Что такое этногенез и как он исследуется. Этногенез, теории этногенеза

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Этногенез - это процесс отбора, идущего до равновесного состояния - гомеостаза, в котором находится большинство этносов биосферы. Процесс этот, если он не обрывается внезапно извне, идет 1200-1400 лет (от пассионарного толчка до гомеостаза), т.е. 60-70 поколений.

Мутационная природа пассионарного толчка явственно следует из того, что пассионарные популяции появляются на поверхности Земли не произвольно, а одновременно в отдаленных друг от друга местах, которые располагаются в каждом таком эксцессе на территории, имеющей контуры протяженной узкой полоски и геометрию геодезической линии, или натянутой нитки на глобусе, лежащей в плоскости, проходящей через центр Земли. Это говорит, в свою очередь, о том, что центрально-симметричные поля Земли определяют геометрию пассионарного толчка. Таким полем, скорее всего, может быть электромагнитное поле, а, следовательно, причиной мутации должен быть внешний энергетический источник, с излучением которого это поле взаимодействует.

Началом этногенеза является формирование на определённой территории устойчивой и способной к расширению популяции с отличным от окружающих стереотипом поведения. Для такого события необходимо совпадение следующих условий:

  • · нахождение территории на линии пассионарного толчка или мощный генетический дрейф пассионарности в место начала этногенеза,
  • · сочетание двух или более ландшафтов на территории,
  • · присутствие двух или более этносов на территории.

Образование нового этноса происходит в полиэтнической среде и на границе ландшафтов, где системные связи неустойчивы. На первом этапе образования этноса происходит выделение из популяции пассионарие-мутантов, образующих системы, связанные общностью судьбы ее членов - консорции. Консорции появляются на протяжении всей жизни этноса: они возникают и исчезают в течение жизни ее членов. Но если консорция одновременно становится конвиксией - системой людей, связанных общностью жизни, то стереотип поведения, выработанный ею, может превратиться в субэтнос - подсистему этноса, противопоставляющую себя как целостность этносу, внутри которого она возникла. Если субэтносу удается навязать свой стереотип поведения другим субэтносам, он превращается в этнос и даже суперэтнос, если ему удается установить системные отношения с соседними этносами из общей этноландшафтной зоны.

Так произошло с консорцией жителей г. Мекки в начале VII века, искренно поверивших Мухаммеду и сбежавших со своими семьями в Медину. В Медине после расправы над неверными, конвиксия превратилась в субэтнос арабов-мусульман, который после подчинения всей Аравии превратился в арабо-мусульманский этнос, а после успешных войн с Византией, разгрома Персии, подчинения Средней Азии, Северной Африки, Испании и Закавказья - в мусульманский суперэтнос. Общим признаком этноса является стереотип поведения или, набор стереотипов поведения. Это означает, что в сходных ситуациях члены одного этноса ведут себя сходным образом в пределах известного набора стереотипов (условных рефлексов). Таким образом принадлежность к данному этносу определяется не генотипом, а воспитанием, хотя генотип и определяет фенотип. Вот почему новый этнос может возникнуть на базе различных расовых и этнических компонентов. Как, например, французами считаются баски (гасконцы), провансальцы, кельты (бретонцы), бургунды, нормандцы и канадские французы с индейской примесью.

Политическая наука: Словарь-справочник

Этногенез

(от греч. ethnos племя, народ и «генез»)

происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Исторически различаются два типа этногенеза. Первый относится к этнической истории первобытнообщинного и доиндустриального обществ и завершается образованием народностей (преимущественно в раннефеодальный период). В этногенетических процессах второго типа при сложении современных этнических общностей (например, современных народов Америки) решающую роль играли представители уже сформировавшихся народов и процессы аккультурации. Этногенез характеризуется взаимосвязью двух видов процессов, консолидацией автохтонных (родственных и неродственных) этнических компонентов и включением в процесс этногенеза переселенцев (мигрантов).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Этногенез

(от греч. ethnos - народ + генез) - происхождение народов.

Культурология. Словарь-справочник

Этногенез

(греч. ethnos – племя, народ) – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

☼ Истор. процесс происхождения этносов от их зарождения до формирования целостных этносоциальных организмов и их специфич. этнокультурных систем. Совр. наука предполагает несколько осн. механизмов образования новых этносов:

Интеграция, когда этнос формируется путем объединения разл. племенных общностей (как, напр., французы или поляки), смешения пришлых завоевателей или колонистов с аборигенным населением (напр., турки или перуанцы) или за счет интеграции разноэтничных групп иммигрантов (например, южноафр. буры, канадцы, американцы США);

Дифференциация, когда от крупного этноса по каким-то причинам откладывается его окраинная или территориально изолированная часть (напр., австралийцы от англичан) или крупный этнос распадается на несколько более мелких (напр., др.-рус. этнос на великороссов, украинцев и белорусов);

Трансформация, когда прежний этнос в новых истор. условиях, как правило, ассимилируя в себе новые иноэтничные включения, преобразуется в новую этнокультурную общность (напр., др. греки - в византийцев, а часть последних - в совр. греков).

В отличие от раннепервобытных родовых общин, где социальная организация и регуляция строились на кровно-родств. отношениях, этнос - это прежде всего сооб-во культурно-языковое. При зарождении этноса решающим фактором являются общность территории и языка социальной коммуникации, а также нередко - полит. единство и общность приемов хоз. практики населения, на основе к-рых в ходе обретения и межпоколенной трансляции опыта совместного проживания, взаимодействия и коммуницирования людей формируется и единообразие черт комплекса обыденной культуры. Поскольку гл. механизмом энич. консолидации людей является прежде всего культура, наследуемая в качестве традиции, то в процессах этногенеза можно выделить две равнозначные составляющие: формирование этнич. популяции (за счет процессов эндогамии) и формирование этнич. культурной системы (языка, обычаев, нравов, приемов хоз. практики, этнически окрашенных черт в специализир. областях жизнедеятельности, приобщения к общей религии и т.п.). Оба процесса протекают одновременно и лишь в совокупности представляют собой Э. Однако многие элементы культуры являются весьма подвижными, легко заимствуемыми другими народами, так что общность языка и нек-рых культурных традиций вовсе не свидетельствует об обязат. популяционном родстве соответствующих народов (напр., тюркских). Одновременно многие культурные черты подвержены сильной истор. изменчивости, поэтому уже через несколько веков после складывания этноса они могут заметно отличаться от "первичных" черт периода Э.

Исторически наиболее ранние Э. принято относить к эпохе верхнего палеолита - складыванию первых племенных объединений. Наиболее активно Э. процессы протекают на т.н. "варварской" стадии развития народов - переходе от позднепервобытного к раннеклассовому этапу социальной эволюции. Вместе с тем генезис новых социокультурных общностей продолжается и на более поздних этапах развития (напр., совр. народы Амер. континента, австралийцы и др.), хотя вопрос о классификации подобных новообразующихся культурных систем в качестве этнич. остается дискуссионным.

В научной лит-ре последнего времени получает все больше признание гипотеза, что этничность не является универсальной формой культурной интеграции, а лишь исторически этапной, приходящейся на фазу разложения первобытного родо-племенного типа социальной организации и перехода к ее раннеклассовому типу. На этом этапе завершается процесс адаптации территориально-соседского сообщества людей к природно-геогр. условиям их проживания (т.е. по существу решается задача гарантированного самообеспечения продовольствием) и складывается системный комплекс хозяйственно-культурных средств освоения вмещающего ландшафта, детерминирующий осн. черты образа жизни, картины мира, специфики социальной организации, регуляции и коммуникации, ценностных и экзистенциальных ориентаций и т.п. Конвенциональное формирование подобного комплекса черт обыденной культуры и есть процесс Э.

На стадии же формирования и эволюции цивилизованного (раннеклассового, доиндустриального) типа социальной организации и регуляции, со становлением городов, гос-в, письм. культуры, развитием социальной стратифицированности об-ва, выделением функционально специализированных сегментов культуры и т.п. доминирующими становятся истор. условия существования, проблема адаптации сооб-ва к своему социальному окружению, соперничества за территории и ресурсы, обмена продукцией и информацией и пр. Это порождает необходимость в реализации новых принципов социокультурной интеграции и консолидации людей, основывающихся преимущественно на функционировании институциональных средств обеспечения такой интеграции - полит., правовых, религ., образоват. и т.п. Этот тип социокультурной организации и регуляции определяется уже не как этнич., а как нац. и цивилизационный, и народы, сложившиеся на доиндустриальной (а тем более - на индустриальной) стадии эволюции, консолидированы культурой не столько этнич., сколько нац. (т.е. оформленной в системе социокультурных институтов).

Лит.: Алексеев В.П. Становление человечества. М., 1984; Он же. Этногенез. М., 1986; Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989; Флиер А.Я. Этнич. функции культуры // Культурология: Научно-образоват. вестник. 1996. n 5.

от древнегреч. ethnos - народ + genesis - рождение) - процесс зарождения и развития этносов. Согласно совокупным данным разных наук о человеке, он начался в эпоху становления человека как биологического вида и продолжается по сей день. В процессе Э. зарождаются и претерпевают изменения различные свойства этноса: язык, религия, духовная и материальная культура, самосознание и др. У разных народов этот процесс протекает неодинаково, и на его ход оказывают влияние различные факторы: природно-географические, политические, экономические, социальные, культурные, исторические. Те факторы, которые для одних этносов оказываются решающими, для других могут не иметь никакого значения. Например, для немцев одним из основных объединяющих факторов оказывается язык, в то же время сербы, хорваты и боснийцы говорят на одном языке, но представляют три разных этноса. Универсальную модель Э. разработал Л. Гумилев. Согласно его концепции, каждый этнос в своем развитии проходит восемь стадий от зарождения до полного упадка, а стимулом к началу этногенетического процесса является пассионарный толчок особая социобиологическая мутация, вызванная специфическим космическим излучением. Эта модель заключает в себе много спорного и не является общепринятой в науке.

Откуда произошел славянский народ? Теорий на этот счет довольно много. В этой статье мы попробуем разобраться с тем, что такое этногенез. Узнаем, какие гипотезы о происхождении восточных славян существуют.

Что такое этногенез?

Народы не возникали в один момент. Разные люди объединялись в небольшие группы, которые постепенно расширялись. Маленькие общины разрастались в целые племена. В совместной жизни у них появлялись свои устои, привычки, правила и традиции, отличающие их от других групп.

Что такое этногенез? Это и есть начальный этап формирования народов. Процесс перехода от отдельных людей к группе с одинаковым устройством быта, одной культурой. Образование этноса, то есть народа, происходило благодаря разным причинам и факторам.

У каждого народа разная история возникновения. На появление и формирование народности, нации может влиять географическая среда, религия, соседние группы людей. Свой вклад в развитие народа вносят также переселенцы и захватчики. Некоторые народы, например, немцы, американцы, швейцарцы возникли в результате внешнего вызова.

Славяне

В культурно-этнологическом плане народом является общность людей, которую объединяют определенные признаки. Раньше ими было кровное родство, но со временем такими признаками стали считаться язык, религия, историческое прошлое, традиции и культура, территория.

В Европе проживает примерно 70 народов, часть из которых относится к славянам. Они представляют собой крупнейшую Расселены в Центральной, Южной, Восточной Европе, на Дальнем Востоке и в азиатской части России. Во всем мире их численность составляет приблизительно 350 миллионов человек.

Различают восточную, южную и западную ветви славян. Русских, украинцев, белорусов относят к восточным славянам из-за более тесной культурно-языковой связи. По мнению некоторых исследователей, предки этих народов составляли основное население Древнерусского государства в Средние века, представляя одну народность.

Этногенез восточных славян

Под именем венедов славяне фигурируют в различных письменных источниках ещё в I тысячелетии до нашей эры. До этого существовало несколько предславянских этнических культур (например, пшеворская), которые, скорее всего, и дали начало этим народам. Однако проблема этногенеза славян до сих пор остается открытой. И сейчас мнения ученых по этому поводу отличаются.

Считается, что славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает множество других народов. А являются выходцами из центральных и восточных областей Европы. По разным гипотезам является территория между Одером и Вислой, Среднее Придунавье, Припятское Полесье и т. д.

Предполагается, что они жили небольшими племенами, после первого тысячелетия стали объединяться в более крупные образования - племенные союзы. Постепенно они разделялись на западную и восточную ветви, а со временем появилась и южная. Восточных славян часто называют антами. Они жили рядом с племенами аваров, готов, хазаров, печенегов, половцев.

Все эти племена оказали значительное влияние на этногенез восточных славян. Между ними нередко случались войны, набеги. Хазарам даже удалось наложить на славян дань. Исследователи не исключают того, что современные восточнославянские народы, возможно, являются потомками от совместных браков между славянами и восточноевропейскими племенами.

Теории происхождения восточных славян

Существуют различные гипотезы о происхождении и распространении славянских племен. Так, автохтонная теория этногенеза сообщает, что славян не приходили с других территорий, а возникли в долинах Днепра и Днестра.

Согласно миграционной теории, во время в III-VII веках они расселились на территории между Днепром и Днестром, в восточных долинах Днепра. Позже часть из них распространилась на территории южной Украины, Южного Буга и современной Молдовы. Другая часть, столкнувшись с варягами, остановилась на северо-западе России и основала Великий Новгород, также заняла территорию Белоозера и Тверской области.

Существует и смешанная теория, которая предполагает, что миграция среди славян происходила. Только перемещались не все, некоторые оставались на территории исторической родины, продолжая привычный образ жизни.

Заключение

Что такое этногенез? Это процесс зарождения и формирования народа. Хотя термин включает и дальнейшее его развитие. Изучение этногенеза включает в себя исследование языковых, культурных, исторических особенностей определенного народа, его быт, географическое размещение и перемещения на протяжении существования.

Происхождение восточных славян пока оставляет больше вопросов, чем ответов. О формировании повествует множество теорий, исторических и полулегендарных документов, но единого мнения в научных кругах нет.

Все современные этносы, составляющие человечество, на каком бы уровне цивилизованности находился тот или иной из них, является результатом этногенеза. Поэтому остановимся на рассмотрении этого процессуальных явления более или менее подробно.

Определение понятия и проблема возможности единой концепции

Этногенез ("этнос" от греч. Ethnos - народ, "генезис" греч. Genesis - происхождение, развитие) - это совокупность социально-исторических и духовно-культурных процессов, приводящих к возникновению этнического как явления и обуславливают его дальнейшее развитие. В более широком аспекте - это совокупность изменений, происходящих в результате взаимодействия и взаимосвязей различных этнических сообществ.

В 1996 г.. Современный украинский етнополитолог Л. Шкляр констатировал, что "на сегодняшний день в науке нет единой концепции этногенеза". Впрочем, он не сомневался относительно не только возможности, но и необходимости ее создания, утверждая, что "пора остро стоит вопрос о целостной и всесторонне обоснованную теорию этногенеза» . Однако уже в 2003г. Украинский этносоциологи К. Галушко и А. Попок высказывались в корне противоположном смысле. "Сегодня, по популярности плюралистических подходов, - считали они, бесполезно рассчитывать на наличие какой-то единой, всех удовлетворяющей концепции этногенеза" .

Мы склонны оценивать научный оптимизм Л. Шкляра как полностью оправдан. Однако, в условиях пока отсутствии указанной единой концепции, целесообразным представляется по крайней мере указать на важнейшие черты этногенеза.

Сложность процесса этногенеза

Этническое бытия представлено и жизнью человечества как своеобразного гигантского полиетносу, и жизнью самых незаметных моноэтнических образований.

1. При этом " не может быть однолинейной схемы этногенеза , что подтверждается фактами истории конкретных этносов - древних, сравнительно молодых и современных" (выделение и курсив автора. - Ред. ) . То есть Этногенез - внутренне достаточно сложный и внешне неоднозначно направленный процесс. Ему известны как исчезновение целого ряда этносов (через их физическое уничтожение или искусственную или естественную ассимиляцию другими этносами), так и возникновения этносов совершенно новых (путем или отпадение от существующих этносов в разных исторических условиях небольших групп и постепенного вступления признаков отдельного этноса, или слияние двух или более этносов в один новый, качественно отличный от этносов, сливаются и т.д.).

2. Процессу этногенеза известны и случаи чрезвычайной жизнеспособности отдельных , сравнительно небольших этносов. Так, обращаясь к этнической истории албанцев , можно узнать, что, "несмотря на бесконечные вторжения завоевателей римлян, византийцев и славян, продолжала существовать местная культура". Более того, имели место и своеобразные обратные процессы. Имеется в виду то, что, начиная с XIV в., "Междоусобные войны, а также относительное перенаселение в горной местности заставляли группы крестьян (особенно горцев) сниматься со своих мест и искать новых земель. Особенно усиливалось это передвижение, когда на Балканах создавалась благоприятная политическая ситуация. Тогда начинался обратный процесс албанизация уже славянизированных албанского населения и росла ассимиляция остатков славянских племен в Албании " (курсив автора. - Ред. ) .

3. Этногенез как глобальный процесс начинает проявлять ранее неизвестные тенденции. Так, сегодня человечество объединяется в системную целостность , и поэтому большинство проблем, касающихся жизни больших человеческих групп, сообществ, обществ, народов, надо решать через призму этого факта. Именно такими являются этнические проблемы, и их решение требует учета того, что "в индивидуальном развитии живые и неживые системы эволюционируют от более надежного в менее надежного, корреляционные связи системы ослабевают; энтропия возрастает, а Негэнтропия и вероятность дальнейшего существования уменьшается. В историческом развитии, наоборот, системы эволюционируют от менее надежного к более надежному, энтропия системы уменьшается, Негэнтропия и продолжительность жизни растут ".

Итак, сегодня этнические проблемы имеют своим конкретно историческим фоном тенденцию получения человечеством целостности, всталености и бессмертия. Вместе с тем, как моменту социогенез, этногенезе присущи растущие ускоренность во времени и распространенность в пространстве.

Современному этапу этногенеза как всемирно-исторического процесса , с одной стороны , присуще растущее уменьшения напряженности в отношениях между этносами, уже довольно длительное время имеют свою государственность. Это становится необходимостью под давлением технико-экономических, научно-информационных и других связей. Сама же такая необходимость становится возможным благодаря деятельности Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Нормой становятся этническая взаимоуважение и понимание непреходящих ценностях каждой этнической культуры для содержательного бытия человечества как целого.

С другой стороны , становится невозможным дальнейшее существование таких этнических конгломератов, как бывшие государства СССР, Чехословакия или Югославия. Этногенез имеет как свою существенный признак стремления этносов, стали свободными, к национального бытия. При этом есть основания полагать, что в своей этногенезе человечество должно превратиться в будущем полиэтническое цилокупнисть.



Рассказать друзьям