Что означает понятие оттепель в духовной жизни. Духовная жизнь общества в период "оттепели"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Года произошло событие, радикально поменявшее курс внешней и внутренней политики СССР. Умер И. Сталин. К этому времени репрессивные методы управления страной уже исчерпали себя, поэтому ставленники сталинского курса в срочном порядке должны были провести некоторые реформы, направленные на оптимизацию экономики и осуществление социальных трансформаций. Это время получило название оттепели. Что означала политика оттепели в какие новые имена появились в культурной жизни страны, можно прочесть в данной статье.

ХХ съезд КПСС

В 1955 году, после отставки Маленкова, главой Советского Союза становится В феврале 1956 года, на ХХ съезде КПСС, прозвучало его знаменитое выступление о культе личности. После этого авторитет нового вождя заметно укрепился, несмотря на сопротивление сталинских ставленников.

ХХ съезд дал старт различным реформаторским начинаниям в нашей стране, возродив процесс культурной реформации общества. Что означала политика оттепели в духовной и литературной жизни людей, можно узнать из новых книг и романов, публикуемых в то время.

Политика оттепели в литературе

В 1957 году за рубежом выходит публикация знаменитого произведения Б. Пастернака «Доктор Живаго». Несмотря на то что данное произведение было запрещено, оно расходилось огромными тиражами в самиздатных копиях, выполненных на старых пишущих машинках. Такая же судьба постигала произведения М. Булгакова, В. Гроссмана и других литераторов того времени.

Показательной является публикация знаменитого произведения А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Повесть, в которой описываются страшные будни сталинского лагеря, главный политолог Суслов отклонил сразу. Но редактор журнала «Новый Мир» смог показать повесть Солженицына лично Н. С. Хрущеву, после чего было дано разрешение на публикацию.

Произведения, разоблачающие находили своего читателя.

Возможность донести свои мысли до читателей, публиковать свои произведения вопреки цензуре и органам власти - вот что означала политика оттепели в духовной сфере и литературе того времени.

Возрождение театра и кино

В 50-60-х годах театр переживает свое второе рождение. О том, что означала политика оттепели в духовной сфере и театральном искусстве, лучше всего расскажет репертуар передовых сцен середины века. Ушли в небытие постановки о рабочих и колхозниках, на сцену возвращается классический репертуар и произведения 20-х годов ХХ века. Но по-прежнему в театре доминировал командный стиль работы, а административные должности занимались некомпетентными и малограмотными чиновниками. Из-за этого многие спектакли так и не увидели своего зрителя: пьесы Мейерхольда, Вампилова и многих других так и остались лежать под сукном.

Оттепель благотворно отразилась на киноискусстве. Многие фильмы того времени стали известны далеко за пределами нашей страны. Такие работы, как «Летят журавли», «Иваново детство», завоевали престижнейшие международные награды.

Советское киноискусство вернуло нашей стране статус кинодержавы, который был утрачен еще со времен Эйзенштейна.

Религиозные гонения

Уменьшение политического давления на различные стороны жизни людей не коснулось религиозной политики государства. Гонения на духовных и религиозных деятелей усилились. Инициатором антирелигиозной компании был сам Хрущев. Вместо физического уничтожения верующих и религиозных деятелей различных конфессий применялась практика публичного высмеивания и развенчивания религиозных предрассудков. В основном все, что означала политика оттепели в духовной жизни верующих, сводилось к «перевоспитанию» и осуждению.

Итоги

К сожалению, период культурного расцвета продлился недолго. Окончательную точку в оттепели поставило знаковое событие 1962 года - разгром художественной выставки на Манеже.

Несмотря на сворачивание свобод в Советском Союзе, возвращение к темным сталинским временам не состоялось. То, что означала политика оттепели в духовной сфере каждого гражданина, можно описать ощущением ветра перемен, уменьшением роли массового сознания и обращением к человеку как к отдельной личности, имеющей право на собственные взгляды.

что означала политика "оттепели" в духовной сфере? (при хрущеве) и получил лучший ответ

Ответ от Vicont[гуру]
"Оттепель" в духовной жизни. Развитие науки и образования.
На перемены, начавшиеся в обществе, первыми откликнулись представители литературы. Еще до ХХ съезда КПСС появились публицистические и литературные произведения, обозначившие рождение нового направления в советской литературе - обновленческого. Од-ной из первых таких работ стала опубликованная в 1953 г. в «Новом мире» статья В. Померанцева «Об искренности в литературе» , где он впервые поставил вопрос о том, что «честно писать - это значит не думать о выражении лиц высоких и не высоких читателей». Здесь же поднимался и вопрос о жизненной необходимости существования различных литературных школ и направлений.
В ходе начавшейся реабилитации жертв политических репрессий были возвращены читателю книги М. Кольцова, И. Бабеля, А. Веселого, И. Катаева и др.
Сама жизнь поставила вопрос о необходимости изменения стиля руководством Союзом писателей и отношений его с ЦК КПСС. Попытка А. Фадеева добиться этого через изъятие у Министерства культуры идеологических функций привели к его опале, а затем и к гибели. В своем предсмертном письме он отмечал, что искусство в СССР «загублено самоуверенно-невежественным руководством партии» , а литераторов, даже самых признанных, низвели до положения мальчиков, уничтожали, «идеологически ругали и называли это партийностью». Об этом же говорили в своих произведениях В. Дудинцев («Не хлебом единым») , Д. Гранин («Искатели») , Е. Дорош («Деревенский дневник») .
Невозможность действовать репрессивными методами вынуждала партийное руково-дство искать новые приемы воздействия на интеллигенцию. С 1957 г. регулярными стали встречи руководства ЦК с деятелями литературы и искусства. Личные вкусы Н. С. Хрущева, выступавшего на этих встречах с многочисленными речами, приобрели характер официальных оценок. Подобное бесцеремонное вмешательство не находило поддержки не только у большинства самих участников этих встреч и интеллигенции в целом, но и у самых широких слоев населения. В письме, адресованном Хрущеву, Л. Семенова из Владимира писала: «Вам не следовало выступать на этом совещании. Ведь Вы не специалист в области искусства... Но хуже всего то, что высказанная Вами оценка принимается как обязательная в силу Вашего общественного положения. А в искусстве декретирование даже абсолютно правильных положений вредно» .
На этих встречах откровенно говорилось и о том, что, с точки зрения власти, хороши лишь те работники культуры, которые в «политике партии, в ее идеологии находят неисчер-паемый источник творческого вдохновения» .
В мае 1958 г. ЦК КПСС издал постановление «Об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба» , «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца» , в котором признавались бездоказательными и несправедливыми прежние оценки Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, Н. Мясковского и др. Таким образом, с выдающихся представителей отечественного музыкального искусства было снято сталинское клеймо представителей «антинародного формалистического направления» .
Одним из ярких примеров допустимых пределов «оттепели» в духовной жизни стало «дело Пастернака». Публикация на Западе его запрещенного властями романа «Доктор Живаго» и присуждение ему Нобелевской премии поставили писателя буквально вне закона. В октябре 1958 г. он был исключен из Союза писателей и вынужден отказаться от Нобелевской премии, чтобы избежать высылки из страны. Настоящим потрясением для миллионов людей стал выход в свет произведений А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» , «Матренин двор» , в полный рост поставивших проблемы преодоления сталинского наследия в повседневной жизни советских людей.
Не оправдала надежд и система подготовки инженерно-технических кадров на заочных и вечерних отделениях вузов. Вместе с тем вполне положительно зарекомендовали себя заводы-втузы, созданные на базе крупнейших предприятий. Однако они не могли изменить общей ситуации в системе образования.

«Теплый ветер перемен», подувший с трибуны XX съезда КПСС в феврале 1956 г. резко изменил жизнь советских людей. Точную характеристику хрущевскому времени дал писатель Илья Григорьевич Эренбург, назвав его «оттепелью». В его романе с символическим названием «Оттепель» был поставлен целый ряд вопросов: что следует сказать о прошлом, в чем миссия интеллигенции, какими должны быть ее отношения с партией.

Во второй половине 1950-х гг. общество охватило чувство восторга от внезапной свободы, сами люди до конца не понимали этого нового и, несомненно, искреннего чувства. Особую прелесть ему придавала именно недоговоренность. Это чувство господствовало в одном из характерных фильмов тех лет – «Я шагаю по Москве»…(Никита Михалков в главной роли, это его одна из первых ролей). И гимном неясному восторгу стала песня из фильма: «Бывает все на свете хорошо, в чем дело сразу не поймешь…».

«Оттепель» отразилась, прежде всего, на литературе. Возникли новые журналы: «Юность», «Молодая гвардия», «Москва», «Наш современник». Особую роль сыграл журнал «Новый мир», возглавляемый А.Т. Твардовским. Именно здесь была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Солженицын стал одним из «диссидентов», как их позже называли (инакомыслящих). В его сочинениях излагалась правдивая картина труда, страданий и героизма советского народа.

Началась реабилитация писателей С. Есенина, М. Булгакова, А. Ахматовой, М. Зощенко, О. Мандельштама, Б. Пильняка и др. Советские люди стали больше читать, больше думать. Именно тогда появилось утверждение о том, что СССР – самая читающая страна в мире. Стилем жизни стало массовое увлечение поэзией, выступления поэтов проходили на стадионах и в огромных залах. Пожалуй, после «серебряного века» русской поэзии интерес к ней не поднимался так высоко, как в «хрущевское десятилетие». Например, Е. Евтушенко, по свидетельствам современников, выступал 250 раз в год. Вторым кумиром читающей публики стал А. Вознесенский.

Стал приоткрываться «железный занавес» перед западом. В журналах начали публиковаться произведения зарубежных писателей Э. Хемингуэя, Э.-М. Ремарка, Т. Драйзера, Дж. Лондона и др. (Э. Золя, В. Гюго, О. де Бальзака, С. Цвейга).

Ремарк и Хемингуэй повлияли не только на умы, но и на образ жизнь некоторых групп населения, прежде всего молодежи, которые пытались копировать западную моду, манеры поведения. Строчки из песни: «… Носил он брюки узкие, читал Хемингуэя…». Это образ стиляги: молодой человек в узких брюках, в длинноносых ботинках изогнулся в странной вычурной позе, подражая западному рок-н-роллу, твисту, шейку и др.


Процесс «оттепели», либерализации литературы не был однозначным, и это было характерно для всей жизни общества хрущевского времени. Остались под запретом такие писатели, как Б. Пастернак (за роман «Доктор Живаго), В.Д. Дудинцев («Не хлебом единым»), Д. Гранин, А. Вознесенский, И. Эренбург, В.П. Некрасов. Нападки на писателей были связаны не столько с критикой их произведений, сколько с изменением политической ситуации, т.е. со сворачиванием политических и общественных свобод. В конце 1950-х гг. начался закат «оттепели» во всех сферах жизни общества. В среде интеллигенции все громче звучали голоса против политики Н.С. Хрущева.

Борис Пастернак долгие годы работал над романом о революции и гражданской войне. Стихи из этого романа были напечатаны еще в 1947 г. Но сам роман ему не удавалось напечатать, т.к. цензоры усматривали в нем отступление от «социалистического реализма». Рукопись «Доктор Живаго» попала за границу и была напечатан в Италии. В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии по литературе за этот не напечатанный в СССР роман. Это вызвало однозначное осуждение со стороны Хрущева и партии. Развернулась кампания бичевания Пастернака. Его исключили из Союза писателей. Практически все писатели были вынуждены присоединиться к этой кампании, подвергая Пастернака оскорблениям. Шельмования Пастернака отразило попытки партии сохранить полный контроль над обществом, не допуская никакого инакомыслия. Сам Пастернак в эти дни написал стихотворение, ставшее известным годы спустя:

Что же посмел я намаракать,

Пакостник я и злодей?

Я весь мир заставил плакать над красой земли моей.

Общество хрущевского периода заметно изменилось. Люди чаще стали ходить в гости, они «соскучились по общению, соскучились по возможности говорить громко обо всем, что тревожило». После 10-тий страха, когда разговоры даже в узком и, казалось, доверительном кругу могли кончиться и кончались лагерями и расстрелами, появилась возможность поговорить и пообщаться. Новым явлением стали горячие споры на рабочем месте после окончания рабочего дня, в небольших кафе. «… Кафе стали на манер аквариумов – со стеклянными стенами всем на обозрение. И вместо солидных… [названий] страну усыпали легкомысленные «Улыбки», «Минутки», «Ветерки». В «стекляшках» говорили о политике и искусстве, спорте и сердечных делах. Организованные формы принимало общение и во дворцах и домах культуры, количество которых возросло. Устные журналы, диспуты, обсуждение литературных произведений, кинокартин и спектаклей – эти формы общения заметно оживились по сравнению с предшествующими годами, да и высказывания участников отличались определенной долей свободы. Стали возникать «объединения по интересам» – клубы филателистов, аквалангистов, книголюбов, цветоводов, любителей песни, джазовой музыки, и т.д.

Самыми необычными для советского времени были клубы интернациональной дружбы, тоже детища «оттепели». В 1957 г. в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он привел к установлению дружеских контактов между молодежью СССР и других стран. С 1958 г. стали праздновать День советской молодежи.

Характерным штрихом «хрущевской оттепели» стало развитие сатиры. Восторженно публика принимала выступления клоунов Олега Попова, Тарапуньки и Штепселя, Аркадия Райкина, М.В. Мироновой и А.С. Менакера, П.В. Рудакова и В.П. Нечаева. Страна взахлеб повторяла райкинские словечки «Уже смеюсь!», и «Бу’сделано!».

В быт людей входило телевидение. Телевизоры были редкостью, их смотрели вместе с друзьями, знакомыми, соседями, оживленно обсуждали передачи. Неимоверную популярность снискала игра КВН, появившаяся в 1961 г. Сама эта игра в 1960-е гг. приобрела характер всеобщей эпидемии. В КВН играли все и всюду: школьники младших и старших классов, учащиеся техникумов и студентов, рабочие и служащие; в школах и красных уголках общежитий, в студенческих клубах и дворцах культуры, в домах отдыха и санаториях.

В киноискусстве была снята установка на съемку только безусловных шедевров. В 1951 г. особо заметен стал застой в кино – за год сняли всего 6 художественных полнометражных лент. В дальнейшем на экранах начали появляться новые талантливые актеры. Зрители познакомились с такими выдающимися работами как «Тихий Дон», «Летят журавли», «Дом, в котором я живу», «Идиот» и др. В 1958 г. киностудии выпустили 102 худож. фильма («Карнавальная ночь» с И.И. Ильинским и Л.М. Гурченко, «Человек-амфибия» с А. Вертинской, «Гусарская баллада» с Ю.В. Яковлевым и Л.И. Голубкиной, «Пес Барбос и необычайный кросс» и «Самогонщики» Л.И. Гайдая). Была заложена высокая традиция интеллектуального кино, которая была подхвачена в 1960–1970-е гг. Многие мастера отечественного кинематографа получили широкое международное признание (Г. Чухрай, М. Калатазов, С. Бондарчук, А. Тарковский, Н. Михалков и др.).

В кинотеатрах стали показывать польские, итальянские (Федерико Феллини), французские, немецкие, индийские, венгерские, египетские фильмы. Для советских людей это был глоток новой свежей западной жизни.

Общий подход к культурной среде был противоречивым: он отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Сам Хрущев стремился привлечь на свою сторону широкие круги интеллигенции, но рассматривал ее в качестве «автоматчиков партии», о чем прямо сказал в одном из своих выступлений (т.е. интеллигенция должна была работать на нужды партии). Уже с конца 1950-х гг. начал усиливаться контроль партаппарата за деятельностью художественной интеллигенции. На встречах с ее представителями Хрущев по-отечески наставлял писателей и художников, говорил им, как нужно работать. Хотя сам он слабо разбирался в вопросах культуры, имел средние вкусы. Все это рождало недоверие к политике партии в области культуры.

Усилились оппозиционные настроения, прежде всего в среде интеллигенции. Представители оппозиции считали необходимой проведение более решительной десталинизации, чем ее предусматривали власти. Партия не могла не реагировать на публичные выступления оппозиционеров: к ним применялись «мягкие репрессии» (исключение из партии, увольнение с работы, лишение столичной прописки и др.).

"Оттепель" - так назвал хрущевское время, наступившее после долгой и суровой сталинской "зимы", известный писатель И. Оренбург в одноименном произведении, и именно так символично обозначился в сознании людей период послесталинского развития, ознаменовавшийся серьезными переменами в духовной жизни (рис. 21.8).

Рис. 21.8

Литература. Идеологическое давление на литературу и искусство было ослаблено. Общество получило глоток свободы. Появились новые произведения. Реальные противоречия советского общества стремились показать Д. Гранин в романах "Искатели" и "Иду на грозу", В. Дудинцев - в романе "Не хлебом единым".

В период "оттепели" началось творчество таких известных писателей и поэтов, как В. Астафьев, Ч. Айтматов, Т. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Войнович, А. Вознесенский и др.

Возникли новые литературно-художественные журналы: "Юность", "Молодая гвардия", "Москва", "Наш современник", "Иностранная литература".

Однако одновременно партийное руководство следило за тем, чтобы литературный процесс был контролируемым и не выходил за определенные рамки. "Дело Пастернака" наглядным образом показало пределы десталинизации в отношениях между властью и интеллигенцией. Писатель, получивший за роман "Доктор Живаго" в 1958 г. Нобелевскую премию, был исключен из Союза писателей, ошельмован и подвергнут опале. За идеологическую сомнительность и формализм неоднократно подвергались проработкам А. Вознесенский, Д. Гранин, В. Дудиицев, Е. Евтушенко,

Э. Неизвестный, Б. Окуджава, В. Быков, М. Хуциев и многие другие видные представители творческой интеллигенции.

Наука. В науке приоритетами были атомная энергетика и ракетостроение (рис. 21.9). Началось мирное применение атома. В 1954 г. была введена

Рис. 21.9

в строй первая в мире атомная электростанция, а через три года спущен на воду атомный ледокол "Лепин". Впечатляли и успехи в освоении космоса: 4 октября 1957 г. был успешно запущен первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. состоялся первый полет человека в космос. Ю. А. Гагарин, облетев Землю за 1 ч 48 мин, открыл человечеству путь в космическое пространство. Руководил отечественной космической программой академик С. II. Королев.

Выдающиеся достижения ученых в естественно-научных сферах были отмечены мировым сообществом. В 1956 г. Нобелевскую премию по химии за создание теории цепных реакций получил Н. Н. Семенов, в 1958 г. лауреатами этой премии стали физики П. А. Черенков, И. М. Франк и И. Е. Тамм. В 1962 г. Нобелевскую премию получил физик-теоретик Л. Д. Ландау за создание теории конденсированной материи (в особенности жидкого гелия), а в 1964 г. - физики Н. Г. Басов и А. М. Прохоров за фундаментальные работы в области квантовой электроники.

Образование. Хрущевские реформы затронули также и образовательную сферу (рис. 21.10). В целях сближения умственного и физического труда, для соединения образования и производства была задумана

Рис. 21.10

и с 1958 г. начала осуществляться реформа в сфере образования. Вместо обязательного семилетнего обучения и полного десятилетнего образования создавалась обязательная восьмилетняя политехническая школа. Среднее образование молодежь теперь получала либо через школу рабочей (сельской) молодежи без отрыва от производства, либо через техникумы, работавшие на базе восьмилетки, или через среднюю трехгодичную трудовую общеобразовательную школу с производственным обучением. Для желающих получить высшее образование вводился обязательный производственный стаж. Реформа временно обеспечила бесперебойный поток рабочей силы на производство, но породила еще более сложные социальные проблемы: возросла текучесть кадров, катастрофически низким оказался уровень трудовой и технологической дисциплины молодых и т.п.

В августе 1964 г. происходит корректировка реформы и восстановление в средней школе двухлетнего срока обучения на базе восьмилетки. Полная средняя школа вновь стала десятилетней.

Конец "оттепели"

Характеризуя реформы Н. С. Хрущева в целом, необходимо отметить их отличительные особенности:

  • - реформы проводились в рамках административно-командной, мобилизационной системы и не могли выйти за ее рамки:
  • - преобразования подчас носили импульсивный и непродуманный характер, что приводило не к улучшению состояния в тех или иных сферах, а наоборот, иногда запутывало и усугубляло положение.

К 1964 г. сводки, присылаемые Комитетом государственной безопасности (далее - КГБ), партийными организациями и просто людьми в высшие партийные и государственные инстанции, свидетельствовали о росте недовольства в стране (рис. 21.11).

Вот одно из писем-обращений:

"Никита Сергеевич!

Вас уважают в народе, потому обращаюсь к Вам...

У нас громадные достижения в общегосударственном масштабе. Мы сердечно рады тем изменениям, которые произошли после марта 1953 г. Но пока все мы живем только для будущего, но не для себя.

Всем должно быть понятно, что одним энтузиазмом нс проживешь. Улучшение материальной жизни нашего народа совершенно необходимо. Решение этого вопроса нельзя откладывать...

Люди живут плохо, и состояние умов не в нашу пользу. С продовольствием по всей стране очень туго...

Мы, Россия, везем мясо из Новой Зеландии! Посмотрите на колхозные дворы, на дворы отдельных колхозников - разорение...

Давайте проведем настоящие выборы. Давайте выбирать всех людей, которых выдвигает масса, а не списки, спущенные сверху...

С глубоким уважением к Вам и верой в Вашу преданность пароду,

М. Николаева, учительница".

Горожане были недовольны повышением цен на продовольствие и фактическим его нормированием, селяне - стремлением избавить их от живности и урезать их приусадебные участки, верующие - новой волной закрытия храмов и молельных домов, творческая интеллигенция - разносами

и угрозами выслать из страны, военные - обвальным сокращением вооруженных сил, чиновники партийно-государственного аппарата - постоянной перетряской кадров и непродуманными реорганизациями.

Рис. 21.11

Отстранение Н. С. Хрущева от власти явилось результатом заговора высших партийно-государственных руководителей. Главную роль в его подготовке сыграли председатель Комитета партийного контроля и секретарь ЦК КПСС Л. Н. Шелепин, руководитель КГБ В. Л. Семичастный, секретарь ЦК КПСС М. А. Суслов и др.

Пока в сентябре 1964 г. Н. С. Хрущев отдыхал на Черноморском побережье Кавказа, заговорщики подготовили его смещение. Он был вызван на Пленум ЦК партии в Москву, где противники потребовали его отставки с поста Первого секретаря. Н. С. Хрущев был снят 14 октября 1964 г. и не стал бороться за власть. Смещение произошло посредством простого голосования, без арестов и репрессий, что можно считать главным итогом хрущевского десятилетия. Десталинизация раскачала общество, сделала

атмосферу в нем более свободной, и известие об отставке Н. С. Хрущева было встречено спокойно и даже с некоторым одобрением.



Рассказать друзьям