Эссе на тему природа храм или мастерская. Храм или мастерская

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Природа сопровождает человека на протяжении всего его существования как вида и человечества как культурно-социальной общности в целом. По мнению многих ученых и философов, люди и сами являются в полной мере продуктами природы, ее эволюционного развития. Конечно же, нельзя исключать и религиозный контекст вопроса. Ведь, по мнению большинства жителей планеты Земля, человек создан Богом (а некоторые отождествляют Создателя с Природой). В том, - храм или мастерская, попробуем раззобраться в данной статье. Но в начале - немного о терминах.

Понятие «Природа»

Это - то, что нас окружает. Она подразделяется на неживую и живую. К неживой относятся недра и реки, земли и воды, камни и песок - предметы неодушевленные. Все, что движется, растет, рождается и умирает - живая природа. Ее составляют растения и животные, да и сам человек как биологический вид. Биосфера и все, что с ней связано - природа. Храм или мастерская это для человека, какова его роль во взаимоотношениях с Голубой планетой, как с живым существом?

Природа - мастерская

«Человек - работник в ней». Эти известные слова Тургенева, сказанные устами Базарова, долгое время будоражили умы молодых революционеров от науки. Герой романа - личность довольно противоречивая. Он потаенный романтик и скрытый нигилист одновременно. Эта гремучая смесь и обуславливает его понятия: в окружающей природе нет ничего таинственного, тайного. Все подвластно человеку и его разумной деятельности. В понимании Базарова природа должна приносить пользу - в этом ее единственное предназначение! Безусловно, каждый человек (и даже - персонаж романа) имеет право на свою точку зрения, и выбирать сам для себя: природа - храм или мастерская? Всем, кто разделяет может казаться, что все вокруг можно переделать, исправить под себя. Ведь человек, по их мнению, - Царь Природы, имеющий право на эти действия, приносящие ему благо. Но посмотрите, как закончил жизнь сам герой. По некоторым современным трактовкам произведения, молодого ученого убивает сама Природа (в переносном смысле этого слова). Прозаична лишь сама причина - царапина на пальце героя, который вторгается грубым скальпелем в заведенный порядок жизни и смерти и погибает! Ничтожность причины лишь должно подчеркнуть силовое неравенство перед смертью, как ее не отрицай.

Разрушительная деятельность людей

Последствия определенной (развитие научно-технического прогресса, разработка недр и бездумное использование порой катастрофические. Особенно это проявляется в последние десятилетия. Природа просто не выдерживает такого воздействия и начинает потихоньку умирать. А с нею могут исчезнуть многие виды растений и животных, в том числе и человек, как вид млекопитающих. Все трагичнее обозначается проблема выживания человечества и всего живого. И если вовремя не остановиться, все это может привести к глобальным, уже неотвратимым последствиям.

Где дорога к храму?

Данные события заставляют всерьез задуматься: какими должны быть взаимоотношения? Что есть Природа: храм или мастерская? Аргументы в пользу первой точки зрения достаточно весомы. Ведь если бы человечество относилось к матери-природе как к храму, Земля сегодня не знала бы тех проблем с экологией, силы на решение которых тратит все прогрессивное сообщество ученых. А времени, по прогнозам некоторых специалистов, остается все меньше и меньше!

Безусловно, природа - это храм в первую очередь. А туда нужно заходить с чувством глубокой веры и вести себя там, не нарушая заведенных обычаев.

Природа - храм или мастерская?

Аргументы в пользу гармонии неоспоримы. сам по себе является основной частью природы. А человека и природу не стоит даже рассматривать отдельно друг от друга. Они являются единым целым. Во-вторых, взаимоотношения должны включать особую ответственность, как существа разумного, человека перед Природой, его заботливое отношение к ней. С детства в людях необходимо воспитывать опеки тех, кого мы приручили. А деятельность общества в буквальном смысле «приручило» всю окружающую среду.

Понятие ноосферы

В таком вопросе, как «природа - храм или мастерская» может помочь изучение трудов гениальных ученых, значительно опередивших в своих взглядах существующее понимание мира.

Академик Вернадский, к примеру, был одним из тех, кто впервые указал на единство природы и человека. Биосфера, измененная разумной деятельностью людей, в его понимании, соответствует понятию ноосферы. Это - новая сфера ума, где определяющим фактором развития становится деятельность человека. Он оказывает, в свою очередь, огромное воздействие на природные процессы, вплоть до уничтожения и возможности самоуничтожения. В учении о ноосфере человек представлен глубинно укорененным в природу, а человечество - как мощнейшая геологическая сила, преобразующая вид планеты, ее облик. Развитая ноосфера формируется силами всего общества в интересах взаимообогащения и всестороннего развития.

«Природа не храм, а мастерская, а человек в ней — работник», — это слова героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгения Базарова. Можно ли согласиться с его утверждением?

Я думаю, что не совсем. Природа – это, несомненно, храм, к которому нужно относиться бережно, охранять и беречь его красоту. Столько на нашей Земле великолепных мест: величественные горы, полноводные реки, глубокие моря, густые леса и многое другое.

Любое создание природы требует к себе трепетного отношения, потому что дано человеку для жизни и для души. Это нашло отражение и в художественной литературе. Произведения М. Пришвина, К. Паустовского, стихотворения С. Есенина, И. Бунина, К. Рыленкова и многих других воспевают красоту окружающего мира, обогащают душу человека.

Но люди должны не только любоваться храмом природы, но и жить в нём. Поэтому природу можно назвать мастерской, а человека — мастером. Остальное зависит от того, каков мастер. Эта проблема всегда интересовала писателей и поэтов.

В повести В. Распутина «Прощание с Матёрой» говорится о затоплении плодородных земель при строительстве гидроэлектростанции. Веками жили люди на этой земле. Растили хлеб, пользовались дарами лесов и рек, рожали и воспитывали детей. А теперь – сжигают избы, разоряют кладбища. Посёлок, куда переселяют людей из Матёры, мало приспособлен для сельских жителей. Негде держать скотину, нет рядом сенокосных угодий, подтапливаются погреба. Конечно, в электричестве, которое даст гидроэлектростанция, нуждаются и люди, и города, и предприятия. Но не слишком ли дорогой ценой оно достаётся?

Писатель подчеркнул силу природу, создав образ лиственницы, которая росла на острове. И сжечь её пытались рабочие, и спилить. Но крепкое дерево не поддалось людям. Я думаю, что эта лиственница – символ могущества и бессмертия природы. Автор повести заставляет читателя задуматься о своем отношении к окружающему миру и о том, что если уж природа – мастерская, то человек должен быть хорошим мастером, который не разрушает живой мир, а живёт с ним в гармонии.

Именно таким мастером мы можем назвать героя повести Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» Егора Полушкина. «Бедоносцем» называет его жена. Добрый, непрактичный, безденежный, вряд ли понравится он современному молодому читателю. Но, несомненно, именно этот герой повести заставит каждого задуматься о своём отношении к красоте окружающего мира, научит любить родную природу.

Егор жил жизнью матери-природы. С болью в сердце смотрел на объятый пламенем муравейник, на липу с начисто ободранной корой. Жалко ему было каждого зверёныша, каждую травинку и веточку. И ещё он мечтал, чтобы Чёрное озеро вновь стало Лебяжьим. На все деньги, данные ему на покупки земляками, в Москве он купил лебедей и привёз их на родину, на лесное озеро. Думал, что ни у кого не поднимется рука на такую красоту. Поднялась! Убиты лебеди, погиб Егор. Но растёт его сын, Колька, в душу которого отец сумел заложить любовь к матери-природе. Закрывая книгу Васильева, задумается о вопросах, поставленных в повести писателем, и о своём отношении к миру читатель.

«Природа – не храм, а мастерская», - утверждал Базаров, главный герой произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Так и хочется посмотреть ему в глаза. Что бы я увидела в них? Торжество правоты, ненависть к тому, что видит в природе мастерскую, жестокость в предвкушении, что его умозаключение найдёт сподвижников и его идея исполнится?

Тургенев тонко подметил в своем времени явление безобразного отношения к природе. И вынес проблему отношения человека к природе через Базарова, мне кажется, с целью привлечения читателя к дискуссии.

Минуло более 150 лет. Философия Тургенева об отношении человека к природе в наше время особенно обострилась. За эти 150 лет природе нанесен колоссальный ущерб: вырублены леса, построены разные ГЭС, заводы, загрязнены реки, водоемы, истреблены популяции животных. Если взять базаровские слова, то человек обезобразил природу, превратив её в грязную мастерскую.

Почему так произошло?

В начале 20 века наше государство потрясли крупные политические изменения. На знамени великой октябрьской социалистической революции утвердилась, по моему мнению, идея «природа – мастерская». Если бы была взята идея «храмового» отношения, то человек ценил бы природу, дорожил бы ею, восхищался бы, защищал бы её.

Я убеждена, что природа это не мастерская, где можно делать что угодно, и за это тебе ничего не будет. Природа в глазах человека должна быть храмом или матерью, которую надо беречь, любить, лелеять её, преклоняться перед ней и, самое главное, уважать. Ни один человек не позволит другому говорить о его матери плохо и неуважительно. Природа также является нам матерью, поэтому нельзя давать её в обиду. Но в истории моего государства были события, когда человек не то что покорял, а уничтожал природу, показывая свою силу над ней.

ГЭС изменила многовековую привлекательную жизнь реки. Вспомним Н. В. Гоголя:

«. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь и не знаешь, идёт или не идёт его величавая ширина, и чудится, будто весь вылит он из стекла и будто голубая зеркальная дорога, без меры в ширину, без конца в длину, реет и вьётся по зелёному миру. Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод и прибрежным лесам ярко отсветиться в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и, наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. В середину же Днепра они не смеют глянуть: никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него. Редкая птица долетит до середины Днепра. Пышный! ему нет равной реки в мире. »

Человек своим вмешательством нарушил экологическую нишу водного пространства Днепра. Можем ли мы исправить ошибки наших предшественников? Конечно. Если сами захотим этого. Но большинство людей не понимают даже того, что природа медленно умирает. Все меньше мест с девственной природой, почти на каждом уголке земли человек оставил свой негативный след. Повторюсь, всё меньше мест с девственной природой. Но иногда мы находим такие места. И нами овладевают чувства спокойствия, блаженства. Сидишь и наслаждаешься красотой, чистым воздухом, лесными звуками, игрой ветра, журчанием ручейков.

Почему мы, молодые, сегодня по-другому относимся к природе? Вверх взяло общественное мнение «Природа – храм». Я думаю, что большую роль в этом сыграл Борис Васильев своим романом «Не стреляйте в белых лебедей». Егор Полушкин – лесничий, главный герой произведения, видит красоту природы, эту редко зримую красоту, потому что человек сам себя лишает удовольствия восхищаться ею. Так мало людей имеют возможность отвлечься от мирской суеты, побыть в этом прекрасном царстве, где время течет неспешно, порой останавливается. Поэтому Полушкину становится вдруг грустно, что исчезнет и этот миг счастья. И он хочет зачерпнуть эту красоту и принести людям, чтобы они все увидели её и охраняли.

Но есть другие. Это люди, которые сами губят природу и свою жизнь. Например, для того чтобы лишь бы не уступать природе, туристы плеснули банку бензина на муравейник и сожгли его:

«. И плеснул всю банку на муравейник. Плеснул, чиркнул спичкой – ракетой взвилось пламя. Завыло, загудело, вмиг обняв весь огромный муравьиный дом.

Заметались черноголовики, скрючиваясь от невыносимого жара, затрещала сухая хвоя, даже старая ель, десятки лет прикрывавшая лапами муравьиное государство, качнулась и затрепетала от взмывшего в поднебесье раскаленного воздуха.

А Егор с Колькой молча стояли рядом. Загораживаясь от жара руками, глядели, как корчились, сгорая, муравьи, как упорно не разбегались они, а, наоборот, презирая смерть, упрямо лезли и лезли в самое пекло в тщетной надежде спасти хоть одну личинку»

Так уж устроен человек: он никогда не уступит кому-то или чему-то и добивается короны любыми целями.

И это называется быть царем? Царь - это тот человек, который должен защищать, улучшать жизнь подчиненных, а не убивать для своей же личной пользы. Мы обираем природу, опустошаем её без перерыва. А Егор Полушкин сказал такие правильные слова:

«. Человек отдыхает, зверь отдыхает, пашня отдыхает. Всем отдыхать положено не для удовольствия, а для скопления сил. »

Через несколько лет не останется ничего. Даже синяку нужно время, чтобы он залечился. А для природы, обобранной до ниточки, потребуется тысяча и тысяча лет. Так не лучше ли брать от природы то, что нам надо, маленькими порциями, чтобы эти раны природа успевала залечить.

Полушкин поднимает на съезде вопрос по проблеме защиты и сохранения природы. Он выступил очень хорошо, содержательно и убедительно. И не успокоился на этом. Он сам начал реализовывать свои идеи. Но один – в поле не воин. Ему нужна поддержка со стороны односельчан. Но не каждый торопится к нему навстречу. Никто не раскрывает перед ним двери и окна.

Но есть ли свет хотя бы в одном из окошек? Есть. В романе это представитель будущего поколения – Колька, его собственный сын. Егор Полушкин воспитал его по своим принципам, поэтому Колька очень похож на своего отца. Он не испорчен прогрессом цивилизации, он просто обычный, деревенский мальчишка, который умеет удивляться и радоваться всему, что происходит в его жизни. Он простодушный, добрый, отзывчивый. Это мы видим в его поступках. Он хочет спасти щенка Цуцика, но у него не хватает средств. Он всей душой волнуется за его жизнь. Он ответственный, душевный мальчик. И он – хорошая замена на место лесничего.

Дело Полушкина не умрёт, есть продолжатель этого дела - это его сын Колька. Он представляет огромное поколение молодых. И есть надежда, что природа из мастерской превратится в храм и станет святой.

Экология-наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей
средой. В настоящее время экологическая проблема является одной из
глобальных проблем человечества, и одним из способов привлечь внимание к
этой проблеме можно считать экологизацию учебного процесса. Цель
экологизации обучения состоит в том, чтобы приобщить детей к экологической
культуре, заложить основы доброго, заботливого отношения к природе.
Процесс обучения представляет собой тесную взаимосвязь входящих в него
учебных предметов, поэтому, говоря об экологизации, нельзя останавливаться
только на предметах естественнонаучного цикла. Интегрированные уроки
имеют целью не только сообщение новых сведений, здесь главное-поставить
проблему, заставить учащихся задуматься над ней, высказать свое отношение.
Богатую почву для проведения таких уроков дают предметы гуманитарные,
особенно уроки литературы, на которых мы учим не только анализу
художественных текстов, но и прививаем любовь к родному слову, к родному
краю, к родной природе. Именно это дало возможность для интеграции и
проведения данного урока.

учителя школы № 930 Александровой В.П.

Тема: "Природа: храм или мастерская? " 10 класс.

предметная: Составить описание природы и сформулировать понятие «устойчивое развитие» на основе данных науки и произведений русской литературы, произведений художников, композиторов, русского фольклора.

развивающая и воспитывающая: Используя логическое и образное мышление, провести рефлексию целесообразного применения этих приёмов познания действительности.
Тип урока: урок - деловая игра.

Материалы и оборудование : Тексты художественных произведений И.С. Тургенева ("Отцы и дети", "Стихотворения в прозе", "Записки охотника"), произведения русской
литературы и устного народного творчества, Красная книга Московской
области, репродукции картин (И.И. Левитан "Золотая осень"), запись "Времен
года" ПИ Чайковского, слайды или рисунки животных и растений, ТСО
(магнитофон, диапроектор).

Предварительные задания группам учащихся. 1) Подобрать материал к устному сочинению-миниатюре «Осенний день»; 2) Составить научное описание животного по предлагаемому плану. 3) Подготовить сообщения на тему «Редкие и исчезающие виды растений и животных»; 4) Сформулировать принципы устойчивого развития;

Ход урока.
«Охранять природу - значит охранять родину»

М. М. Пришвин.

Организационный момент (приветствие, сообщение темы урока,
постановка целей и задач).

Вступительное слово . Постановка проблемы урока, выделение
основных направлений работы (используется текст стихотворения в прозе И.С.
Тургенева "Деревня ",стихотворение К.Я. Ваншенкина "В красном лесу
поределом....").
К. Я. Ваншенкин.
"Вечные темы"

Жизнь и смерть,


Любовь, природа.
Вот и впредь
Такого рода
Темы

Будут у меня


Все мы
Возле их огня.
Здесь добывали сырье
И на ходу, между делом,
Все распугали зверье.

Этим гордились вначале,


Что человек посильней
И что успехи венчали
Спешку строительных дней.

И неожиданно сами


Около хвойной стены
Собственными голосами
Были слегка смущены

Почему темы, указанные в стихотворении, вечны? Они являются


сквозными, проходят через все литературные произведения «от Ромула до
наших дней», а тема природы, родной, привычной с детства, неразрывно
связана в нашем сознании с темой родины, России.

И.С.Тургенев «Деревня».

Последний день июля месяца, на тысячу верст. Кругом Россия - родной

край. Ровной синевой залито все небо, одно лишь облачко на нем - не то
плывет, не то тает. Безветрие, теплынь, воздух-молоко парное. Жаворонки
звенят; воркуют зобастые голуби, молча реют ласточки, лошади фыркают и
жуют; собаки не лают, смирно повиливают хвостами...

Глубокий, но пологий овраг... По берегу бежит ручей, на дне его мелкие
камешки, словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце - края земли и
неба, синеватая черта большой речки.
Тургеневское отношение к России известно всем. Достаточно хотя бы
вспомнить его слова из письма Панаеву: «Поклонитесь от всей души моему
молодому дубу, родине поклонитесь, которую я, вероятно, уже не увижу...».

Вдруг появляется в его произведении герой, произнесший такую фразу:


«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». И еще:
«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Нам известно, кто
сказал эти слова: нигилист, отрицавший все и вся, студент-естественник
Евгений Базаров. Но самое страшное то, что к словам его прислушались,
сделали их своим девизом, начали воплощать в жизнь.

Предположим, что природа - храм. Тогда почему человек, входя в него,


разрушает строение, если же это мастерская, то как объяснить тот факт, что ею
восхищались поэты, художники, музыканты, которые не только любовались
природой, воспевали ее, запечатлевали на своих полотнах, но еще умели
слушать, а самое главное - слышать ее.
Задание : определить время года по магнитофонной записи "Времен года" ПИ.
Чайковского и обосновать свой выбор.

Учитель иллюстрирует каждое время года поэтическими


отрывками:

Осень.


Опускается под вечер

Небо низко над поляной,

И висят на влажных ветках

Клочья белого тумана.

Журавли, трубя, промчались,

Унесли на крыльях лето.

Это осень,-повторяет

Эхо за рекою где-то. (Н Берендгоф)


Лето.

Красное в разгаре лето

В знойной тишине

Дятла дробь в бору прогретом

В небе на сосне .
Зима.

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шел ночью снег густой и белый-

От снега в комнате светло. (А. Твардовский).

Весна.
Ликует, буйствует апрель-первоцвет! Лучезарная благодать. Куда ни ступи в


лесном просторе, безбрежно осиянном небесной лазурью, благоухает
необозримое первоцветье! (М. Пришвин).
Следующий этап нашего урока - составление текста-описания на тему "Осенний
день", (использована репродукция картины И. И. Левитана "Золотая осень",
раздаточный материал). Учащиеся указывают на то, какие выразительные
средства языка они использовали при составлении своего сочинения-
миниатюры. Затем учитель литературы читает отрывок из рассказа "Лес и
степь" И. С. Тургенева *. Беседа об индивидуальном писательском стиле И. С.
Тургенева.

Определение идиостиля И. С. Тургенева . Учащимся предлагается
вставить эпитеты в текст литературного произведения (использован эпизод из романа "Отцы и дети" "Дуэль Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым").
Цель работы - показать роль эпитетов в качестве выразительных средств языка , беседа с учащимися о назначении пейзажа в литературных произведениях.
Задание : «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Какие детали пейзажной картины наиболее ярко передают авторское видение природы? Охарактеризуйте функции пейзажа в романе.
Утро было славное, свежее, маленькие …пёстрые …тучки стояли барашками на ……бледно-ясной …лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная …. тёмная …. земля, казалось, ещё хранила след ….. румяной …. зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.
Слова для справок : румяный, красный, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-чёрный, тёмный.

Изучение разных стилей в описании природы .

Для выполнения следующих заданий класс необходимо разделить на группы, дать задание вписать ключевые слова логического и образного описания, моральных и эстетических чувств и ценностей. По окончании работы проверить какие более естественнонаучны, а какие более гуманитарны.


Задание: сделайте научное описание животных (волка и лошади) по следующему плану:

Место в систематике (вид, род, класс);.

Среда обитания, внешнее строение;

Питание;

Особенности внутреннего строения;

Роль в природе.


Предлагаемые животные: лошадь, волк.


После проделанной работы учитель литературы предлагает сравнить два
разностилевых описания (научное и художественное), сделать выводы.

Лошадь.

Как хороша лошадь, когда она, дожидаясь хозяина, нетерпеливо бьет


твердым копытом о землю, поводит черным, умным глазом и раздувает ноздри!
Как хороша лошадь, вся покрытая пеной, она после долгого бега вернется
домой и, самодовольно фыркая, мотает головой и ждет, чтобы ее отвели в
теплый денник, где ее ждет свежая подстилка и душистое сено! Как прекрасна
лошадь, когда она вольно несется по полю, распустив хвост и вытянув гибкую
шею... Лошадь прекрасна всегда-и в движении, и в покое, и на работе, и на
отдыхе! (Л. Н. Толстой).

Волк.

Голодная волчиха встала. Чтобы идти на охоту. Волчиха была слабого


здоровья, мнительная; она вздрагивала от малейшего шума и все думала о том,
как бы дома без нее кто не обидел волчат. Запах человеческих и лошадиных
следов, пни, сложенные дрова и темная дорога пугали ее; ей казалось, будто за
деревьями в потемках стоят люди и где-то за лесом воют собаки. Она была уже
немолода, и чутье у нее ослабело, так что, случалось, лисий след она принимала
за собачий и иногда даже, обманутая чутьем, сбивалась с дороги, чего с нею
никогда не бывало в молодости... Ее мучил голод, она думала о том, с какой
жадностью она будет есть ягненка, и от таких мыслей зубы у нее щелкали и
глаза светились в потемках, как два огонька. (А. П. Чехов).

Это был первый шаг по мастерской. Но и в мастерской, и в храме работники должны быть грамотными. Следующий этап - проведение работы с трудными словами . Учащимся предлагается словарный диктант на доске, состоящий из названий растений и животных. Гиппопотам, росомаха, опоссум, вертишейка, выхухоль, жар-птица, муха-цокотуха, можжевельник, мать-и-мачеха, горицвет, иван-чай, иван-да-марья, брюссельская капуста, цветик-семицветик.


Обращаем внимание на эпиграф к уроку, написанный на доске: «Охранять


природу - значит охранять родину» (М. М. Пришвин). Но деятельность человека в мире природы может быть разной: и созидающей, и разрушительной.
Объяснение новой темы .
Задание. При освоении нового материала, применить сочетания логического и образного мышления, моральных и эстетических чувств.
Глобальные и региональные экологические проблемы современности.

С момента появления человека и по сегодняшний день взаимоотношения


человека и природы резко изменились. Будучи частью биосферы и ее
продуктом, человек стал источником ее разрушения. Мы рассмотрим основные

экологические проблемы современности , возникшие в связи с деятельностью


человека и ростом народонаселения (5,5 млрд. человек, за последние сорок лет
население выросло вдвое, к 2025 году население составит 8-9 млрд.).
Изменение состава атмосферы и климата. В атмосферу поступают СО, С0 2 ,
S0 2 , CH 4 ,NO, N0 2 (оксиды) в результате сжигания топлива. Соединяясь с
водой, они образуют растворы кислот, которые затем выпадают в виде
«кислотных дождей». «Кислотные дожди» вызывают уничтожение некоторых
видов растений (более чувствительных) и угнетение развития остальных,
отрицательно влияют на развитие животных, особенно полезных насекомых, и
здоровье человека.

Смог-результат сложных химических реакций смеси газов (окислов азота и углеводородов, содержащихся в выхлопных газах автомобилей), протекающих в нижних слоях атмосферы под действием солнечных лучей.


Смог стал ужепривычной картиной многих крупных городов. Все эти вещества, находящиеся в воздухе, вызывают заболевание дыхательных путей у человека. «Парниковый эффект» образуется из-за содержания в атмосфере метана и углекислого газа. Пропуская солнечный свет, они задерживают тепло. Это сопровождается глобальным повышением температуры. Это может привести к повышению уровня мирового океана на 0,5-1,5 метра и изменению климата. Уже сейчас в Африке и Северной Америке участились катастрофические засухи, связанные с глобальным потеплением.
Разрушение озонового слоя вызвано появлением в атмосфере
фторхлоруглеродов. В нижних слоях атмосферы они сохраняются в течение
десятилетий. Отсюда они поступают в стратосферу, где в настоящее время их
содержание ежегодно увеличивается на 5%.

Загрязнение природных вод. В настоящее время водным ресурсам грозит истощение, Человечество почти полностью зависит от поверхностных вод суши ~ рек и озер. Эта ничтожная часть водных ресурсов подвергается


наиболее интенсивному воздействию. Вода рек и озер покрывает потребности
человечества в питьевой воде, используется на орошение в сельском хозяйстве
(на это уходит 73% всей пресной воды), в промышленности, служит для
охлаждения атомных и тепловых электростанций. Потребление воды
постоянно растет, и одна из опасностей - исчерпание ее запасов . Так, забор воды на орошение из рек Средней Азии привел к обмелению Аральского моря,
которое фактически перестало существовать, Соль со дна высохшего моря
разносится ветром на сотни километров, вызывая засоление почв. С полей в
водоемы попадают соли тяжелых металлов (ртути, свинца, цинка). Они
накапливаются в иле, что приводит к отравлениям человека и животных.
Морские воды тоже подвергаются загрязнению. С реками и стоками
промышленных предприятий ежегодно выносятся млн. тонн химических
отходов. Из-за аварий танкеров в океан попадает млн. тонн нефти в год,
Истощение и загрязнение почвы. Почва-еще один ресурс, подвергающийся
чрезмерной эксплуатации и загрязнению. Распаханный плодородный слой
часто смывается осадками или реками (водная эрозия) или разносится ветром
(ветровая эрозия). Распашка обширных степных площадей стала причиной
пыльных бурь и гибели млн. га плодородных земель. В
вредные химические вещества и радиоактивные элементы.

Сокращение природного многообразия. За последние триста лет с лица Земли


исчезло больше видов птиц и млекопитающих, чем за последние десять тысяч
лет Так. к 1900 году исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц.

Результат деятельности человека - исчезновение целых видов растений и


животных. Характеристика основных видов, занесенных в Красную книгу
Московской области (сообщения учащихся).
Обобщение по теме урока и выводы учащихся по основной проблеме урока.

Что для нас природа? Как необходимо к ней относиться: как к храму или как к мастерской? (Обсуждая вместе с учениками эти вопросы, учитель постепенно подводит их к выводам о рациональном использовании природных ресурсов, принципах устойчивого развития).

Как вы понимаете принципы устойчивого развития? Приведите свои образные примеры (домашнее задание).
Описать новое понятие с использованием образного и логического мышления.

Некоторые ответы учеников:

«Устойчивое развитие – это лестница, по которой за тобой должны подниматься и другие люди».

«Устойчивое развитие – это весы, на одной чаше которых находится человечество, а на другой чаше природа».

«Устойчивое развитие – это дружба человека и природы».

Подведение итогов урока, выставление оценок, комментирование результатов. При подведении итогов урока, необходимо провести рефлексию целесообразности использования применяемых на уроке методов в познании природного окружения и формировании мировоззрения учащихся.

В заключение урока использовано стихотворение Р. И.


Рождественского:

Кромсаем лед,

меняем рек теченье,

твердим о том, что дел невпроворот.

Но мы еще придем

просить прощенья


у этих рек ,
барханов
и болот,
у самого гигантского

восхода,
у самого мельчайшего

малька...
Пока об этом
думать неохота
Сейчас нам не до этого
пока.
Аэродромы,


и перроны,
леса без птиц
и земли без воды...
Все меньше-
окружающей природы.
Все больше-
окружающей среды.
.

Каждый учащийся отвечает на вопросы:


С каким настроением ты

пришёл (пришла) на урок?

С каким настроением ты

уходишь с урока?

Как изменилось твоё настроение

и почему?

Какие вопросы, рассмотренные на уроке

огорчили тебя, а какие порадовали?

Природное окружение


Познание художественными Познание естественнонаучными

средствами средствами


Учащиеся заполняют таблицу:

Поскольку работа на уроке проводилась в группах, то попробуйте оценить, какие качества личности вы считаете полезными для успешности совместных действий, а какие – мешающими. Оценить уровень развития этих качеств у себя и в целом у членов вашей группы вы можете по таблице.


Качество личности

Полезность (+)

Неполезность (-)



Уровень развития качества (1-3 балла)

у меня

у группы

Подчинение личных интересов общественным

Общительность

Готовность к взаимопомощи

Критичность при доброжелательности и тактичности

Эгоизм

Мой вклад в общую работу я оцениваю на ______ баллов, так как

________________________________________________________________.

Моя оценка эффективности сотрудничества нашей группы в целом я оцениваю на ____, так как _________________________________________ .

Природа – Храм или Мастерская?1

      Достижимо ли, равновесие между человеческой жаждой познания и девственной целостностью природы? Наступит ли эра Милосердия человека – сына по отношению к своей матери – Природе? Или в самом существе технократической цивилизации закодировано дьявольское проклятие? А в принципах и основаниях общества потребления заложена невозможность, недостижимость Гармонии человеческих потребностей и природных возможностей? Но, быть может, чем виднее доннышко исчерпанности ресурсов материальных, тем виднее свет в конце тоннеля ресурсов духовных? И человеческих и природных?

«Деревья! К вам иду! Спастись

От рева рыночного…

К вам! В живоплещущую ртуть

Листвы – пусть рушащейся!

Впервые руки распахнуть!

Забросить рукописи!»

Марина Цветаева 2

«… и не ясно, что им делать – или плыть, или тонуть; корабли без капитанов, капитан без корабля; Надо заново придумать некий смысл бытия »

Группа «Агата Кристи»

Если признать, что природа и источник и фактор ценностного мировоззрения «космической гармонии» тогда естественно, возникает вопрос: Не устарела ли позиция Генри Торо, что приближение к природе способствует приближению человека к «космическому порядку», а контакт человека с природой воплощает трансцендентный идеал, красоту и непорочность. 3

P.S. Один из ответов – в главе «Мосты меж островами или эпицентры бытия и духовные ресурсы природы»



Рассказать друзьям