Главные герои романа «Война и мир». Главные герои романа «Война и мир» Эпилог война и мир осень краткое

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Эпилог романа «война и мир» Как в настоящей семье, в лысогорском доме жило вместе несколько совершенно различных миров, которые, каждый удерживая свою особенность и делая уступки один другому, сливались в одно гармоническое целое».

2 слайд

Описание слайда:

Ученик Владимира Набокова Альфред Аппель вспоминал об одной из лекций наставника: «...Внезапно Набоков прервал лекцию, прошел, не говоря ни слова, по эстраде к правой стене и выключил три лампы под потолком. Затем он спустился по ступенькам - их было пять или шесть - в зал, тяжело прошествовал по всему проходу между рядами, провожаемый изумленным поворотом двух сотен голов, и молча опустил шторы на трех или четырех больших окнах... Зал погрузился во тьму. ...Набоков возвратился к эстраде, поднялся по ступенькам и подошел к выключателям. „На небосводе русской литературы, - объявил он, - это Пушкин!“ Вспыхнула лампа в дальнем левом углу нашего планетария. „Это Гоголь!“ Вспыхнула лампа посередине зала. „Это Чехов!“ Вспыхнула лампа справа. Тогда Набоков снова спустился с эстрады, направился к центральному окну и отцепил штору, которая с громким стуком взлетела вверх: „Бам!“ Как по волшебству в аудиторию ворвался широкий плотный луч ослепительного солнечного света. „А это Толстой!“ - прогремел Набоков».

3 слайд

Описание слайда:

Эпилог – логическое завершение главной мысли романа – мысли о предназначении человека, о том, как жить. Толстой показал два основных пути, которые выбирает человек: для одних главное – внешнее благополучие, внешние ценности (богатство, карьера), для других – ценности духовные (жизнь не только для самих себя).

4 слайд

Описание слайда:

Для князя Андрея это потребность выразить себя, совершить что-то большое; для Пьера, княжны Марьи – делать добро; для Наташи – любить. А любить для нее значит быть счастливой самой и дать счастье другому человеку. В эпилоге мы видим героев, которые именно на этом пути обрели истинное счастье. В смысле глубокого удовлетворения своей жизнью. Пьер после долгих и трудных поисков нашел счастье в гармоническом слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни. Мысль семейная прозвучала в эпилоге романа.

5 слайд

Описание слайда:

Думаем…размышляем… 1.12 глава – почему приезд Пьера – радостное событие для всех? Для жены, детей, стариков, слуг? 2.Пьер и Наташа- хорошая семья? 3. Княжна Марья как жена и мать. Что было главным для княгини Марьи в воспитании детей?

6 слайд

Описание слайда:

Не к внешнему результату стремится она, не к тому, чтобы дети были удобными для нее, послушными и тихими, а к тому, чтобы выросли хорошими, добрыми людьми. Митя шалил за столом, Николай велел не давать ему сладкого. Мальчик притих – внешний результат был достигнут. Но мать видит взгляд мальчика и понимает: с этим наказанием вошли в душу ребенка недобрые чувства – зависть и жадность. И это для нее гораздо важнее.

7 слайд

Описание слайда:

Лев Николаевич Толстой сумел сделать вещь уникальную – показать поэзию и прозу семейной жизни в их неразрывной связи. В его счастливых семьях есть проза, но нет приземленности. Проза не противоречит высокой поэзии чувств и отношений. Вот Наташа встречает Пьера, задержавшегося в Петербурге дольше условленного срока, злыми, несправедливыми упреками. Но Пьер считает, что это говорит страх за сына, волнения, а не сама Наташа. Понимает, что Наташа любит его. Потому он не обижается на жену. Наташа боялась быть помехой мужу в его делах, она верила в них, с глубоким уважением относилась ко всему, что касалось духовной жизни мужа. Это – главное.

8 слайд

Описание слайда:

И Пьер, со свойственной ему терпимостью и умением понять другого человека, прощает Наташе вспышки раздражения и озлобления. Этот эпизод учит многому. Значимость счастливой семейной жизни в системе главных человеческих ценностей подчеркнута писателем ссылкой на Платона Каратаева. Пьер говорит Наташе: «Он одобрил бы нашу семейную жизнь». Платон Каратаев, по Л. Толстому, - выразитель народного духа, народной мудрости.

9 слайд

Описание слайда:

Образ Николая Ростова Пьер высказывает взгляды декабристов, а Николай возражает. Именно Николай считает, что должен повиноваться правительству. Какое оно бы ни было. Почему такой добрый, великодушный, благородный человек, как Николай Ростов, стоит на такой страшной позиции? Он не думает. Почему ограниченный, почему не задумывается? Почему не думает? От природы такой, что не может, или не хочет, боится думать? Он не хочет осложнять свою жизнь. Человек, который не хочет думать, даже добрый и благородный, может оказаться пособником темных сил. Не все же могут раздумывать обо всем на свете? Есть люди, которые не расположены к анализу и раздумьям.

10 слайд

Описание слайда:

Или жизнь человека может сложиться так, что у него нет сил и времени думать. Что нужно делать такому человеку, чтобы не оказаться слепым исполнителем чужой злой воли или просто чужих ошибок? Не участвовать в том, в чем не разбираешься. Это достойно. И для этого порой нужно больше мужества, чем для самого рискованного действия. Только мужественный человек, отбросив самолюбие, может сказать себе и другим: «Я в этом плохо разбираюсь. И потому не могу, не вправе действовать».

11 слайд

Описание слайда:

В эпилоге главные герои романа изображены в зрелую пору их жизни. Показывая их самоотверженное служение людям (обществу или просто семье, близким), Толстой описывает их с любовью. Не пропала и безвременно оборвавшаяся жизнь князя Андрея – растет достойный отца Николенька Болконский. Отношение автора к Николаю Ростову не столь однозначно. Пока его страшные слова – только слова, он симпатичен. Однако в этом образе заложено и предостережение всем нам: от слепого следования общепринятым взглядам, от некритического отношения к действительности. От бездумья.

12 слайд

Описание слайда:

Итоговый вопрос: какая жизнь настоящая: жить для себя или для других? Как нужно прожить жизнь? Толстому очень важно было через судьбу Наташи показать, что все ее таланты реализуются в семье. Наташа – мать сумеет воспитать в своих детях и любовь к музыке, и способность к самой искренней дружбе и любви; она научит детей самому главному в жизни таланту – таланту любить жизнь и людей, любить самозабвенно, забывая порой про себя; и учеба эта будет проходить не в форме нотаций, а в форме ежедневного общения детей с очень добрыми, честными, искренними и правдивыми людьми: матерью и отцом. И в этом – настоящее счастье семьи, потому что каждый из нас мечтает о самом добром и самом справедливом человеке рядом с собой. У Пьера эта мечта сбылась…

13 слайд

Описание слайда:

Роман Л. Н. Толстого "Война и мир" можно назвать "энциклопедией человека и жизни". Это произведение овеяно любовью к Родине, гордостью за ее прошлое. Писатель показал на страницах книги все, с чем сталкивается человек: с добром и злом, любовью и ненавистью, мудростью и глупостью, жизнью и смертью, войной и миром. Писатель наделил своих «любимых» героев прекрасной душой. И только он смог показать это с такой силой и убедительностью.

Данное краткое содержание эпилога «Войны и мира» разбитое по частям охватывает «мирные» события в 1819-1820 годов. В завершающих главах произведения автор описывает жизнь героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах, а также рассуждает о значении отдельных исторических личностей в истории целых народов. Эпилог романа «Война и мир» является одним из наиболее важных композиционных элементов всей книги. В нем автор подводит итоги произведения, выводя на первый план мысль о важности духовного единения между людьми. Роль эпилога «Войны и мира» – показать читателю, насколько любовь, дружба и взаимопонимание способны вести людей вперед и преодолевать любые трудности.

Чтобы лучше передать дух произведения мы включили в пересказ важные цитаты и выделили их серым цветом.

Часть 1

Глава 1

События первой части эпилога «Войны и мира» происходят спустя семь лет после военных событий 1812 года, которыми закончился четвертый том.

Толстой размышляет о движущих силах истории, а также роли в ней Александра I и Наполеона. Автор приводит к выводу, что нельзя однозначно оценивать деятельность исторических деятелей, так как такая оценка всегда будет субъективна.

Главы 2-3

Толстой размышляет о причинах движения европейских народов с востока на запад и с запада на восток и неоднозначной роли Наполеона в этих перемещениях. Автор пишет, что действия Бонапарта были глупыми и подлыми.

Глава 4

Описание роли Александра I в движении народных масс с востока на запад. После окончания Отечественной войны и с началом европейской личность государя выходит на первый план.

Глава 5

В 1813 году Пьер и Наташа поженились. В этом же году умер старый граф Ростов. После смерти графа финансовое положение Ростовых ухудшилось еще сильнее, поэтому Николаю приходится уйти в отставку и поступить на статскую службу. Долгов оказалось вдвое больше, чем имения, поэтому Николай с Соней и матерью селятся в скромной квартирке в Москве. В это время Пьер и Наташа живут в Петербурге, не зная о трудном положении Ростовых.

Глава 6

Княжна Марья приезжает в Москву. Узнав о переменах в жизни семьи Ростовых, княжна приезжает к ним. Николай встретил Марью торжественно и сухо (так как ему неприятна мысль о женитьбе на богатой невесте), что очень огорчило девушку. После отъезда Марьи графиня Ростова уговаривает Николая съездить к княжне.

Визит Николая к Марье Болконской. Во время беседы между ними происходит объяснение: Марья понимает, что причина в том, что он теперь беден, а она богата и поражается благородству Николая. Марья и Николай поняли, что теперь «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным» .

Глава 7

Марья и Николай поженились, поселившись с матерью Николая и Соней (бывшая возлюбленная Николая, родственница Ростовых) в Лысых Горах. Ростов оказался прекрасным хозяином и за три года смог расплатиться со всеми долгами, продолжая приумножать свое имущество.

Глава8

Вопреки просьбам мужа, у Марьи не получается полюбить живущую у них Соню. Однажды, когда Марья и Наташа говорили о Соне, Наташа сравнила Соню с пустоцветом: «Иногда мне ее жалко, а иногда я думаю, что она не чувствует этого, как чувствовали бы мы» .

Живя у Ростовых, «казалось, что Соня не тяготится своим положением» . «Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому» .

Глава 9

Лысые Горы, канун зимнего Николина дня 1820 г. Ссора Николая и Марьи: женщина думает, что муж ее не любит, но он уверяет, что без Марьи не находит себе места. Женщина думает о том, что никогда бы не поверила, что можно быть такой счастливой.

Главы 10-11

После замужества Наташа очень изменилась. Полностью погрузившись в заботу о муже и семье (у нее было три дочери и сын), она совсем перестала следить за собой, ревнуя при этом Пьера даже к гувернантке или к Соне. Самым важным в их семейных отношениях были желания Пьера, которые женщина старалась мгновенно угадывать и выполнять. «После семи лет супружества Пьер видел себя отраженным в своей жене» .

Главы 12-13

Декабрь 1820. Безуховы гостят у Ростовых. В Лысых Горах все любили Пьера, особенно Николенька, сын Андрея.

Старой графине Ростовой было уже за 60. После всего перенесенного «она чувствовала себя нечаянно забытым на этом свете существом, не имеющим никакой цели и смысла» . Дети понимали ее состояние и всячески о ней заботились.

Глава 14

Беседа Николая, Пьера и Денисова (который также гостил у Ростовых) о положении дел в России. Пьер говорит, что страна гибнет, и государь не пытается что-либо сделать. Он уверен, что будет переворот. Безухов признается, что является членом тайного общества и считает, что деятельность этого общества – путь к улучшению состояния дел в России. Николай Ростов резко возражает Безухову, так как считает, что переворота не будет.

Глава 15

Марья и Николай обсуждают факт вступления Пьера в тайное сообщество. Они боятся за своих детей, а особенно за Николеньку, который был очень взволнован, услышав слова Безухова о тайном обществе. Марья просит мужа вывести Николеньку в общество.

Глава 16

Описание теплых отношений между Пьером и Наташей. Они с полуслова понимают друг друга, могут говорить на любые темы и всегда чувствуют настроение друг друга.

Сон Николеньки Болконского. Ему приснилось, что он с Пьером, в касках, как в книге Плутарха, шли впереди огромного войска к славе. Но тут их остановил Николай Ростов, который грозился убить первого, кто двинется вперед. Обернувшись, Николенька увидел, что Пьер стал его отцом, Андреем. Николенька ощутил любовь к отцу, но Николай приближался к ним и мальчик в ужасе проснулся. Сидя в постели, Николенька думал о своем отце и о том, что в будущем добьется всего, чем был бы доволен даже его отец.

Часть 2

Глава 1

Вторая часть эпилога «Войны и мира» начинается с рассуждений автора о том, как историки изучают жизнь народов и отдельного человека. Толстой осуждает историков, считающих, что «народы руководятся единичными людьми» и что «существует известная цель, к которой движутся народы и человечество» .

Главы 2-3

Главы 4-5

Размышления автора о назначении власти, ее рассмотрении как совокупности воли масс. Толстой пишет, что жизнь всего народа не может поместиться в жизнеописание нескольких отельных лиц, а власть этих лиц не может стать причиной исторических событий.

Глава 6

Мысли Толстого о том, как приказы влияют на исторические события. Автором приведена иллюстрация распространения приказов в военной иерархии, в которой «приказывающие принимают наименьшее участие в самом событии» , так как их деятельность ограничивается исключительно «приказыванием».

Глава 7

Главы 8-10

Глава 11

Толстой полемизирует с историками, говоря, что история должна перестать искать частные причины событий, сосредоточившись на поиске общего закона, движущего историей человечества.

Глава 12

Мысли Толстого о борьбе между старым и новым взглядом на историю. Автор считает, что при рассмотрении исторических событий «необходимо отказаться от несуществующей свободы [воли исторической личности] и признать неощущаемую нами зависимость» .

Конец

Итоги и выводы

В эпилоге своего романа Лев Толстой изобразил не только окончание огромной истории, сотканной из хитрых переплетений человеческих судеб, но и представил собственные историко-философские размышления о законе бесконечных взаимовлияний и взаимосвязей человеческой жизни. Именно этот, неуловимый разумом, иррациональный закон и определяет, по мнению автора, судьбы народов и отдельных людей. Рекомендуем не только прочесть пересказ эпилога романа «Война и мир», но и оценить великое произведение полностью.

Квест

Мы подготовили интересный квест по роману “Война и мир” – пройти .

Тест по эпилогу

Вы можете проверить свои знания содержания эпилога, если ответите на вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 3916.

Предлагаем вашему рассмотрению краткое содержание эпилога части первой знаменитого романа Война и мир, что даст возможность очень быстро познакомиться с содержанием и смыслом каждой его части. Чтобы было удобно изучать эпилог романа Война и мир, предлагаем по главам.

Глава 1

В первой главе эпилога автор рассуждает об истории и реакции. Уже прошло семь лет после событий, что описываются в четвертом томе. И вот автор стал рассуждать об Александре Первом и . О том, что все историки обвиняют Александра в либеральных начинаниях. Каждый рассуждает о том, что он должен был действовать так, а не эдак, вот поэтому его действия неправильные. Но как пишет , если бы Александр действовал иначе, то все равно нашлись бы те, кто бы вновь оказался недоволен. Невозможно оценить действия Наполеона и Александра Первого, чем они хороши или плохи. Однако можно с уверенностью сказать о том, если бы все было по-другому, то не было бы и жизни, ничего бы не было.

Глава 2

Толстой продолжает свои размышления. Теперь он пытается понять два определения. Это гений и случай. Объяснить их точно невозможно, но в целом, когда происходящему нет объяснения, то применяют слово случай, а если человек видит происходящее, что нельзя сравнить с общечеловеческими устоями, законами, мнением, тогда это гений.

Глава 3

В третьей главе Эпилога Толстой вновь ведет рассуждение о движении европейских народов. Автор говорит о славе, величии и о миллионах случайностей. При этом он пишет, что Бонапарт занял свое положение случайно, а его действия были глупыми и подлыми. В случае с Наполеоном нельзя говорить о его гениальности.

Глава 4

Автор пишет о дипломатах, которые считают, что именно они влияют на затишье движения в истории. Дальше пишет автор о том, что случайная роль Наполеона завершается ровно тогда, когда совершаются действия. Он размышляет над тем, какую роль играл Александр в народном движении. При народной войне в Александре никто не нуждался, но вот в европейской войне государь выходит на первый план.

Глава 5

В пятой главе эпилога писатель знакомит с жизнью Ростовых. Он пишет, насколько плохо сказались на графе Ростове все события, с которыми столкнулась семья. Это и пожар Москвы, их бегство со столицы, смерть Пети и смерть Андрея Болконского, отчаяние Наташи. Каждое событие ударом отражалось на здоровье графа, который в один момент слег. Сначала он пытался казаться веселым, веселился и на свадьбе Наташи с Безуховым, но это все было показное. И как только молодые уехали, здоровье вмиг стало ухудшаться. В последние дни своей жизни граф постоянно просил прощения у жены, которая не отходила ни на шаг от мужа. Жалел граф очень о том, что разорил свое имение.

Граф умирает. Николай, узнав о смерти отца, берет отпуск и едет домой. После смерти отца, стали известны все долги, о которых никто и не подозревал. Однако Николай не отказался от наследства, а вступил в права с обязательством все выплатить. Однако их было настолько много, что не хватило денег от продажи имения. Николай, чтобы не быть арестованным за долги, которые стали требовать кредиторы, пошел в отставку и поступил на государственную служу. Около 30 тыс. рублей берет Николай в долг у Пьера. Сам же с матерью и Соней живет в небольшой квартире.

Наташа с Пьером живут в Петербурге и о проблемах Ростовых не в курсе. Дела же у Николая все хуже. Откладывать не получалось, так как он скрывал бедственное положение от матери, которая в свою очередь жила на широкую ногу. Выход был в женитьбе на богатой наследнице либо же в смерти матери, но ни о том, ни о другом не смел думать.

Глава 6

Княжна Марья в Москве. Она была наслышана о проблемах Ростовых, и уважала Николая за то, что он делал ради матери. Марья едет к Ростовым. Ее встретил Николай. Увидев девушку, он проявил холодность и сухость, хотя Марья надеялась на иной прием. Николай Соне сказал, что терпеть не может подобных Марье барышень. Он пытался забыть о княжне, но его мать постоянно о ней напоминала. Графиня говорила, чтобы он присмотрелся к девушке, описывала все ее достоинства и просила, чтобы тот поехал к ней с визитом.

Сама Марья пожалела о своем первом визите к Ростовым, она не могла простить холодность Николая, но успокаивала себя тем, что отдала должность Ростовой, ведь та была всегда к ней добра.

И вот спустя время Николай наведался к Марье, но по его холодному взгляду Марья увидела, что это всего лишь должность уважения. Так же холодно решила держаться с ним и княжна. Но лед растопился. Разговаривая с графом, княжна понимает его холодный прием. Причиной тому было ее богатство, в то время как он был беден. Этот благородный поступок Николая еще больше привязал к себе Марью. Молодые решают быть вместе.

Глава 7

Марья и Николай женятся и всем семейством уезжают в Лысые горы. За три года графу удается выплатить все долги, а получив наследство после умершей кузины, отдал долг и Пьеру. Дела Ростова пошли вверх, он планирует выкупать семейное имение. Увлекся хозяйством, что стало делом его жизни. Николай не любил нововведений и был уверен, в чем не ошибся, что именно в силе мужика-работника удача. Марья ревновала мужа к делу, и не понимала его восхитительных разговоров о хозяйствовании, обижалась, когда он говорил не влезать не в свое время. Однако все равно поддерживала мужа. А дела шли вверх. К нему мужики сами шли и просили их выкупить.

Глава 8

Автор продолжает описывать жизнь Ростовых. Николай стал замечать за собой жестокость в отношении к мужикам. Очень часто он поднимает руку. И вот последний раз, когда произошло наказание, случился разговор с женой. Марья попросила больше никогда не поднимать руку на людей. Граф дал слово и старался его всегда держать, но случалось, что он срывался и тогда он вновь каялся и давал обещания не делать подобное.

Николай рассказывает Мари о Соне и просит, чтобы та полюбила ее и пожалела. В разговоре Марьи с Наташей о Соне, вторая называет ее пустоцветом, но Соня ничего не замечает, живет, как получается, она как та кошка, что привыкла к дому.

Глава 9

В канун Николина дня Ростов решил заняться делами, представляя себе, что будет завтра, когда съедутся гости и придется выслушивать их поздравление.
Вечером все родные собрались за столом. Марья увидела, что Николай не в духе и решила узнать причину. Незначительная ссора между мужем и женой. Мари думает, что муж ее разлюбил, а тем более сейчас, когда она в положении. Далее мы знакомимся мимолетом с детьми Ростовых, после чего Николай и Марья мирятся. Николай сказал, что без нее он не может жить. Марья была счастлива.

Глава 10

Наташа за семь лет успела родить двух дочерей и сына. Это отразилось на ее фигуре. Теперь, когда-то худенькая и подвижная девушка превратилась в полную женщину, которая перестала появляться в обществе. Всю себя она посвятила детям и мужу. Она перестала за собой ухаживать, рассказывая о том, что просто нет времени, да и нет смысла в этом. От Пьера она стала требовать, чтобы и он был всегда в семье и не ездил ни по каким клубам и не заигрывал с другими женщинами. Сама же Наташа выполняла любую прихоть мужа и это было ей в удовольствие.

Глава 11

Безухову нужно ехать в Петербург. Уехал на три недели, но задержался. Наташа сама не своя, переживает и ревнует. Как раз в канун праздника Пьер возвратился. Наташа была на седьмом небе от счастья, но сразу этого не показала. Упрекнула мужа в том, что тот не приехал вовремя, что он там веселился, пока их ребенок был при смерти. Пьер в детской с детьми. Наташа наблюдает за ними и понимает, что он прекрасный отец.

Глава 12

Приезд Пьера обрадовал не только Наташу, ведь с его приездом все сразу поменялось. У каждого было настроение, да и подаркам все были рады. Не забывал Пьер и о старой графине, которая потеряла смысл жизни, когда не стало мужа и сына. Она теперь просто существовала, но родные не давали ей грустить и как могли о ней заботились.

Глава 13

Графиня не сразу стала рассматривать подарки. Сначала доиграла в пасьянс, а только потом распаковала все. Она осталась довольной. Все собрались за чаем, но при старой графине о политике не говорили, так как она отстала от жизни и ей бы пришлось постоянно все рассказывать, она бы прерывала разговор ненужными вопросами, поэтому при ней говорили на общие темы. Чуть спустя вбежали дети и Пьер пошел играть с ними.

Глава 14

Николенька Болонский очень любит проводить время рядом с Пьером. Пьер говорит, что тот становится быть похожим на отца. Дальше мужчины переместились в отдельный кабинет и заговорили о делах России. Пьер уверен, что вскоре будет переворот, что государь верит в мистификацию и забросил дела. Однако Николай уверен, что переворота не будет. Безухов рассказал, что вступил в тайное общество.

Глава 15

Во время ужина уже о политике никто не говорил. Позже Николай, зайдя в комнату, увидел жену. Она что-то писала. Как оказалось, это был дневник, где она в подробностях пишет о детях и их деятельности. Дальше супруги говорили о Пьере, о том, что тот вступил в тайное общество. Супруги переживают за детей, особенно за Болконского Николеньку, что был в восторге от речей Пьера. Марья просит Николая вывести Болконского в общество.

Глава 16

Автор рассказывает о Пьере и Наташе. У них идеальные отношения, они могут разговаривать на разные темы и понимают все с полуслова. Они разговаривали, признавались в любви, потом Наташа убежала к маленькому сыну, что проснулся и требовал еды. В это время автор перенес читателя в комнату Николеньки Болконского, которому снился сон. Во сне он видел себя и Пьера, с которым шел по полю боя, потом он на месте Пьера увидел отца, позже проснулся в поту. Проснувшись, решил, он должен и будет учиться, чтобы все им гордились.

А какую оценку поставите вы?


Эпилог

Часть первая

Глава I.

Рассуждения автора о движущих силах истории в связи с ролью Александра I и Наполеона. Автор говорит, что нель­зя сказать, вредна или полезна была деятельность обоих, так как нельзя сказать, для чего она была полезна или вредна.

Рассуждения о случае и гении. Эти два слова не обозна­чают ничего, а потому не могут быть определены. Если мы не знаем, почему происходит какое-либо явление, мы гово­рим: случай. Если мы видим силу, которая производит не­соразмерно с общечеловеческими действиями, и не знаем, почему это происходит, говорим: гений.

Рассуждения о причинах движения европейских наро­дов с запада на восток и с востока на запад. О случайной роли Наполеона в этих движениях. Вместо его гениально­сти есть только глупость и подлость, не имеющие аналога.

Конец случайной роли Наполеона, после того как дей­ствие совершено. Александр I и его роль в движении масс с востока на запад. Он не нужен был во время народной вой­ны, но после ее окончания и начала европейской войны он выходит на первый план. Мысли о роли личности в служе­нии общим целям. Личность может только наблюдать за жизнью, ее свершениями, понимая недоступность конеч­ной цели.

Свадьба Пьера и Наташи становится последним радост­ным событием в семье Ростовых. Смерть старого графа Ро­стова. Все предыдущие события: пожар Москвы, бегство из нее, смерть князя Андрея, Пети подкосили старого графа, и он умер, оставив материальные дела семьи в полном упад­ке. Разорение Ростовых. Николай выходит в отставку, по­ступает на гражданскую службу и с трудом содержит мать и Соню. Соня вела хозяйство, Николай чувствовал себя в не­оплатном долгу перед ней, но в то же время ненавидел ее за ее совершенство. Положение Николая становится все хуже. Есть два выхода: женитьба на богатой наследнице и смерть матери, но ни об одном, ни тем более о втором Николай и не помышляет. Наташа и Пьер в это время живут в Петербурге, не имея ясного представления о положении семьи Ростовых.

Приезд в Москву княжны Марьи. От знакомых она узна­ет о том, как жертвует собой Николай ради матери. Княж­на Марья думает о том, что ничего другого и не ожидала от него. Ее визит к Ростовым. Встреча с Николаем. Его от­чужденность от нее. Николай встречает княжну Марью осо­бенно торжественно и сухо. Огорчение княжны Марьи. Она чувствует, что его холодный тон что-то прикрывает, но вот что — она понять не могла и очень хотела выяснить. После ухода княжны мать уговаривает Николая съездить к Ма­рье, развеяться, кроме того, она хорошая девушка и бога­тая наследница. Николай долго упирается, но наконец сда­ется. Ответный визит Николая. Объяснение Николая с Ма­рьей. Марья заводит разговор о его положении, но Николай перебивает. Княжна говорит, что он стал другим, Николай отвечает, что для этого есть много причин. И тут Марья по­нимает, что все дело в том, что он теперь беден, а она богата. Княжна еще раз поражается благородству души Николая. Но чувства берут свое, и «далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

Женитьба Николая на княжне Марье. Жизнь в Лысых Горах. Хозяйство Николая. Из Николая получился хороший хозяин. За три года смог расплатиться со всеми долгами, ку­пил имение около Лысых Гор, вел переговоры о выкупе име­ния отца Отрадное. Княжна Марья никогда не вмешивалась в дела имения, а только созерцала хлопоты Николая.

Глава VIII.

Семейная жизнь Николая. Николай был очень вспыль­чивым и любил распускать руки. Объяснение с графиней Марьей по поводу избиения старосты. Княжна Марья пла­чет, ей жаль человека, и Николай обещает, что больше ни­когда он не поднимет ни на кого руку. Положение Сони в доме. С самого начала совместной жизни Николай расска­зал Марье обо всем, что было между ним и Соней, и просит княжну любить Соню, не обижать. Марья старается любить Соню, но не может и даже ищет в ней отрицательные каче­ства. Характеристика, данная Соне Наташей. Наташа на­зывает Соню пустоцветом, но говорит, что Соня не понима­ет, не чувствует этого так, как чувствуют они, Марья и На­таша. И Марья, глядя на Соню, соглашается с Наташей. Соня, казалось, не тяготится своим положением, с которым вполне примирилась. Она живет так, как живется.

Канун зимнего Николина дня 1820 г. в Лысых Горах. Николай и графиня Марья. Их размолвка и примирение. Княжна Марья вдруг начала сомневаться в том, что Нико­лай ее любит. Он успокаивает жену, говоря, что без нее он не находит себе места. Дети. Счастье графини Марьи. Она думает, что никогда бы не поверила, что можно быть та­кой счастливой. Но в то же время в ее взгляде выразилась грусть. «Как будто, кроме того счастья, которое она испы­тывала, было другое, недостижимое в этой жизни счастье, о котором она невольно вспомнила в эту минуту».

Наташа замужем. Она очень изменилась, уже не было той Наташи, которую все знали с детства. Она жила в про­тиворечии с тем правилом, что девушка, выйдя замуж, не должна опускаться. Она вся погрузилась в семью, своего мужа, открылась вся, без остатка. Отношения с Пьером. Весь дом Наташи и Пьера держался на желаниях Пьера, которые Наташа старалась угадывать и мгновенно выпол­нять. После семи лет совместной жизни Пьер видел себя от­раженным в своей жене.

Наташа в ожидании приезда Пьера из Петербурга. С тех пор как Пьер уехал, Наташа находится в состоянии страха, грусти и раздражения. Приезд Пьера. Оживление Наташи постепенно переходит в гнев, она ругает Пьера за то, что тот так долго не возвращался. Но Пьер знает, что не вино­ват и что скоро этот гнев перейдет в веселье и радость. Пьер и Наташа в детской. Пьер полностью поглощен своим ма­леньким ребенком. Наташа говорит, что он отличный отец.

Семейные интересы обитателей лысогорского дома. Все в доме любили Пьера, особенно Николенька, сын князя Андрея. Из всего им слышанного он сделал вывод, что его отец, умирая, завещал свою возлюбленную Наташу своему другу. А отец был для Николеньки чем-то вроде божества. Подарки. Несмотря на то что Пьер жил теперь большой се­мьей, он заметил, что тратиться стал меньше и его дела ста­ли поправляться. Он понял, что такой распорядок жизни теперь на всю жизнь, и был рад этому. Старая графиня Ро­стова. Ей было уже за 60 лет. И после всех событий она те­перь чувствует себя на этом свете случайно забытым суще­ством, не имеющим никакой цели и смысла. И все обитате­ли дома понимают ее состояние, а потому заботятся о ней. Только дети пугаются ее и сторонятся.

Глава XIII.

Пьер с женой в гостиной. Разговор домашних со старой графиней о петербургских новостях. При графине старают­ся не говорить о современном положении страны, а только о тех людях, с которыми она была знакома раньше, так как графиня так сильно отстала от жизни, что объяснять ей все не было смысла. Пьер среди детей. Пьер полностью отдает­ся игре с чулками.

Николенька Болконский. Пьер говорит, что Николень­ка становится похож на отца, чем вызывает гордость маль­чика. Денисов. Разговоры об общественных интересах в Пе­тербурге и положении дел в России. Пьер говорит, что го­сударь ни во что не вмешивается, погряз в мистицизме, все гибнет, везде разруха. Возмущение реакцией и аракчеев­щиной. Мысли Пьера об обществе. Он говорит, что теперь надо всем взяться за руки, чтобы противостоять тому, что творится. Надо создать тайное общество. Будет переворот — так считает Пьер. Взгляды Николая Ростова и его резкое возражение Пьеру. Он доказывает Пьеру, что никакого пе­реворота нет и не будет, это только воображение Пьера. Вол­нение Николеньки Болконского, вызванное спором взрос­лых. Он говорит Пьеру, что если бы князь Андрей был жив, он поддержал его. Пьер понимает, какая умственная работа идет в голове этого мальчика, и горд этим.

Николай и графиня Марья. Ее дневник. Восхище­ние Николая своей женой после прочтения дневника. Он понимает, что в духовном отношении он ничтожен перед своей женой. Их разговор о споре в кабинете и о Николеньке. Николай говорит, что погорячился в споре с Пьером, но он не может принять то, что Пьер вступил в тайное общество. Княжна Марья соглашается с Нико­лаем, что тайно общество это опасно, тем более что нель­зя рисковать детьми. Она боится за Николеньку, потому что он всегда наедине со своими мыслям. Кроме того, ее очень беспокоит то волнение, которое испытал Николень­ка при рассказе Пьера о тайном обществе. Марья просит Николая вывезти мальчика в общество. Николай обещает сделать это.

Наташа и Пьер. Их разговор о детях, о споре с Нико­лаем, о Платоне Каратаеве. Наташа думает о том, что этот важный для общества человек — ее муж. Она спрашивает Пьера, одобрил бы Платон Каратаев его вступление в тай­ное общество. Пьер говорит, что не знает, но вот что бы он точно одобрил, так это их семейную жизнь, и Пьер с гор­достью показал бы ему детей. Внутренние отношения Пье­ра и Наташи. Они с полуслова понимаются друг друга, хоть и по-разному относятся к жизни. Сон Николеньки Болкон­ского. Мысли об отце и Пьере. Николеньке приснилось, что он и Пьер идут впереди огромного войска, которое было со­ставлено из белых косых линий, нитей Богородицы, как их назвал Десаль. Но вот нити начинают слабеть, путать­ся, становится тяжело. В грозной позе перед ними появля­ется Николай Ростов и говорит, что убьет по приказу Арак­чеева первого, кто двинется. Николенька оглядывается на Пьера, но вместо него видит отца. Он ласкает сына, и тот чувствует себя жидким, бескостным, бессильным. Николай Ростов все ближе подбирается к ним, Николенька ощущает страх и просыпается. Николенька после пробуждения дума­ет о том, что отец поддерживает его и Пьера. А потому он, Николенька, будет учиться и сделает то, чем заслужит лю­бовь и восхищение всех людей, а также похвалу отца.


На этой странице искали:

  • война и мир эпилог краткое содержание
  • краткое содержание эпилога война и мир
  • эпилог война и мир краткое содержание
  • война и мир эпилог
  • война и мир эпилог краткое содержание по главам

«Война и мир » — роман-эпопея Льва Николаевича Толстого , описывающий русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах.
Это последняя часть романа - четвёртый том. Кроме того имеется эпилог, с кратким содержанием которого вы сможете ознакомиться на этой странице.

ВОЙНА И МИР. Том 4.

Слушайте роман Льва Толстого "Война и мир" том 4


Пересказ «Война и Мир» Том 4 Толстой Л. Н.


Смотрите так же:

ВОЙНА И МИР. Том 4. Краткое содержание

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Спокойная, роскошная петербургская жизнь идет по-старому: «из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги».

У Анны Павловны Шерер в день Бородинского сражения был вечер, цветком которого было чтение письма патриарха князем Василием. Князь Василий славился искусством чтения: он невпопад то понижал, то повышал голос, прикрывал глаза и завывал. Чтение письма имело политическое значение: на вечере присутствовало несколько важных лиц, которых надо было устыдить за их поездки во французский театр и воодушевить к патриотическому настроению. Новостью дня в Петербурге была болезнь графини Безуховой. «Все очень хорошо знали, что болезнь эта происходила от неудобства выходить замуж сразу за двух мужей и что лечение итальянца состояло в устранении этого неудобства».
На следующий день разносятся известия о победе русских войск под Бородиным. Князь Василий с гордостью говорит о том, что всегда был уверен в том, что Кутузов — единственный человек, который способен победить Наполеона. Через несколько дней приходит известие о сдаче Москвы французам. Теперь все называют Кутузова изменником, а князь Василий говорит, что «нельзя было ожидать ничего другого от слепого развратного старика».

Элен кончает жизнь самоубийством с помощью большой дозы лекарств. Официально же в обществе говорят, что она умерла от страшного припадка грудной ангины.

Нам, современникам, представляется, что в то время как Россия до половины была завоевана, все люди от мала до велика были заняты только тем, чтобы жертвовать собою, спасать отечество или плакать над его гибелью. В действительности же такого не было. Большая часть людей того времени не обращала никакого внимания на общий ход дел, а руководствовались только личными интересами настоящего. И эти люди были самыми полезными деятелями того времени. «Только одна бессознательная деятельность приносит плоды.

А человек, играющий роль в историческом событии никогда не понимает его значения». «В армии, которая отступала за Москву, почти не говорили и не думали о Москве, и, глядя на ее пожарище, никто не клялся отомстить французам, а думали о следующей трети жалованья, о следующей стоянке, о Матрешке-маркитантше и тому подобное».

К числу таких людей относится и Николай Ростов. За несколько дней до Бородинского сражения он отправляется в Воронеж покупать лошадей для полка. В городе стоит оживление по случаю прибытия многих богатых семей из Москвы. Николай производит фурор среди барышень своей непринужденной манерой танцевать, пытается волочиться за одной замужней блондинкой. На балу Ростов встречается с тетей княжны Марьи, которая приглашает его к себе. Княжна Марья живет у тети. При мысли о княжне Николай испытывает чувство застенчивости, даже страха. Он рассказывает губернаторше о своих задушевных мыслях. Ростов говорит, что княжна Марья ему очень нравится, что обстоятельства их встречи он не раз воспринимал как знак судьбы, но он связан обещанием кузине Софье. Губернаторша считает, что положение дел Николая не безнадежно, и обещает помочь.

Ростов приезжает к княжне Марье. Княжна, увидев милого ее сердцу Николая, сразу преобразилась. В голосе ее в первый раз зазвучали новые, женские грудные нотки; «ее страдания, стремление к добру, покорность, любовь, самопожертвование — все это светилось теперь в этих лучистых глазах, в тонкой улыбке, в каждой черте ее нежного лица». Ростов «чувствовал, что существо, бывшее перед ним, было совсем другое, лучшее, чем все те, которые он встречал до сих пор, и лучшее, главное, чем он сам».

После свидания с княжной все прежние удовольствия для Николая потеряли свою прелесть.

Николай встречает княжну Марью в церкви и видит «трогательное выражение печали, мольбы и надежды» на ее лице. «Вот именно ангел! — говорил Он сам с собою. — Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил». «Мечтания о Соне имели в себе что-то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно. «Как она молилась! — вспомнил он. — Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена, Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? Более мой! Выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения!» И Николай со слезами на глазах молится так, как никогда не молился. В этот момент Лаврушка приносит Ростову письмо от Сони, в котором она отказывается от обещаний Николая и дает ему полную свободу. Соня не сразу решилась на этот шаг. Графиня Ростова была одержима желанием женить сына на княжне Марье, Соня же была препятствием этом. Графиня всячески усложняет Соне жизнь, но, видя, что это безрезультатно, со слезами просит девушку, чтобы она, пожертвовав собою, разорвала свои связи с Николаем. Таким образом Соня отплатила бы за все благодеяния, которые сделала для нее семья Ростовых. Но Соня не может отказаться от смысла своей жизни — и решает навсегда связать себя с Николаем. Девушка видит, что князь Андрей и Наташа любят друг друга и, в случае выздоровления князя, поженятся. И тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Князю Андрею становится лучше, и Соня пишет письмо Николаю.

Пьера содержат вместе с другими подозрительными заключенными. Французы устраивают нечто вроде суда, главная цель которого — обвинить их в поджигательстве. Пьер чувствует себя ничтожной «щепкой, попавшей в колеса неизвестной ему, но правильно действующей машины». Безухова приводят к жестокому французскому генералу Даву. Даву обвиняет Пьера в шпионаже, и Пьер понимает, что жизнь его висит на волоске. Он называет свое имя, говорит о своей невиновности. Даву и Пьер несколько секунд смотрят друг на друга, и этот взгляд

Спасает Пьера: они поняли, что они оба дети человечества, что они братья. Но тут Даву отвлекает адъютант, и Пьера, в числе других заключенных, ведут на казнь. Безухов понимает, что не люди приговорили его к казни, всему виной склад обстоятельств. Заключенных по двое отводят к яме, расстреливают, а потом закапывают. Заключенные не понимают, что происходит, и не верят тому, что будет. «Они не могли верить, потому что они одни знали, что такое была для них жизнь, и потому не понимали и не верили, чтобы можно было отнять ее». Французы, закапывающие расстрелянных, бледны и испуганы, у них дрожат руки. Пьер должен идти в паре с фабричным, но того ведут одного. Безухов не может понять, что он спасен, что он и все остальные были приведены сюда только для присутствия при казни. Пьер смотрит на казнь фабричного до конца, не отворачиваясь, как делал раньше. Он видит, как фабричный сам поправляет узел на затылке, когда ему завязывают глаза. После выстрелов Безухов подходит к яме и видит, как плечо расстрелянного судорожно опускалось и поднималось, но «уже лопатины земли сыпались на все тело». После казни один молодой французский стрелок не возвращается к своей роте, а, «как пьяный, шатается, делая то назад, то вперед несколько шагов, чтобы поддержать свое падающее тело». В душе Пьера, после увиденного, «как будто была выдернута та пружина, на которой все-держалось и представлялось живым, и все завалилось в кучу бессмысленного сора. В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую, и в свою душу, и в Бога».

Безухову объявили, что он прощен и поступает теперь в бараки военнопленных. В бараке рядом с Пьером живет маленький человек, который сразу заинтересовывает Безухова. Пьеру чудилось «что-то приятное, успокоительное и круглое в этих спорых движениях, в этом благоустроенном в углу его хозяйстве», «в певчем голосе этого человека было выражение ласки и простоты». Солдата этого зовут Платон Каратаев, он угощает Пьера картошкой, расспрашивает о его семье. Платона искренне огорчает известие о том, что у Безухова нет родителей, нет детей. Каратаев рассказывает и свою историю: «как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали в солдаты». Но Платон не огорчается, а радуется этому событию, ведь в солдаты должен был идти его брат, у которого пятеро детей, у Платона же детей нет. Пьер после общения с Каратаевым чувствует, «что прежде разрушенный мир с новой красотой, на каких-то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе». «Платон Каратаев навсегда остался в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Вся фигура Платона была круглая, голова была совершенно круглая, приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые. Он всегда был чем-то занят: варил, шил, строгал, тачал сапоги, и только по ночам позволял себе разговоры и песни. Речь Платона пересыпана поговорками, полными глубокой мудрости. Каратаев «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком — не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать и к Каратаеву».

Узнав о тяжелой ране брата, княжна Марья едет к нему, несмотря на опасности в дороге, и везет ему сына. Княжна приезжает к Ростовым и, увидев Наташу, понимает, что это «ее искренний товарищ по горю, ее друг». В лице Наташи княжна Марья увидела «выражение беспредельной любви ко всему тому, что было близко любимому человеку, выражение жалости, старания за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им». И Наташа, и княжна Марья понимают, что князь Андрей скоро умрет. Он отчужден от земного мира, а весь обращен в «вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он ощущал всегда». Если раньше князь боялся смерти, то теперь он понимает, что «любовь есть бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Княжна Марья и Наташа понимают всю значительность происходящего с князем Андреем и, после его смерти, плачут не от своего личного горя, а «от благоговейного умиления, охватившего их души перед сознанием простого и торжественного таинства смерти, свершившегося перед ними».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Историки одним из важнейших событий войны 1812 г. признают движение русской армии с Рязанской на Калужскую дорогу и к Тарутинскому лагерю. Они приписывают славу этого гениального подвига различным людям. Но это движение не было никем не запланировано, а произошло само собою, т.к. русское войско, не видя за собой преследования, естественно подалось в ту сторону, куда его влекло обилие продовольствия.

Кутузов один понимал, что «зверь» под Бородиным был подбит, оставалось только выяснить, силен он или пет. А потому Кутузов все свои силы употреблял на то, чтобы удержать русскую армию от бесполезных сражений. Но необходимость наступления русской армии выразилась в бесчисленном количестве признаков: изобилие провианта в Тарутине, сведения о бездействии французов, хорошая погода, продолжительный отдых русских солдат и т.д.

Случайно казаки обнаруживают, что левый фланг французской армии не защищен, и Кутузов, понимая, что он не может предотвратить «бесполезного сражения», «благословляет совершившийся факт». Казаки атакуют левый фланг французов и обращают их в бегство. Если бы они продолжали преследовать французов, то «взяли бы и Марата, и все, что тут было, Но нельзя было сдвинуть с места казаков, когда они добрались до добычи и пленных. Команды никто не слушал». Французы тем временем приходят в себя и принимаются стрелять. «Все сражение состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лишь напрасно потеряли несколько сот людей». Но главный результат сражения заключался в следующем: «был сделан переход от отступления к наступлению, была обличена слабость французов и был дан тот толчок, которого только и ожидало наполеоновское войско для начатия бегства».

Наполеон ни наградами, ни ужесточением дисциплины не может предотвратить гибели и распада своего войска. Узнав о Тарутинском сражении, французы решили наказать русских, и Наполеон отдал приказ о выступлении. «Шорох тарутинского сражения спугнул зверя, он бросился вперед на выстрел, добежал до охотника, вернулся назад, опять вперед, опять назад и, наконец, как всякий зверь, побежал назад, по самому невыгодному, но по знакомому старому следу».

Пьер уже четыре недели пробыл в плену, жизнь его полна лишений, но он радостно переносит свое положение. Всю жизнь Пьер искал согласия с самим собою,— он искал этого в масонстве, в рассеянии светской жизни, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его. «И он сам не думая о том, получил это успокоение и это согласие с самим собою только через ужас смерти, через лишения и через то, что он понял в Каратаеве». Высшим согласием человека теперь Безухову представлялось отсутствие страданий, удовлетворение потребностей, свобода выбора занятий. Только здесь, в плену, Пьер оценил наслаждение еды, когда хотелось есть, питья, когда хотелось пить, разговора с человеком, когда хотелось говорить.

Французские войска начинают выступление, с пленными обращаются очень плохо, отстающих было приказано расстреливать. Во время ночлега Пьера не пускают к пленным и он смеется, глядя на звездное небо: «И все это мое, и все это во мне, и все это я! И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками! В плену держат мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!»

Кутузов, как и все старые люди, мало спал по ночам. Он думает о том, «ранен зверь смертельно или нет». Узнав о «безумном, судорожном метании войск Наполеона», Кутузов плачет и говорит дрожащим голосом: «Господи, создатель мой! Внял ты молитве нашей... Спасена Россия. Благодарю тебя, господи!»

Французские войска бегут, их ближайшая их цель — Смоленск. Ничто не может их остановить, Кутузов прекрасно это понимает и всеми силами стремиться противодействовать наступлению русских войск. Все же высшие чины армии хотели отличиться, а потому старались отрезать, опрокинуть французов и в итоге потеряли тысячи людей. Французское же войско продолжало свой гибельный путь к Смоленску.

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

После Бородинского сражения французское войско перестало существовать. Это Доказало, что сила, решающая участь народов, лежит не в сражениях, не в армиях, а в духе войска. «Дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».

Начинается партизанская война. Денис Давыдов учреждает первый партизанский отряд. Партизанских отрядов разной величины были сотни, они «уничтожали Великую армию по частям». Денисов решает вместе с отрядом Долохова напасть на французский транспорт с большим грузом кавалерийских вещей и русских пленных. Денисов посылает бывшего при его партии мужика Тихона Щербатова взять языка (т.е. человека из неприятельской колонны). В отряд приезжает офицер с пакетом от генерала, и Денисов с удивлением и радостью узнает в нем Петю Ростова. Петя просит Денисова остаться в его отряде.

В это время возвращается Тихон Щербатый, партизаны видят, как он удирает от французов, которые палят по ему из всех стволов. Выясняется, что Тихон захватил пленного еще вчера, но, т.к. он оказался «неисправный и даже ругался», Тихон доставил его живым до лагеря. Тихон пытается добыть еще одного «языка», но его обнаруживают. Партизаны смеются над Щербатым, «да его лицо сияет самодовольным весельем». Тихон — самый полезный и храбрый человек в партии. Он простой мужик, выполняет самую тяжелую работу, «никто больше его не открыл в случае нападения, никто больше его не побрал и не побил французов».
Петя находится в счастливо-возбужденном состоянии радости, чувствует себя большим, Денисова, Тихона считает героями и хочет вместе с ними пойти в дело. Ужиная с партизанами, Петя беспокоится о пленном мальчишке Винсенте, которого русские называют Весентий, и просит, чтобы его покормили.

В отряд приезжает Долохов, и Петя вызывается ехать вместе с ним в лагерь противника. Они переодеваются во французское платье. Долохов ведет себя дерзко и бесстрашно, напрямую выспрашивает французов об их количестве, о местонахождении офицеров и проч. Все проходит благополучно, Петя в восторге целует Долохова. На следующий день партизаны атакуют французов. Денисов просит Петю никуда не высовываться, но тот в азарте атаки забывает об этом и скачет под пули. Петя падает — пуля пробила ему голову. Денисов видя убитого Петю, вспоминает его слова: «Я привык есть что-нибудь сладкое. Отличный изюм, берите весь». «И казаки с удивлением оглянулись на звуки, похожие на собачий лай, с которыми Денисов быстро отвернулся, подошел к плетню и схватился за него».

В числе отбитых Денисовым и Долоховым русских пленных был и Пьер Безухов.

Пьер провел в плену много времени, отношение французов к пленным становилось все хуже и хуже, ведь им самим уже нечего есть. Безухов узнает, что на свете нет ничего страшного. Он узнал,что как нет положения, в котором человек был бы счастлив и вполне свободен, так нет положения, в котором он был бы несчастлив и несвободен. Каратаев слабеет с каждым днем, и его убивают. «Собака завыла сзади, с того места, где сидел Каратаев».

Пьер приходит к мысли, что жизнь есть бог, а потому надо любить эту жизнь, какая она есть, со всеми страданиями и лишениями. Жизнь — непрерывное движение, умирая, человек сливается с богом.

Партизаны освобождают пленных. «Гусары и казаки окружали пленных и торопливо предлагали, кто платья, кто сапоги, кто хлеба. Пьер рыдал, сидя посреди их, и не мог выговорить ни слова; он обнял первого подошедшего к нему солдата и, плача, целовал его».

С начала морозов бегство французов получило трагический характер замерзающих и изнемогающих насмерть у костров людей.

Ввалившись в Смоленск, они убивали друг друга за провиант, грабили свои лее магазины и, когда все было разграблено, побежали дальше. Каждый думает о собственном спасении.

ЧАСТЬ ЧЕТВЁРТАЯ
Княжна Марья и Наташа после смерти князя Андрея не смели взглянуть в лицо жизни. Они полностью поглощены своей чистой печалью, признавать возможность будущего казалось им оскорблением памяти князя.

Первой к жизни была вызвана княжна Марья, ведь ей нужно было заниматься племянником, разбираться в отчетах. Наташа стала избегать всех, целыми днями сидела в углу дивана и «смотрела туда, куда ушел он, на ту сторону жизни».

В дом Ростовых пришло известие о гибели Пети. Эта душевная рана вернула Наташу к жизни, заставила ее забыть про личное горе.

Графиня находится на грани помешательства, и Наташа три недели безвылазно жила при матери, потому что только ее нежный, ласковый голос успокаивал графиню. «Через месяц после известия о смерти Пети графиня вышла из своей комнаты полумертвой и не принимавший участия в жизни — старухой». Наташу же душевная рана вызвала к жизни. «Вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь и проснулась жизнь».

Между Наташей и княжной Марьей установилась страстная и нежная дружба. Они все время проводят вместе, говорят друг другу нежные слова. Дружба взаимно обогатила обеих: Наташа поняла и полюбила прежде непонятную ей добродетель, княжне Марье же открылась вера в жизнь, в наслаждения жизни.

В конце января княжна Марья с Наташей едут в Москву.

Русская армия измучена длительными переходами, и Кутузов понимает, что нужно только следовать на некотором расстоянии за французами и не давать сражений, т.к. враг и так побежден.

Русское командование же хочет отличиться, а потому дают сражения, берутся пленные. Кутузова обвиняют за ошибки, государь им не доволен. Такова «судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывает этих людей за прозрение высших законов». «Источник этой необычайной силы прозрения в смысле совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе». И народ, поняв это чувство, выбрал Кутузова, против воли царя, в представители народной войны. «И только это чувство поставило его на ту высшую человеческую высоту, с которой он, главнокомандующий, направлял все свои силы не на то, чтоб убивать и истреблять людей, а на то, чтобы спасти и жалеть их».

Кутузов представитель русского народа, чувствует, что его роль в деле спасения и славы России сыграна. Кутузов не понимает, зачем нужно продолжать войну в Европе, и его место занимает Александр Первый. «Представителю народной войны ничего не осталось, кроме смерти. И он умер».

Пьера после освобождения переполняет радостное чувство свободы. Если раньше он искал смысл жизни, то теперь понял, что ее нет и не может быть. Безухов, благодаря Платону Каратаеву, обрел веру в живого, всегда ощущаемого бога. «Теперь он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь».

Окружающие сразу заметили изменения в Пьере. «Прежде он много говорил, горячился и мало слушал; теперь он редко увлекался разговором и умел слушать так, что люди охотно высказывали ему свои самые задушевные тайны». Располагала людей к Пьеру его новая черта: «признание возможности каждого человека думать, чувствовать и смотреть на вещи по-своему; признание невозможности словами разубедить человека». Практические дела больше не приводили Пьера в ужас, в нем появился судья, решавший, что нужно, а что не нужно делать.

Москва тем временем наполняется возвращающимися жителями, начинается строительство. Пьер тоже приезжает в Москву, а, узнав, что и княжна Марья в городе, отправляется к ней. Рядом с княжной Марьей сидит ка-кая-то дама в черном, и Безухов думает, что это ее компаньонка. Каково же удивление и смущение Пьера, когда княжна Марья говорит, что дама в черном — Наташа. «Он покраснел радостно и страдальчески болезненно», на Пьера пахнуло давно забытым счастьем, и он понимает, что любит Наташу. Княжна Марья и Наташа рассказывают о последних днях князя Андрея, о своих переживаниях. Они никогда ни с кем, даже друг с другом, не разговаривали об этом. Пьер счастлив от сознания того, что князь Андрей перед смертью смягчился и увиделся с Наташей.

Безухов же в свою очередь рассказывает женщинам о своих похождениях, о своих новых мыслях. «Он рассказывал об этом так, как он никогда еще об этом не рассказывал никому, как он сам с собой еще никогда не вспоминал об этом». «Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, которые стараются запомнить рассказ, чтобы обогатить свой ум; а то наслаждение, которые дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывание в себя всего лучшего, что есть в проявления мужчины»,

Княжна Марья с Наташей после ухода Пьера обсуждают произошедший разговор. Они сходятся в мнении, что князь Андрей и Пьер — особенные мужчины, а потому они были так дружны, и так любили друг друга. Наташа с шаловливой улыбкой, которой давно не видала княжна Марья на его лице, замечает, что Пьер «сделался какой-то чистый, свежий, точно из бани — морально из бани».

Пьер после разговора долго не может заснуть и решает, что все сделать для того, чтобы Наташа стало его женой. На следующий день Безухов едет обедать к княжне Марье и видит, что Наташа стало такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. «Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое, странно-шаловливое выражение». Весь следующий вечер Пьер просидел в доме княжны, т.к. чувствовал, что не может уйти. Оставшись с княжной Марьей наедине, Безухов рассказывает ей о своей любви к Наташе, о том, что не представляет своей жизни без нее, и просит помочь. Княжна Марья говорит о своей уверенности в том, что Наташа полюбит Пьера, обещает все устроить, а пока советует Безухову поехать в Петербург. Весь следующий период Пьер живет в состоянии счастливого безумия, любовь переполняет его сердце, и он любит всех людей.

Княжна Марья, увидев перемену в Наташе, сначала огорчилась: «Неужели она так мало любила брата, что так скоро могла забыть его?» Но потом она понимает, что проснувшаяся в Наташе сила жизни неудержима, неожиданна даже для самой девушки, а потому упрекать ее не за что.

Княжна Марья рассказывает девушке о разговоре с Пьером, Наташа говорит, что любит его. Княжна Марья плачет: она счастлива за Наташу.

Война и мир ЭПИЛОГ

Война и мир ЭПИЛОГ краткое содержание.

Часть 1

С войны 1812 г. прошло 7 лет. Наташа в 13-м году вышла замуж за Пьера. В тот же год умер граф Илья Андреевич: слишком много ударов свалилось на его голову. С его смертью распалась старая семья. Денежные дела Ростовых совершенно расстроены, долгов вдвое больше, чем имения. Но Николай не отказывается от наследства, т.к. видит в этом выражение укора священной для него памяти отца. Имение с молотка было продано за полцены, а половина долгов осталось все-таки не оплаченною. Чтобы не быть посаженным в долговую яму, Ростов поступает в Петербурге на солдатскую службу и живет с матерью и Соней в маленькой квартире. Николай очень ценит Соню, чувствует себя перед ней в неоплаченном долгу, но понимает, что «в ней мало того, что заставило бы его полюбить ее». Положение Николая становиться все хуже и хуже. Но мысль о женитьбе на богатой наследнице, как выход из сложившийся ситуации, была ему противна.

Княжна Марья приезжает с визитом к Ростовым, Николай встречает ее с «выражением холодности, сухости и гордости», всем видом показывая, что ему от княжны ничего не нужно. Княжна чувствует себя после этой встречи в неопределенном положении, ей нужно выяснить, что прикрывает Николай своим холодным тоном.

Николай под влиянием матери, делает княжне ответный визит. Разговор получается сухим и натянутым, но княжна Марья понимает, что это лишь внешняя оболочка, душа же Ростова по-прежнему прекрасна.

Княжне становиться понятно, что он так ведет себя из-за гордости: «он теперь беден, а я богата». «Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным».

Осень 1814 г. Николай женился на княжне Марье и с женой, матерью и Соней переехал на житье в Лысые Горы. Николай весь отдался хозяйству, главное в котором — работник-мужик. «Он учился у мужиков и приемам, и речам, и суждениям о том, что хорошо и что дурно», только сроднившись с ними, он начинает смело управлять хозяйством, которое приносит блестящие результаты. Мужики из других имений приходят просить, чтобы Николай купил их, и даже после его смерти в народе долго хранится набожная память о его управлении: «Хозяин был... наперед мужицкое, а потом свое. Но и потачки не давал. Одно слово — хозяин». С женой Николай сходился все ближе и ближе, с каждым днем открывая в ней новые душевные сокровища.

Соня живет в доме Николая, графиня Марья не может избавиться от злых чувств к ней. Наташа как-то объясняет графине Марье, почему у Сони такая судьба: в ней что-то не хватает, она «пустоцвет», а потому «у нее все отнялось».

У Ростовых трое детей, графиня Марья ждет еще одного ребенка. Наташа со своими четырьмя детьми гостит у брата, все ожидают возвращение Пьера, который два месяца назад уехал в Петербург. Наташа пополнела, расширела, теперь в ней трудно узнать прежнюю Наташу Ростову. «Черты ее лица имели теперь выражение спокойной мягкости и ясности. Теперь часто видно было одно ее лицо и тело, а души вовсе не было видно. Видна была одна сильная, красива и плодовитая самка. Очень редко теперь в ней зажигался прежний огонь», Все, кто знал Наташу до замужества, удивляются произошедшей в ней перемене. «Одна старая графиня, материнским чутьем понявшая, что все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семья, иметь мужа», удивляется, почему остальные этого не понимают. Наташа не ухаживает за собой, не следит за своими манерами, главное для нее — служение мужу, детям, дому. Наташа очень ревнива, требовательна к мужу, Пьер полностью подчиняется требованиям жены. Взамен этого он может располагать всей своей семьей, Наташа не только исполняет, но и угадывает желания мужа. Наташа всегда придерживается образа мыслей своего мужа. Пьер видел себя отраженным в своей жене и чувствует себя счастливым в браке.

Наташа больше не в силах выдержать разлуку с мужем, и, наконец, он приезжает.

Пьер рассказывает Николаю о последних политических новостях, говорит, что государь ни в какие дела не вникает, что обстановка в государстве накаляется, что

все готово к перевороту. Пьер уверяет, что нужно организовать общество, может быть даже и нелегальное, чтобы приносить пользу. Николай с этим не соглашается, напоминает, что он давал присягу: «Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить — ни на секунду не задумаюсь и пойду».

Николай обсуждает с женой произошедший разговор. Он считает Пьера мечтателем, Ростову же нет дела до того, что Аракчеев не хорош, у него хватает своих насущных проблем. Графиня Марья чувствует некоторую ограниченность мужа, знает, что он никогда не поймет всего того, что она понимает, и оттого еще сильнее, с оттенком страстной нежности, любит его. Николай восхищен постоянным стремлением жены к бесконечному, вечному и совершенному.

Пьер говорит с женой о том, что его ждут важные государственные дела. Но Платон Каратаев, по мнению Безухова, одобрил бы не его карьеру, а семейную жизнь, т.к. «во всем желал видеть благообразие, счастье и спокойствие».

Николенька Болконский присутствовал при разговоре Николая с Пьером, и это произвело на него сильнейшее впечатление. Николенька обожает Пьера, боготворит его, своего же отца он представляет не в облике конкретного человека, а считает его неким божеством. И мальчику сниться сон. Они с дядей Пьером шли впереди огромного войска и радостно приближались к цели. Но вдруг перед ними в грозной позе появляется дядя Николай, готовый убить первого, двинувшегося вперед. Николенька оборачивается и видит, что рядом с ним стоит уже не дядя Пьер, а отец — князь Андрей и ласкает его. Мальчик так толкует этот сон: «Отец был со мною и ласкал меня. Он одобрял меня, он одобрял дядю Пьера. Я знаю, они хотят, чтобы я учился. И я буду учиться. Но когда-нибудь я перестану; и тогда я сделаю. Все узнают, все полюбят меня, все восхитятся мною. Да, я сделаю то, чем бы даже он был доволен...»

Часть 2

Толстой еще раз повествует об историческом процессе, о том, что не личность делает историю, а делают ее народные массы, руководимые общими интересами. Личность важна в истории лишь настолько, насколько она понимает и принимает эти интересы.



Рассказать друзьям