Этикет ведения беседы. Беседы с детьми начальной школы об этикете Беседа на тему этикет

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Как стать мастером общения? 49 простых правил Рвачева Елена

Правило № 32 Этикет беседы

Правило № 32

Этикет беседы

Этикет общения – это правила соблюдения приличия в обществе. Знание этикета необходимо для того, чтобы быть мастером общения. Рассмотрим некоторые правила приличия в ведении разговора.

Для того чтобы быть интересным и воспитанным собеседником, необходимо научиться следующему:

– ориентироваться в темах разговора;

– подстраиваться и приноравливаться к собеседнику;

– избегать в беседе крикливого «Я»;

– занимать позицию собеседника;

– вести общение в кругу интересов оппонента;

– избегать разговоров, которые неприятны собеседнику;

– выбирать интересующие вашего собеседника темы разговора;

– быть благодушным, проявлять деликатность и располагать к себе;

– говорить на языке, понятном собеседнику, без употребления специальных терминов и фраз;

– говорить отчетливо и в меру громко;

– делать паузы и т. д.

Не следует:

– увлекаться болтовней;

– с чужими людьми начинать разговор о присутствующих, сплетничать;

– критиковать собеседника;

– показывать, что разговор наскучил или утомляет;

– превозносить себя и преувеличивать свою роль;

– утомлять собеседника своими проблемами и т. д.

Для того чтобы научиться общаться с людьми, чувствуя себя легко и непринужденно, без усилий и стеснений завязывать беседу и свободно вести ее, необходима подготовка. Но главное, всегда помнить, что ваше поведение и речь должны быть естественными и искренними.

Обсуждать следует темы интересные, в которых вы хорошо ориентируетесь. Если же тему задает собеседник, то постарайтесь подготовиться к ней заранее.

Для оживления разговора и наполнения его содержательностью призывайте на помощь свою изобретательность и чувство юмора.

С малознакомым человеком беседу лучше начинать с отвлеченных тем, например, о погоде, искусстве, новостях, спорте и т. д. По ходу разговора обязательно найдется тема, интересующая обоих собеседников.

Не надо бояться пауз, это естественный процесс. Лучше воспользоваться этим временем для обдумывания следующей темы или подготовки вопросов по интересующим вас моментам.

Заводя дискуссию, нужно сразу определить, а если необходимо, то уточнить, правильные ли и одинаковые ли у собеседников представления о теме и фигурирующих в ней понятиях. До спора лучше не доводить.

Воспитанный человек не станет сплетничать и рассказывать о своих личных делах и проблемах. Если же вас об этом спрашивают, то лучше всего ответить однозначно, типа: «Спасибо, все хорошо» и перевести разговор в нужное русло.

Не стоит также затрагивать темы или сенсационные новости, о которых вы знаете понаслышке, а не достоверно. Если разговор в компании неприятен хотя бы одному из присутствующих, следует его прекратить. Некрасиво обсуждать болезни, сны, предчувствия, предаваться воспоминаниям и произносить длинные монологи. Невежливо перебивать собеседника, делать замечания, подсказывать слова или заканчивать за него фразу. Бестактными являются вопросы о семейном положении, материальном достатке и т. д. Не привлекает к себе внимания человек, хвастающий своими достижениями, талантом и т. д. Не рекомендуется в обществе злоупотреблять колкостями и анекдотами.

Обо всем этом и многом другом поговорим подробнее в следующих правилах.

Из книги Бизнес-леди в большом городе автора Тунцова Диана

Часть II Этикет для бизнес-леди Деловое общение в мире бизнеса – это игра по особым правилам. Нарушение правил никогда не останется незамеченным и тем более безнаказанным. Гарантировать успех делового общения вам поможет данная глава. Она содержит основные принципы,

Из книги Выжми из бизнеса всё! 200 способов повысить продажи и прибыль автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Глава I Бизнес-этикет для формирования вашего успеха Деловой, гражданский этикет или даже просто хорошие манеры поведения меняются в течение всего того времени, как люди стали тесно взаимодействовать между собой в различных аспектах жизни. Этот процесс продолжается и по

Из книги СуперДиджей: Краткий курс по раскрутке. 33 рецепта автора Масленников Роман Михайлович

Улыбка и бизнес-этикет Выражение: «Улыбка – это профессионально», – очень актуально в бизнес-этикете. Самый простой и лучший способ выразить свою доброжелательность окружающим – это улыбнуться им. Для начала потренируйтесь перед зеркалом, чтобы ваша улыбка была

Из книги Удвоение продаж в оптовом бизнесе автора Мрочковский Николай Сергеевич

Обобщение темы – телефонный этикет Поднимайте трубку на 3-й звонок: на первый – отвлекайтесь от работы, на второй – сосредоточьтесь на прием, на третий звонок – продумайте первые фразы. Говорите в строго определенном темпе, первые слова приветствия и представление

Из книги Как легко поставить собеседника на место автора Чесс Ричард

Деловой этикет стран Дальнего Востока ЯпонияЗапад очень давно, в отличие от России, контактирует с Японией. Поэтому их деловые контакты давно стали толерантными во многих точках соприкосновения. Российским бизнесменам следует знать, что японские бизнесмены по стилю во

Из книги Авторитет. Как стать уверенным, весомым и влиятельным автора Гойдер Каролина

Искусство произвести первое впечатление и международный деловой этикет Мы уже писали, что многое в деловом общении зависит от того, какое первое впечатление вы сумеете создать у партнеров. Это взгляд, улыбка, рукопожатие и так далее. Но в некоторых странах можно

Из книги Как избавиться от комплекса неполноценности автора Дайер Уэйн Беседа «Телефонный этикет»

Цель: – учить детей правилам телефонного разговора;
– формирование навыка использования вежливых слов и выражений;
– закрепление навыка пользования телефонным аппаратом;
– воспитание уважения к другим людям.

Как правильно позвонить?

Еще до того момента, как твоя рука потянулась к телефону, ты должна все обдумать: время суток, предполагаемую длительность разговора, откуда звонишь ты, где находится твой потенциальный собеседник и т. д. Давай разберем все по порядку.

Во-первых, что касается времени. Невежливо тревожить людей рано утром, поздно вечером, ночью и в выходные дни, а также в те моменты, когда твой собеседник принимает гостей, если у него тяжело болен кто-то из близких и в других подобных ситуациях, если, конечно, ты об этом знаешь или предупреждена.

Согласись, что удобнее подождать пару часов, нежели позвонить подруге ни свет ни заря и "вежливо" спросить: "Я тебя не разбудила?" - и услышать в ответ сонный, раздраженный голос (еще полбеды, если это будет голос твоей подруги, а если это будет голос кого-то из ее родителей?).

Звонить поздно вечером, даже если ты хочешь вежливо сказать "Спокойной ночи", - тоже не самый лучший вариант. А вдруг ты разбудишь того, кому желаешь спокойного сна?

Ну а ночью лучше поспать самой и дать поспать другим.

Было бы нескромно отрывать внимание человека от гостей и приковывать его к твоей персоне, а уж беспокоить больного человека телефонными звонками и вовсе жестоко.

Единственным исключением из этих правил является ситуация, когда кто-то из твоих знакомых ждет от тебя важной информации и сообщает тебе, что ты можешь позвонить в любое время дня и ночи.

Продолжительность разговора зависит, конечно, от важности той информации, которую ты собираешься сообщить, и от ряда других условий.

Например, если ты звонишь из телефона-автомата, а рядом с тобой ждет своей очереди другой человек, то время твоего общения должно быть сокращено до минимума. Нельзя долго разговаривать по телефону также в том случае, если ты звонишь от соседей или знакомых.

Что касается существа телефонного разговора, то это отдельная тема. Ты, конечно, знаешь, что телефон существует не для развлечения, а для того, чтобы дать возможность пообщаться людям, находящимся друг от друга далеко. Поэтому мило болтать о пустяках по телефону недопустимо, темой разговора может быть только действительно важный вопрос.

Например, одна девчонка звонила на работу своей маме по пять раз за полчаса. Каждый раз она набирала номер, просила женщину, поднимавшую на другом конце трубку, позвать к телефону свою маму, а когда мама подходила к телефону, спрашивала: "Мам, а что мне поесть?" Мама говорила, что в холодильнике стоит кастрюля с супом, девочка отвечала, что она поняла, и клала трубку. Через несколько минут ее начинал волновать вопрос - можно ли поесть еще и то, что лежит в сковородке, и она опять звонила на работу маме. Получив ответ на этот вопрос, она звонила опять, чтобы спросить, чем покормить кошку, потом звонила еще раз, чтобы узнать, когда мама вернется с работы и т. д. Девчонку совсем не волновало, что она отрывает от работы по таким мелочам не только свою маму, но и другую женщину, которая принимает телефонные звонки.

Не стоит обсуждать по телефону то, о чем можно поговорить при встрече. К тому же по телефону обсуждение важной информации затруднено тем, что мы не видим выражения лица, позы, жестов собеседника и не можем составить полное представление о том, как он воспринимает наши слова.

Поздравить с праздником по телефону ты можешь только близких друзей или подруг, а также тех, кто живет в другом городе. А вот выражать соболезнование по телефону не принято.

Если у тебя гости, а тебе нужно позвонить по телефону, то твое решение должно быть обдуманным. Если разговор можно отложить, то лучше перенести его на то время, когда гости уйдут. Согласись, неловко чувствуешь себя, когда подружка, к которой ты пришла в гости, оставляет тебя, чтобы поболтать с кем-нибудь по телефону. Если дело не терпит отлагательств, то ты должна извиниться перед гостями и очень кратко изложить суть вопроса по телефону, чтобы гости за это время не успели заскучать без хозяйки.

Звонить по телефону из дома, где ты находишься в гостях, не совсем удобно, но допустимо, если дело действительно важное и неотложное, а кроме того, необходимо вежливо попросить у хозяев разрешения позвонить. Долго говорить по телефону в такой ситуации нельзя, поэтому ты должна сразу предупредить об этом своего собеседника.

Если ты поддерживаешь телефонную связь со своей подругой через ее соседей, то тебе следует хорошенько обдумывать каждый звонок, поскольку не совсем удобно беспокоить чужих и, возможно, незнакомых тебе людей. Твои звонки должны быть краткими, в приемлемое для других время.

Конечно, просить о чем-то и благодарить за что-то другого человека лучше в личной беседе, при непосредственной встрече. Но близкому человеку передать свою просьбу или благодарность можно и по телефону. Не стоит этого делать в том случае, если ты звонишь не своему ровеснику, а, например, учителю или кому-то еще из взрослых.

Обсуждать другого человека по телефону нетактично, лучше этого не делать, ведь существует вероятность того, что кто-то еще слышит ваш диалог. По той же причине не следует беседовать по телефону о чем- то очень личном, ведь твой собеседник может находиться в такой ситуации, когда ему неудобно откровенно говорить на эту тему, потому что рядом находится посторонний человек.

Телефонная связь не всегда бывает удачной, поэтому уровень громкости вашего голоса должен быть приемлемым.

Не стоит кричать изо всех сил в трубку, но и шептать тоже нельзя. Если связь плохая, лучше перезвонить, а не напрягать чрезмерно свои голосовые связки и не причинять неудобств присутствующим при твоем разговоре людям; если нет условий для нормального разговора и приходится понижать голос, лучше отложить разговор до более подходящего момента. Говорить по телефону нужно четко и разборчиво, максимально внятно, а не максимально громко.

А что делать, если ты плохо слышишь того человека, которому звонишь? Для вас обоих важно, чтобы информация была получена и при этом правильно понята, поэтому ты должна предупредить своего абонента, что плохо его слышишь, возможно, он просто тихо говорит, если же виновата связь, то лучше перезвонить.

Если ты попала не туда, куда хотела дозвониться, то лучше всего в такой ситуации вежливо извиниться и положить трубку. Не стоит мучить незнакомого человека на том конце провода вопросами "А куда я попала?", "Какой у вас номер?", "Кто говорит?" и т. п.

Уточнить номер телефона того человека, к которому ты случайно попала, можно только в том случае, если ты уже не первый раз набираешь номер, а дозваниваешься все к нему же. В этом случае нужно быть очень вежливой и извиниться еще раз за причиненное беспокойство.

Бывает так, что после того, как ты набрала номер, ты слышишь диалог незнакомых людей. В такой ситуации воспитанный человек положит трубку и не станет слушать чужой разговор, а тем более вмешиваться в него.

Как вести телефонную беседу?

Начать телефонный разговор нужно, как и непосредственную беседу, с приветствия. Единственный случай, когда приветствие можно опустить, - это тогда, когда ты вызываешь "Скорую помощь" и нельзя терпеть ни минуты или обращаешься в телефонную справочную службу за срочной информацией. При этом спешка освобождает тебя от вежливости в разговоре.

Если ты звонишь своим знакомым или друзьям домой, то после приветствия ты должна представиться. Если ты узнала по голосу, что трубку взяла твоя подруга, то ты можешь сказать, например: "Привет, это Наташа Савельева!", или "Привет, Маша, тебе звонит Наташа Савельева!", или "Добрый день, Света, тебя беспокоит Наташа Савельева!", или "Привет, это я, Наташа!"

Кстати, неплохо было бы тактично намекнуть своим друзьям и подругам, чтобы они тоже не забывали представляться, когда звонят тебе домой, чтобы тебе и твоим родителям было приятно общаться с ними и не возникало сложностей в передаче информации. Поэтому, чтобы избежать неразберихи, лучше заранее договориться с друзьями: "Давай представляться, когда будем звонить друг другу по телефону!"

Если ты звонишь своей подруге, а трубку берет кто-нибудь из ее родителей, то после обязательного приветствия и представления ты можешь спросить, например: "Можно пригласить к телефону Катю?", или "Могу я поговорить с Катей?", или "Вы не могли бы позвать к телефону Катю?", или "Позовите, пожалуйста, Катю!" и т. п.

Если ты позвонила подруге, а тебе ответил незнакомый голос, невежливо допытываться: "Кто у телефона?" или "С кем я говорю?" Чтобы убедиться, что ты попала в нужную квартиру, после приветствия можно спросить, например: "Это квартира Сизовых?" После получения утвердительного ответа ты должна представиться и вежливо попросить пригласить к телефону твою подругу.

Говорить лучше всего лаконично, не впадая в подробные описания и детальные характеристики, это удобно и для тебя, и для твоего собеседника.

Поскольку при телефонном общении участники разговора не имеют возможности видеть друг друга, то уместны различного рода уточнения, вопросы, переспрашивания. Если твой друг что-нибудь рассказывает тебе, время от времени ты можешь давать ему понять, что слышишь его и тебе ясно, о чем идет речь (ведь если ты будешь молча утвердительно кивать головой, он этого не увидит). Чтобы подтвердить твое внимание к словам собеседника, иногда вставляй в диалог следующие слова: "Да, да", "Да, я слышу, о чем ты говоришь", "Да, я поняла", "Конечно", "Я слышу" и т. п.

Заканчивает телефонный разговор обычно тот, кто звонил, но в беседе с близкими друзьями это правило может не соблюдаться. Однако если ты говоришь по телефону с парнем, то закончить беседу - твое право. Мужчина, согласно этикету, кладет телефонную трубку только после того, как женщина прекратила разговор.

По окончании разговора нужно попрощаться. Не обязательно произносить только одно слово прощания, можно сказать собеседнику что-нибудь приятное, например: "Спасибо за информацию", или "Было очень приятно поговорить с тобой", или "Спасибо, что уделили мне несколько минут" и т. п.

Как правильно принять телефонный звонок?

Обычно телефонный звонок принимают словами: "Алло!", "Да", "Слушаю" или "Я вас слушаю".

Если тебя попросили позвать к телефону, например, кого-то из родителей, нужно сказать: "Подождите, пожалуйста!", "Сейчас", "Подождите минуту!" и т. п. Ни в коем случае нельзя спрашивать: "А зачем?" или "А что вы хотите ей (ему) сказать?" Если того, кого просят к телефону, нет дома, следует вежливо спросить, не надо ли что-то передать ему, или подсказать, в какое время лучше перезвонить, чтобы застать нужного человека. Если тот, кто звонит, не представился, не стоит проявлять излишнее любопытство.

Если тебе позвонили по телефону в тот момент, когда у тебя гости, тебе нужно извиниться перед ними и вежливо попросить звонящего связаться с тобой в более удобное время, если, конечно, информация не срочная и имеется возможность перезвонить после того, как уйдут гости. В любом случае разговор должен быть коротким.

Если по недоразумению попали в твою квартиру, не надо раздражаться, повышать голос, лучше спокойно сообщить о том, что звонящий ошибся ("Вы не туда попали" или "Вы ошиблись"). Невежливо в таком случае говорить что-нибудь вроде: "Надо нормально набирать номер" или "Вы сами-то знаете, куда хотите попасть?" И совсем недопустимо шутить с незнакомым человеком, заявляя, что он дозвонился в морг, баню, зоопарк и т. п.

Если ты идешь в гости в квартиру, где есть телефон, не стоит оставлять его номер, если в этом нет необходимости. Если же без этого не обойтись, то, придя в дом, предупреди хозяев, что тебе могут позвонить.

Что еще нужно знать о телефонных разговорах?

Как поступить, если тебе навязчиво звонит человек, с которым ты не хочешь общаться? Пресечь такие звонки можно вежливо, не обижая человека. Для этого придется прибегнуть ко лжи во спасение.

Услышав в телефонной трубке голос нежелательного собеседника, быстренько придумай любой правдоподобный аргумент, чтобы мгновенно закончить разговор, например ты можешь сказать: "Извини, я не могу сейчас разговаривать, жду звонка от мамы", или "Прости, в дверь позвонили", или "Извини, я не могу долго говорить, у меня на кухне сейчас молоко убежит". Умный человек быстро поймет, что с ним просто не желают разговаривать, и перестанет тревожить тебя звонками.

Совершенно недопустимо мешать разговору других людей, например задавать какие-нибудь вопросы человеку, который в этот момент говорит по телефону.

Нельзя бестактно торопить человека, разговаривающего по телефону-автомату, например стучать монеткой по стеклу телефонной будки или специально делать так, чтобы твое недовольное лицо попало в поле зрения говорящего. Если тебе действительно нужно срочно позвонить из автомата, вежливо скажи об этом тому, кто его занимает.

Неприлично комментировать чужой разговор, свидетелем которого можно стать на улице у таксофона, или высказывать вслух свое отношение предмету беседы, например, такими фразами: "Нашли о чем говорить!" или "Может, уже хватит об этом?" Тактичный человек постарается отойти подальше от говорящего по телефону и не проявлять излишнего любопытства.

И еще следует помнить, что телефон придуман не для развлечения. Звонить по любому придуманному номеру и спрашивать: "Это морг? Позовите Васю с третьей полки!" - не только бестактно, но и глупо. Существует множество более интересных развлечений.

Тема: Что такое этикет?

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться.

Б. Паскаль

Цель : Заинтересовать детей в изучении этикета.

Задачи: Рассмотреть историю развития этикета, определить основные правила этикета.

Реквизит : Карточки с текстами плакат со словами Б. Паскаль (см. ниже).

Ход мероприятия

ОРГМОМЕНТ

МОТИВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ МОМЕНТ

Ровно, прямо мы сидим,

Если за столом... (едим).

Если в гости мы идем,

То его с собой несем. (Подарок)

Чтобы было очень мило,

Завернем его красиво,

Лентой перевяжем,

Поздравленья скажем! (Подарок на день рождения)

Мы на день рождения

Не придем без... (приглашения).

Мы квартиру уберем,

И порядок наведем.

Если ждем друзей,

Если ждем... (гостей).

Перед едой

Руки вымоем... (водой).

Мы оденемся прилично,

Аккуратно, симпатично,

И подарок мы возьмем,

Если в... (гости) мы пойдем.

Подарю тебе цветы

И подарок подарю.

Я уверена, что ты

Скажешь мне... (благодарю).

Вот и наступило утро,

Сад сияет перламутром.

Что мы скажем? (С добрым утром!)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сегодня мы проведем нашу первую беседу об этикете. Кто-нибудь из вас знает, что такое этикет? (ответы детей) Воспитатель . Этикет – это культурное поведение людей, основанное на определенных правилах. Это не просто набор сухих правил, которые никому не нужны. Благодаря им люди избегают конфузных ситуаций и чувствуют себя более уверенными, потому что знают, где и как нужно поступить. Как еще было замечено Б. Паскалем (можете посмотреть на плакат): «Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым – за умением ими пользоваться». Эта истина известна уже очень много лет, так почему же происходит так: мы прекрасно знаем правила, но почему-то постоянно их нарушаем. Вы спросите: зачем это нужно? Сегодня мы и попытаемся в этом разобраться.

Где же зародился этикет?

Воспитатель . В переводе с французского языка слово «этикет» означает «церемония». Любая церемония: от коронования до бракосочетания требует четкого соблюдений правил. Конечно, это особые праздничные мероприятия, но нельзя забывать, что и будний день может стать праздником, если вокруг будет царить культура. Читает один из воспитанников : С самых древних времен люди соблюдали правила общения. Даже в первобытно-общинном обществе были свои определенные нормы, и люди, которые тогда еще жили в племенах подчинялись им. Непременным было уважение к старшим, поскольку это были самые мудрые представители племени. Это правило обязательно и на сегодняшний день. Особые традиции были заложены в средние века, когда процветала особая рыцарская культура. Когда рыцари в доспехах приходили со сражений, они поднимали забрало шлема, чтобы поприветствовать собеседника. А теперь это перешло в обычай снимать шляпу при встрече. Воспитатель . Вот так неписанные правила, обусловленные местными обычаями и традициями, превратились в неизменные правила, которые знает и соблюдает любой культурный человек. Наверно, вы замечали, что, у друзей, к которым вы приходите в гости, часто дома существуют правила. Есть правила, которые одинаковы для всех, но каждая семья вправе придумать какие-то свои ограничения. Например, не разговаривать по телефону во время семейного ужина. И, кстати, гости всегда должны соблюдать эти правила.

ИГРА «Опиши поступок» (по картинкам) Читает один из учеников: Впервые слово «этикет» стали употреблять в современном значении при дворе французского короля Людовика XIV. «Этикетками» назывались специальные карточки, где были прописаны все правила поведения. Перед трапезой все гости получали их и тщательно изучали. Для того, чтобы изучить их отводилось специальное время. Соблюдение правил, написанных на этикетках, было очень важно. Любое отступление от этих правил считалось недопустимым и строго каралось вплоть до смертной казни. Долгое время этикет различал свою манеру поведения для каждых классов людей. Так, например, высшее сословие пренебрежительно относилось к низшему. Сейчас же все это в прошлом. Сегодня соблюдение правил этикета – залог гармонии в обществе. «Кто такой культурный человек?». Многие говорили, что это вежливый, учтивый, образованный, благородный человек, который имеет представления о том, что такое доброта, справедливость, человечность.

Как отличить прекрасного человека?

Воспитатель. Об отношении к окружающим говорит все в человеке: и одежда, и поведение, и манера общения. В самых мелких деталях проявляются уважение или неуважение, поэтому нужно всегда быть внимательным к себе. Чисто и опрятно одетый человек притягивает взгляды и производит хорошее впечатление. Одежда – визитная карточка человека. Ведь согласитесь и самому не очень приятно ходить в запачканной одежде и растрепанными волосами. Это ни только неуважение к окружающим, но и неуважение к самим себе. Но еще большим неуважение является безобразное поведение и вульгарная речь. Вы должны запомнить одно очень важное правило: человек в любой ситуации должен вести себя достойно. Представьте себе такую ситуацию: вы заходите в столовую на перемене, а там огромная очередь. Какие будут ваши действия?

Ответы детей:

Воспитатель . Как бы вам не хотелось кушать, в первую очередь вы должны возобладать над собой и свои аппетитом. Не стоит пропихиваться вперед, расталкивая огромную очередь локтями. Это только усугубит ситуацию. Можно просто занять и дождаться свою очередь. Если все спокойно будут продвигаться вперед, то обслужат вас очень скоро. Или же можно попросить кого-нибудь из друзей, стоящих ближе к кассе, купить и вам что-нибудь. Только не стоит просить вашего друга купить булочки и чай еще доброй половине вашего класса. Даже если он и согласиться, вы представляете, как он сможет унести 10–15 стаканов чая и столько булочек. Лучше уж вам самим выстоять очередь и купить себе то, что вы хотите. Тем более, что не стоит специально наступать другим на ноги и оскорблять их. Уже за первые минуты общения можно определить, что человек из себя представляет.

ИГРА «Какие вы совершали хорошие поступки?»

Первое в разговоре – это приветствие

Воспитатель . Пожалуй, первые слова – это слова приветствия. Давайте вспомним, как можно поздороваться.

Ребята отвечают.

Воспитатель. Если вы здороваетесь со знакомым человеком, то необходимо в приветствии назвать еще его имя. Если это взрослый человек, то имя и отчество. Это подчеркнет наше уважение к приветствуемому человеку. Конечно, мы часто этим пренебрегаем, но на самом деле, когда к человеку обращаются по имени, это производит благоприятное впечатление. Если вы не знаете человека по имени, но каждый день встречаетесь с ним, то его можно просто поприветствовать. Кроме того, если ситуация не позволяет громкого приветствия (ваш знакомый с кем-то беседует), можно просто сделать кивок головой. Когда здороваешься с друзьями можно также помахать рукой. Такая форма приветствия имеет свои ограничения. Например, не стоит махать рукой в переполненном транспорте, да и размахивать сильно тоже не стоит. Некоторые ребята имеют свои специальные способы приветствия, которые понятны только членам этой группы, а «непосвященные», просто не поймут их. Это настоящий тайный язык, и пользоваться им можно только в строго ограниченной компании, а именно при общении с вашими друзьями, которые тоже понимают «этот язык». В противном случае, вы поставите в неловкое положение тех людей, которые вас не поймут, но и самих себя.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Нужен ли этикет дома?

Воспитатель . Конечно, нужно отметить, что правила этикета определяются ситуацией. Не нужно вести себя в кругу семьи как на важном мероприятии, но в то же время недопустимо грубить родным и совершать безответственные поступки. Правила совсем простые, и выполнять их совсем не сложно. Итак, что же должен знать каждый воспитанный человек. Во-первых, когда вы просыпаетесь, просто необходимо поприветствовать домочадцев. Когда все вокруг будут говорить «Доброе утро», оно действительно станет добрым, даже если за окном угрюмо и сыро. Во-вторых, дом – это то место, куда приходят отдыхать, и не только вы одни. Если нет настроения, вовсе не обязательно срываться на домашних, ведь и у других был рабочий день, и они тоже устали. В-третьих, наверняка, мама, готовя вкусный ужин, ни один час провела за плитой. Скажите, как часто вы делаете маме комплимент за вкусно приготовленные блюда? Наверно, не так часто. А ведь это не так сложно, поблагодарить маму. Она, конечно, знает и без ваших слов, нравится ливам ее блюдо или нет. Ей будет намного приятнее увидеть вас поглощающими содержимое тарелки за обе щеки, чем вашу кислую мину. И обязательно пожелай всем сидящим за столом приятного аппетита. Всегда нужно благодарить за приготовленный обед, а затем помочь убрать со стола. Когда приходит время ложиться спать, не забудьте пожелать своим родным спокойной ночи. Эти элементарные правила легко выполнять. Они не требуют ни особых усилий, ни специальных навыков, зато пользы приносят огромную. Проведите такой эксперимент у себя дома, и, наверняка, от улыбок родных станет светлее, а количество добрых и ласковых слов увеличится раза в два.

О каких словах нужно помнить, а о каких забыть?

Воспитатель . Ученые всего мира считают, что магии в нашей жизни не существует. Хотя я с полной уверенностью могу это опровергнуть. Может и не расцветут от них красивые розы в саду, может и дождь не перестанет идти, но зато мир станет светлей от одного их звучания. Вы уже поняли, что я говорю о «волшебных словах». Давайте, назовем их.

Ребята отвечают.

ИГРА «Угадай, кто сказал вежливое слово?»

Правила этикета в школе

Воспитатель . В школе тоже существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать всем ученикам. Знаете ли почему нельзя опаздывать на урок? Во-первых, это плохо говорит о вас, и характеризует вас несобранным человеком. Во-вторых, заходя в класс после звонка, вы отвлекаете и учителя и других учеников. Правила поведения в школе очень простые и запомнить их не составит никакого труда:

Опрятно одеваться;

Приходить на уроки вовремя;

Громко не смеяться;

Не ковырять в носу и прилюдно не чесаться;

При обращении всегда использовать «волшебные слова»;

При причинении неудобств, всегда извиняться;

Всегда выполнять свои обещания.

Этикет нужен всегда!

Воспитатель. Этикет люди создавали не только для того, чтобы сохранять традиции, но и для того, чтобы получать удовольствие от культурного общения, чувствовать себя уверенно в неожиданных ситуациях и вежливо обращаться к незнакомым людям. Вам наверно приходилось себя неловко чувствовать, когда вы не знаете, как себя нужно повести. И это вполне естественно. Но этого можно избежать, если изучить правила этикета. Итак, в чем же заключается культурное поведение и почему оно полезно нам самим? Вот только несколько простых примеров.

Читает один из детей:

Всегда, прежде чем спросить что-то у незнакомого человека нужно улыбнуться и поприветствовать его, – это всегда производит приятное впечатление, и человек будет уже расположен к вам.

Помни про «волшебные слова» – извините, пожалуйста, спасибо – они всегда украшают нашу речь. Кроме того, на просьбы с таким «украшением» обратят внимание в первую очередь.

Всегда сделай комплимент человеку, который его заслужил. Но только не перестарайся, чтобы не прослыть подлизой, поскольку чрезмерная похвала превращается в некрасивую лесть.

РЕФЛЕКСИЯ

Воспитатель . Еще раз отметим, что вежливое обращение с другими людьми всегда благоприятно говорит о вас. Искренняя улыбка заряжает положительными эмоциями человека на целый день, комплимент, сказанный к месту, также поднимает настроение, а взаимная вежливость и уважение помогают избежать ненужный ссор и конфликтов. Из нашей сегодняшней беседы вы поняли, что этикет – это часть культуры любого общества, которая вырабатывалась целыми столетиями. Со временем какие-то традиции изменились, а какие-то трансформировались в незыблемые правила. Без некоторых из них мы даже не можем представить нашу жизнь. Например, как можно пройти мимо знакомого человека и не поздороваться или не поблагодарить за оказанную услугу. Сегодня этикет является одним из главных источников культурных ценностей. Многие правила этикета очень просты, а некоторым необходимо учиться. Именно представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо» вы получите, если будите изучать этикет.

Этикет для старших дошкольников

Программные задачи:
1. Уточнить представление детей о понятии «культура поведения»
2. Формировать знания детей о правилах и нормах поведения в разных социальных ситуациях
3. Развивать навыки вежливого общения
4. Воспитывать потребность в доброжелательном общении с окружающими.

Материал: Мультимедийное оборудование, картинки по теме

Ход беседы:

Воспитатель: Доброе утро, ребята, сегодня мы поговорим с вами о культуре поведения. Культура поведения – это правила поведения людей, которые всем необходимо соблюдать: и взрослым, и детям. Подумайте, где нужно соблюдать правила поведения?
Дети: в автобусе, в гостях, за столом, на улице, в детском саду
Воспитатель: Совершенно верно! Правила поведения необходимо соблюдать всем и везде. Какие правила поведения должны соблюдать в автобусе? Давайте рассмотрим картинку.

Воспитатель: Скажите, что можно делать, а чего делать нельзя?
Дети: Нельзя не кричать, баловаться. Нужно уступать место старшим
Воспитатель: Правильно. Теперь давайте посмотрим на следующую картинку о правилах поведения за столом


Воспитатель: Что здесь делают ребята правильно, а что – нет?
Дети: За столом нужно кушать аккуратно, не разбрасывать еду, не лезть за едой через весь стол, не разговаривать с полным ртом и т.д.
Воспитатель: Вы совершенно правы! А какие правила существуют при посещении театра, цирка или кино?


Дети: Не шуметь, не говорить по телефону. Нужно хлопать в ладоши по окончании спектакля
Воспитатель: Ребята, когда вы приходите в гости, какие правила поведения нужно соблюдать?


Дети: Нельзя баловаться, ломать игрушки. Нужно всегда говорить спасибо за угощение
Воспитатель: Правильно, такие же правила поведения мы должны соблюдать не только в гостях, но и дома. Я уверена, что вашим родителям будет очень приятно, если вы будете культурными


Воспитатель: В детском саду тоже должны соблюдаться правила культуры поведения.

Например. Когда вы приходите в детский сад, обязательно нужно поздороваться со взрослыми и детьми. Какие еще правила поведения есть в детском саду?
Дети: нельзя брать чужие игрушки, нельзя драться, ломать игрушки, если кого-то обидел, нужно попросить прощения. Дети должны слушаться взрослых
Воспитатель: Правильно. Когда вы поели, нужно говорить «спасибо!». Вежливость – это тоже культура поведения, поэтому мы должны знать вежливые слова. Какие вежливые слова вы знаете?
Дети: спасибо, пожалуйста, будьте так добры, извините, приятно познакомиться и т.д.
Воспитатель: Правильно. Запомните, соблюдать культуру поведения в общественных местах очень важно. Если вы будете культурными, воспитанными и вежливыми, то и к вам отношение других будет таким же. Посмотрите на картинку, и запомните эти правила. (Воспитатель показывает картинку и зачитывает правила поведения в общественных местах)


Воспитатель: А теперь посмотрите на другую картинку. Что вы видите? Правильно ли поступают дети?
Ситуации поведения

(Воспитатель предлагает детям картинки, дети рассуждают и объясняют поступки)








Воспитатель: Молодцы, ребята, мне бы очень хотелось, чтобы все мы были воспитанными и культурными, чего я вам и желаю.

Цели и задачи классного часа:

Привитие навыков хорошего тона и знакомство учащихся с общими правилами этикета;

Мотивация младших школьников на соблюдение этических норм поведения в обществе.

Предварительная работа . Учитель должен заранее подготовить стихи, используемые в данном сценарии.

Описание классного часа

Учитель : Ребята, перед тем как мы перейдем к теме сегодняшней беседы, мне хотелось бы попросить вас прочитать несколько стихотворений. Прослушав их, вы поймете тему нашего разговора.

Выходит группа учеников и читает стихи Сергея Черткова из серии «Лесной этикет».

1-й ученик:

Зайка с белочкой играют

У высокой ели.

В небе звезды исчезают,

Значит, быть метели.

Зайка варежки снимает,

Быстро белке надевает,

Вот какой мальчишка

Маленький зайчишка.

Не страшны теперь метели —

Белку варежки согрели...

Зайка с белочкой гуляли

Вместе до рассвета,

Их глаза в ночи сияли

Бусинками света.

2-й ученик:

По узенькой дорожке

Ползли сороконожки,

За ними шли утята,

Веселые цыплята.

Встал ослик на пути.

— Дай, ослик, нам пройти!

— Не верю я ушам, —

Сказал он малышам.

Расставил ослик ножки

На ширину дорожки:

— Я даже носорогу

Не уступлю дорогу.

3-й ученик:

Если ты мужчина-бобр,

Будь к бобрихе очень добр.

Если ты мужчина-тигр,

Предложи побольше игр.

Если ж ты мужчина-еж,

Для подружки все найдешь.

И еще совет я дам

Всем звериным господам:

Чаще с милой говорите,

И цветы, цветы дарите!

4-й ученик:

Учат люди, учат звери:

Маме с папой надо верить.

Каждый раз перед едой

Помните совет простой —

Мойте мордочки и лица,

Лапки, руки и копытца.

Это правило для всех —

Носишь ли, не носишь мех.

5-й ученик:

Среди елочек, сосенок

Заплутал малыш лисенок.

Тороплюсь ему помочь —

Лес накроет скоро ночь.

К маме с папой в дом родной

Мне известною тропой.

Ведь с лисенком мы друзья,

А друзей бросать нельзя!

Учитель: Ну что, догадались? (Ответы учеников.) Правильно, ребята, об этикете, о правилах хорошего тона, культуре поведения. А что же такое этикет?

Ситуация «Что такое этикет?»

Учитель: Этикет — это сложившиеся нормы нравственности, которые являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические и культурные отношения в обществе, ибо нельзя существовать не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений. Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе данной страны.

Современный этикет почти всех стран мира наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только одной конкретной страны, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем или национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

— придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов или титулованных особ;

— дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при общении друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах или переговорах;

— воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

— общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят характер неписаного закона что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Например, личная гигиена. Казалось бы, это личное дело каждого человека, а вот в обществе принято всегда быть чистым и опрятным. Умение правильно вести себя среди людей, в транспорте, различных учреждениях имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения, помогает соблюдать дисциплину и порядок.

Именно поэтому тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома, среди близких и знакомых. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обусловливается чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. Но нормы гуманности и воспитанности требуют от воспитанного человека соблюдения этикета не только среди людей, но и в природе: в отношении к животным, птицам и обитателям морей и океанов, к природе лесов и полей, растительности около рек и озер.

К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один —" на людях, другой — дома. На работе, в учебных заведениях, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а дома с близкими не церемонятся, грубы и не тактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах, деловых встречах.

Итак, этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности и морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.

Учитель : А теперь послушайте несколько афоризмов — высказываний известных людей, а затем объясните, как вы их поняли?

Этикет — когда ведешь себя чуточку лучше, чем это совершенно необходимо (У. Каппи).

Хорошие манеры — это ум, образованность, вкус и стиль, смешанные настолько искусно, что вам уже не нужны ум, образованность, вкус и стиль (П. О"Рурк).

Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой (А. Чехов).

Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований (Р. Эмерсон).

Вежливость и хорошие манеры совершенно необходимы для того, чтобы украсить любые другие достоинства и таланты (Ф. Честерфилд).

Суть учтивости состоит в стремлении говорить и вести себя так, чтобы наши ближние были довольны и нами, и самими собой (Ж. Лабрюйер).

Наружность и манеры более выразительны, чем слова (С. Ричардсон).

Хорошие манеры — лучшая защита от дурных манер другого (Ф. Честерфилд).

На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни (М. Арнольд).

Манеры человека — это зеркало, в котором отражается его портрет (И. Гете).

Рассуждения учеников.

Ситуация «Что такое хорошие манеры?»

Учитель : Хорошие манеры — это искусство вести себя с людьми в любых жизненных ситуациях. Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми, употребляемые в речи выражения, тон, интонация, характерные для человека походка, жестикуляция и даже мимика. В обществе хорошими манерами считаются скромность и сдержанность человека, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с другими людьми. Дурными манерами принято считать привычки громко говорить, не стесняясь в выражениях, развязность в жестикуляции и поведении, неряшливость в одежде, грубость, проявляемые в откровенной недоброжелательности к окружающим, пренебрежении к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, неумении сдерживать свое раздражение, намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, бестактности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ.

Можно сделать вывод, что хорошие манеры — это часть этикета. Этикет, или правила хорошего тона (хороших манер), подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должности и общественному положению. Он включает в себя учтивое обращение с женщиной (девочкой, девушкой), почтительное отношение к старшим (по возрасту или по званию), формы обращения и приветствия, правила ведения разговора, поведение за столом, в транспорте, театре и т. д.

Обязательным условием общения является деликатность. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость.

Одним из следующих условий хороших манер является вежливость. Каждому из нас желательно помнить прекрасное высказывание Сервантеса: «Ничего не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». Истинная вежливость может быть лишь доброжелательной, так как она — одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению к другим людям, с которыми человеку приходится встречаться на работе, в школе, семье, общественных местах. Подлинная культура поведения там, где поступки человека во всех ситуациях, их содержание и внешнее проявление вытекают из нравственных принципов морали и соответствуют им. Одним из условий вежливости является уважительное обращение (на «вы», а не на «ты», по имени или по имени и отчеству), извинения (как предварительные, так и после поступка), благодарность (слова благодарности), прощание или расставание.

Тактичность и чуткость — проявление глубокого уважения к внутреннему миру тех, с кем мы общаемся, желание и умение их понять, почувствовать, что может доставить им удовольствие, радость или, наоборот, вызвать у них раздражение, досаду, обиду. Тактичность, чуткость — это и чувство меры, которую следует соблюдать в разговоре, личных и служебных отношениях. Тактичный человек всегда учитывает конкретные обстоятельства: разницу в возрасте, пола, общественного положения, место разговора, наличие или отсутствие посторонних. Тактичность, чуткость подразумевают также способность быстро и безошибочно определять реакцию собеседников на наше высказывание, поступки и в нужных случаях самокритично, без чувства ложного стыда извиниться за допущенную ошибку.

Скромность также можно отнести к воспитанности или хорошим манерам человека. Скромный человек никогда не стремится показать себя лучше, способнее, умнее других, не подчеркивает свое превосходство, свои качества, не требует для себя никаких привилегий, особых удобств, услуг. Но излишняя скромность, порой даже застенчивость, не всегда уместны. Важно найти ту «золотую середину», где необходимо проявить скромность, а где — доказать свою правоту.

Непринужденность, естественность, чувство меры, вежливость, тактичность, а главное благожелательность по отношению к людям, — вот качества, которые безотказно помогут вам в любых жизненных ситуациях.

Игровая ситуация «Как себя вести?»

Учитель : А теперь я предлагаю вам немного поиграть. Давайте разыграем несколько ситуаций, в которых примут участие девочки и мальчики.

Учитель приглашает к классной доске группу учеников (по два мальчика и по две девочки) и предлагает им разыграть небольшие этические миниатюры:

Мальчики опаздывают на урок, а впереди них по коридору медленно идут девочки;

В столовой на перемене заканчиваются сладкие пирожки, а позади мальчиков в очереди стоят девочки;

Девочки попросили мальчиков помочь им в поливке цветов.

Группы ребят разыгрывают ситуации, а остальные анализируют их действия.

Ситуация «О чем стихотворение?»

Учитель : А теперь, ребята, послушайте известные вам стихотворения и скажите, о каких правилах хорошего тона они напоминают?

Мы целое утро

Возились с ростками,

Мы их посадили

Своими руками.

Мы с бабушкой вместе

Сажали рассаду,

А Катя ходила

С подругой по саду.

Потом нам пришлось

Воевать с сорняками,

Мы их вырывали

Своими руками.

Таскали мы с бабушкой

Полные лейки,

А Катя сидела

В саду на скамейке.

— Ты что на скамейке

Сидишь, как чужая?

А Катя сказала:

— Я жду урожая.

(А. Барто «Катя)

По новому Арбату

Гуляет старый дед,

Идет неторопливо,

По-зимнему одет,

И маленькому внуку

Внушает по пути:

— Не прыгай! Дай мне руку!

Не пой и не свисти.

Будь осторожен, внучек,

Когда выходишь в путь. —

Так он мальчишку учит.

— Нет, — отвечает внучек, —

Ты осторожен будь!

Дед удивлен:

— А ну-ка,

Сейчас же замолчи!

Мне поручили внука,

А взрослых не учи!

Теперь в обиде внучек:

— Тогда пойдем домой,

Не я тебе поручен,

А это ты поручен

Мне бабушкой самой.

Твердит мне то и дело,

Чтоб я не забывал,

Что мне она велела,

Чтоб ты не уставал.

Она и за обедом

— Не позабудь,

Присматривай за дедом,

Когда идете в путь.

Вернитесь, если вьюга, —

Она ему во вред.

Поручены друг другу,

Замолкли внук и дед.

(А. Барто «Особое поручение»)

Рассуждения учеников.

Подведение итогов . Учитель обобщает все высказывания ребят, благодарит особо отличившихся и делает вывод, что соблюдение правил этикета — это благородная обязанность каждого человека.



Рассказать друзьям