Галерея уффици, флоренция - описание музея. Главные музеи Флоренции — Питти, Академия Флоренция и ее меценаты

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Сколько бы времени Вы ни отвели на посещение Флоренции, его всегда будет мало. Одних только музеев во Флоренции насчитывается более 80. Ежегодно город посещают миллионы туристов, и в сезон избежать толп, увы, невозможно. При этом, каждая минута, потерянная в очереди на очередную достопримечательность, увеличивает счет упущенных возможностей. А если Вы оказались во Флоренции, скажем, в июне, то таких упущенных возможностей набежит немало.

Итальянцы приняли этот факт во внимание, и разработали систему, позволяющую покупать билеты в музеи Флоренции online . В этой статье мы расскажем о наиболее интересных из музеев города, куда можно купить билеты через интернет.

Галерея Уффици

Основанная во второй половине XVI века, Флорентийская Галерея Уффици (Uffizi) считается одним из самых значительных музеев изобразительного искусства в Европе. Основу музея составила коллекция картин, переданная Галерее семьей Медичи, правившей Флоренцией долгие годы.

Среди ее экспонатов – произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Караваджо и др. Наряду с итальянскими мастерами, в Галерее Уффици представлены лучшие полотна известных французских, испанских, немецких, голландских и др. художников, а также образцы искусства Античной эпохи.

В Галерее Уффици есть автопортреты российских художников

Своеобразной изюминкой Галереи Уффици считается уникальная коллекция автопортретов знаменитых художников. Примечательно, что идея собирать автопортреты мастеров кисти принадлежит Кардиналу Леопольду Медичи, прославленному отпрыску семьи Медичи, жившему в XVII веке.

Музей Барджелло

Построенный в XIII веке, нынешний Музей Барджелло (MuseodelBargello) изначально представлял собой укрепленный замок и выполнял функцию ратуши. Во времена правления семьи Медичи Замок Барджелло стал тюрьмой, а в его дворе казнили приговоренных к смерти арестантов.

Позже в здании размещалась городская полиция. И только в 1865 году Замок был превращен в Национальный музей Барджелло , экспонатами которого стали работы итальянских скульпторов эпохи Возрождения (XIV-XVII вв.).

В знаменитой скульптурной коллекции Музея первый шедевр Микеланджело – статуя бога вина Вакха и мраморный бюст Брута, убившего римского императора Цезаря. Бронзовая статуя этрусского бога «Амура-Атиса» и «Давида», победившего могучего Голиафа, – творения рук Донателло, Меркурий – флорентийского скульптора-маньериста Джамболоньи и др.

Какое-то время в здании музея Барджелло размещалась городская полиция

Национальный Музей Барджелло располагает также и другими, не менее интересными экспонатами. Среди них – коллекция старинного оружия, доспехов, арабских ковров, ювелирные изделия, майолика, изделия из слоновой кости и медали из коллекции семьи Медичи.

Капелла дель Подеста , расположенная на территории Музея Барджелло, также заслуживает отдельного внимания. Это место, где проходили последние часы приговоренных к смертной казни. Ее стены расписаны картинами, изображающими Рай, Ад и сцены из жития Святых, выполненные мастерами итальянской школы живописи, основанной Джотто ди Бондоне еще в начале XIV века.

Галерея Академии

Основанная в XVI веке при поддержке тосканского герцога Козимо I – продолжателя рода Медичи, – Академия изящных искусств во Флоренции стала первой академией живописи в Европе.

Картинная Галерея (Galleriadell’Accademia), созданная при Академии в 1784-м, первоначально выполняла функцию наглядного пособия для студентов художественных школ, подчиняющихся Академии. Здесь начинающие художники обучались секретам живописи, рассматривая произведения великих мастеров прошлого.

В Галерее Академии можно увидеть и оригинал статуи Давида работы Микеланджело

Сегодня в собрана крупнейшая во Флоренции коллекция живописи и скульптуры XV-XVI веков. Среди ее экспонатов всемирно известные работы Микеланджело – «Давид» и «Пленники», «Похищение сабинянок» Джамболоньи и др. Жемчужиной собраний по праву является живописное творение Сандро Боттичелли – «Мадонна у моря».

Также в Галерее Академии представлена уникальная коллекция гобеленов и табернаклей – богато украшенных сооружений, предназначенных для хранения предметов религиозного поклонения.

Палаццо Питти

Палаццо Питти (PalazzoPitti) – Королевский Дворец XVI века, служивший резиденцией семьи Медичи, а затем династии Лотарингских герцогов и итальянских королей. Сегодня Палаццо – один из крупнейших музейных комплексов и самых значительных достопримечательностей Флоренции.

Палаццо Питти включает в себя Палатинскую галерею, Королевские апартаменты, Галерею современного искусства, Музей серебра, Музей фарфора, Ювелирный музей, Музей карет и Галерею костюмов – крупнейшую в Италии коллекцию, посвященную истории моды.

Палаццо Питти был резиденцией королевских семей Флоренции

Палатинская галерея , оформленная в стиле барокко, представляет собой уникальное собрание произведений искусства. Среди ее экспонатов – 11 картин Рафаэля, знаменитые полотна Боттичелли, Тициана, шедевры Караваджо, Ван Дейка, Рубенса и др.

Музеи – своеобразная сокровищница изделий из золота и серебра, драгоценных камней, слоновой кости и пр. Здесь собрана также уникальная коллекция древнеримских амфор и ваз из Византии и Венеции.

Палаццо Веккьо

Одним из самых прославленных строений Флоренции является Палаццо Веккьо (PalazzoVecchio), возведенный в XIII веке для административных целей. Поначалу здесь заседали приоры, позже – синьоры, а после них – флорентийские герцоги.

Сегодня Дворец также выполняет административные функции – служит ратушей. Флорентийцы, как и много веков назад, продолжают проверять время по часам Палаццо Веккьо, установленным на 94-метровой башне баварским мастером в 1665 году.

Экскурсионная программа в Палаццо начинается с внутреннего дворика, выполненного в стиле раннего Возрождения.

Залы Палаццо Веккьо украшены золотым потолком и фресками

Салон пятисот, некогда предназначавшийся для проведения заседаний, украшен аллегорическими фресками Вазари и скульптурными композициями Микеланджело и Джамболонья.

Во Флоренции насчитывается свыше 70 музеев и такой плотной концентрации объектов, связанных с искусством, нет больше нигде в мире. Это, в свою очередь, порождает настоящую проблему выбора среди путешественников, которые посещают город всего на 1-2 дня. Для того, чтобы Вам легче было сориентироваться, BlogoItaliano отобрал 7 музеев Флоренции, которые заслуживают внимания в первую очередь.

Галерея Уффици славится своими очередями чуть ли не больше, чем шедеврами, которые хранятся в ее стенах.

Миллионы туристов со всего мира готовы часами стоять у входа, чтобы увидеть знаменитые полотна Боттичелли и Микеланджело, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Тициана и Караваджо, Дюрера и Эль Греко.

50 залов, 2000 экспонатов и 2 миллиона посетителей в год – такова самая известная галерея Флоренции, которая к тому же считается еще и самым старым музеем живописи в Европе.

Первые коллекции здесь были выставлены в 1581 году при Франческо I Медичи – почти сразу же после завершения строительства галереи.

Галерея Уффици - это 50 залов и 2000 шедевров

Парадоксально, но изначально здание замышлялось совсем для других целей – здесь планировали разместить офисы флорентийских судей (отсюда и название «уффици», т.е. «офисы»). Широкой публике музейная коллекция стала доступна спустя почти два столетия – в 1765 году.

«Рождение Венеры» Боттичелли, «Благовещение» Леонардо да Винчи, «Святое семейство» Микеланджело, «Портрет Льва X» Рафаэля, «Венера Урбинская» Тициана, «Вакх» Караваджо – это лишь немногие шедевры, ради которых стоит отстоять многочасовую очередь в галерею Уффици.

Писать о Галерее можно бесконечно и BlogoItaliano . Кстати, билеты в Галерею можно приобрести онлайн . Это сэкономит Вам время во Флоренции и позволит увидеть больше.

  • Часы работы: Вт-Вс: 8:15-18:50
  • Музей закрыт: 1 января, 1 мая, 25 декабря и по понедельникам.
  • Адрес: Piazzale degli Uffizi .

Дворец Барджелло

Насколько галерея Уффици знаменита своей коллекцией живописи, настолько дворец Барджелло славится своими скульптурами.

Национальный музей скульптуры был открыт в старинном здании XIII века в 1865 году. До этого Палаццо дель Капитано дель Пополо (1255) использовалось в качестве резиденции начальника полиции, а также содержания заключенных и размещения солдатских казарм.

Ценители скульптуры найдут здесь одну из первых работ Микеланджело – мраморную скульптуру бога вина «Вакха», бронзового «Давида» работы Донателло, а также многочисленные шедевры Брунеллески, Челлини и Джамболоньи.

Музей скульптуры разместился в старинном здании XIII века

Скульптурную коллекцию дополняет собрание гобеленов и арабских ковров, драгоценных камней, терракотов и фигурок из слоновой кости, а также экспозиция рыцарского облачения и оружия.

  • Часы работы: Пн-Вс: 8:15-17:00;
  • Закрыто: каждое 2-е и 4-е воскресенье и каждый 1-ый, 3-ий и 5-ый понедельник месяца
  • Адрес: Via del Proconsolo, 4
  • Часы работы: Вт-Вс: 8:15-18:50, Пн – выходной день
  • Адрес: Via Ricasoli, 58-60

Дом-музей Данте

Сразу стоит оговориться: здание, в котором сегодня находится Дом-музей Данте, было построено лишь чуть больше века назад, в 1910-х годах.

Поэтому рассказывать друзьям, что вы ходили по тем же комнатам и лестницам, где когда-то сочинял свои великие произведения Данте Алигьери, не получится. Но окунуться в жизнь и творчество великого поэта Средневековья и познакомиться с исторической и культурной средой его времени вы точно сможете.

Впрочем, отчаиваться тоже не стоит: настоящий дом Данте на этом месте когда-то действительно был.

Дом и угол улицы, где жил Данте Алигьери, были восстановлены в 1965 г.

Строительству музейного здания предшествовала кропотливая работа археологов по сбору информации о том, как выглядел дом Данте на самом деле и где точно он находился. К 1965 году восстановили не только сам дом, но и весь угол улицы, где жил Данте Алигьери.

На трех этажах здания Дома-музея Данте Алигьери хранятся копии рукописей и иллюстраций к его произведениям, а также мебель, картины, оружие и другие предметы той эпохи.

Отдельная часть экспозиции посвящена прекрасной Беатриче – главной героине «Божественной комедии» и реальной женщине, которую Данте встретил в соседней церкви Санта Мария.

  • Часы работы: Вт-Пт: 10:00-17:00, Сб-Вс: 10:00-18:00 (с 1 ноября до 31 марта), Пн-Вс: 10:00-18:00 (с 1 апреля по 30 октября)
  • Адрес: Via Santa Margherita, 1

Палаццо Веккьо

Старинное здание XIV века, долгое время служившее резиденцией властей, и сегодня продолжает выполнять административные функции. Однако большую часть крепости, все же, занимает музей.

Башня дворца, возвышающаяся над городом почти на 100 метров, когда-то принадлежала семье Ферабоски и лишь позже была включена в проект дворца.

Здесь до сегодняшнего дня сохранились колокола XIII века, а вот большие часы XVII века, украшающие одну из стен башни, – лишь копия оригинального изделия флорентийского мастера Бернардо XIV века.

Суровая на вид романская крепость долгое время служила не менее суровым целям: в башне дворца держали узников (в том числе Козимо де Медичи и Савонаролу), а на окнах вешали заговорщиков.

Музей занимает большую часть старинной крепости (XIV в.)

С 1540 года дворец стал принадлежать семье Медичи, но спустя 25 лет герцог Тосканский Козимо I перенес свою резиденцию в Палаццо Питти, и Палаццо Дукале (т.е. Герцогский Дворец) превратился в Палаццо Веккьо (т.е. Старый Дворец).

Музей Старого дворца посвящен в первую очередь истории Флоренции, но и здесь можно обнаружить целый ряд знаменитых произведений живописи и скульптуры, в том числе фрески Вазари и Бронзино, статуи работы Микеланджело и Донателло, а также гобелены, старинную карту мира и скрипки работы Страдивари и Амати.

В здании также открыт «Музей для мальчишек», где юных посетителей знакомят с историей и искусством города в игровой форме.

  • Часы работы:
  • Музей и археологические раскопки: Пн-Вс: 9:00-19:00 (с октября по март), Пн-Вс: 9:00-23:00 (с апреля по сентябрь), Чт – выходной день.
  • Мезонин Loeser Bequest: Пн-Вс: 9:00-19:00, Чт и праздничные дни: 9:00-14:00
  • Башня и укрепления (для лиц старше 6 лет): Пн-Вс: 10:00-17:00, Чт: 10:00-14:00 (с октября по март); Пн-Вс: 9:00-21:00, Чт: 9:00-14:00 (с апреля по сентябрь)
  • Адрес: Piazza della Signoria

Музей Сан-Марко

Музей Сан-Марко занимает здание бывшего Доминиканского монастыря, перестроенного по проекту любимого архитектора Козимо Старшего Медичи – Микелоццо (1396-1472).

Здесь долгое время жил монах Беато Анжелико, а сегодня в музее собрана полная коллекция его полотен, в том числе знаменитые «Благовещение» и «Страшный суд».

Музей расположен в здании бывшего Доминиканского монастыря

Сохранились и росписи стен в кельях на втором этаже, выполненные отчасти самим Фра Анжелико, отчасти – его учениками. Помимо фресок в музее также хранится ряд манускриптов.

Одностолпная палата Патриаршего дворца

20 мая 2011 г. в Одностолпной палате Патриаршего дворца откроется уникальная экспозиция под названием «Сокровищница Медичи». Впервые на выставке в России будут представлены шедевры, входившие в собрание знаменитой флорентийской династии. С течением времени великолепная коллекция Медичи оказалась рассеянной по разным музеям Флоренции - большая ее часть хранится ныне в Музее серебра Палаццо Питти, а также в Национальном музее Барджелло, Галерее Палатина, национальном археологическом музее, Галерее Уффици и Музее флорентийской мозаики (“Opificio delle pietre dure”). Все они объединились в рамках впечатляющего выставочного проекта Музеев Кремля, чтобы дать российским зрителям наиболее полное представление о блеске и великолепии двора Медичи. Никогда прежде в нашей стране не проводилось выставок такого уровня, посвященных итальянскому декоративно-прикладному искусству. Нынешняя экспозиция - часть программы «Королевские и императорские сокровищницы в Кремле», осуществляемой Музеями Московского Кремля с 2004 года, и приурочена к году русского языка и русской культуры в Италии и году итальянского языка и итальянской культуры в России.

Представители династии Медичи управляли Флоренцией с XV по XVIII вв. Восхождение семейства к вершинам власти началось с Козимо Старшего, который сумел подчинить себе весь город, даже не будучи признанным его официальным главой. Времена правления Козимо, а позже - его внука Лоренцо, прозванного Великолепным, стали «золотым веком» Флоренции, превратившейся в один из главных центров итальянского Возрождения. Власть Медичи ненадолго прервалась после смерти Лоренцо, но уже в первом десятилетии XVI века династия вернулась на утраченные позиции. При помощи императора Карла V Медичи получили звание великих герцогов и продолжали в таком качестве управлять Флоренцией (а впоследствии и всей Тосканой) на протяжении последующих двухсот лет. Только в XVII в. авторитет их стал ослабевать, а случайная смерть не оставившего наследников Джан Гастоне, последнего представителя семейства, оборвала династическую линию.

Начало коллекции Медичи было положено еще при Джованни ди Биччи, отце Козимо Старшего. Страсть к собирательству унаследовали и все последующие поколения. Не имеющие возможности похвастаться высоким происхождением (по преданию, они вели свой род от придворного врача Карла Великого), Медичи осознавали, что обладание изысканными и ценными вещами укрепляет их статус, демонстрируя образованность и культурность владельцев и, как следствие, способствует упрочению политической власти. Сокровищница Медичи включает в себя хрустальные кубки, ценнейшие античные сосуды и камеи, монеты и медали, драгоценные вазы, предметы из слоновой кости с тончайшей резьбой, мелкую пластику из бронзы, причудливые скульптуры из раковин, кубки-наутилусы в драгоценной оправе, всевозможные украшения. Эта известная во всем мире коллекция стала образцом для последующих правителей-коллекционеров, своего рода «протомузеем» и прообразом будущих европейских кунсткамер.

Посетители выставки в Музеях Кремля смогут увидеть лучшие вещи, тщательно отобранные из собрания флорентийских властителей, проследить за становлением и развитием коллекции. Экспозиция будет развернута в хронологическом порядке, представляя собирательские интересы Медичи, начиная с Лоренцо Великолепного и заканчивая Анной Марией Луизой, передавшей Флоренции родовые сокровища с условием, что они никогда не покинут города. Показанные на выставке предметы, связанные с конкретными представителями династии, не только важны как произведения искусства, но являются ценными историческими свидетельствами, позволяющими проникнуть в характер их владельцев и лучше понять историческую обстановку, в которой те жили.

Так, первые Медичи отдавали предпочтение античным памятникам (или вещам «в античном вкусе»), что было весьма характерно для эпохи Ренессанса в целом. Представители итальянских правящих родов желали видеть себя преемниками Римской республики, и Медичи не являлись исключением. Важной частью выставки станет собрание гемм. Посетители увидят великолепные произведения глиптики, созданные в античную эпоху, а также камеи, выполненные на основе древних образцов, с портретами флорентийских властителей, мечтавших быть увековеченными в соответствии с древнеримским культом прославленных мужей. Одним из самых интересных и неожиданных памятников этого ряда является портрет Савонаролы - фанатичного монаха, проповедовавшего во Флоренции в конце XV века. После смерти Лоренцо Великолепного он на некоторое время фактически сосредоточил в своих руках власть над городом, но впоследствии был казнен. Камея с изображением Савонаролы, вырезанная из сердолика знаменитым мастером Джованни делле Корниоле (так и прозванного - Сердоликовым), хранилась в коллекции Козимо I в числе наиболее ценных предметов. Не меньший интерес вызывают геммы с мифологическими изображениями и сценами из римской истории - как, например, «Падение Фаэтона» или «Жертвоприношение Муция Сцеволы». С влиянием античной мифологи связан еще один уникальный экспонат - печать с рельефным изображением Геркулеса (считавшегося основателем Флоренции), один из наиболее значимых символов власти рода Медичи.

При сыновьях Козимо I, Франческо и Фердинандо, коллекция пополнилась великолепными образцами «пьетре дуре» - изделиями из полудрагоценных камней, в том числе вазами причудливых форм в виде всевозможных зверей и птиц. Великий герцог Франческо организовал мануфактуру, где работали лучшие итальянские и иностранные мастера, производившие неподражаемые вещи из горного хрусталя, сосуды из полудрагоценных камней и даже фарфор. Впоследствии эти разрозненные мастерские были объединены под одной крышей Галереи Уффици, достигнув расцвета во времена правления Фердинанда I и став центром производства так называемой флорентийской мозаики. Московские зрители смогут увидеть великолепные образцы работ в этой технике - настоящие картины из камня, в том числе портрет самого Фердинанда I.

Медичи XVII века уже мало походили на своих славных предков, занимаясь не столько делами государства и культуры, сколько собственными увеселениями, однако страсть к коллекционированию оставалась неизменной. При Козимо II, следующем флорентийском герцоге, и его сыновьях в родовой коллекции помимо традиционных камей, медалей, ваз и статуэток появилось большое количество произведений из слоновой кости - от изящных статуэток (например, восхищающая тонкостью исполнения фигурка любимой собачки Марии Магдалины Австрийской, супруги Козимо II) до сложных религиозных композиций.

Особого внимания заслуживают драгоценности, связанные с именем последней представительницы рода Медичи - Анны Марии Луизы. Подвески и украшения, созданные из барочных жемчужин, золота, эмалей и драгоценных камней, представляют собой настоящие миниатюрные скульптуры, среди которых встречаются эпизоды из комедии дель арте, античной мифологии, фигурки зверей и птиц. Одна из таких скульптурок представляет собой золотую колыбельку, внутри которой закреплена большая барочная жемчужина, изображающая пуховое одеяльце, из-под которого виднеется головка младенца. Таков был символический дар Анне Марии Луизе от супруга с пожеланием рождения сына и наследника (мечта, так и не воплотившаяся в жизнь).

Все предметы, принадлежавшие разным представителям могущественной династии, будут демонстрироваться рядом с портретами семейства Медичи, причем не только непосредственных властителей Флоренции, но и их знаменитых родственников - в том числе папы Льва X и французских королев Катерины и Марии Медичи.

Одновременно с экспозицией в Москве в Палаццо Питти пройдет выставка «Сокровищница Кремля». Таким образом итальянские зрители также получат возможность познакомиться с лучшими экспонатами, хранящимися в собрании Оружейной палаты. Подобный обмен шедеврами, несомненно, будет способствовать сближению наших культур.

Палаццо Медичи-Риккарди (Palazzo Medici Riccardi), бывший ранее родовым замком семьи Медичи, является первым зданием в стиле раннего Ренессанса, возведенным во Флоренции. Эта расположена недалеко от площади Дуомо. Дворец стал архитектурным образцом для подобных построек в дальнейшем, превратившись в классику. А история одного из известнейших зданий Флоренции стала неотделимой частью истории города.

Вид и стиль палаццо были придуманы архитектором Микелоццо специально для семьи Медичи. Первоначально создание проекта было предложено (Filippo Brunelleschi) . Однако придуманное им сооружение показалось старому банкиру слишком вычурным и нарядным, и он отказался от его услуг. Козимо Старший считал, что слишком богатое здание будет вызывать лишнюю зависть. По историческим свидетельствам Брунеллески обиделся отказу настолько, что разбил предложенную герцогу модель дворца.

Образ дворца, предложенный Микелоцо ди Бартоломео, был напротив настолько прост, что Медичи безоговорочно принял его. Так на пересечении самых оживленных улиц того времени было начато строительство первого ренессансного особняка, которое продолжалось на протяжении 20 лет, начиная с 1444 года. Позже, архитекторы строившие дома для банкиров старались ни в коем случае не превзойти дом Козимо, чтобы хозяина не обвинили в зазнайстве.

Внутренний двор

Строгое сооружение в виде правильного четырехугольника скрывает внутри себя центральный дворик правильной формы, окруженный аркадами. Во время своего правления Лоренцо, входивший внутрь через арку, мог увидеть одновременно двух «Давидов», размещенных над атриумом. Один был создан , а второй – Веррокьо. Двор просто очарователен. Попадая туда, ощущаешь непривычную легкость, по сравнению с давящей мощью фасада. Позднее подобные элементы архитектуры станут обязательными для каждого дома аристократа.

Внутренний двор также принято называть «Двориком Микелоццо» или «Двором с колоннами». Архитектурное решение двора очень гармонично и создает эффект симметрии. Первый уровень здания выполнен в виде крытой арочной галереи с колоннами, украшенными фризом с медальонами, сценами из мифологии, выполненные Бертольдо ди Джовани, гербами Медичи и фестонами с монохромным граффито. На втором уровне расположены окна, которые повторяют очертания окон внешнего фасада. Третий уровень – арочная галерея, украшенная ионическими колоннами. На сегодняшний день она вся застеклена.

С южной стороны внутреннего двора можно увидеть надпись, расположенную на каменном картуше стены и датированную 1715 годом. Надпись прославляет Палаццо, его историю, величие семьи Медичи, не оставляя без внимания и семью Риккарди, и их вклад в обустройство здания. На стенах нижнего этажа размещены экспонаты из коллекций Медичи и Риккарди. Это и различные бюсты, и фрагменты рельефов, и целые римские саркофаги.

Под сводами можно увидеть скульптурную композицию «Орфей, усмиряющий Цербера», созданную Баччо Бандинелли в 1515 году. Изысканный постамент для статуи был изготовлен отдельно Бенедетто ди Ровенццано и украшен гербами Медичи.


Садик разбитый в дворике также стремиться к симметрии. Клумбы имеют правильную геометрическую форму, а дорожки выложены мозаичным рисунком. Раньше кусты и деревья были выстрижены в виде различных животных (оленей, слонов, собак). Статуя «Юдифь», созданная Донателло и стоявшая в центре, сегодня находится на ступенях . Вместо выстриженных кустов сейчас здесь осталось лишь множество цитрусовых деревьев в кадках.

Внешний вид

Фасад здания настолько прост, что является шедевром элегантности. Облицовка первого этажа дворца выполнена из тесаного грубого камня и напоминает стену крепости. Такой стиль должен был символизировать стабильность и мощь правления Медичи. Отдельного упоминания заслуживает второй этаж здания, облицованный гладкими плитами. Его стрельчатые окна с закругленными арками создавались по проекту самого Микеланджело. Верхний этаж ранее служил лоджией с юго-восточной стороны. На сегодняшний день она замурована.

По верхнему краю здания архитектор решил пустить сильно выступающий карниз с консолями. Подобные элементы не использовались в архитектуре со времен античности. Второй же этаж разделен с первым карнизом с зубчатым фризом, а также украшен гербом семьи Медичи.

Герб Медичи

Точного значения герба Медичи не существует. Однако в одной из исторических рукописей была найдена легенда, повествующая о связи семейства Медичи и Карла Великого. Некто из Медичи по имени Аверардо командовал армией Карла Великого. Однажды во время освобождения Тосканы от лангобардов, он сошелся в рукопашном бою с гигантом Муджело. Великан орудовал огромной палицей с железными шарами, а Аверардо приходилось лишь защищаться щитом. Вот эти следы на щите Медичи от ударов и стали гербом семьи. А первые земляные угодья Медичи были расположены в области с названием Муджело.

Альтернативные версии происхождения герба с 6-ю шарами говорят, что шары обозначают пилюли (предки Медичи были врачами) или слитки золота (символ богатства) – в средние века они имели шарообразную форму.

Первый этаж был разделен на конюшню, кухню и жилье для обслуги. Второй занимали покои хозяев и располагались различные представительские помещения. Ведь по начальному замыслу палаццо должно было служить не только домом семьи, а стать штаб-квартирой банка Медичи. А в те времена Козимо Медичи считался самым уважаемым из 80 банкиров Флоренции.

Внутреннее убранство

Некоторые из помещений первого этажа сохранились почти в таком же виде, какими они были в 17 веке. Одно из таких помещений Галерея Зеркал (Галерея Джордано, Giordano Galleria). Свод комнаты украшен фресками, которые создал неаполитанский художник Лука Джордано в конце 17 века по заказу семьи Риккарди. На фресках изображены аллегорические фигуры.

В центральной части свода находится «Триумф Медичи на облаках Олимпа». В центре композиции расположился Юпитер на вершине Олимпа. Его окружают персонажи с легко узнаваемыми лицами семьи Медичи. Главный персонаж, у ног которого восседает лев – это Великий герцог Тоскании Козимо III Медичи. По бокам от него верхом на белых лошадях его сыновья: справа – Фердинандо Медичи, слева – Джан Гастоне. Чуть ниже изображен брат герцога – Франческо Мария Медичи. Выше можно увидеть персонажей с горящими над головой звездами. Звезды символизируют собой спутники планеты Юпитер, которые были открыты Галилеем и посвящены семьи Медичи (лат. Stellae Medicae).

Покинув Галерею Джордано, вы увидите «Мадонну с Младенцем» кисти Филиппо Липпи. Флорентийскому художнику покровительствовала семья Медичи, и заказы от них поступали ему на протяжении всей жизни. Стоит отдать должное таланту художника, ведь воплощение материнской нежности не сможет никого оставить равнодушным.

Когда в 1494 году Италию оккупировали войска французского короля Карла VIII, провинция Флоренция находилась под руководством Пьетро Джино Капони. Итальянцы упорно не хотели сдаваться французам. Перед угрозой атаки Каппони сказал: «Если вы начнете трубить в трубы, мы зазвоним в колокола». Произошло это событие в зале, позже получившем название «зал Карла», а фраза попала в историю.

Поднявшись на второй этаж, не надейтесь застать там что-то из личных вещей Медичи. Ведь начиная с 17 века, помещения неоднократно перестраивались и видоизменялись. Некоторым внутренние комнаты могут показаться просто огромными. Но тут стоит вспомнить, что рассчитано здание было на большую итальянскую семью. А это не меньше шести-семи сыновей с женами, а также многочисленные дети, животные и слуги.

В отличие от первого, второй этаж считался парадным. Его стены покрыты мрамором, над головой позолоченный потолок, украшенный лепными украшениями, пол выложен мраморной плиткой, на окнах и дверях сделаны рельефные обрамления, мебель инкрустирована разноцветной деревянной мозаикой.

Капелла волхвов

Одним из самых известных мест во дворце стала небольшая семейная часовня, получившая название Капелла волхвов. Небольшое помещение стоит из двух комнат. Попадая внутрь, у вас захватывает дух. Появляется ощущение, что вы попали в сказочную шкатулку. Стены расписаны, но не циклом фресок, а скорее непрерывной единой декорацией. Украшением занимался Беноццо Гоццоли (итал. Benozzo Gozzoli, 1420-1497 ). Именно им было создано знаменитое «Шествие волхвов в Вифлеем». А присмотревшись, можно легко заметить, что лица волхвов сильно напоминают лица семьи Медичи.

Неспешно движется процессия волхвов. Одни старики и юноши смотрят на вас со стен, другие занимаются своими делами и абсолютно не обращают на вас никакого внимания. Кажется, слышится стук копыт, негромко разрывая тишину. Чувствуется запах лавра. Находясь внутри, ненадолго выпадаешь из реальности. Лица изображенных людей кажутся одновременно и близкими и далекими. Появляется ощущение обычной флорентийской улочки. Лишь одежда немного другая.

Стены полностью опоясаны бесконечно многолюдным шествием, которое возглавляют три волхва. У каждого из них свой кортеж. Вифлеемская звезда, указывающая им путь, сияет прямо с потолка.

Центральное место капеллы – алтарь. С начала 20 века над ним поместили алтарную роспись «Рождество», на которой Мария поклоняется младенцу вместе Иоанном Крестителем. Изображение является копией работы Филиппо Липпи, выполненной его учеником. Оригинал можно увидеть в галерее Берлин-Далем.

Все старшие представители семьи Медичи на протяжении нескольких веков проживали в этом массивном сооружении. Пока однажды при правлении Пьетро Медичи «Неудачника» им не пришлось покинуть свой дом, спасаясь от разъяренной толпы. Все, что было возможно, они постарались увезти с собой. Однако большая часть сокровищ была разграблена. В 1659 году, после периода некоторого упадка, Медичи продали палаццо семье Риккарди.

Кроме самого дворца маркиз Габриелло Риккарди стал владельцем и трех близлежащих зданий, которые также принадлежали Медичи. Сразу после покупки была начата реконструкция. Дворец был расширен с северной стороны и частично обновлен интерьер внутреннего убранства. Во время перестройки Риккарди старался сохранить внешний вид в стиле Ренессанса. Изнутри же интерьер был пересмотрен в сторону барокко, как раз начинавшего входить в моду. Добавление нового стиля сделало сооружение более величественным и зрелищным.

В 1814 году Риккарди принял решение продать здание Великому герцогу Тосканскому. С тех пор дворец получил имя обоих бывших хозяев Медичи-Риккарди. В 1874 году особняк был продан Провинции Флоренция, которая разместила в его помещениях Префектуру города.

Сегодня некоторые помещениях дворца также занимает Риккардианская библиотека. Ее основал еще Рикардо Риккарди в 1600 году. А с 1715 года библиотеку открыли для публики. Часть же незанятых помещений сохраняется в своем начальном образе и открыта для осмотра посетителей.

Полезная информация

  • Адрес дворца: Via Cavour, 3 (Улица Кавура недалеко от )
  • Официальный сайт: www.palazzo-medici.it

Время работы

Дворец открыт для посещений ежедневно с 9-00 до 19-00, кроме среды. В выходные и праздничные дни палаццо закрывается в 18-00.

ВАЖНО: касса работает с 9-00 до 17-00.

Стоимость билетов

Входной билет обойдется вам в 7 евро, для льготной категории (подростки и военнослужащие) – 4 евро. Люди с ограниченными возможностями могут посетить Палаццо Медичи-Риккарди бесплатно вместе с сопровождающим лицом.

ВАЖНО: вход в часовню ограничен по количеству посетителей. Не более 10 человек одновременно.


Как добраться

Если вы будете добираться на общественном транспорте, то вам подойдут автобусы №1,6,11,17. Если же вы решите воспользоваться личным транспортом, то припарковать авто можно на Центральном Рынке или железнодорожном вокзале, расположенных неподалеку.

Флоренция – тосканский город, стоящий на . В нем находится огромное количество различных достопримечательностей, большая часть которых является дворцами, соборами и музеями. Город стал колыбелью , Боккаччо и многих других известных личностей. Принято считать, что именно Флоренция стала местом зарождения Ренессанса в Италии.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

». Драгоценности прославленной флорентийской династии привозят из лучших музеев «колыбели Возрождения».

Это семейство недаром прозвали «крестными отцами Ренессанса». Выходцы из простонародья, они обладали почти безграничной властью над родной Флоренцией, сажали родню на папский престол и даже дотягивались до трона Франции. Для тех, у кого под рукой богатейший банк Европы, ничего невозможного нет. Но столь же решительно они отсчитывали флорины на меценатство и спонсирование гениев. Страстные коллекционеры, Медичи оставили родному городу одно из величайших собраний живописи и скульптуры - Уффици. Не говоря уж о бессчетном количестве предметов декоративно-прикладного искусства, которые со временем рассеялись по флорентийским музеям. Часть этой коллекции - камеи и вазы, монеты и медали, предметы из хрусталя, бронзы и слоновой кости, собиравшиеся столетиями, - сейчас привезли в Москву.

Все экспонаты выставки расположились в хронологическом порядке, так что получается осмысленный сюжет - не столько о вещах, сколько о стоящих за ними людях. О возвышении и угасании рода и вкусах его неординарных представителей, портреты которых представлены тут же. Причем начинается этот сюжет без разгона - сразу с коллекции Лоренцо Великолепного (1449-1492), самого харизматичного из Медичи.


Джорджо Вазари. Портрет Лоренцо Медичи Великолепного.

Страсть к искусству была у него в крови: еще дед Лоренцо, банкир и политик Козимо Старший, щедро жертвовал на строительство дворцов, библиотек, церквей. При нем Флоренция вступила в свой золотой век, правление Лоренцо стало его кульминацией. Прозвище Великолепный было всего лишь вежливой формой обращения, но Лоренцо оно подходило как нельзя лучше. Некрасивый человек с кривым носом, жидкими волосами, землистым цветом лица, каким он смотрит на нас с портретов, Лоренцо был обезоруживающе умен и обаятелен, писал неплохие стихи сам и за версту чувствовал талант в других. Недаром в годы его правления в Палаццо Медичи почти на семейных правах жили Боттичелли и Микеланджело. Что любопытно, при столь тесной дружбе с художниками всего дороже ему была не живописная или скульптурная часть своей богатой коллекции, а собрание камней.

Интерес первых Медичи к вещам «в античном вкусе», в том числе ювелирным камням, геммам, понятен. Тут и ренессансная любовь ко всему, что связано с античностью, и желание приобщиться к славе Древнего Рима. Сами Медичи голубой кровью похвастать не могли: свой род они вели от придворного врача Карла Великого. Но они правили Флорентийской республикой и хотя бы поэтому считали себя преемниками легендарных вождей республики Римской.

«Сокровищница Ме. Источник: «Сокровищница Ме.


Камея с двойным профильным портретом герцога Козимо I и его супруги Элеоноры Толедской.

На одной из камей «под античность», привезенных в Москву, - вырезанное из сердолика изображение Савонаролы, фанатичного монаха-доминиканца, который предсказал закат роду Медичи и фактически управлял городом после смерти Лоренцо. Эта камея была одним из самых ценных предметов в коллекции следующего великого Медичи - Козимо I (1519-1574). К тому времени как Козимо был призван к власти, воспоминания о мрачном времени правления Савонаролы и о его ужасном конце, когда проповедника сначала повесили, потом сожгли, а прах для верности сбросили с моста Понте Веккьо, успели поблекнуть. Суровый профиль самого Козимо, который первым из Медичи стал официальным властителем Флоренции и правил городом железной рукой, можно видеть на камее, где он изображен вместе со своей женой Элеонорой Толедской.

Во времена правления сына Козимо, великого герцога Франческо I (1541-1587), коллекция Медичи пополнилась вазами в форме зверей и птиц и другими причудливыми изделиями из полудрагоценных камней - «пьетре дуре». Минералогия была страстью великого герцога - как и другие естественные науки. В Палаццо Веккьо, куда к тому времени перебрались на жительство Медичи, и сейчас можно видеть Студиолу Франческо I - мрачную комнату, где он уединялся для алхимических опытов, а заодно хранил коллекцию минералов. По инициативе великого герцога в городе появились мастерские, производившие прелестные вещицы из горного хрусталя, сосуды из полудрагоценных камней и даже фарфор. Мировую славу эти мастерские снискали в годы правления младшего брата Франческо, Фердинанда I (1549-1609), когда здесь освоили производство флорентийской мозаики - «живописи» из ценных пород камня. На выставке представлен портрет благообразного синьора в жабо, выполненный в этой трудоемкой технике. Это сам Фердинанд I - мудрый политик, любитель оперы. А заодно, как недавно выяснили ученые, отравитель своего брата Франческо, подсыпавший ему мышьяка.



Рассказать друзьям