Греческая скульптура презентация. Презентация "скульптуры древней греции"

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Класс: 10

Презентация к уроку





































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствовать формированию знаний учащихся о художественной культуре Древней Греции.

Задачи:

  • дать представление о характере древнегреческой архитектуры и скульптуры;
  • познакомить с понятием “ордер” в архитектуре; рассмотреть их виды;
  • выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры;
  • воспитывать интерес к культуре других стран;

Тип урока: формирование новых знаний

Оснащение урока : Г.И. Данилова МХК. От истоков до XVII века: учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2013. Презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Подготовка к восприятию новой темы

III. Изучение нового материала

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.

Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.

На островах греки построили города. В каждом городе жили талантливые люди, способные говорить на языке линий, красок, рельефов. СЛАЙД 2-3

Архитектурный облик древней Эллады

“Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции. СЛАЙД 5

Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нём нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н.э.): “прочность, польза и красота”.

Ордер (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) и в меньшей степени позднее (конец V – начало IV в. до н. э.) - коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени. СЛАЙД 6-7

В дорическом храме колонны встают прямо из постамента. У них нет украшений, кроме полосок-каннелюр–вертикальных желобков. Дорические колонны с напряжением держат крышу, видно как им тяжело. Верх колонны венчает капитель (голова). Ствол колонны называют ее телом. У дорических храмов капитель очень проста. Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племён дорян.

Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. СЛАЙД 8-9.

Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу она приподнята над постаментом. Желобки-каннелюры на ее стволе расположены чаще и струятся как складки тонкой ткани. А капитель - имеет два завитка. СЛАЙД 9-11

Название происходит от города Коринфа. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Иногда в качестве колонны использовали вертикальную опору в виде женской фигуры. Она называлась – кариатида. СЛАЙД 12-14

Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые как известно служили жилищем для богов. Наиболее распространенным видом греческого храма стал периптер. Периптер (греч.- “птерос”, т.е. “оперенный”, окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. СЛАЙД 15

Афинский Акрополь

V века до н.э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть “золотым веком Афин”. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это время - время правления вождя афинской демократии Перикла. СЛАЙД 16

Самые замечательные постройки находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел

Акрополь. СЛАЙД 17

Акрополь – в переводе с греческого “верхний город”. Располагался на холме. Здесь строили храмы в честь Богов. Всеми работами на Акрополе руководил великий греческий архитектор Фидий. Целых 16 лет своей жизни Фидий отдал Акрополю. Он возродил это колоссальное творение. Все храмы возводились целиком из мрамора. СЛАЙД 18

СЛАЙД 19-38 На данных слайдах представлен план Акрополя, с подробным описанием памятников архитектуры и скульптуры.

На южном склоне Акрополя располагался театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. СЛАЙД 39-40

Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись.

В историю мировой художественной культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений.По словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше статуй, чем живых людей. СЛАЙД 41-42

Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений – это куросы и коры, созданные в эпоху архаики.

Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого. Достигал значительных размеров (до 3 м). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. СЛАЙД 43-45

Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. На всех лицах загадочная улыбка. СЛАЙД 46

Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу его разума. Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Главной темой работ скульпторов был человек - самое совершенное создание природы.

Изображения людей у художников и скульпторов Греции начинают оживать, двигаться, они учатся ходить и чуть отставлять ногу назад, замерев в полушаге. СЛАЙД 47-49

Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы, спортсменов. Самыми известными скульпторами того времени считаются: Мирон, Поликлет, Фидий. СЛАЙД 50

Мирон самый любимый и популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов-победителей. СЛАЙД 51

Статуя “Дискобол”. Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль.

Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях мира. СЛАЙД 52

Поликлет - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Поликлет написал трактат “Канон”, где впервые рассказал о том какие формы может и должна иметь образцовая скульптура. Разработал своего рода “математику красоты”. Он внимательно всматривался в красавиц его времени и вывел пропорции, соблюдая которые можно построить правильную, красивую фигуру. Самое знаменитое произведение Поликлета – “Дорифор” (Копьеносец) (450–440 до н. э.). Считалось, что скульптура создана на основе положений трактата. СЛАЙД 53-54

Статуя “Дорифор”.

Прекрасный и могучий юноша – видимо, победитель олимпийских игр, медленно идет с коротким копьем на плече.В этой работе воплотились представления древних греков о красоте. Скульптура долго оставалась каноном (образцом) красоты. Поликлет стремился изображать человека в покое. Стоящим или медленно идущим. СЛАЙД 55

Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился мальчик, которому суждено было стать самым знаменитым скульптором всей греческой культуры. Он заслужил славу величайшего скульптора. Все, что сделал Фидий, по сию пору остается визитной карточкой искусства Греции. СЛАЙД 56-57

Самая знаменитая работа Фидия – статуя “Зевса Олимпийского” Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, рук и другие части тела были из слоновой кости – она довольно близко по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление “что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу”. СЛАЙД 58-59

Скульптурные шедевры эллинизма.

На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание внутреннего мира человека. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Среди скульптурных шедевров эллинизма следует назвать: “Венеру Милосскую” Агесандра, скульптурные группы для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме; “Нику Самофрокийскую неизвестного автора, “Лаокоона с сыновьями” скульпторов Агесандра, Афинадора, Полидора. СЛАЙД 60-61

Античная вазопись.

Такой же прекрасной, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры – для хранения оливкового масла и вина, кратеры – для смешивания вина с водой, лекиф – узкий сосуд для масла и благовоний. СЛАЙД 62-64

Сосуды лепили из глины, а затем расписывали специальным составом – его называли “черным лаком”.Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины. Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил черный цвет, а изображения имели цвет обожженной глины. Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Время не пощадило античные вазы - многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, но и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. СЛАЙД 65-68

Культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира. СЛАЙД 69

IV. Закрепление пройденного материала

V. Домашнее задание

Учебник: глава 7-8. Подготовить сообщения о творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа.

VI. Итог урока

Скульптуры древней Греции Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.

  • Искусство Древней Греции стало той опорой и основой, на которой выросла вся европейская цивилизация. Скульптура Древней Греции - тема особая. Без античной скульптуры не было бы блестящих шедевров Возрождения, да и дальнейшее развитие этого искусства трудно себе представить. В истории развития греческой античной скульптуры можно выделить три больших этапа: архаический, классический и эллинистический. В каждом есть нечто важное и особенное. Рассмотрим каждый из них.
Архаика

К этому периоду относятся скульптуры, созданные в период с 7 века до нашей эры до начала 5 века до нашей эры. Эпоха подарила нам фигуры обнаженных воинов-юношей (куросы), а также множество женских фигур в одежде (коры). Для архаических скульптур характерна некоторая схематичность, непропорциональность. С другой стороны, каждая работа скульптора притягательна своей простотой и сдержанной эмоциональностью. Для фигур этой эпохи характерна полуулыбка, придающая работам некоторую загадочность и глубину.

"Богиня с гранатом", которая хранится в Берлинском государственном музее, одна из наиболее сохранившихся архаических скульптур. При внешней грубоватости и "неправильных" пропорциях, внимание зрителя привлекают руки скульптуры, выполненные автором блестяще. Выразительный жест скульптуры делает ее динамичной и особенно выразительной.

Классика Скульптуры именно этой эпохи большинство ассоциирует с античным пластическим искусством. В эпоху классики были созданы такие известные скульптуры, как Афина Парфенос, Зевс Олимпийский, Дискобол, Дорифор и многие другие. История сохранила для потомков имена выдающихся скульпторов эпохи: Поликлет, Фидий, Мирон, Скопас, Пракситель и многие другие. Шедевры классической Греции отличаются гармонией, идеальными пропорциями (что говорит об отличных знаниях анатомии человека), а также внутренним содержанием и динамикой. Эллинизм

  • Поздняя греческая античность характеризуется сильным восточным влиянием на все искусство в целом и на скульптуру в частности. Появляются сложные ракурсы, изысканные драпировки, многочисленные детали.
  • В спокойствие и величественность классики проникает восточная эмоциональность и темперамент.
Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.
  • Самая известная скульптурная композиция эпохи эллинизма - Лаокоон и его сыновья Агесандра Родосского (шедевр хранится в одном из музеев Ватикана). Композиция полна драматизма, сам сюжет предполагает сильные эмоции. Отчаянно сопротивляясь змеям, посланным Афиной, сам герой и его сыновья словно понимают, что участь их ужасна. Скульптура выполнена с необыкновенной точностью. Фигуры пластичны и реальны. Лица героев производят сильное впечатление на зрителя.
Фидий - знаменитый скульптор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
  • Фидий - знаменитый скульптор Древней Греции V века до н.э. Он работал в Афинах, Дельфах и Олимпии. Фидий принимал активное участие в реконструкции Акрополя в Афинах. Он был одним из руководителей строительства и украшения Парфенона. Он создал для Парфенона статую Афины высотой 12 метров. Основ статуи деревянная фигура. На лицо и обнаженные части тела накладывались пластинки из слоновой кости. Одежда и вооружение были покрыты почти двумя тоннами золота. Это золото служило неприкосновенным запасом на случай непредвиденных финансовых кризисов.
Скульптура Афины Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти - жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.
  • Вершиной творчества Фидия стала его знаменитая статуя Зевса в Олимпии, высотой 14 метров. Она изображала громовержца, сидящим на богато украшенном троне, его верхняя часть торса обнажена, а нижняя закутана в плащ. В одной руке Зевс держит статую Ники, в другой символ власти - жезл. Статуя была выполнена из дерева, фигуру покрывали пластины слоновой кости, а одежду тонкие золотые листы. Теперь вы знаете какие были скульпторы в Древней Греции.

Выдающиеся скульпторы Древней Греции

Смирнова Ольга Георгиевна МХК 11 класс,


Куросы и Коры архаики

  • Если верить Плутарху, который, возможно, слегка преувеличивал, - в Афинах больше статуй, чем живых людей.
  • Наиболее ранние из дошедших до нас скульптурных произведений Куросы и Коры, созданные в эпоху архаики.

  • Фигуры куросов (юношей) устанавливались в общественных местах, в особенности вблизи храмов.
  • Эти юные и стройные, сильные и высокие (до 3м.) обнаженные атлеты получили название «архаических Аполлонов», т.к. воплощали мужской идеал красоты, молодости и здоровья.
  • Куросы удивительно похожи друг на друга. Их торжественные позы всегда одинаковы, черты лица лишены индивидуальности. Они напоминают образцы египетской пластики, но в них чувствуется стремление передать строение человеческого тела, подчеркнуть физическую силу и жизненнос ть

  • Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности.
  • Их позы тлже однообразны и статичны, но как при этом изящны их хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий, как оригинальна цветная кайма на краях!
  • Круто завитые локоны перехвачены диадемами и спускаются на плечи длинными симметричными прядями.
  • Характерная для всех кор деталь – загадочная улыбка

Поликлет

Пракситель

Выдающиеся скульпторы Древней Греции



  • Настоящим гимном величию и духовной мощи стали произведения Поликлета (вторая половина V в. до н.э.).
  • Излюбленный образ мастера – стройный юноша атлетического телосложения, которому присущи «все добродетели». Его духовный и физический облик гармоничен, в нем нет ничего лишнего, «ничего сверх меры».
  • Воплощением такого идеала явилось замечательное произведение Поликлета


  • В этой скульптуре использован хиазм – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.
  • Известно, что Поликлет задался целью точно определить пропорции человеческой фигуры, согласно своим представлениям об идеальной красоте. Результаты его математических вычислений будут использованы художниками будущих поколений

Пропорции человеческого тела по Поликлету

  • Голова – 1/7 всего роста;
  • Лицо и кисть руки – 1/10;
  • Ступня – 1/6;
  • Свои мысли и расчеты Поликлет изложил в теоретическом трактате «Канон» , который, к сожалению, не сохранился до наших дней.

  • Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал Мирон (середина V в. до н.э.). Время не сохранило ни одного его подлинного произведения, все они дошли до нас в римских копиях, но и по ним можно судить о высоком мастерстве этого художника.
  • Обратимся к одному из шедевров древнегреческой скульптуры, знаменитому «Дискоболу».

Дискобол. Мирон.

  • Черты прекрасного гармонически развитого человека
  • Нравственная и духовная чистота
  • Передана энергичность движения, колоссальная физическая нагрузка, но внешне – спокоен и сдержан
  • Мастерски запечатлено мгновение


  • Характерные черты скульптуры первой половины IV в. до н.э. отразились в творениях этих прекрасных мастеров.
  • Несмотря на существующие между ними различия, их объединяет стремление к передаче энергичных действий, а главное – чувств и переживаний человека.
  • Страсть и грусть, мечтательность и влюбленность, неистовство и отчаяние, страдание и горе стали объектом творчества этих художников.

Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.)

  • Был уроженцем острова Парос, богатого мрамором. Именно с мрамором он и работал, но почти все его произведения были уничтожены временем. То немногое, что сохранилось, свидетельствует о величайшем художественном мастерстве и виртуозной технике обработки мрамора.
  • Страстные, порывистые движения его скульптур, кажется, теряющих равновесие, сцены битвы с амазонками передают пыл сражения и упоение боем.
  • Одним из совершенных творений Скопаса является статуя Менады – нимфы, воспитавшей юного Диониса.
  • Скопасу принадлежат также бесчисленные изваяния на фронтонах, рельефные фризы, круглая скульптура.
  • Он известен как зодчий, принимавший участие в украшении Галикарнасского мавзолея


Пракситель (ок.390-330 гг. до н.э.)

  • Уроженец Афин, вошел в историю искусств как вдохновенный певец женской красоты. Образы атлетов, по всей вероятности, не очень интересовали художника.
  • Если он и обращался к идеалу прекрасного юноши, то прежде всего подчеркивал в его фигуре не физические качества, а стройность и изящество, радость и безмятежное счастье. Таковы «Гермес и Дионис», «Оьдыхающий сатир» и «Аполлон Сауроктон» (или «Аполлон, убивающий ящерицу»).
  • Но особую известность ему принесли женские образы в скульптуре

Пракситель. Афродита Книдская.

  • Моделью для статуи послужила красавица Фрина, с которой связано много красивых легенд. По одной из них она попросила Праксителя подарить ей самую его красивую скульптуру. Он согласился, но не назвал скульптуру, тогда…


Лисипп (370-300 гг. до н.э.)

  • Создал около 1 500 бронзовых статуй, среди которых были колоссальные фигуры богов, мифологических персонажей, могучих атлетов.
  • Был придворным скульптором Александра Македонского и запечатлел образ великого полководца в одном из сражений.
  • В лице полководца угадывается характер сильного и волевого человека, беспокойный дух, огромная сила воли. Несомненно, перед нами реалистический портрет, в котором четко прорисованы его индивидуальные черты…


Новаторство Лисиппа

  • Максимальное приближение образов к действительности.
  • Показ образов в конкретных динамических ситуациях.
  • Изображение людей в мимолетном, сиюминутном порыве.
  • Отрицал тяжеловесность и неподвижность в изображении человеческой фигуры, стремился к легкости и динамичности ее пропорций.


Леохар (середина IV в. до н.э.

  • Его творчество – прекрасная попытка запечатлеть классический идеал красоты Человека.
  • К статуе Аполлона Бельведерского не раз обращались исследователи и поэты.


«Не кровь и нервы горячат и двигают его тело, но небесная одухотворенность. Разливающаяся тихим потоком, наполняет она все очертания этой фигуры… Статуя Аполлона есть высший идеал искусства между всеми произведениями, сохранившимися нам от древности».

И.И. Винкельман (1717-1768) немецкий историк искусства


В ушах звенит стрела из лука Аполлона,

И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,

Восторгом дышащий, сияет предо мной.

А.Н. Майков,

русский поэт XIX в.



  • В скульптуре эпохи эллинизма появились новые темы и сюжеты, изменилась трактовка известных классических мотивов. Совершенно иными стали подходы к изображению человеческих характеров и событий.
  • Взволнованность и напряженность лиц, экспрессия движений, вихрь чувств и переживаний и в то же время элегичность и мечтательность образов, их гармоническое совершенство и торжественность – главное в скульптуре этого периода.


В час моего ночного бреда

Ты возникаешь пред глазами –

Самофракийская Победа

С простертыми вперед руками.

Спугнув безмолвие ночное,

Рождает головокруженье

Твое крылатое, слепое,

Неудержимое стремленье

В твоем безумно-светлом взгляде

Смеется что-то, пламенея,

И наши тени мчатся сзади,

Поспеть за нами не умея.

Н. Гумилёв


  • Замечательное произведение, относящееся к эпохе эллинизма, - скульптурная группа «Лаоокон с сыновьями» , в ы полненная Агесандром, Афинодором и Полидором (находится: музеи Ватикана)


… змеи напавши

Вдруг на него и спутавшись крепкими кольцами дважды,

Чрево и грудь дважды выю его окружили

Телом чешуйным и грозно над ним поднялись головами.

Тщетно узлы разорвать напрягает он слабые руки –

Черный яд и пена текут по священным повязкам;

Тщетно, терзаем, пронзительный стон к звёздам он подъемлет…

Вергилий «Энеида», перевод В.А. Жуковского


АРХАИКА. КУРОСЫ И КОРЫ Архаическая эпоха была временем зарождения античного реализма. Однако, художественная культура архаики ценна не только как предвестие реализма классики. Культуре архаики свойственна и могучая цельность, в какой-то мере утраченная классикой, и человечность, неведомая древнейшим культурам.






Реалистическая жизненность, неразрывное слияние философского и эстетического начала в художественном образе, героическая типизация образа реального человека это основные черты складывавшегося искусства классики. Новое понимание задач искусства сказывалось и в новом понимании образа человека, в новом критерии красоты. Особенно ясно рождение нового эстетического идеала раскрывается в образе «Дельфийского возничего» (вторая четверть 5 в. до н.э.). Суровая простота, спокойное величие духа разлиты во всей фигуре возничего. В «Дельфийском возничем» было выражено характерное для классики представление о скульптуре, как о гармоническом и жизненно убедительном изображении типических черт совершенного человека. КЛАССИКА Фронтальная композиция


В конце 6 и самом начале 5 в. до н.э. ряд мастеров пытаются перерабатывать схему архаической статуи куроса и разрешить задачу изображения естественного, органически целостного движения. Героический характер эстетических идеалов ранней классики получил воплощение в бронзовой статуе «Зевса Громовержца», найденной в 1928 г. на дне моря у берегов острова Эвбеи. Эта большая статуя (высотой более 2 м) наряду с «Дельфийским возничим» дает нам ясное представление о замечательном мастерстве ваятелей ранней классики. «Зевс Громовержец» по сравнению с «Возничим» отличается еще большим реализмом в моделировке форм тела, большей свободой в передаче движения.


С наибольшей силой творческие искания ранней классики, ее поиски героических, типически-обобщенных образов выразились в деятельности великого греческого скульптора Мирона из Элевтер. Мирон работал в Афинах в конце второй и в начале третьей четверти 5 в. до н.э. Подлинные работы Мирона до нас не дошли. О них приходится судить по мраморным римским копиям. Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, от угловатой резкости движений и одновременно от резкого подчеркивания деталей, к которому прибегали иногда мастера второй четверти 5 в. до н.э., желавшие таким путем придать особенную правдивость и естественность своим статуям. Мирон стал мастером, синтезировавшим в своем творчестве основные качества реалистического искусства ранней классики. «Не говоришь ли ты о метателе диска, который склонился в движении метания, повернул голову, смотря на свою руку, держащую диск, и слегка согнул одну ногу, как будто готовясь выпрямиться одновременно с ударом» Лукиан


Полны напряженной жизни и статуи Поликлета, хотя, в отличие от своего современника Мирона, Поликлет любил изображать атлетов не во время упражнений, а в состоянии покоя. «Копьеносец» или «Дорифор», V в. до н. э. Этот могучего сложения человек полон чувства собственного достоинства. Он стоит неподвижно перед зрителем. Но это не статичный покой древнеегипетских статуй. Как человек, умело и легко владеющий своим телом, копьеносец чуть согнул одну ногу и переместил тяжесть корпуса на другую. Кажется, что пройдет мгновение и он сделает шаг вперед, повернет голову, гордый своей красотой и силой. Перед нами человек, свободный от страха, гордый, сдержанный, воплощение достоинств воина и гражданина.




Скопас. Менада. 335 г. до н. э. Римская копия.) СКОПАС до н. э гг. до н. представитель поздней классики. Один из первых мастеров греческой классики, отдавший предпочтение мрамору, отказавшись от применения бронзы, излюбленного материала предшествующих мастеров, в частности Мирона и Поликлета. Отказавшись от свойственного искусству V в. гармонического спокойствия образа, Скопас обратился к передаче движения, сильных душевных переживаний, борьбы страстей. Для воплощения их Скопас использовал динамическую композицию и новые приёмы трактовки деталей, особенно черт лица: глубоко посаженные глаза, складки на лбу и приоткрытый рот. Скопас, Пракситель и Лисипп величайшие греческие ваятели поздней классики.


Гермес с младенцем Дионисом IV в. до н. э. Мрамор. Музей в Олимпии, Греция. Пракситель - древнегреческий скульптор, работавший в эпоху поздней классики. Это был период формирования идей Сократа и Платона в философии, время сложения новых форм и нового языка греческого изобразительного искусства. В скульптуре на смену мужественности и суровости образов строгой классики приходит интерес к душевному миру человека, и в пластике находит отражение более сложная и менее прямолинейная его характеристика. В мраморной статуе Праксителя прекрасный юноша Гермес изображен в состоянии покоя и безмятежности. Задумчиво и нежно глядит он на младенца Диониса. На смену мужественной красоте атлета V в. до н.э. приходит красота более изящная, утонченная и более одухотворенная.


Особой славой пользовалось другое произведение Праксителя - статуя Афродиты Книдской (оригинал не сохранился). Это было первое в греческом искусстве изображение женской фигуры Отношения скульптора и его модели красавицы Фрины очень занимали современников. Передавали, например, будто Фрина попросила Праксителя подарить ей в знак любви свою лучшую скульптуру. Он согласился, но предоставил выбор ей самой, лукаво скрыв, какое свое произведение он считает наиболее совершенным. Тогда Фрина решила его перехитрить. Однажды раб, посланный ею, прибежал к Праксителю с ужасным известием, что мастерская художника сгорела... «Если пламя уничтожило Эрота и Сатира, то все погибло!» в горе воскликнул Пракситель. Так Фрина выведала оценку самого автора...


По словам Плиния, Лисипп говорил, что, в отличие от своих предшественников, которые изображали людей, какие они есть, он, Лисипп, стремился изобразить их такими, какими они кажутся. Человеческая фигура строится Лисиппом по-новому, не в ее пластическом синтезе, как в изваяниях Мирона или Поликлета, а в некоем мимолетном аспекте, такой именно, как она представилась (показалась) художнику в данное мгновение и какой она еще не была в предыдущем и уже не будет в последующем. Лисипп был единственным ваятелем, которого Александр Македонский признавал достойным запечатлевать его черты. «Полный отважности взор Александра и весь его облик Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь. Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваяние: «Землю беру я себе, ты же Олимпом владей». Лисипп, разрушает старый, поликлетовский канон человеческой фигуры, чтобы создать свой, новый, более пригодный для его динамического искусства. В этом новом каноне голова составляет уже не 1¦7 а лишь 1¦8 всего роста.


«Апоксиомен» (Рим, Ватикан). Это юный атлет, однако совсем не такой, как в скульптуре предыдущего века, где его образ излучал гордое сознание победы. Лисипп показал нам атлета уже после состязания, металлическим скребком старательно очищающего тело от масла и пыли. Вовсе не резкое и, казалось бы, маловыразительное движение руки отдается во всей фигуре, придавая ей исключительную жизненность. Он внешне спокоен, но мы чувствуем, что он пережил большое волнение, и в чертах его проглядывает усталость от крайнего напряжения. «Геракл со львом» (Эрмитаж). Это страстный пафос борьбы не на жизнь, а на смерть. Вся скульптура как бы заряжена бурным напряженным движением, неудержимо сливающим в одно целое мощные фигуры человека и зверя.


ЛЕОХАР Леохар - древнегреческий скульптор эпохи Раннего Эллинизма, работавший в середине IV в. до н.э. в Афинах, Олимпии, Дельфах. «Аполлон Бельведерский»: мраморная римская копия с бронзового оригинала Леохара (последней трети IV в. до н. э.), так названная по галерее, где она была долго выставлена (Рим, Ватикан). Много восторгов вызывала некогда эта статуя. Мы распознаем в бельведерском «Аполлоне» отсвет греческой классики. Но именно только отсвет. При всей несомненной эффектности статуя Леохара кажется нам внутренне холодной, несколько театральной. Хоть Леохар и был современником Лисиппа, искусство его, утрачивая подлинную значительность содержания, отдает академизмом, знаменует упадок по отношению к классике. Леохар. Артемида-охотница.


ЭЛЛИНИЗМ Со смертью Александра Македонского начинается пора эллинизма: эллинский мир перерождается в эллинистический. Художникам надлежало распространить достижения греческого искусства на всех завоеванных Александром территориях. Заказчики цари и вельможи желали украсить свои чертоги и парки художественными произведениями, как можно более похожими на те, что почитались совершенством в великую пору могущества Александра. Не удивительно же, что все это не увлекало греческого ваятеля на путь новых поисков, побуждая его всего лишь смастерить статую, которая показалась бы не хуже оригинала Праксителя или Лисиппа. А это, в свою очередь, неизбежно приводило к заимствованию уже найденной формы. т. е. к тому, что мы называем академизмом. Неизвестный мастер «Ника Самофракийская» (Париж, Лувр)


Но однако... В конце II в. до н. э. работал в Малой Азии ваятель по имени Александр или Агесандр: в надписи на единственной дошедшей до нас статуе его работы сохранились не все буквы. Статуя эта, найденная в 1820 г. на острове Милое (в Эгейском море), изображает Афродиту Венеру и ныне известна всему миру как «Венера Милосская». Под этой сенью прихотливой Слегка приподнятых волос Как много неги горделивой В небесном лике разлилось! Так, вся дыша пафосской страстью, Вся млея пеною морской И всепобедной вея властью, Ты смотришь в вечность пред собой. А. Фет в этой статуе все так стройно и гармонично, образ богини любви одновременно так царственно величав и так пленительно женствен, так чист весь ее облик и так мягко светится чудесно моделированный мрамор, что кажется нам: резец ваятеля самой великой эпохи греческого искусства не мог бы высечь ничего более совершенного! Лакоон с сыновьями. 40 г. До н.э.

«Монументальная скульптура» - Сформировать представление о характерных особенностях круглой и рельефной скульптуры. Инструменты скульптора: резцы, стеки, мастихин, долото. Оборудование и материалы: «Монументальная скульптура. Учитель: Козлова В.В. Познакомить учащихся с видами монументальной скульптуры. Слово «скульптура» произошло от латинского слова sсulро, означающего «высекать».

«Журавли памятник» - А над нею устремилась ввысь вереница белых журавлей. Луганск (Ворошиловград). Город Видное. От Бреста, Курска и Сталинграда, до Вены и Берлина. Память о погибших -- долг каждого живущего. Московская область. Санкт-Петербург Невский мемориал «Журавли». Украина. 9 «А» 2008-2009 учебный год. , КРАСНОЯРСК 8 мая 2005.

«Скульптура 19 века» - Архитектура и скульптура 1-й половины XIX века. Исаакиевский собор. Огюст Монферран. Александровская колонна. А.Д.Захаров Адмиралтейство. П.К.Клодт «Укротители коней». Ростральная колонна. Классицизм – европейское культурно-эстетическое течение, ориентировавшееся на античную литературу и мифологию. А.Н.Воронихин.

«Скульпторы» - Фидий. Литье из бронзы. Фрагмент фриза Парфенона. СКУЛЬПТУРА – гимн человеку Античность Возрождение 11 класс. Зевс. Пьета. Sculptura, от sculpo -высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. Фрина. Скульптуры Праксителя раскрашивал афинский художник Никий. По иным данным, скончался в изгнании в Элиде. Впоследствии очень многие скульпторы изображали богиню в подобной позе.

«Скульптура 18 века» - Речная нимфа, 1770-1780 (Клодион, Франция). Скульптурный портрет. Изучить стили и направления, господствующие в мировой скульптуре в 18 веке. Рококо- грациозная легкость. Петр I собрал в Летнем саду уникальную коллекцию статуй и бюстов. Капелла Корнаро, 1652 (Бернини Д.Л., Италия). Романтизм- фольклорные и природные формы.

«Скульптура Донателло» - Алтарные рельефы изображают чудесные деяния Святого Антония. Рельеф Алтаря собора Сан-Антонио. Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. 1447-1453 гг. Скульптурные шедевры Донателло. Родился во Флоренции в семье чесальщика Первоначально обучался в ювелирной мастерской. Давид.

Всего в теме 31 презентация



Рассказать друзьям