Фамилии композиторов играющие произведения про игрушки. Песни и музыка для детей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Композиторы детям

Детская музыка

Музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота муз. фактуры, опора на фольклор. В основе муз. произв. для детей часто бывают нар. сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют разл. виды Д. м. - песни, хоры, инстр. пьесы, орк. произв., муз.-сценич. сочинения. Произв., предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вок. произв. принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инстр. пьесах - степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей, шире области собственно Д. м. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны мн. произв. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. классиков, произв. сов. композиторов.

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой проф. Д. м. Ещё в Др. Греции была известна нар. детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что неск. детских песен было сочинено греч. певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В Др. Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В ср. века в Европе Д. м. была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европ. детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (нем. детская песня "Фонарик, фонарик"). Гл. особенности муз. языка: гармонич. характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Гор. уличные детские песни (der Kurrenden) в ср.-век. Германии популяризировались своеобразными певч. коллективами (die Kurrende) - бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Рус. старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сб. нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Нек-рые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогич. муз. лит-ры для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - нач. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 в., с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, Д. м. приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Во 2-й пол. 19 в. появилось сравнительно большое количество проф. произв. Д. м. : сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фп. пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фп., напр. " Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фп. сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нар. характера перед детьми последовательно ставятся разные художеств.-исполнительские задачи. Отсутствие мелодич., гармонич., фактурных трудностей делают это произв. доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сб-ки фп. пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

В кон. 19 в. были написаны первые оперы для детей: "Кот, козёл и баран" и "Музыканты" Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891) и "Зима и весна, или Снежная красавица" (1892) Лысенко. Муз. язык этих опер прост, пронизан интонациями рус. и укр. песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906), " Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах " (1912), "Иванушка-дурачок" (1913); А. Т. Гречанинова - "Ёлочкин сон" (1911), "Теремок" (1921), "Кот, Петух и Лиса" (1924); Б. В. Асафьева - "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - "Ёлка" (1900), "Сказка о Принцессе и Короле-лягушке" (1908). Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского ("16 песен для детей" на стихи А. Н. Плещеева и др. поэтов, ор. 54 , 1883), Кюи ("Тринадцать музыкальных картинок" для пения, ор. 15), Аренского ("Детские песни", ор. 59), Ребикова ("Детский мир", "Школьные песни"), Гречанинова ("Ай, ду-ду", ор. 31, 1903; "Курочка-рябка", ор. 85, 1919) и др.

Среди произв. зап.-европ. Д. м.: "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фп. миниатюр, располож. по принципу от простого к сложному; "Детские народные песни" Брамса (1887), сюита Ж. Визе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фп. в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноим. сюиту для симф. оркестра). Известны циклы произв. для фп.: " Детский уголок" Дебюсси (1906-08), "Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912). Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фп.; в 1908-09 4 тетради уч. репертуара для фп. "Детям"); в его пьесах, в основном нар. характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фп. картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фп. "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).

Д. м. много занимается комп. Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен "В пятницу после обеда" (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди англ. школьников. Для исп. детьми в сопровождении арфы написан цикл "Обрядовые рождественские песни" (ор. 28, 1942, на тексты из старой англ. поэзии). Лучшие из песен - "Морозная зима", "О, мой милый" (колыбельная), канон "Этот младенец". Известность получил "Путеводитель" по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) - своеобразное произв., знакомящее слушателя с совр. симф. оркестром. К. Орф создал большой цикл произв. "Музыка для детей"; в 1950-54 цикл был закончен совм. с Г. Кетман и получил назв. "Шульверк" ("Schulwerk. Musik fьr Kinder") - песни, инстр. пьесы и ритмомелодич. упражнения для детей мл. возраста. Дополнение к "Шульверку" - сборник "Музыка для юношества" ("Jugendmusik ") - практич. основа коллективного муз. воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме "Немецкая детская песня и детская игра" - Fr. M. Bцhme, "Deutsches Kinderlied und Kinderspiel").

Большое распространение получила опера опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском муз. спектакле " Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" Бриттена (ор. 45, 1949 ) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют спец. "Песню для публики". Состав оркестра - струн. квартет, ударные и фп. в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена "Ноев ковчег" (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фп., ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Сов. композиторы обогатили Д. м., расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вок. и фп. миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симф. произв., концерты. Большое распространение получил жанр сов. детской песни, к-рая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Мн. сов. композиторы посвятили своё творчество Д. м. Широко известны, напр., фп. пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки " (ор. 28, 1926) и сб. "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фп. в 4 руки. Эти произв. отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность муз. языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обр. нар. мелодий Г. Г. Лобачёва: сб. "Пять песен дошкольников" (1928), "Пять песен для детей" (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонац. чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано ок. 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты нар. сказов, сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к нар. лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произв. композитора свойственны современность муз. интонаций, выразительность мелодич. оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен "Солнышко" на стихи А. Л. Барто (1928), песни "Красные маки", "Зимний праздник", "Аппассионата" , "Мы - весёлые ребята" , вокальный цикл "Цветы" и др. Большой вклад в Д. м. внесли комп. А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский , А. Я. Лепин , З. А. Левина , М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский , А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня (" Про Петю" Кабалевского, "Совсем наоборот" Филиппенко, "Мальчик и лёд" Рустамова, "Медвежий зуб", "Город Лима" Бойко, "Фотограф в зоопарке" Жарковского и др.). В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов совр. молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодич. богатство, современность яз., художеств. простота, близость к интонациям совр. муз. фольклора (первый его детский сб. - "Восемь песен для детского хора и фортепиано", ор. 17, 1935). Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирич. песни ("Песня у костра", "Наш край" , "Школьные годы" ). Он написал 3 тетради педагогич. фп. пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произв. отличают тематич. богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. Выдающимися художеств. достоинствами обладают произв. для детей С. С. Прокофьева . Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева " Детская музыка " (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, относит. простотой муз. материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произв. Д. м. - симфонич. сказка Прокофьева "Петя и Волк" (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её осн. героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с орк. тембрами. Популярны песенка-сценка "Болтунья" на стихи Барто (1939), сюита "Зимний костёр" - для чтецов, хора мальчиков и симф. оркестра (1949). Для юных исполнителей написаны 2-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фп., скрипки, виолончели с орк.), 3-й фп. концерт А. М. Баланчивадзе, фп. концерт Ю. А. Левитина . Особенности всех этих произв. - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистич. черт детского и молодёжного муз. обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности муз. языка, виртуозности и камерности.

В 50-60-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными муз. средствами многообразие интересов, чувств и мыслей совр. детей и молодёжи. Таковы: "Песня утра, весны и мира" (1958), "О родной земле" (1966) Г. И. Гладкова (1968), "Крокодил Гена" комп. М. П. Зива (1969). Среди лучших образцов детской эстр. музыки эксцентрич. песенки с развитым сюжетом: "Семь весёлых песен" Кабалевского, "По Москве шагает слон" Пенькова, "Темноты боится Петя" Сироткина и др. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией. Развитию детской оперы и балета способствует единств. в мире детский муз. театр, осн. в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля (1939), "Маша и Медведь" (1940), "Теремок" (1941), "Топтыгин и лиса" (1943), "Царевна-несмеяна" (1947), "Морозко" (1950) Красева, "Три толстяка" Рубина (1956), "Тулку и Алабаш" Мамедова (1959), "Песенка в лесу" (1955), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956), "Буратино" (1955) и "Золотой ключик" (1962) Вайнберга , "Золотой ключик" Зейдмана (1957); опера-балет "Снежная королева" Раухвергера (1965) и др.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Станция Заваляйка" Бойко (1968).

Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой муз. образования и воспитания детей (см. Музыкальное образование, Музыкальное воспитание). В СССР создана широкая сеть детских муз. школ, в т. ч. школ-семилеток и школ-десятилеток (св. 2000 детских муз. школ). Возникли новые формы детской исполнительской культуры (детская самодеятельность при Домах пионеров, хор. студии и др.). Произв. для детей исполняются по радио и телевидению, на конц. эстраде, в детских театрах, в проф. хор. уч. заведениях (Гос. хор. уч-ще в Москве, Детская хор. школа при Ленингр. академич. хор. капелле). При CK СССР работает секция Д. м., содействующая её пропаганде и развитию.

Вопросы, связанные с Д. м., находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) при ЮНЕСКО. Конференция ИСМЕ (Москва, 1970) показала значительный интерес мировой музыкальной общественности к достижениям сов. Д. м.

Литература : Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "СМ", 1948, No 6; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Rацкая Ц. С., Михаил Красев, М., 1962; Андрiевська Н. К., Дитячi опери М. В. Лисенка, Киiв, 1962; Рзянкина Т. A., Композиторы - детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л., Очерки из истории пионерской песни, Л., 1963; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970; Вцhmе Р., Deutsches Kinderlied und Kinderspiel, Lpz., 1897, 1956; Braun H., Untersuchungen zur Tipologie der zeitgenцssischen Schur- und Jugendoper, Regensburg, 1963; Gregor V., Ceskб a Slovenskб hudebne dramatickб tvorba pro deti, Ostrava, 1966.

Ю. Б. Алиев.


Детская музыка, как и детские песни, существовала всегда. В 19 веке были созданы целые музыкальные циклы, предназначенные для маленьких слушателей. Детские мелодии писали:

  1. Шуман,
  2. Равель,
  3. Дебюсси,
  4. Чайковский.

Не обошли вниманием этот жанр и современные композиторы. В советское время происходит настоящий бум детской песни, связанной с появлением мультфильмов и многочисленных художественных фильмов для аудитории малышей. Работали авторы мелодий вместе с выдающимися поэтами, такими как

  1. В. И. Лебедев-Кумач,
  2. А. Барто,
  3. С. Я. ,
  4. С.В. Михалков и другими.

Известные композиторы –

  1. И.О.Дунаевский,
  2. В. Шаинский,
  3. Д.Б.Кабалевский

– создали веселые детские песни-шедевры. До сих пор мы продолжаем с удовольствием слушать их, напевать, а сегодня с появлением интернета можно просто скачать мелодии и наслаждаться их прослушиванием.

Детские песни современных композиторов наполнены жизнерадостностью и оптимизмом. И хотя многие из них написаны были еще полвека назад, они остаются актуальными и для сегодняшнего поколения. Наиболее знаменитые композиторы – Г. Гладков и В. Шаинский. Они, пожалуй, написали наибольшее количество детских мелодий. Среди них и танцевальные, и просто веселые, заводные, поднимающие настроение. Вы можете слушать их онлайн или скачать с нашего сайта на свой компьютер.

Гладков

Г. Гладков – настоящий детский композитор. Ему принадлежат песни из таких известных фильмов, как:

  • «Дети капитана Гранта»,
  • «Красная шапочка»,
  • мультфильмов «Пластилиновая ворона»,
  • «По щучьему веленью»,
  • «Про Федота – стрельца» и т.д.

Эти мелодии также можно слушать на нашем сайте, а также скачать их при необходимости.

Нажмите на картинку, чтобы скачать альбом Веселая дискотека Г. Гладкова:

Есть, однако, современные композиторы, не столь известные среди молодежи нашего времени, но не менее значимые в истории детских песен. Популярность их меньше не потому, что их произведения трудно найти, слушать или скачать в интернете: сегодня такая проблема возникает крайне редко. Просто их мелодии не отвечают запросам широкой публики. Если В. Шаинский создавал в основном танцевальные мелодии, под которые легко двигаться, а, следовательно, их можно использовать на детских праздниках, при постановке танцевальных номеров в кружках и т. д., то, например, Евгения Зарицкая и ее творчество не отвечаю данным требованиям. Евгения Зарицкая организовала детскую шоу-группу «САМАНТА», и произведения были написаны в основном для ее репертуара. Песни Зарицкой хорошо исполнять в хоре, в тематических спектаклях. И хотя они, как и песни других композиторов, бывают грустные и веселые, рассказывающие о добре и зле, поистине народными их назвать пока нельзя.

Хор Великан

Большой популярностью среди современных детских песен пользуется репертуар детского хора Великан.

Песня «Ай будет круто»:

«Ускакала в поле молодая лошадь»

Барбарики

Песенка про зайца:

Песенка «Арам Зам Зам»:

Песня «Чумачечая весна» со Смешариками:

Конечно, современные детские песни не ограничиваются тем, что было создано в советские времена. Композиторы продолжают писать музыку для детей, которую легко можно скачать или слушать в интернет сетях. Исполнителями веселых современных мелодий являются, как и прежде, дети, несущие новые интонации и манеру исполнения в привычные для нас темы. Это могут быть старые детские песни в современной обработке или необычном, непривычном нашему уху исполнении. Активно заимствуют композиторы иностранные мелодии, переводя текст или создавая свое произведение на основе услышанного. Музыка приспосабливается к нынешней действительности, и детская песня не отстает от своих жанровых собратьев. Если вы хотите слушать или скачать детские песни, вы с легкостью можете это сделать на нашем сайте. Даже если вы пожилой человек, детская музыка поднимет вам настроение, напомнит о золотых днях, и вы вновь почувствуете единственное счастье на земле, данное только детям, — всегда быть самим собой. Пусть песни подарят вам вдохновение!

Как появилась детская музыка

Внутренний мир ребенка существенно отличается от внутреннего мира взрослого человека. А значит, и музыка, создающаяся для детей, должна не только быть ясной по структуре и несложной в исполнении, но и иметь особый круг образов, близкий и понятный детям. И потому музыка «детских альбомов» самых разных композиторов, как правило, посвящена тому, чем живут дети каждый день своей жизни: играм и забавам, сказкам и страшилкам, реальным людям и вымышленным персонажам. Помимо этого, подобно детской литературе, детская музыка призвана рассказать детям о добре и справедливости, расширять их кругозор, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.

На тот факт, что музыка для детей, должна сочиняться иначе, чем произведения для взрослых, композиторы обратили внимание лишь в середине XIX века. До этого существовал лишь некоторый педагогический репертуар, включавший пьесы для начинающих музыкантов, которые вовсе не обязательно должны были быть детьми. Например, знаменитую «Нотную тетрадь Анны Магдалены Бах», менуэты и полонезы из которой входят сейчас в обязательный репертуар детских музыкальных школ, Иоганн Себастьян Бах составил для своей второй жены, которая была на тот момент вполне взрослой девушкой.

Фактически детская музыка началась с «Альбома для юношества» («Album für die Jugend», 1843) Роберта Шумана (1810–1856). Из двух его тетрадей только первая содержит музыку для детей. Она так и называется - «Для младшего возраста» - и до сих пор пользуется любовью музыкальных педагогов. Пьесы из второй части альбома, «Для старшего возраста», не стали так популярны, потому что были одновременно слишком сложны для детей и слишком просты для юных музыкантов постарше.

«Детский альбом» Чайковского

«Детский альбом» (1878) Петра Чайковского, написанный, как указано на титульном листе, «в подражание Шуману», стал не просто следующей ступенью в развитии детской музыки, но и непревзойденной до сих пор вершиной этого жанра. «Подражание» Шуману выразилось не столько в звучании музыки этого альбома, сколько в самой идее сборника пьес, предназначенных для детей, и в использовании похожих образов: игра в солдатики («Солдатский марш» у Шумана и «Марш деревянных солдатиков» у Чайковского), игрушечная лошадка («Смелый наездник» и «Игра в лошадки»), страшилки («Дед Мороз» и «Баба-яга»), люди из народа («Веселый крестьянин, возвращающийся с работы домой» и «Мужик на гармонике играет»), церковная тема («Хорал» и «В церкви») и многие другие.

Роберт Шуман, «Смелый наездник». Исполняет Виталина Ефремова



Петр Ильич Чайковский, «Игра в лошадки». Исполняет Денис Кириллов


В отличие от «Альбома для юношества» Шумана, «Детский альбом» Чайковского был настоящим циклом, пьесы которого объединены даже некоторым внутренним сюжетом. В «Детском альбоме» описан один день из жизни ребенка из семьи того круга, к которому принадлежал сам Чайковский. Он начинается с молитвы («Утренняя молитва») и заканчивается доносящимся из храма пением («В церкви»). В нем есть и близкие люди («Мама», «Нянина сказка»), и любимые забавы («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков»), и мечты и воспоминания («Сладкая грезы», «Песня жаворонка», «Шарманщик поет»). Особое место в «Детском альбоме» занимают внутренние мини-циклы: сюита танцев («Вальс», «Мазурка», «Полька»), сюита песенок и сюжет про куклу.

Играя в игрушки, ребенок отчасти играет во взрослую жизнь. Он уже знает, что люди болеют и даже умирают. В пьесе «Болезнь куклы», пожалуй самой знаменитой из всего альбома, Чайковскому удалось всего в нескольких нотах передать печаль. А следующие за ней «Похороны куклы» перекликаются с «Траурным маршем на смерть героя» из 12-й фортепианной сонаты Людвига ван Бетховена. Пьеса «Новая кукла», завершающая этот мини-цикл, не просто отражает радость ребенка по поводу подаренной игрушки, но и таит в себе философскую идею о круговороте жизни и даже назидание: все бывает, все проходит, радуйся настоящему.

О детях и для детей

Линию «детских альбомов» продолжили «Бирюльки» (1900) Самуила Майкапара, «Детский альбом» (1923) Александра Гречанинова, «Детская музыка» (1935) Сергея Прокофьева и другие. Пьесы из этих сборников идеально отвечают требованиям детской музыки: структурная ясность, несложность для исполнения и «детский» круг образов, - и потому их активно разучивают в музыкальных школах.

Самуил Майкапар, «Пастушок» из цикла «Бирюльки». Исполняет Мария Куницына

Сергей Прокофьев, «Сказочка» из сборника «Детская музыка». Исполняет Тихон Сильвестров


Помимо детской музыки, предназначенной для самостоятельного исполнения детьми, существует еще ряд произведений, написанных для детского слушания, притом что сами дети вряд ли в состоянии исполнить их должным образом. Это сюиты «Детские игры» («Jeux d’enfants», 1871) Жоржа Бизе и «Детский уголок» («Children’s Corner», 1908) Клода Дебюсси, сказки Сергея Прокофьева «Гадкий утенок» (1914) на текст Ханса Кристиана Андерсена и «Петя и волк» (1936), задуманная как детский путеводитель по инструментам симфонического оркестра.

Существует и музыка «взрослым о детях»: фортепианный цикл «Детские сцены» («Kinderszenen», 1838) Роберта Шумана, вокальный цикл «Детская» (1873) Модеста Мусоргского, «Три детские сценки» (1926) Александра Мосолова и другие произведения. В них дети выступают уже не как целевая аудитория, а как один из характерных образов или тем взрослого искусства. Сами дети уже не в состоянии не то что сыграть такую музыку, но и порой даже понять ее смысл.

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Отправляемся в Германию , которая подарила миру столько замечательных музыкантов. Чтобы познакомиться с ними, нам предстоит отправиться более чем на 300 лет назад. Здесь нас ждет встреча с Георгом Фридрихом Генделем. Совсем недалеко от местечка, где родился Гендель, появился на свет другой великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.

Бах появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. В некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Долее отправляемся в Бонн. Здесь ребят ждет Людвиг ван Бетховен. Вот дом в котором жил композитор, вот комната в которой он родился. А вот Рыночная площадь. Примерно такой ее видел Бетховен. Все это можно увидеть . Так же как сам Бетховен когда-то, отправляемся в гости к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки.

Мы едем в Австрию . Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, вся жизнь композитора проходит перед нами. Здесь можно увидеть дом в котором родился Гайдн. здесь мы попадаем на интересный концерт. Когда музыкантов и публики немного и все вроде как давно знакомы, получается домашний концерт. Затем можно заглянуть в Дом-музей Гайдна в пригороде Вены.

Из Вены мы отправляемся в знаменитый Зальцбург. Чем знаменит так город? Тем, что именно здесь родился Фольфганг Амадей Моцарт. Мы попадаем в столицу маленького княжества. Вот улочка старого Зальцбурга. Здесь наверно гулял Моцарт. Вот дом, где родился Моцарт. Вся жизнь великого композитора перед нами. Прочитайте Рассказы старого сверчка - Солнечный зайчик Моцарта, лучше о Моцарте не расскажешь.

Велика сила музыки. Разные музыкальные стили по-разному влияют на нас. Музыка Моцарта обладает уникальным свойством лечить. Как и что выяснили ученые о музыке, которая способна лечить. Какую музыку рекомендуется слушать детям. Все это можно найти здесь.

А мы отправляемся дальше в нашем путешествии нас ждет... опять Германия , город Цвиккау. Именно здесь родился немецкий композитор и пианист Роберт Шуман. Здесь мы увидим Дом Шумана. Узнаем много интересного из биографии композитора. Увидим Памятник Р. Шуману в Цвиккау, посетим могилу Роберта и Клары Шуман.

Продолжаем путешествие. Нам предстоит попасть в Австро-Венгрию , там нас ждет Ференц Лист, затем наш путь лежит в Польшу . Там мы встретимся с великим польским композитором Фридериком Шопеном. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями. Сама музыка зовет нас обратно на Родину.Мы отправляемся в Россию

Здесь нас ждут М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков.

Для того, чтобы наше интересное путешествие продолжалось, информация будет постоянно обновляться.



Рассказать друзьям