Характеристика героев произведения история одного города таблица. Cочинение «Герои и проблематика сатиры М.Е

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«История одного города». («Жизнь, находящаяся под игом безумия») Щедрин писал, отвечая тем, кто видел в «Истории одного города» «историческую сатиру», что он «совсем не историю предает осмеянию, а известный порядок вещей», то есть «те же самые основы жизни, которые существовали в XVIII в.», но которые «существуют и теперь». Фантастический «мир чудес», воссоздаваемый с использованием исторических реалий XVIII - начала XIX веков, мир, угрожающий настоящему, а тем более будущему, есть мир глубоко трагический. И «осмеяние», или насмешка, играет в щедринской сатире особую роль. «Это даже и не смех, а трагическое положение. <...> Изображая жизнь, находящуюся под игом безумия, я рассчитывал на возбуждение в читателе горького чувства, а отнюдь не веселонравия» (из письма Салтыкова к А.Н. Пыпину от 2 апреля 1871 года).

3 слайд

Описание слайда:

Каков же тот «порядок вещей», те «основы жизни», которые осмеиваются в «Истории одного города»? В «Обращении к читателю от последнего архивариуса-летописца» - Павлушки Маслобойникова - этот самый летописец восторженно пишет о «трогательном соответствии» глуповцев и их начальников. «Издатель» (Щедрин) в предисловии раскрывает смысл такого «соответствия»: «все они», то есть глуповские градоначальники, «секут обывателей», а обыватели при этом «трепещут». «Сечение» - знак подавления и насилия, некий знаменатель, художественно обобщающий «чудеса» административного рвения градоначальников. «Трепет» - тоже знак, тоже общий знаменатель, на этот раз - обывательского «начальстволюбия». А общий знаменатель того и другого - «трогательное соответствие», иначе говоря, гротескное изображение отношений власти (секущих) и обывателей (секомых). Таков политический быт города Глупова в любой момент его истории.

4 слайд

Описание слайда:

Первая глава «Истории одного города» - «О корени происхождения глуповцев», следующая за «Обращением к читателю от последнего архивариуса-летописца»,- призвана показать, что же определило именно такую историю города. В главе «О корени происхождения глуповцев» Щедрин пародирует рассказ летописца и изложение его историком, в основу же своего понимания и оценки кладет иной источник - устное народное творчество с характерной для него самоиронией, «самонасмешкой». Так, у известных знатоков и собирателей фольклора И.Сахарова и В.Даля он берет те насмешливые прозвища, которыми обменивались жители разных русских городов и весей: «головотяпы» - егорьевцы, «моржееды» - архангелогородцы, «лукоеды» - арзамасцы и т. д. Знал Щедрин и те анекдоты, которые приписываются «слепородам» - пошехонцам, в трех соснах заблудившимся. Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского», используя в качестве источника «Повесть временных лет» - древнейший памятник русского летописания, созданный в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, рассказывает о многочисленных племенах, обитавших в доисторические времена на территории будущей России, называя полян, радимичей, вятичей, древлян и прочих. В Нестеровой летописи о них сказано: «...и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». Ибо: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет». Рассказ Нестора о призвании в 862 году варяжских князей повторяет Карамзин, извлекая из него выводы, соответствующие его концепции истории русской государственности.

5 слайд

Описание слайда:

Во вражде и междуусобиях,- повествует глуповский летописец,- победили наконец головотяпы, ибо другие племена не умели тяпать головами. Но, победивши, головотяпы и тут совершают все те же бессмысленные дела. Тогда, по совету старца Добромысла, головотяпы решают искать себе князя. Только третий князь из тех, к которым идут головотяпы, соглашается «володеть» и «помыкать» ими: «А как не умели вы жить на своей воле и сами, глупые, пожелали себе кабалы, то называться вам впредь не головотяпами, а глуповцами». И «прибых собственною персоною в Глупов», «возопи: - Запорю!» Так впервые прозвучало это слово-предзнаменование, слово-символ, которым и «начались исторические времена», началась, собственно, история города Глупова. А глуповцы потому и именуются глуповцами, что променяли свою вольность на княжескую власть, избравшую главным орудием своего правления насилие - сечение. Таков «корень» их происхождения.

6 слайд

Описание слайда:

Реальная историческая основа произведения История Глупова в описании «Глуповского Летописца» начинается 1731 годом, когда вступила на императорский престол племянница Петра I Анна Иоанновна, а кончается годами 1825 (смерть Александра I и восстание декабристов) или 1826 (коронация Николая I). При этом называются имена действительно существовавших и правивших в России лиц («временщик» при императрице Анне Иоанновне герцог Курляндский Бирон, императрица Елизавета Петровна - «кроткая Елисавет», всесильный фаворит Екатерины II князь Григорий Потемкин и другие). И еще многое в этой «Описи» намекало на реальные факты русской истории.

7 слайд

Описание слайда:

Реальная историческая основа произведения Чередования градоначальников в «Истории...» не случайно. Оно служит, с одной стороны, достижению идейно-художественной цели, а с другой стороны - основывается на действительной исторической хронологии. Правление двух первых - по «Описи» - градоначальников приходится на годы царствования Анны Иоанновны, время так называемой «бироновщины», когда во главе государства фактически стал самовластный, жестокий и безнравственный «временщик» герцог Курляндский Эрнст Иоганн Бирон. «Бироновщину» как характерное воплощение системы политического фаворитизма можно сопоставить с «аракчеевщиной» - всевластием при Александре I Аракчеева - организатора системы «военных поселений» крестьян-солдат: «угрюм-бурчеевщина» в последней главе «Истории одного города» - несомненный псевдоним «аракчеевщины». Сатирической интерпретацией этих двух эпох в истории России Щедрин начинает и завершает «Историю одного города» как сатиру на определенный тип политического и общественного устройства, вовсе не ограниченный тем столетием, которое послужило «моделью» такого устройства.

8 слайд

Описание слайда:

Органчик Дементий Варламович Брудастый" («Органчик»), «прискакавший» в глуповскую «муници-пию» в августе 1762 года, то есть вскоре после июньского переворота, приведшего к власти мудрую и просвещенную Екатерину. Начальстволюбивые глуповцы, естественно, ликовали. «Явились даже опасные мечтатели», утверждавшие, будто «при новом градоначальнике процветет торговля и <...> под наблюдением квар-тальных надзирателей <то есть полицейских!> возникнут науки и искусства» «едва вломился в пределы городского выгона, как тут же, на самой границе, пересек уйму ямщиков». И глуповцам пришлось «изведать, каким горьким испытаниям может быть подвергнуто самое упорное начальстволюбие». А на приеме «чиновных архистратигов», то есть городского начальства, Брудастый, «сверкнув глазами, произнес: «Не потерплю!» - и скрылся в кабинете». Так прозвучали те знаменательные слова, тот мотив, который будет определять и политическую, и нравственную атмосферу неразумной глуповской жизни. «Неслыханная Деятельность вдруг закипела во всех концах города. <...> Хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают. <...> Гул и треск проносятся из одного конца города в другой, и над всем этим гвалтом, над всей этой сумятицей, словно крик хищной птицы, царит зловещее: «Не потерплю!» И повис над городом, проник в обывательские сердца «зловещий и безотчетный страх», вызванный безумно-лихорадочной деятельностью то ли человека, то ли заводной куклы.

9 слайд

Описание слайда:

Органчик В лихорадке всеобщего страха назревает абсурдно-фантастическая ситуация - глуповская крамола (шепотом говорили, что Брудастый вовсе не градона-чальник, а оборотень, присланный в Глупов «по легкомыслию»!) и глуповский бунт на коленях (типичный для глуповцев способ заявить свое «начальстволюбие»): смельчаки «предлагали поголовно пасть на колени и просить прощения» (в чем?) - «Что, ежели признано необходимым <вышней властью>, чтобы в Глупове, грех его ради, был именно такой, а не иной градоначальник?» (Тема глуповских «грехов» еще не раз появится на страницах «Истории одного города»). Фантасмагория глуповского бытия все нарастает: тут-то и обнаруживается, что на плечах Брудастого не голова, а пустой ящик-"органчик», испортившийся механизм которого не в состоянии наигрывать даже несложную, но исполненную какой-то нечеловеческой угрозы мелодию. Фантастическое приобретает гиперболические размеры - градоначальник- «органчик» вдруг удваивается: перед бунтующей во имя начальстволюбия толпой предстают два персонажа-гротеска с механическим «музыкальным» ящиком-головой, водруженной на человеческое туловище. Из уст одного из них с оглушительным криком вылетает еще одно сакраментальное слово: «Раззорю!» Лишь один звук способен издать механизм «Органчика», лишь один устрашающий мотив проиграть, и этот мотив тоже удваивается, усиливается в крике вдруг представшего перед толпой двойника: «Раззорю!». Механический человек-"органчик», бездушная кукла символизирует тупой механизм власти. Комизм ситуации приобретает в гротеске трагическую силу.

10 слайд

Описание слайда:

Бородавкин «Вмещал... в себе» много крику. В его сочинении «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» отразились не столько даже его «идеалы», сколько повседневный обиход его общения с обывателями, каждый из которых, по его убеждению, «всегда в чем-нибудь виноват»: «Речь должна быть отрывис-тая, взор обещающий дальнейшие распоряжения, походка неровная, как бы судорожная». И хотя он жаловался, что руки у него связаны, и втихомолку сочинял устав «о нестеснении градоначальников законами», на самом деле ничем не стеснялся и, ведя войны «за просвещение», ходил на обывателей походом, разоряя дома и слободы. Бородавкин Василиск Семенович - тип градоначальника, «у которого ноги во всякое время готовы были бежать неведомо куда».

11 слайд

Описание слайда:

Бородавкин При всей фантастичности отдельных деталей (войско Бородавкина состояло из оловянных солдатиков, лица которых в должный момент наливались кровью), у этих эпизодов была вполне реальная историческая основа: насильственное введение картофеля, начиная еще со времен Екатерины. Каковы были "хлопоты" по обращению в картофельную "веру", видно из официального отчета по Вятской губернии, вероятно известного служившему там Салтыкову: "Для приведения толпы в некоторое смущение губернатор велел дать залп из 46 ружей. 30 человек были повержены на землю". Больше крестьяне не упорствовали, "убедившись, - как сказано в том же документе, - в пользу мер правительства к разведению сего овоща". Сравним с этим сказанное в бородавкинском сочинении: "...Может случиться и так, что толпа, как бы окоченев в своей грубости и закоренелости, коснеет в ожесточении. Тогда надлежит палить".

12 слайд

Описание слайда:

Характеристика глуповцев. Глуповцы - обитатели города, образ которого впервые появился в начале 1860-х гг. в очерках писателя «Глупов и глуповцы» и «Глуповское распутство», запрещенных цензурой. Глуповцы, как пояснил Щедрин в полемике с критиками книги, - это «народ исторический», то есть реальный, не идеализированный, «люди, как и все другие, с тою только оговоркою, что природные их свойства обросли массой наносных атомов... Поэтому о действительных «свойствах» и речи нет, а есть... только о наносных атомах». Эти «атомы» - пассивность, невежество, «начальстволюбие»,забитость, легковерие, способность к вспышкам слепой ярости и жестокости - изображены сатириком в крайне гиперболизированном виде. Глуповец - «человек, которому с изумительным постоянством долбят голову и который, разумеется, не может прийти к другому результату, кроме ошеломления». Проявление же иных «свойств» имеет для их обладателей самые трагические последствия.

13 слайд

Описание слайда:

«Он был ужасен» В 1810 году Александр I выдвинул идею особой формы расквартирования войск, так называемых «военных поселений», которую тут же начал осуществлять Аракчеев, тогда председатель Департамента военных дел Государственного совета Российской империи. Однако в основном деятельность Аракчеева, при активном участии самого царя, по организации «военных поселений» развернулась после 1815 года. В результате этой реформы армии за десять лет сложилась целая социально-политическая система, захватившая значительную часть территории России и до нескольких сотен тысяч крестьян («военных поселян»). Оставаясь крестьянами, они должны были трудиться на своем полевом наделе, но одновременно становились солдатами, подчиненными вместе со своими семьями строжайшей дисциплине, до мелочей регламентированному не только военному, но и трудовому, и бытовому режиму. Сама жизнь преподнесла в этом случае нечто до такой степени безумное, что Щедрину оставалось только вставить этот фантастический «проект» в сатирическую раму «Истории одного города». Глуповцам предстояло пережить еще одно «покаяние» - неизмеримо более страшное. Страшная фигура Угрюм-Бурчеева прямо и сразу же вызывала в сознании читателей облик и в особенности деятельность александровского «временщика», всемогущего А.А. Аракчеева.

14 слайд

Описание слайда:

Угрюм-Бурчеевщина В числе же элементов, составлявших природу Угрюм-Бурчеева, отсутствовали всякие следы каких-либо эмоций: все человеческое было заменено в нем «непреклонностью, действовавшею с регулярностью самого отчетливого механизма». Опять-таки перед нами кукла, механизм, «запрограммированный» лишь на прямую линию, доведенную до абсурда, до наготы. Такое извращение самой сущности, самого естества природы человеческой есть вместе с тем полное осуществление идеи самовластия в ее до предела очищенном от всякой движущейся, переливающейся многочисленными оттенками и красками жизни виде. Портрет Угрюм-Бурчеева, сохранившийся в городском архиве,- лицо (маска) такой власти: «Перед глазами зрителя восстает чистейший тип идиота, принявшего какое-то мрачное решение и давшего себе клятву привести его в исполнение». «Ка-за-р-рмы!» - вот краткая, окончательная, исчерпывающая формула угрюм-бурчеевского идеала. Потрясающая своей казарменной простотой и бесчеловечностью угрюм-бурчеевская «антиутопия» - это такое представление об идеале социального устройства, которое ставит своей целью не достижение полноты человеческого бытия, а напротив, его унижающее упрощение.

15 слайд

Описание слайда:

Перехват-Залихватский Летопись, веденная четырьмя архивариусами, обрывается на 1825 годе. В этом году приходит «некто», кто оказывается «ужаснее» Угрюм-Бурчеева, и именно тогда, как сказано в предисловии «От издателя», «по-видимому, даже для архивариусов литературная деятельность перестала быть доступною». Символом «исторического тупика», наступившего в 1825 (или 1826) году, должен был стать Перехват-Залихватский Архистратиг Стратилатович, майор, о котором в «Описи градоначальникам» сказано только: «О сем умолчу. Въехал в Глупов на белом коне, сжег гимназию и упразднил науки». Не является ли эта зловещая фигура глубоко скрытым иносказательным намеком на приход новой, «внеисторической» эпохи или истори-ческого тупика после поражения восстания декабристов и воцарения Николая I? Эзопов язык Щедрина столь богат, что однозначные трактовки здесь невозможны, ибо искажают глубинные смыслы его сатиры, хотя такое сопоставление и напрашивается само собою.

16 слайд

Описание слайда:

Конец истории. Что такое «оно»? Некоторые исследователи творчества Щедрина полагали, что «оно» символизи-рует выражение народного гнева, гнева «устыдившихся» глуповцев - восстание, революцию. Такое предположение основывается на том, что глуповцы, когда «переполнилась чаша», после тайных ночных совещаний, вероятно, предприняли какие-то действия ради своего освобождения. Однако представляется несомненным, что Щедрин вполне сознательно оставляет без ответа вопрос: что это за действия и к чему они привели? Именно «после этого» и является «оцепенелой толпе» загадочное «оно». Во всяком случае, очевидно, что «оно» поражает не только градоначальника Угрюм-Бурчеева, но и самих глуповцев. «Оно» является как возмездие, как приговор глуповской истории вообще.

17 слайд

Описание слайда:

ВЫВОД "Историю одного города" Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889) современники называли "пасквилем на историю государства Российского". Эта книга сохраняет актуальность и в наше время, являясь, по сути, не беспощадным приговором "русской действительности", а безжалостной хирургической операцией, вскрывающей и врачующей "язвы" общества.

18 слайд

Описание слайда:

Эта статья посвящена одному из величайших русских писателей XIX века - Михаилу Евграфовичу Салтыкову-Щедрину. Рассмотрим самый известный из его романов и обратим особое внимание на краткое содержание. «История одного города» (Салтыков-Щедрин) - невероятно злободневное, гротескное и самобытное произведение, целью которого является обличение пороков народа и власти.

О книге

«История одного города» - роман, ставший вершиной сатирического таланта Салтыкова-Щедрина. В произведении описывается история города Глупова и его жителей, которая является по своей сути пародией на самодержавную власть в России. Первые главы романа вышли в свет в 1869 году и сразу вызвали бурю осуждения и критики в адрес автора. Многие увидели в произведении неуважение к русскому народу, издевательство над родной историей.

Попробуем понять, насколько эти обвинения были оправданы, изучив краткое содержание. «История одного города» (Салтыков-Щедрин написал роман всего за два года) считается венцом всего творчества писателя, рассмотрим же это произведение подробнее. А заодно можно выяснить, почему роман остается злободневным и по сей день. Как ни удивительно, но пороки, актуальные для века XIX, оказались настолько неискоренимыми, что дожили до наших дней.

Краткое содержание: «История одного города» (Салтыков-Щедрин). Глава 1

Эта глава содержит обращение летописца-архивариуса к читателю, стилизованное под старинную манеру письма. Затем роль повествователя поочередно исполняют автор, издатель и комментатор архива, где хранятся записи истории глуповцев. Здесь же обозначается главная цель книги - изобразить всех градоначальников Глупова, которые когда-либо были назначены российским правительством.

Глава 2

Продолжаем излагать краткое содержание («История одного города»). «О корени происхождения глуповцев» - такое говорящее название носит вторая глава. Повествование здесь носит летописный характер, автор рассказывает о жизни и быте головотяпов - так раньше назывались жители Глупова. Доисторическая эпоха, описываемая в главе, кажется фантастической и гротескно нелепой. А народы, обитавшие здесь в те времена, предстают совершенно недалекими и нелепыми.

В этой части романа автор явно подражает в манере изложения «Слову о полку Игореве», что подтверждает и краткое содержание. «История одного города» («О корени происхождения глуповцев» в частности), таким образом, предстает весьма абсурдистским и сатирическим произведением.

Глава 3

Эта часть представляет собой краткое перечисление всех двадцати двух градоначальников Глупова с небольшими комментариями, где содержатся основные заслуги каждого чиновника и обозначена причина ухода каждого из жизни. Например, Ламврокакис был заеден в постели клопами, а Ферапонтова растерзали в лесу собаки.

Глава 4

Начинается основное повествование романа, о чем свидетельствует краткое содержание («История одного города»). "Органчик" - таково название 4 главы и прозвище одного из примечательнейших градоправителей, которых повидали глуповцы.

У Брудастого (Органчика) в голове вместо мозгов был механизм, способный воспроизводить два слова: «не потерплю» и «разорю». Правление этого чиновника могло быть долгим и успешным, если бы однажды его голова не пропала. Как-то утром для доклада к Брудастому вошел письмоводитель и увидел только тело градоначальника, а головы на месте не наблюдалось. В городе начались волнения. Выяснилось, что часовщик Байбаков пытался отремонтировать органчик, что был в голове у градоправителя, но не смог и отправил письмо Винтельгальтеру с просьбой прислать новую голову. Увлекательно, но с долей абсурда разворачиваются события этой главы, что передает ее краткое содержание.

«История одного города» (Органчик здесь один из ярких и показательных героев) - не только роман, обличающий государственный строй, но и пародия на правителей России. Салтыков-Щедрин рисует героя, который в состоянии произнести всего две реплики, но его право на власть не оспаривается. Наоборот, как только голову привозят, она водружается на место, и волнения в городе прекращаются.

Глава 5

Продолжаем излагатькраткое содержание. «История одного города» (Салтыков-Щедрин) - произведение, красочно обличающее всю абсурдность жизни монаршей России. И 5-я глава не стала исключением, в ней описывается борьба за власть после того, как город остался без назначенного свыше управителя.

Завладев казной, место градоначальника занимает Ираида Палеологова. Всех недовольных ее правлением она приказывает схватить и заставить признать ее власть. Но в Глупове появляется еще одна претендентка на власть, которой удается свергнуть Ираиду, - Клементинка де Бурбон.

Но правление Клементинки длилось недолго, появилась третья претендентка на власть - Амалия Штокфиш. Она напоила горожан, и те схватили и посадили в клетку Клементину.

Затем властью завладела Нелька Лядоховская, а за ней была Дунька-толстопятая, а с ней Матрена-ноздря.

Эта неразбериха с властью продолжалась семь дней, пока не прибыл в Глупов назначенный властями градоначальник - Семен Константинович Двоекуров.

Глава 6

Сейчас повествовать о правлении Двоекурова будет краткое содержание («История одного города», Салтыков-Щедрин) по главам. Этот деятельный градоправитель издал указ об обязательном употреблении глуповцами лаврового листа и горчицы. Самым значимым, что сделал Двоекуров, была запись о том, что в Глупове необходимо открыть академию. Никаких других данных из его биографии летопись не сохранила.

Глава 7

Глава описывает шесть благополучных лет из жизни глуповцев: не было пожаров, голода, болезней, падения скота. И все благодаря правлению Петра Петровича Фердыщенко.

Но не знает пощады к чиновникам сатира, которой так мастерски орудует Салтыков-Щедрин. «История одного города», краткое содержание которой мы и рассматриваем, небогата на счастливые времена. И вот на седьмой год правления все меняется. Фердыщенко влюбился в Алену Осипову, которая отказала ему, так как была замужем. Муж Алены, Митька, узнав об этом, взбунтовался против власти. Фердыщенко за это сослал его в Сибирь. За грехи Митьки пришлось расплачиваться всему городу - настал голод. Глуповцы обвинили в этом Алену и сбросили ее с колокольни. После этого в городе появился хлеб.

Глава 8

Продолжают развиваться события, включенные в краткое содержание («История одного города»). Отрывок (8 класс изучает этот момент) из книги, описывающий их, обычно бывает включен в школьную программу. Речь здесь идет о том, что градоначальник вновь влюбился, но теперь в Домашку-стрельчиху.

Теперь город настигает другое бедствие - пожар, спастись от которого удалось лишь благодаря дождю. Глуповцы обвиняют в случившемся градоправителя и требуют, чтобы он ответил за все свои прегрешения. Фердыщенко прилюдно кается, но тут же пишет донос на народ, осмелившийся выступить против власти. Узнав об этом, все жители города оцепенели от страха.

Глава 9

Злободневность, злая насмешка и желание исправить прискорбную ситуацию в стране проявляются в романе, который написал Салтыков-Щедрин («История одного города»). Краткое содержание дает лишнюю возможность в этом убедиться. Фердыщенко решает поживиться на выгонах. Он убежден, что от его появления травы станут зеленее, а цветы - пышнее. Начинается его путешествие по лугам, сопровождающееся пьянками и запугиванием глуповцев, которое заканчивается тем, что от переедания у градоначальника перекашивает рот.

В Глупов присылают нового градоправителя - Василиска Семеновича Бородавкина.

Глава 10

Описанию нового градоначальника будет посвящено краткое содержание. «История одного города», отрывок (8 класс) которой изучается в школе, может привлечь юных читателей как раз своей сатирической стороной.

Новый градоначальник отличается тем, что привык постоянно кричать и этим добиваться своего. Спал только с одним закрытым глазом, в то время как второй за всем следил. И был сочинителем - писал проект об армии и флоте, ежедневно добавляя в него по строчке.

Бородавкин сначала боролся за просвещение, потом понял, что недоумие бывает лучше многоумия, и стал бороться против него. В 1798 году он скончался.

Глава 11

Продолжаем подробно излагать краткое содержание («История одного города»). Салтыков-Щедрин, по главам разбив повествование, сделал каждую часть романа отдельной вехой в истории Глупова. Так, устав от войны, связанной с просвещением, глуповцы потребовали освободить от нее город совсем. Поэтому реформа нового градоначальника Микаладзе (запрет издавать любые законы и прекращение борьбы с просвещением) пришлась им по душе. Единственной слабостью нового представителя власти была любовь к женщинам. Умер он от истощения сил.

Глава 12

Описанием тяжких времен для глуповцев начинает данный раздел повествования Салтыков-Щедрин («История одного города»). Краткое содержание (отрывок этой главы часто приводится в школьных учебниках) рассказывает о том, что из-за постоянной смены власти, а то и полного отсутствия градоначальника, городом управляли квартальные, которые привели Глупов к голоду и разорению.

Затем в город был назначен француз дю Шарио, который любил есть пироги с начинкой и веселиться, государственные же дела его не интересовали.

Глуповцы начали строить башню, конец которой должен был достичь небес, поклоняться Волосу и Перуну. Язык их стал похож на смесь обезьяньего и человеческого. Глуповцы стали считать себя самыми мудрыми в мире.

Интересно краткое содержание «История одного города» по главам. Так, описанная в этой части перемена в глуповцах напоминает библейские рассказы о городе Вавилоне.

Новый градоначальник Грустилов благосклонно воспринял падение нравов глуповцев, считая это истинным наслаждением жизнью.

Глава 13

Подходит к концу краткое содержание. «История одного города» (Салтыков-Щедрин) по главам разделяется так, что предпоследняя глава становится описанием гибели Глупова.

Идеи нового градоправителя Угрюм-Бурчеева о равенстве превращают город в казарму, где всякое свободомыслие тут же карается. Такое устройство жизни приводит к исчезновению Глупова и гибели глуповцев.

Глава 14

Как заканчивает свое повествование Салтыков-Щедрин? История одного города (краткое содержание последней главы представлено ниже) завершилась. В заключение автор представляет свод трудов градоначальников города Глупова о том, как должно управлять подчиненными, какие обязанности надо исполнять верховной власти, как вести себя и выглядеть градоправителю.

«История одного города» была написана (1870г) в так называемую «эпоху ошпаривания». Множество людей подверглось арестам, очень сильно развивалась реакция. Это времена сильного политического и идеологического террора. Вставал вопрос нравственного состояния и определения.

«Меня нет никакого дела до истории, и я имею ввиду лишь настоящее…Я вовсе не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей»,-так говорил о своем произведении сам автор, Михаил Евграфович. И действительно, несмотря на то, что в произведении четко прослеживается течение времени, есть определенные даты, но событий этих не было, автору не важно, что происходило в то время, ему важно настоящее, все эти градоначальники, это не представители той или иной эпохи, это всё то, что присутствует сейчас.

Жанр произведения- антиутопия. Это мир, в котором не хочется жить, чувствуется его обреченность. Это жанр пророчества, предостережения. Писатель словно не оставляет надежды на лучшее, но эта надежда живет в душе читателя.

Вернемся же к зарождению города. Был примерно 1730г, до которого существовал лишь абсурдный мир, в котором жили разрозненные племена, называвшиеся по главному качеству своих жителей, например, тугодумы, твердолобы, остолопы и тд. Но настал момент, когда они решили изменить жизнь, они захотели все упорядочить, сделать цивилизацию, призвать правителя,тк видели свою несостоятельност ь в управлении. Доисторические глуповцы жили в царстве перевернутой логики, а теперь же они стали жить в царстве извращенной логики.

На всем протяжении истории в городе было 22 градоначальника, все они являлись словно куклами, марионетками, их вид и поступки заставляют смеяться, Салтыков-Щедрин высмеивает их. Чего стоит один Органчик… На встрече с глуповской интеллигенцией он отошел к крыльцу, хотел заорать, как он обычно это делал, но лишь криво улыбнулся, он сломался… Сломалась государственная машина. Идея государственност и и человечности несовместимы. Но глуповцы не испытали счастья, когда исчез градоначальник, они переживали, что не смогут обходиться без власти выше.

Далее идет повесть «о шести градоначальницах ». А на седьмой день произошло решение этого конфликта. Вообще, Салтыков-Щедрин часто использует библейские мотивы. Библия- вечная книга. Было семидневное противостояние, показана вся грязь общества. Ну а потом пошли остальные градоначальники… Прыщь с фаршированной головой, бригадир, затеявший путешествие по Глуповской области…которую было видно из одного угла до другого. Демонстрируются все развращенные нравы. Последним же оказался Угрюм-Бурчеев, он не был из слоя интеллигенции и элиты, как предыдущие, он был обычным солдатом, который в знак верности верховному правителю отрубил себе палец. В портрете Угрум-Бурчеева есть идея всеобщего равенства, он одет в серую шинель, потому что в его голове сидят идеи коммунизма, казарменности, но так же он демонстрировал аскетичность власти, он почти не пользовался привилегиями. Но его идея равенства превращается в уравниловку, а идея единодушия в единомыслие. Это все является сильным отклонением от идей настоящего равенства. Возникают тотальные доносы…

(Салтыков-Щедрин словно предвидит события начала 20 века) В довершении всего он решил убрать реку, тк она мешала его представлению о будущем, но река оказалась неподсильным препятствием, потому что была живой, ему даже чудились ее разговоры.

Появление Угрюм-Бурчеева приводит к концу истории, появилось «оно». Но что это такое? Во все времена трактовки были разные, все зависело от политической обстановки в стране:

1) Революция народа.

2) Возникновение сильной реакции.

3) Угроза с запада.

Всегда это было чем-то тревожным. Так же в произведении есть очень таинственное существо, которое всегда подъезжает к городу, причем все ближе и ближе, издавая звуки «туру-туру»… Первый раз пыль на дороге вместе с кем-то, находившееся там, появилась после того, как растерзали Аленку (у глуповцев был обычай сбрасывать кого-нибудь с обрыва или просто растерзать) . Но в этот раз появление необычного приняли за привычный привоз хлеба и не обратили внимание. Словно как и в жизни, что-то опасное, тревожное принимают по глупости за какую-то привычную вещь, потому что ленятся обратить внимание на происходящее. Во второй же раз этого испугались, ну действительно, как стало ближе опасность, так и обратили внимание… Но потом это «оно» зашло в город, «и история прекратила ход свой». Но что же это значит, если появился новый губернатор, который «въехал в город на белом коне»? Возможно и будет новая история, с чистого, белого листа, как конь нового губернатора… но может быть и история действительно прекратила свой ход… а последним градоначальником оказался этот разрушитель, который выстроил что-то новое, но уже не то… Салтыков-Щедрин в свойственной себе манере оставляет открытый финал, ничего неизвестно, будет ли возрождение, не будет ли его? Автор этого не знает, но он надеется на него, хотя и не оставляет читателю надежды…

1. Амадей Мануйлович Клементий (1731 - 1734 гг.) . В прошлом - прекрасный повар- макаронщик. Оказался в России благодаря герцогу Курляндскому. Дослужился до градоначальника. Требовал от жителей искусно стряпать макароны. Оказался в Березове за измену.


2. Фотий Петрович Ферапонтов (1734 по 1738 .) Бригадир. Р В прошлом - парикмахер того же герцога. Основная деятельность: борьба с теми, кто не платил налоги. Любимое занятие: взирание на тех, кого били розгами. Судьба: съеден в лесу злыми псами.


3. Иван Матвеевич Великанов (1738 по 1740 .) Деятельность: утопил в речке директора экономии, ввел налог по 3 копейки с каждого(лично для своих нужд) . Бил капитан - исправников. Отправлен в острог за любовную интригу с Авдотьей Лопухиной. .


4. Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев (1740 - 1745) Капитан-поручик из лейб-гвардии. Был " отважным", брал штурмом город, которым правил. Уволен.


5. Ламврокакис (1745 - 1756) . Грек, бежал из страны без чина, имени и даже отчества. Занятие: торговля. С Сторонник классического образования. Был съеден клопами.


6. Иван Матвеевич Баклан (1756 по 1761) Бригадир. Высокого роста (три аршина три вершка). Считал, что родственник Ивана Великого. Во время страшной бури расчленен пополам.


7. Богдан Богданович Пфейфер (1761 по 1762 .) Гвардии сержант. Из Голштинии. Ничего не делал и уволен за невежество.


8. Дементий Варламович Брудастый (1762) Вместо мозга в голове - органчик. Работал над интонацией фразы " не потерплю", с помощью которой общался с горожанами. В Его боялись. Любил собирать недоимки. Анархия и войны - вот результат правления.


9. Семен Константинович Двоекуров (1762 по 1770) . При нем две улицы были вымощены. Появились пивоварни. Принуждал выращивать горчицу и лавровый лист. Хотел открыть академию. Любил бить жителей города. Умер сам.


10. Маркиз Антон Протасьевич де Санглот (1770 - 1772) Из Франции. Веселый человек. Любил петь неприличные песни. Судьба: уволен.


11. Петр Петрович Фердыщенко (1772 по 1779) Из солдат (из денщиков Потемкина). До 1778 в городе, им управляемым,было спокойно. Не умен, косноязык. Недоимки не собирал. При нем в городе был голод и пожар. Умер от обжорства во время путешествия по окрестностям города.


12. Василиск Семенович Бородавкин (1779 по 1798 .) Активно боролся с недоимками, собрав 2, 5 рубля. При нем стала популярной карточная игра ламуш и прованское масло. Сделал зеленой одну улице и одну мостовую замостил. Вместо академии построил дом для арестантов.При нем было четыре войны за просвещение и 3 войны против просвещения. Собирался поджечь город, но случайно умер.


13. Онуфрий Иванович Негодяев (1798 по 1802) . Происхождение: из крестьян. Был истопником в Гатчине. Брал камни с мостовых и строил памятники. Город при нем пришел в упадок, а жители стали " шерстяными"..


14. Ксаверий Георгиевич Микаладзе (1802 по 1806 .) Из князей Добрейший. Умел общаться с улыбкой. Обожал женщин. При нем росло население. Умер от истощения сил.. 15. Феофилакт Иринархович Беневоленский (1806 - 1811 .) Статский советник, товарищ Сперанского. Жители его любили и толстели. Влюблен в купчиху Распопову, Обожал поесть. Переводил с латинского философов и придумывал проповеди для священников. Приказывал жителям есть горчицу и использовать прованское масло. Получал дань за откуп. Отправлен в ссылку за связь Бонапартом.


16. Иван Пантелеич Прыщ (с 1811 г. , определенное число лет). Офицер. При нем руководили городом сами глуповцы. Голова у него была фаршированной. Погиб от дворянина


17. Никодим Осипович Иванов (1811 - 1819 гг.) Статский советник, глупец. Не понимал законы, умер от усердия понять указ.


18. Виконт Ангел Дорофеевич Дю Шарио (1811 - 1821 гг.) . Родился во Франции. Любил дамские платья и лягушек. Да и был девушкой. Отправлен на родину


19. Эраст Андреевич Грустилов (1815 и 1825 гг.) Статский советник. Приятель Карамзина. Меланхолик. Любил женщин и сочинять сладострастные стихи. Дань с откупа при нем была высока: пять тысяч рублей в год.


20. Угрюм-Бурчеев Жители отмечали его идиотизм и бессовестность.Разрушитель старого города. Почивал на земле. Людям приказал носить военную форму, заниматься маршировкой, беспрестанно работать. Его не стало во время какого-то природного явления. Исчез во время странного природного явления.


21. Архистратиг Стратилатович Перехват-Залихватский Майор. Из тех, кто въехал в город на белом коне. Сумел спалить гимназию и раскритиковать все науки.


Градоначальники правят в городе с говорящим названием Глупов.

«История одного города», краткое содержание которой приведено в данной статье, это ироническая, гротескная летопись города Глупова. Сатира Салтыкова-Щедрина прозрачна, поэтому в тексте легко угадывается облик современной России.

Только на первый взгляд кажется, что повесть, как опись градоначальников – галерея безумия и моральных уродств человеческих. На самом деле каждый образ узнаваем по-своему.

К сожалению, произведение не теряет своей уникальности по сей день.

История создания «Истории одного города»

Замысел произведения вынашивался автором несколько лет. В 1867 году появляется рассказ о градоначальнике с фаршированной головой, съеденной с аппетитом в конце. Данный герой преобразился в губернатора по фамилии Прыщ. А сам рассказ стал одной из глав повести.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (1826-1889)

Через год автор приступил к написанию самой летописи Глупова. Работа длилась более года. Изначально произведение называлось «Глуповский летописец», окончательное заглавие появилось позднее. Перемена названия обусловлена тем, что второе несет более широкую смысловую нагрузку.

В год окончания повесть впервые напечатана в альманахе «Отечественные записки», где Михаил Евграфович подписался псевдонимом Н. Щедрин. Через полгода выходит самостоятельное издание. Текст несколько отличается. Изменена последовательность глав, а характеристика и описание губернаторов переписаны в сокращении, но стали выразительнее.

Главные герои и их характеристика

Главные герои произведения – это градоначальники и горожане – обитатели Глупова. Ниже приводится таблица с характеристиками. Дан кратко обзор основных персонажей.

Амадей Мануйлович Клементий Итальянец. На Родине служил поваром. Его коронным и самым вкусным блюдом были макароны. Герцог Курляндский, восхищенный его кулинарными способностями, забрал его с собой в качестве семейного повара. После Амадей Мануйлович получил высокий статус, что помогло ему занять должность градоначальника. Клементий заставлял всех глуповцев делать макароны. Отправлен в ссылку за государственную измену.
Фотий Петрович Ферапонтов Был личным парикмахером герцога Курляндского. После чего стал управлять городом. Большой любитель зрелищ. Никогда не пропускал публичных наказаний на площади. Всегда присутствовал, когда кого-либо пороли розгами. В 1738 году управленца растерзали псы.
Иван Матвеевич Великанов Знаменит тем, что утопил директора, ответственного за экономику и хозяйство в водоеме. Впервые ввел налог с горожан. С каждого по несколько копеек в казну правления. Часто жесточайше избивал исправников. Замечен в неприличной связи с первой женой Петра I (Авдотьей Лопухиной). После чего был заключен под стражу, где пребывает до сих пор.
Маныл Самылович Урус-Кугуш-Кильдибаев Бравый военный, гвардеец. Методы управления соответствующие. Запомнился горожанам отвагой, граничащей с безумием. Как-то раз даже брал штурмом город Глупов. В летописи о нем информации мало. Но известно, что в 1745 его уволили с должности губернатора.
Ламврокакис Беглый гражданин Греции неизвестного происхождения, имени и рода. До того, как стать градоначальником, торговал на рынке соседнего города мылом, маслами, орехами и прочими мелочами. Погиб в собственной кровати в неравном бою с клопами.
Иван Матвеевич Баклан Знаменит высоким ростом более двух метров. Погиб во время урагана. Сильный ветер сломал мужчину пополам.
Дементий Варламович Брудастый Роль мозга в его голове выполнял своеобразный механизм, напоминающий орган. Но это не препятствовало выполнению обязанностей губернатора, составлению и оформлению бумаг. Поэтому жители называли его ласково Органчик. С публикой он не контактировал, но постоянно изрекал единственную грозную фразу «Не потерплю!» Отчего городские обитатели пребывали в вечном страхе. Активно взыскивал налоги и подати. После его правления около недели была анархия.

Образ символизирует глупость, пустоту и ограниченность большинства чиновников и управленцев.

Семен Константинович Двоекуров Активный и деятельный управляющий. Мостил дороги (целых две). Организовал местное производство пива и медовых напитков. Принуждал жителей к взращиванию и употреблению горчицы, а также лаврового листа. Активнее других собирал недоимки. За любые провинности и без них сек глуповчан розгами. Единственный, кто умер естественной смертью.
Петр Петрович Фердыщенко Бывший солдат. Был денщиком самого Потемкина, чем изрядно гордился. Первые шесть лет прошли спокойно. Но потом бригадир будто спятил. Глубиной ума не отличался. Имел дефект речи, поэтому был косноязычен. Скончался от переедания.
Василиск Семенович Бородавкин Появляется в главе «Войны за просвещение».

Портрет героя соответствует фамилии.

Самое длительное правление в истории города. Предшественники запустили недоимки, поэтому Бородавкин взялся строго. В процессе сгорело более 30 деревень, а выручить удалось всего два с полтиной рубля. Обустроил одну площадь, высадил деревья на одной улице.

Постоянно застегивался на все пуговицы, тушил пожары, создавал ложные тревоги. Решал проблемы, которых не было.

Заставлял глуповцев возводить дома на фундаменте, разводить персидскую ромашку, употреблять прованское масло.

Мечтал присоединить Византию, после чего переименовать Константинополь в Екатериноград.

Пытался открыть академию, не получилось. Поэтому построил тюрьму. Боролся за просвещение, но одновременно против него. Правда обитатели города не видели разницы. Мог сделать еще много «полезного», но внезапно скончался.

Онуфрий Иванович Негодяев Человек из народа. Служил истопником в Гатчине. Велел разрушить улицы, вымощенные предшественниками. А из полученного камня отстроить монументы и памятники. Глупов пришел в упадок, кругом разруха, а горожане стали дикими, даже заросли шерстью.

С должности был уволен.

Угрюм-Бурчеев В прошлом военный, поэтому помешан на армии и боевых действиях. Пустой ограниченный, глупый, как большинство героев книги. Предпочел разрушить Глупов и отстроить рядом другой город, сделав из него боевое укрепление. Принудил жителей ходить в военной форме, жить по армейскому распорядку, выполнять абсурдные приказания, строиться и маршировать. Угрюмов всегда спал на голой земле. Пропал без вести во время природного явления, которое никто не мог объяснить.
Эраст Андреевич Грустилов Выглядел всегда обиженным, огорченным, что не мешало быть развращенным, пошлым. Во время его правления город погряз в разврате. Писал меланхолические оды. Умер от необъяснимой тоски.
Прыщ Как многие правители города, из бывших военных. Был при должности несколько лет. Решил взяться за управление, чтобы отдохнуть от работы. Глуповцы неожиданно разбогатели при нем, что вызвало подозрение и нездоровые реакции в людских массах. Позднее выяснилось, что у губернатора фаршированная голова. Финал плачевен и неприятен: голову съели.

Второстепенные персонажи

Князь Заграничный правитель, которого глуповцы попросили стать их князем. Был глуп, но жесток. Все вопросы решал восклицанием: «Запорю!»
Ираида Лукинична Палеологова Самозванка, появившаяся в период смуты после смерти Брудастого (Органчика). На основании того, что муж ее царствовал несколько дней, и ее исторической фамилии (намек на Софью Палеолог – бабушку Ивана Грозного) потребовала власти. Правила несколько дней за городом.
Перехват-Залихватский Победоносно явился на белом коне. Сжег гимназию. Залихватский стал прообразом Павла I.
Глуповцы Жители города. Собирательный образ народа, слепо поклоняющегося самодурству власти.

Список героев приведён не полный, дан в сокращении. Только во времена смуты сменилось более десяти правителей, из них шесть женщин.

Представляет собой конспект произведения по главам.

От издателя

Рассказчик уверяет читателя в подлинности документа. В доказательство отсутствия художественного вымысла приводится аргумент об однообразии повествования. Текст целиком посвящен биографиям градоначальников и особенностям их правления.

Рассказ начинается с обращения последнего писаря, излагавшего хронику событий.

О корне происхождения глупцов

Глава описывает доисторический период. Племя головотяпов вело междоусобные войны с соседями, победив их. Когда последний враг был повержен, население растерялось. Тогда начали поиски князя, чтобы правил ими. Но даже самые глупые князья не хотели браться за власть над дикарями.

Нашли того, кто согласился «володеть», но жить на территорию владений не поехал. Отправлял наместников, которые оказывались ворами. Пришлось явиться князю собственной персоной.

Органчик

Началось правления Дементия Брудастого. Обывателей удивляло отсутствие у него эмоций. Выяснилось, что в голове его небольшое устройство. Механизм проигрывал всего две короткие композиции: «Разорю» и «Не потерплю».

Потом агрегат сломался. Местный часовщик не смог самостоятельно починить. Заказали из столицы новую голову. Но посылка, как это часто бывает в России, потерялась.

Из-за безвластия началась смута, а затем недельная анархия.

Сказание о шести градоначальницах

Во время анархической недели сменилось шесть самозванок. Притязания на власть женщин основывались на том, что их мужья, братья или другие родственники когда-то правили. Либо они сами были в услужении в семьях градоначальников. А у некоторых вовсе не было оснований.

Известие о Двоекурове

Семен Констатинович пробыл у власти около восьми лет. Правитель передовых взглядов. Основные новаторства: пивоварение, медоварение, посадки и употребление лаврового листа и горчицы.

Реформаторская деятельность достойна уважения. Но перемены были насильственными, нелепыми и ненужными.

Голодный город

Первые шесть лет губернаторства Петра Фердыщенко были размеренными, спокойными. Но потом он влюбился в чужую супругу, которая чувств не разделила. Началась засуха, потом другие катаклизмы. Как следствие: голод и смерти.

Народ взбунтовался, отловил и сбросил избранницу чиновника с колокольни. Восстание было жестоко подавлено.

Соломенный город

После следующей любовной связи управителя начались пожары. Сгорел целый район.

Фантастический путешественник

Градоправитель отправился в путешествие по домам и селам, требуя, чтобы ему выносили еду. Это и стало причиной его гибели. Обыватели напуганы, что их обвинят в намеренном закармливании начальника. Но все обошлось. На смену фантастическому путешественнику из столицы прибыл новый.

Войны за просвещение

Бородавкин подошел к должности основательно. Изучил деятельность предшественников. Решил равняться на реформатора Двоекурова. Велел снова высевать горчицу, собирать недоимки.

Жители взбунтовались, стоя на коленях. С ними стали вестись войны «за просвещение». Победа всегда была за властью. В наказание за неповиновение велено употреблять прованское масло и сеять персидскую ромашку.

Эпоха увольнения от войн

При Негодяеве город обнищал еще больше, чем при предыдущем властителе. Это единственный управленец из народа, ранее служил истопником. Но демократическое начало не принесло пользы населению.

Примечателен период Прыща. Он не занимался никакой деятельностью, но народ богател, что вызвало сомнения. Предводитель дворянства раскрыл секрет: голова начальника была начинена трюфелями. Догадливый приспешник самолично ее полакомился.

Поклонение мамоне и покаяние

Преемник фаршированной головы – статский советник Иванов скончался от указа, которого не смог понять, лопнул от мыслительной натуги.

На смену явился виконт де Шарио. При нем жилось весело, но бестолково. Административными делами никто не занимался, но было много праздников, балов, маскарадов, иных забав.

Подтверждение покаяния и заключение

Последним управляющим стал Угрюм-Бурчеев. Тупоголовый тип, солдафон. Автор называет его «чистейшим типом идиота». Полагал разрушить город и воссоздать новый – Непреклонск, сделав из него военное укрепление.

Оправдательные документы

Приводятся записки, созданные бригадирами в назидание последователям и приемникам.

Анализ произведения

Произведение не может относиться к малым литературным формам: рассказу или сказке. По содержанию, композиции и глубине смыслов оно значительно шире.

С одной стороны, слог, стиль письма напоминают реальные сводки. С другой – содержание, описание героев, событий, доведенные до абсурда.

Пересказ истории города охватывает около сотни лет. В написании летописи участвовало поочередно четыре местных архивариуса. Сюжет освещает даже историю народности. Местные жители произошли от древнего племени «головотяпы». Но потом были переименованы соседями за дикость и невежество.

Вывод

Отражена история государства со времен призвания Рюрика на княжество и феодальной раздробленности. Освещено появление двух Лжедмитриев, царствование Ивана Грозного и смута после его смерти. Он появляется в образе Брудастого. Двоекуров, который становится активистом и новатором, учреждая пивоварение, медоварение, символизирует Петра I с его реформами.

Глуповцы бессознательно поклоняются самодержцам, тиранам, выполняя самые абсурдные приказы. Жители – образ российского народа.

Сатирическая хроника могла быть применена к любому городу. В произведении иронически передана судьба России. Повесть не теряет своей актуальности по сей день. По произведению снят фильм.



Рассказать друзьям