«Еврей Зюсс» и пластилиновый Путин. Значение зюсс оппенгеймер в энциклопедии брокгауза и ефрона

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Обращаясь к творчеству Василия Макаровича Шукшина, попадаешь в неповторимую атмосферу российской сельской жизни. Самобытной и неимоверно сложной. Даже если события происходят в городе, все равно действующими лицами оказываются простые крестьяне. Можно даже задаться вопросом - а осталось ли сейчас в прежнем виде село? С грустью приходится констатировать, что деревни и села в России сейчас далеки от расцвета. Урбанизация сделала свое дело, деревни вымирают. А ведь именно сельские поседения испокон веков являлись источником и форпостом русских традиций, ремесленничества, национальной духовности страны.

Картины села, нарисованные Шукшиным в «Калине красной», тем ценнее теперь, чем реже они встречаются в реальной жизни. Автор и сам был из крестьян, он глубоко понимал проблемы и жизнь простых людей. Ему удалось достоверно изобразить характеры героев на изломе их судеб. Личная история автора удивительным образом переплелась с историей страны и судьбами его героев. Но иначе и не получилось бы такого, поистине народного творения, как рассматриваемая киноповесть. Написанное уже пережито автором, пропущено через себя.

Творчество Василия Макаровича можно сравнить с работой фотографа, который фиксирует на фотоснимке что-то уходящее, а после только эти фотографии и являются источником сведений о чем-то утраченном. Шукшину удалось запечатлеть жизнь села. На стыке веков, пожалуй, это была последняя возможность. И писатель ощутил важность момента, он просто не мог не чувствовать смену времен. Талантливые люди все ощущают острее. Шукшин сделал то, что он него требовала сама история. И справился с «заданием» мастерски. Он не хотел ничего выдумывать, нужно было только передать правду жизни. А с правдой Василий Макарович отождествлял обычную человеческую нравственность. И слово «Правда» писал с большой буквы. «Ибо это мужество, честность, это значит - жить народной радостью и болью, думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду» .

Судьба русского человека (по воспоминаниям родной сестры Натальи Макаровны Зиновьевой)

«Тропинка, которую он со скрежетом в зубах, со сжатыми кулаками, с ходившими желваками на лице прокладывал самостоятельно, вывела его на широкую, ухабистую, с крутыми поворотами, но все-таки верную дорогу, которая на самой круче оборвалась» .

Говоря о судьбе русского прозаика, драматурга, кинорежиссера и киноактера Василия Макаровича Шукшина, нельзя не подчеркнуть ее национальную типичность, связь с историческими перипетиями прошлого века. На долю юного Васи выпала ранняя потеря отца, военные голодные годы, непосильная работа во имя выживания семьи. Шукшину не понаслышке было известно, что такое горе, смерть, лишения, предательство. Также с ранних лет он усвоил цену мужества, упорства, храбрости и дружбы. В сложном, противоречивом, но пережитом по-настоящему жизненном опыте писателя кроется народный успех его произведений. Так стремительно проникать в душу читателей и зрителей смог лишь тот, кто до мельчайших подробностей знал жизнь своего народа, трудности и радости сельчан. Картины сельской жизни, изображенные Шукшиным, красочны и объемны. Их реалистичность столь высока, что вовсе не противоречит общему замыслу излюбленный прием Василия Макаровича, как режиссера, - включать в канву своих кинофильмов непостановочные кадры.

Судьбы вымышленных героев органично сливается с судьбами и образами реальных жителей русской глубинки. Каждый, кто берется за книгу Шукшина, может без труда узнать в том или ином герое себя, своего родственника, знакомого или соседа. Интерес к творчеству Шукшина будет вечным, потому что рассказывал он о нас.

Но вернемся к началу жизни писателя. Родился он в Алтайском крае, Бийский район, деревня Сростки - 25 июля 1929 г. В крестьянской семье. Когда Шукшину было всего 4 года отца арестовали по ложному доносу и расстреляли. Гнетущая обстановка сталинских репрессий чувствовалась потом даже в обыденной жизни - мама Шукшина боялась, что ее ожидает такая же участь и держала в сенях собранный мешок с вещами наготове. Много позже (в 1956 г.) отца реабилитировали.

С отроческих лет Василий Макарович работал в колхозе. В трудные годы в школу приходилось ходить в фуфайке и штопаных валенках. Писали самодельными чернилами из печной сажи прямо в книгах - между строк. Довелось юному Шукшину работать водовозом в селе, позже он возил сено на лошади. Очень рано в нем проявилась безграничная любовь к природе и животным. Это можно было назвать бережностью и состраданием. Он не мог отрубить курице голову, очень переживал, когда, однажды, у их коровы - Райки начались роды, и очень болезненно воспринял необходимость рубки березняка для топки печи - только так в военные годы семья могла спастись от морозов. Еще подростком Вася увлекся чтением. «Глотал» все без разбору. Своей книгоманией испугал даже сестру и мать, те волновались, что он навредит запойным чтением своему здоровью.

Доброта и чуткость, присущие будущему писателю, соседствовали в нем с неимоверной силой характера и упрямством, доходившем до строптивости. В его молодой жизни было все: драки и разборки со шпаной, влюбленность и борьба за свое чувство. В 1949-1952 гг. Шукшин служил на флоте. По возвращении работал директором в вечерней школе в родной деревне. В 1954 г. поступил на режиссерский факультет ВГИКа, занимался в мастерской самого Михаила Ромма. Студентом начал сниматься в кино, по окончании института снимал фильмы по собственным сценариям. В 1964 высшую награду Венецианского международного кинофестиваля получил кинофильм «Живет такой парень».

Повесть «Калина красная» стала одной из последних работ Василия Шукшина, она была написана в 1973 г. и опубликована в журнале «Наш современник». Сюжет подсказан Шукшину самой жизнью - как-то ему пришлось выступать в бийской колонии для малолетних преступников. После - по воспоминаниям матери - Василий Макарович три дня не мог прийти в себя. Увиденное и услышанное поразили сознание Шукшина.

В том же году возникла идея экранизации повести. Картина снималась в рамках киностудии «Мосфильм». Стоит отметить, что еще до появления кинофильма вокруг него сложилось множество скептических суждений. Первоначально планировалось снимать «Калину красную» в экспериментальном кинообъединении под руководством Григория Чухрая. Но Чухрай тянул время, проводил с Шукшиным идеологические беседы, настоятельно просил изменить сценарий, поменяв образ главного героя. Уголовное прошлое Егора Прокудина не вписывались, по его мнению, в облик образцового советского гражданина. Много нервов и сил стоило такое вот «начало» для Шукшина. Он обратился к худруку первого объединения Сергею Бондарчуку, и в очень короткий срок «Калина красная» была запущена в производство.

Фильм снимался в г. Белозерск Вологодской области. Госкино выделило на картину всего 3 тысячи 600 метров дефицитной тогда пленки «Кодак». А для полноценной работы с множеством дублей требовалось в шесть раз больше. Поэтому многие сцены пришлось снимать практически с первого раза. Работа была закончена в рекордно короткие сроки - за 2 месяца 20 дней. Существует множество воспоминаний очевидцев о ходе съемок, о трудностях, которые приходилось решать ежедневно. Рассказывать об этом подробно в работе я не буду. Целесообразнее основное время посвятить самому произведению и его героям. Однако примечательна фраза кинооператора Анатолия Заболоцкого, работавшего на съемках: «Калина красная» - это душа Шукшина, пропечатанная в пленке. Он не сыграл роль Егора Прокудина, а прожил всю его жизнь за 108 минут экранного времени» .

Нельзя не сказать, что кинокартина снискала поистине всеобщую народную любовь. Доходы от проката были огромны (в первый год было продано около 100 миллионов билетов). И из соображений прибыльности лишь через 10 лет картину показали по телевидению. Василий Макарович не сполна, но успел застать шквал популярности своего детища.

Родственники Шукшина были осведомлены о слабости его физического здоровья, правда, никто не мог предполагать, как внезапно он уйдет из жизни. Какие бы недуги не преследовали человека, смерть всегда приходит неожиданно. Никогда невозможно подготовиться к уходу того, кого любишь. А, говоря о Шукшине - личности масштабной и жизнелюбивой, невозможно поверить в его смерть. Да и ни к чему. Талантливый человек живет в своих произведениях. В душах почитателей.

Умер Василий Шукшин в ночь на 2 октября 1974 г. в каюте теплохода «Дунай» на съемках фильма «Они сражались за Родину». Накануне он почувствовал себя плохо, после осмотра судового врача Шукшин выпил таблетку валидола и пошел спать. Утром его друг - актер Георгий Бурков вошел в каюту и сначала принял Шукшина за спящего. Тот лежал на боку, подложив оба кулака под голову. Похоже, Шукшин умер во сне.

Каждый год на Родине Василия Макаровича - в деревне Сростки, на горе Пикет, собираются тысячи людей из разных уголков России, да и не только. Они приезжают поклониться той земле, где родился и вырос человек, который всю жизнь искал правду. Он не мог мириться с равнодушием и ложью. Он пытался изменить существующий мир.

Самобытность героев повести «Калина красная»

«Мне жаль Егора из «Калины красной», жаль до боли, до содрогания за эту судьбу. Сложись обстоятельства иначе, он мог бы стать незаурядным человеком. Какой гордый, сильный характер, какой крепкий, надежный человек! Даже будучи вором, он сохранил в себе многое» - сказал Василий Макарович Шукшин в одном из последних интервью.

Рассуждая о характерности героев повести «Калина красная», первым делом приходят в голову мысли об огромном уважении и любви автора к своему народу. Рисуемые им образы объемны и контрастны. Об этом Шукшин говорит в произведении применительно к судьбе Егора Прокудина: «Оттого, может, и завела его житейская дорога так далеко вбок, что всегда, и смолоду, тянулся к людям, очерченным резко, хоть иногда кривой линией, но резко, определенно» . Могу предположить, что и сам Василий Макарович не терпел в людях нейтральности. Эдакой аккуратности, которая, как известно, может быть обратной стороной безразличия или (хуже того) трусости и предательства.

Отдельного слова требуют образы деревенских людей в повести. Та трогательность, с которой Шукшин описывает Любу, ее родителей и брата, мать Егора Прокудина, да и просто прохожую бабушку, повстречавшуюся ему прямо у ворот тюрьмы, - западает в душу. Запоминается. Неоднократно к описанию человека автор применяет фразы «ясный взгляд», «светлое, спокойное лицо». Нам представляются действительно светлые образы сельчан, сердобольных, и по житейски мудрых. Почти все действие происходит в селе «Ясном» (от слова «ясный» - светлый, просветленный) - случайность? Думаю - нет. Возможно, в этом тоже отношение Шукшина к сельской жизни и крестьянству.

Теперь любопытно обратить взор на наших любимых героев. Основным женским образом, безусловно, выступает Люба. Женщина милая и простая, спокойная и до крайности великодушная. Как ее величает Егор при первой встрече «зоренька ясная». Взгляд Любы проникновенен, она смотрит в самую душу и видит все, что на сердце. Поэтому Егор смутился при встрече - всем врал не моргнув. А тут - иной случай! Нет ничего хуже, чем обманывать человека, который верит тебе безоговорочно. К тому же Прокудин оказался у этой женщины, как на ладони. То, что она не понимала умом, подсказывало ее сердце. Люба тронула Егора своей душевностью. Окажись она иной - показался бы «фраер» на один день и был бы таков. Так он и собирался сделать. Но постепенно к герою приходит осознание того, что «праздник» жизни, которого так давно жаждет его душа не в пьянках и разгулье. А в тихой жизни с любимыми людьми, помыслы которых чисты. Это и есть жизнь по-человечески - то, чего так не хватало Егору.

Люба ценит правду. Она готова взамен простить многие проступки. Оттого, наверное, что в ее понимании с помощью правды очищаются человеческие души. Поэтому женщина благодарит Егора за откровенность, когда тот ей признается, что не знает, вернется ли к ней или пропадет где-то навсегда. Этим она трогает читателя. Заставляет любить ее и уважать. Типичны для характера русской женщины слова Любы о Егоре: «И я уж и не знаю: то ли я его люблю, то ли мне его жалко. А вот болит душа - и все» . Чувство жалости, сострадания - отличительная черта национального менталитета. Так же, как и помощь нуждающимся.

Вместе с Любой мы до слез сопереживаем старенькой полуслепой бабушке из села Сосновка (матери Егора). Наше сознание никак не может согласиться с тем, как же трагична может быть судьба у доброй, никому не сделавшей зла женщины! Невольно начинаешь задумываться, а есть ли справедливость на свете? Почему же народ русский так мыкается, так много терпит и выносит? Конечно, это вопрос скорее философский. И я не буду останавливаться на нем долго. Скажу лишь, что проблема российских бед, тесно связана с историческим ходом развития страны, религиозными предпосылками и духовным наполнением личности русского человека.

Ясно одно - трудности и испытания, выпадающие на долю России, шлифуют и оттачивают русские души. В результате такого болезненного процесса миру являются настоящие бриллианты человеческих натур! Люба - один из таких драгоценных камней. Люди, подобные ей всегда украшали Россию. Своей добротой и самопожертвованием они вытаскивали ее из самых безнадежных ситуаций.

Известие о прибытии гостя из мест лишения свободы внесло большой переполох в дом, где жила Люба с родителями. Старики не на шутку перепугались. Интересна фраза Любиного отца (на вопрос матери, надо ли приветить неожиданного гостя?): «Надо. Все будем по-людски делать, а там уж поглядим: может, жизни свои покладем... через дочь родную. Ну, Любка, Любка...» . В пожилых людях говорит страх - это очевидно. Однако, приверженность русским традициям просто не позволяет им отказать гостю в приеме. «Стол накрыть, да баню истопить» - без этого никуда.

В таких деталях Шукшин и раскрывает красоты внутреннего мира своих героев. Их простодушие не может не вызывать симпатию. Старик, например, не смог сразу понять, что Егор дурачится, при знакомстве с ним. Он устроил мнимый допрос родителей Любы о прошлых трудовых достижениях, а отец, не выдержав обиды, сообщает с надрывом, что он стахановец и имеет 18 похвальных грамот. Позже, когда родители Любы и Егор познакомятся хорошенько, дед будет даже заступаться за него перед женщинами. По-свойски, по-мужски.

Несколько слов хотелось бы сказать об образе Петра - брата Любы. В повести ему не досталось длинных монологов, но Шукшин очень хорошо нам описал его. Дал прочувствовать самобытность этого героя: «...на редкость спокойный мужик, медлительный, но весь налит свинцовой разящей силой. Сила эта чувствовалась в каждом движении Петра, в том, как он медленно ворочал головой и смотрел маленькими своими глазами - прямо с каким-то стылым, немигающим бесстрашием» . Это ли не воплощение русского духа? Спокойная сила. Вспоминается эпизод из кинофильма «Гори, гори, моя звезда» (реж. А. Митта - 1970 г.). Действие развивается в эпоху Гражданской войны, когда погибают талантливые и идейные люди. Умеют себя сберечь лишь аккуратные приспособленцы. Особенно ярким, на мой взгляд, был образ маляра и талантливого художника Феди (в исполнении Олега Ефремова). Герой не проронил в фильме ни слова - он был от природы нем. Однако, каким-то красноречивым было его молчание и проникновенным осмысленный взгляд. Что бы понять его, нам не нужны были слова. Мы видели цельную, сильную и талантливую натуру.

Вот и Петру не нужно говорить. Он всем своим видом нам представлен, как настоящий русский мужик. Тот, что не многословен, основателен в делах, зря не обидит, но и в обиду не даст. Спокойствие, правда, может смениться на ярость - говорят же «не буди лихо». В финале повести мы становимся свидетелями стремительной ответной реакции Петра на подлость бандитскую против, теперь уже его друга и почти родственника Егора Прокудина. За смерть Егора бывшие дружки заплатили сполна - Петро раздавил их своим самосвалом. При этом он не шкурничал и не задумывался о последствиях. Скорее всего, его ждет ответственность за содеянное. Но им двигал порыв. Неуемное стремление к справедливости, возмездию.

Центральной фигурой повести «Калина красная» является Егор Прокудин. Это самый противоречивый персонаж произведения. Но именно он вызывает в читателе наиболее сильные эмоции. С первых строк рассказа о нем мы понимаем - перед нами человек со сложным, но богатым внутренним миром. Разговаривая с незнакомым таксистом, он пытается выяснить у того, что же такое радость и умеет ли он радоваться? По сути, это один из философских вопросов - «что такое счастье»? Прокудина волнуют подобные проблемы. Сам он никак не может обрести хотя бы покоя в жизни, уж не говоря о счастье. Егор мечется и болезненно ищет выхода из тупика. Ему кажется, что гармония в разгульной жизни, вине и женщинах. Но попытка устроить «бордельеро» с треском проваливается. Не того требует душа. «Душа плачет» - как неоднократно повторяет Прокудин. Только кто ж его может в этом понять? Старые криминальные дружки? Нет, ими движут порочные страсти и жажда наживы. Посторонние люди, к которым Егор подходит так вот запросто и пытается поговорить по душам? Нет. У тех свои проблемы.

Но человек, способный понять Егора находится. Это светлый человек - Люба. Именно потому Прокудина начинает неудержимо тянуть к ней. Возможно, вконец запутавшийся герой, почувствовал в женщине последнюю возможность спасения. Отношения с ней - это мостик на пути к полноценной жизни, лишенной воровского азарта, зато, простой и правильной. Той жизни, которая не пульсирует на грани пропасти, а течет ровно, со своими горестями и радостями. К такому пониманию Прокудин придет не сразу. Зато решение его окажется твердым. Он попытается стать одним из жителей деревни Ясное. Стать таким же, как эти добрые и самобытные люди. Тем более, что ему нужно было только «вспомнить» былое деревенское прошлое. Изначально Егор вырос именно в этой среде. Злой рок выдернул его из сельской жизни. Прокудин глотнул разгульного городского воздуха и опьянел, был одурманен. Как бы подталкивая Егора к самому краешку судьбы, сотоварищи дали ему кличку «Горе».

Что двигало Егора по пути воровства и преступлений? Жажда риска и каких-то поступков за гранью. За пределами дозволенного. А вовсе не желание разбогатеть. Мы видим, как относится Прокудин к денежным знакам. Не бережет, прямо скажем. Более того, он признается Любе, что он их презирает. Так, почему же Егор стал «Горем»? Не от того ли, что всегда тянулся к личностям неординарным? Не потому ли, что чувствовал в себе большой потенциал и силу натуры? Думаю, что поэтому. Сложись все иначе, Прокудин мог бы стать известным человеком - тружеником или общественным деятелем. Мощь характера и пытливость ума могли бы быть употреблены во благо. Таким образом, я прихожу к выводу, что герой Шукшина был человеком неординарным. Примечательным. Потому-то и мало находилось людей, способных понять его.

Кстати, несогласие с теми обстоятельствами, в которые попал Егор, приводит его к внутренней неудовлетворенности. Прокудин даже желает загубить себя скорее, что бы прекратить терзания: «Я вру, конечно, но от этого... только тяжелей жить. Я вру и презираю себя. И охота уж добить вою жизнь совсем, вдребезги. Только бы веселей и желательно с водкой» .

Однако, перед нами сильная личность. Не какая-нибудь опустившаяся на дно размазня. Егор по-прежнему упрям и напорист. В нем не умерли общечеловеческие ценности - уважение к женщине, старикам, дружбе. Это вселяет надежду, что у него есть шанс на социальное выздоровление. Видишь стержень в характере и понимаешь - этот должен выправиться. Силой воли. Должен. Он шагает по полю, так же, как по своей жизни: «...широко. Решительно. Упрямо. Падал, поднимался и опять шел. Шел - как будто в этом одном все исступление, что бы идти и идти, не останавливаясь, не оглядываясь, как будто так можно уйти от самого себя» . Тем-то и пронзительнее ранит нас судьба Егора Прокудина, чем монолитнее представляется его натура. Мы становимся свидетелями трагической гибели человека, попытавшегося переломить судьбу и вырваться из замкнутого круга.

Близость к природе, как основа внутреннего мира Егора Прокудина

«Калина красная,
Калина вызрела,
Я у залеточки-и
Харектер вызнала-а,
Харектер вызнала-а,
Характер ой како-ой,
Я не уважила,
А он пошел к другой...
Ая...» .

Природа в произведении «Калина красная» является неотъемлемым элементом повествования. В самом названии повести заложен немалый смысл. Созревшая калина, воспетая народом, символизирует в рассказе приближение какого-то финала. И мы, возможно, не знаем пока, какого, но он уже близок и неотвратим. А ярко красный цвет, неизменно присутствующий в нашем воображении, упорно отсылает к ассоциации с раной, кровью. Я могу судить лишь о собственных ощущениях, но образ калины с ее краснотой и терпким, горьковатым вкусом, для меня всегда являлся чем-то тревожным, предвещающем беду.

Природа постоянно проявляет себя в жизни Егора Прокудина. Весенний воздух сразу же по освобождении вскружил ему голову. Егор иронично замечает, что «садиться» в тюрьму нужно весной, что бы и выходить в ту же прекрасную пору. На дороге, по пути из колонии, происходит первая «встреча» Прокудина с его «невестушками» - молодыми березками, которых Егор одушевляет. Он разговаривает с ними, заигрывает. После он еще не раз будет нежно беседовать с березами, из чего станет совершенно ясно - насколько болезненно переживал этот человек отрыв от исконной среды обитания, перемену своей жизни. Оказывается, всю жизнь он мечтал о тепле и красоте березовой. Скучал по ней, отбывая свои сроки. Березки были для него маячком, ниточкой между нормальной жизнью и тем мраком, в который он погружался.

Кстати, отношение Егора к березе является зеркальным отражением пристрастий самого Шукшина. Его сестра вспоминала, как он не мог нарвать березовых ветвей на веник, что бы сходить в баню. Все в нем запротестовало против насильственных действий, применяемых к дереву - такому живому для Шукшина, такому родному и красивому. Пришлось тогда Василию Макаровичу париться старым веником.

Сочно описывается в повести и земля, которую пашет Егор. Она собрала все свои соки, что бы родить новую жизнь. Она пахнет так, что голова кружится. Болью отзывается в его сердце детское воспоминание о погибшей корове Маньке, которой злые люди вилами вспороли живот. Очевидно, что любовь к природе - это связующее звено Егора Прокудина с сельскими устоями и жизнью по человеческим законам. Это, как родник, пробивается у него изнутри и не дает опуститься на самое дно, зачерстветь и озлобиться.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что судьба Егора Прокудина не уникальна. Множество умных и талантливых людей в России так и не нашли силы обратить свои возможности в личное и общественное благо. Кто-то спился, кто-то сгинул на нарах, а у кого-то душа «скукожилась». Но так ли мрачно настроен Василий Шукшин в своем творчестве? Напротив, он верит в русских людей и любит Родину. Василий Макарович призывает нас обратиться к своим истокам и традициям. Свято хранить память о былых героических подвигах ушедшего поколения.

Главный герой повести «Калина красная» - как бы не была трагична его судьба - вовсе не нуждается в жалости. Единственное, что способно было бы его успокоить и порадовать - это понимание, духовная связь, родство душ. Именно этого он искал и никак не мог найти почти всю жизнь. Пока на его пути не появилась Люба. Доброта и отзывчивость простой женщины сразу же запали в наше читательское сознание. У нас появилась стойкая надежда на спасение Егора. И ему самому на миг показалось, что в жизни наступил перелом, и все теперь сложится иначе. Но предчувствия его не обманули. Не суждено было «Горю» продолжить обычную жизнь труженика-сельчанина. Его судьба была жестоко скомкана.

Жизнь и право на будущее у Егора грубо отбирают как раз тогда, когда в его душе расцвела надежда. Меж строк мы читаем искреннюю тревогу писателя о человеке вообще, добре, зле, красоте. Символична верность Егора своим березам. Всю жизнь они неотступно следуют за ним, да и смерть он принимает тоже в белоствольной роще. В березовой теме явно просматривается момент глубокого патриотизма к Родине.

Снимая кинокартину по повести «Калина красная», Василий Шукшин очень хотел спеть одноименную народную песню. Однако, выяснилось, что авторские права за обработку текста принадлежат композитору Фельцману, который претендовал на высокие авторские гонорары. Платить было нечем. Поэтому в картине появилась фраза Шукшина: «Эх, не выпелась песня...».

Моор Елизавета

Комментарий на кинофильм В.М. Шукшина «Калина красная»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Комментарий на кинофильм В.М. Шукшина «Калина красная»

«Врачующая» сила кино.

«Калина красная» - это не просто фильм, это парящее искусство, где В.М. Шукшин-кинематографист органически проникает в В.М. Шукшина-писателя, где проза зрима, а фильм литературен; читая его книгу, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Для лучшего понимания творчества В.М. Шукшина я исследовала взаимопроникновение кинематографа в киноповесть и прозаического произведения в кинофильм «Калина красная».

«Калина красная» - вершинное достижение зрелого В.М. Шукшина, произведение глубокое и человечное. Киноповесть была опубликована в журнале «Наш современник» (1973, №4). Фильм снимался в том же 1973 году. Режиссер и сценарист фильма В.М. Шукшин, оператор А. Заболоцкий, художник И. Новодережкин, композитор П. Чекалов. Премьера состоялась в феврале 1974 года. На VII Всесоюзном кинофестивале в Баку «Калина красная» была удостоена главной премии.

В киноповесть В.М. Шукшин заложил необычайно важные темы, которые получили свое развитие и завершение уже в кинокартине. Он поднимает вопрос об ответственности человека за выбор жизненного пути, показывая нравственное потрясение главного героя Егора Прокудина, бывшего уголовника, вора, через сомнения и муки уходящего от своего прошлого. Егор Прокудин - одинокий человек с мятущейся душой и нерастраченной щедростью сердца, в нем переплелись смелость, достоинство, одаренность и скрытность, жестокость, шутовство. В.М. Шукшин видит в своем герое черты сильного, хорошего человека, несмотря на его прошлое, разрушившее и изменившее многое в его душе. Перед нами проходит панорама жизни героя с чередой попыток сотворения судьбы. Насыщенность этой жизни событиями позволяет герою сказать о себе: «Живу, ей-богу, на бегу»… И эта спешность героя вызвана прежде всего попытками разрешить многие вопросы человеческого бытия.

В процессе съемок менялись некоторые обстоятельства действия, отдельные реплики и даже целые сцены, вводились одни персонажи и, наоборот, исчезали другие.

Я обратила внимание на те эпизоды фильма, которые вызывают невероятное напряжение и проникают в самую душу зрителя В.М. Шукшина.

Вот как представлен один из начальных эпизодов в киноповести:

«И вот она – воля!

Это значит – захлопнулась за Егором дверь, и он очутился на улице небольшого поселка. Он вдохнул всей грудью весеннего воздуха, зажмурился и покрутил головой. Прошел немного и прислонился к забору. Мимо шла какая-то старушка с сумочкой, остановилась.

Вам плохо?

Мне хорошо, мать, - сказал Егор. – Хорошо, что я весной сел. Надо всегда весной садиться.

Куда садиться? – не поняла старушка.

В тюрьму».

В этой сцене виден неуемный шукшинский юмор, через смех он говорит о важном. Кажется, сцена не нуждается в коррективах, она просится на экран. Но в фильме В.М. Шукшин первые мгновения воли Егора показал абсолютно иначе.

…Гремят железные двери, выпуская стриженого Егора. И видим мы молодые, чуть удивленные лица солдат охраны, видим вековые, крепкие стены, вырастающие из озерной воды, слепящий свет северного сильного солнца. Егор на секунду закрывает глаза от этого нестерпимого света, и вот уже скоро, без оглядки, он шагает вперед, к новой жизни.

Кирзовые сапоги равномерно и гулко ударяют по настилу, стук каблуков звонко разносится по неподвижной воде, а Егор ничего не слышит и не видит, весь устремленный к заветному берегу.

Вот она – воля!

В фильме эти первые секунды свободы – свободы после пятилетнего заключения – прозвучали намного сильнее, нежели в прозе. Сравнивая сцену из киноповести с тем, что мы увидели в картине, мы понимаем, почему В.М. Шукшин предпочел уйти от первоначальных юмористических тонов к суровым краскам неподдельной драмы.

Егора сыграл сам Шукшин: его герой в этот миг неулыбчив, в нем не уловишь и признаков слабости, шаг его уверен и нетерпелив…

В этом довольно длинном по метражу куске мы не только распознаем каменное упорство героя. Мы предчувствуем, что человек этот на самом деле уходит от прошлого, решение его бесповоротно.

Много замечательных находок, отлично задуманных сцен в этом фильме.

Сцена встречи Егора Прокудина с матерью, которая его не узнала, - один из сильнейших драматических эпизодов фильма. С поразительной силой В.М. Шукшин сыграл позднее раскаяние Егора в том, что он так долго не навещал родную мать. Напряжение в этой сцене достигает верхней точки, находя затем выход в отчаянно-истовом признании Егора, когда он, уже будучи не в силах совладать с собой, выскакивает из резко затормозившей машины и, содрогаясь от рыданий, падает на взгорке лицом в траву. Колотит руками о землю, кричит неузнаваемо изменившимся голосом, и камера Заболоцкого, чуть приподнимаясь над этим кающимся «блудным сыном», включает в кадр заросший сельский погост, чью-то безымянную могилку, такую же ветхую, как старая мать Егора. Сохранились записи Фомина, который в 1973 году был на съемках «Калины красной»: «Когда снимали сцену истерики Егора после его возвращения от матери, Шукшин так страшно корчился на земле, так искренно и безутешно рыдал, что по коже пошли мурашки, и камера, и осветительные приборы – все это перестало вдруг существовать, провалилось куда-то. Возникло какое-то жутковатое ощущение, что никакие это не съемки, не актер Шукшин, а просто какой-то человек плачет, корчится от страшной муки… И, честное слово, забыв, где все это происходит, я поймал вдруг себя на мысли, что хочу то ли броситься к безутешно рыдающему на земле человеку, то ли бежать от всего этого ужаса прочь». Однако в кинофильме рассказа бабки Куделихи (мать Егора Прокудина) в том виде, в каком В.М. Шукшин его представил в киноповести, нет. В прозаическом произведении мать Егора с трепетом рассказывает о своих детях:

« - Одна вот теперь со мной живет, Нюра, а трое в городах…

А еще двое? – спросила Люба.

А вот их-то… я и не знаю: живы они, сердешные душеньки, или нету их давно, - слезы закапали ей на руки, и она поспешно вытерла глаза фартуком».

Необычайно трогательна сцена разговора Егора Прокудина с березками возле пашни. Вокруг раздается щебетание птиц, ветер слегка колышет голые ветви деревьев, и мы слышим нежные слова Егора Прокудина, обращенные к березкам:

«Ох, вы мои хорошие. Ну что? Как вы тут?Дождались…»

В киноповести эта встреча героя с березками третья. Трудно понять, ищет ли он опоры «в березах», в их белизне, или прощается с ними, кается перед ними: «Ох, вы мои хорошие! И стоят себе: прижухлисьс краешку и стоят. Ну, что, дождались? Зазеленели… - Он ласково потрогал березку».

Интересен еще один эпизод из фильма, но уже отсутствующий в киноповести. За столом Байкаловых подвыпивший, но, по всему видно, хороший человек, возможно учитель, поет народную песню на знаменитые стихи Некрасова («Школьник»). И видно, как ему горько и досадно оттого, что вот не дали допеть, а песня-то какая, и конец-то какой хороший:

Не бездарна та природа,

Не погиб еще тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

Песня эта как бы подчеркивает иную дорогу, по которой мог пойти и Егор Прокудин. Однако, оказавшись на воле, герой все еще мечется, он на перепутье: внутренне Егор, сам не осознавая этого, уже далек от Губошлепа, своего товарища и «благодетеля», хотя еще не видит своего недалекого будущего. Ему предстоит расстаться с иллюзиями, понять тот мир, который ворвется в его жизнь вместе с добротой полюбившей его Любы Байкаловой. Образ Любы несет в себе тему действенной доброты, желания и умения бороться за оступившегося человека. Она единственная смогла разгадать Егора Прокудина, смогла помочь ему обрести душевный покой. А Егор, наконец, понимает, как сильно нужна ему Люба.

«Калина красная,

Калина вызрела»,

часто поется в киноповести. В фильме этой песни нет. Зато есть статичный кадр: какой-то мальчик кидает в воду зрелые ягоды калины. Они медленно тонут, их клюют маленькие, юркие рыбки. По одному из народных поверий калина – это символ первой, обязательно несчастной любви. Ее-то и испытал герой киноповести и фильма «Калина красная» Егор Прокудин.

Песни о калине, этой старой, популярной и такой грустной песни, нет в фильме. А В.М. Шукшин ее любил, пел ее умело, с душой… Ближе к финалу картины, в эпизоде с Любой и Петром, пробует ее напеть герой, идет он узкой деревенской улицей к озеру, где на лавочке, поближе к воде, сидит жена, минута эта тревожная, последняя мирная минута, дальше придет выстрел, придет смерть…

В «Калине красной» В.М. Шукшин показал «рождение» и гибель человека, который всю жизнь ходил по краю:

«…Наголодавшись, настрадавшись в детстве, думал, что деньги – это и есть праздник души, но он же и понял, что это не так. А как – он не знает и так и не узнал».

Таким образом, проанализировав эпизоды из кинофильма и киноповести «Калина красная», мы убедились, что чтение дарит нам всю глубину произведения, будит наше воображение и мысль, обогащает чувства и речь, а экранизация произведения помогает оценить по достоинству и труд писателя, и творческую работу постановщиков.

Моор Елизавета

Замечали ли вы, что некоторые авторы настолько образно, но при этом незамысловато пишут свои произведения, что даже спустя много лет воспоминания об их творениях всплывают в голове целыми фильмами. Так ярко представляешь себе героя повести во время чтения, что потом, когда сталкиваешься с экранизацией, буквально вскрикиваешь: «Точно, именно так он и выглядит!» Именно так происходит во время просмотра фильма «Калина красная» (Шукшин). Краткое содержание этого рассказа может занять несколько минут, но вот переживания остаются с нами навсегда.

Василий Шукшин - великий трагик

Литературные критики единогласно утверждают, что такое слияние в единое целое разных талантов и качеств будет удивлять и заставлять восхищаться еще не одно поколение читателей. Даже несмотря на то, что творчество Василия Макаровича относится к советской эпохе. «Калина красная» (краткое содержание по главам разберем чуть позже) - ярчайший пример того, как автор растворяется, не замечает себя перед лицом тех проблем, которые поднимает перед читателями. Шукшин буквально принадлежал искусству.

Иногда критики утверждают, что Василий Макарович «демонстрировал» себя, выставлял напоказ, чтобы получить еще большее признание. Но его друзья и близкие, а также множество литературоведов говорят обратное: всякое указание на себя, всякая демонстрация своего «я» были ему совершенно чужды. Именно поэтому он стал незабываемым.

Киноповесть

Возьмем, к примеру, чуть ли не самое известное его произведение - «Калина красная». Шукшин (краткое содержание не передаст эмоционального накала, но хоть напомнит сюжетную линию) написал эту киноповесть в 1973 году. Динамичность сюжета, множество диалогов и повествование от третьего лица - вот основные литературные характеристики произведения.

Критики сразу заметили, что такого образа главного героя - Егора Прокудина - в искусстве еще не было. Именно он - то, что выделяет из общего ряда фильм «Калина красная». Краткое описание его натуры таково: он то нежен и сентиментален, обнимает чуть ли не каждую встречную березку, то груб и «лезет на рожон»; в одну минуту Егор весел и добр, а в следующую - уже бандит и любитель попоек. Некоторым литературоведам показалось, что такая непоследовательность говорит об отсутствии характера, а значит, не передает всей правды жизни «Калина красная».

Последовательная непоследовательность

Видимая непоследовательность действий Прокудина на самом деле непроста, не стихийна. Шукшин сумел передать чуждую обычному человеку логику. Нам не понять, да и, скорее всего, не следует понимать и принимать поступки этого человека. Но ведь это не значит, что такая жизнь не имеет права на существование в принципе.

Итак, «Калина красная», Шукшин. Краткое содержание начнем с того, что Егор - вор-рецидивист - получает напутствие от начальника зоны, где Прокудин отбывал наказание. Утром он должен выходить на волю, и нам становятся известными некоторые мечты этого человека: завести корову и жениться. Свою избранницу Егор еще ни разу в жизни не видел. Они познакомились по переписке.

Оказавшись на свободе, Прокудин отправляется к своим знакомым (как вы понимаете, тоже «нечистым на руку»). Собравшаяся там компания ждет известия о том, как прошло очередное ограбление. Все пытаются расспросить Горе (именно так называют Егора приятели) о тюрьме, но ему совершенно не хочется говорить об этом. На улице весна, и Прокудин радуется жизни.

Раздавшийся телефонный звонок прерывает посиделки: подельников накрыла милиция, и всем надо разбегаться. Понимая, что ему ничего не грозит, Прокудин тоже бежит. Такова сила привычки…

Дорога в нормальную жизнь

Как же разворачиваются события в повести «Калина красная»? Шукшин (краткое содержание не передает всех нюансов отношения Прокудина к жизни) отправляет своего героя на встречу с будущей женой - Любой. Та встречает его на автобусной остановке и ведет знакомить с родителями.

Чтобы не пугать пожилых людей, Люба говорит, что ее избранник - бывший бухгалтер. Но, оставшись наедине с родителями и отвечая на расспросы, Егор говорит: «Семерых убил, восьмого не успел…». Он уверен, что человек имеет право на реабилитацию, а, получив наказание, возвращаться нельзя. И судить его тоже нельзя. Он критикует «отсталых» стариков и их мировоззрение, примерив на себя роль общественного деятеля.

Предубеждения

Общественная мораль довольно четко прописана в повести «Калина красная». Содержание (Шукшин неоднократно показывает влияние общества на индивидуума) разговоров Любы, ее матери и невестки о новом знакомом сводится к недовольству только по одной причине: Егор только что вышел из тюрьмы. Женщины передают мнение односельчан.

А сам Егор проводит время в бане с братом Любы, Петром. Этот неразговорчивый человек абсолютно равнодушен к происходящему. Ему лень знакомиться с Егором и вести с ним задушевные беседы. Сцены с обидой Егора на Петра, с последовавшим за этим пониманием того, что не гордость и предубеждения движут им, а обычная неразговорчивость, очень ярко описал Василий Шукшин. «Калина красная» (краткое содержание мы пытаемся вспомнить) продолжается криком Петра из бани, все хватаются «за тяжелое» и бегут на выручку. А на самом деле Егор случайно плеснул кипятка на Петра. Инцидент превращают в шутку, и остаток вечера проходит в «теплой дружественной обстановке».

Детали

Подруга Любы, Варя, предлагает расстаться с Егором и принять назад бывшего мужа - Кольку. Это же мелочи, что он пьянчужка. Варя со смехом рассказывает о своей счастливой жизни с мужем-алкоголиком. Ее история о том, что битье пьяницы скалкой - норма, несколько коробит Любу. Люба не хочет быть «как все», и это очень раздражает односельчан.

А Прокудин тем временем думает о товарищах, с которыми успел повидаться после выхода из тюрьмы. Одному из них (Губошлепу) он даже отправляет почтой деньги. Зачем все это показывает Шукшин? «Калина красная», краткое содержание которой - наш сегодняшний интерес, передает настроение общества по отношению к рецидивистам, к тем, кто идет против принятых норм. Шукшин не мог не поднять эту тему в своем произведении.

Гуляка

Егор кутит в ресторане с незнакомыми мужичками. Он сыплет деньгами и всячески «развратничает» (так назвал это сам Шукшин): поет, пляшет, пьет и произносит пафосные речи. Но ближе к ночи он вспоминает о Любе, звонит ей и говорит, что дела задержали его в городе. Мать не верит такой «легенде», но Любу выручает отец и помогает ей объясниться с матерью. Именно поддержку отца настойчиво подчеркивает Шукшин.

«Калина красная» - краткое содержание снова не вмещает всех событий и диалогов - продолжается тем, что Прокудин берет такси и возвращается к Любе. Но идет к ее брату, и они в бане (в темном тесном мире, как назвал это место Шукшин) продолжают пьянку.

Новая работа

Провожая утром Любу на ферму, где она трудится, Егор вспоминает свое детство - мать, корову Маньку и мальчишескую беззаботность. Люба же вскользь упоминает о пьянице - бывшем муже. Так за непринужденной болтовней они доходят до фермы, где Егор знакомится с директором и тут же устраивается на работу шофером. Выполнив первое же задание, Прокудин отказывается от работы и говорит, что на тракторе ему проще.

Вечером на одолженном самосвале Горе везет Любу в соседнее село. Он просит ее представиться соцработником и поговорить со старушкой Куделихой. Сам он во время этого визита выглядит очень серьезным и не снимает черные очки. По дороге домой оказывается, что они посетили мать Егора.

Даже краткое содержание рассказа «Калина красная» Шукшина невозможно передать без описания того момента, когда, впервые сев за руль трактора, Прокудин делает первую борозду. Его переполняют радость и гордость, он не может надышаться запахом перепаханной земли.

Не без сучков

Когда в дом к Любе заявляется бывший муж с друзьями и пытается качать права, Егор кулаками выставляет всю компанию за ворота. Краткое содержание рассказа «Калина красная» Шукшина не может передать всю полноту кинематографической сцены этой драки. Ведь закончилась она от того, что под тяжелым взглядом Егора остановился идущий на него с колом Колька.

Случилась и еще одна неприятность в жизни Прокудина. Из города к нему приехал бывший приятель Шура. Он привез деньги от Губошлепа, которые должны были помочь Егору вернуться к старой жизни. Но Прокудин отказывается от такого предложения, швыряя деньги в лицо визитера. Егору удается успокоить разволновавшуюся Любу, но видно, что и сам он порядком на взводе.

Трагическая кончина

Работая в поле, Егор замечает на опушке леса "Волгу" с бывшими приятелями. Он идет к ним, а мы тем временем узнаем, что Губошлеп решил поквитаться с Горем за то, что тот отошел от воровской жизни.

К тому моменту, как обеспокоенная Люба разобралась, что происходит, и подъехала с братом к лесной опушке, городские визитеры уже уезжали восвояси. Люба нашла тяжело раненного Егора, и они с Петром пытались помочь Прокудину. Но в какой-то момент тот почувствовал близкую кончину и попросил положить его на землю, чтобы послушать… Из последних сил Егор Прокудин просит отдать его деньги матери.

«И лежал он, русский крестьянин, в родной степи, вблизи от дома...»



Зюсс Оппенгеймер (Joseph Sü ss-Oppenheimer) - известный финансовый делец, еврей по происхождению; род. в 1692 г.; был сначала купцом, потом вступил в денежные сношения с расточительным вюртембергским герцогом Карлом-Александром и скоро снискал его полное доверие. Не занимая официально никакой должности (хотя его и называли иногда министром финансов), З. сумел все административные посты раздать своим креатурам, отчеканил на 11 миллионов неполноценной монеты, учредил соляную, винную и табачную монополии, продавал за деньги привилегии и обременительными налогами вызвал сильную ненависть в народе. Когда Карл-Александр в 1737 г. умер, З. был арестован, предан суду и приговорен к смерти. Одетый в форму "тайного финансового советника", он был выставлен в железной клетке напоказ народу, а потом повешен (4 февр. 1738). Новеллист Вильгельм Гауфф обработал его биографию в повести "Jud S ü ss". См. Zimmermann, "Joseph S üss, ein Finanzmann des XVIII Jahrh. " (Штутт. 1874).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Зюсс Оппенгеймер" в других словарях:

    - (Joseph Süss Oppenheimer) изв. финанс. делец, еврей по происхождению, род. в 1692 г., был сначала купцом, потом вступил в денежные сношения с расточительным вюртембергским герцогом Карлом Александром и скоро снискал его полное доверие. Не занимая … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Оппенгеймер, Зюсс Зюсс Оппенгеймер (Joseph Ben Issachar Süßkind Oppenheimer; 1692, Гейдельберг 1738, Штутгарт) известный финансист. Был сначала купцом, потом вступил в денежные сношения с расточительным вюртембергским герцогом Карлом Александром… … Википедия

    Оппенгеймер, Зюсс Зюсс Оппенгеймер (Joseph Ben Issachar Süßkind Oppenheimer; 1692, Гейдельберг 1738, Штутгарт) известный финансист. Был сначала купцом, потом вступил в денежные сношения с расточительным вюртембергским герцогом Карлом Александром… … Википедия

    - (нем. Suss) герой романа Л.Фейхтвангера «Еврей Зюсс» (1925). Вначале Фейхтвангер написал пьесу с тем же названием (1917 1918), но сам не дал ей хода, потому что не смог, по его собственным словам, выразить в ней идею «о смысле и бессмысленности… … Литературные герои

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Оппенгеймер. Оппенгеймер, Зюсс Зюсс Оппенгеймер (нем. Joseph Ben Issachar Süßkind Oppenheimer; 1698(1698), Гейдельберг 4 февраля 1738, Штутгарт) … Википедия

    Оппенгеймер еврейская фамилия. Известные носители: Оппенгеймер, Зюсс (1698 1738) немецкий финансист Оппенгеймер, Роберт (1904 1967) американский физик теоретик, научный руководитель Манхэттенского проекта Оппенгеймер,… … Википедия



Рассказать друзьям