Дети ференца листа. Биография

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

ФЕРЕНЦ ЛИСТ

АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫ

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ВЕНГР

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМ

ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВЕНГЕРСКАЯ РАПСОДИЯ № 2»

ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ОСКАРОНОСНОМ МУЛЬТФИЛЬМЕ ИЗ АНИМАЦИОННОГО СЕРИАЛА «ТОМ И ДЖЕРРИ* КОШАЧИЙ КОНЦЕРТ» (1946)

МУДРЫЕ СЛОВА: «МОЙ ОТЕЦ БОЯЛСЯ, ЧТО ЖЕНЩИНЫ СТАНУТ ПОМЫКАТЬ МНОЙ И ИСПОРТЯТ МНЕ ЖИЗНЬ».

Одно дело быть хорошим музыкантом, и совсем другое - звездой музыкальной сцены.

Для слушателей девятнадцатого века играли потрясающие пианисты-виртуозы: безупречный Мендельсон, убедительная Клара Шуман, мастер нюансов Шопен, не говоря уж о десятке прочих исполнителей, не упомянутых в этой книге.

Но Лист затмевал их всех. Не техничностью или талантом, нет, все не так просто. У Клары Шуман была идеальная техника, талант Феликса Мендельсона звенел в каждой взятой им ноте. Но никто из них не обладал статью звезды.

Лист родился с умением потрясать публику. Стоило ему выйти на сцену, и слушатели вмиг забывали обо всем. Конечно, на концертах он часто исполнял блистательные произведения собственного сочинения, но какая разница - он мог бы играть «Собачий вальс», и слушатели все равно падали бы в обморок от восхищения.

Увы, звезды не могут постоянно жить на сцене, не соприкасаясь с миром простых смертных. Шаг в сторону от софитов, - и в их жизни сразу начинается бог знает что.

ТЯГОТЫ ГЕНИАЛЬНОСТИ

Скромная семья Листов обитала в венгерском городке Доборьян. Отец, Адам Лист, самостоятельно выучившийся играть на виолончели, любил прихвастнуть знакомством с Гайдном. Когда Адам обнаружил, что его малолетний сынишка Ференц бойко наигрывает на пианино, он провозгласил ребенка гением и бросил работу. Понятно, в венгерской деревушке виртуоза не вырастишь, поэтому семейство переехало в Вену. Юного Листа даже представили Бетховену; маститый композитор, послушав, как мальчик играет, якобы запечатлел поцелуй на его лбу - и этим символичным жестом передал факел музыкальной гениальности следующему поколению. (Эта история вызывает много вопросов. Например, как Бетховен мог услышать игру Листа? К тому времени, когда юный Ференц появился в Вене, Бетховен полностью оглох, тем не менее сам Лист никогда не сомневался в том, что все было так, как рассказывают.)

Когда Ференцу исполнилось двенадцать лет, папаша Адам объявил музыкальное образование сына законченным и со всей семьей двинул в Париж, где вплоть до 1827 года эксплуатировал мальчика, словно дрессированную обезьянку, пока не рухнул замертво. После смерти отца юный Лист немедленно отменил все публичные выступления. На сцену он вернулся, только когда о «вундеркинде Ференце» успели хорошенько позабыть.

ЛИСТОМАНИЯ!

Добровольная «зимняя спячка» не прошла даром; вернувшись в общество в 1830 году, остроумнейший собеседник Лист сделался украшением любой компании. Он и внешне был неотразим: высокий, с гривой светлых волос и пленительными голубыми глазами. Одной из тех, кто крепко запал на Листа, была графиня Мари д’Агу, аристократка с впечатляющим генеалогическим древом и совершенно невзрачным мужем. Некоторое время Мари довольствовалась не слишком тайной любовной связью, но, поскольку Лист флиртовал и с другими парижскими дамами, Мари, устав мучиться ревностью, решила прибрать композитора к рукам. В 1835 году она бросила мужа и укатила в Швейцарию, а затем вызвала к себе любовника. Лист был изумлен таким поворотом событий не меньше, чем супруг Мари. Когда же Лист наконец прибыл в Женеву, Мари сообщила ему о своей беременности.

Старшая дочь Листа Бландина родилась в 1835 году, вторая дочь, Козима, - в 1837-м, и сын Даниэль - в 1839-м. Родители детьми не занимались, перепоручив их прислуге, школьным учителям и матери Листа.

Странно, но Мари, величая своего любовника музыкальным гением, абсолютно не интересовалась его творчеством и противилась его выступлениям на публике, находя такой способ зарабатывать деньги вульгарным. Ее состояние позволяло им жить в роскоши, но Лист отказывался перейти на содержание к графине. Разногласия между ними обострились после рождения Даниэля, когда Лист твердо предпочел жизнь гастролирующего виртуоза.

Далее в течение девяти лет Лист без устали мотался по Европе, и листомания набирала силу. Восторженные поклонники гонялись за ним по улицам, воровали у него носовые платки и норовили отстричь прядь его волос. На концертах он играл мощно, эмоционально и эффектно - тряхнув волосами, Лист вперял взгляд в потолок и тяжко вздыхал. Иногда он просил публику предложить ему какую-нибудь тему для импровизации - так на свет появились музыкальные интерпретации следующих сюжетов: Миланский собор, железная дорога и даже вопрос: «Что лучше - жениться или остаться холостяком?» (Ответ: «Что ни выберешь, пожалеешь в любом случае».)

Из Парижа за этими эскападами угрюмо наблюдала Мари, жадно ловя любой слух о романтических увлечениях Листа. Большинство слухов оказывались правдивыми. Например, Лист действительно завел интрижку с куртизанкой Лолой Монтес, той, что, самовольно ворвавшись в сугубо мужскую компанию, которая собралась на ужин в память о Бетховене, сплясала фанданго на столе. Лист с Мари умудрялись грызться и на расстоянии; их злополучные отношения прекратились окончательно в 1844 году, когда Мари заявила, что больше не желает его видеть. Лист с готовностью подчинился этому решению.

КНЯГИНЯ И КОМПОЗИТОР

Разрыв с Мари случился как нельзя кстати: Лист встретил другую женщину - княгиню Каролину Сайн-Витгенштейн. Дочь безмерно богатого польского дворянина и жена русского генерала Николая Сайн-Витгенштейна, Каролина компенсировала недостаток внешней привлекательности блестящим умом и явной склонностью к эксцентричности (как и Жорж Санд, любовница Шопена, она курила сигары).

Непрерывные гастроли начали утомлять Листа. Ему было уже под сорок, да и сколько можно играть увертюру к «Вильгельму Теллю» Россини? Пока не затошнит? Композитор (а вместе с ним и Каролина) направился в Веймар, куда его еще в 1842 году назначили хормейстером, но до сих пор он бывал в этом городе лишь наездами. Теперь же Лист задался целью создать «музыку будущего», а точнее, объединить два различных вида искусства, поэзию и музыку, так чтобы симфония стала аккомпанементом к стихам, придающим мелодиям с аккордами значение и смысл. К этому же идеалу в музыке стремился некий беспокойный композитор по имени Рихард Вагнер; в Листе он видел родственную душу (а также щедрого спонсора), и, поддавшись на его уговоры, Лист впервые поставил на сцене размашистые и дорогостоящие оперы Вагнера. Такое сотрудничество привело к определенному итогу: критики начали увязывать роскошное звучание и эмоциональность Листа с безудержным драматизмом Вагнера и настолько в этом преуспели, что более молодые и более традиционные композиторы, вроде Брамса, обрушились на обоих с гневными порицаниями.

Каролина поселилась на загородной вилле. Лист жил с ней - правда, неофициально; его формальной резиденцией считалась гостиница в центре Веймара. (Вся почта на имя Листа приходила в гостиницу, а затем переправлялась на виллу.) Однако положение вечной любовницы Каролину не устраивало, она хотела стать женой композитора. Осуществлению этого плана мешали два обстоятельства: Каролина была, во-первых, замужней женщиной, а во-вторых, набожной католичкой. Аннулирования ее брака с генералом она добивалась долго и упорно и в конце концов перебралась в Рим, чтобы иметь непосредственный доступ к папским служителям. Искомый документ, а также разрешение на повторное замужество ей выдали в 1860 году.

ФЕРЕНЦ ЛИСТ ТАК ЛЕГКО ПОКОРЯЛ СЕРДЦА, ЧТО ЖЕНЩИНЫ ГОНЯЛИСЬ ЗА НИМ ПО УЛИЦАМ, ВОРОВАЛИ ЕГО НОСОВЫЕ ПЛАТКИ И НОРОВИЛИ СРЕЗАТЬ ПРЯДЬ ВОЛОС.

За пятнадцать лет в Веймаре Лист изрядно устал от интеллектуальных распрей и невосприимчивости публики к новой, непривычной музыке, поэтому он с радостью ухватился за возможность уехать на длительное время в Рим, где должно было состояться его бракосочетание с Каролиной. Церковь украсили цветами, позвали гостей, но вечером накануне венчания к Листу нагрянули ватиканские чиновники- В деле Каролины обнаружили очередную неувязку, разрешение на брак отменили, и свадьба не состоялась.

СВЯЩЕННИК ЗА РОЯЛЕМ

Разочарованный композитор неприкаянно бродил по Риму, но вскоре нашел, чем утешиться. Несмотря на все свои любовные похождения, Лист питал глубокое почтение к католической вере, а церковные ритуалы наполняли его душу покоем, особенно после смерти его дочери Бландины в 1862 году.

То, что случилось затем, изумило всех: Лист принял малый постриг и в 1865 году стал церковнослужителем. Хотя проводить службы ему не дозволялось, на церковное одеяние он имел право и в целом относился к своему новому положению очень серьезно.

Если посторонние люди лишь качали головами, то дочь Листа, Козиму, столь тесное слияние отца с религией ошарашило. В 1857 году Козима вышла замуж за одного из самых любимых учеников Листа - Ганса фон Бюлова, но уже в 1862 году она безумно влюбилась в старинного друга отца - Рихарда Вагнера. Скандальные подробности этой истории мы прибережем для главы о Вагнере, сейчас нас интересует только реакция Листа: узнав о «преступной» связи дочери, священник-пианист рассвирепел. Лист делал все, что было в его силах, с целью разлучить любовников и читал длинные проповеди Козиме о святости брака и ее материнском долге. (Неужели он не понимал, что в его устах подобные речи звучат не слишком убедительно?) Когда в 1870 году Козима вышла замуж за Вагнера, Лист восстановил отношения с дочерью, но с Вагнером остался на ножах.

1870-е годы и начало 1880-х Лист проводил то в Риме, то в Веймаре, то в Будапеште, активно занимаясь преподавательской деятельностью. После того как в 1881 году он упал вниз по лестнице отеля в Веймаре, его здоровье пошатнулось. Однако в 1886 году он приехал в Байройт на ежегодный Вагнеровский фестиваль, где после смерти мужа всеми организационными делами заправляла Козима. Поселив отца в ближайшей гостинице, Козима вниманием отца не баловала, разве что требовала, чтобы он посещал многочасовые спектакли, утомлявшие его. Лист заболел воспалением легких, и Козима заявила, что никому не позволит ухаживать за отцом - она берет это на себя. Преданные ученики Листа оскорбились, особенно когда Козима запретила им навещать больного композитора. 31 июля 1886 года Лист скончался.

Протестантка Козима не потрудилась позвать священника к своему отцу, католическому служителю, лишив его последнего причастия. Завещание отца она также проигнорировала: композитор просил похоронить его в монашеской рясе и без всяких церемоний. Вместо этого Лист был погребен в Байройте с невероятной пышностью. Оставшаяся в Риме Каролина пришла в негодование, и не в последнюю очередь ее возмутил выбор места захоронения: в Байройте Лист был навеки обречен находиться в тени своего зятя.

СРАЖЕНИЕ НА КЛАВИАТУРАХ

В молодости Лист был настолько уверен, что лучше него на свете не сыскать пианиста, что любые притязания на соперничество он воспринимал весьма близко к сердцу. Если Мендельсона или Шопена подобная ерунда не интересовала, то австрийский виртуоз Сигизмунд Тальберг, казалось, готов был бросить вызов Листу. Поклонники и пресса проведали о соперничестве и призвали пианистов выяснить отношения лицом к лицу. 31 марта 1837 года эти двое сошлись в поединке.

Тальберг играл сдержанно, отстраненно - являя яркий контраст громоподобному Листу. Поэт Генрих Гейне вспоминал: «Клавиши, казалось, истекали кровью… Во всем зале побледневшие лица, вздымающиеся груди, легкие вздохи во время пауз и, наконец, бурные овации». В конце вечера соперникам объявили счет: ничья. Устроитель соревнования высказался так: «Тальберг - лучший пианист на свете, Лист - единственный». История обошлась с Тальбертом куда менее милосердно, его имя помнят только в связи с поединком с Листом.

ЛИСТА НАДО УВАЖАТЬ

В 1830-1840-е годы Лист несколько раз подолгу гастролировал в России, он стал любимцем царской семьи, хотя высокомерие этой избалованной аудитории ему претило. Однажды, когда он выступал на «вечере» в Санкт-Петербурге, царь Николай I затеял со своим соседом столь оживленную беседу, что за их репликами не было слышно музыки. Лист внезапно прекратил играть. Озадаченный царь спросил его: «Почему вы замолчали?» - «Сама музыка должна молчать, когда говорит Николай», - ответил Лист. В дальнейшем царь держал рот на замке.

ЗАЧАТИЕ ПО ПЕРЕПИСКЕ?

Склонность Листа к романтическим эскападам была широко известна, чем некоторые и пользовались, утверждая, что они - внебрачные дети композитора. Одним из таких «детей» был пианист Франц Серве. Когда Листа спрашивали об этом молодом человеке, он неизменно отвечал: «Я знаком с его матушкой только по переписке, и еще никому не удавалось сотворить нечто подобное по переписке».

Упавший лист «Цветок, засохший, безуханный, забытый в книге, вижу я…» А я нашла в книге не цветок, а засохший лист, еще хранящий слабый аромат жизни. Подарок В. В. Розанова мне, его внучатой племяннице. Для меня - цветок. Нашелся он среди «Опавших листьев» не сразу - только

ФЕРЕНЦ ЛИСТ 22 ОКТЯБРЯ 1811 - 31 ИЮЛЯ 1886АСТРОЛОГИЧЕСКИЙ ЗНАК: ВЕСЫНАЦИОНАЛЬНОСТЬ: ВЕНГРМУЗЫКАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: РОМАНТИЗМЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ: «ВЕНГЕРСКАЯ РАПСОДИЯ № 2»ГДЕ ВЫ МОГЛИ СЛЫШАТЬ ЭТУ МУЗЫКУ: В ОСКАРОНОСНОМ МУЛЬТФИЛЬМЕ ИЗ АНИМАЦИОННОГО СЕРИАЛА «ТОМ И ДЖЕРРИ* КОШАЧИЙ

Лист О «Мефисто-вальсе» № 1 и сонате h-moll Для меня это больше «Яго-вальс», чем «Мефисто». У Листа шекспировская высота. В лице Яго - все шекспировские злодеи.В лирической части вижу, как Яго зависает над ложем Дездемоны. Эту часть нужно играть медленно, как бы не соединяя с

Лист и Каролина Ференц Лист родился в 1811 году в Австрийской империи. Он был венгром. Добившийся всего сам, сын «надсмотрщика за поголовьем овец» в княжеском имении, обладал невероятным музыкальным талантом. Он стал композитором, пианистом-виртуозом, одним из величайших

4. ЛИСТ ФАНЕРЫ Дней десять назад я едва не похоронил Витьку Чекова.Под утро нас привели в небольшую лощинку и приказали занять боевую позицию, указав направление на противника. Место было хорошее, мы были защищены от пулеметного огня и, поднявшись всего метров на десять

I. Скорбный лист Мы возлагаем на душу только возможное для нее. Коран, 7:42 Давным-давно, еще до «исторического материализма» почти юный Корней Чуковский в одной из своих статеек лихо доказывал, что Достоевского может понять и полюбить лишь русский человек с русской душой.

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ Люди! Как хорошо, что кругом есть люди! Часами бродил Сметана по Праге, изредка приподнимая шляпу, чтобы ответить на почтительные поклоны. Временами он останавливался и переводил дыхание, любовался каким-нибудь видом, а затем снова шел дальше, тяжело

Приложение 1 Наградной лист Фамилия, имя, отчество - Покрышкин Александр ИвановичВоенное звание - гвардии подполковник, дважды Герой Советского СоюзаДолжность, часть - исполняющий должность командира 16-го гв. истребительного авиаполка, 9-й гв. Мариупольской

ФЕРЕНЦ ЛИСТ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ В письме одному чешскому другу Балакирев уже в июне 1900 года так писал:«...Вы совсем не знаете Листа, считая его только виртуозом и не подозревая, что он, глубоко затронувший в своей музыке совсем новые сферы, о которых другим и во сне не грезилось,

ФЕРЕНЦ ЛИСТ ПРОДОЛЖАЕТ ЖИТЬ В письме одному чешскому другу Балакирев уже в июне 1900 года так писал:«…Вы совсем не знаете Листа, считая его только виртуозом и не подозревая, что он, глубоко затронувший в своей музыке совсем новые сферы, о которых другим и во сне не грезилось,

Музыкант, достигший вершины мирской славы – и ставший монахом… Венгр, слабо знавший венгерский язык – и ставший символом венгерской музыки… Жизнь Ференца Листа словно соткана из противоречий – что как нельзя более отвечало его страстной натуре.

Первым учителем музыки для Ференца Листа стал его отец – чиновник в администрации князя Эстергази. Он же позаботился о начале его исполнительской карьеры: с 9-летнего возраста «маленький чудо-музыкант» покоряет своим искусством знатных слушателей… Но отец понимает, что не может дать многое талантливому сыну – и везет мальчика в Вену, где Ференц не только вызывает восторги публики, но и учится фортепианной игре у К. Черни, теории – у А. Сальери.

Свои первые произведения Ф. Лист создал в подростковом возрасте. Была среди них и опера – «Дон Санчо, или Замок любви» – но не этот жанр определил творческий облик композитора. На первом плане всегда была для него фортепианная музыка – очень часто программная. Композитор словно стремится «схватить» и зафиксировать в звучании фортепиано все богатство мира, в котором он живет – будь то литература (соната-фантазия «После чтения Данте»), живопись («Обручение» по картине Рафаэля), природа («У родника»).

Но назвать Ф. Листа исключительно композитором-пианистом – как Ф. Шопена – все же нельзя: его симфоническое творчество не уступает фортепианному. В определенной степени это связано с его исполнительским стилем. Этому пианисту, который – по свидетельству современников – мог за один концерт разбить три рояля, словно было тесно в рамках своего инструмента: фортепиано звучало у него, как оркестр, не случайно он создавал фортепианные транскрипции симфонических произведений и фрагментов из опер. Симфоническое же его творчество тоже тяготеет к программности – нередко философской («Прелюды», «Фауст-симфония», «От колыбели до могилы»). Стихия страсти, проявляющаяся здесь не в меньшей степени, чем в фортепианной игре, сметает границы сонатно-симфонического цикла, рождается новый жанр – симфоническая поэма.

Как истинный сын эпохи романтизма, Ф. Лист испытывал глубокое благоговение к национальным корням: 19 «Венгерских рапсодий», Венгерские национальные мелодии для фортепиано, фортепианный цикл «Венгерские исторические портреты», симфоническая поэма «Венгрия»…

Жизнь Ференца Листа могла бы стать сюжетом приключенческого романа. В ней было все: слава, встречи с другими гениями – Г. Берлиоз, Ж. Санд, романтическая любовь, ставшая вызовом обществу, противостояние филистерской косности, подлинные трагедии – например, ранняя смерть сына и дочери… и наконец – принятие духовного сана в 54 года. Впрочем, ни это обстоятельство, ни жизненные невзгоды не мешали творчеству – ни композиторскому, ни исполнительскому. Свой последний концерт Ференц Лист дал в 1886 году – за 12 дней до смерти.

Музыкальные Сезоны

Активная концертная деятельность в целом завершилась в 1848 году (последний концерт был дан в Елисаветграде), после чего Лист выступал редко.

Среди литературных работ - книга о Шопене , книга о музыке венгерских цыган , а также множество статей, посвящённых актуальным и глобальным вопросам.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Лучшее из Ференца Листа

    ✪ Ф. Лист. Венгерская рапсодия № 2

    ✪ The Best of Liszt

    ✪ Ференц Лист - Кампанелла (исп. Валентина Лисица)

    ✪ Sviatoslav Richter as Franz Liszt in the "Glinka - The Composer" movie

    Субтитры

Биография

Ференц Лист родился 22 октября 1811 года в Венгрии, в городке Доборьян (австрийское название Райдинг), комитат Шопрон (ныне - австрийская земля Бургенланд) и был единственным ребёнком в семье.

Родители

Лист интересовался русской музыкой. Он очень высоко оценил музыку «Руслана и Людмилы» , сделал фортепианную транскрипцию «Марша Черномора», вёл переписку с композиторами «Могучей кучки» . В последующие годы связи с Россией не прерывались, в частности, Лист издал сборник избранных отрывков из русских опер.

В это же время достигла пика просветительская деятельность Листа. В свои концертные программы он включал множество фортепианных произведений классиков (Бетховена, Баха), собственные переложения симфоний Бетховена и Берлиоза, песен Шуберта , органных произведений Баха. По инициативе Листа в 1845 году были организованы торжества в честь Бетховена в Бонне , он же внёс недостающую сумму для установки там же памятника гениальному композитору.

Однако через некоторое время Лист разочаровался в своей просветительской деятельности. Он понял, что она не достигает цели, а обывателю приятнее послушать попурри из модной оперы, чем сонату Бетховена. Активная концертная деятельность Листа прекратилась.

В это время Лист познакомился с княгиней Каролиной Витгенштейн , женой Николая Петровича Витгенштейна (1812-1864). В 1847 году они решили соединиться, но Каролина была замужем, и, кроме того, истово исповедовала католицизм . Поэтому пришлось добиваться развода и нового венчания, которое должны были разрешить русский император и папа римский.

Веймар

В Веймар к Листу приезжали молодые музыканты со всего мира, чтобы получить у него уроки. Совместно с Каролиной Лист писал статьи, эссе. Начал книгу о Шопене.

К этому времени относится сближение Листа с Вагнером на почве общих идей. В начале 50-х годов был создан Союз немецких музыкантов, так называемые «веймарцы», в противоположность «лейпцигцам» (к которым принадлежали Шуман, Мендельсон, Брамс, исповедовавшие более академичные взгляды, чем Вагнер и Лист). Нередко в печати между этими группами возникали ожесточённые конфликты.

В конце 50-х надежда на венчание с Каролиной окончательно растаяла, кроме того, Лист был разочарован непониманием своей музыкальной деятельности в Веймаре. В это же время умер сын Листа. Снова, как после смерти отца, в Листе усилились мистические и религиозные чувства. Вместе с Каролиной они решили ехать в Рим замаливать грехи.

Поздние годы

В начале 60-х годов Лист и Каролина переселились в Рим, но жили в разных домах. Она настаивала на том, чтобы Лист стал церковнослужителем, и в 1865 году он принял малый постриг в аколиты . Творческие интересы Листа лежали теперь преимущественно в области духовной музыки : это оратории «Легенда о святой Елизавете», «Христос», четыре псалма, реквием и венгерская коронационная месса (нем. Kronungsmesse ). Кроме того, появился третий том «Годов странствий», насыщенный философскими мотивами. В Риме Лист играл, но чрезвычайно редко.

В 1866 году Лист ездил в Веймар , начался так называемый второй веймарский период. Жил он в скромном домике своего бывшего садовника. Как и раньше, к нему приезжали молодые музыканты - среди них Григ , Бородин, Зилоти.

В 1875 году деятельность Листа сосредоточилась преимущественно в Венгрии (в Пеште), где он был избран президентом вновь основанной Высшей школы музыки. Лист преподавал, среди его учеников - Эмиль фон Зауэр , Александр Зилоти , Карл Таузиг , д’Альбер, Мориц Розенталь , Вера Тиманова , Софи Ментер и многие другие. Написал «Забытые вальсы» и новые рапсодии для фортепиано, цикл «Венгерские исторические портреты» (о фигурах венгерского освободительного движения).

Дочь Листа Козима в это время стала женой Вагнера (их сын - известный дирижёр Зигфрид Вагнер). После смерти Вагнера она продолжала организовывать вагнеровские фестивали в Байройте . На одном из фестивалей в 1886 году Лист простудился, вскоре простуда перешла в воспаление лёгких . Здоровье его начало ухудшаться, беспокоило сердце. Из-за отёков ног он передвигался лишь с посторонней помощью.

19 июля 1886 года состоялся его последний концерт. Умер Лист 31 июля того же года в гостинице на руках камердинера.

Факты

Память

  • Имя было присвоено Национальной венгерской музыкальной академии (Будапешт).
  • Имя Ференца Листа носит Международный аэропорт Будапешта - главная воздушная гавань Венгрии.

Произведения

Всего сочинений Листа 647: из них 63 для оркестра, около 300 переложений для фортепиано. Во всём, что писал Лист, видна самобытность, стремление к новым путям, богатство фантазии, смелость и новизна приёмов, своеобразный взгляд на искусство. Его инструментальные сочинения представляют замечательный шаг вперёд в музыкальной архитектонике. 13 симфонических поэм, симфонии «Фауст» и «Divina commedia», фортепианные концерты представляют богатейший новый материал для исследователя музыкальной формы. Из музыкально-литературных произведений Листа выдаются брошюры о Шопене (переведена на русский язык П. А. Зиновьевым в 1887 году), о «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, Шуберте, статьи в «Neue Zeitschrift für Musik» и большое сочинение о венгерской музыке («Des Bohémiens et de leur musique en Hongrie»).

Кроме того, Ференц Лист известен своими Венгерскими рапсодиями (время создания 1851-1886), которые являются одними из наиболее ярких и оригинальных его художественных произведений. Лист использовал фольклор­ные источники (в основном цыганские мотивы), которые легли в основу Венгерских рапсодий.

Жанр инструментальной рапсодии является своего рода «новацией» Листа.

Рапсодии создавались в следующие года: № 1 - около 1851 года, № 2 -1847 год, № 3-15 - около 1853-го, № 16 - 1882 год, № 17-19-1885 год.

Список сочинений

Фортепианные произведения

  • Этюды высшего исполнительского мастерства / Трансцендентные этюды (1-я редакция - 1826,2-я 1836,3-я 1851)
  1. C-dur (Preludio / Прелюдия)
  2. a-moll (Fusées)
  3. F-dur (Paysage / Пейзаж)
  4. d-moll (Mazeppa / Мазепа)
  5. B-dur (Feux follets / Блуждающие огни)
  6. g-moll (Vision / Видение)
  7. Es-dur (Eroica)
  8. c-moll (Wilde Jagd / Дикая охота)
  9. As-dur (Ricordanza / Воспоминание)
  10. f-moll (Appassionata)
  11. Des-dur (Harmonies du soir / Вечерние гармонии)
  12. b-moll (Chasse-neige / Метель)
  • Этюды по каприсам Паганини S.141 / Bravourstudien nach Paganinis Capricen - (1-я ред. Бравурные, 1838, 2-я ред. Большие этюды по каприсам Паганини - Grandes Etudes de Paganini, 1851):
    1. Tremolo g-moll;
    2. Octaves Es-dur;
    3. La campanella gis-moll;
    4. Arpeggio E-dur;
    5. La Chasse E-dur;
    6. Theme et variations a-moll.
  • 3 концертных этюда (около 1848)
  • 2 концертных этюда (около 1862)
  • «Альбом путешественника» (1835-1836)
  • «Годы странствий»
    • 1-й год - Швейцария S.160 (9 пьес, 1835-1854) / Annees de pelerinage - Premiere annee - Suisse
      • I. La chapelle de Guillaume Tell / Часовня Вильгельма Телля
      • II. Au lac de Wallenstadt / На Валленштадском озере
      • III. Pastorale / Пастораль
      • IV. Au bord d’une source / У родника
      • V. Orage / Гроза
      • VI. Vallee d’Obermann / Долина Обермана
      • VII. Eclogue / Эклога
      • VIII. Le mal du pays / Тоска по родине
      • IX. Les cloches de Geneve / Женевские колокола
    • 2-й год - Италия S.161 (7 пьес, 1838-1849), в т. ч. "Фан­тазия-соната по прочтении Данте" (Apres une lecture du Dan­te, 1837-1839), доб. - «Венеция и Неаполь», 3 пьесы, 1859 / Annees de pelerinage - Deuxieme annee - Italie, S.161
      • I. Sposalizio / Обручение
      • II. Il penseroso / Мыслитель
      • III. Canzonetta del Salvator Rosa / Канцонетта Сальватора Розы
      • IV. Sonetto 47 del Petrarca / Сонет Петрарки № 47 (Des-dur)
      • V. Sonetto 104 del Petrarca / Сонет Петрарки № 104 (E-dur)
      • VI. Sonetto 123 del Petrarca / Сонет Петрарки № 123 (As-dur)
      • VII. Apres une lecture du Dante, fantasia quasi una sonata / По прочтении Данте (соната-фантазия)
    • Дополнение «Венеция и Неаполь» S.162
      • I. Gondoliera / Гондольера
      • II. Canzone / Канцона
      • III. Tarantella / Тарантелла
    • 3-й год S.163 (7 пьес, 1867-1877) / Annees de pelerinage - Troisieme annee
      • I. Angelus. Priere aux anges gardiens / Молитва к ангелу хранителю
      • II. Aux cypres de la Villa d’Este I / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия I
      • III. Aux cypres de la Villa d’Este II / У кипарисов виллы д’Эсте. Тренодия II
      • IV. Les jeux d’eau a la Villa d’Este / Фонтаны виллы д’Эсте
      • V. Sunt lacrymae rerum (en mode hongrois) / В венгерском стиле
      • VI. Marche funebre / Похоронный марш
      • VII. Sursum corda /

Как писал в свое время Владимир Васильевич Стасов, «не будь Листа на свете, вся судьба новой музыки была бы другая» . Можно уточнить - и судьба русской музыки в частности. Лист не только лично общался со многими деятелями русской культуры . Дважды он приезжал в Российскую империю на гастроли, взбудоражившие современников, о чем свидетельствуют мемуары и пресса того времени. «Русские вояжи» Листа - особая страница его биографии. На ней мы и сосредоточим свое внимание.

Ференц Лист

В марте 1839 года в Риме в доме князя Дмитрия Владимировича Голицына состоялся концерт, не только вошедший в историю музыки как первый сольный фортепьянный концерт, но и положивший начало связям Листа с Россией. Вот как писал впоследствии об этом событии Стасов: «В начале 1839 года, в числе множества концертов, данных Листом в Риме, особенно выдающуюся роль сыграл концерт, данный им в залах князя Дм. Влад. Голицына, московского генерал-губернатора, проживавшего тогда довольно долгое время в Риме. Устраивал этот концерт, с благотворительной целью, граф Мих. Юрьев. Виельгорский , известный тогда русский меломан и композитор-любитель. Публика была самая избранная, в числе ее очень много русской знати, а также посланников разных государств и римских кардиналов. Всего замечательнее в этом аристократическом концерте было то, что Лист все время играл один, не было, кроме него, в продолжение всего вечера, никакого другого музыкального исполнителя или певца. Это была тогда совершенная новость. Никто еще раньше Листа не осмеливался в продолжение целого концерта, занимать собою одним внимание целого собрания слушателей, да еще такого своенравного, причудливого, избалованного и маломузыкального, каким бывает, в большинстве случаев, собрание аристократов. Несмотря, однако же, ни на что, Лист произвел громадное впечатление и унес с собою слушателей. Можно полагать не без основания, что иные из восхищенных русских опять звали Листа в Петербург» .

Действительно, приглашения приехать в Россию поступали Листу, имевшему мировую известность, уже неоднократно. Однако, решился он на эту поездку только в 1842 году.

В свете вышесказанного довольно абсурдным выглядит предположение, что за приехавшим музыкантом устанавливалась и безостановочно велась какая-то особая слежка . Необходимо учитывать, что за всеми иностранцами , пребывающими в Российскую империю, законодательно устанавливался надзор, который не стоит демонизировать. «Под надзором за иностранцами в Российской империи подразумевается деятельность государственных органов, наделенных полномочиями по контролю исполнения предписаний законов, иных нормативных актов в отношении иностранцев в целях обеспечения безопасности государства и защиты интересов его подданных... это “одна из форм деятельности государственных органов по обеспечению законности ” (курсив мой - М.З .)» .

Лист не был исключением из общего правила.

Император Николай I

Теперь обратимся к самой личности «самодержца-тирана». Стало уже своеобразной традицией изображать Николая I, как «могильщика русской культуры», «черствого и ограниченного солдафона», лучшей музыкой для которого являлись военные марши. И этот миф абсолютно далек от действительности. Император еще в юности получил добротное музыкальное образование, играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно танцевал, тонко чувствовал церковную музыку и иногда лично пел в церковном хоре. Особое место в музыкальных пристрастиях монарха отводилось русской музыке, в частности он очень высоко ценил (и тому сохранились документальные свидетельства) оперное творчество М.И. Глинки. Да, европейское искусство он при этом не жаловал, и творчество Листа действительно оставило Николая I практически равнодушным в отличие от императрицы Александры Федоровны, слушавшей его игру неизменно «со слезами на глазах» и всячески ему покровительствующей. Но в данном случае речь идет лишь о принципиальных эстетических разногласиях, говорящих, в первую очередь, о патриотических предпочтениях монарха.

Лист, будучи глубоко верующим католиком, никогда не был политиком , и его субъективные политические симпатии и антипатии строились преимущественно на патриотической и гуманистической основе. Эта позиция, будучи в целом последовательной и логичной, порой приводила Листа, на первый взгляд, к алогичным поступкам. Так Лист, демонстрируя в разное время лояльность к другим монархиям, например, к тому же «еретическому» английскому двору, явно противопоставил себя российскому монарху, в частности «по польскому вопросу». Но дело в том, что его родная Венгрия по своему положению была близка к положению Польши, с той только существенной разницей, что находилась в составе католической империи . А значит, в глазах аббата Ламенне и Листа положение Польши было гораздо тяжелее. При этом, поддерживая поляков, Лист все-таки, в первую очередь, имел в виду поддержку национально-освободительного движения собственного народа.

Считать, что в отношениях Листа и Николая I была замешана политика, другими словами, политическое устройство государства , значит подпадать под власть принципиальной ошибки. Разногласия музыканта и императора являли собой конфликт исключительно патриотических и религиозных, но никак не политических интересов .

Вообще называть эти взаимоотношения конфликтом в прямом смысле слова - слишком уж большое преувеличение; музыкант и император находились на абсолютно разных социальных уровнях, если не сказать, полюсах, чтобы рассуждать о самой возможности каких бы то ни было «конфликтах» между ними. Другое дело, что Николай I не мог остаться равнодушным к проявлениям принципиальных пристрастий Листа, уже известным в России и не без оснований расцененным как антироссийские. Кстати, через год после петербургских гастролей Листа ждал триумф в Варшаве, фактически вылившийся в народно-патриотическую, опять же антироссийскую манифестацию. Но даже после этого Лист вторично был беспрепятственно впущен в Российскую империю!

Лучше всего сложившуюся ситуацию беспристрастно описал Стасов в брошюре «Лист, Шуман и Берлиоз в России»: «В своей биографии Листа Лина Раманн рассказывает, будто во время пребывания Листа в Петербурге император Николай выразил желание, чтоб Лист играл в ежегодном великопостном концерте в пользу инвалидов (между которыми тогда еще было немало ветеранов 1812 года), и будто бы Лист отказался, сказав: “Я обязан Франции своим воспитанием и своею знаменитостью. Поэтому мне невозможно петь в одном хоре с ее победителями”; далее, что будто бы император Николай остался очень недоволен таким ответом и велел ему сообщить, под рукой, что, дескать, императору очень не нравятся и его длинные волосы, и его политические мнения (сочувствие к полякам), на что Лист, гордо улыбаясь, отвечал: “Я отрастил себе волосы в Париже и обрежу их тоже только в Париже; что же касается моих политических мнений, то у меня их нет и не будет, пока не буду в состоянии выставить 300000 штыков для их поддержания”. Этого анекдота невозможно считать ничем другим, кроме нелепой сказки. Никогда император Николай не занимался устройством концертов и не пускался в полемические рассуждения о волосах и политических мнениях. (Курсив мой. - М.З. ) Он отдавал только приказания, приводившиеся немедленно в исполнение. Можно предполагать, что все эти несообразные анекдоты имели своим исходным пунктом то, что император Николай мало любил музыку и редко присутствовал на концертах . Листа он слышал очень мало, так что <…> петербургский двор разделился тогда на два лагеря: военный, который вместе с императором игнорировал Листа, и музыкальный, который вместе с императрицею (и великою княгинею Еленою Павловной) обожал Листа и стремился его слушать» .

Но как же можно при всем том ставить в вину главе государства «недостаточное почтение» к таланту, мягко говоря, недружественному, и расценивать это как «недалекость тирана-солдафона по отношению к прогрессивному искусству»?! Лист беспрепятственно въехал в страну, в его распоряжение были предоставлены лучшие сцены и концертные площадки, пресса писала восторженные рецензии. Более того, Николай I не только не запретил и последующие гастроли музыканта в Российской империи, но, повторяем, лично присутствовал, несмотря на свою нелюбовь к западной музыке, на нескольких концертах Листа в Санкт-Петербурге, чего делать был совершенно не обязан! Уже одним своим присутствием на концерте император давал Листу своеобразную индульгенцию. Видя своего монарха среди зрителей, и все высшее петербургское общество посчитало долгом принять участие в чествовании иностранной знаменитости. А уж супруга Государя, императрица Александра Федоровна, вообще оказывала открытую поддержку гениальному музыканту. И все это - «немилость двора»?

Смог ли Лист беспристрастно оценить оказанную ему честь? Чтобы не создавать ложного впечатления «русофобства» Листа, заметим сразу, что, согласно собственным признаниям Листа и многочисленным воспоминаниям его современников и биографов, в частности Янки Воль , он «сильно любил все русское... В Риме я в первый раз услыхала от него имя Антокольского, знаменитого русского скульптора... Лист следил с великим вниманием за успехами молодой русской школы, музыкальной, художественной, литературной. Он говорил, что в России не сказано еще и первого слова всего того, что почти совершенно уже истощено на Западе. Перед Россией лежит еще более интеллектуальных горизонтов, чем земель, требующих эксплуатации. Из России придут все нововведения во всех отраслях науки, искусства, литературы» .

Лист всегда с любовью и вниманием относился к русской культуре и был дружен с многочисленными ее представителями. О симпатиях к России свидетельствует и активная пропаганда им произведений русской музыки, и количество учеников Листа русского происхождения. Можно смело утверждать, что для Листа искусство было в приоритете перед любыми политическими коллизиями, а следовательно, и говорить об искренней любви Листа к России вполне правомочно.

Но вернемся, наконец, к успеху придворного концерта 16 (4) апреля, который был полным. Слухи о «чудо-музыканте» распространялись по всему городу. Накануне первого публичного выступления Листа в Санкт-Петербурге газеты захлебывались в предвкушении сенсации: «Завтра! Завтра! в среду (8 апреля) мы наконец его услышим. Его - разумеется Листа: о каком же другом музыканте можно говорить, когда он здесь?» .

19 (7) апреля Лист был принят в доме графов Виельгорских, Михаила и Матвея. Именно здесь Лист впервые лично встретился и с Михаилом Ивановиче Глинкой, и с Владимиров Федоровичем Одоевским .

Интересно отметить, что Глинка далеко не сразу оценил исполнительское мастерство Листа. По воспоминаниям Стасова, «Глинка без малейшего затруднения отвечал, чти иное Лист играет превосходно, как никто в мире, а иное пренесносно, с префальшивым выражением, растягивая темпы и прибавляя к чужим сочинениям, даже к Шопену и Бетховену, Веберу и Баху, множество своего собственного, часто безвкусного и никуда не годного, пустейших украшений» . Справедливости ради, следует отметить, что если Глинка был в то время абсолютно сложившейся творческой личностью, то Лист, как композитор, еще только нащупывал свой путь и даже не приступил к созданию своих главных сочинений. Для Глинки он был только исполнителем и не удивительно, что именно исполнением собственных произведений Глинки Лист вскоре сумел «перетянуть» русского композитора на свою сторону.

В назначенный день, 20 (8) апреля, состоялся первый, уже публичный, концерт Листа в зале Дворянского собрания. Общие для многих зрителей впечатления от концерта лучше всего передали музыкальный критик Стасов и композитор Серов .

«Мы оба с Серовым уже часа за два до начала, назначенного в 2 часа дня, забрались в залу Дворянского собрания... С первой же минуты мы были поражены необычным видом залы. Была поставлена маленькая четырехугольная эстрада на самой середине залы, между царской ложей и большой противоположной ей ложей... На этой эстраде помещалось два рояля , концами врозь, и два стула перед ними: ни оркестра, ни инструментов, ни нот, никаких других музыкальных приготовлений во всей зале не было видно. Скоро зала стала наполняться, и тут я увидал, в первый раз своей жизни - Глинку... Мы с Серовым были после концерта как помешанные, едва сказали друг другу по нескольку слов, а поспешили каждый домой, чтобы поскорее написать один другому свои впечатления, свои мечты, свои восторги... Тут мы, между прочим, клялись один другому, что этот день 8-го апреля 1842 года отныне и навеки нам священен и до самой гробовой доски мы не забудем ни одной его черточки. Мы были как влюбленные, как бешеные. И не мудрено. Ничего подобного мы еще не слыхивали на своем веку, да и вообще мы никогда еще не встречались лицом к лицу с такою гениальною, страстною, демоническою натурой, то носившуюся ураганом, то разливавшуюся потоками нежной красоты и грации» .

Серов в свою очередь писал Стасову: «Вот уже почти два часа, как я оставил залу, а все еще вне себя: где я? где мы? что это, наяву или во сне! неужели я точно Листа слышал? Надобно покаяться: я ожидал многого по описаниям, предчувствовал многое по какому-то неведомому убеждению, но действительность далеко за собою оставила все надежды! Счастливы, истинно счастливы мы, что живем в 1842 году, когда на свете есть такой исполнитель, и этот исполнитель заехал в нашу столицу и нам довелось его слышать... О, как я счастлив, какое сегодня торжество, как будто весь Божий свет смотрит иначе! И все это наделал один человек своим исполнением! О, как велика великость в музыке!... Да, теперь я понимаю, отчего Лист избрал себе инструментом пиано, и отчего он только исполнитель! Теперь я понимаю, что значит исполнять и что значит музыка» .

Трудно что либо добавить к этим двум восторженным отзывам не просто слушателей, но слушателей-профессионалов , мнение которых было во многом определяющим для музыкальной общественности Российской империи того времени.

На следующий день, 21 (9) апреля, Лист вновь играл в доме графов Виельгорских. Музыкальное собрание почтила своим присутствием императрица Александра Федоровна.

А вечером его принимал у себя Владимир Федорович Одоевский. Среди гостей снова был Михаил Иванович Глинка. Тогда же Лист впервые познакомился с музыкой русского гения, сыграв с листа интродукцию «Руслана и Людмилы». Присутствующие отмечали глубину исполнения и полное проникновение в художественный смысл произведения. Сам автор был, наконец, покорен и признал за Листом большой и музыкально-чуткий талант. Сам же Лист сразу и навсегда полюбил музыку Глинки. Правда, в этот приезд он еще только «пробовал ее на вкус», ограничившись импровизациями на глинкинские темы.

Михаил Иванович Глинка

«Русский композиторский урожай» Листа 1842 года составили транскрипции романса Михаила Виельгорского «Любила я» , «Две русские мелодии. Арабески» (Deux mélodies russes. Arabesques), первая из которых - «Соловей» Алябьева (Le rossignol, air russe d’Alabieff), а вторая - «Цыганская песня» (Chanson bohémien) по песне Булахова «Ты не поверишь, как ты мила». Кроме того, Листом была написана «Мазурка для фортепьяно, сочиненная любителем из Санкт-Петербурга. Парафраза Ф. Листа» (Mazurka pour piano composée par un amateur de St. Pétersbourg, paraphrasée par F. Liszt). Под именем «любителя из Санкт-Петербурга» скрывается Бергард Густав фон Ленц (1819 - 1884), младший брат друга и ученика Вильгельма фон Ленца .

22 (10) апреля Лист играл во дворце внука Павла I принца Петра Георгиевича Ольденбургского . Об этом вечера вспоминал присутствующий на нем Вильгельм фон Ленц: «Никогда не изладится из памяти моей впечатление, произведенное на меня его игрой после 14-летнего перерыва!.. Лист играл у Принца свое удивительное переложение - секстет из “Сомнамбулы” и “Приглашение к танцу” Вебера... Видя мое неподдельное изумление, Лист потрепав меня по плечу, сказал: “Да, с тех пор как Вы познакомили меня в Париже с сочинениями Вебера, я сделал некоторые успехи”» .

Вечером того же дня Лист вновь играл для всей императорской семьи по приглашению императрицы Александры Федоровны.

23 (11) апреля состоялся второй публичный концерт Листа в зале Дворянского собрания, после которого он писал Мари д’Агу: «Зал был полон примерно на две трети, что с точки зрения дохода намного больше того, что дают другие хорошие и превосходные концерты (билет на концерт Листа стоил 15 рублей; цена чрезвычайно высокая. - М.З. ). На этот раз присутствовал и Его Величество царь, что является исключительной честью» .

25 (13) апреля началась Пасхальная неделя. Публичные концерты были запрещены, но Листу не удалось сделать перерыв в напряженном гастрольном графике. Вплоть до 4 мая (22 апреля), на которое был назначен третий публичный концерт, он был вынужден ежедневно играть в частных домах и общаться с огромным количеством людей.

7 мая (25 апреля) в зале Дворянского собрания Лист принял участие в благотворительном концерте Филармонического общества в пользу частных школ Санкт-Петербургского патриотического общества, патроном которого являлся принц Ольденбургский; 10 мая (28 апреля) дал четвертый публичный концерт в зале Энгельгардт . 12 мая (30 апреля) Лист играл на благотворительном концерте в пользу Санкт-Петербургской детской больницы. 17 (5) мая состоялся пятый публичный концерт Листа в зале Энгельгардт.

Нельзя обойти молчанием очередное проявление благородной и чуткой натуры Листа. В ночь с 16-го на 17 мая Гамбург постигла трагедия. Чудовищный пожар уничтожил практически весь старый город; сгорело более 2000 домов, жители которых остались без крова. Вскоре скорбная весть достигла Санкт-Петербурга. Лист одним из первых откликнулся на чужую беду. 22 (10) мая он дал благотворительный концерт, весь сбор от которого (40000 рублей) отправил погорельцам. Чужого горя для Листа никогда не бывало.

Шестой публичный концерт Листа состоялся 27 (15) мая в зале Дворянского собрания. На следующий день был назначен прощальный концерт. Он прошел в доме графов Виельгорских и был назван современниками «величайшим из музыкальных утр». Вечером того же дня Лист на пароходе отбыл из Кронштадта в Любек. Первые гастроли Листа в России завершились.

Ференц Лист краткая биография венгерского композитора, пианиста, педагога и дирижера, изложена в этой статье.

Ференц Лист биография кратко

Ференц Лист появился на свет 22 октября 1811 года около венгерского городка Шопрон в семье разорившегося дворянина. Музыкальной грамоте обучался в Вене. Его педагогами были Черни (обучал игре на фортепиано), Сальери, Рейхи и Паэр (обучали композиции).

С 9-ти лет стал выступать с концертами и прославился как пианист-виртуоз. В период 1823-1835 годов он проживал и выступал в Париже. Здесь начал свою педагогическую и композиторскую деятельность. Ференц Лист познакомился с Шопеном, Сандом и Берлиозом. В 1835-1839 годах совершил путешествие по Италии и Швейцарии. Свое мастерство пианиста довел до совершенства. Также он создал принцип программности – когда музыка сочиняется для определенного образа или сюжета.

До 1848 года вел активную концертную деятельность в Европе, после чего осел в Веймаре. Лист нанялся на должность придворного капельмейстера и продолжал создавать музыкальные произведения. Ференц Лист был очень впечатлительной личностью. Спустя некоторое время его стала разочаровывать окружающая обстановка интриг и зависти. Композитор оставляет работу и вновь переезжает. В 1861 году он проживал в Риме, потом в Будапеште и вновь в Веймаре.

Композитор в 1865 году принимает аббатский сан и посвящает себя педагогической деятельности. По его инициативе в 1875 году в Будапеште открывается Музыкальная академия, в которой Лист стал первым профессором и президентом.

Творчество Ференца Листа — «Годы странствий», «После чтения Данте», Фауст-симфония» «Симфония к “Божественной комедии”», «Этюды трансцендентного исполнения», симфонические этюды, рапсодии и фортепианные концерты.

  • Особенность творчества Листа – оригинальность и богатство произведений.
  • Композитор выделялся аристократичной внешностью и пользовался у женщин успехом. У него были романтические отношения с графиней Мари д’Агу, которая на тот момент была замужем. Но бурные отношения влюбленных привели к тому, что д’Агу ушла от мужа и перестала общаться со всеми своими знакомыми. Ференц и Мари отправились сначала в Швейцарию, потом в Италию. У них родилось 2 дочки и сын. Когда в Венгрии было разрушительное наводнение, то композитор решил отправиться на Родину, чтобы помочь землякам. Но графиня д’Агу отказалась ехать с ним. Ференц Лист в Венгрии познакомился с княгиней Виттенштейн, замужней католичкой. Он захотел на ней жениться, однако русский император и Папа Римский не давали разрешения на развод княгини. В тот период умирает сын Листа и графини д’Агу. Композитор ударился в депрессию и у него развились мистические, религиозные чувства.
  • Он верил, что искусство это инструмент борьбы со злом и влияния на людей.
  • Его называют основателем мастер-классов для музыкантов. Дома он проводил бесплатные мастер-классы для музыкантов из других стран.
  • Император Франц Иосиф в 1859 году возвел Ференца Листа в рыцари. Его полное имя отныне звучало как Франц Риттер фон Лист.
  • Обладал очень длинной кистью руки.
  • Дочь Казима была женой композитора Вагнера.


Рассказать друзьям