Что такое обломовщина? Сочинение: "Что такое Обломовщина" (по роману И.А. Гончарова "Обломов")

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение

Иван Гончаров впервые в своем романе «Обломов» вводит новое для русской литературы понятие «обломовщины», которым обозначил особую социальную тенденцию, характерную, прежде всего, для русского народа, заключенную в полном безволии, апатичности, постоянной лени и чрезмерной мечтательности, когда иллюзии заменяют реальную жизнь, и человек деградирует. Само слово «обломовщина» произошло от имени главного героя произведения – Обломова и названия его родной деревни – Обломовки, которая и являлась средоточием всего того, что привело к постепенному угасанию Ильи Ильича как личности, его полной оторванности от мира и окончательному эскапизму. Изображение Обломова и «обломовщины» в романе Гончарова – это отражение процесса постепенного изменения, «слома» человека, которому прививают неестественные ценности и желания, что в итоге приводит к трагичным последствиям – обретению ложного смысла жизни, боязни реального мира и ранней смерти героя.

Обломовка и «обломовщина»

Корни появления «обломовщины» в Обломове лежат в детстве героя – Илья Ильич рос в далекой, в буквальном смысле оторванной от реального мира и центра России деревне – Обломовке. Поместье Обломовых расположилось в живописной, тихой, умиротворяющей местности, где климат радовал своей умеренностью и спокойствием, где не было сильных дождей, ураганов или ветров, бушующего моря или величественных гор, вместо которых раскинулись пологие холмы, даже небо «ближе жмется к земле», «чтоб обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод». Все здесь сулило «покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть». Даже поры года сменяли друг друга по календарю, не разрушая посевы весенними снегами, – все в Обломовке шло по привычному укладу, не меняясь десятки лет. В таком подобии рая на земле и развивались Обломов и обломовцы, даже природой огражденные от всяких невзгод, переживаний и утрат.

Люди в Обломовке жили от обряда к обряду – от рождения к свадьбе и от свадьбы к похоронам. Умиротворяющая природа усмиряла их нрав, делая тихими, безобидными и равнодушными ко всему: самые страшные злодеяния в деревне были связаны с кражей гороха или моркови, а найдя однажды мертвого человека из соседней деревни, они решили забыть об этом, так как жизнь других общин их не касалась, а значит покойник – не их проблема. Похожая ситуация была и с письмом из соседнего поместья, где был описан рецепт пива, но обломовцы боялись его открыть сразу, опасаясь недобрых вестей, способных нарушить привычное спокойствие деревни. Труд в Обломовке не любили, считая его повинностью и стараясь как можно быстрее сделать дело или вовсе переложить его на плечи другого. В поместье всю работу выполняли дворовые, которые, как видно на примере Захара, также были не самыми ответственными и трудолюбивыми людьми, но при этом оставались преданными слугами своих бар.

Дни обломовцев протекали в спокойствии и безделье, а самым важным событием был выбор блюд к обеду, когда каждый предлагал свои варианты, а затем все советовались, подходя к меню с особой серьезностью: «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке. После трапезы все впадали в сонное состояние, иногда вели ленивые бессмысленные разговоры, но чаще вовсе молчали, постепенно засыпая: «это был какой-то всепоглощающий, ничем непобедимый сон, истинное подобие смерти», которое из года в год наблюдал маленький Илья, постепенно перенимая модель поведения и ценности родителей.

Детство Обломова в Обломовке

В детстве Илья был любознательным, активным ребенком, который всячески старался познать окружающий мир. Ему хотелось, как и другим ребятам, бегать по полям, лазить по деревьям, гулять, где запрещено, или, взобравшись на сеновал, любоваться с высоты речкой и великолепными пейзажами. Обломову нравилось наблюдать за животными, осматривать окружающую местность. Однако чрезмерно опекающие родители, которые с младенчества окружили Илью непрерывной заботой и контролем, запрещали мальчику активно взаимодействовать с миром и изучать его, прививая ему совершенно иные, «обломовские» ценности и модель поведения: постоянную лень, нежелание трудиться и учиться, безвольность и боязнь реального мира.

Лишенный необходимости бороться за свои желания, получая, все, что он хочет, по первому запросу, Обломов привык к безделью. Ему не нужно было решать или делать что-либо самостоятельно – всегда рядом были родители, которые «лучше знали», что нужно их сыну, либо слуги, готовые принести ему любые кушанья, помочь одеться либо убраться в покоях. Илью растили как экзотический «комнатный цветок», всеми силами защищая его от внешнего мира и укрывая в умиротворяющем гнездышке Обломовки. Родители не требовали от сына даже успехов в учебе, так как не считали науку чем-то действительно важным и полезным, часто сами оставляли его дома по праздникам или в непогоду. Именно поэтому обучение в школе, а затем и в институте, стало для Обломова чем-то вроде указания родителей, а не реализацией его собственной воли. На занятиях Илье Ильичу было скучно, он не понимал, как полученные знания можно будет применить в дальнейшей жизни, в частности, в Обломовке.

Разрушающее влияние сказок на жизнь Обломова

В романе Илья Ильич предстает очень чувствительным, мечтательным, человеком, который умеет видеть прекрасное и тонко переживать любые проявления внешнего мира. Во многом на формирование в герое этих качеств повлияли именно живописная обломовская природа и сказки, которые рассказывала мальчику его няня. Мифы и легенды увлекали Обломова в совершенно другой мир – мир фантастический, прекрасный и полный чудес: «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне; его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы». Даже в зрелом возрасте, понимая, что «молочных рек» не существует, Илья Ильич «бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка». Именно поэтому в Обломове продолжало жить то, привитое со сказками, ощущение брошенности человека в ужасающем и пугающем мире, где нужно вслепую пробираться вперед, ни видя не цели, ни дороги, спасти от которого может только истинное чудо.

Сказочный, волшебный мир легенд и мифов становится для Обломова альтернативной реальностью и уже в зрелом возрасте он сам выдумывает себе сказку о будущей жизни в райской Обломовке, о бесконечном спокойном семейном счастье, благополучии и спокойствии. Однако трагизм Ильи Ильича состоит даже не в тотальном эскапизме, боязни общества, нежелании что-либо делать и бороться за свое счастье, а не понимание, что он уже заменил реальную жизнь иллюзорной. Перед смертью для Обломова его мечты более реальны и важны, чем его сын, жена, друг и окружающие люди, даже важнее его самого, ведь в мечтах у него все в порядке со здоровьем, он полон сил и энергии. Однако сам Гончаров в романе дает читателю кратко одно из объяснений этой подмены: «а может быть, сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения и всяких действительных страхов, приключений и опасностей заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разгула и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления», подчеркивая, что сама жизнь должна быть непрерывным стремлением вперед, а не бесконечным сном в «зоне комфорта».

Заключение

Понятие «обломовщины» в романе «Обломов» вводится Гончаровым не как единичная характеристика жизненных мотивов и особенностей натуры главного героя, а в качестве типичного и особо привлекательного для русского общества явления – архетипа Емели-дурачка, лежащего на печи и ожидающего своего звездного часа. По словам самого автора, это «злая и коварная сатира на наших прадедов, а может быть, еще и на нас самих» – сказка, в которую хочется верить каждому, но которая не имеет ничего общего с реальностью, где для достижения высот необходимо встать с печи и трудиться, работать над собой. На примере Обломова Гончаров показал, как пагубно может повлиять на чувствительно, мечтательного человека чрезмерная забота и опека, защита от стрессов и потерь, приводящая к полному разочарованию в реальной жизни и замене ее иллюзиями.

Характеристика понятия «обломовщина», история её появления и связь с главным героем романа пригодятся 10 классам во время подготовки сочинения на тему «Обломов и «обломовщина» в романе «Обломов».

Тест по произведению

Илья Ильич Обломов – главный герой одноимённого романа Гончарова. Его именем стали называть целое явление русской действительности.Это «обломовщина»Что это за человек? Чем он «отличился» ,что вошёл в историю?Попробуем разобраться.Обломов – барин,помещик,живущий за счёт труда своих крепостных.Так было всегда в его жизни.Слуги одевали его,кормили,ухаживали за ним,делали его жизнь комфортной и беззаботной.В родовой деревне Обломовых – Обломовке все обитатели чувствовали себя защищёнными.В деревне царили покой,беспечность и нега.Маленький Илья охотно впитал в себя нравы Обломовки.Став взрослым,он видит сон.Сон Обломова – это воспоминание о детстве и одновременно – изображение идеал жизни нашего героя.Там мы найдём и причины,по которым Илюша стал Обломовым,породив «обломовщину» .Его любили,ласкали,лелеяли,баловали.Он вырос добрым,отзывчивым,но не способным к какой – либо деятельности. Сон возвращает Илью Ильича в безмятежную пору детства.Герой шагает по жизни,но фактически он убегает от неё,от действительности в детские воспоминания Опасностей не ведал,трудностей не испытал.»300 Захаров» всегда к его услугам.Он мечтатель.Верит в сказки,где всё разрешается волшебным образом.А так,как он оторван от реальной жизни,то и верит,что в жизни происходит то же самое.Жизни наш герой не знает и боится её .Переехав в город,он прячется в квартирах от жизненных бурь.Он непрактичен – и приказчик обирает его (что приведёт в конце концов его имение к краху)В любви он тоже оказался несостоятелен.Надо было что – то делать.Ведь Ольга полюбила Обломова за его добрый нрав,»голубиный характер» ,за умение понять и проявить высокие чувства.Но Илья Ильич не способен удержать любимую.Одна мысль о том,что надо ухаживать,что-то предпринимать,приводит его в ужас,и он укладывается на свой диван (который стал символом «обломовщины») и там ему легко и покойно.Попытки Штольца как – то изменить образ жизни друга ни к чему хорошему не приводят.Лежание на диване в старом халате – вот нормальное состояние Обломова. Светская суета его утомляет,друзья постепенно уходят.Идеал жизни для героя ещё и в единении с природой,семьёй,мечтами.И он обрёл то,что его устроило вполне.В доме Пшеницыной.Он,можно сказать,вернулся в Обломовку.Всё делалось как по мановению волшебной палочки.Вкусная еда, чарка наливки перед обедом,чистый дом,любящая женщина.Но главное – она привела в порядок заброшенный было халат,(символ «обломовщины» ,и всё вернулось на круги своя.Обломов – хороший человек,утверждает автор.Задатки его натуры прекрасные.Добр,наивен,мечтателен,доверчив,способен на глубокие чувства,но жизнь прожил бессмысленную и в общем –то,пустую.Он лишний человек.И продолжил галерею «лишних людей» в русской литературе,начатую Пушкиным и Лермонтовым.Но стоит Обломов особняком.Печорин и Онегин были борцами по натуре и характеру.Обломов не борец, а бессмысленный мечтатель.Почему он таков? Воспитание и образ жизни,а также нежелание трудиться сделали из героя «умную ненужность «,и все силы его натуры остались без применения.Так что же такое «обломовщина»?Бездеятельность,бессмысленность существования, подмена реальной жизни прожектами и мечтами.Предпочтение активному труду лежание на диване и медленное умирание души и тела.Таков наш герой.

Этим вопросом задавался, наверное, каждый школьник, прочитавший роман "Обломов". В этом произведении И.А.Гончаров впервые так глубоко затрагивает тему влияния крепостнического строя на человеческую личность. "Обломовщина" - в первый раз это в тексте произносит Андрей Штольц, позже слово в литературную терминологию вводит критик Н.А.Добролюбов.

Название этого термина произошло от фамилии главного героя романа - Ильи Обломов.

Он - молодой человек, дворянин, живущий в Петербурге. У него были все условия для саморазвития, но апатия и лень, поглотив героя целиком, постепенно уничтожили его личность. Почему же так произошло? Ответ прост - обломовщина. С самого детства в родной деревне Обломовке маленькому Илюше вбивали в голову "истинные" правила жизни. У барина было огромное количество нянечек и слуг, которые постоянно опекали мальчика, в результате чего он вырос таким неприспособленным к самостоятельной жизни человеком. Так что же такое эта "обломовщина"? Неужели слово, образованное от названия глухой деревушки, может ломать человеческие судьбы? На самом деле, чем больше читатель погружается в суть романа, тем отчетливее он понимает, что "обломовщина" не просто слово, а самая настоящая болезнь.

Появилась она с крепостным правом. Бояре стали зависимы от слуг так же, как рабы от своих хозяев. Разумеется, как и у любой болезни, у "обломовщины" есть характерные ей симптомы: апатия, боязнь ответственности, отсутствие жизненной цели. Различают две разновидности заболевания: городская и деревенская. Городская обломовщина - постоянный эгоизм, стремление всевозможными способами продвинуться по карьерной лестнице, "игра дрянных страстишек" Деревенская обломовщина - это степенная жизнь в постоянной гармонии с природой, но в то же время отсутствие какой-либо жизненной цели и желания работать. Болезнь на ранней стадии можно излечить плодотворным трудом, в запущенном состоянии обломовщина неизлечима и постепенно приводит человека к духовной смерти.

А.И.Гончаров не зря вводит понятие "обломовщины" в свой роман. Это явление характеризует жизнь не только Ильи Обломова, но и состояние всей крепостной России в середине 19 века. На примере главного героя романа автор показывает нам, как чрезмерная забота о человеке в детстве может полностью погубить его во взрослой жизни. Несмотря на то, что на дворе сейчас далеко не 19 век, проблема "обломовщины" для нас все еще актуальна. Эта болезнь появляется при социальном неравенстве, а сделать всех людей равными невозможно. Из этого можно сделать вывод, что от обломовщины невозможно избавиться, можно лишь обезопасить себя от нее "прививкой" труда и саморазвития.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Очень часто люди бывают излишне снисходительны к себе, поэтому не обращают внимания на маленькие и большие слабости, которым поддаются.

Именно так и произошло с главным героем романа “Обломов”. Илья Ильич от природы не был деятельным и активным человеком. Хотя у него были все предпосылки для того, чтобы не прозябать, лежа на диване, а стремиться к чему-нибудь.

Детство Ильи Ильича можно с полным правом назвать счастливым периодом. Мальчик был окружен всеобщей любовью и заботой. Обычно счастливые и жизнерадостные дети вырастают в очень активных людей, не желающих превращать свою жизнь в однообразное и серое существование. Но маленький Илья был испорчен чрезмерно навязчивой заботой, ему не было позволено проявлять какую-либо свободу.

Мать героя “отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией”. Можно легко себе представить, каким вырастет ребенок, которому в детстве было запрещено проявлять свою волю. Постепенно у него начинает пропадать интерес к познанию нового. Обломов беззаботен и беспечен. В юности подобные качества можно простить, но по мере взросления человека должна появиться ответственность за собственную судьбу. Между тем сам Илья Ильич абсолютно ни к чему не стремится, поэтому не несет абсолютно никакой ответственности за свою жизнь.

И постепенно ему, действительно, все становится безразлично. В детстве Илья очень любил слушать сказки няни. И, очевидно, настолько близок и понятен для него был сказочный вымысел, что по мере взросления никак не может он избавиться от своей совершенно ненужной и никчемной мечтательности. “Взрослый Илья Ильич, хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка…”.

Мечта помогает человеку идти вперед, добиваться нового, совершать удивительные открытия. Но она же может оказаться единственным достижением, на которое оказывается способен человек. Именно так и произошло с Обломовым. Он проводит дни в бесплодных мечтаниях, ни о чем более не задумываясь.

Илья Ильич подменяет реальную жизнь вымышленной. Постепенно он теряет силы, потому что бездействие подтачивает человека изнутри, делает его слабым и безвольным. Характер человека формируется в столкновении с трудностями. А именно трудностей больше всего боялся Илья Ильич. Достаточно вспомнить его отношение к службе. Илья Ильич хотел бы, чтобы служба была чем-то вроде необязательного и необременительного занятия.

Обломов любой ценой старается освободить себя от обязанностей. Достаточно вспомнить, что однажды Илья Ильич ошибся и отправил важные документы не в тот город. Когда стали искать виновного, “Обломов не дожидался заслуженной кары, ушел домой и прислал медицинское свидетельство”.

Обломов ловко ушел от ответственности, он просто покинул свою службу с намерением никогда туда не возвращаться. Существенно ли Обломов отличается от большинства людей? Безусловно, лень, апатия и инертность в той или иной степени свойственны многим. Однако людям все равно приходится сталкиваться с реальной действительностью, бороться с трудностями, чтобы в результате отпраздновать успех или потерпеть поражение. Именно в этом и заключается смысл жизни человека.

Парадоксально, что в недолгий период службы, когда Обломов был испуган необходимостью тратить много времени на работу, его беспокоила мысль: “Когда же жить? Когда жить?”. Его пугало, что постоянные обязанности отнимут у него личное время, лишат радости и полноты жизненных ощущений. Но когда Обломов оставил службу, ничего хорошего и интересного в жизни его не появилось. Он стремился к свободе, для того чтобы “жить”, но в то же время отказывался от реальной, полнокровной и яркой жизни.

(No Ratings Yet)

  1. Роман “Обломов” создавался в течение многих лет с большими перерывами. Начат он был в 1846 году. Летом 1849 года после пятнадцатилетнего пребывания в столице Гончаров совершал поездку на родину. Им...
  2. Обломов и “обломовщина” в романе И. А. Гончарова “Обломов” I. Нравственная чуткость Гончарова. Современное общество, представленное в романе, в нравственно-психологическом, философском и социальном аспектах его существования. II. “Обломовщина”. 1. Обломов...
  3. В романе “Обломов” Гончаров представил два образа, или типа жизни: жизнь в движении и жизнь в состоянии покоя, сна. Первый тип жизни характерен, скорее, для людей с сильным характером, энергичных...
  4. Роман И. А. Гончарова “Обломов” стал частью решения русской литературой нравственных проблем. Уже в начале романа автор обратил внимание на главную черту своего героя: его душа так открыто и ясно...
  5. Почему Ольге Ильинской не удалось изменить Обломова? (по роману И. А. Гончарова “Обломов”) “Обломов” появился тогда, когда крепостнический строй все больше обнаруживал свою несостоятельность, и роман сразу привлек внимание читателей....
  6. Личность Обломова далеко не ординарна, хотя другие персонажи и относятся к нему с легким неуважением. По какой-то причине они читают его едва ли не ущербным по сравнению с ними. Именно...
  7. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие люди, обладающие такими разными взглядами на жизнь, могли сохранить глубокую...
  8. Модернизм – это обобщающее понятие для целого ряда стилей и направлений не только в литературе, но и во всем художественном мире, которому характерно новое восприятие человеческого бытия после реализма. Для...
  9. Все мы появляемся на этот свет со своим, непохожим на другие внутренним голосом, который всегда подсказывает нам, что делать в сложной ситуации, как правильно себя вести. Именно он отделяет и...
  10. Появление комедии “Ревизор” в 1836 г. вызвало в обществе приподнятое, волнующее чувство. Более 160 лет прошло с тех пор, однако комедия “Ревизор” не утратила актуальности и своего звучания и сегодня....
  11. Общение – это одна из важнейших вещей, которая делает человека счастливым, общительным и дружелюбным. Долгие века наша речь менялась, совершенствовалась и делалась более удобной. Именно без языка нет общения, а...
  12. Вызвать смех у человека это очень тяжелая задача, которая не под силу иногда даже самым лучшим актерам и писателям. Куда легче вызвать у людей слезы. Чтобы рассмешить зрителя или читателя,...
  13. Поэма Н. В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841 г.) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые выходят к масштабным художественным обобщениям, к коренным проблемам человеческой жизни. В омертвении душ персонажей Гоголь...
  14. Часто мы слышим от родителей и учителей – ты Должен быть ответственным! А почему я должен быть таким? И что такое ответственность вообще? Во-первых, что именно люди понимают под словом...
  15. “Ты знаешь, что ты – человек?” весьма интересный и значимый вопрос, который наталкивает многих людей на философские размышления. Актуальность этого вопроса в современном мире отрицать не стоит, ведь глядя на...
  16. Воспитанность человека – это очень ценная черта, на которую стоит обратить внимание и развивать в себе. Что же такое воспитанность? Это тактичность – умение воспринимать других людей позитивно, быть вежливыми...
  17. Одной из составляющих счастья, одной из самых благородных целей жизни и одним из крупнейших проявлений человечности является любовь. Мы любим не только людей, этим полочным проникаемся чувством к братьям нашим...
  18. В фольклорах всех народов мира встречаются мифы. Корни слова “миф” тянутся еще с древней Греции – оно означает “предание, сказание”. Мифы – являются колыбелью человечества. Они возникли в глубокой древности,...
  19. В эпических произведениях отличие Лирических, рассказывается, повествуется о различных событиях, которые протекают в определенном последовательном порядке. Так, в сказке “Снежная королева” Х. К. Андерсена мы узнаем, как Герда искала, нашла...
  20. Сложно представить литературные произведения без аллегории. Чтобы высказаться корректно, этот литературный прием просто необходим. Аллегория представляет собой выражение абстрактной мысли через реальный образ. Такой способ выражения очень популярен как в...
  21. Каждый человек, прочитавший роман И. А. Гончарова “Обломов”, невольно задумывается над вопросом: кто он таков, этот Илья Ильич? Несчастный человек, не сумевший в должной мере распорядиться своей жизнью, своими талантами,...
  22. Олицетворение – это наделение неодушевленных предметов качествами, которые присущи только одушевленным, то есть живым существам. Другими словами можно сказать, что это одухотворение неживых предметов, этот прием является разновидностью метафоры и...
  23. Иногда мы даже не замечаем, насколько прочно вошли в нашу жизнь и наш язык, особые устойчивые словосочетания, которые воспринимаются как неразрывные высказывания и воспроизводятся в виде целостной конструкции, которая приравнивается...
  24. Понятие “эпос” отражает один из литературных родов, в котором автор объективно описывает действительный вокруг него мир. Взаимодействуя с его реалиями, он может сам выступать главным героем или только ведет повествование... Во времена, когда толерантные отношения между отдельными людьми и даже целыми государствами не были провозглашены как средство для создания нового, гуманного образа человечества, нередки были конфликты, в разрешении которых даже...
Что такое “обломовщина”?

Рассказать друзьям