Что я могу отдать своей родине. Что такое патриотизм

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

При воспитании ребенка важно, чтобы он научился ценить и любить свою родину. Хоть сегодня патриотизм не так популярен у молодого поколения, родители подрастающих дошкольников и детей, которые уже учатся в образовательном учреждении, должны обращать внимание на этот аспект. Не менее важно, чтобы и педагоги уделяли достаточно времени вопросам, связанным с историей своей страны.

Целью патриотического воспитания является создание цивилизованного общества, в котором граждане будут уважительно относиться друг к другу. Важно, чтобы дети понимали, что собой представляет историческое наследие и сколько Отчизна сделала для того, чтобы современное поколение могло жить хорошо.

Цели патриотического воспитания - это прежде всего то, что маленькие граждане учатся не ненавидеть другие страны, а любить и ценить свою. Это великое чувство формируется с самых ранних лет. Поэтому рассмотрим подробнее эту важную тему.

Что собой представляет патриотическое воспитание

Любовь к родине подразумевает уважение своих сограждан, народа. Цели патриотического воспитания молодежи заключаются в том, что родители и педагоги формируют в сознании мальчиков и девочек сопереживание к тому, что будет с Отечеством. Также важно, чтобы молодые люди понимали свою ответственность и то, что они должны прилагать все возможные силы к тому, чтобы страна гордилась ими.

Для того чтобы этого добиться, в первую очередь нужно ознакомить юношей и девушек с яркими историческими примерами героизма и того, насколько патриоты во все времена готовы были отдаваться полностью ради того, чтобы последующие поколения жили счастливо и ни в чем не нуждались.

Что такое патриотизм

Говоря про цели не менее важно понять само определение этого слова. В первую очередь это означает, что гражданин привязан душой и сердцем к родным местам, он счастлив в той стране, в которой живет. Примечательно, что, начиная с восемнадцатого века, патриотизм считался важнейшей частью формирования личности граждан страны. Благодаря тому, что детей учили патриотизму с ранних лет, у них появлялось самосознание, в котором родина занимала огромное место.

Если говорить об этимологии данного слова, то с древнегреческого его можно перевести как «отечество». Патриотизм всегда являлся символом любви к родине. Если человек испытывает это великое чувство, то он будет готов пожертвовать даже своими интересами и желаниями ради процветания своей любимой страны и всех будущих поколений.

Если обратиться к официальной документации, то федеральное образование включает в себя стандарты, относящиеся к формированию правильных гражданских взаимоотношений. В этих же стандартах, которые работают уже десятки лет, говориться о том, что патриотическое воспитание должно начинаться не в школе, а намного раньше. Основные принципы гражданской позиции прививаются ребенку в его семье.

Среди целей гражданско-патриотического воспитания стоит также выделить и то, что молодой житель страны должен уважительно относиться к пожилым людям, ветеранам войны, природе, животным и т. д. Все это является составляющей его Отчизны.

Что входит в задачи

Разумеется, это довольно обширная тематика. Однако стоит осветить основные цели и задачи патриотического воспитания. Помимо любви к Родине, ребенок должен понимать, что собой представляют общепринятые нормы и правила. Также стоит рассказать ему о самых значимых в истории личностях и событиях. Он должен быть знаком с героями своей страны. Уважительное отношение к прошлому Отчизны также немаловажно.

Юный гражданин должен быть толерантным и терпимым к вероисповеданию представителей других национальностей. Уважительное отношение к любому человеку является важным этапом становления личности. Не стоит забывать и о том, что маленький гражданин должен осознавать и хорошо знать свои собственные права.

Структура воспитания

Определившись с основными целями патриотического воспитания детей, будет справедливо рассмотреть и процесс формирования личности гражданина. Если обратиться к официальным документам, то можно выстроить определенный алгоритм. Прежде всего родители и учителя применяют так называемое патриотическое убеждение. Оно подразумевает под собой основные знания о Родине. Ребенок должен ознакомиться с основными этапами истории. Эти знания он может получить как в семье, так и в школе.

После этого происходит патриотическое осознание. Ребенок обрабатывает полученные данные и выражает свое собственное отношение к патриотизму. Очень важно, чтобы на этом этапе он правильно оценил ситуацию и сделал нужные выводы. Когда он научится идентифицировать себя, как гражданина своей страны, он будет готов к следующему шагу, который подразумевает под собой патриотическую деятельность. Это значит, что ребенок начинает принимать свою ответственность перед Родиной и делает первые шаги к тому, чтобы помочь ей.

Цели военно-патриотического воспитания

В этом случае речь идет о том, что подрастающее поколение должно ставить перед собой довольно серьезные задачи. Как и столетия назад, государство нуждается в сильных, инициативных и высокоразвитых людях, которые способны трудиться во благо своей Отчизны и при необходимости встать на ее защиту. Во все времена военно-патриотическое воспитание было крайне важно. Мало кто знает, что и сегодня в городах есть государственные клубы, в которых молодые люди могут пообщаться с ветеранами и узнать об их роли в становлении Родины.

Также сегодня продолжают развиваться военно-спортивные лагери и поисковые отряды, где молодые люди могут научиться очень важным и нужным вещам. Большая ответственность за то, чтобы подрастающие мальчики и девочки понимали свою значимость для Родины, ложится на плечи педагогов и на образовательные учреждения в целом. Хоть на данный момент в городах не хватает необходимого количество специалистов по военной истории, это не означает, что родители сами не могут ознакомиться с целями и задачами патриотического воспитания, а в дальнейшем передать полученные знания своим чадам. Нужно понимать, что ребенок должен быть готов к любым ситуациям не только в мирное время.

Немалое значение уделяется и школьному образованию.

Цели патриотического воспитания в школе: роль педагога

Каждый учитель должен понимать, какая колоссальная ответственность на него ложится. Преподаватели должны подготовить будущих защитников Отчизны. Но в современном мире сделать это не так просто. Только человек, отличающийся высокой квалификацией, способен не только правильно понять цели нравственно-патриотического воспитания, но и должным образом преподнести их подрастающему поколению. Поэтому преподавателям и воспитателям рекомендуется периодически посещать профильные семинары и общаться с более опытными коллегами.

При воспитании патриотов большое внимание уделяется организации в образовательных учреждениях музеев, экспозиций, кружков и прочих мероприятий, которые помогут детям четче понять свое предназначение, а также цели патриотического воспитания. Рекомендуется задействовать школьников в мероприятиях по сбору информации, посещении или создании тематических экспозиций и т. д. Со временем все полученные данные начнут перерастать в любовь к родине.

Формы патриотического воспитания

Если говорить о том, как добиться озвученных ранее целей, то в этом случае есть несколько полезных рекомендаций. Например, стоит проводить большее количество познавательных занятий. Ребенку будет интересна символика государства. Каждый маленький патриот должен знать, как выглядит флаг его страны и какие аббревиатуры чаще всего встречаются на самых важных документах. Важно, чтобы дети знали особенности своего края, какой климат в нем преобладает, рельеф и т. д.

Желательно ознакомить чадо с обычаями и культурным наследием именно его родного города. Он должен знать, кто жил тут ранее. Для этого нелишним будет посетить краеведческий музей и другие полезные экспозиции.

Стоит чаще выезжать с ребенком на природу и рассказывать ему, как он должен вести себя в лесу, что он не имеет права загрязнять окружающую среду. Ребенок должен любить свой край и делать все для его благоустройства.

Отношения с родителями

Любовь к Отчизне начинается с привития уважения к семье. Поэтому можно сказать, что также цель патриотического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы они умели ценить своих родных. Например, можно организовать выставку, на которой дети должны представить свои рисунки семьи. Тематика должна быть соответствующей. Например, можно назвать экспозицию «Моя мама самая добрая» или «Мой папа самый лучший». Это все позволит привить уважение к родителям.

Особенности приобщения ребенка к патриотическому воспитанию

Очевидно, что детство является тем периодом, когда меньше всего хочется задумываться о глобальных вещах. Беззаботное существование чада, безусловно, не должно быть омрачено грузными и серьезными темами патриотического воспитания, цели которого так важны для нашего будущего. Однако нельзя забывать, что именно в этот момент происходит формирование личности, поэтому нужно заложить в нем правильные мысли и желания.

Именно поэтому родитель не должен сильно разрушать счастливое время ребенка. Действовать нужно ненавязчиво.

Бережное отношение

Чтобы выработать у чада это чувство, нужно с самого раннего возраста научить его следить за своими вещами. Он должен понимать, что разбросанные игрушки с большей вероятностью сломаются, а если жестоко обращаться с животными, то они никогда не станут ему доверять.

Ребенок должен ценить книги. Хоть сегодня все дети предпочитают планшеты и игры, необходимо найти способ и заинтересовать чадо в чтении. Можно посетить вместе с ним библиотеку и объяснить, что некоторые из произведений просто невозможно найти на просторах интернета.

Создание своих проектов

Даже простые кубики и конструктор помогут заложить в ребенке чувство того, что если он что-то создает своими руками, то это вызывает намного больше гордости, чем готовая продукция. Нужно попросить ребенка построить дом. После того как он воссоздаст постройку, в нее стоит «заселить» игрушки и рассказать чаду, как они благодарны.

Это поможет заложить в голове ребенка правильные нормы и мораль. Он не должен во всем полагаться на других. Ребенок поймет, что от его труда зависит многое. И пусть сейчас в его доме живут игрушки, рано или поздно он сможет сделать что-то хорошее для своих сограждан.

Уважение к продуктам питания

Стоит рассказать дошкольнику, как сложно выращивать пшеницу, обрабатывать ее и заниматься выпечкой. В следующий раз, когда он захочет выкинуть хлеб, он несколько раз подумает о том, как неуважительно это по отношению к тем, кто старался его приготовить. А если какая-то часть зачерствела, то ее не обязательно отправлять в помойку. Можно сделать вместе с ребенком кормушку для птиц и предложить ему покормить голодных пернатых.

Стоит чаще покупать свежую горячую выпечку и наслаждаться вместе с чадом ее ароматом. Это запах его Родины, той пшеницы, которая растет на его родной земле. Все это постепенно учит ребенка любить и уважать людей и свою страну.

Чем больше мать и отец взаимодействуют с дошкольником, тем проще вырастить из него настоящего патриота, которому будет не стыдно так себя называть. Это важнейшие цели, которые нужно достигнуть матери и отцу, а также школьным учителям и другим специалистам.

«Не спрашивай, что твоя родина может сделать для тебя – спроси, что ты можешь сделать для своей родины» (Д. Кеннеди)

На планете вряд ли найдется человек, который был бы полностью доволен своей страной. Но проблема в том, что люди зачастую только требуют от страны для себя всяческих благ, не задумываясь о том, что они сами ничего не сделали для своего благополучия. Хватит даже того, если каждый человек приложит хоть малейшие усилия, внесет свой небольшой вклад в развитие страны, чтобы получить взамен желаемое, и, разумеется, сделает хоть что-то для удовлетворения своих потребностей САМ.

Таким образом, я поддерживаю точку зрения Д. Кеннеди, ведь все мы являемся частью одного целого, и, делая блага стране, мы обеспечиваем благо и самим себе.

Ясько Виктория

Мы живем в современном мире, полном инноваций, с другой стороны, люди страдают от голода и войн. Нашу страну тоже потрясали великие войны, но, к счастью, теперь мы живем в согласии с европейскими странами. А все это благодаря тому, что в свое время россияне отстаивали честь своей Родины, боролись за лучшую жизнь, за свободу. Наша Родина сделала много для граждан, и мы должны быть ей крайне благодарны за это. Но как еще можно отблагодарить Отечество помимо слов?

Люди должны развивать в себе чувство патриотизма, преданности своей стране. Граждане не должны забывать про такие праздники как «День Победы», «День защитника Отечества» и другие памятные даты. Мы должны проявлять особое уважение к ветеранам Великой Отечественной войны и пожилым людям вообще. Не стоит также забывать о памятниках культуры, посвященных ВОВ. Нужно брать пример с людей, искренне верных своей Родине. Они осознают, что значит для них страна, родные поля, луга, леса…

Я считаю, что граждане России должны в корне изменить свое отношение к Родине, осознать насколько она важна для них, начать по-настоящему уважать ее, гордиться ей и заботиться о ней.

Квитка Виктория

Сейчас люди часто задают вопрос: «Почему мы живем в такой ужасной стране?». Но никто не задумывается о том, почему за такую «ужасную» страну веками сражались многотысячные армии. Эти люди не спрашивали для себя, эти люди делали все возможное для своей Родины. Они защитили ее, обеспечили будущее себе, своему поколению и поколению своих детей. Если каждый из нас внесет посильный вклад в развитие своей страны, жить станет лучше, комфортней и намного интересней.

Я полностью согласна с мнением Дж. Кеннеди, так как весь мир в наших руках, люди сами вершители своих судеб. Если в каждом из нас будет хотя бы капелька патриотизма, то наша страна сможет подняться на новый уровень развития. А что же такое патриотизм и как воспитать его в себе?

Патриотизм – это любовь к родине и выполнение долга перед Отечеством. Он воспитывается и растет в каждом из нас. Родители, бабушки, дедушки – это те, кто прививает нам его с раннего детства. Каждый может поверить в свою страну, взрастить в своей душе дерево под названием «патриотизм».

Ярким примером человека, стремившегося внести вклад в развитие своей страны, является М.В. Ломоносов. Он сам добился всего в жизни, самостоятельно получил необъемлемое количество знаний. Он не ждал, пока Родина поможет ему, а взял судьбу в свои руки. Ломоносов не просто достиг высот, но и помог Отечеству развиться, стать лучше.

В заключение хотелось бы сказать, что каждый из нас кузнец своего счастья, а кузнецом государства является полноценное гражданское общество. Помните про это, прежде чем говорить или думать, что ваша страна ни на что не способна!

Файзулина Алина

Каждый человек может сделать что-то полезное для своей Родины, и тем самым улучшить свою собственную жизнь. Кеннеди говорил, что человек должен в первую очередь сделать добро для своей страны. С этим утверждением я не могу полностью согласиться. От одного человека мало что может измениться. Для счастливого проживания на территории отдельно взятой страны необходимо усилие масс.

Если будут организованы крупные сообщества, которые попытаются помочь Родине, то, возможно, условия существования улучшатся. Но, в любом случае, человек должен добровольно приносить пользу обществу и государству, от насильственного принуждения его к этому пользы не будет.

На сегодняшний день в нашей стране велик процент людей, стремящихся покинуть ее пределы. Эти люди надеются на лучшую жизнь в другом государстве, но не каждый понимает, что в другом месте вовсе не обязательно будет хорошо. Недаром Грибоедов писал, что лучше там, где нас нет.

Человек не всегда осознает, что нужен той стране, в которой родился и живет. Благополучие государства зависит от общества. Именно это, как я считаю, подразумевал своими словами Дж. Кеннеди. Каждый человек, сделав благое дело для своей страны, улучшает и свою жизнь.

Алтаравичюте Виктория

Нельзя не согласиться с Дж. Кеннеди, так как государство не может выполнить все, что требуют граждане, поэтому мы должны сами сделать что-то на благо своей страны. В каждом государстве живет множество людей, и всегда есть среди них те, кто чувствует себя ущемленным и недовольным и винит в этом государство, не пытаясь как-то изменить свое положение. Жаловаться на свою жизнь всегда проще, чем делать что-нибудь самому. Многие люди просто не задумываются о том, что государство не в состоянии выполнить каждое желание населения.

Поэтому необходимо, чтобы в государстве существовало гражданское общество . Только при наличии гражданского общества могут образовываться объединения, которые обеспечивают общественное самоуправление, тем самым помогая разрешить многие проблемы.

Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях политического плюрализма эти интересы столь многочисленны, что государственная власть просто не имеет информации о каждом из них. Задача институтов гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, а также помочь удовлетворить как можно больше из этих интересов. Поэтому каждый гражданин обязан участвовать в жизни государства, что реализовать то, что может помочь государству в целом, повысить уровень благосостояния и благополучия страны.

Родионова Арина

Фраза Дж. Кеннеди означает то, что люди сами должны начинать действовать во благо своей страны. Большинство людей просто ждут действий от государства, что вдруг все станет хорошо, а ведь при это они совершенно не хотят ничего делать. Если люди начнут действовать все вместе во благо своей страны, то они смогут многое поменять и сделать жизнь такой, какой они хотят ее видеть.

Дж. Кеннеди пытается показать людям, что все зависит именно от них, что не государство управляет людьми, а наоборот. Самое главное в отношении человека к государству – это патриотизм. Если люди будут любить свою страну, то они смогут поставить ее на правильный путь.

Я полностью согласен с этим высказыванием, оно показывает нам то, что если хочешь поменять что-то в своей стране, нужно не ждать, а начинать действовать самому. В истории много примеров того, как люди меняли власть в государстве, в том числе и в нашей стране. Все зависит от каждого члена общества в отдельности, а не от масс. Если мы начнем действовать, то получим страну, о которой мечтаем.

Яшнов Максим

Это высказывание связано с проблемой взаимоотношения человека и государства. Эта проблема на сегодняшний день актуальна и для нашего государства, я считаю ее одной из главных бед России.

По мнению Дж. Кеннеди, гражданин должен сам понимать, что он может предоставить своей родине, чем помочь ей. А не ждать от государства, что оно сделает, чтобы ему хорошо жилось.

Я считаю, что эта фраза очень подходит для России, потому что люди, которые не довольны государством, президентом, системой образования, качеством жизни и так далее, только требуют чего-то для себя, даже не задумываясь о том, что они могут дать взамен. Примером могут служить митинги и демонстрации, на которых народ только требует. А ведь государство и народ должны действовать заодно…

Слово "патриотизм" у нас не модно. Прикрываясь этим словом власти совершают не понятные действия. Ассоциируется с людьми, размахивающими флагом после и во время соревнований, что, кстати, хорошо. Этим словом прикрываются люди, которые воюют с народами иных национальностей. Для себя не могу определить значение этого слова - это и не любовь к своей родине, а что-то другое..

Сейчас, как и всегда, для России сложные времена. Что лично я могу сделать, чтобы быстрее закончился экономический кризис и, как следствие, люди почувствовали уверенность в завтрашнем дне?

Во-первых, надо выжить. Назло всяким властям и политическим режимам. Надо жить, ведь жизнь - это не привилегия, а обязанность. Надо следить за своим здоровьем, растить детей, помогать родителям. Чтобы государство не затеяло, это не должно мешать жить долго и счастливо. Именно желание жить, как мне кажется, поможет восстановлению России как государства.

Во-вторых, надо работать. Делать полезную для общества работу, увеличить производительность труда, лучше планировать и эффективно тратить время. Ни в коем случае не надеяться на помощь государства. Чем лучше работать, тем быстрее восстановится экономика России. Все мы маленькие винтики, но от каждого многое зависит. Надо заниматься само образованием. Но не делать то, что не востребовано обществом, что не морально и не справедливо. Не работать много, а работать эффективно!

В-третьих, более активно участвовать в социальной и политической жизни государства. Это не значит, что надо идти в политику. Но надо быть в курсе политических и экономических событий, больше дискутировать и обсуждать события, пытаться показать своё мнение. На сегодня властями это разрешено. Будем считать это достижением. Но не подставляться и спорить в рамках законов государственных и моральных.

Всё просто. Каких-либо открытий нет. Стандартные лозунги. Важно направить усилия на эволюционное развитие России, без революций.

Основные понятия: конституционная обязанность, гражданский долг.

Не спрашивай, что страна может сделать для тебя, спроси, что можешь ты сделать для своей страны...

Дж. Кеннеди

1-й этап. Мотивация

Мы неоднократно на занятиях обсуждали вопрос о том, кого мы можем назвать настоящим гражданином. Давайте сравним мнения российских и американских школьников по этому вопросу.

Поработайте в группах с «Рабочим листом №1» и выполните задание.

Рабочий лист №1

Познакомьтесь с материалами Форума российских и американских школьников (Камчатка) и обсудите ответы на вопросы:

1. При определении, кто такой хороший гражданин, на что (права или обязанности) делают упор молодые люди двух стран? Что общего вы могли бы выделить в представленных материалах?

2. У кого более активная жизненная позиция?

3. Кто (американские или российские школьники) лучше знают свои гражданские обязанности? Кто называет их больше? Почему, как вы думаете?

Российские школьники

о «хорошем гражданине»

Хороший гражданин - законопослушный гражданин. Если ты отзывчив к окружающим тебя людям, уважаешь их права так же, как и свои, если ты осознаешь, что законом тебе предоставлены не только права, но и обязанности, которые ты должен соблюдать, то тебя можно назвать хорошим гражданином.

Алатырева

Хороший гражданин - человек, который соблюдает все законы и конституцию, не нарушает свободы другого человека. Это тот, кто готов защищать свою страну. Но в нашей стране очень мало таких хороших граждан. Многие уклоняются от налогов, что приводит к плохим последствиям. Также он должен обеспечивать своих детей хорошим образованием и материально.

Таня Шильдлевс

Хороший гражданин обязан хорошо и честно работать, от этого зависит развитие страны, быть законопослушным и выполнять свои гражданские обязанности.

Хороший гражданин - это человек, любящий свою страну, соблюдающий ее законы и порядки. Хороший гражданин - это патриот, знающий историю своей страны и стремящийся сделать что-нибудь полезное для своих соотечественников и, конечно же, для самой страны.

Ксения Иващенко

Хороший гражданин в наше время - это человек, который не нарушает законов, живет и зарабатывает честным трудом. Сейчас в мире мало таких добрых и честных людей. Если бы хороших граждан в нашей стране было бы больше, то и жизнь людей была намного лучше.

Анна Горбанева

Хорошим гражданином можно назвать человека, который не только не нарушает конституцию своей страны, но и человека с высоким моральным уровнем, который помогает другим людям. Хороший гражданин - это не тот, кто заплатил все налоги своей стране, а тот, кто заплатил налоги своей совести.

Роман Соколов

Американские школьники

Хороший гражданин активно участвует в жизни общества. Он ходит на выборы, соблюдает законы, осуществляет волонтерскую работу, служит высоким интересам общества.

Джулия Гилберт

Хороший гражданин живет, работает, делает что-либо на благо общества: выражает протест, служит в армии, голосует, работает чиновником и т.п. Те, кто ничего не предпринимает, а только пользуется плодами работы других людей, являются плохими гражданами.

Дирк Карн

Главное качество хорошего гражданина - участие. Здесь важно понимание механизма работы правительства, кто они - выбранные нами должностные лица, за что ты лично выступаешь, поддерживаешь или хочешь изменить политику государства. Участие - это не только голосовать на выборах, оно включает в себя работу присяжным, службу в армии добровольно и во время национального кризиса, работу в благотворительных организациях, даже выступление против государства, если тебя не устраивает его нынешняя политика.

Райан Гарднер

Я считаю, быть хорошим гражданином - значит быть патриотом. Любить свою страну и гордиться ею, понимая при этом, что кроме хороших, есть также и плохие стороны. Если в стране не так хорошо, как хотелось бы, необходимо стараться сделать все, чтобы жилось лучше.

Мишель Ким

Хороший гражданин делает все на благо общества, в котором живет, заботится о нем, не нарушает законы. Он/она ходит голосовать и выбирает того кандидата, который, по его/ее мнению, будет лучше управлять городом, штатом, страной. Они не обманывают, например, платят все налоги. Они просто работают, чтобы жизнь в их обществе была лучше.

Джессика Библер

Итоги обсуждения подводит учитель

Ситуация сравнения особенно интересна еще и потому, что обязанности американских граждан в конституции не зафиксированы. И многое из того, что назвали молодые люди, их никто не обязывает делать (например, волонтерская работа - дело абсолютно добровольное!).

В отличие от американцев наши обязанности записаны в Конституции РФ.

Что же такое конституционная обязанность?

Конституционная «основная» обязанность - это установленная государством в интересах всех членов общества и закрепленная в его конституции необходимость, предписывающая каждому гражданину определенные вид и меру поведения и ответственность за ненадлежащее их исполнение.

Конституционные обязанности личности - лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые закон и общество возлагают на нее.

На сегодняшнем занятии мы будем говорить о гражданском долге каждого из нас, о наших гражданских обязанностях.

Предложите учащимся выполнить следующие задания:

1. Россияне по Конституции имеют широкий спектр прав и свобод и весьма ограниченный круг обязанностей. Постарайтесь вспомнить и записать в тетрадях все известные вам обязанности российских граждан.

2. Поработайте с «Рабочим листом №2» и сравните ваши записи со статьями Конституции РФ. Проанализируйте, насколько хорошо вы информированы о конституционных обязанностях российских граждан.

Проведите самостоятельное их ранжирование с точки зрения важности каждой. Обсудите в группе расхождения в оценке той или иной обязанности. Узнайте, почему ваши партнеры так считают.

3. Обдумайте в группе и предложите возможные варианты дополнений в список наших с вами гражданских обязанностей.

Группы выступают поочередно, называют по одному тезису.

Рабочий лист №2

Из Конституции РФ, ч. 2

Ст. 15. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Ст. 57. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Ст. 58. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Ст. 59, ч. 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Ст. 43, ч. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Ст. 44, ч. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Возможно, в работе вам помогут данные сайта «Государство и власть», страница «Основы конституционного строя» (см. приложение).

3-й этап. Итоговое задание

Итак, мы проанализировали обязанности граждан Российской Федерации. Кроме того, вы хорошо знакомы с содержанием прав и свобод россиян. Для нас очень важно показать их взаимосвязь. Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание. Попытайтесь создать свой вариант плаката, в котором была бы отражена взаимосвязь прав и обязанностей граждан. Например: право на социальное обеспечение по старости и обязанность платить налоги; право на экологически чистую среду обитания и обязанность охранять природу и т.д. Плакаты обычно имеют и текстовую часть (призывы к чему-либо в прозе или в стихах). Предложите и вы свои варианты подписей к плакатам.

Общий вывод

Обязанности, как и права, должны быть предусмотрены законом. И тогда наша единственная обязанность - это соблюдать требования закона, т.е. нести предписываемые законом обязанности. Имеется концепция (которую я разделяю), что природа закона - это быть ограничителем абсолютной свободы. При этом обязанности, которые налагает на нас закон, должны быть достаточными, но в то же время минимальными и абсолютно необходимыми для того, чтобы общество могло функционировать как нормальный, здоровый организм, чтобы не было хаоса и того, что называется новым русским словом «беспредел».

Нам предстоит огромная и неустанная работа на протяжении многих поколений, прежде чем постепенно, шаг за шагом, мы сможем выйти на такой уровень, при котором экономические, социальные и иные обязанности будут исполняться всеми настолько четко, настолько ответственно, что станет возможным удовлетворение всех прав.

Домашнее задание

Используя данные веб-сайта Министерства по налогам и сборам и Министерства финансов РФ, покажите взаимосвязь между выполнением обязанностей по уплате налогов и возможностью реализации прав граждан на социальную защиту.

Ресурсы к уроку

Конституционные обязанности человека и гражданина

Обязанности - составная часть правового статуса личности. Они тесно связаны с правами и свободами человека и гражданина, и этим следует объяснить то обстоятельство, что обязанности закрепляются в гл. 2 Конституции России («Права и свободы человека и гражданина»). Нельзя представить себе человека, несущего только обязанности, как невозможны и права человека без обязанностей. Свобода только тогда становится реальной, когда она обретает черты порядка, основанного на праве, а порядок - это и есть единство прав и обязанностей.

Равенство обязанностей

Этот принцип, установленный ч. 2 ст. 6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. В практическом плане он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Однако в России проживает много лиц, не являющихся гражданами. Конституция не освобождает их от некоторых обязанностей (платить налоги, сохранять природу). Но некоторые обязанности на этих лиц не распространяются, они свойственны только гражданам (защищать Отечество и др.).

Соблюдение Конституции

и законов

Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции России. По сути, она распространяется и на лиц, не являющихся гражданами РФ, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Уважение прав

и свобод других лиц

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных.

Забота о детях

и нетрудоспособных родителях

В ч. 2 и 3 ст. 38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности, материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Получение основного общего образования

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людям о необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Забота о памятниках истории

и культуры

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

Уплата налогов и сборов

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налог или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Сохранение природы

и окружающей среды

Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Конституция РФ гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (ст. 58).

Конституционная обязанность конкретизирована в ряде законодательных актов. За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Защита Отечества

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федераций военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8).

Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность. Указом Президента РФ от 25 января 1996 г. отдельным представителям талантливой молодежи (до 500 человек ежегодно) предоставляется право на отсрочку от призыва на военную службу.

Однако существует много граждан, убеждениям которых или их вероисповеданию противоречит несение военной службы. В этих, а также в иных установленных законом случаях граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской. Такое правило закреплено не только в Конституции РФ, но и в конституциях и законах многих стран (Франция, Италия, Германия и др.).

Альтернативная служба может осуществляться в медицинских и других учреждениях, о чем должен быть принят федеральный закон. Отсутствие закона, который бы определял условия и порядок замены военной службы альтернативной гражданской службой, создает препятствия для полного осуществления гражданами их конституционного права, прежде всего применительно к случаям, которые согласно ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации должны устанавливаться именно в нем.

О конституционных правах граждан

Конституционные права, свободы и обязанности прежде всего опосредуют отношения и связи между государством и его гражданами. Возлагая на граждан основные обязанности, государство сохраняет за собой возможность в лице соответствующих органов устанавливать содержание и объем этих обязанностей путем издания конкретизирующих актов, определять условия их исполнения, принимать меры воздействия к тем, кто злостно уклоняется от их несения. Подобно тому, как конституционным правам и свободам соответствуют обязанности государства, выражающиеся в гарантиях этих прав, так и конституционные обязанности сопряжены с полномочиями государства и его органов создавать, руководствуясь принципами законности, такие условия, предпринимать такие меры, которые должны обеспечить неуклонное исполнение содержащихся в обязанностях предписаний. Иначе говоря, предоставляя гражданам права и свободы и возлагая на них обязанности, государство берет на себя бремя гарантировать эти права и сохраняет за собой возможность в пределах правопорядка прибегнуть к широкому диапазону мер - от убеждения до принуждения - с тем, чтобы установленные обязанности были исполнены.

Российская Конституция устанавливает прямое действие своих предписаний (ч. 1 ст. 15). «Права и свободы человека и гражданина, согласно ст. 18, являются непосредственно действующими». Если закрепленные Конституцией права и свободы в отдельных случаях могут применяться непосредственно, то записанные в ней обязанности по общему правилу лишены такой возможности. В самом деле, ст. 57 предписывает каждому обязанность платить установленные законом налоги и сборы. Как видно из содержания указанной статьи, тут провозглашается общий принцип - «платить установленные законом налог и сборы». Однако для осуществления этого принципа недостаточно выполнения лишь этого правила. Для претворения в жизнь этого требования необходим специальный закон или даже несколько, которые определяли бы субъекты налогообложения, размер и виды налога и пр. Поэтому прямое действие норм, закрепляющих конституционные обязанности, без подкрепления их специальным законодательством крайне затруднительно или вообще невозможно.

Обязанности в основе правового статуса человека и гражданина в реальной действительности выполняют разнообразные многоцелевые функции и социальные роли. В литературе они характеризуются следующим образом: одно из составляющих правового статуса личности; вид и мера должного поведения; гарантия и необходимое условие осуществления прав и свобод граждан; фактор укрепления законности и правопорядка, выполнения функций государства.

Как известно, в нашей Конституции опущена обязанность граждан трудиться. Это в известной степени символизирует теоретический и практический разрыв прав и обязанностей. В этой связи заслуживает всяческой поддержки посыл немецкого ученого Ф.Фабрициуса: «Право на труд признается в качестве примера прав человека. Вывод об обязанности трудиться представляется допустимым, ибо ценности, не обеспечиваемые природой, должны создаваться трудом».

Вопрос о правах, свободах и обязанностях, порядок их размещения решается конституциями по-разному. Наиболее распространенным является такой порядок, когда в Основном законе фиксируются только права и свободы, а обязанности отсутствуют. Как уже отмечалось, это прежде всего относится к старым конституциям (Конституция США, например). Другое размещение - это когда обязанности закрепляются отдельно от прав и свобод. Такая форма конституционного закрепления характерна для современных конституций.

Во многих конституциях права, свободы и обязанности записаны в одной главе и реже, когда им посвящены самостоятельные главы. В качестве примера можно привести конституцию Республики Узбекистан (гл. 11).

В современной Конституции Российской Федерации права и свободы, обязанности, а также их гарантии представлены единой второй главой. Здесь разработчики допустили некоторую нелогичность в порядке размещения этих институтов. Видимо, для более четкого восприятия этого документа требовалась не одна, а несколько самостоятельных глав, в которых бы последовательно закреплялись основные структурные элементы конституционного статуса человека и гражданина.

Практическое значение такого способа размещения прав, свобод и обязанностей и их гарантий оказало бы действенную помощь также и разработчикам законов, развивающих и конкретизирующих права, свободы и обязанности. Из этого тезиса вытекают для них примерно такие правила: во-первых, в любом законе должны содержаться не только права и свободы, но и обязанности, и они должны быть сопряжены между собой; а во-вторых, отсутствие одного из указанных компонентов делает закон односторонним, поскольку регулировать отношения между обществом, государством и личностью можно успешно, опираясь на два рычага - права и обязанности. Анализ новейшего законодательства показывает, что далеко не все законы отвечают этим требованиям.

Конституционные права, свободы и обязанности являются юридической базой для всех прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, ибо они содержат исходные, принципиальные положения в той или иной сфере регулирования общественных отношений. Провозглашенное в ст. 34 Конституции РФ право граждан на предпринимательскую деятельность содержит исходное, принципиальное положение для регулирования сферы хозяйственной жизни. Чтобы установить исходные положения, конституционные права, свободы и обязанности должны формулироваться в самом общем виде, однако должны быть определенными по содержанию. Только при этом условии они будут иметь прямое действие и обеспечивать необходимый простор для текущего законодательства, призванного развивать записанные в Конституции права, свободы и обязанности.

Однако записанные в Конституции права, свободы и обязанности для своего претворения в жизнь нуждаются в конкретизации и развитии. В противном случае они рискуют в значительной степени остаться нереализованными. Поэтому, подчеркивая самостоятельное значение конституционных прав, свобод и обязанностей, в то же время не следует их отрывать от всех остальных прав, свобод и обязанностей, в совокупности которых воплощены содержащиеся в них идеи. Обеспечение конституционными правами, свободами и обязанностями высшей юридической силы является гарантией незыблемости всего правового статуса человека и гражданина.

Наталья МАТЮХИНА, заместитель директора Малокуликовской школы, Орловская область

«Не спрашивай, что Родина сделала для тебя, а сначала спроси, что ты сделал для Родины?»

Джон Кеннеди

Что такое Родина? Страна? А что такое страна? «Страна - это географическая территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства. Под словом «страна» может пониматься не только территория, но и население этой территории».

Географическая территория для нас, понятно, все, что могла, уже сделала. Теперь мы для нее или из нее делаем. А вот население, население – это интересно. Население – это я, вы, сосед дядя Ваня, бухгалтер Шурочка, инспектор Петренко и прочая. Все, что Родина может для вас сделать, делается руками… точно таких же граждан. Если вы им – ничего, то с какой стати они вам что-то?

Конечно, можно кивать на правительство, мол, вот оно нам все должно, а мы – люди маленькие. Слишком уж приятно думать, что рядовой гражданин ничего сделать не может. Только депутаты, правительство, президент. А остальные могут сложить ручки и ждать чуда. Но есть ведь проблемы, которые порождаем мы сами, каждый маленький человечек, и которые можем исправить только мы сами.

1. Окружающая среда

Легче всего завидовать странам Запада, мол, там у них чистенько и красиво. Но что мешает сделать чистенько и красиво у нас? Самое элементарное, что вы можете сделать, – это не сорить, никогда не оставлять мусор после себя и детей своих приучить к этому, сажать цветы и деревья в палисаднике или у подъезда и беречь их в природе. Если кто-то где-то сделал «чисто и красиво», не губить его усилия и удерживать от этого других.

Все это знают. Но выполняют только единицы. Даже снеговика зимой нельзя слепить, чтоб его через 15 минут никто не сломал. Сердце кровью обливается, когда видишь граффити на исторических памятниках или только что покрашенных стенках, свалки в посадках, парках, на обочинах, затоптанные газоны, мусор под ногами и тотальное равнодушие.

Очень явно это видно на следующем примере. В последнее время стали проводить акции под названиями «Сделаем город чистым» и тому подобные при поддержке компаний по переработке мусора. Участвует в акциях в основном активная молодежь, старшее поколение отзывается об этом скептически, мол, субботник, бесплатная работа, зачем оно тебе надо. Но за два-три часа такой работы свалка превращается в парк. Смотрю, а это самое скептичное старшее поколение уже ведет туда своих внуков. Их совместными стараниями за пару месяцев парк превращается обратно в мусорник. И опять сидят на лавочках старушки и кивают, мол, вот видите, все было напрасно.

Чтобы каждый мог жить в чистоте и наслаждаться красотой, действовать надо сообща. Каждый должен внести свой вклад или хотя бы не мешать, уважать чужой труд.

2. Экономическое процветание

Экономическое процветание, как ни странно, тоже должно быть делом наших рук. Складывается такое впечатление, что кредо всей страны – «Если бы с зарплатой как у них ничего не делать как у нас». Люди кичатся тем, что сдают экзамены по принципу «на халяву» и «содрал, прокатило», покупают дипломы, могут на работе часами сидеть «вконтактике», играть в игры, и ничего им за это не будет.

А потом получается, что куда ни кинься, вокруг тебя плохие врачи, инженеры, парикмахеры, бухгалтеры, продавцы. И вообще в стране «все плохо». Козырный аргумент – «Как платят, так и работаем», ну так и остальные так, что же вы на них тогда жалуетесь? Можно ли силами армии бездельников и халявщиков построить развивающийся бизнес, прибыльные предприятия, качественное производство? Ведь нет, а без этого какое может быть экономическое процветание?

Начните с себя. Сделайте из себя специалиста, занимайтесь на работе работой, совершенствуйтесь, работайте качественно. Прививайте детям и подчиненным такое же отношение. Пока мы не сменим кредо, пока трудолюбие снова не станет ценностью, никакого экономического процветания нам не светит.

3. Коррупция

У нас распространено мнение, что коррупцию в нашей стране побороть нельзя. Такое чувство, будто она инкорпорирована в нас. Да, я согласна, бывают ситуации, когда взятку требуют такие люди, от которых зависит наша судьба, и «никуда не денешься».

Но сколько случаев, когда можно обратиться по тому же телефону доверия и наказать вымогателя без ущерба для себя. Сколько случаев, когда люди «несут» по инерции, без просьбы врачам, налоговым инспекторам, преподавателям, чтобы «отблагодарить». Сколько случаев, когда люди сами суют взятку, чтобы получить желаемое. А ведь так недолго привыкнуть и тому, кто изначально не собирался ничего брать. Молодой специалист поначалу обычно боится брать взятки, хотя бы из-за того, что это уголовно наказуемо. Но добрые люди быстро приучают к мысли, что ему все сойдет с рук.

Мы творим коррупцию сами. Мы настолько привыкли, что даже не пытаемся обойтись без нее. Когда я говорю, что отучилась в школе и университете на все пятерки, устроилась на работу, получила водительские права и даже вышла замуж, не дав ни одной взятки, мне не верят. Тем не менее это возможно. Не кормите этого зверя, он ослабнет и растеряет свое влияние.

Все это так просто и банально. Все это вы можете сделать, если возьмете на себя ответственность, осознаете свою роль и перейдете от пустых жалоб к полезным действиям. Не кивайте на пассивных сограждан, отвечайте за себя, заражайте других своим примером, делайте все возможное со своей стороны, на своей улице, на своем рабочем месте, в своей семье.

Только тогда у нас наконец-то получится создать чистую и красивую, процветающую страну, которая, в свою очередь, сможет что-то сделать для нас и наших детей. Это в наших руках!



Рассказать друзьям