Фриденсрайх хундертвассер - один из самых неординарных архитекторов современности. Фриденсрайх Хундертвассер — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Фриденсрайх Хундертвассер придумал флаг Новой Зеландии, обыграв образ улитки, он не

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Текстильная фабрика Rueff и художественное оформление номеров домов (Textilfabrik Rueff Muntlix), Цвишенвассер (Zwischenwasser), Австрия 1988 Завод по сжиганию мусора Spittelau, Вена, Австрия (District Heating Plant Spittelau, Vienna, Austria) 1988-1992 Детский сад Хеддернхайм, Франкфурт-на-Майне, Германия (Kindergarten Heddernheim, Frankfurt) 1988-1995 Придорожный ресторан в Бад-Фишау, Австрия (Autobahnraststätte, Bad Fischau-Brunn, Austria) 1989-1990 Галерея KunstHaus, Вена, Австрия (KunstHausWien, Vienna, Austria) 1989-1991 «Дом на лугах» в Бад-Зоден, Германия (Wohnen in den Wiesen Bad Soden, Taunus) 1990-1993 Дом «Wohnen unterm Regenturm», Плохинген на Неккаре (Plochingen), Германия 1991-1994 Целебный источник, Цветль, Австрия (Brunnenanlage Zwettl), 1992-1994 Винокурня «Дон-Кихот» в долине Напа, США (Quixote Winery, Napa Valley) 1992-1999 Онкологическая больница (Krankenstation Onkologie), Грац (Graz), Австрия 1993-1994 Отель и оздоровительный центр на термальных источниках Rogner Bad Blumau, Бад-Блумау, Австрия (Hot Springs Village Bad Blumau; Thermendorf Blumau, Styria, Austria) 1993-1997 Игровая площадка детского развлекательного центра Kids Plaza Osaka, Осака, Япония 1996-1997 Гимназия Мартина Лютера, Виттенберг, Германия (Martin Luther Gymnasium in Wittenberg), 1997-1999 Завод по сжиганию мусора MOP, Осака, Япония (MOP Maishima Incineration Plant, Osaka) 1997-2000 «Лесная спираль» Хунтертвассера, Дармштадт, Германия (Hundertwasserhaus Waldspirale, Darmstadt, Germany) 1998-2000 Кафе Ottensen в Гамбурге, Германия (Café in Hamburg Ottensen) 1998-2000 Крытый рынок в Альтернхайне, коммуна Таль (Санкт-Галлен), Швейцария (Markthalle, Altenrhein, Switzerland), 1998-2001 Общественный туалет в г. Кавакава, Новая Зеландия (Public toilets, Kawakawa) 1999 Городской вокзал, Ильцен, Германия (Hundertwasser environmental railway station, Uelzen) 1999-2001 Maishima Sludge Center ,Осака, Япония 2000-2004 Детский сад Düsseler gate, Вюльфрат, Германия (Kindergarten Düsseler gate in Wülfrath), 2001 Зелёная цитадель, Магдебург, Германия (Die Grüne Zitadelle von Magdeburg, Magdeburg, Germany) 2004-2005 Семейный центр Ronald McDonald. Hundertwasser-Haus der McDonald"s Kinderhilfe in Essen/Grugapark, Германия 2004-2005 Mierka Getreidesilo Кремс-на-Дунае (Krems), Австрия 1982-1983
Rupertinum, Зальцбург (Zungenbart), Австрия 1980-1987
Торгово-выставочный центр (деревня Хундертвассера - Village beim Hundertwasser-KrawinaHaus Wien), Вена, Австрия 1990-1991
Pavillon bei der DDSG Blue Danube Ponton Wien, Австрия 1992-1994
Спиральный источник I, (SpiralflussTrinkbrunnen I), Линц (Linz), Австрия 1993-1994
Экологический дом, Хамм, парк Максимилиана, Германия (Öko-HausHammMaximilianpark) 1981-1982
Монумент XXI века (Countdown 21st Century monument for Tokyo TBS), Токио, Япония 1992
Спиральный источник II (Spiral river drinking wells), Тель-Авив, Израиль 1994-1996
Музей Хундертвассера в Абенсберге, открыт 23 апреля 2007




Фриденсрайх Хундертвассер (нем. Friedensreich Hundertwasser, настоящее имя Friedrich Stowasser - Фридрих Штовассер; 15 декабря 1928, Австрия (Вена) - 19 февраля 2000, Новая Зеландия) - австрийский архитектор и художник, создатель оригинальных зданий в «естественном», «экологичном», «биоморфном» стиле.

Свою концепцию и свои философские взгляды мастер отразил в нескольких манифестах. Его перу принадлежит книга «Манифест заплесневелости против рационализма в архитектуре » (Verschimmelungsmanifest gegen den Rationalismus in der Architektur, 1958) и сборник эссе «Прекрасные пути. Мысли об искусстве и жизни » (Schцne Wege. Gedanken ber Kunst und Leben, 1983).

«Архитекторы никуда не годятся. Они заорганизованы нормами и планами, а продукт для жизни может создать только художник».

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде»

«Живопись и скульптура - свободны. Каждый может создать свое произведение и показать его. Но в архитектуре нет этой фундаментальной свободы, которую нужно рассматривать, как основу любого искусства»

«каждый должен иметь возможность строить и пока эта свобода не существует современную архитектуру нельзя считать искусством вообще. Не надо сдерживать желание человека строить что-либо. Каждый должен иметь возможность проектировать и строить и нести ответственность за те четыре стены, в которых он живет…» В дальнейшем прагматизм победил и Хундертвассер заявил, что архитекторы могут выполнять функции технических консультантов, но должны быть подчинены жителю и его желаниям.

«Сегодня мы живем в хаосе прямых линий. Если вы не верите - сосчитайте все прямые линии, которые вас окружают. Эти прямые линии связывают нас как пленников в тюрьме и от этих пут необходимо избавляться. Прямая линия безбожна и безнравственна. Прямая линия - это не линия творчества, это - линия подражания».

Хундертвассер подчеркивал, что есть то, в чем человек испытывает необходимость, - мирный договор с природой. Нужно отложить все споры между людьми в сторону и заключить мирный договор с природой, которая и является вышестоящей силой, и от которой зависит человек.

Этот мирный договор с природой должен содержать следующие пункты:
- Мы должны учить язык природы, для того чтобы понимать ее.
- Мы должны вернуть природе территории, которые человек незаконно использует и над которыми совершает насилие. (Все, что лежит под небом - принадлежит природе. Все, что затронуто лучами солнца, всюду, где падает дождь - это священная природа).
- Терпимость к спонтанной растительности.
- Искусство как творение человека и творения природы должны быть снова объединены. Разрыв между ними может иметь катастрофические последствия для человечества.
- Жить в гармонии с законами природы.
- Мы только гости у природы и должны себя вести подобающим образом. Человек - это опаснейший вредитель, который опустошает Землю. Человек должен сам себе поставить экологические рамки ограничения, для того чтобы Земля могла отдохнуть.
- Человеческое общество должно опять стать безотходным. Только тот, кто уважает свои отходы и использует их снова в безотходном обществе, преобразует смерть в жизнь и имеет право на продолжение существования. И если человек признает этот круговорот, он позволяет совершиться возрождению жизни.

В манифесте «Право на третью кожу » Хундертвассер декларировал - «человек окружен тремя слоями: кожа, одежда и стены дома». И одежда, и стены зданий за последнее время претерпели множество изменений и больше не соответствуют естественным потребностям человека. Окна - это мост между внутренним и внешним пространством. Как первая кожа пронизана порами, так и третья - окнами. Окна - эквивалент глаз. Так же как выражение глаз важно для лица, также и окна важны для фасада дома. По словам Хундертвассера, «рай может быть сделан только нашими собственными руками, с помощью нашего творческого потенциала в гармонии с творческим потенциалом природы».

ФРИДЕНСРАЙХ ХУНДЕРТВАССЕР. БИОГРАФИЯ:

1928 - Родился 15 декабря в Вене, получил имя Фридрих Стовассер.
1929 - Смерть отца, простого государственного служащего и офицера I Мировой войны.
1934 - Первые юношеские рисунки.
1936 - Посещает Школу Монтессори (Montessori School) в течение одного года. В его школьной характеристике появляются такие слова: «необычное ощущение цвета и формы».
1938 - В связи с аннексией Австрии, срочно переезжает в дом дяди и бабушки на Obere Donaustrasse.
1943 - Первые осмысленные карандашные рисунки с натуры. В течение этого года депортированы и убиты 69 его родственников по материнской линии, включая дядю и бабушку.

1948 - Окончил школу. Проводит три месяца в Академии изящных искусств Вены (Academy of Fine Arts, Vienna), руководитель - профессор Робин Кристиан Андерсен (Robin Christian Andersen). Постоянно находится под впечатлениями от выставок Вальтера Кампманна и Шиле в «Альбертине». Произносит речь Everybody must be Creative в замке Леопольдскрон в Зальцбурге (Leodoldskron Castle, Zalzburg).

1949 - Отправляется в большое путешествие: Северная Италия, Тоскань, Рим, Неаполь, Сицилия. Встречается во Флоренции с Рене Бро и вместе с ним отправляется в Париж. Находит свой собственный стиль и меняет имя на Хундертвассер (Hundertwasser).

1950 - Задерживается в Париже с Бро и семьей Дюмаж (Dumage). Уходит из Ecole des Beaux Arts в самый первый день. Рисует две фрески в Сан-Манде (Saint-Mande) вместе с Бро. Встречает Шинкичи Таджири (Shinkichi Tajiri).

1951 - Проводит зиму и весну в Марокко и Тунисе. Становится членом Art Club в Вене. Короткий декоративно-абстрактный период.

1953 - Рисует свою первую спираль. Вторая остановка в Париже. Работает в студии Бро, Сан-Мориц (Saint-Maurice). Вторая выставка в Вене в Art Club.

1954 - Первая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти (Paul Facchetti). Госпитализирован в больницу Spedale Santo Spirito в Риме с диагнозом «желтуха». Проводит в больнице сентябрь и октябрь. В больнице рисует огромное количество акварелей. Разрабатывает теорию «трансавтоматизма» и начинает нумеровать все свои работы.

1955 - Выставка в Галерее Карла Кардаццо в Милане (Carlo Cardazzo’s Galeria del Naviglio).

1956 - Вторая выставка в Париже в Студии Поля Фачетти. Летом в роли палубного матроса ходит на судне «S.S. Bauta» вместе с Гансом Нойффером (Hans Neuffer) от Сёдерхамма (Soderhamm), Швеция до Халла (Hull), Великобритания. Публикует статью La Visibilite de la creation (The Visibility of Transautomatic Creation) в журнале Cimaises и статью Cinema individual transautomatique (The Individual Transautomatic Cinema) в Phases в Париже. Устанавливает дружеские отношения с коллекционером Зигфридом Попе (Siegfried Poppe) из Гамбурга.

1957 - Покупает La Picaudiere, дом на ферме в Нормандии. Публикует Grammaire du Voir (The Grammar of Seeing) в Париже. Выставка в Галеее Св. Стефана в Вене (Galerie St. Stephan).

1957-1960 - Контракт с Галереей Х. Крамера в Париже (Galerie H. Kramer) и выставка

1958 - Женится в Гибралтаре (развелся в 1960 году). 4 июля читает свой манифест Mouldiness Manifesto against Rationalism in Architecture на симпозиуме в Монастыре Секау (Seckau).

1959 - Получает Sambro Prize на 5-й биеннале в Сан-Пауло, Бразилия. Вместе с Эрнстом Фукс (Ernst Fuchs) и Арнальфом Рейнер (Arnulf Rainer) основывает Pintorarium, универсальную академию всех креативных направлений. В качестве приглашенного лектора Академии изящных искусств в Гамбурге рисует Endless Line (вместе с Базон Броком (Bazon Brock) и Гербертом Шульдом (Herbert Schuldt)). Отказывается от чтения лекций в связи со скандалом.

1960 - Кампания Nettle Campaign в Париже в союзе с Antiproces Алена Жофруа (Alain Jouffroy) (“how one can live independently”). Выставка в Galerie Raymond Cordier, Париж.

1961 - Посещает Японию. Получает Mainichi Prize на 6-й Международной арт-выставке в Токио. Успешная выставка в Токийской галерее (Tokyo Gallery). Рисует на Хоккайдо и возвращается в Вену через Сибирь (!).

1962 - Женится на Юко Икевада (Yuko Ikewada) (развелся в 1966 году). Рисует на острове Guidecca - острове в лагуне Венеции. Очень успешная ретроспектива на Венецианской биеннале, организованной Винценцом Людвигом Оберхаммером (Vinzenz Ludwig Oberhammer).

1963 - Ездит в Грецию; представлен Зигфридом Адлером (Siegfried Adler).

1964 - Путешествие в тирольские Альпы. Большая ретроспектива в Kestner-Gesellschaft, Ганновер, организованная Вайландом Шмайдом (Wieland Schmied). Эта выставка также проходит в Берне, Хагене, Амстердаме, Стокгольме и Вене. Kestner-Gesellschaft опубликовывает первый oeuvre catalogue.

1965- Пишет эссе 35 Days in Sweden. Большой успех передвижной выставки в Moderna Musset (Музей современного искусства), Стокгольм.

1966 - Несчастлив в любви. Ферри Радакс (Ferry Radax) снимает первый документальный фильм о Хундертвассере в “La Picaudiere” и Вальдвиртель (Waldviertel), Нижняя Австрия. Выставка в Hammerlund’s, Осло.

1967 - Посещает Уганду и Судан. Передвижная выставка в галереях Парижа, Лондона, Женевы, Берлина. Выступление Speech in the Nude for the Right to a Third Skin в Galerie Hartmann, Мюнхен.

1968 - Вторая речь Nude Speech и декламация манифеста Architecture-Boycott manifesto Los von Loos “Loose from Loos” в Вене. Путешествует в Северную Каролину для подготовки каталога для его музейной выставки в Университете Калифорнии, Беркли, организованной Хершелом Чиппом (Herschel Chipp). Ходит на корабле “San Giuseppe T” от Сицилии до Венеции (“San Giuseppe T” – старый деревянный корабль для перевозки соли).

1968-1972 - Проводит реконструкцию корабля “San Giuseppe T” в доках в лагуне Венеции. Переименовывает корабль в “Regentag”.

1969 - Музейный тур экспозиции из Беркли: Санта-Барбара, Хьюстон, Чикаго, Нью-Йорк, Вашингтон.

1969-1971 - Создает графическую работу Good Morning City – Bleeding Town в 120 цветовых вариантах. Судебное разбирательство в Мюнхене на протяжении 5 лет. Представителем является Ханс Брокштедт (Hans Brockstedt). Живет и работает на борту судна Regentag в лагуне Венеции.

1970-1972 - Сотрудничает с Питером Шамони (Peter Schamoni) над фильмом Hundertwasser’s Rainy Day. Работает в Lengmoos (Бавария) над серией графических работ Look at it on a Rainy Day.

1971 - Работает в Lengmoos над постером Olympia для Мюнхенской олимпиады. Совершает плавание на борту Regetag вдоль далматинского побережья вместе с Петером Шамони и Манфредом Бокельманном (Manfred Bockelmann); путешествует с ними же на воздушном шаре из Баварии в Австрию.

1972 - Дружба с Joram Harel. В телевизионном шоу “Wündsch Dir was” (“Загадай желание”) демонстрирует проект озеленения крыши и индивидуальный проект фасада. Опубликовывает манифест Your Window Right – Your Tree Duty. Фильм Rainy Day показан в Каннах. Совершает плавание вокруг Италии до Эльбы на борту Regentag. Смерть матери.

1973 - Первая серия работ с использованием техники японской обрезной гравюры (ксилографии): Nana Hyaku Mizu. Ф. Хундертвассер был первым европейским художником, кто привлек к работе над своими графическими произведениями японских мастеров-резчиков. Путешествие к островам Зеленого мыса (Кабо Верде, Cape Verde Islands) и в Новую Зеландию на свою передвижную музейную выставку, организованную Гердой Дабберт (Hertha Dabbert), в Оклэнд, Нью-Плимут, Веллингтон, Кристчерч (Christchurch), Данедин (Dunedin). Принимает участие в Triennale di Milano, где 15 “Tree tenants” высажены в окнах домов на Виа Манцони (Via Manzoni) и опубликовывает манифест Inquilino Albero. Выставка в Aberbach Fine Art, Нью-Йорк.

1974 - Передвижная выставка по музеям Австралии: Мелтбурн, Канберра, Сидней, Морнингтон. Выставка Stowasser 1943 – Hundertwasser 1974 демонстрируется в Albertina State Collection of Graphic Art (Альбертина) в Вене, а также выставкаFriedrich Stowasser 1943-1979, в которую включены все его юношеские работы. Впоследствии выставка из «Альбертины» путешествует по Югославии. Рисует постер Conservation Week для Новой Зеландии и получает приз Conservation Award. Представляет свои предложения для пешеходной зоны в Вене на улице Seilergasse (были отвергнуты). Совершает плавание в Тунис, Кипр и Израиль на судне Regentag. Выставка в Facchetti’s, Париж.

1975 - Вторая серия работ в технике японской обрезной гравюры (ксилографии): Midori No Namida. Ретроспективная выставка в Haus der Kunst, Мюнхен. Публикует в Мюнхене манифест Humus Toilet. Выполняет дизайн марок для Австрии: марка Spiral Tree (гравер Wolfgang Seidel), которая открыла серию “Modern Art in Austria” (Современное искусство в Австрии). Начинает мировую музейную передвижную выставку “Austria Presents Hundertwasser to the Continents” в Musee d’art moderne de la Ville de Paris. Выставка продолжается до 1983 года и проходит в 27 странах и 43 музеях. В 1975 году выставка посещает Люксембург, Марсель, Каир. Выставкой полного собрания графических работ в «Альбертине» начинается тур по США: Нью-Йорк, Бостон. Выставка продолжается до 1992 года и проходит в 15 странах и более чем 80 музеях и галереях. Совершает плавание на Regentag через Атлантический океан в Карибское море и через Панамский канал в Тихий океан.

1976 - Совершает плавание на борту Regentag от Таити через Роротонга (Rorotonga) в Новую Зеландию. Мировая музейная передвижная выставка: Тель-Авив, Варшава, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар. Передвижная выставка «Альбертины» в США: Ганновер, Бруклин, Мэрилэнд.

1977 - Из-за двух несчастных случаев попадает в больницу и проводит два месяца в госпитале города Кавакава (Новая Зеландия). Путешествует от Азии до Южной Америки: из Токио через Манилу, Бангкок, Чианг Май в Рио-де-Жанейро, Бразилиа.

1978 - Проводит январь и февраль в “Hähnsage” в Waldviertel, в Нижней Австрии, в снегах вместе со своим другом Бро (Brô) и рисует семь картин. После шести лет работы заканчивает трехмерный объект вместе с Альберто делла Виччия (Alberto della Vicchia) Fall in Cloud – Fall in Fog – Fall Out. Разрабатывает дизайн Флага Мира для Священной земли (Peace Flag for the Holy Land): зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне; публикует свой «Манифест мира» (Peace Manifesto). Путешествует в Сенегал по приглашению президента Леопольда Седара Сеньгора (Léopold Sédar Senghor). Мировая музейная передвижная выставка: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Бударешт. Передвижная выставка «Альбертины»: Канада, Германия, Марокко.

1979 - Путешествует в Нью-Йорк, Сан-Франциско, Таити, Новую Зеландию. Государственный канцлер Австрии Бруно Крейски (Bruno Kreisky) оправляет Флаг Мира и Манифест Мира главам государств Ближнего Востока. Отпечатаны три почтовые марки для Республики Сенегал и одна почтовая марка для Республики Островов Зеленого Мыса (гравер Вольфганг Сайдель). Создает пять монет для Вены: серия Like Entrance Money into Paradise. Проводит эксперименты с биотуалетом, в котором нет сливной трубы, а внутренняя и внешняя очистка производится растениями. Читает манифест об утилизации отходов Shit Culture – Holy Shit в Pfäffikon на Цюрихском озере. Разрабатывает дизайн для книги Ao Tea Roa под ред. Ганса Брокштедта (Hans Brockstedt). Проводит лето в Algajola на Корсике, рисует картины. Мировая передвижная выставка: Мадрид, Pfäffikon. Передвижная выставка «Альбертины»: Португалия, Испания, Германия, Италия, Великобритания. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting, в состав которой входят 40 работ, стартует в Aberbach Fine Art, Нью Йорк.

1980 - В начале года путешествует в Катар, Шри-Ланку, на Мальдивы и в Новую Зеландию. Представляет 5 моделей дизайна жилого дома в Löwengasse/Kegelgasse, заказанного муниципалитетом Вены. Мэр Вашингтона Мэрион Бэрри-младший объявлет 18 ноября «Днем Хундертвассера». Первая дюжина деревьев (из намеченных ста) высаживается на Judiciary Square в Вашингтоне. Антиядерный постер Plant Trees – Avert Nuclear Peril представляется в проект Ральфа Надера Critical Mass Energy в Вашингтоне и одновременно в Германии проходит презентация экологического постера Arche Noah 2000. Выступления об экологии, против ядерной энергии и за более человечную архитектуру в гармонии с природой в Сенате США, Corcoran Museum, Philipps Collection в Вашингтоне; выступления в Берлине по случаю 2-го Европейского экологического симпозиума, в Вене и Техническом университете Осло. Проводит за работой лето на острове Porquerolles. Мировая передвижная выставка: Рим, Милан, Осло, Кёльн. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, США. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting: Токио, Гамбург, Осло.

1981 - В начале года путешествует вместе с Рене Бро в Индию, Непал, Новую Зеландию. 14 мая получает премию 1980 Grand Austrian State Prize for the Arts; на церемонии вручения премии произносит речь On False Art, в которой выступает против атомной энергии, негативистского авангарда в современном искусстве. Получает премию Austrian Nature Preservation Prize. Читает лекции об окружающей среде, архитектуре и искусстве в Кёльне, Мюнхене, Франкфурте-на-Майне, Граце, Вене, Восточном Берлине, Гамбурге. Проводит за работой лето на Wolfgangsee, Зальцбург. Мировая передвижная выставка: Вена, Грац, Восточный Берлин, Хельсинки, Бухарест. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Южная Америка, США, Германия. Передвижная выставка Hundertwasser Is Painting: Вена. Назначен руководителем мастер-школы живописи в Академии изящных искусств в Вене. Пишет учебник Guidelines for the Hundertwasser Master School.

1982 - Завершает работу над 16 полотнами в Новой Зеландии и Венеции. Путешествует в Чианг Май в июне и на Сардинию в сентябре.В роли “архитектурного доктора” разрабатывает дизайн фасада для фарфоровой фабрики Розенталя в Селбе. Изготавливает модель для переделки завода Coal-Washing Plant в Хаме, Вестфалия и керамические композиции для фасада Музея Rupertinum, Зальцбург. Дарит постер “Artists for Peace” организации Krefeld Initiative. Лекции по архитектуре, защите окружающей среды и искусству в Сиднее, Маниле, Сиэтле, Сан-Франциско, Вашингтоне (ноябрь и декабрь).“Неделя Хундертвассера” в Сан-Франциско с 5 по 12 декабря, провозглашенная мэром Сан-Франциско Дайан Фейнштейн (Dianne Feinstein), отмечена презентацией двух постеров “Save the Whales” и “Save the Seas” для Greenpeace и Общества Жака-Ива Кусто. Презентация постера “You Are a Guest of Nature” для Центра образования по окружающей среде, Вашингтон. Путешествия на Таити и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: София. Передвижная выставка «Альбертины»: Франция, Германия, Южная Америка, США, Австралия. На выставке в Artcurial в Париже выставлено 20 новых и 20 старых работ. К выставке выпущен каталог, тексты которого написали Хундертвассер, Pieyre de Mandiargues и Alain Jouffroy.

1983 - Подготовлена серия из шести почтовых марок для ООН: по две для офисов в Нью-Йорке, Женеве и Вене. Изображения на марках были выгравированы Вольфгангом Сейделом. Создает комитет за сохранение старого почтового отделения Кавакавы (Новая Зеландия). Закладывается первый камень Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает над шелкографией “Homo Homus Come Va How Do You Do”, которая будет напечатана в 10,002 вариантах в Spinea, Венеция. Переделывает внешние стены башни в Данубской бухте в Кремсе. Создает на открытом воздухе на выставке садового искусства IGA в Мюнхене модель дома “Highrise Meadow House”. Работает над книгой “Schone Wege – Gedanken uber Kunst und Leben“ (Великолепные дороги: размышления об искусстве и жизни). Выполняет дизайн флага для Новой Зеландии – Koru (распустившийся папоротник). Путешествует в Кению, на Сейшельские острова и в Новую Зеландию. Мировая передвижная выставка: Лондон, Йорк, Эдинбург. Лекции в Королевском колледже искусств в Лондоне.

1984 - Живет в Новой Зеландии, на Таити, в Венеции и в Нормандии. Телевизионная передача “The Fall of the Avant-Garde” (Упадок авангарда) в Мюнхене, в которой также принимают участие Арик Брауэр (Arik Brauer), Эрнст Фукс (Ernst Fuchs) и Альфред Хрдличка (Alfred Hrdlicka). Получает премию “City of Goslar’s Environmental Protection Prize”. Торжественная церемония открытия Дома Хундертвассера (Hundertwasser House) в Вене. Работает лично на строительной площадке. Получает премию за наиболее привлекательную почтовую марку от Президента Италии Пертини – за марку номиналом SFr 1.20 для ООН, Женева. Выставки в Вадузе, Берне, Вельсе, Цуге, Линдау. Принимает активное участие в кампании за сохранение хайнбургского прибрежного леса. Проживает неделю в лагере защитников леса. Создает постер “Hainburg – Die freie Natur ist unsere Freiheit” (Свободная природа это наша свобода); в знак протеста отказывается от Grand Austrian State Prize.

1985 - Весь год работает на строительной площадке Дома Хундертвассера в Вене вместе с архитектором Петером Пеликаном (Peter Pelikan), который становится самым близким единомышленником в области архитектуры. 70,000 гостей посещают “Открытый дом”. Объявлен министром культуры Франции Жаком Лангом “Officier dans l’ordre des arts et des lettres”, представлен к званию через французского посла в Вене в 1987 году. В конце года возвращается в Новую Зеландию через Торонто, Лос-Анджелес, Таити. Выставка графических работ в Музее Гогена на Таити (декабрь).

1986 - 17 февраля: Дом Хундертвассера представляется его жильцам. 1,000 зеленых Кору-флагов переслано в Новую Зеландию; население, пресса и парламент проявляют большой интерес к проекту флага. Разрабатывает флаг “Uluru – Down Under Flag” для Австралии. В декабре возвращается обратно в Новую Зеландию через Австралию, Индию и Непал. Мировая передвижная выставка: Чехословакия. Выставки в Швеции, Австрии, Германии, Швейцарии, Лихтенштейне. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза в этом и следующем году. Рене Бро умирает в Париже, где он жил в студии Хундертвассера

1987 - В марте выпущена памятная почтовая марка номиналом 6 шиллингов – “Cept Europalia 1987”, на которой изображен Дом Хундертвассера. Разрабатывает дизайн постера для “Luna Luna” Андре Хеллера (André Heller). Переделывает “Palais des Beaux Arts” в Брюсселе для выставки Europalia. Реконструирует церковь Св. Варвары в Барнбахе (Штырия, Австрия) и выполняет планы для Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Мировая передвижная выставка: Чехословакия.

1988 - Рисует в Вальдвиртеле, Нижняя Австрия. По инициативе мэра Хельмута Цилька в содружестве с Петером Пеликаном работает над задачей реконструкции венского мусоросжигательного завода в Шпиттелау. Путешествует в Новую Зеландию; после его возвращения возобновляются работы на строительной площадке церкви Св. Варвары в Барнбахе. Создает цветной офорт “Bärnbacher Andacht” в качестве своего дара в фонд реконструкции церкви. Пишет манифест “Cultural Austria Against the Deportation and Destruction of Villages in Siebenbürgen, Rumania”. Архитектурная выставка в Галерее Хильгера, Франкфурт-на-Майне. Преподает в Международной летней академии в Зальцбурге, руководит вместе с Efthymios Warlamis и Irenäus Eibl-Eibesfeldt мастер-классом “Humane Architecture in Harmony with Nature”. Обряд освящения церкви Св. Варвары в Барнбахе. 20 декабря заложен первый камень в фундамент Детского центра в Хеддернхайме, Франкфурт-на-Майне. Выполняет дизайн и проводит кампанию за сохранение в Австрии черных номерных знаков для автомобилей. Работает над дизайном Энциклопедии Брокгауза. Получает Почетную золотую медаль города Вена и Почетную золотую медаль земли Штырия (Австрия).

1989 - Дальнейшее вовлечение в кампанию за сохранение австрийской идентичности в вопросе номерных знаков для автомобилей. В ноябре появляется “Hundertwasser Brockhaus Encyclopaedia” (Энциклопедия Брокгауза). Создает серию “Semi-Dako” (японские воздушные змеи) для музейного шоу в Японии. Возводит архитектурную модель “In the Meadow Hills” для 22-го района Вены; проект отвергнут из-за боязни, что он станет чрезмерно притягательным для туристов. Лекция по архитектуре “The Green City” в Бадене, Швейцария. Переезжает в декабре в Новую Зеландию. Выставки в США, Франции, Германии, Швейцарии и Австрии. Музейная передвижная выставка в Японии

1990 - Работает над целым рядом архитектурных проектов: KunstHausWien; Motorway Restaurant, Bad Fishau; AGIP Service Station, Вена; In the Meadows, Бад Зоден, Германия; Village Shopping Mall, Вена; Textile Factory Muntlix, Voarlberg; Winery Napa Valley, Калифорния. Выставки: Франция, Австрия, Швейцария, Швеция, Германия. Проводит весну в Новой Зеландии, читает лекции в Веллингтоне, Christchurch, Dunedin, Auckland и Blenhei для программы “Living Treasure Programme” и съемок 30-минутного телевизионного фильма.

1991 - В апреле проходит церемония открытия KunstHausWien (Музей современного искусства, Вена). Возвращается в Новую Зеландию, возобновляет занятия живописью. Задумывает и разрабатывает архитектурный проект “Hot Springs Village Blumau” (Штырия, Австрия) для компании Rogner Austria, который является видоизмененной реализацией идеи Хундертвассера из проекта “In the Meadow Hills – Rolling Hills”. Готовит градостроительный план для города Гриффена (Каринтия, Австрия). Презентация жетона Art Jeton, разработанного Ф. Хундертвассером для Казино “Австрия”. Лихтенштейн обращается с предложением к Ф. Хундертвассеру разработать памятную почтовую марку и координировать работу над серией “Hommage au Leichtenstein” (Посвящение Лихтенштейну). Другие марки этой серии были созданы Jean Tinguely, Paul Wunderlich, Enrico Baj и Рене Бро.

1992 - Разрабатывает дизайн для 4 телефонных карточек для Австрийской почтовой службы и почтовую марку, посвященную венской встрече глав государств ЕС в 1993 году. Выставка “Creative Architecture – Ethernal Longing” проходит в ряде торговых центров Германии (в составе выставки 12 архитектурных моделей). Выставка в Токио: “Hundertwasser – His Art, His Ecology, His Architecture”. Презентация модели градостроительного плана для Гриффена и публичная дискуссия “The Rebirth of Griffen – Does Carinthia need a Hundertwasser Project?” (Возрождение Гриффена – Нужен ли Каринтии проект Хундертвассера?). Церемония открытия жилого дома в Бад Зодене, Германия. Презентация первой модели для проекта “Hot Springs Village Blumau”. Пресс-конференция по случаю завершения реконструкции мусоросжигательного завода в Шпиттелау, Вена. В Токио установлен монумент “21st Century Clock” (Часы XX века) работы Ф. Хундертвассера. Токийское телевидение демонстрирует документальный фильм об архитектуре Хундертвассера и его экологических взглядах.

1993 - Рисует в Новой Зеландии, работает над проектом “Hundertwasser Bible” (Библия Хундертвассера). Разрабатывает дизайн обложки для книги “Стовассер – Латинско-немецкий словарь”. Вовлечен в кампанию против вхождения Австрии в Европейский Союз. Торжественная церемония открытия жилого комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Выполняет человечный редизайн “Ракового корпуса” университетской больнице в Граце, Австрия. Проекты фонтанов в Zwettl, Нижняя Австрия и в Линце, Верхняя Австрия. По случаю 65-годовщины телевидения транслируется праздничный спектакль-концерт “Person-to-Person” в Theater in der Jisefstadt, Вена. Судебные разбирательства о клевете и вымогательстве по отношению к Ф. Хундертвассеру, которые завершаются тюремными сроками для преступников.

1994 - Продолжает участвовать в кампании против вхождения Австрии в Европейский Союз. Архитектурные выставки в Вене, в Историческом музее Будапешта и в Ганновере. Открытие питьевого фонтана в Линце, фонтана в Zwettl и комплекса “Living Beneath the Rain Tower” в Плохингене, Германия. Архитектурные проекты для Будапешта. Выставка в галерее “Landau Fine Art”, Монреаль, Канада.

1995 - Три почтовые марки для Люксембурга и более трех почтовых марок для ООН выпускаются в ознаменование Всемирного саммита по социальному развитию в Копенгагене. Памятное гашение почтовых марок по случаю 25-й годовщины “Prenio Internazionale Aslago d’arte filatelica”. Работает над проектом “Blumau Hot Springs Village”. Выполняет редизайн гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Архитектурная выставка в Роттердаме и Нюремберге. Презентация “Hundertwasser Bible” (Библии Хундертвассера). Разрабатывает внешнее оформление самолета “Боинг B-757” для немецкой авиакомпании “Condor”; проект отвергнут. Выполняет архитектурный дизайн для музея для детей “Kids Plaza” в Осаке, Япония.

1996 - Выставка в Городском музее Бауншвейга и в Schleswig-Holstein House, Шверин. Торжественное открытие корабля “MS Vindobona” на Дунае; редизайн выполнил Ф. Хундертвассер. Получает премию “Tourism Prize of the Viennese Industry 1996”.

1997 - Презентация архитектурного проекта “The Forest Spiral of Darmstadt”. Выставка дизайна почтовых марок, графических работ и архитектурных моделей на выставке “Philatelia” в Кельне. Получает премию “Grand Prix of German Philately” (Гран-при филателии Германии). Работает над 366 индивидуальными дизайнами обложек книг по заказу “Bertelsmann Book Club”. Короткое путешествие в залив Урупукапука в Новой Зеландии на корабле “La Guidecca” – небольшом стальном судне из Венеции. Поездки в Сингапур, долину Напа – архитектурная работа над винокурней “Quixote Winery” в Сан-Франциско и Нью-Йорке. Торжественное открытие “Hot Springs Village Rogner-Bad Blumau”, Австрия. Дизайны для архитектурных проектов: “MOP”, Осака, Япония, “Hohe-Haine-Dresden” (Высокие рощи), Германия, “Marhthalle Altenrhein” (Крестьянский рынок), Швейцария. Начало строительных работ в гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. Получает премию “Grand Decoration of Honor for Services to the Republic of Austria” (посмертно награжден в марте 2000 года). Живет и рисует в доме на ферме “La Picaudière”, Нормандия.

1998 - Ретроспективная музейная выставка в Mathildenhöhe, Дармштадт, Германия. Музейный выставочный тур в Японию: Isetan Museum of Art, Токио; Музей “EKi”, Киото; Sakura City Museum of Art, Чиба. Вышел тираж постера, переданный Ф. Хундертвассером в фонд сбора средств для поддержки реконструкции Гимназии им. Мартина Лютера в Виттенберге, Германия. От имени Ассоциации немецких туристических агентств награжден в Берлине призом “VDRJ-Prize 1998” за выдающийся вклад в развитие туризма. Керамическая фреска “Submersion of Atlantis”установлена на новой станции метро “Oriente” в Лиссабоне. Создает и дарит постер “Among Trees You Are At Home” на поддержку экологического проекта лесонасаждения пустыни в Израиле. Архитектурный дизайн для насосной станции на острове Сакишима (Япония) и для Maishima Sludge Center, Осака, Япония. Работает над серией работ в технике шелкографии “La Guidecca Colorata”.

1999 - Работает над архитектурными проектами “The Green Citadel of Magdeburg” (“Зеленая цитатель Магдебурга”) и “Ronald McDonald-House” (“Дом Рональда Макдоналда”) в Эссене, Германия. Презентация архитектурного проекта “Железнодорожный вокзал Ильзена”, Германия. Работа по реконструкции общественного туалета в Кавакаве, Новая Зеландия. Музейные выставочные туры в Японии: Takamatsu City Museum of Art, Nagoya City Art Museum, The Hyogo Prefectural Museum of Modern Art, Кобе, The Museum of Modern Art Saitama. Пишет манифест “Creation Holds © Copyright”. Разрабатывает дизайн полос и обложки для своего Каталога-резоне и пишет комментарии к множеству своих работ, включенных в каталог.

2000 - Работает над архитектурным проектом для Тенерифе и Дилингена / Заара (Германия). Умирает от сердечного приступа в субботу, 19 февраля, в Тихом океане, на борту круизного лайнера “Queen Elizabeth II”. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов (Garden of the Happy Deads), под тюльпанным деревом.


За свои 72 года жизни Фриденсрайх Хундертвассер (реальное имя Фридерик Стовассер) был признан гражданином мира, кардинально изменил красоты в архитектуре, оставил необыкновенные плоды своего творчества по всему миру, писал собственный вариант Библии. Он говорил, что "Дома состоят не из стен - это иллюзия, - а из окон". Хундертвассер твердо доказывал свою теорию на практике - строя дома из окон.

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор-сказочник, художник-фантаст, космополит в творчестве и жизни, философ, в двойном псевдониме которого, переплелись яркость, романтичность, самобытность его натуры – «Friedensreich» – «Царство мира», «Hundertwasser» - «Сто вод»…

Фридерик Стовассер, проучившийся всего три месяца в Венской Академии изящных искусств, создатель собственного оригинального, виртуозного, радужного стиля, выведший теорию «диктатуры окон», когда каждое окно индивидуально и имеет право на собственную жизнь, полную радости и праздника, и воплотивший свои волшебные фантазии в жизнь, в жизнь поистине живых, свободных, поющих домов, полных детского, сказочного воображения и пышущих духом странствий и радости…

Половина Вены безоговорочно гордится им, вторая половина боится его сумасшедшего абстракционизма, способного превратить элегантную Вену в сказочный город гномов с разноцветными пряничными зданиями. "Хундертвассер - это кич!" - кричат ненавистники. "Хундертвассер - гений!" - спорят поклонники.
В общем, это скандальнй зодчий Фриденсрайх Хундертвассер!


В 1928 году в Вене в еврейс­кой семье родился мальчик Фридрих Стовассер. В детстве учился в школе Монтессори. Возможно, именно эта школа и повлияла на приверженность архитектора ярким цветам и привила любовь к природе.
Никто и не подозревал, что этот малыш через 20 лет станет редчайшим институтом идей абстракционизма, порой переходящих в бе­зумство. А все началось, когда юноша, путешествуя по Италии, решил сменить собственное имя Фридерик Стовассер на более эстетичное и несколько шокирующее - Фриденсрайх Хундертвассер. Части нового имени значили "царство мира" и "сто вод". В этом псевдониме переплелись яркость, романтичность и самобытность его натуры, оказавшие непосредственное влияние на все его творения.


Всего три месяца Хундертвассер успел проучиться в венской Академии изящных искусств, где испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле, а потом укатил в долгое путешествие. Италия, Тоскана, Рим, Неаполь, Сицилия, Флоренция... В Париже он поступил в Школу изящных искусств, но после первого же дня счел занятия скучными и бросил их.
Позже основал универсальную академию всех творческих областей под названием “Пинторариум”.


Вскоре он создал собственный оригинальный графический стиль, похожий на безумные воронки "Звездной ночи" Ван Гога. Спираль, изобретенная Хундертвассером в молодости, стала на всю жизнь его любимой темой, формой и содер­жанием.





Для него она была символом бесконечности мысли и совер­шенства. Он рисовал эти бурные водовороты с особой страстью, чувствуя какую-то неведомую силу, управляющую рукой художника.


Его творческого рвения и энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об образе города.


Хундертвассер считал, что жизнь в одинаковых домах-коробках ограничивает людей в праве на гармонию и собственный вкус: людям навязывают безликие и бездушные стены, не имеющие индивидуальности. А на самом деле, каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него. Именно с такими мыслями Хундертвассер возглавил несколько проектов по "реабилитации" бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема и замки. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из неё мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность.

Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев. Самый известный такой проект - выставочный зал в Вене. Идея с "деревьями-квартиросъёмщиками" не случайна: Хундертвассера занимала экология.







Творчество этого человека вряд ли может вызывать однозначную реакцию. Кто-то совсем не приемлет стиля, в котором выполнены его архитектурные работы, называет самого автора самоучкой, выскочкой и создателем «пряничных домиков». Другие же им восхищаются, вдохновляются его теориями и по-настоящему гордятся тем, что живут в строениях, возведённых по проекту Фриденсрайха Хундертвассера (1928 - 2000).






Так или иначе, видение мира этого человека и сегодня вызывает значительный интерес, сформулированные теории и манифесты звучат актуально, а Хундертвассерхаус в Вене входит в обязательный туристический маршрут каждого уважающего себя «охотника за достопримечательностями».

Это напоминает известную сказку "Ганс и Гретель": стены там были сделаны из печенья, крыша покрыта пряником, а окна - прозрачные леденцы. Это сказочное жилье - одно из самых дорогих в Вене, но когда Дом достроили в 1986 году, от желающих купить квартиру отбоя не было. Говорят, не все жильцы могут прожить тут долго. Во-первых, под окнами постоянно бродят туристы, во-вторых, наверное сложно передвигаться по неровным полам. Все зависит от того, кто перевешивает в душе жильца - эстет или обыватель.


Дом Хундертвассера, Вена, 1983-1986
Свою архитектурную концепцию он описал в нескольких манифестах и реализовал в десятках различных проектов. Его Идеальный Дом - это безопасная комфортная нора, сверху покрытая травой, и с множеством глаз-окон.















Хундертвассера очень интересовала экология, и он считал, что дать деревьям и траве место в доме и сверху - хоть какая-то компенсация за вред, нанесенный природе. Из интересных фактов стоит еще раз напомнить, что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди интересовались: "почему, вы носите разные носки?" Он каждый раз отвечал: "А почему, собственно, вы носите одинаковые?!" Графика Хундертвассера всецветна и геометрична. Сперва может показаться, что это абстракционизм, но это совсем не так: за каждой картиной закреплена целая концепция. В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге непрерывное представление на два дня. Пока зрители скопились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены. В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох и Харальд Шульт, постоянно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс был прерван, когда линия достигла высоты в 2,5 метра. Хундертвассер был недоволен, что ему не позволили закончить задуманное и постепенно добраться до точки в центре потолка, где линия-спираль нашла бы свое завершение.

Фриденсрайх Хундертвассер реализовал множество архитектурных проектов в Австрии, Германии, Японии, оставил свой след в Новой Зеландии, США, Израиле, Швейцарии. Вот некоторые его работы:





















Хундертвассер много работал также над проектами государственных флагов, монет, почтовых марок. В 1999 г. он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга».

Каждый рисует свой мир самостоятельно. Сам решает где жить, с кем жить и самое важное как жить. Мы создаем собственный "дом", наполняем его людьми, красками, вещами, запахами, воспоминаниями, надеждами. Порой этот дом великолепен, иногда ужасен, но однозначно неповторим, как не повторим узор на снежинках или листьях. Да пребудут в радости те, кто смог создать что-либо удивительное, новое, вдохновляющее. Да пребудут в блаженстве чудаки, чьи жизни, поступки и творчество помогают проснуться, встряхнуться, помогают отбросить в сторону шоры и взглянуть на этот мир иначе…

Я просто влюбилась в эти домики, вот бы жить в одном из них, смотришь на свое окошко, а оно не такое как все, не такое серое, оно необычное, яркое! Если б все такие домики были, наша земля была бы похожа на сказочные городки. И мы бы все, наверное, больше б улыбались, ведь как можно не улыбаться, когда ты видишь такие потрясающие, яркие здания

CIn the Meadows Bad Soden 1990-1993


1983-1986 Дом Хундертвассера - жилой дом в Вене. Здание выделяется «холмистой» этажностью, крыша укрыта землей и травой. Внутри многих комнат посажены деревья. Хундертвассер после завершения строительства отказался от гонорара за проект, заявив, что счастлив, что на этом месте не было построено что-либо уродливое. В доме расположено 52 квартиры, 4 офиса, 16 приватных и 3 общие террасы, и 250 деревьев и кустов.

Motorway Restaurant, Bad Fischau


“Дождевая башня”1991-1994


Отель1993-1997


Церковь св.Барбары 1987/1988)

Семейный центр 2004-2005

Фонтан 1993/94


Крытый рынок Швейцария), 1998-2001


1998-2001Крытый рынок


Германия Башня Хундертвассера 1999-2010

1997-2001(Мусоросжигательный завод “MOP”,Япония)


Мусоросжигательный завод в Вене 1988-1992

А это домик для Рональда Макдональда.

Слон в Хамме (Германия)

"Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур - унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема"
Лесная спираль в Дармштадте, Германия:


Зелёная цитадель в Магдебурге, последний проект Хундертвассера:


Вокзал в Uelzen:


Дом «Хундертвассер» в Вене, Австрия:

Эти вещи должны приносить радость тем, кто ими владеет и должны восхищать их и вызывать уважение, также из-за того, что вещи открывают новые смыслы, например, как странствование по незнакомой стороне или как волшебные деревья, которые постоянно прирастают новыми ветками, листьями и цветами, которые никогда раньше не видел.»


Биография (по материалам Википедии, "Hundertwasser" Harry Rand, Tashen)

       Фриденсрайх Хундертвассер появился на свет 15 декабря 1928 года в Вене. Его мать имела еврейские корни, а отец был родом из Австрии. В возрасте 8 лет начал посещать венскую школу, которая обучала по методике Монтессори. Примечательно, что сложное имя архитектора - это псевдоним. Родители назвали его Фридрихом (в переводе на современный немецкий язык звучит, как Фриденсрайх). Семейная фамилия звучала Штовассер. Архитектор заменил первую часть слова на Hundert, а вторая осталась прежней. Так и появился Фриденсрайх Хундертвассер.

       Его творческая концепция была описана в нескольких произведениях. Оригинальность идей сквозит во всем. Так, идеальный дом для Фриденсрайха - это нечто похожее на нору. На крыше обязательно должна быть трава и множество окон. Такое здание было реализовано на практике. Оно находится в Новой Зеландии и действительно напоминает уютную нору с травой на крыше, которую мирно щиплют гуляющие бараны.

       Хундертвассер был против однотипной городской застройки. Он считал ее скучной и причиняющей душевный дискомфорт людям. Архитектор был за то, чтобы раскрасить блеклые здания яркими красками. Ему поручили подобный проект, и он превратил унылые коробки экс-мануфактур в живописные дворцы.

       Фриденсрайху нравилось работать с керамической плиткой, из которой он делал мозаику. Еще одним излюбленным приемом было использование куполов золотистого или голубого оттенков. А в стенах архитектору нравилось делать ниши для деревьев. Наглядным примером применения этих приемов служит выставочный зал KunstHausWien. Кстати, любовь Хундертвассера к флоре не случайна. Для архитектора это был вклад в сохранение природы, которой сильно вредит индустриальное общество.

       Оригинальный ход мыслей Фриденсрайха подтверждает шоу с непрерывной линией. Он устроил его в 1959 году в Гамбурге. Архитектор и его друзья без перерывов посменно вели линию от нижней точки стены вверх. За двое суток удалось подняться на 2,5 метра. Но эксперимент был прерван, и автору не удалось довести задуманное до конца.

       Помимо зданий, неординарный австриец проектировал флаги, монеты и даже почтовые марки.

       Фриденсрайх Хундертвассер умер 19 февраля 2000 года во время морского путешествия из Новой Зеландии в Европу от сердечного приступа. В соответствии с его последней волей, похоронен в гармонии с природой в своем поместье в Новой Зеландии, в Саду Счастливых Мертвецов, под тюльпанным деревом.

       МАТЕРИАЛЫ

Фриденсрайх Хундертвассер – архитектор сказки, переплетение яркости, сказочности, романтичности и самобытности натуры архитектора. Хундертвассер – это не просто проектировщик памятных зданий, а ещё художник-фантаст, философ, космополит в жизни и мировом творчестве, одним словом, это архитектор настоящей сказки.

Практически все работы великого венского творца сравнивают с домами улитки, неизвестно уж чем так очаровало архитектурного гения это простое существо: единством жильца и его дома, либо бесконечной спиралью, которая всегда присутствует в творчестве Хундертвассера.

Однако сложно отрицать, что улитка не повлияла на его архитектурные принципы. Таким образом, Фриденсрайх Хундертвассер оставил после себя многогранную память, не только в виде необычайных строений, но и марки, плакаты, флаги, монеты, эмблемы, даже игровые жетоны казино.
Родился гений архитектуры в декабре 1928 года и, проучившись всего пару месяцев в Академии изящных искусств города Вены, он смог создать собственный оригинальный, виртуозный и одновременно радужный стиль в архитектуре.

Он чётко обрисовал доминанту окон, которая рисует индивидуально каждое окно с правом на свою собственную жизнь, где переливается праздник с радостью, воплощая в жизнь волшебные фантазии художника. У Хундертвассера получались поистине поющие дома, свободные, они олицетворяли то, что будет вечно – радость, сказку и дух странствования.

В 1949 году, после непродолжительной учёбы в Вене, будущий художник-архитектор отправляется в мировое путешествие. Он посещает Италию, заезжает в Париж, где тщетно пытался продолжить учёбу в искусствоведении, однако это был всего лишь однодневный урок. Далее Фриденсрайх едет в арабские страны – Тунис, Марокко, а потом и в Японию…

В своих путешествиях молодой Хундертвассер сформировал непоколебимую архитектурную точку зрения, которая и стала главным принципом в работах мастера. Первое, что всегда проповедовал архитектор – это то, что дом не являет собой какую-либо искусственную, враждебную среду, состоящую из многократно повторяющихся и одинаково печальных ячеек. Дом – это весёлая и полностью безопасная обитель, которая обустроена «по размеру» и «по вкусу» её владельца. В домах Хундертвассера царит асимметрия, природная гармоничность, и, самое главное, окна. Симметричность и правильность линий архитектор всегда приравнивал к концлагерям, уносящим жизни людей, в том числе и его родных (по линии матери Фриденсрайх Хундертвассер был евреем). Каждое окно в его зданиях живёт собственной жизнью, главенствуя над общим абрисом постройки. Как считал мастер, правильный дом должен состоять именно из окон, но никак не из стен.

Самой известной постройкой Хундертвассера является дом в Вене в честь его имени, который строился два года (1983-85). Это здание стало самым «цитируемым» и растиражированным на обложках журналов по архитектуре. Это дом мечты, который слил и воплотил почти все идеи великого художника.

Дом, где есть пристанище не только человеку, но всей растительности – от мала, до велика: траве, кустарникам, пышным деревьям. Сегодня, жить в доме Хундертвассера хоть и крайне дорого, но с момента постройки, ни одна квартира в этом здании никогда не была пустой.

В общей сложности с 1980 по 2000 год архитектором было создано около 36 значимых проектов, некоторые из них реализованы уже после его смерти. Помимо архитектуры он оформлял плакаты, фасады и автомобильные номера, писал картины, разрабатывал образы государственных монет и флагов, а также преподавал в школах и академиях искусств.

Знаменитые творения Хундертвассера
Оформление фасада зернохранилища Mierka – 1982-83, Австрия. Казалось бы, простое амбарное здание, но его художник сумел преподнести в оригинальном виде.
Редизайн фасада Церкви Св. Варвары – 1987-88, Австрия. Хундертвассер самолично принимал участие в строительных работах.
Редизайн придорожного ресторана – 1989-90, Австрия.
Детский центр во Франкфурте-Хеддернхайме - 1988–95, Германия.
Редизайн общественного туалета в Кавакаве – 1999, Новая Зеландия. Это здание 60-х годов архитектор реконструировал до неузнаваемости и предложил свой дизайн, который и был утверждён.

Церковь св. Варвары

Также его работы есть и в Швейцарии, США, Японии и Израиле. Хундертвассер не останавливался только на архитектуре, рисовании и преподавательской деятельности. В 1967 году Фриденсрайх сочиняет знаменитый манифест «Права на третью кожу» и лично зачитывает его в центре буржуазного и отчасти консервативного города Мюнхена полностью голым.
Когда Фриденсрайх Хундертвассер получил мировое признание архитектора, Венского профессора и стал лауреатом различных премий, он ежедневно стал дарить миру экстравагантность, выходя из дома в носках разного цвета, формы и длины.
В 2000 году, 19 февраля, неординарный архитектор, художник и дизайнер умирает. Его душу забирают нескончаемые просторы самой зелёной страны – Новой Зеландии.

Он успел проучиться всего три месяца в венской Академии изящных искусств у профессора с символическим именем Робин Христиан Андерсен, испытал влияние художников-экспрессионистов Уолтера Кампманна и Эгона Шиле и укатил в долгое путешествие.

Как-то все же это скомкано и поверхностно. Известно, что в 1948 году Хундертвассер недолгое время посещал Венскую академию изящных искусств.

Надо отметить, что семья нисколько не пострадала в период Второй мировой войны, не просто сохранив, но и чудесным образом приумножив свое состояние, средства на длительные вояжи у Фридриха имелись.

Более того, он мог себе позволить в разоренной Европе не работать, а «активно заниматься творчеством». Сильное влияние на него оказал Эгон Шиле, по его утверждению. А вот… по примечаниям льстецов, главным образом на его беззаботное богемное бытие в послевоенный период оказало… богатство . Кому ведь война, а кому мать родна!

В доме Хундертвассера расположены 50 квартир площадью от 30 до 150 кв.м., а также медицинский кабинет, парковка и кафе, детские игровые комнаты, частные и общественные террасы. На участке (в том числе и на самом доме) высажено 250 деревьев.

Дом Хундертвассера, строившийся с 1977 по 1986 год, стал первым свободным Домом и реализацией мечты художника. В бесконтрольной неправильности его линий ощущалась страсть к приключениям, принадлежность к волшебной стране, где соблюдаются права окон и деревьев, где полы не дают соскучиться в своей неровности, а крыши зарастают буйной растительностью. Где красота в широком смысле не имеет препятствий.

Подобная «индивидуальность», кстати, свидетельствует не только об отсутствии той самой «концепции», на которую постоянно претендовал Фриденсрайх Хундертвассер, но и об отсутствии практических представлений в современном зодчестве.

Разные окна и разная окраска… это ведь не архитектурная концепция, а детские капризы, значительно увеличивающие стоимость сооружения. Стоит лишь сравнить с исходной пластикой Гауди, где продумано все, от изготовления до совершенно иного уровня жизни действительно в воплощенной сказке. А здесь… такое впечатление, что малыш из школы Монтессори рисует по памяти знаменитые дома Гауди.

Здесь надо понять, что австрийцы, как и немцы, в этот момент узнают об ужасах этнических чисток в годы нацизма, вместе с Нюрнбергским процессом выплывают ужасы концлагерей… поэтому Фриденсрайх Хундертвассер купается в славе, он объявлен гением, ему воздают за всех замученных в годы Холокоста.

Все, что о нем написано, рассчитано на человека, который не знает современного уровня строительства, его развития, типологии. Это всего лишь удачливый декоратор, оформитель. Ну, пусть выдающийся дизайнер. Но это точно не архитектор! Если говорить о его профессии, которую он так и не приобрел, то он в послевоенный период был профессиональным евреем, сняв сливки с чужих страданий и погубленных жизней.

Доказательством этому служат два факта. Первый факт — это то, как распоясывался Фриденсрайх Хундертвассер в общественной жизни Австрии.

В 1959 году Хундертвассер устроил в Гамбурге перформанс с непрерывной линией. Пока зрители толпились в помещении, ожидая представления, Хундертвассер, ползая буквально под ногами у них, начал вести свою линию, выбрав точку внизу стены.

В течение двух дней и двух ночей он и два его друга, Базон Брох (Bazon Broch) и Харальд Шульт (нем. Harald Schult), непрерывно рисовали линию на стенах - сначала черным, потом красным, при свете свечей, когда власти отключили электричество. Перформанс прервали, когда линия достигла высоты 2,5 м. Хундертвассер сетовал, что ему не дали завершить задуманное и добраться до точки в центре потолка, где бы линия-спираль нашла своё завершение. В знак протеста художник отказался от должности доцента в Высшей школе искусства на Lerchenfeld и покинул Гамбург.

…Из занимательных фактов, стоит заметить что Хундертвассер всегда носил разные носки. И когда люди спрашивали его: «Почему вы носите разные носки?», он всегда отвечал: «А почему, собственно, вы носите одинаковые?!»

А это «из области легенд». Серьезный архитектор, заинтересованный в заказах и завоевывании профессиональной известности, не позволит себе таких публичных выходок.

Сочинил манифест «Право на третью кожу», который обнаженным прочитал в 1967 году в Мюнхене изумленной публике. Второе «голое» выступление с манифестом-бойкотом называлось «Loose from Loos». Кажется, в третий раз он устраивал мужской стриптиз перед тогдашним мэром Вены во время борьбы за проект своего Дома. Если учесть, что мэром была женщина, это уже смахивает на легенду. Хотя чем Хундертвассер не шутит.

А второй факт, стоящий за всеми этими перфомансами в том, что конструктивно-планировочную часть за него разрабатывали другие, профессиональные архитекторы , хотя Хундертвассер никогда не имел своего архитектурного ателье, очевидно… вообще не соображая, каково приходится другим воплощать его картинки в подражание Гауди.

Дома состоят не из стен — это иллюзия, — а из окон. Все свои лукавые декларации художник честно воплотил в жизнь. Он построил здания, свободные от общепринятых норм и клише, где природа и человек встретились не на почве борьбы и самоутверждения, а на основе творчества.

А далее… возникает вопрос по поводу «деревьев-квартиросъемщиков», которых Хундертвассеру нестерпимо жаль. Если в Германии и Австрии ему было позволено все, то в Америке он столкнулся… с экологическим контролем, выяснив, что вредные фасадные красители, а также плитку со свинцовыми красками там не производят.

Ну, скажите, где тут последовательность? С одной стороны страдает за природу, с другой стороны использует соединения, крайне вредные для окружающей среды и здоровья человека.

Здесь проблема не только в том, что ни о ком, кроме самого себя, этот «зодчий» не думает. Но он не владеет комплексным инженерным подходом, вообще не соображает, что должен учитывать на стадии проектирования.

…Парочку раз с задумчивым видом в разных носках заявишь, как окна и деревья хотели жить (с нажимом), а их отправили в концлагерь… и все вокруг проникаются необходимостью налепить черти что и с боку бантик. Да еще и прославить на весь мир, чтоб только им в четвертый раз мужской стриптиз не устроили.

Родина начала гордиться своим художником и устроила выставочный тур «Австрия представляет Хундертвассера континентам». Он начал с Парижа и проехал по Люксембургу, Марселю, Каиру, побывал в Нью-Йорке и Бостоне, заскочил в Тель-Авив, Варшаву, Рейкьявик, Копенгаген, Дакар… Можно смело брать географическую карту и повсюду ставить крестики: Мехико, Монреаль, Торонто, Брюссель, Будапешт, Ганновер, Бруклин, Мэриленд… Хундертвассер никогда не был в России, а жаль. Здесь бы его графика наверняка прижилась, он увидел бы воочию объекты своего вдохновения и главное — нашел бы аудиторию для своих экологических призывов, если бы, конечно, выдержал загазованность нашего воздуха.

Философия этого гражданина мира и заступника живой природы эффектнее всего иллюстрируется дизайном созданного им Флага мира для Ближнего Востока, на котором соседствовали зеленый арабский полумесяц и голубая звезда Давида на белом фоне. Сопровождало флаг издание Манифеста мира.

Открытый всем народам, Хундертвассер рисовал почтовые марки для республик Сенегал и Берег Слоновой Кости. В День Хундертвассера в Вашингтоне (18 ноября 1980 года) на площади Правосудия посадили первые двенадцать из сотни деревьев, и художник представил антиядерный плакат, агитировавший за экологию против ядерного вооружения.

«Человек и природа должны жить в гармонии», — декларировал Хундертвассер.

…Он считает, что живопись сродни религиозной деятельности. Он получает стимулы извне, чувствует какую-то неведомую силу, которая приходит или не приходит, чтобы управлять рукой художника. В былые времена сказали бы, что это Муза. «Конечно, идиотская идея, но вдохновляет», — усмехается художник. Он не признает амбиций вроде силы воли, образованности и перфекционизма.

«Я хочу, чтобы меня звали волшебником растительности или чем-то в этом роде».

Его энтузиазма хватает на оформление церквей и на дизайн детских центров, на развитие современного искусства и на заботу об облике города. Он удостоен Почетной золотой медали города Вены и Почетной золотой медали земли Штирия, с которой его связывает один из самых громких проектов последних лет.

…А понятие красоты в творчестве художника-фантаста очень обширно. Он не считает зазорным браться за то, от чего любой мэтр шарахнулся бы. Казалось бы, что еще нужно удачливому архитектору и известному на весь мир графику? А нужно ему в ничтожной ерунде, как, например, дизайн жетонов для казино, видеть художественную ценность. К слову, казино в Австрии всего ничего, шестнадцать штук, так что бизнес это солидный и престижный. Поэтому и жетоны Хундертвассер делает не простые, а художественные. С теми же чувствами он берется за дизайн телефонных карточек (привет коллекционерам), почтовых марок и плакатов. Хундертвассер увлекается собственным проектом Библии и параллельно разрабатывает внешний дизайн для «Боинга В 757» германских линий «Кондор». Он строит летние деревни, рынки, оформляет книжные обложки для библиоклубов.

Особо важных объектов Хундертвассеру не поручалось, все понимали, что получат на выходе графику со спиралькой (конечно-конечно! спираль изобрел Хундертвассер! сразу же по возвращении из концлагеря!) и разными окнами. В основном и на родине он занимался редизайном (картинками к архитектурной проработке) существующих зданий.

Один из ярчайших примеров – церковь Св.Варвары в Бёрнбахе (Австрия)

Работы над обновлением церкви проходили в 1987-1999 годах. Они включали редизайн церкви, планировку прилегающей территории, создание 12 арок над входами, символизировавших 12 основных мировых религий. В процессе Хундертвассер добавил многое «от себя». Он постарался максимально разнообразить окна здания, так как всегда считал, что именно окна, а вовсе не стены, создают фасад дома.

Различается не только оформление оконных проемов, но и размеры. Вершину колокольни украшает золотая маковка – архитектор любил завершать шпили и башни куполами по образцу православных церквей.

Как и каталонец Гауди, австриец Хундертвассер широко использовал в своих работах, в частности при оформлении церкви Св.Варвары, мозаику из кусочков керамической плитки, получая таким образом яркие поверхности с абстрактным рисунком.

Мило, конечно, сослаться на «каталонца Гауди» в таком контексте. Но мы видим, что Фриденсрайх Хундертвассер один к одному заимствует архитектурный вернакуляр в творческой манереГауди, как бы намекая на собственную самобытность.

Здесь, наверно, уместно сравнивать два творческих подхода к использованию вернакуляра в строгой графичности Марио Ботта и текучей пластике Гауди, который будто соединяет мавританское прошлое и испанское настоящее.

И если заметите, то Хундертвассер со старанием копииста передирает даже пропорции сказочных минаретов Гауди, будучи неспособным связать их концептуально с масштабами сооружения.

Впрочем… весь этот архитектурный волюнтаризм настолько приелся, что впоследствии Хундертвассера стали представлять как «

Хундертвассер оспорил ценность прямых линий и прославил свою знаменитую спираль, подчеркнул гуманность и человечность кривизны. Художник даже придумал себе профессию – лекарь архитектуры. Он лечил австрийские здания своеобразными дополнениями – росписью фасадов, надстройкой частей зданий разными асимметричными компонентами, размещением в неожиданных местах деревьев и кустарников. Многие историки архитектуры искренне считают, что художник вылечил венское зодчество от господства унылых прямых линий.

Впрочем, Веной художник не ограничивался. Постройки и декор, имеющий в основе идеи Хундертвассера, мы находим не только в Австрии, но и в Новой Зеландии, Германии и Израиле.

Хундертвассер много работал также над дизайном государственных флагов, монет, почтовых марок. Он с радостью брался за все, делал эскизы почтовых марок и очень в этом преуспел, так что в 1997 году получил гран-при филателистов Германии. Фильм о нем показывали в Каннах; первым среди европейских художников Хундертвассер вдохновил японских скульпторов по дереву, создавших по его образцам резные скульптуры.

В 1999 году он приступил к своему последнему проекту, получившему название «Зеленая цитадель Магдебурга ».

Цитадель расположена в центре города, и ее строительство бурно обсуждалось общественностью: находились как ярые приверженцы, так и противники. В прошлом на этом месте находился панельный дом – обычная многоэтажка, которую власти города решили обновить в фирменном стиле Хундертвассера, но в конце концов было принято решение возвести новое здание.

Зеленая цитадель носит все самые знаковые черты стиля, присущего художнику. Так, свое имя она получила благодаря огромному количеству зеленых насаждений на крыше, на стенах и внутри дома; деревья, кустарники и трава являются полноценными жильцами, и за ними тщательно ухаживают. Внутренние дворики оформлены мозаикой из битой керамической плитки.

Особое внимание уделено, как всегда, окнам: рядом нельзя увидеть два окна той же формы. По замыслу Хундертвассера, дом будет «стареть естественным образом», а красить фасады имеют право только жильцы – «куда руки достают».

Первый этаж занимают магазины, кафе, ресторан и магазин Хундертвассера; также в здании функционируют детский сад, театр и гостиница.

Хундертвассер дважды женился — один раз в Гибралтаре, другой — в Японии. Первый брак продержался два года, второй — пять. Зато теперь известный на весь мир семидесятилетний художник неизменно появляется всюду в сопровождении юных девушек. Подруги часто менялись, что вызывало зависть и любопытство коллег и деловых партнеров. Похоже, что и в интимной сфере Хундертвассер был не чужд эпатажа и перфомансов.

В местечке Блюмау на юго-востоке Австрии искали нефть, а открыли два минеральных источника. В этом регионе подобное — не редкость, так что разочарованные геологи закопали кипящие струи обратно и залили все бетоном. Но местные власти не желали сдаваться. В Блюмау было решено построить оздоровительный центр.



Рассказать друзьям