Эпизод в церкви судьба человека читать полностью. "Судьба человека" - рассказ Шолохова

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

1. Выбор человека.
2. Позиция главного героя.
3. Благородство и великодушие.

Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком.

Главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека» - простой русский человек. Ему пришлось нелегко в юности; он участвовал в Гражданской войне, потом создал семью, строил свою жизнь, старался сделать счастливыми родных и детей. Война заставила его отказаться от надежд сегодняшнего дня. Необходимость защищать свою Родину с оружием в руках была воспринята Андреем Соколовым как что-то само собой разумеющееся. Главный герой делает свой выбор, идет защищать страну. Другого пути у него просто не было. Андрей стоически выносит все беды, выпавшие на его долю. О его позиции могут сказать слова: «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала». Для воина не может быть невыполнимых заданий. В трудных ситуациях проявляется готовность идти на смерть во имя высокой цели. Андрей Соколов должен был привезти снаряды, несмотря на то, что путь был очень опасен. Нравственный выбор Андрея - согласие на выполнение задания. «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду»; «Какой разговор!»; «Я должен проскочить, и баста!» Рискованная поездка оказалась причиной того, что Андрей попал в плен. Любой боец на войне внутренне готов к тому, что в любой момент его может ожидать смерть. Андрей не является исключением. Однако внутреннее примирение с возможной гибелью не имеет ничего общего с ситуацией плена.

В плену человек может легко потерять свое достоинство. Кто-то думает о том, как бы сохранить свою жизнь. Эпизод в церкви, когда Андрей Соколов убивает предателя Крыжнева, имеет огромное значение. Здесь снова проявляется проблема нравственного выбора главного героя. Смерть предателя - это залог спасения других людей. Законы военного времени неумолимы, и Андрей прекрасно это понимает. Однако после убийства он все равно переживает содеянное. И успокаивает себя тем, что предатель не заслуживает иной участи.

Условия плена, а тем паче - фашистского - это жесточайшее испытание, которое только может выпасть человеку. Нравственный выбор в таких условиях - возможность сохранить свою честь, не поступать против своей совести, стойко вынести все тяготы и невзгоды. Андрею это удается. Ему трудно будет вспоминать о том, что пришлось вынести. Однако теперь эти воспоминания стали частью его жизни: «Тяжело мне, браток, вспоминать, а еще тяжелее рассказывать о том, что довелось пережить в плену. Как вспомнишь нелюдские муки, какие пришлось вынести там, в Германии, как вспомнишь всех друзей-товарищей, какие погибли замученные там, в лагерях, - сердце уже не в груди, а в глотке бьется, и трудно становится дышать», - эти слова главного героя как нельзя лучше показывают его отношение к прошлому, которое скрывает тяготы и мучения фашистского плена. Однако даже в этих словах чувствуется сила характера, которая отличает Андрея Соколова. Эпизод, когда Андрей отказывается выпить за победу немецкого оружия, вновь показывает нам пример нравственного выбора человека. Русскому военнопленному совершенно нечего было терять.

Он уже приготовился к смерти, расстрел казался ему неминуемым. Однако сама мысль о том, что можно выпить за вражескую победу была для Соколова немыслимой. Здесь он снова с честью выдержал испытание. Смертельно голодный человек отказывается от еды, так как не хочет доставлять фашистам радость: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».

Даже фашисты оценили стойкость и достоинство пленного. Андрей спасся от неминуемой смерти, и даже получил «в подарок» буханку хлеба и кусочек сала. И снова мы можем говорить о том, что шолоховский герой - человек высоконравственный, потому что жалкие крохи еды он делит с товарищами, несмотря на то, что практически умирает с голода. Нравственный выбор Андрея - решиться на побег из плена, привезти своим немецкого майора с документами. На это также может решиться далеко не каждый. У Соколова достаточно сил, чтобы не думать о сиюминутном сохранении своей жизни.

Однако плен оказался далеко не последним испытанием в жизни Андрея. Гибель жены, дочерей, и как завершающий аккорд войны - гибель старшего сына-офицера - это страшные испытания. Но и после этого Андрей находит в себе силы, сделать благородный шаг - подарить тепло своего сердца маленькому беспризорному мальчишке. Андрей готов работать на благо Родины, готов растить приемного ребенка. В этом также проявляется душевное величие главного героя рассказа Шолохова «Судьба человека».

Разделы: Литература

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма

С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и

О. Верейского.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

2 .Слово учителя.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

(ответы учащихся).

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Сообщение учащегося.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

(выразительное чтение эпизода)

Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

5.Слово учителя.

На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

(На три части: до войны, война, после войны).

Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

(Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах - всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.

Как рассказывает Андрей о себе и как - о своих близких?

(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе - скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов - шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

6. Анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода).

О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8.Слово учителя.

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

10. Слово учителя.

Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?

(“ Да, справится. Впереди - жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)

V.Подведение итогов.

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

VI. Домашнее задание. (По выбору учащихся).

Написать отзыв на прочитанную книгу.

Использованная литература.

1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М. :дрофа, 2001.

2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006.

З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.

Тема Pussy Riot . Писателя Шолохова и реж.Бондарчука церковь не предала тогда анафеме!

Кому уже исполнилось 30 и кто родился в СССР, хотя бы раз видел х/ф «Судьба человека », был обязан прочитать рассказ в школе и даже мог писать сочинение по этому произведению Михаила Шолохова .
И кто сейчас начинает вспоминать ту «Судьбу человека», сознательно и подсознательно всплывут в памяти два ярких эпизода из фильма : когда советский военнопленный в концлагере выпьет стакан, потом второй-третий водки , не закусывая, говоря, что русские после первой не закусывают; второй отрывок - когда гитлеровцы согнали всех пленных в разрушенную* церковь, а одному нашему набожному солдату приспичило в туалет, он не мог отправить потребности в таком месте, поэтому стал стучать в дверь, чтоб его выпустили на улицу - в ответ раздались автоматные очереди…
* прим .: то, что церковь была разрушена (не было даже купола), я увидел только сейчас, посмотрев фильм заново; а так помнил, что пленных согнали просто в церковь, а какая она была - действующая или закрытая, целая или разрушенная - это вряд ли кто помнит, согласитесь же.
Рассказ был написан в 1957 году, через два года Сергей Бондарчук снял фильм по книге, сыграв в нем главную роль - Андрея Соколова. Ни тогда, ни потом, ни даже в наши дни церковь (РПЦ ) не предала анафеме писателя М.Шолохова и реж. С.Бондарчука, хотя те совершили 7 «богохульных вещей » на двоих!
1. Сам факт, что писатель Михаил Шолохов включил тот эпизод в церкви в свой рассказ.
2. Главный герой называет солдата, не желающего сходить в туалет внутри церкви, богомольным.
3. Военнопленные, которые, быть может, уже завтра будут расстрелены, не могли не удержаться, чтоб не поскалиться над бедным солдатом, приговаривая при этом колкости в адрес религии.
4. Если один пленный не решился справить нужду в церкви, значит, по логике, остальные около 100 человек спокохонько сходили в туалет внутри храма, ведь там они находились вечер и всю ночь. 100 к 1!
5. Главный герой убивает хоть провокатора и предателя, но все же советского человека, который еще не совершил преступления, на территории церкви. Тоже, наверное, грех - убить в храме?!
6. А режиссер Сергей Бондарчук всё это снял, ничего не вырезав, да еще и сам сыграл роль убившего в храме!
7. Авторы сценария Ю.Лукин и Ф.Шахмагонов еще и придумали и добавили в тот эпизод две некорректные для верующих фразы для красноречивости сцены (см. видео).

Ссылка:http://youtu.be/-DZ6rJPLQao
Вывод : РПЦ тогда, пусть даже не имевшая такого влияния на политику и общество, как сейчас, не стала заострять внимание на этом эпизоде художественного произведения! (художественного - подчеркнуто). Написал писатель - и написал! Придумали авторы сценария еще 2 колкие и пошлые фразы - ну, придумали! Снял всё это дело режиссер - ну, и снял! Культура! Искусство! Которое - как известно - требует жертв!
Переносимся на 50 лет вперед - в 2012 год . Цветные девчонки из П у с и Р и о т . Ясен пень,


что дурехи. Представьте себе, вы стоите в храме, ставите свечку, обращаетесь к Богу, а тут вдруг такая канитель (слово из рассказа «Судьба человека»). Но пострадать должны были от их песни в основном люди, находившиеся тогда в Храме Христа Спасителя . И куда смотрела охрана, когда проносили вовнутрь аппаратуру? Pussy Riot , как копирующие за взрослыми дети, хотели повторить - и превзойти - украинскую группу Femen , за неделю до тех событий тоже устроившую флеш-моб у главного храма РПЦ, но на улице. Поэтому и шумихи не было. Наши, в смысле гражданства, хотели показать, что они круче!
Пургу гонят А.Проханов и М.Шевченко , говорящие, вот если бы горе-музыкантки пришли устраивать свой панк-молебен в мечеть, им бы отрезали… При чем тут ислам? Если бы они пели про К.Илюмжинова , они пошли бы в буддийский храм, но они отправились в православную церковь, ибо в песне поется о Путине, а он ортодоксальный христианин (см. всевозможные фото).
Прогноз . За сутки либо через день после вынесения приговора судом или Путин или п.Кирилл публично попросят простить задержанных.

Отрывок из рассказа М.Шолохова «Судьба человека».


…Попал я в плен в мае сорок второго года…
Как только солнце село, немцы усилили конвой, на грузовой подкинули еще
человек двадцать автоматчиков, погнали нас ускоренным маршем…
В полночь пришли мы в какое-то полусожженное село. Ночевать загнали нас в церковь с разбитым куполом . На каменном полу - ни клочка соломы, а все мы без шинелей, в одних гимнастерках и штанах, так что постелить и разу нечего. Кое на ком даже и гимнастерок не было, одни бязевые исподние рубашки…
Ночью полил такой сильный дождь, что все мы промокли насквозь. Тут
купол снесло тяжелым снарядом или бомбой с самолета, а тут крыша вся начисто побитая осколками, сухого места даже в алтаре не найдешь. Так всю ночь и прослонялись мы в этой церкви, как овцы в темном котухе…
Беспокойная это была ночь. До ветру не пускали , об этом старший конвоя предупредил, еще когда попарно загоняли нас в церковь. И, как на грех, приспичило одному богомольному из наших выйти по нужде . Крепился-крепился он, а потом заплакал. "Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин! Что мне делать, братцы? " А наши, знаешь, какой народ? Одни смеются, другие ругаются, третьи всякие шуточные советы ему дают (как раз эти шуточки сценаристы придумали и вставили в фильм! - прим. superoofer) . Развеселил он всех нас , а кончилась эта канитель очень даже плохо: начал он стучать в дверь и просить, чтобы его выпустили. Ну, и допросился: дал фашист через дверь, во всю ее ширину, длинную очередь, и богомольца этого убил, и еще трех человек, а одного тяжело ранил, к утру он скончался.
Убитых! сложили мы в одно место, присели все, притихли и призадумались:
начало-то не очень веселое...

... "Нет, - думаю, - не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!" Чуть-чуть рассвело - вижу: рядом со мной лежит на спине мордатый парень, руки за голову закинул, а около него сидит в одной исподней рубашке, колени обнял, худенький такой, курносенький парнишка, и очень собою бледный. "Ну, - думаю, - не справится этот парнишка с таким толстым мерином. Придется мне его кончать".
Тронул я его рукою, спрашиваю шепотом: "Ты - взводный?" Он ничего не
ответил, только головою кивнул. "Этот хочет тебя выдать?" - показываю я на
лежачего парня. Он обратно головою кивнул. "Ну, - говорю, - держи ему ноги,
чтобы не брыкался! Да поживей!" - а сам упал на этого парня, и замерли мои
пальцы у него на глотке. Он и крикнуть не успел. Подержал его под собой
минут несколько, приподнялся. Готов предатель, и язык набоку!
До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки
помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил... Первый раз
в жизни убил, и то своего... Да какой же он свой? Он же худее чужого,
предатель. Встал и говорю взводному: "Пойдем отсюда, товарищ, церковь
велика
(этой фразы в фильме НЕТ! - прим. superoofer)".
Как и говорил этот Крыжнев, утром всех нас выстроили возле церкви,
оцепили автоматчиками, и трое эсэсовских офицеров начали отбирать вредных им людей. Спросили, кто коммунисты, командиры, комиссары, но таковых не оказалось. Не оказалось и сволочи, какая могла бы выдать, потому что и
коммунистов среди нас было чуть не половина, и командиры были, и, само
собою, и комиссары были. Только четырех и взяли из двухсот с лишним человек. Одного еврея и трех русских рядовых. Русские попали в беду потому, что все трое были чернявые и с кучерявинкой в волосах. Вот подходят к такому, спрашивают: "Юде?" Он говорит, что русский, но его и слушать не хотят. "Выходи" - и все.
Расстреляли этих бедолаг, а нас погнали дальше. Взводный, с каким мы
предателя придушили, до самой Познани возле меня держался и в первый день нет-нет да и пожмет мне руку…
…Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу
отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края
военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, ко торый, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы
благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву . Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская

Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Нагрянувшая война отняла у мужчины всё: семью, дом, веру в светлое будущее. Волевой характер и твёрдость духа не позволили сломиться Андрею. Встреча с осиротевшим мальчиком Ванюшкой привнесла в жизнь Соколова новый смысл.

Данный расказ входит в учебную программу литературы 9 класса. Перед тем как познакомиться с полной версией произведения, вы можете прочитать онлайн краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, которое познакомит читателя с самыми важными эпизодами «Судьбы человека».

Главные герои

Андрей Соколов – главный герой рассказа. Работал шофёром в военное время, пока фрицы не взяли его в плен, где он провёл 2 года. В плену значился под номером 331.

Анатолий – сын Андрея и Ирины, ушедший на фронт во время войны. Становится командиром батареи. Анатолий погиб в День победы, его убил немецкий снайпер.

Ванюшка – сирота, приёмный сын Андрея.

Другие персонажи

Ирина – жена Андрея

Крыжнев – предатель

Иван Тимофеевич – сосед Андрея

Настенька и Олюшка – дочери Соколова

На Верхнем Доне наступила первая весна после войны. Припекающее солнце тронуло лёд на реке и началось половодье, превратившее дороги в размытую не проездную жижу.

Автору рассказа в эту пору бездорожья нужно было попасть в станцию Букановская, до которой было порядка 60 км. Он добрался до переправы через реку Еланку и вместе с сопровождающим его шофером переплыл на дырявой от старости лодке на другой берег. Водитель вновь уплыл, а рассказчик остался его ждать. Так как шофёр обещал вернуться только через 2 часа, повествователь решил сделать перекур. Он достал папиросы, которые намокли во время переправы, и разложил их сушить на солнышке. Рассказчик присел на плетень и призадумался.

В скором времени от мыслей его отвлёк мужчина с мальчиком, которые двигались по направлению к переправе. Мужчина подошёл к рассказчику, поздоровался с ним и поинтересовался: долго ли ждать ещё лодку. Решили вместе перекурить. Повествователь хотел спросить собеседника, куда он в такое бездорожье направляется с маленьким сыном. Но мужчина его опередил и заговорил о прошедшей войне.
Так повествователь и познакомился с кратким пересказом жизненной истории мужчины, которого звали Андрей Соколов.

Жизнь до войны

Несладко пришлось Андрею ещё в довоенное время. Будучи молодым парнишкой, уехал он на Кубань работать на кулаков (зажиточных крестьян). Это был суровый период для страны: шёл 1922 год, голодное время. Вот и умерли мать, отец и сестра Андрея с голоду. Остался он совсем один. Вернулся он на родину только через год, продал родительский дом и женился на сироте Ирине. Хорошая попалась супруга Андрею, послушная и не ворчливая. Ирина любила и уважала мужа.

В скором времени у молодой пары появились дети: вначале сынишка Анатолий, а затем дочки Олюшка и Настенька. Обустроилась семья хорошо: жили в достатке, дом свой отстроили. Если раньше Соколов выпивал с друзьями после работы, то теперь спешил домой к любимой жене и детям. В 29-м ушёл Андрей с завода и стал работать шофёром. Пролетели для Андрея ещё 10 лет незаметно.

Война нагрянула неожиданно. Андрею Соколову пришла повестка из военкомата, и он уходит на фронт.

Военное время

Провожали Соколова на фронт всей семьёй. Плохое предчувствие терзало Ирину: будто в последний раз она видится с мужем.

Во время распределения получил Андрей военный грузовик и отправился за его баранкой на фронт. Но повоевать ему долго не пришлось. Во время наступления немцев Соколову было отдано задание: поставить боеприпасы солдатам в горячую точку. Но довести снаряды к своим не получилось – фашисты подорвали грузовик.

Когда чудом выживший Андрей очнулся, то увидел перевёрнутый грузовик и подорванные боеприпасы. А бой уже шёл где-то позади. Тут Андрей понял, что попал прямо в окружение к немцам. Русского солдата фашисты сразу приметили, но убивать не стали – рабочая сила нужна. Так оказался Соколов в плену вместе с однополчанами.

Пленников загнали в местную церквушку переночевать. Среди арестованных оказался военный врач, который пробирался в темноте и опрашивал каждого солдата о наличии ранений. Соколова очень беспокоила рука, вывихнутая во время случившегося взрыва, когда его выбросило из грузовика. Доктор вправил Андрею конечность, за что солдат был ему очень благодарен.

Ночь оказалась беспокойная. В скором времени один из пленных начал просить немцев выпустить его справить нужду. Но старший конвоя запретил кого-либо выпускать из церкви. Пленный не выдержал и заплакал: «Не могу, - говорит, - осквернять святой храм! Я же верующий, я христианин!» . Немцы застрелили надоедливого богомольца и ещё несколько пленных.

После этого арестованные притихли на некоторое время. Затем начались разговоры шёпотом: стали друг друга расспрашивать, кто откуда родом и как попал в плен.

Соколов услышал рядом с собой тихий разговор: один из солдат угрожал взводному, что расскажет немцам о том, что тот не простой рядовой, а коммунист. Угрожавшего, как выяснилось, звали Крыжнев. Взводный умолял Крыжнева не выдавать его немцам, но тот стоял на своём, аргументируя, «что своя рубашка к телу ближе» .

После услышанного Андрея затрясло от ярости. Он решил помочь взводному и убить подлого партийца. Впервые в жизни Соколов убил человека, и так противно стало ему, будто он «какого-то гада ползучего душил» .

Лагерные работы

Утром фашисты стали выяснять, кто из пленных относится к коммунистам, комиссарам и евреям, чтобы расстрелять их на месте. Но таковых не оказалось, как и предателей, которые могли выдать.

Когда арестованных пригнали в лагерь, Соколов начал думать, как ему к своим вырваться. Однажды представился пленному такой случай, удалось убежать и оторваться от лагеря на 40 км. Только по следам Андрея шли собаки, и в скором времени его поймали. Натравленные собаки порвали на нём всю одежду и искусали в кровь. Поместили Соколова в карцер на месяц. После карцера последовали 2 года тяжких работ, голода, издевательств.

Попал Соколов на работы в каменный карьер, где пленные «вручную долбили, резали, крошили немецкий камень» . От тяжёлых работ погибло больше половины рабочих. Не выдержал как-то Андрей, и произнес опрометчивые слова в сторону жестоких немцев: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит» .

Нашёлся предатель среди своих, и доложил об этом фрицам. На следующий день Соколова попросило к себе немецкое начальство. Но прежде чем вести солдата на расстрел, комендант блока Мюллер предложил ему выпить и закусить за победу немцев.

Практически глядя в глаза смерти, отважный боец отказался от такого предложения. Мюллер только улыбнулся и приказал пить Андрею за свою гибель. Терять пленному уже было нечего, и он выпил за избавление от своих мук. Несмотря на то, что боец был очень голодным, к закуске фашистов он так и не притронулся. Немцы налили второй стакан арестованному и снова предлагают ему закусить, на что Андрей ответил немцу: «Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать» . Рассмеялись фашисты, налили Соколову третий стакан и решили не убивать его, потому что он показал себя как настоящий, верный своей родине солдат. Его отпустили в лагерь, а за проявленную смелость дали буханку хлеба и кусок сала. В блоке разделили провизию поровну.

Побег

В скором времени Андрей попадает работать на шахты в Рурскую область. Шёл 1944 год, Германия стала сдавать свои позиции.

По случайности немцы узнают, что Соколов бывший шофёр, и он поступает в услужение немецкой конторы «Тодте». Там он становится личным водителем толстого фрица, майора армии. Через некоторое время немецкого майора посылают в прифронтовую полосу, а вместе с ним и Андрея.

Вновь пленного стали посещать мысли о побеге к своим. Однажды подметил Соколов пьяного унтера, завёл его за угол снял с него все обмундирование. Форму Андрей спрятал под сиденье в машине, а также припрятал гирю и телефонный провод. Для осуществления плана всё было готово.

Как-то утром приказывает майор Андрею везти его за город, где тот руководил постройкой. В дороге немец задремал, и как только выехали за город, Соколов достал гирьку и оглушил немца. После герой достал припрятанную форму, быстро переоделся и поехал во весь опор в сторону фронта.

На этот раз удалось храброму солдату добраться к своим с немецким «гостинцем». Встретили его как настоящего героя и обещали к государственной награде представить.
Дали бойцу месяц отгула: подлечиться, отдохнуть, с родными повидаться.

Отправили Соколова для начала в госпиталь, откуда он сразу написал письмо жене. Прошло 2 недели. Приходит с родины ответ, но не от Ирины. Письмо писал их сосед, Иван Тимофеевич. Не радостным оказалось это послание: жена и дочки Андрея погибли ещё в 42-м. Немцы подорвали дом, где они жили. Осталась от их хатёнки лишь глубокая яма. Выжил только старший сын, Анатолий, который после гибели родных попросился на фронт.

Андрей приехал в Воронеж, посмотрел на место, где раньше стоял его дом, а теперь яма, наполненная ржавой водой, и в этот же день отправился в дивизию обратно.

В ожидании встречи с сыном

Долго не верил Соколов своему несчастью, горевал. Жил Андрей только надеждой свидеться с сыном. Между ними началась переписка с фронта и отец узнаёт, что Анатолий стал командиром дивизии и получил множество наград. Гордость переполняла Андрея за сына, и в мыслях он уже стал рисовать, как заживут они с сыном после войны, как он станет дедом и будет нянчить внуков, встретив спокойную старость.

В это время русские войска стремительно наступали и отодвигали фашистов к немецкой границе. Теперь вести переписку не было возможности, и только к концу весны отец получил весточку от Анатолия. Солдаты подошли вплотную к германской границе – 9 мая наступил конец войны.

Взволнованный, счастливый Андрей ждал с нетерпением встречи с сыном. Но недолгой была его радость: Соколову сообщают, что командира батареи подстрелил немецкий снайпер 9 мая 1945, в День Победы. Проводил отец Анатолия в последний путь, похоронив сына на немецкой земле.

Послевоенное время

В скором времени Соколова демобилизовали, но возвращаться в Воронеж он не захотел из-за тяжёлых воспоминаний. Тогда он вспомнил о военном друге из Урюпинска, приглашавшего его к себе. Туда ветеран и направился.

Друг жил с женой на окраине города, детей у них не было. Пристроил приятель Андрея работать шофёром. После работы Соколов часто заходил в чайную, чтобы пропустить стаканчик-другой. Возле чайной Соколов приметил беспризорного мальчишку лет 5-6. Андрей узнал, что беспризорника звали Ванюшка. Ребёнок остался без родителей: мать погибла во время бомбёжки, а отца убили на фронте. Андрей решил усыновить ребёнка.

Привёл Соколов Ваню в дом, где жил с семейной парой. Мальчика вымыли, накормили и одели. Стал ребёнок своего отца в каждый рейс сопровождать и ни за что не соглашался оставаться дома без него.

Так и жили бы сынишка с отцом ещё долго в Урюпинске, если бы не один инцидент. Ехал как-то Андрей на грузовике в непогоду, машину занесло, и сбил он с ног корову. Животное осталось невредимым, а Соколова лишили водительских прав. Списался тогда мужчина ещё с одним сослуживцем из Кашары. Тот пригласил его к себе поработать и обещал, что поможет получить новые права. Вот они и держат сейчас путь с сыном в Кашарский район. Признался Андрей рассказчику, что всё равно бы долго в Урюпинске не выдержал: тоска не даёт ему засиживаться на одном месте.

Всё бы хорошо, но сердце у Андрея стало пошаливать, боится не выдержит, и сынишка один останется. Каждый день своих покойных родных стал мужчина видеть, будто зовут его к себе: «Разговариваю обо всем и с Ириной, и с детишками, но только хочу проволоку руками раздвинуть, - они уходят от меня, будто тают на глазах… И вот удивительное дело: днем я всегда крепко себя держу, из меня ни «оха», ни вздоха не выжмешь, а ночью проснусь, и вся подушка мокрая от слез…»

Тут показалась лодка. На этом и закончилась история Андрея Соколова. Он попрощался с автором, и они двинулись к лодке. С грустью рассказчик смотрел этим двум близким, осиротевшим людям вслед. Ему хотелось верить в лучшее, в лучшую дальнейшую судьбу этих чужих ему людей, ставших для него за пару часов близкими.

Ванюшка повернулся и помахал повествователю на прощание.

Заключение

В произведении Шолохов поднимает проблему человечности, верности и предательства, храбрости и трусости на войне. Условия, в которые поставила жизнь Андрея Соколова, не сломили его как личность. А встреча с Ваней подарила ему надежду и цель в жизни.

Познакомившись с рассказом «Судьба человека» в сокращении, рекомендуем вам прочитать полную версию произведения.

Тест по рассказу

Пройдите тест – и узнаете, как хорошо запомнили краткое содержание рассказа Шолохова.

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 9756.

Разделы: Литература

Цель: учить постигать идейный замысел произведения путём анализа текста.

Задачи: формировать у учащихся представление о смысле человеческого бытия, развивать навыки анализа художественного произведения, показать роль антитезы в тексте, воспитывать неприятие войны.

Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, запись фильма

С. Бондарчука “Судьба человека”, иллюстрации к рассказу Б. Алимова и

О. Верейского.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет силы ему. Но не всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. На сегодняшнем нашем уроке мы обратимся к одному из самых важных событий в истории нашей Родины. Это Великая Отечественная война.

Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила нашему народу победить в той страшной войне. Мы посмотрим на неё глазами Михаила Александровича Шолохова. И поможет нам в этом его рассказ “Судьба человека”. Проследив жизненный путь Андрея Соколова, Главного героя рассказа, мы не только узнаем о его судьбе, но и постараемся ответить на вопрос о том, что значила для него Родина, и, надеюсь, научимся у него беззаветно любить свою Отчизну так же прямо, открыто и беззаветно.

IV. Основная часть урока. Работа с текстом рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека”.

1. История создания произведения.

(Сообщение, подготовленное учеником).

В первый послевоенный год на охоте с Шолоховым произошёл такой случай. Был большой весенний паводок. Шолохов сидел около плетня у речной переправы, отдыхал. К нему подошёл мужчина с мальчиком, принял его по одежде и рукам в мазуте за “своего брата-шофёра”, рассказал о тягостной судьбе. Она взволновала Шолохова. Тогда же он задумал написать рассказ. Но только через 10 лет обратился к этому сюжету и за неделю написал Судьбу человека”. В 1956 году, под самый Новый год, “Правда” напечатала начало рассказа. А 1 января 1957 года - его окончание. Это стало событием в жизни страны. Потоком шли читательские письма в редакцию, на радио, в станицу Вешенскую.

2 .Слово учителя.

Так в чём же смысл популярности этого произведения? Чем этот рассказ привлёк внимание многих читателей? О чём он?

(ответы учащихся).

От кого мы узнаём о судьбе Андрея Соколова?

(О судьбе Андрея Соколова мы узнаём от него самого. Он рассказывает историю своей жизни автору, с которым встретился случайно на переправе).

А весь ли рассказ ведётся от лица главного героя?

(Нет. В начале и в конце рассказа повествование ведётся от лица автора).

В чём своеобразие композиции рассказа?

З. Сообщение учащегося.

Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками - Андреем Соколовым и Ванюшкой - и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя, что позволяет не только проследить за событиями его жизни, но и увидеть их его глазами, осмыслить его собственную оценку совершённых им поступков, понять его переживания.

(выразительное чтение эпизода)

Мы узнаём, что мужчина идёт с мальчиком. Что заинтересовало автора в этой паре? (В одежде мальчика всё выдаёт материнскую заботу, а мужчина выглядит неухожено).

Глаза. “Глаза словно, присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них даже трудно смотреть”.

Глаза - это зеркало души. Что можно сказать о нашем герое? Почему у него именно такие глаза?

(Автору “стало не по себе” от таких глаз. Они явно говорили о нелёгкой, трагической жизни его собеседника, который решил рассказать о себе своему “брату-шофёру”. давайте и мы с вами проследим за судьбой Андрея Соколова вслед за Шолоховым).

5.Слово учителя.

На сколько частей можно разделить рассказ Андрея Соколова о своей жизни?

(На три части: до войны, война, после войны).

Как жил до войны наш герой? В чём же видит своё счастье Соколов в довоенной жизни?

(Довоенная жизнь героя небогата событиями. Гражданская война, голодная юность, работа в плотницкой артели, а потом на заводе и за баранкой машины, женитьба, дети, домишко о двух комнатах - всё это приметы самой обычной биографии человека того поколения, к которому принадлежал Андрей Соколов. Но именно в этой хоть и небогатой, но вполне устроенной жизни видит герой простое человеческое счастье: “Чего ещё надо? дети кашу едят с молоком, крыша над головою есть, одеты, обуты, стало быть, всё в порядке”.

Как рассказывает Андрей о себе и как - о своих близких?

(Рассказывая о счастливых годах довоенной жизни, герой с воодушевлением говорит о жене, о детях, а о себе - скупо, при этом, не скрывая своих слабостей, например грубости по отношению к жене, пристрастия к выпивке. Более того, он чувствует себя виноватым за то, за что винить никак нельзя.)

Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?

(На фронте Андрей Соколов - шофёр, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 он едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило. Когда он очнулся, то оказался в тылу у немцев. Так он оказался в плену.)

6. Анализ эпизода в церкви.

Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене (солдат - христианин, Крыжнёв, взводный, доктор)? Какая позиция ближе Соколову?

(В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловеческих обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции. Но только позиция доктора, “который и в плену и в потёмках своё великое дело делал”, вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это и позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни чужим герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнёва, чтобы спасти взводного. Нелегко даётся Соколову убийство, тем более убийство своего. Тяжко у него на душе. Но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого, ибо только в единении людей он видит спасении).

7.Анализ эпизода поединка Андреи Соколова с лагерфюрером Мюллером.

(Выразительное чтение эпизода).

О чём думает Соколов, готовясь к смерти?

Зачем Мюллеру понадобилось лично казнить русского солдата во время

торжественного ужина?

Зачем, прежде чем расстрелять узника, он устраивает ритуал с выпивкой?

Почему он соглашается выпить, а отказывается от закуски?

Какое место в композиции рассказа занимает этот эпизод?

Кто и в какой момент побеждает в этом поединке? В чём смысл этой победы?

Как расширяется за счёт этой параллели содержание образа главного героя?

В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека. Мужчины. Солдата?

(Диалог с Мюллером - это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная. Так обыкновенный человек становится у Шолохова воплощением народного характера. Фашизму противопоставляет герой и великую силу терпения, столь свойственному русскому народу. Готовность выстоять, “выдюжить” становиться жизненным кредо Соколова: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала”.)

8.Слово учителя.

Что пришлось пережить Соколову после бегства из плена?

(Самым страшным стала для Соколова потеря близких. Дважды он прерывает свой рассказ, и оба раза - когда вспоминает с погибшей жене и детях.Именно в этих местах Шолохов даёт выразительные портретные детали и ремарки: “Искоса взглянул я на рассказчика, но единой слезинки не увидел в его, словно бы в мёртвых, потухших глазах. Он сидел, понуро склонив голову, только большие, безвольно опущенные руки мелко дрожали, дрожал подбородок, дрожали твёрдые губы”; “Рассказчик на минуту умолк, а потом сказал уже другим, прерывистым голосом: “Давай, браток, перекурим, а то меня что-то удушье давит”. Сколь велика, должна быть боль, которую испытывает этот человек, если он, не раз, глядевший в лицо смерти, никогда не пасовавший перед противником, говорит: “За что же ты, жизнь, так покалечила? За что так исказнила?” Сердце героя “окаменело от горя” на столько, что даже плакать он не способен, хотя слёзы, может быть, и принесли бы ему облегчение (“...А мои невыплаканные слёзы, видно, на сердце засохли.”)

Всё отняла война у Соколова. Нет семьи, дом уничтожен. Родной город стал чужим. И отправился он куда глаза глядят, в Урюпинск, с засохшим сердцем, одинокий.

9. Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука “Судьба человека”. Встреча Соколова с Ванюшкой.

(Анализ эпизода).

Почему Соколов решается усыновить Ванюшку? Что общего в их судьбе?

После встречи с мальчишкой, у которого “ глазёнки - как звёздочка после дождя”, у Соколова “сердце отходит, становится мягче”, “на душе стало легко и как-то светло” Как видите, отогрел. Ваня сердце Андрея Соколова, его жизнь вновь обрела смысл”.

Итак. Ваня нашёл отца, а Андрей Соколов нашёл сына. Оба обрели семью. Куда они идут и зачем?(Они идут в Кашарский район. Там Соколова ждёт работа, а Ванюшку - школа).

10. Слово учителя.

Осталось сомнение в том, что ждёт впереди наших героев. А как думаете вы? Выдюжит ли Андрей Соколов? Что ждёт их впереди?

(“ Да, справится. Впереди - жизнь, семья, внуки. Потому что доказал своей жизнью Соколов, что он несгибаемый человек. И поможет ему в этом Ваня.”)

V.Подведение итогов.

Любовь к Родине - это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.

Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.

VI. Домашнее задание. (По выбору учащихся).

Написать отзыв на прочитанную книгу.

Использованная литература.

1. Шолохов в школе: Книга для учителя! Авт.-сост.М. А. 1-Iянковский.- М. :дрофа, 2001.

2. Шолоховская весна: Учебно-методич. Пособие / Сост. Л. И. Пугаченко, В.В, Васильев, Н. И. Иващенко.-Воронеж-2006.

З. М. А. Шолохов “Судьба человека”- Москва, 1986.



Рассказать друзьям