Годы жизни вебера. Карл Мария фон Вебер - композитор, основоположник немецкой романтической оперы: биография и творчество

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Эми́ль Максимилиа́н Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber ;(21 апреля 1864- 14 июня 1920)— немецкий социолог, историк иэкономист. Старший брат Альфреда Вебера.

В1892-1894 годах приват-доцент, азатем экстраординарный профессор вБерлине, в1894-1896 годах— профессор национальной экономии воФрейбургском, с1896— вГейдельбергском, с1919— вМюнхенском университете. Один изоснователей «Немецкого социологического общества» (1909). С1918 года профессор национальной экономии вВене. В1919году— советник немецкой делегации наВерсальских переговорах.

Вебер внёс существенный вклад втакие области социального знания, как общая социология, методология социального познания, политическая социология, социология права, социология религии, экономическая социология, теория капитализма. Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие ипытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т.е. смысл, который вкладывает вданное действие сам его субъект. Поэтому всоциологии находят своё отражение все многообразие идей имировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т.е. все многообразие человеческой культуры.

Вотличие отсвоих современников Вебер нестремился строить социологию пообразцу естественных наук, относя её кгуманитарным наукамили, вего терминах, кнаукам окультуре, которые как пометодологии, так ипопредмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии— это поведение, действие исоциальное действие. Поведение— наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает сним субъективный смысл. Осоциальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится сдействиями других людей иориентируется наних. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», наоснове которых формируются социальные отношения иинституты. Результат понимания поВеберу— гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

    целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

    ценностнорациональное — определяется осознанной верой вценность определённого действия независимо отего успеха;

    аффективное — определяется эмоциями;

    традиционное — определяется традицией или привычкой

Социальное отношение поВеберу является системой социальных действий, ксоциальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен ит.д.Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. Всоответствии свидами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный илегальный.

Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением обидеальном типе, атакже постулатом свободы отценностных суждений. Идеальный тип поВеберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки кнекоторой заранее заданной схеме.

Относительно принципа свободы отценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы отценностных суждений встрогом смысле ипроблему соотношений познания иценности. Впервом случае следует строго отличать установленные факты иих оценку смировоззренческих позиций исследователя. Вовтором— речь идёт отеоретической проблеме анализа связанности любого познания сценностями познающего, т.е. проблеме взаимозависимости науки икультурного контекста.

Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор испособ изучения эмпирического объекта вкаждом конкретном случае, ипонятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира вданном культурном контексте. В«науках окультуре» эта проблема приобретает особую значимость, т.к. вданном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существую внекоторой культуре, неможем изучатьмир, неоценивая его иненаделяя его смыслом. Вданном случае, таким образом, речь идёт неосубъективных пристрастиях того или иного учёного, нопрежде всего о«духе времени» той или иной культуры: именно ониграет ключевую роль вформировании «ценностных идей».

Данные теоретические постулаты позволяют Веберу интерпретировать социологию экономики в«культурологическом» ключе. Вебер выделяет две идеальнотипические организации экономического поведения: традиционную ицелерациональную. Первая существует сдревности, вторая развивается вНовое время. Преодоление традиционализма связано сразвитием современной рациональной капиталистической экономики, которая предполагает наличие определённых типов социальных отношений иопределённых форм социального порядка.

Анализируя эти формы, Вебер приходит кдвум выводам: идеальный тип капитализма описываетсяим как торжество рациональности вовсех сферах хозяйственной жизни, причём подобное развитие неможет быть объяснено исключительно экономическими причинами. Впоследнем случае Вебер полемизирует смарксизмом. Всвоей работе «Протестантская этика идух капитализма» Вебер пытается объяснить генезы современного капитализма, связав эту проблему ссоциологией религии, вчастности протестантизма. Онусматривает связь между этическим кодексом протестантских вероисповеданий идухом капиталистической экономики, основанной наидеале предпринимателя-рационалиста. Впротестантизме впротивоположность католичеству упор делается ненаизучении догматики, нонаморальной практике, выражающейся вмирском служении человека, ввыполнении своего мирского долга. Этото, что Вебер назвал «мирским аскетизмом». Параллели между протестантским акцентом намирском служении иидеалом капиталистической рациональности позволили Веберу связать Реформацию ивозникновение капитализма: протестантизм стимулировал возникновение специфических для капитализма форм поведения вбыту ихозяйственной жизни. Минимализация догматики иритуала, рационализация жизни впротестантизме поВеберу стало частью процесса «расколдовывания мира», начатого древнееврейскими пророками идревнегреческими учёными иидущим ккульминации всовременном капиталистическом мире. Этот процесс связан сосвобождением человека отмагических суеверий, автономизацию индивида, верой внаучный прогресс ирациональное познание.

Всоциологии власти Вебер также следует своему методу. Всоответствии сним выделяется три типа легитимации власти (господства): 1) рациональный, основанный навере взаконность существующих порядков изаконное право властвующих наотдачу приказаний; 2) традиционный, основанный навере всвятость традиций иправо властвоватьтех, кто получил власть всоответствии сэтой традицией; 3) харизматический, основанный наверу всверхъестественную святость, героизм или какое-то иное достоинство властителя иего власти. Вэтом контексте формулируется веберовская теория рациональной бюрократии, связанной спервым типом власти. Всвоём анализе демократии Вебер формулирует наличие двух видов этого типа правления: «плебесцитной вождистской демократии» иразнообразные формы «демократии без вождя», цель которой сведение кминимуму прямых форм господства человека над человеком благодаря выработке рациональных форм представительства, коллегиальности иразделения властей.

по данным Википедии -свободной Энциклопедии

Максимилиан Карл Эмиль Вебер (1864-1920) – немецкий учёный, философ, политический экономист, социолог, историк. Является основоположником социологической науки и одним из основателей либеральной Немецкой демократической партии.

Родители

Максимилиан появился на свет 21 апреля 1864 года в немецком городе Эрфурте (в Тюрингии). Семья, в которой родился первый ребёнок, была богатой и буржуазной. Всего у Веберов было семеро детей.

Дед по линии отца крупно занимался промышленностью, на текстильной торговле сколотил целое состояние. Отец семейства, Макс Вебер-старший, был человеком жизнелюбивым и очень деятельным, трудился на государственной службе, входил в Национал-либеральную партию. Он очень уважал шовинизм и был ярым поклонником Бисмарка. Несколько раз от национальных либералов выбирался на должность депутата прусского ландтага. А позднее его избрали и в имперский парламент – рейхстаг, где он руководил либеральной фракцией.

Дед по материнской линии был состоятельным купцом с англо-немецкими корнями. Его жена происходила из французского гугенотского рода. В их семье и родилась мама будущего философа Элена Фалленштейн, она была женщина глубоко верующая и очень строгая. Её знаменитый предок генералиссимус Альбрехт фон Фалленштейн яростно защищал католическую веру. Элена же в отличие от него вела аскетический образ жизни и была сторонницей кальвинизма, ни разу в жизни она не отступила от своих моральных принципов.

Семейства Веберов и Фалленштейнов вместе с их родственными кланами Иоллле, Бенеке и Суше в экономике Германии играли довольно значимую роль. Благодаря такой семье и родне Макс Вебер-младший с детских лет познакомился с интеллектуальной элитой Германии того времени. В их доме часто происходили семейные дискуссии, собирались друзья и знакомые отца – видные общественные деятели и учёные.

Будучи маленьким мальчиком, Максимилиан узнал политика и историка Генриха фон Зибеля, историка Древнего Рима Теодора Моммзена, историка Генриха Трейчке, основателя «понимающей психологии» и философа Вильгельма Дильтея. Все они по своим политическим взглядам, как и Макс Вебер-старший, придерживались стороны Бисмарка, который выступал за объединение Германии вокруг Пруссии.

В раннем возрасте младший Макс Вебер узнал и о политических разногласиях. Лучшими знакомыми матери были историки либерального направления – Георг Гервинус и Фридрих Шлоссер.

Они, наоборот, были ненавистниками воинственного прусского духа, для них Германия это, прежде всего, – родина Гёте и Шиллера, образцовая страна западноевропейской культуры. Шлоссер в своё время, когда Элен была ещё совсем юной девушкой, поселился в доме Фалленштейнов. Сначала он пытался стать для неё духовным наставником, но потом воспылал такой страстью, что замучил бедную Элен своими ухаживаниями. Девушка переселилась в Берлин к родной сестре, где и познакомилась с будущим супругом Максом Вебером-старшим.

Так что атмосфера, в которой предстояло расти Максимилиану, была полна не только интеллектуальных споров и дискуссий, но и запутанных личных отношений. Всё это, несомненно, оказало своё влияние на его будущее мировоззрение и творчество.

Детство

Макс появился на свет через год после того, как его родители заключили брак. После него в семье родилось ещё восемь детей, из которых две девочки умерли в младенчестве, а зрелого возраста достигли четыре брата и две сестры. Брат Альфред также стал знаменитым философом, экономистом и социологом.

Мама очень тяжело рожала Максимилиана, в результате чего у неё появился жар, и своего первенца она не смогла кормить грудью. Новорождённого мальчика вскормила другая женщина – жена столяра, социал-демократа.

С ранних лет ребёнок рос на удивление самоудовлетворённым и погружённым в свои игры. Казалось, что ему никто не нужен. Он всегда играл в одиночестве, а взрослые, наблюдая за ним, поражались, как дитя двух с половиной лет от роду выстраивает из чурок вокзал, ставит в него поезд с пассажирами и маленькими вагончиками, бумажными полосками имитирует пар. Так он мог играть часами и при этом что-то беспрерывно болтать.

Вскоре ребёнка настигла опасность: он переболел односторонним менингитом. Его жизнь висела на волоске, малышу грозила водянка головного мозга, слабоумие или смерть. Мать не отходила от мальчика ни на шаг, жертвуя другими детьми. Болезнь привела к тому, что Макс стал вести ещё более затворнический образ жизни из-за постоянных судорог, нервных страхов и приливов крови. Когда маленькому Веберу было пять лет, семья поехала на море в Боркум. Мать хотела укрепить здоровье сына, пыталась заносить его в воду на руках. При этом ребёнок поднимал такой душераздирающий крик, что курортники требовали немедленно прекратить эту процедуру.

В 1869 году семейство Веберов переехало в Берлин, куда отца пригласили на должность оплачиваемого члена городского совета. Здесь началась его бурная парламентская деятельность, бесконечные заседания, поездки, путешествия.

Образование

В Берлине семья поселилась на красивой маленькой и уютной вилле на краю города с огромным садом, в котором росли ухоженные плодовые деревья и овощи, бегали куры и кошки. Дети великолепно чувствовали себя в этом саду вдали от большого города, радовались свободе и солнцу. Но Максимилиану эти радости были недоступны. Вынужденный большую часть времени проводить в одиночестве, а не за играми с другими детьми, он страстно увлёкся чтением и литературными опытами, что развило в нём необыкновенную созерцательность.

Сначала мальчик получал домашнее образование. Но приходящие учителя оказывались для него скучными и не производили на ребёнка никакого впечатления, потому что он к тому времени уже самостоятельно прочитал сорок томов Гёте.

В шестилетнем возрасте Макс начал обучение в частной школе, затем продолжил в берлинской классической гимназии. В учебных заведениях отношения с преподавателями и учениками у Вебера были нормальными, но это отнюдь не сделало его более общительным. Иногда он участвовал в кутежах, но большую часть времени всё же посвящал занятиям, по-прежнему очень много читал Шопенгауэра, Лютера, Канта, Макиавелли.

В 1882 году Макс окончил гимназию и стал студентом юридического факультета самого престижного в стране Гейдельбергского университета. Помимо юриспруденции Вебера привлекала теология и история, в душе он пока колебался и не мог определиться, связать своё будущее с политикой или с карьерой учёного.

После долгого затворничества в детстве Макс в студенческие годы как будто настигал упущенное общение. Его жизнь была бурной и насыщенной с потасовками и вечеринками, он с удовольствием пил пиво и занимался фехтованием.

Проучившись год, Макс отправился на службу в армию, он был сначала солдатом, потом офицером в одной из военных частей в Страсбурге. Выйдя в запас, он продолжил обучение в Берлинском университете, при этом никогда не пропускал военные сборы, на них он являлся с неизменным энтузиазмом. Военная карьера казалась ему заманчивой, но всё-таки Вебер выбрал путь учёного.

В 1886 году Макс сдал экзамены по юриспруденции, перешёл в Геттингенский университет, где спустя три года защитил диссертацию, привлекшую особое внимание научного сообщества.

Научная деятельность

Чтобы заниматься наукой, но при этом не зависеть материально от родителей, Вебер устроился работать помощником адвоката. А уже в 1894 году он вошёл в Германскую адвокатскую коллегию. Он продолжал колебаться насчёт науки или политики, пытался сохранить для себя оба варианта и даже вступил, как и отец, в Национал-либеральную партию.

С 1891 года в Берлинском университете Максимилиан занял должность приват-доцента и начал сотрудничество с Союзом социальной политики, основной задачей которого было смягчение контраста капиталистического общества. Молодой учёный проводил многочисленные исследования (в частности опросы сельскохозяйственных рабочих), которые в дальнейшем имели вполне прикладное значение. Например, были приняты меры, облегчившие положение батраков.

После тридцати лет у Вебера были все предпосылки для идеальной карьеры учёного, но именно в этот период у него случилась личная драма и болезнь, к научной деятельности он вернулся лишь в 1901 году. Вышло одно из самых знаменитых его сочинений «Протестантская этика и дух капитализма».

Большой интерес вызвали у Вебера события российской революции 1904-1905 годов, на основании которых он написал две статьи и книгу:

  • «К положению буржуазной демократии в России»;
  • «Переход России к мнимому конституционализму»;
  • «Исторический очерк освободительного движения в России и положение буржуазной демократии».

В 1908 году Вебер вышел из Союза социальной политики и занялся редакционной деятельностью (редактировал многотомные очерки по социальной экономике).

Во время Первой мировой войны Максимилиан руководил армейским госпиталем в Гейдельберге, после чего вернулся к преподавательской деятельности. В Венском университете ему предложили место профессора, он вёл семинары по социологии и читал курс лекций на тему «Хозяйство и общество».

Женщина также занималась наукой, после смерти мужа она публиковала его труды и издала биографическую книгу о Максимилиане. Их брак был бездетным.

Карл Мария фон Вебер. Оперы

Детство Вебера прошло в атмосфере кочующего провинциального театра. Его мать была певицей, а отец скрипачом и руководителем небольшой театральной труппы. Приобретенное еще в детстве прекрасное знание сцены впоследствии очень пригодилось Веберу, как оперному композитору. Хотя постоянные разъезды мешали обучению музыке, в 11 лет Карл Мария стал выдающимся виртуозом-пианистом.

С 18-летнего возраста начинается самостоятельная деятельность Вебера в качестве оперного дирижера. Более 10 лет он переезжал с места на место, не имея постоянного пристанища и испытывая огромные материальные трудности, работал пианистом и дирижёром . Только в 1817 Вебер поселился в Дрездене. В 1817 он женился на певице Каролине Бранд. В Дрездене Вебер взял на себя руководство немецким музыкальным театром и организовал театр немецкой оперы, в противовес театру итальянской оперы под руководством Морлакки.

Дрезденский период стал вершиной его творческой деятельности, появились лучшие оперы Вебера: «Вольный стрелок», «Эврианта», «Оберон».



В истории западноевропейской музыкальной культуры имя Вебера связано, прежде всего, с созданием романтической немецкой оперы. Премьера его «Вольного стрелка», состоявшаяся в Берлине 18 июня 1821 под руководством автора, стала событием исторического значения. Она положила конец длительному господству иноземной, в первую очередь итальянской, оперной музыки на сценах немецких театров. Одновременно с «Вольным стрелком» были созданы две знаменитые программные пьесы Вебера - фортепианное «Приглашение к танцу» и «Концертштюк» для фортепиано с оркестром. Оба произведения демонстрируют характерный для композитора блестящий концертный стиль.

В поисках путей создания народно-национальной оперы Вебер обратился к новейшей немецкой литературе. Со многими немецкими писателями-романтиками композитор общался лично . Драматические моменты, любовные, тонкие черты музыкального выражения, фантастический элемент — все было доступно широкому дарованию Вебера. Самые различные образы очерчены этим музыкальным поэтом с большой чуткостью , мелодичностью , редким выражением. Патриот в душе, он не только разрабатывал народные мелодии, но и создавал свои в чисто народном духе.

Представив в 1821 «Вольного стрелка», Вебер значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, появившехся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829. Вообще 1821 был знаменателен подготовкой романтизма в музыке: в это время Бетховен сочиняет Тридцать первую сонату op. 110 для фортепиано, Шуберт представил песню «Лесной царь» и начал Восьмую симфонию, «Неоконченную». Уже в увертюре «Вольного стрелка» Вебер движется к будущему и освобождается от воздействия театра недавнего прошлого, «Фауста» Шпора или «Ундины» Гофмана, или французской оперы, повлиявшей на этих его предшественников.


Опера «Эврианта» - романтическая опера. Автор либретто - Гельмина фон Шези.

История основана на произведениях Джованни Боккаччо, Уильяма Шекспира, а также средневековом французском романе «История Жерара де Невера и прекрасной и добродетельной Эврианты Савойской, его милой».

Прерасная девушка Эврианта обручена с Графом Адоляром де Невером. Также в нее влюблен и граф Лизиарт - в присутствии монарха он объявляет, что добьется ее любви. Более того, если он сможет доказать, что девушка неверна своему жениху, то граф Адоляр должен будет отдать самоуверенному графу свои владения. Адоляр уверен в своей возлюбленной, а потому без тени сомнения принимает условия спора.


На помощь графу Лизиарту приходит Эглантина, дочь бунтующего феодала. В свое время она была спасена Эвриантой, но вместо благодарности она ненавидит девушку: ведь Эврианта оказалась более удачливой соперницей в любви. Завоевав доверие Эврианты, Эглантина узнает страшную тайну: Эмма, сестра Адоляра, потеряла однажды жениха. Она не смогла справиться с горем и отравилась ядом из своего кольца. Но всем известно, что самоубийца не сможет обрести покой, пока на гроб не упадет слеза невинной жертвы. Эглантина вынимает из гроба роковое кольцо и отдает его Лизиарту. Тогда он предъявляет кольцо королю и заявляет, что Эврианта стала его любовницей. Земли Адоляра переходят к злому графу, а потерянный Адоляр желает убить свою бывшую невесту. Эврианте удается переубедить монарха в своей правоте: ведь ее оклеветали. От перенесенных потрясений девушка теряет сознание, а все думают, что она погибла от горя. Тем временем граф Лизиарт хочет сыграть свадьбу с Эглантиной. Но девушка почти потеряла рассудок - ее замучили угрызения совести. Она случайно раскрывает правду Адоляру, и тот вызывает Лизиарта на поединок. Но ему не суждено состояться: прибыл король. Он сообщает графам о смерти Эврианты. Эглантина ликует, но не долго: в порыве радости она раскрывает жуткую тайну своего предательства и уже Лизиарт убивает ее, затем отправляется на казнь. Адоляр раскаивается в неверии своей любимой, столь безвременно ушедшей в иной мир. Но тут живая Эврианта, плача от радости, заключает возлюбленного в свои объятия. Ее слезы даровали Эмме вечный покой.



В 1822 композитор получил заказ на написание новой оперы от Доменико Барбайи. Руководитель венского театра желал получить произведение в народном духе, с фантастическими и красочными бытовыми сценами. За написание либретто взялась Гельмина фон Шези. Текст редактировался 11 раз из-за сложности сюжета и ограниченных возможностей сцены. Музыкальное сопровождение было написано за полтора года.

Опера «Эврианта» знаменовала собой новый оперный жанр. Партитура отличается детальной прорисовкой характеров, хоровые и оркестровые партии придают сюжету особую яркость.

Многие критики считают сюжет оперы изначально запутанным и нелогичным. Карл Мария фон Вебер руководил четырьмя первыми постановками, опера имела успех. Однако считается, что это был успех скорее самого автора пьесы, нежели самого спектакля. А сокращение «Эврианты» после отъезда композитора сделало произведение еще более сложным для восприятия.

- «Эврианта» была посвящена императору Австрии Францу I.


- Первая постановка Эврианты с Генриеттой Зонтаг в заглавной партии успеха не имела. Затем, опера обрела заслуженную значительность и её стали считать прологом к музыкальным драмам Вагнера. Образы Лизиарта и Эглантины по музыкальному выражению предвосхищают Ортруду и Тельрамунда в "Лоэнгрине" Вагнера.



Когда Вебер подошёл к «Эврианте», пишет Эйнштейн, «его самый резкий антипод Спонтини в каком-то смысле уже расчистил ему дорогу; вместе с тем Спонтини лишь придал классической опере-сериа колоссальные, монументальные размеры благодаря массовым сценам и эмоциональному напряжению. В „Эврианте“ появляется новый, более романтический тон, и если публика не сразу оценила эту оперу, то её глубоко ценили композиторы следующих поколений».

Творчество Вебера, заложившего основы немецкой национальной оперы (наряду с «Волшебной флейтой» Моцарта), обусловило двойное значение его оперного наследия, о чём хорошо пишет Джулио Конфалоньери: «Как правоверный романтик, Вебер находил в легендах и народных преданиях источник музыки, лишённой нот, но готовой зазвучать... Наряду с этими элементами он хотел также свободно выразить собственный темперамент: Неожиданные переходы от одного тона к противоположному, дерзкое сближение крайностей, уживающихся друг с другом в согласии с новыми законами романтической франко-немецкой музыки, были доведены до предела композитором, душевное состояние которого вследствие чахотки было постоянно беспокойным и лихорадочным». Эта двойственность, которая кажется противоречащей стилевому единству и действительно нарушает его, порождала мучительное стремление уйти, в силу самого жизненного выбора, от последнего смысла существования: от реальности — с ней, быть может, только в волшебном «Обероне» предполагается примирение, да и то частичное и неполное. Истощённый большой организационной работой и неизлечимо больной, после периода лечения в Мариенбаде (1824) Вебер ставит в Лондоне оперу «Оберон» (1826), принятую с энтузиазмом.

belcanto.ru ›weber.html



Академический Симфонический Оркестр Московской Филармонии под управлением Симонова

В виде своеобразного протеста против «серых будней» реаль-ной жизни, в поисках воображаемой идиллии и красоты поэты-романтики создали в своих произведениях прекрасный феерический мир. Этот мир романтической мечты впервые получил музыкаль-ное воплощение в «Обероне» Вебера. Композитор придал ему иг-ривое, скерцозное освещение.
Музыка оперы словно проникнута волшебным светом. Картины природы (воздушные танцы эльфов при лунном свете, русалки, выплывающие из сверкающего океана, полеты духов воздуха, воды и земли) переданы искрящимися, тончайшими по своим оттенкам красками оркестра. С особой виртуозностью и выразительностью использованы валторна и деревянные духовые инструменты (клар-нет, флейты).
Богатство оркестровой и гармонической палитры сочетается в «Обероне» с предельной простотой музыкальных форм. Яркая ме-лодичность народно-бытового склада и танцевальные ритмы про-низывают многие номера этой оперы.

Великолепная увертюра «Оберона», полностью построенная на темах из оперы.



По блеску, тонкости, богатству красок эта увертюра выделяет-ся среди всей современной симфонической музыки. Многие компо-зиторы-романтики следовали по пути, проложенному Вебером; Мендельсон в увертюре и скерцо из «Сна в летнюю ночь», Бер-лиоз в скерцо «Феи Маб», Шуман в сцене Ариеля из «Фауста».

Новым в «Обероне» оказался и экзотический колорит традици-онно комедийных «восточных» сцен. В их музыке Вебер использо-вал подлинный ориентальный мотив, записанный одним из путе-шественников по Востоку.

Интересные факты

В двенадцать лет Вебер сочинил свою первую комическую оперу "Сила любви и вина". Партитура оперы хранилась в шкафу. Вскоре непостижимым образом шкаф с содержимым сгорел . Следует отметить, что кроме шкафа, ничего не пострадало. Вебер воспринял это, как "знак свыше" и решил отказаться от музыки, посвятив себя литографии.
Однако
, страсть к музыке не проходила и в четырнадцать лет Вебер написал новую оперу "Немая лесная девушка". Опера была впервые поставлена в 1800. Потом ее довольно часто ставили в Вене, Праге и даже Петербурге. После весьма удачного начала музыкальной карьеры Вебер перестал верить в приметы и "знаки свыше".

Девизом творчества Вебера были знаменитые слова, которые композитор попросил поместить в виде собственного автографа на выпущенной гравюре с его портретом: "Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини... волю венцев"

В Бреславле с Вебером случился трагический случай, чуть не стоивший ему жизни. Он пригласил друга на ужин, и в ожидании его сел поработать. Замерзнув во время работы, Вебер решил согреться глотком вина, но в полутьме отхлебнул из винной фляги, в которой отец Вебера держал серную кислоту для гр авировальных работ. Композитор упал бездыханным. Друг Вебера тем временем запаздывал и пришел лишь с наступлением ночи. Окно композитора светилось, но на стук никто не отвечал. Друг толкнул незапертую дверь и увидел безжизненно лежащее на полу тело Вебера. Рядом валялась разбитая фляга, от которой шел едкий запах. На крики о помощи из соседней комнаты выбежал отец Вебера, вдвоем они отвезли композитора в больницу. К жизни Вебер был возвращен, однако рот и горло были страшно сожжены, а голосовые связки не действовали. Так Вебер потерял свой красивый голос. Всю дальнейшую жизнь он вынужден был говорить шепотом. Одному из своих друзей он как-то сказал шепотом:

Говорят, Моцарта погубил Сальери, Я же обошелся без него...

Вебер очень любил животных. Дом его напоминал зоосад: охотничья собака Али, серая кошка Мауне, обезьянка-капуцин Шнуф и много птиц окружали семейство музыканта. Любимцем был большой индийский ворон - каждое утро он важно говорил композитору: "Добрый вечер".
Однажды Каролина сделала поистине чудесный подарок мужу. Специально ко дню рождения Вебера были сшиты костюмы для зверей, и наутро забавное шествие отправилось в комнату именинника - поздравлять!.. Али был превращен в слона с длинным хоботом и большими ушами, нопону ему заменяли шелковые носовые платки. За ним шла кошка, переодетая в осла, с парой домашних туфель вместо мешков на спине. Следом ковыляла обезьянка в пышном платье, у нее на голове кокетливо подпрыгивала шляпа с большущим пером...
Вебер по-детски запрыгал от радости, и тут началось нечто невообразимое: он забыл про свои болячки, неудачи и даже про композиторов-конкурентов... Животные и счастливый Вебер носились по стульям и столам, а серьезный ворон бесконечное количество раз сказал всем:

Добрый вечер!

Жаль, что Россини этого не видел...

В парижских газетах время от времени появлялись восторженные похвалы величайшему из величайших маэстро всех времен и народов - Веберу. Причем хвалебные статьи неизвестного автора были написаны со знанием всех тонкостей музыки композитора. И не удивительно, ведь эти дифирамбы Веберу пел... сам Вебер. Он был настолько влюблен в себя, что с согласия жены трое из четверых детей были названы именами отца: Карл Мария, Мария Каролина и Каролина Мария.



«Талантливый человек талантлив во всем» - это выражение вполне справедливо можно отнести к Карлу Веберу. Он был не только знаменитым сочинителем, исполнителем и дирижером, но также проявил выдающиеся организаторские способности и талант руководителя. Не будь Вебера-музыканта, мы бы наверняка знали сегодня Вебера-писателя или Вебера-живописца, так как в этих областях искусства он тоже оказался весьма успешным. Но любовь к музыке, унаследованная от родителей, определила жизненный путь Карла Марии.

Краткая биография

Глава семейства, в котором появился на свет Карл Мария Фридрих фон Вебер, Франц Антон Вебер, был женат второй раз и в общей сложности имел десять детей. Он служил в пехоте, однако настолько увлекся музыкой, что оставил службу ради должности капельмейстера и антрепренера театральной труппы, связанной с постоянными гастролями и переездами. Карл родился 18 декабря 1786 года в немецком городе Эйтине, и в детские годы вместе с родителями объехал значительную часть городов Германии. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию его музыкальных способностей, и в каждом новом, хоть и временном, месте проживания находили для него лучших педагогов.


После смерти матери Карл с отцом, возлагавшим на музыкальные способности сына большие надежды, перебрались к сестре Франца Антона в Мюнхен. Старания родных и уникальные способности Карла вскоре принесли свои плоды: в десятилетнем возрасте он попробовал себя в композиции, а в 1798 году создал первые полноценные произведения. Наставниками Вебера в тот период являлись И. Валлисхаузец, И. Калхёр. К сожалению, дебютное произведение под названием «Сила любви и вина» оказалось утраченным.

В 1799 году создана опера «Лесная поляна», а в следующем году Карл останавливается в Зальцбурге где вновь берет уроки у Михаэла Гайдна, брата известного композитора. Его положительные оценки первых опытов Карла подарили молодому человеку веру в собственные силы, и в скором времени на свет появились еще несколько произведений, в том числе опера «Петер Шмоль и его соседи». Так и не дождавшись ее постановки, Вебер с отцом отправляются в концертный тур, во время которого Карл поражает публику своей виртуозной игрой, ставшей результатом длительных занятий.

В 1803 году Карл Вебер перебрался в Вену. Музыкальные занятия продолжились под руководством аббата Фоглера, который обратил особое внимание на изучение теории музыки, доведя музыкальное мастерство юного Вебера до совершенства. После года кропотливого труда Фоглер дал 17-летнему музыканту путевку во взрослую жизнь: по его рекомендации Карла приняли капельмейстером в оперный театр города Бреславля.

Театр в жизни композитора


Работая в оперных театрах сначала Бреславля, а затем Праги, Вебер обнаружил новые грани своего таланта. Он был отличным дирижером, но, кроме этого, еще и проявил себя как реформатор музыкально-театральных традиций. С первых дней Вебер начал претворять в жизнь собственные представления о том, как должны располагаться музыканты в оркестре. Он разместил их по видам инструментов, что на тот момент было довольно смело, однако уже в 19 веке стало привычным для всех оперных театров. К тому же Вебер активно вмешивался в процесс репетиций, требуя отдельных занятий для разучивания новых партий и генеральных прогонов. Нововведения молодого капельмейстера наталкивались на непонимание со стороны опытных музыкантов, однако Веберу хватило уверенности и сил, чтобы отстоять свою точку зрения.

Жизнь и работа в Бреславле заставила влезть в большие долги, от которых композитор сбежал в очередное турне. Благодаря счастливому случаю он получает должность музыкального директора замка Карслруэ в герцогстве Вюртемберг. В этот короткий период композитор создает симфонии и концертино для трубы. Новое место службы - личным секретарем герцога, оказалось не лучшим решением - Вебер только усугубил свое финансовое положение новыми долгами, и вскоре был изгнан из Вюртемберга. Скитания Вебера продолжились, он посетил Мангейм, Гейдельберг, Дармштадт. Во Франкфурте прошла постановка оперы «Сильвана». Это был довольно успешный период - в каждом городе Карла ожидало всеобщее признание, и он продолжал гастролировать еще несколько лет, пока не получил предложение стать руководителем театра в Праге. Однако Веберу не удалось в полной мере насладиться свободой, предоставленной ему в постановках: в январе 1812 года его настигла болезнь легких, и с тех пор состояние его только ухудшалось.

Отрезок жизни, который Вебер связал с театром, во многом определил основные черты его дальнейшей творческой деятельности, сформировал вкус и стиль композитора. Это было очень плодотворное время, подарившее мировому искусству множество значительных произведений.

Последний период жизни

В 1817 году Карл Вебер занимает должность капельмейстера оперного театра в Дрездене. Здесь его реформаторские настроения столкнулись с более серьезным сопротивлением, так как в то время главенствующее место в опере занимали итальянские традиции. Вебер пришел к тому, чтобы продвигать немецкую оперу силами немецких талантливых артистов. Преодолев недовольство даже придворных кругов, Вебер все же собрал новую труппу, и успешно поставил несколько ярких спектаклей.

В Дрезденский период Вебер создаёт свои лучшие произведения, прославившие его. Это оперы «Вольный стрелок», «Трое Пинто», «Эврианта». Первая из них ознаменовала начало нового периода в развитии немецкой оперы в целом, а ее премьера, состоявшаяся 18 июня 1821 года, сделала Вебера национальным героем.

  • Если бы Вебер не занимался музыкой, вполне вероятно, что мир все равно услышал бы о нем как о художнике: в юности Карл демонстрировал выдающиеся способности к живописи.
  • Созданная 12-летним композитором опера «Сила любви и вина» утрачена навсегда: по странному стечению обстоятельств в доме Веберов сгорел именно тот шкаф, в котором Карл хранил свое сочинение. Отчаявшись, юноша воспринял это как некий посыл свыше о том, что ему не следует заниматься музыкой. Однако последующие успешные постановки его опер убедили Карла в обратном, а в какие бы то ни было «небесные знаки» он перестал верить навсегда.
  • Отец композитора, считавший главным делом своей жизни помощь сыну, чуть было не стал виновником безвременной гибели музыканта. Чтобы хоть как-то расплачиваться с многочисленными долгами, Франц занялся гравюрой. Однажды Карл, не проверив содержимое бутылки, сделал приличный глоток кислоты. К счастью, рядом оказался близкий друг музыканта, который вызвал врача. Кислота успела обжечь горло, и Вебер навсегда утратил свой красивый голос, изъясняясь только шепотом.
  • У Вебера сложились напряженные отношения с композитором Россини, чья слава в то время тоже набирала обороты. Карл не упускал возможности отпустить колкость в адрес Россини, и даже на собственном портрете в гравюре поручил написать: «Вебер выражает волю Божью, Бетховен - волю Бетховена, а Россини - волю венцев»
  • Карл Вебер всегда любил животных, и в его собственном доме постоянно было несколько любимых питомцев: кошка, собака, обезьянка и множество птиц, в том числе и ворон. На один из дней рождения композитора Каролина Брандт подготовила мужу сюрприз: всех животных переодели в смешные карнавальные костюмы, и ранним утром запустили в комнату музыканта. Вебер радовался, как ребенок, на время позабыв обо всех неурядицах и даже о болезни, которая была в тот момент в стадии обострения.
  • Композитор отличался самовлюбленностью, доходящей до того, что он сам писал критические заметки о своих произведениях и отсылал их в парижские журналы анонимно или под псевдонимами. Статьи печатали, о Вебере говорили, но никто и не догадывался, что это сам музыкант создает себе славу.

(18.11.1786 - 5.6.1826) - немецкий композитор. Сын певицы и провинциального оперного капельмейстера и антрепренера, Вебер уже в детские годы приобщился к музыкально-театральному искусству. В 10-летнем возрасте Вебер брал уроки фортепьянной игры у И. Гейшкеля (в Гильдбурхаузене), затем учился композиции у М. Гайдна (в Зальцбурге) и у И. Н. Кольхера (в Мюнхене); по пению Вебер был учеником И. Б. Валлисхаузера. К 15 годам Вебер являлся уже автором ряда фортепьянных пьес, песен, мессы и трех зингшпилей. Постоянные странствования с оперной труппой отца помогли ему усвоить музыкальные вкусы широкой публики.

Среди многих учителей Вебера особенно важную роль в его образовании сыграл замечательный знаток музыкального фольклора аббат Г. И. Фоглер, с которым Вебер занимался в 1803-1804 годах в Вене. При содействии Фоглера Вебер получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле. В последующие годы (1806-1810) он служил при дворах в Карлсруэ и Штутгарте. К этому периоду относится сочинение Вебером опер "Рюбецаль" (не окончена) и "Сильвана" (пост. 1810), музыки к пьесе Шиллера "Турандот", двух симфоний (1807), концерта для скрипки, ряда песен с сопровождением гитары.

С 1810 года Вебер совершает успешные артистические поездки в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии. В 1811-1813 годах он жил большей частью в Дармштадте; здесь он снова общается с Фоглером и учреждает совместно с Джакомо Мейербером , Готфридом Вебером и другими молодыми музыкантами "Гармоническое объединение", предвосхищавшее по своей идейной устремленности шумановский "Давидсбунд". Вебер познакомился с Гофманом и другими немецкими писателями, с Шпором , посещал Гёте в Веймаре. Тогда же он задумал автобиографический роман "Странствования музыканта" (не был закончен).

В 1813-1816 годах Вебер стоял во главе оперного театра в Праге, а затем (до конца жизни) был дирижером немецкой оперы в Дрездене. Под его управлением были осуществлены две постановки оперы "Фиделио" Бетховена (1814 и 1823). Национальный подъем и патриотические чувства протеста против захватнических войн Наполеона получили выражение в цикле песен Вебера "Лира и меч" (на слова Т. Кёрнера), пользовавшихся огромной популярностью у немецкой молодежи. Выступая как музыкальный критик, Вебер вел решительную борьбу против засилья итальянской оперы, за национально-самобытный немецкий музыкальный театр.

Последние годы жизни Вебера ознаменовались созданием наиболее выдающихся его оперных произведений, открывших новую страницу в истории немецкой оперы. Над оперой "Волшебный стрелок" (пост. 1821, Берлин) Вебер работал пять лет. Романтическая фантастика оперы (либретто было составлено по новелле из "Книги призраков" А. Апеля) сочетается с таким правдивым отражением народного быта и характера, какого еще не знала до Вебера немецкая оперная сцена. Яркая выразительность музыкального языка и блестящее воплощение в опере демократических устремлений композитора обеспечили ей поистине небывалый успех у публики.

Следующее музыкально-сценическое произведение Вебера - "Эврианта" (пост. 1823, Вена) представляло собой первый опыт создания большой немецкой национально-героической оперы на легендарно-рыцарский сюжет. Ряд музыкально-стилистических особенностей этой оперы и примененных в ней композиционных приемов получил впоследствии развитие в оперном творчестве Шумана ("Геновева") и Вагнера ("Тангейзер", "Лоэнгрин"). Наконец, последняя из опер Вагнера - "Оберон", написанная по заказу лондонского театра "Ковент-Гарден" и исполненная в этом театре в 1826 году под управлением самого Вебера, представляет собой одно из лучших воплощений в музыке народно-сказочного элемента. С исключительной силой проявляется в этой опере свойственное Веберу блестящее мастерство колоритной оркестровки.

Творчество Вебера имело чрезвычайно важное значение для развития не только вокальной, но и инструментальной музыки. Крупнейший исполнитель-виртуоз, он выступил в своих фортепьянных сочинениях как подлинный новатор. В частности, в его программном фортепьянном сочинении "Приглашение к танцу" предвосхищаются музыкальные образы, вдохновляющие впоследствии многих композиторов: Р. Шумана и Шопена , Листа и Берлиоза , Глинку и Чайковского .


Б. В. Левик

Литература.
1. Вебер К. М. "Автобиографические наброски", "Советская музыка", 1936, 12.
2. Саккетти Л. "История музыки всех времен и народов", вып. III - "Вебер", М., 1913.
3. Коломийцев В. "Карл Мария фон Вебер. К столетию со дня его смерти". Критико-биографический очерк, Л., 1927.
4. Кузнецовы К. и В. "Народные элементы в творчестве Вебера", "Советская музыка", 1936, 12.
5. Кенигсберг А. "К. М. Вебер", Л., 1965.



Рассказать друзьям