Гнев: как уживаться с агрессивным мужем или женой. Детская агрессия: советы психолога

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Что делать, если один из супругов имеет вспыльчивый характер, или, другими словами, гневлив? Как ужиться с таким супругом, понять, обоснован гнев или нет, преодолеть страх и тревогу в семье, какую линию поведения выбрать, рассказывают настоятель храма сщмч. Антипы иерей Димитрий Рощин и клинический психолог, кандидат психологических наук Евгения Зоткина.

— Почему в человеке возникает гнев? Почему одни подвержены этому больше, другие — меньше? Дело в воспитании или химических процессах в организме?

Евгения Зоткина: Для начала давайте разберемся, что такое гнев с точки зрения психологии. Это некое эмоциональное состояние, которое предполагает агрессивность, озлобленность. Гнев особенно сильно проявляется, когда человек находится в состоянии аффекта. Такая реакция может возникнуть у человека, если в процессе деятельности или коммуникации происходящие события не совпадают с ожиданиями. Происходит негативная реакция на невозможность получить удовольствие, фрустрация, и реакцией на нее становится агрессия.

Существует открытая агрессия и скрытая агрессия. В быту люди применяют открытые формы проявления агрессии, такие как гнев.

Агрессивные люди — это люди, как правило, с уязвленным тщеславием, честолюбием, которые считают, что они недооценены, им чего-то недодали, а они заслуживают большего и лучшего.

Существуют также скрытые формы агрессии:

  • оборонительно-активная,
  • оборонительная-пассивная.

Если ребенок является кумиром всей семьи, то из него вырастает маленький тиран. Он привык, что его желания всегда удовлетворяются, и если получает отказ, гневается и закатывает — это активная позиция.

Если ребенок подавлялся родителями или социумом, он не может выплескивать свою агрессию вовне и аккумулирует ее внутри. От такого человека, когда он повзрослеет, тянет смутным, невнятным, непроговоренным и очень тягостным ощущением. Часто такой человек начинает вспоминать какие-то грустные истории, несчастные случаи, и в разговоре чувствуется негатив.

В целом, современная среда, культура очень агрессивны, и не только у нас в стране, а вообще во всем мире. Жители больших городов постоянно испытывают фрустрацию, у многих отсутствует спокойное, радостное восприятие мира. Сейчас происходит глобальная эстетизация зла, в наше время зло — это норма.

Ведь почему популярны фильмы про ментов, бандитов, про убийства? У людей есть потребность смотреть все эти ужасы. А когда человек не может правильно отрегулировать свою потребность в агрессии, это означает, что у него нарушена структура личности. Страх является провокатором реакции агрессии и гнева.

Ощущается утрата привязанности, чувство выдавленности из этого мира — и гнев становится некоей деформированной защитной реакцией, которая также проявляется в симпатии к агрессорам. Многие люди восхищаются Сталиным, Гитлером, Пиночетом. Поклонение агрессорам является идентификацией с агрессором. Человек не может противостоять в жизни каким-то событиям, изменить какие-то вещи в некоторой степени из-за социального ; человек привыкает к собственной социальной беспомощности и считает, что от него ничего не зависит.

— Что делать мужу или жене, если вторая половина часто гневается?

Евгения Зоткина: У мужчин агрессия инструментальная, она используется для достижения цели.

У женщин агрессия экспрессивная: ей плохо, и она начинает кричать.

И если один кричит, а другой терпит, то второй партнер является молчаливым соучастником таких взаимоотношений.

Иногда бывает, что супруги накричат друг на друга с утра, а вечером приходят домой как ни в чем не бывало — никто не обижен, они уже и не помнят, что было утром. Если так случается и действительно никто друг на друга не обижается, то это не страшно.

Если посуда в доме не бьется, но при этом жена постоянно бубнит и недовольно комментирует, как муж разбросал свои вещи, как он ест, как он спит и т. д., — это скрытая агрессия. Если человеку хорошо со своим супругом, то вряд ли они будут друг другу портить настроение по таким незначительным поводам — такие пары интуитивно друг друга оберегают. Постоянная неудовлетворенность партнером разрушает отношения гораздо сильнее, чем какие-то одиночные эмоциональные выстрелы или вспышки гнева.

Человек очень хорошо понимает, где и как он может себя вести, где он может выплеснуть свой гнев, а где нет. Если на агрессивные выпады мужа жена реагирует, как на неприемлемые, а муж дорожит женой, — он постарается больше так не поступать. Человек, по сути, может очень многое контролировать. Вспышку гнева можно загасить, а можно ее и раздуть. Например, на работе человек не может проявить свою агрессию, а вот дома захотел и наорал, и ты уже герой. Нужно всегда помнить, что человек ведет себя так, как ему позволяют себя вести.

Димитрий: Для начала нужно сказать о том, откуда возникает эта страсть. Гнев всегда порождается гордостью. Как в гордыне есть ложь, так же и гнев исполнен лжи. (Исключение — "праведный гнев"). Всякой страсти нужно противопоставить противоположную ей добродетель.

Так как семья — это единое целое, если одна половина семьи больна каким-то недугом, в данном случае гневом, то вторая половина должна особым образом проявлять кротость, потому что кротость противоположна гневу. И таким образом побеждать, потому что борьба идет за общее благо. Это, впрочем, касается любых семейных недугов — если одна часть больна, другая должна бороться за поддержание здоровья именно в этом аспекте, потому что мы спасаем друг друга.

Но и кротость можно проявлять до поры до времени. Все зависит от той меры, до которой человек готов терпеть, от того, какая ситуация сложилась в семье на данный момент. Если человек постоянно подвергается побоям и больше не в состоянии это терпеть, то ему стоит на время уклониться от совместной жизни и посмотреть, какое действие это окажет. Если путь к примирению будет найден — вернуться обратно. А если это состояние не пройдет, то уже нужно дальше решать, что с этим делать, возможно ли оставаться в семье.

— Если человек осознает свою агрессию и страдает от нее, что можно ему порекомендовать?

Евгения Зоткина: Стресс и гнев очень хорошо снимаются физическими нагрузками. Любыми: походить по лестнице вверх и вниз, поприседать, сделать какую-нибудь физическую работу — и станет легче.

Вообще здоровый человек в состоянии контролировать свои эмоции. Конечно, когда человек в ярости, внутри него происходит глубокая внутренняя работа, это тяжело, и проще накричать или разбить что-нибудь. Но важно вовремя задать себе вопрос: насколько человек, который передо мной, действительно виноват в моей ярости? Если человек научится правильно анализировать свои эмоции, ему будет легче с ними справляться.

Отец Димитрий: Главная задача человека, который гневается, — не выпускать свой гнев наружу. Пусть он бушует в нем, но человек должен в прямом смысле слова стиснуть зубы, прикусить себе язык и делать все возможное, чтобы эта страсть не поднималась. Если он научится ловить эти состояния, то таким упражнением сможет все глубже и глубже опускать этот гнев, пока он совсем не перестанет рождаться. Но это очень тяжело. Надо быть к себе внимательным, поставить своей задачей борьбу с этой страстью. Если человек будет следить за собой в чем-то одном, совершенно точно, что он будет следить за собой и во всем остальном.

— Если дети проявляют признаки вспыльчивости, как с этим бороться?

Евгения Зоткина: Вспыльчивыми дети становятся из-за сильного информационного поля, которое чрезмерно стимулирует психику ребенка. Детская психика не справляется с поступающим шквалом информации, родители при этом сами неспокойные, тревожные, а тревога создает у ребенка ощущение небезопасной среды.

Наблюдается кризис в семье и огромный разрыв между поколениями. Родителям не до детей: они устают на работе, приходят домой взвинченные, а поскольку дети сейчас очень активные, перевозбужденные, эмоциональные, с повышенной моторикой, они быстро осваивают гаджеты, "стрелялки". Ребенок начинает играть в убийства и понимает, что все вопросы можно решить с помощью силы. Дети больше любят того, кто с ними играет, а поскольку большую часть времени они проводят с компьютером, то теряют связь с родителями. Папа и мама перестают быть образцом для подражания и авторитетом, их замещают плоды массовой культуры.

Чтобы не допускать такой ситуации в семье, родители должны максимально возможное время уделять детям, разговаривать с ними, отвечать на вопросы. Ребенок должен чувствовать, что его дом — это его крепость, и что бы он ни сделал, его всегда там примут и поддержат. Это самое важное, что родители могут дать своему ребенку.

Отец Димитрий: Пользуясь своей властью, запрещать ребенку входить в агрессивное состояние, останавливать его, объяснять, что это неправильно — пресекать все попытки. Изолировать, ставить в угол — в общем, приводить в чувство в соответствии с той степенью, в которой проявляется гнев. Мне кажется, что дети, которые легко впадают в гнев, подсмотрели это у взрослых. Может и есть какие-то исключения, но, как правило, ребенок все находит внутри семьи. Поэтому нужно в первую очередь смотреть на себя.

Екатерина Воробьева
Анна Берсенева

Обсуждение

Гнев это вполне естественно. Вопрос в том, как его контролировать. Нужно проявлять самообладание. Любовь - это ключ к счастью, но только любовь это не просто эмоции или чувства. Это принцип поведения, внутренний стержень, способный выдержать любые трудности, чтобы сохранить семью.

Читать, конечно, не буду, там явная пурга наверняка, но могу совет дать - бить. Вспышки ярости - проявление распущенности. На работе в присутствии начальства себя все могут контролировать. Все, которые не в психушке, конечно.

вообще не понимаю криков, битья посуды, драки скалкой.
Для чего?
если есть любовь, то не должно быть желания драться, а если ее нет, то стоит ли жить с таким человеком?
насчет терпеть гнев внутри себя стиснув зубы, тоже не согласны!
другой вопрос как его изливать)

Комментировать статью "Гнев: как уживаться с агрессивным мужем или женой"

56-летний актер Шон Бин, известный как доблестный стрелок Шарп и соблазнительный Вронский, а также прославившийся ролями в фэнтези-эпопеях "Властелине колец" и "Игре престолов", вывел в свет свою подругу Эшли Мур. Точный возраст девушки не известен, в прессе его аккуратно указывают как "около тридцати": Несмотря на то, что влюбленные вместе уже 2 года, известный актер предпочитает не афишировать отношения, крайне редко появляясь с Эшли на церемониях. В прошлом году ходили слухи, что пара...

Семейное консультирование Семья – это отдельная ячейка общества, в которой действуют свои законы, правила и приоритеты. Порой, некоторые из членов семьи целенаправленно, или не ведая того, могут вносить некий дисбаланс в семейную жизнь. В таких случаях, специалисты рекомендуют неотлагательно прибегнуть к помощи семейного консультирования, как к эффективному методу восстановления нормального психологического климата. По отдельности каждый из супругов может быть успешным и...

В роддоме московской клинической больницы №15 имени Филатова 62-летняя москвичка Галина Шубенина родила дочь. Роды прошли с помощью кесарева сечения, которое проводилось опытным акушером-гинекологом Нестором Месхи. Немолодая мама Галина забеременела при помощи процедуры ЭКО, как сообщает информационная служба «Век». По словам медиков, беременность, несмотря на возраст роженицы, проходила хорошо. Девочка, появилась в семье Галины и Александра, для них это первый общий ребенок. Вес...

У 61-летнего актера Пирса Броснана есть все силы, чтобы продолжать свою карьеру: во-первых, он активно занимается спортом, а, во-вторых, его поддерживает любящая жена, бывшая журналистка Кили Шей Смит. Супруги вместе почти 14 лет, и недавно актер разместил в своем инстаграме фото времен начала совместной жизни со словами "Вечно молодые. Вместе навсегда". В браке родилось два сына, младшему Пэрису 13 лет, а старший, 18-летний красавец Дилан, в ноябре подписал контракт с маркой Saint...

Оказывается семейные психологи не рекомендуют(((Нашла такое: "Большинство мужчин, по натуре, очень целеустремленны и готовы добиваться желаемого последовательно и методично. Это мы хотим сегодня в Париж, завтра на острова и вообще можно шоколадку… У мужчин все четко - машина, квартира, дом для всей семьи. Всю свою жизнь мужчина должен к чему-то стремиться и получать удовлетворения от уже достигнутых целей. А для того, что бы было к чему стремиться, ему нужно ощущать некоторый дискомфорт. А...

1. Научитесь сочетать профессию, карьеру и социальный престиж с семьей и детьми,ведь работа не заменит вам их. Не забывайте при этом уделять внимание своей внешности, одежде и другим видимым и невидимым атрибутам женственности. 2. Хорошая семья не падает с неба и не складывается сама собой. Она требует больших усилий,внимания и умения. При этом гораздо больше от женщины, чем от мужчины. 3. При ссорах постарайтесь искать вину, прежде всего, в себе, а только потом в муже. Даже если вы...

Как часто нас раздражает в супруге то, что непонятно нам, что не приемлемо. Помните, как в песне Высоцкого поется про то, как к разводу привела привычка мужа не закручивать тюбик с зубной пастой? Певец утрировал? Отнюдь. Порой именно вот такие вот незначительные мелочи и становятся тем самым пресловутым рифом, о который разбивается семейная лодка. Почему нас настолько раздражают привычки другого человека? Можно ли прийти к компромиссу? Ответы на эти вопросы вы найдете в статье «Что меня...

Какая же проблема в настоящее время является самой важной для всех семей на свете? Все семьи и все несемейные люди сегодня решают проблему, которая, как обычно, в Россию приходит после планеты всей. Развитые страны уже закрепили что – то в семейном законодательстве. Институт семьи в настоящее время настолько видоизменился, что семья уже не предполагает обязательное наличие триады: муж(мужчина), жена(женщина) и дети.Сегодня женой может быть и мужчина, в разрешённых в некоторых государствах...

59-летний актер Джон Траволта недавно был сфотографирован в сиднейском аэропорту с женой Келли Престон, 13-летней дочерью Эллой Блё и 2-летним сыном Бенджамином. Брак Траволты и Престон бьет рекорды по продолжительности в среде голливудских звезд. Супруги познакомились в 1987, а поженились в 1991 году: 13 апреля 1992 года у пары родился первенец – сын Джетт. 2 января 2009 года Джетт Траволта погиб в возрасте 16 лет во время семейного отдыха на Багамских островах, ударившись о ванну в...

Родителям о воспитании Опубликовано 27.02.2013, автор Алена Любовинкина, психолог и молодая мама Я уверена, что каждый человек в своей жизни, когда был ребенком, не раз говорил: «никогда не заставлю своего ребенка есть кашу», «Мои дети не будут спать днем», «Я не буду бить своего ребенка». Тогда, в детстве, процесс воспитания ребенка казался очевидным. Все было просто и мы точно знали, как и что нужно делать. Но все было так просто и очевидно тогда, когда мы сами были детьми. Став родителями...

В нашем мире все меньше остается времени на своих: детей, супруга/супругу, бабушек/дедушек. Отпуск жены с детьми на берегу моря в: Италии, Греции, Испании или Турции, ну даже Тайланда - слишком типичен и со временем... надоедает. Каждое утро детей на завтрак, к морю, на море, обед, сиеста-отдых и так 14 дней подряд. Скукотища. А папа на работе, зарабатывает на новый отпуск. Так идут годы. Дети растут. Семья собирается вместе очень-очень редко. Мы считаем, что так дальше продолжаться не может...

Все мы - живые люди, каждому из нас присущи в полном объеме общечеловеческие эмоции. Но поражает то обилие терминов, которыми мы обозначаем различные степени нашей нервозности. Досада, раздражение, негодование, агрессивность, обида, злость, гнев, как в нас всё это умещается? Позвольте спросить, в чем это у вас выражается и проявляется? Дуетесь вы молча или же взрываетесь, да так, что пух и перья летят? Психологи уверяют, что все атрибуты нашей «психованности», - это обычные эмоции, такие же...

Это заставило меня посмотреть на мужа новыми глазами, взвесить все за и против. Банальная история, но как много из нашей жизни. Как часто зависть подруг ломает нам жизнь, как часто нас предают, нас кидают, обижают и так редко мы обретаем любовь, теплоту и душевное равновесие. И вот это произведение дает нам надежду, на то, что за темной полосой в жизни обязательно появиться белая, светлая и желанная. Надо бороться, надо пытаться не отчаиваться, надо жить и верить в лучшее! И любовь и детектив...

Муж и домашние обязанности Увы, но редко какой муж берет на себя добровольно бремя забот по домашнему хозяйству. Умной жене проще найти другие достоинства в муже среди таких мелких недостатков, как «не выносит мусор», «разбрасывает свои носки» и «расставляет по дому тарелки»... Переубедить, что такое поведение неверное, можно только лаской и системой поощрения, но проще все-таки просто не напрягаться из-за этого, а воспринимать как излишки совместного проживания. Ну а если муж под настроение...

Настоящая женщина не может и представить, что счастье может быть полным без хороших отношений с любимым мужчиной. Хоть сегодня и модно рассуждать о гендерных проблемах и равенстве, не доверять мужчинам и периодически по поводу и без их «пинать», проще развестись, чем выстраивать отношения, найти себе нового мужчину, чем понять и простить «старого», а рассказов о преуспевающих бизнес-леди гораздо больше, чем историй о благополучных семьях, умные женщины все понимают: у хороших жен свои секреты...

На первых этапах работы с агрессивными детьми мы рекомендуем подбирать такие игры и упражнения, с помощью которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает наш многолетний опыт проведения игровой терапии, на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным (и мы всегда предупреждаем родителей об этом), но через 4-8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев...

Отношения после развода. После того, как в паспорте появилась новая печать, печать о разводе, ведь отношения между бывшими супругами продолжаются. Вот только вопрос, как? Смогли ли бывшие супруги остаться хотя бы по отношению друг к другу людьми? Как жаль что очень часто, некогда любившие друг друга люди, после развода превращаются в заклятых врагов. Те люди, что клялись друг другу в вечной любви стараются сделать как можно больнее друг другу.

Как часто приходится слышать – «Да, муж иногда поднимает на меня руку, но я терплю из-за детей, ведь им нужен отец». Важно понимать, что подобная позиция женщин в корне неверна, и сегодня мы попытаемся разобраться в данной проблеме. Бывают ситуации, когда женщина, несмотря на побои, продолжает любить своего мужа и надеется, что ее старания изменят поведение супруга. Тогда дети используются как прикрытие – сложно убедить окружающих и саму себя, что тирана можно любить, поэтому для отвода глаз...

Лучшее средство уберечь посуду от битья, а брак от раз ладов - прерывать скандалы на корню. Как только начинаете чувствовать, что приближаетесь к «точке кипения», замолчите и хладнокровно подумайте, действительно ли случившееся - повод для выяснения отношений. Чем больше в вас злости и агрессии, тем сильнее нужно стиснуть зубы. Еще одна ошибка - копить обиду. Супруг оставил грязную тарелку на столе. Один раз, другой, десятый... Вы покорно убираете её и моете - никакой реакции. И вдруг...

Опубликован пятый подкаст "Кризисы семейных отношений: как с ними бороться?". Можно ли укрепить пошатнувшийся брак, в чем кроются причины семейных конфликтов и как повернуть негативные моменты кризисов на пользу семейным отношениям? Практические советы супругам – в нашем подкасте.

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Агрессивное поведение в семье…..

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей и желают им добра. Самоотверженно заботясь о детях, они нередко готовы поступиться своими удобствами и удовольствиями ради того, что может быть полезно ребенку или доставляет ему радость. И уж, конечно, легко представить себе реакцию большинства мам и пап, если бы кто-то чужой – сосед, няня или даже учитель – попытался ударить их ребенка или как-то обидеть его.

При всем том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, категорически такой возможности не исключают.

Большую роль в младшем школьном возрасте играет характер взаимоотношений ребенка и родителей. В этом возрасте ребенок в силу своих возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от негативных родительских воздействий

Исследования показывают, что основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка. Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания только 38,5 родителей.

Исследования также показывают, что среди мотивов жестокого отношения к детям 50% родителей отмечают: «стремление воспитать», чуть меньше 30% - «месть за то, что ребенок приносит огорчения, чего-то просит, требует». В более чем 10% случаев жестокость становится самоцелью – крик ради крика, избиение ради избиения.

Речь пойдёт о поведении родителей хороших, любящих, не находящихся в ситуации острого стресса.

Итак, назову самые распространенные "пружины" агрессивного поведения взрослых.

Общее психическое и физическое истощение, вызванное усталостью, бедностью, постоянным стрессом, долгой болезнью ребенка или собственным недомоганием. В эту категорию также часто попадают приемные родители в период адаптации ребенка в семье, потому что это очень энергозатратный процесс;

Автоматическое воспроизведение модели поведения собственных родителей. Даже если этой моделью вообще-то недовольны и хотели бы от нее избавиться, альтернативные модели приживаются с трудом, поскольку требуют постоянного контроля разумом;

Тревожность, мнительность, постоянный страх, что с ребенком что-то случится; желание предотвратить для него любые неприятности и страдания, часто связанное с неспособностью переносить плач ребенка;

Сильное, хотя и размытое, чувство вины не вполне понятно перед кем; фантазии о том, что другие осудят, накажут, возможно, отберут ребенка.

К великому сожалению, немало есть еще родителей, добивающихся послушания детей с помощью физических наказаний. Родители, которые бьют своих детей, полагают, что они воспитывают их таким путем. В действительности же, прибегая в воспитании к грубой физической силе, они доказывают лишь свою полную несостоятельность, свое неумение найти разумный путь воздействия на ребенка.

Временный «успех», которого родители порой достигают при помощи побоев,- вынужденное раскаяние или послушание ребенка - покупается дорогой ценой. «Врачам известны случаи, когда побои вызывали у детей нервные заболевания. Но самый тяжкий вред физических наказаний заключается в том, что они унижают ребенка, убеждают в собственном бессилии перед старшими, порождают трусость, озлобляют его.

Ребенок теряет веру в себя и уважение к себе, он теряет, следовательно, те драгоценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно воспитывать в ребенке, потому что ничто так не важно для правильного развития, как вера ребенка в свои силы и чувство уважения к самому себе, чувство уважения и доверие к взрослому.

Никакая мера взыскания, никакая форма наказания не должны унижать личность ребенка.

Беда родителей заключается в том, что они видят только результат, непосредственно следующий за физическим наказанием, и не видят того глубокого, скрытого ущерба, который наносится ребенку побоями. Подобное воспитание и отношение со стороны взрослых ведет к формированию у ребенка трусливости, лживости, возникновению у него комплексов вины, страха и появлению немотивированной агрессии. Что приводит к различным деформациям в формировании личности, формированию неадекватной самооценки и т.д. лишь воспитание в семье, где ребенка любят, где его окружает теплая, справедливая обстановка, приводит к тому, что он вырастает приятным для окружающих его людей.

Основные формы жестокого обращения с детьми:

физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку. Эти повреждения могут привести к смерти. Вызвать серьезные нарушения физического или психического здоровья или отставания в возрастном развитии.

Сексуальное насилие, или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости, или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.

Под сексуальным насилием подразумеваются случаи сексуальных действий, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также если разница в возрасте насильника и жертвы составляет не менее 3-4-х лет.

Психическое (эмоциональное насилие) – периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка, и др.).

К этой форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка
  • угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия
  • оскорбление и унижение достоинства ребенка
  • преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка
  • предъявление к ребенку требований. Не составляющих возрасту и возможностям
  • ложь и невыполнение взрослыми обещаний
  • однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.

Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

схема жестокого обращения родителей к детям:


Насилие в семье имеет разнообразные причины и мотивы. Одна из его движущих сил – желание утвердить свою власть над остальными членами семьи. В семье, как социальной группе, идет соперничество за влияние. Существуют нормы, регулирующие отношения в семье, кто должен быть главой семьи и как он может реализовывать свою власть. В частности, при сохранении в семье патриархальных отношений свою главенствующую роль мужчины нередко сохраняют и осуществляют с помощью психологического и даже физического насилия. К такому выводу пришли также американские психологи Эмерсон Ральф Уолдо, Рассел Добагин и ряд других исследователей.

Многие специалисты считают, что, хотя внутрисемейная агрессия во многом несет общие черты человеческой агрессии и является ее разновидностью, тем не менее, она имеет свои специфические черты, обусловленные следующими обстоятельствами:

    внутрисемейная агрессия возникает на фоне первичных отношений членов семьи;

    она возникает на фоне ролевого взаимодействия членов семьи, у которых роли устойчивые и сопряженные.

Можно предположить, что указанные обстоятельства и вообще структурированность семьи оказывают существенное влияние на характер, содержание и формы внутрисемейной агрессии. Причем, поскольку ролевые взаимоотношения супругов, родителей и их детей имеют фундаментальные различия, то существенно отличается и агрессия.

Возьмем такой признак, как легитимность – с учетом различия формальной и психологической ее составляющих. Исследователям удалось обнаружить, что в патриархальных семьях насилие мужчины по отношению к женщине считается более легитимным, чем насилие женщины по отношению к мужчине. Разность статусов подвергающих друг друга насилию членов семьи играет существенную роль, поскольку каждый статус связан с определенной долей власти и авторитета.

Что касается насилия друг против друга членов семьи с равными статусами, то оно вообще считается нелегитимным. Так, брат стремится доминировать над сестрой примерно своего возраста, но та дает отпор, заявляя: «Ты кто, что мне приказываешь?!» и т. п. Вопросом «кто?» как раз и указывают на статус индивида в семье. Когда в ней есть отец, а старший брат стремится играть доминирующую роль, это может восприниматься как незаконные претензии на более высокий статус.

Если обобщить эту концепцию, можно сказать, что агрессия в организованных социальных группах и агрессия во время случайных встреч людей – в социально-психологическом отношении существенно отличные явления, хотя и имеют общие черты, во всяком случае, главную черту этой формы поведения – стремления причинить вред другому человеку. Ролевой подход может быть очень плодотворным. Психологи предлагают выделить специфический вид ролевой агрессии или, иначе, сцепленной с ролью агрессии, которая является комплексной, то есть инструментально-враждебной формой, но с обязательным преобладанием инструментальной агрессии. В структурированных устойчивых группах агрессия используется с тремя основными функциями:

    для доминирования;

    для социализации;

    с целью психологической и физической самозащиты.

Ролевая агрессия чаще всего является одним из выражений ролевого конфликта. В семье, например, возникают все разновидности ролевых конфликтов: внутриролевые, межролевые и типа «роль-личность». Можно считать, что дальнейшее развитие предложенной концепции ролевой агрессии возможно именно в этом направлении: при условии ее рассмотрения в связи с ролевыми конфликтами. Например, когда муж превышает уровень агрессивности, который связан с его ролью в сцеплении ролевого взаимодействия муж-жена, его агрессия воспринимается женой как нежелательная. Что касается того, какой уровень агрессии считается законным и приемлемым, это зависит как от этнокультурных традиций, так и от специфики данной пары, их индивидуальности и установленных между ними статус-ролевых отношений.

В чем преимущество такого статус-ролевого подхода к внутрисемейным отношениям вообще и к семейной агрессии в частности? Скорее всего, оно заключается в следующем: идея ролевой агрессии позволяет структурировать огромное количество факторов, вызывающих агрессию, и форм выражения агрессивности. То, что, казалось бы, является случайным в поведении членов семьи, теперь уже выступает как аспект реализации роли в том ее понимании, какое имеется у данного члена семьи. При дальнейшем рассмотрении внутрисемейной агрессии, при ролевом подходе, следует использовать такие понятия теории ролей, как принятие роли, идентификация с ролью, взаимные экспектации и другие. Это позволит в области человеческой агрессивности, в еще одном участке исследований, перейти от описательного уровня на уровень причинных объяснений.

Описательный уровень исследования семейной агрессии хорошо представлен в целом ряде трудов А. Бандуры, Р. Бэрона, Л. Берковица и других авторов. Данные, приведенные в трудах этих психологов, можно переосмыслить и использовать для развития предложенной здесь концепции ролевой агрессии.

Сопряженность ролей и параллельное развитие личностей в семье

Приведенный ниже подход, позволит охватить более широкий круг внутрисемейных феноменов, чем только проявления агрессии. Ведь исследователи считают, что в ходе исполнения сопряженных ролей происходит развитие сопряженных черт и комплексов характеров исполнителей этих ролей.

Так, у мужа с доминантным и агрессивным характером качества личности жены могут развиваться в двух вариантах.

    Она может, идя навстречу ролевым ожиданиям супруга, изменяться в сторону традиционного типа патриархальных отношений и стать уступчивой, мягкой, преданной женой.

    Второй вариант представляет собой тип, формирующийся на основе стратегии сопротивления ожиданиям авторитарного и агрессивного мужа. Это тип женщины, формирующейся на основе постоянной защитной позиции. Можно считать, что данный вариант развития выбирают те женщины, у которых до выхода замуж уже был доминантный характер.

Правда, зная о существовании явления авторитарного подчинения, можно ожидать возможности формирования и других типов или подтипов жен. Но во всех случаях в какой-то мере процессом формирования характеров управляет закон сопряжения в двух вариантах:

    при положительном сопряжении со временем усиливаются сходные черты характера мужа и жены;

    при отрицательном, или обратном, сопряжении у них появляются контрастные черты характера и противоположные установки.

Стоит полагать, что первый из описанных выше типов жен формируется преимущественно на основе закона отрицательного сопряжения, а второй – главным образом на основе закона положительного сопряжения. Хотя в процессе взаимодействия мужа и жены одновременно работают оба типа сопряжения, один из них преобладает.

Такой же подход может быть плодотворным при исследовании ролевых взаимодействий других членов семьи и развития их характеров. Так, во взаимоотношениях отец – сын действуют оба варианта закона сопряженного развития, но можно, расширив предложенную выше концепцию, предположить, что преобладание того или иного варианта закона сопряжения зависит от того, какой вариант идентификации имеет место между взаимодействующими индивидами:

    при положительной идентификации работает главным образом закон положительного сопряжения: сын стремится быть как можно больше похожим на отца, и действительно их сходство с годами возрастает. Это путь конвергентного развития характеров;

    при отрицательной идентификации происходит дивергенция путей развития личностей отца и сына. Сын может выбрать других референтных лиц в качестве объектов положительной идентификации.

Сходные процессы, имеют место и в ролевых взаимоотношениях матери и дочери. Что же касается ролевых взаимоотношений брат-брат, брат-сестра и сестра-сестра, то в них закон сопряжения действует более сложными путями и во взаимодействии с другими факторами, поэтому на настоящем этапе пока стоит воздержаться от определенных высказываний об этих отношениях. Специального рассмотрения требуют также ролевые взаимоотношения мать-сын и отец-дочь.

Имея в виду представленную выше концепцию ролевой агрессии, уже легче понять ошибки некоторых иных подходов к проблеме агрессии, в том числе внутрисемейной. Например, такой крупный исследователь, как Л. Берковиц, фактически не видит различия между агрессией мужа по отношению к жене и агрессией родителей по отношению к детям, считая, что в их основе лежат одни и те же условия. Но как могут быть одинаковыми условия возникновения этих двух случаев агрессии, когда:

    различны их объекты;

    они возникают в совершенно различных ролевых взаимоотношениях?

А ведь именно эти социально-психологические отличия и различные варианты закона сопряжения ролей и идентификации являются решающими факторами, обусловливающими порождающие агрессию конфликты, другие фрустрации и стрессы.

Насилие всегда есть насилие, но встречаются его различные типы и варианты, по-разному мотивированные, возникшие и возникающие на различной социально-психологической основе. Унитарный подход не может способствовать углублению теории агрессии. Агрессия главы семьи, направленная на жену, не может быть такой же, как его агрессия к сыну, в котором он может видеть своего двойника и носителя своих ценностей.

Материнский авторитаризм и агрессивность детей

В исследованиях Р. Сирса и его коллег, а также А. Бандуры и Р. Уолтерса получен интересный эмпирический факт, свидетельствующий о том, что одной из причин формирования агрессивных детей является авторитаризм матерей.

«Матери агрессивных мальчиков в среднем значительно сильнее наказывали сыновей, чем матери из контрольной группы, и хотя отцы различались меньше в этом отношении, тем не менее, полученные различия также достигли уровня значимости.

В отношении матерей полученные выводы в целом совпали с выводами Сирса и его коллег; матери агрессивных мальчиков терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают за агрессию против других взрослых, чем матери относительно уравновешенных мальчиков из контрольной группы».

Что означает данный эмпирический факт? Почему матери терпимее относятся к агрессии против себя и сильнее наказывают ребенка за агрессию против других взрослых? Является ли это выражением авторитаризма, признаком того, что такие родители не терпят выступлений против авторитетов вообще?

Гипотезы

Чтобы ответить на данный вопрос, следует организовать беседы с родителями агрессивных подростков, спрашивая их, чем они объясняют свое поведение. Можно предположить следующее:

    когда сын ведет себя агрессивно против других взрослых, он тем самым выдает семейную тайну, что он агрессивен и в своей семье.

Это уже прямой удар по «Я-концепции» родителя и по «Мы-концепции» всей семьи, по ее престижу, а также сильнейшая фрустрация для всей семьи, но лишь в том случае, если семья хотела бы выставлять себя перед остальным обществом в качестве мирной и благополучной группы. Стоит полагать, что эти гипотезы указывают на путь дальнейшего исследования причин агрессивных внутрисемейных взаимоотношений и условий развития агрессивных детей, подростков и юношей.

Отцы поощряют агрессию

Мы видели, что матери агрессивных мальчиков строго наказывают их, если они совершили агрессивные действия вне дома, против других взрослых людей. Но как же ведут себя их отцы в таких ситуациях? Оказывается, хотя отцы агрессивных мальчиков не терпят агрессию своих сыновей против себя, они, наоборот, поощряют их агрессию вне дома, особенно если она направлена против сверстников сына. Такое поощрение агрессивности они обосновывают тем, что мальчики должны уметь постоять за себя. Однако известно, что подобное поощрение агрессивного поведения детей – один из механизмов формирования агрессивной личности. В то время как отцы неагрессивных детей стремились, чтобы их дети самоутверждались социально приемлемыми способами, «о некоторые отцы агрессивных мальчиков поощряли своих сыновей на агрессию против взрослых, как и против других детей...».

Они говорили, что дети должны уметь защищать свои права перед взрослыми. Встав на сторону своих мальчиков против преподавателей, они критиковали школу, «...провоцируя, таким образом, сыновей проявлять агрессию против школьной администрации». Многие отцы признавались, что поощряли агрессию своих сыновей против других людей вне семьи, в том числе против взрослых.

Следует иметь в виду, что эти данные получены в американском обществе, которое характеризуется специалистами в качестве в высокой степени индивидуалистического, хотя и в нем есть немало людей с выраженными коллективистическими тенденциями.

Поведение отцов с демократическим характером

Отцы неагрессивных мальчиков как личности существенно отличаются от описанных выше авторитарных отцов агрессивных мальчиков. Вот как обобщают итоги своих исследований этого вопроса А. Бандура и Р. Уолтерс.

«Отцы из контрольной группы всегда препятствовали любой враждебной агрессии против взрослых. Некоторые настаивали, чтобы сыновья никогда не проявляли неучтивости со взрослыми, а просто сообщали своим родителям, если, по их мнению, взрослые относились к ним несправедливо. Если проблемы возникали в школе, большинство отцов из контрольной группы объясняли сыновьям, с какими трудностями приходится сталкиваться преподавателям, и просто советовали им работать лучше».

Описанное – поведение человека с демократическим характером: принятие и понимание роли другого человека, сопереживание и совет своему чаду – правильно играть ту свою роль, которая связана с ролью преподавателя. Применив здесь теорию о сопряженных ролях, можно сказать, что отец-демократ направляет процесс ролевой социализации своего сына таким образом, чтобы тот сумел полноценно и достойно исполнять свою роль, сопряженную с ролью преподавателя. Такие взрослые понимают также, что подростки могут неверно интерпретировать принцип справедливости. Такие отцы склонны спокойно разбирать любое столкновение своих детей с преподавателями и другими внесемейными агентами социализации с целью выяснить, действительно ли был нарушен принцип справедливости.

У неагрессивных мальчиков матери, как и отцы, не поощряют агрессивность своих детей и учат их понимать психическое состояние другого, констатировали А. Бандура и Р. Уолтерс. Это есть не что иное, как обучение эмпатии, причем в ответах некоторых родителей демократического чувствуется влияние христианского учения, призывающего обращаться с другими так, как человек хотел бы, чтобы обращались с ним самим. Эту мудрость можно использовать в различных вариантах, сохраняя ее логику взаимности.

Толерантность к несправедливости и смягчение агрессивности

Какой ценой достигается неагрессивность многих индивидов? Конечно, главное – обучение неагрессивным формам справедливости и стратегиям решения проблем и адаптации. Но некоторые эмпирические факты, полученные еще в середине 1950-х годов, показывают, что смягчение агрессии нередко достигается в результате отказа от важных принципов и ценностей или смирения с их нарушениями.

Известно, что одним из сильнейших фрустраторов для многих является нарушение кем-либо принципа справедливости. Личность, по отношению к которой поступили несправедливо, фрустрируется и оскорбляется, так сказать, по всей глубине своего «Я». Такая фрустрация делает человека злым, вызывает его гнев и желание отомстить.

Но каким образом можно смягчить эту форму агрессии? Один из отцов, сына которого, неагрессивного мальчика, исследовали Бандура и Уолтерс, признался, что учит сына следующей мудрости: «...в жизни он встретит множество людей, которые будут к нему несправедливыми, и ему придется как-то к этому приспосабливаться».

Перед нами фактическое обучение определенной адаптивной стратегии, в которой был представлен смягченный вариант принципа справедливости. Если человеку удается «снизить свою планку» требовательности к соблюдению принципа справедливости, он реже и менее остро будет фрустрироваться в тех случаях, когда другие обращаются с ним несправедливо. Нарушения принципа справедливости станут для него обычными событиями, он будет считать их «в порядке вещей».

К этому вопросу можно подойти исходя из современных представлений об уровнях притязаний личности, а также с применением развиваемой в социальной психологии теории справедливости. Можно сказать, что у людей имеются разные уровни притязаний в области основных социальных норм, в том числе относительно нормы справедливости. Снижение этого уровня делает человека более толерантным к нарушениям принципа справедливости. Надо отметить также, что понимание справедливости меняется в процессе возрастного развития личности.

Однако следует иметь в виду, что субъективное «чувство» нарушения принципа справедливости не всегда правильно отражает реальное положение вещей. Человек может вообразить, что с ним обходились несправедливо, тогда как тщательный анализ ситуации показывает, что это не так. Когда у индивида появляется такое чувство, то оно, в первую очередь, означает, что он спонтанно делает соответствующие атрибуции другому человеку, группе или даже обществу в целом.

«Чувство» нарушения принципа справедливости у человека может переживаться и на основе неверного понимания этого принципа. Например, эгоцентрический человек может подумать, что люди к нему несправедливы каждый раз, когда препятствуют удовлетворению его эгоистических потребностей. Такой инфантильный эгоцентризм свойствен также определенным этносам, не говоря уже о многих индивидах, каких немало в каждом этническом или полиэтническом обществе.

В этнологии известен следующий достаточно типичный случай: европейский христианский миссионер отправляется в Южную Африку с целью распространения своего вероучения. Он долго обучает группу добровольцев-аборигенов, и наконец наступает пора их принятия в христианскую общину. В качестве последнего экзаменационного вопроса он задает одному из них такой: «Скажи мне, брат Тутси-Мутей, что такое справедливость и что такое несправедливость?» – «Я это хорошо понимаю, пастор, – отвечает человек. – Справедливо, когда я ворую коров соседнего племени, и несправедливо, когда они воруют моих коров». Читатель понимает, что вопрос принятия Тутси-Мутси в христианскую общину был отложен на неопределенное время. Стал ли он христианином, нам неизвестно: из Южной Африки пока ничего не сообщают об этом.

Ясно, что при таком эгоизме и эгоцентризме, при таком понимании справедливости всякого можно подозревать в совершении несправедливых действий по отношению к себе. А подозревать – означает делать атрибуции.

Неуспешное лидерство в семье и отрицательная установка к авторитетам

Многочисленные исследования показали, что агрессивность и антисоциальные установки детей впервые возникают в семье, после чего переносятся и на внесемейные объекты. Исследования Д. Фаррингтона и особенно Дж. Паттерсона показали следующее: «Если мальчик становится агрессивным в результате интеракций с другими членами семьи, у него развивается тенденция к социально неадекватным действиям и в других, внесемейных ситуациях». В результате этого он переживает неудобства, как в школе, так и в группе сверстников и, наконец, находит себе место в делинквентных группах. Иначе говоря, антисоциальная установка, возникшая в семье, переносится в другие социальные ситуации и обобщается. Но почему? Ответ, по-видимому, надо искать в следующем: у ребенка возникает отрицательная установка к авторитетным лицам в образе родителей, после чего она обобщается и выражается в виде пренебрежительного отношения к авторитетам вообще.

Истинность нашего предположения становится более очевидной, когда мы знакомимся с результатами исследования «плохого семейного менеджера».

Он заключил, что, как сжато передает его мысль Л. Берковиц, «...родители антисоциальных подростков недостаточно успешно справляются с выполнением четырех важных функций “менеджмента”:

    они недостаточно контролируют активность своих отпрысков, как в домашних ситуациях, так и вне дома;

    они не умеют адекватно дисциплинировать их антисоциальное поведение;

    они не вознаграждают в должной мере просоциальное поведение детей;

    они недостаточно успешны в решении проблем».

Очень интересно следующее наблюдение: есть родители, у которых все эти недостатки и ошибки выражаются вместе, в комплексе. Создается впечатление, что существует качественно своеобразное явление «плохого менеджера». Родитель, который плохо контролирует ребенка, одновременно не способен дисциплинировать его, плохо применяет имеющиеся в своем распоряжении средства поощрения и наказания.

Данное чрезвычайно интересное для психологии и педагогики явление можно исследовать и с другой точки зрения, что позволит раскрыть его новые аспекты. Имеется в виду то, что данную проблему можно рассматривать как неправильное применение родителями своей власти и всего того, что находится в их распоряжении в качестве базы для их контроля над детьми. Это плохое лидерство. Но вопрос в том, работа каких типов лидеров отличается этими недостатками? В этой области следует шире применять теорию К. Левина, Г. Адорно и его группы, а также измененный вариант типологии лидеров, предложенный Д. Бомринд. Все остальные особенности плохого семейного лидерства и его последствия подлежат тщательному исследованию.

Для нормальной, просоциальной социализации детей нужно четко понять и осознать различие между их просоциальным и антисоциальным поведением и, соответственно, вознаграждать за первое и наказывать за второе. Оказывается, для «плохих семейных менеджеров» это нелегкое дело.

Они сами плохо понимают различие между этими двумя формами поведения и, следовательно, не могут правильно реагировать на поведение своих детей.

Подобный дефект семейных агентов социализации связан, по-видимому, с тем, что сами они плохо социализированы и плохо знают социальные нормы поведения, а именно: что разрешено и прилично, что запрещено и т. п. Данное обстоятельство также было открыто в результате исследований Дж. Паттерсона.

Вот как об этом пишет Л. Берковиц: «В сравнении с “нормальными” матерями и отцами они менее склонны замечать различия между просоциальным и антисоциальным поведением. Они часто вознаграждают детей за поведение, направленное на то, чтобы принудить других пойти на уступки, например, уделяя им внимание, а порой даже прямо одобряя, когда те стремятся во что бы то ни стало настоять на своем, и в то же время такие родители нередко игнорируют, не замечают и не вознаграждают их дружественные, конструктивные действия. Даже наказывая за агрессивность, они не всегда ясно дают детям понять, что наказания, которым их подвергают, вызваны их плохим поведением».

К этому добавляется агрессивное обращение таких родителей со своими детьми, что вызывает их обратную агрессивную реакцию. Ясно, что это тоже способствует развитию агрессивности у детей. Если агрессивные действия таких детей подкрепляются, то развитие их агрессивности как характерологического комплекса идет почти беспрепятственно.



Рассказать друзьям