Группа алиса - пресса. Тайна имени: что означает имя Алиса? Происхождение и характер имени

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Лингвистика

В русском языке есть мужской, женский, средний, парный и общий род. Я ещё нашла упоминание обоюдного рода , но что-то я его не очень помню - Wikipedia говорит, что он используется для животных, которым не придумали версию слова женского или мужского рода - см. «крыса» для всех видов крыс и пары типа «кот/кошка». Мои преподаватели это называли «общим» родом.

Слово «помощник» - слово мужского рода. Слово «помощница» - женского рода, довольно широко употребимо. Это не новомодный феминитив типа слов «авторка», «актёрка» и «режиссёрка», которые может быть страшно употреблять открыто, потому что есть риск сместить обсуждение новости на обсуждение открытого феминистской заявления.

Никаких проблем у носителя русского языка со значением и родом слов «помощница» и «ассистентка» быть не должно. Единственные потенциальные проблемы - возможные гендерные (сексистские) коннотации, которые к грамматике русского языка отношения не имеют.

Мне не нравится то, что Яндекс подкрепляет эти коннотации свои намеренным выбором существительных мужского рода: «ассистент» и «помощник».

Правила Яндекса

Съехать на аргумент «Ну может он называется «голосовой помощник «Алиса»» не выйдет - по guide- и style-book"ам Яндекса его сервисы не ставятся в кавычки. Я работала в Яндекс.Деньгах два года, я знаю.

Яндекс.Деньги, Яндекс.Такси, Яндекс.Алиса или просто Алиса. Кавычек нет ни вокруг Яндекса, ни вокруг Алисы.

Личность Алисы

Алиса была придумана женщиной. Разработчики рассказывают об Алисе, используя глаголы и местоимения женского рода:

  • “Для этого необходимо, чтобы она понимала настоящую человеческую речь, а не только идеально произнесённые запросы." - Денис Филиппов, руководитель направления речевых технологий «Яндекса». Источник: Яндекс» выпустил голосового помощника «Алиса» .
  • “Скажем, вы спросили «Алису»: «Какая завтра погода?» - она ответила вам: «+7 и ясно».” - Илья Субботин, руководитель продукта «Алиса». Источник: Как «Яндекс» создавал «Алису» .

Алисе придумали личность. Её имя, по словам команды сервиса, тестировалось с пользователями. Алису научили шутить, едко реагировать на тупые шутки и накапливать знания во время взаимодействия с пользователями. Вот цитаты из написанной совместно с Яндексом статьи об этом на VC.ru:

Чтобы дать ассистенту личность, команде нужно было определиться с полом, возрастом, именем и чертами характера персонажа, описать поведение и составить реплики, которые помощник будет использовать для диалога с пользователем - «редакторские» ответы.

Разработчики решили, что ассистент будет молодой девушкой, которая всегда готова помочь владельцу смартфона, но при этом не допускает панибратского отношения. Она корректна и держит дистанцию, когда её пытаются оскорбить, но не высокомерна и не кичится своими знаниями.

“Пользователей нельзя спросить прямо, какое имя больше подходит ассистенту, и мы спросили хитро. Взяли нужные нам характеристики - и наоборот, совсем неподходящие, и стали спрашивать: если у девушки вот такое имя, то она скорее, например, добрая или агрессивная?”

Команда выбрала и голос для озвучки, который «ложился» в характер. Татьяна Шитова дублирует Скарлетт Йоханссон в фильмах русского проката. Скарлетт озвучивала роль AI в фильме Her («Она»). Татьяна озвучивала Скарлетт. И, кстати, целый набор сильных женщин и персонажей первого и второго плана, включая Джуно и Харли Куинн. Вы точно этот голос знаете.

Команда проекта точно не пропустила и очевидную ассоциацию с сильной, смелой и красивой Алисой из детства заметной части пользователей Яндекса. Эта Алиса была, в принципе, единственной Sci-Fi, гик- и нёрд-девушкой СССР (ну, кроме Гаечки, но это уже после Перестройки).

Быть женщиной не унизительно

Когда я выложила скриншот главной страницы Алисы в своём фейсбуке , один из моих друзей написал:

А мне некоторые девушки говорили, что «помощница», «секретарша», «начальница» и т.п. - звучит унизительно.

В этом и смысл моей претензии.

Слово женского рода воспринимается унизительно («неправильно») даже создателями виртуальной женщины, которые признают, что она - женщина, и наделили её женскими качествами и личностью.

Если огрубить, «стыдно быть бабой». Начальником быть круто, начальницей - унизительно. Ассистент - модное устоявшееся выражение в мире, в котором AI существует меньше пяти лет в публичном пространстве, и AI-ассистенткой быть уже стыдно.

Это нужно менять на уровне «публичного» языка. Речь даже пока не о том, чтобы вводить новые революционные языковые нормы - «бот/ка/», «робот/ица/» - а о том, чтобы не стесняться использовать старые.

Алиса - виртуальная молодая девушка (я даже не буду «молодую» сейчас обсуждать). Помощница и ассистентка. Вроде не очень трудно. Не унизительно и не стыдно.

Но коннотации, конечно, есть. Сидит девушка в баре, вы к ней подходите и спрашиваете, чем она занимается, она говорит - «Я персональная ассистентка». Через сколько первых ассоциаций, шуток и ухмылок вам нужно продраться, чтобы увидеть за ней человека?

Если крупнейшая интернет-компания Европы как бы легитимизирует это слово через его естественное использование там, где это полностью соответствует существующим грамматическим нормам языка, возможно, будет полегче.

Я запросила комментарии у Яндеса официально и не очень, буду держать вас в курсе. Пока публичной реакции не было.

  • 10 октября 2017 года «Яндекс» официально своего голосового ассистента «Алиса».
  • В основе «Алисы» - нейронные сети, которые распознают речь, интерпретируют её , составляют ответы и синтезируют голос помощника. «Алиса» обучается на огромных массивах текстов, чтобы общаться с пользователем на свободные темы.
  • Есть и «редакторские» реплики, написанные командой для ответов на популярные вопросы.
  • Одна из главных сложностей в разработке такой системы: понять, что будет интересовать пользователей, и как они будут об этом спрашивать. Кто-то спрашивает у поисковика «где я», кто-то - «какая моя геолокация».
  • Основные отличия «Алисы» от конкурентов (к примеру, Siri) - интеграция с собственной поисковой системой компании и наличие нейронной сети, с помощью которой помощник самостоятельно генерирует новые реплики.

Почему «Яндекс» взялся за разработку голосового ассистента

К 2017 году своих голосовых помощников представили крупнейшие мировые ИТ-компании: на англоязычном рынке работает Siri от Apple, Assistant от Google, Alexa от Amazon, M от Facebook, Cortana от Microsoft. На азиатском - Duer от Baidu и Bixby от Samsung.

За создание «Алисы» компания принялась в конце 2016 года. Сервис начали разрабатывать потому, что вся индустрия движется в этом направлении: пользователь хочет и готов решать свои задачи в форме диалога с виртуальным помощником, готовы к этому и алгоритмы, - и можно переходить от голосового ввода к осмысленному диалогу.

Когда у пользователя появляется возможность задать вопрос голосом, он начинает говорить по-человечески. Вместо «Лада калина 2007 карданный вал дёшево купить» спрашивает: «Где мне купить карданный вал на "Ладу Калину" 2007 года»? Не выдумывает поисковый запрос, не формулирует его, как он привык это делать, а просто спрашивает.

В этом направлении параллельно движутся и поисковые алгоритмы, и диалоговые интерфейсы. Но в голосовом помощнике есть привязка к контексту - то есть способность удерживать смысл реплик и понимать, связаны ли с ними последующие высказывания.

Скажем, вы спросили «Алису»: «Какая завтра погода?» - она ответила вам: «+7 и ясно». Следующий вопрос может оказаться: «А на выходных?» Его легко понять человеку, но сложно машине - ведь в нём нет даже ключевого слова «погода». Диалоговый помощник умеет сопоставлять реплики и понимать, что вы всё ещё говорите о погоде.

Илья Субботин

Руководитель продукта «Алиса»

По словам разработчиков, пользователи «Яндекса» уже умеют обращаться к сервисам компании голосом - команда «Слушай, Яндекс» работает и в «Поиске», и в «Навигаторе», и в других приложениях. Так что привыкать к новому интерфейсу им не придётся.

Илья Субботин, руководитель продукта «Алиса»

С пользовательской точки зрения, говорит команда проекта, с появлением «Алисы» меняется несколько вещей. Помимо диалогового интерфейса, помощник обрёл личность - «Алиса» проявляет эмоции, умеет шутить и «не терпит унизительного обращения в свой адрес». К ней теперь можно обращаться по имени: «Слушай, Алиса».

С технологической - за работу помощника теперь отвечает многослойная нейросеть, которая учится на массивах текстов, понимает смысл запроса и самостоятельно синтезирует речь.

Как работает «Алиса»

«Алиса» встроена в поисковое приложение «Яндекса». Общаться с ассистентом можно как голосом, так и вводя запросы с клавиатуры. При возможности «Алиса» отвечает на заданный вопрос прямо в диалоговом интерфейсе, в других случаях - показывает поисковую выдачу по запросу или нужное приложение.

Под капотом

В основе «Алисы» - нейронные сети: они распознают речь, анализируют её, определяют тематику диалога, выделяют полезную для поиска информацию, синтезируют ответы помощника.

Почти все вычисления, помимо голосовой активации (распознавания фразы «Слушай, Алиса»), проводятся в облаке. «Конечно, было бы интересно перенести часть вычислений на смартфон, чтобы "Алиса" иногда могла работать и без интернета, - говорит Илья Субботин. - Но вычислительная мощность смартфонов слишком низкая для таких задач».

Технологии машинного обучения дошли до уровня, когда пользователь может просто говорить с приложением и видеть, что то его понимает, - а синтезированный голос приобретает звучание, близкое к естественному.

Команда «Алисы»

При этом мировое научное и технологическое сообщество находится лишь в начале пути - алгоритмы будут совершенствоваться и дальше. Распознавание речи, синтез, определение тематики беседы - всё это должно работать ещё лучше.

Есть общие продуктовые метрики, по которым можно оценивать работу помощника, - удовлетворенность пользователя, частота использования приложения. Но есть и более сложные параметры, объясняет Субботин. Например, умение находиться в контексте беседы: помощник должен помнить, о чём его спросил пользователь, уметь верно интерпретировать дополнительные вопросы и давать релевантные ответы.

«От релевантности одного конкретного диалога в будущем можно будет переходить к персонализации и мультизадачности: в идеале, когда я собираюсь на работу, я смогу спросить, что надеть, "Алиса" посмотрит погоду, маршрут до офиса, решит, на чем лучше доехать, и исходя из этого посоветует мне, что надеть».

Как объективно оценивать способность системы вести диалог, пока не ясно. Длина диалога мало говорит о его содержательности: беседа может затянуться, если пользователю интересно обсудить что-то с ассистентом или если помощник долго не может решить его задачу. Но и короткий диалог не всегда говорит об успешном решении проблемы.

Акцент на поиске

Разработчики голосового помощника Siri от Apple намеренно наращивают количество диалоговых сценариев - чтобы не демонстрировать пользователю поисковую выдачу. Перед командой «Алисы» такой задачи не стоит, потому что «Алиса» - другой продукт.

Apple поступает так не от богатства выбора. Просто это не поисковая компания. Мы абсолютно другие. Для нас поиск на первом месте - это лучший продукт, который у нас есть.

Загадывать, как интегрированный с поиском помощник будет адаптирован для работы на других устройствах, пока рано, считает руководитель продукта «Алиса»: индустрия пока не выяснила, какие именно устройства окажутся востребованы у аудитории, а кроме того, такие устройства будут предполагать разные сценарии взаимодействия, под которые можно будет адаптировать систему.

«У пользователя в любом случае есть задача, которую он хочет решить - взаимодействуя с голосовой колонкой или, допустим, системой управления автомобилем. В случае с колонкой упор будет сделан, вероятно, на музыке или новостях - и у нас есть музыкальный и новостной сервисы. В автомобиле водителя интересуют карты. Вряд ли он будет спрашивать у машины: "пластиковые окна купить дёшево"».

Крупные технологические компании делают ставку на экосистем «умных» устройств - и это расширяет возможности взаимодействия с помощником. Если для ответа на вопрос устройству без экрана понадобится показать поисковую выдачу или открыть приложение, помощник сможет запустить нужный сервис на другом - например, на смартфоне.

«Это лишь вопрос адаптации под устройство, - продолжает Субботин. Но, по-честному, мы пока ничего не знаем. Один из лидеров отрасли - Amazon, - до сих пор экспериментирует с форматами: у компании есть колонка Echo, мини-версия Echo Dot, варианты с камерой, с экраном».

Личность

Личность «Алисы», считают разработчики, - одно из её главных конкурентных преимуществ. Проекты, рассчитанные на англоязычную аудиторию, не пытаются создать сильную эмоциональную связь с пользователем, а наоборот, скорее от него отстраняются.

Чтобы дать ассистенту личность, команде нужно было определиться с полом, возрастом, именем и чертами характера персонажа, описать поведение и составить реплики, которые помощник будет использовать для диалога с пользователем - «редакторские» ответы.

Вместе с журналистом, писателем и бывшим руководителем группы маркетинга поиска «Яндекса» Владимиром Гуриевым разработчики описали характер персонажа и выбрали для него подходящие реплики.

Всего команда описала около 320 сценариев, в которых помощник отвечает редакторскими репликами. Для каждого из таких сценариев заложено от двух до семи ответов, которые система выбирает случайным образом. «Этого достаточно, чтобы сформировать личность, но недостаточно, чтобы потрепаться обо всём на свете», - говорит Субботин.

Разработчики решили, что ассистент будет молодой девушкой, которая всегда готова помочь владельцу смартфона, но при этом не допускает панибратского отношения. Она корректна и держит дистанцию, когда её пытаются оскорбить, но не высокомерна и не кичится своими знаниями.

Помощник также должен быть ироничным и - это важно в контексте систем искусственного интеллекта - самоироничным. «Дело в том, что наш алгоритм речевого синтеза, - да и все алгоритмы конкурентов, - не очень-то хороши в эмоциях. "Алиса" немножечко над собой посмеивается, добавляя слова "шутка" или "сарказм", где это нужно. Потому что она знает про себя, что пока не может хорошо интонировать», - объясняют разработчики.

Как выбирали имя

Команда составила список имён, которые, как показалось сотрудникам, лучше всего подходили к выбранным чертам характера. К имени предъявлялись также технические требования: например, в нём не должно было быть буквы «р» - её не выговаривают маленькие дети.

Кроме того, имя не должно было входить в другие слова или фразы. В качестве одного из вариантов разработчики рассматривали имя Майя - но оно могло спровоцировать ошибки распознавания на фразах вроде «Девятое мая». Важно было также, чтобы имя не входило в список наиболее популярных женских имён в России - чтобы сократить количество ложных активаций. Алиса в такой список не входит, но для тех пользователей, у кого в семье есть Алиса, останется возможность активировать помощника командой «Слушай, Яндекс».

Определившись с вариантами, разработчики вместе с социологами и аналитиками «Яндекса» составили опрос для пользователей сервиса «Толока». В нём компания просила определить черты характера девушки по имени. «Пользователей нельзя спросить прямо, какое имя больше подходит ассистенту, и мы спросили хитро. Взяли нужные нам характеристики - и наоборот, совсем неподходящие, и стали спрашивать: если у девушки вот такое имя, то она скорее, например, добрая или агрессивная?».

С большим отрывом, говорит Субботин, в опросе победило имя «Алиса». «И никто за время тестирования ни разу не сказал нам, что это плохое имя».

Как «Алиса» обучалась во время тестирования

Всего в тестировании ассистента приняло участие несколько десятков тысяч человек, а продлилось оно пять месяцев.

Главное, что мы выяснили за это время, - что двигаемся в верную сторону. И что те вопросы, которые, как мы думали, должны волновать пользователей, действительно их интересуют.

Перед запуском тестирования было важно определить наиболее вероятные сценарии взаимодействия: вопросы, которые пользователи будут задавать «Алисе», - а также понять, как именно они будут их задавать.

«Мы понимали, что людей волнует, к примеру, погода. Отлично, чтобы рассказать о погоде, надо на что-то среагировать - на какие-то пользовательские фразы», - рассказывает Субботин. Определившись с темой, разработчики описали самые простые сценарии: например, когда пользователь просто спрашивает: «Какая сейчас погода?». Затем добавили более сложные варианты: прогноз погоды на конкретное число, на несколько дней, на несколько дней в следующем месяце.

Ещё одна популярная тематика - определение местоположения. Изначально команда «Алисы» собрала несколько реплик, которыми пользователи могли бы активировать сценарий, но выяснилось, что зачастую люди задают вопросы совсем не так, как могли предположить разработчики. «Мы включили: "где я", "где я нахожусь", "какое моё местоположение", "какой у меня сейчас адрес". А пользователь спрашивает: "Подскажи, пожалуйста, где моя геолокация". Такое мы не могли предусмотреть».

Разработчики отслеживают типы запросов пользователей и релевантность ответов помощника и добавляют в ассистента новые сценарии, которые не были заложены в него изначально.

Команда также занимается разработкой специальной диалоговой модели - внутри компании её называют «болталкой», - которая в будущем может взять на себя всё общение с пользователем на отвлечённые темы и обучаться новым репликам самостоятельно.

«Болталка» обучается на больших массивах текстов, в том числе диалогов. Порой, говорят создатели, они не могут предугадать ответы «Алисы» - настолько человечными они оказываются, - а иногда она может и нахамить собеседнику. Но разработчики отслеживают некорректные реплики и удаляют их из системы.

Российские Группы
Почему они так называются?..

Журналисты очень любят спрашивать музыкантов: "А почему ваша группа так называется?" И этот вопрос, естественно, не лишен смысла. Ведь, как выясняется, в названиях групп столько намешано!.. Тут тебе и романтика, и холодный расчет, и случай, и помощь друзей, и жесткая воля продюсера... Поэтому мы и предлагаем сегодня меломанам наше исследование.

АКВАРИУМ
Путешествуя в 1972 году где-то в Купчино (спальный район Петербурга), БГ сотоварищи наткнулись на пивной бар-стекляшку, среди аборигенов известный как "Аквариум"... С этого дня группа уже не была безымянной.

АЛИСА
Умная девочка из сказки Льюиса Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" тут и рядом не сидела. Просто основателем группы был Слава Задерий. А у него "по жизни" было прозвище Алиса (почему - это уже другой вопрос). Вот, собственно, и получилось, что Задерий подарил свою кличку команде. Потом он ушел в группу НАТЕ!, а Костя Кинчев сменить название, видимо, поленился.

А-МЕГА
Название - непонятно чье и непонятно что. Швейцарские часы "Омега" - это понятно, "от альфы до омеги" - тоже известное выражение. Но А-МЕГА - этого нет ни в одном языке. Правда, вначале группа называлась АМЕГА, а именно так, через дефис, название разделил Роман Прыгунов, режиссер клипа "Ноги".

АУКЦЫОН
Почему "Лучшая Группа Империи", как окрестили ее рок-журналисты, назвала себя АУКЦЫОНОМ, никто уже не припомнит - давно это было... Зато доподлинно известно, почему она, вопреки правилам русского языка, пишется через "Ы". Дело, как утверждает гитарист Леонид Федоров, было так: "Однажды наш ударник после концерта раздавал людям автографы и везде ставил - "АУКЦЫОН". Потом приходит ко мне, спрашивает: "Лень, так правильно?" Я говорю: "Абсолютно". И все остальные мне поддакнули. Недели через две прикол раскрылся, но название в честь этого решили изменить. Вот, в общем-то, и все".

БГ
Понятно, что это всего-навсего сокращение от имени "Борис Гребенщиков". Но, видно, такой уж непростой Борис Борисыч человек, что его поклонники всюду готовы искать второй, а то и третий смысл. Как только они не "расшифровывают" две этих буквы. Тут тебе и "Без Головы", и "Борис и Глеб" (Глеб - сын Гребенщикова), и даже мерещится им что-то зловещее, вроде ГБ. Лично мне ближе версия поэта Андрея Вознесенского: "На русских старинных иконах и в летописях гласные не употреблялись. И "Бог" обозначался "БГ".

БРАВО
Бессменный лидер группы Женя Хавтан считает, что именно это слово принесло коллективу удачу, поскольку в нем есть "некая особая энергетика". А предложил название барабанщик Павел Кузин во время "мозгового штурма".

БРИГАДА С
Детище неистового шоумена Гарика Сукачева называлось сначала весьма претенциозно: БРИГАДА ПРОЛЕТАРСКОГО ДЖАЗА. Потом повзрослевший Гарик окрестил ее скромно - БРИГАДА С (не путать с СС!), т. е. попросту - БРИГАДА СУКАЧЕВА.

ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА
Это наименование, которым один из героев повести Федора Достоевского "Село Степанчиково и его обитатели" (лакей-графоман) наградил свой литературный опус. Сами же хлопцы не мудрствуют лукаво и не вдаются в философские дебри. "ВОПЛI ВIДОПЛЯСОВА?.. Красиво звучит!" - говорят они. Скорее всего, это название предложил группе бас-гитарист Александр Пипа, он же - бывший начитанный студент.

ВОСКРЕСЕНИЕ
Первый коллектив Леши Романова, основателя ВОСКРЕСЕНИЯ, назывался МЕРЦАЮЩИЕ ОБЛАКА. Позже из студенческого дуэта он превратился в полноценную рок-группу. И стал именовать себя совершенно психоделически - РЕБЯТА, КОТОРЫЕ НАЧИНАЮТ ИГРАТЬ, КОГДА ПОЛОСАТЫЙ ГИППОПОТАМ ПЕРЕСЕКАЕТ РЕКУ ЗАМБЕЗИ. А нынешнее имя коллективу подарил в 1979 году Евгений Маргулис, который перешел к Романову из МАШИНЫ ВРЕМЕНИ. Потом, правда, выяснилось, что Женя нашел его в Ленинграде. Чуть ли не до сих пор там существует группа ВОСКРЕСЕНИЕ... Врачи называют это "провокацией памяти".

ДДТ
Первое время детище Шевчука своего фирменного названия не имело. И называлось просто ГРУППОЙ ГЕННАДИЯ РОДИНА (по фамилии формального худрука коллектива). Однако когда провинциальная группа из Уфы прошла первый тур заочного музыкального конкурса "Золотой камертон", Москва потребовала от нее "как-то назваться". Клавишник Вова Сигачев случайно брякнул: ДДТ. И все скрепя сердце согласились. Правда, никого не устраивали мрачные ассоциации со средством от тараканов. Поэтому каждый музыкант предлагал свою расшифровку аббревиатуры: ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА, ДУРАКИ ИЗ ДОМА ТЕХНИКИ и т. д.

DEADУШКИ
Можно понимать это название и как "мертвые ушки", и как "старички" (т. к. участники группы, увы, немолоды). Изначально, возникнув еще в 1981 году, группа называлась СТРАННЫЕ ИГРЫ и, поскольку играла в стиле ска, считалась самой прогрессивной в стране. Но, видимо, мало кто знает, что одновременно с DEADУШКАМИ Сологуб и Рахов рассматривали еще один вариант названия - ЯДЫ. Однако из-за сходства английского yady с названием мафиозной группировки этот вариант был забракован.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ БАРАБАНЩИКИ
Звучит вроде бы странно, но логика у молодой группы из Ростова-на-Дону поистине железная. БАРАБАНЩИКИ - потому что, во-первых, все музыканты на самом деле барабанщики, а во-вторых - им "все по барабану!". Ну, а ЗАПРЕЩЕННЫЕ - потому что слово красивое. К тому же две буквы "Щ" пересекаются в названии. Впрочем, рассматривались и другие варианты - ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПАКОРАБАНЩИКИ, ПАРО-БАНЩИКИ и даже ПАРА БАНЩИКОВ. Хорошие такие, модные названия с оттенком "голубизны". Но, подумав, музыканты решили остаться немодными.

I.F.K.
Вообще говоря, довольно трудно подобрать название для группы, играющей в стиле хардкор - этой адской смеси металла, рэпа и панка. В этом хлопотном деле ребятам из модной московской команды помог... импортный баллончик из-под дихлофоса. Блуждающий взгляд кого-то из музыкантов случайно наткнулся на аббревиатуру "I.F.K." - "Insect Flying Killer", что переводится как "Убийца летающих насекомых". Впрочем, сами члены группы предпочитают расшифровывать I.F.K. иначе - как ЛЕТАЮЩИЙ УБИЙЦА НАСЕКОМЫХ. А что?.. Так действительно гораздо круче. Типа Бэтмен и все такое...

КАЛИНОВ МОСТ
От названия новосибирской группы Дмитрия Ревякина веет былинным духом. И это действительно так. Название подарила русская сказка, где герой-богатырь бьется за своих братьев на том самом Калиновом мосту сначала с трехглавым и шестиглавым драконами, а потом его поджидает самый страшный, двенадцатиголовый змей, предназначенный ему самому. Как комментирует Дима Ревякин, это означает, что витязь брал на себя чужие кармические задачи. Как, собственно, и музыканты группы. Непонятно, но патриотично!..

КИНО
Первоначально, в 1981 году, группа Цоя называлась ГАРИН И ГИПЕРБОЛОИДЫ. Вскоре неуклюжее название решили поменять. В нем чувствовалось что-то фальшивое - какая-то избыточная фантазия. Виктор захотел назвать группу короче, яснее, глубже. Вместе со своим соратником Алексеем Рыбиным (Рыбой) они чуть ли не целый день перебирали слова. В конце концов, так и не отыскав ничего приличного, остановились на первом попавшемся. Этим словом - в виде горевшей напротив неоновой вывески - было КИНО.

МОНГОЛ ШУУДАН
Для филателистов это вообще не вопрос. На почтовых марках нашей бывшей сестры по соцлагерю имеется надпись кириллицей, т.е. практически по-русски, - "Монгол Шуудан", что означает "почта Монголии". Казалось бы, обычное дело, но кому-то из участников московской группы сочетание этих двух слов показалось забавным.

НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС
Вначале студенты из Свердловска назвали себя просто НАУТИЛУСОМ. Если учесть, что группа возникла при Совдепе, смысл названия прочитывался легко: вы, ребята, стройте свой коммунизм, а мы уж поплывем как-нибудь сами по себе, как капитан-одиночка Немо в своей субмарине "Наутилус". Но провинциальным рокерам, как всегда, подгадила Москва. Дело в том, что в столице уже существовал ансамбль с аналогичным названием (там, кстати, когда-то играл "машинист" Евгений Маргулис). Когда свердловчане узнали об этом прискорбном факте, название своей группы им пришлось изменить. Но голову ломали недолго: прибавили всего-навсего еще одно слово - ПОМПИЛИУС. И вместо подлодки появился... моллюск, названный наукообразно, на латыни.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ
Алексей Кортнев и Валдис Пельш одно время вели подсчет журналистов, спрашивающих: "Почему вы называетесь НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ?" Бросили после того, как в Казани выдали денежный приз журналистке, которая была тысячной в этом списке. Вывели ее на сцену (она была красная, как рак) и вручили "лимон" старыми. На самом же деле название никак не связано с какой-то трагедией. Просто во дворе дома, где жил Кортнев, репетировала группа с таким же названием. Группа скоро разбежалась, а имя "приватизировал" Алексей.

НОГУ СВЕЛО!
Из огромного списка вариантов, которые горячо обсуждались, Макс Покровский помнит только два - ОРНАМЕНТ и ПОЮЩИЕ ПРАПОРЩИКИ (?!!). А нынешнее название был выбрано им однозначно, потому что показалось наиболее коммерчески выгодным.

НОЧНЫЕ СНАЙПЕРЫ
Название этой группы появилось случайно. Почти как в песне: "Был обычный зимний питерский вечер..." Две подруги, Диана Арбенина и Светлана Сурганова, шли на работу в казино, где исполняли свои песни. На перекрестке рядом с ними тормознула машина: "На охоту собрались, девочки?" Видимо, чехлы, в которых были скрипка и гитара, показались мужику винтовками.

PEP-SEE
Отвязанные девицы Инесса, Аня и Ася дебютировали в проекте со странным названием ЛЮКИ. Облом!.. И тогда наглые (или наивные?) девчонки решили, что их с радостью возьмет под крылышко всемирный "прохладительный" гигант. Раскатали губу!.. У капиталистов и без них всяких рики мартинов навалом (см. также ЧАЙ ВДВОЕМ).

ПРЕПИНАКИ
Изначально эта питерская группа, играющая электронный рок, называлась ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. Нынешнее название прижилось после гастролей в Дании, в результате банальной ошибки в афише, и было это 10 лет назад.

Профессор Лебединский
Вопреки очевидному факту биографии, всероссийский "лодочник" назван так не в честь папы-профессора. Все началось с шутки, которую Леша отколол в юности. Сначала он записал на спор блатную песню "Маша-дурочка", а вслед за ней - и знаменитого "Лодочника". Затем, когда насобирался целый альбом таких песен, он захотел его выпустить, но свою физиономию старался нигде не выставлять. А для придания солидности своему голосу - чтоб люди думали, что ему за сорок и что он мощный такой мужик, - он выбрал "Профессора". Псевдоним, под которым можно было выпускать кассеты для прикола. Так вот и доприкалывался. Даже свою студию он назвал Professor Records.

PUSHKING
Удачный пример совмещения коммерческого подхода и отражения национальных корней. А если учесть, что половина музыкантов этой классной команды родом из Пскова, где находится пушкинское Болдино, попадание вообще "в цвет". Вначале, когда музыкантов пригласили в Германию, лидер группы Коха придумал название LOST & FOUND (БЮРО НАХОДОК). Но потом это название "зарубили" немецкие же продюсеры. Они сказали, что это некоммерческое название, более того - "слишком американизированное" (!). Но российские музыканты не стали бы его менять, если бы не нашли лучшей замены. И вот в один прекрасный день приехал некто Мартин, друг-немец, и сказал, что у него есть классное название для команды - PUSHKING. На том и порешили.

РАЗНЫЕ ЛЮДИ
Монстры рока. Культовая группа, популярная на Украине наравне с ВВ. Пример удачного экспромта. Летом 87-го три харьковских рокера, игравшие в разных группах, поехали "зайцами" на рок-фестиваль в Ригу. Выступать на нем они даже не помышляли - ехали просто потусоваться. Вечером, выпив водочки, хлопцы пришли в центр города, на Домскую площадь, и, усевшись там на булыжной мостовой, стали по очереди петь на обшарпанной гитарке свои "социально-перестроечные" песни. На их счастье, в толпе зрителей оказался член оргкомитета фестиваля: "Отлично! Записываю вас в участники. Кстати, а как вы называетесь?.." - "Да мы люди совершенно разные, и у себя в Харькове играем тоже в разных группах...", - "Ага, значит, так и записываю: группа РАЗНЫЕ ЛЮДИ". Кстати, на том фестивале харьковчане заняли тогда второе место, уступив только набирающему популярность ЧАЙФУ.

РУССКИЙ РАЗМЕР
Казахстанские рэйверы Витя Бондарюк и Дима Копотилов, перебравшись в Россию, долго не могли подобрать название для своей группы. И вдруг Бондарюка осенило!.. РУССКИЙ РАЗМЕР - это намек на физиологию русского мужчины. Да-да, на эту самую "былинную силу". Впрочем, сами музыканты признаются, что девушкам в них нравятся отнюдь не размеры, а то, что оба они - "веселые и нежные".

СЕКРЕТ
Культовая группа 80-х, где когда-то блистали Макс Леонидов и популярный нынче шоумен Николай Фоменко, состояла в основном из студентов театрального института. На лекциях по научному коммунизму, когда было скучно и нечем заняться, они стали придумывать на бумажках разные названия. Вначале решили назваться КРИСТИНОЙ (была в их репертуаре такая шикарная песня). Но тут все заметили, что в этом есть некий "голубой" уклон. И кто-то однажды (все ведь битломаны) написал фразу из песни BEATLES - "Listen, do you want to know a secret?" ("Послушай, не хочешь ли ты узнать секрет?"). О, СЕКРЕТ! Нормальное слово, красивое, емкое. И голосованием именно это название и было утверждено.

СПЛИН
Саша Васильев, лидер СПЛИНА, еще с 12 лет знал, что когда-нибудь создаст свою группу. Поэзией в те времена он интересовался исключительно с точки зрения того, можно ли написать на стих рок-песню или нет. Пушкин был объявлен "плохим поэтом" и убран на полку. Но однажды Васильев прочитал стихотворение Саши Черного "Под сурдинку" и наткнулся на загадочное слово "сплин". Никто из знакомых, к его радости, не смог внятно объяснить, что оно значит. И это было то, что нужно!.. Так и родилось название группы. Между тем, если бы Саша заглянул в словарь иностранных слов, он бы узнал, что "сплин" - это "хандра, тоскливое настроение", а дословно - "злоба".

S.P.O.R.T.
Питерская группа, ставшая любимицей Тутты Ларсен и ее команды после ротации на MTV прикольного клипа "Каникулы". Как объясняют сами ребята, название возникло спонтанно. Вначале было слово, затем форма - заглавные латинские буквы с точками. И лишь позже пришло понимание. Оказывается, есть много общего в спорте и занятии музыкой. И там, и там хочется быть в первой десятке.

ЧАЙ ВДВОЕМ
Как признались сами Денис и Стас, словом ЧАЙ в названии своего дуэта они очень надеялись заманить богатых спонсоров. Например, финский чайный концерн "Форсман". Желающих, увы, не нашлось. Но практичные парни, судя по всему, надежды не теряют...

ЧАЙФ
К своему самоназванию уральские парни подошли по-мужицки обстоятельно. С одной стороны, всем будет понятно, что они проживают в районе чаеразвесочной фабрики. С другой - слово ЧАЙФ очень напоминает "кайф". А в рок-н-ролле, как известно, "без кайфа нету лайфа".



Рассказать друзьям