Cочинение «Образ и характер Грушницкого. Cочинение «Образ и характер Грушницкого Какой грушницкий

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ГРУШНИЦКИЙ

ГРУШНИЦКИЙ - центральный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» (1838-1840). Г.- молод, ему всего двадцать один год. Он - юнкер, однако уже имеет георгиевский крест. Г. забавен, доверчив, имеет ложные понятия о чести, которыми его легко сбить с толку. И только в смерти он достигает исключительности. И.Анненский справедливо находит его смерть прекрасной. «Так не высмеивают людей»,- замечает он в статье «Юмор Лермонтова». «Нам на земле вдвоем нет места!» - в запальчивости выкрикивает Г., стоя под дулом пистолета своего убийцы, будто Пятигорск - это и есть весь мир. Со временем Г. перебесился бы и поумнел, но время его ограничено пребыванием в отпуске по ранению. Печорин подсказывает читателю, что Г. страдает романтическим фанатизмом. Но кажется, романтизм Г. особенно расцветает в присутствии Печорина. Это понятно: юноша польщен вниманием петербургского льва, он стремится копировать его, фактически подражая лишь маске. Г.- участник печоринского маскарада. Дело тут не в одном романтизме Г. Просто ему представился случай играть какую-то роль в обществе. Первый случай оказывается и последним.

В.В.Макаров


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ГРУШНИЦКИЙ" в других словарях:

    Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также стр. 21 … Словарь литературных типов

    - «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия

    И Лермонтов. Обращение к творчеству Л. характерно для рус. кинематографа с самого начала его существования. В 1909 пионер моск. кинопроизводства А. А. Ханжонков «сценировал» «Песню про... купца Калашникова» (реж. В. Гончаров, в роли Калашникова П … Лермонтовская энциклопедия

    С именем английского поэта связано известное под именем байронизма литературно общественное настроение, которое явилось результатом впечатления, произведенного на всю образованную Европу как гениальными произведениями Байрона, так и своеобразной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    АНТИТЕЗА, антитетичность, в широком смысле принцип мировосприятия, заключающийся в обнаружении противоположности двух явлений; в иск ве прием, запечатлевающий контрастность понятий, характеров, психол. состояний, ситуаций, атрибутов быта и т.п. А … Лермонтовская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени Герой нашего времени … Википедия

    Мери, княжна Лиговская ("Герой нашего времени") - Смотри также Московская княжна. Единственная дочь княгини Лиговской. Мать называла ее, на английский манер, Мери. Милая и кокетливая, капризная и прехорошенькая девушка с подвижной физиономией, с дерзкой миной, презрительной улыбкой и… … Словарь литературных типов

    Семя цветковых растений по развитию и строению существенно отличается от семени голосеменных. Это объясняется различиями в строении семязачатка голосеменных и цветковых растений и в не меньшей степени в характере оплодотворения и… … Биологическая энциклопедия

Книги

  • Большие чувства. Азбучные истины , Голованивская М.К. , Эта книга о том, как обратить большие чувства в мощную силу, генератор энергии, о том, как гордиться тем, что ты способен их испытывать! - Елена Пастернак объясняет, что такое «Апатия»: «Я… Категория: Общие вопросы Серия: Издатель: Клевер-Медиа-Групп ,
  • Читаю Лермонтова , ВасинМакаров А.Н. , Это книга размышлений, а не комментариев... Размышлений серьёзных, неочевидных. ? Лермонтов? это тест России на выживание. ? Лермонтовым надо мучиться. ? Лермонтов? это не… Категория:

Весной 1940 года вышло отдельное издание произведения "Герой нашего времени", написанного Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Этот роман стал одним из самых интересных и необычайных явлений в отечественной литературе. Книга эта вот уже более полутора веков является объектом многочисленных исследований и споров. Она нисколько не теряет в наши дни своей остроты и актуальности. Еще Белинский писал об этой книге, что ей никогда не суждено состариться. Мы тоже решили обратиться к ней и написать свое сочинение. Грушницкий и Печорин - очень интересные персонажи.

Особенность поколения

Григорий Александрович Печорин, главный герой рассматриваемого романа, жил во времена Лермонтова, то есть примерно в тридцатые годы девятнадцатого века. Это время было периодом мрачной реакции, которая наступила после в 1825 году и его разгрома. Человек передового мышления не мог в ту пору найти применения своим талантам и силам. Сомнение, неверие, отрицание были особенностями сознания юного поколения тех лет. Идеалы отцов были отвергнуты ими "с колыбели", а затем эти люди усомнились и в нравственных нормах и ценностях как таковых. Поэтому В. Г. Белинский писал, что "Печорин глубоко страдает", поскольку не может применить могучие силы своей души.

Новые художественные средства

Лермонтов, создавая свое произведение, изображал жизнь как она есть в действительности. Это потребовало новых и он их нашел. Эти средства не знала ни западная, ни русская литература, и они по сей день вызывают наше восхищение благодаря соединению широкого и свободного изображения характеров с умением их объективно показать, раскрыть одного героя через призму восприятия другого.

Рассмотрим подробнее двух главных персонажей этого романа. Это Печорин и Грушницкий.

Образ Печорина

Печорин был по своему происхождению аристократом, получил стандартное светское воспитание. Выйдя из-под родительской опеки, он отправился "в большой свет" для того, чтобы наслаждаться всеми удовольствиями. Однако вскоре такая легкомысленная жизнь ему надоела, наскучило герою и чтение книг. Печорина после некоторой истории, нашумевшей в Петербурге, ссылают на Кавказ.

Изображая внешность героя, автор указывает несколькими штрихами на его происхождение: "благородный лоб", "бледный", "маленькая" рука. Этот персонаж - выносливый и физически сильный человек. Он наделен умом, оценивающим критически окружающий мир.

Характер Григория Александровича Печорина

Печорин задумывается о проблемах добра и зла, дружбы и любви, о смысле нашей жизни. Он самокритичен в оценке своих современников, говоря о том, что его поколение неспособно на жертвы не только для блага человечества, но и для своего личного счастья. Герой хорошо разбирается в людях, его не устраивает вялая жизнь "водяного общества", он оценивает столичных аристократов, давая им уничтожающие характеристики. Наиболее глубоко и полно Печорина раскрывается во вставной повести "Княжна Мери", во время встречи с Грушницким. и Грушницкого в их противостоянии - образец глубокого психологического анализа Михаила Юрьевича Лермонтова.

Грушницкий

Автор произведения "Герой нашего времени" не дал имени и отчества этому персонажу, назвав его просто по фамилии - Грушницкий. Это обыкновенный юноша, юнкер, мечтающий о большой любви и звездочках на своих погонах. Его страсть - производить эффект. Грушницкий отправляется к княжне Мери в новом мундире, пахнущий духами, расфранченный. Этот герой - посредственность, которой присуща слабость, простительная, правда, в его возрасте, - "страсть декламировать" и "драпироваться" в какие-то необыкновенные чувства. Грушницкий стремится играть роль разочарованного героя, модную в то время, изображая из себя существо, наделенное "тайными страданиями". Этот герой - пародия на Печорина, и вполне удавшаяся, ведь не зря молодой юнкер столь неприятен последнему.

Противостояние: Печорин и Грушницкий

Грушницкий своим поведением подчеркивает благородство Григория Александровича, но, с другой стороны, как будто стирает между ними всякие различия. Печорин ведь сам подглядывал за княжной Мери и Грушницким, что, конечно, не является благородным поступком. Княжну он, надо сказать, никогда не любил, а лишь использовал ее любовь и доверчивость для борьбы со своим неприятелем - Грушницким.

Последний, как недалекий человек, не понимает сначала отношения к себе Печорина. Он кажется сам себе самоуверенным человеком, весьма значительным и проницательным. Грушницкий говорит снисходительно: "Мне жаль тебя, Печорин". Однако события развиваются отнюдь не по замыслу Григория Александровича. Вот уже обуреваемый ревностью, негодованием и страстью юнкер предстает перед читателем в совершенно ином свете, оказавшись далеко не таким безобидным. Он способен на подлость, бесчестность и месть. Игравший совсем недавно в благородство герой способен сегодня пустить пулю в безоружного человека. Дуэль Грушницкого и Печорина раскрывает истинную сущность первого, который отвергает примирение, а Григорий Александрович хладнокровно в него стреляет и убивает его. Герой умирает, испив чашу ненависти и стыда раскаяния до конца. Таково вкратце противостояние, которое вели два главных героя - Печорин и Грушницкий. их образов составляет основу всего произведения.

Размышления Григория Александровича Печорина

Перед тем как отправиться на дуэль (Печорина с Грушницким), Григорий Александрович, вспоминая свою жизнь, задается вопросами о том, для чего он жил, зачем родился. И отвечает на него сам, что чувствует "назначение высокое", необъятные силы в себе. Тогда Григорий Александрович понимает, что уже давно является лишь "топором" в руках судьбы. Возникает контраст душевных сил и недостойных героя мелких поступков. Он хочет "любить весь мир", но приносит лишь несчастье и зло людям. Высокие, благородные стремления перерождаются в мелкие чувства, а стремление жить полной жизнью - в безнадежность и сознание обреченности. Положение этого героя трагично, он одинок. Дуэль Печорина с Грушницким отчетливо это показала.

Лермонтов назвал свой роман так потому, что герой для него - это не образец для подражания, а лишь портрет, который составляют пороки современного автору поколения в их полном развитии.

Заключение

Характер Грушницкого, таким образом, помогает раскрыть в Печорине главные качества его натуры. Это кривое зеркало Григория Александровича, оттеняющее значительность и истинность переживаний "страдающего эгоиста", исключительность и глубину его личности. С особой силой в ситуации с Грушницким раскрывается и вся таящаяся в глубине этого типа опасность, разрушительная сила, заложенная в индивидуалистической философии, которая присуща романтизму. Лермонтов показал все бездны души человеческой, не стремясь вынести при этом нравственный приговор. Печорин и Грушницкий, таким образом, - это не положительный и Психология Печорина отнюдь не однозначна, как и в характере Грушницкого можно найти некоторые положительные качества.

Грушницкий – это один из главных героев романа « ». Что интересно, этот герой был не очень симпатичен самому автору. М.Ю. Лермонтов постоянно высмеивал Грушницкого в различных сценах своего романа, ставил его в дурацкую зависимость от других персонажей. В конечном итоге, Грушницкий заканчивает свою жизнь смертельным исходом. Как же так получилось? Начнем все с начала.

Герой был достаточно молодым юнкером, у которого была ранена нога. Он проходил лечение на водах, где и встретил своего знакомого товарища – Печорина. Между молодыми людьми завязалась наигранная дружба. Они не очень хорошо относились друг к другу, но, при этом, проводили много времени вместе.

Весь конфликт между этими двумя персонажами начался после приезда молодой и княгини Литовской. Грушницкий влюбился в молодую девушку, а она ответила ему взаимностью. У Печорина такой расклад событий вызвал необычайную зависть. Поэтому, он решил завоевать сердце молодой княжны и разрушить отношения Грушницкого и Мери. И у Печорина это достаточно легко получилось. Мери совершенно спокойно переметнулась на нового кавалера, позабыв о Грушницком.

Герой находится в полном разочаровании и прозрение. Он обозлился на пару возлюбленных и начал сочинять про них грязные сплетни. Его компаньонами стали и другие обиженные кавалеры княжны. Проводя много времени за пьянством, компания завистников придумывает план насмешки над Печориным. Он проваливается и главный герой погибает.

Грушницкий предстает перед нами самовлюбленным и самодовольным персонажем. Он не замечает людей вокруг себя. Возможно поэтому, он даже и не заметил, как княжна Мери переключила свое внимание на . Он часто изображает эмоции радости и счастья, хотя внутри совершенно их не испытывает. Он ведет разгульный образ жизни. Его ранение ноги перестало беспокоить Грушницкого сразу же после того, как он увлекся княжной. Это еще раз подтверждает наигранность его действий и поступков. Он очень доверчив, поэтому, не один раз попадает под влияние, как Печорина, так и драгунского капитана.

Насмешливый план был выполнен героем только лишь по поручению и задумке других персон. И только лишь находясь на дуэли, Грушницкий понял всю серьезность ситуации. Он не извинялся на свои насмешки, он не стал просить прощения. Все закончилось выстрелом и смертельным ранением.

Вот такая жалкая и глупая судьба у главного героя романа «Герой нашего времени». Возможно, если бы Грушницкий не поддавался влиянию окружающих, он продолжил бы жизнь. Возможно, если бы он был не таким эгоистичным и самовлюбленным, он смог бы построить отношения с другими персонажами романа. Одно я могу сказать однозначно, М.Ю. Лермонтов невзлюбил своего персонажа с самого начала романа, поэтому и создал ему такую трагичную судьбу.

Цитатный образ и характеристика Грушницкого в романе "Герой нашего времени" Лермонтова, описание внешности и характера героя.

Полное имя Грушницкого в романе не указано. Грушницкий - молодой военный:

"...Он только год в службе..."

Грушницкий - небогатый дворянин. Его родители владеют деревней в глубинке России:

"...накануне отъезда из отцовской деревни..."

"...Под старость они делаются либо мирными помещиками, либо пьяницами, – иногда тем и другим..."

Воинское звание Грушницкого - юнкер. Спустя год службы он получает звание офицера:

"...Грушницкий – юнкер..."

"...я пари держу, что она не знает, что ты юнкер..."

"...он произведен в офицеры..."

Возраст Грушницкого - около 20 лет:

"...ему едва ли двадцать один год..."

Грушницкий - сослуживец и приятель Печорина:

"...Я познакомился с ним в действующем отряде. Он был ранен пулей в ногу и поехал на воды с неделю прежде меня..."

(о Грушницком) "...мы были когдато друзьями..."

О внешности Грушницкого известно, что у него выразительное лицо и он хорошо сложен:

"...Выразительное лицо его..."

"...Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год..."

"...крутит усы левой рукой..."

"...взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий служит на Кавказе в К... в полку:

"...причина, побудившая его вступить в К. полк..."

Во время службы на Кавказе Грушницкий получает ранение в ногу:

"...В эту минуту Грушницкий уронил свой стакан на песок и усиливался нагнуться, чтоб его поднять: больная нога ему мешала. Бедняжка! как он ухитрялся, опираясь на костыль, и все напрасно. Выразительное лицо его в самом деле изображало страдание..."

Грушницкий имеет награду (георгиевский крест) за военные подвиги:

"...У него георгиевский солдатский крестик..."

"...сделал такую ужасную гримасу, когда ступил на простреленную ногу..."

Грушницкий хорошо воспитан и соблюдает приличия:

"...знаешь, как то напрашиваться в дом неловко, хотя здесь это и водится..."

Грушницкий знает французский язык, как все образованные дворяне:

"...Грушницкий <...> громко отвечал мне по-французски..."

Грушницкий не очень хорошо танцует:

"...Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…"

Грушницкий - милый, забавный человек:

"...Впрочем, в те минуты, когда сбрасывает трагическую мантию, Грушницкий довольно мил и забавен. Мне любопытно видеть его с женщинами: тутто он, я думаю, старается!.."

"...ведь есть же люди, в которых даже отчаяние забавно!.."

Грушницкий - глупый человек:

"...«Ты глуп», – хотел я ему ответить, но удержался и только пожал плечами..."

"...Ты дурак! – сказал он Грушницкому довольно громко..."

"...Дурак же ты, братец, – сказал он, – пошлый дурак!..."

Грушницкий - слабохарактерный человек:

"...но самолюбие и слабость характера должны были торжествовать..."

Грушницкий не разбирается в людях:

"...он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою..."

Грушницкий - сентиментальный романтик:

"...Приезд его на Кавказ – также следствие его романтического фанатизма..."

"...Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади, – сказал Грушницкий с негодованием..."

"...села возле Грушницкого, и между ними начался какой то сентиментальный разговор..."

Грушницкий - страстный человек:

"...даже не обернулась, даже не заметила его страстного взгляда, которым он долго ее провожал..."

"...Только тогда бедный страстный юнкер заметил мое присутствие..."

"...под этой толстой серой шинелью билось сердце страстное и благородное..."

Грушницкий имеет мало опыта в общении с женщинами:

"...Грушницкий, дернув меня за руку, бросил на нее один из тех мутно нежных взглядов, которые так мало действуют на женщин..."

"...я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин… Женщины! женщины! кто их поймет?.." (Грушницкий Печорину о себе)

Грушницкий - гордый человек:

"...признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких..."

"...его гордая походка..."

"Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий - самодовольный человек, уверенный в своих достоинствах:

"...Грушницкий самодовольно улыбнулся..."

"...Самодовольствие и вместе некоторая неуверенность изображались на его лице; его праздничная наружность, его гордая походка заставили бы меня расхохотаться, если бы это было согласно с моими намерениями..."

Грушницкий - самолюбивый человек:

"...О самолюбие! ты рычаг, которым Архимед хотел приподнять земной шар!.."

"...особенно самолюбие его оскорблено..."

Грушницкий - тщеславный человек. Он мечтает стать "героем романа" для какой-нибудь барышни:

"...Его цель – сделаться героем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обреченное какимто тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился. Оттогото он так гордо носит свою толстую солдатскую шинель..."

Грушницкий не умеет слушать других людей:

"...спорить с ним я никогда не мог. Он не отвечает на ваши возражения, он вас не слушает. Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду, повидимому имеющую какуюто связь с тем, что вы сказали, но которая в самом деле есть только продолжение его собственной речи..."

Грушницкий говорит вычурно и важно:

"...Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания..." "...От княгини Лиговской, – сказал он очень важно..."

"...Послушай, – сказал Грушницкий очень важно..."

Грушницкий любит острить:

"...Он довольно остер: эпиграммы его часто забавны, но никогда не бывают метки и злы: он никого не убьет одним словом..."

"...довольный плохим каламбуром, он развеселился..."

Грушницкий любит декламировать, произносить громкие речи:

"...Грушницкого страсть была декламировать: он закидывал вас словами, как скоро разговор выходил из круга обыкновенных понятий..."

Грушницкий любит производить эффект на окружающих. Он любит "рисоваться" и ведет себя как актер:

"...он из тех людей <...> Производить эффект – их наслаждение; они нравятся романтическим провинциалкам до безумия..."

"...Грушницкий успел принять драматическую позу с помощью костыля и громко отвечал мне..."

Будучи юнкером, Грушницкий носит толстую солдатскую шинель, чтобы вызывать жалость у женщин и выглядеть настоящим героем:

"...Грушницкий сверх солдатской шинели повесил шашку и пару пистолетов: он был довольно смешон в этом геройском облачении..."

"...да солдатская шинель в глазах всякой чувствительной барышни тебя делает героем и страдальцем..."

"...носит, по особенному роду франтовства, толстую солдатскую шинель..."

"...Моя солдатская шинель – как печать отвержения. Участие, которое она возбуждает, тяжело, как милостыня..."

Когда Грушницкого производят в офицеры, он так же с гордостью носит свой офицерский мундир:

"...армейский пехотный мундир..."

"...явился ко мне Грушницкий в полном сиянии армейского пехотного мундира.

К третьей пуговице пристегнута была бронзовая цепочка, на которой висел двойной лорнет; эполеты неимоверной величины были загнуты кверху в виде крылышек амура; сапоги его скрыпели; в левой руке держал он коричневые лайковые перчатки и фуражку, а правою взбивал ежеминутно в мелкие кудри завитой хохол..."

Грушницкий - трусливый человек, но хочет казаться храбрым:

"...Грушницкий слывет отличным храбрецом; я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперед, зажмуря глаза. Это чтото не русская храбрость!.."

"...Трус! – отвечал капитан..."

"...шайка под командой Грушницкого. У него такой гордый и храбрый вид…"

Грушницкий - мстительный человек. Он мстит княжне Мери и Печорину:

"...Я не думаю, чтоб равнодушие женщины к вашим блестящим достоинствам заслуживало такое ужасное мщение..."


Грушницкий способен на подлость и обман:

"...но как признаться в таком подлом умысле?.."

"...оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мною опасности..."

"...не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку..." (Печорин о подлости Грушницкого)

"...Грушницкий! – сказал я, – еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить..."

Грушницкий способен на клевету. Так, отвергнутый княжной Мери, он распускает о ней сплетни:

"...вы уж дали честное слово в подтверждение самой отвратительной клеветы..."

"...И вы не отказываетесь от своей клеветы?.."

"...прошу вас сейчас же отказаться от ваших слов; вы очень хорошо знаете, что это выдумка..." (Печорин Грушницкому о его клевете)

За эту клевету Печорин вызывает Грушницкого на дуэль:

"...Вы защитили дочь мою от клеветы, стрелялись за нее..."

В конце концов Печорин убивает Грушницкого на дуэли:

"...Я выстрелил…Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было. Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва..."

"...Грушницкий убит (она перекрестилась). Бог ему простит – и, надеюсь, вам также!.."



Рассказать друзьям