Что такое традиционное и индустриальное общество. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное) общество

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Традиционное общество (до индустриальное) - это самый продолжительный из трех стадий, ее история насчитывает тысячи лет. Большинство истории человечество провело именно в традиционном обществе. Это общество с аграрным укладом, мало динамическими социальными структурами и с основанным на традиции способом социокультурной регуляции. В традиционном обществе главным производителем является не человек, а природа. Преобладает натуральное хозяйство - абсолютное большинство населения (более 90%) занята в сельском хозяйстве; применяются простые технологии, а следовательно - разделение труда является несложным. Этому обществу присуща инерционность, низкое восприятие нововведений. Если пользоваться марксистской терминологией, традиционное общество - это первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный общество.

Индустриальному обществу

Индустриальному обществу свойственно машинное производство, национальная система хозяйствования, свободный рынок. Этот тип общества возник сравнительно недавно - начиная с ХVIII в., В результате промышленной революции, охватившей сначала Англию и Голландию, а затем и остальные страны мира. В Украине промышленная революция началась примерно в середине XIX в. Суть промышленной революции заключается в переходе от ручного способа производства к машинному, от мануфактуры к фабрике. Осваиваются новые источники энергии: если раньше человечество использовало в основном энергию мышц, реже - воды и ветра, то с началом промышленной революции начинают использовать энергию пара, а позже - дизельные двигатели, двигатели внутреннего сгорания, электроэнергию. В индустриальном обществе на задний план отошло задача, которая была главным для традиционного общества - накормить людей и обеспечить их необходимыми для жизни вещами. Теперь всего-навсего 5-10% людей, занятых в сельском хозяйстве, производят продуктов достаточно для всего общества.

Индустриализация приводит к усиленному росту городов, укрепляется национальная либерально-демократическое государство, развивается промышленность, образование, сфера обслуживания. Появляются новые специализированные общественные статусы ("рабочий", "инженер", "железнодорожник" и др.), Исчезают сословные перегородки - уже не благородное происхождение или семейные связи являются основанием для определения человека в общественной иерархии, а ее личные действия. В традиционном обществе дворянин, обеднел, оставался дворянином, а богатый купец все равно был лицом "неблагородной". В индустриальном же обществе каждый завоевывает свой статус личными заслугами - капиталист, обанкротился, капиталистом уже не является, а вчерашний чистильщик ботинок может стать владельцем крупной фирмы и занять высокое положение в обществе. Растет социальная мобильность, происходит выравнивание человеческих возможностей, вследствие всеобщей доступности образования.

В индустриальном обществе усложнение системы социальных связей приводит к формализации человеческих отношений, которые в большинстве случаев становятся деперсонализированы. Современный горожанин за неделю общается с большим количеством людей, чем его далекий сельский предок за всю свою жизнь. Поэтому люди общаются через свои ролевые и статусные «маски»: не как конкретный индивид с конкретным индивидом каждый из которых наделен определенными индивидуальными человеческими качествами, а как Преподаватель и студент или Милиционер и Пешеход, или Директор и Работник ("Говорю вам как специалист.. . "," у нас так не принято... "," профессор сказал... »).

Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество (термин предложен Дениеллом. Беллом в 1962 году.). В свое время Д. Белл возглавлял "Комиссию 2000 года", созданную решением Конгресса США. Задачей этой комиссии была наработка прогнозов социально-экономического развития США в третьем тысячелетии. На основе проведенных комиссией исследований, Дениелл Белл вместе с другими авторами написал книгу "Америка в 2000г.». В этой книге, в частности, приходилось, что за индустриальным обществом наступает новый этап человеческой истории, который будет базироваться на достижениях научно-технического прогресса. Этот этап Дениелл Белл и назвал "постиндустриальным".

Во второй половине XX в. в самых развитых странах мира, таких, как США, страны Западной Европы, Япония резко возрастает значение знания и информации. Динамика обновления информации стала такой высокой, что уже в 70-х гг. XX в. ученые-социологи сделали вывод (как показало время - правильный), что в XXI в. неграмотными можно считать не те, кто не умеет читать и писать, а те, которые не умеют учиться, забывать ненужное, и учиться снова.

В связи с ростом веса знаний и информации, наука превращается в непосредственную производительную силу общества - все возрастающую часть доходов передовые страны получают не от продажи промышленной продукции, а от торговли новыми технологиями и наукоемкой и информационной продукцией (например: кино, телепрограммы, компьютерные программы и т.д.). В постиндустриальном обществе вся духовная надстройка интегрируется в систему производства и - тем самым - преодолевается дуализм материального и идеального. Если индустриальное общество было экономико центричным, то постиндустриальное общество характеризуется культуро центричность: растет роль "человеческого фактора" и всей направленной на него системы социогуманитарного знания. Это, конечно, не означает, что постиндустриальное общество отрицает базовые компоненты индустриального (высокоразвитая промышленность, трудовая дисциплина, высококвалифицированные кадры). Как заметил Дениелл Белл, "постиндустриальное общество не замещает индустриальное, так же как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики". Но человек в постиндустриальном обществе уже перестает быть "человеком экономической". Доминантными для нее становятся новые, "пост материалистические« ценности (табл. 4.1).

Первым «выходом на общественную арену" человека, для которого приоритетными являются "пост материалистические ценности", считают (Г. Маркузе, С. Айерман) молодежный бунт в конце 60-х гг. XX вот., Который задекларировал смерть протестантской трудовой этики как нравственного основания западной индустриальной цивилизации.

Таблица 4.1. Сравнение индустриального и постиндустриального общества

Над разработкой концепции постиндустриального общества плодотворно работали ученые: Збигнев Бжезинский, Элвин Тоффлер, Арон, Кеннепг Боулдинга, Уолт Ростоу и др. Правда, некоторые из них употребляли собственные сроки для названия нового типа общества, который приходит на смену индустриальному. Кеннет Боулдинга называет его "постцивилизации". Збигнев Бжезинский отдает предпочтение термину "технотронное общество", подчеркивая тем самым решающее значение в новом обществе электроники и средств коммуникации. Элвин Тоффлер называет его "супериндустриальной обществом", обозначая им сложное мобильное общество, основанное на высоко передовой технологии и пост материалистической системе ценностей.

Элвин Тоффлер в 1970г. Писал: "Жители Земли разделены не только по расовому, идеологической или религиозному признакам, но также, в определенном смысле, и во времени. Изучая современное население планеты, мы обнаруживаем незначительную группу людей, которые все еще живут охотой и рыболовством. Другие, их большинство, полагаются на сельское хозяйство. Они живут примерно так же, как жили их предки сотни лет назад. Эти две группы вместе составляют около 70% населения Земли. Это люди прошлого.

Более 25% населения земного шара живут в промышленно развитых странах. Они живут современной жизнью. Они продукт первой половины XX в. сформированы механизацией и массовой образованием, воспитанные на воспоминаниях о аграрно-промышленное прошлое своей страны. Они - люди современного.

Остальные 2-3% населения планеты нельзя назвать ни людьми прошлого, ни людьми современного. Поскольку в главных центрах технологических и культурных изменений, в Нью-Йорке, Лондоне, Токио о миллионах людей можно сказать, что они живут в будущем. Эти первопроходцы сами того не осознавая, живут так, как другие будут жить завтра. Они разведчики человечества, первые граждане супериндустриального общества ".

Можем дополнить Тоффлера только в одном: сегодня, почти через 40 лет, в обществе, которое он называл супериндустриальной, проживает уже более 40% человечества.

Переход от индустриального к постиндустриальному обществу определяется следующими факторами:

изменением в сфере экономики: переход от экономики, ориентированной на товаропроизводство к экономике, ориентируется на сферу услуг и информации. Причем, речь идет прежде всего о высококвалифицированные услуги, такие как развитие и общая доступность банковских услуг, развитие средств массовой коммуникации и общая доступность информации, здравоохранение, образование, социальная опека и только во вторую очередь - услуги, предоставляемые отдельным клиентам. В середине 90-х гг. XX в. в сфере производства и в сфере обслуживания и предоставления информационных услуг было, соответственно, занято: в США - 25% и 70% работающего населения; в Германии - 40% и 55%; в Японии - 36% и 60%); что больше - даже в производственной сфере в странах с постиндустриальной экономикой представители интеллектуального труда, организаторы производства, техническая интеллигенция и административные кадры составляют около 60% всех занятых;

изменением в социальной структуре общества (разделение по профессиональному признаку приходит на смену классовому делению). Например, Дениелл Белл считает, что в постиндустриальном обществе исчезает класс капиталистов, а его место занимает новая правящая элита, которая обладает высоким уровнем образования и знаний;

центральным местом теоретического знания в определении основных векторов развития общества. Основной конфликт, таким образом, в этом обществе пролегает не между трудом и капиталом, а между знанием и некомпетентностью. Возрастает значение высших учебных заведений: университет вступил промышленное предприятие, главную институт индустриальной эпохи. Высшая школа имеет в новых условиях не менее двух главных задачи: создавать теории, знания, которые становятся главным фактором социальных изменений, а также воспитывать советников и экспертов;

созданием новых интеллектуальных технологий (среди прочего, например, генная инженерия, клонирование, новые агротехнологии и др.).

Контрольные вопросы и задачи

1. Дайте определение термина "общество" и охарактеризуйте его основные признаки.

2. Почему общество считают само воспроизводимой системой?

3. Чем системно-механический подход к пониманию общества отличается от системно-органического?

4. Охарактеризуйте суть синтетического подхода к пониманию общества.

5. Чем отличается традиционная сообщество и современное общество (сроки Ф. Тьонниса)?

6. Охарактеризуйте основные теории происхождения общества.

7. Что такое "аномия"? Охарактеризуйте основные признаки этого состояния общества.

8. Чем теория аномии Р. Мертона отличается от теории аномии Э. Дюркгейма?

9. Объясните разницу между понятиями "социальный прогресс" и "социальная эволюция".

10. В чем состоит различие между социальной реформой и революцией? Виды социальных революций вам известны?

11. Назовите известные Вам критерии типологии обществ.

12. Охарактеризуйте марксистскую концепцию типологии обществ.

13. Сравните традиционное и индустриальное общества.

14. Охарактеризуйте постиндустриальное общество.

15. Сравните постиндустриальное и индустриальное общества.

В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения - прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза - социалистическое общество).

Другая типология делит все общества на простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество - это общество, в котором составные части однородны, в нем нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы и могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся до сих пор.

Сложное общество - общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального контроля и свободы индивида. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется динамичной социальной структурой, высокой мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ К. Поппер считал древние Афины и современные западные демократии.

Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса - совершенствования средств производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество - общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.

Термин индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический базис. Индустриальное общество - (в современном звучании) это сложное общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися структурами, способом социокультурной регуляции, основанном на сочетании свободы личности и интересов общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств массовой коммуникации, урбанизации и т.д.

Постиндустриальное общество (иногда его называют информационным) - общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В результате меняется и структура занятости, соотношение различных профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере информации, четверть - в сфере материального производства и четверть - в производстве услуг, в том числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается и на организации всей системы социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном - служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется функциональная («готовая»). Вместо руководства принципом управления становиться согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый тип сетевой организации, ориентированной на быстрое изменение в зависимости от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение в информационном обществе более высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более опасных форм социального контроля над ней.

В заключение нужно отметить, что, помимо рассмотренных, в современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

Сегодня индустриальное общество - понятие, знакомое во всех развитых и даже многих развивающихся государствах мира. Процесс перехода на механическое производство, падение прибыльности сельского хозяйства, рост городов и четкое разделение труда - все это основные черты процесса, меняющего социально-экономическую структуру государства.

Что такое индустриальное общество?

Кроме производственных характеристик, это общество отличается высоким уровнем жизни, становлением гражданских прав и свобод, появлением сервисной деятельности, доступной информации и гуманных экономических отношений. Предшествующие традиционные социально-экономические модели отличались сравнительно низким средним уровнем жизни населения.

Индустриальное общество считается современным, в нем очень быстро развиваются как технические, так и социальные составляющие, влияющие на повышение качества жизни в целом.

Основные отличия

Главное отличие традиционного аграрного общества от современного заключается в росте промышленности, потребности в модернизированном, ускоренном и эффективном производстве и в разделении труда.

Основными причинами разделения труда и поточного производства можно считать как экономические - финансовая выгода механизации, так и социальные - рост населения и повышение спроса на товары.

Индустриальное общество характеризуется не только ростом промышленного производства, но и систематизацией и поточностью сельскохозяйственной деятельности. Кроме того, в любой стране и в любом обществе процесс промышленной реконструкции сопровождается развитием науки, технологий, средств массовой информации и гражданской ответственности.

Изменение структуры социума

Сегодня для многих развивающихся стран характерен особенно ускоренный процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Немалую роль в изменении социально-экономических структур играет процесс глобализации и свободное информационное пространство. Новые технологии и научные достижения позволяют совершенствовать процессы производства, что делает ряд отраслей особенно эффективными.

Процессы глобализации и международного сотрудничества и регулирования также влияют на изменение социальных уставов. Индустриальное общество характеризуется уже совсем другим мировоззрением, когда расширение прав и свобод воспринимается не как уступка, а как нечто должное. В сочетании такие изменения позволяют государству стать частью мирового рынка как с экономической точки зрения, так и с социально-политической.

Основные черты и признаки индустриального общества

Основные характеристики можно условно разделить на три группы: производственные, экономические и социальные.

Основные производственные черты и признаки индустриального общества заключаются в следующем:

  • механизация производства;
  • реорганизация труда;
  • разделение труда;
  • повышение производительности.

Среди экономических характеристик необходимо выделить:

  • рост влияния частного производства;
  • появление рынка конкурентных товаров;
  • расширение рынков сбыта.

Основная экономическая черта индустриального общества - неравномерное экономическое развитие. Кризис, инфляция, спад производства - все это частые явления в экономике индустриального государства. Промышленная революция отнюдь не дает гарантии стабильности.

Главная черта индустриального общества в плане его социального развития - изменение ценностей и мировоззрения, на что влияет:

  • развитие и доступность образования;
  • повышение качества жизни;
  • популяризация культуры и искусства;
  • урбанизация;
  • расширение прав и свобод человека.

Стоит отметить, что индустриальное общество характеризуется также безоглядной эксплуатацией природных ресурсов, в том числе и невосполнимых, и практически полным пренебрежением к окружающей среде.

Исторические предпосылки

Кроме экономической выгоды и роста населения, индустриальное развитие общества было обусловлено рядом других причин. В традиционных государствах большинство людей было способно обеспечить себе средства к существованию, и только. Комфорт, образование и удовольствия могли позволить себе лишь немногие. Аграрное общество было вынуждено перейти к аграрно-индустриальному. Этот переход позволил увеличить производство. Однако аграрно-индустриальное общество характеризовалось негуманным отношением хозяев к рабочим и низким уровнем механизации производства.

Доиндустриальные социально-экономические модели держались на тех или иных формах рабовладельческого строя, что говорило об отсутствии универсальных свобод и низком среднем уровне жизни населения.

Промышленная революция

Переход к индустриальному обществу начался в период промышленной революции. Именно этот период, XVIII-XIX века, ответствен за переход от ручного труда к механизированному. Начало и середина XIX века стали апогеем индустриализации в ряде ведущих мировых держав.

В период промышленной революции оформились основные черты современного государства, такие как рост производства, урбанизация, экономический рост и капиталистическая модель общественного развития.

Обычно индустриальную революцию связывают с ростом машинного производства и интенсивным технологическим развитием, однако именно в этот период произошли основные социально-политические изменения, повлиявшие на становление нового общества.

Индустриализация

В составе как мировой, так и государственной экономики выделяются три основных сектора:

  • Первичный - добыча ресурсов и земледелие.
  • Вторичный - переработка ресурсов и создание продуктов питания.
  • Третичный - сфера услуг.

Традиционные общественные структуры основывались на превосходстве первичного сектора. Впоследствии, в переходный период, вторичный сектор стал догонять первичный, стала расти и сфера услуг. Индустриализация заключается в расширении вторичного сектора экономики.

Этот процесс проходил в мировой истории в два этапа: техническая революция, включающая в себя создание механизированных фабрик и отказ от мануфактуры, и модернизация устройств - изобретение конвейера, электроприборов и двигателей.

Урбанизация

В современном понимании урбанизация представляет собой прирост населения больших городов за счет миграции из сельских районов. Однако переход к индустриальному обществу характеризовался более широкой трактовкой понятия.

Города становились не только местами работы и миграции населения, но и культурно-экономическими центрами. Именно города стали границей истинного разделения труда - территориального.

Будущее индустриального общества

Сегодня в развитых странах наблюдается переход от современного индустриального общества к постиндустриальному. Наблюдается изменение ценностей и критериев человеческого капитала.

Двигателем постиндустриального общества и его экономики должна стать индустрия знаний. Поэтому научные открытия и технологические разработки нового поколения играют большую роль во многих государствах. Ценным рабочим капиталом считаются профессионалы с высоким уровнем образования, хорошей обучаемостью, и творческим мышлением. Доминирующим сектором традиционной экономики станет третичный, то есть сфера услуг.

Общество - это сложная природно-историческая структура, элементами которой являются люди. Их связи и отношения обусловлены определенным социальным статусом, функциями и ролями, которые они выполняют, нормами и ценностями, общепринятыми в данной системе, а также их индивидуальными качествами. Общество принято делить на три типа: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Каждое из них имеет свои отличительные черты и функции.

В данной статье будет рассмотрено традиционное общество (определение, характеристики, основы, примеры и т. д.).

Что это такое?

Современному человеку индустриальной эпохи, плохо знакомому с историей и социальными науками, может быть непонятно, что такое «традиционное общество». Определение этого понятия мы рассмотрим далее.

Функционирует на основе традиционных ценностей. Часто оно воспринимается как родоплеменное, примитивное и отсталое феодальное. Оно представляет собой общество с аграрным устройством, с малоподвижными структурами и со способами социальной и культурной регуляции, базирующимися на традициях. Считается, что большую часть своей истории человечество находилось именно на этом этапе.

Традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье, представляет собой совокупность групп людей, стоящих на разных ступенях развития и не обладающих зрелым индустриальным комплексом. Определяющий фактор развития таких социальных единиц - сельское хозяйство.

Характеристики традиционного общества

Для традиционного общества характерны следующие особенности:

1. Низкие темпы производства, удовлетворяющие потребности людей на минимальном уровне.
2. Большая энергоемкость.
3. Непринятие нововведений.
4. Строгая регламентация и контроль поведения людей, социальных структур, институтов, обычаев.
5. Как правило, в традиционном обществе запрещается любое проявление свободы личности.
6. Социальные образования, освященные традициями, считаются незыблемыми - даже мысль об их возможных изменениях воспринимается как преступная.

Традиционное общество считается аграрным, так как базируется на сельском хозяйстве. Его функционирование зависит от выращивания урожая при помощи плуга и рабочего скота. Так, один и тот же участок земли мог обрабатываться несколько раз, в результате чего возникали постоянные поселения.

Для традиционного общества характерны также преимущественное использование ручного труда, экстенсивный отсутствие рыночных форм торговли (преобладание обмена и перераспределения). Это приводило к обогащению отдельных лиц или сословий.

Формы собственности в таких структурах, как правило, коллективные. Любые проявления индивидуализма не воспринимаются и отрицаются обществом, а также считают опасными, так как нарушают установленный порядок и традиционный баланс. Нет толчков к развитию науки, культуры, поэтому во всех сферах используются экстенсивные технологии.

Политическое устройство

Политическая сфера в таком обществе характеризуется авторитарной властью, которая передается по наследству. Это объясняется тем, что только таким образом можно поддерживать традиции длительное время. Система управления в таком обществе была достаточно примитивной (наследственная власть находилась в руках старейшин). Народ фактически никак не влиял на политику.

Часто имеет место идея о божественном происхождении лица, в руках которого находилась власть. В связи с этим политика фактически полностью подчинена религии и осуществляется только по священным предписаниям. Совмещение светской и духовной власти делало возможным все большее подчинение людей государству. Это, в свою очередь, укрепляло устойчивость общества традиционного типа.

Социальные отношения

В сфере социальных отношений можно выделить следующие особенности традиционного общества:

1. Патриархальное устройство.
2. Главной целью функционирования такого общества является поддержание жизнедеятельности человека и избежание его исчезновения как вида.
3. Низкий уровень
4. Для традиционного общества характерно деление на сословия. Каждое из них играло разную социальную роль.

5. Оценка личности с точки зрения места, которое люди занимают в иерархической структуре.
6. Человек не ощущает себя индивидуумом, он рассматривает только свою принадлежность к определенной группе или общине.

Духовная сфера

В духовной сфере традиционное общество характеризуется глубокими, привитыми с детства религиозностью и моральными установками. Определенные ритуалы и догматы являлись неотъемлемой часть жизни человека. Письменности в традиционном обществе как таковой не существовало. Именно поэтому все предания и традиции передавались в устной форме.

Отношения с природой и окружающим миром

Влияние традиционного общества на природу было примитивным и незначительным. Это объяснялось малоотходным производством, представленным скотоводством и земледелием. Также в некоторых обществах существовали определенные религиозные правила, порицающие загрязнение природы.

По отношению к окружающему миру оно являлось закрытым. Традиционное общество всеми силами оберегало себя от вторжений извне и любого внешнего воздействия. Вследствие этого человек воспринимал жизнь как статическую и неизменную. Качественные перемены в таких обществах происходили очень медленно, а революционные сдвиги воспринимались крайне болезненно.

Традиционное и индустриальное общество: различия

Индустриальное общество возникло в XVIII веке, вследствие прежде всего в Англии и Франции.

Следует выделить некоторые его отличительные черты.
1. Создание большого машинного производства.
2. Стандартизация деталей и узлов разных механизмов. Это сделало возможным массовое производство.
3. Еще одна важная отличительная черта - урбанизация (рост городов и переселение на их территории значительной части населения).
4. Разделение труда и его специализация.

Традиционное и индустриальное общество имеют существенные различия. Для первого характерно естественное разделение труда. Здесь преобладают традиционные ценности и патриархальное устройство, отсутствует массовое производство.

Также следует выделить постиндустриальное общество. Традиционное, в отличие от него, ставит целью добычу природных богатств, а не сбор информации и ее хранение.

Примеры традиционного общества: Китай

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить на Востоке в средние века и новое время. Среди них следует выделить Индию, Китай, Японию, Османскую империю.

Китай еще с древности отличался сильной государственной властью. По характеру эволюции общество этой циклически. Для Китая характерно постоянное чередование нескольких эпох (развитие, кризис, социальный взрыв). Следует отметить также единство духовной и религиозной власти в этой стране. По традиции, император получал так называемый «Мандат Неба» - божественное разрешение на правление.

Япония

Развитие Японии в средние века и в также позволяет говорить о том, что здесь существовало традиционное общество, определение которого рассматривается в данной статье. Все население Страны восходящего солнца делилось на 4 сословия. Первое - это самураи, дайме и сегун (олицетворяли высшую светскую власть). Они занимали привилегированное положение и имели право носить оружие. Второе сословие - крестьяне, владевшие землей в качестве наследственного держания. Третье - ремесленники и четвертое - купцы. Следует отметить, что торговля в Японии считалась недостойным делом. Также стоит выделить жесткую регламентацию каждого из сословий.


В отличие от других традиционных восточных стран, в Японии не существовало единства верховной светской и духовной власти. Первую олицетворял сегун. В его руках находилась большая часть земель и огромная власть. Также в Японии был император (тэнно). Он являлся олицетворением духовной власти.

Индия

Яркие примеры общества традиционного типа можно встретить в Индии на протяжение всей истории страны. В основе Могольской империи, расположенной на Индостанском полуострове, лежала военно-ленная и кастовая система. Верховный правитель - падишах - являлся главным собственником всей земли в государстве. Индийское общество было строго разделено на касты, жизнь которых жестко регламентировалось законами и священными предписаниями.

Социология выделяет несколько видов общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Разница между формациями колоссальна. При этом каждый тип устройства обладает уникальными признаками и чертами.

Разница заключается в отношении к человеку, способах организации экономической деятельности. Переход из традиционного к индустриальному и постиндустриальному (информационному) обществу происходит крайне сложно.

Традиционное

Представленный вид общественного строя сформировался первым. В этом случае в основе регулирования взаимоотношений между людьми лежит традиция. Аграрное общество, или традиционное, от индустриального и постиндустриального отличается прежде всего низкой мобильностью в социальной сфере. В таком укладе существует четкое распределение ролей, и переход из одного класса в другой практически невозможен. Пример — кастовая система в Индии. Структура этого общества отличается стабильностью и низким уровнем развития. В основе будущей роли человека лежит прежде всего его происхождение. Социальные лифты отсутствуют в принципе, в некотором роде они являются даже нежелательными. Переход индивидуумов из одного слоя в другой в иерархии может спровоцировать процесс разрушения всего привычного уклада жизни.

В аграрном обществе индивидуализм не приветствуется. Все действия человека направлены на поддержание жизнедеятельности общины. Свобода выбора в этом случае может привести к смене формации или вызвать деструкцию всего уклада. Экономические взаимоотношения между людьми регулируются жестко. При нормальных рыночных взаимоотношениях увеличивается граждан, то есть инициируются нежелательные для всего традиционного общества процессы.

Основа экономики

Экономика этого вида формации аграрная. То есть в основе богатства лежит именно земля. Чем больше индивидууму принадлежит наделов, тем выше его социальный статус. Орудия производства архаичны и практически не развиваются. Это касается и других сфер жизни. На ранних этапах становления традиционного общества преобладает натуральный обмен. Деньги как универсальный товар и мерило ценности остальных предметов отсутствуют в принципе.

Промышленного производства нет как такового. С развитием возникает ремесленное изготовление необходимых орудий труда и других изделий быта. Этот процесс долгий, так как большинство граждан, живущих в традиционном обществе, предпочитают производить все самостоятельно. Преобладает натуральное хозяйство.

Демография и быт

В аграрном строе большинство людей проживают в локальных сообществах. При этом смена места ведения деятельности происходит крайне медленно и болезненно. Важно учитывать и то, что на новом месте проживания нередко возникают проблемы с выделением земельного надела. Собственный участок с возможностью вырастить разные сельскохозяйственные культуры — основа жизни в традиционном обществе. Также добыча продуктов питания происходит за счет скотоводства, собирательства и охоты.

В традиционном обществе высокая рождаемость. Это вызвано прежде всего необходимостью выживания самой общины. Медицина отсутствует, поэтому нередко простые заболевания и травмы становятся смертельными. Средняя продолжительность жизни незначительная.

Быт организован с учетом устоев. Он также не подвержен каким-либо изменениям. При этом жизнь всех членов общества зависит от религии. Все каноны и устои в общине регламентированы верой. Изменения и попытка ухода от привычного бытия пресекаются религиозными догмами.

Смена формации

Переход от общества традиционного к индустриальному и постиндустриальному вероятен только с резким развитием технологии. Это стало возможным в 17-18 веках. Во многом развитие прогресса произошло из-за эпидемии чумы, охватившей Европу. Резкий спад численности населения спровоцировал развитие технологий, появление механизированных орудий производства.

Индустриальная формация

Социологи связывают переход от традиционного типа общества к индустриальному и постиндустриальному с изменением экономической составляющей уклада людей. Рост производственных мощностей привел к урбанизации, то есть оттоку части населения из села в город. Образовались крупные населенные пункты, в которых мобильность граждан повышалась в разы.

Структура формации отличается гибкостью и динамикой. Активно развивается машинное производство, труд автоматизирован выше. Применение новых (на тот момент) технологий характерно не только для промышленности, но и для сельского хозяйства. Общая доля занятости населения в аграрном секторе не превышает 10 %.

Главным фактором развития в индустриальном обществе становится предпринимательская деятельность. Поэтому положение индивидуума определяется его умениями и навыками, стремлением к развитию и образованию. Происхождение также остается важным, но постепенно его влияние уменьшается.

Форма правления

Постепенно с ростом производства и увеличением капитала в индустриальном обществе назревает конфликт между поколением предпринимателей и представителями старой аристократии. Во многих странах этот процесс завершился изменением самой структуры государства. Характерными примерами можно назвать Французскую революцию или возникновение конституционной монархии в Англии. После этих изменений архаичная аристократия утратила свои былые возможности влияния на жизнь государства (хотя в целом к их мнению продолжали прислушиваться).

Экономика индустриального общества

В основе экономики такой формации лежит экстенсивная эксплуатация природных ресурсов и рабочей силы. По Марксу, в капиталистическом индустриальном обществе главные роли отводятся непосредственно тем, кто владеет орудиями труда. Ресурсы вырабатываются зачастую во вред экологии, ухудшается состояние окружающей среды.

При этом производство растет ускоренными темпами. На первый план выходит качество персонала. Ручной труд также сохраняется, но для минимизации расходов промышленники и предприниматели начинают вкладывать деньги в развитие технологий.

Характерной чертой индустриальной формации становится сращивание банковского и промышленного капитала. В аграрном обществе, особенно на его начальных этапах развития, ростовщичество преследовалось. С развитием прогресса ссудный процент стал основой развития экономики.

Постиндустриальное

Постиндустриальное общество начало формироваться в середине прошлого века. Локомотивом развития стали страны Западной Европы, США и Япония. Особенности формации заключаются в увеличении доли во внутреннем валовом продукте информационных технологий. Преобразования затронули также промышленность и сельское хозяйство. Возросла производительность, снизился ручной труд.

Локомотивом дальнейшего развития стало формирование общества потребления. Увеличение доли качественных услуг и товаров привело к развитию технологий, повышению инвестиций в науку.

Концепцию постиндустриального общества сформировал преподаватель Гарвардского университета После его трудов некоторые социологи вывели также концепцию информационного общества, хотя во многом эти понятия синонимичны.

Мнения

В теории возникновения постиндустриального общества два мнения. С классической точки зрения, переход стал возможен благодаря:

  1. Автоматизации производства.
  2. Потребностям в высоком образовательном уровне персонала.
  3. Повышению спроса на качественные услуги.
  4. Увеличению доходов большей части населения развитых стран.

Марксисты на этот счет выдвинули свою теорию. По ней, переход к постиндустриальному (информационному) обществу с индустриального и традиционного стал возможен благодаря мировому разделению труда. Произошла концентрация отраслей в разных регионах планеты, в результате чего выросла квалификация обслуживающего персонала.

Деиндустриализация

Информационное общество породило другой социально-экономический процесс: деиндустриализацию. В развитых странах доля вовлеченных в промышленность работников снижается. Вместе с этим падает и влияние непосредственного производства на экономику государства. По статистике, с 1970 года по 2015-й доля промышленности в США и Западной Европе во внутреннем валовом продукте снизилась с 40 до 28 %. Часть производства была перенесена в другие регионы планеты. Этот процесс породил резкий рост развития в странах, ускорил темпы перехода от аграрного (традиционного) и индустриального типов общества к постиндустриальному.

Риски

Интенсивный путь развития и формирование экономики на основе научных знаний таит в себе разные риски. Резко вырос миграционный процесс. При этом некоторые отстающие в развитии страны начинают испытывать нехватку квалифицированных кадров, которые переезжают в регионы с информационным типом экономики. Эффект провоцирует развитие кризисных явлений, характерных в большей степени для индустриальной общественной формации.

Озабоченность экспертов вызывает и перекос демографии. Три этапа развития общества (традиционное, индустриальное и постиндустриальное) имеют разные отношения к семье и рождаемости. Для аграрной формации многодетная семья — базис выживания. Примерно такое же мнение существует и в индустриальном обществе. Переход к новой формации ознаменовался резким снижением рождаемости и старением населения. Поэтому страны с информационной экономикой активно привлекают квалифицированную, образованную молодежь из других регионов планеты, увеличивая тем самым разрыв в развитии.

Озабоченность экспертов вызывает и спад темпов роста общества постиндустриального. Традиционному (аграрному) и индустриальному еще есть куда развиваться, наращивать производство и менять формат экономики. Информационная формация — венец процесса эволюции. Новые технологии разрабатываются постоянно, но прорывные решения (например, переход на атомную энергетику, освоение космоса) возникают все реже и реже. Поэтому социологи предрекают увеличение кризисных явлений.

Сосуществование

Сейчас сложилась парадоксальная ситуация: индустриальное, постиндустриальное и традиционное общества вполне мирно сосуществуют в разных регионах планеты. Аграрная формация с соответствующим укладом жизни больше характерна для некоторых стран Африки и Азии. Индустриальное с постепенными эволюционными процессами к информационному наблюдается в Восточной Европе и СНГ.

Индустриальное, постиндустриальное и традиционное общество различны прежде всего в отношениях к человеческой личности. В первых двух случаях в основе развития лежит индивидуализм, во втором же преобладают коллективные начала. Любое проявление своенравности и попытка выделится осуждаются.

Социальные лифты

Социальные лифты характеризуют мобильность слоев населения внутри общества. В традиционной, индустриальной и постиндустриальной формациях они выражены дифференцированно. Для аграрного общества возможно только перемещение целого слоя населения, например, путем бунта или революции. В остальных случаях мобильность возможна и одного индивидуума. Итоговое положение зависит от знаний, приобретенных навыков и активности человека.

На самом деле различия между традиционным, индустриальным и постиндустриальным типами общества огромны. Исследованием их формирования и этапов развития занимаются социологи и философы.



Рассказать друзьям