Древность наскальные рисунки. Первобытная наскальная живопись

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
1. Пещера Шове, Франция Когда ровно 19 лет назад Жан Мари Шове спустился в ущелье Пон-д"Арк, что во французском департаменте Ардеш, он и не подозревал, что с этого дня его имя войдет в историю. Именно в честь французского спелеолога галерея с наскальными рисунками была названа Шове (фр. Chauvet-Pont-d"Arc Cave). Автор фото: Thomas T. Обнаружили ее случайно - подсветив стену фонариком, Жан Мари наткнулся на охристое пятно. Присмотревшись, он увидел, что это «пятно» - изображение мамонта. Кроме него в пещере было обнаружено больше 300 древних рисунков. Среди них были лошади, львы, носороги, волки, бизоны... При помощи метода радиоуглеродной датировки ученым удалось установить предположительный возраст наскального «зоопарка». Так, возраст некоторых рисунков насчитывает 30-33 тысячи лет! Не секрет, что юг Франции славится пещерами с петроглифами (например, пещера Ласко, Кро-Маньон, Труа-Фрер, Фон-де-Гом), но галерея Шове превосходит их и по размеру, и по сохранности. Автор фото: EOL Learning and Education Group Однако уникальные росписи закрыты для посещения с целью сберечь хрупкие «картины» от повреждений, к которым могут привести малейшие изменения температуры и влажности воздуха, а также проникновение света. Даже археологам разрешено находиться в пещере всего по несколько часов. Одним из счастливчиков, кому удалось полюбоваться древнейшим из образцов пещерного искусства, стал немецкий режиссер Вернер Херцог. Вместе с четырьмя помощниками он снял документальный фильм в формате 3D «Пещера забытых снов». К слову, съемочной команде пришлось получать разрешение у самого министра культуры Франции и снимать в ограниченное время с использованием техники, которая не излучает тепло. Этот фильм, пожалуй, единственный способ заглянуть в пещеру Шове. 2. Ньюспейпер-Рок, США В 40 км к северо-западу от города Монтиселло в американском штате Юта находится удивительная скала, на которой сконцентрирована одна из самых внушительных коллекций петроглифов на квадратный метр. Из-за обилия рисунков каменное арт-панно напоминает полосу газеты, которую можно прочитать. Автор фото: Nick Taylor «Напечатали» ее предположительно древние индейцы доколумбовой культуры Фремонт и Анасази. Ученые считают, что рассказанная на «Газетном камне» (от англ. Newspaper Rock) история «высекалась» как в доисторический период, так и после знакомства с европейцами. Судя по многочисленным изображениям животных, таких как бизоны, кабаны и мамонты, история каменной «газеты» повествует об охоте, приручении лошадей и быков, а также изобретении колеса и орудий труда. Автор фото: Cacophony Всего на Ньюспейпер-Рок насчитывается около 650 различных изображений зверей, людей и символов. Однако в древней «газете» так и не удалось найти ответ, почему для столь большого количества петроглифов была выбрана относительно небольшая площадка. Автор фото: Jirka Matousek Дословно «Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых. Она находится на юге Аргентины в провинции Санта-Крус (163 км от города Перито-Морено) в долине реки Пинтурас. Приблизительно из 800 наскальных рисунков больше 90 % изображают левую ладонь. Автор фото: Marianocecowski. На первый взгляд ладошки с растопыренными пальцами выглядят очень современно, как будто кто-то распылил баллончик с краской о трафарет. На самом же деле наскальные рисунки были созданы предположительно от 13 000 до 9 000 лет назад. К слову, ученые предполагают, что этот наскальный «автограф» был оставлен с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони. Автор фото: Carlos Zito Вероятно, в правой руке художник держал костяные трубочки для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой. Больше всего рук находятся на входном камне - как будто они приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладони мальчиков-подростков. 4. Альтамира, Испания Многие называют пещеру, расположенную на севере Испании, «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Ее стены расписаны уникальными наскальными «картинами» эпохи палеолита. Возраст изображенных на стенах и потолке Альтамиры (с исп. «La cueva de Altamira») рисунков насчитывает около 20 тысяч лет. Расположенная в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), она была открыта в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола. Вернее, именно ему приписывают открытие наскальных рисунков. Марселино исследовал Альтамиру и раньше (в 1875 году), а до него о необычных древних находках (орудия труда, кости, рога), найденных в пещере, оповестил местный пастух. В один прекрасный день, когда Саутуола взял с собой на раскопки 6-летнюю дочь Марию, ему улыбнулась удача. Девочка была крайне любознательна и первой разглядела наскальный рисунок бизона. Так мир узнал о 270-метровой пещере, своды которой пестрят полихромными изображениями животных и человеческих ладоней. Автор фото: Rameessos Примечательно, что для придания цвета древние художники использовали уголь и охру, а для придания объема - рельеф стен. Подлинность первобытной живописи многие ученые поставили под сомнение и обвинили Марселино Санс де Саутуола в подделывании. И только после смерти первооткрывателя, в 1902 году мир признал уникальность Альтамиры. Автор фото: José-Manuel Benito 5. Альта, Норвегия Петроглифы, найденные близ Северного полярного круга в городе Альта в 1970-х годах, доказывают, что предположительно в период 4200-500 лет до нашей эры эта местность была заселена людьми. От них остались около пяти тысяч восхитительных наскальных рисунков на 45 археологических участках. Автор фото: Ahnjo Крупнейший и единственный открытый для посещений расположился в 4 км от города Альта. Около 3000 изображений, которые находятся под открытым небом, были внесены в список Всемирного наследия. К слову, это единственный в Норвегии памятник-объект ЮНЕСКО доисторического периода. Петроглифы рассказывают о том, как древние предки скандинавов рыбачили (изображение рыбака, держащего большую рыбу в руках), охотились (сцены, на которых показано, как охотники загоняли стада оленей в воду, где те были более уязвимы, и настигали их копьями) и отдыхали (танцевальные сюжеты). Кроме того, многие петроглифы изображают религиозные ритуалы, такие как шаманские обряды с бубном. Автор фото: Jerzy Durczak 6. Калбак-Таш, Россия Комплекс наскальных композиций Калбак-Таш (Тялбак-Таш) находится на правом берегу реки Чуи на 723-м километре Чуйского тракта между селами Иня и Иодро. Это урочище - крупнейшее скопление петроглифов в Горном Алтае, протяженность его составляет около 10 км. В алтайской галерее насчитывается свыше 5000 рисунков и рунических надписей. Животные мотивы - Калбак-Таш был древним святилищем для людей разных веков: от неолита (VI-IV тыс. лет до н.э) до древнетюркской эпохи (VII-X вв. до н.э.). Помимо скифских изображений животных, людей и сцен охоты, в Калбакташском святилище встречаются также родовые фамильные знаки тамги, относящиеся к древнетюркской эпохе, а также ритуальные сюжеты, изображающие шаманов с их звериными спутниками кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир. Урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка "Чуй-Оозы" - особо охраняемой природной территории Республики Алтай. Автор фото: Zouave M.

Однако уникальные росписи закрыты для посещения с целью сберечь хрупкие «картины» от повреждений, к которым могут привести малейшие изменения температуры и влажности воздуха, а также проникновение света. Даже археологам разрешено находиться в пещере всего по несколько часов. Одним из счастливчиков, кому удалось полюбоваться древнейшим из образцов пещерного искусства, стал немецкий режиссер Вернер Херцог. Вместе с четырьмя помощниками он снял документальный фильм в формате 3D «Пещера забытых снов». К слову, съемочной команде пришлось получать разрешение у самого министра культуры Франции и снимать в ограниченное время с использованием техники, которая не излучает тепло. Этот фильм, пожалуй, единственный способ заглянуть в пещеру Шове.

2. Ньюспейпер-Рок, США

В 40 км к северо-западу от города Монтиселло в американском штате Юта находится удивительная скала, на которой сконцентрирована одна из самых внушительных коллекций петроглифов на квадратный метр. Из-за обилия рисунков каменное арт-панно напоминает полосу газеты, которую можно прочитать.

«Напечатали» ее предположительно древние индейцы доколумбовой культуры Фремонт и Анасази. Ученые считают, что рассказанная на «Газетном камне» (от англ. Newspaper Rock) история «высекалась» как в доисторический период, так и после знакомства с европейцами. Судя по многочисленным изображениям животных, таких как бизоны, кабаны и мамонты, история каменной «газеты» повествует об охоте, приручении лошадей и быков, а также изобретении колеса и орудий труда.

Всего на Ньюспейпер-Рок насчитывается около 650 различных изображений зверей, людей и символов. Однако в древней «газете» так и не удалось найти ответ, почему для столь большого количества петроглифов была выбрана относительно небольшая площадка.

3. Куэва-де-лас-Манос, Аргентина

Дословно «Пещера рук» (с испанского Cueva de las Manos) сохранила на своих каменных стенах отпечатки сотен рук, причем, в основном левых. Она находится на юге Аргентины в провинции Санта-Крус (163 км от города Перито-Морено) в долине реки Пинтурас.

Приблизительно из 800 наскальных рисунков больше 90% изображают левую ладонь. Автор фото: Marianocecowski.

На первый взгляд ладошки с растопыренными пальцами выглядят очень современно, как будто кто-то распылил баллончик с краской о трафарет. На самом же деле наскальные рисунки были созданы предположительно от 13 000 до 9 000 лет назад. К слову, ученые предполагают, что этот наскальный «автограф» был оставлен с помощью распыления краски вокруг приложенной к стене ладони.

Вероятно, в правой руке художник держал костяные трубочки для разбрызгивания красителя. Левая, соответственно, служила натурой. Больше всего рук находятся на входном камне — как будто они приветствуют вошедшего в патагонскую пещеру. Существует мнение, что изображение рук означало переход во взрослую жизнь, поэтому на стенах этого почитаемого предками индейцев места отпечатаны ладони мальчиков-подростков.

Помимо изображений рук в пещере встречаются рисунки животных, таких как страус-нанду и гуанако (род лам), а также иероглифические надписи. Автор фото: Joanbanjo.

4. Альтамира, Испания

Многие называют пещеру, расположенную на севере Испании, «Сикстинской капеллой первобытного искусства». Ее стены расписаны уникальными наскальными «картинами» эпохи палеолита. Возраст изображенных на стенах и потолке Альтамиры (с исп. «La cueva de Altamira») рисунков насчитывает около 20 тысяч лет.

Из-за большого потока туристов рисунки стали разрушаться. Чтобы сберечь наскальную живопись, Альтамира была закрыта для посещения. В 2001 году в музейном комплексе, расположенном рядом с пещерой, были открыты копии панно Большого плафона, которыми можно полюбоваться, не нанося вред хрупким петроглифам.

Расположенная в 30 км от города Сантандер (Кантабрия), она была открыта в 1879 году испанским юристом и археологом-любителем Марселино Санс де Саутуола. Вернее, именно ему приписывают открытие наскальных рисунков. Марселино исследовал Альтамиру и раньше (в 1875 году), а до него о необычных древних находках (орудия труда, кости, рога), найденных в пещере, оповестил местный пастух. В один прекрасный день, когда Саутуола взял с собой на раскопки 6-летнюю дочь Марию, ему улыбнулась удача. Девочка была крайне любознательна и первой разглядела наскальный рисунок бизона. Так мир узнал о 270-метровой пещере, своды которой пестрят полихромными изображениями животных и человеческих ладоней.

Примечательно, что для придания цвета древние художники использовали уголь и охру, а для придания объема — рельеф стен. Подлинность первобытной живописи многие ученые поставили под сомнение и обвинили Марселино Санс де Саутуола в подделывании. И только после смерти первооткрывателя, в 1902 году мир признал уникальность Альтамиры.

5. Альта, Норвегия

Петроглифы, найденные близ Северного полярного круга в городе Альта в 1970-х годах, доказывают, что предположительно в период 4200−500 лет до нашей эры эта местность была заселена людьми. От них остались около пяти тысяч восхитительных наскальных рисунков на 45 археологических участках.

Крупнейший и единственный открытый для посещений расположился в 4 км от города Альта. Около 3000 изображений, которые находятся под открытым небом, были внесены в список Всемирного наследия. К слову, это единственный в Норвегии памятник-объект ЮНЕСКО доисторического периода. Петроглифы рассказывают о том, как древние предки скандинавов рыбачили (изображение рыбака, держащего большую рыбу в руках), охотились (сцены, на которых показано, как охотники загоняли стада оленей в воду, где те были более уязвимы, и настигали их копьями) и отдыхали (танцевальные сюжеты). Кроме того, многие петроглифы изображают религиозные ритуалы, такие как шаманские обряды с бубном.

6. Калбак-Таш, Россия

Комплекс наскальных композиций Калбак-Таш (Тялбак-Таш) находится на правом берегу реки Чуи на 723-м километре Чуйского тракта между селами Иня и Иодро. Это урочище — крупнейшее скопление петроглифов в Горном Алтае, протяженность его составляет около 10 км. В алтайской галерее насчитывается свыше 5000 рисунков и рунических надписей.

Животные мотивы — самые популярные в Калбак-Таше. Чаще всего в урочище встречаются изображения быков, оленей, волков, барсов и других животных, распространенных на Алтае. Автор фото: Zouave M.

Калбак-Таш был древним святилищем для людей разных веков: от неолита (VI-IV тыс. лет до н.э) до древнетюркской эпохи (VII-X вв. до н.э.). Помимо скифских изображений животных, людей и сцен охоты, в Калбакташском святилище встречаются также родовые фамильные знаки тамги, относящиеся к древнетюркской эпохе, а также ритуальные сюжеты, изображающие шаманов с их звериными спутниками кер-тютпы, переносящие хозяев в подземный мир.

Урочище Калбак-Таш входит в состав природно-хозяйственного парка «Чуй-Оозы» — особо охраняемой природной территории Республики Алтай. Автор фото: Zouave M.

Доисторическая наскальная живопись является самым многочисленным из имеющихся свидетельств того, как человечество делало первые шаги в сфере искусства, познания и культуры. Ее обнаруживают в большинстве стран мира, от тропиков до Арктики, и в самых разнообразных местах — от глубоких пещер до горных высот.

Уже открыто несколько десятков миллионов наскальных рисунков и художественных мотивов, и с каждым годом их открывают все больше. Этот солидный, долговечный, совокупный памятник прошлого является очевидным свидетельством того, наши далекие предки развили сложные общественные системы.

Некоторые распространенные ложные утверждения об истоках искусства должны были быть отклонены в самом своем зародыше. Искусство, как таковое, не возникло внезапно, оно развивалось постепенно с обогащением человеческого опыта. Ко времени появления знаменитого пещерного искусства во Франции и Испании, как считается, художественные традиции уже изрядно были развиты, по крайней мере в Южной Африке, Ливане, Восточной Европе, Индии и Австралии, и, вне всякого сомнения, во многих других регионах, которые еще должны быть соответственно исследованы.

Когда люди впервые решились на обобщение действительности? Это вопрос интересный для историков искусства и археологов, но он имеет и широкий интерес при условии, что идея культурного первенства имеет влияние на формирование представлений о расовой, этнической и национальной стоимости, даже на фантазию. Например, утверждение, что искусство зародилось в пещерах Западной Европы становиться побуждением к созданию мифов о европейском культурном превосходстве. Во-вторых, истоки искусства следует считать тесно связанными с появлением других чисто человеческих качеств: способностью творить абстрактные идеи и символы, общаться на высшем уровне, развивать представление о самих себе. Кроме доисторического искусства, мы не имеем реальных свидетельств, на основании которых можно было бы сделать вывод о существовании таких способностей.

НАЧАЛА ИСКУССТВА

Художественное творчество считалось образцом «непрактического» поведения, то есть поведения, вроде как лишенного практической цели. Древнейшим наглядным археологическим доказательством этого является использование охры или красного железняка (гематита) — красного минерального красителя, снятого и применяемого людьми несколько сотен тысяч лет назад. Эти древние люди также собирали кристаллы и узорчатые окаменелости, красочный и необычной формы гравий. Они начали различать обычные, будничные предметы и необычные, экзотические. Очевидно, они развили идеи о мире, в котором объекты можно было распределять на разные классы. Доказательства впервые появляются в Южной Африке, затем в Азии и наконец в Европе.

Древнейший известный наскальный рисунок сделан в Индии две или три сотни тысяч лет назад. Он состоит из чашеобразных углублений и извилистой линии, отчеканенных в песчанике пещеры. Примерно в это же время на разного рода портативных предметах (кость, зубы, бивни и камни), найденных на местах стоянок первобытного человека, были сделаны простые линейные знаки. Наборы собранных в пучок резных линий впервые появляются в центральной и восточной Европе, они приобретают определенное благоустройство, что позволяет распознавать отдельные мотивы: каракули, крестики, дуги и наборы параллельных линий.

Этот период, который археологи называют средним палеолитом (где-то между 35000 и 150000 лет назад), был определяющим для развития умственных и познавательных способностей человека. Это было также время, когда люди приобретали мореходные навыки и отряды колонистов могли делать переходы до 180 км. Регулярная морская навигация, очевидно, требовала совершенствования системы общения, то есть языка.

Люди этой эпохи добывали также охру и кремень в нескольких мировых регионах. Они начали строить большие совместные дома из костей и ставить каменные стены внутри пещер. И что самое важное — они творили искусство. В Австралии некоторые образцы наскальных изображений появились на свет 60000 лет назад, то есть в эпоху заселения континента людьми. В сотнях мест имеются объекты, более древнего, как полагают, происхождения, чем искусство Западной Европы. Но в течение этой эпохи наскальное искусство появляется и в Европе. Древнейший его образец из тех, что известны нам — система из девятнадцати чашкоподобных знаков в пещере во Франции, высеченных на каменной скальной плите, накрывала место детского захоронения.

Едва ли не самым интересным аспектом этой эпохи является культурное единодушие, царившее в тогдашнем мире во всех регионах заселения. Несмотря на различия в орудиях, бесспорно, обусловленных различиями в окружающей среде, культурное поведение было удивительно устойчивым. Использование охры и выразительно однообразный набор геометрических отметок свидетельствуют о существовании универсального художественного языка между архаичными гомо сапиенс, в том числе европейскими неандертальцами и другими, о которых нам известно из ископаемых остатков.

Расположенные по кругу фигурные изображения (скульптуры) впервые появляются в Израиле (ок. 250-300 тыс. лет назад), в виде видоизмененных природных форм, затем в Сибири и центральной Европе (ок. 30-35 тыс. лет назад), а уж потом в западной Европе. Примерно 30000 лет назад наскальное искусство обогатилось сложными зарубками, выполненными пальцами на мягкой поверхности пещер в Австралии и Европе, и трафаретными изображениями ладоней во Франции. Начали появляться двумерные изображения объектов. Древнейшие образцы, созданные примерно 32000 лет назад, происходят из Франции, за ними следуют южноафриканские рисования (Намибия).

Около 20000 лет назад (совсем недавно в понятиях человеческой истории) между культурами начинают формироваться существенные различия. Люди эпохи позднего палеолита в Западной Европе начали изящные традиции, как в скульптурном, так и в графическом искусствах ритуального и декоративного потребления. Где-то 15000 лет назад, эта традиция привела к появлению таких знаменитых шедевров, как рисование в пещерах Альтамиры (Испания) и Леско (Франция), а также к появлению тысяч искусно вырезанных фигурок из камня, бивней, кости, глины и других материалов. Это было время тончайшей многокрасочности произведений пещерного искусства, рисованных или чеканных определенной рукой мастерских умельцев. Однако развитие графических традиций в других регионах шло нелегко.

В Азии формы геометрического искусства, развиваясь, образовали очень совершенные системы, некоторые напоминают официальные записи, другие — мнемонические эмблемы, своеобразные тексты, предназначенные освежать память.

Начиная примерно с конца ледникового периода, где-то 10000 лет назад, наскальная живопись постепенно выходит за пределы пещер. Это было продиктовано не так поисками новых лучших мест, как (сомнений здесь почти не остается) выживанием наскального искусства путем селекции. Наскальная живопись хорошо сохраняется в постоянных условиях глубоких известняковых пещер, но не на скальных поверхностях, более открытых для разрушения. Итак, беспрекословное распространение наскальной живописи в конце ледникового периода свидетельствует не о росте художественной продукции, а о преодолении порога того, что обеспечивало хорошее сохранение.

На всех континентах, минуя Антарктику, наскальное искусство сейчас показывает разнообразие художественных стилей и культур, прогрессивный рост этнического многообразия человечества на всех континентах, а также развитие основных религий. Даже последний исторический этап развития массовых миграций, колонизаций и религиозной экспансии — основательно отраженный в наскальном искусстве.

ДАТИРОВКА

Есть две основные формы наскального искусства, петроглифы (резьба) и пикторами (рисование). Петроглифичные мотивы создавались с помощью резьбы, выдалбливания, чеканки или шлифовки скальных поверхностей. В пиктограммах на скальную поверхность накладывались дополнительные вещества, обычно краска. Это отличие очень важно, им определяются подходы к датировке.

Методология научной датировки наскальной живописи разработана только в течение последних пятнадцати лет. Поэтому она находится еще на стадии своего «детства», и датировка почти всего мирового наскального искусства остается в плохом состоянии. Это, однако, не означает, что мы не имеем представления о его возрасте: часто находятся всевозможные ориентиры, позволяющие определить примерный или хотя бы вероятный возраст. Иногда везет определить возраст наскального изображения достаточно точно, особенно, когда краска содержит органические субстанции или микроскопические вкрапления, позволяющие датировку благодаря имеющемуся в них радиоактивному изотопу углерода. Осторожная оценка результатов такого анализа может достаточно точно выяснить дату. С другой стороны, датировка петроглифов остается крайне трудным делом.

Современные методы основаны на определении возраста минеральных отложений, которые могли отложиться на наскальные изображения. Но они позволяют определить лишь минимальный возраст. Один из способов — провести анализ микроскопических органических веществ, вкрапленных в такие минеральные наслоения; здесь может быть успешно использована лазерная технология. Для определения же возраста самых петроглифов сегодня пригоден только один метод. Он основывается на том, что щербатые при выдалбливании петроглифов минеральные кристаллы имели сначала острые края, которые со временем затупливались и заокругливались. Определив скорость таких процессов на близлежащих поверхностях, возраст которых известен, можно вычислить и возраст петроглифов.

Немного помочь делу датировки могут также несколько археологических методов. Если, например, скальную поверхность покрывают археологические слои грязи, чей возраст можно определить, их можно использовать для определения минимального возраста петроглифов. Часто прибегают к сравнению стилевых манер, чтобы определить хронологические рамки наскального искусства, правда, не очень успешно.

Гораздо надежнее методы изучения наскального искусства, которые часто напоминают методы криминалистики. Например, составляющие краски могут рассказать, как она изготовлена, какими инструментами и примесями пользовались, откуда брали красители и тому подобное. Человеческую кровь, которую применяли как скрепляющее средство в ледниковый период, обнаружено в австралийских наскальных рисунках. Австралийские исследователи также обнаружили в разных местах до сорока наложенных друг на друга слоев краски, свидетельствующих о постоянной перерисовке той же поверхности в течение длительного времени. Как страницы книги, эти слои доносят до нас историю использования поверхностей художниками многих поколений. Изучение таких наслоений только начинается и может привести к настоящему перевороту во взглядах.

Пыльца растений, найденных на волокнах кистей в краске наскальных рисунков, указывает, какие культуры выращивали современники древних художников. В некоторых французских пещерах характерные рецепты краски выяснялись по их химическому составу. По угольным красителям, применяемым нередко для рисунков, определяли даже вид дерева, пережженного на уголь.

Исследования наскального искусства превратилось в отдельную научную дисциплину, и уже пользуется многими другими дисциплинами, от геологии до семиотики, от этнологии к кибернетике. Его методология предусматривает выразительность с помощью электронного изображения цветов очень испорченных, почти совсем выцветших рисунков; широкий спектр специализированных методов описания; микроскопические исследования следов, оставленных инструментами, и мизерных осадков.

УЯЗВИМЫЕ ПАМЯТНИКИ

Так же разрабатываются и все шире применяются методы сохранения доисторических памятников. Изготовлены копии произведений наскального искусства (фрагменты объекта или даже весь объект), чтобы предотвратить повреждение оригиналов. И все же многие доисторических мировых памятники находятся в постоянной опасности. Кислотные дожди растворяют защитные минеральные наслоения, покрывающие много петроглифов. Все бурные потоки туристов, разрастание городов, промышленное и горное развитие, даже неквалифицированные исследования вносят свою лепту в черное дело укорочение возраста неоценимым художественным сокровищам.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году испанский археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола, вместе со своей 9-летней дочерью, в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей — не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение.

1. Скала белого шамана

Эта древняя наскальная картина возрастом 4000 лет находится в низовье реки Пеко в Техасе. На гигантском изображении (3,5 м) показана центральная фигура в окружении других людей, проводящих какие-то ритуалы. Предполагается, что в центре изображена фигура шамана, а сама картина изображает культ некой забытой древней религии.

2. Парк Какаду

Национальный парк Какаду - одно из самых красивых мест для туристов в Австралии. Особо он ценится своим богатым культурным наследием — в парке собрана впечатляющая коллекция искусства местных аборигенов. Некоторым из наскальных картин в Какаду (который был включен в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО) исполнилось почти 20 000 лет.

3. Пещера Шове

Еще один объект из всемирного наследия ЮНЕСКО расположен на юге Франции. В пещере Шове можно найти более 1000 различных изображений, большинство из них - животные и антропоморфные фигуры. Это одни из самых древних изображений, известных человеку: их возраст датируется 30 000 - 32 000 годами. Около 20 000 лет пещеру завалило камнями и она сохранилась в великолепном состоянии до наших дней.

4. Куэва-де-Эль-Кастильо

В Испании недавно была открыта "Пещера Замка" или Куэва-де-Эль-Кастильо, на стенах которой нашли самые древние наскальные рисунки в Европе, их возраст на 4 000 лет больше всех наскальных росписей, которые находили ранее в Старом Свете. На большинстве изображений встречаются отпечатки рук и простые геометрические фигуры, хотя также есть изображения странных животных. Один из рисунков, простой красный диск, был сделан 40 800 лет назад. Предполагается, что эти росписи были сделаны неандертальцами.

5. Лаас-Гааль

Одни из самых древних и хорошо сохранившихся наскальных росписей на африканском континенте можно найти в Сомали, в пещерном комплексе Лаас-Гааль (Верблюжий колодец). Несмотря на то, что их возраст составляет "всего" 5 000 - 12 000 лет, эти наскальные картины сохранились просто идеально. На них изображены в основном животные и люди в церемониальных одеждах и различных украшениях. К сожалению, этот замечательный культурный объект не может получить статус всемирного наследия, поскольку он расположен в районе, где постоянно идет война.

6. Скальные жилища Бхимбетка

Скальные жилища в Бхимбетка представляют собой одни из самых ранних следов жизни человека на индийском субконтиненте. В естественных скальных укрытиях на стенах встречаются рисунки, которым исполнилось около 30000 лет. Эти росписи представляют период развития цивилизации от мезолита до конца доисторического времени. На рисунках изображены животные и люди за повседневной деятельностью, такой как охота, религиозные обряды и, что интересно, танцы.

7. Магура

В Болгари наскальные рисунки, найденные в пещере Магура, не очень старые - им от 4 000 до 8 000 лет. Интересны они материалом, который использовался для нанесения изображений - гуано (помет) летучей мыши. Кроме того, сама пещера образовалась миллионы лет назад и в ней были найдены другие археологические артефакты, такие как кости вымерших животных (к примеру, пещерного медведя).

8. Куэва-де-лас-Манос

"Пещера рук" в Аргентине славится своей обширной коллекцией оттисков и изображений человеческих рук. Датируется эта наскальная живопись 9 000 — 13 000 годами. Сама пещера (если точнее, система пещер) использовалась древними людьми еще 1 500 лет назад. Также в Куэва-де-лас-Манос можно найти различные геометрические фигуры и изображения охоты.

9. Пещера Альтамира

Картины, найденные в пещере Альтамира в Испании, считаются шедевром древней культуры. Каменная живопись эпохи верхнего палеолита (14 000 - 20 000 лет) находится в исключительном состоянии. Как и в пещере Шове, обвал наглухо запечатал вход в эту пещеру около 13 000 лет назад, поэтому изображения остались в первозданном виде. На самом деле, эти рисунки сохранились так хорошо, что когда они были впервые обнаружены в 19-й веке, ученые посчитали их поддельными. Потребовалось много времени, пока технология не позволила подтвердить подлинность наскальной живописи. С тех пор пещера оказалась так популярна среди туристов, что ее пришлось закрыть в конце 1970-х, поскольку большое количество диоксида углерода от дыхания посетителей начало приводить к разрушению живописи.

10. Пещера Ласко

Это, безусловно, самая известная и самая значительная коллекция наскального искусства в мире. В этой системе пещер во Франции можно найти одни из самых красивых 17 000-летних картин в мире. Они очень сложные, очень тщательно сделаны и при этом прекрасно сохранились. К сожалению, пещера была закрыта более 50 лет назад из-за того, что под влиянием углекислого газа, выдыхаемого посетителями, уникальные изображения начали разрушаться. В 1983 году была открыта репродукция части пещеры под названием Ласко 2.

Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство - один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были - первые художники мира?

Начало доисторического искусства - виды и формы

В палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность - наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений - мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них - Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).

Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.

Периодизация

У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.

Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.

Первобытная наскальная живопись - определение

Это один из видов Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи - территория современной Испании и Франции.

Сомнения ученых

Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.

История одного открытия

Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.

Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.

Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.

Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.

Мастерство древних художников

Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.

Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.

К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.

Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.

Темы живописи первых художников

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные - главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

В расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер - более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии - тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Назначение наскальных рисунков

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Краски и инструменты

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов - охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные - схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки - хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Пещера Шове

Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков - самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.

Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.

Пещера Ласко

Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.

Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.

Заключение

Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в гроте Шове рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.

Наскальные рисунки древних людей

Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни. На стенах они изображали земледельческие мероприятия, военные ритуалы, богов, жрецов. Одним словом всё то, из чего состоял и от чего зависел их мир.

В Древнем Египте наскальными рисунками полнятся усыпальницы и пирамиды. В гробницах фараонов, к примеру, было принято изображать весь их жизненный путь от рождения до смерти. Со всеми подробностями, наскальные рисунки описывают торжества погребения и т.д.

Самые первобытные рисунки говорят о том, человек от самого своего появления тянулся к искусству, он хотел навсегда запомнить некоторые моменты жизни. В охоте, первобытные люди видели особую красоту, они стремились изобразить грациозность и силу животных.

Древняя Греция и Древний Рим, также оставили множество наскальных свидетельств, напоминающих нам об их существовании. Всё дело в том, что у них уже была развитая письменность – их рисунки куда интереснее, с точки зрения изучения быта, нежели древние граффити.

Греки любили записывать мудрые изречения, либо случаи, которые казались им поучительными, смешными. Римляне, отмечали в наскальных рисунках доблесть солдат, красоту женщин, несмотря на то, что римская цивилизация была практически калькой с греческой, римские граффити, не отличаются не остротой мысли, ни ловкостью её передачи.

С развитием общества развивалось и настенное искусство, переходя из цивилизации в цивилизацию, и придавая ей неповторимый оттенок. Каждое общество, цивилизация оставляют в истории свой след, подобный тому, который на чистой стене оставляет надпись.



Рассказать друзьям