там, где необходимо потратить.

Понятно, что во всем этом продюсер должен разбираться очень хорошо. Но, в первую очередь, он должен быть творческим человеком, конечно. Не менее творческим, чем автор или исполнитель. А не деловым и хватким. Если ты деловой и хваткий, но ничего не понимаешь в музыке и творчестве, то ты только можешь нанять тех, кто понимает... Но тогда ты не будешь являться продюсером. Тогда ты просто ловкий менеджер.

Какие отношения должны быть между артистом и продюсером?

Во всем мире артист нанимает себе продюсера, для того, чтобы он сделал ему альбом или песню. Потому что это надо, в первую очередь, для творческой жизни самого артиста. Потому что обычно продюсер не поет, не выступает, он просто что-то делает для кого-то: песню, альбом, клип. Его точно также нанимают, как при строительстве нанимают архитектора, чтобы спланировать дом, а строителя, чтобы он построил этот дом. А когда продюсер нанимает артиста, я вообще этого не понимаю. В мировой практике либо артист нанимает продюсера, либо фирма грамзаписи нанимает продюсера, чтобы он для их артиста сделал продукт: альбом или песню.

Необходимо ли продюсеру получать профессиональное образование?

Если говорить вообще о шоу, то да. Там учат, будем говорить упрощенно, чтобы какая-то постановка уложилась в определенный бюджет, была зрелищной и успешной. В музыке же все намного сложнее. Здесь продюсер изначально должен быть музыкантом. Ты не можешь быть музыкальным продюсером, если ты совершенно ничего не понимаешь в музыке. Это смешно. Ты можешь стать финансистом или управленцем, но к творчеству ты не будешь иметь никакого отношения. К тебе подойдет артист и скажет: «Слушай, как ты думаешь, стоит ли здесь поменять барабаны или бас сделать более жестким?» Если ты ничего не понимаешь в музыке, как ты с ним поведешь этот разговор?

Почему вы не хотите, чтобы Вас называли продюсером?

У нас произошла подмена понятий, и продюсерами стали называть не тех людей, которых в мировой практике так принято называть. Дело в том, что в нашей стране зачастую продюсерами называют людей, которые вовсе не занимаются теми обязанностями, которые я вам выше описал. У нашего обывателя укоренилось в голове, что продюсер – это человек, который «раскручивает», продвигает, финансовыми и административными вопросами занимается, а не тот, который является творческой единицей.

Еще два года назад я сделал заявление о том, что я продюсером в таком понимании быть не хочу и не буду и от своего решения не отказываюсь. Я и раньше всем тем, что сейчас понимается под «продюсерством» не занимался, а уж сейчас тем более. Сейчас я исключительно занят написанием песен, а в студии работой со звуком, это мне интересно, интересно находить новой звучание.

Вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы заняться саунд-продюсированием? Самое удивительное в том, что удачно написанная песня может стать мировым хитом и обеспечить не только вашу жизнь, но и жизнь ваших детей и даже внуков. К тому же, писать песни никто не запрещает, а быть для этого профессиональным музыкантом вовсе необязательно.

Самое главное в достижении успеха - то, что каждый музыкант должен писать песни для своей аудитории. Допустим, если обычный студент будет петь песни о том, какая у него роскошная жизнь, то вряд ли он сможет достичь успеха, ведь текст его песни не соответствует истине. Поэтому главное правило - соответствовать внешне и внутреннее тому, о чем поешь. Также следует писать простые тексты, в которых слушатель сможет найти что-то общее со своей жизнью.

«Например, от меня в 2015 году хотели получить тот звук, который будет популярен в 2018 году. Это делается для того, чтобы первыми выпустить контент, который станет хитом и примером для подражания. Творец должен всегда создавать что-то новое, а не повторять за кем-то. Это очень сложно, но в то же время беспроигрышно. Такие продюсеры останутся в истории, ведь они создают новый продукт, которого не было на рынке», - отметил один из представителей лейбла.

По его словам, в компанию присылают множество песен, которые очень схожи с творчеством одного из ныне популярных реперов. Каждая присланная песня один в один похожа на предыдущую, в конечном итоге это выливается в серую массу. Также он отметил, что каждая песня, которую присылают на лейбл, всегда прослушивается. В лейбле нацелены на то, чтобы найти авторов, с которыми можно будет сотрудничать на постоянной основе.

В том числе, во время мастер-класса была затронута такая важная тема, как авторское право. Возможно, многие не в курсе, но авторское право действительно в течение 70 лет. Кстати, 70 лет оно действует только в том случае, если у человека нет родственников. Только по прошествии этого времени можно будет пользоваться песней бесплатно, т.к. песня становится общественным достоянием.

«Вы сами можете произвести что-то, что будет кормить вас и ваших родственников всю вашу жизнь. Например, если вспомнить песню «Happy Birthday to you» - автора давно нет в живых, но песня до сих пор обеспечивает все поколение, так как она расходится в очень большом объеме - открытки, передачи и многое другое», - рассказал креативный директор лейбла.

Если музыкантам нужно откуда-то черпать себе вдохновение, то можно обратить внимание на песни, написанные в 30-е годы - у них, скорее всего, закончился срок авторского права. Также представители лейбла рассказали, что сейчас в России нет усовершенствованных организаций или ресурсов, где можно узнать, у кого находятся авторские права на песню, а вот на Западе с этим проще.

Также они рассказали о таком ресурсе, как «SoundClick» (сервис по продаже/приобретению музыкальных композиций), которым часто пользуются авторы. Там можно купить биты и композиции за очень небольшие деньги, но при этом стоит запомнить, что они могут разойтись по всему миру сотнями экземпляров.

«С таким материалом очень сложно работать в дальнейшем, ведь он перестает быть эксклюзивным. Будет очень обидно и неудобно, если у какого-то известного артиста на западе будет такой же инструментал, как и у нас», - поделилась команда лейбла с участниками мастер-класса.

Помимо данного ресурса, многие музыканты покупают биты в «лизинг», т.е. без передачи эксклюзивного права. Битмейкеры предоставляют бит в максимальном качестве для записи микстэйпа, без аудиозащиты и именных тегов. В свою очередь, такой вид продажи музыки стоит очень дешево - от 10 до 25$ в зависимости от уровня популярности продюсера и качества музыкальной составляющей бита. Продюсеры могут бесконечно продавать один и тот же бит до тех пор, пока его не купят эксклюзивно. С одной стороны, это очень выгодно и удобно, а с другой - ни один суд не встанет на твою сторону.

«Например, были случаи, когда Мот пользовался ресурсом «SoundClick» и покупал там свои песни за 20 долларов. Ему понравился бит и именно его он хотел в свой трек. Мы связывались с автором, переводили контракты, он его подписывал и только после этого мы пользовались материалом, потому что иначе ты ничего не докажешь в суде, если это все будет только в электронном виде», - рассказал креативный директор.

Он отметил, что очень важно сохранять всю информацию об авторе - реквизиты, банковские переводы, адрес регистрации и проживания и так далее.

Автору выгодно быть автором, ведь если произведение «выстрелит», то он будет зарабатывать на этой песне еще очень много лет. Нужно стараться делать так, чтобы работа всегда была максимально прозрачной, именно тогда можно стать успешным саунд-продюсером.

В сети практически отсутствует правильная, открытая и справедливая информация о том как, и главное, сколько стоит раскрутить молодого артиста. В самом начале хотелось бы разделить понятие «молодой артист/группа».

В музыкальной индустрии существуют по - большому счету два типа артистов: профессиональные, для которых сцена является делом всей жизни, и участников «искусственных» проектов, созданных продюсерами, мягко говоря, на пустом месте.

Профессиональные артисты (и тому красочный пример - классические академические музыканты), начиная с самого юного возраста, много и тяжело занимаются, работают над повышением своего профессионального уровня, постоянно выступают - сначала перед своими педагогами и педагогами одноклассников, позже однокурсников, а уж затем и перед большой публикой. Все это готовит настоящих музыкантов к большой и тяжелой сценической жизни. И поверьте, - пройдут десятилетия, прежде чем музыканта, можно будет назвать артистом большой сцены. По-настоящему талантливые музыканты понимают и воспринимают как аксиому - то, что даровано свыше, требует постоянной огранки, работы над собой. Это и называется Искусством с большой буквы.

Что же касается второго направления, условно назовем это «шоу-бизнес», то здесь практически все очевидно: деньги + «артист» = деньги. Неприятно и нелепо то, что деньги на первом месте. То есть, большинство подобного рода артистов и их продюсеров думают, в первую очередь, о быстрых доходах и скорой узнаваемости, нежели об уровне профессионального мастерства. Причем, последовательность «деньги + артист» очень редко дает прибыль, чаще - только известность. Но, это ни в коем случае не говорит о том, что ОН звезда и настоящий артист в высоком смысле этих понятий.

Большая ложь самооценки

Подавляющее большинство начинающих артистов в «шоу-бизнесе» представления не имеют о том, что им нельзя заниматься музыкой, петь и тем - более выходить на сцену, демонстрировать себя. Однако, они упорно записывают песни - демо, тратят на это чаще всего свои последние деньги, теряют время на то, чтобы показать разным продюсерам свои записи. И ведут себя так, как будто их собственная оценка своего творчества, полученная не без поддержки родных и друзей, является истиной в последней инстанции. Совет таким «самородкам»: если вы не можете не петь и не создавать на «своем уровне» музыкальные произведения, то не делайте это приоритетом своей жизни! Вполне может оказаться так, что все ваши усилия было никчемным, бездарным, бесперспективным занятием. Занимайтесь параллельно чем-то еще, что поможет вам спокойно существовать. И тогда только время покажет - созданы вы для сцены или нет.

Мифы о продюсировании

Любой артист/музыкант это творческая единица. И ему необходимы единомышленники-администраторы. От четкости и грамотности действий артиста и его администратора зависит многое. Первый звонок продюсеру - это самый важный шаг, но и у него есть альтернатива. Альтернативным методом общения надо воспользоваться в первую очередь: на сайте компании или продюсера всегда есть e-mail, на который артист может выслать MP3, фотографию и биографию. Если есть собственная Интернет-страничка - то разумно направить краткую просьбу познакомиться с творчеством, сопроводив ее ссылкой на свой сайт. Если же Вы решили позвонить, то должны понимать, что продюсер это не секретарь компании и не горячая линия МЧС. В его обязанности не входит выслушивать в течение длительного времени рассказы о вашей гениальности и оригинальности. Хотя, признайтесь себе - ведь именно за такой оценкой вы и звоните продюсеру. Вы сразу же хотите услышать восторженные слова и приглашения к выгоднейшему сотрудничеству. Это ли не наивность?

Научитесь правильно вести беседу с продюсером. Узнайте максимум полезной информации о нем и сумейте лаконично заинтересовать его собой. Поставьте себе лимит в 15 секунд для выражения своих мыслей и научитесь правильно и уверенно их излагать. Первый вопрос, например, не может звучать так: Вы продюсер? Или - а что вы продюсируете? Или - вы продюсируете рок-музыку? Любой уважающий себя и работу артиста музыкальный продюсер может и хочет заниматься профессиональными артистами. Не бывает плохих жанров, бывают плохие музыканты. Вопрос-просьба «продиктуйте свой e-mail» звучит так же нелепо, как и незнание сайта и названия компании, в которую вы звоните.

Фабрика звезд, Новая Волна, Народный Артист

Подобные проекты это своего рода инструмент сообщества «семейных» продюсеров и владельцев телеканалов. Все это бизнес-проекты, которые являются частью большого телевизионно-концертного бизнеса. Крайне редко в таких проектах появляются (и это скорее случайность) действительно талантливые артисты. Эти артисты с первого эфира не принадлежат себе и очень долгое время отрабатывают амбиции тех, кто их выбрал. Причем, если б процент талантливых артистов на этих проектах был в четыре раза выше, то я был бы только рад. Но это подпадает в прямую зависимость от профессионализма и образования продюсеров, которые отбирают участников. Ведь ничто не мешает находить по той же схеме и с теми же контрактами участников с хорошими данными? Но увы. А все рассуждения о том, будто показывают только ТО, что интересно и дает рейтинг - так же пусты, как и разговоры о форматах телеканалов и радиостанций.

Творчество Гвен Стефани невозможно определить под формат, однако ее песни крутят радиостанции. А если б в прайм-тайм показывали пианистов или скрипачей, и ежедневно кормили нас дневниками с фабрики пианистов, а в конце недели транслировали большой отчетный концерт, то эти люди также становились бы известными. И уровень культуры вырос бы.

Сколько нужно денег, чтобы заработать деньги?

Ни для кого не секрет - чтобы донести до аудитории свое искусство, артисту необходимо много работать, а продюсеру грамотно вкладывать деньги, чаще всего, не свои. Продюсер НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ИНВЕСТОРОМ. Продюсер в понимании российской действительности это человек, который руководит процессом продвижения продукта на рынок музыкальной индустрии. И чем правильнее он развивает и позиционирует продукт, тем выше вероятность того, что артист найдет своего слушателя.

Артист обязан четко следовать рекомендациям продюсера. Артист занимается только музыкой и сам может определять только творческо-музыкальную часть своего развития. Что же касается цифр, то все достаточно банально и очевидно: расходы на первый хит - сингл, состоящие из стоимости сайта, стоимости съемок клипа, его ротации на ТВ, минимальной рекламы в прессе и сети интернет - минимум 200.000 евро. Для того, чтобы занять первую из 5 ступеней в шоу-бизнесе, придется донести до аудитории 4-5 хит - синглов. Но, после пятого хит - сингла начнутся платные концерты, доходы от которых теоретически могут покрывать расходы по дальнейшему развитию. То есть, с момента окончания ротации, в лучшем случае, 5-го хит - сингла сторонние инвестиции можно прекращать.

Ваши инвесторы - вокруг вас

Инвесторами и спонсорами в проект чаще всего становятся родители, мужья или, как ни странно, близкие друзья. Не удивляйтесь! Бывало и такое: в нашу компанию обращались банкиры и просили помочь с консультациями. И первой, в телефонном общении, была фраза: «Я бизнесмен, банкир, хочу помочь своему другу детства, который уже готов к большой сцене. Не могли бы вы посодействовать?». Продюсер сам может найти инвестора, но в этом случае контракт будет тяжелым. И только потому, что инвестор не заинтересован в проекте. Правда, мало кто из продюсеров, рискующих пойти на такой шаг, признается инвестору, что вернуть вложенные средства практически нереально и, уж точно, прибыль проект начнет приносить не раньше, чем через 5-7 лет. И это в лучшем случае, при правильной честной работе. Часто сами артисты вкладывают в себя, если параллельно много работали в бизнесе и заработали на то, чтобы стать артистом сцены.

Не бывает великих продюсеров без великих артистов

Итак, продюсер - не спонсор. Продюсер - это помощник артиста в организации музыкально-коммерческой деятельности. Даже мировая практика доказывает, что не продюсер делает артиста. Великими продюсеров делают великие артисты. Роль авторов песен также не последняя. Кристина Агилера упорством, усидчивостью и большой работой доказала, что если ты родился артистом, то ты им станешь - конечно, не без помощи продюсера, педагогов по вокалу и сценическому мастерству, авторов.

Земфира появилась и продолжает существовать только за счет своего таланта, неординарности и философии. Многочисленные продюсеры, появлявшиеся на ее пути в начале карьеры - это люди, которые ПОМОГЛИ донести ее творчество до масс. За это им огромное спасибо. Но не они наградили ее таким талантом. Продюсер может заниматься и тем, что находить инвестиции в артиста, но это не прямая обязанность.

По желанию, продюсер может вкладывать и свои средства, но это в том случае, если он, по своему субъективному усмотрению, видит в артисте 100-процентный потенциал и желание артиста в первую очередь стать профессионалом, а не быстро ворваться в гламурную «тусовку». Нельзя не брать во внимание и не надо забывать, что умения, знания, опыт и время продюсера это тоже капитал и инвестиции, которые он вкладывает в артиста.

Делайте выводы, а не глупости

Резюмируя, хотелось бы сказать следующее: инвестиции в артиста, конечно, необходимы, но не в талант и работоспособность, а для того, чтобы донести до как можно большей аудитории Творчество, которым живет артист. И еще одна закономерность: чем меньше об артисте пишет «желтая пресса» и проплаченные журналисты, тем выше его профессиональный уровень. Если артист живет именно Искусством и показывает только высокий уровень мастерства, то его персона все меньше интересует журналистов, потому как уровень подготовки последних критично низок. Поверьте, звезд в журналистике еще меньше, чем в музыке.



Рассказать друзьям