Тема урока:
В.Драгунский "Что любит Мишка"
Цель:
подвести учащихся к осознанию того, что духовный мир человека выше банальных, бытовых материальных ценностей на примере литературного произведения В.Драгунского "Что любит Мишка", формировать навыки беглого чтения, развивать речь, мышление.
Задачи:
формирование у учащихся умения сопоставлять своё видение проблемы с авторским замыслом.
развитие у учащихся способностей критически мыслить, рассуждать предполагать, обосновывать свою точку зрения по данной проблеме.
обогащать духовный мир детей.
Оборудование: книга - учебник, портрет писателя В. Драгунского.
Стратегии, используемые на уроке:
"Мозговой штурм", "Ассоциации", "Чтение с остановками"
Ход урока
I. Организационный момент.
- Сегодня мы с вами будем рассуждать о духовном мире человека. Посмотрим, как относится к этому люди, которые имеют жизненный опыт и вы, которые только начинают жить и познавать мир.
^
Стадия вызова.
1) стратегия "Мозговой штурм"
- Как вы понимаете, что такое " духовный мир"?
- Мы зафиксировали версии о вашем и моём понимании, что такое духовный мир человека.
- Сегодня будем говорить об этой проблеме на примере произведения Виктора Драгунского.
^
2. Стратегия "Ассоциации".
- Какие ассоциации возникают у вас с именем Виктора Драгунского. (детский, писатель, юмор, друг, воспитание и т.д.
- Вспомните произведения этого автора которые мы читали.
(Англичанин Павля", ":Бы", "Арбузный переулок", "Надо иметь чувство юмора", "Независимый горбушка", "Заколдованная буква", "Друг детства", "Тайное становится явным", "Кот в сапогах".)
- К какому литературному жанру мы отнесем данные произведения? (рассказ)
- Можно ли назвать Виктора Драгунского писателем - юмористом.
(нет, в его рассказах веселое, смешное лишь часть повествования, они наполнены глубоким смыслом, он говорит о серьёзных проблемах, включая юмористические ситуации, для того, чтобы юным читателям было проще понять.)
^
II. Осмысление
/оформление "таблицы смыслов"/
"Что любит Мишка"
1 часть
2 часть
3 часть
4 часть
Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением этого замечательного автора "Что любит Мишка".
1. Прогнозирование.
- Ребята, обратите внимание на рисунок и ещё раз на название рассказа.
- О чем может пойти речь в рассказе?
- С чего начнет своё повествование автор?
^
2. Приём "Чтение с остановками"
- Читать рассказ мы буде с остановками, по смысловым частям
Чтение 1 части (до слов " Больше всего на свете? "
- Как дальше будут развиваться события?
Чтение 2 части (до слов "Что же ты любишь?")
Что произойдет потом?
Чтение 3й части (до слов ": чего-то ждали и молчали.")
- Подумайте чем может закончится эта история?
Чтение 4 части (:до конца)
^
III. Рефлексия
1.Давайте обратимся к вашим версиям.
- Били совпадения с авторским замыслом?
- Какие?
- А почему у вас совпало с авторским замыслом?
(потому, что мы знаем что Драгунский писал о проблемах детей, о о серьёзном с использованием юмора, чтобы эти проблемы были понятны детям.
Почему у нас не совпали версии с авторскими мыслями?
(потому, что все мы разные и по-разному думаем и мыслим. Все вы можете быть писателями, и все написали бы свою замечательную истории)
2.
Проблемные вопросы.
- Давайте вернёмся к авторскому замыслу и подумаем, то хотел Драгунский сказать юным читателям своим произведением.
(духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее)
- Почему Мишка покраснел и смутился.
(потому, что понял какой у него не глубокий, бедный внутренний мир)
- Чей духовный мир в рассказе Драгунского глубже, богаче, разностороннее)
- Почему?
3. Давайте вернёмся к нашим версиям о духовном мире и, может быть, вы еще дополните.
4.Итог. Цветограмма.
- Какие чувства вы испытывали во время прочтения и обсуждения рассказа.
/отметьте на доске/- веселые, беззаботные.- серьезные и вам есть над чем задуматься.
Д з по ролям
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Урок литературного чтения В гостях у Барсука Раздел: «О настоящем и ненастоящем богатстве»
Отгадайте имя главного героя рассказов В.Драгунского 5 6 15 10 19 12 1 Используйте порядок букв в алфавите. Д е н и с к а
Стр.122 Библиотека гостеприимного Барсука В доме у Барсука было так же чисто и пусто, как и в Чайном домике. На стене висела только одна полка с книгами. Мише захотелось почитать книгу В.Драгунского «Денискины рассказы». Присоединяйся!
Виктор Драгунский «Что я люблю» 1.О ком писал В.Драгунский? Определите жанр произведения, которое будем читать. 2.Предположите, о ком и о чём будем читать? Кто будет главным героем? 3.Как вы думаете, этот рассказ будет грустным или весёлым?
1 вариант:Слушаем аудиозапись в исполнении автора. 2 вариант: «Жужжащее» чтение. Задача: * познакомиться с содержанием текста; * проверить правильность предположений.
От чьего лица ведётся рассказ? Герой-рассказчик – неравноценный автору персонаж, от имени которого рассказывается произведение. Он является действующим лицом этого произведения.
Что же любит Дениска больше всего? Докажи словами из текста
О чём мечтает герой-рассказчик? Почему мечтает жить просторней?
Ростом этот олень всего 20-25 см. А весит 1 кг 500г. Канчиль- карликовая лань Индонезийские сказки
«О настоящем и ненастоящем богатстве» Духовный мир человека не ограничивается любовью к продуктам, он должен быть намного богаче, шире, разнообразнее.
Какой он- герой нашего рассказа? Добрый - жестокий Грустный - весёлый Трудолюбивый - ленивый Внимательный – безразличный Грубый - ласковый Ваши характеристики _______________________________________
У каждого разные вкусы И в жизни свои мечты. Дениска много что любит, А что, скажи, любишь ты? я Я люблю
Какая из пословиц поможет раскрыть главную мысль рассказа? Скучен день до вечера коли делать нечего. Жизнь дана на добрые дела. В тесноте, да не в обиде.
« Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины щедро и талантливо дарит нашим детям Виктор Драгунский.» Яков Аким
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературного чтения по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"
Небольшая презентация кратко знакомит с писательницей В.А.Осеевой и дает возможность ученикам сравнить поступки Павлика до и после встречи со старичком....
Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Осень."
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока, он предназначен для раз...
Презентация к урокам литературного чтения во 2 классе. Речевые разминки. Портреты писателей. Раздел "Люблю природу русскую. Зима."
Презентационные материалы речевых разминок на уроках литературного чтения во 2 классе.Данный материал целесообразно демонстрировать в самом начале урока,он предназначен для разминки перед чтение...
Тема урока "В.Драгунский "Что любит Мишка"
Цель:
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством В. Ю. Драгунского.
Учить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения.
Развивать четкую, грамотную, связную речь учащихся, навыки выразительного, осознанного чтения, творческие способности.
Воспитывать интерес к чтению, любовь к своим близким, животным, природе.
Тип урока : комбинированный.
Оборудование: аудиозапись, я , словарь черт характера человека,карточки
Ход урока
1.
Организационный момент.
Цель: подготовить учащихся к работе.
Ребята сейчас будет звучать музыка, вы наверняка ее узнаете. Подпевайте.
Звучит музыка к тележурналу «Ералаш».
Что это за мелодия? (Ералаш»)
О ком эта передача? (о детях)
Любите ли вы смотреть Ералаш? Почему ? (веселый, смешной)
2.Актуализация знаний.
”(слайд 1)
3.
Подготовка к основному этапу .
– Вы дома путешествовали на машине времени в гости к Драгунскому. Что вы узнали? Поделитесь увиденным и услышанным .
– Дома вы читали его произведения. В каком жанре работал писатель ? (Рассказы.)
– Какие рассказы вы читали Драгунского?
– Что их объединяет? (Смех.)
– Как вы считаете, каким человеком был Драгунский? (Писатель любит своих героев, он понимает их чувства, бывает, он подшучивает над героями, но эта шутка добрая, с любовью.)
– На уроке мы в этом убедимся.
– Прочитайте тему урока, расшифровав запись: Чт. л.б.т М.шк.
Поставим себе цель.
Должны знать…. (произведение)
Должны уметь: …. (анализировать текст)
(Слайд 2.)
(Слайд 3, 4.)
Дети рассказывают биографию.
(Слайд 5.)
(Слайд 6.)
4
Изучение нового материала.
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание способов действий.
А вы знаете, что любит Мишка? (нет)
Что мы должны сделать, чтобы узнать?
Выяснить, что любит Мишка?
.Работа по теме урока.
Скажите пожалуйста, а что любите вы?
Как много всего вы любите, может быть даже ваши предпочтения совпадут с Мишкиными.
Давайте сейчас познакомимся с рассказом
5. Словарная работа.
Кавалерист – воин на коне.
Лань – быстрое животное рода оленей.
Зельц – вид колбасы.
Боржом – минеральная вода.
Частик – рыба.
Глазурованные пряники – покрытые глазурью, сахаром.
Жужжащее чтение.
(Слайд 7.)
.Первичное восприятие текста .
Прослушивание аудиозаписи. Учащиеся следят и подчеркивают встретившиеся слова из словарной работы – прием “Молния”.
.Проверка первичного восприятия
6.Физминутка.
Беседа:
Понравился рассказ?
Кто главные герои?
Работа в паре
Так, что же любит Мишка? Дениска?
Перед вами лежит карточки, вы сейчас будете работать в парах, соедините стрелками кто, что любит.
собака
колбаса
строгать
лань
Дениска макароны Мишка
булки
древних воинов
сыр
конфеты
Давайте проверим, все ли выполнили задание правильно.
Скажите, совпали наши предпочтения с Мишкиными?
К кому были ближе к Дениске или к Мишке?
Как вы думаете, могут ли рассказать о человеке его увлечения?
Найдите в тексте и прочитайте отрывок, в котором описывается, что любит Дениска.
Давайте дадим характеристику Дениске. Какой он?
Увлекающийся, разносторонний, любознательный, ленивый, равнодушный .)
А что любит Мишка? Много всего любит Мишка?
Чего ждал от Мишки учитель? Что хотел услышать?
Давайте попробуем охарактеризовать Мишку. Какой Мишка ?
- Почему вы затрудняетесь ответить ? Можно ли рассказать о характере Мишки по тому, что он любит? Единственное, что можно сказать, это то что Мишка любил поесть.
- Задумался ли Мишка над тем, что он любит после замечания учителя? Найдите этот момент в тексте, прочтите.
- Почему он покраснел ? Почему стало стыдно? (Он не назвал более важных вещей)
- Кто из детей взрослее несмотря на то что они одного возраста? Почему вы сделали такой вывод?
– (Мишка как маленький ребенок перечислял, что он любит есть, но ни разу не обмолвился ни о увлечениях ни о людях которых он любит.)
7 Закрепление пройденного материала.
Работа с пословицей.
- Так на что же хотел обратить внимание автор? Ответить на этот вопрос нам поможет пословица.
« Не хлебом единым жив человек». (Человеку кроме обычной пищи, необходима еще и духовная.) Что значит духовная? (любовь к родным, природе, музыке и т.д.)
8.Работа в группах.
- Сейчас мы с вами будем работать в группах. Обратите внимание на доске пьедестал. Сколько мест? четыре) (1-я, 2-я, 3-я, 4-я группы).
Перед вами лежат картинки. Рассмотрите их и попробуйте распределить, чтобы вы поставили на верхнюю ступеньку пьедестала, на вторую, третью, четвертую.
1 группа выберет для 1 места
2 группа – 2
3 группа – 3
4 группа – 4
- Что получилось на 1 месте? (семья), на втором? Третьем? Четвертом? Почему получились совпадения? Это не значит, что кто-то лучше, кто-то хуже, это значит, что мы все разные.
9.Итог урока.
– Какой совет вы бы дали Мишке? (Любить свою семью.)
– Достигли ли мы целей урока?
(Слайд 10.)
10.Домашнее задание.
Творческий пересказ.
Сочинение “Что я люблю”.
Разноуровневые задания
Самовыбор. (Слайд 11.)
11.Рефлексия.
– На доске записаны предложения. Подумайте и закончите их.
Произведение В. Драгунского «Что любит Мишка» заставило задуматься…
Читая произведения, я испытывал…
Особенно меня тронуло…
– Было ли вам интересно на уроке?
12.Самооценка.
«Драгунский» - Я взял книжку в библиотеке. Вот Сережин ответ: Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить. Денискины рассказы. «Здравствуйте,дорогой и смешной писатель Виктор Драгунский! -Двадцать лет под… Закончи название рассказа В.Драгунского. -Расскажите мне про… Отец умер от тифа, отчим, красный командир, погиб на гражданской войне.
«Драгунский урок» - Был актером, работал в цирке. «Видеть не могу манную кашу!». Идея произведений В.Драгунского- взаимопонимание родителей и детей. «Тайное становится явным». С 16 лет пошел работать. Игра не доводит до добра. Виктор Драгунский. 13. Известным всем доступным очевидным нескрываемым открытым видимым. Короткое слово гнев побеждает.
«Виктор Юзефович Драгунский» - Живая звездочка. Можно ли Дениску и Мишку назвать друзьями? Нарисовать иллюстрацию к рассказу. Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972). Светлячок. Золотистый... Устроился учеником шорника на фабрику «Спорт-туризм» (1930). Словарь чувств: Драгунский обладал особым чутьем на мелочи жизни. ДРАГУНСКИЙ, ВИКТОР ЮЗЕФОВИЧ (1913–1972), русский писатель.
«Рассказы Драгунского» - На что Дениска выменял светлячка? Всего у Драгунского около девяноста очень веселых рассказов. Что любит Дениска: Я много чего люблю! Когда мы будем жить просторней, мы купим слоненка. Миссисипи. «Главные реки». Фамилия Мишки? «Гусиное горло». Викторина. Особенно любил Виктор Драгунский выступать перед детьми.
«Драгунский Друг детства» - Чистоговорки: Детский писатель. Дениска вспомнил своё детство. Игрушка. Юзефович. Утиль -. Одноклассники. Дениска решил стать боксёром. Бу – бы – ба – из окна торчит труба. Старые игрушки. Кожаная боксёрская груша – тренажёр для отработки удара боксёра. Рассказы. «Друг детства». Сказка. Друзья из нашего двора.
«Писатель Драгунский» - Завод находился на окраине, вставать приходилось очень рано. В семнадцать лет Виктор выдерживает экзамен в актерскую школу. У меня есть два старших брата – Лёня и Денис. Свою первую книжку Виктор Драгунский выпустил в 48лет. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества. В 1913 году.
Тема урока: В.драгунский «Что я люблю», С. Махотин «Воскресенье»
Цели: показать, как анализировать художественное произведение и ориентироваться в тексте; учить сравнивать героев произведений; учить пользоваться толковым словарем.
Оборудование: портрет и книги В.Драгунского; толковый словарь; презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Мы были в Чайном домике,
О хокку мы узнали.
Барсук зовет нас в гости,
Чтоб книги мы читали.
2. Проверка домашнего задания.
3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
Чтение текста на с.122
Виктор Юзефович Драгунский (1913-1972) написал много юмористических рассказов, но главная книга его жизни – «Денискины рассказы». Это цикл веселых и жизнерадостных рассказов о городских мальчишках: Дениске и его друзьях. Прототипом главного героя этих рассказов был сын Драгунского Дениска, а в образе папы легко узнать самого писателя.
4. Работа по теме урока.
Откройте учебник на с.123.
-Можете ли вы по названию догадаться, о чем пойдет речь в произведении?
-Прочитаем произведение «Что я люблю» по цепочке и узнаем, что герой любит больше всего.
-Вам понравилось произведение? Чем? Поделитесь впечатлениями.
-Кто герой?
-О чем мечтал Дениска? (Жить попросторнее, чтобы можно было дома держать животных)
-Как это показано в тексте? (Выделено цветом.)
-Перечитайте эти отрывки.
-Что же больше всего любит Дениска?(Любит животных)
-
Найдите и прочитайте, каких животных он хотел иметь.(Собаку, лань Канчиль, слоненка)
-А любит ли Дениска проводить время с папой? Перечитайте текст и найдите отрывки, где об этом говорится.
-А кого еще он любит?(Маму, бабушку)
-Какие две большие любви были у Дениски?(Любовь к родителям и к животным)
-Прочитайте последнее предложение.
-Как можно определить все остальное, что любит Дениска?(Это вся его детская жизнь, состоящая из развлечений и удовольствий)
-А о какой любви он рассказал в последнюю очередь? Прочитайте.
-Почему герой любил лошадей? (У них такие красивые и добрые лица)
-Узнаете ли вы себя в герое В.Драгунского? Найдите и зачитайте те Денискины слова, которые вы можете сказать и о себе.
-А что вы любите такого, о чем Дениска не сказал? 5.Физкультминутка
6.Продолжение работы по теме урока.
Прочитайте самостоятельно стихотворение С.Махотина «Воскресенье» на с.126
-Какие слова требуют объяснения? Найдите их значение в толковом словаре.
-Кто герой произведения?
-А что он любит? Перечислите.
-Похож ли герой стихотворения С.Махотина на Дениску? Чем (Мальчики любят животных, обожают мороженое и газировку. И оба очень привязаны к своим отцам).
7.Подведение итогов урока.
Понравились ли вам герои?
-Можно ли таких ребят встретить в жизни или это сказочные герои?
-К какому жанру литературы можно отнести произведение В.Драгунского? (К жанру рассказа)
-Докажи. (Отличительными особенностями рассказа являются наличие повествования; небольшой объем произведения и малое число героев. А также, как правило, в рассказе описывается всего один эпизод.)
-А знаете ли вы, что прототипом Дениски Кораблева является сын автора Денис? Многие истории В.Драгунский написал, взяв сюжеты из жизни Дениски и его друзей.
8. Домашнее задание.
1.Составить свой рассказ на тему «Что я люблю?
2.По желанию: выучить стихотворение наизусть.