Что такое понятие своими словами. Значение слова понятие

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Некая мысль о предмете. Оно выражает существенные признаки объекта.

Понятие - это форма, которая образуется абстрагированными (выявленными) характеристиками предметов, выраженными в общем виде. При этом не указываются конкретные черты объекта, в котором был усмотрен признак, свойственный многим другим.

Понятие - это форма, которая может быть использована по отношению к любому предмету, процессу действительности, явлению. Мысль применима и к представлениям об объектах, к образам человеческой фантазии.

Признаки предметов

Понятие - это конструкция, включающая в себя ряд компонентов. Неотъемлемой частью этой формы считаются признаки предметов. Они, в сущности, и определяют характеристики самого понятия. Признаки могут выражаться в виде сходства либо различия объектов. В первом случае характеристики называются общими. Вторые признаки называют отличительными. И те, и другие характеристики могут отражать несущественные либо существенные черты объектов. Во втором случае имеется в виду значимость признака одного предмета перед чертами другого. Так, к примеру, в качестве существенной характеристики фруктового сока выступает наличие полезных микроэлементов и витаминов. При этом цвет жидкости считается признаком второстепенным. То свойство, которым определяется характер, направление и природа развития объекта, считается безотносительным к его значению для прочих черт.

Примеры.

Понятие предприятия

Этот термин в русском языке употребляется обычно в двух значениях. В первом случае имеет место учреждения, например, завода, фабрики, мастерской. Во втором случае под определением понимается какое-либо дело, задуманное кем-то. Данный термин, таким образом, содержит Следует сказать, что термин «предприятие» считается несколько неопределенным и сравнительно широким. Он включает в себя не только экономические и правовые, но и социальные, технологические и прочие компоненты. Многозначность термина показывает, что в каждом случае его употребления необходимо рассматривать значение в конкретном контексте. Необходимо сказать, что в юридической литературе определение «предприятие» имеет экономическую природу. Следовательно, оно считается экономической категорией, в первую очередь.

Понятие конкуренции

Под этим термином понимают соперничество хозяйствующих структур, в процессе которого самостоятельной деятельностью каждой из них ограничивается либо исключается возможность воздействовать в одностороннем порядке на условия обращения продукции на соответствующем рынке. В соответствии с Законом определяются правовые и организационные основы, обеспечивающие защиту конкуренции. Среди мер, принимаемых для этого, следует отметить пресечение и предупреждение монополистической деятельности, ограничения органами госвласти, исполнительными структурами федерального значения и прочими организациями и фондами.

    ПОНЯ́ТИЕ , -я, ср.

    1. Филос. Форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность --- - таков действительно общий ход всего человеческого познания (всей науки) вообще. Ленин, План диалектики (логики) Гегеля.

    2. Лог. Мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения. Понятие стоимости. Понятие о предмете. Понятие треугольника. У якутов нет слова плод, потому что не существует понятия. Под здешним небом не родится ни одного плода, даже дикого яблока: нечего было и назвать этим именем. И. Гончаров, Фрегат «Паллада». --- общее марксистское понятие: «буржуазная революция» содержит известные положения, обязательно применимые ко всякой крестьянской революции в стране развивающегося капитализма ---. Ленин, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов. Все явления природы одеты работой нашего разума в слова, оформлены в понятия. М. Горький, О литературной технике.

    3. Представление о чем-л., осведомленность в чем-л. Я питал особенное пристрастие к театральным сочинениям и по рассказам составил себе кое-какое понятие об их сценическом исполнении. С. Аксаков, Воспоминания. Молодой врач вел себя как человек, знающий что-то очень важное, о чем остальные понятия не имеют. Павленко, Счастье. || обычно мн. ч. (поня́тия , -ий ). Уровень понимания чего-л.; совокупность взглядов на что-л. Применяться к понятиям слушателей. Человек он очень добрый, но с понятиями и привычками довольно странными. Тургенев, Два помещика. Понятия и предрассудки того мира, из которого я вышел, еще были свежи во мне. Л. Толстой, Казаки. || Разг. Мнение о ком-, чем-л., оценка кого-, чего-л. Хотя, по рассказу штабс-капитана , 291 я составил себе о нем [Печорине] не очень выгодное понятие, однако некоторые черты в его характере показались мне замечательными. Лермонтов, Максим Максимыч. Публика Александринского театра не очень высокого понятия о драматическом таланте Гоголя - и это преимущественно по причине резких выражений, которыми преисполнены комедии Гоголя. Белинский, Александринский театр. || Прост. Способность разобраться в чем-л. Девчонка она была малая, без всякого понятия, дороги не знала и бежала так, куда глаза глядят. Чехов, Происшествие.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия):

одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Выделяются понятия эмпирические и теоретические. Наиболее абстрактные понятия называют категориями.

Психология изучает развитие понятий у человека. Различается усвоение понятий, выработанных другими людьми, и самостоятельная выработка новых понятий. В эмпирических исследованиях мышления широко применяются методики определения понятий, сравнения понятий, классификации понятий, образования искусственных понятий (-> обобщение). Изучается степень систематизированности понятий, исследуется формирование понятий о предметном мире, о других людях, о самом себе. Дифференцируются житейские и научные понятия, стихийное и управляемое развитие понятий. Доказана возможность более раннего, по сравнению со стихийным, формирования понятийных структур у ребенка в условиях специального обучения.

ПОНЯТИЕ

Одна из форм мышления, характеризующаяся высоким уровнем обобщения. П. могут быть конкретными и абстрактными, наиболее абстрактные П. обозначаются как категории. П. выражается словами и только в этой форме существует.

ПОНЯТИЕ

англ. concept) - форма знания, которая отображает единичное и особенное, являющееся одновременно и всеобщим. П. выступает и как форма отражения материального объекта, и как средство его мысленного воспроизведения, построения, т. е. как особое мыслительное действие. Первый момент представляет собой пассивную, созерцательную, зависимую от объективного содержания предпосылку деятельности. Вместе с тем существует внутренняя связь подлинного содержания П. со способом его конструирования, идеализации (абстракции и обобщения). Через П. происходит реализация содержательного обобщения, совершается переход от сущности к явлению. Оно фиксирует в себе условия и средства такого перехода и выведения частного из всеобщего. За каждым П. скрыто особое предметное действие (или их система), воспроизводящее предмет познания. Исторически сложившиеся в обществе П. объективно существуют в формах деятельности человека и в ее результатах - целесообразно созданных предметах. Индивид усваивает их раньше, чем научается действовать с частными проявлениями. Усвоенное общее - прообраз, мера, масштаб для оценки эмпирически встречающихся вещей.

П. в зависимости от типа абстракции и обобщения, лежащих в основе его познания, выступает как эмпирическое или теоретическое. Эмпирическое П. фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Специфическим содержанием теоретического П. выступает объективная связь всеобщего и единичного (целостного и отличного); оно отображает переход, отождествление различного в едином, происходящее в самой действительности, воспроизводит развитие, становление системы целостности конкретного и лишь внутри этого раскрывает особенности и взаимосвязь единичных предметов (см. Теория).

Понятие

развитая форма обобщения. Эмпирическое П. - фиксирует нечто одинаковое в каждом отдельном предмете класса на основе сравнения. Теоретическое П. - строится на основе анализа происхождения (генезиса) явления или объекта.

Понятие

Специфика. В каждом понятии свернуто особое предметное действие, воспроизводящее предмет познания посредством использования определенных инструментальных средств.

Виды. Выделяют эмпирические и теоретические понятия.

ПОНЯТИЕ

1. Комплекс объектов, имеющих некоторые общие свойства или характеристики. 2. Внутреннее, психологическое представление общих свойств. Строго говоря, термин должен употребляться только в последнем значении, так как именно мысленное представление является понятием и мысленное представление, в конечном счете, ответственно за поведение в отношении к внешнему миру. Конечно, в мире существуют вещи, которые являются стульями, но понятие стула "находится в голове", а не во внешнем мире. Однако можно сказать о первом значении, что для того, чтобы понятие "оказалось в голове", должен иметься комплекс объектов, наделенных свойствами, которые, в конечном счете, представлены когнитивно. В психологии понятие часто рассматривается с точки зрения его места в континууме абстрактности - конкретности, где кресло рассматривается как конкретное, легко идентифицируемое, которое легко представить и (относительно) легко сформировать понятие и классифицировать, в то время как управление рассматривается как абстрактное, трудно идентифицируемое плохо представляемое и (относительно) плохо поддающееся простои классификации. Подробнее об этих проблемах (которые представляют известную трудность, как для философии, так и для когнитивной психологии) см. класс и связанные с ним термины.

ПОНЯТИЕ

одна из форм отражения мира в психике человека, раскрывающая с помощью языка существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция П. – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от особенностей отдельных предметов данного класса. П. имеет тем большую научную значимость, чем более существенны признаки, по которым обобщаются предметы. Развитие знаний выражается в углублении П., в переходах от одних П. к др., фиксирующим более глубокую сущность предметов, и т. о. представляющим более адекватное их отражение. Каждая наука оперирует определенной системой П., в них концентрируются накапливаемые наукой знания. Ценность П. определяется тем, насколько точно и глубоко оно отражает объективную реальность (Е. К. Войшвилло, 2001). Наиболее общие и фундаментальные П. называются категориями. Категория выступает в виде системообразующего фактора для группы П. Система П. и категорий конфликтологии образует ее понятийно-категориальный аппарат. Конфликтология пока, главным образом, заимствует понятия у др. наук, исследующих конфликты. Она также вырабатывает собственные П.

Понятие

Обобщение, возникающее на основе синтеза наиболее существенных ощущений и представлений. Возникает в результате абстрагирования, логических умозаключений. Понятия могут быть бытовыми (мебель, транспорт и т.п.) и научными (вещество, энергия и т.п.). В процессе развития мышления создаются все более абстрактные понятия. Наиболее общие понятия, позволяющие выходить на самый высокий уровень абстрагирования, называются категориями.

Понятие

1. выражаемая словами мысль, в которой содержится знание об общих и отвлеченных свойствах объектов, явлений, событий. Существуют различные подходы к различению и систематизации понятий, Например: 1. конкретные понятия; 2. собирательные понятия; 3. общие понятия; 4. абстрактные понятия; 5. конъюнктивные понятия; 6. дизъюнктивные понятия и др.; 2. комплекс объектов, имеющих некоторые общие свойства или характеристики; 3. в философии - форма мысли, обобщенно отражающая предметы и явления посредством фиксации их существеных свойств. Каждое понятие характеризуется со стороны его содержания (некий признак) и объема (число объектов с таким признаком), оба эти аспекта связывает закон обратного соотношения объема и содержания понятия: чем меньше объем, тем большим является его содержании, и наоборот. Вступая в сознании человека в связи между собой, понятия образуют различные виды логических отношений (несовместимости, тождества, каузальности и др.). Знание отношений между понятиями позволяет избегать логических ошибок, но, увы, не заблуждений. Индивид формально может адекватно идентифицировать понятия и отношения между ними в нейтральной обстановке, но в реальной ситуации он нередко делает это совершенно иначе; 3. в психопатологии – а) мысль, в которой фиксируется некое конкретное знание о психическом расстройстве или определенное теоретическое представление («симптом Пирогова», «олигофрения», «симптом», синдром», «течение заболевания», «патокинез и т.д.); б) результат процесса нарушения формирования и усвоения понятий в силу психического расстройства (умственной отсталости, деменции, шизофрении, аффективной и другой психиатрической патологии), то есть, с феноменологической точки зрения, то, как представлено то или иное понятие в сознании психиатрического пациента; 4. в психоанализе – способ организации фактов в теоретические формулировки, «насилие» над фактами человеческой жизни, которая представляется результатом действия умозрительных безличных сил. Различаются: а) основные понятия – те понятия, которые предполагают, что обычно психическая жизнь приводится в действие конфликтом между противоположными силами (Эросом и Танатосом, сексом и агрессией, принципом реальности и принципом удовольствия); б) структурные понятия – такие понятия, которые предполагают, что психические процессы являются функциями организма или аппарата, состоящего из взаимосвязанных частей (например, психический аппарат образуют Ид, Эго и Супер-Эго); в) топографические понятия – понятия, которые исходят из того, что психические процессы могут быть локализованы по принципу диаграммы (указанные части психического аппарата могут быть представлены как слои психического содержания; их наличие позволяет предполагать, что воспоминания, импульсы, фантазии и т.д. находятся на различных расстояниях от поверхности; г) экономические понятия – понятия, которые предполагают наличие психической энергии, кванты которой могут быть присоеденены к структурам (связанная энергия), перемещаться от одной психологической структуры к другой (свободная энергия) или получать разрядку в действии; д) динамические понятия – понятия, которые описывают психическую деятельность с точки зрения процесса, влечения и развития (например, инстинкт, импульс, сублимация и др.); е) понятие способностей – такие «дофрейдовские» понятия, как память, инсайт, мышление и др., которые могут быть переформулированы в духе динамической психологии («воспоминание, забывание и, возможно, интроспекция).



Рассказать друзьям