День славянской письменности в школе. Сценарий мероприятия ко дню славянской письменности

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цели: знакомство ребят с историей русской письменности; воспитание уважения к подвижникам, мудрецам, людям науки.

Оборудование : славянский алфавит; стенд с книгами о славянской письменности; портреты Кирилла и Мефодия; музыкальное сопровождение.

Ход мероприятия

Звучит русская народная песня «Москва златоглавая».

Ведущий 1 . Здравствуйте, дорогие гости! Начинаем наш праздник славянской письменности и культуры.

Чтец 1.

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли...

Чтец 2.

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

Ведущий 1 . Гой, вы славные наши гостюшки, разлюбезные милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать. А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать. И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Жили они на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке, а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого нужно было придумать славянские буквы.

Ведущий 2 . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать — это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 г. Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской письменности и культуры. Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах, в Болгарии например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по- настоящему празднично. В Мурманске, около областной библиотеки, есть памятник Кириллу и Мефодию, который Болгария преподнесла в дар городу. Автор его — скульптор Владимир Гиновски. Весной 1991 г. праздник был объявлен государственным, всероссийским.

Звучит колокольный звон.

Чтец 1.

По широкой Руси — нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Чтец 2.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Чтец 1.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Чтец 2.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Чтец 1.

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне — россияне,

Издревле, кто вы?

Все (хором). Мы - славяне!

Ведущий 1 (показывает свиток). И придумали Кирилл с Мефодием буквы, а из них составили азбуку. Как называется эта азбука? (Кириллицей)

Ведущий 2. А почему она так названа? (По имени Кирилла, одного из ее создателей)

Ведущий 1 . Посмотрите повнимательней на эти буквы кириллицы. Не напоминают ли они вам уже знакомые буквы? (Напоминают)

Ведущий 2. Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела имя. Послушайте, как звучит старинная азбука: аз, буки, веди, глаголь, добро, земля, люди... Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя: добро, живете, земля, люди, покой. Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей большой волшебной Азбуки.

Входят буквы Аз и Буки.

Аз. Здравствуйте, дети! Угадайте, какая я буква? (Аз!)

Правильно, меня зовут Аз. Назовите слова, которые начинаются с меня. (Арбуз, Африка, аптека, аквариум и др.)

Буки . А теперь угадайте, как меня зовут? (Буки)

Буки. Верно, меня зовут Буки. Вспомните, сколько вкусных слов начинаются с моей буквы. Назовите их. (Бублик, булочка, баранка, бутерброд, блинчик и др.)

Аз. А теперь назовите нас по порядку. (Азбука)

Ведущий 1 . Получилось слово «азбука». Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале нашего алфавита. В народе так и говорят: «Сначала аз и буки, а потом и науки». С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний. Ребята, вспомните пословицы о пользе учения. («Ученье — свет, а неученье — тьма», «За одного ученого двух неученых дают, да и то не берут», «Век живи — век учись»)

Ведущий 2 . А к нам спешит еще одна буква. Представьтесь, пожалуйста!

Веди . Здравствуйте, дети! Меня зовут Веди. Я все знаю, про все ведаю.

Ведущий 1.

Hy тогда слушай мою загадку.

На полянке девчонки

В белых рубашонках,

В зеленых полушалках. (Березы)

Дети встают в хоровод и поют русскую народну песню «Во поле березонька стояла».

Ведущий 2 . Продолжим знакомство со славянской азбукой.

Глаголь . Здравствуйте, дети! Я буква Глаголь.

Ведущий 1. Какое у тебя красивое имя! А что оно обозначает? Как вы думаете, ребята? (Говорить)

Ведущий 2 . Верно, глаголить - значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько подумать. В народе говорили: «Молвишь - не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь». Вот и тебе, уважаемая Глаголь, надо послушать загадку, подумать и дать правильный ответ.

Заплатка на заплатке,

А ни одного стежка. (Капуста)

Исполняется русская народная песня «Во саду ли, в огороде» - выступают ложкари.

Ведущий 1 . Смотрите, к нам спешит еще одна буква!

Добро . Добрый день, дети! Меня зовут Добро.

Ведущий 2 . Какое у тебя хорошее имя! Доброта — лучшая черта характера человека.

Чтец 1.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Чтец 2.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет.

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Ведущий 1 . А к нам из азбуки идет новая гостья!

Люди. Здравствуйте, Дети! Я буква Люди.

Люди, вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют песню «Если добрый ты» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского).

Ведущий 2 . Знакомьтесь, к нам идет новая буква!

Мыслете. Здравствуйте, дети! Меня зовут Мыслете.

Ведущий 1 . Какая мудрая буква к нам пришла!

Мыслете. Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

Сидел на заборе, пел да кричал,

А как все собрались, взял да замолчал. (Петух)

Сто один брат, все в один ряд.

Вместе связаны стоят. (Забор)

Катался колобком,

Пока не стал носком. (Клубок)

Три братца пошли купаться,

Двое купаются, третий на берегу валяется.

Искупались, вышли, на третьем повисли. (Ведра, коромысло)

Четыре брата бегут —

Друг друга не догонят. (Колеса)

Была белая да седая,

Пришла зеленая, молодая. (Зима, весна)

Ведущий 1 . Молодцы, ребята! Все загадки отгадали.

Чтец 1.

Мудрецам давно известно:

Там, где умным мыслям тесно,

Нет ни зависти, ни скуки.

Мастера там на все руки.

Шить, варить и рисовать,

Звонко петь и танцевать.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них —

Буква рычащая.

Рцы. Здравствуйте, дети! Я буква Рцы.

Недаром я собой горжусь,

Ведь — я начало слова «Русь».

Давайте с вами поиграем в русскую народную игру «Платочек».

Игра проходит под музыку. Играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу один ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Чтец 2.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь девчата,

Значит, будет жить она.

Девочки поют песню «Посею лебеду». Первая строка каждого куплета повторяется.

Посею лебеду на берегу,

Мою крупную рассадушку,

Мою крупную зеленую.

Погорела лебеда без дождя,

Моя крупная рассадушка,

Моя крупная зеленая.

Пошлю казака по воду,

Ни воды нет, ни казаченька,

Ни воды нет, ни казаченька.

Кабы мне да, младой, ворона коня,

Я бы вольная казачка была,

Я бы вольная казачка была.

Скакала, плясала б по лугам,

По зеленым по дубравушкам,

По зеленым по дубравушкам.

С донским, с молодым казаком,

Со удалым добрым молодцем,

Со удалым добрым молодцем.

Раздушечка, казак молодой,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне,

Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?

Ведущий 1.

Два прихлопа, два притопа,

С каблука и на носок —

Сказки русские танцуют,

Выше нос и руки в бок!

Разгадайте-ка, загадку:

Что за танец, что за стиль?

Развеселый, как трехрядка,

Называется... («Кадриль»).

Ведущий 2. Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья — гордость всего славянского мира. Кирилла и его брата Мефодия часто рисуют в Болгарии идущими по дороге с книгами в руках. Поднятый высоко факел освещает им дорогу. Любят на Балканах такое изображение. По устоявшимся народным представлениям, Кирилл и Мефодий - два бриллианта, два сокола, две чистые жизни. В житиях и похвальных словах говорится о том, что солунские братья — «вечный корень, который честен и народен».

Ведущий 1 . 44 буквы-сестрицы смотрят на вас с этого старинного свитка и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь, кириллицы, встречайте современную русскую азбуку.

Чтец 1.

Буква к букве — будет слово,

Слово к слову — речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит

Наш славянский алфавит!

Мы Отчизне верно служим,

Ты — один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине твоей!

Чтец 2.

Ждет тебя за труд награда —

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом —

Слава им, борцам суровым...

Все (хором).

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

Ведущий 1 . Наш праздник закончен. Спасибо за внимание!

Сценарий внеклассного мероприятия

«День славянской письменности»

Тема: День славянской письменности и культуры.

    развивать личность, способную к самореализации, повышать уровень творческих способностей учащихся;

Достижение цели осуществлялось путём решения следующих задач:

Задачи для достижения цели:

создать условия для самореализации личности каждого ребёнка через усвоение и презентацию творчески открытых знаний: об истоках русской письменности, о славянской азбуке и её создателях, о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры;

развивать личностные качества: толерантность, целеустремлённость; психические процессы: память, восприятие, мышление и познавательные процессы;

воспитывать культуру демократических отношений и чувство любви и уважения к культуре русского народа;

вызвать живой и непосредственный интерес к истории своей малой родины.

Оборудование:

    творческие работы детей;

    выставка книг;

    презентация к празднику «День славянской письменности и культуры»;

    наглядный материал (старославянский и современный алфавит);

    "Гимн Кириллу и Мефодию"(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Ход занятия.

    Вступительное слово учителя.

Что для каждого из нас родной язык, слова, которые мы можем написать и прочитать? Очень многое! Без языка, без букв не было бы нашей нации - русского народа, не было бы нашей истории.

Чтобы определить тему нашего занятия, отгадайте загадки.

Хоть не шляпа, а с полями,

Не цветок, а с корешком,

Разговаривает с нами

Терпеливым языком. (книга)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу. (дневник)

Кулик невелик,

Целой сотне велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись. (школьный звонок)

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома - на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (портфель)

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка:

Где пройдется, там след остается. (карандаш)

Черные, кривые,

От рожденья все немые.

Станут в ряд -

Сейчас заговорят. (буквы)

То я в клетку, то в линейку, -

Написать по ним сумей-ка,

Можешь и нарисовать,

Называюсь я… (тетрадь)

К какой теме можно отнести все эти предметы? (к теме «Школа»).

Зачем вы ходите в школу? (чтобы научиться грамоте, читать и писать).

2. Определение темы занятия.

Сегодня мы расскажем вам о том, как появились первые буквы и слова, без которых не было бы ни одной книги. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено тем, кто создал славянскую азбуку - святым равноапостольным Кириллу и Мефодию…

Ведущий: Не каждый знает, что сегодня

Мы отмечаем день Кирилла и Мефодия.

Ведущий: Для тех, кто слышит имена их в первый раз,

Начнем, пожалуй, этот длинный сказ…

Каждый год 24 мая на Русскую землю приходит праздник весны - юный и древний - День славянской письменности и культуры.

Праздник пришел к нам из Болгарии, где этой традиции уже больше ста лет. На Руси было принято решение праздновать память Святых в 1863году.

С 1991 года в нашей стране официально отмечается День славянской письменности и культуры как день святых равноапостольных Мефодия и Кирилла (Константина).

Труды Кирилла и Мефодия стали общим достоянием всех славян. Велика заслуга братьев в истории просвещения и поднятия общей культуры славянских народов.

Церковь отмечает его как День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

3. Словарная работа.

Что значит слово «славяне»? (русичи, русские).

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зовётесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Мы - славяне! (хором)

4. Познавательная беседа о происхождении праздника, о возникновении славянского алфавита..

Всё умели наши предки: и землю пахать, и холсты ткать, и дома-терема рубить. Много чего умели, да вот грамоты не ведали, книг не знали. И должен был кто-то научить их.

Более 1150 лет назад в Византии (в Греции), в городе Солунь жили два брата - Кирилл и Мефодий.

Слайд

Святой Мефодий был высокопоставленным воином, а его брат Кирилл с малых лет отличался умом и тягой к знаниям. Но, не смотря на это, оба они выбрали другой путь и отдали себя служению Богу.

Кирилл составил особую азбуку и затем вместе с Мефодием переводил церковные книги на язык славян.

Труд этот был великий, потому что всю работу приходилось делать вручную, а не как сейчас - на станках и машинах. На изготовление одной книги уходило иногда пять - семь лет. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки.

Чем писали в старину? (гусиными перьями, очень редко лебедиными и каждую букву очень тщательно вырисовывали)

На чём же писали раньше? (Писали наши предки на пергаменте. Пергамент делали из кожи коз, телят, овец. Кожу старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока не становилась жёлтой или белой).

24 мая 863 года в городе Плиске, в Болгарии, Константин и Мефодий огласили славянский алфавит.

Этот алфавит состоял из 43 букв, каждая из которых имела свое сложное название.

Посмотрите на этот алфавит перед собой и скажите, какие буквы вам знакомы? (работа с наглядным материалом).

Какие буквы вы не знаете?

Этот алфавит назвали кириллица. Как вы думаете, почему? (по имени его создателя)

Кириллицей мы пользуемся и сегодня, и пишем теперь в своих тетрадях именно кириллицей. Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. (работа с наглядным материалом - выставка рисунков)

Сколько сейчас букв в нашем алфавите? (33)

Алфавит мы изучаем по русской азбуке.

Кто знает, как произошло слово «азбука»? (Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки: А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ)

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит -

Наш славянский алфавит!

Святых Кирилла и Мефодия помнят и чтят. Во многих городах им воздвигнуты памятники.

Слайд №14.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей!

5. Релаксация.

Гимн «Кириллу и Мефодию» (муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача, в исп. Тани и Маши Медведевых).

Слава Вам, братья, славян просветители,

Церкви Славянской Святые Отцы!

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения,

Братья святые: Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

6. Игровые задания о пользе учения.

Каждая буква кириллицы во главе со святыми учителями приготовила для вас задание. Я думаю, что вы с ними успешно справитесь.

Буква Аз составила для вас кроссворд «Грамота». Проверьте свои знания. Попробуйте разгадать кроссворд.

Название старославянской азбуки. (кириллица)

Буква Буки спрашивает у вас знак алфавита. (буква)

Буква Веди, которая всё про всех знает, про всё ведает, интересуется, знаете ли вы, как называлось орудие письма в старину. (перо)

Буква Глаголь, глаголить - значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. Другое название азбуки. (алфавит)

Буква Добро - добрая буква просит назвать одного из создателей азбуки. (Мефодий)

Буква Есть просит назвать его брата и помощника. (Кирилл)

Буква Живете радуется, что вы справились с этим заданием. Русский народ сложил много сказок, пословиц, загадок о грамоте, о книгах, о пользе учения.

Буква Зело предлагает вам следующее задание: «Ум хорошо, а два лучше». Нужно хором досказать пословицу.

Ум без книги, как птица без (крыльев).

Что написано пером, не вырубишь (топором).

Грамоте учиться всегда (пригодится).

Век живи - век (учись).

Повторенье - мать (ученья).

Буква Земля, землю любили славяне, она их кормила, дает вам загадки на тему «Ученье - свет!»

Первая книжка

Для малышей.

Учит - мучит,

А научит - радует. (азбука)

Я с собой её ношу,

Не машу я ей - пишу.

Замечательная штучка -

Самопишущая... (ручка)

Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, всё ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки?

А вопрос такой возник:

Кто он? Это - ... (ученик)

А буква Иже знает, что вы любите сказки и предлагает найти ошибки в названиях сказочных героев.

Где ваше платье бальное?

Где туфелька хрустальная?

Простите, я спешила

Меня зовут Страшила. (Золушка)

Плюшек я тебе припас!

Прилети ко мне хоть раз.

Мастер всяческих проказ,

Лучший в мире Карабас. (Карлсон)

Девочка пела в темном лесу:

Бабушке я пирожки принесу!

Шапочка - словно малина!

Девочку звали Мальвина. (Красная Шапочка)

Ученик.

Буква к букве - будет слово,

Слово к слову - речь готова.

И напевна, и стройна,

Музыкой звучит она.

Ученик.

Так восславим буквы эти!

Пусть они приходят к детям,

И пусть будет знаменит -

Все: Наш славянский алфавит!

Ведущий.

Русь талантами богата,

Русь талантами сильна.

Если будут петь ребята, -

Значит, будет жить она.

7. Подведение итога занятия.

Буквы Люди и Мыслите, мудрые буквы спешат узнать у вас, в чем же заслуга первоучителей Кирилла и Мефодия? Давайте прочитаем хором.

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Что грамоте нас научат

Язык, великолепный наш язык,

Речное ли, степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и вечный рык,

Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу - выше, выше,

Березовая роща. Свет сквозной,

Небесный дождь, просыпанный

Заключительное слово педагога

Подведем итог нашего занятия. Сегодня на занятии я…

Как называется праздник? (День славянской письменности и культуры)

Кого прославляют в этот день? (Кирилла и Мефодия)

Почему их помнят до сих пор? (Они создали славянскую азбуку)

В современном мире День славянской культуры и письменности - это праздник просвещения, родного слова, родной книги, родной культуры и литературы.

Ведущий (Слайд

Великий день Кирилловой кончины

Каким приветствием сердечным и простым

Тысячелетней годовщины

Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,

Как не словами, сказанными им,

Когда, прощался с братом и с друзьями,

Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,

Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,

И мы, и мы его тянули борозду

Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда;

И мы с нее сойдем и, словеса святые

Его воспомянув, воскликнем мы тогда:

«Не изменяй себе, великая Россия!"

Не верь, не верь чужим, родимый край,

Их ложной мудрости иль наглым их обманам,

И, как святой Кирилл, и ты не покидай

Великого служения славянам.

Ф. И. Тютчев

Язык наш славен и велик! Храни родную речь! Язык любви сердца целит, Тебе его беречь. Надеемся, что наш праздник «День славянской письменности и культуры» оставил самые приятные впечатления в сердцах всех участников и гостей, позволил еще раз приобщиться к богатейшему духовному и культурному наследию славянских народов.

Сценарий праздника, посвященного Дню славянской письменности и культуры.

Звучит Тропарь Святым Кириллу и Мефодию

Ученик:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Три девицы первый раз
Собирались в первый класс.

Ведущий :

Ребята, а сегодня мы с вами отправляемся в путешествие, но не по городам и странам, а в путешествие во времени. Мы заглянем в далекое прошлое нашей страны

Мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия! Много лет назад Россия называлась иначе – Русь, а населяли её славяне, наши далекие предки. Это люди которые жили много-много лет тому назад, это дедушки и бабушки наших дедушек и бабушек. Предки называли себя славянами, от них ведет начало Русь. А это значит, что славяне – славный народ.

Исполняют песню «У моей России длинные косички»



У моей России голубые очи.

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!




Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ты, моя Россия, всех теплом согреешь!
Ты, моя Россия, песни петь умеешь!
Ты, моя Россия, неразлучна с нами!
Ведь Россия наша - это я с друзьями!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Ведущий:

Дорогие ребята! Ежегодно все славянские страны по старой традиции 24 мая отмечают праздник, посвященный братьям, создавшим славянскую письменность – Кириллу и Мефодию. Братья Мефодий и Кирилл были православными монахами. Проживая в греческом монастыре, они создали новую азбуку для славянских народов: «кириллицу» и «глаголицу». В 1991 году в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности.

Ученик 1 :

Колокольный звон разливается.

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Русоволосые и сероглазые,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

МЫ – СЛАВЯНЕ!

Ведущий: И сегодняшний день мы посвящаем этой великой дате – празднику славянской письменности и культуры.

(Выходят буквы)

Ученик:

О, какие буквы дивные!

Красивые, видно старинные!

Были они когда-то важны,

Теперь уже никому не нужны.

Буквы:

Я - буква аз

Я - глаголь

А я-добро…

Ведущий: Вы красивы и веете стариной, но наш алфавит стал иной, вы исчезли из письма.

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?


Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

4. Ну и мы такая же память,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Учитель: Ребята, а придумали все эти буквы два брата - Кирилл и Мефодий, теперь их знают все люди. Благодаря Кириллу и Мефодию мы с вами можем общаться между собой, писать, читать книги. Они так много послужили Богу и людям, что Господь прославил их в лике святых. Люди молятся и просят у них помощи в учебе и во всех добрых делах (рассматривают иконы, дети зажигают свечу ). Ребята, посмотрите на эту икону. На ней изображены Святые братья Кирилл и Мефодий.

Исполнение песни «Вместе весело шагать»

Ученик 6 :

Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Ученик 7:

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

Ученик 8:

Ведущий:

(Показ презентации)

До Кирилла и Мефодия у славян не было единой письменности. Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его звуков славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого алфавита. Кирилл и Мефодий создали первый славянский алфавит.Они написали и перевели евангельские притчи, проповеди, апостольские послания и богослужебные тексты. Жизнь славянских братьев была служением славянской культуре.

Ведущий:

По поручению византийского императора Михаила 3 Константина - Кирилл приступил к созданию славянской азбуки. Но создание письменности -непосильная задача для одного человека. Поэтому

Кирилл отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию . Брат Мефодий был самым близким его единомышленником. Подобно отцу, Мефодий посвятил свою жизнь военной службе. Он был честным и прямодушным человеком, нетерпимым к несправедливости. Мефодий ушёл с военной службы и удалился в монастырь. Независимость была ему дороже богатства и славы. Мефодия увлекла идея создания письменности для славян, предложенная ему младшим братом.

Ведущий:

Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и чёткой, лёгкой для письма. Они помнили о том, что буквы должны быть и красивыми, чтобы человек, едва увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. Алфавит Кирилла и Мефодия поражает нас простотой и удобством.

Ведущий:

Сейчас наша азбука, составленная Кириллом и Мефодием, является самой простой и удобной. Она содержит оптимальное количество букв - 33. Европейские народы, которые не составили для себя алфавита, а взяли латинский, до сих пор страдают от неудобств. Наша азбука удивительна! И каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей - братьев Кирилла и Мефодия.

Ведущий:

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Исполняют песню «Наш Букварь»

Ведущий: : И сегодня свой творческий концерт «Вот и закончился год наш учебный» завершён.

Звучит песня «Маленький принц».

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

« У моей Росси длинные косички»

У моей России длинные косички.
У моей России светлые реснички.
У моей России голубые очи.
На меня, Россия, ты похожа очень!

Солнце светит, ветры дуют,
Ливни льются над Россией.
В небе радуга цветная,
Нет земли красивей!

Для меня Россия - белые березы.
Для меня Россия - утренние росы.
Для меня, Россия, ты всего дороже,
До чего на маму ты мою похожа!

«Вместе весело шагать»


По просторам, по просторам
Лучше хором, лучше хором.

Спой-ка с нами, перепёлка-перепёлочка,
Раз иголка, два иголка будет ёлочка,

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

В небесах зари полоска заполощется,
Раз берёзка, два берёзка будет рощица,
Раз дощечка, два дощечка будет лесенка,
Раз словечко, два словечко будет песенка.

Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам
И, конечно, припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором.

Ученик: Мы, первоклассники, еще в детском саду собирались в школу и сейчас мы об этом расскажем. (сценка)

Учитель:

Три девицы в первый раз
Собирались в первый класс.
Говорит подружкам Оля

Я хочу учиться в школе
Все сложила в ранец я,
Только нету Букваря,
Есть линейка, есть тетрадь,
Чтобы буквы в ней писать.
Есть коробка пластилина,
И конструктор надо взять:
На уроке мы машины
Будем все изобретать!
Есть резинка – это ластик.
Есть оранжевый фломастер,
Есть набор бумаги разной:
Желтой, синей, ярко красной.
Ручка, карандаш, пенал –
Ранец мой тяжелый стал!

Учитель:

И тогда сказала Таня,
Та, что в синем сарафане.

Таня:

Кто сказал, что Таня плачет?
Не роняла в речку мячик –
У меня мяча- то нет,
Мне исполнилось семь лет!
И пойдут я в этот раз
В самый лучший первый класс!
Буду я учиться в школе,

И мечтаю я о том,
Чтоб учиться на “отлично”,
И, как папа, стать врачом!

Учитель

А молчавшая Ирина
Вдруг подружкам говорит:

Ирина:

Я леплю из пластилина,
Изучила алфавит,
Расскажу без напряженья
Вам таблицу умноженья!
Знаю север, знаю юг,
Нарисую мелом круг.
Я вас тоже научу
И скажу вам, не тая:
Я детей учить хочу,
Как и бабушка моя!

Ученик 1 :

По широкой Руси – нашей матушке –

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Ученик 2:

Вспоминают Кирилла с Мефодием –

Братьев славных, равноапостольных

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Ученик 3:

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Ученик 4:

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные,

Древляне, русичи, поляне,

Ученик 5:

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы?

Буквы:

Я - буква аз

Буквы:

1. Что значит исчезли?
Что мы не важны,

А старые вещи вам не нужны?

2. Керосиновая лампа - это тоже старьё,
Но ты не выбросил её.

Эти вещи стали редкость,

Это память о наших предках.

Я - глаголь

4. Ну и мы такая же память,

Нас нельзя забыть и нельзя оставить,

Нас Пушкин, Лермонтов писал,

Мы светом грамоты их путь освещали.

А я-добро…

5. Мы в старинных книгах живём.

И не только видом красивы.

Православный дух храним.

Ученик 6 : Жили на свете Кирилл и Мефодий.

Два византийских монаха и вдруг

(Нет, не легенда, не миф, не пародия),

Кто-то из них и задумался: «Друг!

Сколько славян без Христа безъязычных!

Надо создать для славян алфавит...

Ученик 7:

Как Прометей, зажжём эту спичку –

Всё выполнимо, а это - болит!

«А» - это «аз» тебе!

«Б» - это «буки»

«Азбука»: из сочетаний - язык,

Трудное слово славянское: «Други!»

Произнеси-ка! Ну, вот и привык!»

Ученик 8:

Так и возникло понятье «кириллица».

Перевели по-славянски Псалтирь.

Всё развивается, видится, ширится.

Пишем по-русски мы: «Родина», «Мир».

Вот и Москва. И любуемся, бродим.

«Площадь Славянская», память, цветы.

Вечная слава! Кирилла с Мефодием

Церковь причислила к лику святых.

Ведущий.

Мы живем в стране, которая называется…/Россия/

Россияне, русские, русичи…

Каждый человек должен знать и помнить, откуда родом, кто его предки.

Род, родился, Родина, родословная – все эти слова родственные /родственники/, однокоренные.

Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?

/Хором/ Мы славяне!

Да, мы – славяне! И русские, и украинцы,
и болгары, белорусы, чехи поляки,
сербы, хорваты, словаки – все славяне.
Близки у нас и культура, и обычаи, и письменность.
Все это увидите на нашем фестивале.

Ученик 1.

Из родной Беларуси
Я встречаю зарю,
Всем мальчишкам, девочкам
“Добрый дзень!” – говорю.

Ученик 2.

Утром нива росистая,
Даль прозрачная, ясная
Отзовется Россия.
– Здравствуй! – скажет она.

Ученик 3.

Ученик 4.

Слово дружбы взовьемся
Над болгарской землей:
Добро живота!
Мы услышим с тобой.

Ученик 5.

И куда не поеду
В те ли, эти края,-
Всюду, словом привета
Встретят братья, друзья.

Ведущий.

Потому что,
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи,поляне,
Скажите, кто вы?

/ Хором/ Мы – славяне!

Начинается фестиваль славянской культуры, посвященный Дню славянской письменности!

В течении недели каждый класс представляет культуру выбранной ими страны.

Дети готовят рисунки национальных орнаментов, костюмы, выступления.

В выступлении можно представить устное народное творчество (инсценирование сказок, небылиц, потешек, народные песни, танцы, игры)

Праздник славянской письменности и культуры

(Зал оформлен рисунками детей, таблицами, плакатами с текстами, написанными современным славянским шрифтом).

Ведущий.

В классе уютном, просторном
Утром стоит тишина,
Заняты школьники делом –
Пишут по белому черным,
Пишут по черному белым.
Ручками пишут и мелом:
“Нам не нужна война!”

В это трудно поверить, но когда-то у нас не было печатных книг.

Было такое время, когда наши предки славяне не имели письменности. Не знали букв. Письма они писали, но не буквами, а рисунками. Так они и назывались… /рисуночные письма/. Каждый предмет у наших предков что-нибудь обозначал, символизировал. Например, в одной древней летописи говорится: “ Нашли хазары полян в лесах, и сказали хазары: “Платите нам дань”. Подумали поляне и дали с каждой избы по мечу. Понесли эту дань хазары к своему князю и старейшинам. Сказали старейшины хазарские: “Не добра эта дань, мы доискались ее оружием односторонним – саблями, а у этих оружие обоюдоострое – мечи, они будут брать дань с нас и других”.

Ученики 1.

Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней,
Вспоминай их добрым словом.
Слава им борцам суровым!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну,
Чтобы люди знать могли
О делах родной земли…

Ученик 2.

В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом,
Озаренный тусклым светом.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.

Ведущий.

– Как называется запись событий по годам? /Летопись/

– Как называется одна из первых летописей на Руси? / “Повесть временных лет”/

– Как звали летописца, написавшего ее? /Нестор/

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы?

Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли. А книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.

– Почему она так называлась? /Ответы детей/

/Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

Ученик 3.

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

Ученик 4.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,
Братьев славных, равноапостольских,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

Ученик 5.

Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

Ведущий.

/Держит в руках книгу “Русская азбука”./

Сия зримая мала книжица
По-реченному алфавица,
Напечатана бысть по царскому велению
Всем младым детям к научению.

/Работа по с. 214– 215 учебникам “Русская азбука”./

– Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.

Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого можно было придумать славянские буквы.

Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат.

Первая книга, которая переведена на славянский язык –… /какая?/ /Евангелие/

– Это событие произошло в … /863 году/

– На Руси письменность пришла после крещения ее. Когда это было? /988 году/

– Как звали князя, который взялся за крещение Руси? /Владимир/

С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла.

Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1).

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

Задание: Кто пойдет и расшифрует предложение?

Если какой-то буквы нет, ставьте прочерк. (Рис. 3).

(“Солнце всех солнц есть сердце”)

– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом.

Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/

– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).

Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

/альфа + бета/вета/ = алфавит/

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

Аз -я;

Буки – буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть – есть;

Живете – жизнь;

Земля – земля;

И – и;

Како – как;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Что хотели сказать потомкам создатели азбуки?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

/Я, книга, знающая слово добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.

Я – буквы, знающие и говорящие добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю./

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

Так какая первая буква?

– Не зря созданы пословицы:

Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.

/Дети говорят или читают пословицы об учении./

Игра “Собери пословицу”

/От каждого класса выходит по 6 человек, получают полоски бумаги с частью пословицы./

Задание: составить целую пословицу.

1 класс.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Что писано пером, не вырубишь топором.

Не красна птица пером, красна умом.

2 класс.

Испокон века растит человека.

Золото добывают из земли, а знания с книги.

3 класс.

Сказанное слово – было да нет, а написанное живет век.

Напрасный труд удить без крючка и учиться без книги.

4 класс.

Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Хлеб питает тепло, а книга питает разум.

– Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки.

“Аз, буки, веди, страшны как медведи.”

“Азбуку учат на всю избу кричат.”

– Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.

Ведь благодаря им мы узнали жемчужины народной мудрости.

В каких произведениях мы встречаем мудрые слова?

/Дети называют: пословицы и поговорки, сказки, загадки, скороговорки, частушки,потешки и т.д./

– Ну-ка, попробуйте отгадать старинные народные загадки славянских народов.

1. Русская:

Был я копан,
Был я топтан,
Был я на пожаре,
Был я на кружале,
Сто голов кормил.
Сделался стар,
Пеленаться стал.
Выбросили в окно –
И собакам не нужен!
/Горшок/

2. Украинская:

Нас семь братьев.
Летами мы равны, а именами разные.
/Дни недели/

3. Сербская:

Когда видишь, то ее не видишь,
А когда не видишь, то ее видишь.

4. Чешская:

Белые пчелы на землю сели,
Пришел огонь, их не стало.
/ Снежинки/

5. Словацкая:

Кого бьют по голове, чтобы ровно шел. /Гвоздь./

6. Белорусская:

Маленький, легонький, а тяжко поднять. /Горячий уголек/

7. Польская:

В нарядной одежде, а ходит босиком. /Павлин./

8. Болгарская:

От одного очага весь свет греется. /Солнце./

– Благодаря книгам, до нас дошли такие жемчужины устного народного творчества как приставалки.

/Обращаясь к одному ученику/

– Что лучше: вишня или слива?

– Пуговица лишняя. /Дергает за пуговицу./

– Слива, слива.

– Пуговица красивая.

  • Конкурс дразнилок.
  • Конкурс народных частушек.

Заключение

Ученик.

Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
И напевна и стройна,
Музыкой звучит она.

Игра – конкурс “Составь слово”.

/ Приглашаются по четыре человека от каждого класса /

Задание: из предложенных букв составить слово.

1 кл. – земля.

2 кл. – Родина.

3 кл. – славяне.

4 кл. – праздник.

Ведущий.

Так восславим эти буквы!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский алфавит.

/Награждение активных участников фестиваля./



Рассказать друзьям