Дидактическая игра Берёза - символ России. Открытое занятие в старшей группе "белая березка"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цель: развитие экологической культуры младших школьников.

Задачи:

  • активировать знания детей о берёзе, показать её значимость в жизни людей;
  • развивать элементы исследовательской деятельности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: русские народные костюмы, баян, берёзовые дрова, берёзовые почки, гладкие камушки, деревянные ложки, берёзовые веники, призы.

Перед проведением занятия проводится подготовительная работа по группам. Дети готовят задания – сообщения по темам вместе с родителями.

I группа – тема «Берёза – символ России».
II группа – тема «Берёза – «зелёная аптека».
III группа – тема «Берёзкины игры».

Занятие проводится на полянке пришкольной территории.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Под звуки музыки группа девочек в русских народных костюмах исполняет «хоровод берёзок». Выходит Алёнушка (её роль исполняет родительница).

– Русская берёзка... Её можно встретить везде. Она первая заселяет новые места и украшает лес своими кружевными кронами. Но особенно красив лес, состоящий из одних берёз. Кто знает, как называется такой лес? (Берёзовая роща)

– Мы с вами в гостях у наших русских берёзок.

Ах ты, белая берёзонька!
Распустила свои косоньки,
Косоньки свои кудрявые,
Зелёные да шелковистые.
Как краса твоя, берёзонька,
Всем нам дорога.
На тебя мы не насмотримся,
На тебя не налюбуемся.

– Берёза – самое любимое, самое родное для каждого русского человека дерево. И сегодня наше занятие мы посвящаем этому чудному дереву.
Почему же берёзу называют символом России?

II. Выступление 1-й группы (5 человек) «Берёза – символ России».

1. Берёзу не зря называют символом России. Далёкие предки славян ласково называли её «весёлкой». От этой белоствольной красавицы словно исходила радость жизни, веселее становилось на душе.
2. Но берёза не только радовала глаз. Она была ещё и доброй помощницей крестьян. В длинные, зимние вечера, когда не было электричества, избу освещала лучина, она была берёзовая. Она горела ярко и не коптила.
3. Когда строили избу, потолок поверху непременно покрывали листами тонкой берёзовой коры – берёсты. Она не пропускала в избу влагу, если даже крыша прохудилась. Часто из бересты мастерили вёдра – туеса, в которых хорошо хранились молоко и вода.
4. В бане русский человек издавна привык париться с веником. И веник этот непременно был берёзовый.
5. В старину сапоги для русских солдат делали особым способом: в подмётку – между двумя слоями кожи – вставляли прослойку из берёзовой коры – бересты. Она не пропускала внутрь влагу. И воины реже болели в дождливую погоду.

Выступление детей сопровождаются рисунками и иллюстрациями.

Алёнушка: В настоящее время берёза также имеет громадное значение для человека. Всюду служат нам вещи, сделанные из её древесины: фанера, лыжи, мебель. Берёзовые дрова признаны лучшими. Берёзовая сажа используется для изготовления красок и чернил.

Что-то загрустили вы, дети?
Давайте к берёзке сейчас подойдём.
И русской красавице песню споём.

(Дети водят хоровод вокруг берёзки и поют русскую народную песню «Во поле берёзка стояла»)

Алёнушка: Берёзу смело можно назвать «Зелёной аптекой», так как все части этого дерева обладают целебными свойствами.

III. Выступление 2-й группы (6 человек) «Берёза – «зелёная аптека»

1. Уже давно известно, что берёза – дивный лекарь. Настой берёзовых листьев помогает при заболеваниях почек, ревматизма, лишаях.
2. При простуде пьют чай из берёзовых почек.
3. Спиртовая настойка почек помогает при ломоте в суставах и пролежнях.
4. Берёзовый дёготь используют для лечения кожных заболеваний.
5. Берёзовый сок пьют при ревматизме, отёках.
6. А какая русская баня без берёзового веника? Именно им лечат издавна все простудные заболевания.

Алёнушка: Да, велика роль берёзы. Недаром о ней сложено много сказок, игр, хороводов и конкурсов. Слово 3 группе.

IV. Выступление 3-й группы (5 человек, 2 родителя) «Берёзкины игры»

Ведущая: В старину собирались за околицей на полянке парни и девушки, затевали игры и хороводы. Вот и мы с вами сейчас поиграем как в старину. Для этого нам нужно разделиться на 2 деревни. Одни ребята у нас будут из деревни «Кузовки», а другие из деревни «Лапотки».

Игра первая у нас,
Приглашаю я сейчас
Для сбора почек двух детей.
Выходите поскорей
Из деревни «Кузовки»
И деревни «Лапотки».

Выходят двое ребят. Ведущая задаёт им вопросы:

1. Зачем собирают берёзовые почки? (Для лечения больных)
2. Когда их нужно собирать? (Весной в апреле)

Вопрос всем детям. Как нужно собирать почки? (Собирать нужно по несколько почек с одной веточки: 3-4 не больше, затем с другой, потом перейти к следующему дереву. Всё надо беречь. Пчёлка собирает нектар тоже понемногу с каждого цветка).

За правильные ответы Алёнушка награждает детей красивыми гладкими камушками с речки.

1. Кто быстрее соберёт берёзовые почки?
Описание игры: На двух листах бумаги лежат рассыпанные почки (одинаковое количество). Нужно по одной почке складывать в кружку. Кто быстрее соберёт почки, тот и выиграл.
Перед игрой произносятся слова:

Заболел наш Ванечка,
А за ним и Манечка.
Надо срочно в лес бежать,
Чтобы почек там набрать.

За сбором почек следят дети, по одному от каждой деревни. За сборщиком почек из деревни «Кузовки» следит ребёнок из «Лапотков» и наоборот.

2. Игра-аттракцион «Кто больше соберёт грибов подберёзовиков?»

Описание игры. Детям дают в руки берестяные лукошки, завязывают глаза. На поляне ставят грибы деревянные или сделанные из папье-маше. Грибники ползают на четвереньках по траве, ищут подберёзовики. Играют от одного до трёх человек от каждой деревни. Кто больше соберёт грибов, тот и победил. Победившей артели грибников Алёнушка вручает призы (камушки).

3. Игра «Кто быстрее заготовит берёзовые дрова на зиму»

Описание игры. Из обеих деревень выбираются две бригады лесорубов. Игра проводится как эстафета. По сигналу ребёнок бежит в лес, берёт полено и несётся с ним в деревню, кладёт его в сторонку. За ним следующий, аккуратно кладёт своё полено рядом – это поленница и т. д.
Нужно не только быстро заготовить дрова, но и красиво, ровно сложить поленницу, чтобы она не упала, не покосилась от ветра.
После того, как все берёзовые дрова сложены аккуратно на траву в ровные поленницы, старшим лесорубам предлагается сказать скороговорку – «На дворе трава, на траве дрова».
Победителям выдаются призы.

Ведущая:

Делу время, потехе – час,
Сыграют ложкари сейчас!
Игра на деревянных ложках.

4. Игра «Кто лучше парится берёзовым веником?»

Описание игры. Приглашаются по два человека из обеих деревень, даётся по одному венику.
В каждой паре один хлещет другого под быструю весёлую мелодию. Во время маленькой паузы дети меняются ролями, кто хлестал, того теперь шлёпают. Кто энергичней хлещет по всему телу берёзовым веником, тот и побеждает. Желательно играющим раздеться до трусиков.

5. Игра «Перетяни верёвку». Участвуют все дети.

6. Конкурс на лучшую русскую пляску.

Алёнушка подсчитывает, у какой деревни больше камушков. В конечном итоге побеждает дружба и радость общения.

IV. Заключительная часть

Алёнушка: Сегодня у берёзок был праздник. Они вместе с нами радовались и веселились.
Но весной очень грустно видеть берёзовую рощу. Почти все стволы порезаны и течёт, течёт по ним сок. Сколько его вытекает.
А ведь он, словно кровь дерева, несёт в крону питательные вещества, необходимые для того, чтобы ожило дерево после зимнего сна, чтобы набухли почки и развернулись листья.
Стоит ли ради глотка этой сладковатой воды уродовать деревья, наносить их здоровью неповторимый вред.
Ведь раны на стволах очень долго не зарастают, древесина в этих местах часто начинает гнить. Микробы проникают через раны в ствол.
Сейчас сок можно купить в магазинах. Его заготовка ведётся по строгим правилам, с помощью специальных приспособлений. Дерево почти не страдает. Спасём нашу русскую берёзку!

В заключение занятия дети поют песни о березе.

Игра – путешествие

« Берёза – символ России».

Подготовительная группа.

Цель: продолжать знакомить детей с понятиями « Родина»,
« Отечество», с деревом, ставшим символом России,
рассказать о том, какую пользу берёза приносит
людям; расширять кругозор детей; воспитывать
интерес к обычаям и традициям русского народа;
прививать любовь и бережное отношение к родной
природе.

Воспитатель: Богатых С. А.

Проводится экскурсия по выставке рисунков детей « Моя Родина».
- Какие места вы изобразили на своих рисунках? (где родились, живём, куда ездили отдыхать с родителями и т.д.)
- Как можно назвать одним словом всё, что вы нарисовали на своих рисунках? (Родина, Отчизна, Отечество).
- Как вы думаете, с чего начинается Родина? (ответы детей)
Подготовленный ребёнок читает отрывок из стихотворения М. Матусовского « С чего начинается Родина?»
С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца?
- С чего начинается Родина для автора стихотворения?
- Какие пословицы о Родине вы знаете?
(«Родина любимая, что мать родимая», «Жить - Родине служить», «Берегите землю родимую, как мать любимую», « На чужой сторонушке и весна не красна», « Русское раздолье – человеку приволье» и др.)
Воспитатель предлагает рассмотреть картины с пейзажами русской природы.
- Что общего есть в ваших рисунках и картинах художников? (берёзы)
- Как вы думаете, почему и на картинах художников и на ваших рисунках есть стройные белоствольные берёзки?
- Конечно же, это не случайно. Какой русский человек не любит берёзку –красавицу! Берёза - символ России. О белоствольной русской красавице сложено много стихов и песен.
Рано утром встаёт она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет берёзы родней,
Ведь берёза – частица России моей!
- Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит по тому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт. Когда у детей болит живот, то от этой боли может помочь берёзовый сок. А старые бабушки лечат больные ноги листиками берёзы: для этого в чулки кладут зелёные листики и ложатся спать – утром ноги у бабушек не болят.
Вспомните загадку про берёзу:
Стоит Алёна – платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан.
- С кем на Руси сравнивали красавицу берёзку? (с девушкой нежной, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой)
- Летом в июне месяце на Руси справляли праздник. Этот праздник считался девичьим праздником. Утром девушки в нарядных платьях (показ рисунка русского народного костюма) шли к берёзовой роще, выбирали одну из берёзок и украшали её. Привязывали к её ветвям цветные ленточки, лоскутки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг украшенной берёзки водили хоровод, пели песни, плясали, заводили игры.
- Как называют берёзу в народе? С кем её сравнивают?
- Чем является берёза для русского человека?
- Чем полезно это дерево?
- Какие праздники устраивала молодёжь на Руси в берёзовых рощах?
- Как и чем украшали берёзу?
А давайте и мы украсим нашу берёзку по русскому обычаю. Дети вешают на берёзку (макет дерева или настоящую берёзку) цветные ленточки. Ребёнок читает стихотворение.
Берёзонька, ты моя берёзонька:
Берёза моя белая,
Берёза раскудрявая.
Стоишь ты, берёзонька,
Посреди долинушки.
На тебе, берёзонька,
Листья зелёные,
Серёжки махровые.
Под тобой, берёзонька,
Трава шелковая.
- Посмотрите, ребята, какая красивая и нарядная получилась у нас берёзка. Давайте и мы заведём хоровод вокруг берёзки, как в старину. Дети под песню « Во поле берёза стояла» водят хоровод вокруг берёзки.

Двое ребят с венком берутся за руки и, поднимая их вверх, образуют ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и ноют:
Березка девочек кричала, к себе призывала:
- Идите, девочки, на луг гулять,
Зеленые веточки завивать.
- Мы тебя, березка, не согнем
На тебе веночки не завьем.
- Я к вам, девушки, сама согнусь,
Сама в веточки совьюсь.
Завьете венки зеленые -
Станете весь год веселые.
Дети, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник с венком убегает и прячет его. Затем все идут искать венок. Дети подсказывают: «Горячо», «Холодно». Кто первый найдет венок, забирает его себе.

ЗАИНЬКА

Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит заинька. Один из ребят спрашивает его:

Заинька, заинька, где твой дом?
- Мой дом под кустом, под березовым листом.
Затем все хором говорят:
- Заинька, заинька, приходи к нам на лужок, на головку вить венок!
Заинька входит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.

1. Заинька, сорви цветик, вот и этак сорви цветик.
2. Заинька, свей веночек.
3. Положи на головку.
4. Топни ножкой.
5. Заинька, попляши.

Дети идут по кругу. Заинька подходит к одному из ребят, стоящему в кругу, и меняется с ним местами. Так выбирается новый заинька, и игра продолжается.

Заинька, заинька, коротенькие ножки,
Красные сапожки,
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На ноги поставили,
Танцевать заставили.
Танцуй, сколько хочешь,
Выбирай, кого захочешь!

КОЛЕЧКО

Это игра для девочек.

На ленточку надевают колечко, а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, - «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» - а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживает, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».

НОС (Игра для мальчиков)

Участники садятся гуськом друг за другом, водящий - впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать воспитатель, Березка) выходит из ряда и, подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.

(После игр дети встают в хоровод у березки, любуются ею, а воспитатель напоминает девочкам, что они покумовались, и дает наказ всем ребятам не ссориться, жить в мире и добре друг с другом.)

  • Декабрь 7, 2013
  • ,

«Белая березка»

Цель: Развитие экологической воспитанности и нового экологического мышления у детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе

Мотивация: Накопления опыта гуманного отношения к растениям и животным, формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи:

Научить детей узнавать деревья по породам, описывать их.

Упражнять в умении находить знакомое дерево по одному-двум характерным признакам.

Дать характеристику берёзе, в том числе при сборе берёзового сока.

Формировать представление о взаимосвязи между деревом и разными организмами (растения, животные, грибы).

Учить находить целое по его части. Закрепить умение рисовать пальчиком (пальчиковая живопись).

Обогатить и активизировать словарь детей.

Предварительная работа:

1. Разучивание стихотворений о берёзке.

2. Рассматривание репродукций картин А.И.Куиндже «Берёзовая роща», А.К.Саврасов «Грачи прилетели».

3. Тренировка в рисовании пальчиком.

4. Разучивание хороводной игры «Берёзка».

5. Наблюдение за сезонными изменениями в природе на модели берёзы в уголке экологии.

Материал: Картина с изображением берёзы, набор коры от разных пород деревьев (дуб, берёза, кедр, ясень), платочки, картинки с изображением берёзы в разные сезоны года, иллюстрации деревянной мебели, кусочки фанеры, березовый веник, срез дерева, берёзовый деготь, чага, берёзовые почки, изделия из бересты (туесок, шкатулка), деревянные игрушки, посуда.

Материал для рисования пальчиком: влажные салфетки, черная гуашь, клеёнка, березы из белой бумаги в форме конуса.

Материал для игр: листья трех-четырех деревьев по количеству детей, силуэты деревьев с листьями. Силуэт берёзы и комплект маленьких карточек с изображением растений (ландыш, подснежник), грибов (подберёзовик), животных (белка, барсук, ёж), насекомых (муравей, бабочка, гусеница), птиц (кукушка, скворец).

Ход занятий

Дети заходят в группу, где их встречает воспитатель

Воспитатель: Здравствуйте дети. Вы попали в Сказочный лес. И сегодня я расскажу вам про чудо – дерево, которое растет в лесу. А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек.

(БЕРЕЗА)

Дети: Это берёзка!

Воспитатель: Молодцы! Отгадали мою загадку. Расскажу я вам сегодня о красавице русского леса – стройной, белокурой берёзке. Нет в русском волшебном лесу дерева более родного и близкого.

Воспитатель вносит макет берёзы.

Воспитатель: Любимое дерево всегда наделялось народом самыми ласковыми именами и звонкими словами. Берёзу величали: стройной, кудрявой, белой, белоствольной. Её сравнивали с девушкой юной и красивой, в зеленой косынке. Ребята, а вы знаете, как называется березовый лес? Он называется березняк. В нем растут березки высокие, пониже и совсем низкие. Ребята, какого цвета ствол у березы? (ответы детей). Да, он белый с черными вкраплениями.

Игра «Найди березу по коре»

Воспитатель показывает набор коры от разных пород деревьев. При рассматривании коры дети трогают её руками, нюхают, отмечают, что кора теплая, шершавая, разная по запаху и цвету. Находят нужную кору.

Воспитатель: Дети, а на что похожи веточки у березы? (Ответы детей). Ветки у березы, словно косы заплетённые, вниз спускаются, друг с дружкой переплетаются. Если прилетит проказник сильный ветер – растреплет эти, если слабый ветерок – он запутается в ветвях и, наверное, не выберется. Вот послушайте:

Чуть солнце пригрело откосы,

И стало, в лесу потеплей,

Берёзка зелёные косы

Развесила с тонких ветвей.

Русский народ украшал дерево лентами, заплетал их в ветки, водили хороводы.

Музыкальная хороводная игра «Берёзка»

Все дети встают в круг вокруг муляжа берёзы.

Мы вокруг берёзки хороводом стали,

Яркие платочки высоко подняли.

(Дети идут по кругу, платочки в руках)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри.

Это пляшут малыши, малыши.

(Дети кружатся на месте платочки вверх)

Мы вокруг берёзки весело гуляли,

Весело гуляли, ножками шагали.

(Шагают в круг, затем из круга)

Ты, берёзка, посмотри, посмотри,

Это пляшут малыши, малыши.

Воспитатель: Про берёзу, мудростью русского народа, сложено много народных сказок, песен, загадок, пословиц, примет и поговорок. А вы знаете какие – нибудь приметы, связанные с берёзой. (Из берёзы течет много сока – к дождливому лету; листья с березы опали не полностью – жди суровую зиму). Хозяйка загадывает загадки о берёзе.

Игра «Что рядом с берёзой растет, и кто около берёзки живет»?

На подставку ставиться силуэт берёзы. Воспитатель предлагает разложить и развешать карточки с изображением растений, грибов и животных. Во время работы дети берут карточку и обсуждают, в какое место её прикрепить. В итоге получаются 2 группы живых организмов: одни используют берёзу как дом, другие живут и питаются на этом дереве.

Воспитатель: Береза – единственное в мире дерево с белой корой. В ней имеется вещество, которое окрашивает кору в белый цвет. Плохо пришлось бы березке без этого вещества. Кора у нее тонкая, нежная, и дерево смогло бы получить солнечные ожоги. А с белой корой ствол в жаркий день остается прохладным. Прекрасна береза в любое время года. (Воспитатель демонстрирует дерево в разные сезоны).

Осенью – березка покрыта золотистой листвой, крутясь в воздухе листья, падают на землю. Дети, как называется это явление? (Листопад).

Зимой – на веточках лежит белый снег.

Летом – дерево покрыто густой зеленой листвой.

Весной – на ветках клейкие, нежные листочки.

За свою красоту береза стала символом России.

Физ.минутка «Во поле береза стояла»

Наступило утро, солнышко проснулось.

И березки к солнцу потянулись

(Руки вверх, на носочках)

Поздоровались друг с дружкой.

Наклонившись в сторону

(Наклоны в сторону),

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(Руки вверх помахать ими).

Воспитатель: Ребята, что дает береза человеку? (Ответы детей). Береза необходима человеку. Из нее делают мебель, игрушки, посуду, корзины, туески для сбора ягод, шкатулки, для хранения бус и колец. Древесину широко используют в хозяйстве, из коры березы получают деготь. (Все материалы воспитатель демонстрирует детям).

А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек заживляют раны. Березовыми веничками лечат хвори в бани. Древесный гриб – чагу заваривают, пьют вместо чая. Напиток получается черно – коричневого цвета и сладковатым на вкус. (Демонстрация материалов).

Но особенно ценен березовый сок. Однажды в своем лесу, я увидела засохшую березку. Как вы думаете, почему она засохла? (Ответы детей). Просто люди, собирая с березы сок, забыли залечить березовую рану, вот она и умерла, засохла. Но перед этим она, наверное, долго плакала. Ранней весной береза просыпается после долгого зимнего сна. Корни всасывают из почвы влагу с растворенными в ней питательными веществами. Эту влагу называют березовым соком. Из-за него люди наносят раны березе. Эти раны долго не заживают, дерево гниет, на него нападают вредители и оно погибает. Что же делать? И сок нужен, и березы жалко. Ребята, когда вы берете сок у березы, не делайте отверстия большим, а просверлите его шилом, потом замажьте отверстие землей. Не будьте похожи на злого мальчишку:

В весенний день мальчишка злой

Пронзил ножом кору березы.

И капли сока, точно слезы

Текли прозрачною струей.

Игра «Все по домам»

Воспитатель выставляет силуэты разных пород деревьев с листьями. Раздает детям листья и говорит: «Перед вами стоят дома, и возле каждого дома растет дерево, у вас в руках листья от дерева под которым стоит ваш дом. Мы гуляем. Но вдруг пошел дождь. Все по домам». Дети поэтому сигналу бегут по домам и становятся рядом с тем деревом, от которого лист. Чтобы проверить, правильно ли выполнено задание, ребенку предлагают сравнить свой лист с листьями на дереве, к которому он побежал.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в свою мастерскую.

(Дети подходят к рабочим местам, на которых лежит материал для рисования, стоит береза из белой бумаги в виде конуса).

Воспитатель: На ваших столах стоят березки. Белоствольные, кудрявые, но что-то с ними не так, чего-то не хватает.

(Дети замечают, что на коре нет черных отметен). Воспитатель предлагает их нарисовать пальчиком. После окончания работы, дети составляют березовую рощу.

В «Словаре русского языка» С.И.Ожегова, береза - лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.

Это дерево мы считаем нашим, русским деревом, но имя его знакомо большинству народов. Оно восходит к корню bhe, означавшему блеск, белизна.
Слово береза обозначало имя белого дерева, сияющей березы, и названо так это чудесное дерево за его непохожий на все другие сверкающий, серебряный ствол.

Как ласково в народе называют березу? - березка, березонька.
Как одни словом можно назвать березовый лес - березняк.
Как назвать съедобный гриб с коричнево-черной шапкой, растущий под березой? - подберезовик.

Стихи о березе

Читайте стихи о березе вместе с детьми. Обращайте их внимание на то, как авторы говорят о березе, какие красочные определения используют, с кем ее сравнивают, обосновывают, удачны ли такие сравнения.

Березка
Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.
Вся в белое платье одета,
В сережках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И столько задумчивых песен
Поется в народе о ней!
Он делит с ней радость и слезы,
И так уж она хороша,
Что кажется - в шуме березы
Есть русская наша душа.
Вс.Рождественский

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
С.Есенин
«Люблю березу русскую…»
Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красными застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется - но не ломится
А.Прокофьев
«Береза, моя березонька…»
Береза моя, березонька,
Береза моя белая,
Береза моя кудреватая!
Стоишь ты, березонька,
Осередь долинушки,
На тебе, березонька,
Листья бумажные,
Под тобой, березонька,
Трава шелковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В Семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венок плетут.
Русская народная песня

Загадки о березе
Можно о березке детям загадывать загадки. И просить их объяснить отгадки.

На лесной опушке стоят подружки: платьица белены, шапочки зелены
Бела - не снег, зелена - не луг, кучерява - не человек
В белом сарафане встала на поляне. Летели синицы, сели на косицы

Пословицы и поговорки
Березы, как девоньки, в сарафанчиках беленьких.

Какова березка, такова и отростка. Значение пословицы в том, что отпрыски всегда перенимают повадки, черты характера от родителей. Чаще говорится о детях, которые унаследовали от родителей манеры поведения и т.п.

Игра «Гуляй да присматривайся!»
Детям можно предложить в игровой форме подбирать к слову береза подходящие по смыслу имена прилагательные и глаголы. На основе своих жизненных представлений, а также на основе того, что они узнали из чтения художественной литературы.

Детям нужно правильно и как можно больше подобрать слов-признаков и слов-действий к слову береза.
Береза (какая?) - кудрявая, развесистая, белоствольная, золотистая, русская, грустная, заречная, высокая, плакучая, молодая, стройная, ясная, родная, красивая, ветвистая, и т.д.
Береза (что делает?) - растет, зеленеет, красуется и т.д.

Игра «Угадай, какое слово пропущено?»
Детям нужно подобрать подходящие по смыслу имена существительные, сочетающиеся с именами прилагательными березовый, березовая.
Березовый … (гриб, сок, веник, лист, пень…)
Березовая… (листва, роща, кора, аллея…)



Рассказать друзьям