Чужая калитка. Пермяк Евгений Андреевич

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Поучительный рассказ о трудолюбии и бережном отношении к природе и другим людям. Дедушка важными советами и своим примером воспитывает в Алеше лучшие чувства.

Чужая калитка читать

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком. Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?

Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.

Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.

Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.

Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?

Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.

Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.

Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.

Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?

Да ничья, - ответил дед. - Общая.

Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?

Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.

А кто он, дедушка, этот человек?

Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.

Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.

Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.

А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.

Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две.


Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

Алёшка, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня появилась.

Шли они по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да еще спинка у скамьи появилась.

Вот тебе и на! - удивился дед. - И у ничьей скамейки хозяин нашёлся. Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал.

Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
- А ты не знаешь этого мастера, внучек?

Знаю, дедушка, только он называть себя не велел.

Это почему же?

Не любит он хвалиться. Да и не он один всё это делал.

Дед заглянул внуку в глаза и сразу догадался, кто скамейку починил, кто щеколду привинтил и калитку покрасил. Глаза у внука были ясные и счастливые.

Приходит, значит, такое время, Алексей, - сказал дед, - когда всё оказывается своим да нашим.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым дымом. Дед заметил это и снова заговорил:
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже может ничьим показаться, если глядеть на него, не подумавши. А он наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.


Опубликовано: Мишкой 09.08.2018 09:26 25.05.2019

Подтвердить оценку

Оценка: / 5. Количестов оценок:

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 3533 раз(а)

Другие рассказы Пермяка

  • Самое страшное — Пермяк Е.А.

    Поучительный рассказ о том, что может случиться с тем, кто всех обижает. Зло и плохие поступки не остаются ненаказанными! Самое страшное читать Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не …

  • Как Миша хотел маму перехитрить — Пермяк Е.А.

    Рассказ о мальчике Мише, который не хотел признаваться в том, что сломал велосипед и разорвал рубашку. Он сказал, что колесо само отвалилось, а рубашка сама порвалась. Удалось ли Мише перехитрить маму? Как Миша хотел маму …

  • Первая рыбка — Пермяк Е.А.

    Короткая история о первом улове мальчика Юры. Ему попался маленький ёршик, но все говорили, что уха получилась такой вкусной из-за этой рыбки! Первая рыбка читать Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой …

    • Мой хитрый сынишка: Тетерева в лунках — Бианки В.В.

      Отец с сыном зимой на закате заприметили вдалеке тетеревов на березах. Когда те на деревьях сидят, к ним и на выстрел не подойдешь. Отец дал команду замереть и наблюдать. Вскоре тетерева попадали камнем в снег, …

    • Маленькие рассказы: Моржиха — Бианки В.В.

      Поплыли два брата ненца на лодке охотиться за моржами. Старший греб веслом, а младший винтовку наготове держал. На нем была одежда из тюленьей шкуры мехом наверх. Они встретили моржиху с моржонком, младший брат выстрелил и …

    • Котенок — Толстой Л.Н.

      У брата и сестры в доме жила кошечка, которая однажды родила котят. Дети упросили родителей оставить им одного котенка, к которому привязались. Однажды они гуляли с ним на дороге, и охотничьи собаки хотели наброситься на …


    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

31.08.2014 10773 0

Цель: воспитание желания проявлять заботу о людях, потребности делать добрые дела.

Задачи: через осознание идеи произведения подвести детей к выводу, что труд должен стать потребностью каждого человека, уметь аргументированно доказать значение пословицы «Всякий человек в труде познаётся».

Ресурсы: листы с текстом, карточки ПМИ.

Ход урока

1. Организационный момент

* Игра на создание коллаборативной среды – «БЕЛКИ, ОРЕХИ, ШИШКИ»

Играющие получают «имена» - белки, орехи, шишки. Дети должны образовать тройки (белка, орех, шишка), взяться за руки, образуя кружок. Ведущий стоит в середине площадки.

Игра: ведущий кричит: «Белки!» - и все играющие, названные белками, должны поменяться местами, а водящий в это время старается занять любое освободившееся место. Если он сумеет это сделать, то становится белкой, а оставшийся без места - ведущим. По команде «Орехи!» или «Шишки!» меняются местами другие игроки.

2. Этап вызова (побуждение)

* Стратегия – «Трёхуровневое интервью»

Обсудите в тройках значение пословицы: ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК В ТРУДЕ ПОЗНАЁТСЯ.

(Роли меняются)

Объедините в тройках свои записи и представьте общее объяснение значения пословицы.

Кто такой герой?

Как вы думаете, а может быть герой труда?

Говорят: «В труде рождаются герои». Во все времена высоко ценили людей – тружеников. Тех, кто добивался отличных результатов в труде, награждали орденами и медалями.

Показ слайдов (1-2) с изображением медалей

Герой Труда Казахстана (каз. Қазақстанның Еңбек Ері) - высшая степень отличия Республики Казахстан, присваиваемая за выдающиеся достижения в экономическим и социально-гуманитарном развитии Республики Казахстан. Лицам, удостоенным звания «Қазақстанның Еңбек Ері», вручается знак особого отличия - Золотая звезда и орден «Отан».

Какими качествами должен обладать герой труда?

Как вы думаете, может ли этими качествами обладать ребёнок?

А не хотели бы вы познакомиться с одним из таких мальчиков?

3. Этап осознания смысла

Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Евгений Андреевич Виссов (настоящая фамилия) родился в городе Перми, на Урале. В этом городе он прожил долгие годы и этот город был ему очень дорог, недаром он взял псевдоним – Пермяк.

Е. Пермяк - трудолюбивый. Да, действительно. Я вам похвалюсь, говорил писатель, мастерить я люблю и умею, а это потому, что в 13 лет я встал к станку.

Е. Пермяк – умный и мудрый. В жизни он встречался с интересными людьми, узнавал их обычаи, учился у них мудрости.

Стать хорошими людьми помогает и рассказ Е.Пермяка «Чужая калитка». «Коли берёшься за дело – доведи до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, подожди когда вырастешь» - учит дедушка своего внука, а вместе с ним учатся и мои ученики.

Как вы думаете, кто подремонтировал калитку и скамейку? Как вы оцениваете поступки мальчика? Хотелось бы вам иметь такого товарища? Почему? Давая оценку поступкам Алёши, дети непроизвольно оценивают самих себя: «А как бы вы поступили на месте героя?», что является могучим средством самовоспитания.

* Стратегия – «Читатель-исследователь» (индивидуальная работа)

ИНТЕРЕСНО

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

Работа с пословицами

Какая пословица на ваш взгляд выражает основную идею произведения? Объясните свой выбор.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Суди о человеке по его труду.

Дерево ценят по плодам, а человека - по делам.

4. Этап рефлексии

* Стратегия – «Лаборатория Блума» (работа в малых группах)

Каждая группа исследует «ТРУД» со своей стороны, готовит презентацию в любой форме:

1 группа «Знание»

Дайте определение, что такое, по-вашему, «ТРУД» (можете предложить несколько вариантов)

2 группа «Понимание»

Постарайтесь определить сущность понятия «ТРУД», то есть подобрать ассоциации, синонимы, которые повторяют суть темы.

3 группа «Применение»

Предложите, как и где можно использовать «ТРУД» (может вы найдёте необычное применение)

4 группа «Анализ»

Проанализируйте и докажите, что «ТРУД» важен для каждого

5 группа «Синтез»

Определите основные качества «ТРУДА» или трудолюбивого человека.

6 группа «Оценка»

Выделите «за» и «против» «ТРУДА», аргументируйте.

Защита презентаций групп

Остальные группы должны задать группе вопрос, сделать комментарий и высказать пожелание.

5. Итог урока

По окончанию презентаций группы заполняют листы оценивания

Лист оценивания презентаций групп

Чужая калитка

Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. Его очень любили в семье, но больше всех Алёшу любил дедушка, любил и, как мог, помогал ему расти хорошим человеком. Не баловал дед внука, но и не отказывал в том, в чём можно не отказать.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста. Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся! Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилу держит, внук - за другую. Помучится парень, да научится.

Так и во всём... Красить ли крылечко задумает малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка ни в чём не отказывал. Одного только от внука требовал:

Коли берёшься за дело - доведи его до конца. А если видишь, что дело тебе не по рукам, - подожди, когда вырастешь.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал, и сам радовался, настоящим человеком себя чувствовал, и другие его таким же называли.

Хорошо на свете жить, когда тебя люди хвалят, когда всё тебе удаётся. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с удачливым Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься...

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен. Потому что и стадо может забрести да повытоптать саженцы. И лосей теперь столько развелось, что они даже в село, как домой, приходят. А уж про зайцев и говорить нечего - обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру. Щеколда у калитки оторвалась. Заметил это Алёша и говорит дедушке:

Хозяева тоже мне... Пустое дело на три шурупа щеколду привернуть, а не хотят... Потому что чужая щеколда и ничья эта калитка...

Что говорить, Алёшенька, - поддержал дедушка разговор, - и петли бы у калитки не худо сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и калитка на землю свалится...

И свалится, - подтвердил Алёша, - она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой...

Да уж куда хуже быть чужой калиткой, - опять согласился с внуком дед, - то ли дело наша калиточка. И синей красочкой она тобой покрашена, и петельки чистым нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё «трень-брень», как музыка... своё оно и есть своё.

Тут дед посмотрел на внука, улыбнулся чему-то и дальше зашагал. Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:

Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул и спрашивает.

А чья, дедушка, эта скамья?

Ничья, - ответил дед, - чужая. Какой-то человек взял да вкопал два столбика да прибил к ним доску. Вот и получилась скамья. Кому надо - отдыхай. Никто этого человека не знает, а все спасибо ему говорят... только скоро эта скамейка тоже, никак, кончится. Столбики у неё подопрели. Ну, так ведь чужая скамья, и никому до неё нет дела. Не то, что наша у ворот, ухоженная да покрашенная...

Тут дед снова посмотрел на Алёшу, потрепал его за розовую щёчку и опять улыбнулся чему-то.

Алёша выследил двух тетеревов. Дома шуму-гаму было выше потолка.

Вот так охотник растёт у нас! - нахваливает Алёшу мать. - Подстрелить тетерева всякий может, а выследить его редкий умеет.

Весёлый был ужин в этот воскресный вечер, но Алёша почему-то молчал и о чём-то думал.

Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.

А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.

Да нет, нет, - отмахнулся Алёша, - не устал и поладил с дедушкой. Очень даже поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две - отправились дед с внуком по первому снегу на охоту. Пошли через садовый питомник. Глядит дед и глазам не верит. У чужой калитки не только щеколда на хорошие шурупы привёрнута, не только её петли белым салом смазаны, но и краска на калитке, как небо в мае месяце.

Алёша, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня нашлась.

Шли они опять по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейки не узнать. Столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да ещё спинка у скамьи появилась.

Вот тебе и на, - удивляется дед, - у ничьей скамейки хозяин нашёлся! Омолодил скамеечку, а спасибо сказать некому. Знай бы я этого человека, в пояс бы ему поклонился и руку бы ему пожал.

Тут дед снова заглянул в Алёшины глаза и спросил:

А ты не знаешь, как звать этого мастера, Алексей?

Нет, - ответил Алёша, - я не знаю его, дедушка. Знаю только, что весной наши ребята хотят школьную изгородь подновлять. Совсем покосилась. Она тоже чужая, а - наша.

Это хорошо, - сказал дед.

А что хорошо? - спросил Алёша.

Хорошо, что ты мастера не знаешь, который скамью починил и чужую калитку за свою посчитал... А что касаемо школьной изгороди, - сказал дед, разводя руками, - я даже слов подобрать не могу... Видно, приходит, Алёша, такое время, когда всё оказывается своё и наше...

Дед опять заглянул внуку в глаза.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым, окрашенным солнцем дымом. Дед заметил это и снова заговорил.

А завод-то, Алёша, который дымит, тоже чужим кажется, если глядеть на него не подумавши... А он ведь наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

» Чужая калитка. Пермяк Евгений Андреевич


Алёша Хомутов рос мальчиком старательным, заботливым и работящим. За это его очень любили в семье. Больше всех Алёшу любил дедушка. Любил и как мог помогал ему расти хорошим человеком.

Попросит Алёша научить его ловушки на хорьков ставить - пожалуйста! Трудно ли деду показать, как эти ловушки ставятся?

Дрова пилить вздумает Алёша - милости просим! Дед за одну ручку пилы держится, внук - за другую. Помучится парень да научится.

Так и во всём… Красить ли крылечко захочет малец, огурцы ли на окошке в ящике выращивать - дедушка никогда не отказывал.

Вот так и жил Алёша. Всех в своей большой семье радовал и сам радовался, трудовым человеком себя чувствовал.

Хорошо на свете жить, когда у тебя дело есть, когда руки у тебя хваткие. Даже в пасмурный день на душе светло и весело. Но как-то и с Алёшей случилось такое, что пришлось призадуматься.

Всё началось с того, что пошёл он с дедом в лес тетеревов добывать. А дорога в лес шла через садовый питомник, где выращивались молодые деревца. Питомник был хорошо огорожен, чтобы стадо не забредало и не топтало саженцы и зайцы чтоб не забирались: а то обгложут кору молодых яблонек или груш - и конец.

Подошли Алёша с дедом к питомнику и видят, что калитка открыта. Хлопает калитка на ветру, щеколда у неё оторвана.

Алёша и говорит дедушке:
- Хозяева тоже мне! Щеколду привернуть не могут! Потому что чужая это калитка и никому до неё нет дела. Правда, дедушка?

Что там говорить, Алёшенька, хозяева неважные, - поддержал дедушка разговор. - Ведь и петли у калитки не,худо бы сальцем смазать, а то, того и гляди, переест их ржа и свалится калитка на землю.

Конечно, свалится, - согласился Алёша. - Она и так еле-еле держится. Плохо, дедушка, быть чужой калиткой.

Да уж куда хуже, - засмеялся дед. - То ли наша калитка. И синей красочкой покрашена, и петельки нутряным сальцем смазаны, и щеколда у неё звенит «трень-брень», как музыка. Своё, оно и есть своё… - Дед хитровато посмотрел на внука, и они пошли дальше.

Долго ходили по лесу. Трёх тетеревов добыли и двух рябчиков. Находились по лесным чащобам да колдобинам так, что еле ноги волочат. Отдохнуть бы охотникам, да сыро в лесу.

Дед говорит:
- Сейчас на просеку выйдем, там скамейка есть.

Вышли на просеку. Смотрит Алёша - и правда скамейка стоит, в землю вкопанная. Почернела от времени, столбики мохом поросли. Обрадовался Алёша, сел на скамью, как на диван, и ноги вытянул. Хорошо!

Посидел Алёша, отдохнул немного и спрашивает:
- А чья это скамейка, деда?

Да ничья, - ответил дед. - Общая.

Но ведь кто-то же сделал её и в землю вкопал?

Конечно. Не сама же скамья сделалась и в землю вкопалась. Какой-то хороший человек её смастерил, который не о себе одном думает, а обо всех людях.

А кто он, дедушка, этот человек?

Откуда мне знать? Может быть, лесник какой или просто сердечный старик, а может быть, и малый вроде тебя. Никто того человека не знает, а все спасибо ему говорят. Жаль вот только скамейке этой скоро конец придёт. Столбики у неё подопрели. Да и доска черным-черна. Не то что наша скамеечка у ворот - ухоженная да покрашенная.

Задумался Алёша над дедовыми словами. Всю дорогу молчал и дома за столом тоже молчал.

Устал, наверно, милый сын? - спросил Алёшу отец.

А может, с дедом не поладил? - спросила бабушка.

Да нет, - отмахнулся Алёша, - не устал я и с дедушкой поладил.

Прошла неделя, а может быть, и две.

Опять отправились дед с внуком на охоту. Подошли они к садовому питомнику. Глядит дед - и глазам не верит. Щеколда у калитки привинчена, петли салом смазаны, а сама калитка синей краской покрашена, сияет, как небо в мае месяце.

Алёшка, ты погляди, - указывает дед, - никак, у чужой калитки родня появилась.

Шли они по старой дороге и на просеку вышли. Добрались до скамейки, где в прошлый раз отдыхали, а скамейку не узнать: столбики новые вкопаны, доска той же синей краской покрашена, что и калитка, да еще спинка у скамьи появилась.

Вот тебе и на! - удивился дед. - И у ничьей скамейки хозяин нашёлся. Знал бы я этого мастера, в пояс бы ему поклонился и руку пожал.

Тут дед посмотрел на Алёшу и спросил:
- А ты не знаешь этого мастера, внучек?

Знаю, дедушка, только он называть себя не велел.

Это почему же?

Не любит он хвалиться. Да и не он один всё это делал.

Дед заглянул внуку в глаза и сразу догадался, кто скамейку починил, кто щеколду привинтил и калитку покрасил. Глаза у внука были ясные и счастливые.

Приходит, значит, такое время, Алексей, - сказал дед, - когда всё оказывается своим да нашим.

За лесом в это время поднялось позднее зимнее солнце. Оно осветило дым далёкого завода. Алёша залюбовался золотистым дымом. Дед заметил это и снова заговорил:
- А завод-то, Алёша, который дымит, тоже может ничьим показаться, если глядеть на него, не подумавши. А он наш, как и вся наша земля и всё, что на ней есть.

Литературное чтение 3 класс

Тема: Е. Пермяк «Чужая калитка»

ЦЕЛЬ : Познакомить с рассказом Е. Пермяка «Чужая калитка»

Задачи :

формировать умение анализировать поступки людей;

расширить знания учащихся о профессиях; довести до сознания детей, что труд в нашей стране должен стать потребностью человека;

развивать память, внимание, речь учащихся, воспитывать интерес к книге.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Проверка д/з

Пересказ сказки-быль Платонова «Неизвестный цветок», синквейн.

II. Фонетическая зарядка.

«ЖИЗНЬ ДАНА НА ДОБРЫЕ ДЕЛА».

для чего?

для каких дел?

Какое, по-вашему, главное слово в пословице? Почему?

Вывод. Для чего дана жизнь человеку? (Для добрых дел, для пользы, труда.)

III. Этап вызова (побуждение).

Что такое «труд?» Дайте свое пояснение этого слова в тетради.

Правильно. Труд –это умение выполнять полезную для общества работу.

Прочитайте название нашего рассказа, только заглавные буквы.

аЧмУвЖуАыЯ лКшАтЛпИкТнКшА

Как понимаете выражение «Чужая калитка»? (Устно.)

Предположите, о чём может быть рассказ с таким названием? (о. д.)

IV. Этап осознания смысла.

Рассказ, который мы с вами сегодня прочитаем, написал Евгений Андреевич Пермяк.

Биография Е.Пермяка.

(на экране телевизора портрет Е.Пермяка, даты его жизни, презентация)

Уч-ся самостоятельно читают биографию Пермяка выполняя задание.

Задание: Прочитайте биографию, подчеркните простым карандашом те слова, которые бы вы записали жирным шрифтом.

Проверка (1-2 уч-ка зачитывают)

Где учился?

Какие профессии освоил?

Что вас удивило в этом человеке?

1) Словарная работа.

Старательный - делающий что-нибудь со старанием Старательный ученик.

Малец - парень, подросток, мальчик.

Хваткие - Ловко и цепко хватающий. Хваткие руки.

Питомник – место разведения растений или животных, а также опытный участок, на котором производится их изучение. Питомник фруктовых деревьев.

Щеколда - Железная пластинка с рычажком, служащая для запирания ворот, наружных дверей.

Ржа- покрытый ржавчиной, содержащий окислы железа

Еле ноги волочить (разг. ) - идти с трудом от усталости.

Просека – очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу.

2) Первичное чтение рассказа

ИНТЕРЕСНО

Мальчик трудолюбивый

Чужая калитка

Кто отремонтировал?

Отремонтировал скамейку и калитку

Старая скамейка

Мальчик самостоятельно отремонтировал, и не хвастался

Проверка

Какие моменты вы отметили как положительные (ПЛЮС)? Почему?

Какие моменты вы отметили как отрицательные (МИНУС)? Почему?

Какие моменты вас заинтересовали (ИНТЕРЕСНО)? Почему?

4) Работа с кубиком «Блума»

На гранях кубика написаны слова:

Кубик бросает ученик.

Задание:

Необходимо сформулировать вопрос к рассказу по той грани, на которую выпадет кубик.

5)Выборочное чтение.

Найдите и прочитайте в рассказе Е. Пермяка то место, где говорится о том, как Алексей учился, трудился, и кто ему помогал.

Прочитайте, как взрослые хвалили и поощряли Алёшу.

6)Творческое задание «Построй дом».

Расскажите, чему вы научились дома, у кого?(обмен мнениями)

Каким качествам нас учат в семье? (Дети выбирают готовые существительные и строят дом: любовь, жадность, ум, доброта, злость, лень, отзывчивость, честность, трудолюбие.)

Что у нас получилось?

Кто нам помог построить дом?

Каким должен быть человек, чтобы прожить хорошую жизнь?

7)Составление пятистишия к слову «Труд».

8)Составление плана рассказа по картинкам.

    Трудолюбивый мальчик.

    Чужая калитка.

    Старая скамейка.

    Свое, наше.

Презентация каждой группы.

9) Итог урока.

Я сегодня работал над……

Я смог……

Урок дал мне для жизни……

Домашнее задание. Чтение и пересказ рассказа.

Взять интервью у родителей и написать о профессии.



Рассказать друзьям