Граф Дракула - кто он? Был ли Дракула вампиром.

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Маленький остров посреди озера Снагов, что в двадцати километрах от Будапешта, является местом рождения знаменитого Дракулы. Здесь он и похоронен. Местные жители уверяли побывавшего там корреспондента польского журнала “Впрост”, что по ночам Дракула переплывает с острова на берег в поисках новых жертв.

Но старик сторож вступился за Дракулу. Он показал заброшенную церквушку, где хранится надгроб­ная плита с могилы этого челове­ка, повсеместно считающегося вампиром. В XVI веке митрополит Филарет приказал стесать с нее даты и имя, а затем распорядился положить ее в церкви так, чтобы на нее обязательно наступал схо­дящий с алтаря священник — “для ночного попрания”. Внутри церк- нушки сегодня сыро и мрачно. На стенах — потемневшая от времени роспись, на полу — полувыщербленные плиты. Самая большая (та самая) — у алтаря. И никаких чере­пом под ногами, ни бросающего и дрожь ужаса…Журналисту даже немного обидно стало за вампира. Но был ли он вампиром?

ПАЛАЧ, НО НЕ КРОВОПИЙЦА:
В 1430 году у князя Валахии родился сын Влад III. Сам отец был прославленным и неустрашимым воином, за что его и прозвали Дракул (Дракон). Когда Влад под­рос, он нарек себя Дракулой (сы­ном Дракона). Судьба его в чем-то напоминает судьбу римского императора Калигулы. Тот тоже не повторил подвигов своих предше­ственников на троне, зато вошел в историю как беспощадный и изощренный палач своих соотече­ственников. Так и князь Влад, уже будучи взрослым, завоевал себе прозвище Цепеш (сажатель на кол). Впрочем, в то время (а это был разгул инквизиции) пытать и уби­вать политических противников было обычным делом. Вот Влад и прославился по этой части большой изобретательностью. Он са­жал своих жертв на кол через рот вниз головой, протыкал кольями сбоку, сзади, через грудь, пу­пок. В своей резиденции в Снагове Дракула казнил около ста ты­сяч человек. Истории о выходках трансильванского князя разош­лись по всей Европе еще при его жизни.

Однако, несмотря на много­численные убийства, по-настоя­щему вкуса крови Дракула так и не попробовал. А румынские ис­торические хроники даже называ­ют его национальным героем за организацию обороны Трансильвании от турок.

Бессмертный же Дракула-вампир “родился” на четыре века поз­же. В 1897 году никому тогда не известный ирландский писатель Брэм Стокер издал роман “Драку­ла”, в котором зачем-то понизил князя в звании до графа (впрочем, графский титул был тогда в Евро­пе моднее княжеского). Роман стал популярным. Его перевели чуть ли не на все языки мира, за исключением разве что нанайско­го. После этого вампирские рома­ны стали выходить из-под пера разных писателей, как говорится, пачками. А с появлением кино эта тема стала наиболее модной, при­чем эта мода не затухает до сих пор.

Почему же у Стокера Дракула стал кровопийцей? Может быть, тогда в Трансильвании водились другие вампиры, страсти которых писатель приписал Владу? Но нет. Исторические хроники свидетель­ствуют лишь о том, что тогда же в тех местах жила графиня Эржабет, которая по примеру Клео­патры убивала своих молодых слу­жанок, чтобы омываться их кро­вью, потому что верила, что это предотвращает старость. Чтобы наполнить ванну, она убивала до тридцати девушек, тела которых потом тайно хоронили. Кстати, этих девушек забирали у родите­лей якобы для обучения в дом молодой образованной графини. Естественно, родители больше никогда не видели своих чад. Ког­да преступления Эржабет были разоблачены, ее судили и по приговору заживо замуровали в одном из подвалов ее же замка, о чем сохранились официальные документы. Изучение этих доку­ментов историками позволило сделать вывод, что Брэм Стокер их читал и даже использовал в процессе написания романа “Дра­кула”. Но ни князь Цепеш, ни Эржабет Баторий не пили кровь своих жертв. Что ж, Стокер имел право на художественный вымы­сел для усиления пугающего эф­фекта своего произведения. Беда в том, что некоторые слишком впечатлительные читатели вос­приняли роман как руководство к действию.

КЛУБЫ ПОКЛОННИКОВ:
До выхода романа Брэма Сто­кера вампиры повсеместно счита­лись неполноценными существа­ми, живущими на кладбищах и болотах, где они и подлавливали случайных прохожих. Стокер при­дал своему Дракуле подчеркнутый аристократизм и скрытую сексуаль­ность, то есть две составляющие притягательности. И недаром в конце XIX века экзальтированные читательницы настолько сходили с ума по кровожадному герою, что в моду вошли смертельная блед­ность кожи и подчеркнутая худо­ба. Одновременно начали появ­ляться многочисленные клубы дра- кулофилов. Существующий до сих пор Нью-Йоркский центр Дракулы выпускает посвященные ему пе­риодические издания (справочни­ки, бюллетени, дайджесты). А в Сан-Франциско известный вампи- ролог Джон Веллитуни издает “Джорнел оф вампиролоджи”. Об­щество графа Дракулы из Лос-Ан­джелеса занимается изучением средневековых вампиров и печа­тает годовые отчеты о своей дея­тельности. Появилась даже отдель­ная наука — конспирология. Она занимается изучением всяческой нечисти: вампиров, оборотней, вурдалаков, упырей и т.п. Сло­вом, поклонники литературного Дракулы, ученые и просто люби­тели острых ощущений — по жиз­ни нормальные люди, которые не имеют ничего общего с кровавы­ми трапезами.

РЕАЛЬНЫЕ ВАМПИРЫ:
Но, как уже говорилось, тво­рения Брэма Стокера и его лите­ратурных последователей стали своего рода инструкцией для лю­дей с поврежденной психикой. Так, в американской прессе было опубликовано интервью с некоей госпожой Пресли. Она открыто признала, что предлагает мужчи­нам секс в обмен на порцию их крови. По. ее словам, она надре­зает руку “донора” с внутренней стороны и очень осторожно выса­сывает кровь.

А вот история юного вампира, который наверняка не читал роман Стокера. Это южноафриканский мальчик, обиженный природой: у него лысая голова, кошачьи глаза и чешуйчатая кожа. Так вот, ког­да он видит обнаженные руки лю­дей, то норовит вцепиться в них зубами.

В былые времена у нас было бы официально заявлено, что все это — выкрутасы разлагающегося империализма, а в нашей стране такое невозможно. Оказывается, возможно. Взять хотя бы Николая Джумгалиева, которого еще 25 лет назад в Институте Сербского признали невменяемым. Этот че­ловек служил в десантных войсках, затем возглавлял пожарную коман­ду, а в конце концов докатился до вампиризма и каннибализма. В архивах МВД сохранились протоколы его допросов. Так вот, на одном из них он в сердцах заявил следователю: “Эх, начальник, если бы ты попробовал крови, ты бы понял, что это такое”. А еще из этих протоколов следует, что к вампиризму Николая толкнуло зна­комство с книгой “Черный туман”. Это редкая магическая книга ор­дена средневековых восточных тамплиеров, которые известны как сатанисты, практиковавшие кровавые ритуалы. Кровь они бра­ли у смертельно напуганных лю­дей, и считалось, что она вызы­вала у пьющего диаметрально противоположные чувства: уверен­ность в себе, сознание собствен­ного мужества, ощущение силы.

Джумгалиев давно изолирован. Но практика показывает, что пос­ле его “ухода от дел” вампиризм в России не прекратился. Вот изложение милицейского протокола тех времен, когда сту­дентов и интеллигенцию еще по­сылали на картошку. Во время сельскохозяйственных работ один питерский студент набросился на своего товарища и жестоко поку­сал его. Покусанного доставили в больницу, а виновника — в мили­цию, где он ничего не мог вспом­нить о случившемся. В ходе даль­нейших допросов выяснилось, что книгу “Черный туман” он не толь­ко не читал, но даже и не знает о ее существовании.

Стало быть, не литература тол­кает людей к кровопитию. А что же? Одно из объяснений вампи­ризму попытался дать канадский ученый Джон Дольфин. Он назвал его следствием генетического сбоя, который приводит к скоп­лению под кожей пигмента пор­фирита. Такие люди боятся солн­ца, имеют искаженные черты лица. В равновесие организм при­водит только потребление гемо­глобина в большом количестве. Многие ученые считают это объяс­нение недостаточно проработан­ным. И потом тот же Джумгалиев и студент, попытавшийся испро­бовать крови своего однокурсни­ка, действовали средь бела дня, да и лица у них совсем не были искаженными. Словом, вампиризм до сих пор остается для науки загадкой. Не по силам пока ее разрешение и спе­циалистам, изучающим аномаль­ные явления. Так что ответа на вопросы, связанные с этим, ос­тается только ждать.

Моему дорогому другу Хомми-Бегу

Последовательность, в которой представлены эти бумаги, станет понятна по мере их прочтения. Все ненужное опущено, чтобы эта история, сколь бы невероятной она ни казалась по современным меркам, выглядела как бесспорный факт. Здесь нет ни слова о прошлом, в отношении которого можно заблуждаться, но все отобранные свидетельства зафиксированы по горячим следам и отражают точку зрения и меру понимания участников событий.

© И. С. Веселова, составление, комментарии, 2014

© А. Парфенова, вступительная статья, 2014

© ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», издание на русском языке, художественное оформление, 2014

«Дракула» Брэма Стокера

Роман «Дракула» Брэма Стокера никогда, за более чем столетнюю историю, не переставал печататься. Невероятная популярность, которую он обрел после первой же публикации в 1897 году и которая продолжает жить и эволюционировать с каждой новой версией, является вполне закономерным явлением. В основе романа лежат образы и идеи, которые делают его привлекательным и интригующим для читателей любой эпохи, и даже для нас, живущих спустя столетие после смерти автора.

Своим статусом культового жанрообразующего романа западноевропейской литературы «Дракула» обязан не только острым поворотам сюжета. Роман является глубоким погружением в темы, которые всегда будут волновать людей. В нем есть всё: стереотипы массовой культуры, Фрейд, Юнг, табуированные в Викторианскую эпоху темы женской сексуальности и гомосексуализма. Стокер исследует природу иррационального страха, заглядывает в лицо самому корню зла и видит в нем объект сочувствия. Он играет с читателем, уводя его все дальше и дальше в лабиринт голосов и воспоминаний, стирая границу между реальностью и городской легендой.

Роман «Дракула», как и сам граф, таит в себе множество секретов и скрытых смыслов. Для того чтобы понять секрет его нестареющей популярности, нужно заглянуть в его истоки.

Стокер собирал материалы и писал «Дракулу» в течение семи лет, о чем свидетельствуют его дневники. Однако некоторые исследователи творчества знаменитого ирландца находят предпосылки к написанию «Дракулы» еще в раннем детстве писателя.

Рожденный в 1847 году в Дублине в семье государственного служащего и писательницы, Абрахам «Брэм» Стокер рос болезненным ребенком. Его мать много времени проводила у его постели, развлекая мальчика кельтскими легендами о кровожадных божествах и духах потустороннего мира. Эти рассказы впервые зародили в юном писателе мысль о том, что в современном мире есть место необъяснимому потустороннему злу. Хотя в ирландских мифах нет вампиров, ими изобиловало бульварное чтиво того времени. Так называемые «копеечные ужасы» – дешевые издания, полные крови, живых мертвецов и испуганных юных девиц, были весьма популярны в то время. Начавшаяся в 1870 году реформа образования способствовала повсеместному повышению уровня грамотности в Британии, однако никак не прививала массам вкус к высокой литературе. Даже если Стокер и не читал сами брошюры, он, безусловно, был знаком с их первоисточниками – готическими романами начала ХIX века.

Став взрослым, Стокер увлекся литературой и театром, чему сильно способствовала его близкая дружба с Оскаром Уайльдом и женитьба на молодой актрисе, легендарной дублинской красавице Флоренс Балкомб. Через пять дней после свадьбы, в 1878 году, Стокер переезжает в Лондон и становится управляющим театром «Лайсиум», звездой которого является еще один его близкий друг – актер Генри Ирвинг. Ирвинг – фигура таинственная и неоднозначная. Современники говорили о нем, что актер одним только взглядом мог зомбировать целый зал зрителей. Ирвинг прославился благодаря ролям Мефистофеля и Ричарда III. Он был высоким и субтильным, с пронзительным взглядом и седыми висками, чем сильно напоминал описание самого графа, которое Стокер дает в «лондонских» главах романа, после преображения Дракулы из безобразного старика в мрачного обитателя Лондона.

Тем временем тема жестокого и сверхъестественного набирает все большую популярность в массовой культуре. Один за другим в свет выходят «Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда» Роберта Льюиса Стивенсона и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда. Пускай ни один из этих сюжетов не связан напрямую с вампиризмом, оба романа пронизаны идеей персонифицированного зла и урбанистической готикой. В 1888 году на улицах Лондона начинает орудовать Джек Потрошитель.

Несмотря на большую занятость на своей работе в театре и семейную жизнь, Стокер всегда находил время, чтобы писать. «Дракула» – его пятый роман. Ни один из предыдущих не имели ни успеха, ни признания у критиков, но писатель не сдавался. Он посвятил «Дракулу» своему другу и редактору, модному викторианскому писателю Холлу Кейну.

Стокер подошел к сбору материала очень серьезно. «Дракула» написан в очень модном в Викторианскую эпоху эпистолярном жанре. Эту повествовательную модель он выбрал неслучайно. Она позволила автору слой за слоем раскрывать свой замысел, она дала роману заговорить голосами всех главных персонажей, кроме самого Дракулы, тем самым сделав его еще более загадочным.

В 1890 году Стокер с семьей проводит отпуск в приморской деревушке Уитби в графстве Северный Йоркшир. Именно там, в местной библиотеке, он натыкается на пересказ биографии своего будущего героя. Стокер прославил эту деревню, сделав ее местом первой высадки Дракулы на берега Англии в виде огромного пса. В найденной им статье рассказывалось про Влада II по прозвищу Дракон и его сына Влада III, сына Дракона, получившего в народе прозвище Цепеш за свою невероятную жестокость. Слово «дракон» на древнерумынском языке звучало как «дракул».

Первоначально главного героя романа звали граф Вамир. Стокер переименовал его в последний момент. Кто знает, было ли это случайностью или внезапным озарением, но само слово «дракула», такое непривычное, незнакомое, экзотическое для англоязычного читателя, на много столетий вперед стало синонимом ужаса.

Стоит заметить, что в исторических источниках нет никаких записей о том, что граф действительно пил человеческую кровь. Да и рассказы о его невероятной жестокости, вполне возможно, были преувеличены летописцами в силу политической ситуации в Восточной Европе того времени. Однако источники неоднократно упоминают о пристрастии Влада III к пыткам и наказаниям. В частности, к «очищению» согрешивших до свадьбы девиц с помощью каленого железа и поеданию предателями собственных детей в наказание за государственную измену. Да и чего еще ожидать от политического лидера Средних веков, чей век почти всегда был кровавым и коротким, а главным оружием был страх.

Дракула Стокера – сборный портрет. От Влада-старшего он взял прошлое великого воина-полководца, а от младшего – непреступную крепость и кровавый след в истории. Однако Стокер сделал то, что до него не делал никто из авторов викторианских ужасов, – он сделал своего героя реальным. Именно то, что граф Дракула действительно жил, дышал и наверняка убивал, делает его таким страшным, волнующим и многогранным и отличает от любого мифа.

Вампиры до «Дракулы» – это разлагающиеся ходячие мертвецы, терроризирующие далекие аббатства и не имеющие ничего общего с тем привлекательным гламурным образом, ставшим стереотипом в наши дни. Именно Стокер избавил вампиров от когтей и лишних волос, научил их говорить и очаровывать, дал им власть над умами и длинный черный плащ с алой подкладкой. Он же научил мир, как справиться с вампиром. В одной из глав романа доктор Ван Хелсинг подробно описывает необходимые атрибуты охотника: святая вода, распятие, чеснок, серебро. Целиться обязательно в сердце, а потом отрубить голову.

Когда роман вышел в свет, вот что написали о нем в «Манчестер Гардиан»: «Человечество больше не страшится монстров и сверхъестественного. Хоть мистер Стокер и подошел к теме с большим энтузиазмом и мастерством, роман производит впечатление скорее пародии и гротеска, чем ужаса… Целый роман о средневековых страшилках – большая ошибка с точки зрения художественного замысла».

Эпоха Возрождения Лунин Сергей И.

Дракула – вампир?

Дракула – вампир?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и, конечно же, в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мисЬами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Ре, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем-то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем). Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто-то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А.С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, -

Кто-то кость, ворча, грызет.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака -

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все-таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверия, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера, образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где, якобы, находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что-то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Равк - саамский вампир Живым угрожали духи мертвых, особенно те, которые были колдунами или шаманами-нойдами при жизни. Рассказывают о том, как в избе жили старик со старухой, у которых было три дочери и сыновья. Старик умер и забрал с собой старуху: он был колдун

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Влад Дракула и его государство Впрочем, не следует клеветать на Центральную Европу. У себя в Валахии (современной Румынии) и сопредельных государствах Дракула также запомнился в качестве кровавого исключения.Прозванный Дракулой - «сыном дьявола», Влад происходил из

Из книги Сумерки вампиров. Мифы и правда о вампиризме автора Горьковский Павел

Дракула в России: первый визит В XV в., как и ранее, в Валахии не велись хроники - ни княжеские, ни монастырские. Потому хотя сохранились деловые письма самого Дракулы на латыни и церковнославянском языке, но румынские источники, содержащие информацию о кровавом

Из книги Эпоха Возрождения автора Лунин Сергей И.

Дракула Брэма Стокера Повествуя о вампирических похождениях Дракулы, английский романист Брэм (Абрахам) Стокер (1847–1912) словно бы повторил интерпретационный путь Федора Курицына, акцентировав оккультно-вампирическое начало валашского воеводы. Этому спосособствовало

Из книги Тайна капитана Немо автора Клугер Даниэль Мусеевич

Дракула в России: новый визит В 1900-х гг. роман Стокера достиг России, причем - таинственная славянская симпатия к вампирической проблематике? - это были первые его переводы на иностранный язык. До октябрьского переворота 1917 г. роман переводили неоднократно, явно

Из книги 125 запрещённых фильмов: цензурная история мирового кинематографа автора Соува Дон Б

Брэм Стокер «ДРАКУЛА» Моему дорогому другу Хомми-Бегу. Прочитав книгу, вы поймете, как она складывалась. В ее основе записи о непосредственно происходивших событиях, излагаемых с точки зрения и в пределах понимания их участников. Все изложено именно так, как было,

Из книги автора

5. Дракула и святой Георгий Зачастую языческие боги того или иного народа с принятием христианства переводились в разряд нечистой силы. Православные народы оказались более милостивы к побежденным, так, у румын богиня Диана перевоплотилась в любимую героиню сказок Иляну

Из книги автора

РЕАЛЬНЫЙ ДРАКУЛА (1430/1431–1462)

Из книги автора

ИСТОРИЧЕСКИЙ ДРАКУЛА (1462–1476) ПЛЕННИК КОРОЛЯ Двенадцать лет тюремного заключения в Венгрии (1462–1474) - самый темный период в необычной биографии Дракулы.В румынских источниках, устных и письменных, по вполне понятным причинам ничего не говорится об этих событиях - они

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Дракуаа: герой или вампир? Граф Дракула… Уже само имя героя нашего повествования должно внушать ужас. Практически каждый знает, что Дракула – это вампир, жуткий персонаж известной книги Брема Стокера, кочующий по театральным подмосткам и голливудским фильмам.

Из книги автора

1. Граф Дракула Многие мои ровесники, большую часть жизни прожившие в СССР, о Дракуле узнали из повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Помните? «Дракула, граф, - знаменитый венгерский вурдалак XVII–XIX вв. Графом никогда не был. Совершил массу

Из книги автора

5. Вампир-эстет и аристократ-убийца Характер книжного Дракулы создавался Брамом Стокером под влиянием других личностей, живших уже не в средние века, а в конце XIX столетия и хорошо знакомых писателю. Литературоведы давно обратили внимание на удивительное сходство между

Из книги автора

3. Вампир, пришедший с холода Лорд Рутвен появился на свет при обстоятельствах необычных. И на этом стоит остановиться подробнее. Летом 1816 года на берегу Женевского озера появилась компания молодых людей. Джордж Байрон, Перси Шелли, Мэри Годвин (будущая Мэри Шелли), ее

Из книги автора

ДРАКУЛА DRACULA Страна-производитель и год выпуска: США, 1931Компания-производитель / дистрибьютор: Universal PicturesФормат: звуковой, черно-белыйПродолжительность: 75 минЯзык: английский, венгерскийПродюсеры: Тод Браунинг, Карл Лэммл-мл.Режиссер: Тод БраунингАвторы сценария: Джон Л.

Граф Дракула - это персонаж, известный, пожалуй, каждому. Предлагаем сегодня поближе познакомиться с этим героем и выяснить, существовал ли он на самом деле.

Первые упоминания

Впервые имя графа Дракулы было использовано в 1897 году в романе ирландского писателя Абрахама «Брэма» Стокера. Так звали главного антагониста произведения - злобного вампира-кровопийцу, который живет в мрачном замке и не переносит дневной свет. В действительности же такой человек не существовал, а своего рода прообразом для героя книги стал известный румынский принц, князь Валахии - Влад ІІІ Цепеш. В переводе с румынского языка «цепеш» означает «сажающий на кол». Такое прозвище не возникло просто так. Расправляясь со своими врагами, граф приказывал сажать их на колья. В результате жертва могла мучиться часами, а иногда днями. «Драко» с латинского переводится как «дьявол», так что имя графа Дракулы, как прототипа главного злодея романа Стокера, небезосновательно.

История Дракулы

Как упоминалось ранее, Влад ІІІ был жестким господарем, боролся с боярами за централизацию власти, выступал в походы против турок. Известно, что правитель разрешал крестьянам вооружаться, чтобы повысить возможность сопротивления ненавистным турецким налетам. В результате отказа платить дань турецкому султану в княжество пыталась войти большая армия Османской империи, но их продвижение было успешно остановлено не без помощи населения.

Легенды о мунтянском воеводе

Будучи строгим, но справедливым правителем, граф Дракула вызывал страх и уважение своих подданных. Существует несколько историй, которые документально подтверждены записями в архивах и летописях или устно передавались жителями тех краев из поколения в поколение. Самая знаменитая из них повествует о купце, которого обворовали на рынке. Вор украл кошелек у торговца. Тот пожаловался Владу ІІІ Цепешу. Вора быстро нашли и, традиционным для правителя способом наказали, посадив на кол. А кошелек подбросили купцу, добавив одну лишнюю монету. Пересчитав содержимое, торговец сообщил правителю, что там есть лишни деньги. Граф Владислав Дракула ухмыльнулся и сообщил: «Если б ты промолчал, сидел бы рядом со своим обидчиком!» Другая история рассказывает о том, что в те времена в Румынии было много нищих. Граф Дракула собрал их всех вместе в большом зале, накормил, напоил, а после обильного обеда задал вопрос: «Желаете ли вы прекратить мирские муки свои?» Многие ответили утвердительно, после чего правитель велел поджечь зал, наполненный людьми. Еще одна история рассказывает о золотой чаше, поставленной возле фонтана прямо в городе. Из нее мог напиться воды любой желающий, и никто даже не помышлял украсть ее. Вероятно, население Валахии было очень напугано публичными казнями, и никто не желал умирать будучи посаженным на кол.

Где обитал легендарный правитель

На современной карте вы не найдете Валахии - княжества, которым правил в свое время Влад III Цепеш. Сегодня это часть современной европейской страны Румынии. Валахия располагалась на юге Карпат, достигая реки Дунай. Край этот весьма живописный, имеет замечательную красивую природу. Очарование от гор, рек, свежего воздуха надолго вам запомнится, если вы решите отправиться в этот район. Одним из мест, настоятельно рекомендуемых к посещению, является город Брашов. Именно в нем расположен знаменитый замок графа Дракулы - Бран. Историки не владеют подтверждениями того, что он был постоянной резиденцией Влада Цепеша. Однако информация о том, что, посещая княжество Трансильвания, граф Дракула останавливался в замке Бран, не подлежит опровержению. Туристы, побывавшие здесь, заявляют, что в коридорах и комнатах здания слышны стоны и крики, а поутру в воздухе витает запах крови. Таким образом, для такого современного государства, как Румыния, граф Дракула и по сей день является средством для пополнения казны.

Подвиги румынского князя

Если на минуту перестать думать о Дракуле как о вампире и обратиться за исторической справкой к энциклопедиям и архивам, то станет понятно, что Влад III Цепеш был довольно упрямым, строгим, но грамотным полководцем, истинным патриотом. Будучи рожденным в 1430 году (некоторые историки называют 1431 год), он стал основным претендентом на трон Валахии, на территорию которой свои претензии предъявляли католическая Венгрия и мусульманская Османская империя. Уже в возрасте тринадцати лет граф Владислав Дракула принимает участие в битве под Варной. В семнадцать лет, с помощью турок, он восходит на престол Валахии. Но править ему удается недолго. Лишь в 1456 году Цепеш надолго занимает место правителя. Через четыре года он решает прекратить платить дань Османской империи. Султан Мехмет, лично знакомый с Владом III Цепешем, был удивлен таким поступком и отправил огромную армию разобраться с князем-отступником. К удивлению султана, небольшая Валахия, во главе которой стоял кровожадный правитель, дала серьёзный отпор армии янычар. Замок графа Дракулы осаждали полчища врагов, но атаки были отбиты, и в итоге туркам пришлось возвращаться домой с пустыми руками.

Отображение в раннем кинематографе

В современных фильмах, благодаря появлению компьютерных спецэффектов, граф Дракула преобразился, стал выглядеть еще более устрашающе. Достойной внимания картиной является «Дракула Брэма Стокера» 1997 года от режиссера Френсиса Форда Копполы. В кино пересказана книга ирландского писателя. Роль главного протагониста сыграл Гэри Олдмен. Актерский состав фильма весьма впечатляет: Энтони Хопкинс и Киану Ривз отлично вписались в свои роли. Самым «свежим» фильмом является «Граф Дракула» 2014 года выпуска. Сюжет в нем несколько отошел от классического фильма ужасов. Тут присутствует любовная история и повествование о лихих походах румынского воеводы, который оберегает родную землю от турецких захватчиков. А свою неземную силу в этой интерпретации он получил от древнего вампира. Кроме того, в кино «Граф Дракула» 2014 года присутствуют нестыковки, связанные с семейным положением и именами детей графа.

Дракула в современном кино

В современных фильмах благодаря появлению компьютерных спецэффектов граф Дракула преобразился, стал выглядеть еще более устрашающе. Достойной внимания картиной является «Дракула Брэма Стокера» 1997 года от режиссера Френсиса Форда Копполы. В кино пересказана книга ирландского писателя. Роль главного протагониста сыграл Гэри Олдмен. Актерский состав фильма весьма впечатляет: Энтони Хопкинс и Киану Ривз отлично вписались в свои роли. Самым «свежим» фильмом является «Граф Дракула» 2014 года выпуска. Сюжет в нем несколько отошел от классического фильма ужасов. Тут присутствует любовная история и повествование о лихих походах румынского воеводы, который оберегает родную землю от турецких захватчиков. А свою неземную силу в этой интерпретации он получил от древнего вампира. Кроме того, в кино «Граф Дракула» 2014 года присутствуют нестыковки, связанные с семейным положением и именами детей графа.

Роль в современной культуре

В последние десятилетия все большее влияние на нас оказывает западная культура. Некогда она была нам чужда, но сегодня многие ее особенности прочно вошли в нашу жизнь. Так, с Запада к нам пришли разные праздники, которые ранее не отмечались в наших краях. Одним из них является Хэллоуин (канун Дня всех святых). Традиционно в этот день празднующие его люди наряжаются в карнавальные костюмы. Необходимым требованием к наряду является «ужасная» или «мистическая» тематика. Костюм графа Дракулы занимает лидирующие позиции в рейтинге костюмов на Хэллоуин. Тем более что он является довольно простым и состоит из длинного плаща со стоячим воротником и клыков. Таким образом, человек, надевший такой костюм, будет походить на Дракулу-вампира из кино и иметь привычный для нашего глаза вид кровопийцы.

Учитывая время, в которое проживал граф Дракула, фото с этим легендарным персонажем не существует. Однако есть картины и фрески с его изображениями. Для любителей подобной тематики наряд Влада III Цепеша в праздничный вечер произведет неизгладимое впечатление. А истинные ценители жанра и истории лишь подтвердят неотразимый вид.

Вампир или нет?

Насколько нам известно, вампир - это тот, кто пьет чужую кровь. Имидж кровопийцы граф Дракула получил благодаря роману и последующим фильмам на его основе. Прототип героя книги - Влад III Цепеш не был уличен в употреблении человеческой или чьей-то другой крови. Однако, будучи строгим, а иногда жестоким господарем своих земель, он часто наказывал и казнил людей, провинившихся даже в мелочах. А казни были ужасными и показательными, дабы неповадно было другим повторять злодеяния. Возможно из-за этих кровавых расправ с образом румынского средневекового князя и связывают образ Дракулы-вампира. В любом случа, вне зависимости от того, пил он кровь или не пил, сегодня самым знаменитым вампиром в мире считается Дракула, созданный писателем из Ирландии, с которым читатель впервые познакомился в далеком 1897 году. Влад Цепеш стал прототипом героя, не более того. Поэтому верить в сверхъестественные силы князя Валахии не стоит, даже несмотря на весьма яркую биографию этого правителя, его подвиги и легенды о нём.

Несколько слов напоследок

Влад III Цепеш Дракула жил более пятисот лет назад, а память о нем жива до сих пор. «Виной» тому - граф Дракула, фото, видео и иные материалы о котором заполнили сегодня медийное пространство. Знаменитый персонаж создал целое направление в кинематографе и искусстве. И сегодня каждый год выходят в прокат фильмы и сериалы, где главными героями являются кровожадные кровопийцы. Вампир Дракула натолкнул сотни историков на желание разведать сколько-нибудь полезную и интересную информацию о господаре Валахии XV века - князе Владе III. Таким образом, некоторые пробелы истории были заполнены.

Дракула – вампир?

Вот умер человек. Кладем его в могилу -

И вместе с ним добро, что сделать он успел.

И помним только то, что было в нем дурного.

Уильям Шекспир

Сказания, хроники, летописи, легенды… Во всех этих источниках Влад Дракула предстает как жестокий правитель, тиран. Но откуда взялись легенды о том, что он был вампиром?

Возможно, вас ждет разочарование, но настоящий Дракула кровь не пил. В Румынии, где историю правления этого князя дети изучают в школах и установлен памятник валашскому господарю Владу Цепешу, а его именем назван небольшой город под Бухарестом, это знает практически каждый. Возможно, правителем он был жестоким. Источники утверждают, что он жег, сдирал кожу, вспарывал животы, отрубал руки и ноги, отрезал носы, забивал гвозди в голову и конечно же в огромных количествах сажал на кол. Но чтобы пить кровь…

Оклеветал Влада ирландец Брем Стокер, когда писателю понадобилось имя для главного героя его нового романа о вампирах. Знакомый будапештский профессор, ставший в награду за содействие в написании книги прототипом борца с вампирами в романе, подсказал автору имя Дракулы, репутация которого соответствовала колориту романа.

Роман вышел в 1897 году и стал бестселлером. Затем образ вампира графа Дракулы был подхвачен кинематографом и благодаря своей эффектности стал чрезвычайно популярен. Количество фильмов о Дракуле исчисляется сотнями, и все время появляются новые. Естественно, кинообраз бесконечно далек от реального облика исторического Цепеша.

Далек от реального облика Дракулы и герой Стокера. Кроме имени и приблизительного места действия, ничего реального в романе не осталось. Дракула назван в романе графом, хотя даже еще не будучи господарем, то есть князем, он имел право на титул герцога. Местом его жительства в романе названа Северная Трансильвания, а в реальности Влад был связан в основном с южными районами этой страны, был господарем в Валахии. Никакие легенды никогда не связывали Дракулу с вампиризмом, хотя с его именем ассоциировались мифы об оборотнях, которые в XIX веке переплелись с мифами о вампирах.

Впрочем, Стокер писал свой нашумевший роман не на голом месте, он опирался на тот же самый фольклор, сбору которого посвятил немало времени и сил. Возникли ли эти легенды при жизни Влада Цепеша – или это произошло позже?

В упоминавшемся русском «Сказании о Дракуле воеводе» есть немало мистических моментов: например, там рассказывается такая история: «Изготовили мастера для него (Дракулы) железные бочки; он же наполнил их золотом и погрузил в реку. А мастеров тех повелел изрубить, чтобы никто не узнал о его окаянстве, кроме тезки его дьявола». Казалось бы, в сопоставлении с прочими описываемыми деяниями Дракулы, убийство им мастеров кажется ординарным злодейством, и можно недоумевать, почему именно здесь автор «Сказания» вспоминает о дьяволе. Дело, вероятно, в том, что этот эпизод указывает на колдовские, сатанинские качества воеводы. Ведь, согласно фольклорным представлениям, клады прячут разбойники и колдуны, разбойники используют волшебные предметы, едят человеческое мясо, умеют превращаться в зверей и птиц, им ведомы запретные слова, которым повинуются люди, животные и предметы. Фольклорные грабители не только умеют грабить, они знают, как хранить награбленное. Такое знание доступно не всякому смертному, и, судя по фольклорным текстам, это знание – волшебное. На Руси также бытовало поверье, что клады прячут с зароком и даются тому только, кто исполнит зарок, а согласно румынским преданиям, одной из причин неупокоенности мертвеца бывают спрятанные им при жизни сокровища. С помощью приведенного эпизода автор «Сказания» как бы подчеркивает, что валашский господарь не просто тезка дьявола, но и действует словно колдун, по определению с дьяволом связанный. Так что история закапывания Дракулой клада с последующим убийством свидетелей перекликается с целым пластом подобных историй о колдунах.

Интересным кажется и то, что в поздних легендах о смерти Дракулы источники на удивление единодушны относительно того, что стало с телом князя после смерти: его проткнули насквозь, а затем отсекли голову – по одной из версий, чтобы отправить турецкому султану в знак преданности. Однако любой поклонник жанра ужасов знает, что именно так и следует поступать с телами вампиров. Стала популярной и легенда о том, что Дракулу монахи захоронили так, чтобы входящие попирали прах ногами.

Еще одной причиной, по которой распространилось мнение о том, что Дракула стал вампиром, явился сюжет о переходе Влада в католичество. Документальных подтверждений тому нет, напротив, Цепеш был похоронен не как католик, но как православный, в монастыре. Но, тем не менее, распространилась легенда о том, что томившийся в тюрьме володарь был вынужден принять католичество, чтобы получить свободу. Авторам немецких печатных брошюр это его деяние послужило поводом к некоторому оправданию Дракулы, в соответствии с распространенным сюжетом о злодее (разбойнике, тиране), исправившемся после крещения и покаяния. У румын же, напротив, существует поверье: православный, отрекшийся от своей веры, непременно становится вампиром, ведь переходя в католичество, православный, хотя и сохранял право на причащение Телом Христовым, отказывался от причастия Кровью, поскольку у католиков двойное причастие – привилегия клира. Соответственно, вероотступник должен был стремиться компенсировать «ущерб», а коль скоро измена вере не обходится без дьявольского вмешательства, то и способ «компенсации» выбирается по дьявольской подсказке. В XV веке тема вероотступничества была очень актуальна. Именно тогда, например, гуситы воевали со всем католическим рыцарством, отстаивая «право Чаши» (т. е. право причащаться Кровью Христовой, будучи католиками-мирянами), за что их и прозвали «чашниками». Борьбу с «чашниками» возглавлял император Сигизмунд Люксембург, и как раз тогда, когда отец Дракулы стал «рыцарем Дракона».

Получается, что зловещая репутация вампира могла складываться еще при жизни валашского воеводы. Современники вполне могли видеть в Дракуле упыря, однако следует учитывать, что их представление о вампирах существенно отличалось от нынешнего, сложившегося благодаря литературе и кинематографу. В XV веке упыря считали колдуном, чернокнижником, обязательно заключившим союз с дьяволом ради благ мирских. Такому колдуну-вампиру кровь нужна для совершения магических обрядов. К примеру, современник Дракулы знаменитый Жиль де Рэ, маршал Франции, вошедший в историю благодаря изуверским казням и пыткам, подозревался в колдовстве: предполагалось, что он, будучи магом, использовал кровь и внутренности жертв. Не исключено, что и кровавые расправы Влада Цепеша воспринимались аналогично – колдуну-вероотступнику тем более полагалось быть изощренно жестоким, сладострастно экспериментировать с человеческим телом и кровью. Любопытная параллель есть и в русской литературе: колдун-оборотень из повести Гоголя «Страшная месть» – вероотступник, причем перешедший именно в католичество, и он, подобно Дракуле, хранит в земле несметные сокровища.

Не следует легкомысленно относиться к легендам, ведь еще несколько десятилетий назад подобное отношение к вампирам вообще вызвало бы негодование у многих жителей Трансильвании. Для них и их предков вампир (он же упырь, вурдалак, вукодлак) вовсе не был страшной сказкой. Он часто воспринимался гораздо прозаичнее – как вполне конкретная напасть, нечто вроде смертельно опасной заразной болезни. Именно в Трансильвании и прилегающих к ней областях Южной Европы люди на протяжении столетий верили в существование живых мертвецов и приводили в подтверждение своей веры множество случаев, нередко подтвержденных десятками свидетелей.

Если обобщить эти, в общем-то, похожие истории, вырисовывается следующая картина. Вампирами, как правило, становятся люди, отрекшиеся от Христа, но захороненные в земле, освященной по христианскому обряду. (А так, по легенде, и обстояло дело с Владом Цепешем.) Они не могут найти упокоения и мстят за это живым. Интересно, что вампиры предпочитают нападать на своих родственников и близких друзей.

Вампиризм в представлениях жителей Трансильвании действительно напоминает заразную болезнь – укушенный вампиром после смерти сам превращается в вампира. Интересно, что описаны случаи передачи вампиризма через животных. След от укуса напоминает укус пиявки, только расположен на шее или в области сердца. Если не принять своевременных мер, пострадавший начинает быстро терять силы и умирает без иных видимых причин через одну – две недели. Меры же для лечения человека, подвергшегося нападению вампира, народная традиция предлагает довольно специфические. Это отнюдь не цветы чеснока, крест и оградительные молитвы, как в романе Стокера. В Южной Европе главным и самым действенным средством в такой ситуации считалась земля с могилы вампира, перемешанная с его кровью. Этим снадобьем следует натереть место укуса, а самого вампира обязательно уничтожить. Но его сначала нужно обнаружить. Для этого достаточно раскопать все подозрительные могилы, там и скрывается вампир, которого несложно отличить от обычного мертвеца. Тело вампира не подвержено тлению и трупному окоченению, конечности сохраняют гибкость, глаза обычно открыты. У него продолжают расти ногти и волосы, а во рту полно свежей крови.

Самым испытанным и распространенным средством уничтожения вампиров в Трансильвании, как и во многих иных местах, считается осиновый кол, который нужно загнать упырю в сердце. Однако не всегда данная мера оказывается достаточной. Поэтому кол обычно сочетают с отрубанием головы и последующим сожжением трупа. Стрельба же серебряными пулями у «знатоков» считается не более чем нелепыми дилетантскими фантазиями в стиле голливудских вестернов. Интересно, что в рассказах о появлении вампиров и борьбе с ними крайне редко можно встретить упоминание о священнике и практически отсутствует обращение к церковным Таинствам как средству защиты от живых мертвецов. Похоже, все связанное с вампирами и верой в их существование есть порождение наиболее темной стороны народной фантазии, по сей день тесно связанной с язычеством. Вместе с тем, иногда рассказы о вампирах и их жертвах становятся формой проявления народного юмора. Так, наряду с многочисленными зловещими преданиями, известен рассказ о трусливом крестьянине, которому случилось поздно вечером возвращаться домой мимо деревенского кладбища. Поравнявшись с крайними могилами, он услышал, как кто-то грызет кость. Крестьянин страшно испугался, решив, что слышит звуки, сопровождающие ужасную трапезу вампира. Вспомнив средства, рекомендованные в таких случаях, наш храбрец решил подобраться поближе и натереться землей с могилы предполагаемого вампира. Осторожно пробираясь на звук по кладбищу, он действительно увидел разрытую яму. Затаив дыхание, крестьянин подошел ближе и увидел собаку, которая грызла кость. Едва он успел облегченно вздохнуть, как собака, решившая, что пришелец хочет отнять кость, бросилась на него и укусила за руку. На сюжет этого народного анекдота А. С. Пушкин написал шутливое стихотворение «Вурдалак».

Трусоват был Ваня бедный:

Раз он позднею порой,

Весь в поту, от страха бледный,

Чрез кладбище шел домой.

Бедный Ваня еле дышит,

Спотыкаясь, чуть бредет

По могилам; вдруг он слышит, -

Кто-то кость, ворча, грызет.

Горе! малый я не сильный;

Съест упырь меня совсем,

Если сам земли могильной

Я с молитвою не съем.

Что же? вместо вурдалака -

(Вы представьте Вани злость!)

В темноте пред ним собака

На могиле гложет кость.

Шутки – шутками, легенды – легендами, но окончательно Влад Цепеш стал вампиром все-таки с легкой руки Брема Стокера, в конце XIX века. Это было время, когда писатели активно использовали народные сказания и древние источники как основу для своих произведений. Сам Стокер долгое время исследовал народные поверья, чтобы использовать их в романе, знакомился с историческими источниками. Интересно, что в это же время к «вампирской» теме обратились еще два, несомненно, куда более талантливых писателя: Проспер Мериме и Алексей Константинович Толстой. Однако их «Локис» и «Упырь» не повлекли за собой такой длинной череды продолжений, перепевов, экранизаций, как «Дракула» Стокера. Его успех обусловлен отнюдь не только литературными достоинствами книги, а потрясающим, стопроцентным попаданием в выборе героя – своеобразным обаянием настоящего Влада Цепеша, господаря валашского Дракулы.

Благодаря многочисленным экранизациям романа Стокера образ Дракулы стал своего рода символом Трансильвании. На месте, где якобы находилось жилище Влада, сооружен «средневековый» замок. В нем ежегодно проходит международный фестиваль Дракулы. Конечно, этот фестиваль не имеет ничего общего с ужасами настоящей «черной мессы» и больше напоминает знаменитый американский Хэллоуин. В Румынии сооружен огромный «Дракулаленд», в котором можно приобщиться к развлечениям в стиле хоррор… Так Дракула из национального героя почти официально превратился в своеобразный румынский бренд. Город, в котором родился Влад Цепеш – Сигишоара – стал вселенской столицей вампиризма.

Дракуломания ширится и притягивает и ученых. Так, в 1994 году группа румынских историков учредила «Трансильванское общество Дракулы» – «ассоциацию, стоящую вне политики и стремления получать доходы, но целиком посвященную анализу феномена проникновения в Румынию западноевропейского мифа о Дракуле». Хотя меркантильные вопросы оказались историкам все же не чужды, поскольку большинство туристических маршрутов по «следам боевой славы» Влада Цепеша находится в ведении общества. «Общество Дракулы» раз в четыре года проводит в Сигишоаре весьма представительный международный научный конгресс. Еще бы – одних только клубов поклонников графа в мире насчитывается более 4 тысяч!

Мифическому Дракуле посвящено множество романов и повестей, статей в газетах и журналах, и даже множество томов научной литературы. Фильмография «Дракулиады» на сегодняшний день насчитывает около сотни картин – от экранных шедевров до откровенных пародий. Не говоря уже о множестве ролевых компьютерных игр вроде «Камарильи», «Маскарада», «Дракулы» и прочих.

Но как бы не распространялся масскультурный миф о «графе Дракуле», все-таки не стоит забывать, что Влад Цепеш был реальным историческим правителем, человеком неординарным и неоднозначным, непохожим ни на одного из своих экранных и литературных героев. Взгляните на прижизненный портрет Дракулы. Человек, изображенный на холсте, совсем «не тянет» на кровожадного садиста и маньяка. В выражении его лица, отмеченного печатью глубокого ума и твердой воли, есть что-то философское, а сочетанием улыбающихся глаз и саркастической складки рта он напоминает Монтеня (если судить по дошедшим до нас портретам последнего), жившего веком позже. Привлекают внимание большие, страдальческие, красивые глаза Влада. Можно предположить, что на долю этого человека выпали жестокие испытания и лишения, что он скорее мученик, нежели изверг, жертва, а не палач.

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Дракула автора Стокер Брэм

Из книги Неизвестная война. Тайная история США автора Бушков Александр

4. Вампир с Библией в руке Джон Браун родился в Коннектикуте – то есть был пуританином в квадрате. Все его отрицательные черты родом прямехонько из пуританства: фанатизм, убежденность в «богоизбранности», лютая нетерпимость к чужим убеждениям и лютая вера в святую

Из книги Повседневная жизнь Берлина при Гитлере автора Марабини Жан

Der Blutsauger, «вампир» Гражданское население столицы, измученное «битвой за Берлин», которая длится непрерывно с конца 1943 года, весьма скептически относится к возможности победы рейха. Берлинцам уже грезятся Invasion und Vergeltung, «вторжение и возмездие» (союзных армий). Их

автора Мансурова Татьяна

Средневековый вампир В 2006 году в Венеции, на острове Лаззаретто-Нуово, итальянские археологи проводили раскопки огромной могилы, в которой находилось более полутора тысяч останков горожан, погибших от эпидемии бубонной чумы 1576 года. Ученые обратили внимание на хорошо

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Граф Дракула ни в чем не виноват? А как же самый известный «вампир всех времен и народов» – граф Дракула? Хотя правильнее говорить не граф, а князь – именно такой титул носил правитель Валахии Влад Дракула, живший в середине XV века. Свою сомнительную славу «величайшего

Из книги Дракула автора Казаку Матей

Глава девятая Вампир в Румынии Официально вампиры появились в румынском обществе в середине XVII века, почти в то же время в Молдавии (1644) и в Валахии (1652). В Трансильвании, которая хотя и была автономным княжеством, тем не менее платила дань туркам с XVI века, первый случай

Из книги Дракула автора Казаку Матей

Заключение Влад Дракула, вампир? В финале этого исследования встаёт последний вопрос: так был ли Дракула вампиром или нет?Первым доказательством можно считать его прозвище, Дракула, смысл которого в словах drac, дьявол. Дьявол был главарём всех вампиров в полном смысле



Рассказать друзьям